Старообрядчество как предмет культурологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Иванчикова, Ольга Дмитриевна

  • Иванчикова, Ольга Дмитриевна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 144
Иванчикова, Ольга Дмитриевна. Старообрядчество как предмет культурологического анализа: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 1999. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Иванчикова, Ольга Дмитриевна

Введение.

Раздел 1. Философско-культурологические основы анализа старообрядчества.

Раздел 2. Семейские Забайкалья: особенности образа жизни, быта, материальной культуры.

Раздел 3. Духовный мир и жизненные ориентации старообрядцев.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Старообрядчество как предмет культурологического анализа»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена рядом обстоятельств, в числе которых особо значимыми представляются следующие.

В последние десятилетия заметно вырос интерес к философскому осмыслению всего, что происходит в обществе и его культуре. В области гуманитарных наук активизировался поиск нового взгляда на историю человека, образ его жизни, мировосприятие, духовно-материальную картину мира. Анализ и обобщение противоречий культурно-исторического процесса в контексте теоретической культурологии делают тему диссертации актуальной и своевременной. В рамках получающей распространение концепции «мышления в масштабах культуры» появляется возможность использовать целостную систему изучения культурогенеза, освоения культурного наследия, соотношения традиции и новаторства в истории народа, социальной группы.

Кризисное состояние российского общества, характерное для 90-х годов XX столетия, актуализирует обращение к прошлому страны, стремление в нем найти ответы на острые вопросы современности. Так, в частности, широко проявился общественный интерес к возможностям религии в духовном, нравственном оздоровлении и возвышении России. В 1998 г. в России было зарегистрировано около 60 конфессий (в начале 90-х годов их было 30). Только Русская православная церковь в десятки и сотни раз увеличила число общин, духовных центров, братств и сестричеств, имеет в настоящее время 329 монастырей и 38 духовных образовательных учреждений (без воскресных школ). 1

Уникальное место на современной «религиозной карте» России занимает старообрядчество. Сегодня оно представляет собой, с одной стороны, наиболее

1 См.: Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации (по данным Министерства юстиции РФ).// Религия и право. Вып. №1-2 . 1998. С. 32-33. традиционное, консервативное течение православия, избежавшее веяний обновления и потому сохранившее до наших дней многочисленные формы древнерусской культуры. С другой стороны, оно около трех с половиной веков является альтернативой Русской православной церкви, до недавнего времени бывшей государственной и в настоящее время претендующей на особую роль в обществе. За 90-е годы почти в четыре раза выросло число приверженцев староверия.

По мере роста числа верующих старообрядцев возрастает и исследовательский интерес к этой категории населения России, о чем можно судить по постоянно нарастающему потоку публикаций как статейного, так и монографического плана, где исследуются вопросы, связанные с генезисом старообрядчества, особенностями старообрядческой религиозной доктрины, ролью старообрядчества в политической и духовной жизни России. В то же время, как показывает анализ литературы, вышедшей в последние годы, среди опубликованных работ практически нет трудов, где старообрядчество рассматривалось бы в культурологическом ключе, где выяснялись бы механизмы передачи культурного наследия в этой специфической социальной группе, исследовался бы креативный потенциал той культуры, которая сохраняется в сообществе староверов.

Культурологическое изучение староверов призвано ответить на эти и другие вопросы, прояснить представление о духовной жизни этой социальной группы, о структурах ее исторической и социальной памяти.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ трудно оценить однозначно. На первый взгляд, по данной проблеме опубликовано достаточно много трудов, однако знакомство с кругом источников позволяет сделать вывод о том, что среди них доминируют прежде всего работы, в которых выясняются в основном доктринальные посылки старообрядческого религиозного учения. В частности, анализ основ старообрядчества содержат труды В.В. Зеньковского,

Г. В. Флоровского и др.1 Из современных авторов, разрабатывающих философские вопросы религиозного мировоззрения и культуры, востребованными при работе над диссертацией, оказались Г.Г. Майоров, В.В. Соколов, М.Н. Громов, Н.С. Козлов и другие 2

Некоторые методологические аспекты староверия представлены в сочинениях русских философов конца XIX в., но в них рассмотрены преимущественно вопросы веры. Так, из ряда работ И.В. Киреевского и A.C. Хомякова следует, что они видели в этом явлении отступление от православия и потому расценивали его как отрицательное. Правда, в более поздние годы A.C. Хомяков несколько изменил свои взгляды и положительно оценивал творческий дух русского народа, раскрывшийся в старообрядчестве.

Несколько раз к этой проблеме обращался В.В. Розанов. Например, в работе "Психология русского раскола" 3 он писал о том, что староверие ощущает древнюю Церковь как живую реальность и стремится к целостному воспроизведению этой реальности, а господствующая Церковь пытается разделить последнюю на "главное" и "второстепенное", как это делается в протестантской богословской традиции.

Специально данной темой в современной России занимаются несколько групп ученых - в основном историки, историки и философы религии, религиоведы, изучающие религиозный раскол ХУ11 в. и историю, актуальные проблемы старообрядцев. Такие группы работают в Москве, в Сибири (Новосибирск, Улан - Удэ и др.). Наиболее плодотворной представляется работа Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ им.

1 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996. 560 е.; Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 600 с.

2 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. 431 е.; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 448 е.; Громов М.Н, Козлов НС. Русская философская мысль Х-ХУ11 вв. М., 1990. 287 с. и др.

3 Розанов В.В. Сочинения. T.l. М. 1990.

M.B. Ломоносова, ученые которой (И.В. Поздеева, H.H. Покровский, Т.Д. Горячева, В.П. Пушков и другие) объединились в Международную научную ассоциацию исследователей старообрядчества (МНАИС). Эти исследователи опубликовали ряд сочинений, провели немало конференций, семинаров, симпозиумов. В изданиях ассоциации1 рассматривается широкий круг вопросов об истории старообрядчества, его духовных ориентирах, системе хозяйствования, ценностях образования, однако это преимущественно этнологический, социологический подход к проблеме, весьма далекий от культурологического.

В работах В.Ф. Миловидова, А.Е. Катунского, Н.М. Никольского, М.О. Шахова2 старообрядчество рассматривается в основном как крупное религиозно-общественное движение в России. Так, М.О. Шахов изучает опыт староверия с целью осмыслить способы решения национального вопроса в современной России. Он убежден, что староверие дает уникальный пример сочетания национальных форм жизни с обще- православной, наднациональной сущностью веры.3

Самостоятельную группу источников составляют издания по истории переселения старообрядцев в Забайкалье. Одним из первых исследователей был академик П.С. Паллас, назвавший этих людей «польскими колонистами», «польскими поселянами» и просто «поляками». Об этом он написал в своем «Путешествии по разным провинциям Российского государства» (1788 г.)

