Современное русское неоязычество: философско-религиоведческий анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Пигалкина, Светлана Николаевна

  • Пигалкина, Светлана Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 131
Пигалкина, Светлана Николаевна. Современное русское неоязычество: философско-религиоведческий анализ: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2017. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пигалкина, Светлана Николаевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования понятий

«язычество» и «неоязычество»

§1. Язычество и неоязычество как религиозный феномен

§2. Генезис неоязычества в России

§3. Классификация неоязычества

Глава 2. Идейно-мировоззренческие истоки и содержательные аспекты русского неоязычества

§1. Генезис национализма в Новейшей истории России

§2. Идеология русского дореволюционного национализма

§3. Мировоззренческие основы русского неоязычества

§4. Неоязыческая субкультура в России

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современное русское неоязычество: философско-религиоведческий анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. После распада СССР и изменения государственной политики в отношении религии на территории России началось укрепление позиций не только Русской православной церкви, но и других конфессий, в частности, «новых религиозных движений» (НРД), одним из которых является российское неоязычество. Другими словами, исчезновение прежней государственной идеологической доктрины привело к поиску новых идеологических и мировоззренческих основ общества. Поэтому, одной из важных проблем современного отечественного религиоведения является изучение феномена возрождения религиозных учений, предшествовавших появлению монотеистических религий. Особую актуальность этому феномену придает, во-первых, его оформление в своеобразное неоязыческое движение и, во-вторых, его взаимосвязь с социально-политическими процессами в России.

Появление в 90-е гг. ХХ в. большого количества языческих общин и неоязыческих организаций; заметное усиление потока издаваемой литературы, посвященной язычеству; появление у широких масс россиян интереса к бытовому язычеству - магии, целительству и вере в различных духов, а также обострение в социально-политической жизни России проблемы национально-культурного и национально-политического возрождения и автономии - свидетельствуют о глубокой и прочной укорененности языческих представлений в сознании и менталитете народов России.

Проблемы национальной и культурной идентификации сделали неоязычество одним из наиболее развивающихся на сегодняшний день религиозных движений на территории России. Начав свое бурное развитие после распада Советского Союза и пережив небольшое затишье в начале 2000-х гг., оно получило новый вектор развития благодаря широкому использованию для пропаганды своих идей Интернета и социальных сетей. Большую популярность также приобрели идеи здорового образа жизни, занятия различными видами спорта, отказ от употребления продуктов животного происхождения, алкоголя,

табака и т.д. Неоязыческие организации поддерживают подобные начинания, что позволяет им расширить круг своих последователей.

Необходимо отметить, что неоязычество активно развивается не только на территории России, но и в странах бывшего СССР, и за рубежом. Это стало общемировым явлением, что говорит о существующем на сегодняшний день ренессансе языческих идей и представлений. И хотя количество последователей неоязычества не столь велико, как представителей традиционных конфессий, оно довольно быстро растет за счет гибкости идеологии и разнообразия течений и подходов внутри данного религиозного движения.

В этой связи представляется актуальным предложить исследование мировоззренческих и идеологических основ современного русского неоязычества, что призвано внести научный вклад в одну из сторон такого многоаспектного дискурса, как философия религии.

Степень научной разработанности темы. Литература по НРД начала появляться еще в 80-е гг. ХХ в. Авторы, изучающие иностранную литературу, обращали внимание на причины появления НРД на Западе, а также на их влияние на социальные процессы в обществе1. Об изучении неоязычества как явления, развивающегося уже на территории России, можно говорить, начиная с 90-х гг. ХХ века.

В разное время изучением различных аспектов славянского язычества в дореволюционное и советское время занимались такие исследователи, как Е.В. Аничков, А.Н. Афанасьев, Б.А. Рыбаков, В.Н. Топоров и др. Всеми ими подчеркивалось, что исследование язычества древних славян является одной из наиболее сложных задач в отечественной науке по причине скудости сохранившихся письменных источников.

Научная разработанность проблемы возрождения языческих верований на территории России остается пока крайне слабой. Исследования касались лишь

1 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980.

определенных аспектов движения или вероучения некоторых организаций в его составе. Их изучением занимались В.А. Шнирельман, В.М. Сторчак, О.А. Асеев, А.В. Гайдуков, В.В. Кобец и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что религиоведческий анализ истоков, конкретных причин и особенностей изучаемого феномена осуществлен в современной научной литературе явно недостаточно. Имеющийся материал требует философско-религиоведческого обобщения. Слабо изученными остаются крупные неоязыческие организации, возникшие в последнее десятилетие, а также мировоззренческие содержания, истоки и особенности их идеологии.

Объект исследования - новые религиозные движения (НРД) на территории России.

Предмет исследования - мировоззренческие основы русского неоязычества.

Цель исследования - выявление истоков, содержательных основ вероучения и идеологии русского неоязычества.

Автор ставит перед собой следующие задачи:

• выявить причины появления и эволюции неоязычества в России;

• раскрыть философско-мировоззренческие основы русского неоязычества;

• выявить взаимосвязь идей русского дореволюционного национализма и современного русского неоязычества;

• проследить эволюцию доктринальных основ русского неоязычества;

• выявить влияние неоязычества на современную культуру.

