Современные тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Иванов, Михаил Вячеславович

  • Иванов, Михаил Вячеславович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 173
Иванов, Михаил Вячеславович. Современные тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2012. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванов, Михаил Вячеславович

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление и развитие богословия евангельских христиан-

баптистов в Российской империи и Советском Союзе

1.1 Богословие: природа, эволюция, применение

1.2. Источники богословия евангельских христиан-

баптистов

1.3. Становление и развитие богословия российских

евангельских христиан-баптистов

Глава 2. Основные направления развития богословской мысли евангельских христиан-баптистов в современной России

2.1. Основные направления развития богословской мысли евангельских христиан-баптистов в современной России

2.2. Современное практическое богословие российских евангельских христиан-баптистов

2.3. Теологическое осмысление современной социальной проблематики российскими евангельскими христианами-

баптистами

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов»

Введение

Актуальность темы исследования. Демократическое реформирование общественно-политического и социально-экономического строя России, начавшееся в 1991 году, создало в российском обществе принципиально новую духовную атмосферу, одним из характерных показателей которой стала ситуация религиозной свободы. Эта ситуация нашла свое выражение в демократическом правовом решении религиозного вопроса (Конституция Российской Федерации 1993 г., Закон РФ «О свободе совести и о религиозный объединениях» 1997 г.), обеспечении свободы вероисповедного и мировоззренческого самоопределения для каждого члена нашего общества и свободы религиозной и социальной деятельности для религиозных объединений различных конфессий. За прошедшие два десятилетия произошло возрождение и укрепление их институциональных структур, получили развитие многообразные формы их религиозной и социальной деятельности, значительно выросло количество религиозных общин и число верующих.

Новые условия жизни и деятельности потребовали от российских конфессий адаптации к ним, в том числе и их богословского осмысления, что, в частности, нашло свое выражение в принятии ими своих социальных концепций.

Одним из протестантских течений, присутствующим на территории России с сер. XIX в. и ныне играющим заметную роль в религиозной и общественной жизни, являются евангельские христиане-баптисты (далее -ЕХБ). Большинство евангельских христиан-баптистов в нашей стране являются членами общин, входящих в Российский союз евангельских христиан -баптистов (далее - РСЕХБ). Данная религиозная общность живет насыщенной религиозной жизнью, испытывая те же проблемы и трудности адаптации к новым общественным условиям, что и другие конфессии и деноминации в нашей стране, находя пути их разрешения, в том числе и посредством

богословского осмысления. Однако, именно современное богословие российских ЕХБ и связанная с ним религиозная практика и социальная активность в современных условиях, а также перспективы развития теологической мысли данной конфессии остаются малоизученными. На практике это нередко ведет к возникновению недопонимания и напряженности между баптистскими общинами и местными органами власти, правоохранительными структурами, неадекватным публикациям в СМИ, возникновению и распространению в общественном мнении недоброжелательных по отношению к евангельским христианам-баптистам слухов.

Исследование развития теологических воззрений ЕХБ, составляющих идейную основу их общественной практики, важно для поддержания межрелигиозного мира и стабильности общественной ситуации в стране и регионах.

Состояние научной разработанности темы. Начиная с конца 90-х гг. XX в. научные работы и публикации, посвященные изучению современного состоянию богословия и вероучения российских евангельских христиан-баптистов, являются достаточно редкими. Постсоветский российский баптизм в целом и его теология в частности до настоящего времени не подвергались столь тщательному изучению, как идеология и практика отечественного баптизма времен СССР, активно изучавшиеся советскими религиоведами. Однако и в Советском Союзе изучение богословия евангельских христиан-баптистов осуществлялось выборочно и предвзято, поскольку баптизм рассматривался только как чуждый советскому обществу феномен и через призму концепции неизбежного преодоления религии.

Большой интерес представляет монография академика Л.Н.Митрохина «Баптизм: история и современность»1. Это самое полное и современное исследование духовной практики и богословия евангельских христиан-

1 См.: Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: РХГИ 1997.

баптистов. Автор дает достаточно достоверное представление о тенденциях в воззрениях российских евангельских христиан-баптистов в начале постсоветского периода. Однако некоторые важные аспекты не были рассмотрены им подробно.

Среди других ученых, занимавшихся исследованиями религиозного сознания и состояния общин российских евангельских христиан-баптистов в постсоветский период можно отметить И.Г. Каргину1, P.A. Лопаткина2, Г.С. Лялину3, Р.Н. Лункина4, М.Ю. Смирнова5, С.Б. Филатова6 и некоторых других. Их исследования затрагивали различные аспекты идеологии и практики современного российского баптизма. Из современных конфессиональных авторов можно выделить И.В. Подберезского7, А.П. Пузынина8, а из более ранних - С.Н. Савинского9. Интересные сведения по истории отечественного баптистского богословия можно почерпнуть в конфессиональных изданиях исторической направленности: «История евангельских христиан-баптистов в СССР» (М.: Издание ВСЕХБ, 1989) и «История евангельских христиан-баптистов» А.И. Мицкевича (М., 2007).

Современному состоянию богословия российских евангельских христиан-баптистов посвящено ряд работ O.A. Боковой. В частности следует отметить диссертацию на тему: «Теология российских евангельских христиан-

1 См.: Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 111-118.

2 См.: Лопаткин РА.Протестантизм в России//История религий в России. Учебник. Изд. 2-е, дополн. Под общ ред. О.Ю.Васильевой и Н.А.Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2004; его же: Протестантизм в России. Истоки и место в отечественной культуре // Религия и право. 1998. № 4-5. С. 12-14.

3 См.: Лялина Г.С. Из истории евангельского христианства-баптизма в России: Иван Вениаминович Каргель (1849-1937) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2005. № 1-2 (34-35).

4 См.: Лукин Р. Пятидесятничество и харизматическое движение // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. 2. / Отв. Ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов - М.: Логос, 2003.241-387.

5 См.: Смирнов М.Ю. Протестантизм. СПб., 2009.

6 См.: Филатов С.Б. Российский протестантизм: успех и равнодушие к вере общества // Вопросы философии. 2004. № 5. С. 20-32.

7 См.: Подберезский И.В. Евангельские христиане России о себе и о мире. М.: Христианский религиозный центр «Протестант», 2008.

8 См.: Пузынин А. Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010.

9 См.: Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии: В 2 т. - СПб.: Библия для всех, 2001.

баптистов на рубеже XX и XIX веков», а также статью «Современные российские евангельские христиане-баптисты: социальная структура и идеология»1, и ряд других работ по сходной тематике, в которых O.A. Бокова провела глубокое исследование теологической мысли современного российского баптизма. Многие темы, затронутые в ее работах, заслуживают дальнейшего исследования и разработки.

Следует отметить, что на данный момент не существует научных работ, специально посвященных тенденциям развития богословия российских евангельских христиан-баптистов на обозримую перспективу. Данная работа призвана в определенной степени восполнить этот пробел в современном отечественном религиоведении.

Источники исследования. Основными источниками для исследования изучаемой темы послужили конфессиональные издания, отражающие современное состояние и тенденции развития теологии российских евангельских христиан-баптистов: богословские сочинения, учебные пособия, вероучительная и катехизическая литература и т.п. Также использованы сочинения светских религиоведов и межконфессиональные издания. Для анализа происхождения и эволюции российской баптистской теологии были привлечены исторические источники и литература по истории отечественного баптизма.

Объект исследования. Объектом исследования является современное богословие российских евангельских христиан-баптистов (Российского Союза евангельских христиан-баптистов).

Предмет исследования. Предметом исследования являются современные тенденции в развитии богословия российских евангельских христиан-баптистов (Российского Союза евангельских христиан-баптистов)

Цель и задачи исследования. Цель исследования: выявить и оценить современные тенденции в богословии евангельских христиан-баптистов

1 См.: Бокова О.А современные российские евангельские христиане-баптисты: социальная структура и идеология // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. №3. С. 35-46.

Задачи исследования:

1. Выявить основные функции богословия в конфессиональной системе евангельских христиан-баптистов

2. Исследовать источниковую базу для изучения эволюции теологических воззрений российских евангельских христиан-баптистов

3. Рассмотреть основные моменты становления и развития богословия российских евангельских христиан-баптистов

4. Рассмотреть специфику богословия российских евангельских христиан-баптистов на фоне теологической традиции мирового баптизма

5. Проанализировать новые тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов

Методологическая основа исследования. Предмет исследования рассматривается с позиций научного религиоведения. Используется метод научного анализа и индукции, позволяющие достигать необходимого уровня научной объективности.

