Становление социально-политической мифологии фашизма: На материале гитлеровской Германии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ольшанский, Вячеслав Васильевич

  • Ольшанский, Вячеслав Васильевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 132
Ольшанский, Вячеслав Васильевич. Становление социально-политической мифологии фашизма: На материале гитлеровской Германии: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2002. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ольшанский, Вячеслав Васильевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.:.

МИФОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ФАШИСТСКОГО ТИПА.

1.1. Мифологизация общественного сознания в эпоху пангерманизма.

1.2.д0минация арийского мифа в общественном сознании Германии

1.3. "Эра борьбы" как начало гитлеровского периода мифологизации массового сознания.

ГЛАВА II.

Основные мифологемы общественного сознания фашистской Германии.

2.1. Расцвет социально-политической мифологии фашистской Германии.

2.2. Основные мифы фашизма.

2.2.1. Миф об ариях.

2.2.2. Миф о мировом еврействе.

2.2.3. Миф о вожде.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление социально-политической мифологии фашизма: На материале гитлеровской Германии»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Годы, прошедшие со времен крушения фашизма, убеждают нас в том, что фашизм не является лишь проблемой политической. Уже нет государств, проповедующих и осуществляющих политику фашизма, ибо в глазах мировой общественности такое государство немедленно бы утеряло претензию на респектабельность и легитимность. Да и политические партии и движения, для которых идея фашизма стала основной, базовой, главенствующей, теперь вынуждены скрывать свои политические пристрастия, конспирировать свои взгляды. Но, если в политической сфере все выглядит достаточно надежно, то в сфере духовной фашизм по-прежнему является серьезной проблемой, волнующей человечество. Фашизм, как идея, основанная на безудержной вере в разнообразные мифы, является серьезной культурно-философской проблемой и представляет собой зло нынешнего дня, грозящее новыми возможными взрывами.

Претензия мифологии германского нацизма на создание целостной картины мира, на формирование «истинных» ценностей цивилизации, создание «новой» культуры, этики в современных условиях делает анализ этой мифологии весьма актуальной научной задачей. 4

Исходя из вышеизложенного, актуальность данной темы определяем следующими причинами:

1. Сложившейся традицией социально-политического и экономического анализа фашизма, недостаточностью внимания к разработке тематики фашизма во всех ее аспектах. Учитывая, что фашизм в Германии есть неслучайный этап ее культурной, исторической и духовной эволюции, современная наука требует более глубокого изучения фашизма, вычленяя из общей тематики наиболее слабо изученные проблемы. Мифология фашизма, мифологизированное сознание фашистского общества есть одна из таких проблем.

2. Незавершенностью процесса накопления материала о фашизме. Констатируя в целом нарастание потока научно- публицистического, документального и мемуарного материала о фашизме, следует признать, что философские науки находятся на стадии осмысления данного материала. Исследования, посвященные мифологии фашизма, представляются одним из важных направлений данной работы.

3. Стремительно возросшим интересом к проблематике фашизма в целом. Фашизм, в силу своей специфики, как и в России, так и во всем мире, является темой, преодолевшей рамки академической науки. Исследования в области фашизма пользуются интересом как у представителей различных сфер и отраслей знания, так и в широких кругах общественности. Расширение тематики работ о фашизме, разнообразие в подходах к его осмыслению, 5 помогают решать задачу удовлетворения спроса на подобные исследования, расширять знания о фашизме.

4. Высокой общественной значимостью темы фашизма, заинтересованность общественности данной темой объясняется прежде всего многочисленными уроками, которые преподнес фашизм человечеству, той тревогой, которую испытывает человек при анализе своего настоящего и недавнего прошлого, его озабоченностью будущим.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Теоретической базой данного исследования стали труды таких отечественных и зарубежных мыслителей, как К. Юнг, К. Ясперс, О. Шпенглер, К. Манхейм, Ф. Энгельс, Г.П. Федотов, С.С. Аверинцев, М. Вебер, Е. Дюринг, Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, X. Ортега-и-Гассет, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, М. Элиаде, Э. Хобсбаум, Н. Гудрик-Кларк. Некоторые произведения вышеперечисленных авторов имеют непосредственное отношение к разрабатываемой теме. Это работы Эриха Фромма «Бегство от свободы» /глава «Психология нацизма»/, «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии», важнейшие работы Карла Густава Юнга «Вотан» и «Эпилог», до сих пор являющиеся наиболее оригинальными попытками осмысления психологии фашизма. Весьма важной представляется работа Николаса Гудрик-Кларка «Оккультные корни нацизма», наиболее полно представляющая оккультную 6 картину становления и развития фашизма в Германии. Целый ряд ценных высказываний и наблюдений мы находим в работах Г. П/ Федотова, касающихся непосредственно немецкого фашизма.

