Современный российский менталитет: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лагунов, Алексей Александрович

  • Лагунов, Алексей Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 170
Лагунов, Алексей Александрович. Современный российский менталитет: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2000. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лагунов, Алексей Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Особенности детерминации отечественного менталитета.

1.1. Генезис самосознания российского этноса.

1.2. Отражение самобытной философской мысли в феномене русской идеи.

1.3. Проблема уникального и универсального в отечественной культуре.

ГЛАВА II. Российская ментальность и современность.

2.1. Специфика социальной рефлексии в советскую эпоху.

2.2. Особенности современной социальной ситуации.

2.3. Вероятные пути развития российского общества: возможности и пределы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный российский менталитет: Социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Российское общество вот уже второе десятилетие находится в состоянии функциональной перестройки своей системной организации, сопровождающейся глубокими кризисными явлениями во всех областях социальной деятельности - в экономической, политической, культурной, нравственно-этической и т.п.

Попытки преобразования социальной структуры путем введения рыночных экономических отношений и соответствующих им политических форм управления, калькирующих политико-экономические наработки промышленно развитых стран, совершенно очевидно, не привели к прогнозируемым результатам. Основной причиной неудач в реализации демократических реформ на отечественной почве представляется отсутствие должного внимания со стороны идеологов социальных преобразований к генерализованным чертам мировидения российского суперэтноса, основанным на сумме его исторически детерминированных представлений и образов, оказывающих непосредственное влияние на поведение как отдельных индивидуумов, так и общностей - политических, экономических и духовно-культурных групп, этносов, всего населения России. Иными словами, не была в должной мере учтена специфика российского менталитета, актуальность изучения которого в различных аспектах социокультурной действительности несомненна.

Научное осмысление феномена ментальности российского суперэтноса требует интегрирования знаний, накопленных в различных областях интеллектуальной деятельности - социально-философской, исторической, психологической, политической, экономической, культурологической, духовно-практической и т.п. Планирование практических шагов по реформированию общества должно опираться на многовековой опыт социальной рефлексии суперэтноса, ассимилировавшего множество культурно своеобразных этносов на едином социально-экономическом пространстве, сохранив при этом в основном их уникальную идентичность.

Немаловажную роль в понимании современного состояния российского менталитета играет богатое духовное наследие русских философов, каждый из которых внес определенную лепту в постижение желаемого социального устройства суперэтноса. При формировании аксиологических основ реформируемого общества следует уделять особое внимание многовековым наработкам отечественной философской мысли в сфере социального обустройства. Для этого весомое значение приобретает социально-философский анализ как метод изучения разнообразных теоретических исследований, позволяющий в дальнейшем синтезировать наиболее общие их положения с целью достижения практически значимого выводного знания, которое после соответствующей апробации может быть применено в эмпирических социальных построениях.

Для проведения социальных реформ должны быть прежде всего сформулированы цели общественного развития, выводимые из определенных идеологических построений, сообразно с которыми следует определять адекватные средства и методы практической деятельности. Любой суперэтнос, объединенный общностью социально-экономических и духовно-культурных интересов, определяет стратегию своего развития в форме национально-государственной идеологии, опосредующей практически-деятельностные механизмы социального прогресса. В современной России, когда идеологический вакуум, обусловленный разрушением социалистической системы, требует незамедлительного заполнения во избежание полной потери идентичности, формирование национально-государственной идеологии, опирающейся на глубинные архетипы ментальности российского суперэтноса, жизненно необходимо для сохранения общественного гомеостазиса. В связи с этим исследования, направленные на многоаспектное изучение характеристик российского менталитета, приобретают ярко выраженную актуальность.

Необходимо также отметить, что глобальный кризис, охвативший не только российский социум, но и всю общечеловеческую цивилизационную систему, настоятельно требует поисков неординарного выхода из создавшейся экологической ситуации, обусловленной тупиковой парадигмой экономического развития, основанного на техногенном факторе хозяйственной деятельности человечества. К тому же, ситуация, сложившаяся в духовно-нравственной сфере универсума, являющегося интегрирующейся мировой социальной системой, сопровождается обострением межнациональных и межконфессиональных противоречий, что не может не вызывать тревогу о будущности человеческого сообщества. Футурологические перспективы экономического коллапса и роста конфликтогенных факторов, ведущих к планетарному катаклизму, диктуют настоятельную необходимость поисков новых форм социальных взаимодействий, прежде всего политических, экономических и культурных. В этих условиях научное исследование ментальной уникальности и универсальности суперэтносов, в том числе и российского, скрупулезное изучение своеобразия их социальных структур, должны с необходимостью привести к выявлению общечеловеческих социальных приоритетов, при соблюдении которых станет возможным вести речь о едином человечестве как безальтернативной форме дальнейшего эволюционного развития социумов.

Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что изучением разнообразных аспектов происхождения и современного состояния менталитета российского суперэтноса как объекта исследования занимались и продолжают активно заниматься ученые различных областей гуманитарного и естественнонаучного знаний: философии, социологии, политологии, культурологии, психологии, экономики, истории, юриспруденции, географии, этнографии, филологии, а также производных и смежных с вышеперечисленными наук. При этом общее представление об объекте исследования как о формообразущей социально-философской категории формируется на пересечении теории и практики множества направлений научного поиска, в чем проявляется междисциплинарный и комплексный характер феномена.

В контексте исторического развития, с изменением материального базиса общества и его духовно-нравственных императивов, внутреннее состояние социума, экзистенциально характеризуемое ментальностью суперэтноса, его образующего, диалектично, эволюционно видоизменяется, сохраняя вместе с тем наиболее глубинные, архетипические свои черты. В связи с этим следует подчеркнуть, что изучение феномена ментальное™ российского суперэтноса должно основываться на современных методах наблюдения и исследования, однако историко-генетический аспект имеет существенное значение при проведении социально-философского анализа общественной ситуации, обеспечивает преемственность фундаментальных научных разработок во времени.

