Становление и развитие искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ярмош, Анастасия Сергеевна

  • Ярмош, Анастасия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 283
Ярмош, Анастасия Сергеевна. Становление и развитие искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв.: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2013. 283 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ярмош, Анастасия Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Зарождение искусства фарфора Дании и Швеции в XVIII столетии

1.1 Фаянсовые и фарфоровые производства в Дании и Швеции в XVIII столетии

1.2 Стилевые и декоративные особенности искусства фаянса и фарфора Дании и Швеции в 1730-1790 годы

Глава 2. Сервиз «Флора Даника» в контексте истории Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры в конце XVIII века

2.1 «Ботанические» росписи в европейском фарфоре второй половины XVIII века

2.2 История создания сервиза «Флора Даника» и особенности его декоративно-композиционного решения

2.3 «Флора Даника» и международная политика Екатерины II: к вопросу о заказчике сервиза

Глава 3. Развитие искусства фарфора Дании и Швеции в XIX столетии

3.1 Основные этапы и историко-культурные особенности развития фарфорового производства в Дании и Швеции в XIX веке

3.2 Эпоха историзма и художественные особенности фарфора Дании и Швеции (1830- 1880 гг.)

3.3 Эволюция форм и декоративных решений в изделиях фарфора Дании и Швеции последней четверти XIX века

3.4 Фарфор Дании и Швеции на Всемирных выставках последней четверти XIX столетия

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв.»

Введение

Искусство Дании и Швеции сегодня представляет серьезный исследовательский интерес, вызванный и интенсивными процессами межкультурной интеграции России и стран Скандинавского региона, и расширением исследовательского поля современного искусствоведения, все более увлекающегося изучением малоизвестных явлений в искусстве, в том числе - и декоративно-прикладном. Так, керамическое искусство Скандинавии более всего известно сегодня в его самом ярком, общепризнанном проявлении - фарфоре эпохи модерна, художественное своеобразие которого описано и исследовано очень подробно. Но теперь все более актуальным становится бывший ранее на периферии или даже за границами научных интересов вопрос о том, как небольшие северные страны пришли к столь феноменальному успеху, на каких путях и когда зарождалось будущее художественное совершенство. Данное диссертационное исследование посвящено решению этого вопроса и целого ряда искусствоведческих проблем, с ним связанных.

Актуальность исследования процессов становления и развития искусства фарфора в Дании и Швеции ХУШ-Х1Х веков определена назревшей необходимостью изучения его истории - истоков, генезиса и эволюции. Сегодня необходимо ввести в научный оборот искусствознания богатейшие, но почти неизвестные материалы о раннем фарфоре Скандинавии, которые не только восполнят исторические «лакуны», но и позволят значительно расширить границы восприятия, познания и понимания декоративно-прикладного искусства в целом, поскольку этапы и пути развития искусства фарфора в скандинавском регионе типологически сходны с аналогичными явлениями в других национальных культурах. Исследование таких материалов позволяет выявить особенности историко-культурного и художественного развития искусства фарфора в Дании и Швеции в период до

конца XIX века и описать его как целостное, оригинальное и самобытное явление в европейском контексте.

Степень научной разработанности темы. В отечественной науке обращения к датскому и шведскому фарфоровому производству крайне редки. Единственными русскими источниками являются небольшие и немногочисленные заметки в справочной литературе, марочниках и единичные статьи искусствоведов, обращенные к более поздним периодам истории Королевской фарфоровой мануфактуры в Копенгагене, а также -появившиеся в последние годы материалы каталогов тематических выставок.

Интерес к фарфору Дании у наших соотечественников возник еще в начале XX века, но не был продолжительным. Среди публикаций можно указать на статью П. П. Марсеру «Датский фарфор и Королевская копенгагенская фарфоровая фабрика»1, посвященную краткому обзору истории датского фарфорового производства и анализу предметов из коллекции Марии Фёдоровны и Александра III. Почти до 1990-х годов серьезных публикаций по этой теме в России не появляется, что объясняется характером развития исследований фарфора. Интерес к изучению фарфора в отечественной науке складывается достаточно поздно - на рубеже XIX и XX столетий (А. Н. Бенуа, С. Н. Тройницкий, Н. Ротштейн, А. Н. Кубе, Б. Н. Эмме, Э. К. Кверфельдт), а в последующие годы искусствоведы уделяли внимание прежде всего изучению собственных музейных хранений и коллекций. Отсутствие в музейных собраниях России образцов скандинавского фарфора XVIII века предопределило его забвение и исключение из научного оборота. Тем не менее, на протяжении 1960-1990 годов в отечественной науке складывается традиция исследования европейского фарфора. Среди исследователей, обратившихся к его изучению, были Р. С. Соловейчик2, К. С. Бутлер3, Н. Ю. Казакевич4, Т. Ю. Бирюкова5,

1 Марсеру П. П. Датский фарфор и Королевская копенгагенская фарфоровая фабрика // Искусство и художественная промышленность. 1899. №8-9. С. 755-768.

2 Соловейчик Р. С. Западноевропейский фарфор XVIII-XIX вв. М.: Искусство, 1956; Соловейчик Р. С. Фарфор заводов Тюрингии XVIII - начала XIX века. Л.: Аврора, 1975.

3 Бутлер К. С. Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1977.

6 7

Т. Д. Карякина , Л. В. Ляхова . Благодаря трудам этих ученых, сегодня в отечественной истории искусства достаточно полно исследованы ключевые европейские производства немецких земель, Вены, Франции и Англии. Монографические работы и музейные каталоги, созданные этими учеными, составили историографическую основу для последующих разысканий в области искусства фарфора, что позволило развивать более специфические, дифференцированные темы. Эта тенденция хорошо прослеживается в диссертационных исследования последних лет. Среди них необходимо

указать на работы Е. С. Кащенко8, А. В. Трощинской9, Т. Д. Карякиной10, Н.

11 12 В. Сиповской , В. А. Малолеткова . В последние годы стали появляться

отдельные научные статьи, посвященные истории фарфорового производства

Дании. Среди них обращают на себя внимание работы Т. Носович (1992,

2009) и Л. В. Ляховой (2009).