Современные тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов рассматриваются в связи со всей историей развития богословской мысли российского баптизма, начиная со времени его появления в России до наших дней. При этом применяется метод научного историзма, предусматривающий изучение явления во всех фазах его исторического развития, во взаимосвязи с другими явлениями и процессами.

Предмет исследования рассматриваются, исходя из процессов, происходящих в теологии Российского союза евангельских христиан-баптистов, поскольку в других отечественных деноминационных объединениях, придерживающихся евангельско-баптистского исповедания, интенсивного теологического процесса не наблюдается. При этом богословие российских баптистов рассматривается как самобытный феномен не тождественный зарубежному баптизму в целом или какой-либо его

разновидности в Европе или Америке, но связанный с мировым баптизмом исторически и теологически.

Богословские тенденции исследуются во взаимосвязи с различными аспектами конфессиональной религиозной жизни и социальными процессами в стране, рассматриваемыми в качестве факторов, оказывающих влияние на богословие. Евангельские христиане-баптисты, при этом, рассматривается как неотъемлемая часть многонационального и многоконфессионального народа России.

Основные научные результаты и положения, выносимые на защиту:

1. Российскому евангельскому христианству-баптизму и его теологии в прошлом и настоящем присущи самобытные черты, сформировавшиеся на национальной почве, несмотря на то, что исторически и богословски отечественные баптисты являются частью мирового баптистского движения. В связи с этим, а также вследствие особенностей, присущих социальной и религиозной жизни России, современные тенденции, присущие богословию российских евангельских христиан-баптистов имеют выраженную национальную специфику.

2. Современные тенденции развития богословия российских евангельских христиан-баптистов свидетельствуют о желании данной конфессии активно участвовать в жизни страны и общества, преодолевая изоляционистское наследие советского периода.

3. В области систематического богословия российские евангельские христиане-баптисты стремятся сохранить приверженность традиционному консерватизму, допуская дискуссию по отдельным аспектам сотериологии и некоторых других теологических доктрин, заботясь о сохранении единомыслия по ключевым аспектам этих учений.

4. Развитию систематического богословия российских евангельских христиан-баптистов способствует формирование конфессиональной системы теологического образования. Появление большого количества служителей и

верующих, получивших богословское образование, способствует усилению роли теологии в жизни деноминации и многих церковных общин.

5. Экклезиолгические дискуссии, присущие теологии современных российских евангельских христиан-баптистов, свидетельствуют о наличии различных подходов к развитию их деноминационной структуры, которое потенциально может идти как путем централизации, так и децентрализации, с соответствующими последствиями для уровня самоуправления церковных общин.

6. Современные тенденции в практическом богословии российских евангельских христиан-баптистов свидетельствуют о желании лидеров и теологов РС ЕХБ сохранить традиционные консервативные нормы религиозной морали в качестве обязательных для всех членов церковных общин. При этом наблюдается стремление к частичному пересмотру отдельных нравственных норм, в связи с изменениями социальных реалий и появлением новых черт в религиозном сознании части верующих.

7. У российских евангельских христиан-баптистов появилась и усиливается потребность в теологическом осмыслении социальных реалий и проблем, в связи с продолжающимся вовлечением всё большего числа церковных общин и верующих в жизнь общества, а также из-за желания служителей и теологов российского баптизма оказывать духовно-нравственное влияние на социум.

Научная новизна диссертации. Диссертация посвящена целостному и систематическому исследованию современного состояния и перспектив развития теологии российских евангельских христиан-баптистов. Данная работа представляет собой первое в своем роде исследование современных тенденций в богословии евангельских христиан-баптистов, рассматриваемом как составная часть конфессиональной системы, а не как простая совокупность воззрений отдельных мыслителей или групп теологов, мнения которых взятые изолированно, не отражают тенденций, присущих конфессии в целом. В работе рассматриваются структура и функции богословия российских евангельских

христиан-баптистов. Анализ функций конфессионального богословия (как составной части религиозной системы) ранее не проводился в научном религиоведении и является разработкой автора.

В диссертации описываются и исследуются такие новые тенденции в богословии российских евангельских христиан-баптистов, как усиление в их среде элементов кальвинистской сотериологии и экклезиологических разномыслий. Отмечается тенденция к переосмыслению отдельных аспектов личной жизни верующего, при сохранении общего консервативного вектора в практическом богословии. Представлена и новая богословская тенденция, выражающаяся в активном теологическом осмыслении социальной проблематики, происходящем на фоне выхода российских церквей ЕХБ из состояния социальной самоизоляции, характерного для советского периода истории баптистского братства.

Теоретическая значимость исследования. Содержание диссертации, в частности, положения и выводы, ставшие результатом проведенного исследования, позволяют проследить изменения, происходящие в идеологии и религиозном сознании последователей одной из отечественных протестантских деноминаций на фоне происходящих в стране и социуме изменений. Примененная автором методология анализа современных тенденций, новаций и противоречий развития богословия российского баптизма может быть использована при исследовании аналогичных процессов в богословии других конфессий. Предложенная автором структура функций богословия ЕХБ может стать основой для дальнейшей более углубленной разработки этой проблемы.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного религиоведческого анализа проблемы, давая реальное представление о сущности и направлениях развития богословия российского баптизма, могут способствовать повышению религиоведческой компетентности

государственных и муниципальных служащих, ответственных за

взаимодействие органов власти с религиозными объединениями, работников учреждений культуры, образования и СМИ.

Материалы, содержащиеся в диссертации, могут найти свое применение в учебно-образовательной деятельности преподавателей религиоведческих, социально-философских и исторических дисциплин в высших учебных заведениях, а также могут быть использованы другими исследователями, в круг научного интереса которых входит изучение теологии современного российского протестантизма. Отдельные аспекты работы могут быть использованы в просветительских целях, для формирования в российском обществе объективных и непредвзятых представлениях о евангельских христианах-баптистах как конфессии.

Апробация исследования и публикация материалов работы. Ряд положений диссертации нашли свое отражение на научных и богословских конференциях: доклад «Идентичность евангельских христиан-баптистов» на международной научно-богословской конференции «140 лет российскому баптизму. Прошлое, настоящее, перспективы» (Москва, 2007), доклад «Автономность церкви и баптистские принципы» на симпозиуме «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» (Киев, 2007), доклад «Сотериологические тенденции в современном русском баптизме» на богословской конференции «Пути славянского богословия арминианской традиции» (Львов, 2009), доклад «Роль вероучения в истории евангельских христиан-баптистов» на международной научной конференции «Евангельско-баптистское движение в Восточной Европе: история и культура» (Донецк, 2010).

Автором опубликован ряд научных статей, относящихся к теме диссертации, включая публикацию в журнале, находящемся в перечне ВАК РФ. Он также является одним из авторов «Социальной позиции протестантских Церквей России» (2003 г.).

Глава 1

Становление и развитие богословия евангельских христиан-баптистов в Российской Империи и Советском Союзе

1.1 Богословие: природа, эволюция, функции

Различные религиозные движения в России, возникшие ранее середины XIX в., не отличались развитым богословием. В дореформенной России не были распространены рационалистические христианские течения, для которых целостное, систематически изложенное вероучение было бы насущно необходимым. Положение изменилось с появлением в России такой разновидности христианства как баптизм. Хотя вопрос о месте теологии в нем остается спорным.

У некоторых исследователей баптизма и религиоведов наблюдается тенденция к недооценке роли богословия в жизни российских евангельских христиан-баптистов. Существует мнение, разделяемое рядом исследователей отечественного баптизма, в частности, канадским историком Вальтером Заватски, что баптисты в России возникли и развивались только как движение духовного возрождения, проповедующее осознанное обращение к Богу через покаяние (изменение образа мыслей), а также, связанный с обращением благочестивый образ жизни, в котором теология не играла значительной роли.1 Можно сказать, что убеждения большинства российских баптистов действительно не носили строго систематического характера и были, в значительной степени, нарративным и индивидуально интерпретируемым (в соответствии с личным религиозным опытом). Хотя трудно отрицать факт, что в системе ценностей первых поколений отечественных баптистов теология занимала более скромное место, чем у их западных единоверцев, нельзя

1 См.: Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995. С. 393, 398.