Теоретико-методологические основы исследования

Теоретической базой исследования явились труды классиков русской философской мысли, работы современных отечественных и зарубежных философов. Исследование выполнялось на основе общенаучных методологических подходах исследования: принципах историзма, объективности,

единства логического и исторического, а также с привлечением междисциплинарного подхода. Системный подход позволил осуществить комплексное исследование неоязычества, а проблемный подход дал возможность конкретного изучения и прояснения мировоззренческих, религиозно-философских оснований современного русского неоязычества.

Философско-религиоведческий характер работы обусловил применение следующих методов исследования:

- исторический метод анализа источников и вторичной литературы;

- с целью обнаружения в разных формах мировоззрения общее и частное применялся компаративный метод, позволяющий сопоставить мировоззренческие основы русского дореволюционного национализма и современного русского неоязычества;

- структурно-функциональный анализ, при помощи которого система неоязычества была структурирована с целью определения функционального назначения ее составляющих;

- логико-систематический метод, позволяющий увидеть проблему на уровне целостных концептуальных структур;

- каузальный анализ позволил выявить причины возникновения такого специфического явления, как современное неоязычество;

- метод теоретической реконструкции, предполагающий обнаружение сходства и различия идеологических парадигм дореволюционного национализма и современного русского неоязычества.

Источниковедческой базой исследования служат, прежде всего, вероучительная литература неоязычников, а также: уставы и документы, выпущенные крупными неоязыческими организациями и общинами; их периодическая печать; материалы Интернет-ресурсов неоязыческих общин.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Впервые в научный оборот вводится широкий круг источников и документов, ранее не входивших в поле зрения исследователей-религиоведов. Данная литература позволяет по-новому осмыслить идейные основы современного русского неоязычества. На их основе восполнено представление о целостности мировоззрения современного русского неоязычества как системно -генетического элемента оригинальной картины мира с комплексом религиозных, философских, социально-политических, государственно-правовых и др. идей.

2. Исследование мировоззренческих основ современного русского неоязычества впервые проводится на основе комплексного единства философского, религиоведческого, исторического и политологического подходов, что позволило интегрировать изолировано развивающиеся научные гуманитарные направления в пространство философии религии.

3. Изучены, уточнены и описаны содержательные аспекты понятия «неоязычество», в котором раскрывается их теологическая природа и особенности функционирования неоязыческих организаций и групп в современной России.

4. Предложена авторская классификация неоязычества, в результате чего выработаны критерии классификации в контексте его мировоззренческого многообразия, общественной деятельности и значимости. В результате неоязыческие группы, имеющие политические амбиции, можно теперь подразделить на следующие направления: радикальные группы; национал-патриотические группы неэкстремистского толка; экологические группы, делающие акцент на общественно-политической деятельности. В свою очередь, в мировоззренческом аспекте неоязыческие образования подразделяются по следующим направлениям: группы, вероучение которых основано на различных аспектах древнего славянского язычества; группы, использующие в своем учении оригинальные, доморощенные новационные идеи, зачастую синкретического характера; группы, в идеологии которых ярко выражены или зарубежные (национал-социализм), или отечественные (русский дореволюционный национализм) мировоззренческие основы.

5. В работе по-новому истолкованы идейно-мировоззренческие истоки и основы русского неоязычества, в результате чего показана преемственность мировоззренческих основ российского неоязычества и русского дореволюционного национализма. На основе исследовательских материалов и скрупулезного компаративного анализа, выявлено их философско-религиозное и идеологическое сходство и различие, суть которого зиждется на принципиальных расхождениях в религиозно-мировоззренческих основах русского православия и славянского язычества.

6. Представлены основные коммуникативные каналы отражения неоязычества в современной российской культуре, которые представлены: в славянском фэнтези - фантастический жанр литературы, который использует древний славянский фольклор; в художественном творчестве; в фолк-группах, использующих зачастую направление тяжелого рока (панк- и рок-металла); культурно-этнографические центры, занимающиеся приобщением людей к древнему славянскому ремеслу; проведение семинаров и вебинаров, выставок и фестивалей, посвященных славянской культуре, а также празднования традиционных славянских праздников и т.д.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Со второй половины 80-х гг. ХХ века в СССР наблюдается кризис советской идеологии. Одновременно происходит ослабление контроля власти над общественной жизнью. Потеряв духовно-нравственные ориентиры, граждане новой России начинают искать их в религии. Они обращаются не только к традиционным конфессиям, но и к «новым религиозным движениям» (НРД), рост которых наблюдается в России с 90-х гг. ХХ века.

2. Одним из направлений НРД стало русское неоязычество, в основе которого происходит возрождение славянского дохристианского язычества. В России в 90-х гг. ХХ в. появляются неоязыческие организации и общины с ярко выраженным этническим характером (в республиках Марий-Эл, Мордовии, Карелии, Чувашии, Саха-Якутии и др.). Вместе с возрождением автохтонных

религий, главным образом шаманизма, в кругу местной интеллигенции отмечается появление различных вероучений, связанных с неоязычеством. В некоторых из них отмечаются элементы идеологической направленности, требующие тщательного религиоведческого анализа.

