Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Арутюнова, Аревик Борисовна

  • Арутюнова, Аревик Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 192
Арутюнова, Аревик Борисовна. Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2013. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Арутюнова, Аревик Борисовна

Введение

Глава I. Проблемы профессионально-ориентированной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста).

1.1. Виды и функции современного эстрадного (музыкального) искусства.

1.2. Оптимизация профессиональной подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) в музыкальных учебных заведениях.

1.3. Основные аспекты технической подготовки эстрадного певца (вопросы теории и методики).

1.4. Методологические подходы в работе с обучающимися на эстрадных отделениях музыкальных учебных заведений.

Глава И. Опытно-экспериментальное исследование процесса совершенствования профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста).

2.1. Педагогические наблюдения.

2.2. Педагогические беседы и анкетирование.

2.3. Обучающий эксперимент.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе»

Музыкальная эстрада занимает сегодня одно из ведущих мест в так называемой «массовой культуре». Пропагандируемая практически всеми современными средствами массовой коммуникации, прежде всего сетыо интернет, радио и телевидением, музыкальная эстрада пользуется широкой популярностью у слушательской аудитории. Всемерно способствует пропаганде музыкальной эстрады и индустрия звукозаписи.

Игнорировать влияние, которое оказывает музыкальная эстрада на вкусы широкой публики, на её предпочтения, эстетические критерии и ориентиры, её запросы, потребности и т.д. сегодня практически невозможно. Массовое музыкальное искусство - а эстрада является его неотъемлемой частью - выступает «зеркалом культуры нашего времени»1. При известной гиперболизации этого утверждения, оно, однако, недалеко от истины.

Между тем, указывая на очевидное и устойчивое влияние эстрады, нельзя не отметить, что оно весьма неоднозначно и противоречиво по своим результатам. Есть основания утверждать, что в ряде случаев современная эстрада наносит ощутимый урон художественно-эстетическому воспитанию российского общества, в первую очередь - молодёжи. Специалисты практически единодушно отмечают «дефицит качества нашей музыкальной эстрады, засилье устаревших форм, слабую техническую оснащённость, нехватку профессионализма. .»2.

Последнее обстоятельство заслуживает особого внимания. Среди тех, кто представляет современную российскую музыкальную эстраду, чрезмерно велик процент самоучек, дилетантов, иными словами, исполнителей, профессиональный уровень которых откровенно низок. Причин в данном случае несколько. Одна из основных и главных - отсутствие необходимой и достаточной специальной подготовки у большинства исполнителен,

1 Кадцын, Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок п их взаимосвязи): учеб. пособие / Л.М. Кадцын. - Екатеринбург, 2006. - с.7.

2 Кузнецов, В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России. Монография / В.Г. Кузнецов. - М., 2005. - С 122. выходящих сегодня на концертную сцену, встречающихся с широкой публикой, делающих записи в студиях радио и телевидения. Имеет значение и тот факт, что центральной фигурой, определяющей и регулирующей состояние дел в мире современной эстрады, является менеджер (продюсер), деятельность которого в большинстве случаев также далека от норм музыкальной культуры и художественно-эстетических критериев. Доминирует установка на коммерческий успех, а он в сфере эстрады зачастую не сопрягается напрямую с профессионализмом, с критериями высокого художественного вкуса.

Отсюда противоречия: а) между задачами эстетического воспитания российской молодёжи, организацией культурного досуга людей, - и низким качественным уровнем эстрадной продукции, предлагаемой, как правило, современной российской аудитории; б) между профессиональными требованиями к подготовке эстрадных исполнителей (в частности, вокалистов) - и неразработанностью ряда важных аспектов этой подготовки.

В то же время нельзя не отметить, что история отечественной эстрады богата яркими творческими достижениями, связанными с деятельностью таких мастеров как К. Шульженко, М. Бернес, М. Магомаев, Э. Хиль, М. Кристалл и некая и др.

Тем более неприемлемой представляется ситуация, отмеченная заметным снижением качественного уровня современной эстрады, характеризующегося отходом от ранее завоёванных рубежей.

Необходимость обозначить реальные пути выхода из сложившейся ситуации определяет актуальность настоящего исследования.

Его цель - разработать теоретико-методические основы профессиональной подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) в современных музыкальных учебных заведениях.

Объект исследования - учебно-воспитательный и образовательный процесс на эстрадно-джазовых отделениях и факультетах современных музыкальных учебных заведений.

Предмет исследования - содержание, организация и методика работы в вокальных классах указанных учебных заведений.

Гипотеза исследования:

В адрес российской музыкальной эстрады высказываются неоднозначные, противоречивые суждения и мнения. Пользуясь симпатиями массовой аудитории (прежде всего молодёжной), современная эстрада вызывает одновременно открытое неприятие определённой части слушателей. Принято считать, что тут имеет место традиционный антагонизм «лёгкой» и «академической» (классической) музыки. Однако подобное мнение во многом ошибочно. Есть основания предполагать, что неприятие образцов современной музыкальной эстрады связано не с жанром как таковым, а с низким качественным уровнем эстрадной «продукции».

Ситуация может измениться в лучшую сторону, если:

1) профессиональная подготовка артистов эстрады будет поднята на должный уровень, станет адекватной подготовке музыкантов академического профиля; если усилиями руководителей соответствующих учебных заведений, педагогов-практиков, музыкальных критиков, квалифицированных менеджеров будут поставлены барьеры на пути дилетантизма и безвкусицы;

2) будут внедрены современные подходы к обучению, в частности, целесообразное в данном случае модульное обучение, учитывающее (момент принципиально существенный) специфику рассматриваемого вида деятельности, позволяющее выстраивать учебно-образовательный процесс на базе системно организованных, структурно целостных «единиц» (модулей), сочетающих в себе необходимую профессиональную информацию с индивидуально ориентированной методикой формирования исполнительских (вокальных) умений и навыков;

3) работа в классах музыкальной эстрады будет: а) строиться на основе учебного репертуара, отвечающего соответствующим художественно-эстетическим критериям (что далеко не всегда имеет место на практике), и б) в соответствии с принципом контекстного обучения, когда в ходе работы (в её контексте) осваивается весь комплекс выразительно-технических средств, релевантных нормам профессионализма и высокого художественного вкуса; когда учащимся преодолевается, постепенно и плавно, дистанция между одним видом деятельности (учебной) и другим (профессионально-исполнительским) путём органичного освоения, «вживания» в неё, ассимиляции её в различных видах и проявлениях;

4) одним из обязательных компонентов учебного процесса станет освоение техники невербального общения исполнителя (мимика и жестикуляция, эстетика сценических движений и др.).

