Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Терентьев, Юрий Юрьевич

  • Терентьев, Юрий Юрьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 185
Терентьев, Юрий Юрьевич. Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Краснодар. 2003. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Терентьев, Юрий Юрьевич

Специальность 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор В.Г. Мозгот

Краснодар

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Глава I. Теоретике - методологические основы музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования.

§1. Научные основы музыкальной информатики.

§2. Аппаратно - технические средства обучения музыкальной информатике.

§3. Программные средства обучения музыкальной информатике.

Глава II. Методические основы обучения музыкальной информатике в средних и высших учебных заведениях.

§ 1. Музыкальное программирование как практическая работа с аппаратно-программным комплексом музыкальной информатики.

§2. Методика преподавания музыкальной информатики.

§3 Опытно - экспериментальное исследование эффективности обучения музыкальной информатике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования»

Актуальность исследования. Процесс информатизации образования сегодня находится в стадии интенсивного развития. Это связано с расширением использования информационных технологий и переходом их от чисто технических сфер деятельности к гуманитарным, а также проникновением в область искусства. На Западе этот процесс начался еще в 50-е годы XX века. Россия совсем недавно включилась в единый информационный процесс, в связи с чем появилась необходимость в специалистах по информационным технологиям, в том числе и в области музыкального образования. Как показывают данные наблюдений, студенты средних и высших учебных заведений не владеют в достаточной степени основами музыкальной информатики. При наличии большого количества литературы по музыкально - информационным технологиям система преподавания музыкальной информатики в полном объёме не разработана. Это определяет важность практической подготовки в области музыкально - информационных технологий специалиста -музыканта, артиста - исполнителя, преподавателя теории музыки, композитора. Для осуществления такой подготовки необходимо внедрение в учебный процесс предмета «Музыкальная информатика», что позволит будущему специалисту - музыканту быстро «адаптироваться» к новым жизненным реалиям, самому включиться в процесс формирования информационной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема практической реализации музыкальной информатики в отечественной педагогике появилась относительно недавно. За рубежом работы в этом направлении ведутся вот уже свыше 50 лет. В мире существует большое количество самых разнообразных центров, студий музыкальной информатики. Этой теме посвящены международные конференции, фестивали, конкурсы. В США с 1977 года выходит популярный ежеквартальный журнал «Computer Music Journal». Специальная библиография насчитывает около 1200 наименований по самым разным проблемам музыкальной информатики.

Среди крупнейших центров - Институт исследований и координации акустики - музыки при центре имени Жоржа Помпиду в Париже, Центр компьютерных исследований в музыке Стенфордского университета и Центр музыкального эксперимента Калифорнийского университета в Сан-Диего. В области музыкальной информатики можно отметить работы таких деятелей, как Ж.Риссе (Франция), Л.Уиллер (США), Ч.Додж (США), М.Кёниг (Нидерланды), Р.Ружичка (Чехословакия), сочетающих в себе качества ученых, музыкантов, композиторов и организаторов. Одной из ярких фигур является композитор, основатель центра математической и автоматической музыки в Париже Янис Ксенакис. Выдвинув идею приложения математических теорий в композиции и привлечения для этого средств информатики и вычислительной техники, Я. Ксенакис последовательно претворяет ее в своем творчестве, начиная с 50-х годов XX века.

В нашей стране были созданы мощные предпосылки для развития музыкальной информатики. Ведь именно в России в 1920 году Львом Терменом был изобретен первый в мире электронный инструмент, управляемый с помощью движений рук в пространстве и названный в честь создателя «Тер-менвоксом». В 1929 году Е. Шолпо создает первый в мире синтезатор «Вариофон», на котором графическое изображение переводилось в звук. В 50-е годы инженером Е. Мурзиным был создан синтезатор АНС, названный в честь русского композитора А. Скрябина. Этот инструмент развивает идеи Е. Шолпо и до сих пор хранится в Московской консерватории. В 60-х годах при консерватории в Москве открывается Экспериментальная студия электронной музыки, в которой работают такие музыканты и композиторы, как Э. Артемьев, А. Волконский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Немтин, А. Шнитке. Однако в силу некоторых причин к 1980 году студия была расформирована и закрыта. К сожалению, многие идеи по музыкальной информатике, родившиеся у нас, не нашли должного развития в СССР, в то же время они были подхвачены на Западе и реализованы в современнейшей компьютерной технике.

Исследования в нашей стране всё же были продолжены. Отметим работы математика Р. Зарипова, посвященные моделированию творческого процесса на примере компьютерного сочинения мелодий массовых песен, когда за основу берется анализ большого количества образцов песен и некоторые правила композиции. Таким образом, «искусственный интеллект-композитор» по специальной программе создает самые различные варианты мелодий.

