Специфика и возможности эмпатического познания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Бочкарёва, Светлана Владимировна

  • Бочкарёва, Светлана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Курган
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 192
Бочкарёва, Светлана Владимировна. Специфика и возможности эмпатического познания: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Курган. 2011. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бочкарёва, Светлана Владимировна

ВведениеЗ.

Глава 1. Специфика эмпатичого познания13.

§ 1. Понятие ищнь эмпатичого познания

1.1. Проблема эмпатии вциогуманитарном знании 13.

1.2. Феномен эмпатичого познания

§ 2. Субъектбъектная природа эмпатичого познания

Глава 2. «Человек-человек» - как овнаяера эмпатичого познания

§ 1. Эмпатическое познание в межиндивидуальном диалоге.

§ 2. Эмпатичое познание в межкультурном диалоге

Глава 3. Возможности эмпатического познания вне сферы «человекчеловек»

§1. Возможности эмпатического познания в системе «человекхудожвенный образ»

§ 2. Возможности эмпатического познания в системе «человекприрода»

§ 3. Проблема возможней эмпатичого познания встеме «человек-техника»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика и возможности эмпатического познания»

Мы, возводя соборы космогонии, не внешний в них отображаем мир, а только грани нашего незнанья Системы мира - слепки древних душ, зеркальный бред взаимоотражений двух противопоставленных глубин.

М.Волошин

Теория познания призвана открывать новые перспективы и возможности постижения истины в процессе освоения окружающего мира. Поиск новых способов познания может стать точкой отсчёта для выстраивания диалога на новых уровнях понимания Другого (и в живой природе, и в обществе). Эмпатическое познание, формирующееся в сфере субъект-субъектных взаимодействий, содержит принципиально новые возможности, отсутствующие у традиционно исследуемых гносеологией путей познания мира.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, внутренними потребностями развития философии познания. Гносеология традиционно рассматривает сенсорное и рациональное познание. Между тем, сенсорное познание связано исключительно, а рациональное — преимущественно, с субъект-объектными взаимодействиями. Эмпатическое познание представляет собой когнитивный процесс, сформировавшийся в сфере субъект-субъектного взаимодействия и открывающий познавательные возможности, принципиально недоступные сенсорному и рациональному познанию. В философии феномен эмпатического познания первично зафиксирован, однако пока не стал предметом систематического исследования.

Дополнительный аспект актуальности проблемы связан с её социальной значимостью в контексте необходимости преодоления конфликтов, возникающих во взаимоотношениях как индивидуальных, так и надындивидуальных субъектов — этносов, стран, цивилизаций. Экспликация возможностей эмпатического познания и методологическая установка на его использование обладают значительным потенциалом преодоления конфронтации контрагентов, принадлежащих существенно различным культурам.

Состояние теоретической разработки проблемы

1. Предметом диссертационного исследования является эмпатическое познание. Имеющиеся исследования: эмпатии как таковой содержат серьезные предпосылки для изучения^ эмпатического познания! Именно поэтому в этом контексте в диссертации анализируются результаты, исследований эмпатии не только в философии, но и в психологии, и психотерапии.

Термин эмпатия происходит от греч. ешраШе1а — сопереживание. В отечественной и зарубежной психологии: имеется; значительное число исследований,, специально посвященных: эмпатит.или затрагивающих её в иных контекстах. В' этих работах, представлено- описание и определённое: осмысление различных сторон феномена, эмпатии. По мнению ряда, авторов (Т.П. Гаврилова, Ю;Б.Еиппенрейтер,, Т.Д; Каряшна), можно выделить три этапа исследования; эмпатии: эмпатия как эмоциональный феномен; как аффективно-когнитивное явление,, как» помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, и содействие ему. Имея: под собой? определенные, основания; эта периодизация, разумеется, не охватывает всего многообразия и тенденций исследования такого важного и сложного явления как эмпатия. Следует отметить целый ряд других (в известной мере пересекающихся с выделенными) направлений изучения эмпатии; У. Бронфенбреннер, Р. Даймонд, Дж. Мид и-др. исследовали эмпатию как «способность принять роль другого человека». Роль,эмпатии в межличностных отношениях нашла отражение: в работах многих психологов - Г.М. Андреевой, А.Бодалева, Л.С. Выготского, Т.П.Гавриловой, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского, и др. В литературе также представлен функциональный и феноменологический анализ эмпатии (Н.Сарджвеладзе, Н.П.Обозов и др.), исследование её поведенческих форм (В.А.Петровский, П.В.Симонов и др.). Данный феномен представлен как «умственная- коммуникация», т.е. как осмысление внутренней жизни другого человека (А.Г. Ковалев и Т. Шибутани); как взаимодействие мыслительных и эмоциональных сторон личности (B.B. Бойко, Н.И. Сарджвеладзе, Г.Ф. Михальченко, A.B. Петровский и др.); как совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных (Ю.А. Менжерицкая); как интуитивное познание эмоционального состояния другой личности (В.В. Бойко, A.A. Ивин, А.Г. Ковалёв, Т. Шибутани,). Отмечалась связь эмпатии и понимания (Ф.Е. Василюк). Рядом исследователей выявлены важные аспекты эмпатии в процессе познания (М.Аргайл, А.Бен, Т.Липпс, Т.Рибо, М. Хоффман и др.). Роль эмпатии в психотерапии рассматривалась с точки зрения взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов (Х.Кохут, В'. Лейбин, К. Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, К.Юнг и др.), с позиций понимающей психологии (Г. Этчегоян, К. Ясперс), гуманистической психологии (Дж. Иган, К. Роджерс и др.). Существует отдельное направление - «эмпа-тический психоанализ», предусматривающий вовлечённость психоаналитика в опыт пациента (А.Фрейд, Л. Шерток, Ф.Рустан). Таким образом, психологами и психотерапевтами был поднят большой пласт изысканий по изучению эмпатии, отмечены её когнитивная и социальная составляющие, что-представляет собой одну из важных конкретнонаучных предпосылок для философского исследования, базирующегося на эмпатии, специфического когнитивного механизма — эмпатического познания.