Одним из первых отечественных каталогов фарфора Дании и Швеции

стало издание «Фарфор и стекло Дании и Швеции. 1880-1930» (1991),

созданное под редакцией Т. Закке и Т. Носович. В нем были представлены

предметы эпохи модерна из коллекций Латвийского музея зарубежного

искусства и ГЗМ «Петергоф». Иллюстративную часть предварял небольшой

историко-культурный очерк, в большей степени посвященный развитию

мануфактур Дании и Швеции на рубеже ХУШ-Х1Х столетий. Последующие

4 Казакевич Н. Ю. Севрский фарфор XVIII века в Эрмитаже. Каталог. СПб.: Нестор, 2003; Казакевич Н. Ю. западноевропейский фарфор в Эрмитаже. История собрания. СПб.: Нестор-История, 2005; Казакевич Н. Ю. Венский фарфор XVIII века в Эрмитаже. Каталог. СПб.: Нестор-История, 2007.

5 Бирюкова Т. Ю. Французская фарфоровая пластика XVIII века. Л.: Гос. Эрмитаж, 1962; Бирюкова Т. Ю. Севрский фарфор XVIII века. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2005.

6 Карякина Т. Д. Мастера западноевропейского фарфора XVIII века. М.: Спутник+, 2006.

7 Ляхова Л. В. Мир Запада и миф Востока. Запад и Восток в тематике раннего мейсенского фарфора. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2007.

8 Кащенко Е. С. Зарубежные собрания русского фарфора второй половины XVIII - XIX вв. И их создатели: Германия, Северная Европа, США: дис. ... канд. иск.: 17.00.09 / Кащенко Елена Сергеевна. - СПб., 2004. -218 с.

9 Трощинская А. В. Взаимодействие и синтез художественных моделей Запада и Востока в искусстве фарфора в России конца XVII - начала XIX веков: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Трощинская Александра Викторовна. - М., 2009. - 336 с.

10 Карякина Т. Д. Западноевропейский фарфор в контексте культуры XVIII века и проблемы стилистической эволюции: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Карякина Татьяна Дмитриевна. - М., 2009. - 546 с.

11 Сиповская Н. В. Фарфор в русской художественной культуре XVIII века: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Сиповская Наталия Владимировна. - М., 2010. - 374 с.

12 Малолетков В. А. Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети XX - начала XXI вв.: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Малолетков Валерий Александрович. - М., 2010. - 344 с.

два издания о датском фарфоре также были связаны с научной деятельностью специалистов Петергофа. В 1995 году в указанном музейном комплексе проходила выставка «"Флора Даника": сервиз датских королей», к которой было приурочено издание каталога. Он был посвящен подробному описанию истории сервиза «Флора Даника» и отчасти развитию Королевской мануфактуры в Копенгагене на рубеже XVIII и XIX столетий.

В этой связи важно отметить и каталог выставки «Датский фарфор 1880-е - 1917», изданный коллективом авторов ГМЗ «Петергоф». Авторы этого издания многогранно осветили заявленную тематику, посвятив отдельные статьи истории датского фарфорового производства, биографии императрицы Марии Федоровны, вопросам формирования коллекции фарфора Дании в России. Сегодня это единственное издание, представляющее собой наиболее интересное и достаточно полное историческое исследование датского фарфора эпохи модерна. Отдельные упоминания о фарфоровом производстве Дании и Швеции встречаются и в изданиях справочного характера - марочниках. Фактический материал содержит классический марочник В. Борока и Т. Дулькиной (1998). Помимо традиционного воспроизведения маркировок фарфоровых производств Дании и Швеции XVIII-XX столетий, там представлены многочисленные варианты личных подписей художников и модельеров завода. Вплоть до середины 2000-х годов этот марочник оставался единственным в отечественной науке изданием, где были более подробно освещены скандинавские производства. В 2007 году была опубликована работа московских исследователей А. А. Воробьева и А. Г. Рыбака «Марки фарфора и фаянса Дании и Швеции». Авторы во многом дополнили и уточнили специфику маркировок мануфактур, однако в части истории производства ограничились скромными комментариями, предваряющими списки маркировок.

Зарубежные исследования, обращенные к изучению художественной деятельности скандинавских керамических мануфактур, более

многочисленны, но обладают, тем не менее, определенной спецификой. Обзорные работы, как правило, упоминают о датчанах наравне со шведами, в то время как монографические труды посвящены либо о датскому, либо шведскому фарфору. В зарубежной науке, таким образом, не представлено ни одного исследования, решающего задачу комплексного изучения истории деятельности фаянсовых и фарфоровых мануфактур Дании и Швеции как единого художественного явления в скандинавском регионе. Одной из

первых монографий о Королевской фарфоровой мануфактуре в Копенгагене

1 ^

является работа английского исследователя Артура Хайдена , представляющая собой набор самостоятельных исторических очерков, посвященных отдельным периодам в истории мануфактуры до второго десятилетия XX века. Работы, изданные в последующие десятилетия, посвящены отдельным аспектам деятельности копенгагенского завода. Среди них следует выделить публикации Е. Стюарт14, М. Данфорт15 и Б. Гранджан16. Большое количество изданий о датском фарфоре приурочено к 1975 году. Этот всплеск интереса был вызван тем, что Королевская мануфактура праздновала в это время свой 200-летний юбилей.

Исследования, посвященные вопросам зарождения и развития фаянсовых и фарфоровых производств в Швеции немногочисленны, и в основном представлены в шведской и американской научной литературе. Крупнейшим исследователем фарфора фабрики Рёрстранд является Б. Нистрём. В его работах последовательно и подробно разрабатываются вопросы как исторического развития мануфактуры, так и художественных

17

особенностей её изделий . Истории шведского фаянса и фарфора посвящены отдельные публикации 1937-2005 годов Е. Хекшер, Э. Вэттенгрена,

13 Hayden A. Chats ofRoyal Copenhagen porcelain. London: 1918, 1921. (1918, 1921)

14 Stuart E. M. The Story ofRoyal Copenhagen // Fine Art's Journal. 1915. Vol. 33, № 3. pp. 384-399.

15 Danforth M. The royal Copenhagen Porcelain // Art & Life. 1919. Vol. 11, № 1. pp. 31-35.

16 Grandjean B. L. Flora Danica stellet. Kobenhavn : A.G. Hassing, 1950 ; Grandjean B. The Royal Copenhagen Porcelain Manufactory. Copenhagen : [Amagertov 6], 1975.

17 Nyström В. Rörstrandt porcelain: Art Nouveau masterpieces: the Robert Scheiber Collection. New-York: Abbeville Press Publishers, 2005; Nyström В., Brunius J. Rörstrand 280 âr med fajans, flintgods, porslin and stehgods. ICA bokforlag, 2007; Nyström В. Rörstrandt and porslinfabrik. Filadelfiakyrkan: en historiks aterblick. Stockholm : Filadelfiaforsamlingen, 2010.