излишне принижать влияние теологии на жизнь последователей российского баптизма. Из отечественных исследователей лучше других оценил значение теологии для раннего российского баптизма Л.Н. Митрохин. Говоря о трудностях, с которыми сталкивались противники и преследователи баптизма в конце XIX столетия, Митрохин констатирует: «Баптизм - это противник, с которым они (т.е. светские и церковные власти - прим. автора) ранее никогда не сталкивались: не самодельное, подверженное брожению и метаниям образование, а монолитное жизнестойкое объединение с глубоко эшелонированным теологическим и организационным обеспечением»1 (выделено мною).

Конечно, согласие с данным тезисом еще не означает, что религиозное сознание каждого российского баптиста было глубоким и хорошо систематизированным. Тем не менее, два аспекта следует отметить. Во-первых, наличие определенной системы теологических воззрений имело место у большинства членов баптистских общин, а не только у духовных лидеров, в чем находил конкретное и ощутимое выражение известный в протестантизме теологический постулат о всеобщем священстве всех верующих. Это видно, в частности из источников, относящихся к концу XIX в. Например, осознанная вера простых и беднейших членов баптистской общины в доктрину искупления отражена в записях разъездного баптистского проповедника В.В. Иванова, датированных 1883 г., процитированном в работе А.И. Клибанова «История религиозного сектантства в России»2. Во-вторых, несмотря на допущение некоторого разномыслия по второстепенным вопросам, в целом новообразовавшаяся деноминация безусловно стремилась к максимальной унификации теологических воззрений верующих в ключевых вопросах.

1 Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института Санкт-Петербурга, 1997. С. 247.

2 См.: Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М.: Издательство «Наука», 1965. С. 197.

Необходимость богословия

Богословие является неотъемлемой частью любой религиозной системы, поскольку в ней обязательно присутствует рациональный аспект. Монотеистические религии и, в частности, христианство предлагают своим последователям сложную систему воззрений, которая нуждается в надлежащей интерпретации для последующего усвоения и применения на практике. Богословие представляет собой высший уровень религиозного сознания, которому присущ высокий уровень системности и теоретичности, в отличие от менее сложного и нередко противоречивого массового религиозного сознания. Богословие призвано оказывать влияние на массовое религиозное сознание.

Соответственно христианское богословие, и в особенности протестантское богословие, с присущим им выраженным рационализмом, представляет собой осмысление христианского учения и его систематическое изложение. «В более узком смысле этот термин означает предметы, связанные с конкретным догматическим характером христианской веры»1. Известно определение богословие, данное Карлом Ранером: «Богословие является наукой о вере. Это краткое и методическое объяснение и толкование Божественного откровения, полученного и принятого верой»2.

Применительно к богословию евангельских христиан-баптистов (в том числе и российских) основным предметом изучения является Библия (в каноническом составе), поскольку согласно вероучительным воззрениям баптистов только Библия является единственным безусловным авторитетом в вопросах веры и морали. Данная особенность богословия российских евангельских христиан-баптистов будет более подробно рассмотрена в следующем параграфе, посвященном истокам теологии данной конфессии.

1 Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: Библия для всех, 1999. С. 18.

2 Мак-Грат. А. Введение в христианское богословие. Одесса: «Богомыслие», 1998. С. 128.

Функции богословия

Наличие богословия в религиозной системе с неизбежность порождает вопрос о его функциях. В религиоведческой литературе на данный момент функции богословия подробно не описаны.

Научным религиоведением довольно тщательно изучены функции религиозной системы в целом, в отличие от отдельных ее компонентов. Можно упомянуть о нескольких функциям религиозных систем, которые имеют отношение к теме нашего исследования. Макс Вебер считал важнейшей функцией религии функцию значения или смыслополагания. Дюкгейм считал важнейшей функцией религии поддержание коллективной идентичности1. И.Н. Яблоков, среди прочих, отмечает мировоззренческую функцию религии . Идентефикационную функцию выделяет и О'Диа, наряду с функцией социального контроля . Все вышеперечисленное указывает на необходимым теологии. Отдельные функции религиозной системы проецируются на функции ее составной части - богословия.

Надо отметить, что в различных религиозных системах функции богословия несколько различаются в связи с конфессиональной спецификой. На наш взгляд, применительно к евангельским христианам-баптистам можно говорить о следующих основных функциях богословия: богопознавательная, мировоззренческая, интерпретационная, литургико-дидактическая,

рацонализационная, вероучительно-катехизационная, регулятивная, коммуникативная, идентификационная, консолидирующая, полемическо-апологетическая, миссионерская, социальная и презентационная. Первые десять функций осуществляются внутри религиозной системы, а последние четыре -при взаимодействии религиозной системы с внешним для нее миром.

1 См.: Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспент пресс, 1996. С. 119-120.

2 См.: Основы религиоведения / Под ред.И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. С. 82.

3 См.: Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 95.

Богопознавательная функция является важнейшей функцией богословия, так как богопознание было изначальной целью теологии. Религиозное сознание в целом ориентировано на познание Бога, теология же, как высшая форма религиозного сознания, существует именно для удовлетворения этой важнейшей религиозной потребности. Это верно по отношению к богословию любой конфессиональной системы. Однако, для евангельских христиан-баптистов это имеет особое значение, так как познание Бога посредством Библии должно быть обязательной частью жизни обычных верующих1. Поэтому интерес к богословию проявляют не только служители церкви, получившие теологическое образование, но и рядовые верующие, если им позволяет общий образовательный уровень. Хотя, безусловно, для многих малообразованных верующих характер антиинтеллектуализм, и, соответственно, непонимание ценности занятия богословием. Эта тема подробно освещена O.A. Боковой2. Тем не менее, спрос на богословие в церковной среде определенно присутствует, что заметно и из объемов продаваемой в церквах богословской литературы и из комплектации церковных библиотек.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Иванов, Михаил Вячеславович

Заключение

Исследовав современное богословие российских евангельских христиан-баптистов, мы пришли к следующим выводам. Важнейшие, с точки зрения функционирования религиозной системы, направления богословия находятся в состоянии развития и демонстрируют следующие тенденции:

1. Теология отечественного баптизма находится в стадии становления, общий вектор современных богословских воззрений российских евангельских христиан-баптистов задается традиционным вероучением.

2. Теологические тенденции современного российского баптизма показывают, в целом, консервативный вектор развития его богословской системы, отчасти близкой западному библейскому фундаментализму, и противоположной либеральным богословским изысканиям в области доктрины и морали, присущим ряду западных баптистских сообществ.

3. Принципиальный консерватизм российских баптистов в вопросах веры

и морали, их ориентированность на библейскую картину мира делает их

позицию по многим вопросам близкой или совпадающей с позицией Русской Православной Церкви.

4. В области систематического и практического богословия российские

евангельские христиане-баптисты стремятся отстаивать традиционные,

основанные на Библии представления, несмотря на то, что некоторые из них'

определенно не находят поддержки у подавляющего большинства современного социума.

5. Систематическое и практическое богословие российских евангельских христиан-баптистов остается выражено церковным и коллективистским, что, с одной стороны, сближает его с православной концепцией соборности, а' с другой, выделяет его на фоне западных баптистских традиций, ориентированных более индивидуалистически.

6. Несмотря на общий консерватизм современной теологии российских евангельских христиан-баптистов, следует отметить, что отдельные богословские представления, в частности, в области практического богословия, подвергаются частичному пересмотру и уточнению в связи с изменившейся социальной обстановкой и эволюцией воззрений верующих.

7. В современной ситуации российские баптистские теологи стремятся осмыслить процессы, происходящие в обществе, и наметить канву взаимодействия и диалога баптистской церкви с социумом, общественными институтами, культурой и стремятся дать верующим духовно-нравственные ориентиры, необходимые для их успешной социализации, жизни и деятельности в окружении людей иных убеждений, избежав при этом утраты важнейших собственных вероучительных принципов и идентичности.

Отдельные аспекты богословия и теологических тенденций российских евангельских христиан-баптистов нуждаются в дальнейшем изучении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванов, Михаил Вячеславович, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Религиоведческие материалы 1.1 Книги

1. Баптизм и баптисты: (Социологический очерк) / Под ред. М. Я. Ленсу, Е. С. Прокошиной. - Минск: Наука и техника, 1969. - 319 с.

2. Бачинин В. А. Византизм и евангелизм: Генеалогия русского протестантизма. (Введение в историческую социологию религиозно-гражданской жизни). - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 363 с.

3. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. И. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. -М.: Прогресс, 1990.-808 с.

4. Воробьёва М. В. Христианское разномыслие: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 96 с.

5. Ворошилов А. С. Баптизм как он есть: (Секта баптистов глазами социолога). - Ростов-на-Дону: Книжное изд-во, 1983. - 111 с.

6. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспент пресс, 1996. - 240 с.

7. Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. - СПб.: Европейский Дом, 2004. - 392 с.

8. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны / Пер. с нем. - М.: ИЦ Гарант, 1995.-559 с.

9. Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. - М.: Лениздат, 1991.-206 с.

10.История религий в России / Под ред. Н. А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 592 с.

11.Калиничева 3. В. Социальная сущность баптизма. 1917-1929 гг. - Л.: Наука. ЛО, 1972. - 140 с.

12.Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. - М.: Политиздат, 1974. - 255 с.

13.Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). - М.: Наука, 1965. - 348 с.

14.Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -М.: Наука, 1973.-255 с.

15.Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки). - М.: Наука, 1969. - 272 с.

1 б.Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв. - М.: Наука, 1960. - 411 с.

17.Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 - конец 1930-х годов) - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 303 с.

18.КрасноженМ. Е. Иноверцы на Руси. Т. 1. Положение неправославных христиан в России. - Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1900.-205 с.

19.Лопаткин P.A., Гуренкова Т.Д., Пинкевич В.К., Юсов А.Б. Этносы и конфессии Сургута: 10 лет спустя / под ред. Лопаткина P.A. и Гуренковой Т.Д. - Сургут, 2007. - 250 с.

20.Малахова И. А. Современный баптизм: идеология и деятельность. -М.: Знание, 1987.-64 с.

21.Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 480 с.

22.Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. - М.: Научная книга, 2005.-445 с.

23.Никольский Н. М.. История русской церкви. 3-е издание. - М.: Изд-во политической литературы, 1983. 448 с.

24.Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 1998.-480 с.

25.Протестантизм в Тюменском крае: история и современность / Под ред. И. В. Боброва. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 222 с.

26.Протестантизм. Словарь / Под общ. ред. JI. Н. Митрохина. -М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

27.Протестантские организации в СССР: (Социальный облик, идеология, политическая позиция, проповедническая деятельность) / Отв. ред. Г. С. Лялина. - М.: Академия общественных наук, 1989. - 150 с.

28.Пругавин А. С. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. - СПб: Издание Товарищества «Общественная польза», 1909. -266 с.

29.Ревуненкова Н. В. Протестантизм. - СПб.: Питер, 2007. - 224 с.

30.Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия / Сост. Алексий (Дородницын), епископ. -Казань: Центральная типография, 1909. - 510 с.

31 .Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - 488 с.

32.Религии народов современной России: Словарь / Редкол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. Изд-е 2-е, испр. и доп. - М.: Республика, 2002. - 624 с.

33.Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 197 с.

34.Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. - М.: Логос, 2003.-480 с.

35.Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Е. Фурмана. -СПб.; М.: Летний сад, 2000. - 248 с.

36.Терлецкий Г. Секта пашковцев. - СПб.: Издание книгопродавца И. П. Тузова, 1891.- 139 с.

37.Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М.: «Мысль», 1985. -270 с.

38.Ушинский А. Д. О причинах появления рационалистических учений штунды и некоторых других подобных сект в сельском православном населении и о мерах против распространения учения этих сект. - Киев: Изд. Киевской Духовной Академии, 1884. - 80 с.

39.Фаунтин Д. Лорд Редсток и духовное пробуждение в России / Пер. с англ. - Минск: Альфом, 2001. - 127 с.

40.Филимонов Э. Г. Баптизм и гуманизм. М.: Мысль, 1968. - 184 с.

41.Хейер Э. Религиозный раскол в среде российских аристократов в 1860- 1900 годы: редстокизм и пашковщина. - М.: Икар, 2002. - 188 с.

42.Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. / Редкол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

43.Чанышев А. Н. Протестантизм. - М.: Наука, 1969. - 216 с.

44.Шевченко М. Д. Духовная культура Западной Европы и России (сравнительный анализ массовой религиозности). - М.: Московский Общественный Научный фонд, Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - 159 с.

45.Щипков А. В. Во что верит Россия? (Религиозные процессы в постперестроечной России). Курс лекций. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. -312 с.

46.Эллис Д., Джонс У. Другая революция: российское евангелическое пробуждение / Пер. с англ. - СПб.: Вита Интернешнл, 2000. - 224 с.

47.Ярыгин Н. Н. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе. - М.: Академический проект, 2004. - 224 с.

1.2 Статьи

48.Казанкин А. Буржуазная революция нового типа (этика пуританизма постепенно прокладывает путь в российском обществе) // НГ-религии. 2001. №5. С. 5.

49.Кантеров И .Я. Проблема свободы совести в средствах массовой информации // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. -М., 1994. С. 109-125.

50.Каргина И. Г. Социальный портрет протестантов современной России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. - Т. 3. М.: Альфа-М, 2003. С. 290-295.

51.Лесков Н. С. Великосветский раскол. Лорд Редсток и его последователи (очерк современного религиозного движения в петербургском обществе) // Лесков Н. С. Зеркало жизни. - СПб.: Библия для всех, 1999. С. 32-147.

52.Лопаткин Р. А. Протестантизм в России. Истоки и место в отечественной культуре // Религия и право. 1998, № 4-5. С. 12-14.

53.Лункин Р. Пятидесятничество и харизматическое движение // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. 2. / Отв. Ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов - М.: Логос, 2003. 241-387.

54.Мчедлов М. П. Особенности религиозности в изменяющейся России // Свобода совести — важное условие гражданского мира и межнационального согласия / Сост. и общ. ред. А. А. Красиков. М.:

в

и

Ин-т Европы РАН. Центр социально-религиозных исследований, 2003. С. 103-115.

55.Руденко А. А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка СССР // На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Д. Е. Фурмана о. Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989. С. 343-359.

56.Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2010. № 3. С. 318-323.

57.Смирнов М. Ю. Некоторые особенности современного протестантизма в России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: Материалы Международной научной конференции; Санкт-Петербург, 9-10 декабря 2002 / Сост. и отв. ред. А. Ю. Григоренко, А. М. Прилуцкий. — СПб.: Издательский дом «Невская заря», 2002. С. 205-211.

58.Струкова А. С. Санкт-Петербург как центр развития современного российского протестантизма // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: Материалы Международной научной конференции; Санкт-Петербург, 9-10 декабря 2002 / Сост. и отв. ред. А. Ю. Григоренко, А. М. Прилуцкий. — СПб.: Издательский дом «Невская заря», 2002. С. 218-227.

59.Филатов С. Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм / Отв. ред. 3. И. Левина. - М.: Крафт+, 2003. С. 107-126.

60.Филатов С. Б. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе // Вопросы философии. 2004. № 5. С. 20-32.

61.Эллиотт М. Богословское образование в посткоммунистический период: положительные и отрицательные стороны западной помощи // Путь богопознания. 1996. Вып. 1. С. 17-25.

1.3 Ресурсы Интернет

62. Walter Sawatsky. Reflections on the Urgency of Theological Education In the Former Soviet Union - After 20 Years // URL:

http://www.georgefox.edu/academics/undergrad/departments/socswk/ree/10

index.html

63. Walter Sawatsky. Tensions Between Evangelical Protestants in the former Soviet Union and America since 1989 - a reflective commentary // URL:

http://www.georgefox.edu/academics/undergrad/departments/socswk/ree/07

index.html

64.Mark Elliott. Recent Research on Evangelical Theological Education in Post-Soviet Societies // URL:

http://www.georgefox.edU/academics/undergrad/departments/socswk/ree/A

RTICLES_1996-1999.html 2 Теологические и церковно-исторические труды и источники 2.1 Конфессиональная и межконфессиональная литература

65.Баптисты отвечают / Под ред. М. В. Иванова - М.: Б. и., 2006. - 80 с.

66.Бычков А. М., Мицкевич А. И. Догматика. - М.: Изд-во ФСЕХБ, 1993. -164 с.

67.Веруем. Катехизис для церквей евангельских христиан-баптистов. -М.:Б. и., 2006.- 135 с.

68.Веруем. Катехизис для церквей евангельских христиан-баптистов. 2-е издание, исправленное и дополненное - М.: Б. и., 2010.- 144 с.

