Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Степанов, М. С.

  • Степанов, М. С.
  • 1970, Курск
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 348
Степанов, М. С.. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России.: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Курск. 1970. 348 с.

Оглавление диссертации Степанов, М. С.

ВВЕДЕНИЕ. I

Глава I. КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО

ПРОМЫШЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ В XIX- НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

§ I. Возникновение и развитие художественно-промышленных учебных заведений до принятия основных положений о промышленных училищах 1888 года.

§ 2. Основные законодательные акты и другие мероприятия царского правительства в области проессионально-технического образования (конец IX-начало XX в.)

§ 3. Характеристика основных групп и отдельных художестве нно-промышленных учебных заведений конца ХП-начала XX в. а) средние художественно-промышленные учебные заведения. 64б) низшие технические училища. в) ремесленные учебные заведения. г) воскресные и вечерние школы,курсы»классы черчения и рисования. д) ремесленные отделения и классы ручного труда при общеобразовательных школах. е) женское художественно-промышленное образование

§ Преподавательские и инструкторские кадры.

§ 5. Съезды деятелей по техническому и профессиональному образованию.

Глава П. УЧЕБНАЯ РАБОТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

§ I. Организация и содержание учебной работы в период 20-80-х годов XIX в.

§ 2. Совершенствование содержания и методов учебной работы в конце XIX-начале XX в.

I) Учебные планы и программы средних художественно-промышленных учебных заведений. а) общеобразовательные и специальные научные предметы. б) художественные предметы. в) специальные художественные предметы в Строгановской школе и училище.

2) Учебные планы и программы низших звеньев художественно-промышленного образования и женских учебных заведений.

§ 3. Практические занятия.

§ 4. Организация занятий,методика преподавания,оценка знаний.

Глава Ш. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЦАРСКОЙ РОССИИ й РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России.»

В богатом духовном и материальном наследии нашего народа видное место занимают художественные изделия промышленности и кустарных промыслов России, созданные руками русских, украинских, грузинских и других мастеров, унаследовавших лучшие традиции народного декоративно-прикладного искусства.

Веками народ создавал все лучшее, что украшало его жилище, одежду, орудия труда.В талантливых руках народного умельца самые простые вещи становились ист^ником радости и удовлетворения эстетических потребностей людей: в них находило свое выражение понятие народа о прекрасном, добром,смешном, злом, грустном, в них отражались и воплощались все самые тончайшие перемены, с которыми приходилось сталкиваться в жиз -ни человеку. История русского народа, его чаяния и душ, его твлантливость, рост мастерства и самосознания - вот что предстает перед нами при знакомстве с изделиями художественной промышленности и кустарных промыслов. И в наши дни лучшие образцы художественного творчества прошлых веков продолжают доставлять наслаждение и сохранять в известном смысле значение нормы и недосягаемого образца.^ Без знакомства с ними, с историей их создания невозможно успешное развитие художественной промышленности, немыслимо дальнейшее совершенствование мастерства работников, занятых художественной отделкой изделий промышленности и быта. к

I) К.Маркс. Соч.,т.ХП,стр. 736-738.

В.И.Ленин в 1920 году в проекте резолюции "О пролетарской культуре" указывал, что "Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, наоборот, усвоил и переработал все, что было ценного в более чей двухтысячелетием развитии мысли и культуры, только дальнейшая работа на этой основе и в то» же направлении.иожет быть признана развитием действительно пролетарской культуры".1)

Преемственность опыта, творческое освоение наследия прошлого в период, когда осуществляется переход к коммунизму»приобретает особую актуальность и значимость.

Создавая коммунистическое общество, "партия будет неустанно заботиться. об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных нэвыков. Художественное начало еще более одухотворит ®РУД» украсит быт и облагородит человека".^

Теперь уже в масштабах государства ставится вопрос о том, что любой образец промышленной продукции, готовящийся к массовому производству, должен быть тщательно рассмотрен с участием художника-конструктора, чтобы в составе комиссии или совета, рассматривающих проект или образец, были не только спе-циалисты-мехэники, конструкторы, технологи,руководящие работники, но и художники-конструкторы, ибо "Животное формирует материю только сообразно ( м&р ) мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида, и всюду он умеет прилагать

1)Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41,стр.337.

2)Программа КПСС. Госполитиздат,1962,стр.130. к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по зэконам красоты11.1)

Задаче улучшения художественной отделки изделий в настоящий период является злободневной и требует для своего практического решения дальнейшего улучшения всей системы подготовки кадров в художественно-промышленных учебных заведениях, и некоторого изменения содержания и методов обучения части специалистов многих других отраслей народного хозяйства с тем, чтобы поднять их общую художественную культуру и дать знания в области художественного конструирования.

Это, в свою очередь, требует изучения, обобщения и анализа всего прошлого опыта подготовки кадров художественной промышленности с точки зрения задач сегодняшнего дня, с тем, чтобы взять, критически переработав, все лучшее, что было в предшествующей практике по данному вопросу.

Основные принципы- и положения системы и организации всего учебно-воспитательного процессе, содержания и методики обучения работников художественной промышленности разрабатываются, развиваются и совершенствуются постоянно в зависимости от изменяющихся требований, предъявляемых к подготовке кадров.

Опыт подготовки кадров в художественно-промышленных учебных заведениях среднего и низшего звена дореволюционного и советского периодов до сих пор в должной мере не изучен и не занял соответствующего места в истории педагогики и практике художественного профессионально-технического образования сегодняшнего дня.