В философии феномен, который сегодня^ называют эмпатией, рассматривался, начиная с античности, но он обозначался как «симпатия» (от греческого sym (соединение, взаимодействие) patheia (от pathos - страдание - болезнь), что означает со-страдание (Аристотель, Сократ, Платон, Августин, Ф.Аквинский и-др). Позднее понятие «симпатия» было тщательно разработано А. Смитом, А.Шопенгауэром и Г. Спенсером. Близкой по содержанию была также разработка понятия «вчувствование» (нем. Einfühlung) в немецкой философии и эстетике у Т. Липпса, Ф. Фишера, и некоторых других исследователей. Философы различных философских направлений (феноменология, герменевтика, эксиз-тенциализм) обращались к изучению природы данного феномена: Э. Гуссерль (исследование феномена интерсубъективности), Э.Штейн (феменология религии), Г. Гадамер (эмпатия и язык); М. Хайдеггер (развитие концепции «понимающего бытия-друг-с-другом»), М.Шелер (разработка теории симпатии как интенциональный акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности.); К. Ясперс, исследуя особенности рационального познания, рассматривает и некоторые аспекты познания через вчувствование. Исследование природы интуиции А. Бергсона также следует отнести в «список» вопросов, позволяющих понять природу эмпатического познания. Роль эмпатии в межличностных отношениях нашла отражение в работах М.М. Бахтина, М.С. Кагана и др. Современные философские исследования рассматривают различные аспекты эмпатического процесса: Е.Я. Басин (исследование «точек соприкосновения» художественного творчества и эмпатии), О.Ю. Кубанова и Ю.М. Шилков (проблемы интерсубъективности), В.П. Филатов (понимание Другого), В.В.Юрчук (исследование сути эмпатии) и др. В.Ю. Пузыревский подробно анализирует этапы признания, дискредитации и реабилитации эмпатии в современной западной философии, отмечая, что данный-феномен может быть отнесён к сфере гносеологии другого. И.В. Лазарева отмечает, что эмпатию можно характеризовать как способ познания, с помощью которого допустимо получение более подробной информации о познаваемом объекте.

Таким образом, в философии и смежных областях знания достаточно тщательно разработано понятие эмпатии, но не эмпатического познания. Б.С.Шалютиным впервые был сформулирован тезис о том; что эмпатическое познание является не просто одним из познавательных механизмов, а представляет собой самостоятельный, имеющий специфические формы, способ познания, логически рядоположный сенсорному и рациональному, из которого последний и вырастает. Что касается подробного анализа понятия «эмпатическое познание» и рассмотрения его особенностей в разных познавательных сферах, то данные вопросы ещё не были предметом внимания философской общественности.

2. Для эмпатии существенно то, что она развивается в контексте субъект-субъектного, диалогического взаимодействия. В этой связи важными предпосылками понимания эмпатии являются, во-первых, осуществлявшееся многими философами исследование субъективной реальности (М.Бахтин, Э. Гуссерль, Д.И. Дубровский, А.Исаков, Ж. Лакан, В.А. Лекторский, Г. Марсель, В.А. Петровский, Ю. Шилков и др.), во-вторых, осмысление диалогического характера человеческого, в том числе социального, бытия (М.М. Бахтин, М. Бубер, Г.Марсель, Э. Левинас и др.). Эмпатия — один из регуляторов взаимоотношений между людьми. И важным аспектом в связи с этим выступает проблема понимания, рассмотренная в работах A.A. Брегадзе, Г. Гадамера, В. Дильтея,

B.В.Знакова, П. Рикёра, Ф. Шлейермахера, М. Хайдеггера и др. Интерес представляют изыскания С. Киркегора, Хосе Ортега-и-Гассета, Ю. Хабермаса, в которых обозначены проблемы выстраивания диалога, подводящие нас к новым путям понимания Другого. В работах М. Беннета, Д. И. Дубровского,

C.В.Мейена, Э. Фромма и др. есть идеи, связанные с попыткой понять природу диалога по-новому (через переживания, сочувствие, эмпатию). Исследование проблем межкультурной коммуникации опирается на диалогическую концепцию культуры. А. Гусейнов указывает на возможности и пределы диалога культур, С. Артановский и К. Юнг, заостряют внимание на общности всех культур мира. Работы Махатмы Ганди, Александра Меня, и др. религиозных деятелей, показывая единство всех религий по внутренним общечеловеческим принципам, раскрывают сущность духовной культуры всего мира. Экстериоризацию ментальных состояний как возможность узнать друг в друге представителей единой социокультурной общности рассматривает Б.И. Липский. Исследования толерантности (Г.В. Елизарова, В.М. Золотухин, Т. Састамойнен, Ю.А. трейдер и др.), а также принцип «коэкзистенции» Н. Аббаньяно содержат идеи о сопричастности субъектов различных культур, о выстраивании диалога на уровне взаимоуважения, а, следовательно, и необходимой для этого эмпатической составляющей процесса взаимодействия. О свободном принятии Другого основанном на понимании в процессе коммуникации, предполагающем взаимодействие и взаимоизменение, говорит В.А. Лекторский. Роль эмпатии в решении социальных конфликтов рассматривают Б.Х. Бгажноков и А. Самарин. Отдельно стоит сказать о внутренне связанном с эмпатическим познанием феномене любви, исследования которого эвристически значимы в контексте данной работы. Августин, В. Д. Губин, А.Ф. Лосев, Ортега-и-Гассет, П. Сорокин, В. Франки, Э.Фромм, М.Шелер, и др. показывают, что любовь позволяет познать Другого, независимо от различий, а потому может выступать в роли «демонстрации» процесса эмпатического познания и в межиндивидуальном, и в межкультурном диалогах, и в творчестве (и художественном, и техническом), и в познании природы. При этом выявляется своего рода «надъязыковой» уровень эмпатического познания Другого.

3. Возможности художественного творчества с точки зрения сопереживания, со-чувствия, со-страдания отмечались ещё Аристотелем. Об особенностях создания и восприятия художественного образа через вчувствование писали Р. Арнхейм, Е. Басин, Н. Берхин, В. Б. Блок, И.А. Герасимова, Н. Дмитриева, И.А. Ильин, Т. Липпс, С.Х. Раппопорт, К. Станиславский, К. Юнг. В эстетике Г. Вагнера обозначена идея синтеза искусств, которую можно считать основой для эмпатического «проникновения» одного вида искусства в другое. Работы Н. Бенеш и М. Папуш раскрывают актёрскую психотехнику с точки зрения механизмов эмпатии. Исследования в этой области создают возмож-н о сть 1 р ас смотр еть «инструментарий» эмпатического познания через* специфику разных видов искусства, в том числе проанализировав возможности таких синтетических видов, как кино и театр.