69. Духовность евангельских христиан-баптистов. -М.: Б. и., 2010. - 88 с.

70.Иванов М. В. История христианства. - СПб.: Библия для всех, 2000. -157 с.

71.Иванов M. В. Основы систематического богословия. - М.: Христианский религиозный центр «Протестант», 2002. - 112 с.

72.История евангельских христиан-баптистов. Евангельские христиане-баптисты 140 лет в России - М.: Б. и., 2007. - 188 с.

73.Карев А. В., Сомов К. В. История христианства. - М.: Изд-во СЕХБ, 1990.-364 с.

74.Мицкевич А. И. История евангельских христиан-баптистов. - М.: Б. и., 2007.-536 с.

75.Мицкевич А. И. Пастырское богословие. - М.: Изд-во СЕХБ, 1993. -80 с.

76.На основании Писания. - М.: Б. и., 2008. - 96 с.

77.Настольная книга пресвитера. T. I - М.: Изд-во ВСЕХБ, 1982. - 248 с.

78.Настольная книга пресвитера. T. II - М.: Изд-во ВСЕХБ, 1987. - 240 с.

79.Настольная книга пресвитера. T. I - М.: РСЕХБ, 2010. - 295 с.

80. Основы музыкального служения. - М.: Изд-во СЕХБ, 1991. - 225 с.

81.Попов В. А. Христианская этика. - СПб.: Библия для всех, 1999. - 172 с.

82.Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов. Вероучительные, духовные и организационные основы - М.: Б. и., 2010.- 159 с.

83.Следуя за Христом. Пособие для подготовки к водному крещению / ред. М. В. Иванов. -М.: Б. и., 2005. - 128 с.

84.Социальная позиция протестантских церквей. - М.: Б. и., 2003. - 72 с.

85.Социальная позиция протестантских церквей. 2-е издание, дополненное - М.: Б. и., 2009. - 80 с.

86.Чекалов И. В. Нравственное богословие. Христианская этика. - М.: Издательство СЕХБ, 1991.-298 с.

2.2 Книги богословской направленности русскоязычных авторов

87.Альманах по истории русского баптизма. Вып. 4 / сост. М.С. Каретникова. - СПб.: Библия для всех, 2009. - 302 с.

88.Богословская библиотека: Основы организации, классификации, каталогизации / Сост. Л.А. Голодецкий. - Одесса: Богомыслие, 1994. -110с.

89.Богословское исследование/ Сост. Л. А. Голодецкий; отв. ред. С. В. Санников. - Одесса: ОБС; Богомыслие, 1995. - 86 с.

90.Богословские учебные заведения в странах СНГ и Балтии. Справочник. -М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 1999. - 144 с.

91.Введение в Ветхий и Новый Завет. Пособие для библейских курсов / Сост. И. П. Плетт. - М.: Христианин, 2008. - 113 с.

92.Вопросы Кальвинизма и Реформации в России: (По материалам «Теологического листка» Общества «Реформация» за 1998 г.). Вып. 1. - М.: Икар, 1999.- 164 с.

93.Вопросы Кальвинизма и Реформации в России: (По материалам «Теологического листка» Общества «Реформация» за 1999 г.). Вып. 2. -М.: Икар, 2001.-214 с.

94.Гартфельд Г. Научное исследование контекстуализации богословских доктрин в жизни церквей евангельских христиан-баптистов под руководством ВСЕХБ в бывшем Советском Союзе. - Чебоксары: Стефанус, 1995.-90 с.

95.Гнида И. С. Сияющий Христос. - СПб.: Библия для всех, 2003. - 576 с.

96.История баптизма: Сборник. Вып. 1 / Сост. и предисл. С. В. Санникова. - Одесса: ОБС; Богомыслие, 1996. - 496 с.

97.История евангельских христиан-баптистов в СССР / Под ред. А. М. Бычкова. -М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989. - 623 с.

98.История евангельско-баптистского движения в Украине. Материалы и документы. / Сост., ред., вступит, очерк, примечания, коммент. С. И. Головащенко. Редкол.: С. И. Головащенко, Ю. Е. Решетников, С. В. Санников. - Одесса: Богомыслие, 1998. - 277 с.

99.Как писать и оформлять богословские работы на русском, украинском и английском языках: Руководство. - Одесса: Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, 2008. - 280 с.

100. Каргель И. В. Закон Духа жизни. Толкование глав 5, 6, 7, 8 Послания святого апостола Павла к римлянам. - СПб.: РО «Христианское общество «Библия для всех»», 2003. - 208 с.

101. Каргель И. В. Собрание сочинений. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1997. - 703 с.

102. Карев А. В. Доктрины Библии / Сбор. Статей. Сост., оформл. «Братский вестник». -М.: Б. и., 2009. - 928 с.

103. Карев А. В., Мицкевич А. И., Попов В. А. Экзегетика / Репринтное издание. - СПб.: Библия для всех, 1997. - 206 с.

104. Карев А. В., Сомов К. В. История христианства / Репринтное издание. - СПб.: Библия для всех, 1997. - 361 с.

105. Колесова О. С. Сейте разумное, доброе, вечное. Русская классика в свете Евангелия. - СПб.: Библия для всех, 1996. - 136 с.

106. Крючков Г. К. Только Христос. Духовно-назидательные статьи, проповеди, выступления. - М.: Христианин, 2001. - 256 с.

107. Куксенко Ю. Ф. Наши беседы. - СПб.: Библия для всех, 2005. - 402 с.

108. Ливен С. П. Духовное пробуждение в России. - Корнталь: Свет на Востоке, 1990. - 127 с.

109. Мицкевич В. А. Библиология. Т. I и II. 3-е издание, репринтное. -СПб.: Библия для всех, 1997. - 333 с.

110. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - 356 с.

111. Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов: Сб. публикаций / Я. Я. Вине и др. - Одесса: Черноморье, 1992. - 39 с.

112. Пеннер П. Научите все народы... Миссия богословского образования. Факторы, определяющие развитие богословского образования в России и странах СНГ. - СПб.: Библия для всех, 1999. -335 с.

113. Подберезский И. В. Быть протестантом в России. - М.: Благовестник, 1996. - 382 с.

114. Подберезский И. В. Протестанты и другие. Религиозная публицистика. Сборник статей. - СПб.: Мирт, 2000. - 392 с.

115. Подберезский И. В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. - СПб.: Библия для всех, 2004. - 432 с.

116. Подражайте вере их (1961-2001). 40 лет пробужденному братству. В 2 ч. - М.: Христианин, 2001.-384 с.

117. Попов В. А. Исследуйте Писание. - СПб.: Библия для всех, 1999. -199 с.

118. Попов В. А. Стопы благовестника (жизнь и труды В. Г. Павлова). -СПб.: Библия для всех, 1996. - 262 с.

119. Попов В. А. И. С. Проханов. Страницы жизни. - СПб.: Библия для всех, 1996.-201 с.

120. По пути возрождения. - М.: Христианин, 1989. - 83 с.

121. Подготовка к крещению: Пособие / Сост. и ред. С. В. Санников. -Одесса: Богомыслие, 2005. - 392 с.

122. Проханов И. С. Вероучение евангельских христиан. - Черкассы: Смирна, 2002. - 80 с.

123. Проханов И. С. В котле России. - М.: Протестант, 1992. - 263 с.

124. Проханов И. С. Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики. - Ульм: Свет на Востоке, 1989. - 128 с.

125. Проханов И. С. Радуйтесь в Господе! Т. I - М.: Христианский центр «Логос», 2009. - 272 с.

126. Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. - М.: Титул, 2009.-338 с.

127. Прохоров К. Тайна предопределения. - Berlin: Titel Verlag, 2003. -346 с.

128. Пузынин А. Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010.-523 с.

129. Рогозин И. И. Пастырь. Путь христианского пастырства. 2-е издание - Б. м., Б. и., Б. д. - 160 с.

130. Руководство по аккредитации Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации / Ред. С. В. Санников. - Одесса: Богомыслие, 2004. - 164 с.

131. Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии: В 2 т. - СПб.: Библия для всех, 2001. -424 е.; 422 с.

132. Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма. - Одесса: Богомыслие, 1995. - 125 с.

133. Санников С. В. Битва за учение: Краткий очерк богословских движений. - Одесса: ОБС; Богомыслие, 1997. - 115 с.