В профессиональном музыкальном образовании проблема введения музыкальной информатики становится вновь актуальной во второй половине восьмидесятых годов XX века. Так, с 1988 года в Российской академии музыки им. Гнесиных начались работы по музыкальной информатике под руководством профессора Ю. Parca. Круг основных проблем: разработка учебных пособий и работы с базами данных, создание компьютерных музыкальных пособий, упорядочивание информационных процессов в музыкальном образовании. В июне 1993 года создан и функционирует Вычислительный центр Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, научный руководитель - Ю. Рагс, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, академик Академии гуманитарных наук.

В 1992 году при Московской консерватории открылся «Термен-центр» - экспериментальная студия электронной музыки, возглавляемая А. Смирновым. В некотором роде студия подхватила эстафету JI. Терме-на и Е. Мурзина по продолжению экспериментов в области музыкальной информатики на самой современной аппаратуре.

Некоторые теоретические вопросы музыкальной информатики освещает в своих статьях Евгений Петров - от проблем сопряжения аппаратуры с музыкальными программами до создания виртуальных студий. В Новосибирской государственной консерватории на кафедре компьютеризации музыкальной деятельности работают А. Устинов и А. Ментюков, которые занимаются проблемами моделирования процесса исполнения с помощью информационных технологий, становления музыкальной информатики и ее влияния на музыкальную культуру в целом.

А. Харуто, Д. Смирнов исследуют вопросы компьютерного анализа высоты звука, его качественной характеристики в области народного пения. Авторами ведется и разработка соответствующего программного обеспечения в Вычислительном центре Московской консерватории. В продолжение этой работы А. Харуто выпущена книга «Музыкальная информатика. Компьютер и звук». В ней подробно раскрывается устройство персонального компьютера и сферы его применения, введение в акустику и психоакустику, а также цифровая запись и компьютерная обработка звука. Достаточно значительное место в книге занимают разделы, посвященные общей информатике: история ЭВМ, устройство компьютера, компьютерная вёрстка и набор текста, работа в сети Internet и др. Разделы же, посвященные музыке, полны описаний физико-математических свойств звука, что сложно для понимания без специальной инженерно-технической подготовки, да и вряд ли необходимо для музыкантов в подобном объёме. Поэтому книга скорее рассчитана на углубление знаний, полученных после изучения и освоения общей и музыкальной информатики.

Различным аспектам информатизации профессионального образования посвящены работы М. Алексеевой, П. Атутова, С. Балан, Ю. Брановского, В. Монахова, М. Моисеевой и других учёных.

Активно применяют музыкально-информационные технологии в своем творчестве такие композиторы, как П. Булез, К. Штокхаузен, Д. Лигети, А.Шнитке, Э. Артемьев и многие другие. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что в области музыкальной информатики пробует себя значительная часть специалистов-музыкантов, а для таких экспериментов просто необходимы специальные знания по вычислительно-информационным технологиям.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов музыкальных специализаций в средних и высших учебных заведениях.

Предмет исследования: структура и содержание музыкальной информатики в процессе обучения студентов музыкальных специальностей.

Цель исследования - разработка теоретических и методических основ музыкальной информатики, обоснование педагогических условий и методов, способствующих эффективному обучению студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи: на основе анализа литературы определить сущность концепции музыкальной информатики; разработать структуру, содержание, формы и методы обучения музыкальной информатике в процессе профессионального музыкального образования; в процессе обучения основам музыкальной информатики определить основную аппаратно - программную конфигурацию современных обучающих систем и специфику их использования; проверить эффективность методики преподавания музыкальной информатики в опытно-экспериментальной работе.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность преподавания музыкальной информатики в средних и высших учебных заведениях может быть повышена, если будет осуществляться на основе: преемственности в изучении музыкальных дисциплин и информатики; разработанной структуры и содержания курса музыкальной информатики в контексте современных профессиональных требований к специалистам музыкального профиля; изменения целевых установок в обучении музыкально - теоретическим дисциплинам, ориентирующим на адаптацию будущих специалистов в условиях рыночной экономики и информационной музыкальной культуры. 7

Методологической основой исследования послужили современные педагогические концепции Ю. Бабанского, А. Бочкина, М. Бухаркиной, В. Загвязинского, А. Петровой, Е. Полат, Ю. Parca, связанные с проблемой информатизации отечественного образования. В своей работе мы также опирались на работы В. Белунцова, Д. Дубровского, Б. Зуева, В. Медникова, Р. Петелина, Ю. Петелина в области музыкально - информационных технологий.