Важное значение в осмыслении сущностных особенностей современного состояния российской ментальности, необходимого для научного формирования стратегии развития общества, имеет исследование диалектически взаимодействующих и взаимообусловленных планов социального бытия - материально-вещественного и духовно-нравственного. Проведение комплексного социально-философского анализа, учитывающего генетическую преемственность генерализованных черт мировидения суперэтноса, в направлении изучения этих дуалистических аспектов ментальности современного российского общества осуществляется только в последнее время, в связи с упрочением позиций плюралистической методологии научного познания социокультурной действительности. Поэтому данная тема еще не раскрыта до конца и нуждается в дальнейшей теоретической и практической разработке.

В качестве исторических первоисточников для нашего диссертационного исследования большое значение имеют литературные и религиозно-философские труды представителей древнерусской мысли, таких как неизвестные авторы "Повести временных лет", "Галицко-Болынской летописи", "Задонщины", а также оставивших о себе память "неистового протопопа" Аввакума, Даниила Заточника, первого митрополита Руси Илариона, Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Феодосия Печерского и многих других. Эти бесценные культурные памятники позволяют проанализировать возникновение и становление российской самобытной ментальности в период формирования этнической государственности.

Немалую ценность при проведении социально-философского анализа отечественного менталитета представляют исследования в этой области российских мыслителей XIX - начала XX веков: Аксакова К.С., Белинского В.Г., Бердяева H.A., Булгакова С.Н., Герцена А.И., Гершензона М.О., Достоевского Ф.М., Зеньковского В.В., Карсавина Л.П., Киреевского И.В., Кистяковского Б.А., Леонтьева К.Н., Лосского Н.О., Розанова В.В., Соловьева B.C., Толстого Л.Н., Франка С.Л., Хомякова A.C., Чаадаева П.Я. и других. Многие их работы, представляющие часто собственно социально-философский анализ соответствующей исторической ситуации, научно интересны в гносеологических, методологических, практических, религиозных, духовно-нравственных и прочих аспектах исследования.

При рассмотрении вопросов эволюционирования российской ментальности в советский период уделялось внимание сопоставлению коммунистического мировоззрения (на примере научного наследия Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В.И. Ленина, их последователей) и эмигрантской идеологии, в основном выраженной в трудах представителей евразийской школы как, на наш взгляд, наиболее социально конструктивной, таких как Алексеев H.H., Бицилли П.М., Бромберг Я.А., Кизеветтер A.A., Савицкий П.Н., Сувчинский П.П., Трубецкой H.C., Флоровский Г.В. и др. В контексте эволюционного развития советского общества рассмотрены также работы Л.Н. Гумилева как продолжателя основных евразийских концепций.

Значительный вклад в разработку проблемы современного состояния российской социокультурной ситуации, осмысления функций, форм проявления и в целом сущности ментальности российского суперэтноса внесли ученые, проводящие исследования в различных областях гуманитарного и естественнонаучного знаний, что обусловлено спецификой и широтой проблематики: Авксентьев В.А., Агамов A.A., Алексеев С.С., Асмолов А.Г., Багдасарова А.Б., Володин А.И., Володин Э.Ф., Галактионов A.A., Голикова Т.А., Горшков В.А., Громов М.Н., Гусейнов A.A., Давидович В.Е., Долгов В.Г., Ельмеев В.Я., Зиновьев A.A., Ильин В.В., Иноземцев B.JL, Ионин Л.Г., Козлов H.C., Лихачев Д.С., Любивый Я.В., Медведев Н.П., Межуев В.М., Никандров П.Ф., Новикова Л.И., Орлова И.Б., Пайпс Ричард, Панарин A.C., Попов М.В., Пригожин А.И., Руткевич М.Н., Рыбаков Б.А., Рябов A.B., Свечников В.П., Сиземская И.Н., Соловьев Э.Ю., Степин B.C., Тоидис В.П., Толстых В.И., Фейнбург З.И., Хоц А.Ю., Ципко A.C., Чучин-Русов А.Е., Юревич Л.В. и другие. Основные выводы и методологические разработки вышеперечисленных исследователей активно использовались диссертантом при проведении социально-философского анализа современного российского менталитета.

При выполнении социально-прогностических задач диссертации автор опирался в основном на работы российских и зарубежных исследователей Авдеева Р.Ф., Бабурина С.Н., Вернадского В.И., Иванова В.Н., Ильина И.А., Каширина В.И., Ладодо И.В., Моисеева H.H., Нерсесянц B.C., Подберезкина

А.Н., Пьера Тейяра де Шардена, Радьяра Д., Рац М.В., Семигина Г.Ю., Солженицына А.И., Тартаковского М.С., Турлак Е.А., Яхнина Е.Д. и других.

В российской и зарубежной науке проблемами этнонациональной ментальное™ занимаются представители самых разнообразных областей знания, однако прогрессирующая межнациональная и межконфессиональная напряженность в мировой социальной организации требует дальнейшей систематизации накопленного опыта исследований ментальных особенностей этносов и целостного подхода к стратегии устойчивого развития социумов, во многом характеризующихся этими особенностями. Данная проблема еще достаточно далека от практически полезных оптимальных решений и требует продолжения исследований, в том числе в рамках социально-философского анализа.

