Становление и развитие интуитивизма в истории европейской и русской философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Чащегорова, Наталья Александровна

  • Чащегорова, Наталья Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 146
Чащегорова, Наталья Александровна. Становление и развитие интуитивизма в истории европейской и русской философии: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Екатеринбург. 2014. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чащегорова, Наталья Александровна

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие представлений об интуиции в доклассический период

европейской философии - -

1.1. Сущность интуиции в контексте космоцентризма

1.2. Природа интуиции в контексте теоцентризма

1.3. Трактовка интуиции в контексте антропоцентризма 40 Глава 2. Интуитивистские идеи в классический и неклассический периоды западноевропейской философии

2.1. Гносеологизация интуитивистских идей и ее критика: от Декарта

до Гегеля

2.2. Интуитивистские идеи в контексте «философии жизни»: от Шопенгауэра и Ницше до Бергсона 71 Глава 3. Интуитивизм русской религиозно-антропологической философии конца XIX - нач. XX веков

3.1. Общая характеристика русского интуитивизма в контексте русской философии

3.2. Интуиция в онтологии «субстанциальных деятелей» Н. О. Лосского

i

3.3. Интуиция в онтологии тождества субъекта и объекта философии Всеединства С. JI. Франка 118 Заключение 126 Литература

1

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие интуитивизма в истории европейской и русской философии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы определяется тем, что, с одной стороны, современные информационные технологии освободили человека от решения многих логических задач, связанных с обработкой информации, с другой стороны, создали возможности для «запуска» интенсивной работы такого психического процесса как воображение, которое позволяет выходить человеку за пределы непосредственно наблюдаемого. Воображение выступает неотъемлемой частью творческого процесса и служит своеобразной защитой культуры от натиска «техники цивилизации», которая нередко приводит к утрате смысла человеческого существования, способствует проявлению низших инстинктов.

Широкое применение компьютерных технологий, в основе которых лежит использование математических методов в прогнозировании и моделировании объектов породило почву для формирования антиинтуитивистских установок, обострило проблематику, ¡связанную с соотношением интуитивного и рационального в творческом процессе. Основываясь на принципе целостного познания, интуитивизм выступил учением, пытающимся «восстать против антиподии духа и инстинктов».1 Интуитивизм является реакцией на возвеличивание разума и противопоставление его чувствам, вере, - всем тем компонентам, которые включены в творческий процесс в их целокупности.

Сверхскоростная динамика современной жизни, мощный поток самой разнородной, подчас противоречивой, парадоксальной информации, требующей быстроты ее обработки для принятия решений, соперничество различных культурных парадигм создают такую реальность, !в которой не последнее место занимает то, что по своей природе алогично, случайно, хаотично, - т. е. то, что может быть осмыслено не столько в понятийно-логическом ключе, сколько с помощью внерациональных способов познания: к числу их относится интуиция. Интуиция в учениях интуитивизма,

1 См. Голосовкер Я. Э. Имагинативный абсолют // Логика мифа. М, 1987. ,

сформировавшегося в Западной Европе и России в XIX - нач. XX вв. представляется наиболее адекватным способом познания и связана с возможностью постигать мир в его конкретности и целостности. Исследуемая тема актуальна и в чисто теоретическом плане. Есть основания полагать, что философские представления об интуиции, в том числе, трактовка ее природы, зависят от устойчивых типов мировоззрения, характерных для разных исторических периодов и определенных типов культур. Этим объясняется необходимость исследований становления и развития европейского и русского интуитивизма. Ранее проведенные исследования, как правило, ограничиваются лишь отдельными историческими этапами - в основном они касаются учений об интуиции, берущих свое начало в философских системах Нового времени, начиная с XVII века. При этом исследования об интуитивизме времен Античности, Средневековья и Возрождения нередко модернизируются под проблематику рационализма и эмпиризма XVII века, а кроме того, их просто недостаточно. В представленном исследовании содержится попытка в некоторой степени восполнить этот пробел, включив в исследовательское поле те учения об интуиции с античных времен и до начала XX века, которые явились важной теоретической предпосылкой для становления и развития

I

интуитивизма, в том числе, и в России. В работе проводится разделение истории философских воззрений интуитивизма на доклассический, классический и неклассический периоды. Данное деление коррелирует с выделением типов научной рациональности и стадий развития европейской культуры в целом. Так, в истории науки с эпохой Нового времени связывают научную революцию, которая привела к смене оснований науки и появлению т. н. классического типа научной рациональности', а с конца XIX - нач. XX вв. происходит становление и развитие науки неклассического типа.

В силу этого в диссертации процесс формирования представлений об

(

интуиции рассматривается в качестве важной теоретической предпосылки для становления интуитивизма, начиная с античных теорий созерцайия и включая наиболее значимые философские концепции интуиции начала XX века.

[

Актуальность рассматриваемой проблематики определяется также необходимостью исследования такого заметного течения русской философии начала XX века как интуитивизм, созданный усилиями Н. О. ЛоСского и С. Л. Франка, которые по-философски осмыслили особенности менталитета, формируемого отечественной культурой. Мы полагаем, что после этого приоритетность интуитивистской проблематики несколько снизилась, и сама интуиция оказалась как бы «заслоненной» концепциями психоаналитического «инсайта», экзистенциалистского «воображения», феноменологического постижения вещей «в подлиннике» и т. п. В основном проблематика интуиции переместилась в плоскость психологии, безусловно, оставаясь одной из обсуждаемых в неклассических и постнеклассических теориях познания, однако она развивается в такой парадигме, которая имеет мало общего с «классическими» теориями интуиции, а потому заслуживает самостоятельного исследования в отдельной работе.