134. Санников С. В. Двадцать веков христианства. Учебное пособие по истории христианства: В 2 т. - Одесса: Богомыслие, 2001. - 668 е.; 704 с.

135. Санников С. В. Истинность Священного Писания. - М.: Протестант, 1990.-24 с.

136. Солодовников В. В. Протестантизм. Теоретический курс авторизованного изложения. - М.: Изд-во МЭГУ, 1993. - 111 с.

137. Солодовников В. В. Христианская культурология. Учебное пособие. - М.: Московская богословская семинария ЕХБ, 1997. - 32 с.

138. СПбХУ 20 лет. История возникновения/Под ред. А. И. Негрова. -СПб.: СПбХУ, 2010.-261 с.

139. Страгородский С. Православное учение о спасении. Репринтное издание - М.: Изд-во «Просветитель», 1991. - 264 с.

140. Тярк О. А. Избранные труды. Т. II - М.: Издание Союза евангельских христиан-баптистов России, 2005. - 552 с.

141. Флоровский Георгий. Прот. Пути русского богословия. 3-е издание

- Paris: YMCA-PRESS, 1983. - 600 с.

142. Фундамент: Курс начального богословия / Под ред. С. В. Санникова

- Одесса: Б. и., 2006. - 544 с.

143. Церковь должна оставаться Церковью. Необратимые десятилетия: 1917-1937 годы в истории евангельского и баптистского движений. Документальный материал об истории церкви ЕХБ в России. - М.: Б. и., 2008.-427 с.

144. Что говорит Библия служителю - СПб.: «Библия для всех», 1998. -377 с.

145. Шендеровский Л. Л. Иван Проханов (биографический очерк). -Торонто: Евангельская вера, 1986. - 230 с.

2.3 Переводные здания богословской направленности

146. Адаме Д. Е. Брак, развод и повторный брак в Библии. - Казань: Изд-во «Ключ», 1999. - 126 с.

147. Бедуелл Г. История Церкви. М.: Христианская Россия, 1996. - 304 с.

148. Верклер Г. А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии / Пер. с англ. - Michigan: Baker Book House, 1995. - 177 с.

149. Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. - СПб.: Мирт, 2004. - 1453 с.

150. Даннинг Р. Благодать вера и святость: Веслеевское систематическое богословие. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1997. - 598 с.

151. Дегг Д.Л. Трактат о церковном порядке / пер. с англ. - СПб.: «Мирт», 2004. - 416 с.

152. Джексон П. Р. Доктрины и устройство баптистских церквей. -Одесса: «Христианское просвещение», 1993. - 199 с.

153. Керне Э. Дорогами христианства - М. : «Протестант», 1992. - 416 с.

154. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. - СПб.: Библия для всех, 2005. - 224 с.

155. Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. - СПб.: «Мирт», 1997.-352 с.

156. Лоумен П. Восприятие великой страны: догадки и ориентиры для понимания России. - М.: Ассоциация Духовное возрождение, 2002. -64 с.

157. Лютер М. Избранные произведения. - СПб.: Изд-во «Андреев и согласие», 1994.-429 с.

158. Маграт А. «Богословская мысль реформации» / Пер. с англ.-Одесса: ОБШ «Богомыслие» 1994. - 316 с.

159. Мак-Грат Алистер Введение в христианское богословие / Пер. с англ. - Одесса: «Богомыслие», 1998.-493 с.

160. Мак-Ким Д. К. Вестминстерский словарь теологических терминов / Пер. с англ. - М.: Республика, 2004. - 503 с.

161. Осборн Р. Г. Герменевтическая спираль: общее введение в библейское толкование / Пер. с англ. - Одесса: Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, 2009. - 728 с.

162. Пикирилли Р. Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения / Пер. с англ. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2002. -291 с.

163. Социально-политическое измерение христианства. Избранные теологические тексты XX века. / Пер. с нем., англ. и исп. - М.: «Наука» 1994. - 406 с.

164. Стюарт Д. Экзегетика Ветхого Завета. - СПб.: Библия для всех, 1999. - 125 с.

165. Теологический энциклопедический словарь / Под ред. Уолтера Элвелла. - М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. -1488 с.

166. Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. / ред. Вернона Д. Дерксена - СПб.: Изд-во Христианского общества «Библия для всех», 1994. - 448 с.

167. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. - СПб.: «Мирт», 2001.-427 с.

168. Уолдррон С. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. СПб.: «Мирт», 2000. - 512 с.

169. Уоррен Р. Целеустремленная жизнь / Пер. с англ. О. Лукмановой. -Н. Новгород: «Центр Агапе», 2003. - 352 с.

170. Уоррен Рик Целеустремленная церковь - Киев: Б. и., 1997. - 347 с.

171. Уолдрон Сэмюэль Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. - СПб.: «Мирт», 2000. - 511 с.

172. Фи Г. Экзегетика Нового Завета. Руководство для студентов и пасторов. - СПб.: Библия для всех, 1995. - 128 с.

173. Форлайнс JI. Библейская Систематика / Пер. с англ. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1996. - 272 с.

174. Хегглунд Б. История теологии / Пер. с швед. - СПб.: «Светоч», 2001.-369 с.

175. Эриксон М. Христианское богословие. - СПб.: Библия для всех, 2004.- 1088 с.

2.4 Статьи в специализированных изданиях ЕХБ

176. Алексеев В. А. Христианство и экологический кризис // Путь богопознания. 2000. Вып. 6. С. 68-100.

177. Антоненко В. Принципы толкования притч Иисуса Христа и их понимание евангельскими христианами России // Богословские размышления. 2004. № 4. С. 56-75.

178. Богословское образование: опыт и перспектива // Богомыслие. 1992. Вып 3. С. 200-201.

179. Власенко В. А. Апостольская преемственность: возникновение и развитие // Путь богопознания. 2000. Вып. 5. С. 5-34.

180. Ганина М. В. Библейское учение об освящении добрачных отношений // Путь богопознания. 2003. Вып. 9. С. 130-149.

181. Ганина М. В. Психологические условия формирования нравственной установки на целомудрие // Труды СПбХУ. 2009. № 2. С.121-139.

182. Голодецкий Л. А. Богословская библиотека: основы организации // Богомыслие. 1994. Вып. 4. С. 257-270.

183. Дадочкин A.B. Богословская концепция предложной фразы £v Хрютф в аутентичных посланиях апостола Павла и сравнительный анализ ее передачи в современных русских переводах Нового Завета // Труды СПбХУ. 2008. № 1. С. 9-76.

184. Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация богословских учебных заведений (ЕААА) //Богомыслие. 1994. Вып. 4. С. 271-282.

185. Ермаков А. Ю. Древние притчи Иисуса и современная теория нарратива // Труды СПбХУ. 2008. № 1. С. 77-280.

186. Иванов М. В. К вопросу о потере спасения // Путь богопознания. 1998. Выпуск 3. С. 40-78.

187. Иванов М. В. Сотериологические тенденции в современном русском баптизме // Пути славянского богословия арминианской традиции. Материалы конференции. - Львов, 2009. С. 60-64.

188. Карев А. В. Русское евангельско-баптистское движение // Альманах по истории русского баптизма: Вып. 1 / Сост. М. С. Каретникова. -СПб.: Библия для всех, 1997. С. 85-186.

189. Каретникова М. С. Русское богоискательство: национальные корни евангельско-баптистского движения // Альманах по истории русского баптизма: Вып. 1 / Сост. М. С. Каретникова. - СПб.: Библия для всех, 1997. С. 3-84.

190. Кирилловых П. В. Кризис идентичности у евангельских христиан-баптистов: четвертый принцип баптизма и появление епископальной формы церковного управления // 105 лет легализации русского баптизма. Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2011. С. 45-49.

191. Козынко А. П. Становление богословского образования как осуществление духовных чаяний евангельского братства // Путь Богопознания. 1996. Выпуск 1. С. 6-16.

192. Конкурс на соискание гранта в рамках проекта по созданию отечественной богословской литературы // Хронограф. 2000. № 1-2 (5-6). С. 207-214.

193. Корнилов Н. А. Какого рода богословие нам нужно? // Путь богопознания. М., 2000. Выпуск 6. С. 5-17.

194. Корнилов Н. А. К вопросу об авторитете в христианской жизни // Путь богопознания. М., 1997. Выпуск 2. С. 14-42.