1 о

А. Бэкштрёма, К. Энкерберга, X. Далбек-Люттеман . Отдельные упоминания фактов из истории фарфора Дании и Швеции можно найти в больших обзорных трудах европейских и американских исследователей -А. Траймбла (1962), Р. Хэггэра (1968), Л. Богера (1971), Э. Элдриджа (1970), П. Майстера и X. Ребера (1983). Зарубежные специалисты, занимающиеся проблематикой искусства фарфора в целом, особое внимание обращают на период развития Королевской мануфактуры Копенгагена и шведского Рёрстранда рубежа XIX и XX веков. Это обусловлено тем, что западное искусствознание придает большое значение эпохе скандинавского модерна в фарфоре.

Помимо упомянутых трудов, необходимо указать и исследования,

косвенно относящие к разрабатываемой теме, в частности - на ряд

материалов об истории развития фарфоровых производств в Европе на

рубеже XIX-XX веков. В этом плане представляют интерес отдельные

положения монографии Р. Розенталя и X. Ратцки о прикладном искусстве

Нового времени19. Важно упомянуть и статью английского исследователя И. 20

X. Рид , посвященную экономическим аспектам истории европейского производства твердого фарфора в XVIII столетии. Вопрос определения степени независимости и относительной успешности датчан и шведов в рассматриваемый период затрагивает в своей обзорной работе Д. Саваж21, который выделяет Датскую мануфактуру как первую среди других скандинавских производств.

Обзор основных исследований и публикаций, посвященных искусству фарфора Дании и Швеции, позволяет сформулировать положение о том, что

18 См.: Heckscher E.F. De svenska manufakturerna ander 1700-talet // Ekonomisk Tidskrift. 1937. № 6. P. 153-221; Wettergren E. Swedish Pottery: Rörstrand and marieberg. Part I // The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1943, December. Vol. 83. № 489. P. 308-311; Wettergren E. Swedish Pottery: Rörstrand and marieberg. Part II // The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1944. Vol. 84, № 490. P. 16-21; Baeckström A. Rörstrand och dess tillvekningar, 1726-1926. Stockholm : Nordiska Museet, 1981; Ankarberg C., Nyström В. Rörstrand I Stockholm. Tegelbruk, fajansmanufactur och keramisk storindustri 1270-1926. Stockholm : Stockholmia Förlag, 2007; Dahlbäck-Lutteman H. Sweden ceramics // Oxfordart. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oxfordartonline.com:80/subscriber/article/grove/art/T082574pg7.

19 Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства Нового времени. М. : Искусство, 1971.

20 Reed I. Н. The European Hard-Paste Porcelain Manufacture of the Eighteenth Century // The Journal of modern history. 1936. Vol. 8, № 3. P. 273-296.

21 Savage G. Porcelain through the ages. New-York: Penguin book, 1962.

изучение этой проблемы носит несистематический характер, что в выражено, в том числе, и в отсутствии традиции комплексного исследования развития искусства фарфора в Скандинавии ХУШ-Х1Х веков.

Объектом исследования в диссертационной работе является фарфор Дании и Швеции ХУШ-Х1Х веков как самобытный феномен в истории европейского декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - эволюция художественных и стилистических особенностей искусства фарфора Дании и Швеции XVIII - XIX веков в процессе становления и развития производств Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (Дания); мануфактур Рёрстранд, Мариеберг и Густавсберг (Швеция).

Целью диссертационной работы является выявление стилевой принадлежности, оригинальных художественных черт, характера формообразования и принципов декорирования скандинавской фарфоровой керамики второй половины XVIII - XIX веков в их историческом развитии, а также - определение ее роли и места в системе декоративно-прикладного искусства Европы.

Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи:

1. Выявить архивные источники и документы, фактологические, историографические и научно-исследовательские материалы, позволяющие изучить и получить обобщающие данные о процессах становления и развития искусства фарфора в Дании и Швеции XVIII -XIX века;

2. Определить специфику и исторические особенности процессов формирования фаянсового и фарфорового производства в Дании и Швеции на протяжении второй половины XVIII - XIX вв.

3. Исследовать своеобразие стилевых, композиционных и художественно-образных особенностей произведений фарфора Дании и Швеции в их историческом развитии;

4. Проследить направление художественной эволюции декоративных решений фарфора Дании и Швеции, уточнить ее этапы и периодизацию;

5. Выявить национальную специфику художественной образности изделий фарфора Дании и Швеции в ХУШ-Х1Х веках.

Границы исследования были определены ключевыми этапами в истории развития искусства фарфора в Дании и Швеции ХУШ-ХГХ вв. Хронологические рамки ограничены основанием первых фарфоровых мануфактур в регионе (1720-е гг.) и возникновением феномена «кроговского» модерна (1890-е гг.). Географические границы обусловлены историческим контекстом развития скандинавского региона, где в ХУШ-ХГХ вв. лидерами являлись Дания и Швеция (Финляндия в этот период не существует как независимое государство, на ее территории до 1880-х гг. не выявлено ни одного фарфорового производства; Норвегия обрела независимость после расторжения шведско-норвежской унии в 1905 г.).

Материалы и источники были определены характером темы исследования. В процессе разработки поставленных исследовательских задач были изучены коллекции фаянса и фарфора следующих музейных фондов: Государственный Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», Музей искусства и дизайна (г. Копенгаген), Национальный музей Дании (г. Копенгаген), Музей Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (г. Копенгаген), музей дворца Амалиенборг (г. Копенгаген), музей дворца Розенборг (г. Копенгаген), Шведский национальный музей (г. Стокгольм), Государственный исторический музей (г. Стокгольм), Северный музей (г. Стокгольм), Музей фарфора (г. Густавсберг). Предметы, хранящиеся в вышеуказанных музейных собраниях, составили ключевую группу материальных источников, легших в основу исследования.

В связи с междисциплинарным подходом к решению поставленных научных задач в процессе работы привлекался богатый исторический материал, в частности - мемуаристика, материалы дипломатической и

частной переписки, архивные источники (из фондов архива СПБИИ РАН, Королевской библиотеки Копенгагена, Королевской библиотеки Стокгольма).