Методологической и теоретической основой диссертации является единство как современных, так и классических философских методов. При рассмотрении вопросов формирования отечественной ментальное™ использованы историко-генетический и сравнительно-исторический методы, позволяющие показать самобытную идентичность российского суперэтноса. В дальнейшем, при исследовании современной российской ментальное™ активно использовались методы системного подхода, трактующие социум как самоорганизующуюся систему, традиционный рационально-философский метод анализа, включающий универсальные принципы диалектической противоречивости и историзма. При прогнозировании возможного развития социокультурной ситуации применялся гипотетико-дедуктивный метод.

Специфика диссертационного исследования предопределила использование общенаучных методов анализа, таких как сравнения и аналогий, индукции и дедукции, социологических и экономических оценок и других.

Теоретической основой работы послужили базовые понятия и концепции, содержащиеся в научных трудах, статьях и исследованиях философов, социологов, экономистов, теологов, естествоиспытателей отечественных и зарубежных школ и направлений по проблемам становления и развития российской и общемировой социокультурных систем.

Объектом исследования является ментальность российского суперэтноса как исторически сложившийся образ его мышления, общая духовная и эмоциональная настроенность мировосприятия социума.

Предмет исследования - социально-философские аспекты современного состояния российского менталитета.

Цель и задачи исследования. Главной целью является проведение социально-философского анализа современного российского менталитета с учетом историко-генетических предпосылок его формирования. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- проследить становление самобытной философской мысли в период самоидентификации Древнерусского государства;

- показать предпосылки возникновения национальной русской идеологии во времена иноземного засилия и последующего "собирания земель" Московским княжеством;

- исследовать роль петровских реформ в расширении и укреплении Российской империи, их позитивное и негативное влияние на религиозно-философские школы и направления, отображающие характер ментальности формирующегося российского суперэтноса;

- рассмотреть аксиологические проблемы оценки феномена русской идеи в зависимости от социальной ориентации российских философов, детерминированной их взглядами на преобладание уникального или универсального в отечественной культуре;

- выявить специфику социально-философской мысли, характеризующей процесс органического продолжения ментального развития эволюционирующего российского социума в советскую эпоху;

- раскрыть в социально-философском аспекте основные особенности современной социокультурной действительности, доказать необходимость скорейшего формулирования российской национально-государственной идеологии;

- обозначить доминирующие тенденции мирового социального развития и их влияние на перспективы преодоления кризисной ситуации российским обществом.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

- на основе изучения литературных и религиозно-философских произведений мыслителей допетровской Руси выявлены параметры идентификации ментальности российского этноса;

- проведен комплексный анализ отражения особенностей менталитета российского суперэтноса в разработке феномена русской идеи отечественной философской мыслью;

- сопоставлением теории линейно направленного социального развития и цивилизационных теорий получено решение проблемы культурной уникальности и универсальности, поставленной в исследованиях российских философов;

- рассмотрена в социально-философском контексте советская эпоха как период дальнейшего формирования особенных черт ментальности российского суперэтноса с сохранением генерализованных черт его мировидения;

- сделан вывод о социальной необходимости современной национально-государственной идеологии, основанной на архетипических свойствах менталитета российского суперэтноса;

- сделан футурологический прогноз социокультурного развития России с учетом императивов мировой глобалистики.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Жизнеспособным и историчным является тот взгляд на генезис российской государственности, в котором выражен приоритет национальной ментальности в формировании политической структуры северо-русского княжества, явившегося предтечей Киевской Руси.

2. Славянофильство репрезентировало русскую идею в образе "Святой Руси", но эта идея лишь утверждала право русского народа на самоопределение, указывала независимое место России в цивилизационных отношениях, поэтому не следует относить период возникновения феномена русской идеи чуть ли не ко временам Филарета. Ведь только Ф.М. Достоевский и почвенники привнесли в русскую религиозно-философскую мысль мессианизм как наиболее существенную характеристику отечественной ментальности, выступив с обоснованием особой всемирно-исторической роли России, ввели в оборот само понятие "русской идеи", концептуально оформленное позднее в трудах B.C. Соловьева.

3. Культура является характеристикой ментальности конкретного общества, а поскольку ментальность обладает тенденцией к диверсификации при смене условий материальной жизни в историческом процессе, то и культура подвергается изменению, опосредованию с течением времени. Развитие любой культуры требует также акта обмена ценностями, в результате которого на индивидуальность каждой накладываются всеобщие черты универсума, что способствует единению культур, росту связей между ними и одновременно сохранению самобытности и уникальности каждой из составных частей мировой общности. На этом пути видится разрешение извечной проблемы поиска "золотой середины" в социальных эволюционных теориях.

4. Семидесятилетний период советской эпохи является органическим продолжением духовного развития российского социума, а не досадной исторической ошибкой, затормозившей эволюцию общества. Вопрос о возвращении социума в досоветское состояние никогда серьезно не ставился, что свидетельствует о качественном изменении общества, а значит, о его последовательном развитии в течение XX века, при котором ментальность суперэтноса подверглась существенным изменениям, ориентированным в сторону социалистических преобразований.

5. Совершенно необходимо формирование теоретического обоснования перехода от узко-националистических идей малых и больших этносов к национально-государственной идеологии российского суперэтноса, что явится важным инструментом защиты от духовно-нравственной экспансии Запада, атакующего российский менталитет. Национально-государственная идеология должна принципиально решать проблему ментальной идентичности и объединять разрозненные индивидуальности и этносы в единый сплоченный народ, организованный политически, экономически и культурно. В России более приемлема объединяющая в достижении цели народная идея, поскольку установку на коллективизм и соборность, формировавшуюся множество столетий, невозможно в одночасье заменить культом индивидуализма, органичным для западного мира.

6. Пути выхода из кризиса, детерминированного ходом исторического развития, России следует искать не только в модернизации общества, основывающейся на западнических идеях, но и в поисках органичной национально-государственной идеологии, способной сплотить социум и выработать методологию реформирования общества, сформулировать основные цели развития и определить его перспективы. Следует использовать не только современную научную методологию, но и опираться на скрупулезный анализ социальной истории российского суперэтноса, изучать собственный опыт обустройства общества, основанный на глубинных свойствах социума, его менталитете.