195. Кузнецова М. Р. Герменевтические принципы И. В. Каргеля // Альманах по истории русского баптизма. Сборник / Сост. М. С. Каретникова. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2009. Выпуск 4. С. 116-189.

196. Кузнецов В. М. Русские евангельские вероисповедания о кальвинизме // Альманах по истории русского баптизма. Сборник / Сост. М. С. Каретникова. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2009. С. 88-95.

197. Ланге И. Корни научной критики Библии // Богословские размышления. 2003. № 1. С. 43-60.

198. Н. Г. Душепопечительство: библейский взгляд // Путь богопознания. 2004. Выпуск 10. С. 95-106.

199. Негров А. И. Брюс Мецгер. «Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений, и реконструкция оригинала» //Путь богопознания. 1997. Вып. 2. С. 133-137.

200. Негров А. И. Герменевтика в процессе преобразования: три герменевтических горизонта славянского евангелического сообщества в постсоветский период // Богословские размышления. 2004. № 4.

С. 7-32.

201. Негров А. И. Кальвинизм и арминианизм: Сравнение доктрин // Богомыслие. 1997. Вып. 6. С. 67-88.

202. Негров А. И. О принципах толкования Священного Писания в Русской православной церкви // Хронограф. 2000. № 3 (7). С. 105-125.

203. Негров А. И., Савин Г. А. К вопросу о крещении: обещание или вопрошение? // 105 лет легализации русского баптизма. Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2011.

С. 35-39.

204. Непогрешимость Библии // Богомыслие. 1992. Вып. 3. С. 150-169.

205. Никольская Т. К. Русский протестантизм как субкультура // Христианство и мировая культура. Сборник материалов конференции «Санкт-Петербургские христианские чтения» / Под ред. А. И. Негрова. - СПб., 2004. С. 79-82.

206. Пеннер П. Евангельское теологическое образование в течение последних 10 лет//Хронограф. 1997. № 1. С. 123-126.

207. Пеннер П. Православная миссиология // Богомыслие. 1999. Вып. № 8. С. 217-240.

208. Пичугин А. Душепопечительство новообращенных // Путь богопознания. 1998. Выпуск 4. С. 77-101.

209. Подберезский И. В. О либерализме // Подберезский И. В. Евангельские христиане России о себе и о мире. - М.: ХРЦ «Протестант», 2008. С. 42-66.

210. Попов В. А. Евангельская миссия лорда Редстока // Путь богопознания. 1992. Выпуск 2. С. 104-116.

211. Попов В. А. Исихазм как чаяние духовности // Богомыслие. 1991. Вып. 2. С. 115-134.

212. Проханов И. С. О возложении рук и рукоположении (вступительное слово М. В. Иванова) // Путь богопознания. 2006. Выпуск 12. С. 35-52.

213. Ружина Н. В. Богословие 22 Псалма и опыт его осмысления русскими евангельскими христианами и баптистами в XX веке // Труды СПбХУ. 2008. № 1. С. 281-398.

214. Савин Г. А. Духовное образование в России ищет свой путь // Путь Богопознания. 2006. Выпуск 12. С. 5-7.

215. Савинский С. Н. Баптистское наследие // Путь богопознания. 1996. Выпуск 1. С. 125-133.

216. Санников С. В. Пять пунктов ремонстрации и TULIP: история и восприятие // Пути славянского богословия арминианской традиции. Материалы конференции. - Львов, 2009. С. 18-32.

217. Сергиенко Г. А. Путь к эффективному проповедованию // Путь богопознания. 2001. Выпуск 7. С. 5-20.

218. Синичкин A.B. От Инициативной группы к Оргкомитету // Богословие и богословское образование в современном обществе: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов конференций Богословского общества Евразии. - Одесса: ЕААА; Богословское общество Евразии, 2002. С. 86-109.

219. Синичкин А. В. Сотериологические воззрения в вероучениях евангельских христиан-баптистов в период с конца XIX до начала XX века // Пути славянского богословия арминианской традиции. Материалы конференции. - Львов, 2009. С. 50-58.

220. Соболев В.Н. Работа с молодежью в церкви // Путь богопознания. 2001. Выпуск 7. С. 88-156.

221. Солодовников В. В. Евангельское движение и русская культура // Солодовников В.В. Христианская публицистика. - М.: Библия для всех, 1994. С. 10-15.

222. Солодовников В. В. Интеллигентность: возвратят ли ее себе русские баптисты? // Солодовников В. В. Право славить Бога. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2001. С. 7-16.

223. Солодовников В. В. Можно ли получить приличное образование в христианском учебном заведении? Диалог двух христианских педагогов // Солодовников В. В. Право славить Бога. - СПб: Христианское общество «Библия для всех», 2001. С. 23-39.

224. Тарасенко A.A. Герменевтика и методология // Хронограф. 1999. № 1 (4). С. 38-62.

225. Турлак О. Евхаристия и экклезиология // Путь богопознания. 1998. Выпуск 4. С. 125-147.

226. Чекалов И. В. Этика Ветхого Завета в свете Нового Завета // Богомыслие. 1992. Выпуск 3. С. 170-183.

227. Черепанов С. Ю. Права и обязанности пресвитера в поместной церкви ЕХБ // Путь богопознания. 2003. Выпуск 9. С. 90-115.

228. Ширин А. В. Влияние картезианской метафизики на современное богословие // Путь богопознания. 2001. Вып. 7. С. 29-35.

229. Янт Уильям Р. Психология и христианство - враги навеки? // Путь богопознания. 1998. Выпуск 3. С. 101-109.

2.5 Статьи баптистских авторов в светских научных изданиях

230. Корнилов Н. А. Евангелизм и свобода личности в России // Религия и демократия: на пути к свободе совести. Вып. II / Сост. А. Р. Бессмертный, С. Б. Филатов; Под общ. ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана. -М.: Прогресс-культура, 1993. С. 533-545.

231. Корнилов Н. А. Евангельские христиане-баптисты на историческом переломе (1991-1997) // Диа-Логос. - М.: Истина и Жизнь, 1997.

С.171-179.

232. Макаренко И. И. Анализ библейской герменевтики И. В. Каргеля // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009, № 3.

С. 99-110.

233. Макаренко И. И. Основные этапы становления библейской герменевтики // Религиоведение. 2010. № 2. С. 114-119.

234. Подберезский И. В. Легко ли быть протестантом в России? // Диа-Логос: Религия и общество. 1998-1999: Альманах / Ред.-сост. Н. В. Шабуров. - М.: Истина и жизнь, 1999. С. 67-79.

235. Сипко Ю. К. Завоевания и разочарования // Свобода совести — важное условие гражданского мира и межнационального согласия / Сост. и общ. ред. А. А. Красиков. - М.: Ин-т Европы РАН. Центр социально-религиозных исследований, 2003.С. 72-76.

2.6 Статьи в популярной баптистской периодике

236. Бахмутский Е. Пишем нашу историю вместе с отцами // Христианское Слово. 2006. № 3 (124). С. 21.

237. Быть ли российскому богословию? Круглый стол газеты «Мирт» // Мирт. 1999, май - апрель. № 2 (15). С. 6-7.

238. Вы истинно Мои ученики // Христианское Слово. 1997. № 1-2 (9192). С. 13-15.

239. Дубровский А. Два христианства // Мирт. 2005, январь - март. № 1 (47). С. 8-10.

240. «Женский» вопрос // Мирт. 1999, март - апрель. № 2 (15). С. 1, 4-5.

241. Карев А. В. Из истории религиозных исканий в русском народе // Братский вестник. 1947. № 5. С. 27-32.

242. «Клерикализация» всей страны или церковная революция по-российски. Интервью А. Патца с Ю. К. Сипко // Международная христианская газета. 2005. № 5 (80). С. 7-9.

243. Конференция «Богословское образование» // Христианское Слово. 1993. № 11 (56). С. 7..

244. Митрофанов А. Жизнь МБИ сегодня // Христианское Слово. 2004.

№2 (115). С. 57-60.

245. 181. Митрофанова И. Единство в обучении // Христианское Слово. 2009. № 1 (133). С. 39-42.

246. Не быть погонщиком, запретителем. Интервью с Председателем Российского СЕХБ Ю. К. Сипко // Христианское Слово. 2006. № 3 (124). С. 13-16.

247. Неволин М. Протестанты и духовное возрождение в России // Мирт. 2007, май - июнь. № з (58). С. 8-9.