3. Русское неоязычество характеризуется мировоззренческим разнообразием. Сюда входят неоязыческие группы, носящие различный вероучительный характер и общественную значимость: природно-экологические, этнографические, национал-патриотические и др. Одним из направлений неоязычества являются организации и общины, пропагандирующие радикальную идеологию, истоки и содержание которой в религиоведческой науке остаются еще малоизученными. Практически неизученной является и философско-религиозная, мировоззренческая сторона этой идеологии.

4. Идеология русского дореволюционного национализма нашла свое воплощение в трудах таких философов и общественных деятелей, как К.Н. Леонтьев, И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров, Н.Е. Марков и др. Основными концептами русского национализма были: идея о России как особой цивилизации; мессианское предназначение русского народа; православие - это религия, которая наделила русский народ особыми нравственными качествами, которые отличают его от других народов мира; власть русского царя носит сакральный характер; Россия - это страна, способная объединить Европу и Азию и т.д.

5. Мировоззренческие основы современного русского неоязычества по многим положениям схожи с идеологией русского дореволюционного национализма: Россия являет собой особый тип цивилизации, который несет миру особую миссию; славянское язычество - это специфическая религия, которая сформировала духовные особенности русского народа, отличающие его от других народов; евразийский путь развития российской цивилизации и т.д.

6. Развивая в своем учении многие положения русских националистов, неоязычество проводит и свои, специфические установки: основой мировоззрения националистов было православие, а российских неоязычников - славянское язычество; националисты видели идеал управления страной в православной

монархии - неоязычники ратуют за мононациональное государство, построенное на принципах русского национального государственного управления; националисты противопоставляли православию западное католичество и протестантизм, а неоязычники ведут полемику между славянским язычеством и русским православием. Они видят в православии те же отрицательные черты, какие когда-то отмечали националисты в Западном христианстве и т.д.

7. Неоязычество представляет собой особую субкультуру, влияющую на культурную жизнь определенной части российского общества: литературу, музыку, живопись и т.д., распространяемую в основном через Интернет-ресурсы и свои сообщества в социальных сетях.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе и выявлении истоков идейно-мировоззренческих основ русского неоязычества. Вследствие основательности разрабатываемой проблемы работа открывает широкую перспективу для дальнейших исследований. Результаты исследования позволяют обратиться к сопоставлению идей русского неоязычества с другими направлениями современного российского национализма.

Приведенные в исследовании документы, а также теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности. Они также могут применяться в преподавании курсов религиоведения при изучении НРД в России.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации были отражены в 3 публикациях автора общим объемом в 1 п.л. в ведущих рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК РФ:

1) Пигалкина С.Н. Журнал «Родноверие» как источник изучения российского неоязычества // Социально-политические науки. - 2016. - №3. - 0,3 п.л.

2) Пигалкина С.Н. Научные знания и мистический опыт в российском неоязычестве // Общество: философия, история, культура. - 2017. - №2. -0,4 п.л.

3) Пигалкина С.Н. Неоязычество в России: конкуренция взглядов // Миссия конфессий. - 2017. - №1. - 0,3 п.л.

4) Пигалкина С.Н. Мировоззренческие основы русского неоязычества // Научные разработки: евразийский регион: материалы Второй международной научной конференции теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 09 июля 2017 г.). / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. - М.: Издательство Инфинити, 2017.

Основные идеи и положения, выносимые на защиту и представленные в тексте диссертации были представлены и выносились на обсуждение на научных конференциях, семинарах и форумах в течение 2015 - 2017 гг., в частности, на Международной научно-практическая конференции «Россия: государство и общество в новой реальности» (Москва, РАНХиГС, 22 мая 2015 г.), Международной конференции «Россия и мир: диалоги» (Москва, РАНХиГС, 24 апреля 2017 г.), Международной конференц-сессии ИГСУ РАНХиГС «Государственное управление и развитие России: выбор приоритетов» (Москва, РАНХиГС, 19 мая 2017 г.).

Структура диссертации включает в себя введение, две главы (семь параграфов), заключение и библиографический список использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования понятий «язычество» и «неоязычество»

§1. Язычество и неоязычество как религиозный феномен

Многие исследователи говорят о некоторой особенности русского народа, сформировавшейся из-за климатических условий. Они настаивают на том, что русские далеки от мистики расы и крови, но им близка мистика земли. Таким образом, религия природы, земли, которой в некотором роде и является язычество, имеет влияние на сознание русских людей.

Язычество это - «термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многовековой истории развития человечества до появления монотеизма. Объективного научного содержания не имеет. Магия, анимизм, апиматизм, фетишизм, тотемизм, политеизм и другие формы религии, к которым применяется термин «язычество», послужили «строительным материалом» для всех позднейших, «высших» религий, в частности иудаизма, буддизма, христианства, ислама»1.