Обращение к проблеме интуиции с философских позиций имеет и общемировоззренческую значимость. Что касается российского общества, то- с начала 90-х годов оно претерпевает радикальные мировоззренческие трасформации. Как это часто бывает в переломные периоды жизни общества, когда все привычное резко меняется и внешний мир не дает никаких гарантий устойчивости и стабильности, человек обращается в глубины собственной

души, находя поддержку в себе самом. На этом фоне каждый находит что-то

(

свое: кто-то находит опору в скептицизме, кто-то в фатализме, кто-то обращается к хиромантии, астрологии, различного рода психотехникам. Можно констатировать, что возникший мировоззренческий вакуум стали заполнять различные течения, имеющие мало общего с научным мировоззрением и в них немаловажную роль играют ссылки на интуицию, часто отождествляемую с озарениями, инсайтами, когда, казалось бы, вдруг, практически на пустом месте, находится решение той или иной проблемы, выход из той или иной жизненной ситуации. Научный анализ феномена интуиции основы которого в отечественной традиции были заложены, прежде

всего, В. Ф. Асмусом, представляется в этих условиях своевременным. Нравственный кризис, который переживает современное российское общество, создает условия для возрастания интереса к религии и к русской религиозной мысли, в рамках которой развивался русский интуитивизм.

Степень научной разработанности проблемы. 1

Исследовательскую литературу, повлиявшую на авторскую концепцию можно условно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют сочинения классиков европейской и русской философии, послужившие для нас основным источником для .'исследования генезиса представлений об интуиции. К ним относятся работы Ф. Аквинского, Аристотеля, А. Бергсона, Д. Бруно, Г. Вейля, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Р. Декарта, И. Канта, Н. Кузанского, Д. Локка, Н. О. Лосскогр, Ф. Ницше, Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, А. Пуанка[ре, В. С. Соловьева, Б. Спинозы, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Трубецкого, И. Г. Фихте, М. Фичино, С. Л. Франка, Ф. В. Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, В. Ф|. Эрна и др.

Во вторую группу можно включить историко-философские исследования, посвященные анализу мировоззренческих оснований отдельных философских систем и их представителей, создавших условия для формирования интуитивистских идей. К ней относятся статьи и монографии П. Адо, В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, Ю. М. Бородая, В. В. Бычкова, П. П. Гайденко, Д. Диллона, Э. Р. Доддса, Э. Жильсона, М. А. Кисселя, Ф. Коплстона, О. Ф. Кудрявцева, А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили, О. А. Назаровой, В. А. Подороги, К. С. Свасьяна, П. Слотердайка, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, У. Эко, П. Элена и др.

Третью группу составляют работы, посвященные как проблеме интуиции и истории европейского интуитивизма, так и методологии историко-философских исследований. К этой группе относятся следующие авторы: Д. Антисери, В. Ф. Асмус, И. И. Блауберг, В. Р. Ирина и А. А. Новиков, А. С. Кармин, Э. Левинас, Н. О. Лосский, Ж. Маритен, А. А. Налчаджян, Т. И.

Ойзерман, А. В. Перцев, Я. А. Пономарев, А. Пуанкаре, Д.' Реале, К. С. Свасьян, О. В. Степаносова, К. Н. Суханов, Е. П. Хайкин, В. И. Хорев и др.

К четвертой группе следует отнести работы, в которых исследуются особенности русской философии, в той или иной степени обусловившие становление русского интуитивизма Н. О. Лосского и С. Л. Франка. В ряду таких авторов следует назвать исследования Ю. Ф. Абрамова, Н. В. Акулинина, Н. А. Бердяева, Н. А. Веселовой, Б. В. Емельянова, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, О. Б. Ионайтис, А. Н. Круглова, С. А. Левицкого, К. Н. Любутина, Ю. И. Мирошникова, В. М. Русакова, И. П. Чуевой и др. Отметим, что проблему интуиции в гносеологическом и психологическом ракурсах исследуют многие авторы, исследований по истории философского интуитивизма в отечественной литературе до сих пор сравнительно немного, особенно тех, которые касаются последовательного анализа истоков формирования идей интуитивизма, начиная с Античности, и заканчивая концепциями конца XIX - нач. XX ст.

Среди вышеперечисленных авторов особо стоит отметить тех, кто создал оригинальные концепции интуиции. А. Бергсон в своих сочинениях «Материя и память», «Творческая эволюция», доказывает, что интуиция наиболее адекватный способ познания «самой жизни», в ее целостности и изменчивости, в отличие от интеллекта, постигающего внешний, предметный мир фрагментарно, фиксируя отдельные моменты. Обосновывая тезис о том, что интуитивизм в русском варианте связан с религиозными предпосылками и в

I

большей степени исходил из идеи всеобщей взаимосвязи как основании интуитивного познания, нежели западноевропейский, мы опирались, прежде всего, на работы русских философов - интуитивистов. Русские философы-интуитивисты в лице, например, Н. О. Лосского («Обоснование интуитивизма») стремятся преодолеть различия между субъектом и объектом,

I

связать гносеологические отличия интуиции с онтологическими основаниями; при этом в «Истории русской философии» Лосский указывает на истоки

русского интуитивизма, коренящиеся как в западноевропейской философии,

с

так и в русской (прежде всего, идеи славянофилов и В. Соловьева). В работах С. Л. Франка «Предмет знания. Душа человека», «Реальность и человек» интуиция рассматривается как «живое» знание, через него проявляется связь с Абсолютом. Действие интуиции возможно по причине всеединства, через всеобщую связь.

