Соционическая культура личности: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Пахотина, Елена Анатольевна

  • Пахотина, Елена Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 148
Пахотина, Елена Анатольевна. Соционическая культура личности: философско-культурологический анализ: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тюмень. 2011. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пахотина, Елена Анатольевна

Введение.

Глава 1. Концептуальные подходы к исследованию соционической культуры.

§ 1. Социо-антропоцентристский подход к исследованию соционической культуры.

§ 2. Аксиологическая форма бытия соционической культуры

§ 3. Нормативная форма бытия соционической культуры.

Глава 2. Содержание и формы соционической культуры личности

§ 1. Соционическая модель личности в контексте культуры.

§2. Содержание и формы соционической культуры личности.

ГЛАВА 3. Пути воспитания соционической культуры личности

§1. Функции соционической культуры личности.

§2. Формирование соционической культуры личности.

§3. Соционическая культура как способ воспитания социальной ответственности личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соционическая культура личности: философско-культурологический анализ»

Актуальность темы исследования. Исследование нового явления культуры - соционики, актуально с позиции новой научно-технической революции, в которую вступило наше человеческое сообщество, -информационной революции. Осознание главенствующей роли информации в жизни человека и общества, привело к необходимости использования информационного подхода не только в анализе природных и социальных явлений, но и в исследовании структуры личности и моделировании ее психики. Это связано с тем, что любой объект изучения, в том числе и такая сверхсложная система как личность, имеет свое информационное отображение.

Первым, к анализу психики человека применил «информационный подход» К.Г. Юнг. Он рассмотрел человеческую психику с точки зрения того, как человек получает, перерабатывает и использует информацию. Согласно Юнгу, для общения с внешним миром человеку нужны четыре психические функции: ощущение (для получения информации через органы чувств), мышление (для анализа полученной информации), чувство (для оценки информации) и интуиция (для обобщения информации). Эти функции могут быть представлены в экстравертном и интровертом варианте. Таким образом, К.Г. Юнг создал восемь психологических типов. Открытие К.Г. Юнга, по сути, было открытием механизма селекции и переработки сигналов, воспринимаемых психикой. А. Аугустинавичюте используя это открытие, предложила теорию шестнадцати типов информационного метаболизма людей и разных форм взаимоотношений между ними, создав новое полидисциплинарное направление - соционику. Так, появился новый ракурс в рассмотрении информационной структуры психики человека и законов коммуникации информационных систем (человек, коллектив, социальные группы).

Феномен соционики, все более актуализируется в культуре современного общества, становится значимым определение его смыслового и содержательного наполнения. Стоит заметить, что соционика сложилась на пересечении различных частных дисциплин — информатики, психологии, социологии в 70-х годах XX века. Модели типов информационного метаболизма (основной «инструментарий» соционики) - надежный и достоверный метод исследования главного в человеке - его психики как информационной системы, а значит, его индивидуальных и личностных характеристик и свойств. В связи с чем, к концу первого десятилетия XXI века к этой отрасли науки проявляется все больший интерес среди специалистов, занятых исследованием и приложениями «человеческого фактора». Одновременно, становится очевидным, что феномен соционики, существуя в социокультурном пространстве, формирует определенное «поле», которое автор обозначает термином «соционическая культура». Соционическую культуру можно рассматривать как особую сферу, составную часть социокультурного пространства, которая задается соционикой как феноменом культуры, и отражает взаимодействие бытия человека и соционики. Термин «соционическая культура» используется для того чтобы отметить, каким образом человек взаимодействует с таким знанием как соционика, и как соционика может влиять на внутренний мир человека и его отношения с другими людьми.

Вместе с тем, соционическая культура не освоена философской и культурологической теорией, современная наука о культуре делает первые шаги по пути изучения этой области бытия соционики.

Итак, актуальность исследования соционической культуры обусловлена рядом причин:

Во-первых, реализация информационного подхода к анализу личности привела к выявлению информационной структуры психики и обобщенных типологических моделей личности, тем самым определяя новые источники самопознания и самопонимания личности.

Во-вторых, современная ситуация предъявляет высокие требования к развитию и использованию человеческого потенциала, к самостоятельности и инициативе личности, что приводит к проблеме эффективного выявления способностей и талантов человека, определения его по пути максимального развития и творческой реализации.