Теоретико-историческим материалом данного исследования стали работы П. Алатри «Происхождение фашизма», А.С. Бланка «Из истории раннего фашизма в Германии», Ж. Желева «Фашизм: Тоталитарное государство», К. Гейдена «История германского фашизма», П. Тольятти «Лекции о фашизме» и т.д.

Важным материалом для разработки темы стали первоисточники. Среди них - книга А. Гитлера «Майн кампф», являющаяся стержневым документом фашизма. Книга А. Розенберга «Миф XX века», также является весьма интересной, поскольку представляет собой попытку теоретизированного обоснования фашизма. Среди первоисточников и книги Отто Штрассера «Гитлер и я», Й. Геббельса «Последние записи», Б.Муссолини «Доктрина фашизма». Использованы и некоторые документы, представляющие исключительный интерес. Таким документом является в частности брошюра Главного управления СС и Управления образования «Расовая гигиена и демографическая политика национал-демократической Германии /Биологические основы и их осмысленное применение для сохранения и приумножения нордической крови».

В последнее время появились и были использованы в данном исследовании работы, помогающие прояснить сущность и динамику культурных процессов, происходящих в нацистской Германии. Одной из таких работ стала книга, недавно изданная 7 на русском языке, принадлежащая перу немецкого филолога, профессора Виктора Клемперера «Язык Третьего рейха», где автор исследует логосферу фашизма, представляет обширный материал о повседневном мире культуры, символике и т.д. В работе Роберта Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер», исследуется пропаганда национал-социализма и ее влияние на массовое сознание^ Аспекты развития риторики рассмотрены в книге А.К. Михальской «Русский Сократ» /глава 3. Риторика и власть/. Книга Генри Пикера «Застольные разговоры Гитлера» представляет, хотя и калейдоскопически, все наиболее актуальные взгляды и доктрины фашизма.

С должным вниманием мы отнеслись и к анализу биографической и мемуарной литературы. Это книги Мазера, Кершоу, Шпеера, Видемана, Манштейна, Гудериана, Деница, Гальдера и других авторов.

Естественным представляется то, что при разработке темы широко применялся общетеоретический материал по проблеме мифа, мифологии и мифологизации сознания. Проблема мифологии в настоящее время является одной из самых разрабатываемых тем в философии. Исходя из этого, мы получили возможность анализа самых разнообразных концепций. Работы Р. Барта, А. Геде, Э.Я. Голосковера, П.С. Гуревича, Ю.А. Жданова, А.В. Иванова, С. Кара-Мурзы, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, Е.Б. Ивушкиной, Е.Е. Несмеянова, В.М. Пивоева, Л.А. Мирской, К. Юнга и др., послужили теоретическим материалом исследования. 8

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью работы является выявление основных особенностей формирования мифологии и мифологизации сознания в фашистской Германии.

Культурный мир каждого государства представляется уникальным и развивается под воздействием целого ряда факторов. Таких как: сложившиеся национальные традиции, экономико-политическая система, историческая ситуация, духовные устремления и т.д. В связи с этим, мы не претендуем на полное и всестороннее освещение всех культурных процессов, происходящих в Германии в период становления и утверждения идеологии фашизма, поскольку это задача более развернутого исследования. Национал-социализм видоизменил традиционную культуру Германии, создал новые ценности, мифологию, которая обосновывала идею исключительности, идею расового превосходства над другими народами.

В связи с этим были поставлены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Проанализировать основные, базовые мифы фашизма, формирующие основу национал-социалистического мировоззрения, показать их место в мифологии национал-социализма. Показать взаимосвязь современной социально-политической мифологии фашизма с классическим германо-скандинавским мифом как попытку возрождения национальных ценностей, ценностей далекого прошлого. 9

2. Рассмотреть основные причины мифологизации сознания в Германии и отхода от рационалистических и сциентистских представлений о развитии человека, его сущности, о развитии общества и цивилизации в целом.