Задачи исследования:

1. Определить факторы, отрицательно влияющие на общую ситуацию в области отечественного эстрадного музыкального искусства.

2. Выявить причины, ухудшающие показатели профессиональной готовности выпускников эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных заведений к концертно-исполнительской деятельности.

3. Отработать необходимый музыкально-педагогический инструментарий, способный повысить уровень профессиональной подготовки артистов современной музыкальной эстрады. Учитывая, что критическое отношение специалистов и эрудированных любителей музыки адресовано чаще всего эстрадным певцам, сосредоточить специальное внимание па проблемах повышения их квалификации - формировании разностороннего художественного сознания певцов, пополнения багажа профессиональных знаний, расширении общекультурного кругозора.

4. Изучить комплекс вопросов, связанных с оптимизацией учебно-образовательного репертуара будущих эстрадных певцов; уточнить художественно-эстетические и профессионально-технические параметры этого репертуара.

5. Дать учащимся всестороннее и профессионально обоснованное представление о комплексе невербальных средств выразительности в деятельности эстрадных исполнителей (жестикуляции, мимике, пластике сценических движений).

6. Проверить опытно-экспериментальным путём целесообразность и обоснованность установок и рекомендаций, выработанных в русле настоящего исследования.

Методологическую основу исследования составили: а) теоретические положения, относящиеся к развивающему обучению в различных его аспектах и характеристиках (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.); б) работы специалистов в области художественно-творческого воспитания и образования (А.Ю. Гончарук, М.Б. Зацепина, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, А.И. Щербакова и др.); в) методологические идеи и дидактические подходы российских педагогов-музыкантов (Л.Г. Арчажникова, Г.А. Аванесова, Т.И. Бакланова, И.В. Евтушенко, О.П. Козьменко, A.B. Малинковская, И.Н. Немыкина, А.И. Николаева, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, П.А. Хазанов, Г.М. Цыпин); г) труды теоретиков и практиков в области вокального искусства (Л.Б. Дмитриев, Н.М. Малышева, А.Г. Менабени, Г.П. Стулова, A.C. Яковлева и др.), работы специалистов в области эстрадно-джазовой музыки (И.М. Бриль, А.Д. Жарков, Л.М. Кадцын, В.Г. Кузнецов и др).

Методы исследования включали в себя: теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, культурология, эстетика, музыкознание); обобщение передового педагогического и музыкально-исполнительского опыта в области эстрадного искусства (в частности, вокала); ретроспективный анализ личного профессионального опыта автора диссертации; использование комплекса методов эмпирического уровня: пролонгированных педагогических наблюдений, собеседований, анкетирования, серии констатирующих и обучающих экспериментов.

Новизна исследования: Дан критический анализ современной российской музыкальной эстрады; выявлены и проанализированы её теневые аспекты; рассмотрен комплекс причин создавшейся ситуации в области эстрадно-джазовой культуры. Проанализированы различные стороны профессиональной подготовки обучающихся на эстрадно-джазовых отделениях в музыкальных учебных заведениях соответствующего профиля; определены и систематизированы главные компоненты этой подготовки, оптимизированы их состав и взаимосвязи в процессе обучения. Очерчены основные направления учебно-воспитательной работы педагога, специализирующегося на подготовке артистов эстрады; скорректирована стратегия и тактика этой работы, уточнены её цели и задачи, виды, формы и методы. Выявлены особенности обучения эстрадных певцов с учётом специфики их профессии; рассмотрен комплекс вопросов, относящихся к технике звукоизвлечения, умению использовать широкий спектр тембровых красок при пении, отработке «механизмов» дыхания и др. Изучены возможности продуктивного использования модульного и контекстного обучения в музыкально-исполнительских классах различного профиля. Показаны корреляционные связи и зависимости между качественными характеристиками учебного репертуара и процессами формирования у эстрадных певцов профессиональной культуры, эстетического сознания, художественного вкуса; результаты обучения в классах музыкальной эстрады соотнесены с «репертуарной политикой» педагога, рассмотрены в плане зависимости от изучаемых произведений.

Теоретическая значимость исследования:

Рассмотрен в теоретическом ракурсе широкий круг вопросов, связанных с профессиональной подготовкой музыкантов-исполнителей эстрадного профиля. Проанализированы проблемы оптимизации соответствующих занятий, повышения их коэффициента полезного действия; уточнены вопросы соответствия содержания и методов обучения целям и задачам воспитания высококвалифицированных специалистов в указанной области. Определены основные векторы деятельности педагога-музыканта, направленные на внедрение и адаптацию в учебно-образовательном процессе современных подходов к обучению. Отработана технология структурирования учебной деятельности, построенной на сочетании и логической взаимосвязи отдельных блоков, в которых органично сочетаются профессиональная информация с практико-ориентированными действиями и средствами самоконтроля.

Практическая значимость исследования:

Автором даны конкретные рекомендации, адресованные педагогам-практикам; обоснованы методы учебно-воспитательной работы, способные реально помочь как преподавателям, так и обучающимся на эстрадных отделениях музыкальных учебных заведений.

Материалы работы могут быть использованы: а) в рамках лекционного курса «Методика обучения эстрадно-джазовому искусству»; б) при составлении учебно-образовательных программ соответствующей направленности; в) на индивидуальных занятиях в классе эстрадного вокала.