Теоретической основой исследования является: личностно - ориентированный подход, заключающийся в индивидуализации процесса обучения и ориентации его на личность как основную цель образования (В. Давыдов, Е. Бондаревская); деятельностный подход к обучению, предполагающий формирование знаний, умений, навыков и качеств личности специалиста в процессе образования (А. Леонтьев, Н. Талызина); целостный подход, обеспечивающий единство общей и профессионально - ориентированной подготовки личности специалиста (Ю. Азаров);

В процессе проведения исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ научно-теоретической литературы, сравнительно-исторический анализ); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, рейтинг, диагностирование, изучение продуктов деятельности обучаемых (письменных контрольных работ, результатов компьютерного тестирования, рисунков, чертежей), педагогический эксперимент).

Базой исследования являются: Краснодарский музыкально-педагогический колледж и Краснодарский государственный университет культуры и искусств.

Исследование включало следующие этапы:

1. 1996 - 1997 г.г. - изучение литературы по музыкально - информационным технологиям. Начало опытно-экспериментальной работы в Краснодарском музыкально - педагогическом колледже.

2. 1998 - 1999г.г. - разработка структуры и содержания музыкальной информатики, а также создание авторских программ по музыкальной информатике, звукорежиссуре и музыкальному программированию, инструментовке, студийному практикуму.

3. 2000 - 2003г.г. - опытно - экспериментальная работа в Краснодарском музыкально-педагогическом колледже и Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Написание учебного пособия по музыкальной информатике. Завершение педагогического эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленной проблемы; применением комплекса взаимодействующих методов, адекватных предмету и задачам исследования; широкой выборкой данных фактического материала, его качественным и количественным анализом; подтверждением гипотезы исследования его результатами; эффективностью педагогической технологии, направленной на развитие знаний, умений и навыков будущих специалистов музыкального профиля в области музыкальной информатики. Научная новизна и теоретическая значимость:

1. Проанализировано современное состояние подготовки специалистов в области музыкально-информационных технологий.

2. Разработаны: теоретические и методические основы профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций по музыкальной информатике; структура и содержание музыкальной информатики как научной дисциплины, представленной пятью основными блоками: теоретико-методологические основы, средства программного обеспечения, аппаратнотехнические средства, работа с мультимедийными приложениями, музыкальное программирование; учебный предмет «Музыкальная информатика», включающий такие вопросы, как история развития отечественной и зарубежной электромузыкальной техники, основные понятия и правила работы с персональным компьютером в различных операционных системах со специализированными программами записи и обработки звука, аппаратное обеспечение и техническое обслуживание студий звукозаписи.

Практическая значимость исследования состоит в разработке учебных программ по курсам: «Музыкальная информатика», «Звукорежиссура и музыкальное программирование», «Инструментовка», «Студийный практикум»^ их экспериментальном апробировании в процессе обучения студентов музыкальных специализаций, а также издании учебного пособия «Музыкальная информатика» 2001г. (5,7 п.л.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современных условиях профессиональная подготовка специалиста-музыканта должна включать совокупность знаний, умений и навыков в области музыкальной информатики.

2. Методическая система обучения музыкальной информатике в музыкальном образовании предполагает:

- наличие базового музыкального и компьютерного образования;

- применение основных дидактических принципов цикличности, доступности, наглядности, преемственности, ретроспективности и перспективности нового материала;

- систему методов преподавания: информационно-рецептивных (словесных и наглядных), перцептивных (аудиовизуальных, иллюстративно-демонстрационных), активно-деятельностных.

3. Разработка педагогических условий, способствующих повышению эффективности обучения музыкальной информатике, возможна, если осуществить:

- подготовку кадров в области музыкально-информационных технологий;

- учебно-методическое обеспечение изучения музыкальной информатики;

- современное программно-аппаратное обеспечение учебных аудиторий. Апробация положений и результатов диссертационного исследования осуществлялась с 1996 года в учреждениях профессионального музыкального образования, а также:

1. В ходе выступлений с докладами на международных конференциях (Москва, Астрахань, Новороссийск), всероссийских конференциях (Краснодар - Новороссийск, Оренбург), региональных и других научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах;

2. Путем внедрения авторских программ в Краснодарском музыкально-педагогическом колледже по предметам: «Музыкальная информатика», «Звукорежиссура и музыкальное программирование», «Инструментовка», «Студийный практикум», в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по курсам: «Музыкальная информатика» и «Прикладная математика и информатика».

3. В выступлениях на краевом конкурсе инновационных проектов среди преподавателей СУЗов (проект отмечен дипломом).

4. В ходе педагогического эксперимента в Краснодарском государственном университете культуры и искусств, в Краснодарском музыкально-педагогическом колледже.

5. В 9-и публикациях по теме исследования.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Терентьев, Юрий Юрьевич

Выводы к первой главе.