4. Точками отсчёта для изучения отличительных черт эмпатического познания в системе «человек-природа» стали идея коэволюции (Н.Н.Моисеев), которая подводит к познанию живого на уровне осознания его глубокого родства с познающим человеком, а также работы философов, поставивших акцент на субъект-субъектных взаимодействиях в данной системе (Г.Д. Гачев, С.Д.Дерябо, С. Стоун). Интерес представляют работа Майкл У. Фокса, в которой рассматриваются особенности эмпатии по отношению к животным. Исследования по проблемам экологии вплотную подводят учёных к попытке найти «точки соприкосновения» во взаимодействии природы и человека (В. Е. Борей-ко, А. Олескин, В. Пузыревский, Отто Рудольф, А.Н. Тетиор, В.А. Левин). Необходимо объединить экологические и этические факторы в одно целое, а связующей цепочкой данной системы представить процесс эмпатического познания, как «эмпатический круговорот» на базе субъект-субъектного познания действительности.

6. Для осознания особенностей взаимоотношений в системе «человек-техника» и возможностей эмпатического познания в этом контексте интерес представляют идеи В.Ю: Пузыревского, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, К. Яс-перса. Данные работы могут служить и точкой* отсчёта для проблемы возможностей искусственного интеллекта с точки зрения эмпатического познания.

Рассматривая,достоинства эмпатического познания (хоть и не определяя свои идеи через данное понятие, но, возможно, имея-это ввиду), представители художественной литературы таюке пытались осмыслить процесс понимания Другого под определённым эмпатическим углом зрения. Работы Антуана де Сент-Экзюпери, П. Андерсена, М.Волошина, Э.Т.А. Гофмана^ Ф. Дика, Ф. Достоевского; И. Ефремова, П. Коэлье, С. Лема, К. Саймака, А*. Тарковского, Э.Хемингуэя, и других авторов открывают перед нами истоки новых проблем общения и содержат идеи возможного решения этих проблем на иных уровнях понимания.

Обширные исследование эмпатии в философии и науке дают основу для развития трактовки эмпатического познания как важнейшего способа.познания Другого через понимание его сущности с точки зрения* субъект-субъектного взаимодействия. Кроме того, существуют предпосылки для новой постановки вопроса о том, что есть- «Другой»- в этом контексте, и о расширении объёма данного понятия, об уместности его употребления, не только в сфере «человек-человек», но и вне данной сферы, в таких системах, как «человек-художественный. образ», «человек-природа» и «человек-техника». Подходу к решению этой проблемы и посвящена данная диссертация.

Гипотеза исследования: наделение эмпатического познания статусом' особого способа познания Другого, базирующегося на субъект-субъектном взаимодействии, ведёт к пониманию и решению многих проблем в разных сферах человеческого знания на новом уровне.

Итак, объектом исследования является эмпатическое познание.

Предметы исследования: природа эмпатического познания, возможности эмпатического познания в различных сферах человеческой деятельности.

Целью исследования является раскрытие особенностей и перспектив эмпатического познания как самостоятельного способа познания, рядоположного сенсорному и рациональному.

Для достижения поставленной цели были сформулированы( следующие задачи исследования:

1) Систематизировать имеющиеся исследования эмпатии под углом зрения« их использования для анализа эмпатического познания. 2) Уточнить понятие «эмпатическое познание». 3) Обосновать необходимость гносеологической рефлексии эмпатического познания. 4) Показать субъект-субъектный характер эмпатического познания; его преимущества и ограниченность. 5) Предложить модель развития процесса эмпатического познания. 6) Выявить особенности проявления эмпатического познания в различных сферах: «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-природа», «человек-техника».

Теоретическую основу диссертационного исследования составляет работы, отражающие результаты философского, социологического, психологического, психотерапевтического изучения феноменов эмпатии, интерсубъективности, проблем понимания Другого и выстраивания межиндивидуального и межкультурного диалогов с позиций культурной и духовной составляющих; исследования особенностей создания и восприятия художественного образа; статьи и монографии по экологической проблематике и материалы, содержащие исследование проблем во взаимоотношениях человека и техники.

Методологической основой исследования выступают, в первую очередь, феноменологический, экзистенциальный методы и современное эпистемологическое творчество, пытающееся на базе философской герменевтики создать новую эпистемологическую модель познания, работающую в информационном, коммуникативном пространстве современности; необходимо отметить и общефилософский монизм, преодолевающий, особенно начиная с Шопенгауэра, картезианское противопоставление субъекта и объекта, трактующий человека с его субъектностью как концентрированное персонифицированное воплощение мира (Шопенгауэр, Бердяев и др.) и открывающий возможность гносеологической рефлексии познания, прежде всего, в контексте субъект-субъектных отношений над результатами конкретно-научных исследований, а также над художественным творчеством;

Положения, выносимые на защиту:

1) Эмпатическое познание представляет собой когнитивный механизм, возникающий и действующий преимущественно в контексте субъект-субъектных отношений и позволяющий осмыслить те составляющие и аспекты действительности, которые недоступны сенсорному и рациональному способам познания.

2) Процесс эмпатического познания является процессом^ выстраивания диалога, основанного на понимании Другого через вчувствование в системах «индивид-индивид» и «культура-культура», выступая^ как специфический «надъязыковой» способ постижения иной ментальности.

3) Эмпатическое познание результативно в разных областях знания: со-циогуманитарном, естественнонаучном, техническом.

4) В» искусстве эмпатическое познание проявляется, прежде всего, через систему «человек-художественный образ».

5) Эмпатическое познание может сыграть решающую роль в выстраивании отношений системы «человек-природа», позволяя объединить экологические и этические факторы в одно целое и стать связующей «цепочкой» данной системы.

6) Эмпатическое познание в системе «человек-техника» представляет собой потенциал, позволяющий спроектировать новые технические устройства на основе процесса вчувствования в их предполагаемую суть. Но взаимоотношения в системе «человек-техника» имеют характер односторонней связи, noil скольку создать устройства, обладающие и искусственным интеллектом, и одновременно эмпатическим потенциалом (а потому способных к эмпатическому познанию человека), невозможно.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1) обоснована необходимость включения эмпатического познания в арсенал рефлексируемых философией способов познания, обладающего уникальными возможностями познания и социального, и природного миров; 2) уточнено понятие «эмпатиче-ское познание» и описана специфика данного способа познания; 3) предложена одна из возможных моделей развития данного процесса; 4) выявлены особенности проявления эмпатического познания в разных сферах человеческой деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются, в том, что его результаты могут быть использованы: для философского обоснования- ещё одного способа познания, для обновления содержания вузовских курсов по философии; для разработки учебных курсов и спецкурсов по проблемам межиндивидуального и межкультурного общения, эколого-эмпатическои проблематике; спецкурсов, по социокультурной антропологии; политологии, методике преподавании иностранного языка; для использования- в. практике межкультурной коммуникации.