7. Меняющиеся политическая, экономическая, социокультурная ситуации в современном мире приводят к необходимости пересмотра устоявшегося взгляда на общецивилизационное развитие, в котором доминирующую роль играют промышленно развитые страны Европы и Америки. Укрепление экономических позиций Востока требует пристальной концентрации внимания на изучении и освоении традиционных цивилизационных ценностей азиатских стран. При этом следует обратиться к многовековому российскому опыту ассимиляции малых культур в единую культуру суперэтноса с преимущественным сохранением национально-культурной идентичности этносов, поскольку этот опыт может быть использован при построении общечеловеческой единой цивилизации, сохраняющей разнообразие культурных традиций.

Теоретическое и научно-практическое значение исследования. Обобщенные результаты и выводы диссертации могут быть использованы при разработке положений национально-государственной идеологии, учтены при планировании стратегии преодоления кризисных явлений в российском обществе на государственном и региональном уровнях.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться при составлении учебных курсов истории русской философии, социальной философии, социологии, культурологии, а также спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 1999 год), на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации обсуждался на кафедре философии СевКавГТУ, материалы работы были использованы при проведении студенческой конференции на тему "Русская идея" (г. Ставрополь, 1998 год), положены диссертантом в основу семинарских занятий при изучении курсов философии и культурологии студентами СевКавГТУ.

15

Основные положения диссертации изложены в семи публикациях общим объемом 2,25 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и библиографии, содержащей 152 наименования, общий объем диссертации 170 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лагунов, Алексей Александрович

Заключение

Исследуемый в диссертации феномен российской ментальности является многомерным и многоаспектным, что определило использование автором разнообразных методологических принципов при анализе многочисленных, подчас противоречивых социальных теорий и концепций. Российское общество в современный период переживает сложный, но весьма ответственный для будущего развития процесс идеологического оформления мировоззренческих концепций, долженствующих определить в самое ближайшее время направление и стратегию реформирования, обозначить конкретные цели и задачи социального обустройства.

Копирование социальных моделей экономически развитых стран не привело к ожидаемым результатам, поскольку не нашло соответствующего отклика в народном менталитете, причем во всех слоях общества. Совершенно очевидно, что относительно недавно вошедшее в научный обиход понятие ментальности характеризует глубинные черты этносов, вырабатываемые в них столетиями исторического развития и лежащие больше в области психолого-духовной, определяющей материальные формы существования различных обществ. И наряду с общечеловеческими ценностями, свойственными всем народам, существуют ценности этнонациональные, во многом определяющие образ жизни их обладателей. В процессе социализации каждый индивидуум этноса впитывает идеи своих предков, и не учитывать их при формировании стратегии развития общества значит допускать преступную небрежность, которая может иметь самые печальные и непредсказуемые последствия. Поэтому, прежде чем приступить к насильственному осчастливливанию народа в духе коммунистических преобразований, но с противоположным знаком, российским реформаторам следовало бы выяснить, а что, собственно, нужно этому народу, что гармонирует с его экономическими, политическими, духовно-нравственными, бытийно-материальными идеалами? Российская научная мысль имеет богатейший опыт в области социального конструирования, опирающийся на сущностные этнонациональные традиции, и в связи с этим скрупулезный анализ отечественных социальных теорий и дальнейшее синтезирование основанной на них современной идеологии приобретает основополагающее значение в экономической, политической, культурной жизни страны.

Понятие ментальности, или менталитета, является многоуровневым. Возможно вести речь о ментальности отдельного человека, родственной группы индивидуумов, профессиональной, ментальности социальных сообществ - религиозных, идеологических, этнических и т.п. Объектом настоящего исследования выступает менталитет российского суперэтноса, под которым следует понимать общие мировоззренческие черты больших и малых этносов, объединенных географически, политически, экономически и духовно-культурно в границах Российской Федерации. Вероятно, к российскому суперэтносу можно причислить и народы, населяющие пространства некоторых государств ближнего зарубежья, но утверждения такого рода не входят в задачи диссертационного исследования, тем более, что стремление к интеграции наблюдается далеко не у всех этих этносов. Отдельной темой является и проблема разделенных народов, волею исторических судеб оторванных от коренных этносов и вынужденных либо ассимилировать в новую социальную общность, либо воссоединиться с родной, эмигрировав из обжитых мест.

Российский суперэтнос, по нашему мнению, начал формироваться не во времена Российской империи, и даже не с началом собирания земель Московским княжеством, а гораздо раньше, в конце первого тысячелетия. Разобщенные географическими пространствами и климатическими условиями восточно-славянские племена нельзя считать социально-родственным этносом.

Процесс их экономического, политического, культурного и духовного объединения начался еще в период Киевской Руси, поэтому началом ассимиляции этносов в единый суперэтнос, древнерусский, можно считать именно это время. Кроме того, древнерусский суперэтнос имел весьма тесные контакты с финно-угорскими и степными кочевыми племенами, что привело в дальнейшем к их социальному объединению.

Уникальность российского суперэтноса как социальной системы состоит в том, что ассимиляция этносов происходила в большинстве случаев на добровольных началах и не вела к уничтожению национально-культурной идентичности объединенных общей государственностью народов. Русская культура являлась доминирующей во взаимодействии различных этнонациональных культур, однако в целом она не ставила задачи вытеснения и уничтожения генетически отличных от нее культурных традиций. Взаимодействуя с ними, она сама претерпевала изменения, что в итоге привело к созданию суперэтнической культуры, единой в многообразии своих проявлений. В этом отличие уникального евразийского варианта объединения народов от атлантического, более свойственного западному менталитету, при котором реализовывалось преобладание доминирующей культурной традиции нации-донора, а культуры-реципиенты или теряли свою идентичность, или просто уничтожались.