1 См.: Мир старообрядчества: Личность. Книга. Традиции. Вып. 1. СПб., 1992 ; Мир старообрядчества : Вып. 2. Москва старообрядческая. М., 1995 и др.

2 См.: Зеньковский В.В. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в., Изд-е 2-е.М., 1995. 528 е.; Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., 1979. 126 с. ; Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984. 205 е.; Он же. Философские аспекты староверия- М., 1997. 205 с. и др.

3 Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998. С. 40-67.

Ученых XIX в. в большинстве своем интересовали вопросы, связанные с местами, в которых проживали старообрядцы до переселения, и само происхождение термина «семейские». Этому посвящены работы C.B. Максимова «Сибирь и каторга», П.А. Ровинского «Этнографические исследования в Забайкальской области», А.В.Мартоса «Письма Восточной Сибири». В своих записках и письмах декабристы И.Д.Якушкин, А.Е. Розен, H.A. Бестужев, также уделяют внимание этой проблеме.

Наибольшее количество исследований проблем семейских, старообрядцев приходится на XX в. В начале века совершил поездку по старообрядческим «семейским» селам Бурятии профессор Иркутского университета A.M. Селищев. В своей работе «Забайкальские старообрядцы. Семейские» он отразил быт и хозяйство жителей, одежду, нравы, традиции и обычаи в семьях, взаимоотношения родителей и детей. Подчеркнув трудолюбие и стремление к чистоте семей, он обеспокоен почти полной безграмотностью населения, темнотой народа. А.М. Селищев видел, выход из положения в открытии школ и курсов в селах : они помогут обуздать мракобесие уставщиков, которые "губят народную жизнь".

Исследования Ю. Талько - Гринцевича «К антропологии «великороссов» (семейские старообрядцы Забайкальские)», В. Гирченко «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев - семейских», А.П. Поповой «Семейские (Забайкальские старообрядцы)» посвящены истории переселения старообрядцев в Забайкалье. Так же, как и A.M. Селищев, Ю. Талько -Гринцевич делает акцент на трудовой деятельности русских переселенцев, благодаря которой сибирские земли превратились в плодородные.

Целый ряд исследований, различающихся подходами к изучению семейских, приходится на 60 - 70-е годы XX в. Среди них особый интерес представляют работы Ф.Ф. Болонева «Семейские. Историко - этнографические очерки», «Календарные обычаи и обряды семейских», «Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX - начало XX века)». Им составлен народный календарь семейских Забайкалья, описана хозяйственная деятельность, изменения, которые происходят в быту и культуре населения в настоящее время. Ф.Ф. Болонев подчеркивает, что в 30-е г. XX века наблюдается массовый отход староверов от религии.

Анализом старообрядческой семьи занимались М.М. Шмулевич («Очерки истории Западного Забайкалья ХУ11 - середина XIX века») и Н.Н.Покровский («К истории появления в Сибири Забайкальских «семейских» и алтайских «поляков»). Оба они исследовали судьбы семейских, показывая, что в ХУ11 - XIX вв. старообрядческая семья ставилась фактически вне закона. Преследованиям подвергался брачный обряд семейских.

Г.М. Давыдова занималась антропологическими исследованиями семейского населения. Изучению быта, описанию утвари, одежды посвящены работы Н.С. Полищук («Быт и культура семейских»), М.С. Тарусской («Коллекция расписной утвари и одежды семейского населения»), Г.И. Ильиной - Охрименко («Народное искусство семейских Забайкалья XIX - XX вв. (резьба и роспись)»), А.А. Лебедевой («Семья и семейный быт русских Забайкалья»),

Т.Б. Юмсунова поставила задачу создания словаря русских старообрядческих говоров Забайкалья, подчеркнув его историко - культурную и научную ценность: словарь поможет сохранить древнейшие пласты русской лексики и выявить моменты в ее трансформации в процессе более чем трехсотлетнего междиалектного и межъязыкового контактирования говоров семейских с русскими сибирскими старожильческими и бурятскими говорами на новой территории.

Значительный вклад в изучение фольклора семейских внесли Н.П. Протасов («Песни забайкальских старообрядцев»), который в 20-е г. XX столетия проводил запись песен старообрядцев, Л.Е. Элиасов («Народная поэзия семейских»), И.З. Ярневский и Л.А. Косарева («За фольклором к семейским»), Н.И. Дорофеев («Русские народные песни Забайкалья.

Семейский распев»), Т.Г. Федоренко («Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика»), работавшие в 60-е-80-е г.

Все фольклористы подчеркивают богатство устной народной поэзии семейских различными жанрами, при этом доминирующим является песня. В их фольклоре немало легенд, преданий, частушек, загадок, устных рассказов. Язык семейских богат народными афоризмами, крылатыми изречениями, пословицами, поговорками.

В 90-е г. Е.В. Петрова исследовала некоторые вопросы культуры семейских в социологическом плане. На основе анализа материалов социологического опроса, проведенного автором в 1993 г., делается вывод: в конце XX в. в центре внимания старообрядческого населения находятся общественные процессы, связанные с возрождением традиций, обычаев, обрядов семейских. Е.В. Петрова ставит акцент на том, что до сих пор важнейшим критерием принадлежности к этническому «мы» является хорошее знание своей родословной. Знание родословной является признаком не только исторической памяти, сколько сохранения здорового генофонда.

Другим главным вопросом изучения было отношение к вере.1 Так, она подчеркивает, что, несмотря на изменившиеся условия жизни, этот вопрос не потерял своей актуальности. Верующими среди семейских были и остаются люди пожилого возраста и старики, неверующими - люди 45 - 50 лет. Сочувствующих больше всего среди лиц 25 - 34 лет от роду.

Важный блок в изучении традиционной духовной и материальной культуры русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки представлен современными русскими и зарубежными учеными. Я.Н

1 Петрова Е.В. Некоторые вопросы изучения культуры семейских социологический аспект).// Русский фольклор и фольклористика Сибири. Улан- Удэ, 1994. С.35-37.

Щаповым1, И.К. Русакомским2, Г. Штриккером (Швейцария)3, Е. Накамура4, Р. Моррисом5. Основная идея Р. Морриса состоит в том, что молодые представители старообрядчества, смешиваясь с окружающим обществом, ставят под сомнение традиции предков, упрощают их. В этом ученый видит сущность процесса переоценки ценностей.