В-третьих, научно-техническая революция в сфере информатики и коммуникационных средств общения расширила связи между государствами настолько, что человечество, к настоящему моменту, оказалось внутри глобального коммуникационного пространства. В этих условиях культура диалога, организация эффективного общения, формирование основ взаимопонимания между взаимодействующими сторонами и норм социального общежития, интерпретация собственного поведения, и поведения других людей, приобретают особую актуальность и «остроту».

В-четвертых, необходимость философского и культурологического осмысления соционической культуры обусловлена отсутствием в области современных наук о культуре концептуальных представлений о соционике как феномене культуры. Вместе с тем, культурная наполняемость феномена соционики формирует множество различных аспектов — от сугубо личных внутренних переживаний, до общих норм поведения. Личные переживания связанны с самосознанием, самоидентификацией, самоопределением личности как пониманием «себя», самореализацией как творческой деятельности. Общие нормы поведения проявляются в эффективной коммуникации, стремлении к бесконфликтным диалогам и отношениям.

Систематизация аспектов феномена соционики, позволяет выделить сложное образование - соционическую культуру, которое на основании соционической типологии, формирует разнообразные культурные сценарии, определяя новое качество самоорганизации и саморегуляции деятельности личности, гармонизации ее внутреннего мира и умения строить позитивные коммуникации.

В связи с чем, важно философско-культурологическое осмысление нового феномена культуры - соционической культуры, - ее содержания, условий и факторов становления.

Состояние изученности проблемы. Соционическая культура не новое понятие. Впервые в контексте «грамотной информационной специализации и правильно организованной коммуникации между людьми» [149, 403] его употребили исследователи Бескова JI.A. и Удалова Е.А., однако как реальное явление на категориальном уровне авторы специально его не рассматривали. Исследование феномена соционической культуры с позиций философско-культурологического анализа, пока еще не получило должного развития.

Базовыми исследованиями для формирования понятия соционическая культура, стали фундаментальные работы ряда исследователей, осмысливавших сущность и специфику культуры в целом, с различных сторон, используя для этого оригинальные подходы. Понятие «культура» в рамках антропологического подхода рассматривали такие мыслители как Бахтин М.М., Белик A.A., Гердер И.Г., Гирц К., Гуревич П.С., Данилевский Н.Я., Кант И., Орлова Э.А., Павлов A.B., Петров М.К., Сартр Ж.-П., Тайлор Э., Тойнби А., Уайт JL, Флиер А.Я., Юнг К.Г., и др.

В русле деятельностного похода к определению культуры работали исследователи Бромлей Ю., Вебер М., Гегель Г.В., Каган М.С., Маркс К.Г., Маркарян Э.С., Межуев В., Огурцов А., Сагатовский В.Н., Щедровицкий Г.П. и др.

Аксиологическая трактовка культуры прослеживается в трудах Бердяева H.A., Виндельбанда В., Вышеславцева Б.П., Гартмана Н., Гуссерля Э., Дильтея В., Кребера А., Лосского Н.О., Парсонса Т., Риккерта

Г., Сорокина П.А., Швейцера А., Шелера М., Шпенглера О., Штейна Э., Флоренского П.А., и др.

Социологический подход к изучению культуры прослеживается в работах Маркса К.Г., Дюркгейма Э., Леви-Стросс К., Моль А., Ионина Л.Г., Ерасова Б.С., Злобина Н.С., Кертмана Л.Е., Когана Л.Н., Радугина

A.A., Рожко К.Г. и др.

Культуру как единство материального и идеального; духовного, практического и духовно-практического определяли такие исследователи как Блажевич Н.В., Блажевич Т.А., Вилков Н.О., Захарова Л.Н., Капеко М.А., Ларин Ю.В., Рожко К.Г., Селиванов Ф.А., Шабатура Л.Н. и др.

В процессе осмысления соционической культуры концептуально значимыми становятся труды по теории соционики. Отдельно следует отметить работы Аугустинавичюте А. - создательницы соционической теории. Силами этого автора разработан категориальный аппарат соционики и основные понятия и методы. Актуальным представляется также обращение к трудам таких авторов как Антошкин В.Н., Багульник

B., Букалов Г.К., Гут М.М., Вайсбанд И.Д., Ельяшевич A.M., Ермак В.Д., Кашницкий С.Е., Кривошеин Е.М., Куликов П.П., Митрохина А.Л., Миронов В.В., Небыкова С.И., Овчаров A.A., Прилепская H.A., Прокофьева Т.Н., Рейнин Г.Р., Румянцева Е.А., Стратиевская В.И., Стукас В.А., Седых Р.Г., Толстиков В., Тыщенко В.П., Федорова В.К., Филатова Е.С., Чурюмов С.И., Якубовская Т.С., и др. чьими усилиями расширяются предметные связи соционики и области ее применения на практике.