3. Показать, что процесс мифологизации сознания - это длительный и сложный процесс, находящийся под влиянием множества факторов. Мифология фашизма оказалась в этом процессе лишь продуктом мифологизации сознания в предшествующие эпохи. Она же явилась основой для создания совершенно нового типа культуры, своеобразие которого заключается в его ультранационализме.

4. Рассмотреть характерологические особенности мифологической системы фашистской Германии, основанием которой является арийский миф, утверждающий собой преимущество нордической расы над другими расами и народами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ДИССЕРТАЦИИ

Проблема мифологизации сознания в Германии, мифологии германского фашизма, по своему характеру является проблемой междисциплинарной. Она входит в предмет исследования таких дисциплин, как история, философия, культурология, этнография, социология, политология и т.д. Это обстоятельство является причиной использования общенаучной методологии в разработке

10 выбранной темы. Это, в частности, системный подход, методика применения которого состоит в выявлении необходимого и достаточного набора характеристик, отличающих не только специфику определенной культуры, но и ее отдельных феноменов.

Решение основной задачи диссертационного исследования, связанное с изучением индивидуального характера мифологии фашизма, представляется невозможным без применения метода эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному, как важный фрагмент диалектико-материалистического метода, помогает перейти от абстрактного бытия мифологии к ее конкретным проявлениям в конкретной культуре и учесть основные противоречия исследуемого объекта.

Вспомогательным инструментом для выявления специфики избранного объекта послужил сравнительно-исторический анализ, а также общелогические приемы и методы. Такие как: анализ и синтез, аналогия, моделирование. Сочетание и взаимовыполнение вышеперечисленных методов представляется совершенно необходимым в силу многоплановости поставленной в диссертационном исследовании задачи.

11

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Впервые построена и проанализирована принципиальная система мифологии немецкого фашизма, дана характеристика каждой из групп мифов.

Дана характеристика процесса мифологизации сознания в Германии в его развитии, поэтапно, где генезис мифологии представляет собой нарастающий, прогрессирующий процесс.

2. На основе анализа обширного исторического материала показана связь между эпохами прошлого и процессом мифологизации сознания.

3. Раскрыта роль и влияние мифа на политические, социальные, духовные и культурные процессы, происходящие в Германии в исследуемый период.

Сквозь призму нацистской мифологии рассмотрена проблема взгляда «на себя», «новых» идентификационных норм, «рефлексии», которая навязывалась фашистским мифом. 5. Установлей статус мифа об ариях, как смыслообразующего мифа мифологии нацизма, определяющего основные культурно-антропологические критерии, а также идеологические, этические и духовные ценности общества.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Мифология фашизма, ее взаимосвязь с классическим германо-скандинавским мифом, как культурной основой представляет собой попытку возрождения национальных ценностей, ценностей далекого прошлого посредством культурного обособления от окружающего мира. Этим объясняется конфронтационность мифологии фашистской Германии, ее направленность на борьбу с иными проявлениями культуры, стремление уничтожить их. 2. Причиной мифологизации сознания в Германии в наиболее радикальных формах было глубокое разочарование в способности разума осмыслить действительность, в отходе от рационалистических и сциентистских представлений о природе человека и общества. Мучительные объединительные, процессы XIX века и глобальные катастрофы начала XX века нуждались в полном и всестороннем пояснении. Новый миф в этом смысле выполнял эвристическую задачу, заполняя собой пробелы в мировосприятии.

3. Фашизм представляет собой особый тип культуры, своеобразие которого заключается в его ультранационализме, все элементы которого согласовываются и базируются на мифе.

4. В основе мифологии фашизма лежит арийский миф, обосновывающий преимущества нордической расы

13 над другими расами и народами, конституирующий вокруг себя всю мифологию, подменяя собой культурные и интеллектуальные основания европейской цивилизации, намечая связь между культурно-историческими эпохами прошлого и моделью строительства «нового» общества и государства.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

РАБОТЫ

Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего осмысления такого феномена как фашизм. Рассмотрение такого культурно-исторического феномена как мифологизация сознания помогает не только более глубоко осмыслить фашизм, но и приблизится к постижению феномена современного мифа во всем многообразии форм его существования.