Я.Н. Щапов и Г. Штриккер изучали опыт обучения и воспитания приверженца старой веры, которые осуществлялись в большинстве своем в семье, под влиянием старших родственников и образованных людей их круга, в общине и путем самообразования.

И.К. Русакомский поднимает проблему выживания уникального явления русской культуры - старообрядчества: по его мнению, сохранить ее можно, организовав заповедный центр путем восстановления архитектурного ансамбля двух монастырей в бывшем селе Преображенском в Москве.

Педагогический аспект морально - этических традиций в народной педагогике семейских разрабатывает A.M. Леонов. Он выделил следующие типы морально - этических традиций в народной педагогике семейских : традиции чести и достоинства как отношение к самому себе, традиции человеколюбия как отношение к Человеку и человечеству; традиции трудолюбия как отношение к труду в природе ; традиции общинности как

1 Щапов Я.Н. Книга у старообрядцев как явление культуры. // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядчесских поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 14-17.

2 Русакомский И.К. Организация заповедного центра традиционной старообрядческой культуры. Там же. С .85-90.

3 Штриккер г. К истории староверов в Прибалтике (духовное воситание у поморцев после 1905 г. Там же. С.260-268.

4 Накамура Е. Романовка - поселок староверов в Манчжурии (1936- 1945 ). Там же. С. 248250.

5 Моррис Р. Мир молодых старообрядцев в Орегоне. Там же. С. 17-22. отношение к семье, роду, общине ; традиции землячества как отношение к Родине, Отчизне.

Возросший интерес к проблеме старообрядчества историками в 80-90-е г. В докторской диссертации Н.С. Гурьяновой1, в кандидатских - А.И. Мальцева2 , A.C. Ряжева3, Л.Ф. Чащиной4, JI.K. Куандыкова.5

О старообрядцах русская литература создала немало художественных произведений: повесть JI. Толстого «Казаки», романы П.И. Мельникова -Печерского «В лесах» и «На горах», повесть В. Астафьева «Стародуб» и другие. Интересны романы и повести писателей, вышедших из старообрядческой среды : И. Чернева «Семейщина», И. Калашникова «Последнее отступление», «Разрыв - трава», Е. Пермитина «Горные орлы». В этих произведениях показан быт и психология героев, сложные события в их жизни, староверческие судьбы.

Несмотря на обилие публикаций, проблема старообрядцев - семейских остается слабо разработанной в аспекте культурологии. Крайне редко исследователи обращались к анализу духовного мира, специфики функционирования культурной традиции семейских в новых условиях. Нет исследований, посвященных непосредственно проблемам ценностных ориентаций старообрядцев, в частности, проживающих в Забайкалье, в Читинской области. Однако реальный накопленный ими вековой опыт в

1 Гурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев ХУ111 в. Автореф. . д-ра ист. наук. Новосибирск, 1997. 36с.;

Мальцев А.И. Тема крестьянского побега в старообрядческой литературе 60-х гг. ХУ111-50-х гг. XIX вв. Атореф. . канд. ист. наук. Новосибирск, 1989. 16с.;

3 Ряжев A.C. Иргизские старообрядческие общины во второй половине ХУ111-пер. пол. XIXв. Атореф. .канд. ист. наук. М., 1995. 30с.;

4 Чащина Л.Ф. Русская старообрядческая эмиграция на территории Юго-Восточной Европы. Автореф. . канд ист. наук. М., 1982. 18с.;

5 Куандыков JI.K. Старообрядцы-беспоповцы на русском Севере в ХУ111-пер. пол. XIX в. Автореф. . канд. ист. наук. Новосибирск, 1983. 17с. вопросах народной педагогики, культуры быта, фольклора, несомненно, актуален для современного человека, общества в целом.

На сегодняшний день в социальной практике не достает обоснованных рекомендаций по сохранению и возрождению прогрессивных культурных традиций и формированию ценностных ориентаций молодого поколения.

Актуальность темы исследования и ее недостаточная изученность определили объект и предмет, цель и задачи данной работы.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ избраны старообрядцы как специфическая социальная группа людей, имеющая свою историю, свой менталитет, свой особенный духовный мир, свои традиции и обычаи.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - культурные ценности старообрядцев Забайкалья, бытующие в труде, быту, в духовной сфере и проявляющиеся в образе жизни, культуре, образовании.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - осуществить культурологический анализ образа жизни, потребностей и интересов старообрядцев в сфере образования и культуры, выявить специфику культурно-творческой деятельности старообрядцев - семейских, проживающих в Забайкалье.

ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ ДИССЕРТАНТКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

• выявление специфики самосознания, алгоритмов культурной деятельности старообрядцев, их традиции в духовной сфере;

• изучение современных форм культурной жизни старообрядцев (семейских) Забайкалья;

• раскрытие содержания ценностных ориентаций староверов Забайкалья 90-х гг. в области образования и воспитания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились теоретические концепции отечественных ученых (В.М. Межуев, Н.С. Злобин, М.С.Каган, Э.А. Баллер, И.В. Суханов и др.), раскрывающие различные аспекты культуры, сущность традиций, особенности современного социокультурного процесса. В основу работы положена система принципов, в числе которых принципы целостности развития, историзма, детерминизма.

ЭМПИРИЧЕСКУЮ БАЗУ исследования составили публикации исследователей прошлого и современности, в которых описаны образ жизни, верования, потребности и интересы, опыт воспитания и образования в старообрядческих семьях Забайкалья. Существенно дополнена эта информация материалами социологического опроса, проведенного автором диссертации в 1998 г. в г. Хилок и ряде районов Читинской области по анкетам, разработанным А.И. Шендриком. Осуществлены также включенные наблюдения в местах компактного проживания старообрядцев, позволившие, вместе с данными социологического опроса, зафиксировать изменения в системе ценностных ориентаций этой социальной группы в 90-е годы XX в.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ СОИСКАТЕЛЕМ, И, НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ состоят в том, что в ней:

• С позиций культурологии осуществлен теоретический анализ специфики культуры старообрядцев в прошлом и настоящем, раскрыт их духовный мир и культурно-просветительная деятельность. Самосознание староверов по-прежнему хранит верность традиционному православию. Культура их сохраняет особенности древнего знаменного пения, искусство иконописи и сочинения духовных стихов, посвященных событиям прошлой и новой истории, человеку, его отношению к Богу и миру.