Понятие «соционическая культура» раскрывается через идеологию и глубинные ценности соционических типов и квадр - однородных малых групп, четверок, в рамках которых формируются общие информационные ценности. В связи с этим следует отметить работы Букалова A.B., Гуленко В.В., Горенко Е., Горенко О., Десяткина A.C., Карпенко О.Б., Литвиненко И.Ю., Мегедь В.В., Митрохиной А.Л., Савченко С.В., Таланова В.Л.,

Цыпина П.Е., Чикирисовой Г.В., Шульмана Г.А. и др., акцентирующие особое внимание на изучении аксиологии малых групп и сверхценностей соционических типов сквозь призму аспектов информационного потока — логики, этики, интуиции и сенсорики. Заслуга Бесковой Л.А., Кашницкого С.Е., Мегедь В.В., Румянцевой Е.А. и Удаловой Е.А. заключается в развитии взглядов на соционическое знание как на основу, задающую этические ориентиры личности.

Существенное значение в исследовании феномена соционической культуры имеют труды И.Ю. Литвиненко, О. Горенко и В.В. Гуленко. И.Ю. Литвиненко соотносит системные компоненты деятельности по М.С. Кагану (преобразовательная, коммуникативная, познавательная, оценивающая, художественно-эстетическая) с соционическими клубами (управленцы, гуманитарии, исследователи, социалы) и доказывает, что носители типа информационного метаболизма каждого клуба имеют определенные системные компоненты деятельности в качестве ведущего. Такой подход позволяет рассматривать соционическую культуру в деятельностном аспекте как выражение типологически детерминированной активности людей.

Значимыми для раскрытия форм проявления соционической культуры личности стали работы Белецкой И. и Шлаиной В.М. В своих исследованиях, они акцентировали свое внимание на связи компонентов личности (самосознание, саморазвитие, самореализация и самоактуализация) с особенностями проявления того или иного типа информационного метаболизма.

Представленный обзор степени разработанности темы диссертации позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время отсутствует целостное и обобщающее понятие соционической культуры, как специфической формы деятельности личности, выражающейся в соционическом сознании, мышлении и поведении.

Глубокого анализа соционической культуры, который в полной мере охватывал бы деятельностное, аксиологическое, социальное поля данной культуры, автор не обнаружил. В связи с этим отсутствует комплексная научная концепция соционической культуры, которая выявляла бы ее особенности, формы проявления, специфику, функции и особенности формирования. В данной диссертационной работе рассмотрена соционическая культура не просто в качестве важного компонента культуры личности, но и в качестве важного фактора развития и творчества человека, воспитания социальной ответственности личности.

Объект исследования. Соционическая культура как феномен бытия соционики.

Предмет исследования. Соционическая культура личности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в целостном философско-культурологическом анализе природы, содержания, форм, функций и особенностей формирования соционической культуры личности.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть социо-антропоцентристский подход к исследованию соционической культуры;

- показать аксиологическую и нормативную формы бытия соционической культуры;

- выявить особенности соционической модели личности в культурном контексте;

- раскрыть содержание и формы соционической культуры личности, фиксируя связь с такими составляющими личности как самоопределение, самоидентификация, адаптация и самореализация;

- определить функциональную значимость соционической культуры личности;

- рассмотреть особенности формирования соционической культуры личности;

- исследовать роль соционической культуры в воспитании социальной ответственности личности.