1)К.Маркс, Ф.Энгельс "Об искусстве", т.I,стр.158.

Бонросам профессионально-технического образования на разных этапах развития в дореволюционный период посвящены труды Й.А.Анопова, И.М.Максина, А.Г.Небольсина и др. Дореволюционный и советский период детально и глубоко исследован в докторской диссертации проф. А.Н.Веселовэ.

Й.А.Анопов, управляющий отделом промышленных училищ Министерства народного просвещения, в своей книге и0пыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России11 охватывает период зарождения и развития капитализма в России, когда растущая промышленность ос?ро поставила вопрос подготовки квалифицированных кадров для многих отраслей народного хозяйства. Материал готовился к 1889г., ко времени открытия в С.-Петербурге при императорском Русском техническом обществе съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

Обзор,кзк указывается в предисловии, необходим был для знакомства с опытом данных школ, вырабатывавших пте общие для всех подобных заведений, положения, которые должны послужить к дальнейшему и наиболее целесообразному их направлению"?^ И надо сказать, что для обобщения и распространения опыта организации учебных заведений и профессионально-технического образования опубликованный обзор представлял практическую ценность, т.к. впервые был собран довольно подробный и обширный материал, дающий представление о системе учебных заведений, некоторых учебных планах,программах. Однако, в этом

1)Анопов И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России.СПБ,1889,стр.1. первом обширном труде учебным заведениям художественно-промышленного образования отводится, по сравнению с другими учебными заведениями системы профессионально-технического образования, незначительное место. Это объясняется,конечно, тем, что учебных заведений данного вида было немного.

Работа И.М.Мэксина, одного из деятелей профессионально-технического образования конца XIX - начала XX в,, "Очерк развития промышленного образования в России" охватывает двадцатилетний период (1888-1908 гг.)

В это время в основном были уже выработаны общие принципы и положения для организации всей дореволюционной системы профессионально-технического образования, в том числе и художественно-промышленного образования.

В 1889-90 гг. и в 1895-96 гг. состоялись два Всероссийских съезда деятелей профессионально-технического образования,устроенных по инициативе императорского Русского технического общества, и в 1898 г. - съезд начальников промышленных училищ, созванный по инициативе Отделения промышленных училищ. В своей книге Й.М.Мэкеин уделяет внимание и художественно-промышленным учебным заведениям. Однако он не говорит о практическом претворении в жизнь положения о 4-х типах художестве нн о-промышлеиных учебных заведений в России, разработанном Министерством финансов и утвержденном 18 марта 1902 г. И.М,Мак-син приводит схему и список всех функционировавших в России в конце XIX - начале XX в. промышленных учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения. Средних и низших художественно-промышленных учебных заведений в его списке названо - 14. Материал о них дан только статистический без социально-политического анализа, сравнения и выводов.

В докторской диссертации проф. Веселова 1.Н. "Очерки по истории низшего профессионально-технического образования и подготовки рабочих кадров в РСФСР" на большом фактическом материале показан процесс зарождения и развития системы профессионально-технического образования, дан всесторонний анализ содержания преподавания, воспитания и методики обучения в профессионально-технических учебных заведениях. Исследование охватывает период с конца ХН до начала 50-х годов XX века. В диссертации несравнимо больше, чем у вышеназванных авторов, уделено внимания художественно-промышленным учебным заведениям. Исследование посвящено общим вопросам профессионально-технического образования и конкретным вопросам отдельных типов профессионально-технических учебных заведений. Построено оно в основном на материале учебных заведений, готовивших кадры для металлообрабатывающей промышленности, железнодорожного транспорта и строительства. В силу этого материал о художественно-промышленных учебных заведениях, с учетом их незначительного удельного веса в общей системе профессионально -технических учебных заведений, занимает в исследовании небольшое место и вносит в основном статистический характер. Вопросы содержания образования, методики преподавания, содержания и форм воспитания в художественно-промышленных профессионально-технических учебных заведениях в его работе отдельно не анализируются, т.к. для раскрытия темы не имеют принципиального значения.

В фундаментальной работе Н.Молевой и Э.Белютина "Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века" на основе исследования педагогического опыта и систем различных школ прослеживается в общих чертах эволюция художественного метода русского искусства второй половины XIX - начала XX века. Художественно-промышленным школам, по сравнению с художественными школами академического направления,в их труде отводится незначительное место.

Никто из авторов диссертаций, имеющих отношение к прикладному искусству и художественной промышленности, не занимался вопросом зарождения и развития художественно-промышленных учебных заведений, анализом содержания и методики обучения в них с точки зрения историко-педагогической. глухенькая H.A. Применение украинского орнамента с.Петри-ковки в художественной промышленности.Киев,1964, диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

Уханова И.Н. Художественная резьба по кости северо-русских мастеров ОТ - начала XIX в., Л.,1963, то же.

Каплан Н.И.Русская народная декоративная роспись по дереву (на примере Алтайского края). М.,изд-во Московского универ-сивета, 1964г., то же.

Наумов Д. Развитие токарных форм в мебели и архитектурном декоре (художественная форма, техника, технология). М.,1954, то же.

Салтыков А.Б. Художественная майолика Гжели. М.,1953, то же Попова О.С. Художественный фарфор Гжели. М.,1958, то же. Доменвкий Л. Украинский художественный фарфор.М.,1961,то же, Корнилович К.йз истории русского серебряного делэ.1.,1961 г, диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук и др.)