Вопросы, рассматриваемые в диссертации, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Материалы данного диссертационного исследования могут быть включены в вузовские лекционные курсы по истории и теории культуры, философии культуры, проблемам современной мифологии. Полученные выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке тематики фашизма, современной мифологии, при разработке учебных пособий, лекционных курсов.

Результаты исследования могут использоваться при анализе современных общетвенно-политических процессов в связи с политическим возрождением фашизма и актуализацией такого современного явления как неонацизм.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Основное содержание данной работы обсуждалось на кафедре философии и культурологи Ростовского государственного педагогического университета, отделе социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского Научного Центра Высшей Школы, на научно-практической конференции молодых ученых СКНЦ ВШ. Содержание исследования отражено в двух публикациях.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ольшанский, Вячеслав Васильевич

Заключение

Проблематика фашизма привлекает современного человека не только масштабом, трагизмом, ужасающими последствиями этого явления, но и его озабоченностью современностью, ближайшим и отдаленным будущим. Политические оценки фашизма сделаны и выглядят вполне определенно, однако политика всегда руководствуется принципом выгоды, конъюнктурой текущего момента. И, в этом смысле, авторитет науки представляется неоспоримым. Ведь, пожалуй, только наука может дать бесстрастный и всесторонний анализ фашизма, изучить его потаенные стороны, скрытые смыслы, причины и предпосылки его происхождения, найти-его истоки и корни, сопоставить практику, идеологию и этику этого феномена с общепринятыми ныне общечеловеческими ценностями, идеалами и перспективами.

При первом беглом обзоре истории Европы XX века возникает обманчивое ощущение спонтанности, случайности, ошибочности фашизма. Подобное ощущение порождается антропоцентристским взглядом на человека, общество, когда мы понимаем человека не только как центр и основу мироздания, но и как само совершенство, субстанцию, достойную наилучшей доли, впрочем, способную на ошибки. Более глубокий анализ убеждает нас в обратном: фашизм \/ возник как закономерный результат общественно -политических и духовных процессов и явлений, происходящих в Европе в течение длительного времени. Данные процессы и явления изменили человека, изменили его отношение к миру, природе, обществу, самому себе. Произошел крупный

116 тектонический сдвиг в сознании, когда на смену рационалистическим и сциентическим представлениям и установкам 'пришел миф. Человек перестал быть индивидуальностью, он утерял свою уникальность, определяемую бесчисленным множеством факторов. Он превратился в «составную часть», в песчинку в людском море, массовизировался.^ Его личные порывы, надежды, миропредставления, убеждения растворились в «общих целях», в «стремлениях масс». Фраза известного русского поэта В.Маяковского «единица - ноль» отражала главный критерий времени в подходах к человеку - обезличивание и усреднение. Понятия «человеческий материал», «среднестатистический человек» прочно вошли в публицистический, политический и научный обиход.

Именно миф, на наш взгляд, является одним из основных факторов массовизации сознания. Это подтверждает хотя бы тот факт, что процесс массовизации человека и мифологизации сознания - это единый процесс эволюции человека в XX веке. Миф оказался ключом, отмычкой человеческой души. Овладев человеком, он управляет им не взирая на его индивидуальные особенности, пристрастия, устремления.

Мифологизированный» человек управляем и предсказуем, более того, «мифологизированный» человек понятен, ибо он одержим простой, а иногда и примитивной идеей, одержим наравне со всеми. Именно поэтому, на наш взгляд, фашизм базировался на современной социально-политической мифологии, манипулируя с помощью мифа в сознании масс в наиболее агрессивных и наступательных формах.

117

Все это исключает представления о фашизме, как о явлении случайном, спонтанном, ошибочном. И это обстоятельство делает проблематику фашизма весьма острой и в наши дни. Углубляясь в историю и мифологию фашизма, мы вынуждены сделать вывод о живучести этого феномена и наличие его в современном процессе развития человечества в самых разнообразных формах. Более того, мы вынуждены сейчас говорить о существовании такого явления в современной общественной и духовной жизни, как неофашизм, то есть фашизм, возникающий и процветающий на современной почве. То есть, фашизм, который нашел способ жить в условиях тотального его осуждения и неприятия, в условиях жесткой репрессивной борьбы с ним. Таким образом, духовные, политические, исторические и социальные корни современного фашизма - это проблема современной философии, философской антропологии, социологии и других отраслей гуманитарного знания, которая еще ждет своего исследователя.