Сущность онтогносеологического подхода, который характерен для интуитивизма, раскрывает, анализируя учение Лосского, Н. А. Бердяев1. Отдельным и, пожалуй, единственным в отечественной философии после работ Н. О. Лосского трудом, посвященным именно развитию интуитивизма в России, выступает работа И. П. Чуевой «Критика идей интуитивизма в России», в которой автор пытается критически осмыслить причины возникновения и истоки этого философского направления. Эволюцию представлений об интуиции в контексте истории философии, (уделяя внимание, в том числе, и интуитивизму), исследует В. Ф. Асмус в своей работе «Проблема интуиции в философии и математике. (Очерк истории: XVII--начало XX века)». Эту работу можно назвать первым в советской философии

I

фундаментальным трудом, посвященным исследованию проблемы интуиции в философии и науке. В. Ф. Асмус начинает свое исследование с XVII века, оставляя за рамками предыдущие эпохи. Такие авторы, как В. Р. Ирина и А. А. Новиков, используя понятие «криптогноза», связывают интуитивное познание с процессами бессознательного. Формы проявления творческой интуиции

I

(эйдетическая и концептуальная) являются предметом анализа А. С. Кармина и Е. П. Хайкина. В работе А. С. Кармина «Интуиция: Философские концепции и научное исследование» автор не только выделяет различные формы интуиции, указывая на их специфику, но и анализирует различные философские школы и направления, существовавшие в истории философии, в которых тема интуиции играла значимую роль при решении проблем гносеологии. Работы А. Ф. Лосева оказали влияние при рассмотрении

1 Бердяев Н. А. Об онтологической гносеологии // Вопросы философии и психологии. 1908/Кн. III. (93). С. 413 -440.

формирования представлений об интуиции в Античности и, отчасти, в эпоху Возрождения. Особый интерес при написании диссертации вызвал вопрос, связанный с исследованием влияния идей рационалистической философии на формирование неклассических представлений, к которым относится интуитивизм. На это, в частности, обращают внимание М. А. Киссель, а также авторы «Истории французской философии» (Histoire de philosophie français. -Paris, 2002. p. 540). Что касается изучения формирования идей русских интуитивистов в контексте русской философии и проблем гносеологии здесь необходимо отметить работы представителей Уральской философской школы, таких как Н. В. Бряник, С. 3. Гончаров, Б. В. Емельянов, О. Б. Ионайтис. К. Н. Любутин, Ю. И. Мирошников, В. М. Русаков. Обращают на себя внимание работы современных зарубежных историков философии, таких как П. Адо, Э. Р. Доддс, Б. Рассел, П. Слотердайк, П. Элен и других. Так, в книге немецкого историка философии П. Элена «Семен Л. Франк: Философ христианского гуманизма» (М, 2012 г.), обосновываются, прежде всего, западноевропейские истоки мировоззрения С. Л. Франка (указывается, в частности, на влияние идей Н. Кузанского).

Интересным явлением выступает такое направление как интуиционизм, получивший свое распространение в математике, которая, как известно, в отличие от интуиции, в основном опирается на опосредованный характер получения знания (См: К. Н. Суханов «Критический очерк гносеологии интуиционизма»: Челябинск, 1973).

Объект исследования - интуиция как феномен человеческого бытия и познания.

Сразу оговоримся, что определений понятия «интуиция» достаточно много. Исходя из заявленной темы и содержания работы, под интуицией мы будем понимать способность постижения сути вещей без обоснования и доказательств, а также «...рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, познание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления

(рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете). Интуитивное знание: понимание сути предмета, полученное благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи».1

Предмет исследования - становление и развитие интуитивизма в европейской и отечественной философии.

Под интуитивизмом мы будем понимать философское направление, в котором утверждается приоритет интуиции как способа, позволяющего постичь мир в его целостности и изменчивости. И в западноевропейском, и в русском варианте интуитивизм связан с онтогносеологическими установками: познание жизни и ее переживание выступают единым целым, как тождество субъекта и объекта. Для интуитивизма характерна попытка выхода за рамки гносеологизированной философии, связь с бытийственными характеристиками человеческого существования: такой подход включает в себя не только познавательное отношение к миру. Познание в русском варианте интуитивизма вписано в онтологию божественного Абсолюта, что связано с религиозным мировоззрением. В этой установке познание сверхрационально, надпсихологично. Западноевропейский вариант интуитивизма в лице А. Бергсона представляет собой вариант органистической мировоззренческой

I

установки, в которой интуиция связана с вершиной эволюционного развития и трактуется как «усовершенствованный инстинкт». (Различные трактовки понятия «интуитивизм» рассматриваются в 3 главе, в параграфе 1).

Что касается собственно гносеологического аспекта, то в учениях

I

интуитивистов интуиции отводится ведущая роль в познании. Она, как особая познавательная способность, призвана преодолеть различия между субъектом и объектом познания, позволяя пережить это единство в духовном опыте человека, который включает в себя всю целокупность познавательных возможностей. В данной работе анализируются не только концепции А. Бергсона, Н. О. Лосского и С. Л. Франка, но и все те значительные учения,

1 Философский энциклопедический словарь (Сост Е Ф Губский и др ) -М, 2000 С 185

которые повлияли в той или иной степени на формирование интуитивизма как направления, признающего интуицию в качестве наиболее совершенного способа познания, позволяющего познавать мир целостно, выходя за рамки схемы: «чувственное - рациональное», включая, таким . образом, и эстетический, и этический, и религиозный компоненты. Особый интерес представляет попытка преодоления с позиций интуитивизма ограниченности рационалистической философии. ;

Цель исследования - анализ становления и развития представлений об интуиции в истории европейской и русской философии, которые привели к интуитивизму.