Социально-философский анализ богатейшего наследия российских мыслителей позволил сделать вывод о необходимости учитывания при построении социальных моделей развития таких общих черт ментальности российского суперэтноса, как соборность, общинность, мессианизм и других, детерминируемых историческими, географическими, экономическими, культурными и религиозными факторами. Всемирно-историческая значимость феномена российского менталитета заключается в возможности использования практического опыта формирования и развития универсальной суперэтнической общности с сохранением основных уникальных черт составляющих ее этносов. На этом пути видится перспектива интеграции мировых культур в единое общечеловеческое сообщество. Используя диалектическую методологию, можно утверждать, что противоречие между универсальным прогрессом человечества и необходимостью сохранения уникальных цивилизационных этнонациональных черт составляющих его этносов разрешается ментальным синтезом, при котором на индивидуальность каждой культуры накладываются всеобщие черты универсума. Такой путь ведет к объединению этносов с непременным сохранением их самобытности. Богатый историко-культурный опыт российского суперэтноса в этом отношении подлежит философскому осмыслению с целью выработки всеобщей парадигмы социального развития человечества.

Нельзя оставить без внимания тот факт, давно отмеченный русской религиозной философией, что материальная жизнь человека и общества в целом во многом определяется духовными аспектами мировосприятия. В реальной действительности мы должны предположить по-крайней мере дуалистический характер ментальности индивидуума или этноса, определяющийся как материальной, так и духовной компонентой. Причем эти ментальные составляющие находятся в тесном взаимодействии, то есть бытийная компонента преобразует духовно-сознательную, и наоборот. Теоретически только гармоничный синтез этих сторон общественного существования может привести к равновесно-устойчивой социальной системной организации. Практически же мы можем наблюдать неравновесные состояния материальной и духовной сторон жизни обществ, при которых менталитеты этносов больше тяготеют к какому-либо одному из планов бытия.

Философски осмысливая триаду "Восток-Россия-Запад", возможно сделать следующие обобщения, касающиеся материально-духовной ментальной дуальности этносов. Традиционным восточным цивилизациям более свойственен духовный путь развития. Углубленность восточной религиозной философии в познание внутренней сущности человека с целью достижения определенных степеней духовной свободы индивидуума предопределила пониженный интерес традиционных обществ к социальной внешней эволюции, к общественному прогрессу. Вместе с тем, восточные религии не культивируют индивидуализм, признавая наличие духовных связей между всеми членами общества, что привело к исторически сложившимся коллективным формам жизнедеятельности.

Менталитет западных этносов исторически более тяготел к развитию материальных сторон общественной жизни, имеющему целью достижение свободы бытийной, конкретно-реальной, основанной на технических и социальных преобразованиях. Такая настроенность этносов предопределила религиозную реформацию, технический прогресс, социальные преобразования, все то, что принято называть прогрессивным развитием обществ.

Однако, и в этом убеждает нас наступающий XXI век, преобладающее развитие какой-либо одной из сторон ментальной дуальности привело к угрозе техногенных катастроф и истощению энергетических ресурсов с одной стороны, и к социальной неустроенности и обнищанию народов, с другой. Многие русские философы обращали внимание на то, что Россия исторически, географически и экономически является мостом между Востоком и Западом. Кроме того, она находится на стыке двух преобладающих парадигм духовного и культурного развития человечества. Это приводит к мысли, что использование российского исторического опыта может помочь в создании всеобщей концепции духовно-материального развития человеческого сообщества, гармонично синтезирующей материальные достижения западного мира и духовно-практические успехи восточного.

Менталитет любого общества обусловливается идеологией, наличествующей в нем. Именно она определяет основные направления социального развития как в материальном, так и в духовном плане. Идеологические построения, базирующиеся на приоритете самодержавия, православия и народности, в России начала XX века стали терять свою силу из-за ослабления их социально-регулирующей функции и потери ментальной значимости для российского суперэтноса. Победа марксистско-ленинской идеологии была действительно исторически детерминирована в стране, теряющей аксиологические ориентиры своего развития. Антиномичность русского народа привела к полному приятию им сугубо материалистических идей. Существенную роль в этом сыграли также грубейшие исторические ошибки царской администрации, приведшие к войне и катастрофическому обнищанию народа.

Марксистская теория практически воплотилась именно в России, и это не представляется исторической случайностью. Такие ментальные черты российского суперэтноса, как соборность и общинность не могли не привести к адекватному восприятию коллективистских ценностей. К тому же, в российских условиях было реконструировано единовластие, преемник монархии, а многие религиозные атрибуты и ценности трансформировались в коммунистические.

Основной ошибкой марксистской теории, думается, являлась коммунистическая установка на полное удовлетворение материальных потребностей каждого индивидуума, что в принципе недостижимо, и полное игнорирование духовного развития. Правда, был создан моральный кодекс строителя коммунизма как этическая основа общества светлого будущего, но без волевого акта веры, присутствовавшего в массовом сознании лишь несколько десятилетий, он стал терять свое влияние на духовную сторону жизни советского общества. Без духовно-религиозной компоненты социалистическое общество подверглось процессу разложения, логически закончившемуся социальным феноменам перестройки, не вполне адекватно еще определенным в аспекте социальной философии и продолжающимся, по-нашему мнению, и сегодня.

Исходя из вышеизложенного, можно с большой степенью достоверности утверждать, что советская эпоха не являлась регрессивным периодом в развитии российского общества, она была органическим продолжением диалектического прогрессивного социального движения, подчиняющегося циклическим законам. Очевидно, уже в ближайшее время мы можем ожидать поворот общественного развития российского суперэтноса к духовной парадигме, основной составляющей которой должна стать самобытная национально-государственная идеология.