В заключение первой главы необходимо отметить, что выбор конкретных аппаратно-программных средств обучения музыкальной информатике зависит от преподавателя, а также возможности решения тех практических задач, которые он ставит перед студентами. Этот выбор должен быть сделан таким образом, чтобы продемонстрировать студентам максимально возможный инструментарий для работы с музыкой. Понятно, что наличие технических средств зависит от многих причин, прежде всего от общей материальной базы учебного учреждения. В случае отсутствия некоторых дорогостоящих устройств (портативной студии, системы записи на жесткий диск) можно ограничиться теоретическим освещением основных характеристик отсутствующего прибора. Схожая ситуация и с программами для работы с музыкой, которые напрямую зависят от мощности компьютеров. Педагогу предстоит сделать отбор тех программ, которые, с одной стороны, отвечают уровню мощности компьютеров класса, с другой - являются наиболее перспективными в плане дальнейшей практической деятельности студентов. Задача педагога - обозначить основные направления развития программного обеспечения, остановиться же подробно можно на нескольких основных программах адаптированных к работе в компьютерном классе.

Педагогический опыт показывает, что у студентов наибольшие трудности при усвоении теоретического материала вызывают следующие моменты:

1. Терминологические трудности - первая проблема, с которой сталкиваются студенты с самого начала изучения музыкальной информатики. Для решения этой проблемы необходимо очень осторожно касаться новых терминов. При их введении необходимо предоставить студентам поддержку в виде своеобразного тезауруса. Примером может послужить краткий словарь терминов используемых в музыкальной информатике (см. приложение № 2).

2. Трудность в скорости восприятия излагаемого материала может возникнуть при разборе тем по курсу «Музыкальная информатика». В разрешении данной проблемы необходимо подробнее останавливаться на более сложных темах курса, а сравнительно легкие темы, (например, «Акустические системы») оставлять на самостоятельное изучение материала студентами.

3. Проблемы, связанные с недостаточными знаниями как по традиционной информатике, так и по теории музыки, могут возникнуть у учащихся при углублении в тематический раздел курса. В первом случае преподавателю следует ввести в курс музыкальной информатики некоторые дополняющие разделы по информационным технологиям. Обычно это касается тем, связанных с аппаратно-техническими средствами обеспечения музыкальной информатики, в частности, принципов функционирования компьютера и записи звука. Во втором случае, при нехватки знаний по музыкально-теоретическому материалу, стоит обратиться к межпредметным связям курса музыкальной информатики с такими предметами, как гармония, полифония, история музыки и музыкальных стилей, основы импровизации и др. Как показывает опыт преподавания, подобные трудности чаще возникают не в изложении теоретического материала, а при переходе к практической части курса «Музыкальная информатика».

4. Проблема сохранения теоретических знаний с последующим применением их на практике возникает при завершении изучения теоретического материала и переходе к практической деятельности. Для разрешения этой проблемы и в помощь студентам послужит учебно-методический комплекс: учебные пособия, учебники, наглядные пособия, иллюстрация материала в виде схем, рисунков, а также личные конспекты учащихся. При переходе к практическим заданиям автором рекомендованы «Семь пьес» к аранжировке (приложение № 4) на синтезаторе и компьютере.

В целом изложение теоретического материала по музыкально-информационным технологиям является инновационным и требует реализации основных дидактических принципов при усвоении его студентами.

Глава II. Методические основы обучения музыкальной информатике в средних и высших учебных заведениях.

§ 1.Музыкальное программирование как практическая работа с аппаратно-программным комплексом музыкальной информатики.

Приступая к музыкальному программированию как к практической работе студентов, нужно учесть несколько важных моментов: цели, задачи и практическое применение будущего проекта (студенческий конкурс, концерт, демонстрационный показ или другое); сроки выполнения аранжировки или записи произведения; => наиболее возможный дешевый вариант создания готового проекта; имеющиеся оборудование и аппаратура для выполнения проекта.

Исходя из выше перечисленных пунктов, необходимо сделать вывод о том, какой путь и вариант работы выполнения проекта (аранжировка, запись или иное) для студента предпочтительнее. Обычно учащиеся не могут сами адекватно оценить свои возможности при выборе аппаратно - программных средств и нуждаются в помощи педагога. Поэтому, если нужно выполнить аранжировку в сжатые сроки, а готовый продукт будет представлять демонстрационную версию или использован в простом концерте, то для этих целей можно выбрать полупрофессиональный синтезатор - автоаранжировщик либо программу - автоаранжировщик на компьютере. С такой задачей студент может справиться самостоятельно. При требовании более серьёзного подхода, когда конечный продукт должен быть представлен на конкурс или большой концерт, в качестве применяемого оборудования должна использоваться профессиональная рабочая станция аранжировщика (профессиональный синтезатор, компьютер, оснащенный секвенсором) и здесь уже не обойтись без квалифицированной помощи преподавателя.