Так как в истории педагогики нет специальных исследований по художественно-промышленному образованию и имеющийся опыт подготовки кедров в данной системе не обобщен, диссертант избрал предметом своего исследования зарождение, развитие и становление сети художественно-промышленного образования,пред -принял попытку дать анализ вопросов, касающихся содержания и форм обучения в учебных заведениях среднего и низшего звена дореволюционного периода.

Ввиду обширности материала, исторические рамки исследуемого периода охватывает в основном вторую половину XIX - начало XX в, В это время возникают и развиваются основные художественно-промышленные учебные заведения, вырабатываются программы и уставы, обобщается опыт организации учебно-воспитательной работы, утверждаются положения. В ряде случаев автор счел необходимым выйти за рамки указанного периода и дать некоторый материал об учебных заведениях, законодательных актах и т.п. ХУШ - первой половине XIX в.,поэтому название диссертации носит несколько общий характер.

При анализе конкретных фактов учебно-воспитательной работы материал разделен на два периода:

I) 20-80-е г. XIX в. 2) 90-е г.XIX в.-начало XX в. Такое деление, конечно, условно. период 20-х - 80—т^С гг. XIX в. создаются самостоятельные художественно-промышленные учебные заведения в основном в результате инициативы частных лиц (Строгановское училище в Москве, С.-Петербургское барона Штиглица). Значительная часть из учебных заведений организуется при фабриках и заводах для удовлетворения собственных нужд в квалифицированных кадрвх (в Москве - рисовальная школа на ткацкой фэбрике братьев Прохоровых и школа при фабрике Овчинникова по изготовлению предметов, украшенных эмалью и др.). Велик удельный вес профессионально-технических учебных заведений, где готовились рабочие столярного, токарного,слесарного и др. профилей, но имелись и художественные отделения, на которых обучались резчики по дереву и кости, чеканке, росписи по дереву и т.п. Наконец, определенное число специалистов по изготовлению художественных изделий выходило из центров художественных кустарных промыслов, где они приобретали навыки и умения в результате длительной практической выучки^ Единого центра по руководству подготовкой специалистов для художественной промышленности, а следовательно, учебных планов и программ, разработанных в централизованном порядке, в период 20-х - 80-х гг. XIX в. не было. В эти годы шел процесс накопления практического опыта в деле подготовки кадров для зарождающейся промышленности, в том числе и художественной. Лишь в 1888 г., утверждаются "Основные положения о промышленных училищах", на основе которых строится вся система профессионально-технического образования царской России. Начавшаяся систематизация и изучение опыта не прекращаются и захватывают все области профессионально-технического образования. Все больше и больше начинают говорить о художественно-промышленном образовании: даже сам термин "художественно-промышленное образование" появился в официальных документах со времени 1-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию

1889-1890 гг.), т.е. в последнем десятилетии Ж века,

С 90-х гг. XIX в. следует уже целый ряд мероприятий по упорядочению системы профессионально-технического образования, которые, по мысли их авторов, должны были дополнить "Основные положения о промышленных училищвх". В 1893 году утверждаются школы ремесленных учеников, в 1895 г.- низшие ремесленные школы, в 1902 г. - положение о художественно-промышленном образовании и т.д. Наблюдается ускоренный количественный рост художественно-промышленных учебных заведений,совершенствуется качество преподавания.

Строгановское училище и училище барона Штиглица становятся фактически средними художественно-промышленными учебными заведениями, в 1895 г. открывается средняя частная Рижская школа рисования, живописи,лепки и черчения В.Блюма, в 1896 г. открываются две школы: Иваново-Вознесенская школа колористов (средняя) и Миргородская художественно-промышленная школа им. Н.В.Гоголя (низшая), в 1902 г. - Екатеринбургская художеет -венно-промышленная школа, в 1904 г. - Красносельская художественно-ремесленная учебная мастерская, в 1909 г. - Рыбносло -бодская и т.д.

Накопленный и собранный передовыми деятелями профессионально-технического образования материал по организации теоретического и практического обучения в художественно-промышленных учебных заведениях систематизируется»вырабатываются основы для создания системы художественно-промышленного образования. Результаты практической и теоретической деятельности ведущих учебных заведений в этой области закрепляются Положением о художественно-промышленном образовании, утвержденном в 1902 г. Именно в 90-е г, XIX в. и начале XX в. в России создается сеть, художественно-промышленного образования,правда, с недостаточно четким обозначением целей и зэдэч созданных звеньев. Рост учебных заведений, практический опыт их работы привел к заметному улучшению качества подготовки специалистов в художественно-промышленных учебных заведениях. Опыт ведущих художественно-промышленных училищ, школ и мастерских приобретает теперь уже не только местное, временное значение, а становится интересным в масштабе всей отрасли в целом, в масштабе страны. Усиливается изучение лучшего зарубежного опыта.

Подготовка квалифицированных кадров в России для художественной промышленности в конце XIX - начале XX в. представляет определенный научный интерес и в наши дни, так как не все в теории и практике художественно-промышленных учебных заведений того времени ушло в прошлое. Многое из лучшего опыта преподавания, совершенствования методов, приемов и организации обучения может быть использовано и сейчас для наиболее успешного решения зэдач подготовки кадров для художественной промышленности.

Исследование ставит цель:

1. Проследить пути, исторические этапы развития художественно-промышленного образования в дореволюционной России.