В настоящее время множество реализованных узко-националистических идеологий привели к развалу СССР, и движение по этому пути грозит необратимыми последствиями в судьбе России. Остановить сепаратистские устремления и укрепить государственность необходимо для сохранения идентичности российского суперэтноса. Укрепление экономических и политических позиций России также представляется немаловажной задачей. Однако для практического осуществления этого прежде всего нужна органичная национально-государственная идеология, способная организовать российский суперэтнос духовно-политически и экономически. Опираться эта идеология должна на этноментальные характеристики, научное выявление которых является важной задачей социальной философии, социологии и психологии. Изучение наследия русских мыслителей, посвятивших себя поиску российской души, социологические опросы населения и исследование умонастроения соотечественников могут помочь в понимании причин кризисного положения современного общества, что позволит определить реальные пути преодоления кризиса.

Конечно, данное исследование не претендует на полное освещение феномена современного российского менталитета, тем более на нахождение социальной антикризисной рецептуры. Целью диссертации является выявление специфики отечественной социально-философской мысли, характеризующей процесс ментального развития эволюционирующего российского социума, раскрытие в социально-философском аспекте основных особенностей современной социокультурной действительности и попытка футурологического прогноза перспектив преодоления кризисной ситуации российским обществом, учитывающего доминирующие тенденции мирового социального развития. Сам же феномен ментальности российского суперэтноса является междисциплинарным, многоаспектным объектом научного изучения, требующим внимания всех без исключения гуманитарных и естественнонаучных областей человеческого знания.

Национально-государственная идеология российского суперэтноса должна создаваться многими специалистами в различных сферах социальной жизни. Но, прежде всего, ей необходимо быть органичной, чтобы соответствовать основным чертам народного менталитета. Этой идеологии нужна и религиозность, способная сплотить людей в акте веры. Хочется высказать пожелание, чтобы религиозность эта была научной, и вместе с тем самобытной, для чего необходима реформация православного церковного института. Патриотизм также должен являться неотъемлемой чертой национально-государственной идеологии, он необходим для сохранения национальной идентичности в условиях растущей социальной напряженности в мире. И, конечно, идеология должна быть социалистической, соблюдающей приоритет интересов социальных общностей и индивидуумов, их составляющих, что согласуется с такими ментальными чертами российского суперэтноса, как общинность в материальном плане бытия и соборность в духовном.

Проблемное изучение феномена этнонациональной ментальности как комплексного объекта открывает широкую перспективу для продолжения

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лагунов, Алексей Александрович, 2000 год

1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для 21 в. - М.: Гуман. изд. центр Владос, 1994. - 334 с.

2. Авксентьев В.А. Феномен этнической ментальности: к методологии анализа // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. Ставрополь: СГУ, 1999. -177 с.

3. Агамов A.A., Горшков В.А. История русской философии. Ставрополь: Изд. Ставропольского университета, 1994. - 256 с.

4. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея. М.: Республика, 1992.-496 с.

5. Алексеев H.H. Евразийцы и государство // Мир России Евразия: Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

6. Алексеев H.H. Советский федерализм // Мир России Евразия: Антология - М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

7. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий: биографии, идеи, труды: Энциклопедический словарь. -М.: Академический проект, 1999. - 944с.

8. Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1998. - 336 с.

9. Антонов М.Ф. Ложные маяки и вечные истины: Пути выхода страны из кризиса и русская общественная мысль. М.: Современник, 1991. - 303 с.

10. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996. - 768 с.

11. Афанасьев В.Г. Основы философский знаний, для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. М.: Мысль, 1966. - 351 с.

12. Бабурин С.Н. Российский путь: утраты и обретения. М.: Новатор, 1997.-459 с.

13. Багдасарова A.B. Социально-философские аспекты формированияэтнонационального сознания и самосознания. Автореферат диссертации к.ф.н.-Ставрополь: СтГТУ, 1997. 23 с.

14. Бердяев H.A. Душа России // Бердяев H.A. Судьба России. Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544 с.

15. Бердяев H.A. Мировая опасность // Бердяев H.A. Судьба России. Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544 с.

16. Бердяев H.A. Новое средневековье // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с.

17. Бердяев H.A. Последние мысли Фауста // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с.

18. Бердяев H.A. Самопознание // Бердяев H.A. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 544 с.

19. Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев // Мир России -Евразия: Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

20. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда //Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (репринтное воспроизведение издания 1909 года). М.: Международная ассоциация "Новое время" и журнал "Горизонт", 1990. - 212 с.

21. Бердяев H.A. Царство Духа и царство кесаря // Бердяев H.A. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 544 с.

22. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (репринтное воспроизведение издания 1909 года). М.: Международная ассоциация "Новое время" и журнал "Горизонт", 1990. - 212 с.

23. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М.: Дело и Сервис, 1998. - 400 с.

24. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1989. - 431 с.

25. Введение в марксистское обществознание / Бурлацкий Ф.М., Галкин A.A., Красин Ю.А., Плетнев Э.П. М.: Политиздат, 1989. - 303 с.

26. Володин А.И. Герцен. М.: Мысль, 1970. - 215 с.

27. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. -Ленинград: Наука, 1970. 650 с.

28. Галицко-Волынская летопись // Изборник. Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1986. - 448 с.

29. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (репринтное воспроизведение издания 1909 года). М.: Международная ассоциация "Новое время" и журнал "Горизонт", 1990. - 212 с.

30. Голикова Т.А. К обоснованию понятия "этническая ментальность" // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: материалы Всероссийской научной конференции. Ставрополь: СГУ, 1999. - 177 с.

