Становление и развитие первой Республики Вьетнам: 1955-1963 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Сюннерберг, Максим Алексеевич

  • Сюннерберг, Максим Алексеевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 395
Сюннерберг, Максим Алексеевич. Становление и развитие первой Республики Вьетнам: 1955-1963: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2009. 395 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сюннерберг, Максим Алексеевич

Введение.

Общая характеристика и основное содержание работы.

Источниковедческая база исследования.

Историография.

§1. Вьетнамская историография.

А). Северовьетнамская историография.

Б). Южновьетнамская историография.

§2. Отечественная историография.

§3. Американская историография.

§4. Французская историография.

Глава 1. Южный Вьетнам до образования Республики Вьетнам.

§ 1. Освоение вьетнамцами южных земель ("Движение на Юг").

§2. Социокультурная специфика Южного Вьетнама.

§3. Южный Вьетнам в колониальный период (1859 — 1945).

§4. Южный Вьетнам в 1945 - 1954 гг.

A). Августовская революция на Юге.

Б). Роль политико-религиозных сект в Южном Вьетнаме.

B). Государственные образования в Южном Вьетнаме в период первой Индокитайской войны (1946 - 1954).

Глава 2. История прихода Нго Динь Зьема к власти.

§1. Биография Нго Динь Зьема до 1950 года.

§2. Зарубежное турне Нго Динь Зьема (1950 - 1954).

§3. Назначение Нго Динь Зьема на пост премьер-министра.

Глава 3. Создание Республики Вьетнам и оформление ее государственной системы и идеологии (1954 - 1957).

§1. Ход политического процесса в Южном Вьетнаме до провозглашения

Республики Вьетнам (июль 1954 — октябрь 1955).

А). Укрепление социальной базы Нго Динь Зьема.

Б). Борьба против сект.

В). Отстранение Бао Дая от власти и провозглашение Республики Вьетнам.

§2. Персонализм как государственная идеология первой Республики Вьетнам.

§3. Конституция Республики Вьетнам.

Глава 4. Республика Вьетнам в период правления

Нго Динь Зьема (1955 - 1963).

§ 1. Внутренняя политика руководства Республики Вьетнам.

A). Социально-экономическая ситуация в Южном Вьетнаме в середине 1950-х гг.

Б). Военно-политические мероприятия первых лет правления Нго Динь Зьема (1955 - 1956).

B). Социально-экономические мероприятия.

§2. Политическая борьба в Республике Вьетнам.

A) Особенности партийной системы Республики Вьетнам.

Б). Некоммунистическая оппозиция Нго Динь Зьему.

B). Образование и деятельность НФОЮВ (1960 - 1963).

§3. Культурная жизнь в Южном Вьетнаме в 1955 - 1963 гг.

A). Южновьетнамская интеллигенция.

Б). Литература и пресса.

B). Изобразительное искусство и кино.

Глава 5. Падение первой Республики Вьетнам.

§ 1. Буддийский кризис.

§2. "Дело Манели" - поиск компромисса между Южным и

Северным Вьетнамом.

§3. Ноябрьский переворот 1963 года.

А). Политика Вашингтона по отношению к руководителям

Республики Вьетнам в 1963 году.

Б). Военный переворот 1 ноября.

§4. Республика Вьетнам после свержения президента Нго Динь Зьема (1963 - 1975).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие первой Республики Вьетнам: 1955-1963»

Общая характеристика и основное содержание работы.

Постановка проблемы. История Вьетнама третьей четверти XX века характеризуется существованием на его территории двух соперничающих государств — Демократической Республики Вьетнам (к северу от 17-й параллели) и Республики Вьетнам (к югу). Воссоединение страны произошло в 1976 году в результате победы вооруженных сил Северного Вьетнама в апреле 1975 года. Вследствие этого современный Вьетнам (СРВ) унаследовал государственные символы северовьетнамского государства, сохранил его столицу в качестве главного города объединенной страны и продолжил политический курс ДРВ. Это, соответственно, привело к формальному забвению исторического опыта Республики Вьетнам. Но в реальности с начала политики обновления (вторая половина 80-х гг.) опыт южновьетнамского государства учитывается - в первую очередь в экономической политике СРВ, во все большей степени влияя на жизнь современного вьетнамского социума.

В Республике Вьетнам происходили весьма важные внутренние исторические процессы и изменения, которые кардинально преобразили облик этого государства, что позволяет выделить два периода его существования - первой Республики (1955 — 1963) и второй Республики (1964 - 1975).

История первой Республики Вьетнам приходится на период между крупнейшими локальными войнами XX века — первой Индокитайской (1946 — 1954) и второй Индокитайской (1965 - 1973). В связи с этим особый интерес вызывает период существования первой Республики, когда противостояние двух частей Вьетнама шло не на полях сражений, а на политическом и идеологическом уровне.

Противостояние Севера и Юга в XX веке было, с одной стороны, традиционно для истории Вьетнама, но, с другой, — носило во многом новые черты, т.к.- в него оказались вовлечены интересы иностранных государств, представляющих различные мировые политические системы, в первую очередь СССР и США. Соперничество этих систем приняло особенно ожесточенный характер именно на территории Вьетнама. Этот период истории страны интерпретировался и освещался противоборствующими сторонами диаметрально противоположным образом. В связи с этим восстановление реальной истории, свободной от идеологических догм, представляется крайне необходимым. Нынешняя дистанцированность от тех событий вкупе с рассекреченными в последние годы архивными данными дает возможность более объективного исследования исторического процесса первой Республики Вьетнам. Важность этого периода в истории как Вьетнама, так во многом и всего мира в XX веке и возможность его объективного исследования стали главными причинами, обусловившими выбор темы.

В.О. Ключевский подчеркивал, что содержанием истории как отдельной науки является исторический процесс. В рамках диссертационной работы автор использует трактовку исторического процесса как совокупности процессов, проистекающих в рассматриваемом социуме в определенный исторический отрезок времени в политической, социальной, экономической и культурной сферах1. Эти процессы, их взаимосвязь и эволюция являются предметом исследования. При этом особое внимание уделено воссозданию событийной истории, анализу хода политического процесса исследуемого государства.

В политический процесс обязательно входит функционирование государственных институтов, таких как правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан. Все это представляет объект диссертационного

1 М.Ю. Ульянов. О вьщеленни периодов при огшеашт исторического процесса: на примере периодизации Чуньцго (771 - 453 гг. до н.э.) и Чжаньго (453 - 221 гг. до н.э.) в истории Древнего Китая. // Научная конференция "Ломоносовские чтения". Апрель 2008. Востоковедение. Тезисы докладов. исследования. В общем плане в качестве объекта выступает непосредственно Южный Вьетнам и его общество. При этом особый акцент автором сделан на роли семейства Иго и в особенности Нго Динь Зьема в политической истории первой Республики Вьетнам, поскольку, по нашему мнению, это государство во многом является воплощением его политических и идеологических воззрений.

Актуальность изучаемой проблемы. Руководители первой Республики Вьетнам предприняли попытку создать модель развития, претендовавшую на т.н. третий путь развития, отличный от коммунистического и капиталистического. После краха биполярной системы, в современных условиях нарождающегося многополярного мира именно многообразие моделей политического развития становится особенно востребованным и актуальным.

Отмеченная выше идеологизированность нередко извращала картину развития целого ряда государств, оставляя в их истории белые пятна. Республика Вьетнам в этом смысле служит одним из наиболее ярких примеров. В связи с этим объективная реконструкция исторического прошлого данной страны представляется весьма актуальной.

Знания о прошлом являются эффективным инструментом влияния на настоящее, средством укрепления старых и завоевания новых позиций. Раскрытие истинного характера процессов, протекавших в Южном Вьетнаме в исследуемый период, с учетом применения опыта экономического развития этой части страны в 50-е гг. в современной экономической политике СРВ, помогает лучше понять истоки всей "политики обновления", осуществлявшейся в СРВ со второй половины 80-х гг.

Цели и задачи работы. Основная цель — выявить ход и специфику исторического процесса в первой Республике Вьетнам и обозначить роль в этом процессе политического лидера Нго Динь Зьема.

Для достижения указанной цели в рамках диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать исторический фон первой Республики Вьетнам: выявить социокультурную специфику Южного Вьетнама, изучить конкретные политические события XX века, во многом повлиявшие на историю Южного Вьетнама и предопределившие судьбу Республики Вьетнам;

- создать политический портрет основателя Республики Вьетнам на базе детального изучения его биографии; изложить его политические взгляды, его концепцию устройства страны;

- воспроизвести государственную идеологию Республики Вьетнам: выявить ее основные составляющие, проанализировать мероприятия властей по оформлению этой идеологии;

- выявить отличия теоретической модели построения государства, разработанной руководителями Республики Вьетнам, от ее реального воплощения;

- исследовать социально-экономическую историю Республики Вьетнам, проанализировать масштабные программы властей в этой сфере;

- представить культурную жизнь Южного Вьетнама, выявить характерные черты, присущие ей именно в исследуемый автором период;

- вскрыть причины (как внутренние, так и внешние) свержения режима президента Нго Динь Зьема, завершившего историю первой Республики Вьетнам.

Другая цель работы заключается в максимально полной реконструкции событийной истории первой Республики Вьетнам. Для диссертанта также весьма важно приблизить нас к действующим лицам, непосредственно вершившим исторический процесс того времени, - собрать и систематизировать их биографические данные, показать их характеры, объяснить мотивацию их действий. Анализ и интерпретация наиболее значимых событий и характеров отражены в основном тексте, остальные данные для систематичности собраны в отдельные таблицы (хронологическую и биографическую), помещенные в Приложения.