2. Определить историческое место и значение художественно-промышленного образования на различных этапах и дать научное освещение фактов, имевших место в развитии данной системы образования, выявить общие тенденции развития.

3. Дать конкретно-историческую характеристику учебно-воспитательной работы в различных типах художественно-промышленных школ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Степанов, М. С.

Результаты исследования могут быть использованы, по нашему мнению, работниками худвжественно-промышленных учебных заведений как справочный материал, помогут в какой-то мере осмыслить опыт сегодняшних дней,полнее оценить отдельные явления прошлого и настоящего.Собранный материал может послу -жить отправной точкой для более фундаментальных исследований по истории художественно-промышленного образования дореволюционного и советского периодов. Дальнейшая работа по сбору и систематизации материалов, оценка их с точки зрения марксизма-ленинизма позволит сформулировать более конкретно общие и специфические особенности организации учебно-воспитательной работы в художественно-промышленных учебных заведениях на различных этапах развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание художественно-промышленного образования в царской России явилось следствием социально-экономического и культурного развития. В своем становлении оно прошло долгий и сложный путь, отразив общие противоречия жизни страны.

С одной стороны, бурное развитие капитализма во второй половине XIX - начале XX в. требовало быстрой перестройки всей системы народного образования, применительно к новым условиям с тем, чтобы на базе общего образования можно было быстро готовить специалистов для постоянно растущего и усложняющегося народного хозяйства, с другой - боязнь правящих кругов дать народу образование, стремление держать его в темноте и невежестве, подкрепляемое остатками крепостничества и соглашательством буржуазии, были теми подводными камнями, о которые постоянно разбивалось большинство лучших предложений и начинаний. Противоречие замедляло рост художественно-промышленного образования, оказывало заметное влияние на все стороны учебно-воспитательной работы.

V Первые художественно-промышленные шкоды, курсы создавались при промышленных предприятиях и стройках для удовлетворения их нужд в исполнителях художественных работ. Затем постепенно стали возникать независимо от промышленных предприятий самостоятельные учебные заведения. Большую роль в их создании сыграли любители-меценаты, оказав материальную помощь и проведя необходимую организационную работу. и Складывающаяся система художественно-промышленного образования постепенно становилась гибкой: уточнялись,конкретизировались цели и задачи учебных заведений, расширялся перечень профессий, теснее становилась связь между отдельными училищами и школами. Ведущие художественно-промышленные учебные заведения открывают на периферии, в основном в центрах кустарных промыслов, филиальные отделения« оказывают финансовую и методическую помощь вновь открываемым школам. Возникают и быстро завоевывают популярность воскресные и вечерние классы черчения и рисования. Но география размещения художественно-промышленных учебных заведений все время ограничивается в основном европейской частью России. Народы окраин не имели возможности готовить свои национальные кадры. Мастера художест -венной отделки изделий,по-прежнему, готовились у них в кустарных промыслах.

Кроме специальных художественно-промышленных учебных заведений, подготовкой кадров для художественной промышленности занимались и ремесленные учебные заведения обычного типа,где художественные ремесла изучались наряду с токарным,столярным, кузнечным делом или имелись специальные резные и другие художественные группы и отделения. С ростом числа художественно -промышленных учебных заведений выпускники обычных ремесленных учебных заведений, имеющие художественные специальности,перестают играть в художественной промышленности сколько-нибудь существенную роль.

Со второй половины XIX в. организуются ремесленные отделения и классы ручного труда при низших общеобразовательных школах. Обучение в них было не обязательным. В начале XX в. их число колебалось в пределах 500-600, художественно-промышленный профиль имели из них всего около десятка, - Накануне Октябрьской революции учебные заведения яудожест-венно-промышленного образования составляли еще не вполне сложившуюся систему, скорее сеть, состоявшую из средних, низших, ремесленных училищ и школ, воскресных и вечерних классов.различных курсов, отделений, филиалов и т.п. За долгую историю развития так и не было создано высшее звено, хотя и ощущалась в нем острая потребность.

В организации учебно-воспитательной работы даже в ведущих художественно-промышленных учебных заведениях, наряду с передовым, прогрессивным,имелось много отсталого, косоного. Реакционная политика царского правительства давала знать о себе во всех областях жизни учебных заведений. Почти на протяжении всего XIX в. не было единого центра по руководству художественно-промышленным образованием. Медленно шло обобщение лучшего опыта, еще хуже обстояло дело с его внедрением в практику работы школ и училищ. Разнобой в содержаний, объеме,методах учебно-воспитательной работы в художественно-промышленных учебных заведениях даже одного и того же звена имел место на протяжении всего времени их существования, что приводило к излишней растрате сил, времени, опыта, сдерживало темпы общего движения вперед.

Первые художественно-промышленные учебные заведения, не имея четкой целевой установки, стремились к многопрофильности, что сильно мешало организации занятий, т.к. трудно было создать и оборудовать в одном учебном заведении мастерские по большому числу специальностей, укомплектовать учебное заведение преподавательскими и инструкторскими кадрами, подобрать объекты для практических работ и т.п.