Фактологическая база исследования. В процессе работы над диссертацией были осуществлены:

- научно-исследовательские стажировки, совершенные автором в Данию (2009, 2011), и Швецию (2011). В ходе стажировок проводилось ознакомление с предметами искусства фарфора музейных фондов г. Копенгагена и г. Стокгольма и работа в архивах фондах Королевской библиотеки Стокгольма и Королевской библиотеки Копенгагена.

- исследование коллекций скандинавского фарфора в следующих фондах: Государственный Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Гатчина», Музей искусства и дизайна (г. Копенгаген), Национальный музей Дании (г. Копенгаген), Музей Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (г. Копенгаген), музей дворца Амалиенборг (г. Копенгаген), музей дворца Розенборг (Копенгаген), Шведский национальный музей (г. Стокгольм), Государственный исторический музей (г. Стокгольм), Северный музей (г. Стокгольм), Музей фарфора (г. Густавсберг).

- изучение материалов следующих фондов и хранений: РНБ, РГБ, библиотека Государственного Эрмитажа, Королевская библиотека Стокгольма, Королевская библиотека Копенгагена. Методологическая основа исследования обусловлена характером

заявленной темы и поставленной исследовательской целью. Сложность и многомерность изучаемого материала предопределила необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к его анализу и интерпретации. В рамках реализации поставленных задач была использована следующая группа методов: культурно-исторический, который позволил уточнить исторический контекст и определить сопутствующие культурные процессы, в рамках которых происходило зарождение и развитие фаянсового и

фарфорового производства в Скандинавии; иконологический, позволивший выявить источники художественной образности фарфора Дании и Швеции, имеющие историко-культурное происхождение; художественно-стилистический анализ использовался с целью определения принципов формообразования, композиционных особенностей росписи и декорирования предметов фарфора Дании и Швеции; иконографический метод, способствующий определению характерных черт и особенностей программ росписи фарфоровых изделий, был использован в сочетании со сравнительно-аналитическим, что дополнительно позволило выявить изобразительные источники росписи фарфора Дании и Швеции. Совокупность основных методов была дополнена семиотическим и текстологическим анализами. Подобный подход представляется наиболее плодотворным и оправданным в исследовании явлений декоративно-прикладного искусства.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественной и зарубежной искусствоведческой науке осуществлено комплексное исследование исторических процессов зарождения, становления и развития фарфорового производства Дании и Швеции ХУШ-Х1Х вв. По-новому в диссертационном исследовании осмыслен ранний скандинавский фарфор: как уникальное, эстетически значимое, самостоятельное явление со сложившейся национальной спецификой. Такое понимание произведений фарфора Скандинавии формулируется впервые и в корне отличается от предшествующих его оценок. В рамках исследования была уточнена периодизация этапов развития декоративных решений в оформлении предметов фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв.; выявлены характерные для каждого из определенных этапов художественно-стилистические черты фарфоровых изделий Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (Дания); мануфактур Рёрстранд, Мариеберг и Густавсберг (Швеция). Впервые была предложена классификация художественных стилизаций скандинавского фарфора 1830-1870 годов. В

рамках диссертационного исследования были введены в научный оборот новые архивные материалы, в том числе поименные списки мастеров шведских мануфактур Рёрстранд и Густавсберга, составленные Г. Страле.

Теоретическая значимость работы заключена в расширении границ научного исследования европейского декоративно-прикладного искусства в области формирования комплексного представления об истории искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв., которое представлено в виде подробного стадиального описания развития фарфорового производства данных стран и определения эволюции художественно-стилевых черт их изделий на протяжении двух столетий. Исследование показало актуальность теоретико-методологических принципов междисциплинарности (использование данных из смежных областей наук: история, культурология, экономика, философия) для искусствоведческих исследований в области прикладного искусства.

Практическая значимость исследования связана с научной, музейной и педагогической практической деятельностью. Результаты, достигнутые в ходе исследования, могут быть использованы в музейной работе в процессе атрибуции предметов при ее восполнении или уточнении; они будут востребованы при создании научных трудов в области истории искусства Европы и стран Скандинавии, при составлении учебных пособий и справочников по истории декоративно-прикладного искусства. Отдельные материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и организации тематических выставок и лекционных циклов.

Достоверность результатов исследования и обоснованность научных доводов и положений обеспечена характером материалов, выявленных в архивных и музейных фондах и ставших основой исследования; комплексным междисциплинарным подходом к изучению поставленных проблем; согласованностью сформулированных в ходе исследования теоретических предпосылок с методологической базой и спецификой материала; полнотой охвата памятников искусства; использованием

широкого круга научных работ на разных языках. Теоретические выводы, сформулированные в результате детального рассмотрения материала и источников, обоснованы и подтверждены убедительными примерами.

Также следует указать на научные достижения, свидетельствующие о научной новизне и значимости полученных результатов, среди которых можно выделить проведенную атрибуцию отдельных памятников искусства фарфора Дании и Швеции в отечественных музейных собраниях и выявление значимых архивных материалов, расширяющих современное научное знание об истории и принципах экспонирования и коллекционирования скандинавского фарфора.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Развитие искусства фарфора Дании и Швеции в ХУШ-Х1Х столетиях происходит в условиях становления идей национальной самоидентичности, которые непосредственно влияют на формирование художественной образности изделий скандинавских мануфактур. Это явление было единым для скандинавского региона без искусственной дифференциации на национальную принадлежность.

2. Искусство фарфора Скандинавии в ХУШ-ХГХ столетиях представлено мануфактурами Дании и Швеции, ключевыми из которых являются Королевская Копенгагенская фарфоровая мануфактура, Рёрстрандт, Мариеберг, Густавсберг. Процесс их развития носит неравномерный характер и зависит от сопутствующего историко-культурного контекста.

3. Основными источниками формирования декоративных и композиционных моделей оформления произведений шведского и датского фарфора в XVIII в. являлись произведения китайского искусства фарфора династии Мин, предметы производства Делфта и Мейсена, английских и французских мануфактур, «народное» искусство скандинавского региона.

4. Конкурентного уровня развития скандинавские мануфактуры достигают к концу XVIII столетия. К этому времени формируются индивидуальные черты художественного оформления изделий, поддержанные высокими

достижениями технико-технологического характера. Эта тенденция выражается в появлении программных произведений искусства, например, в сервизе «Флора Даника».