Хронологические рамки исследования. Период существования первой Республики Вьетнам составляет 9 лет - с 1955 по 1963 г. Но для лучшего понимания хода истории этого государства мы сочли необходимым раздвинуть временные рамки исследования. В работе на основе исторического экскурса демонстрируется социокультурная специфика Южного Вьетнама, анализируются события первой половины XX века, повлиявшие на ход исторического процесса этого государства, а также последующий после свержения Нго Динь Зьема этап в развитии всей Республики Вьетнам вплоть до 1975 года.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой попытку комплексного изучения истории первой Республики Вьетнам, основанного на анализе всех основных аспектов исторического процесса -политического, социально-экономического и культурного. Именно комплексное рассмотрение этих сфер жизни южновьетнамского общества, отражение специфических процессов, протекавших в них, выявление их взаимосвязи позволяет предложить целостную картину истории первой Республики Вьетнам. Ранее исследователи в работах, посвященных этому государству, концентрировали свое внимание лишь на отдельных аспектах его истории. Отметим также, что вплоть до недавнего времени историки предпочитали изучать Республику Вьетнам только в контексте какой-либо более глобальной проблемы, как правило, Вьетнамской войны или всей вьетнамской истории. Таким образом, история этого государства не выступала как самостоятельный предмет исследования. Представленная работа целиком посвящена истории Республики Вьетнам.

При этом автор акцентировал особое внимание на внутренних вьетнамских реалиях и процессах, традициях государственности и особенностях вьетнамского (в том числе южновьетнамского)- общества. Трактовка происходивших в стране процессов и оценка деятельности верховного руководства, эффективности его политики дается с точки зрения, во-первых, вьетнамских традиций и моделей восприятия, а во-вторых, с учетом потребностей и целей его населения и государственного руководства, а не, скажем, США или ДРВ, как это делается в большинстве работ. На наш взгляд, только при подобном подходе возможно воссоздать историю Республики Вьетнам именно как самостоятельного государства, а не некоего обезличенного союзника США, весь смысл существования которого состоит в защите стратегических интересов Вашингтона, или незаконного режима, мешающего объединению Вьетнама. ~ )

Нго Динь Зьем - один из тех лидеров, которым в мировой историографии даются исключительно тенденциозные оценки. Автор попытался создать объективный политический портрет Нго Динь Зьема, изложить его политические взгляды, его концепцию устройства страны, продемонстрировать роль его личности в истории Вьетнама.

Также диссертантом впервые представлена государственная идеология Республики Вьетнам, при этом особое внимание уделено философии персонализма и ее роли и месту в государственной идеологии правящих кругов страны.

Методологическая основа исследования. Работа построена на основе сравнительно-исторического метода и на принципах научной объективности. Сравнительно-исторический метод предусматривает исследование причин явления, факторов его формирования и динамики развития, его взаимодействия с другими явлениями и процессами политической, социальной и духовной жизни. Автор старался достичь объективности за счет равноудаленности своей позиции от критических оценок, а также благодаря рассмотрению тех фрагментов биографии основных исторических личностей Республики Вьетнам, которым раньше не уделялось внимания, и новой интерпретации уже известных фактов. Автором применялся системный подход, предполагающий комплексное исследование всех компонентов обозначенного предмета исследования.

2 Именно неким обезличенным объектом, по нашему убеждению, предстает любая страна, если в исследовании не учитываются особенности менталитета ее населения, историко-культурные традиции, характеры и взгляды основных государственных и общественных деятелей.

Практическая значимость исследования. Собранный в диссертации и впервые вводимый в научный оборот материал может быть использован при подготовке лекционных и специальных курсов, семинарских занятий в высших учебных заведениях по специальностям "Всеобщая история" и "История Вьетнама", а также при написании справочных материалов по истории Вьетнама. На основе диссертации автором был составлен и прочитан в 2006 году специальный курс "Политическая история Республики Вьетнам".

Проводящиеся с конца XX века реформы в СРВ, сутью которых является развитие рыночной экономики, во многом опираются на проанализированный в диссертационном исследовании опыт экономического развития первой Республики Вьетнам. По нашему мнению, знакомство с этим опытом может оказаться полезным предпринимательским слоям России, связанным с деловыми кругами Вьетнама, во многом продолжающими традиции предпринимательства периода первой Республики Вьетнам.

Структура работы. Диссертация строится по проблемно-хронологическому принципу и состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Библиографии и Приложений (всего 14 приложений).

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Сюннерберг, Максим Алексеевич

Проведенное исследование социокультурной специфики Южного Вьетнама и южновьетнамского общества позволяет дополнить наши представления об этом районе страны, что в свою очередь не только способствует лучшему пониманию сути происходивших процессов в первой Республике Вьетнам, но и обогащает знания по истории Вьетнама в целом.Этот район исторически обладал рядом специфических черт, отличающих его от северной части страны. Отличия прослеживаются на протяжении XVI -

начала XIX веков во всех сферах жизни — социально-политической (упрощенный государственный аппарат; приоритет военных над гражданским чиновничеством; сведенное к минимуму влияние конфуцианской идеологии; слабость общинных традиций), экономической (большее внимание экономическим проблемам и большая заинтересованность в личной прибыли; приоритет частного землевладения над общинным), религиозной (определенный религиозный вакуум, создавшийся опять же в силу слабости общинных традиций; благоприятная почва для возникновения различных сект и мессианских течений) и ментальной (большая динамичность населения Южного Вьетнама; большая открытость миру; лучшее восприятие нового).Колониальное завоевание Францией Вьетнама, длительность французского правления именно в Южном Вьетнаме, равно как и политика Франции по противопоставлению частей страны, еще больше увеличили различия между Югом и Севером. Отмеченные особенности в характере и психологии жителей Южного Вьетнама актуальны и в настоящее время.В ментальном плане особенно важно отметить значительно менее развитое, чем у северян, чувство национальной идентичности южан. В отличие от северян жители Южного Вьетнама значительно менее склонны к морализаторству как на бытовом уровне, так и к морали, освященной политической традицией. Отсюда следует их меньшая восприимчивость к пропагандистским выступлениям и установкам властей. Еще в меньшей степени, чем северяне южновьетнамские крестьяне обращали внимание на общегосударственные вопросы, не увязывая собственные интересы с общенациональными проблемами. Именно эту "духовную изолированность", разобщенность крестьян и их "неразвитое чувство гражданственности" Нго Динь Зьем считал одной из главных бед современного ему общества и стремился преодолеть посредством организации агрогородов и стратегических деревень. И именно этими двумя отмеченными особенностями южновьетнамского менталитета во многом объясняется равнодушное отношение крестьян к масштабным инновационным правительственным программам. Но по этим же причинам была весьма затруднена пропаганда прокоммунистического Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама — не имея собственной четко выраженной политической позиции, южновьетнамское крестьянство было в целом склонно пассивно поддерживать ту власть, которая на данный момент контролировала соответствующую территорию.Первая Республика Вьетнам в своем роде феномен в истории Вьетнама.Государство, по своему географическому положению являвшееся наследником традиций Южного Вьетнама, возглавлялось верховным руководством, принадлежавшим по своему менталитету скорее к традиционному типу, характерному для Севера

. Важнейшую роль в этом сыграл тот факт, что Южный Вьетнам в колониальный период был наиболее привязан к метрополии и не смог выпестовать собственных значимых политических лидеров. Наиболее авторитетные фигуры Южного Вьетнама, в той или иной степени претендовавшие на власть в середине XX века были военными - пример генералов Чинь Минь Тхе и Нгуен Ван Суана. Правая консервативная часть вьетнамской элиты (Фам Куинь, Чан Чонг Ким) апеллировала в первую очередь к конфуцианству. К их же числу принадлежал и Нго Динь Зьем.Ключевые посты также были отданы в руки выходцев из Северного н Центрального Вьетнама Подробный анализ данных по персоналиям первой Республики Вьетнам — см. Приложение 8.Род Нго разделял одновременно как западноевропейские христианские, так и дальневосточные конфуцианские культурные ценности. При этом в политической сфере последние, безусловно, доминировали. Конкретно это выразилось в основополагающих взглядах главы Республики: идеи сильного просвещенного правителя как гаранта гармоничного развития страны; гипертрофированного чувства долга — как личного, так и гражданского.Конфуцианские предпочтения Нго Динь Зьема сказались и на самом характере верховной власти — гражданской с весьма малой ролью военных в политической жизни страны. После 1963 года в Южном Вьетнаме утвердилась исторически более традиционная для этой части страны система верховной власти — военной, когда во главе государства находятся высшие армейские офицеры.Предпочитая появляться на публике в традиционном конфуцианском наряде, глава государства апеллировал тем самым именно к этой традиции.Сама манера общения Нго Динь Зьема с рядовыми гражданами страны (столь разительно отличающаяся от Хо Ши Мина), старавшегося соблюдать и подчеркнуть дистанцию между ним и остальным населением, походила скорее на пример традиционного монарха, а не всенародного избранного президента.Язык властей Республики Вьетнам порой в буквальном смысле не был понятен рядовому жителю, что вело к непониманию им сути провозглашавшихся властями реформ

. Подобная позиция вьетнамского лидера привела к тому, что население, уважавшее его деяния во благо страны, так никогда и не испытывало к нему подобия "народной любви".Следует отметить, что тип верховный власти, сложившийся в первой Республике Вьетнам, сочетавший в себе как совершенно новые, так и вполне традиционные для Вьетнама элементы, исходил во многом из самой личности Нго Динь Зьема, в котором одновременно уживались реформатор, носитель

Не менее важная причина слабой реализации масштабных правительственных программ в аграрной и социальной сферах видится в несоответствии между irx теоретической моделью и практическим воплощением. Что в свою очередь во многом вызвано самим весьма запутанным характером эпос программ -