Современные политики, общество в целом, весьма настороженно наблюдают за тем, как активизируется неофашизм в различных проявлениях. Австриец Йорг Хайдер, француз Ле Пен используют в своих политических выступлениях откровенно фашистскую фразеологию. Многочисленные выступления «кожаных голов» стали весьма тревожным фактором действительности. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что фашизм возможен не только в актах экстремистов, ведущих за собой молодежные группировки, но и на поле официальной политики. И институты демократии не всегда представляют собой надежный барьер на пути продвижения фашизма.

118

Активизация неофашизма - это всегда реанимация мифа об ариях, равно как и то, что эксплуатация мифа об ариях в политических Целях - это всегда фашизм.

По-новому, в аспекте мифологизированного массового сознания, выступает и проблема манипуляции массовым сознанием, мы видим, что сознание манипулятивно настолько, насколько оно усваивает привнесенный в него миф. Другими словами, массовое сознание напрямую зависит от укоренившихся в нем мифов. Оно подчиняется силе мифа, его энергии, захватывается им. Именно по этому нацистская пропаганда являлась великолепно организованным, продуманным, изысканным центром мифотворчества. Пропаганда смогла обуздать, систематизировать, пустить в нужное русло стихийный процесс мифотворчества. Она определяла время рождения и момент гибели подавляющего большинства социально-политических мифов нацистской Германии. Она реанимировала мифы, становящиеся вновь актуальными и приспосабливала их к постоянно меняющейся действительности. Следовательно, специфика современной мифологии заключается в том, что в отличие от архаичной, первичной мифологии, она внедрялась в сознание посредством специально отработанных технологий.

Однако, процесс внедрения мифа в массовое сознание, на наш взгляд, более сложный, чем простая совокупность мероприятий власть предержащих по манипулированию массовым сознанием. Существуют причины, скрытые в самом человеке, подготавливающие его к восприятию мифа. Это и крах сциентизма, и в целом, научного мировоззрения, когда человек разглядел в результатах своей интеллектуальной

119 деятельности демоническую природу силы саморазрушений. Слишком часто достижения науки и техники обращались против человека. Это й разыгравшаяся трагедия Мировой Войны, когда человек став свидетелем и участником этого события, был не в силах осмыслить ее привычными интеллектуальными и духовными схемами. Это и массовая политизация, случившаяся в результате изменения социокультурной ситуации первого двадцатилетия XX века, когда человек утратил привычные условия обитания и ценности, которыми дорожил.

Возможно, вышеизложенное, позволяет сделать вывод о том, что мы имеем право говорить о человеке XX века, как о самостоятельном, вполне сложившимся культурно-антропологическом типе. Данный культурно-антропологический тип, по крайней мере, имеет две замечательные особенности: 1. Будучи вовлечен в многочисленные социокультурные процессы, человек XX века является человеком массовым; 2. Человек мифологизировался, так как рациональное и онаученное в его сознании было серьезно потеснено мифом, содержание которого гораздо шире и многообразнее онаученных схем.

В этом смысле, несколько в ином свете, встает проблема идентичности человека. В связи с мифологизацией сознания, человек уже не может ответить на вопрос «Кто я?», пользуясь категориями рационального мышления. Миф привносит в сознание новые критерии идентификации. Способ идентификации «массового» человека по принципу «я - как все», мы рассмотрели лишь частично, и эта проблема еще ждет своего исследователя.

120

Этим, в целом, определяется основные направления и перспективы дальнейшего исследования человека эпохи фашизма, его культурно- антропологических особенностей, принципов идентификации и духовного мира.

121

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ольшанский, Вячеслав Васильевич, 2002 год

1. Аверинцев С.С. Морфология культуры О. Шпенглера //Вопросы литературы. 1968. № 1.

2. Азаров Н.И. Политическая психология личности и масс //Социально политический журнал /социально-гуманитарное знание/. 1997. № 3.

3. Алатри Паоло. Происхождение фашизма. М., 1967.