• Изучены, осмыслены содержание, основные формы культурной жизни современных староверов Забайкалья. Согласно данным социологического опроса, проведенного диссертанткой и другими исследователями, их жизнедеятельность характеризуют усилия по сохранению традиционной материальной (жилище, предметы труда, быта, одежды) и духовной (воспитание авторитета старших, культивирование исторической памяти и п.т.) культуры. Вместе с тем вполне очевидно влияние объективных и субъективных факторов (экономических, политических, социальных) на характер производственной и культурной деятельности семейских, их костюм, взаимоотношения в быту.

• Выявлено содержание ценностных ориентаций семейских Читинской области. В 90-е гг. XX в. они по-прежнему ориентированы на труд и семью, но каждый из этих феноменов реализуется уже по-новому: молодые староверы предпочитают работать на производстве, а не в своем хозяйстве, семьи перестают быть многочисленными и многопоколенными. Авторитетами в области образования и воспитания, подготовки к жизни выступают, наряду со старшими в семье, школа, улица, средства массовой информации, образцы культуры других народов.

• Разработана методика изучения ценностных ориентаций старообрядцев Забайкалья, апробированная в процессе социологического опроса.

• Показаны возрастные различия, которые состоят в том, что чем моложе поколение, тем сильнее оно отрывается от традиций старших.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке историков -краеведов, культурологов, фольклористов и т. д., в общении с верующими и создании спецкурсов по истории отечественной (региональной) культуры, актуальным проблемам культуры и др., для новых исследований широкого круга проблем.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ осуществлялись в форме использования материалов исследования при подготовке этнографического раздела Хилокского муниципального музея Читинской области, а так же при разработке спецкурса «Материальная и духовная культура старообрядцев Забайкалья (история и современность)» для программы обучения в художественной школе г. Хилка, школы - лицея № 10 г. Хилка. Основные

15 положения и результаты исследования обсуждались на областном семинаре Заведующих отделами культуры районов Читинской области (1997 г.); на научно - практических конференциях студентов и аспирантов в Институте молодежи (Москва, 1998, 1999); на региональной археологе - этнологической студенческой конференции государственного педагогического университета (Чита, 1999). По теме диссертации опубликовано четыре работы общим объемом около 2-х п. л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Института молодежи и рекомендована к защите.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Иванчикова, Ольга Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Предпринятое исследование осуществлено на рубеже двух веков - XX и XXI. Конец одной эпохи и наступление другой - это всегда повод для осмысления, пройденного и прожитого, для анализа и оценки совершенного и прогнозирования будущего. Сегодня в поле зрения исследователей оказываются идеи, которые связывают эпохи, обеспечивают преемственные связи между отдельными людьми и целыми поколениями.

В этом смысле культурологическое изучение истории и современной жизни староверов представляется теоретически и практически значимым. Аналогичные исследования автору не известны. Между тем три с половиной века в буквальном смысле выживания этой социальной группы в условиях гонений, запретов, в лучшем случае равнодушного безразличия дают основание для поиска ответов на вопросы: что поддерживало их, каким был и, продолжает оставаться образ их жизни, какова система их ценностных ориентации, что из прошлого продолжают сохранять старообрядческие семьи и как это содействует укреплению их традиций, обычаев, обрядов.

Диссертационное исследование выявило, что в отечественной литературе имеют место многочисленные труды, раскрывающие историю религиозного раскола и причины появления староверов в ХУ11 в., историю трансформации их организации, сущность верований и культа. Опубликовано значительное число трудов, в которых рассматриваются итоги этнографических, фольклорных и т.п. экспедиций в староверческие поселения. Однако ни одного культурологического исследования этого феномена практически нет. Этим были определены тема и направление научного поиска диссертантки.

Определенным приращением научного знания в результате осуществленного исследования можно считать обобщение знаний о старообрядческой литературе, имеющей почти трехвековую историю. Одновременно имеет смысл подчеркнуть, что эта проблема практически только поставлена: многие тексты сочинений староверов пока еще не расшифрованы, не опубликованы, следовательно, не введены в научный оборот и еще ждут своих исследователей.

В процессе работы над диссертацией осуществлен анализ многообразной благотворительной, собирательской, меценатской деятельности староверов конца XIX - начала XX столетия, также требующей более содержательного анализа и широкой информации.

Новая информация получена об истории переселения, образе жизни, характере трудовой деятельности и системе ценностных ориентаций в трудовой, семейной сферах, в духовной культуре старообрядцев - семейских, проживающих в Забайкалье, в Читинской области. Эта социальная группа не была предметом специальных научных исследований. Особенно ценный материал получен в результате социологического опроса, проведенного диссертанткой в 1997-1998 гг. в селах Читинской области с компактным проживанием семейских.

На основании полученных результатов теоретического и социологического исследований сформулированы выводы и практические рекомендации органам культуры, образования, региональным структурам власти и местного самоуправления, суть которых - в поддержании позитивных традиций староверов, в раскрытии их истории и специфики современной жизни. Диссертантка в этих целях разработала учебно - тематический план для ряда школ и лицеев края, участвовала в строительстве экспозиции местного музея, посвященного старообрядческому движению, разработала методические пособия по созданию школьных музеев, работающих по программе школьного календаря.

Данное диссертационное исследование, посвященное культурологическим аспектам старообрядчества, по сути дела, только первое приближение к осмыслению не раскрытых пока страниц истории и актуальных проблем духовной жизни верующих отдаленных территорий России. Основываясь на

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Иванчикова, Ольга Дмитриевна, 1999 год

1. Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина.-1907.- Вып. 3.- Кн. 63. С. 115- 148

2. Абрамович Б.М. Краткий очерк о физическом развитии населения Сибири и Дальнего Востока. //Вопросы антропологии.- 1967.- Вып. 25.-С.112 117

3. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые.- М.: Мысль, 1987. 181 с.

4. Аронов A.A. Золотой век русского меценатсва.- М., 1995.- 114с.

5. Аргудяева Ю.В. Семья и быт старообрядцев Приморья. ( конец XIX-начало XX века). // Культура Дальнего Востока XIX XX вв. -Владивосток: Дальнаука, 1992. - С. 158 - 168

6. Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира: (СБ. ст.) -М.: Наука,1987.-347 с.

7. Байдин В.И. Новые источники по организации и идеологии урало-сибирского старообрядчества в конце ХУ111 первой половине XIX века // Сибирское источниковедение и археография.- Новосибирск, 1980. - С. 93-119

8. Баллер Э.А., Косолапое С.М. Что такое культура. -М.: Московский рабочий, 1964. 142 с.

9. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М., 1969.

10. Башилов Б. История русского масонства.- Вып. 1и 2.- М., 1992.

11. Березина Т.И. Трудовое воспитание в народной педагогике русских крестьян в Сибири 1861 1917 гг. - Новосибирск, 1991. - 150 с.