эффективных на бумаге и успешно реализованных в ряде мест (где им было обеспечено должное внимание), но весьма трудно проводимых в жизнь в масштабе всей страны.нового, так и традиционалист, почитавший конфуцианское учение и старавшийся походить на традиционного вьетнамского монарха, каким он его себе представлял.Другая особенность первой Республики Вьетнам, выделяющая ее из всех когда-либо существовавших вьетнамских государств, заключается в том, что в ее главе находились католики. На адептов этой веры властями была сделана основная ставка в качестве социальной базы . Христианская вера сыграла немаловажную роль и в выборе руководителями страны философии персонализма в качестве платформы государственной идеологии.В появлении персонализма во Вьетнаме в качестве государственной идеологии сыграли роль несколько факторов. Первый — это заинтересованность семьи Нго в сочетании западных и восточных (где преобладающую роль играло конфуцианство) культурных ценностей. Второй • осознание братьями Нго необходимости наличия некой новой доктрины, новой идеологии для успешной деятельности на политическом поприще.Учитывая два эти фактора, неудивительно обращение братьев Нго к западноевропейскому социально-политическому учению. Третий фактор заключается в самой философии персонализма, имевшей практический характер и задумывавшейся ее основателем — французским философом Э. Мунье, — для воплощения в какой-либо стране, в том числе и азиатской Философия персонализма в Республике Вьетнам, по замыслу руководителей этого государства, должна была выполнять две основные функции: государственной идеологии и основы для создания новой культуры.В качестве государственной идеологии персонализм теоретически обосновывал противостояние северовьетнамскому коммунистическому режиму и демонстрировал преимущества режима южновьетнамского,

При этом Нго Динь Зьем ни в коей степени не желал допустить в Южном Вьетнаме появления теократического государства. Президент всячески ограничивал роль иерархов в политической жизни страны, ни один из них (за исключением его брата архиепископа Нго Динь Тхука) реальным политическим влиянием не обладал. Ставка на католиков была сделана именно как на ту социальную страту, которая должна была быть восприимчива к политике властей и которая могла бы стать проводником их идей в остальной народ. Перечень и анализ выявленных автором положении персонализма, привлекших братьев к Нго к этой философии, см. Главу 3.декларировавшего уважение к каждой конкретной личности. Не менее активно положения персонализма использовались и для критики западноевропейского и американского образа жизни. Подобная критика использовалась саигонскими властями как определенный противовес чрезмерного давления со стороны Запада и навязывания Южному Вьетнаму чуждых ему ценностей. Персонализм стал теоретической базой выбранного руководителями Республики Вьетнам "третьего пути" развития. В этой части французский персонализм был подвергнут наименьшим изменениям, критика саигонскими властями коммунистического режима, либерализма и западной демократии зачастую дословно воспроизводила высказывания Э. Мунье.Персонализм вместе с включенными в него конфуцианскими ценностями должен был составить основу новой культуры Республики Вьетнам. Но здесь речь идет уже скорее о вьетнамском варианте персонализма, измененного и адаптированного в соответствии с вьетнамскими реалиями и вьетнамскими культурными традициями. В персонализм были привнесены переосмысленные Нго Динь Зьемом и Нго Динь Ню некоторые конфуцианские принципы; значительно большая роль и значение, по сравнению с оригинальной философией, отводились государству и, что очень важно, его правителю.При этом стоит отметить, что обращение к философии персонализма было целиком инициативой братьев Нго; особого распространения в южновьетнамском обществе эта философия не получила и достаточно быстро исчезла из Вьетнама после свержения Нго Динь Зьема и Нго Динь Ню.Президенту Республики Вьетнам так и не удалось создать яркой привлекательной позитивной идеологии, способной охватить умы южновьетнамского общества и объединить социально-политические силы страны. Надежно объединяют людей только общие цели и задачи, сформулированные в рамках понятной всем идеологии. Причем в поликонфессиональных странах (к которым можно отнести и Республику

Вьетнам) эта идеология должна доминировать над разделяющими людей религиозными убеждениями. В случае с христиански ориентированным персонализмом Нго Динь Зьему этого добиться не удалось: в результате от него отвернулось не только крестьянство, но и буддийские иерархи и генералитет, что привело к образованию вокруг президента социального вакуума и сделало его падение неминуемым.Исследование деятельности Нго Динь Зьема до его прихода к власти, а также анализ его мероприятий на посту президента Республики Вьетнам позволяет сделать вывод о том, что он являлся политиком общенационального масштаба. Нго Динь Зьем пришел к власти с готовой экономической программой, которая была важнейшей составной частью его общего замысла "государственного строительства". Очень важно, что руководство первой Республики обладало собственным видением общественно-политического устройства создаваемого ими государства и программой для претворения его в жизнь. Политика верховного руководства являет собой пример попытки одной из крупнейших модернизаций в истории Вьетнама XX века.Приоритетной для верховного руководства была социально экономическая сфера. Основными задачами в ней властям виделись достижение экономической независимости страны, общая модернизация экономики и, что особенно важно, постепенная трансформация южновьетнамского общества, которая должна была привести к осознанию населением своего единства. Идея создания единой общности, попытки преодоления "духовной изолированности" крестьян Южного Вьетнама и внедрения в массовое сознание южновьетнамского населения новых для него понятий уникальны для исторического опыта Южного Вьетнама в XX веке и, на наш взгляд, заслуживают особого внимания современных исследователей.Употреблявшиеся верховным руководством термины "государственная революция" и "социальная революция", на наш взгляд, весьма адекватно отображали масштабный и новаторский характер предполагавшихся реформ.В существовавших к середине 1950-х гг. социально-экономических реалиях440 в Юлшом Вьетнаме приход к власти лидера с подобной кардинальной программой реформ оказал позитивное влияние на настроения в обществе и развитие самого государства.Модель государственного строительства, предложенная Нго Динь Зьемом, в теории (и некоторое время на практике) была жизнеспособной и явила собой реальную альтернативу уже существовавшим социальным и экономическим реалиям Южного Вьетнама, во многом обусловленным колониальной политикой Франции в Индокитае. Успехи Республики Вьетнам в 1955 - 1958 гг. вынудили Ханой пересмотреть свою политику на Юге страны, что привело в 1959 году к решению об активизации борьбы на Юге и созданию в рамках этого решения в декабре 1960 года Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама — главного инструмента политической борьбы Ханоя в Южном Вьетнаме.Руководители Фронта поставили перед собой задачу — политическую борьбу с сайгонскими властями и свержение Нго Динь Зьема. Особенно стоит отметить, что акцент в те годы был сделан именно на политических, а не вооруженных методах. Руководители Фронта старались всеми способами навязать имидж нелегитимного характера сайгонских властей, для чего в стране была развернута широкомасштабная пропаганда. Сам Фронт пытался воздействовать на различные слои населения (политические партии, молодежные организации), недовольные политикой южновьетнамского правительства. Фронт начал создавать в стране параллельную организацию, с "освобожденными районами", в дальнейшем ставшими неподконтрольными центральному правительству. И все же в период первой Республики Вьетнам успехи Фронта еще не были столь впечатляющими, как в годы, последующие после свержения Нго Динь Зьема. На наш взгляд, это связано с тем, что в идеологическом, политическом и экономическом плане власти первой

Они заключались в низком стартовом уровне экономического развития Республики Вьетнам, разобщенности населения, отмеченным властями "моральным кризисом" южновьетнамского общества -

подробнее об этом §1 Главы 4.Республики Вьетнам имели свою самостоятельную программу и могли ее противопоставить пропаганде Фронта, чего не удалось пришедшим им на смену армейским генералам.Реконструкция событийной истории

первой Республики Вьетнам, а таюке анализ процессов, протекавших в политической сфере, позволяет предложить периодизацию этого государства, выделив в его развитии три периода. Критерием их разграничения стала эволюция положения центральной власти и ее взаимоотношений с оппозицией, трансформация состава и изменение характера деятельности оппозиции Первый период (1954 - октябрь 1956) — время становления Республики Вьетнам; приход Нго Динь Зьема к власти в качестве премьер-министра Государства Вьетнам, а затем укрепления его позиций. Некоммунистическая оппозиция тогда ставила своей целью сохранение позиций Франции во Вьетнаме и консолидировалась, таким образом, на защите интересов французов, одновременно преследуя и собственные цели, непосредственно связанные с сохранением французского присутствия. Оппозиция Нго Динь Зьему первоначально возглавлялась профранцузским генералом Нгуен Ван Хинем, а затем была представлена политико-религиозными сектами Као Дай и Хоа Хао, а таюке криминальной группировкой Бинь Сюйен. В этот период столкновения между премьером и оппозиционными силами носили наиболее ожесточенный характер, вылившись в войну сект, которая в целом была окончена в мае 1955 года победой Нго Динь Зьема и разгрома отрядов Бинь Сюйен, а окончательно — в апреле 1956 года после уничтожения вооруженных группировок секты Хоа Хао. В то же время в целом успехом увенчалась правительственная программа "разоблачения коммунистов", что привело к резкому ослаблению коммунистического движения в Южном Вьетнаме, сокращению числа партийных работников в Южном Вьетнаме, находившихся