31. Горшков В.А. и др. Аксиология и современность: проблемы философии и социологии / Горшков В.А., Медведев Н.П., Морозов Е.Г.; под ред. Авербуха В.М. Ставрополь: Изд. Ставропольского педагогического университета, 1993. - 176 с.

32. Горшков В.А., Свечников В.П., Синельников Б.М. Системный подход в научном познании. М.: ИПФ "Ставрополье", 1999. - 388 с.

33. Грачев В. Д. Негативные характеристики мышления: (Социально-философский анализ) / Под ред. A.B. Авксентьева. Ставрополь: СГУ, 1998. -174 с.

34. Громов М.Н. Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XII веков: Учебное пособие. М.: Изд. МГУ, 1990. - 288 с.

35. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994.-336 с.

36. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.448 с.

37. Демин В.Н., Селезнев В.П. Мироздание постигая.: Несколько диалогов между философом и естествоиспытателем о современной научной картине мира. М.: Молодая гвардия, 1989. - 267 с.

38. Долгов В.Г. и др. Выбор нового курса / В.Г. Долгов, В.Я. Ельмеев, М.В. Попов,- М.: Мысль, 1991. 201 с.

39. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1990. - 304 с.

40. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 12 томах. Т. 11. М.: Правда, 1982. - 624 с.

41. Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой речи о Пушкине // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496 с.

42. Достоевский Ф.М. Пушкин // Русская идея. М.: Республика, 1992.496 с.

43. Евразийство (опыт систематического изложения) // Мир России -Евразия: Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

44. Житие протопопа Аввакума // Изборник. Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1986. - 448 с.

45. Задонщина// Изборник. Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1986. - 448 с.

46. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 544 с. (т.1), 544 с. (т. 2).

47. Зеньковский В.В. Ф.М. Достоевский, Владимир Соловьев, H.A. Бердяев // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496 с.

48. Зиновьев A.A. Конец коммунизма? // Квинтэссенция: Филос. .альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. - 400 с.

49. Иванов С.А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994. - 240 с.

50. Иларион. Слово о законе и Благодати. М.: Столица, 1994. - 146 с.

51. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России: Избр. статьи. М.: Пересвет, 1992. - 63 с.

52. Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация: системные кризисы современной эпохи // Вопросы философии. 1999. - № 5.

53. Ионин Л.Г. Социология культуры: 2-е изд. М.: Логос, 1998. - 280 с.

54. Истоки Российской духовной культуры. Материалы Российской межвузовской научной конференции (29 ноября 1996 г.). Ставрополь: СтГТУ, 1996.-240 с.

55. История русской литературы X XVII веков (под редакцией Д.С. Лихачева). - М.: Просвещение, 1980. - 462 с.

56. Карсавин Л.П. Основы политики // Мир России Евразия: Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

57. Карсавин Л.П. Сочинения / Сост., вступ. статья и прим. С.С. Хорунжего. М.: Раритет, 1993. - 496 с.

58. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. - 367 с.

59. Каширин В.И. Очерки философии планетарного самосознания. -Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1996. 254 с.

60. Киреевский И.В. В ответ A.C. Хомякову // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496 с.

61. Кирилл Туровский. Слово о расслабленном // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М.: Молодая гвардия, 1990. - 303 с.

62. Кирилл Туровский. Слово о слепце и хромце // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М.: Молодая гвардия, 1990. - 303 с.

63. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. - № 6.

64. Копалов В.И. Историзм как принцип социально-философского исследования. Свердловск: Изд-во УГУ, 1991. - 172 с.

65. Кузьмин А.Г. К какому храму ищем мы дорогу? (История глазами современника). М.: Современник, 1989. - 400 с.

66. Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений. Т. 33. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1962. - 433 с.

67. Ленин В.И. О национальном вопросе и национальной политике. М.:1. Политиздат, 1989. 557 с.

68. Леонтьев К.Н. О всемирной любви // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496 с.

69. Литературное наследство Т. 83. Неизданный Достоевский. М.: Наука, 1971.-728 с.

70. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х т. Т. 3. Л.: Художественная литература, 1987. - 520 с.

71. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. - № 8.

72. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

73. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.

74. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993. - 141 с.

75. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения: В 3-х т. Т.1. М.: Политиздат, 1983.- 635 с.

76. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995.- 106 с.

77. Моисеев H.H. Быть или не быть. человечеству? М.: ГУЛ ИПК "Ульяновский дом печати", 1999. - 288 с.

78. Моисеев H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. - № 4.

79. Моисеев H.H. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992. - 255 с.

80. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. - №6.

81. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.

82. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988. - 254 с.

83. Мюллер В., Ухлиг Д. Общество и сознание (перевод Колдаевой М.Б.).- М.: Прогресс, 1984. 240 с.

84. Национальная доктрина России: (проблемы и приоритеты). М.: Обозреватель, 1994. - 505 с.

85. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М.: Инфра М -Норма, 1997. - 652 с.

86. Никитин A.J1. Тамплиеров на Лубянку! // Оккультные силы СССР. -СПб: Северо-Запад, 1998. - 688 с.

87. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский искус // Мир России -Евразия: Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

88. Олейник Б. Князь тьмы. Два года в Кремле. М.: Лиском, 1993. - 144 с.

89. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Норма, 1998. - 280 с.

90. Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. - 424 с.

91. Платонов С. После коммунизма: Книга, не предназначенная для печати. М.: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.

92. Повесть временных лет // Изборник. Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1990. - 448 с.

93. Подберезкин А.И. Русский путь: сделай шаг. М.: РАУ -Университет, 1998. - 320 с.

94. Позиции современной философии. Выпуск I. СПб: Алетейя. 1999215 с.