В узком смысле язычество отождествляют с племенными культами (например, Л.Н.Гумилев); в широком смысле оно выступает как комплекс древних воззрений (первобытных и раннесредневековых), верований, обрядов, послуживших основой всех позднейших религий, духовности, менталитета, культуры народа (например, Б.А.Рыбаков, Е.В.Аничков, Г.А.Носова и др.).

Язычество (от «языки» в смысле народы, племена) - это собирательное понятие, означающее комплекс мировоззренческих представлений разных народов, появившихся в период до возникновения монотеистических религий. У народов мира языческие верования были различны, но имели ряд общих черт. Язычество в той или иной степени имеет влияние на все современные религии:

1 Атеистический словарь. М., 1986. С. 510.

это обряды и верования, послужившие фундаментом для их возникновения и развития, а также и многих духовных основ, культуры общества1.

Важнейшая черта язычества - это многобожие. Другим отличием язычества от христианства является отсутствие в нем границ между Богом и человеком. Если в христианстве присутствует иерархичность, то язычество лишено четкой градации своего божественного пантеона.

Крупнейший исследователь язычества - академик Б. А. Рыбаков не раз отмечал незавершенность данного термина. Возник он первоначально в церковной среде для обозначения всех дохристианских верований. В дальнейшем исследователи все больше говорили о двусмысленности понятия «язычество». Славянское же язычество, несмотря на то, что его изучением занимались такие крупные ученые как Е.В.Аничков, В.В.Иванов, В.Н.Топоров и др. еще является малоизученным.

Славянские племена известны начиная со II - IV вв., когда они занимали территории Центральной Европы к северу от Дуная и Карпаты. Первые письменные упоминания о славянских племенах склавинах, антах и др. сделана римскими авторами и датируются VI в. н.э. Именно в этот период восточная ветвь славян начинает миграцию в сторону Днепра, заселяя территории до озера Ильмень, южного побережья Балтийского моря на севере и верхнего течения Оки на востоке. В 1Х-Х вв., когда происходило образование Древнерусского государства, население этих территорий не раз упоминалось в письменных источниках по их племенным названиям - древляне, северяне, кривичи, поляне и т.д.

Согласно некоторым исследованиям название определенного народа либо племени - «росы», «русь» - стало общим названием народа или государства.

1См.: Асеев О.В. Язычество в современной России: Социальный и этнополитический аспекты: диссертация ... кандидата философских наук. М., 1999.

Данное название имеет, скорее всего, скандинавское происхождение1. Согласно другой версии данное название не относится к наименованию определенного племени, а происходит от древнескандинавских слов с корнем rops - ropsmardr, ropskarl, которые означают «гребец», «участник походов на гребных судах». Византийцы дали такое наименование дружинам, которые совершали набеги на территорию Византийской империи с севера, прибывая к ее берегам по морю. Так, название определенного занятия, после того как оно стало ассоциироваться у византийцев с восточными славянами, стало их этнонимом2.

Информацию о родоплеменных верования восточных славян получают из нескольких источников:

• археологических (различные святилища, захоронения и т.д.);

• этнографических и фольклорных (сказки, песни, заговоры и т.д.);

• письменных (договора древнерусских князей с Византией, воспоминания арабских путешественников, греко-римские поучения христианских проповедников, направленные против язычества).

Древние славяне делили мир на четыре части: Землю, два неба и подземно-водную среду. Славяне представляли Землю округлой плоскостью, которая омывается водой. Вода имела два определения: она представлялась как «море-океан» или как две реки, которые окружали Землю, тем самым ограничивая пространство суши для человека. Славяне не до конца определились для себя с пониманием «моря» - оно располагалась где-то на окраине Земли. Одно из ключевых понятий славянского язычества - это земля-почва, «Матерь сыра Земля». С ним связаны многие обряды и заклинания.

Небо имело различное восприятие у первобытных людей - это зависело от их системы ведения хозяйства. Охотники эпохи палеолита, которых больше заботила их добыча и природные условия тундры, не проявляли интереса к небу -

1 См.: Петрухин В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 2004. С. 269.

■у

См.: Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 вв. М., 1995. С 44.

они видели мир плоским и не делали изображений солнца. В мезолит люди оказались разделенными на небольшие группы на просторах бескрайней тайги, тогда они обратили внимание на небо - оно помогало им правильно ориентироваться в лесу во время охоты. Именно в этот период была открыта Полярная звезда - люди поняли, что она не движется по небосклону, как другие звезды.

Земледельцы совершенно иначе представляли себе небо. Если охотники чувствовали необходимость в хорошем знании карты звездного неба и системы движения воздушных потоков, то земледельцы более интересовались движением туч, солнцем и даваемым им теплом, т.е. тем, что напрямую влияет на плодородие. Земледельцы не могли найти объяснения испарению воды, появлению облаков и тумана, поэтому они считали, что где-то высоко существуют постоянные запасы воды. Эти небесные воды имеют возможность превращения в тучи и выливаться на землю в виде дождей, что помогает плодородию. Так произошло формирование представлений об антропоморфных взаимоотношениях между мужским божественным началом и женским, т.е. между хозяином небесной воды и силами, ответственными за рост и развитие растений. Так началось развитие фаллического типа изображения идолов1. Появилось такое божество как Род, который повелевал небом и Вселенной, он каплями дождя мог дать жизнь растениям. Корень «род» объединяет многие значимые для русского языка слова - родня, родник, родина.