Данная реконструкция была проведена при помощи составления подробной хронологии событий и диаграмм по их анализу и интерпретации, которые помещены в Приложение 1. При этом мы четко разграничиваем некоммунистическую и коммунистическую оппозицию сайгонским властям, поскольку они ставили перед собой совершенно разные задачи, имели отличные ориентиры во внешней политике и разный социальный состав.в подполье. В результате компартией был выдвинут лозунг "сохранения сил" в максимально засекреченном виде.Именно в этот период (особенно до мая 1955 года) власти Нго Динь Зьема угрожала наибольшая .опасность, шансы на сохранение им поста премьер-министра были близки к нулю. Однако достойный выход Зьема из сложившейся, как казалось многим, тупиковой ситуации продемонстрировал всем заинтересованным сторонам, что к власти в стране пришел сильный и волевой политик. Выдержав и внешнее давление со стороны ДРВ, требовавшей проведение всеобщих выборов для воссоединения страны, Нго Динь Зьем провел основные мероприятия, приведшие к становлению на территории Южного Вьетнама нового государства: референдум о форме правления государством, знаменовавший переход к Республике; выборы в Национальное собрание; принятие Конституции.Второй период (ноябрь 1956 — апрель 1960) - период стабильности первой Республики Вьетнам. Укрепление центральной власти позволило руководству страны приступить к запланированным реформам. Именно в это время были проведены крупнейшие мероприятия властей: аграрная реформа, программа Земельного развития и агрогородов, введен в действие первый пятилетний план развития экономики. Спокойная внутренняя обстановка в стране предоставила возможность президенту совершить ряд международных визитов, продолжавшихся на протяжении 1957 - 1958 гг.Этот этап характеризуется и изменением в составе оппозиционных сил.Возникли оппозиционные партии и движения, ориентирующиеся на США. Основные идеи лидеров оппозиции (Фан Куанг Дан и Хоанг Ко Тхюи) были схожи с идеями Нго Динь Зьема — антикоммунизм и антиколониализм. В отличие от первого этапа, второй носил достаточно спокойный характер, т.к.борьба здесь была дипломатической. Оппозиционные лидеры этого периода не ставили своей целью ликвидацию власти Нго Динь Зьема. В 1955 - 1960 гг.политический процесс протекал в конституционных рамках - оппозиция стремилась добиться своих целей путем участия в выборах в Национальное собрание и давления на власть законными средствами - митингами, прессой.Оппозиция так и не смогла составить достойной конкуренции президенту: парламентские выборы были ею проиграны, убедить США в своей способности руководить страной она так и не смогла, завоевать симпатии населения легальной оппозиции также оказалось не под силу.К концу 50-х гг., коммунисты рисковали не только остаться вне рамок разрешенной политической жизни, но и вообще потерять свое влияние в реальном политическом процессе. Коммунистические силы были вынуждены пересмотреть свою политику в отношении Южного Вьетнама. На выработку нового политического курса ушло несколько лет, пока в 1959 года не было принято решение о переходе к "вооруженному восстанию" на Юге. При этом под вооруженным восстанием подразумевалось сочетание политических методов воздействия с вооруженными инцидентами, приоритет при этом был отдан первым.Зафиксированное в хронологической таблице Приложения 1 общее малое число событий этого периода также свидетельствует о некой статике и стабильности в развитии Республики Вьетнам в 1956 - 1960 годы.Третий период (лето I960 — ноябрь 1963) — ослабление центральной власти. На этот раз некоммунистические оппозиционные силы консолидировались в Армии Республики Вьетнам. Одной из причин для недовольства стал президентский принцип назначения католиков на руководящие должности в армии. Однако более глубинные факторы неприятия военными Нго Динь Зьема, кроются, на наш взгляд, в самом характере верховной власти, сложившейся в его правление -

преимущественно гражданской, с малой ролью военных в политической жизни страны. Оппозиция перешла от дипломатического способа диалога с властями к более радикальным действиям — примерами чему могут служить армейский путч ноября 1960 года и попытка убийства руководителей государства в ходе нападения на дворец Независимости в феврале 1962 года.Таким образом политический процесс все больше выходил из конституционных рамок.С 1961 года началась координированная политическая борьба Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама против сайгонских властей и их основных мероприятий в социально-экономической области в деревне. Поскольку, как было показано, эти мероприятия остались во многом непонятыми сельским населением, то сайгонские власти так и не сумели организовать эффективное противостояние тактике действий и развернутой пропаганде Фронта.В этот же период возрастает доля участия США во внутренних делах страны, что также свидетельствует об ослаблении центральной власти и в целом кризисном характере данного этапа.Подытоживая диссертационное исследование, обозначим общие выводы, к которым пришел автор:

1. Основное в историческом процессе в период первой Республики Вьетнам происходило в политической сфере. Это обусловливается как самой системой верховной власти (в первой Республике Вьетнам было заметно противостояние гражданского чиновничества и военных, причем сам президент полагался на первых, не доверяя армейским офицерам), так и тем, что в этот период в стране борьба между основными противниками (правительством, некоммунистической оппозицией и прокоммунистическим НФОЮВ) велась в первую очередь на политическом, а не военном поприще.Главным методом для достижения собственных стратегических целей противоборствующие стороны выбрали политическую, а не вооруженную борьбу. "Буддийский кризис", во многом предопределивший участь президента Нго Динь Зьема, а с ними и всей первой Республики, носил, как было продемонстрировано, в первую очередь политический характер.2. С падением первой Республики Вьетнам завершается первый период исторического развития всего этого государства. Граница между периодами здесь не формальная (окончание правления одного президента), а качественная - переход исторического процесса из преимущественно политической сферы в военную. Под влиянием войны начали происходить существенные изменения в социальной, экономической и культурной областях жизни южновьетнамского общества.3. Смена руководства государства, трансформация характера самой верховной власти, коренное изменение политической ситуации, произошедшие после свержения Нго Динь Зьема, существенным образом повлияли на моральной дух южновьетнамского общества. Это, в частности, прослеживается на примере литературы и искусства, в целом культурной жизни Южного Вьетнама. Апатия и безнадежность, охватившие южновьетнамское население к середине 60-х гг. стали, на наш взгляд, одной из важнейших причин итогового поражения Республики Вьетнам в противостоянии с ДРВ.

4. Политика ДРВ по воссоединению страны типична для вьетнамского исторического процесса в целом. Север традиционно был более заинтересован в Юге, нежели наоборот. США расценили действия ДРВ как экспансию коммунизма, грозившую обернуться для них потерей всей ЮВА. Исходя из этого положения, Вашингтон в 1964 году принял решение об эскалации военных действий во Вьетнаме, чему так противился Нго Динь Зьем. В реальности это было типичным для вьетнамской истории стремлением властей Севера установить контроль над Югом, т.е. традиционный внутренний вьетнамский процесс, а не проявление общемирового процесса наступления коммунизма.5. Предложенная руководителями первой Республики модернизация страны, носившая столь масштабный характер, претендовала на т.н. третий путь развития. Если рассматривать исторический процесс первой Республики Вьетнам в мировом контексте, то можно сделать вывод, что период первой Республики был попыткой его руководителей направить вьетнамское государство по третьему пути — некапиталистическому и некоммунистическому, что наблюдается и в отношении ряда других азиатских государств середины XX века. Идейной базой обоснования "особого" пути вьетнамского государства стала примененная к вьетнамским реалиям философия персонализма.6. В результате проведенного исследования удалось создать политический портрет Нго Динь Зьема, отличный от традиционного стереотипа, рассматривающего его как американскую марионетку, лишенную собственных идей и политического багажа. Среди важнейших черт его характера, повлиявших на его судьбу и соответственно судьбу созданного им государства, стоит выделить принципиальность и политическую твердость в отстаивании национальных интересов. Политическая твердость проявлялась им не только во внутриполитических вопросах, но и в отношениях с государствами, от которых во многом зависела его судьба - Францией (в колониальный период) и США (в период первой Республики Вьетнам)443.7. Типологически сложившийся в первой Республике Вьетнам режим следует отнести к авторитарным. Правлению Нго Динь Зьема присущи основные признаки подобных режимов: небольшое число носителей власти, наличие доминирующей идеологической платформы, неподконтрольность власти народу и недопущение политической оппозиции к рычагам воздействия на политическую жизнь страны. Выталкивая оппозицию из легального политического пространства, режим тем самым объективно сокращал свою социальную базу, способствуя определенной радикализации оппозиционных сил и тем самым все более выводя политический процесс за пределы конституционных рамок.Реальным политическим влиянием в первой Республике Вьетнам обладал весьма узкий круг лиц - преимущественно, принадлежавших роду Нго. Вице-президент, несмотря на свой формально высокий пост, существенной роли в общественно-политической жизни не играл. Функция

В этом плане весьма показательно уважительное отношение Хо Шн Мина к Нго Динь Зьему. В то время как официальная пропаганда Ханоя акцентировала внимание только на отрицательных чертах характера последнего, употрсбляляя по отношешпо к нему уничижительные во вьетнамском языке местоимения и т.д., сам лидер ДРВ считал Нго Динь Зьема патриотом, пусть и выбравшим другой путь, и называл его только на "ong" ("господин") - словом, употреблявшимся в отношении уважаемых, достопочтимых людей.Национального собрания как законодательного органа также была сведена к минимуму. Этот орган президент рассматривал в первую очередь не как арену для политических дебатов, а как платформу для выражения единства нации.При всей жесткости режима массовым репрессиям подвергалась только одна категория оппозиции - коммунисты. При этом Нго Динь Зьем категорически отказывался вести масштабные боевые действия против коммунистических сил, предпочитая проведение комплексных программ, сочетающих военно оборонительные и социальные цели (пример стратегических деревень).8. После свержения Нго Динь Зьема инициатива всех политических и особенно военных мероприятий в стране фактически исходила от США. Совершенно иная ситуация, как мы продемонстрировали, была в 1955 - 1963 гг., т.е. во время правления основателя Республики Вьетнам. Причем именно нежелание вьетнамского президента идти на уступки США, на ограничение суверенитета своего государства, сыграло во многом решающую роль в его свержении. Таким образом, только период первой Республики Вьетнам можно считать периодом существования самобытного вьетнамского государства на Юге; государства, руководство которого выработало уникальную идеологию и обладало собственным видением политического и социально-экономического устройства страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сюннерберг, Максим Алексеевич, 2009 год

1. Декрет №10 от 1958 года запрещал вывешивание религиозных флагов без специального разрешения со стороны местных властен.

2. В некоторых работах ошибочно указывается, то это была годовщина рукоположения Нго Динь Тхука в сан архиепископа см. например, Howard Jones, Death of a Generation: How the Assassinations of Dicin and JFK Prolonged the Vietnam War, Oxford, 2003. p. 247

3. Tran Hong Lien. Ph& giao Nam bo tir the ky XVII den 1975. HCM, 1996. tr. 84

4. Nguyen The Anh. Buddhism and. p. 112

5. Изначальное название движения "мирской" буддизм. Затем названию придали большую динамичность, еще раз подчеркивая тем самым проснувшийся интерес вьетнамских буддистов к аюуальных событиям, в том числе и политическим, происходившим в их стране.