5. На протяжении XIX столетия художественно-стилистические особенности изделий шведского и датского фарфора развиваются в рамках идей историзма. Художественные модели этого периода связаны с феноменом стилизации (стилевых направлений): неоклассика, неорококо, этноархаика (обращение к образам древнескандинавского мифа), ретроспективно-живописная стилизация (воспроизведение образцов исторической живописи).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ярмош, Анастасия Сергеевна, 2013 год

Список литературы

1. Агаркова, Г. Д. 250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге. 1744-1994 : монография / Г. Д. Агаркова, Н. С. Петрова. — СПб. : ЛФЗ-Дезертина, 1994. — 249 с.

2. Арапова, Т. Б. Дальневосточный фарфор в России XVIII - нач. XX в. : каталог выставки / Т. Б. Арапова, Т. В. Кудрявцева. — СПб. : Славия-Интербук, 1994. — 63с.

3. Арбман, X. Викинги : монография / X. Абрам [Пер. с англ. Ереминой Н. В.]. — СПб. : Евразия, 2003. — 269 с.

4. Бенн, С. Одежды Клио / С. Бенн. — М. : Канон, 2011. — 303 с.

5. Бирюкова, Т. Ю. Севрский фарфор XVIII века : каталог коллекции / Т. Ю. Бирюкова, Н. И. Казакевич. — СПб. : Гос. Эрмитаж, 2005. — 479 с.

6. Бирюкова, Т. Ю. Французская фарфоровая пластика XVIII века : монография / Т. Ю. Бирюкова. — Л. : Гос. Эрмитаж, 1962. — 310 с.

7. Богданович, Е. В. К серебряной свадьбе царя и царевны. 1866-1891 : сборник. — СПб. : тип.-лит. Р. Голике, 1891. — 40 с.

8. Борок, В. Марки европейского фарфора. 1710-1950 / В. Борок, Т. Дулькина. — М. : Аксанит-Информ, 1998. — 427 с.

9. Бутлер К. С. Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа / К. С. Бутлер. — Л. : Аврора, 1977. — 33 с.

10. [Верховской Н. П.] Норвегия и Швеция. Из записной книжки случайного туриста. — Варшава : тип. Губ. правл., 1898. — 35 с.

11. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 4-х т. — СПб. : ЛИТА, 2000, 2001. — 4 т.

12. Вольф, Н. Б. Императорский фарфоровый завод. 1744-1904. — СПб. : Упр. имп. з-дами, 1906. — 422 с.

13. Воробьев, А. А. Марки фарфора и фаянса Дании и Швеции / А. А. Воробьев, А. Г. Рыбак. — М. : Парад, 2007. — 160 с.

14. Воронихина, Л. Н. Сервиз с зеленой лягушкой / Л. Н. Воронихина. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — 26 с.

15. Выставка Веджвуда // Старые годы. — 1912, апрель.

16. Галерея фарфора Императорского Эрмитажа // Старые годы. — 1911, май.

17. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. —М. : Искусство, 1981. —359 с.

18. Гуревич, А. Я. «Эдда» и сага / А. Я. Гуревич. — М. : Наука, 1979.—191 с.

19. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. — М. : Искусство, 1990. — 395 с.

20. Датский фарфор в России. 1880-е - 1917 : каталог выставки / ав. ст.: А. И. Барковец и др. — СПб. : Абрис, 2006. — 151 с.

21. Дания и Россия - 500 лет : сборник статей. — М. : Международные отношения, 1996. —366 с.

22. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XV вв. / В. П. Даркевич. — М. : Наука, 1988. — 326 с.

23. Дмитриева, А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермера и делфтской живописи середины - второй половины XVII века / А. А. Дмитриева — М. : Квадрига, 2011. — 382с.

24. Дулькина, Т. И. Русская керамика и стекло XVIII-XIX века / Т. И. Дулькина, Н. А. Ашарина. — М. : Изобразительное искусство, 1978. — 326 с.

25. Жигарев, С. А. Россия в среде европейских народов. По данным истории международных общения и права. Историко-юридические очерки / С. А. Жигарев. — СПб.: тип. Мор. мин-ва, 1910. — 327 с.

26. Закке, М. Фарфор и стекло Дании и Швеции (1880-1930) из собрания Латвийского музея зарубежного искусства и Государственного музея-заповедника в Петродворце / М. Закке, Т. Н. Носович. — Рига: музей зарубежного искусства Латвийской ССР, 1991.

27. Зарубежный фарфор и стекло XVII-XX вв. — Рига: музей зарубежного искусства Латвийской ССР, 1972. — 12 с.

28. Зегер, В. Император Александр III в Фреденсборге / В. Зегер. — СПб. : [тип. М. М. Стасюлевича], 1913. — С. 51-72.

29. Иенике, Ф. Практическое руководство к живописи по фарфору, фаянсу и прочему / Ф. Иенике. — СПб., 1895. — 136 с.

30. Ивановская, В. И. Скандинавские орнаменты / В. И. Ивановская. — М. : В.Шевчук, 2008.—192 с.

31. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративно-прикладном искусстве. 1820-1890. — СПб. : Гос. Эрмитаж, 1996. — 124 с.

32. История всемирной литературы: в 9 т. / Под ред. И. П. Бердникова. — М. : Наука, 1983-1994. — 9 т.

33. История дипломатии: в 3 т. / Под ред. В. А. Зорина, В. С. Семенова, С. Д. Сказкина, В. М. Хвостова. —М. : Госполитиздат, 1959. — 1 т.

34. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: в 5 тт. / Эстетические учения Западной Европы и США (1789-1871) / под ред. Л. Я. Рейнгард. — М. : Искусство, 1967. — 1008 с.

35. Казакевич, Н. И. Венский фарфор XVIII века в Эрмитаже : каталог выставки / Н. И. Казакевич. — СПб. : Нестор-История, 2007.

36. Казакевич, Н. И. Севрский фарфор XVIII века в Эрмитаже : каталог выставки / Н. И. Казакевич. — СПб. : Нестор, 2003. — 318 с.

37. Казакевич, Н. И. Западноевропейский фарфор в Эрмитаже. История собрания / Н. И. Казакевич. — СПб. : Нестор-История, 2005. — 378 с.

38. Казакова, Л. В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна / Л. В. Казакова. — М. : Памятники исторической мысли, 2009. — 103 с.

39. [Казнаков, С.] Портрет Екатерины II на английской фаянсовой кружке. Пг., 1915,—4 с.