Земледельцы считали солнце важнейшей жизненной составляющей, ведь оно давало тепло и свет, без него был невозможен рост растений. Солнце воплощало собой закономерность, в отношении него не действовали капризы богов - с ним не могло произойти внезапных изменений. Все языческие обряды являлись циклом, который строился на четырех фазах солнца и двенадцати месяцах года. Для большинства древних народов солнце было воплощением света и добра, способным разогнать холод и тьму.

1 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 2013. С. 247.

Подземный мир в представлении древних людей представлял из себя подземный океан - в него солнце спускалось на закате, ночью оно плыло по нему, а утром вставало из него уже на другом конце Земли. Ночью солнце двигали птицы, умеющие плыть по воде (лебеди, утки и т.д.). В некоторых случаях передвижения осуществлял подземный ящер: он поглощал вечером солнце на западе, а утром отрыгивал его уже на востоке. В дневное время солнце двигали кони или сильные птицы, например лебеди.

Примерно с VI в. н.э. наступает период, характерной чертой которого является появление больших святилищ под открытым небом в горной местности. Данное явление показало необходимость проведения общих для всего племени собраний, привлекающих большое количество людей. Празднества устраивались в честь какого-либо священного предмета древности - чаши, топора, ярма и т.д. Один из таких праздников был описан известным историком древности Геродотом.

В 1848 г. в реке Збруч был найден столб с четырехликой головой, который датируется IX веком. По изображениям, нанесенным на него, теперь судят о пантеоне богов древних славян1. Дажьбог (Даждьбог) - божество солнца, света, он давал различные блага. Согласно мифам он был родоначальником русских -«даждьбожьих внуков», как говорится о них в летописи. Перун был богом молний и грозы. Эти два бога были представителями небесной сферы. Макошь была олицетворением матери сырой земли, она - мать урожая, именно она владеет символическим рогом изобилия. Лада - вторая рожаница, она покровительствует весенней яровой вегетативной системе, она богиня браков, любви и красоты. Эти боги являлись олицетворением земного пространства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пигалкина, Светлана Николаевна, 2017 год

Список использованных источников и литературы

Монографии

1. Авдеев В.Б. Преодоление христианства / В.Б. Авдеев. - М.: Капь, 1994. -173 с.

2. Асов А.И. Мифы и легенды древних славян / А.И. Асов. - М.: Наука и религия, 1998. - 320 с.

3. Асов А.И. Атланты, арии, славяне. История и вера. - М.: Алетейа, 1999. -307 с.

4. Асов, А. И. Родные боги славян / А.И. Асов. - М.: Фаир, 2011. - 414 с.

5. Афанасьев А.Н. Происхождение / А. Афанасьев. - М.: Индрик, 1996. - 638 с.

6. Багирова Р. Ярая Волшба / Р. Багирова. - М.: Велигор, 2012. - 191 с.

7. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь / Е.Г. Балагушкин. - М.: Издательство МГУ, 1980. - 103 с.

8. Баркер А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997.

9. Белов А. К. Искусство партизанской борьбы / А.К. Белов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 336 с.

10. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России / Н.А. Бердяев. - М.: ЗАО Сварог и К, 1997. - 537 с.

11. Богумил; волхв. Круг жизни и смерти: учение о переселении душ в культурах народов мира и славянской традиции / волхв; Богумил. - М.: Амрита-Русь, 2013. - 788 с.

12. Богумил; волхв. Трикстер в славянской традиции. Мистические практики Шуйного пути / волхв; Богумил. - М.: Амрита-Русь , 2013. - 1037 с.

13. Бородин С. А. Клич за Русь ведическую / С.А. Бородин. - М.: Шемшук и К, 2011. - 208 с.

14. Бородин С. Мудрость русских волхвов / С.А. Бородин. - М.: Шемшук и К, 2010. - 208 с.

15. Бородин С. А. Славянский фрактал / С.А. Бородин. - М: Шемшук и К, 2011

- 144 с.

16. Брачёв В.С. Тайные общества в СССР / В.С. Брачёв. - СПб.: Стомма, 2006.

- 390 с.

17. Вайль П.Л. 60-е. Мир советского человека / П.Л. Вайль., А.А. Генис. - М.: АСТ, 2013. - 429 с.

18. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. - М.: «Логос», 1997. - 752.

19. В раздумьях о России (XIX век). - М.: Археографический центр, 1996. -444 с.

20. Верховский А.М. Политическая ксенофобия / А.М. Верховский, Е.В. Михайловская, В.В. Прибыловский. - М., 1999. - 191 с.

21. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания / Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. - СПб., 1994. - 349 с.

22. Вышень. Правда Народа Славянского / Вышень.- М.: Граф Сервис , 2009 -131 с.

23. Гасанов, Д. А. Велесова ворожба / Д.А. Гасанов. - М.: Велигор, 2009. - 237 с.

24. Голяков В.Ю. Солнцеворот / В.Ю. Голяков. - СПб.: Волхв, 1992.

25. Давудов О.М. Культура Дагестана эпохи раннего железа. - Махачкала, 1974. - 192 с.

26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н.Я. Данилевский. -

СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, Издательство «Глаголь», 1995. - 552 с.

27. Добровольский А.А. Природолюбивая религия будущего / А.А. Добровольский.- Вятка, 2004. - 22 с.

28. Доронин А.И. Руси волшебная палитра / А.И. Доронин. - М.: Молодая гвардия, 1992. - 256 с.

29. Журкин В.М. Праведы / В.М. Журкин. - М.: Живое время, 2011. - 968 с.

30. Зинченко А.А. Извилистые пути Традиции / А.А. Зинченко. - М.: Ладога-100, 2006. - 127 с.

31. Иванов В.И. Родное и вселенское / В.И. Иванов. - М.: Республика, 1994. -428 с.

32. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х тт. / И.А. Ильин. - М.: МП Рарог, 1992.

33. Ильин И.А. О русском национализме / И.А. Ильин. - М.: Российский Фонд Культуры, 2007. - 150 с.

34. Ильин И.А. О монархии и республике / И.А. Ильин. - Нью-Йорк: Содружество, 1979. - 329 с.

35. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1993.

36. Кавыкин О.И. "Родноверы": самоидентификация неоязычников в современной России / О.И. Кавыкин. - М.: Институт Африки РАН, 2007. -232 с.

37. Каган, М.С., Халтурина Е.Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур / М.С. Каган, Е.Г. Халтурина -М.: Наука, 1992. - 158 с.

38. Казаков В. С. Мир Славянских Богов / В. С. Казаков. - М.: Русская Правда, 2005. - 239 с.

39. Казаков В.С. Именослов / В.С. Казаков. - М.: Русская Правда, 2003. - 239 с.

40. Кириллов И.А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма / И.А. Кириллов. - М.: Третий Рим, 1996. - 112 с.

41.

42. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность: Избранные статьи / К.Н. Леонтьев. -М.: Молодая гвардия, 1992. - 318 с.

43. Лихачёв В. Нацизм в России / В. Лихачёв. - М.: Панорама, 2002. - 176 с.

44. Лосский Н.О. Условие абсолютного добра / Н.О. Лосский. - М., 1991. - 367 с.

45. Марков Н.Е. Думские речи. Войны темных сил. / Н.Е. Марков. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 696 с.

46. Магомедов Р. Легенды и факты о Дагестане / Р. Магомедов. - Махачкала, 1969. - 240 с.

47. Маритен Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. - М., 1994. - 190 с.

48. Николаев С.И. Два язычества народа Саха / С.И. Николаев. - Якутск: Якутский край, 2007. - 57 с.

49. Медиков В.Я. Ведические Правды древних руссов / В.Я. Медиков. - М.: Амрита-Русь, 2010. - 156 с.

50. Лифантьев С.С. Азбука начинающего язычника / С.С. Лифантьев. - М.: Велигор, 2011. - 560 с.

51. Никитин Р. Веды русов и Алатырь-руны / Р. Никитин. - М.: Белые альвы, 2013. - 110 с.

52. Парма Д. Новая духовность: все, что вы хотели знать о язычестве / Д. Парма. - СПб.: Весь, 2011. - 268 с.

53. Петр Великий: pro et contra: Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2003. - 1023 с.

54. Петрухин В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье / В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский. - М.: Знак, 2004. - 415 с.

55. Петухов Ю.Д. Тайны древних руссов / Ю.Д. Петухов. - М.: Вече, 2008. -416 с.

56. Песни Алконоста / извод Златогора; [собрал и обработал А. И. Асов]. - М.: Фаир, 2006 - 223 с.

57. Пыпин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем / Пыпин А.Н. -Троицкого. - М.: АКИРН, 2002. - 195 с.

58.Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени / К.П. Победоносцев. -М.: Русская книга, 1993. - 640 с.

59. Путь: Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (1-1У). - М.: Ин-форм-Прогресс, 1992. - 752 с.

60. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Академический проект, 2013. - 805 с.

61. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Академический проект, 2013. - 638 с.

62. Русская идея, славянский космизм и станция «Мир». - М.: АКИРН, 2000. -310 с.

63. Русский строй. Сборник статей по проблемам российской государственности. - М.: Интеллект, 1997. - 344 с.

64. Свято-Русские Веды. Книга Коляды / [воссоздание песен, обработка, перевод с разных славянских языков и диалектов А. И. Асова]. - М.: Фаир, 2009. - 575 с.

65. Сидоровкин Г.П. П.А. Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911) / Г.П. Сидоровкин. - Саратов: Сарат. культ, центр им. П.А. Столыпина, - 2002. - 600 с.