Положения на защиту:

1. Профессиональная подготовка эстрадного исполнителя должна включать в себя усвоение музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, относящихся к формо-структурам музыкальных произведений, основным выразительно-изобразительным средствам, стилевым феноменам и т.д. Одна из центральных задач педагога, особенно актуальная на занятиях с будущими эстрадными исполнителями, -формирование разностороннего художественного сознания, расширение общего и профессионального кругозора.

2. Сочетание модулей в учебно-образовательном процессе, их логическая последовательность в ходе занятий должны основываться на принципе «от простого - к сложному», исходить из меры посильной трудности для обучающихся, которые, вступая в профессию, не располагают зачастую необходимым потенциалом знаний.

Только учёт индивидуальных познавательных возможностей учащихся (равно как и их природных данных, ресурсов, уровня компетенции), только постепенное усложнение познаваемых явлений музыкальной культуры, связей и отношений между ними, способен обеспечить оптимальную стратегию развития будущего исполнителя.

3. Учебная и профессиональная деятельность - непосредственно и тесно сопрягающиеся, но не идентичные виды деятельности. Преодоление дистанции между одним (учебным) и другим (профессиональным) видом деятельности связано нередко с немалыми трудностями для начинающих исполнителей. Задача в том, чтобы не просто моделировать в обучении практику профессиональной деятельности, а личностно освоить её, ассимилировать в различных её компонентах и проявлениях; освоить при педагогической поддержке, которая должна постепенно становиться всё менее заметной и ощутимой.

4. Опыт свидетельствует, что далеко не всегда на занятиях в классе эстрадного вокала используется высокохудожественный репертуар. Это обстоятельство негативно влияет на качество подготовки будущих артистов, ибо учебный репертуар формирует вкусы, эстетические потребности, запросы, идеалы. Нельзя не учитывать, что только на основе подлинно художественного репертуара кристаллизуются разнообразные по составу высококачественные профессиональные умения, в конечном счёте формируется исполнительское мастерство.

Диаметрально противоположная ситуация складывается при использовании низкопробного репертуара, способствующего образованию разного рода исполнительских штампов, клише и т.п.

5. Одна из ключевых фигур в искусстве музыкальной эстрады - фигура вокалиста. От него во многом зависит общее состояние дел в данной области. Именно эстрадный вокал чаще всего вызывает критическое отношение специалистов и эрудированных любителей музыки. «Профессиональная недостаточность» многих исполнителей, даже пользующихся популярностью у широкой публики, вполне очевидна. Доминирует глубоко ошибочное убеждение, согласно которому пение в его «микрофонном варианте» не требует от артиста специальной вокально-технической подготовки. Между тем, такая подготовка во всех случаях необходима, и её важнейшими компонентами являются: техника звукообразования, координация внутреннеслуховых представлений и их реального воплощения в пении, отработка «механизмов» дыхания, нейтрализация мышечных «зажимов» в процессе пения.

6. Немаловажная роль в искусстве эстрадного певца принадлежит и внешней экспрессии - жестикуляции, мимике, пластической выразительности (телодвижениям) - то есть всему комплексу «невербальных» средств воздействия на аудиторию. Профессиональная подготовка артиста эстрады предполагает работу и в этом направлении.

Достоверность результатов исследования обеспечена: а) использованием методологии работы, отвечающей её специфическим особенностям и свойствам, целям и задачам; б) опорой на необходимый круг научно-литературных источников, связанных с проблемами современной эстрадной музыки; в) результатами опытно-экспериментальной работы, релевантной проблематике исследования и включавшей в себя такие виды эмпирической деятельности как педагогические наблюдения, беседы и анкетирование, обучающий (формирующий) эксперимент.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседаниях кафедры педагогики и методики профессионального образования, в процессе выступлений и докладов на научно-практических семинарах, совещаниях и всероссийских конференциях: (г. Белгород - 2009, 2011 гг., г.Курск - 2011 г.), публикаций основных положений работы автора (г. Волгоград - 2011 г., г. Краснодар - 2012 г.), а также посредством опытно-экспериментальной работы в качестве аспиранта-преподавателя на факультете музыкального творчества Белгородского государственного института культуры и искусств.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; формулируются положения на защиту; раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, выявляется её новизна; излагаются данные, относящиеся к достоверности исследования и его апробации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Арутюнова, Аревик Борисовна

Заключение

Проведенная теоретическая и экспериментальная работа способствовала решению проблем исследования, а также аргументировала и обосновала положения, вынесенные на защиту.

В числе факторов, отрицательно влияющих на современную ситуацию в сфере эстрадного музыкального искусства, должны быть выделены следующие: а) недостаточный уровень художественно-эстетической и профессионально-исполнительской подготовки выпускников эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена; б) неразработанность специального педагогического инструментария, релевантного требованиям высококачественной подготовки артиста современной музыкальной эстрады; в) низкий художественный уровень музыкального материала (репертуарной «продукции»), используемого в ряде случаев в рамках учебно-образовательного процесса, наносит серьёзный урон эстетическому воспитанию учащейся молодёжи, деформирует вкусовые критерии, искажает представление о нормах высокохудожественного исполнения. г) дилетантизм сценических манер, неудовлетворительное качество внешней атрибутики эстрадного исполнения, являющиеся во многом результатом неумелых педагогических действий в процессе обучения; д) неэффективное использование в учебно-воспитательном процессе метода модульного обучения. Логика изучения модулей, являющих собой блоки разноплановой и, одновременно, интегративно сплочённой, внутренне спаянной информации, должна основываться на принципе «от простого к сложному», отражая постепенное и последовательное возрастание профессиональной компетенции музыкантов-исполнителей.

Исследование позволило выработать теоретико-методические установки и рекомендации, использование которых повысит качественный уровень подготовки артистов современной музыкальной эстрады.

Профессиональная подготовка современного певца должна включать в себя усвоение музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, форм и структур музыкальных произведений, выразительно-изобразительных средств, стилей и жанров. Формирование разностороннего художественного вкуса и музыкальной культуры является одной из основных задач преподавателя вокала в образовательном процессе с будущими эстрадными исполнителями - вокалистами.