40. Карякина, Т. Д. Западноевропейский фарфор в контексте культуры XVIII века и проблемы стилистической эволюции : дис. ... д-ра иск. : 17.00.04 / Карякина Татьяна Дмитриевна. — М., 2009. — 546 с.

41. Карякина, Т. Д. Мастера западноевропейского фарфора XVIII века : монография / Т. Д. Карякина. — М. : Спутник+, 2006. — 338 с.

42. Карякина, Т. Д. Театральные темы в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Вестник МГХПА. — 2009. — № 2. — С. 71-86.

43. Катто-Кальвиль, Ж. П. Г. Всеобщее Швеции изображение или Краткое историческое и географическое начертание сего государства. С приобщением законоположения и всех важнейших в оном перемен. Состояние хлебопашества, торговли, промыслов, художеств, мануфактур и словесных наук. Также описание обычаев и нравов сего народа. — СПб. : Императорская типография, 1797. — 390 с.

44. Карамзин, М. Н. Письма русского путешественника / М. Н. Карамзин; под общ. ред. Ю. М. Лотмана. — Л. : Наука, 1984. — 717 с.

45. Кащенко, Е. С. Зарубежные собрания русского фарфора второй половины XVIII - XIX вв. и их создатели: Германия, Северная Европа, США : дис. ... канд. иск. : 17.00.09 / Кащенко Елена Сергеевна. — СПб., 2004. — 218 с.

46. Кудрина, Ю. В. Императрица Мария Федоровна (1847-1928 гг.). Дневники. Письма. Воспоминания. —М. : ОЛМА-Пресс, 2000. — 317 с.

47. Кузьмина, Е. В. «Белое золото» Севра: севрский фарфор XVIII века в собрании Эрмитажа / Е. В. Кузьмина. — СПб. : Государственный Эрмитаж, 2005.—38 с.

48. Ляхова, Л. В. Мир Запада и миф Востока. Запад и Восток в тематике раннего мейсенского фарфора. — СПб. : Гос. Эрмитаж, 2007. — 160 с.

49. Малолетков, В. А. Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети XX - начала XXI вв. : дис. ... д-ра иск. : 17.00.04 / Малолетков Валерий Александрович. — М., 2010. — 344 с.

50. Марсеру, П. П. Датский фарфор и королевская копенгагенская фарфоровая фабрика // Искусство и художественная промышленность. — 1899,—№8-9.— С. 755-768.

51. Международные связи России в XVII - XVIII вв. (Экономика, политика, культура) : сборник статей / под ред. Л.Г. Бескровного, М.М. Странже, П.Т. Яковлевой. — М. : Наука, 1966. — 504 с.

52. Международные отношения в начальный период Великой французской революции (1789). Сб. документов из Архива внешней политики России МИД СССР / под ред. А.Л. Нарочницкого. — М. : Наука, 1989. — 478 с.

53. Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. —М. : Советская энциклопедия, 1991. — 736 с.

54. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 томах / под ред. С. А. Токарева. — М. : Советская энциклопедия, 1991. — 2 Т.

55. На рубеже веков... : искусство эпохи модерна : сборник статей / под ред. Т. В. Panne. — СПб. : Государственный Эрмитаж, 2006. — 158 с.

56. Мозаика: фрагменты истории шведской культуры / под ред. Т. А. Тоштендаль-Салычева. — М. : РГГУ, Российско-шведский научно-учебный центр, 2006. — 333 с.

57. Некрасова-Каратеева, О. JI. Трёхсотлетняя слава мейсенского фарфора // Общество. Среда. Развитие. — 2010. — № 4(17). — С. 161-164.

58. Носович, Т. О творческих связях императорского фарфорового завода и датской королевской мануфактуры // Из истории дворцов и коллекций : сборник статей / под ред. В. Гусарова. — СПб.: Ин-т «Студия биографика», 1992, — 188 с.

59. Петухов, А. Ар Деко и художественная жизнь Франции первой четверти XX века. — М. : МАКС-Пресс, 2002. — 173 с.

60. Под знаком орла. Искусство ампира : каталог выставки. — СПб. : Государственный Эрмитаж, Славия. — 1999. — 104 с.

61. Полное Собрание законов Российской Империи. T. XXIV, С. 230, № 17.635; 1796, Декабря 12. СПб.: тип. 2 Отд-ия Собств. е.и.в. канцелярии, 1830-1851.

62. Прахов, А. Историческая выставка предметов искусства 1904 года в Санкт-Петербурге. — СПб. : [т-во Р. Голике и А. Вильборг], 1908. — 323 с.

63. Прикладное искусство Западной Европы и России: материалы и исследования / под. ред. Н. Ю. Бирюковой. — JI. : Гос. Эрмитаж, 1983. — 152 с.

64. Путешествия братьев Демидовых по Европе. Письма и подневные журналы. 1750 - 1761. М. : Индрик, 2006.

65. Раздольская, В. И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм : монография / В. И. Раздольская. — СПб. : Азбука-классика, 2009, —368 с.

66. Райский, П. Парижская выставка 1889 года. — СПб., 1889.

67. Реклю, Э. Народы и страны Западной Европы: В 12 т. — М.: [Типография т-ва И.Д. Сытина], 1915. — 12 Т.

68. Розенталь, Р., Ратцка X. История прикладного искусства Нового времени.

— М. : Искусство, 1971. — 224 с.

69. Ротштейн, Н. Сервиз с зеленой лягушкой // Старые годы. — 1910, февраль.

70. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. — М. : Искусство, 1989. —293 с.

71. Сванидзе, А. А. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. — М. : Наука, 1980.—360 с.

72. Сиповская, Н. В. Искусство и быт в культуре фарфора: к вопросу о художественных взглядах в России второй половины XVIII века : автореф. дис. ...канд. иск.: 17.00.04 / Сиповская Наталия Владимировна. — М., 1992.

— 21 с.

73. Сиповская, Н. В. Обеды «К случаю»: настольные украшения XVIII века // Развлекательная культура России, XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории : сборник статей / под ред. Е. В. Дукова. — СПб. :Д. Буланин, 2000.

74. Сиповская, Н. В. Фарфор в русской художественной культуре XVIII века: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Сиповская Наталия Владимировна. - М., 2010. -374 с.

75. Соколова, Т. М. Орнамент - подчерк эпохи. — JI. : Аврора, 1973. — 148 с.

76. Соловейчик, Р. С. Западноевропейский фарфор XVIII-XIX вв. — М. : Искусство, 1956. — 49 с.