В случае необходимости работы с голосом и живым звуком в качестве оборудования может быть выбрана портативная студия или компьютер, оборудованный программой виртуальной студии. Необходимо предусмотреть и конечное сохранение готового проекта. Часто этому пункту студенты не уделяют особого внимания, стремясь побыстрее получить готовый продукт. К сожалению, это может привести к потере всей работы. Поэтому обеспечить сохранность готовому проекту - задача и студента, и преподавателя. В худшем случае - это обыкновенная аудио - кассета. Для более серьезных целей - мини - диск, ADAT или DAT кассета, а в лучшем случае CD - аудио диск.

Рассмотрим различные направления применения музыкального программирования.

1.1. Работа со звуком в среде Windows.

Начиная практическую работу со звуком в операционной системе Windows, преподавателю необходимо удостовериться в том, что студенты уже владеют в полной мере всеми необходимыми навыками работы с этой операционной системой. Очень полезно в начале работы напоминать учащимся об особенностях работы с операционной системой.

Линейка операционных систем Windows, выпущенных в последнее время, имеют собственные встроенные инструменты для работы с музыкой и звуком. В Windows - 98 эти программы находятся в объектах Пуск => Программы => Стандартные => Развлечения.

Звукозапись - программа записи звука с помощью микрофона. Она производит наложение некоторых эффектов: эхо, ускорение, замедление, обратить и др.

Лазерный проигрыватель позволяет проигрывание аудио - дисков, как и на бытовых музыкальных центрах. После помещения аудио - диска в дисковод CD - ROM программа запускается автоматически.

Проигрыватель Windows Media (универсальный проигрыватель) -это программа, позволяющая воспроизводить аудио- и видео файлы самых различных форматов (MIDI, MPEG, WAV, AVI многие другие).

В Windows 2000, Windows Millennium и Windows XP проигрыватель Windows Media становится мощнейшим инструментом для работы с мультимедийными файлами. С помощью Windows Media становится возможным не только воспроизведение музыкальных и видео - файлов, а также прослушивание радиостанций в Internet. Причём при работе с Internet программа -проигрыватель работает в режиме путеводителя, предлагая информацию о новинках в мире музыки. Пользователю можно сразу заказать нужную композицию или произведение. При работе с аудио - дисками можно сделать выборку прослушиваемых произведений, создавать собственные сборники и библиотеки на компьютере. Проигрыватель Windows Media может работать и с портативными устройствами, такими как МРЗ - плеер. Предоставляется и новая функция - выбор внешней оболочки проигрывателя.

Регулятор громкости представляет собой программный микшер, который управляет всеми звуковыми устройствами на компьютере: синтезаторами, лазерным проигрывателем, проигрывателем Windows Media, микрофоном, линейным входом\выходом, другими устройствами. Регулятор громкости напрямую зависит от типа звуковой карты и её драйверов. Микшер позволяет настраивать и регулировать громкость и уровень сигнала в двух режимах - на воспроизведение и запись звука.

1.2. Музыкальное программирование аранжировки на компьютерной рабочей станции в MIDI - сети.

В начале занятия студентам необходимо объяснить, что для того, чтобы начать работу над аранжировкой на компьютерной музыкальной рабочей станции, нужно всё используемое оборудование (компьютер, синтезаторы, звуковые модули) объединить в MIDI - сеть с помощью отдельного MIDI - интерфейса или MIDI - порта звуковой карты. В этом случае компьютер с помощью специальной программы будет генерировать команды, и управлять всеми устройствами. Простейшую MIDI - сеть можно представить в виде следующей схемы:

КОМПЬЮТЕР

ЗВУКОВ КАРТА

СИНТЕЗАТОР

Рис. 2.1.

При коммутации MIDI - устройств студентам необходимо всегда помнить, что одно устройство передает MIDI - сообщение, а другое его получает. Поэтому MIDI - кабель связывает разъем MIDI OUT передающего устройства с разъемом MIDI IN принимающего устройства и наоборот. У всех MIDI - устройств имеется один MIDI - выход, и, если с него надо посылать команды на несколько других устройств, используется разъем MIDI THRU. В этом случае подключение устройств - приемников MIDI - команд происходит последовательно:

КОМПЬЮТЕР

HIM OUT мим пиши

ROLAND JV-1080

СИНТЕЗАТОР

Рис. 2.2.