66. Сперанский Н.Н. Книга природной веры / Н.Н. Сперанский. - М.: Велигор, 2009. - 591 с.

67. Сперанский Н.Н. Русское язычество и шаманизм / Н.Н. Сперанский. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006 - 607 с.

68. Стёпин В. Сущность сионизма / В. Стёпин. - М.: Витязь, 1993. - 48 с.

69. Столыпин П.А. Программа реформ: в 2-х т. / П.А. Столыпин. - М.: РОССПЭН, 2002.

70. Сторчак В.М. Феномен российского мессианизма в общественно-политической и философской мысли России: вторая половина Х1Х-первая треть XX в. / В.М. Сторчак. - М.: Издательство РАГС, 2005. - 252 с.

71. Тарунин А.В. Сакральный символ. История свастики / А.В. Тарунин. - М.: Белые альвы, 2009. - 544 с.

72. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. - М.: Облиздат, 1998. - 671 с.

73. Черкасов И. Вещий Словник: Славления Родных Богов / И. Черкасов. - М., 2005 - 383 с.

74. Черкасов И. Книга Родной Веры: основы Родового Ведания Русов и Славян / И. Черкасов. - М.: Велигор, 2009. - 610 с.

75. Черкасов И. Живые Веды Руси: Откровения Родных Богов / И. Черкасов. -М., 2008. - 383 с.

76. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа / Г.Ф. Чурсин. - Тифлис, 1913. -189 с.

77. Ципинов А. А. Мифоэпическая традиция адыгов / А. А. Ципинов. -Нальчик: Эль-Фа, 2004. - 175 с.

78. Шиженский Р.В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А. А. Добровольского) / Р. В. Шиженский. - М.: Орбита-М, 2013. - 271 с.

79. Шнирельман В.А. Арийский миф в современном мире / В.А. Шнирельман. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 536 с.

80. Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России / В.А. Шнирельман. - М., 2012. - 302 с.

81. Шубарт В. Европа и судьба Востока / В. Шубарт. - М.: Эксмо, 2003. - 478 с.

82. Ярцев А.Б. Антропологические аспекты политических и социальных учений в современном неоязычестве в России / А. Б. Ярцев. - М.: МАКС Пресс. - 2009. - 27 с.

Периодические издания

83. Асеев О.В. Славянское неоязычество современной Росии / О.В. Асеев // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 1999. - №1(18). -С. 29-35.

84. Барашков А.И. Узелковое письмо древних славян / А.И. Барашков // Наука и религия. - 1992. - № 4. - С. 28-31.

85. Клепинин Н.А. Мысли о религиозном смысле национализма / Н.А. Клепинин // Путь. - 1926. - № 3.

86. Кобец В.В. Украинское родноверство / В.В. Кобец // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2002. - №1(29). - С. 116-125.

87. Как идет религиозное возрождение России? /Интервью с д.ф.н. М.П.Мчедловым, руководителем Исследовательского центра "Религия всовременном обществе" при Российском независимом институтсоциальных и национальных проблем // Наука и религия. - 1997. -№ 9. - С. 33-35.

88. Панарин С.А. Национально-культурное возрождение в республиках и территориальная целостность России / С.А. Панарин // Вестник Евразии. -М. 1996. - С. 109-130.

89. Сторчак В.М. Современное русское неоязычество: истоки, мировоззрение, общественно-политические организации / В.М. Сторчак // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2000. - №3(24). - С. 35-45.

90. Сторчак В.М. Тема российского мессианизма в идеологии партий и организаций православно-монархического и национал-патриотического толка / В.М. Сторчак // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2001. - №3(27). - С. 129-147.

91. Филатов С. Якутия. Обретение кута / С. Филатов, А. Щипков // Дружба народов. - 1998. - № 2.

Диссертационные работы и авторефераты

92. Агальцов А.Н. Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен: диссертация ... кандидата философских наук. - Тула, 2010. - 133 с.

93. Асеев О.В. Язычество в современной России: Социальный и этнополитический аспекты: диссертация ... кандидата философских наук. -М., 1999. - 123 с.

94. Гайдуков А.В. Идеология и практика славянского неоязычества: диссертация ... кандидата философских наук. - СПб., 2000. - 164 с.

95. Кавыкин О.И. Конструирование этнической идентичности в среде русских неоязычников. - М., 2006. - 191 с.

96. Кобец В.В. Российское и украинское неоязычество как социально-религиозный феномен: диссертация ... кандидата философских наук. - М., 2003. - 113 с.

97. Лемешева Е.М. Неоязыческие сообщества в современном российском обществе: социологический анализ: диссертация ... кандидата социологических наук. - Казань, 2014. - 214 с.

98. Меранвильд В.Б. Славяно-горицкое движение как форма неоязычества: диссертация ... кандидата философских наук. - СПб., 2004. - 160 с.

99. Пучков А.В. Неоязычество в современной европейской культуре: На примере расовых теорий: диссертация ... кандидата философских наук. -Ростов н/Д., 2005. - 156 с.