Сочетание программных модулей по подготовке вокалистов в учебно-образовательном процессе, логическая последовательность их изучения студентами в ходе занятий исходит из меры посильной трудности для обучающихся, которые перед началом обучения в специальном музыкальном учебном заведении не располагают необходимыми знаниями, умениями, навыками, не имеют четкого представления об исполнительской деятельности; подготовка будущего специалиста вокалиста определяется на основе личностно-ориентированного (индивидуального) подхода с учетом познавательных способностей и возможностей студентов (природных данных, ресурсов, уровня общей музыкальной компетентности); стратегия развития будущего исполнителя (вокалиста) основана на постепенном усложнении познавательных явлений и процессов в вокально-исполнительской культуре, связей и отношений между ними, способствующих обеспечению оптимальной подготовки будущего специалиста.

Так как основной частью содержания подготовки вокалиста является учебный репертуар, на основе которого формируется исполнительское мастерство певца, то возрастает значение подбора его в работе педагога по эстрадному вокалу, и в будущей профессиональной деятельности артистов-певцов он должен отвечать следующим требованиям:

• вести обучение вокалу только на основе высокохудожественных музыкальных произведений;

• согласовывать выбираемый репертуар, как с программой, так и с вокальными данными обучающего;

• включать в учебный репертуар разнообразные по тематике и стилистике вокальные произведения;

• всемерно развивать творческие способности и музыкально-эстетический вкус вокалиста;

• мотивировать интерес обучающегося к будущей профессии, исходить из его желаний в выборе репертуара.

Сегодня именно от вокалиста зависит сможет ли отечественное эстрадное искусство выйти из кризиса, в котором оно находится на современном этапе. «Профессиональная недостаточность» многих певцов и певиц, даже пользующихся популярностью у широкой публики, вполне очевидна; до сих пор доминирует ошибочное убеждение, согласно которому пение в «микрофонном варианте» не требует от артиста специальной вокально-технической подготовки, а роль и значение её в современном эстрадном исполнительстве непрерывно возрастает. Важнейшими компонентами вокально-технической подготовки являются:

• техника звукообразования;

• координация внутреннеслуховых представлений и их реального воплощения в пении;

• отработка «механизмов» дыхания;

• нейтрализация мышечных «зажимов» в процессе пения;

• выработка ровности звучания голоса на всем диапазоне;

• формирование правильной позиции резонаторных ощущений;

• выработка четкой дикции и др.

Возрастающая роль в искусстве эстрадного певца принадлежит внешней экспрессии, то есть всему комплексу «невербальных» средств воздействия на аудиторию. В связи с этим подготовка артиста-певца должна опираться на метод воспитания эмоционально-чувственной сферы вокалиста средствами актерского мастерства, одним из важнейших составляющих которого является экспрессия, включающая в себя:

• жестикуляцию;

• мимику;

• пластическую выразительность (телодвижения);

• способность с помощью внешней атрибутики и на основе поставленного голоса создавать в процессе исполнения вокального номера ту коммуникативную среду, которая способствует не только эмоционально-чувственному восприятию музыкального произведения, но и формированию художественного вкуса у слушателей.

Можно сделать выводы, что поставленные задачи в исследовании решены. Таким образом:

1. Выявлены и проанализированы факторы, отрицательно влияющие на общую ситуацию в области отечественного эстрадного музыкального искусства.

2. Определены причины, снижающие показатели профессиональной готовности выпускников эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных заведений к концертно-исполнительской деятельности.

3. Теоретически обоснован и практически апробирован музыкально-педагогический инструментарий, способный повысить уровень профессиональной подготовки артистов современной эстрады. Отработаны индивидуально-ориентированные механизмы постепенной, последовательной трансформации учебной деятельности в профессионально-исполнительскую деятельность.

4. Уточнены приёмы и способы оптимизации учебно-воспитательного процесса на эстрадных отделениях современных музыкальных учебных заведений. Отработана методология формирования разностороннего художественного сознания певцов, пополнения комплекса их профессиональных знаний, расширения общекультурного кругозора. Обоснованы принципы интеграции различных по содержанию компонентов, позволяющих усваивать определенную информацию в её различных, разноуровневых связях и отношениях; отработана методика практической реализации этих принципов.

5. Изучен комплекс вопросов, связанных с улучшением состава учебного репертуара эстрадных певцов; уточнены художественно-эстетические и профессионально-технические параметры этого репертуара.

6. Проверена опытно-экспериментальным путём целесообразность и обоснованность установок и рекомендаций, выработанных в русле настоящего исследования.

В целом данное исследование внесло определенный вклад в обоснование путей и направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса по подготовке эстрадных исполнителей (вокалистов) в музыкальных образовательных учреждениях на основе использования инновационных методов, приемов и технологий музыкального образования. Эта сложная, многоаспектная, интегративная проблема полностью не исчерпана. Исследование данной проблемы необходимо продолжить, опираясь на новейшие открытия в педагогике, педагогической психологии, теории и методики музыкального образования в условиях поиска и научного обоснования путей и направлений его модернизации и реализации в контексте требований ФГОС к повышению качества подготовки специалистов вокального искусства на современном этапе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Арутюнова, Аревик Борисовна, 2013 год

1. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студентов вузов / Э.Б. Абдуллин. М.: ГНОМ, 2010. -416с.

2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

3. Аванесова, Г.А. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России: сборник научных трудов / Г.А. Аванесова. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. -165 с.

4. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / Г.А. Аванесова. -М.: Аспект Пресс, 2006. 235 с.

5. Апраксина, O.A. Избранное / Ольга Александровна Апраксина; каф. методол. метод, преп. муз. Липецк: ЛГПУ, 2006. - 265 с.

6. Арчажникова, Л.Г. Профессия-учитель музыки: кн. для учителя / Л.Г. Арчажникова М.: Просвещение, 1984. - 111с.