Апробация работы. Материалы исследования представлялись и обсуждались в 2009-2011 г. г. Основные положения работы нашли отражение в ряде публикаций и выступлений автора на всероссийских научно-практических конференциях (Ярославль, Волгоград); на международных научных и научно-практических конференциях (Москва, Ульяновск, Магнитогорск, Салехард, Курган); на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск). Апробация некоторых результатов диссертационного исследования осуществлялась также в процессе участия во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации-2009», получен диплом лауреата I степени за разработку авторского элективного курса, показывающего возможности эмпатического познания в системе «человек-природа». Данный элективный курс используется в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях ЯНАО. Содержание работы обсуждалось на заседании кафедры философии Курганского государственного университета. По теме исследования опубликованы 13 статей, 1 брошюра, имеется 1 публикация в Интернете.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 243 наименования. Работа изложена на 192 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Бочкарёва, Светлана Владимировна

Заключение

Так вслушиваются (в исток вслушивается устье).

Так внюхиваются в цветок: вглубь — до потери чувства! Так вчувствуется в кровь отрок — доселе лотос.

Так влюбливаются в любовь: Впадываются в пропасть.

Друг! Не кори меня за тот взгляд, деловой и тусклый.

Так вглатываются в глоток: Вглубь — до потери чувства.

Марина Цветаева

В диссертационном исследовании осуществлен анализ источников- по психологии; психотерапии, философии; теории искусства; экологии, технике, связанных с проблемой* эмпатии, с целью-выявления в данном феномене компонентов- гносеологического, «профиля», необходимых для стартов- эмпатического познания. ■

Уточнено понятие «эмпатическое познание» как процесса познания, позволяющего воспринимать Другого как субъекта через вчувствование, и выстраивать картину мира на базе субъект-субъектного взаимодействия. Рассмотрены основные инварианты данного способа познания. Описаны отличительные особенности эмпатического познания по сравнению с сенсорным и рациональным. Доказано, что соотношение эмпатического и рационального различно в зависимости от познающего, познаваемого и иных факторов. В рациональном познании эмпатическое начало присутствует в снятом виде. Слова есть депер-сонифицированные субъекты. Вместо уникальности усреднение. Первые понятия, возникающие в результате эволюции эмпатического познания, это понятия которые фиксируют Другого в качестве субъекта. Эмпатический способ может

Айзек Азимов. Эссе No 16. Взаимодействие роботов.//Айзек Азимов. Эссе о роботах. - M., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FOUNDATION/mechtyrobotow.txt выступать как новый старт для рационального познания (а потому может стать новым «витком» для последнего), поскольку в процессе понимания также формируются понятия, но это особая категория понятий. Эмпатическая природа понятий показывает, что их содержанием является сущность предмета через восприятие данного предмета познающим субъектом. Мы. не можем говорить о сущности данного способа познания лишь как о восприятии предмета познающим и только, иначе получится как в сенсорном познании — одно и то же явление может восприниматься разными индивидами по-разному (хотя, это, вероятно, можно считать предпосылкой для более целостного понимания предмета). Эмпатическое познание — есть попытка увидеть «невидимое», сокрытое от способностей органов чувств, попытка проникнуть вглубь предмета и формировать понятия как бы из него самого- (изнутри данного процесса). Эмпатическое познание — временное, рациональное познание — надвременное. Эмоциональное познание. Познание верой, любовью и-т.п. Чтобы понять надо любить. Ив этом-плане эмоциональное также может пересекаться с эмпатическим. Важным моментом является обязательный переход эмпатического познания» на уровень интроспективного, то есть, вчувствование в Другого, «уход» от себя, «дислокация» на уровне Другого, «уход» от Другого к себе, и возвращение к Другому на новой основе понимания. То есть, эмпатическое познание может быть «вмонтированным», а может быть самостоятельным видом деятельности, надо различать эмпатическое познание и эмпатический аспект (компонент) в познании.

Конечно, по сравнению с описанными способами познания эмпатическое-познание может обладать меньшей достоверностью с точки зрения объективности и научности, казалось бы. Но считается, что жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы> предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем. Эмпатическое познание мира также позволяет предвидеть и предсказать основные доминанты поведения другого человека, возможный результат диалога, «поведение» создаваемого технического устройства и т.д. Эмпатическое познание не может быть ограничено возможностями науки, оно идёт дальше и выбирает иной путь - ценностный. А ценность и истина не всегда совпадают. Критерий объективности в таком случае может быть определён, вероятно, через открытие новых дополнительных смыслов познаваемого.

Эмпатическое познание рассмотрено как рядоположный сенсорному и рациональному способ познания окружающего мира. Оно представляет собой особый когнитивный процесс, опирающийся на специфическое ценностное основание. В эмпатическом познании целевая установка — на субъекта. Понять КОГО, а не понять ЧТО! Оно открывает новый объект — чужое сознание. Данный способ не содержит декартовского противопоставления субъекта и объекта. Здесь больше единства, чем отстранения- и противопоставления-. Это другое ценностное наполнение-познавательного процесса. Познание не через противопоставление (субъект-объект, свободный-необходимый, активный-пассивный, живой-мертвый (Декарт), а через соединение: мы с тобой одной крови; субъект-субъект, т.е. Другой не только активный, но и чувствующий (ему может быть больно, его нельзя использовать и ставить над ним эксперименты; не навреди, не причини боль). Это совершенно иная технология познания и иное, ценностное основание. Кроме того, эмпатическое понимание основано на многосмы-словости, как на некоем^принципе «матрёшки», когда глубина проникновения в, познаваемый.субъект открывает в нём всё новые смысловые значения его> сущности.

В диссертационном исследовании описаны не только преимущества, но и ограниченности эмпатического познания. По сравнению с сенсорным способом познания, оно, во-первых, может давать менее достоверную информацию по причине субъективной- направленности восприятия, а порой даже искаженную картину внутреннего мира другой личности вследствие того, что- «эмпатирую-щий» пытается необоснованно перенести на Другого свои недостатки, привычки, эмоциональный опыт. Во-вторых, подчеркивается некий возможный этический момент данного процесса, поскольку проникновение в мир Другого и понимание его особенностей зачастую позволяет воздействовать на него в том направлении, которое выгодно моему «Я», а не Другому (хотя, это и не является сутью эмпатического познания), то есть, позволить познающему субъекту использовать результаты «вчувственной парадигмы» в своих интересах, а не в интересах познаваемого субъекта.