Часто, чтобы подготовить своих выпускников к работе в полукустарном и кустарном производстве, где работник вынужден был выполнять операции смежных профессий, училища и школы обучали двум-трем специальностям. Это удлиняло сроки обучения, порождало перегрузку и отсев. Художественная промышленность царской России всегда испытывала острый недостаток в квалифицированных кадрах. Дело усугублялось еще и тем,что значительная часть выпускников художественно-промышленных учебных заведений уходила с производства в различные учебные заведения и работала там в качестве преподавателей. Перечень специальностей, по которым осуществлялась подготовка в художественно-промышленных учебных заведениях, был беден, отставал от потребностей развивающейся художественной промышленности.

Готовили в больших масштабах,по сравнению с другими специальностями , резчиков по дереву, мастеров художественных работ по металлу (граверов, ювелиров,чеканщиков),керамистов и др. Незначительное число готовилось по таким специальностям, как гранильная, майоликовая, сканная, инкрустации,лепная,фи-нифтовая,красильная и др.

Женщины были почти лишены возможности получить специальность художественно-промышленного профиля. К тому же их образование, имея своей целью закрепить женщину в кругу семьи, ограничивалось кругом таких специальностей, как изготовление ковров,цветов, плетение кружев, вышивание,вязание и т.п.

4 Большим тормозом для развития художественно-промышленного образования являлась почти поголовная неграмотность и забитость простого народа, отсутствие рисования и черчения в учебных планах низших типов общеобразовательных школ, что снижало общую художественную и графическую культуру.

Долгое время в учебных планах художественно-промышленных учебных заведений отсутствовали общеобразовательные предметы, хотя опыт первых же художественно-промышленных школ показал, что подготовить полноценного специалиста для художественной промышленносви можно только на основе общего образования. Первоначальные попытки введения общеобразовательных предметов запрещались. Когда же общеобразовательные предметы были включены в учебные планы, то программы были составлены таким образом, что учащиеся повторяли в основном то, что изучали до поступления в художественно-промышленное учебное заведение в общеобразовательной школе. Общеобразовательный уровень вы -пускников был низок. Серьезной помехой было и то, что на протяжении всего периода существования художественно-промышленные учебные заведения испытывали острый недостаток в преподавательских и инструкторских кадрах, так как по существу лишь в начале XX в. предпринимаются попытки организовать их подготовку. До того времени проводилась подготовка и аттестация преподавателей черчения и рисования на основе положения 1832 г., да некоторые художественно-промышленные училища и школы на последнем курсе вводили 1-2 часа методики преподавания для лиц, желающих стать преподавателями рисования и верчения. Не было достаточного количества учебников и учебно-наглядных пособий.

По некоторым предметам они вообще отсутствовали /Неправильную, реакционную политику проводила по отношению к художественно-промышленным учебным заведениям Академия художеств. Её пренебрежительное отношение к профессии художника-прикладника не способствовало успешному развитию художественно-промышленного образования.

Несмотря на несовершенство системы художественно-промышленного образования, оно стало необходимым звеном в системе профессионально-технического и общего образования царской России.

Отставая от требований жизни по своим масштабам, формам организации и пр., художественно-промышленное образование в то же время сыграло большую роль в развитии культуры, в сохранении и умножении народных традиций в прикладном искусстве, в подготовке кадров, Лучшие преподаватели, мастера-руководители художественно-промышленных учебных заведений своей практической деятельностью, вопреки систематическому противодействию реакционных кругов, настойчиво стремились воспитать учащихся в прогрессивном духе, привить им художественный вкус , поднять их культуру, пробудить и развить профессиональную гордость, в этой борьбе им помогали любители-меценаты, различные общества.

Усилиями передовых преподавателей, деятелей художественно-промышленного образования, художественных и технических обществ, съездов были разработаны планы и программы.Например, положение о художественно-промышленном образовании (1902 г.).

7 Учебные планы, как правило, состояли из трех отделов: общеобразовательного, художевтвенного и практического.

Все ведущие училища, школы, мастерские имели в учебных планах общеобразовательные предметы, стремились давать специальные знания на базе общего образования.

Общеобразовательная подготовка занимала не более 12-30% всего учебного времени. Не вырабвталось стабильного соотношения между общеобразовательными, специальными и практическими знаниями. В то время как старые учебные заведения (училище барона Штиглица, Строгановское) постепенно увеличивали долю общеобразовательных предметов и довели ее примерно до 30 вновь открываемые школы и училища с самого начала отводили для них значительно меньше времени (Иваново-Вознесенская школа колористов - 11,7 Екатеринбургская - 21 Московское городское училище им. Г.Шалапутина - 13,4% ,Миргородекая-18%.)

Чтобы не закрыть доступ в учебные заведения учащимся, имеющим художественные способности, но не имеющим требуемого об -щеобразовательного уровня, разрешалось принимать лиц с недостаточной общеобразовательной подготовкой. Затем в процессе обучения допускалось пребывание в разных классах: в то время как, например, по специальным предметам учащийся находился в 3 классе, по общеобразовательным он мог быть во 2-м классе, и наоборот.

Правда, это усложняло процесс обучения, не давало возмож -ности ориентироваться на одинаковую общеобразовательную подготовку, использовать преимущества последовательного,взаимоувязанного общего и профессионального обучения.