7. Арчажникова, Л.Г. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие для студентов III-IV курсов веч. и заоч. отд-ний муз.- пед. фак. / Л.Г. Арчажникова; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. М.: МГЗПИ, 1990. -50 с.

8. Арчажникова, Л.Г. Профессиональная деятельность педагога-музыканта: монография /Л.Г. Арчажникова, З.Б. Румянцева. -Кострома: КГУ, 2011.-256 с.

9. Ю.Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса / Д.Л. Аспелунд. М.: Музгиз, 1952.-275 с.

10. П.Бакланова, Т.И. Музыкальный мир: пособие для детей 5-7 лет: в 2 ч. / Т.И. Бакланова, Г. П. Новикова.- М.: Вентана-Граф, 2011.- 63 с.

11. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: учебное пособие / Т.И. Бакланова. -М.: МГИК, 1992. 160 с.

12. З.Баскаков, A.M. Педагогика: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / A.M. Баскаков. Челябинск: ЧГАКИ, 2007. - 243 с.

13. Белкин, A.C. Ткаченко, Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / A.C. Белкин, Е.В. Ткаченко. -Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. 208 с.

14. Бернес, М. Время песен // Культпросветработа. 1956. - № 11.- С.44.

15. Богданов, И.А. Постановка эстрадного номера: учеб. пособие / И.А. Богданов. СПб.: Чистый лист, 2004. - С. 10 - 239.

16. Бондаренко, В.В. Энциклопедия популярной музыки: справоч. издание /В.В. Бондаренко, Ю.В. Дроздов. Мн.: Экономпресс, 2001. - 416 с.

17. Бриль, И.М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано: учебное пособие / Игорь Михайлович Бриль. М.: Сов. композитор, 1997. - 104 с.

18. Бриль, И.М. Путешествие в блюзе для фортепиано / сост. Игорь Бриль. М.: Кифара,2009. - 82 с.

19. В кругу друзей // Молодежная эстрада. М.:РИФМЭ, 1995. - №4. -С. 16-17.

20. Васильева, Т.А. Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся аккордеонистов на начальном этапе обучения: автореф. дис .канд. пед. наук: 13.00.02 /Татьяна Алексеевна Васильева. - М., 2007. -25 с.

21. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстное обучение: метод, пособие / A.A. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

22. Вербицкий, A.A. Контекстное обучение: теория и технологии // Педагогические технологии контекстного обучения / под ред. A.A. Вербицкого. М.: Знание, 1994. - С. 3-57.

23. Вербицкий, A.A. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / A.A. Вербицкий. М.: Знания, 1987. - С. 3-46.

24. Вопросы вокальной педагогики: статьи и очерки. Вып. 2. -М.: Музгиз, 1964.-С. 99-214.

25. Выгодский, JI.C. Анализ эстетической реакции: собр. тр. / Лев Семенович Выгодский. М.: Лабиринт, 2001. - 477 с.

26. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Семенович Выгодский; под ред. В.В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. -671 с.

27. Выгодский, Л.С. Психология искусства / Лев Семенович Выгодский. — М.: Совр. гуманист, ин-т, 2001. 211 с.

28. Герасимова, O.A. Импровизация шоумена: учебное пособие / O.A. Герасимова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 128 с.

29. Гиппиус, C.B. Тренинг развития креативности: Гимнастика чувств / C.B. Гиппиус. СПб: Издательство "Речь", 2001. - 364 с.

30. Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио / М. И. Глинка. -М.: Кифара, 1997.-56 с.

31. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 183 с.

32. Гончарук, А.Ю. Основы теории и истории музыкального искусства: учеб.-метод, пособие / А.Ю. Гончарук М.: МПГУ, 2009. - 255 с.

33. Гордадзе, В.Н. К вопросу об истории вокальной джазовой музыки / В.Н. Гордадзе // Вокальное образование начала XXI века: Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ: сб. науч. статей. М.: МГУКИ, 2005. - С. 236-239. - Вып. 2.

34. ГОСТ ВПО по специальности 051300 Музыкальное искусство эстрады» (по видам эстрадного искусства). Введ. 2003-05-26. - М.: Изд-во стандартов, 2003. - 45с.

35. ГОСТ СПО по специальности 0505 Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования). -Введ. 2002-09-01. М.: Изд-во стандартов, 2002. - 38с.

36. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю.Григорьев. М.: Издательский дом Классика - XXI, 2006. - 156 с.

37. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебного предмета / Василий Васильевич Давыдов. М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

38. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Василий Васильевич Давыдов. М.: Академия, 2004. - 284 с.

39. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие по педагогическим специальностям / Василий Васильевич Давыдов. -М.: Академия, 2006. 222 с.

40. Далецкий, О.В. Обучение пению: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / О.В. Далецкий. М.: МГУКИ, 2003. - 255 с.

41. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. / В. И. Даль. М.: Рус. язык, 1998. - 688 с.

42. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов /Л.Б. Дмитриев. М.: Музыка, 2000. - 368 с.

43. Дмитриев, Л.Б. Голосовой аппарат певца / Леонид Борисович Дмитриев; под ред. П.Л. Чаплина. М.: Музыка, 2004. - 35 с.

44. Дмитриев, Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения / Л.Б. Дмитриев. М., 2002. - 188 с.

45. Дмитриев, Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного / Ю. Дмитриев. -М., 1971.

46. Евтушенко, И. В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода / И. В. Евтушенко // Социально-гуманитарные знания. 2012. - № 2. - С. 145-151.

47. Евтушенко, И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: монография / И.В. Евтушенко. -М.: ГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. 143 с.

48. Емельянов, В.В. Практический метод воспитания голоса/ В.В. Емельянов. -М., 2006. 342 с.

49. Емельянов, В.В. Развития голоса: координация и тренинг / В.В.Емельянов. СПб.: Лань, 2007. - 192 с.

50. Ершов, П.М. Технология актерского искусства / П.М. Ершов. М.: Всероссийское Театральное Общество, 1959. - 308 с.