Описана одна из моделей эмпатического познания на основе категорий «со-пространственности» и «со-врЕменности» на психологическом уровне. И это не проникновение (на технологическом уровне) в чужое пространство сознания с целью изменить его (подобные эксперименты отнюдь не являются феноменом понимания» Другого); не попытка, бесцеремонного проникновения в смысл познаваемого Другого (без попытки: понять его): Эмпатическое познание (основанное на вчувствовании) - есть достижение эмпатического единства; двух субъектов на основе создания некой системы общих категорий — соврЕменно-стис и со-пространственности в процессе: взаимодействия. Переживание не только как со-переживание, но как проживание — наличие долговременных отношений (например, в семье), основанных на гносеологическом «фундаменте» принятия бытийных моделей Другого.

Рассмотрена диалогическая модель эмпатического познания, предполагающая наличие: обратной связи между познающим' и познаваемым (в которой понимание также является отдельным элементом диалоговой системы, который. возникает во время взаимодействия, (общения • на уровне языка, чувств, эмоций и т.д.). Автором выявлены закономерности протекания эмпатического процесса в системах «индивид-индивид» и «культура-культура».

В исследовании процесс формирования межкультурного диалога представлен на основе некоего надъязыкового «образования»^ подчёркнуты ценностные общечеловеческие потенциалы; всех культур, и обосновано, что «понимание Другого» — есть социальная, ценность, как ценность, присущая всем: культурам. Л эмпатичёское познание есть основа процесса формирования данной ценности.

Подчёркнуто, что толерантность, как феномен социокультурного плана, столь необходимый для диалога культур, по сравнению с феноменом эмпатического познания, имеет меньший объём значения, определяемый, зачастую, как терпимость к себе подобным», а не к «иным». Предлагается изменить «объём» толерантности через включение в него своеобразной «отстранённости» эмпати-ческого познания от «облике морале» Другого (как некого значения «переменной», содержащей вероятности проявления многоликих «Я» в одном человеке, а потому являющейся возможной основой познания иного, не такого, как «Я» сам).

Таким образом, эмпатическое познание даёт новые потенциалы для межкультурного диалога. Единство духовной и культурной составляющих истории человечества даёт возможность использовать его как основу для понимания (через вчувствование) культур друг другом. Обращено внимание на ценностные обоснования, единые для всех религий мира, позволяющие представителем различных культур понять друг друга в главном. То есть, вероятно, можно сказать, что общечеловеческие ценности (единые для всех культур) - своеобразный «островок» познания «изнутри». На данном «островке» начинающие «робинзоны» могут хоть за что-то «зацепиться», чтобы начать понимание с общечеловеческой точки отсчёта, постепенно продвигаясь вглубь особенностей данного процесса. Переживание как проживание «в».

Эмпатическое познание, как субъект-субъектное взаимодействие, эксклюзивно в том плане, что могут быть эмпатически познаны предметы и явления окружающего мира, не обладающие психикой, но которые, тем, не менее, могут быть познаны как субъекты на основе «эмпатического раскрытия» их внутреннего потенциала. И потому эмпатическое познание имманентно философскому познанию, позволяющему «примирить» гуманитарную и научную области познания.

В диссертационном исследовании особенности «механизма» эмпатического познания' продемонстрированы на основе системы «человек-художественный образ». Категория «понимание» основана в эмпатическом познании на понимании через сопереживание (как «проживание»). «Восприятие и понимание людей скорее напоминают процесс создания картины художником или фильма режиссером, чем записывание на магнитофон или процесс фотографирования»1. И создание художественного образа, и восприятие его другими — это «платформа» эмпатического познания. Поскольку фантазия, и воображение, и вера, как три «кита» создания художественного образа, и есть, по сути, механизмы проникновения внутрь познаваемого. Эксклюзивность искусства, как системы познания, заключается и в возможности создать образ, который будет функционировать как бы «сам по себе», то есть образ, который может стать субъектом, предназначенным для познания как Другой со стороны субъекта его познающего. Художественный образ даёт дополнительную возможность со-творчества (как со-авторства с его создателем).

Показаны возможности эмпатического познания в системе «человек-природа» (акцент сделан на познание живой природы, взаимосвязь с которой может быть выстроена в режиме диалога). Познание природы как субъекта предполагает особое к ней отношение, иные связи и взаимодействия, нежели просто утилитарную направленность использования её предметов и явлений'в своих целях. А потому экологические и этические теории могут быть «переплавлены» в русле эмпатического познания, дающего возможность понимания природы как Другого, требующего к себе уважения субъекта.

Рассмотрение нравственных основ некоторых религий (в плане возможного «диалога» с природой) даёт все основания полагать, что данными основами является вчувствование в природу изнутри, как часть этой самой природы. История человечества доказывает наличие такого рода познания у первых сообществ людей. Сегодня, в эпоху экологических проблем, необходимо формировать базовые навыки для данного диалога уже в школе, создавая специальные учебные курсы и спецкурсы для обучения детей эколого-эстетически-эмпатическому взгляду на природный мир. Автором разработан один из таких элективных курсов.

Предпринята попытка проанализировать возможности в системе «человек-техника» на основе недиалогического режима эмпатического познания. По

1 Ежи Мелибруда. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения http //psylib.org.ua/books/melibO 1/index.htm общения знание техники (как субъекта человеческой деятельности) может помочь лишь в плане проектирования технологических новинок, прогнозирования их вероятного «поведения», просматривания потенциальных взаимоотношений человека и техники. Отношение к роботам, как к субъектам, также возможно, как к устройствам, которые создал человек. Специфика и возможности эмпатического познания «вращаются» вокруг лишь одной оси - «человека», которому дан дар познания как творчества. Можно создать машину, способную мыслить логически, но невозможно наделить её эмпатическим даром познания. В этом отличие системы «человек-техника» от системы «человек-человек».

Обобщая итоги исследования, стоит подчеркнуть, что и специфика, и возможности эмпатического познания были впервые проанализированы ^ рассмотрены в разных сферах познания. Сделаны выводы по особенностям процесса эмпатического познания в разных познавательных областях. Эмпатиче-ское познание — ступень познания-мира на ценностном уровне.

Найдётся, конечно, немало скептиков среди-и учёных, и, вероятно, философов, которые воспримут данный способ познания, как неистинный, и даже ненужный, и невозможный. «Но как мне не веровать: я видел истину, — не то, что изобрёл умом; а видел, видел, и живой образ её наполнил душу мою навеки. Я видел её в такой восполненной- целости, что не могу поверить, чтоб её не могло быть у людей. Итак, как же я собьюсь? Уклонюсь, конечно, даже несколько раз, и буду говорить даже, может быть, чужими словами, но ненадолго: живой образ того, что я видел, будет всегда со мной и всегда меня поправит и направит»1.