Художественные и специальные предметы служили главной задаче - подготовке специалистов для художественной промышленности, развитию у учащихся художественных умений и навыков как в общем, так и в специальном рисовании применительно к промышленному производству,

4 Главным, центральным предметом всего курса было рисование-сначала общее, потом специальное, техническое, которому общее рисование служило необходимой подготовкой. Все остальные предметы группировались вокруг рисования,как около центра и содействовали сознательному и основательному его усвоению. Происходят заметные изменения в методике преподавания рисования: был сделан упор на понимание форм предметов. Для экономии времени, отдельные учебные заведения специальные художественные предметы делили на три группы: живописную,скульптурную, архитектурную. Для специальностей, где важен был цвет, обязательной являлась живописная группа; где преобладали объем и форма предмета - скульптурная и т.п. В конце XIX - начале XX веков в художественно-промышленных учебных заведениях стал явно преобладать практический характер содержания образования. Сокращение теоретического курса, например, в Иваново-Вознесенской школе колористов, было подчинено главной цели - усилению специальной подготовки, все остальные предметы носили вспомогательный характер- и излагались постольку,поскольку это было признано необходимым для главного предмета этого цикла - специальности. Хотя такая постановка дела находила большое число сторонников, но на практике она приводила к объединению объема знаний. Положительным было то, что специальность не растворялась среди других предметов.

Занятия в мастерских и занятия по художественным предметам были тесно связаны. При проведении практических работ большое внимание обращалось на связь теории с практикой. Учащиеся в период практики на предприятиях должны были научиться не только самостоятельно выполнять все операции, но и ро окончании дать письменный отчет с подробным описанием всего цикла производства.

Некоторые операции, реакции и т.п. затем воспроизводились в мастерских , при этом давались необходимые пояснения.

При выборе объектов практики преследовалась цель - озна -комить учащихся с возможно большим числом предприятий,чтобы путем сравнения отобрать лучший опыт. Для общего ознакомления с производством практиковались экскурсии по заранее разработанным планам.

Непременным условием успешного прохождения практики было достижение заводского уро!ня производительности труда в течение установленной для рабочих продолжительности трудового дня.

В учебном процессе прочное место заняла подготовка в мастерских и практика на предприятиях. Но предметная система преподавания, будучи господствующей, тормозила совершенствование методических приемов.

Дореволюционная художественно-промышленная школа непростительно долго задержалась на предметной системе преподавания.

На курсах, в воскресных и вечерних классах практических занятий не проводилось, а рисование и черчение преподавались с учетом требований специальностей учащихся. Тенденция же только практического обучения не смогла себе пробить дорогу даже в части низших школ, курсов,классов,учебных мастерских. Хотя выпускники и имели недостатки в специальной подготовке, но уровень ее был довольно высок.

Выпускники художественно-промышленных учебных заведений своей практической деятельностью способствовали развитию художественного вкуса у широких млоев населения. у "Предмет искусства, - указывал Маркс, - нечто подобное происходит со всяким другим продуктом - создает публику,понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также субъект для предмета".

В крупных художественно-промышленных училищах и школах в результате связи учащихся с революционно настроенными рабочими, проникновением влияния партии большевиков вырастало чувство протеста, они принимали участие в борьбе с самодержавием, а впоследствии активно участвовали в строительстве новой социалистической художественно-промышленной школы.

Не оценив роли художественно-промышленного образования, невозможно до конца понять и оценить лучшие художественные традиции, величие и стойкость нравственного идеала русского народа, его самобытность, талантливость,понять того, кто,как, на какой основе создал русскую культуру, давшую миру классические образцы во всех областях искусства, литературы,науки, в то время, когда три четверти населения страны было неграмотным.

Опыт развития и становления художественно-промышленного образования в дореволюционной России не утратил некоторого практического интереса и в наши дни.

I)К.Маркс. Введение к "Критике политической экономии",

Соч.,т.12, стр.718,

Список литературы диссертационного исследования Степанов, М. С., 1970 год

1. Русская эмаль. Каталог. М.,1962.

2. Русское декоративное искусство в 3-х томах. Под редакциейи с предисловием) А.И.Леонова. 1.,Изд-во Акад.художеств СССР,1962-1965 гг.

3. Русское золотое и ееребрянное дело ХУ-XX веков (Предисловие О.Подобедовой).М.,"Наука",1967.

4. Русские технические общества.Постоянная комиссия по техническому образованию. Журналы заседаний специальной комиссии по выработке типа школ для детей,окончивших курс в начальных училищах. СПБ, 1898.

5. Русские художественные промыслы 2-й половины XIX-XX в.М.,"Наука",1965.

6. Рылов А. Воепоминания.Л.,изд-во "Художник РСФСЙ",1960.

7. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитииСоветского прикладного искусства.М.,"Искусство", 1956.

8. Салтыков А.Б. Художественная майолика Гжеди.Автореферат кандидатской диссертации на ооискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1953.

9. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. Выпуск 1-4. СПБ,1895-1909. (Министерство народного просвещения.Отдел промышленных училищ).

10. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию, вып. I, ч.П, СПБ:1895.

11. Сборник материалов по художественному образованию. Учебныепланы и программы для учебных заведений по различным видам художественного образования. М.,Госиздат, 1927.

12. Сборник статистических сведений о состоянии среднего инизшего профессионального образования в России.СПБ, издание учебного отдела,Ч.1-П, 1910.

13. Сборник сведений об условиях приема в низшие профессиональные училища Курской и соседних губерний. Курск,1901.

14. Сидоров В.Д. Изобразительное искусство.М.,Про^издат,1963.

15. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х ггXIX в. М.,йзд-во АПН РСФСР,1954.

16. Советское искусство 1917-1932 гг. М.,"Советский художник",1962.

17. Советское искусство 1930 гг. М.,иСоветекий художник",1965.