6. См. напр., Jones R Death of a Generation: How the Assassinations of Diem and JFK Prolonged the Vietnam War, Oxford, 2003, p. 249

7. Hoa Thircmg Tluch Tri Quang: Tieu truygn Цг ghi.Up://w\vw.buddhismtoday.com/viet/pgvn/nguoi/002-triquang.htm38y Jones H. Death of a Generation. p. 249

8. Rust W. Kennedy in Vietnam: American Vietnam policy, 1960 1963. N.Y. 1985. p. 100

9. О политическом призвании Чи Куанга и о восприяпш его именно как полигика свидетельствует тот факт, что ЦРУ рассматривало его кандидатуру как возможного преемника Нго Дииь Зьема, в случае свержения последнего.

10. Всего за время Вьетнамской войны вслед за Куанг Дыком подобным образом покончили с собой 36 монахов, одна светская женщина и 2 американских квакера.

11. Так свидетелем самосожжения монаха стал, в частности, американский журналист Д. Халберстам. В его книге можно найти подробное описание гибели Тхить Куанг Дыка. См. Halberstam D. The Making of а Quagmire. NY. 1971. p. 211

12. См. видеозапись выступления Мадам Ню Madame Nlm's response to Tlucli Quang Due. http://vvww.earthstation 1 .com/MadamcNhu.html

13. Макнамара Р. Вглядываясь в прошлое. Трагедия н уроки Вьетнама. М. 2004. с.94

14. Telegram from Mancli (Saigon) to Spasowski (Warsaw), 29 May 1963. In M Gnoinska.' Poland and Vietnam. p. 14

15. Telegram from Mancli (Saigon) to Spasowski (Warsaw), 31 May 1963. In M. Gnoinska. Poland and Vietnam. p. 14

16. Telegram 403 from US embassy in Saigon (Lodge), 2 September 1963, 10 pm, in FRUS, 1961-1963, vol.4, p. 85.

17. West М. The ambassador. L.1965. p. 142

18. Данная реконструкция была проведена при помощи составления подробной хронологии событий и диаграмм по их анализу и интерпретации, которые помещены в Приложение 1.

19. Activities performed by the commissariat general for land development. Commissariat general for land development. Saigon. 1959. 17 p.

20. Bilan de six annees d'activite du gouvernement. Saigon. 1960. — 405 p.

21. Briefing on land development. Commissariat general for land development. Saigon. 1959.-9 p.

22. Communist aggression against the Republic of Viet-Nam. Saigon. 1964. 35 p.

23. Con duonrig chinh nghia. (Справедливый путь). Press office. Presidency of the Republic of Vietnam. Saigon. 1958. 305 tr.

24. Khu trumat. (Агрогорода). Sai Gon. 1960 13 p.

25. Major policy speeches by president Ngo Dinh Diem. Press office. Presidency of the Republic of Vietnam. Saigon. 1956. -45 p.

26. Message of the President of the Republic to the National Assembly. Directorate general of information. Saigon. Oct., 1, 1962. 64 p.

27. Education in Vietnam in 1965. Department of research and planning. Ministry of education. Saigon. 1965. -114 p.

28. National budget 1963. Directorate general of budget and foreign aid directly under the Presidency. Saigon. 1962. 34 p.

29. One million refugees. Victims of communism from North Vietnam. The story of the most extraordinary mass movement of modern times. Review horizons. Saigon. 1956. -34 p.

30. Operation Exodus: The Refugee Movement to Free Vietnam. Directorate General of Information. Saigon. 1959. 55 p.

31. President Ngo Dinh Diem on Asia. Press office. Presidency of the Republic of Vietnam. Saigon. 1957. 14 p.

32. President Ngo Dinh Diem on democracy (addresses relative to the constitution). Press office. Presidency of the Republic of Vietnam. Saigon. 1958. 36 p.

33. President Ngo Dinh Diem's political philosophy. Review horizons. Saigon. 1956. -16 p.

34. Speeches By His Excellency President Carlos Garcia And His Excellency President Ngo Dinh Diem. Saigon. 1959. 24 p.

35. Speeches By His Excellency President Rajendra Prasad And His Excellency President Ngo Dinh Diem Presidency of the Republic of Vietnam. Saigon. 1959. 17P

36. The constitution of the Republic of Vietnam. Saigon. 1956. 40 p.

37. The Republic of Vietnam: Armed forces. Embassy of the Republic of Vietnam. Washington. 1967. 23 p.

38. This is the Republic of Vietnam. Ministry of Information and Psychological Warfare on occassion of 1955 International Fair of Pnompenh. 1955. 36 p.

39. Toward better mutual understanding. Vol. 1. Speeches Delivered By President Ngo Dinh Diem During His State Visits To Thailand, Australia, Korea (Second Edition), Press office. Presidency of the Republic of Vietnam. Saigon. 1958. 40 p. •

40. Toward better mutual understanding. Vol. 2. Speeches Delivered By President Ngo Dinh Diem During His State Visits to India and Philippines. Saigon. 1959. 45 p.

41. Madame Ngo Dinh Nhu to L.B. Johnson. The Lyndon Baines Johnson library. Jan. 3, 1964

42. Madame Ngo Dinh Nhu to L.B. Johnson. The Lyndon Baines Johnson library. June, 17 1964

43. Madame Ngo Dinh Nhu to L.B. Johnson. The Lyndon Baines Johnson library. Jan. 3, 1964

44. Madame Ngo Dinh Nhu to the United Nations. The Lyndon Baines Johnson library. Oct. 7, 1964

45. Ngo Dinh Nhu. A Sketch of the Social Principles of the Asian Traditional Philosophies. Saigon. 1959. 8 p.

46. Ngo Dinh Nhu. Why We Must Defend the Existing Regime. Saigon. 1957. 30 tr.

47. Ngo Dinh Nhu. Friendly talk to the militants. Saigon. 1963. 16 tr.

48. Ngo Dinh Thuc. Tha chung trong dip thiet lap dia phan Vihh Long (Нго Динь Тхук. Поздравительные стихи по случаю учреждения католического прихода в Виньлонге). Vmh Long. 1938. 9 tr. «Американские политико-дипломатические источники:

49. Background paper on Vietnam. Washington. 1956

50. Information Report: Comments of Ngo Dinh Nhu on Possible Changes in U. S. Policy Toward South Vietnam, 27 August 1963, Folder 20, Box 02, Central Intelligence Agency Collection, The Vietnam Archive, Texas Tech University.

51. J.F. Kennedy library presidential papers. National security files. V.N. 19611963. Wash. 1963

52. Prados J. JFK and Diem coup. Selection of recently declassified documents relating to U.S. policy in the Vietnam War. 2003 http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB 101/index.htm

53. The Pentagon papers. Vol. 1,2,3. Boston. 1971

54. U.S. Congress, Senate, Committee on foreign relations. Background information relating to Southeast Asia and Vietnam. Wash. 1967

55. U.S. Department of State. Foreign relations of the United States, 1952 1954. Vol. 13.

56. Declaration of the first congress of the south Vietnam national front for liberation. H.N. 1962 36 p.

57. Le Duan. De circrag dircmg loi cach mang mien Nam. (Ле Зуан. Тезисы о революционном пути Южного Вьетнама). H.N. 1956

58. Le Duin. Thu vao Nam. (Ле Зуан. Письма на Юг). H.N. 1965Г f

59. M(?t so van kien cua Dang ve chong My cuu nucrc. (Некоторые документы Партии по войне Сопротивления против США). Тар 1, 2. H.N. 1985

60. Van kien Dang toan tap. (Полное собрание документов Партии). Тар 16-24. H.N. 2002Справочные материалы:

61. Вьетнам (справочник). М. 1969. — 431 с.46300 tram nam. Sai Gon thanh pho Ho Chi Minh (300 лет. Сайгон - Хошимин). HCM. 1998. - 224 tr.

62. Devillers Ph. Paris, Saigon, Hanoi. Les archives de la guerre 1944 1947. P. 1988. -400 p.

63. Les perspectives du development du Sud du Vietnam. N.Y. 1959 — 52 p.

64. Minh Hung. Deri mot tong th6ng: hinh anh, sur lieu (Минь Хунг. Жизнь президента: фотографии и документы). Sai Gon. 1971. — 36 tr.

65. Nguyen Huyen Anh. Viet Nam danh nhan tir dien. (Нгуен Хюйен Ань. Справочник вьетнамских деятелей). Saigon. 1960

66. Nha tha cong giao a Viet Nam kien true lich su. (Католические соборы во Вьетнаме - архитектура и история). НСМ. 2004 — 240 tr.

67. Souverains et notabilities d'Indochine. ЮЕО. 1943. 112 p.

68. Tu dien di tich van hoa Viet Nam. (Справочник культурных памятников Вьетнама). H.N. 2003. 240 tr.

69. Tir dien nhan vat lich sir Viet Nam. (Справочник исторических персонажей Вьетнама). НСМ. 1993. 234 tr.

70. U.S. Marines in Vietnam. Vol. 1, 3. Wash. 1977 1979

71. Vietnam at the crossroads of Asia. University of California. 1956. 40 p.

72. Vietnam: nhung su kien 1945 1975. (Вьетнам: события 1945 - 1975). tap 1 (1945 -1964). H.N. 1975

73. Vietnam's strategic hamlets, 2-d edition. Directorate General of Information. Saigon, 1963

74. Vu Nggc Phan. Nha van hien dai (By Нгок Фан. Современные писатели) Sai Gon, 1942; rpt., HCM, 1994

75. Who is who in Vietnam. Saigon. 1972. 862 p.

76. Who is who in Vietnam. 3-d edition. Saigon. 1974. 969 p.Источники по философии персонализма:

77. Мунье Э. Манифест персонализма. М. 1999. 559 с.