77. Соловейчик, Р. С. Фарфор заводов Тюрингии XVIII - начала XIX века. — Л. : Аврора, 1975. — 158 с.

78. Тодорова, С. М. Орнаментика рунических камней: от символа к образу (на материалах Швеции XI век) // Скандинавские чтения 1998 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты : сборник статей — СПб., 1999. —С. 35-40.

79. Тройницкий, С. Н. Фарфор Императорского Эрмитажа. — СПб. : [изд-во журнала «Старые годы»], 1911. — 52 с.

80. Трощинская, А. В. Взаимодействие и синтез художественных моделей Запада и Востока в искусстве фарфора в России конца XVII - начала XIX веков: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Трощинская Александра Викторовна. - М., 2009.-336 с.

81. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда. — М. : Изд-во МГУ, 1994. — 246 с.

82. Человек XVII столетия : сборник статей / под ред. А. А. Сванидзе, В. А. Ведюшкина. — М. : ИВИ РАН, 2005. — 202 с.

83. Уляницкий В. А. Русские консульства за границей в XVIII веке. — М. : [состоящая при Моск. глав, архиве М-ва ин. дел Комис. печатания гос. грамот и договоров], 1899. — 1552 с.

84. Успенский, Б. А. Семиотика искусства. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — 360 с.

85. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков / под ред. Б. И. Пуришева, Р. О. Шор. — М. : Изд-во Мин. Прос. РСФСР, 1953. — 704 с.

86. Эмме Б. Н. Русский художественный фарфор. — М. : Искусство, 1950. — 162 с.

87. Эстетика Морриса и современность : сборник статей / под ред. В. П. Шестакова. —М. : Изобразит, искусство, 1987. —233 с.

88. Aldridge, Е. Porcelain. — New-York : Grosset & Dunlap, 1970. — 201 p.

89. Ankarberg, C. Rorstrand I Stockholm. Tegelbruk, fajansmanufactur och keramisk storindustri (1270-1926) / C. Ankarberg, B. Nystrom. — Stockholm : Stockholmia Forlag, 2007. — 378 p.

90. Bancroft H. H. Yhe Book of the Fair an Historical and Descriptive presentations of the World's Science, Art, and Industry, as Viewed through the Columbian Exposition an the Chicago in 1893. Chicago: Bancroft Co., 1893. -1004 p.

91. Baeckström, A. Rörstrand och dess tillvekningar, 1726-1926. — Stockholm : Nordiska Museet, 1981.

92. Bandet, F. Historiskt-geografiskt och statistiskt lexikon öfner Sverige. — Stockholm : Hammars förlag, 1864.

93. Blemm, G. Die Königlish Sächische Porzellan-Sammlung. — Dresden : [Verlag der waltherschen Hofbuchhandlung], 1834.

94. Boger, L. A. The dictionary of world pottery and porcelain. — New-York : A. &C. Black, 1971, —533 p.

95. Bohn, H.G. A guide to the knowledge of pottery, porcelain and other object of vertu. — London : H.G. Bohn, Covent Garden, 1857.

96. Boisgelin, de L. Travels through Denmark and Sweden, to which is prefixed a Journal of a Voyage down the Elbe from Dresden to Hamburgh. — London : [Wilkie and Robinson, and George Robinson, Paternoster-Row], 1810.

97. Bormann, R. Moderne Keramik. — Leipzig, 1902. — 187 s.

98. Branner, J. C. Bibliography of clays and the ceramic arts. — Washington: Government printing office, 1896.

99. Chaffers, W. Marcs and Monograms on Pottery and Porcelain with short historical notices of each manufactory. — London : Davy J. and sons, Long acre 137. CID. IDCCC.LXIII.

100. Christensen V. P. Danish porcelain in the eighteenth century // The Connoisseur. — 1922. Nov. — 3 p.

101. Danforth, M. The Royal Copenhagen Porcelain // Art & Life. — 1919. — Vol. 11, No 1.—pp. 31-35.

102. Das Flora Danica Service. 1790-1802. Höhepunkt der Botanischen Porzellanmalerei. — Berlin : Det Kongelige Udstillingsfond, 1999. — 277 p.

103. Den Kongelige Porcelainsfabriks platter, The Royal Copenhagen Porcelain Manufactory plates. — Kbh : Den Kongelige Porcelainsfabrik AS : i kommission hos Gyldendal, 1970. — 120 s.

104. Eidelberg, M. Myths of Style and Nationalism: American Art Pottery at the Turn of the Century // The Journal of Decorative and Propaganda Arts. — 1994. — Vol. 20.—pp. 85-111.

105. Falke, J. The Vienna Exhibition in Connexion with Art-Industry. Art-Production in Glazed Pottery // The Workshop. — 1873. — Vol. 6, No 12. — pp. 177-179.

106. Falke, O. von. Das Porzellan. Die Krisis im kunstgewerbe. — Leipzig, 1901.

— 116 s.

107. Flora Danica og det danske hof, udstilling af porcelaens-, guld- og solvservice.

— Kbh : Den kongelige Udstillingsfond, 1990. — 269 s.

108. Fölsing, U. Eine botanische Enzyklopädie auf Tellern und Tassen: Flora Danica, kopenhagener Porzellan // Kunst & Antiquitäten. —1994. — № 10. — pp. 26-30.

109. Forsell, C. Statistik von Schweden nach öffentlichen Dokumenten. — Lübeck : Rohdenschen Buchhandlung, 1835. — 158 s.

110. Fredstrup, S. B. Figurer og andre plastiske arbejder fra deu Kongelige Porcelainnsfabrik i periodeu 1780-1820.—Kopenhagen, 1939.

111. Gere, S. European Decorative Arts at the World's Fairs: 1850-1890 // The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series. —1998-1999. — Vol. 56, No. 3.—pp. 1-56.

112. Grandjean B. L. Flora Danica stellet. —Kobenhavn : A.G. Hassing, 1950. — 80 s.

113. Grandjean B. L., Heisted D., Bodeisen M. The Royal Copenhagen Porcelain Manufactory. 1775-1975. Kongelige Porcelainsfabrik & Fajancefabriken Aluminia. — Copenhagen : [The Manufactory, Amagertorv 6], 1975. — 134 p.

114. Gregor, mac J. Commercial Statistic. A Digest of the productive resources commercial legislation, customs tariffs, navigation, port and quarantine laws, and charges, shipping, imports and exports, and the monies, weights and measures of all nations in V volumes. Vol. II. — London : Whittaker and Co., 1850. — pp. 861 -862.