Учащимся необходимо помнить, что информация по MIDI - кабелю передается всегда в одном направлении и каждый MIDI - разъем используется только для какой - либо одной цели, в зависимости от его вида. Всего может быть три вида MIDI - разъемов:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование позволяет сделать выводы по внедрению информационных технологий в музыкальное образование. Современная система образования нуждается в совершенных информационных методах обучения. Информатизация музыкального образования позволяет более эффективно использовать преимущества, предоставляемые информационными технологиями. Это создает условия для открытой системы образования, позволяющей каждой личности развиваться и получать знания со своей индивидуальной скоростью обучения.

Организация познавательной деятельности студентов в ходе учебного процесса, а также эффективное управление системой информационно-методического обеспечения образования позволит качественно изменить систему музыкального образования в целом. Информатизация музыкального образования предполагает ориентацию на творческое развитие и интересы личности. Организационная подготовка специалиста - музыканта обеспечивается взаимодействием предметов специального цикла (спец. инструмент, история и теория музыки, гармония и т.д.) с музыкальной информатикой, звукорежиссурой и музыкальным программированием. В связи с непрекращающимся выходом новой аппаратуры и компьютерных программ, система обучения музыкальной информатике требует постоянного обновления и самообновления. Это касается как аппаратных, так и программных средств, а также учебно-методического комплекса.

В целом, методическая система использования информационных технологий в музыкальном образовании, созданная на основе теоретических и практических исследований, является составной частью современного процесса информатизации образования, а в более широком понимании - информатизации общества в целом. Результаты педагогического эксперимента доказали высокую эффективность применения музыкально - информационных технологий в сфере профессионального музыкального образования по подготовке специалистов соответствующего уровня. Получила подтверждение выдвинутая автором гипотеза, заключающаяся в том, что предлагаемая теоретико-практическая и методическая система обучения по музыкальной информатике способствует повышению уровня профессиональной подготовки студентов в средних и высших учебных заведениях, а также их скорейшей адаптации в информационной музыкальной культуре в условиях рыночной экономики. Информационные средства обучения непосредственно влияют на повышение результативности музыкального образования в целом. В целом система обучения по музыкальной информатике может активизировать развитие музыкального слуха и памяти, образное мышление, творческий подход к музыкальному искусству. Интенсивные обучающие возможности музыкальной информатики, их использование способствуют качественным изменениям в области музыкальных знаний студентов, на новом уровне формируя знания, умения и навыки профессионального музыканта.

При проведении диссертационного исследования была рассмотрена возможность применения информационных технологий в музыкальном образовании, при этом были решены следующие задачи: был проведен анализ имеющейся литературы по звукорежиссуре, музыкальному программированию и аранжировке; выявлена сущность концепции музыкальной информатики; => определена основная аппаратно-программная конфигурация современных обучающих систем, их использование в процессе обучения основам музыкальной информатики; разработана методическая система использования музыкально-информационных технологий в процессе профессионального музыкального образования, рассмотрены основные компоненты и их специфика; определены совокупные условия для эффективного применения музыкально - информационных технологий в учебном образовательном процессе; конкретизировано содержание подготовки студентов музыкальных специализаций и выявлены наиболее эффективные формы и методы обучения музыкально - информационным технологиям; проведен педагогический эксперимент с последующей обработкой и анализом его результатов; проведена апробация результатов исследования на международных, всероссийских, региональных научно- практических конференциях, круглых столах и семинарах.

На основании решения этих задач был разработан и апробирован авторский практический опыт внедрения музыкальной информатики в учебный процесс в Краснодарском музыкально - педагогическом колледже и Консерватории КГУКИ, а также осуществлен анализ теоретико-практических проблем образования человека в условиях компьютеризации общества.

Таким образом, оптимизация профессионального музыкального образования с помощью информационных технологий является сегодня не столько вехой современности, сколько насущным делом образования в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Терентьев, Юрий Юрьевич, 2003 год

1. Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов, слушателей Ин-та повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984.

2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989.

3. Алексеева М.Б., Балан С.Н. технология использования систем мультимедиа: Учеб. пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес -пресса», 2002.

4. Анисимов О.С., Давыдов В.А., Федоров Л.И. Психолго педагогические и логико-методические условия применения вычислительной техники в обучении //Дидактические основы компьютерного обучения. 1996.

5. Атутов П.Р. Технология и современное образование //Педагогика.-1996.-№2.

6. Батыгов М. Пять звуковых плат для любителей игр //Компьютер и мы, 1998.-№8.- С. 88

7. Бедняков М. Звуковые платы Yamaha //Компьютер Пресс, 1997. № 11. -С.282- 284.

8. Безгин А.Д., Пирогов В.Л. Основные концепции технологии создания пакетов педагогических программ //Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Свердловский государственный педагогический институт. Свердловск, 1990.

9. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник. М., СПб., Харьков, Минск, 2000.