Мы полагаем, что мировоззренческие установки определенного исторического этапа развития философской мысли обусловили

парадигмальные основы понимания природы, сущности и назначения

' t

интуиции. В исследовании рассматриваются учения об интуиции, начиная с Античности и заканчивая концепциями интуитивизма рубежа XIX - XX веков, в которых установка, связанная с приданием исключительной роли интуиции

как наиболее совершенного, целостного способа постижения мира получила

i

наибольшую свою реализацию. Достижение данной цели требует решения следующих исследовательских задач:

- выявить особенности развития представлений об интуиции, сложившихся в доклассический период развития европейской философии;

- проанализировать формирование представлений об интуиции, сложившихся в классической западноевропейской философии и обусловивших появление многообразных учений интуитивизма;1

- определить особенности неклассических концепций, связанных с толкованием природы и значения интуиции в познавательном опыте человека;

--I

1 На влияние идей классической философии на интуитивизм обращают внимание, например, авторы «Истории французской философии», отмечая, что А. Бергсон унаследовал в системе Гегеля идею движения, при котором жизнь в своем непрерывном движении одновременно «включает и тезис, и его отрицание». Цит. по: Histoire de philosophie française / sous la dir.de D. Huisman. - Paris: Perrin, 2002. - p. 540. На связь между системой Гегеля и неклассической философией в лице экзистенциализма указывает, например, Кнабе Г. С. // Кнабе Г. С. Гегель. Вопросы философии. №1. 2010. С. 3 - 15.

1

- раскрыть принципы познания, заложенные в интуитивизме и рассмотреть базовые понятия, близкие или тождественные понятию «интуиция»;

- выделить специфику мировоззрения, свойственную западноевропейской классической философии, и обнаружить закономерности в развитии интуитивистских учений данной эпохи;

- установить связь между мировоззренческими установками различных периодов развития истории философии и пониманием интуиции в различных концепциях интуитивизма;

- выявить особенности русского интуитивизма конца XIX нач. XX

вв. и его мировоззренческие основания в сравнении с западноевропейским

>

вариантом.

Методологическая основа исследования.

Исследование базируется на диалектическом методе единства исторического и логического, поскольку мы стремимся, обнаружить внутреннюю логику развития философских представлений об интуиции, рассматривая их взаимосвязь на разных этапах истории философской мысли. Важным для нас является единство методов генерализации и индивидуализации, позволяющих выявить общее - мировоззренческие типы, преобладающие на определенном этапе развития философской мысли, но

одновременно и особенное - античный, средневековый, возрожденческий,

!

западноевропейский и русский варианты учений об интуицик. В работе используется онтогносеологический подход, в котором утверждается единство жизни и познания, бытия и мышления. Составляющие данного подхода («онтологизация» и «гносеологизация» как основания методологии) доминировали поочередно в доклассический («онтологизация») и

I

классический («гносеологизация») периоды европейской философии. Вместе с тем в западноевропейской и отечественной философии мы обнаруживаем стремление объединить данные подходы. Поэтому и в нашем исследовании мы

следовали принципу единства онтологического и гносеологического подходов, реализуя его и в общей структуре работы, и в качестве критерия оценки различных философских учений об интуиции, эволюция которых привела к интуитивизму. Автор опирался на теоретические концепции таких исследователей, как В. Ф. Асмус, И. П. Чуева и других, на основе которых

г

велась разработка проблем, исследуемых в диссертации.

I

Научная новизна настоящей работы определяется следующими положениями:

- установлены связи и зависимости между концепциями интуиции и мировоззренческими основами, сложившимися в доклассический, классический и неклассический периоды европейской философии, а также в русской философии к. XIX - н. XX ст.

- в античном космоцентризме, средневековом теоцентризме и возрожденческом антропоцентризме . обнаружены предпосылки _ _ для

формирования классических и неклассических концепций интуитивизма;

>

- выявлены сходства и различия между : русским и

»

западноевропейскими разновидностями интуитивизма; 1

- исследованы религиозно-мистические мировоззренческие основания русского интуитивизма, пронизанного идеей Бога и Абсолюта, связанного с поиском фундаментального единства философии и религии;

- раскрыта органистическая мировоззренческая установка учений представителей неклассической философии, основанная на неклассической идее эволюционного развития, согласно которой интуиция трактуется как «инстинкт»;

- обосновано положение о том, что интуитивизм базируется на принципе единства бытия и мышления и связан с онтологически ориентированными течениями в философии; \

- доказано, что в западноевропейском и русском интуитивизме конца XIX нач. XX вв. проблема интуиции выходит за рамки гносеологии и связана с

бытийственными основаниями человека, включающими в себя этические, эстетические, ценностные аспекты.

Положения, выносимые на защиту

- становление и развитие интуитивизма связано со сменяющими

друг друга мировоззренческими установками, в рамках которых

!

формировались представления об интуитивном познании;

- космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм объединяет тенденция целостного рассмотрения мира, исключающего его разделение на субъект-объектные составляющие;

- субъект-объектное разделение познавательного отношения к миру в условиях гносеологизации классической философии связано с рационалистическим натуроцентризмом и трансцендентализмом в трактовке природы интуиции, тогда как романтический подход выявляет творческий характер и роль бессознательного в интуиции;

- интуитивизм неклассической философии рубежа XIX - XX вв. выражает виталистический тип мировоззрения, в котором человек выступает как субъект «естественной» жизни, а интуитивное постижение ¡предстает как переживание самой жизни;

- в основе русского интуитивизма лежат идея всеединства, преодолевающая механистическое противопоставление разума и интеллекта, а также принцип целостного знания, связанные с религиозным мировоззрением;

- общим для западноевропейского и русского интуитивизма является критика гносеологизированного подхода классической философии, поиск путей онтологизации познавательного опыта и интуиции, а также антипсихологизм.

Теоретическое и практическое использование результатов исследования.

Диссертация носит теоретико-методологический характер. Мы полагаем, что она может найти практическое применение при разработке и чтении курсов

истории зарубежной и русской философии, при освещении проблем гносеологии, философской антропологии, а также специальных курсов, посвященных европейскому и русскому интуитивизму. Некоторые ее положения могут быть полезны для историков философии, а также для тех, кто работает над изучением проблем интуиции, интуитивизма, интуитивного познания мира.