78. Мунье Э. Персонализм. // Манифест персонализма. М. 1999. с. 459 539

79. Мунье Э. Персоналистская и общностная революция // Манифест персонализма. М. 1999. с. 13 266

80. Мунье Э. Страх в XX веке. // Манифест персонализма. М. 1999. с. 411 458

81. Мунье Э. Что такое персонализм? М. 1994. 128 с.

82. Lefebvre, М. Open Letter to Confused Catholics. Kansas City. 1987. 80 p.

83. Mounier E. Personnalisme et Christianisme // Mounier E. Oeuvres. P. 1961-1964

84. Dang Phong. Kinh te mien Nam Viet Nam thai ky 1955 1975. (Данг Фонг. Экономика Южного Вьетнама в период 1955 - 1975). H.N. 2004. - 702 tr.

85. Economic bulletin for Asia and the Far East. Vol. XVII, No. 3. 1966. 124 p.

86. Economic restoration and cultural development of Democratic Republic of Vietnam (1955 1957), H.N., 1958. - 48 p.

87. Gittinger P. Progress in South Vietnam's agrarian reform. // Far Eastern survey. January 1960. pp. 3-11

88. Jonas G. Agricultural and land development achievements in the Republic of Vietnam since 1956. N.Y., 1959. 16 p.77. "Kinh te tip san". ("Экономический бюллетень"). Sai Gon.

89. L'information du Vietnam economiques et financiere. Sai Gon. 1955. 1056 p.

90. Pham Quang Trung. Lich sir tin dung nong nghiep Viet Nam (1875 1945). (Фам Куанг Чунг. История сельскохозяйственного кредита во Вьетнаме). H.N. 1997. -320 tr.

91. Report of the economic survey mission of the United Nations and specialized agencies to the Republic of Vietnam. N.Y, 1956. 24 p.

92. Robequain, Ch. The economic development of French Indochina. Lon., N.Y., Toronto. 1944.-400 p.

93. Tai lieu tham khao ve tinh hinh kinh te mien Nam Viet Nam. ("Исследовательские материалы по экономической ситуации в Южном Вьетнаме") 2 t£p. H.N. 1974

94. Варненска М. Репортаж из Сайгона. М., 1973. 336 с.

95. Ильинский М.М. Индокитай. Пепел четырех войн. М., 2000. 512 с.

96. Щедров ИМ. Южный Вьетнам сегодня. Режим Нго Динь Зьема и национально-освободительное движение (1954 — 1962 гг.). М., 1966. 255 с.

97. Bao Dai. Le dragon d'Annam. P., 1980. 381 p.

98. Cao Van Lu|n. Ben giong lich sir. (Као Ван Луан. У потока истории, 1940 -1965). Sai Gon. 1972. 272 tr.

99. Fall В. Vietnam witness 1953 1966. N.Y., 1966. - 363 p.

100. Higgins M. Our Vietnam nightmare. N.Y., 1965. 314 p.

101. Hoanh Linh Do Mau. Tam su tirorag lira vong. Viet Nam mau lira que hirorng toi. (Хоань Линь До May. Записки эмигрировавшего генерала. Вьетнам моя Родина). H.N., 1995. - 616 tr.

102. Lansdale Е. In the midst of wars: an American mission to Southeast Asia. N.Y., 1991.-386 p.

103. Maneli M. War of the Vanquished. N.Y., 1971. 228 p.

104. Nolting F. From trust to tragedy. N.Y., 1989. 250 p.

105. Patti A. Why Vietnam? Prelude to America's albatross in Vietnam. Berkeley. 1982. -612 p.

106. PhanNhatNam. Dau binh lua. (Фан Нят Нам. След войны). НСМ., 1969. 51 tr.

107. Savani A. Visages et images du Sud du Vietnam. Saigon. 1955. 287 p.

108. Shaplen, R. "A reporter in Vietnam: Diem" // The New Yorker, Sep. 22, 1962

109. Thich Tri Quang: Tieu truyen tir ghi. (Тхить Чи Куанг. Автобиография). http://www.buddhismtoday.com/viet/rpgvn/nguoi/002-triquang.htm

110. Tran Van Don. Our endless war. HC: Presidio Press. 1978. 274 p.

111. Warner D. The last Confucian. N.Y., 1963. 327 p.Интервью и радиопередачи:

112. Вао Vu. Bien еб 1.11.1963: 40 nam nhin lai. (Бао By. Государственный переворот 1.11.1963: назад на 40 лет). Ban Viet ngir Dai phat thanh Uc Chau. 2003

113. Interview with Bui Diem. National archives and records administration. June 4, 1996

114. Interview with Colby, W. The Lyndon Baines Johnson library. May 21, 1983

115. Interview with Durbrow, E. National archives and records administration. June 3, 1981

116. Interview with Lansdale, E. National archives and records administration. 1993

117. Interview with Nguyen Xuan Phong. Conducted by Richard Burks Verrone, Ph.D. September 27, 2002 Transcribed by Jennifer Mclntyre. The Vietnam Archive. Oral History Project.

118. Interview with Nolting, F. National archives and records administration. Feb. 14, 1984

119. Interview with Pike D. National archives and records administration. June 4, 1981

120. Interview with Taylor M. National archives and records administration.Видеоматериалы:123. 365 ngay bien dong. Part 1, 2, 3, 4. Free speech for Viet Nam. 2007

121. C6 t6ng th6ng Ngo Dinh Diem. Little Saigon TV. 2005

122. Diem's last meeting with Lodge, http://www.earthstationl.com/pgs/vietnam/dev-Diem'sLastMeetingWithLodge.mpg.html

123. Madame Nhu's response to Thich Quang Due. http .//www. earthstation 1. com/Madam eNh u. html

124. Ngo Dinh Diem. Part 1, 2, 3, 4. Free speech for Viet Nam. 2007Литература на русском языке:

125. АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. М., 2002. 366 с.

126. Берзин Э.О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. М., 1966. 320 с.

127. Благов С.А. Каодаизм во Вьетнаме: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1991. -24 с.

128. Вьетнамская философия нового и новейшего времени. М., 1990. 312 с.

129. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998. — 350 с.

130. Деопик Д.В. История Вьетнама. М., 1994. Ч. 1. 320 с.

131. Дудник З.В. Аграрный вопрос в Южном Вьетнаме. М., 1964. 171 с.

132. Дудник З.В. Сельскохозяйственная кооперация и сельскохозяйственный кредит в Южном Вьетнаме // Новейшая история Вьетнама. М., 1963. с. 172 194

133. Дэвидсон Ф. Война во Вьетнаме. М., 2002. 816 с.

134. История Востока. Под ред. Л.Б. Алаева. М., 2005. Т. 4. 608 с.

135. История Вьетнама в новейшее время (1917 1965). М., 1970. - 475 с.

136. Кобелев Е.В. Хо Ши Мин. М. 1979. 363 с.

137. Колотов В.Н. Сайгонские режимы: религия и политика в Южном Вьетнаме (1945 1963). СПб., 2001. - 308 с.

138. Конева И.В. Политика США по отношению к Республике Вьетнам (1961 — 1963): Автореф. канд. дис. Екатеринбург. 2006. 24 с.

139. Лаврищев А.А. Индокитайский вопрос после Второй мировой войны. М., 1960. -120 с.

140. Ливен А. Выбор пути для России: геополитические факторы. Стенограмма лекции на заседании Государственного клуба. http://www.gosclub.ru/science/lectures/128980172

141. Мазырин В.М. Крах марионеточного режима Нгуен Ван Тхиеу в Южном Вьетнаме. М., 1978. 136 с.

142. Макнамара Р. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама. М., 2004. -409 с.

143. Мурашева Г.Ф. Глобальные и региональные интересы в индокитайской политике США. //Американо-вьетнамские отношения: 1945 1989 гг. М., 1989

144. Мхитарян С.А., Мхитарян Т.Т. Вьетнамская революция. Вопросы теории и практики. М., 1986. 303 с.

145. Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М., 1972. 251 с.

146. Нгуен Кхак Вьен. Очерки истории Вьетнама. Ханой., 1998. 525 с.

147. Непомнящий Н.Н., Низовский А.Ю. Предсказания в Фатиме. 100 великих тайн. М., 2000. 576 с.

148. Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама Ч. 2.М., 1995. -271 с.

149. Политическая культура и деловая этика стран Востока. Под ред. О.В. Новаковой и Н.П. Малетина. М., 2006. 352 с.

150. Политические системы и политические культуры Востока. Под ред. А.Д. Воскресенского. М., 2006 829 с.

151. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 3-е изд. М., 1999. -477 с.

152. Реброва Г.Ф. Политика США в Индокитае в годы Второй мировой войны. // Американо-вьетнамские отношения: 1945 1989 гг. М., 1989

153. Сюннерберг М.А. Архиепископ Нго Динь Тхук старший брат президента Нго Динь Зиема (биографический очерк). // Три четверти века. Д.В. Деопику -друзья и ученики. М. 2007. с. 423 - 435

154. Сюннерберг М.А. Верховная власть в первой Республике Вьетнам: традиционные и новые черты. // Научная конференция "Ломоносовские чтения". Апрель 2005. Востоковедение. Тезисы докладов, с. 139 145

155. Сюннерберг М.А. Гибель президента Нго Динь Зиема (1901 1963): внешние и внутренние факторы. // Научная конференция "Ломоносовские чтения". Апрель 2005. Востоковедение. Тезисы докладов, с. 86 - 90

156. Сюннерберг М.А. Персонализм в идеологии правящих кругов Первой республики Вьетнам (1955 1963). // Вестник МГУ. Серия Востоковедение. М. 2007 №2. с. 25-41

157. Сюннерберг М.А. Политический портрет Нго Динь Зиема первого президента Республики Вьетнам (история прихода к власти). // Юго-Восточная Азия. Материалы международного конгресса востоковедов. ИВ РАН. 2005. с. 247 - 260

158. Сюннерберг М.А. Президент Нго Динь Зьеми его личность в историографии США 40 лет спустя (1963 2003). XXIV международная конференция "Источниковедение и историография стран Азии и Африки". Тезисы докладов. СПб. 2007. с. 158-160

159. Филимонова Т.Н. Очерк истории вьетнамской литературы в XX веке. Рукопись

160. Цветов П.Ю. Мегаполис на реке Сайгон Н Азия и Африка сегодня. 1998. №3-4. 167.Чыонг Чунг Тхы, Нгуен Мань Де. Экономическая политика американскихнеоколонизаторов в Южном Вьетнаме. М., 1965. 239 с.