4. Александров В.А. Сговор Сталина и Гитлера в 1939 г. -мина, взорвавшаяся через полвека //Вопросы истории. 1998. №8.

5. Ахундов М.Д. Картина мира: от мифа к науке //Природа.1. J987. № 12.

6. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология //Материальная культура и мифология. П., 1981.

7. Барт Р. Мифологии//Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.

8. Бауэр Кристоф. Таблицы по истории империи //Шиндлинг А., Циглер В. Кайзеры. Ростов-на-Дону, 1997.

9. Безыменский Л.А. Разгаданные загадки Третьего рейха 1933-1941. М., 1981.

10. Ю.Бердяев Н. О творческом историзме //Наше наследие. 1991. №4.

11. Бертольд В. Из истории покушений на А. Гитлера //Новая и новейшая история. 1999. № 4.

12. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

13. Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти /теоретико-эмпирическое исследование языка и его использование в социальном контексте/. //Язык и122моделирование социального взаимодействия: Сб.ст. М.,1987.

14. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. М., 1978.

15. Больдт Г. Последние дни Гитлера. Минск, 1993.

16. Бордюгов Г.А. Гитлер приходит к власти: новые документы внешнеполитических решений сталинского руководства 1933-1934 г.г. //Отечественная история. 1999. №12.

17. Бродский И.А. Нобелевская лекция // Сочинения в четырех томах, Т.1 ,СПб., 1992.

18. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1983.

19. Бромлей Ю.В. Человек в этнической Национальной/системе// Вопросы философии. 1988. № 7.

20. Вайнрих X. Лингвистика лжи //Язык и моделирование социального взаимодействия: Сб.ст. М., 1987.

21. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.

22. Вебер М. Харизматическое господство //Социологические исследования. 1988. № 5.

23. Велихов Е.ПМ Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопросы философии.1988. №11.

24. Випперман Вольфганг. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1981. Новосибирск, 2000.

25. Вольмант Людвиг. Политическая антропология. М., 2000.

26. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании //Вестник Московского Университета. Серия 12.1993. № 4.

27. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.123

28. Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х годов. Кемерово, 1999.

29. Галкин А. Предисловие к русскому изданию //Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск, 1998.

30. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 г.г. М., 1986.

31. Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск, 1998.

32. Геде А. Миф и философское знание //Философские науки. 1968. №6.

33. Гейден Конрад. История германского фашизма. М., 1935.

34. Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск, 1996.

35. Гитлер Адольф. Моя борьба. М., 1992.

36. Глосковер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

37. Гоготишвили Л.А. Мифология хаоса /о социально-исторической концепции А.Ф. Лосева/.//Вопросы философии. 1993. № 9.

38. Г ригорьев А. Б. Утешение филологией //Клемперер Виктор. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М., 1998.

39. Гудрик-Кпарк Николас. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., издательство «Евразия» /без указания года издания/.

40. Гуревич П.С. Диагноз исторического космоса //Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

41. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983.124

42. Деларю Ж. История гестапо. Смоленск, 1998.

43. Дмитриев В.А. Влияние толп //Социологические исследования. 1997. №11.

44. Драч Г.В. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера// Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1 . Ростов-на-Дону, 1998.

45. Дуглас Г. Шеф гестапо Генрих Мюллер. Вербовочные беседы. М., 2000.

46. Дуглас Г. Шеф гестапо Генрих Мюллер. Дневники. М., 2000.

47. Дюринг Евгений. Еврейский вопрос. М., 1999.

48. Егоров А.а. Нацистский фюрер: взгляд из-за кулис//Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов-на-Дону, 1999.

49. Елсуков А.Н. Познание и миф. Минск, 1984. 50^Ефимов Ю.И. Философские проблемы теорииантропосоциогенеза. М., 1981.

50. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

51. Желев Желю. Фашизм: Тоталитарное государство. М., 1991.

52. Иванов А.В. Мифы и метаморфозы тоталитарного рассудка//Вестник Московского Университета. Серия 7. 1991. №3.

53. Ивушкина Е.В., Несмеянов Е.Е. Современная мифология. Ростов-на-Дону, 2000.

54. История Второй Мировой войны 1939-1945 г.г. Т.1. М., 1973.

55. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

56. Кассирер Э. Техника политических мифов //Октябрь. 1993. № 7.125

57. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского Университета. Серия 12.1994. № 5.

58. Кершоу Ян. Гитлер. Ростов-на-Дону, 1997.

59. Кин Ц.И. Начало итальянского фашизма: Бенито Муссолини, социально-психологический портрет //Вопросы философии. 1988. № 11.

60. Клемперер Виктор. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М., 1998.

61. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

62. Косарев Александр. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. СПб., 2000.

63. Косарев М.Ф. Миропонимание язычников мифы, .^обряды, ритуалы//Природа.1994. № 7.

64. Кребер А., Клалкхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

65. Лангер Сьюзен. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.

66. Леви-Стросс К, Структурная антропология. М., 1985.

67. Леви-Стросс К. Структура мифов //Вопросы философии. 1970. №7.

68. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика //Природа. 1978. №1.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

70. Лосев А.Ф. Диалектика мифа /Из ранних произведений. М., 1990.

71. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике нового времени. Романтизм //Литературная учеба. 1990. Кн. 6.

72. Лосева Н.П. Миф и религия в отношении к рациональному познанию //Вопросы философии. 1992. № 7.

73. Лотман Ю.М. О семиосфере //Семиотика культуры. М., 1989.

74. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

75. Мазер Вернер. Адольф Гитлер. Легенда, миф, реальность. Ростов-на-Дону, 1998.

76. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа //Вопросы философии. 1999. №8.

77. Манхейм Карл. Идеология и утопия //Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

78. Манхейм Карл. Человек и общество в эпоху преобразования// Манхейм Карл. Диагноз нашеговремени. М., 1994.

79. Манхейм Карл. Консервативная мысль //Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

80. Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

81. Манштейн Эрих. Утерянные победы. М. СПб., 1999.

82. Малетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

83. Малетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов//Вопросы философии. 1991. № 10.

84. Мельников Д.Е., Черная Л.В. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии 1933-1945. М., 1987.

85. Мирская Л.А. Современная мифология и проблема души. Ростов-на-Дону, 1999.

86. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб., 1994.

87. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.127

88. Московская Д. Человек в ловушке воплощенного слова: антиутопия 30-х годов //Общественные науки и совремейность. 1993. № 3.

89. Муссолини Бенито. Доктрина фашизма. М., 1999.

90. Мэмфорд Л. Миф машины//Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М., 1991.

91. Мэнвэлл Р., Франкель Г. Генрих Гимлер. Ростов-на-Дону, 2000.

92. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание//Вопросы философии. 1994. № 2.

93. Ницше Ф. Антихрист//Сочинения в 2-х томах. Т.2. М., 1990.

94. Ницше Ф. К генеалогии морали//Сочинения в 2-х томах. Т.2. М., 1990.96>1ицше Ф. О пользе и вреде истории для жизни//Сочинения в 2-х томах. Т.1. М., 1990.

95. Одайник В. Массовая душа и массовый человек//К.Г. Юнг Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.

96. Орлов Д. Переживание мифа//Человек.1993. №4.

97. Орлов С. Религия монумента/Яворчество. 1991. № 6.

98. Орлов Ю.А. Крах немецко-фашистской идеологии в период войны с СССР. М., 1985.

99. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Эстетика. Философиякультуры.1. М., 1991.

100. Оруэлл Дж. Рецензия на «Майн капф» Адольфа Гитлера/Юруэлл Дж. Скотный двор: Сказка, эссе, статьи, рецензии. М., 1989.128

101. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. Учебное пособие для вузов. М., 1994.

102. Пако Марсель. Фридрих Барбароса. Ростов-на-Дону, 1998.

103. ПалмерАлан. Бисмарк. Смоленск, 1994.

104. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

105. Пивоев В.М, Функции мифа в культуре//Вестник Московского Университета. Серия 7.1993. № 3.

106. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1998.

107. Подорога В.А. «Голос власти» и «Письмо власги»//Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

108. Преступные цели преступные средства. Документы об -оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР/1941-1944гг./ М., 1985.

109. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

110. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

111. Расовая гигиена и демографическая политика в национал- социалистической Германии./Биологические основы и их осмысление для сохранения и приумножения нордической крови/ М., 2000.