51. Жарков, А.Д. Продюсирована и постановка шоу-программ: учебник для студентов вузов по спец. «Социально-культурная деятельность» / А.Д. Жарков. М.: МГУКИ, 2009. - 470 с.

52. Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: учебное пособие для вузов культуры и искусств / Анатолий Дмитриевич Жарков. 4.II. М.: МГУКИ, 2004. -216 с.

53. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд. М.: МГУКИ, 2002. -288 с.

54. Занков, JI.B. Дидактика и жизнь / Леонид Владимирович Занков; ред. В.Г. Долин. М.: Просвещение, 1968. - 176 с.57.3анков, Л.В. Избранные педагогические труды / Леонид Владимирович Занков. М.: Новая школа, 1996. - 426 с.

55. Зацепин, М.Б. Культура основа развития ребенка дошкольного возраста: монография / М.Б. Зацепина. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. - 189 с.

56. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М.Б. Зацепина; под общ. ред. Т.С. Комаровой. М.: Пед. общество России, 2006. - 143 с.

57. Исаева, И Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О. Исаева.- М.: ACT: Астрель, 2007.

58. Каган, М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М.С. Каган // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / отв. ред. H.A. Яковлева. Л., 1989.

59. Кадцын, Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи): учеб. пособие / Лев Михайлович Кадцын. Екатеринбург, 2006. - 424 с.

60. Кадцын, J1.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: учеб. пособие для студентов негуманитар, вузов /Лев Михайлович Кадцын: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк.,1990. - 303 с.

61. Казакова, А.Г. Модульное обучение: Методические рекомендации / А.Г. Казакова. М.: Библиотека исследователя, 1997. - 40 с.

62. Казанцева, Л.П. Понятие исполнительской интерпретации / Л.П. Казанцева // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Уфа: РИЦУГАИ, 2004.-С. 149-156.

63. Как стать звездой: аудиошкола для вокалистов: техника пения в речевой позиции. / Сет Риггс. М.: Guitar College, 2004. - 103 с.

64. Киященко, Н.И. Образование и искусство в формировании целостной личности: теория и практика / Н.И. Киященко, С.А. Иванов. М.: Ред. изд. центр Школа - ВУЗ - академия, 2002. - 184с.

65. Киященко, Н.И. Современные концепции эстетического воспитания: теория и практика / Н.И. Киященко, В.Н. Липский, Э.Г. Панаиотиди и др.; отв. ред. Н.И. Киященко. -М.: ИФРАН, 1998. 301 с.

66. Клитин, С.С. Искусство эстрады XIX-XX века / С.С. Клитин. СПб.: СПбГаТи, 2005.-47 с.

67. Клитин, С.С. Режиссер на концертной эстраде / С.С. Клитин. — М.: Искусство, 1971.

68. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 176 с.

69. Козъменко, О.П. Музыкальное образование в системе культурной политики России: монография / О.П. Козьменко. — М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2004,- 238 с.

70. Козьменко, О.П. Подготовка специалистов в системе профессионального музыкального образования / О. П. Козьменко. М.: Экон-Информ, 2010.- 123 с.

71. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. 168 с.

72. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 352 с.

73. Кристи, Г. Воспитание актера школы художественного театра: учеб. пособие по мастерству актера под ред. Вл. Прокофьева / Г. Кристи. -М., 1962.- 123 с.

74. Кристи, Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. Ред. и предисл. Вл. Прокофьева. Учеб. пособие для театр, ин-тов и училищ. -М.: Искусство, 1978. 430 с.

75. Кузнецов, В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: монография / В.Г. Кузнецов. М., 2005. - 215 с.

76. Кузнецов, В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями / Вячеслав Георгиевич Кузнецов. 2-е изд. - М.: Музыка, 1986.- 148 с.

77. Кузнецов, В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях: учеб. для вузов искусств и культуры / Вячеслав Георгиевич Кузнецов. М.: Музыка, 2000. - 247 с.

78. Кузнецов, Е.М. Из прошлого русской эстрады: историч. очерки / Е.М. Кузнецов; под ред. Е.Г.Иванова. М.: Искусство, 1958. - 366 с.

79. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. — М., 1995. -320 с.

80. Майковская, Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта / Л.С. Майковская. -М.: Музыка, 2006.

81. Малышева, Н.М. О пении: из опыта работы с певцами: методическое пособие / Н.М. Малышева. -М.: Композитор, 1992. 136 с.

82. Мальцев, С. М. О психологии музыкальной импровизации / С.М. Мальцев. М.: Музыка. - 88 с.

83. Массовая культура России конца XX века. 4.1. / под. Ред. В.Е. Васильева, Е.Г. Соколова. Спб.: 2001. - 236 с.

84. Менабени, А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению / А.Г. Менабени // Вопросы вокальной педагогики. -Вып. 5.-М.: Музыка, 1976. С. 247 - 261.

85. Менабени, А.Г. Вокальные навыки / А.Г. Менабени // Вопросы профессиональной подготовки на музыкально-педагогическом факультете. М., 1985. - С. 112 - 121.

86. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Анжелина Георгиевна Менабени. М.: Просвещение, 1987. - 95 с.

87. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. M.-JL: Музыка, 1965.- 147 с.

88. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники: учеб.-методол. изд. для вокалистов / В.П. Морозов. -М.: ИП РАН, МГК им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002.-496 с.

89. Муратов, М.М. Эстрада как феномен массовой культуры: автореф. дис. .канд. филос. наук / Марат Мурзабекович Муратов. Казань, 2005. -36 с.

90. ЮО.Немыкина, И.Н. Классическое музыкальное образование в России: вопросы истории и теории: монография / Е. Р. Сизова, И. Н. Немыкина. Челябинск: Челябинский гос. ин-т музыки им. П.И. Чайковского, 2008.- 146 с.

91. Немыкина, И.Н. Метод модулирования в современном музыкальном образовании / И.Н. Немыкина // Сб. науч трудов: Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. -М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

92. Николаева, А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: автореферат дис. . доктора педагогических наук: 13.00.02 / А.И. Николаева. -М., 2004. 52 с.