95. Поис А. Кто мы? У нас все так? Или не так? И что же делать? М.: Присцелье, 1998. - 272 с.

96. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси: Ист. -филос. очерк. М.: Знание, 1988. - 62 с.

97. Пономаренко В.А. Психология духовности. М.: Магистр, 1998.162с.

98. Послание Климента Фоме // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков.

99. M.: Молодая гвардия, 1990. 303 с.

100. Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. -М.: Наука, 1990. 159 с.

101. Пути в незнаемое. Сборник XXI. М.: Советский писатель, 1988.520 с.

102. Пушкарева H.JI. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. - 288 с.

103. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.

104. Рабинович В.И. Вслед Радищеву.: (Ф.В. Каржавин и его окружение). М.: Мысль, 1986. - 223 с.

105. Радьяр Д. Планетаризация сознания: от индивидуального к целому. -Киев-М.: Рефл-Бук, Ваклер, 1995.-304 с.

106. Рац М.В. Политика развития: первые шаги в России. М.: Касталь, 1995.- 192 с.

107. Режеп C.B. Способ существования общества как предмет социально-философского анализа: автореф. дисс. к.ф.н. Ставрополь: СевКавГТУ, 1999. -24 с.

108. Рерих Н.К. Избранное. М.: Советская Россия, 1979. - 384 с.

109. Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. М.: Республика, 1994.-541 с.

110. Российская историческая политология. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 608 с.

111. Россия на пороге XXI века: (современные проблемы национально-государственного строительства РФ) / Под ред. Кожемякина В.Н., Подберезкина А.И. М.: Обозреватель, 1996. - 334 с.

112. Россия на пороге XXI века: формирование гражданского общества: Материалы круглого стола. Кемерово, 27-28 ноября 1995 года. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - 105 с.

113. Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под ред. проф. В.В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 232 с.

114. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авторы-составители: В.Н. Иванов, И.В. Ладодо, Г.Ю. Семигин. М.: Академия, 1996. - 294 с.

115. Русский позитивизм: избр. ст. / Сост. С.С. Гусев. СПб.: Наука, 1995. -361 с.

116. Русское зарубежье. Л.: Лениздат, 1991. - 438 с.

117. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. - № 5.

118. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве". -М.: Наука, 1972. -520с.

119. Савицкий П.Н. Евразийство // Мир России Евразия: Антология. -М.: Высшая школа. 1995. - 399 с.

120. Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Мир России Евразия: Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

121. Самочатова О.Я. Крестьянская Русь в литературе. Тула: Приокское книжное изд-во, 1972. - 177 с.

122. Свечников В.П. Системно-структурные отношения в обществе как объект социально-философского анализа: Автореф. дисс. д.ф.н. Карачаевск: КЧГПУ, 1996.-35 с.

123. Славяне и скандинавы: Пер. с нем. / Общ. ред. Е.А. Мельниковой. -М.: Прогресс, 1986.-416 с.

124. Слово Даниила Заточника // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. -М.: Молодая гвардия, 1990. 303 с.

125. Слово святого Феодосия, игумена Печерского монастыря, о вере христианской и о латинской // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М.: Молодая гвардия, 1990. - 303 с.

126. Слово святого Феодосия на часах о терпении и о любви // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М.: Молодая гвардия, 1990. - 303 с.

127. Смысл жизни в русской философии: конец XIX начало XX века /

128. Сост. В.Г. Безносов. СПб.: Наука, 1995.-385 с.

129. Современная русская идея и государство. М.: РАУ - Корпорация, 1995.- 181 с.

130. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998. - 203 с.

131. Соловьев B.C. Ночь на рождество // B.C. Соловьев. Смысл любви: Избранные произведения. -М.: Современник, 1991. 525 с.

132. Соловьев B.C. Русская идея // B.C. Соловьев. Смысл любви: Избранные произведения. -М.: Современник, 1991. 525 с.

133. Соловьев Э.Ю. Личность и право // Э.Ю. Соловьев.Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. -432с.

134. Средневековая Русь / Под ред. Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера, П.ВА. Раппопорта. -М.: Наука, 1976. 368 с.

135. Старцев А.И. Радищев: Годы испытаний. М.: Советский писатель, 1999.-432 с.

136. Степин B.C., Гусейнов A.A., Межуев В.Н., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. - 400 с.

137. Тартаковский М.С. Человек венец эволюции? - М.: Знание, 1990.48 с.

138. Тоидис В.П. Этнонациональный менталитет и его специфика // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. Ставрополь: СГУ, 1999. - 177 с.

139. Трубецкой Н.С. Мы и другие // Мир России Евразия: Антология. -М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

140. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Мир России -Евразия: Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

141. Турлак Е.А. Экономика радиоэкологической безопасности. М.: Академия, 1995. - 168 с.

142. Файнбург З.И. Не сотвори себе кумира. Социализм и "культ личности": (Очерки теории). М.: Политиздат, 1991. - 319 с.

143. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.-464 с.

144. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.576 с.

145. Франк С.Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991.- М.: Политиздат, 1992. 400 с.

146. Хомяков A.C. О старом и новом // Русская идея. М.: Республика, 1992.-496 с.

147. Хоц А.Ю. Место этнической ментальности в структуре ментальности современного человека // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции.- Ставрополь: СГУ, 1999. 177 с.

148. Ципко A.C. Насилие лжи, или Как заблудился призрак. М.: Молодая гвардия, 1990. - 271 с.

149. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496 с.

150. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. - №4.

151. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. - 505с.

152. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 640 с.

153. Юревич A.B. Психологические особенности российской науки // Вопросы философии. 1999. - №4.

154. Яхнин Е.Д. Размышления о разуме, Боге и будущем человечества. -М.: АО "Х.Г.С.", 1997.-144 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.