10. Ю.Бобошин В. Voyetra Digital Orchestrator Plus v.2.1 программный редактор цифрового аудио //IN/ OUT, 1998. № 25. - С. 91 - 92.

11. П.Бобошин В. Программируем ударные. Программы Notator и Cubase в качестве инструктора//IN/OUT, 1997. № 23-24. - С. 54, 56, 71.

12. Богатырь А. Почти профессиональный звук по любительской цене //PC MAGAZINE/ RUSSIAN EDIT., 1996.- № 11.- С. 12 -15.

13. Богачев Г. MIDI интерфейсы Midiman //Музыкальное оборудование, 1997. -№27. -С. 35 37.

14. Н.Богданов В. Мультимедийный калейдоскоп. Обзор наиболее перспективных мультимедийных технологий и устройств //Компьютер Пресс, №5- 1998.

15. Богданова Д., Федосеев А., Христочевский С. Телекоммуникации для образования //Информатика и образование. -1996. № 2.

16. Богданова Д.А., Федосеев A.A. Проблемы дистанционного обучения в России //Информатика и образование. 1996. № 3.

17. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Петрунько А.В Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб., 1994.

18. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Румянцев И.А. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики //Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989.

19. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Слуцкий A.M., Тумалеева Е.А. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. СПб., 1995.

20. Борзенко А. Мультимедиа от фирмы Yamaha //Компьютер Пресс, 1996.-№4.-С. 178- 179.

21. Борзенко А.Е. Компьютер дома. М.: ТОО фирма "Компьютер Пресс", 1996.- 144 с.

22. Брановский Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику» в структуре многоуровневого педагогического образования. Педагогическая информатика, №2 1995.

23. Браун Р.Д. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. -М. -«ЭКОМ», 1998.

24. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении //ЭВМ и проблемы музыкального образования. Межвуз. Сб. н. тр. новосибирской государственной консерватории им М.И. Глинки, 1989.

25. Вербицкий A.A., Цеханский В.М. Информационные технологии в трансляции музыкальной культуры //Информатика и культура Новосибирск: наука. Сибирское отделение, 1990. - 155с.

26. Волошин И.В., Федорчук Л.И. Электромузыкальные инструменты М.: Энергия, 1971.- 143с.

27. Вубеллов П. Цифровые звуковые системы на платформе PC //Информационно-технический журнал "625", 1998. № 6. - С. - 82 - 84.

28. Гейн А.Г., Цеханский В.М. Психологические проблемы компьютерного обучения. //ЭВМ и проблемы музыкального образования. Межвуз. Сб. н. тр. Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, 1989.

29. Гласс Бретт. Музыкальная рабочая станция //Мир ПК, 1996.- № 1.- С. 171.

30. Гольцман М., Первин Ю., Первина Н. Элементы музыкальной грамоты в курсе раннего обучения информатике //Информатика и образование. 1991., №4-6.

31. Голяев С.С. Педагогические условия и средства использования ЭВМ в диагностике развития качеств творческой личности. Автореф. канд. пед. н. М., 1998.

32. Горбунова И.Б., Заболотская И.В. Компьютерные обучающие музыкальные системы в музыкальном образовании //Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика -95».

33. Горохов Ю.П., Жевнов И.И., Иванников А.Д., Татарников Ю.А. Основные направления программы информатизации высшего образования //Педагогическая информатика, №2 1993.

34. Гуревич Н., Гуревич О. Программирование звука для DOS и Windows. -М.: БИНОМ, 1995.-396 с.

35. Данса А. Безграничные возможности MIDI: формат XG //Компьютер Пресс, 1997. № 9. - С. 284 - 290.

36. Демьянов А.И. Цифровая видео и аудиомагнитная запись //Технологии и средства связи, 1998. № 3. - С. 78 - 80.

37. Демьянов А.И. Цифровая видео и аудиомагнитная запись //Технологии и средства связи, 1998. № 3. - С. 78 - 80.

38. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

39. Десмонд М. Звуковая плата PCI это звучит гордо //Мир ПК, 1998. -№7. - С.40 - 41.

40. Джордейн Д. Справочник программиста персонального компьютера типа IBM. М., 1992.

41. Домашняя звукозапись. Компания MidiMan //Мир ПК, 1998. № 8. - С. 173 -174.

42. Домашняя студия// Музыкальное оборудование, 1995. № 6. - С. 15-26

43. Друкаров О. MasterPort цифровая аудио-МГО1-система //IN/ OUT, 1997. №23-24. - С. 49.

44. Друкаров О. Цифровые аудиосистемы фирмы Cream Ware //Шоу-Мастер, 1997. № 11. - С. 98 - 99.