Методологические основы исследования. В качестве методологической базы для анализа соционической культуры послужили:

- социо-антропоцентристский подход (Межуев В.М., Туровский М.Б., Ларин Ю.В.), способствующий раскрытию сущности соционической культуры и позволяющий сконструировать целостное понятие соционической культуры;

- деятельностный метод (Каган М.С., Маркарян Э.С.), открывающий возможности выявления основания соционической культуры как специфической деятельности;

- аксиологический метод (Сорокин П.А.), направленный на выявление ценностного каркаса соционической культуры;

- феноменологический метод, применяемый для описания соционической культуры личности как таковой и характера ее проявлений;

- сравнительный метод соотнесения целого (всеобщего) и частного (конкретного), открывающий возможности описания общего, частного, единичного и уникального в соционической культуре;

- принцип системности (Берталанфи Л., Пригожин И., Эшби У.Р., Каган М.С., Щедровицкий Г.П. и др.), в рамках которого проводится анализ личности как системы по переработке информации. Системный анализ, выступает в качестве методологического фундамента, на основании которого осуществляется синтез различных методологических парадигм;

- герменевтический метод интерпретации и понимания, раскрывающий функциональную значимость соционической культуры и метод моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленной в работе целью и решаемыми задачами и заключается в следующем:

1) соционическая культура впервые становится предметом специального философского и культурологического исследования;

2) выявлены сущность и формы бытия соционической культуры;

3) соционическая культура личности рассмотрена как интегративное образование, которое включает в себя соционическое сознание и соционическое поведение, способствующее адаптации и самреализации личности;

4) выявлены гуманистические и регулятивные функции соционической культуры личности, способствующие формированию творческой инициативности, коммуникативных качеств личности и интегративности социального существования;

5) предложен подход к формированию социальной ответственности личности с помощью соционической культуры как метода воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Соционическая культура рассматривается через взаимосвязь субъект-объектных отношений, и определяется как специфическая система деятельности, включающая в себя соционическое мышление, сознание и соционическое поведение.

2. Аксиологическая форма бытия соционической культуры понята как совокупность сверхценностей соционических типов личности; а также как система ценностей, включающая, в том числе, положительное отношение к соционике, соционическим явлениям и потребность к постоянному расширению, углублению и практическому применению соционических знаний.

3. Нормативная форма бытия соционической культуры представлена системой норм, разработанной в соответствии с соционической типологией личности, регулирующей отношения между членами общества и направленной на сохранение общности как целого. Нормы сформированы для всех типов личности - социона (общее), для группы соционических типов - квадры (частное), и для отдельных соционических типов (особенное и единичное).

4. Соционическая культура личности, определена как интегративное образование, которое соединяет в себе компоненты соционического сознания и поведения: соционические знания, систему ценностных ориентаций, субъектные качества личности (самоопределение, самосознание и самоидентификация), информационную специализацию, "грамотную" коммуникацию, позволяющее эффективно взаимодействовать в социальном окружении и способствующее реализации творческого потенциала личности;

5. В практическом плане, соционическая культура раскрывается через ее человекотворческие (познавательную, гармонизирующую, ценностную, мировоззренческую) и регулирующие (герменевтико-коммуникативную, нормативно-регулирующую, интегративную) функции;

6. Соционическая культура личности, должный уровень развития соционического сознания, творческой деятельности и отношений личности (к себе, к другим личностям), обеспечивается соответствующим соционическим образованием. Такое образование формирует: умение использовать соционические знания и нормы в качестве руководства, управления, регулирования своей деятельности и поведения; умение ориентироваться в многообразии соционических сверхценностей, избирать и руководствоваться ими; умение строить бесконфликтные и конструктивные диалоги и отношения; умение развивать субъектные качества личности (способность к самосознанию, самоопределению); умение в процессе деятельности максимально реализовывать свой потенциал;

7. Соционическая культура, определяя основания для формирования внутреннего и внешнего уровней социальной ответственности личности, создает базу для сознательного принятия и исполнения субъектом обязанностей.

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволят в личностном плане оптимизировать процесс самопонимания и самоидентификации, осознания личностью своих способностей и наклонностей, а в плане социальном -обеспечить укрепление и интеграцию социума, реализовать возможность целенаправленного выбора вектора развития социальных систем. Вместе с тем, концептуальное решение задач диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для дальнейшей теоретической разработки положений соционической культуры, расширения функций и областей применения.

Предложенные автором рекомендации позволят: осуществить содержательное и мировоззренческое формирование научных представлений о феномене соционической культуры в целом; оценить место и роль феномена в системе социального взаимодействия; сформировать новую систему воспитания социальной ответственности личности.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания ряда гуманитарных и социальных дисциплин: соционики, культурологии, философии, психологии, социологии, а также разработки спецкурсов.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения диссертационной работы и результаты исследования отражены в выступлениях диссертанта на 2-х Международных (Тюмень), 4-х Всероссийских (Тюмень, Пенза), 1-ой Областной (Тюмень), 1-ой Межвузовской (Нефтеюганск) научно-практических конференциях.