115. Haggar, R. Encyclopedia of continental porcelain and ceramics. — New-York: Praeger, 1968.

116. Hayden, A. Chats of Royal Copenhagen Porcelain. — London, 1928. — 424 P-

117. Heckscher, E. F. De svenska manufakturerna ander 1700-talet // Ekonomisk Tidskrift, Arg. 39, haft 6. — 1937. — V. 39, № 6. — pp. 153 - 221.

118. Jackson, A. Imagining Japan: The Victorian Perception and Acqisition of Japanese Culture // Journal of design History. — 1992. — Vol. 5, No 4. —pp. 245 -256.

119. Kent, N. The Triumph of Light and Nature. Nordic Art: 1740-1910. — London : Thames and Hudson, 1992. — 240 p.

120. Krog A., Ph. Schou. Royal Copenhagen Porcelain. — Copenhagen, 1895. — 8 p.

121. Lack W., Baer W. Ein «botanisches» Poryellanservice aus Berlin für Kaiserin Josephine // Botanischer Garten und botanisches Museum. —Berlin : Dahlem, 1978,—259 s.

122. Lauring, P. A History of the Kingdom of Denmark. — Copenhagen : Host&Son, 1976. — 256 p.

123. Lobanov-Rostovsky, A. Russia and Europe. 1789-1825. — Durham : Greenwood press, 1968. — 448 p.

124. Marryat, J. A History of Pottery and Porcelain. Mediaeval and Modern. — London : John Murray [Albemarle street], 1857. — 472 p.

125. Meister, P. W., Reber, H. European porcelain of the 18th century. — Oxford : Cornell University Press, 1983. — 320 p.

126. Morley-Fletcher, H. Techniques of the world's great masters of pottery and ceramics. — London : Chartwell Books, 1984. — 192 p.

Morris W. Selected Writings. / Ed. By G. D. H. Cole. — New York : Random House, 1934.— 717 p.

127. Nyström, B. Rörstrandt porcelain: Art Nouveau masterpieces: the Robert Scheiber Collection. — New-York : Abbeville Press Publishers. — 190 p.

128. Nyström, B. Rörstrandt and porslinfabrik. Filadelfiakyrkan: en historiks aterblick.— Stockholm : Filadelfiaforsamlingen, 2010.— 57 p.

129. Nyström, B., Brunius, J. Rörstrand 280 är med fajans, flintgods, porslin and stehgods. — Stockholm : ICA bokförlag, 2007. — 240 p.

130. Rakusin, M., Rakusin, S. On understanding artistic Japan // The Journal of Decorative and propaganda arts. — 1986. — Vol. 1.

131. Reed, I. H. The European Hard-Paste Porcelain Manufacture of the Eighteenth Century // The Journal of modern history. — 1936. — Vol. 8, No. 3. — pp. 273-296.

132. RNF. A Service Plate from Count Brühl's Swan Service // Bulletin (St. Louis Art Museum). — 1977.—Vol. 13, No 5. —pp. 162- 166.

Ruskin, J. The Stones of Venice. —New-York, 1885.

133. Savage, G. Porcelain through the ages. — Harmondsworth : Penguin book, 1963. —285 p.

134. Scherman, S. Den svenska rakelungen: 1700-talets tillverkning fran Marieberg och Rörstrand. —Stockholm : Wahlstrom, Widstrand, 2007. — 289 p.

135. Schubert, F. W. Reise durch Schweden, Norwegen, Lappland, Finland und Ingermannland in 1817, 1818 und 1820. — Leipzig : J. S. Hinrichsche Buchhandlung, 1823. — 515 s.

136. Strale, G. H. Rörstrand et Marieberg: notices et recherchers surles ceramiques suedoises du XVIII:eme siecle. — (1872).

137. Stuart, E. M. The Story of Royal Copenhagen // Fine Art's Journal. — 1915.

— Vol. 33, No 3,—pp. 384-399.

138. Swedish Eighteenth century Art // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — 1943. — Vol. 83, No. 489. — pp. 289-290.

139. Trimble, A. C. Modern Porcelain. New-York : Kennedy Sinclaire, Inc, 1962.

— 117 p.

140. Troy, N. J. Modernism and the Decorative Arts in France. — London : Yale University Press, 1991. — 300 p.

141. Weisberg, G.P. Felix Bracquemond and Japanese Influence in Ceramic Decoration // The Art Bulletin. — 1969. —Vol. 51, No 3. —pp. 277-280.

142. Wettergren, E. Swedich Pottery: Rorstrand and marieberg. Part I // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — 1943. — Vol. 83, No. 489. — pp. 308311.

143. Wettergren, E. Swedich Pottery: Rorstrand and marieberg. Part II // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — 1944. — Vol. 84, No. 490. — pp. 1621.

144. Williamson G. C. The Imperial Russian Dinner Service. A Story of a Famous Work by Josiah Wedgwood. — London : G. Bell &Sons, 1909. — 114 p.

145. 200 years of Royal Copenhagen porcelain: a retrospective exhibition circulated by the Smithsonian institution, 1974-1976. — Washington : Smithsonian institution, 1974. — 44 p.

146. Стеблин-Каменский M. И. Сага о Греттире. [Электронный ресурс] / М. И. Стеблин-Каменский. — 1979. — Режим доступа: http://norse.ulver.com/articles/steblink/grettir.html.

147. Dahlback-Lutteman, Н. Sweden ceramics // Oxfordart. — Режим доступа: http://www.oxfordartonline.com:80/subscriber/article/grove/art/T082574pg7.

148. Store Kongenssgade Fajancefabrik // Den store Danske. Gyldensdals abne encyklopaedi. — Режим доступа: http ://www. denstoredanske.dk/Kunst_og_kultur/Kunsth%C3 % A5 ndv%C3 % A6rk_ og_design/Keramik_(porcel%C3 % A6n%2c_faj ance%2c_stent%C3 %B 8j %2c_lert %C3%B8j)/Store_Kongensgade_Fajancefabrik.

149. Portanova J. Porcelain, Willow-pattern and Chinoiserie // New York University. — Режим доступа: http://www.nyu.edu/projects/mediamosaic/madeinchina/pdf/Portanova.pdf.

150. Arnold Krog // GroveArtOnline Dictionary. — Режим доступа: http://www.oxfordartonline.com:80/subscriber/article/grove/art/t048032.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.