12. Белов В.И. Крестьянская основа национального идеала // Русская идея и современность. М., 1992. - С. 84 - 98

13. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины начала XX века: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука,1988.-278 с.

14. Бестужев М. Дневник путешествия моего из Читы в Петровский Завод в 1830 году. Воспоминания Бестужевых. - М.: 1951. - 334 с.

15. Библер В.С. Итоги и замыслы (конспект философской логики и культуры) // Вопросы философии. 1993. - № 5.- С. 20 - 25

16. Болонев Ф.Ф. Русские православные посты. Новосибирск, 1992. - 56 с.

17. Болонев Ф.Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки.- Улан-Удэ, 1985.- 144 с.

18. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских.- Улан-Удэ, 1975.- 98 с.

19. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. (Вторая половина XIX начало XX в) - Новосибирск, 1978. - 157 с.

20. Болонев Ф.Ф. Об изменениях в быту и культуре русского (семейского) населения Бурятии // Этнографический сборник. Вып. 5.- Улан-Удэ, 1969.- С. 24-41

21. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья // Сибирь . 1990.- № 3.-С. 114-126 ,№ 5-С. 128-142

22. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в ХУ111-ХХ вв.- Новосибирск: АОЗТ. «Издательство ФЕВРАЛЬ» , 1994. 148 с.

23. Болонев Ф.Ф. Прядение, ткачество, и вязание у семейских Забайкалья. // Этнография Северной Азии.- Новосибирск, 1980.-С. 139-162

24. Болонев Ф.Ф. Декабристы о семейских // Байкал.- 1981.- № 1.- С. 137-141

25. Болонев Ф.Ф. Взаимовлияние культуры русского и аборигенного населения Восточной Сибири // Вопросы истории, филологии и философии. -Известия СО АН СССР.- № 14.- 1985.-Вып. № З.-С. 37 43

26. Болонев Ф.Ф. Приемы продуцирующей магии в свадебных и календарных обрядах русского населения Восточной Сибири. //Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. № 3. // История .и культура народов Сибири.- Новосибирск, 1981. С. 72 74

27. Болонев Ф.Ф. Хозяйственные бытовые связи семейских с местным и пришлым населением Бурятии в XIX начале XX века. // Этнографический сборник.- Улан-Удэ, 1974.- Вып. № 6.- С. 56 66

28. Болонев Ф.Ф. Значение и особенности развития пушного промысла и рыбной ловли русского населения Забайкалья в ХУ111 начале XX века //. Памятники быта и хозяйственное освоение Сибири. Новосибирск. 1989. С. 163-185

29. Болонев Ф.Ф. О некоторых элементах мировоззрения старообрядцев Забайкалья. // Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. Новосибирск. 1972. С. 87-99.

30. Болонев Ф.Ф. О некоторых архаических элементах в заговорах русского населения Сибири // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири.- Новосибирск, 1987.- С. 55 59

31. Болонев Ф.Ф. Духовная культура и быт русских крестьян старожилов Юго-Западной Сибири в ХУ111 - начале XX века (семейские

32. Забайкалья). Диссертация в виде научного доклада докт. ист. наук. -Новосибирск, 1996.- 42с.

33. Богданов А.П. Перо и крест. Русские писатели под церковным судом. -М.: Политиздат, 1990.-480с.

34. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XI11 ХУ11 вв. -М.: Издательство Московского университета, 1988.-98 с.

35. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М., 1991.- 350с.

36. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991. - 526с.

37. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. (Заметки журналиста). Хабаровск, 1988. - 160 с.

38. Введение в культурологию. Учебн. пос. в 3-х частях. / Под общей редак. В.А. Сапрыкина.-М., 1995.-791с.

39. Велецкая H.H. Формы трансформации языческой символики в старообрядческой традиции.// Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987. - С. 23 - 28

40. Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников./ Сост., вст. ст. и прим. H.A. Ярославцевой,-М., 1998.

41. Виноград Российский: (История Выговского общежительства центра старообрядчества в Прионежье).- М.: Интерпракс, 1992.- 112с.

42. Владыкина-Бачинская A.M. Народное песенное творчество забайкальских семейских. // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Часть 11. Новосибирск, 1975.- С. 117 - 124

43. Вознесенский A.B. Старообрядческие кириллические издания ХУ111 века. Санкт-Петербург, 1994. - 30 с.

44. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос.- М., 1995.480 с.

45. Гирченко В. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев -семейских. Книгоиздательство Объединенного Прибайкальского Союза кооперативов. Верхнеудинск, 1922. - 20 с.

46. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами.- 1905.- 206с.

47. Гончаренко Н.В. Диалектика прогресса культуры. //АН УССР. Институт искусствоведения, фольклора и этнографии им. Рыльского М.Ф. Киев.: Наукова думка, 1987. - 396 с.

48. Горюнова Л. Урлукский свадебный обряд. //Комсомолец Забайкалья. -1963.- 13 сент.

49. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов рисовальщик. - М.: Изд. Акад. Худ. СССР, 1961.-42с.

50. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири ХУ111 -первой половины XIX века. Новосибирск, 1975. - 351с.

51. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХУ11вв. М.: Изд-во МГУ, 1990.-280с.

52. Гусева Э.К. Памятники старообрядческой живописи конца ХУ111 XX веков. //Русские письменные и устные традиции и духовная культура, (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966 - 1980). - М.: Московский университет, 1982. - С. 151 - 161

53. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев ХУ111 века: Автореф. дисс. . д-ра ист. наук. Ин-т истории.-Новосибирск, 1997.- 36с.

54. Давыдова Г.М. Антропологические исследования среди семейских русских Забайкалья. //Труды Института этнографии им. Миклухо-Маклая.- Т. 82.- Антропологический сборник № 4. 1963. - С. 196 - 207

55. Дорофеев Н. Русские народные песни Забайкалья: Семейский распев. -М., 1989. 489 с

56. Думова Н.Г. Московские меценаты.- М., 1992.- 335с.

57. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981. - 352с.

58. Древлеправославный вестник.- 1998.- №1.- 64с.

59. Ершова О.П. Документы по истории старообрядчества XIX в.: Из фондов ЦГИА г. Москвы. //Историография, источниковедение отечественной истории. М., 1993. - С. 142 - 152

60. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества: Материалы межд. науч. конф., сост. 21-24 ноября 1995г. МГУ / Отв. ред. д-р ист. наук И.В. Поздеева.- М.: РОССПЭН, 1998,-463с.