18. Соколов С.И. Государственные трудовые резервы как источник пополнения рабочего класса.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.М.,1955.

19. Список классов ручного труда, ремесленных отделений,женских профессиональных школ и курсов технических знаний, субсидируемых МНП по отдел^промыпшенных училищ.Составлен на 1.1СПБ,1909.

20. Список технических и профессиональных (специальных) учебных заведений в России.Составлен под руководством В.й.Срезневского. СПБ,1890.

21. Справочник Москпрофобра по вопросам приема и поступления всредние и низшие профессионально-технические учебные заведения на 1927 год. М.,Изд-во М0Н0,1927.

22. Справочник Москпрофобра на 1928 г.М.,издат М0Н0,1928Адреса всех техникумов, сельско-хозяйст-венных профшкол и художественных учебных заведении).

23. Справочник по приему уч-ся в средние и низшие профессиональные учебные заведения г.Петрограда и Петроградской губернии в 1923 г. Петроград,Петро-профобр., 1923.

24. Стасов В. Выставки двух художественно- промышленныхшкол (прилож. к "Вестнику изящных искусств), 1889, № 2.

25. Стасов В. Искусство XIX века^ Избранные соч. в 3-хтомах.М.,1952.

26. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности, 1913-1914 учебный год. Петроград,1916 .

27. Третий Международный конгресс по техническому ремесленному и коммерческому образованию в г.Бордо, СПБ.,1895.

28. Труды организационного комитета 1-го съезда деятелей технического и профессионального образования. Секция Ш.,СПБ,1890.

29. Уральский областной съезд по рабочему образованию.2-ой.Свердловск,1926.

30. Учебные программы для художественных училищ. Выпуск I.М.-Л.,"Искусство", 1946.

31. Учебные программы для художественных училищ.Утвержденыглавным управлением учебных заведений комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.Вып. 1.М.-Л.»"Искусство",типография "Красный печатник" в Москве,1946.

32. Училища императорского Русского технического общества,состоящие под покровительством великого князя Константина Константиновича. Справочная книжка постоянной комиссии по техническому образованию. Выпуск 1,СПБ, 1906.

33. Училища императорского Русского технического общества,состоящие под покровительством великого князя Константина Константиновича.Справочная книжка постоянной комиссии по техническому образованию.Выпуск 2-й,СПБ,1913.

34. Уханова И.Н. Художественная резьба по кости северо-русских мастеров ХУШ-начала XIX в. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л.,1963.263. Суслова Е.Н.264. Темерин С.М.265. Трепалин Я.А.

35. Училища императорского Русского технического общества.Справочная книжка.Адреса,личный состав и расписание уроков в 1889/90 учебном году. СПБ.,1891.

36. Фалеева В.А. Русское народное искусство. Л.,1959 .

37. Федорова З.С. Основные этапы развития художественнойкерамики и современная практика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.М.,1966.

38. Финогенов М. Рабочее и низшее профессиональное образование РСФСР к 10 '-летию Октябрьской революции. Жур. "Жизнь рабочей школы",№ 5, 1927.

39. Художественная промышленность.журнал прикладных искусств.Вып. I, М.,1915.

40. Художественно-ремесленная учебная мастерская декоративнойживописи. Харьков,1914.

41. Художественно-ремесленная учебная мастерская для детейрабочих с.Александровского (Петроградский уезд), Петроград, 1915.

42. Художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебЭянного дела с.Большое Красное.Кострома,

43. Художественно-ремесленная учебная мастерская им.М.В.Попова.Нахичевань. Отчет по учебной части 19071911гг. Ростов на Дону, 1907-19Пг.

44. Художественно-ремесленная учебная мастерская печатногодела. Киев. Отчеты 1905-1914 гг. Киев,1915.

45. Художественно-ремесленная учебная мастерская плотничностолярного и картонажного дела им.С.Н.Ко-ломенкина.Воронеж,1915.

46. Художественно-ремесленная мастерская ювелирно-чеканногоSeлa в с.Рыбная Слобода Лиишевского уезда, азань,1917.

47. Художественное образование. Учебные планы музыкальных ихудожественных вузов. М.,1927.

48. Художественные новости. Приложение к журналу "Вестник изящных искусств, издаваемому при император -ской академии художеств", т.1, СПБ.,1883-1890.

49. Художественные памятники Московского Кремля.Общ.ред.М.В.Алпатов.М.,"Искусство", 1956.

50. Художественные промыслы РСФСР. Сборник статей.РедакторА.П.Королев, tt.,1950.

51. Художественные сокровища России. Ежемесячный сборник,издаваемый императорским обществом поощрения художеств.т.1-7, СПБ.,1901-1907.

52. Художественный листок. Ежемесячное приложение к журналуВестник учителей рисования",т.I,СПБ, 1906-1907.

53. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладногоискусства.М.,Академия художеств СССР,1962.

54. Чернышевский Н.Г. Полное собр.соч.,М.,0ГИЗ,1947.

55. Шепетис Л. Роль декоративного искусства в духовномобогащении советского человека.Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.Изд-во ВПШ и А0Н,1963.

56. Шереметьев П.С. О русских художественных промыслах. ДокладМ.,1915 (Московской губернское земство).

57. Шохин К.В. Эстетические категории.Содержание и формав искусстве.М.,Профтехиздат, 1963.

58. Шрагин Б.И. О декоративно-прикладном искусстве.М.,Знание",1963.