112. Розенберг Альфред. Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. Таллин, 1998.

113. Россия перед вторым пришествием. Материалы по эсхатологии. Издательство Свято-Троице-Сергиевой лавры. 1993.129

114. Рузавин А. Наука, паранаука и миф//НТП: Мифы и реальность. ИФ АН СССР. М., 1991.

115. Руткевич А.М. Хайдеггер и нацизм//Вопросы философии. 1988. №11.

116. Серебряников В. В. Массовое сознание: проблемы войны и мира//Социс. 1999. № 8.

117. Сидоров А. „ Фашизм и городские средние слои в Германии. М.-Л. 1936.

118. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

119. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.122. «СС» в действии. Документы о преступлениях «СС». М., 1969.123^€теблин-Каменский М.И. Миф. М.-Л., 1976.

120. Стефан Дж. Русские фашисты. Трагедия и фарс эмиграции. М., 1992.

121. Тацит Корнелий. О местонахождении германцев и местоположении Германии//Сочинения в 2-х томах. Т.1. М., 1993.

122. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

123. Типпельскирх К., Кессельринг А., Гудериан Г. И др. Итоги Второй Мировой войны./выводы побежденных/. СПб. М., 1999.

124. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

125. Тольятти П. Лекции о фашизме. М., 1974.

126. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.130

127. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Миф имя -культура//Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.

128. Федотов Г.П. Рождение свободы.//Новый мир. 1989. № 4.

129. Федотов Г.П. Социальный вопрос и свобода//Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.1. СПб., 1991.

130. Федотов Г.П. Новый идол//Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.2. СПб., 1992.

131. Федотов Г.П. Судьба империй //Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.2. СПб., 1992.

132. Федотов Г.П. Письма о русской культуре//Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.2. .СПб., 1992.

133. Фихте И.Г. Назначение человека//Фихте И.Г. Сборник. Минск, 1998.

134. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи//Фихте И.Г. Сборник. Минск, 1998.

135. Фрадкин И.М. Гитлер: словесный автопортрет//Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1998.

136. Франк СЛ. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992.

137. Фромм Э. Бегство от свободы//Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. Минск, 1998.

138. Фромм Э. Духовная сущность человека//Философские науки. 1990. №№ 8-9.

139. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992.131

140. Хайдеггер М. Господство субъекта в Новое время//Проблема человека в западной философии. М., 1993.

141. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.

142. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

143. Хоххут Рольф. Геббельс в своих дневниках//Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск, 1998.

144. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

145. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности//Вопросы философии. 1994. № 9.150>4ерчилль Уитсон. Вторая мировая война. Т.1. М., 1997.

146. Чудинова И.М. Политические мифы//Социально-политический журнал. 1996. № 6.

147. Шахзадеян М.А. Обыденное сознание. Ереван, 1984.

148. Шелленберг В. Лабиринт. М., 1991.

149. Шпеер А. Воспоминания. Смоленск, 1998.

150. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Ростов-на-Дону, 1999.

151. Шпенглер О. Закат Европы. Всемирно-исторические перспективы. Т. 2. Минск, 1999.

152. Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов-на-Дону, 1999.

153. Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. М., 2000.

154. Эко Умберто. Вечный фашизм. //Пять эссе на темы этики. СПб., 2000.

155. Эко Умберто. Когда на сцену приходит другой//Пять эссе на темы этики. СПб., 2000.

156. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1998.132

157. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1998.

158. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 3-х томах. Т.З. М., 1985.

159. Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 3-х томах. Т.1. М., 1985.

160. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1981. № 1.

161. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

162. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного//Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.168Ж)нг К.Г. Психология нацизма. Вотан//Юнг К.Г. О современных мифах: сб. трудов. М., 1994.

163. Юнг К. Г. Психология нацизма. Эпилог.//Юнг К. Г. О современных мифах: сб. трудов. М., 1994.

164. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура//Вопросы философии. 1991. № 11.

165. Яковлева Г. Массовое сознание и «третья реальность»//Творчество. 1991. № 6.

166. Якобсон Анатолий. О романтической идеологии//Новый мир. 1989. № 4.

167. Ясперс Карл. Истоки истории и ее цель//Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1994.

168. Ясперс Карл. Духовная ситуация времени//Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1994.

169. Ясперс Карл. Философская вера//Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.