61. Житие Аввакума и другие его сочинения. //Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона; М.: Сов. Россия, 1991. - 368 с.

62. Записки барона JI.E. Розена. //Отечественные записки. 1878. - № 4.- С. 410-412

63. Зеньковский С. Разрыв.: Трагедия русского православия. // Родина.-1994. № 2. - С. 20 - 24

64. Зеньковский С.А, Русское старообрядчество, духовные движения 17 века.- Изд.-е 2-е.- М., 1995.- 527с.

65. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1996.-560с.

66. Зиновьева И. Элементы народной педагогики в русских мифологических рассказах (на материале Забайкальских быличек и бывальщин) // Духовная культура Урала. Свердловск , 1987. - С. 53 - 54

67. Зверев В.А. Брачный возраст и количество детей у русских крестьян Сибири во второй половине XIX начале XX века // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири ХУ111 - начале XX века. - Новосибирск: «Наука», 1985.-С. 35-43

68. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.

69. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. - 303 с.

70. Злобин Н.С. Ценностные аспекты развития науки.: (Сб.ст.) // АН СССР. -М.: Наука, 1990. 292 с.

71. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. - 61 с.

72. Ильина Г.И. Об изучении современного быта «семейских». // Этнографический сборник. Вып. 1. - АН СССР.- Сиб. отд. - Улан-Удэ, 1960.-С. 108-123

73. Ильина Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX - XX веков, (резьба и роспись). - Улан-Удэ, 1972. - 88 с.

74. История Сибири.- Т.П.- Сибирь в составе феодальной России.- Л.: «Наука», 1968.- 424с.

75. История религий в России Учебное пособие./ Общ. ред. Н.А. Трофимчука.- 1998.

76. Из истории семьи и быта сибирского крестьянства ХУ11 начала XX веков. - Новосибирск: Государственный университет, 1975. - 159 с.

77. История русской духовной культуры в рукописном наследии ХУ1-ХХ вв.: Сб. науч. тр. / Отв. ред. чл. кор. РАН Е.К. Ромодановская.-Новосибирск, 1998.-315с.

78. История Старообрядческой церкви. Краткий очерк // Издательство Старообрядческой Митрополии Московской и Всея Руси, 1991. 40 с.

79. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов.- Сергиев-посад, 1913.- 271с.

80. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в ХУ1 и ХУ11 столетии.- Сергиев-Посад, 1914.-567с.

81. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви.- Том 2. М.: «Терра», 1992,- 576 с.

82. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328 с.

83. Каган М.С. Философская теория ценности. // СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

84. Катунский А.Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972. - 120 с.

85. Кириевский И.В. Полное собрание сочинений.- М., 1861.- Т.11.

86. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т.- Т. 5.- // Под ред. В.Л. Янина. Курс русской истории. М.: «Мысль», 1987.- 476 с.

87. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В.А. Александрова. -М., 1990.

88. Костомаров Н.И. История раскола у раскольников // Собрание соч.- СПб., 1905.-Т.12.

89. Крывелев И.А. История религий. -Т. 1. М.: «Мысль», 1988.- 447с.

90. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем.- М.: «Наука», 1973.

91. Копылова В. Старообрядцы на Ветке семейские на Чикое // Знамя труда. 1974. - 18 мая.

92. Криворучко Г. Старообрядцы и медицина в Забайкалье. // Медико-ветеринарная хроника Забайкальской области, 1916. № 9.- С. 10 - 12

93. Куандыков J1K. Старообрядцы беспоповцы на русском Севере в ХУ111-пер. пол. XIX в.: (Организац.- устав, вопр. по старообряд. памятникам). Автореф. дисс. . канд. ист. наук.- Новосибирск, 1983.- 17с.

94. Культурные традиции народов Сибири. JL: «Наука», 1986. - 260 с.

95. Культурные традиции народов Сибири и Америки: Преемственность и экология (горизонты комплексного изучения). Чита. 30 июня - 6 июля 1994.- ЧГПИим. Чернышевского. - Чита, 1995. - 150 с.

96. Лебедева A.A. Северные традиции в материальной культуре русских переселенцев в Забайкалье // Фольклор и этнография русского Севера. -Л.: «Наука», 1973. С.56 - 63

97. Лебедева A.A. Семья и семейный быт русских Забайкалья. // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Часть 2. Забайкалье. -Новосибирск, 1975. С. 81 -101

98. Лебедева A.A. Русские Притоболья и Забайкалья. //Очерки материальной культуры ХУ11 начало XX века. М.: «Наука», 1992. - 136 с.

99. Лебедева A.A. К истории формирования русского населения Забайкалья его хозяйственного и семейного быта (XIX начало XX века) // Этнография русского населения Сибири и средней Азии. - М.: Наука, 1969,- С.104 - 188

100. Леонов В. Семейские староверы. // Россия молодая.- № 11. 1991. - С.14 -19

101. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья. Диссертация . канд. пед. наук. М., 1994. - 209 с.

102. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы // Русские на Алтае ХУ111 начало XX века. М.: «Наука», 1996. - 269 с.

103. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. Изд. 3-е. - М.: Дет.лит., 1989. - 238 с.

104. Лобанов В.М. Старообрядческие волнения в Забайкалье в начале 40-х годов XIX века // Известия СО АН СССР. Серия истории филологии философии. - Новосибирск, 1985 - С. 43 - 49

105. Лобанов В.Ф. Старообрядческие общины Забайкалья и самодержавие в первой половине XIX века. Диссертация . канд. истер, наук. -Новосибирск, 1982 . 189 с.

106. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища Забайкалья // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Часть 2. Забайкалье. Новосибирск.: Наука, 1975.- С.33 - 48

107. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.- 431с.

108. Мальцев А.И. Тема крестьянского побега в старообрядческой литературе 60-х гг. ХУ111- 50-х гг. XIX вв. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Новосибирск, 1989.- 16с.

109. Мартос А. Письма о Восточной Сибири. М, 1927. - 291с. ПЗ.Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири //

110. Этнографический сборник. -Вып. 3.-Улан-Удэ, 1962. С. 17 - 26

111. Медведко С. В. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Автореф. дисс. . канд. философ. наук.-М., 1997.

112. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 199 с.

113. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С.300 - 331

114. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. -240 с.

115. Мельников П.И. (Андрей Печерский). На горах. Роман. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, 1998. - 944 с.

116. Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах: Роман. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, 1998. - 944 с.

117. Миловидов В.М. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. -126 с.

118. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем, М.: «Мысль», 1969. - 112 с.

119. Миненко H.A. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в ХУ111 первой половине XIX века. Новосибирск, 1989. - 160 с.