59. Штайнберг A.A. Подготовка квалифицированной рабочей силыв РСФСР в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (I9I8-I920 гг). М.,Трудрезервиздат, 1958.

60. Юницкий П. Справочник по организации низшего промышленного образования в России.М.,1912.

61. Яглова Н. Работы русских архитекторов конца ХУШ в.и начала XIX в. в прикладном искусстве (Воронихин, Стасов.Росси). Автореферат канд.дисеерт. Л.,1949.

62. Яковлева В.Н. Общее положение профессионального образования в РСФСР.М.,1922.

63. Яковлева Е.П Курские ковры. М., КОИ8,1955.Ш. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ДИССЕРТАЦИИ

64. Материалы Центрального государственного исторического архива СССР

65. Фонд № 18 (Департамент мануфактуры внутренней торговлиМинистерства финансов) Опись№ 7,единицы хранения 216

67. Фонд № 212 (Комитет по устройству губернских шоссе)Опись 61 (стр.), вып. 2

68. Фонд № 214 (Департамент военных поселений военногоМинистерства) Опись № 93-94 (стр.)

69. Фонд № 468 (Кабинет его императорского величества Министерства императорского Двора). Опись № 10,единицы хранения: 1311

70. Фонд № 503 (Управление императорскими фврфоровыми и стекольными заводами) .Опись № I. ед. хранения 296Опись № 491/2123, единицы хранения: 126.

71. Фонд № 530 (Канцелярия министерства финансов)Опись № 491/2128, единица хранения: 126.

72. Фонд № 560 (общая канцелярия Министерства финансов)Опись № 4, единица хранения: 1032,1237.

73. Фонд № 733 (Департамент народного просвещения)Опись № 191, единица хранения: 1027 Опись № 195, единица хранения: 698

74. Фонд № 741 (Департамент профессионального образованияМинистерства народного просвещения) Опись № I, единица хранения: 44-А,ч.1, 51-а,ч.1; 51-а, ч.П.Опись № 2, ед.хранения: 18,28,44,4.1. Опись № 8, ед.хранения: 10,27,30-а

75. Фонд № 790 (Центральное училище технического рисованиябарона Штиглица.Министерство торговли и промышленности).Опись № I, ед.хранения: 1,4-,5,16,18,21.34, 35,68,105,132,318,322,329,330,375.

78. Строгановское цент- 1825 ральное училище технического рисованиято па

79. С.-Петербургское центральное училище технического рисования барона Штиглица

80. Иваново-Вознесенская 1896 школа колористов

81. Екатеринбургская 1902 МТП художественно-промышленная школа

82. Лодзинское мануфак- 1869 МНИ турно-прошшленное (год послед-училище него преобразования-/^П. Низшие технические .училища

83. Прохоровское учили- 1816 МНП ще в Москве

84. Миргородская худо 1896 МТП же ственно-промышленная школа им. Н.В.Гоголя.

85. Ревельскэя художест- 1912 венно-промышленная школа .

86. Псковская художест- 1913 венно-промышленнаяшкола им.Фан-дер-Фли-та.5. Читинская художественно-промышлеиная школа 1913 МТП

87. Большесольская ремесленная 1879 школа им.К.А.Попова

88. Горбатовская низшая ремес- 1900 ленная школа Нижегородской губернии.

89. Иваново-Вознесенская при 1901 низшем механико-техническом училище

90. Московское мужское город- 1903 ское ремесленное училище им.Г.Шелапутина .

91. Степановская низшая ремес- 1908 ленная школа Херсонской губернии .

92. Столярно-художественная 1875§езная мастерская М.Ф. кунчиковой в с.Абрамцево Московской губернии.

93. Художественно-токарная 1892 игрушечная учебная мастерская Сергиевского Посада.

94. Тульская художественно-ремес- 1903 МТП ленная мастерская

95. Художественно-ремесленная учеб- 1907 МТП ная мастерская плотнично-столярного дела им.Коломенкина в г.Воронеже .

96. Учебные художественно-промыш- 1895 МВД ленные и ремесленные мастерские Курского дома трудолюбия МВД

97. Петровская ремесленная школа 1899 МНП по игрушечному делу г.Тотьмз Вологодской губернии.

98. Мэстерскэя иконописи и финифтяного дела при Алексеевской монастыре Гродненской губернии

99. Художественно-ремесленные учеб- 1905 МТП ные мастерские им.М.В.Поповаг.Нахичевань.

100. Художественно-ремесленная 1903 МТП учебная мастерская печатногодела в г.Киеве,

101. Столярная художественно-резная 1901 мастерская Б.П.Ворнэмовэ в д.Кудрино Дмитровского уезда Московской субернии.

102. Училище иконописания при Свято- 1873 ВПВ Троицкой Сергиевской лавре Дмитровского уезда.

103. Художественно-столнрная учеб- 1901 ная мастерская Сергиевского Посада.

104. Нижнегородская ремесленная шко- 1895 МНП ла вечно и временно цеховых.

105. Чернухинская рем.школа В.С.Зы- 1901 МНП бинои с .Чернуха,Макарьевский уезд,Московской губернии .

106. Каменец-Подольская художественно- 1909 МТП ремесленная учебная мастерская.

107. Рисовальная школа общества по- 1820 МНП ощрения художеств С.-Петербург.

108. Художественно-ремесленная учеб- 1898 МТП ная мастерская декоративной живописи им.Н.О.Бородаевскогог.Харьков.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.