161. Шнайдер Б. Золотой треугольник. М., 1989. 319 с.Литература на западных языках:

162. A short history of Buddhism in Vietnam. Saigon. 1963. 13 p.

163. Allen L., Pham Ngoc An. A Vietnamese district chief in action. Michigan state university. 1963. 72 p.

164. Ashmore H., Baggs W. Mission to Hanoi. N.Y., 1968. 369 p.

165. Bator V. Vietnam: a diplomatic tragedy. L., 1967. 271 p.

166. Blagov S. Honest mistakes: The life and death of Trinh Minh The — South Vietnam's alternative leader. N.Y. 2001. 304 p.

167. Blagov S. Cao Dai Army: One cannot defend its dominion with a rosary in hand. http://www.caodai.net/EnglishyHtmyCaodaiarmy.htm

168. Bodart L. La guerre d'Indochine: Penlisement. Paris, 1963.-464 p.

169. Bodart L. La guerre d'Indochine: 1'humiliation. P., 1965. 603 p.

170. Bouscaren A. Last of mandarins: Diem of Vietnam. Pittsburgh. 1965. 174 p.

171. Browne M. The New Face of War. N.Y., 1968. 284 p.

172. Buttinger J. The Smaller Dragon: A Political History of Vietnam. N.Y., 1958. 535 P

173. Buttinger J. Vietnam: A Dragon Embattled, 2 vols. N.Y., 1967. 1346 p.

174. Buttinger J. Vietnam: A Political History. N.Y., 1968. 565 p.

175. Ca Van Thinh, Та Xuan Linh, HuuNgoc. L'ancien Saigon. H.N., 1976 137 p.

176. Cao Van Vien. Leadership. Virginia., 1978. 200 p.

177. Catton Ph. Diem's Final Failure: Prelude to America's War in Vietnam. Lawrence: University Press of Kansas, 2002. 298 p.

178. Catton Ph. Parallel Agendas: The Ngo Dinh Diem Regime, the United States and the Strategic Hamlet Program, 1961-1963. Ph.D. dissertation, History, Ohio University. 1998

179. Celerier P. Menaces sur le Vietnam. Saigon., 1950. -'291 p.

180. Chaffard G. Indochine: dix ans d'independance. P., 1964. 294 p.

181. Chaffard G. Les carnets secrets de la decolonization. P., 1965. 346 p.

182. Chaffard G. Les deux guerres du Vietnam. De Valluy a Westmoreland. P., 1969. -458 p.

183. Chanda N. Brother Enemy: The War after the War. N.Y. 1986. 483 p.

184. Devillers Ph. L'histoire du Vietnam de 1940 a 1952. P., 1952.-479 p.

185. Devillers Ph., Lacouture J. La fin d'une guerre. Indochine 1954. P., 1960. 405 p.

186. Devillers Ph., Lacouture J. Vietnam de la guerre francaise a la guerre americaine. P., 1969.-430 p.

187. Donnell J. Recent reports in the Republic of Vietnam to strengthen the moral foundations of Vietnamese society. N.Y., 1957. — 65 p.

188. Ellsberg D. Papers on the war. N.Y., 1972. 309 p.

189. Ely P. L'Indochine dans la tourmente. P., 1964

190. Fall B. The two Vietnams. L. 1963. 490 p.

191. Finkle J.L. Civil-Military Relations in Vietnam. N.Y., 1962

192. Fishel W. Problems of Democratic Growth in Free Vietnam. // Conference on Social Development and Welfare in Vietnam 23 October 1959

193. Fishel W. Problems of freedom: South Vietnam since independence. Michigan State University. 1961

194. Fourniau Ch. Le Vietnam face a la guerre. P., 1967. 318 p.

195. Franchini Ph. Les guerres d'Indochine. Vol. 2. P., 1989. 455 p.

196. Gettleman M. Vietnam history, documents and opinion. N. Y., 1965

197. Gheddo P. Catholiques et bouddhistes au Vietnam. P., 1970. 424 tr.

198. Gnoinska M. Poland and Vietnam, 1963: new evidence on secret communist diplomacy and "Maneli affair". George Washington University. 2005

199. Guilmartin J. America in Vietnam: the fifteen year war. N.Y., 1991. -208 p.

200. Hai Thu, Binh Thanh. Coup after coup in Saigon. H.N., 1964

201. Halberstam, D. The making of a Quagmire: America and Vietnam during the Kennedy era. McGraw-Hill. 1965.

202. Hammer, E.J. A Death in November: America in Vietnam, 1963. N.Y., 1987. 373P

203. Hanh T.N. Vietnam: Lotus in a Sea of Fire. Clinton, 1967

204. Hansen P. The Virgin heads South: northern catholic refugees in South Vietnam, 1954 1964. Melbourne, 2005

205. Hickey G.C. Notes on South Vietnamese peasant of the Mekong Delta. Santa Monica. 1964. -28 p.

206. Hilaire du Berrier. L'echec americain au Vietnam. P., 1965. 314 p.

207. Hoang Ngoc Lung. Intelligence. N.Y., 1982 90 p.

208. Hoang Van Chi. The Fate of the Last Viets. Saigon. 1956.

209. Jones H. Death of a Generation: How the Assassinations of Diem and JFK Prolonged the Vietnam War. N.Y., 2003. 562 p.

210. Karnow S. Diem Defeats His Own Best Troops // The Reporter, January 19, 1961, pp. 24-29

211. Karnow S. Vietnam: ahistoiy. N.Y. 1983.-750 p.

212. Kolko G. Anatomy of war. N.Y. 1985. 628 p.

213. Lacouture J. Le Vietnam entre deux pais. P. 1965. 270 p.

214. Lancaster D. The emancipation of french Indochina. L. 1961. 450 p.

215. Le Van Chat. Guerre non declaree au sud Vietnam. H.N., 1962. 120 p.

216. Le Van Hao. The urban intelligentsia in South Vietnam fights American neocolonialism. H.N., 1970

217. Lefebvre Archbishop Marcel. Open Letter to Confused Catholics. Kansas City. 1987

218. Logevall F. The Origins of the Vietnam War. N.Y., 2001

219. Maclear M. Vietnam: the ten thousand day war. L., 1981. 368 p.

220. Manhattan A. Vietnam. Why did we go? Religious beginnings of an unholy war. L.A., 1984 505 p.

221. Manhattan A. Vatican's holocaust. Springfield, MO. 1986. 236 p.

222. Marr D. Vietnam 1945: The Quest for Power. HC: University of California Press: Berkeley, CA. 1995. 2nd Edition. 602 p.

223. McCoy A. The politics of heroin in Southeast Asia. N.Y., 1972. 464 p.

224. Mecklin J. Mission in torment. N.Y., 1965. 318 p.

225. Moise E. The Vietnam wars. Electronic publication. 1998. http://\ai1iial.clemson.edu/caah/history/FacultyPages/EdMoise/vietaam.html

226. Nguyen Kien. Le Sud Vietnam depuis Dien-bien-phu. P., 1963. 332 p.

227. Nguyen The Anh. Buddhism and Vietnamese society throughout history // South East Asia research. Vol. 1. №1. March. 1993. -pp. 98 114

228. Nguyen Xuan Nghia. Les mouvements messianiques du delta du Mekong de la fin 19-eme ciecle a 1975. P. 1995

229. Nighswonger W. Rural pacification in Vietnam. N.Y. 1966. 320 p.

230. Parsons J, Brown D, Kingsbury N. Americans and Vietnamese: a comparison of values in two cultures. Advanced research projects agency. 1968. 30 p.

231. Pike D. Viet Cong. The Organisation and Techniques of the National Liberation Front of South Vietnam. MIT Press, 1967. 499 p.

232. Prados J. Vietnam: The History of an Unwinnable War, 1945-1975. HC: University Press of Kansas: Lawrence, KS, 2009. 665 p.

233. Quan Nhu Ph^m Van Minh. Vietnamese engaged Buddhism the struggle movement 1963 1966. Westminster. 2002

234. Rust W. Kennedy in Vietnam: American Vietnam policy, 1960 1963. N.Y., 1985. -252 p.

235. Scheer R., Hinckle W. The Vietnam lobby. // A Vietnam Primer. Ramparts. 1965. -pp. 14-27

236. Scigliano R. Vietnam: a country at war // Asian survey. Vol. 3. № 1. Jan. 1963

237. Scigliano R. Political parties in South Vietnam under the Republic. Michigan State University. 1960. 36 p.

238. Scigliano R. The electoral process in South Vietnam: politics in an underdeveloped state. //Midwest jornal of political science. Vol. 4, No.2, May 1960. pp. 138 161

239. Scigliano R. South Vietnam: nation under stress. Boston, 1963

240. Shaplen R. The lost revolution: the U.S. in Vietnam, 1946-1966. N.Y., 1965.-404 P

241. Streeb K. A Fragmented Effort: Ngo Dinh Diem, The United States Military And State Department and the Strategic Hamlet Program of 1961-1963. George Mason University. 1994

242. Thich Nhat Hanh. Love in Action: Writings on Nonviolent Social Change. Berkeley. 1993.-154 p.

243. Thich Nhat Hanh. Vietnam: Lotus in a Sea of Fire. N.Y., 1967. -115 p.

244. Tran Dinh Tho. Pacification. Wash. 1977. 120 p.

245. Tran Ky Phuomg, Cultural Resource and Heritage Issues of Historic Champa States: Champa Origins, Reconfirmed Nomenclatures and Preservation of Sites, University of Singapore, Sep. 2006 28 p.