93. Николаева, А.И. Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина / А.И. Николаева. М.: МГПИ, 1981. - 154 с.

94. Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: исследование / Е.В.Николаева. М.: МПГУ, 2002. - 346 с.

95. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.

96. Овсянкина, Г.П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки пед. университетов, консерваторий и гуманитарных вызов / Г.П. Овсянкина. СПб.: Издательство «Союз художников», 2007.

97. Овчинников, Е.В. История джаза: / Е.В. Овчинников.- М.: Музыка, 1994. 547 с.

98. Опарина, М.В. Влияние эстрадно-джазовой музыки на музыкальную культуру России XX века / М.В. Опарина // Россия в контексте мировой культуры: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч. конф. 25-29 марта 1999 г. СПб., 2000. - С. 119-120.

99. Ш.Осинцева, А. Проблемы понимания современной музыки / А. Осинцева // От фольклора до джаза: сб. науч. статей / Ростов, гос. консер. Ростов н/Д, 2002. - С. 110-120.

100. Охомуш, Т.В. Чистый голос: методика обучения эстрадному вокалу / Татьяна Владимировна Охомуш. М.: Иваново, 2002.

101. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд. - М.: Академия, 2007.-368 с.

102. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ», 2004.-С. 73-211.

103. Петров, А. Джазовые силуэты /Аркадий Петров М.: Музыка, 1996. -238 с.

104. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин; Рос. фонд гуманит. исслед. М.: Композитор, 1997. -161 с.

105. Попков, H.H. Постановка голоса: для вокалистов / Николай Николаевич Попков. 2-е изд., перераб. - М.: Сопричастность, 2002. -80 с.

106. Пригожин, H.H. Политика вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. -М.: ООО «Алкигамма», 2001. - 320 с.

107. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студент, муз. фак. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Г.М. Цыпина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.

108. Психология развития. Словарь / под. ред. A.JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. JI.A. Карпенко; под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

109. Радынова, О.П. Слушаем музыку: кн. для воспитателя и музыкального руководителя / О.П. Радынова. М.: Просвещение, 1990. -158 с.

110. Рапацкая, JI.A. История художественной культуры России: от древних времен до конца XX века: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / J1. А. Рапацкая. М.: Академия, 2008. - 377 с.

111. Рапацкая, JI.А. Музыкальное образование в университете: Традиции и инновации // Высшее образование в России. 2011. -№ 6. - С. 84-90.

112. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие / Б. С. Рачина. СПб.: Композитор, 2007. - С. 103- 202.

113. Роланд, П. Рок и поп / Пол Роланд; перевод с англ. О.Максименко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 320 с.

114. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В. Романова. СПб.: Лань, 2007. - 40 с.

115. Рубб, А.А.Феномен эстрадной режиссуры: опыт исследования / A.A. Рубб. М.: Луч, 2001. - 230с.

116. Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: автореф. дис .доктора культурологии / Елеонора Львовна Рыбакова. СПб., 2007. - 42 с.

117. Рыбакова, Е.Л. Становление и развитие профессионального образования по специальности «Музыкальное искусство эстрады» / Е.Л. Рыбакова. 2-е изд., доп. - СПб.: СПбГУКИ, 2002.

118. Сарджент, У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика / У. Сарджент. М.: Музыка, 1987. - 296 с.

119. Саульский, Ю. Немного об эстрадных, джазовых составах и рок-музыке /10. Саульский // Книга о музыке: 2-е изд. — М., 1989. — С. 90.

120. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т 1 / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

121. Силантьева, И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: автореф. дис. . доктора искусствоведения: 17.00.02: защищена 15.05. 2008. / Силантьева Ирина Игоревна. М., 2008.-47 с.

122. Синцов, Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышленияв визуальной орнаментике и музыке / Е.В. Синцов. Казань: Фэн, 2003. -С. 209-304.

123. Словарь психолога практика / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2001.-976 с.

124. Соколов, Е.Г. Массовая и немассовая культуры / Е.Г. Соколов // Культурология: учебник для бакалавров; под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Юрайт, 2012. - 566 с.

125. Сохор, А. Бит или не бит? / А. Сорох // «Поп-музыка». Взгляды и мнения: сб. стат. / сост. Э. Фрадкина. Л.: Советский композитор, 1977. -С. 4-16.

126. Сраджева, О. Работа над литературным текстом вокального произведения / О. Сраджева //Актуальные вопросы музыкальной педагогики: межвуз. сб. стат. / Нижегород. гос. коне. им. М.И.Глинки. -М., Прогресс, 2007. С. 86 - 91.

127. Станиславский, К.С. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. /К.С. Станиславский. М.: 1958.

128. Степерко, О.М. Трубач в джазе: самоучитель / О.М. Степурко. М.: Советский композитор, 1989. -204 с.

129. Степурко, О.М. Блюз, джаз, рок: Универсальный метод обучения импровизации на любом инструменте / О.М. Степурко. М.: Камертон, 1994.- 145 с.

130. Степурко, О.М. Скэт импровизация / О.М. Степурко. М.: Камертон, 2006. -78 с.

131. Стрельникова, А.Н. Парадоксальная дыхательная гимнастика / А.Н. Стрельникова // Физкультура и спорт. 1990. - №2.

132. Стулова, Г.П. Дидактические основы обучению пению: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г.П. Стулова. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988.-80 с.

133. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Галина Петровна Стулова. М.: Прометей, 1992. - 269 с.

134. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. «Музыкальное образование» / Г.П. Стулова. М.: Владос, 2002. - 174 с.

135. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.; 1961.- 536 с.

136. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 4. / под. ред. проф. Д.Н. Ушаков. М.: ТЕРА, 1996. - 752 с.

137. ФГОС ВПО-12 по направлению подготовки 071600 Музыкальное искусство эстрады (квалификация (степень) «бакалавр») Электронный ресурс.: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2011 г. № 2288. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru

138. ФГОС СПО-ОЗ по специальности 070214 Музыкальное искусство эстрады (по видам): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. №774 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. - №41.