Апробация научных результатов.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в ряде научных статей, из которых 3 были опубликованы в научных изданиях, включенных в перечень ВАК, а также в учебных и учебно-методических пособиях, были обсуждены в рамках научных конференций.

Структура работы

В диссертации три главы и восемь параграфов. Список литературы включает в себя 213 наименований.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТУИЦИИ В ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.1. Сущность интуиции в контексте космоцентризма Внимание к античной философии обусловлено тем, что в ней в рамках космоцентризма были заложены основания, на которых в , дальнейшем развивались представления об интуиции как феномене познания..

Первые концепции интуитивного знания дает Античность. Мы можем утверждать, что в древнегреческой философии выражено стремление к утверждению приоритета логико-понятийного мышления, основу которого составлял дедуктивный метод и которое противопоставлялось «мнению» большинства людей.1

Можно отметить, что в дальнейшем (особенно это выразилось в классический период древнегреческой философии), усиливается отрицательная оценка «мнения» обычных -людей ~и усиливается положительная оценка «мышления» философов. Зависимость добродетельной жизни от знания, например, отмечает Сократ. Это знание является знанием сущностных оснований (идей). Э. Р. Доддс в связи с этим замечает: «для Сократа арете есть (или должна быть) эпистеме, частью научного исследования».

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чащегорова, Наталья Александровна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Ю. Ф. , Емельянов Б. В. Н. О. Лосский о русском интуитивизме / Учеб. пособие с хрестоматийным приложением. Иркутск: БИ, 1992 - 71 с.

2. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Дар, 2005. - 541с.

3. Августин. О свободе воли//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья в 2-х т. Т. 1. - СПб.: Амфора, 2008.-539 с.

4. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. - 142 с.

5. Акулинин Н. В. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск.: Наука, 1990. -158 с.

6. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1975.- 550 с.

7. Ариетотель^Сочинения-в 4-х т.-Т. 2. - Мысль, 1978. -.687 с. . .

8. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М, Наука, 1973. - 534 с.

9. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии математике. (Очерк истории: XVII- начало XX в.) 2 изд. - М.: Мысль, 1965. - 312 с.

10. Ахутин А. В. Новация Коперника и коперниканская революция // Ахутин А. В. Тяжба о бытии. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996.-304 с.

11. Ахутин А. В. Понятие «природа» в Античности и в Новое время. - М.: Наука, 1988.-208 с.

12. Бакрадзе К. С. Проблема диалектики в немецкой классической философии // Бакрадзе К. С. Избранные философские труды. Т. 1. -Тбилиси.: Изд-во Тбилисского гос. ун-та, 1981. - 376 с.

13. Баландин Р. К. Самые знаменитые философы России. - М.: Вече, 2001. -480 с.

14. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч. соч. в 4-х т. Т. 1. -М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.

15. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. - М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.

16. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.

17. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Канон-Пресс, 1998..- 384 с.

18. Бергсон А. Философская интуиция // Новые идеи в философии. - СПб.: Типо-Литография «Энергия», 1912.-181 с.

19. Бердяев Н. А. Рецензии из журнала «Мир Божий» (1898 - 1905) // Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. - М.: Астрель, 2008.- 1008 с.

20. Бердяев Н. А. О русской философии. В 2 ч. / Сост. вступ. ст. и прим. Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. Свердловск.: Изд. Урал, ун-та, 1991. 4.1. -288 с.

2 Ь Бердяев Н. А. Об онтологической гносеологии. // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. III. (93). С. 413 - 440.

22. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1997. -541 с.

23. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.-607 с.

24. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996.-256 с.

25. Блаженный Августин. Творения. Т. 2. Теологические трактаты. - СПб.: Алетейя. - 751 с.

26. Блауберг И. И. Анри Бергсон. - М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 672 с.

27. Бородай Ю. М. Воображение и теория познания. - М.: Высшая школа, 1966,- 150 с.

28. Бруно Д. О причине, начале и едином // Бруно Д. Избранное. - Самара.: Агни, 2000. - 592 с.

29

30,

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

Бруно Д. Светильник тридцати статуй: пер. А. X. Горфункеля // Философские науки. 1976. № 3.

Бряник Н. В. Философский смысл картины мира неклассической философии //Вопросы философии. 2013. №1. С. 93 -104. Бряник Н. А. Введение в современную теорию познания. Учебное пособие. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-288 с.

Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Прогресс, 1967. - 188 с.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристъ, 1996. - 591

с.

Бычко И. В. Познание и свобода. М.: Изд-во полит, лит, 1969. - 215 с.

I

Бычков В. В. Античные традиции в эстетике раннего Августина // Традиция в истории культуры. - М.: Наука, 1978. - 279 с. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. - Киев.: Путь к истине, 1991.-407 с.

Веселова Н. А. Духовно-нравственная философия Н. О. Лосского. Екатеринбург: Урал. гос. горный ун-т, 2011. - 160 с.

Визгин В. П. Эстетизм против историзма: случай Шопенгауэра // Историко-философский ежегодник 92. - М.: Наука, 1994. - 390 с. Виндельбанд В. Платон // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. -М.: Юрист, 1995.-687 с.

Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М.: Юрист, 1995. - 687 с. Гайденко П. П. «Конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого // Трубецкой С. Н. Соч. М.: Мысль, 1994. - С. 3 - 41.

Гайденко П. П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С. Л. Франка // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 114 - 150. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. — М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 528 с.

44,

45,

46

47,

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. - М.: Наука, 1990. -

(

128 с.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. - СПб.: Наука, 1999. - 602 с. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999. - 444 с.

Гегель Г. В. ф. Философия духа // Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 4-х т. Т. 3.

!

- М.: Соцэкгиз, 1956. - 372 с.

i

Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - 622 с. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1991. - 731 с^ Голосовкер Я. Э. Имагинативный абсолют // Логика мифа. - М.: Наука, 1987.-286 с.