Содержание и основные выводы диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на заседаниях и семинарах кафедры философии ГОУ ВПО «Тюменского государственного нефтегазового университета». Диссертантом разработан и читается на кафедре Философии Тюменского государственного нефтегазового университета и в Институте дополнительного образования при ТюмГНГУ спецкурс «Соционика».

По результатам диссертационного исследования издано 12 работ, в том числе 2 коллективные монографии (Социальная ответственность в контексте воспроизводства качества жизни. Диалектика социальной ответственности. Типология социальной ответственности// Качество жизни: диалектика духовного и социального/ Под.ред. К.П. Стожко. Екатеринбург, 2007; Соционика как модель воспитания социальной ответственности личности// Культура социальной ответственности: теория и практика/ Под ред. К.П. Стожко. Екатеринбург, 2009), 10 статей (из них 1 статья в аккредитованных ВАК РФ журнале) общим объемом 5,3 п.л.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 148 страницах. Список литературы состоит из 205 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Пахотина, Елена Анатольевна

Выводы по главе 3:

Функциональный анализ, выявляя специфику соционической культуры, ее социальный и индивидуальный статус, раскрывает человекотворческую и регулятивную сущность соционической культуры личности, характеризуя развитие человеческой индивидуальности и условия объединения людей в единое целое. Она служит глубинным источником самопонимания и самоидентификации личности. Адекватное проявление функций возможно только при условии развитой соционической культуры личности, сформированной посредством специально организованной подготовки - соционического образования. Сутью соционического образования является представление о соционике и соционическом сознании, соционическом поведении, смысле, ценностях и функциях.

Объектом воспитания соционической культуры выступает также социальная ответственность личности, определяемая как добровольное принятие субъектом (личностью) на себя обязанностей и полное исполнение этих обязательств. С позиции «высокого» и «низкого» в культуре автор убеждается, что инструментом их преодоления выступит овладение соционической культурой каждого субъекта взаимодействия.

Заключение

Соционическая культура, как реально существующий феномен, будучи непосредственным порождением информационной революции, являет собой сложное образование и является результатом поиска ответов на вопросы, касающихся сути человека, его предназначения, направления развития, вопросов бытия в мире. Вырастая из типологических моделей личности, она основывается на глубинных факторах психики личности, обусловливающих особенности восприятия, мышления и поведения личности, определяя новое качество самоорганизации и саморегуляции деятельности личности, гармонизации ее внутреннего мира и умения строить эффективные коммуникации.

Соционическая культура рассматривается как деятельностная характеристика личности. Определяющим при этом является ее понимание в философско-культурологической направленности, поскольку оно выводится из связи личности и деятельности и предполагает культурную активность личности при овладении предметом деятельности. Соционическая культура выступает как система норм и ценностей, позволяющая субъекту выделить максимально близкий к оптимальному способ совершенствования своей жизнедеятельности. Таким образом, соционическая культура понимается как совокупность элементов, регулирующих деятельность, поведение и общение субъектов, способствующих поиску путей реализации творческого потенциала, формирующаяся, функционирующая посредством взаимодействия соционического знания и личности.

Соционическая культура личности является специальной культурой и неотъемлемым компонентом общей культуры личности; порождаемая ею реальность становится фактором субъективного бытия личности, обуславливая ее отношения с действительностью. Соционическая культура глубоко пронизывает самосознание личности, организует, определяет мышление и поведение человека, межличностные отношения, социальное творчество и любую другую деятельность личности.

Содержание соционической культуры имеет личностный (индивидуальный) и социальный блоки. Соционическая культура вырастает из внутреннего содержания человека, из личности, обязательно являющейся носителем определенного соционического типа, но основанием формирования соционической культуры является соционическое знание, усвоенное субъектом. Соционическая культура, развитая в человеке до оперативно-прикладного состояния, направляет активность личности в созидательное, творческое и конструктивное русло.

Соционическая культура личности предстает в виде «информационной специализации», как обязательного знания собственного соционического типа и полного освоения своих типовых возможностей (специализация в деятельности), и «грамотной коммуникации» как умения конструктивно взаимодействовать с личностями, имеющими другие соционические типы.