100. Резепова И.С. Неоязычество в культуре: История и современность: диссертация ... кандидата философских наук. - Ростов н/Д., 2005. - 153 с.

Сборники статей

101. Гурко А.В. Неоязычество в Беларуси: предпосылки и условия возникновения, организационные формы, перспективы / А.В. Гурко // Неоязычество на просторах Евразии. - М., 2001. - С. 150-162.

102. Малахов В. Национализм / В. Малахов // Русский национализм. Социальный и культурный контекст. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - С. 5-33.

103. Ларюэль М. Ещё раз к вопросу о классификации идеологических течений русского национализма / М. Ларюэль // Русский национализм: Социальный и культурный контекст. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - С. 131- 157.

Источники

104. Битцевское обращение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slavya.ru/docs/bitc obr.htm (дата обращения 15.09.2016).

105. Власкин Е. (Мирослав). Изведы с Максимом Сухаревым / Е. Власкин // Родноверие. - 2015. - № 1(10). - С. 25-27.

106. Гаврилов Д. (Иггельд). Беседа с художником Сергеем Суворовым Д. Гаврилов // Родноверие. - 2015. - № 1(10). - С. 13-16.

107. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 107-151.

108. Ионов М. (Белояр). Быть националистом / М. Ионов // Родноверие. -2014. - № 2(9). - С. 19-21.

109. Ионов М. (Белояр). Друзья и соратники! / М. Ионов // Родноверие. -2014. - № 2(9). - С. 1.

http: //www.rodnovery.ru обращения 27.11.2016).

111. Манифест языческой традиции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //triglav.ru/forum/index.php?showtopic=3 3 (дата обращения 17.07.2016).

112. Обращение к СМИ [Электронные ресурс]. - Режим доступа: http://www.rodnoverv.ru/dokumenty/obrashcheniya-zayavleniya/134-obrashchenie-k-smi (дата обращения 15.05.2016).

113. О подменах понятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. rodnovery. ru/dokumenty/o-podmenakh-ponyatii (дата обращения 23.11.16).

114. Пан Артём Тамбовский. Полидоксия: к вопросу о реконструкции современного язычества / Пан Артём Тамбовский // Родноверие. - 2015. - № 1(10). - С. 23-24.

115. Слово против церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://velesovkrug.org/slovo-protiv-cerkvi.html (дата обращения 10.01.2017).

116. Власкин Е. Суроварг - солнечная кузня счастья / Е. Власкин // Родноверие. - 2014. - № 1(8). - С. 5-7.

117. Чистосвет. Закат европейцев - свои против наших? / Чистосвет // Родноверие. - 2015. - № 1(10). - С. 31-34.

118. Что есть родноверие? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://velesovkrug.org/chto-est-rodnoverie.html (дата обращения 25.09.2016).

Электронные ресурсы

119. Живопись Бориса Ольшанского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.vseminfo .ru/creativity/risunok/olscharski/ (дата обращения 12.11.2016).

120. Интервью для электронного ресурса «На линии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rodnoverv.ru/stati/izvedv/867-intervvu-dlya-elektronnogo-resursa-na-linii (дата обращения 13.10.2016).

121. Ивановы дочки [Электронные ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/club 108502904 (дата обращения 14.10.2016).

122. Колобор Ориевич (2014) ДУМЫ ДА РЫКИ БОГОМИЛА // Запись ВКонтакте 30 марта в 16:01. - Режим доступа: https://vk.com/topic-631989 29934274 (дата обращения 21.08.2016).

123. Летопись Вятичей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rodnoverie.org/stati/avtorskie/51 —letopis-vj atichej .html (дата обращения 02.03.2016).

124. Мода на язычество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://einsofor.com/duchovniy-put-samorealizatsiya/moda-na-vazichestvo (дата обращения 25.09.2016).

125. О нас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slavich.org/about (дата обращения 19.11. 2016).

126. Окрутники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //vk.com/okrutadeda (дата обращения 27.08.2016).

127. Славянские обереги - сила Рода в старинных символах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fortunagid.com/zashhita/slavvanskie-oberegi-znachenie (дата обращения 26.09.2016).

128. Схорон Еж Славен: Краткий обзор миропонимания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krivichi.org/zhrec/shoron-ezh-slaven-kratkiy-obzor-miroponimaniya.html (дата обращения 12.07.2016).

129. Родноверие и неоязычество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://velesovkrug.org/rodnoverie-i-neo-yazychestvo.html (дата обращения 05.01. 2017).

130. Слово нации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antology.igrunov.ru/70-s/periodicals/nations.html (дата обращения 27.09.2016).

131. Солоневич И.Л. Политические тезисы [Электронный ресурс] / И.Л. Солоневич. - Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=91525 (дата обращения 26.11.2016).

132. Фолк-группа Алатырь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/club3919058 (дата обращения 24.12.2016).

Справочные издания

133. Атеистический словарь. - М., 1986.- 510 с.

134. Современные секты и неоязычество в России. - М., 1998. - 123 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.