Перспективами дальнейшей разработки теории эмпатического познания можно назвать исследование следующих проблем: детальная разработка механизма эмпатического познания, необходимо чётко выделить систему понятий и категорий, характерных для этого способа познания. Кроме того, небезынте

1 Достоевский Ф. Сон смешного человека (Фантастический рассказ)//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Ленинград, 1983, Т. XXV. - С.119. ресным оказалось бы рассмотрение таких вопросов как «язык и эмпатическое познание», «духовность и эмпатическое познание».

В Испании, неподалеку от города Олите есть бар, где висит плакат, написанный его владельцем: «В тот самый миг, когда я нашёл верные ответы, переменились все вопросы».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бочкарёва, Светлана Владимировна, 2011 год

1. Аббаньяно-Н. Введение в экзистенциализм. — СПб: Алетейя, 1998. — 505 с.

2. Адлер А. Понять природу человека: Спб. Издательство: Академический Проект, - 1997.-256 с.

3. Азимов Айзек. Эссе о роботах. Издательство ЭКСМО; Серия Шедевры фантастики, 2002. Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/FOUNDATION/mechty robotow.txt (дата обращения 05.10.2010).

4. Андерсон Пол Уильям. Зовите меня Джо//Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей М.: Издательство: Молодая гвардия, 1967. 560 с. '

5. Андреева Г.М. Психология социального познания Г.М. Андреева. 2-е изд, М., 2000. 288 с.

6. Апостол бескорыстной любви. Электронный ресурс. URL: http://svetgrad.ru/2010/05/apostol.php (дата обращения 06.02.2011).

7. Аргайл М. Психология счастья: Пер с англ. /Общ. ред. и вст. ст. М.В. Кларина. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

8. Аристотель. Поэтика. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 56 с.

9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Библиотека Гумер -психология. Электронный ресурс. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Psihol/arnh/02.php (дата обращения 10.03.2011).

10. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М. Наука ,1967 - 267 с.

11. Байбородов А.Ю. Проблема человеческого общения в «позитивном» экзистенциализме Н. Аббаньяно.//Новые идеи в философии.- Пермь: Пермский гос. университет, 2001. С. 192-194.

12. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: (Личностный подход). М., 1985.-64 с.

13. Басин Е.Я. Художественное творчество и фантазия/ТХудожественное творчество и фантазия: философско-эстетический аспект: Антология: В 2-х ч. Ч. 2. Художественное творчество и эмпатия./Ред.-сост. Е.Я. Басин, В.А. Воло-буев. М.: МГУКИ, 2007. - С. 5-44.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.

15. Бенеш H.A. Актёрская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Хабаровск, 2007. 24 с.

16. Бергсон Анри. Творческая эволюция.— М., 2001. 3 84 с.

17. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека/Николай -Бердяев. М.: ACT: Астрель, 2011. - 668 с.

18. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений/УВопросы психологии, 1988, №4. С. 155-160.

19. Блаженный Августин. Исповедь//Творения. Т.1. Об истинной религии. СПБ: Издательство «Алетейя» и К.: УЦИММ-Пресс. 1998. С. 469-741.

20. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество//Художественное творчество и психология. Сборник. М.: Наука, 1991. -С.31-55.

21. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. Электронный ресурс. URL: http://www.koob.ru/boyko v v/energiyaemociy boyko (дата обращения 25.12.2010).

22. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1. М., 1958 —960 с.

23. Борейко В.Е. Что такое этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле.//Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. — Москва, Экоцентр МГУ, 2002 С.369-407.

24. Бочкарёва C.B. Природосообразность жизненного'уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом^ познании Природы: элективный-курс. Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПРКРО», 2010. - 58с.

25. Брегадзе А.А.Специфический метод познания человека. //Перспективы человека4 в глобализирующемся мире/ Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.21-31.

26. Бубер М. Два образа веры/М. Бубер. М.: Республика, 1995. - 464 с.

27. Быстрицкий Е. К. Понимание окно в новый мир?//из сборника: Загадка человеческого понимания/Сост. В. П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991. — С.222-234.

28. В японском театре играют люди и роботы. Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid7750000/7750404.stm (дата обращения 05.10.2010.)

29. Вагнер Г. Избранные работы. — М.: Искусство, 1938. — 695 с.

30. Вальденфельс Б. Ответ Чужому: основные черты респонзивной феноменологии //Вальденфельс Б. Мотив Чужого. Минск: Издательство: Пропилеи, 1999.- 176 с.

31. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки//Вопр. психол. 1988; №5. — С.27-34.

32. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре//АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук, о человеке при президиуме. Вып.2. М., 1991.-301 с.

33. Взаимоотношения людей и роботов. Электронный- ресурс. URL: http://www.membrana.rU/articles/global/2004/05/l8/211700.html (дата обращения 27.03.20 И).

34. Волошин М. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. 448 с.

35. Волошин М.М. Стихотворения. М.: Профиздат, 2000. - 256 с. - (Поэзия XX века).

36. Выготский JI.C. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.

37. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

38. Высоцкий B.C. Я не люблю. Песни, стихотворения: М.: Эксмо/2007. -384 с.

39. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.//Вопросы психологии, 1975, №2. С. 147-158.

40. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего школьного возраста: Дисс. . канд. психол. наук. М., 1977.

41. Гадамер Г.Г. Философские основания XX века//Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 16-26.

42. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. 272 с.

43. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество//«Вопросы философии». Электронный ресурс. URL:http://www.philosophy.ru/library/vopros/42.html (дата обращения 29.03.2010.).

44. Гёте И. Фауст. М.: Художественная литература, 1983. - 470 с.

45. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова E.JI. Феномен конгруэнтной эмпатии./ЯЗопросы психологии. 1993, № 4. - С.61-68.

46. Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья. Электронный ресурс. URL: http://webreading.ru/prose /prose classic/emst-gofman-serapionovi-bratya.html (дата обращения 21.01.2011.).

47. Грачёва JI.B. Воспитание чувств//Диагностика и развитие художественной одаренности.Сборник. СПб., 1992. — С.127-135.

48. Григорьян Б. Филолофская*антропология. — М.: Мысль, 1982. Электронный ресурс.:, URL http://anthropology.rchgi.spb.ru/gelen/gelen il.htm (дата обращения 2001.2010).

49. Гроф Станислав За пределами мозга: рождение, смерть и.трансценденция в психотерапии. -М.: Издательство: ACT, 2005. 504 с.

50. Гугнин А. Фантастическая; реальность Гофмана//Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес, по прозвищу Ценнобер; Сказки/ Пер., с нем.;.Вступ. Ст. А. Гугнина. Коммент. И. Миримского и Н. Веселовской. М.: Дет. лит., 2002'. - 366 с.