Соционическая культура личности определяется как интегративное образование, соединяющее в себе соционическое сознание и поведение. Должный уровень развития соционической культуры личности характеризуется знанием собственного социотипа (самопонимание, самоидентификация), наличием сформированного соционическим знанием мировоззрения и зрелой системы ценностей (самоопределение). Соционическая культура проявляется в умениях пользоваться соционическим знанием, строить бесконфликтные диалоги и отношения, в ориентации на сотрудничество и кооперацию (коммуникация, адаптация), а так же в понимании недоступных собственному восприятию сверхценностей других соционических типов, в умении поставить свои интересы в равное положение с интересами Других. Соционическая культура представляет, собой также уровень творческой деятельности личности, которая основана на сильных функциях, а так же мотивационных установках своего соционического типа (специализация).

Соционическая культура (как комплекс мероприятий) проявляется в человеке в разных формах — как зрелость духовная, гражданская, профессиональная. Духовная зрелость означает умение личности не только ориентироваться в мире ценностей, но и самоопределяться в мире ценностей, избирать объективно лучшее в себе, в других людях. Она закрепляется как особенная душевно-духовная ее организация в виде системы ценностей, принципов и правил. Профессиональная и гражданская зрелость - это соответствие нравственным (общественным или профессиональным) требованиям, по сути это социальная ответственность личности, это способность человека самостоятельно и осознанно совершать поступки.

Следование от теоретического уровня соционической культуры к практическому ее применению, ведет к вопросу о содержании, ее сути и выполняемых функциях. Соционические нормы личностно-ориентированы и, воздействуя на субъект, формируют в нем необходимые условия для благоприятного совместного бытия с Другими и развития собственных способностей. Выполнение соционической культурой ряда функций -гармонизирующей, ценностной, преобразовательной, мировоззренческой, нормативно-регулирующей, герменевтико-коммуникативной, интегративной, в совокупности нацелены на обеспечение слаженного и динамичного функционирования процессов, происходящих в личности или социуме. Гуманистический потенциал соционической культуры связан с ее функциями обеспечения единства людей в рамках идеи социальной гармонии (сизигии).

Формирование соционической культуры личности через соционическое образование как учебное действие создает новое знание, актуальное для настоящего и будущего познающего субъекта, позволяет реализовать важнейшие функции соционической культуры и влиять на формирование идеалов молодого поколения в процессе инкультурации. Подобная ситуация осмысления инноваций нацелена на формирование жизненных ценностей личности с учетом субъектного потенциала человека, позволяет проектировать культуру жизни личности и общества.

Соционическая культура как метод воспитания социальной ответственности личности направлена на формирование принципов и факторов социальной ответственности, а так же обеспечивает основу для сознательного принятия субъектом (личностью) на себя обязанностей и исполнения этих обязательств. Соционическая культура помогает освоить собственные сильные качества личности, формируя внутренний уровень социальной ответственности, как возможность самореализации, а принцип коммуникации и продуктивный диалог делает реальным, а не формальным внешний уровень ответственности перед другими, как возможность солидарности и объединения людей. Совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и функции соционической культуры направленных на повышения уровня сплоченности общества и снижения конфликтогенности, понимания Другого (исходя из соционического знания) и раскрытия собственного потенциала, даже в таком, прямо скажем, не завершенном теоретическом уровне, может лечь в основу практической Концепции формирования соционической культуры личности.

Тенденции развития современного общества актуализируют необходимость формирования соционической культуры личности, которая обеспечит для человека возможность «вхождения» в информационное общество и самореализации в условиях все нарастающего потока информации. Соционическая культура делает возможным целостное и гармоничное существование человека в постоянно изменяющейся социокультурной сфере.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пахотина, Елена Анатольевна, 2011 год

1. Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие. - М.: Проспект, 2005. - 256с.

2. Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. Ч. 1: Философия древности и средневековья./под.ред. Соколов B.B. М.: Мысль, 1969.- 576с.

3. Антошкин В.Н. Педагогическая соционика. Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. - 216с.

4. Антошкин В.Н. Соционика как универсальная технология жизни: на пути к соционизированному обществу //Соционика, ментология и психология личности, 2009. №3. С.44-53

5. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) //Вопросы философии. 2006. № 5. С.3-17 "

6. Аристотель. Метафизика. Сочинения: В 4-х т. Т.1 М.: Мысль, 1976.- 550с.