248. Неволин М. Самоидентификация российских протестантов // Мирт.

2006, май - июнь. № 3 (53). С. 18-19.

249. Негров А. И. Почему в России отсутствует собственная протестантская теология // Мирт. 1997, январь. № 1. С. 4—5.

250. Никольская Т. К. О пастыре бедном замолвите слово... // Мирт.

2007, июль - август, № 4 (59). С. 14.

251. Никольская Т. К. Уроки истории для ЕХБ // Мирт. 2007, март -апрель. № 2 (57). С. 10-11,13.

252. Никольская Т. К. Что такое русский протестантизм? // Христианское Слово. 2010. № 1 (137). С. 29-32.

253. Носач Р. Служители и остальные // Мирт. 2006, март - апрель. № 2 (52). С. 2.

254. Обровец В. Современное христианское образование: каким оно должно быть? // Христианское Слово. 2006. № 1 (122). С. 39-43.

255. Обращение XXX Всероссийского съезда к церквям евангельских христиан-баптистов // Христианское Слово. 1998. № 2 (95). С. 52-53.

256. «О, Вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте». Информационное сообщение церквам евангельских христиан-баптистов России // Христианское Слово. 2002. № 1 (107). С. 2-3.

257. О кальвинизме, харизматии, военной службе и многом, многом другом. С председателем PC ЕХБ Ю. К. Сипко беседует И. В. Подберезский // Христианское Слово. 2003. № 2 (112). С. 34-40.

258. Остаться со своими детьми. Интервью с Н. А. Соболевым, старшим пресвитером по Свердловской, Челябинской и Курганской областям // Христианское Слово. 1998. № 2 (95). С. 46-50.

259. Пеннер П., Авдеев В. Возможно ли потерять спасение // Мирт. 1999. июль - август. № 4 (17). С. 3.

260. Подберезский И. В. На тридцать первом, на евангельско-баптистском... //Христианское Слово. 2002. № 1 (107). С. 13-19.

261. Подберезский И. В. Не читая нотации... // Христианское Слово. 2004. №2(115). С. 27-29.

262. Приближая Царствие Божие. Доклад Председателя Союза евангельских христиан-баптистов Российской Федерации Коновальчика Петра Борисовича // Христианское Слово. 1998. № 2 (95). С. 8-13.

263. Продолжая прежние традиции. Интервью с А. Тарасенко, гл. ред. альманаха «Хронограф» // Мирт. 1998, февраль. № 2 (6). С. 4.

264. 50 -й юбилейный конгресс Евро-Азиатской федерации Союзов ЕХБ // Христианское Слово. 2004. №2(115). С. 19-21.

265. Ружина Н. В. Книга Левита. Законы святого общества // Решение. 2004, №8. С. 30-31.

266. Русскому баптизму угрожает кальвинизм // Мирт. 1998. № 3 (7). С. 3.

267. Рягузов В. С. Четыре уровня духовного образования // Христианское Слово. 1998. № 2 (95). С. 17, 21.

268. Сергиенко Г. А. К вопросу о баптистской идентичности // Мирт. 2010, июль - сентябрь, № 3 (72). С. 6-11.

269. Сипко Ю. К. Западных преподавателей скоро сменят отечественные. Открытие Новосибирской семинарии // Христианское Слово. 2000. № 1 (99). С. 31.

270. «Скажите народам: Господь царствует!». Доклад на 32-м съезде

ЕХБ председателя Российского СЕХБ Ю. К. Сипко // Христианское Слово. 2006. № з (124). с. 7-10.

271. Степанов В. Что делать? Куда держать курс издательскому кораблю // Мирт. 1998, март. № 3 (7). С. 1, 2.

272. Суховский А. Протестантизм и русская культура // Мирт. 2007, июль - август. № 4 (59). С. 10-11,15.

273. Сидорова Р. А. Чей это замысел и Кто взращивает Институт

изучения Библии индуктивным методом? // Христианское Слово. 2006. № 1 (122). С. 17-19.

274. Сильчуков В. В. Четвертый принцип баптизма: автономность

каждой поместной церкви // Христианское Слово. 2008. № 1 (129). С. 18.

275. Фигура Е. Разномыслия, созидающие церковь // Мирт. 2006. май -июнь. №3 (53). с. 16-17.

276. Христианская психология: «за» и «против». Круглый стол газеты «Мирт» // Мирт. 1999, ноябрь - декабрь. № 6 (19). С. 1,2-3.

277. «Церковь должна быть способна к переменам в пользу евангельского учения». Интервью с руководителем Отдела пасторского служения РС ЕХБ А. В. Смирновым // Христианское Слово. 2010. № 1 (137). С. 11-14.

278. Чернявский М. Говорит ли Бог по-русски? // Мирт. 2007. ноябрь -декабрь. № 6 (61). С. 10-13.

279. Чернявский М. Своя история // Мирт. 2007. май - июнь. № 3 (58). С. 10-12.

280. Шварц К. Рост Церкви // Христианское Слово. 2006. № 2 (123). С 46.

2.7 Материалы ЕХБ в ресурсах Интернет

281. История Семинарии // URL: http://nbbs.ru/ history-seminars.html

282. Негров А. И. Кратко о богословии и бизнесе // URL: http://leadership.spbcu.ru/2010/04/theology-of-buisness/

283. Основание КСО // URL: http://baptist.org.ru/news/news_educat/755/

284. Попов А. В. Традиции издательства ВСЕХБ в журнале «Братский Вестник» // URL:

http://rosbaptist.ru/index.php?option=com_content&task= view&id= 132& Itemid =221.

285. Список учебных заведений ЕХБ // URL: http ¡//baptist, org.ru/go/education

286. Человек мечты: знакомство с доктором Манфредом Колем // Панорама ЕААА. 2007. февраль, выпуск 2 // URL: http://research.e-aaa.info/userfiles/Panorama0207.pdf.

287. Что Бог сочетал. Что на самом деле говорит Библия по поводу развода? - перевод статьи Дэвида Инстон-Брювера (David Instone-Brewer. «What God Has Joined. What does the Bible really teach about divorce?» Christianity Today 10.05.2007). Перевод Виктора Шленкина. СПб., 2008. // URL: http:// baptist, spb.ru/ ?article/divorcesummary

288. Игорь Кошелев. Развод и повторный брак - некоторые размышления // URL: http://baptist.org.ru/articles/dialog/478

289. Юбилейный год: ЕААА празднует десятую годовщину // Панорама ЕААА. 2007. ноябрь. Выпуск 9 // URL: http://research.e-aaa.info/ userfiles/Panorama0907.pdf

290. Alexander Negrov, review of Daniel Patte, ed., Global Bible Commentary, Review of Biblical Literature // URL: http://www.bookreviews.org/bookdetail.asp7TitleId =6489&CodePage =2353,3019,2135,5208,6489,3935

291. Alexander Popov, «The Evangelical Christians-Baptists in the Soviet Union as a hermeneutical community: examining the identity of the AllUnion Council of the ECB (AUCECB) through the way the Bible was used in its publications» (Ph.D. diss., University of Wales; IBTS, Prague, 2010) //URL:

http://www.moscowseminary.org/index.php?option=com_content&task=vie w&id=253&Itemid=48

292. Peter Penner, review of Alexander I. Negrov, Biblical Interpretation in the Russian Orthodox Church: A Historical and Hermeneutical Perspective, Review of Biblical Literature // URL: http://www.bookreviews.org/ bookdetail.asp?TitleId=6866&CodePage=6866

293. Sergei Nikolaev. The Problems of Euro-Asian Theology for the New Millennium // URL: http://www.georgefox.edu/ academics/undergrad/ departments/soc-swk/ree/OOindex.html

2.8 Видеоматериалы

294. Бабич С. Как избежать развода // URL: http://www.moscowseminary.org/index.php?option=com_content&task=vie w&id=260& Itemid=160

295. Иванов М. В. Доктрины Библии // URL: http://sbalabanov.ru/3618

296. Иванов М. В. Крещение и хлебопреломление в вероучении ЕХБ // URL: http://vkontakte.ru/ video3721606_l30701879

297. Иванов М. В. Чем нам дорог баптизм. - Смоленск: телестудия «Источник», 2009.

298. Корнилов Н. А. Апостольская преемственность // URL: http:// www.moscowseminary. org/ index.php?option= com_content&task =view&id =234&Itemid= 160

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.