Григорий Нисский. Об устроении человека. - СПб.: Axioma, 2000. - 220 с. :

Гуревич П. С. Артур Шопенгауэр как философский антрополог. // Философский журнал. № 1 (6). М.: ИФРАН, 2011._-_с. 54-69. Гуревич П. С. Философия человека. М.: ИФРАН, 2001. - 212 с. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998. - 315 с. Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Сочинёния в 2-х т. Т. 1.-М.: Мысль, 1989.-656 с.

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1994. - 634 с.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - ОД.: Мысль, 1989.-656 с.

Делез Жиль. Ницше. (Жиль Делез: пер. с фр., примеч. И посесл. С. Л. Фокина. СПб.: Machina, 2010. - 171 с.

Диллон Д. Наследники Платона: Исследование истории Древней

Академии (347 - 274 гг до н. э.). - СПб.: Изд-во С-Петербург. Ун-та,

i

2005.-280 с.

Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. - Изд-во Москва - Иерусалим, Универс. Книга, «Gesharim», 2000. - 464 с.

61. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах // Мистическое богословие. - Киев.: Путь к истине, 1991. - 436 с.

62. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.

63. Евлампиев И. И. Религиозность русской философии как проблема. // Вопросы философии. № 1. 2012. С. 117 - 128.

64. Евлампиев И. И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка (вступит, статья) // Франк С. J1. Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1995. - 655 с.

65. Емельянов Б. В., Любутин К. Н., Русаков В. М., Саранчин Ю. К. История . русской философии: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург.: Деловая книга, 2005. - 736 с.

66. Емельянов Б. В. Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет. Изд. Дом «Дискурс - Пи». - Екатеринбург, 2005. -19 с.

67. Емельянов Б. В. Очерки русской философии XX века. - Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 340 с.

68. Емельянов Б. В. Три века русской философии. - Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 228 с.

69. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб.: -Изд-во СПбГУ, 1996. - 438 с.

70. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков. Учебное пособие по курсу истории философии. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический Проект, 2002. - 348 с.

71. Зеньковский В. В. История русской философии. - М.: Академический Проект, 2011.- 880 с.

72. Зеньковский В. В. История русской философии в 2-х т. Т. 2. - Л.: Эго, 1991.-222 с.

73. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997."- " 368 с.

74. Зеньковский В. В. Учение С. Л. Франка о человеке // Франк С. Л. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997. - С. 432 - 437.

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

Ивин А. А. Классический стиль мышления Нового времени. // Философский журнал. №2 (7). М.: ИФРАН, 2011. С. 24 - 39. Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. - СПб.: Азбука -классика, 2001. - 187 с.

{

Ионайтис О. Б. Максим Исповедник: опыт христианской антроподицеи // Антроподицея. Сб. / Под ред. Б. В. Емельянова. - Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та, 2003. С. 57 - 72.

Ионайтис О. Б. Византия и Русь: развитие философских традиций. Учебное пособие. - Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 272 с. Ирина В. Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции (Интуиция и разум). - М.: Наука, 1978. - 191 с.

Кайцуни Р. Дилемма рационализма и эмпиризма: Новоевропейская традиция и ее неклассические трансформации. - Ереван.: Лингва, 2005. -58 с.

Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 592 с. Кант И. Логика. Перевод и вступительная заметка И. К. Маркова. Под ред. и с предисл. А. М. Щербины. - Петроград, 1915. - 147 с. Кантор В. К. «Крушение кумиров» или «Одоление соблазнов» (становление философского пространства в России / В. К. Кантор. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.- 608 с. Кара - Мурза А. А. А. И. Герцен: В поисках русской личности. // Вопросы философии. № 12. 2010. С. 86 - 92.

Кармин А. С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. - М.: Знание, 1971.-48 с.

Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. - М - СПб.: Университетская книга, 2000. - 654 с.

Киссель М. А. Судьба старой дилеммы. - М.: Мысль, 1974. - 280 с. Кнабе Г. С. Гегель. // Вопросы философии. № 1. 2010. С. 3 - 5.

90. Коваль О. А. Онтология Аристотеля в зеркале лейбницевской монадологии. // Вопросы философии. //12. 2011. С. 107 - 116.

91. Круглов А. Н. Кант и кантовская философия в русской художественной литературе. - М.: Канон. Реабилитация, 2012. - 480 с.

92. Кронер Р. Философия «Творческой эволюции» (Анри Бергсон) // Логос. Кн. 1. М.: книгоиздательство «Мусагет», Товарищество Н. О. Вольфа, 1910.-299 с.

93. Кудрявцев О. Ф. Флорентийская Платоновская академия: очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. - М.: Наука, 2008. - 477 с.

94. Кузанский Н. О видении Бога // Кузанский Н. О мире веры. М.: Канон + СИ, Реабилитация, 2006. - 208 с.

95. Кузанский Н. Сочинения в 2- х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1979. - 488 с.

96. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1979. - 471 с.

97. Левицкий С. А. С. Л. Франк // Франк С. Л. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997. - С. 438 - 450.

98. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии // Соч. в 2 т. Т. 2. - М.: Канон, 1996. - 496 с.

99. Лекторский В. А. Рациональность как ценность культуры. // Вопросы философии. № 5. 2012. С. 26 - 34.

100. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Локк Д. Сочинения в 2-х т. Т. Ц-М.: Мысль, 1989.-731 с.

101. Лосев А. Ф. Античная философия и общественно-исторические формации // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

102. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993.-958 с.

103. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.

104. Лосев А. Ф. История Античной эстетики. Соч. в 8 т. Т. 6. Поздний . эллинизм. - М.: ACT, 2000. - 960 с.

105,

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

Лосев А. Ф. Очерки Античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.-962 с.