51. Гусейнов А. Диалог культур: возможности и пределы. Электронный ресурс.! URL: http://www.lych.ru/online/index.php/0ainmenu-65/34—S52008/140 (дата обращения 16.01.2010).

52. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменоло-гия//Вопросы философии. — 1992, № 7. — С. 136-176

53. Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс, 1995.- 176 с.

54. Дерябо С.Д. Личность: от субъективности к субъектности//Развитие личности. 2002, №3. - С. 261-265.

55. Дик Ф.К. Мечтают ли андроиды об электроовцах? М., 1968. Электронный ресурс. URL: http://petrosavodsk.narod.ru/sheep.htm (дата обращения 02.01.2010).

56. Дильтей В. Описательная психология/Перевод с немецкого Е.Д. Зайцевой под ред. Г.Г. Шпета. Второе издание. - СПб.: Алетейя, 1996. — 160 с.

57. Дмитриева H.JI. Диалектическая структура образа.//Вопросы литературы. 1966. №6.-С. 73-84.

58. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман. — М.: Дрофа: Вече, 2002. — 912 с.

59. Достоевский Ф. Сон смешного человека//Достоевский Ф:М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Ленинград. Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1983, Т. XXV. С.104-119.

60. Дубровский Д.И. Проблема' идеального. Субъективная реальность Текст./Д.И.' Дубровский. М.: Канон, 2002. - 368 с.

61. Душа' любви:/Поэт.антол. А.Ахматова, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М.Цветаева. Челябинск: Ю.-Урал. Кн.изд-во, 1990. - 496 с.

62. Елизарова Г.В. Культура и обучения иностранным языкам. — СПб: КАРО, 2005. 325 с.

63. Ермохин A.A. Творческая интуиция в исполнительском,искусстве (Фило-софско-эстетический аспект) Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук Москва 2000. 23 с.

64. Еслюк Р.П. В каждом из нас есть что-то от врача, поэта и безумца (шаманизм в контексте символдрамы). Электронный' ресурс. URL: http://vyww.svmboldrama.rU/lyb/Magazin/3/18.htm (дата обращения 7.02.2010).

65. Ефремов И.А. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Лезвие бритвы. Роман приключений. М.: Современный писатель, 1993. — 665 с.

66. Завальский Л.Ю. Солярис, которого не видно. Электронный ресурс. URL:http://www.inauka.ru/analysis/article39959.html (дата обращения 04.11.2009).

67. Закруткин В.А. Матерь человеческая: Повесть и рассказ. М.: Профиз-дат, 1988.-160 с.

68. Золотухин В.М. Толерантность как принцип поведения. София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 5, 2002. Электронный ресурс.URL: http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0509.html (дата обращения 03.02.2010).

69. Ивин A.A. Проблема понимания природы и понятие детерминизма //Эпистемология и философия науки. — 2008. т. XV. — № 1. Электронный ресурс. URL: journal.iph.ras.ru (дата обращения 10.01.2009).

70. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык//Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2000. Электронный ресурс. URL: http://psyioumal.ru/j3p/pap.php7icN20000105 (дата обращения 10.10:2008).

71. Изард И. Эмоции человека М.: Издательство МГУ. — 1980. — 439 с.

72. Ильин Е.П. Эмоции и чувства СПб.: Питер, 2007. — 752 с.

73. Ильин И.А. О художественном совершенстве// И.А. Ильин. Путь к очевидности. Электронный ресурс. URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/I.Iljin (дата обращения 08.09.2011).

74. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6: Кн. 1/Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы; худож. Л. Ф. Шканов. М.: Русская книга, 1996. — 560 с.

75. Исследование природы эмпатии. Электронный ресурс. URL: http://psyiournals.ru/psynews/dl6223.shtml (дата обращения 21.11.2009).

76. Каган М.С. Человек как проблема современной философии//Сайт Web-Кафедры философской антропологии. Электронный ресурс. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html (дата обращения 14.01.2010).

77. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. -319 с.

78. Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии. Московский психотерапевтический журнал. — 2009, № 4. — С. 50-74.

79. Карягина Т.Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии в психологии// Материалы международной конференции «Общение 2006 на пути к энциклопедическому знанию». — С. 373-380.

80. Кастанеда Карлос. Книга 1. Разговоры с Доном Хуаном Электронный ресурс. URL: http://praktika.narod.ru/shaman/book/castO 1 .htm (дата обращения 31.01.2010).

81. Киркегор С. Заключительное ненаучное послесловие (фрагменты) (перевод Щитцовой Т. В. //От Я к Другому: G6. перев. по проблемам интерсубъетив-ной коммуникации, диалога/Науч.ред. A.A. Михайлов; составл. Т.В. Щитцова. Мн.: «Менск», 1997. - С.7-27.

82. Ковалев A.F. Эмпатия и процесс практического ¡познания одной личности другой./Сб.: Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та,-1975. - С. 31-37.

83. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход-в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопр. психол. 2000, №3. — С.49-56.

84. Косолапов H.A. Социальная психология1 и< международные отношения. -М.': Наука, 1983.-272 с.

85. Кохут X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией.//Антология современного психоанализа. Т.1. -М., 2000. С.282-299.

86. Коэльо Пауло. Алхимик/Перев.с португ.А. Богдановского. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. - 224 с.

87. Коэльо П. Валькирии/Пауло Коэльо; пер.с португ. Д. Ружского М.: ACT: Астрель. 2011. - 224 с.

88. Коэльо П. Заир./Пауло Коэльо; пер.с португ. А. Богдановского. М.: Астрель, 2008.-416 с.

89. Коэльо П. Мактуб./Пауло Коэльо; пер.с порт.А. Богдановского. М.: ACT: Астрель, 2008. - 284 с.

90. Крушанов А. Универсальная парадигма экологии. Философия науки. 2001, №7. Электронный ресурс. URL: http://krushanov.narod.ru/stat/alex9.html (дата обращения 06.02.2010).

91. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии./ТВестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. — 2000. — № 1 (2).

92. Куатье Анхель де. Золотое сечение. — СПб.:Издательский дом «Нева», 2005. -192 с.

93. Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» Э.Гуссерля//Историко-философский ежегодник. М: 1991. — С. 87108.

94. Культурные различия проявляются на уровне клеток мозга. Электронный ресурс. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2007/07/l 9/259411 (дата обращения 24.1 Г.2009).

95. Лазарева И.В. Гносеологический аспект эмпатии / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2004., №1. — С.34-36.