139. Феркельман, Ю. Из истории стиля / Ю. Феркельман //«Поп-музыка». Взгляды и мнения: сб. стат. / сост. Э. Фрадкина. Л.: Советский композитор, 1977. - С. 17-30.

140. Хачатуров, В.Х. Детское эстрадное пение. Практический курс: видеошкола. М.: ГУЭДИ, 2000.

141. Хачатурян, К.В. Владимир Хачатуров — исполнитель, педагог, человек / вокальное образование начала XXI века: Материалы научно-практической конференции, посвященной пятилетию вокального факультета МГУКИ/ Вып. 1. М.: МГУКИ, 2004. - 120-126.

142. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / Виктор Абрамович Цуккерман. М.: Сов. Композитор, 1970. - 464.

143. Цыпин, Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Геннадий Моисеевич Цыпин. Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2005. - 337 с.

144. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника: учебное пособие для музыкально-педагогических фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений / Геннадий Моисеевич Цыпин. М.: Академия, 1999. - 193 с.

145. Цыпин, Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство: учебное пособие / Геннадий Моисеевич Цыпин. М.: МПГУ, 2011.- 25 с.

146. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Геннадий Моисеевич Цыпин. М.: Фирма «Интерпракс», 1994.-373 с.

147. Цыпин, Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности / Геннадий Моисеевич Цыпин. М.: Музыка, 2010.- 128 с.

148. Чугунов, Ю. Эстрадно-джазовый вокал/ Ю. Чугунов // Джазовая мозаика / ЗАО РИФМЭ. М., 1997. - С. 72 - 78.

149. Шаляпин, Ф.И. Т. II: Статьи. Высказывания. Воспоминания / Федор Иванович Шаляпин. —М.: Искусство, 1958.

150. Шапинская, E.H. Массовая культура XX века: очерк теории // общественные науки и современность / E.H. Шапинская. 2003. - №3. С. 13-17.

151. Щербакова, А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта: монография / А.И. Щербакова; МПГУ. М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2007. - 320 с.

152. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. М.: Метафора, 2004. - 368 с.

153. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Даниил Борисович Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

154. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Даниил Борисович Эльконин. М.: Академия, 2007. -141 с.

155. Энтелис, JI.A. Разговор о легкой музыке / Леонид Арнольдович Энтелис. -М.: Знание, 1965. 96 с.

156. Эстрада без парада: Сборник / Сост. Бажанова Т.П. М.: Искусство, 1990.-447 с.

157. Эстрада в России. 20 век Лексикон / под ред. Е.Д. Уваровой, 2000. — 124 с.

158. Юссон, Р. Певческий голос / Рауль Юссон. М.: Музыка, 1974.262 с.

159. Юсупова, Е. Формирование критериев оценки поп музыки как важнейшая задача музыкальной педагогики / Е. Юсупова //Актуальные вопросы музыкальной педагогики: межвуз. сб. стат. / Нижегород. гос. коне. им. М.И.Глинки. М., Прогресс, 2007. - С. 99 - 104.

160. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.

161. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / Ираида Сергеевна Якиманская. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

162. Якиманская, И.С. Рябоштан, Е.П. Изучение личности ученика в образовательном процессе /И.С. Якиманская, Е.П. Рябоштан. М.: Сентябрь, 2011. - 176 с.

163. Якиманская, И.С., Технология личностно-ориентированного обучения / Ираида Сергеевна Якиманская / отв. ред. И.А. Ушакова. — М.: Сентябрь, 2000.- 176 с.

164. Яковлева, A.C. Кочнева, И.С. Вокальный словарь / А.С.Яковлева, И.С. Кочнева. Л.: Музыка, 1988. - 70 с.

165. Яковлева, A.C. Искусство пения: исследовательские очерки. Материалы. Статьи / Антонина Сергеевна Яковлева. М.: ИнформБюро, 2007. - 476 с.

166. Яковлева, A.C. Русская вокальная школа: исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия: учебное пособие по курсу «История вокального искусства» / Антонина Сергеевна Яковлева. М.: ИнформБюро, 2011. - 127 с.

167. Ярославцева, Л.К. Зарубежные вокальные школы: учеб. пособие курсу истории вокального искусства /Л.К. Ярославцева. М.: ГМПИ, 1981.-90с.

168. Amade, J. Jazz improvisation how to play it and teach it. - N.Y., 1967.

169. Armstrong, Louis. Swing That Musik. New York, 1936. 136 c.

170. Berlin, E.A. Ragtime: A Musical and Cultural History. Berkeley: Univ. Jf California press, 1980. 248 c.

171. Coker, J. Improvising jazz. Prentice Hall inc., 1964.

172. Erzhemsky, G.L. Psychological Paradoxes of Conducting. St. Petersburg, 1998.

173. Goldberg, Isaac. George Gershwin. New York: Simon and Schuster, 1931. 305 c.

174. Haerale, D. Jazz piano voicing scills. New Albany, 2000.

175. Hobson, Wilder. American Jazz Musik. New Yorko: Norton, 1939. 230 c.

176. Jerry Coker. Improvising jazz. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1964. -115 c.

177. Marchesi, M. Theoretical and practical vocal method. New York, 1970.

178. Mason, R., Zemlin W. The Phenomenon of vocal Vibrato // Contributions of voice research to sining. Houston (Texas), 1980.

179. Nelson, H., Tiffany, W. The Intelligibility of Song // Contributions of voice research to sining. Houston (Texas), 1980.

180. Sargeant, Winthrop. Jazz: A History. New York London: Mc Hill, 1964. -286 c.

181. Stoloff, B. Vocal improvisation (Techniques-scat) / Bob Stoloff. New York: Gerard and Sarzin Publishing Co., 1972. - 130 p.

182. Williams, Martin T. Introduction to Jazz. New York, 1963.

183. Williams, Martin T. The Jazz Tradition. New York, 1970.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.