120. Мир старообрядчества. Москва старообрядческая. Вып. 2. Москва старообрядческая. ГУИ. М., 1995. - 220 с .

121. Мир старообрядчества. Вып. 3. Под ред. д.и.н. Поздеевой И.В. // Традиция. Культура. Москва. Бородулино, 1996. - 240 с.

122. Москва старообрядческая / Под ред. д-ра ист. наук. И.В. Поздеевой.- М.: Рос. унив. изд-во, 1995.- 21с.

123. Моррис Р. Мир молодых старообрядцев в Орегоне // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы Азии и Америки. Новосибирск, 1992 - С. 17 - 22

124. Мотицкий В.П. Эволюция старообрядчества Забайкалья за годы Советской власти. Автореф. дис. канд. истор. наук. Улан-Удэ, 1973. -23 с.

125. Мотицкий В.П. Старообрядчество Забайкалья. Улан-Удэ, 1976. - 45 с.

126. Мотицкий В.П. Социалистические преобразования и массовый отход русского (семейского) населения Забайкалья от религии (1923 1937 гг) // Этнографический сборник.- Вып. № 6. - Улан-Удэ, 1974.- С. 5 - 16

127. Накамура Е. Романовка поселок староверов в Манчжурии (1936 - 1945) // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. -Новосибирск.: Наука, 1992. - С. 248 - 250

128. Народный месяцеслов: пословицы поговорки приметы присловья о временах года и о погоде / Сост. Г.Д. Рыженков. М., 1991. - 126 с.

129. Никольский Н.М. История русской церкви. Изд.- 4-е.- М.: Политиздат, 1988. 448 с.

130. Общественный быт и культура русского населения Сибири (ХУ111 -начало XX века). Новосибирск.: Наука, 1983. - 178 с.

131. О поэтическом репертуаре семейских Забайкалья // Русский фольклор и фольклористика Сибири. Улан-Удэ, 1994. - С. 20 - 22

132. Осипов Н.Е. Семейские на Чикое (этнографические заметки) // Проблемы краеведения.- Вып.1.- Материалы 1 Забайкальской краеведческой конференции. Чита, 1966. - С.58 - 60

133. Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб., 1906. - 304 с.

134. Осокин Г.М. Материалы к этнографии Западного Забайкалья. Сообщено в заседании Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского Отд. И.Р.Г.О. 19 декабря 1897. -М., 1898.

135. Охрименко Г.И. Женский костюм семейских XIX XX века и его украшения. // Этнография русского населения Сибири и средней Азии. -М.: Наука, 1969.-С 33-39

136. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российского государства. Спб: - 1788. - Ч. 3.- Половина 1 - 2. - 624 с.

137. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ,- Д., 1984.-205с.

138. Перевозчиков М.С. Староверы: Документы. Письма. Встречи. -Красноярск, 1991. 111 с.

139. Песни забайкальских старообрядцев // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1926.- Вып.2. С.217 - 229

140. Петрова Е. Петров Д. Семейские мы. // Культура. 1966. - 16 марта.

141. Петрова E.B. Некоторые вопросы изучения культуры семейских (социологический аспект) // Русский фольклор и фольклористика Сибири. Улан-Удэ, 1994. - С. 35 - 37

142. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

143. Покровский H.H. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Известия СО АН СССР.- № 6. -1975. Вып.2. С. 109 - 112

144. Покровский H.H. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в ХУ111 веке. Новосибирск: Наука, 1979. - С. 71 - 79

145. Покровский Н.Н Традиции и новации в духовной жизни русского старообрядчества // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы Азии и Америки. Новосибирск.: Наука, 1992. - С. 6 - 12

146. Полищук A.C. Быт и культура семейских // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Часть 2. Забайкалье. Новосибирск.: Наука, 1975. - С. 102- 112

147. Потанина Р.П. Современная семейская свадьба // Филологические записки АН СССР.СО. Бурят.инст.общ.наук. Вып. 19. - Улан-Удэ, 1973. -С. 149-165

148. Потанина Р.П. Об общерусских традициях и локальных особенностях свадебной поэзии семейских // Современный русский фольклор Сибири. -Новосибирск, 1979. С. 133 - 161

149. Потанина Р.П. Эстетические элементы в свадебных песнях семейских // Русский фольклор Сибири. Улан-Удэ, 1971.- С. 185 - 200

150. Потанина Р.П. Свадебная поэзия семейских Забайкалья (конец XIX -70-е гг. XX в.). Улан -Удэ, 1977.- 160 с.

151. Попова А.П. Семейские. (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928. -№1.-3 отд. ОТП. - 36 с.

152. Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. Н.С. Гордиенко. М.: Политиздат, 1988. - 272 с.

153. Протасов Н.П. Песни забайкальских старообрядцев. Иркутск, 1926. -15 с.

154. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям./ Под ред. H.A. Гейнике, Н.С. Елагина и др.- М., 1917.-Репринт. Воспроизведение издания Сабашниковых.- М., 1991.

155. Прошин Г.Г. Черное воинство. Русский православный монастырь. Легенда и быль. М.: Политиздат, 1988. - 160 с.

156. Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. М.: Наука, 1992. - 252 с.

157. Пругавин A.C. Старообрядчество во 2-й половине XIX в. Очерки по новейшей истории раскола.- М., 1904.

158. Пругавин A.C. Раскол и сектантство в русской народной жизни.- М., 1905.

159. Распутин В. Смысл давнего прошлого // Наш современник. 1989.- №11. -С.150- 157

160. Розанов В.В. Сочинения. Т.1.- М., 1990.-635с.

161. Ровинский П.А. Этнографические исследования в Забайкалье. -Известия Сибирского отдела Имп. Рус. ГО. Т. 4.- № 3 - 21. 06.1873.

162. Русская свадебная поэзия Сибири. // АН СССР, Сибирское отделение. -Новосибирск.: Наука, 1984. 262 с.

163. Русакомский И.К. Организация заповедного центра традиционной старообрядческой культуры. // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск.: Наука, 1992. - С.85 - 90

164. Рыбаков A.C. Вопросы народного образования в старообрядчестве и Всероссийские съезды // Церковь.- 1911.- № 39.

165. Ряжев A.C. Иргизские старообрядческие общины в России во второй половине ХУ111 пер. пол. XIX в. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. -М., 1995,-30с.

166. Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации // Религия и право.- Вып. № 1-2.1998.- 33с.

167. Сельскохозяйственный и экономический быт старообрядцев (по данным анкеты 1909 года). М.- Совет Всероссийских Съездов, 1910.

168. Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. Чита.: Росток, 1995. - 77 с.

169. Секерин В.П. Возрождение старообрядчества // Забайкальская магистраль. 1995.- 14 ноября.

170. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920. - 80 с.

171. Семейная обрядность народов Сибири. М.: Наука, 1980. - 240 с.

172. Сенатов В.Г. Основы старообрядчества // Церковь.- 1914.- № 13.- С.298-301.

173. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высш. школа, 1979,- 448с.

174. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Сочинения в 18 кн. Т. 5-6.- М., 1989.-783с.

175. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуре. М., 1991. - 432 с.

176. Старообрядческий вестник.- 1905.- № 4.

177. Старообрядчество: История культура современность. Тезисы 1997 г. (сборник тезисов 3 научно-практической конференции «Старообрядчество: 15-17 мая 1997 г. в Москве). Редакторы -составители: О.П. Ершова В.И. Осипов Е.И. Соколова. 263 с.

178. Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы: Опыт энциклопедического словаря / С.Г. Вургафт и И.А. Ушаков.-М.: Церковь, 1996,-316с.

179. Старообрядчество в России (ХУ11 ХУ111 вв.) Сб. науч. тр. / Под ред. Е.М. Юхименко.- М.: Археограф, центр, 1994.- 235с.

180. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. -216с.

181. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. Учебн.- метод, пособие.- М., 1996.- 130с.

182. Тарусская М.С. Коллекция расписной утвари и одежды семейского населения // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Часть 2. Забайкалье. Новосибирск.: Наука, 1975. - С. 71 - 80

183. Талько Грынцевич Ю. К антропологии «великороссов» (семейские старообрядцы забайкальские). - Томск, 1898.

184. Талько Гринцевич Ю. «Семейские (старообрядцы) в Забайкалье. Протоколы общего собрания Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приморского отд. РГО. Кяхта, 1894. - № 2. - Томск, 1898.- С.5-29

185. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 576 с.

186. Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. - 117 с.

187. Традиции в истории культуры (под ред. В.А. Карпушина). М., 1978. -279с.

188. Традиции и революции в истории науки; (Сб.ст.) // АН СССР, Институт философии. М.: Наука, 1991.-261 с.

189. Традиции, обряды, современность.: (Сб.ст.). Киев.: Политиздат, 1983. -292 с.

190. Традиции семьи: (Сб.ст.) // Сост. С.Б. Шмерлин. Свердловск, 1988. -316с.

191. Традиционные верования и быт народов Сибири XIX начало XX в.(Сб.ст.) // АН СССР . - Новосибирск.: Наука, 1987. - 202 с.

192. Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. М.: Наука, 1981.-286 с.

193. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири.: (Сб.ст.). // АН СССР. Новосибирск, 1987. - 192 с.

194. Тынтуева Е.И. Материалы для словаря семейских говоров Забайкалья // Слово в русской народной речи. Улан-Удэ, 1990. - С.22 - 30

195. Тынтуева Е.И. Из наблюдений над ономастикой семейских Забайкалья // Труды кафедры русского языка вузов Восточной Сибири и Дальнего Востока. 1966.- № 4. - С.18 - 25

196. Тынтуева Е.И. Из истории отдельных слов семейских говоров Забайкалья // Диалектная лексика в русских говорах Забайкалья. Улан-Удэ, 1985,-С.11-19

197. Тынтуева Е.И. Бытовая лексика говора «семейских» Забайкалья: Автореф. дис. канд. филол. наук. JI., 1975. - 11 с.

198. У шаров Н.П. Заметки о забайкальских старообрядцах. (Сб.газеты «Сибирь».) Т. 1. 1876. - С.316 - 322

199. Федоренко Т.Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Автореф. дис. канд. искусствовед. -Новосибирск, 1995. 20 с.

200. Федоренко Т.Г. Древнерусский певческий канон и его проявление в старообрядческих рукописях // Русская музыка X XX вв. в контексте традиций запад - восток.: - Новосибирск, 1991. - С.64 - 67

201. Федорова В.П. Вопросы веры в старообрядческой среде Южного Зауралья И Русский фольклор и фольклористика Сибири. Улан-Удэ, 1994. - С.29 - 30

202. Флоровский Г.В. Пути русского богословия,- Вильнюс, 1993,- 600с.

203. Фольклор семейских. Составители: JI.E. Элиасов, И.З. Ярневский. Улан-Удэ, 1963.-672 с.

204. Формирование духовного мира человека и НТР. М., 1977. - 221 с.

205. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт.- М., 1995.Т.1-863с., T.2.-671c,T.3.-783c.

206. Чернев И. Семейщина. Роман. Улан-Удэ, 1987. - 672 с.

207. Черкасов- Георгиевский В.Г. Москва: религиозные центры и общины.-М., 1992.

208. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Третий Рим, 1997. -205 с.

209. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство.- М., 1998.- 104с.

210. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири. Новосибирск.: Наука, 1992. - 252 с.

211. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья ХУ11 середина XIX века. - Новосибирск.: Наука, 1985. - 285 с.

212. Штриккер Г. К истории староверов в Прибалтике (духовное воспитание у поморцев после 1905 г.) // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск.: Наука, 1992. - С.260 - 268

213. Щапов Я.Н. Книга у старообрядцев как явление культуры // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. -Новосибирск.: Наука, 1992. С.14 - 17217. Щит веры.- М., 1913.

214. Элиасов JI.E. Народная поэзия семейских. Улан-Удэ, 1969. - 175 с.

215. Этнографические коллекции Читинского краеведческого музея. Семейские. Чита, 1989. - 120 с.

216. Эпов А.Г. Свадебные обряды Чикойского края // Известия кафедры Прибайкальеведения. Верхнеудинск, 1921. - 15 с.

217. Экология этнических культур Сибири. JL: Наука, 1986. - 260 с.

218. Юмсунова Т.Б. Лексика говора старообрядцев (семейских) Забайкалья. -Новосибирск, 1992. 196 с.

219. Юмсунова Т.Б. Лексика, обозначающая огородные растения, в говоре семейских Забайкалья // Сибирские говоры.: Функционирование и взаимовлияние. Красноярск, 1988. - С. 106 - 115

220. Юмсунова Т.Б. О проекте « Словаря русских старообрядческих говоров Забайкалья. // Русский фольклор и фольклористика Сибири. Улан-Удэ, 1994. - С. 37- 39

221. Ярневский И.З. , Косарева Л.А. За фольклором к семейским (Забайкалья) // Труды Бурятского комплексного НИИ, вып. 13. 1963. - С. 146 - 150

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.