96. Лакан ОК. Функции и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995. 192с. 1021 Ландовска В. О музыке: Пер.с англ.; Послесловие А.Е. Майкапара. - М.: Радуга, 1991. — 43 8 с.

97. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.— 607с.

98. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Издательство: Высшая Религиозно-Философская Школа, 1988. — 266 с.

99. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. М.: Академия, 1999.-463 с.

100. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., Издательство «Наука», 1980.-358 с.

101. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-256 с.

102. Лем С. Солярис. Магелланово облако. М.: Радуга, 1987. - 484 с.

103. Лем С. Сумма технологии. Электронный ресурс. URL: http://lib.sarbc.ru/koi/LEM/summa.txt (дата обращения 05.01.2010).

104. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность//А.Н. Леонтьев. 2-е изд., стер. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.

105. Липпс Теодор. Философия природы/Пер. с нем. Изд.З. — М., 2010. —240с.

106. Липский Б.И. Истина как средство коммуникации. Электронный ресурс. URL: ecsocman.edu.ru (дата обращения 10.09.2011).

107. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера— М., РАН. Ин-т философии. 1999. 133 с.

108. Марсель Г. Быть и иметь./ Г. Марсель. Новочеркасск: Агентство СА-ГУНА, 1994.-160 с.

109. Медики «докопались» до центра сопереживания человека. Электронный ресурс. URL: http://www.izvestia.ru/news/402061 (дата 24.11.2010).

110. Мейен C.B. Принцип сочувствия. Размышления об этике и научном познании. М.: ГЕОС, 2006. - 212 с.

111. Мелибруда Ежи. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения.Электронный pecypc.URL:http://psylib.org.ua/books/melib01/index.htm (дата обращения 31.01.2010).

112. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного обще-ния//Прикладная психология. 1999, №4. С.54-63.

113. Мид Дж. Интернализированные другие и самость/Дж. Мид. Американская социологическая мысль: Тексты М.: Международный институт бизнеса и управления, 2006. - С. 222-229.

114. Миронов В.В., Иванов A.B. Онтология и теория познания: Учебник. М.: Гардарики, 2005. - 447 с.

115. Михайлов Ф.Т. Homo sapiens: культура и натура его бытия//От философии жизни к философии культуры: Сб. статей. Под ред. В.П.Визгина. — СПб, 2001.-С. 107-136.

116. Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. Дис.канд. психол. наук. Гродно, 1989.- 182 с.

117. Мэй Роллло. Искусство психологического консультирования/Пер. с англ. Т.К.Кругловой. М: Независимая фирма «Класс» 1994. — 144 с. Электронный ресурс. URL: http://juragrek.narod.ru/psih/479.htm (дата обращения 19.01.2010).

118. Наймарк Е. Увидеть мысль. Журнал «Новый Мир» 2010, №11. Электронный ресурс. URL: http://magazines.russ.ru/novyi mi/2010/11/nal 1 .html (дата обращения 18.01.2011).

119. Нейроны Зазеркалья. Электронный ресурс. URL: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/446/(flaTa обращения 21.11.2009).

120. Новости психологии, социологии, этологии. Слепое зрение раскрывает учёным древние тайны мозга. Электронный ресурс. URL: http://news.trenings.ru/1262.html (дата обращения 23.09.2010).

121. Ностальгия по Тарковскому/Сост. Я. Ярополов. М*.: Алгоритм, 2007. — 304 с.

122. Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия //Психология межличностного^познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 80-90.

123. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. —192 с.

124. Обозов H.H. Межличностные отношения. — JL: Изд-во ЛГУ, 1979. -151с.

125. Общение с роботами. Электронный ресурс. URL: popmech.ru. (дата обращения 13.03.2009).

126. Олескин A.B. Биополитика. Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты. Электронный ресурс. URL:, http://societv.polbu.ru/oleskin biopolitics/ch 10 i.html (дата обращения 14.02.2010).

127. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп.— М.: Радуга, 1991. — 639 с.

128. Осанов A.A. Интерсубъективность в контексте становления человеческого бытия. Электронный ресурс. URL: http://hpsy.ru/public/x2978.htm (дата обращения 24.02.2011).

129. Островская 3. Интервью с Виктором Знаковым. «Трудиться понять ближ-него»//Человек, 1998, №5. С. 80-89:

130. Осухова Н.Г. Зигмунд Фрейд и психоаналитическая педагоги-ка//Педагогика, 1993, №2.-С. 115-120.

131. Панарин А. Философия истории. Раздел 1. Современные проблемы философии истории. Глава 4. Смысл истории; Электронный?: ресурс.: URL: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Panarin/04.php (дата обращения 06.02.2011). .

132. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора: М::;Институт Общегуманитарных. Исследований^ 2001. Электронный ресурс. URL: http://psylib.org.ua/books/papus01/index.htm (дата-обращения 02.0212010);

133. Петровский В.А. Личность в психологии. Проблема субъективности В.А. Петровский Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.

134. Пирожков В.В. Информационный подход в междисциплинарной перспек-тиве//Материалы «круглого стола»//Сайт «Вопросы философии». Электронной ресурс. URL:http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=103 (дата обращения 09.03.2011.).

135. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный апспекты)/ Под ред. A.A. Бодалева, Н.В. Васиной. — СПб.: Речь, 2005.-324 с.

136. Потепа М. Этика и герменевтика у Шлейермахера//Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. -С. 34-46.

137. Проблема человека в современной философии. Электронный ресурс. URL: http://www.gumfak.ru/filos html/lecture/lec 12.shtml (дата обращения 01.01.2010).

138. Психология. Словарь. M., 1990. M.: Издательство политической литера! туры, 1990.-496 с.

139. Пузыревский В.Ю. Образовательные перспективы эмпатии и техни-ки//Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.-С.115-119.

140. Пузыревский В.Ю. От метаязыка науки к драме и гносеодраме, или как читать Книгу Природы в школе. Электронный ресурс. URL http://alteredu.ru/new/blog/archives/56 (дата обращения 24103.2011).

141. Пузыревский В.Ю. Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии// Сибирь. Философия. Образование. Альманах, 2002 (вы' пуск 6).-С. 103-118.

142. Ракитов А.И. Опыт реконструкции концепции понимания Фридриха Шлейермахера // Историко-философский ежегодник. М., 1988. С. 150-165.

143. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. М.: Музыка, 1972. - 168 с.

144. Растения1 с характером. Электронный ресурс. URL: szr.at.ua/news/rastenijaskharakterom/2010-02-25 (дата обращения 27.02.2010).

145. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Электронный ресурс. URL:http://abuss.narod.ru/Biblio/antiserv/antisery4 20.htm (дата обращения 09.09.2010).i

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.