Лосев А. Ф. Расцвет и падение номинализма. Мыслительно-нейтралистская диалектика XIV века // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с. Лосев А. Ф. Философия культуры и Античность // Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. - М.: Алетейя, 1996. - 710 с.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. - 623 с. Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. - Петербург.: Учитель, 1922.- 109 с.

Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Академический Проект; Трикста, 2011.-551с.

Лосский Н._0. Обоснование интуитивизма. - Берлин.: Обелиск, 1924. -276 с.

Лосский Н. О. Свобода воли // Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда, 1991.-598 с.

Лосский Н. О. Типы мировоззрений // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: Республика; Терра - Книжный клуб, 1999. -400 с.

Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. - М.: Прогресс -VIA, 1992.-207 с.

Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995. - 400 с.

Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. - М.: Прогресс. Культура., 1993.-352 с.

Мамардашвили М. К. Необходимость себя. - М.: Лабиринт, 1996. - 473 с. Маритен Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 400 с.

119. Мелих Ю. Б. О мифах Серебряного века и Гейдельберга. // Вопросы философии. № 2. 2012. С. 49 - 58.

120. Мильдон В. И. Иррациональное и рациональное в творчестве (К. Циолковский и Э. Сведенборг: еще одна вариация темы «Россия и Запад»). // Вопросы философии. № 6. 2012. С. 50 - 62.

121. Мирошников Ю. И. Аксиологические идеи в европейской философии:

традиции рационализма // Новые идеи в аксиологии и анализе

>

ценностного сознания: коллективная монография. Вып. 4. -Екатеринбург.: УрО РАН, 2007. - 519 с.

122. Мирошников Ю. И. Аксиология: концепция эмотивизма. -Екатеринбург.: УрО РАН, 2007. - 163с.

123. Мирошников Ю. И. А. Эйнштейн и Н. Бор: два романтика в поисках

утерянного единства физического знания // Научный ежегодник Ин-та

■ f

философии и права УрО РАН, 2011. - Вып. 11. - Екатеринбург: УрО РАН, 2011. С. 201 -222.

124. Мирошников Ю. И. Н. В. Гоголь - романтик // Феномен «Шинели» Н. В. Гоголя в свете философского миросозерцания писателя: , (к 160-летию издания). Коллективная монография / Под ред. д. филос. н. Ю. И. Мирошникова и д. филос. н. О. В. Зырянова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2002. С. 8-24.

125. Мирошников Ю. И. «Мы посмотрим, кто сильнее - власть или мысль» (к 200-летию со дня рождения А. И. Герцена) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, 2013. № 3 (118). Екатеринбург, 2013. С. 187 - 195.

126. Мирошников Ю. И. Романтическое мировоззрение JI. Н. Толстого как интегральная характеристика его художественного и философско-религиозного творчества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 10. -Екатеринбург.: УрО РАН , 2010. - С. 83 - 107.

127. Мирошников Ю. И. «Сердечный бунт» в век Разума (к ЗОр-летию Жан-Жака Руссо // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. Вып. 12. - Екатеринбург.: УрО РАН, 2012. С.7- 18.

128. Назарова О. А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С. Л. Франка. М.: Идея - Пресс, 2003. - 195с.

129. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. - М.: Мысль , 1972. - 271 с.

130. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. - СПб.: Издательский Дом «Азбука - Классика», 2008. - 448 с.

131. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1990.-829 с.

132. Новалис Генрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. -СПб.: Евразия, 1995.-240 с. -

133. Новалис. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма. - Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 329 с.

134. Новиков А. И. История русской философии X - XX веков. - СПб.: Лань, 1998.-320 с.

135. Новиков А. А. Пять ипостасей русского интуитивизма (О «пропедевтической» гносеологии Н. О. Лосского) // Философия науки. Вып. 6.-М.: ИФРАН, 2000. - 284 с.

136. Огурцов А. П. Платон - математик. - М.: Голос, 2011. - 373с.

137. Овчаров А. А. Основы идеал-реалистической теории интуиции (Анализ интуитивизма Н. О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). - Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1999. - 136 с.

138. Перминов В. Я. Критицизм И. Канта и интуитивизм Лосского // Кант и философия в России. - М.: Наука, 1994. - С. 151-172.

139. Пивоваров Д. В. Философия религии: учеб. пособие. - Екатеринбург.: Деловая книга.; М.: Академический проект, 2006. - 640 с.

140,

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека1 // Эстетика

Ренессанса. Т. 1. -М.: Искусство, 1981. - 495 с.

Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1990. - 860 с.

Платон. Сочинения в 4-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1993. - 528 с.

Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. - 830 с.

Плотин. Разнообразные рассуждения Эннеады III. 9 (13) (пер. Д. В.

Никулина) // Историко-философский ежегодник. 1994. - М.: Наука, 1995.

-383 с.

Плотин. Трактаты I - II. Пер. Ю. А. Шичалина. - М.: ГЖ, 2007. - 448 с. Плотин. Четвертая эннеада. Пер. Т. Г. Сидаша. - СПб.: изд-во Олега Абышко, 2004. - 480 с.

Подорога В. А. Мир без сознания (Проблема телесности в философии Ф. Ницше) // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. - М.: Наука, 1989.-- 256 с. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. - М.: Политиздат, 1967. - 256 с. , Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Т. 1.4. 1. -

I

Сергиев Посад.: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1917. -619 с.

Прибыткова Е. А. Владимир Сергеевич Соловьев о нравственном призвании права. // Вопросы философии. № 8. 2011. С. 98 - 108. Пуанкаре А. Ценности науки // Пуанкаре А. О науке / Пер. с фр. - М.: 1983. -С . 153-282.

Рассел Б. История западной философии. - Ростов н / Д.: Феникс, 1998. -992 с.