246. Tran Si Don. School manuals and the national education in Vietnam. Publications of the Department of national education. 1959. 40 p.

247. Tran Tarn Tinh. Dieu et Cesar: les Catholiques dans l'histoire du Vietnam. Paris. 1978.-238 p.

248. Vu Tam Ich. A historical survey of educational developments in Vietnam. Lexington. 1959. 143 p.

249. Zasloff J. Rural resettlement in Vietnam. An agroville in development. Michigan state university. 1964 48 p.Литература на вьетнамском языке:

250. Bui Due Sinh. Giao hpi cong giao a Viet Nam. tap Ш. (Буй Дык Шинь. Католическая церковь во Вьетнаме). Calgary. 2002 80 tr.

251. Сас gia tri truy&i thong va con ngirai Viet Nam hien nay. Tap П. Chu bien Phan Huy Le va Vu Minh Giang. (Традиционные вьетнамские ценности и современный человек. Т.2. Под редакцией Фан Хюи Ле и By Минь Зянга). H.N., 1996.-420 tr.

252. Cao Huy Thuan. Toan tri va ngoai thuQc. (Авторитаризм и зависимость от иностранцев).2006. www.giaodiemonline.com/noidungdetail.php?newsid=436

253. Cao Van Lirorng. Cong nhan mien Nam Viet Nam trong cuoc khang chien chong My curu nude. (Као Ван Лыонг. Рабочий класс Юга Вьетнама в войне Сопротивления против США). H.N. 1997. 340 tr.

254. Cao Van Luong. Lich sir cach mang mien Nam Viet Nam (1954 1965). (Као Ван Лыонг. История революции на Юге Вьетнама (1954 - 1965). H.N. 1991 - 410 tr.

255. Chinh Dao. Cuoc Thanh СЫёп Chong Cong 1945 1975. (Тинь Дао. Священная война против коммунизма 1945 - 1975). Houston. 2004. - 570 tr.е г

256. Grandclement D. Bao D^i hay nhirng ngay cuoi cung cua vircmg quoc An Nam. (Гранклеман Д. Бао Дай или последние дни империи Аннам). H.N. 2006. 273 tr.

257. Lam Le Trinh. Bai hoc tir mot sir tuat tiet. (Лам Ле Чинь. Уроки времени). L.A. 2001.-24 tr.

258. Lam Li Trinh. Chin Nam Ben Canh Tong Thong Ngo Dinh Diem. (Лам Ле Чинь. 9 лет рядом с президентом Нго Динь Зиемом). L.A. 2005. — 46 tr.

259. Lam VTnh Th§. Tai lieu mat cua C.I.A. ve Viet Nam Cong Hoa. (Лам Винь Txe. Секретные материалы ЦРУ по первой Республике Вьетнам). Dai hQC Saskatchewan. 2004

260. Le Cung. Phong trao Phat giao Mien Nam Viet Nam nam 1963. (Ле Кунг. Буддийское движение на Юге Вьетнама в 1963 году). HaNQi. 1999. — 36 tr.

261. Le Май Han. Dai ciromg lich sir Viet Nam. (Ле May Хан. Краткая история Вьетнама). Тар. 3. H.N. 2000. 340 tr.

262. Lu Phirong. Cuoc xam lang ve van hoa va tir tucmg cua de quoc My t^i mien Nam Vi$t Nam. (Лы Фыонг. Агрессия США в области культуры и идеологии Южного Вьетнама). H.N. 1981

263. Lu Phirong. Dang sau mot cau tra loi: "Ai pha hoai Hiep dinh Geneve?". (Лы Фыонг. Позади ответа на вопрос: "Кто нарушил Женевские соглашения?"). Sai Gon. 2005.-28 tr.

264. Nguy&i Cong Khanh. Lich sir bao chi Sai Gon TJP. H6 Chi Minh (1865 - 1995). (Нгуен Кош Кхань. История прессы Сайгона - г. Хошимина (1865 - 1995). НСМ., 2006.-236 tr.

265. Nguyen D4c Xuan. Tim hieu lich sir nha tho La Vang qua cac nguon tu li|u Thien chua giao. (Нгуен Дак Суан. Изучение истории собора Ла Ванг по католическим материалам), http://www.giaodiemonline.com/2008/01/lavang.htm

266. Nguyln Gia Kieng. Nhin l^i kinh ngi?m Ngo Dinh Diem. (Нгуен Зя Киенг. Пересмотр опыта Нго Динь Зиема). // Thong luan. № 186. 2004. tr. 10-14

267. Nguyen Tien Canh. Bon mum nam sau: tinh hay me? (Нгуен Тиен Кань. 40 лет спустя: реальность или сон?). Ottawa. 2003. 80 tr.

268. Nguyen Van Luc. Tri thirc mien Nam — hai mircri nam nhap cuoc (1955 — 1975). (Нгуен Ван Лук. Интеллигенция Южного Вьетнама 20 лет деятельности (1955 - 1975). Berlin. 2005. - 36 tr.

269. Pham Van Lmi, Nguyln Ngoc Tan. De nhat Cong hoa Viet Nam, 1954 1963. (Фам Ван Лыу, Нгуен Нгок Тан. Первая Республика Вьетнам, 1954 - 1963). Victoria. 2005. - 280 tr.

270. Phan Dure Minh. Ai ra lenh giat Ong Ngo Dinh Diem & Tai Sao? (Фан Дык Минь. Кто и почему отдал приказ убить Нго Динь Зиема?). San Diego. 2004

271. Phan Thu Lang. Bao Dai vua cuoi cung trieu Nguyen. (Фан Тхы Лан. Бао Дай -последний император династии Нгуен). H.N., 2007. - 310 tr.

272. Phan Thur Lang. Nam Phirong hoang hau cuoi cung trieu Nguyen. (Фан Тхы Лан. Нам Фыонг - последняя императрица династии Нгуен). H.N. 2007. - 180 tr.

273. Phan Van Hum. Van mieu or Nam Ky. (Фан Ван Хум. Ван Миеу в Южном Вьетнаме). // Tri Tan, so 144,1944. tr. 8 14

274. Shultz, R. Cuoc chien tranh bi mat chong Ha Noi. (Шульц P. Секретная война против Ханоя). H.N., 2002. 532 tr.

275. Thich Dong Bon. Lich sir chua Xa Lgi: van hoa va truyen thong. (Тхить Донг Бон. История пагоды Са Лой: культура и традиции). Sai Gon, 2001. 20 tr.

276. Thich Tri Quang Cuoc van dong cua Phat giao Viet Nam. (Тхить Чи Куанг. Буддийское движение во Вьетнаме). // Lien Hoa so 7 (thang 8/ 1964). Tr. 12 - 21

277. Thich Tri Quang. Vai dac diem сйа Phat Giao. (Тхить Чи Куанг. Некоторые особенности Буддизма), www.buddhismtoday.eom/viet/triet/009-dacdiem.htm

278. Ton That Thlen. Phe Cong San nghT sao ve tong thong Ngo Dinh Diem. (Тон Тхат Тхиен. Что думали коммунисты о президенте Нго Динь Зиеме). Ottawa. 2002

279. Trk Hong Lien. Phat giao Nam bp tir th§ ky XVH d8n 1975 (Чан Хонг Лиен. Буддизм Южного Вьетнама с 17 века по 1975 год). НСМ., 1996

280. Tran Van Giap. Dao ly Phat giao voi dao ly nho giao or nirac ta. (Чан Ван Зяп. Буддизм и Конфуцианство в нашей стране). H.N., 1935

281. Тгйп Van Giau. Mien Nam gift vfmg thanh cong. (Чан Ван Зяу. Юг успешно сражается). Тар 1,2, 3, 4, 5. H.N., 1964 1978

282. Tu Gan. Nhrnig bi mat dugc tiet 16 sau bon mirai nam. (Ту Ган. Тайны, рассекреченные спустя 40 лет). Тар chl Saigon Nho. 31.11.2003. tr. 26 42

283. Vo Nguyen. Ngon lira cach mang dang rire chay д nong thon mien Nam. (Во Нгуен. Революционное пламя разжигается в деревне Южного Вьетнама). H.N., 1960

284. Vo Nguyen. Phong trao cong nhan or mien Nam. (Во Нгуен. Рабочее движение в Южном Вьетнаме). H.N., 1961

285. V6 РЫёп. Hai mircri nam van hoc mien Nam, 1954-1975 (Во Фиен. 20 лет литературы Южного Вьетнама, 1954 — 1975). Melbourne. 1992. 376 tr.

286. VCL Huy Phuc. Cac loai don di8n va sy hinh thanh xa thon о mi8n Nam dau the ky XIX. (By Хюи Фук. Виды военных поселений (дон диенов) и формирование сельской общины в Южном Вьетнаме в начале XIX века). H.N., 1997. 20 tr.

287. Vu Van Май. Sau Thang Phap Nan 1963. (By Ван May. 6 месяцев 1963 года). НСМ., 1984-500 tr.

288. Vurong Hong Sen. Sai Gon nam xira. (Выонг Хонг Шен. Древний Сайгон). НСМ., 1997,-344 tr.Художественная литература:

289. Chinh Dao. Cuoc Sup Do cua Nam Viet Nam (but ky). (Тинь Дао. Падение Южного Вьетнама очерки). Р., 1996 - 450 tr.Г 1

290. Hoang Trpng Mien. De Nhat Phu Nhan Tran Le Xuan. (Хоанг Чонг Миен. Первая леди республики Вьетнам Чан Ле Суан). Da Nang. 1965. — 40 tr.

291. Ншх Mai. Ong сб van. Ho sa mot diep vien. (Хыу Май. Господин советник. Досье разведчика). H.N., 1987 1040 tr.

292. Nguyen Thi Hoang. Vong tay hoc tro. (Нгуен Тхи Хоанг. В объятиях ученика). Sai Gon. 1967-270 tr.

293. West M. The ambassador. L., 1965.-275 p.321

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.