7. Асмолов А.Г. Леонтьев Д.А. Личность//Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. Т.2. - С.402

8. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. 1995. №1. С. 1-5.

9. Аугустинавичюте А. Руководитель в НИИ, государстве, искусстве //Соционика, ментология и психология личности. 1997. № 6. С. 1-7

10. Аугустинавичюте А. Социон. Москва: Черная белка, 2008. - 192с.

11. Аугустинавичюте А. Соционика. М.: Черная белка, 2008. - 568с.

12. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. СПб.: Terra Fantastica, 1998. - 444с.

13. Багрова Е.В. Феномен межчеловеческого взаимопонимании (в условиях социокультурного многообразия современного севера). Автореф. канд. филос. наук. Тюмень: 2007. - 26с.

14. Баксанский O.E. Современный когнитивизм: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. //Вопросы философии. 2006. № 1. С.175-181

15. Бахтин М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. М., 1986. - С.82-160

16. Белецкая И. Проблемы самоактуализиции и самореализации через призму соционики и акмеологии //http://www.newtraining.ru/?mod=articles&id=86

17. Белецкий, С. А. Белецкая, И.Е. О ТИМах и смыслах //fhttp://www.newtraining.ru/?mod=articles&id=152

18. Белецкий С.А. Белецкая, И.Е. Серебряной пули не будет // http://www.newtraining.ru/?mod=articles&id=86

19. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999. - 241с.

20. Бердяев Н. А. Я и мир объектов (опыт философии одиночества и общения). Париж: YMCA-PRESS, 1934. - 480с.

21. Берталанфи JI. фон. Общая теория систем. Обзор проблем и результатов.http://grachev62.narod.m/bertalanffy/bertalanffyl.html#g2

22. Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999. - 592с.

23. Букалов A.B. Потенциал личности и тайны человеческих отношений. М.: Черная белка, 2009. - 592с.

24. Букалов A.B. Соционика новый подход к пониманию человека и общества// http://www.socionics.ibc.com.Ua/t/wed-buk.html

25. Букалов A.B. Карпенко, О.Б. Мотивационные установки психологических типов личности и их динамика. //Соционика, ментология и психология личности. 2002. №1. С.38-40.

26. Букалов A.B. Карпенко, О.Б. Чикирисова, Г.В. О распределении соционических типов в различных производственных коллективах. //Соционика, ментология и психология личности. 2000. № 1. С. 1723

27. Букалов A.B., Карпенко, О.Б. Чикирисова, Г.В. Эффективный менеджмент и кадровый консалтинг с использованием соционических технологий // http://www.socionics.ibc.com.Ua/t/effect.html

28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

29. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // http://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-5

30. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 180с.

31. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704с.

32. Гегель В.В. Феноменология духа. Философия истории. М: ЭКСМО, 2007. 880с.

33. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.-705 с.

34. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Интерпретации культур. Пер. с англ. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 560с.

35. Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1963.-715с.

36. Горенко Е.А. Горенко, О. Сверхценность: новый космогонический миф // http://www.diary.ru/~kukuluza/p82869995.htm

37. Горенко Е.А. Толстиков, В.И. Природа собственного "Я". М.: Армада-пресс, 2001. - 288с.

38. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. // http://www.lib.vsu.ru/elib/philosophy/b22055/partl.htm

39. Гуленко В.В. Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства // http://www.socioniko.net/ru/articles/valu.html

40. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. М.:Астрель, 2005. -288с.

41. Гуленко В.В. Структура и элементы соционической модели //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2005. №3.

42. Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика: Разработка метода комбинаторики полярностей. 4.1. Киев: «Транспорт Укра'ши», 1999. - 187с.

43. Гуленко В.В. Человек как система типов. Проблема диагностики Эго и Персоны // http://www.socioniko.net/ru/articles/syst.html

44. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: 1995, - 129с.

45. Гуревич М.М. Каганов, В.Ш. Кондратьев, О.И. и др. Инжиниринг малого бизнеса. М.: Самара. Агроконсалт., 1998. - 348с.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. - 576с.

47. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. /Под ред. Г.К. Баммеля. М.: ОГИЗ, гос. соц.-эконом. изд-во, 1935. - 380с.

48. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // http://lib.rus.ec/b/13348/read50.53,54,55,56

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.