Реале Д, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК «Петрополис», Санкт -Петербург, 1997. - 880 с. 1

Риккерт Г. Философия жизни // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998. - 413 с.

155. Розин В. M. Опыт методологической реконструкции «Критики чистого разума» И. Канта. // Вопросы философии. №11.2011.С. 141-150.

156. Романтизм: истоки, метафизика, эволюция / Коллектив авторов. (Ответственный редактор Ю. И. Мирошников). - Екатеринбург: УрО РАН, 2006. - 192 с. <

157. Русаков В. М., Емельянов Б. В. «Вопросы философии и психологии» -первый русский философский журнал (1889 - 1918). / Емельянов Б. В., Русаков В. М., Шляпугина Р. Я. - Екатеринбург: УрГСХА, 2001.- 136 с.

158. Русаков В. М. Второе крушение царства разуму. Проблема рационального и иррационального в современной философии. (В. М. Русаков, Урал. гос. с./х. акад. - Екатеринбург: [Изд-во УрГСХА], 1997. -184.

159. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 1995. - 655 с.

160. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. - Ереван.: Изд-во АН АрмССР,1980. - 226 с.

t .

161. Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона. Ереван.: Изд-во АН АрмССР, 1978. - 120 с.

162. Сергеев К. А., Кауфман И. С. Спиноза: пантеизм как система. СПб.: Наука, 1999.-489 с.

163. Скрипник К. Д., Штомпель JI. А., Штомпель О. М. Умберто Эко. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2006. - 112 с.

164. Слотердайк П. Мыслитель на сцене // Ницше Ф. Рождение трагедии. -M.: Ad marginem, 2001.-735 с.

165. Смирнов А. В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука, 1993. - 224 с.

166. Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса. (Вступительная статья) // Гоббс Т. Сочинения^ в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. - 622 с. ;

167. Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII веков. - М.: Высшая школа, 1996.-400с.

168. Соловьев В. С. Избранные произведения. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.-544 с.

169. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. Т. 1.- М.: Мысль, 1988. -580 с.

170. Соловьев С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция (Послесловие П. П. Гайденко). - М.: Республика, 1997. - 431 с.

171. Спиноза Б. Этика. - М. - Л.: Соцэкгиз, 1932. - 223 с.

172. Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005.-495 с.

173. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. - 464 с.

174. Суханов. _К. Н. Критический, очерк гносеологии, интуиционизма: Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1973. - 228 с.

175. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева / Приложение к журналу «Вопросы философии». Т. 1. М.: Медиум, 1995. - 604 с.

176. Трубецкой Е. Н. Социальная утопия Платона. // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. I (91). С. 8 - 9.

177. Трубецкой Е. Н. Социальная утопия Платона. // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. II (92). С. 183.

178. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994. - 220с.

179. Трубецкой С. Н., Трубецкой Е. Н. Избранное / С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, (сост. авторы вступ. ст. и коммент. О. В. Волобуев, А. И. Морозов). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.-736 с.

180. Трубецкой С. Н. Основания идеализма. О природе человеческого сознания. //Соч. М.: Мысль, 1994. - 816 с.

181. Туманова Л. Б. Фихте и Гегель (в логическом осмыслении XX века) // Историко-философский ежегодник, 1993. - М.: Наука, 1994. - 363 с.

182.

183,

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

Философский энциклопедический словарь. (Сост. Е. Ф. Губский и др.). -М.: ИНФРА - М, 2000. - 576 с.

Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 1997. -464 с. ...

Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

/

Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. - М.: Тетра, 1993. - 120 с. Фома Аквинский. Сумма против язычников - Долгопрудный.: Вестком, 2000. - 436 с.

Фома Аквинский. Сумма теологии. В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Эльга, Ника -Центр, 2003. - 778 с.

Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989. - 575с. Франк С. JI. Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1995. - 655 с.

Франк С. JI. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997. - 479 с. Франк С. JI. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

I

Хайдеггер М. Гегель и греки // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с. Хорев В. И. Эвристическая интуиция в научном поиске. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1973. - 124 с. Хоружий С. С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.: Алетейя, 1994.-448 с.

Хоружий С. С. Трубецкой Е. Н. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - 624. 1 Чуева И. П. Критика идей интуитивизма в России. - М. - JL: Изд-во АН СССР, 1963.- 128 с.

199.

200.

201,

202

203,

204,

205

206

207

208

209

210

211

212

213

Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма //Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1987. - 637 с.

Шеллинг Ф. В. Й. Философские письма о догматизме и критицизме // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1987. - 637 с. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х т. - М.: Наука, 1993.-671 с.

Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1993. - 663 с. Элен Петер. Семен JI. Франк: Философ христианского гуманизма (перевод Назаровой О. А.). - М.: Идея - Пресс, 2012. - 304 с. Эрн. В. Ф. Борьба за логос (опыты философские и критические). - М.: Правда, 1991.-313 с.

Эрн В. Ф. Сочинения. (Вступит, статья Ю. Шерер). - М.: Правда, 1991. -576 с.

Histoire de philosophie française / sous la dir.de D. Huisman. - Paris: Perrin, 2002.-618 p.

J.-P. Sartre. Situations philosophiques. Gallimard, 1990. - 328 p. Электронные ресурсы

Татаркевич В. История философии (античная и средневековая философия)

//http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/history_fil/index.htm Философская энциклопедия. Под ред. В. Е. Кемерова. -http//terme.ru/dictionary/183/word/intuitivism

Франк C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. - http:// old.religiology.org/index.php?page=218 Фихте И. Г. Назначение человека. -

http://elenakosilova.narod.ru/studia/fichte.htm

М. А. Киссель. Интуитивизм. - http: // www.onlinedics.ru / slovar/ fil / i / intuitivism.html.

Словарь по этике (Под реакцией И. Кона, 1981). -http: // www.psyoffice.ru / 6 - 522 - teonomnaya - yetika.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.