45. Дубровский Д. Home recording «цифра» или «аналог»? //Шоу-Мастер, 1997. -№ 2. -С. 101 - 103.

46. Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов, любителей и профессионалов. Практ. пособ. М., Издательство ТРИУМФ, 1999.

47. Дьяконов В.П. Популярная энциклопедия мультимедиа. М.: ABF. 1996.

48. Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб.: БХВ -Санкт - Петербург, 1999.

49. Живайкин П. Sound Forrge 3.0d мощный звуковой редактор для Windows //Шоу-Мастер, 1997. - № 1. - С. 124 - 125.

50. Живайкин П. Компьютер печатает ноты с голоса //Шоу-Мастер, 1998. -№ 2. С. 84 - 86.

51. Живайкин П. Краткий обзор музыкальных программ для компьютеров PC //Компьютер Пресс, 1998. № 5. - С. 106 - 116, 1998. - № 7. - С. 136 -143, 1998. -№ 9. -С. 255 -256.

52. Живайкин П. Музыкальные обучающие программы //Компьютер Пресс, 1998. -№ 9. С. 94 - 104.

53. Житомирский В.Г. Вычислительная техника с системе народного образования //Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Свердловский государственный педагогический институт. Свердловск, 1990. С. 7 9.

54. Заболотская И.В. Мультимедиа технологии в системе непрерывного музыкально-педагогического образования //Тезисы докладов конференции 20-22 марта 1996. «Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования».

55. Заболотская И.В. Проблемы использования компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе //Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика 99» СПб - Щецин. 1999.

56. Зуев Б.А. Программный синтезатор ReBirth RB 338 - M.: Издательство «ЭКОМ», 1999.64.3уев Б.А., Денисенко П.Л. Искусство программирования миди файлов - М.: Издательство «ЭКОМ», 2000.

57. Ижаев P. Pinnacle Project Studio музыкальная студия под ключ //Мир ПК, 1997.-№ 11.-С. 180-181.

58. Ижаев Р. Включи и играй //Мультимедиа, 1997, № 8. С. 96 - 101.

59. Ижаев Р. Домашняя студия. MIDI-клавиатуры //Мир ПК, 1998. № 4. -С. 185- 196.

60. Ижаев Р. Домашняя студия. Микрофон включен! //Мультимедиа, 1998. № 2. - С. 93 - 103.

61. Ижаев Р. Музыкальная студия на столе //Мультимедиа, 1997. № 1-2. -С. 78 - 86.

62. Ижаев Р. Разрушая стереотипы //Мультимедиа, 1998. № 3. С. 86 - 95.

63. Ижаев Р. Суета вокруг компьютера //Мультимедиа, 1997, № 5-6. С. 93 -95.

64. Ижаев Р.128-канальный цифровой магнитофон? Это реально! //Мир ПК, 1997.-№6. С. 183 - 185.

65. Извозчиков В.А., Козлов К.П. Информационные технологии обучения в системе непрерывного педагогического образования //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) СПб., 1994.

66. Как подготовиться к записи в студии //Музыкальное оборудование,1995. -№ 9. -С. 20-24.

67. Карманный словарь. Computing & Multimedia. М. - «ВНЕШСИГМА»,1996.

68. Карякин С. Что же такое мастеринг? //Шоу-Мастер, 1997. № 3. - С. 78 -79.

69. Каталог. Коммерческие студии //Музыкальное оборудование, 1997. № 33. - С. 38 - 46.

70. Кенцл Т. Форматы звуковых файлов //Мир Internet, 1998. № 5. - С. 72 -79.

71. Кинтцель Т. Руководство программиста по работе со звуком = Aprogrammer's Guide to Sound: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2000.

72. Колесник Д. Техника и технология малых студий. Микшерный пульт и обработка звука//Шоу-Мастер, 1998. № 1. - С. 56 - 60.

73. Колесник Д. Техника и технология малых студий. Приборы обработки звука. Психоакустические методы обработки //Шоу-Мастер, 1998. № 2. - С. 70- 73.

74. Колесников Н.Г. Математические и логические основы информатики. Учебное пособие для вузов Краснодар: КГАУ, 2000.

75. Комягин В.Б. Программирование мультимедиа приложений.- М.: «ЭКОМ», 1995.- 364 с.

76. Кудеев Ю. MIDI-сообщения //IN/OUT, 1992.- № 2.- С. 58 59.

77. Курило А. Музыка на жестком диске //Мультимедиа, 1996.- № 3.- С. 76 -79.

78. Курило А., Михайлов А. Музыкальная студия на компьютере //Мир ПК, 1996.- №3.- С. 170- 179.

79. Лакин К. NUENDO новый пакет для производства программ компании Steinberg //Информационно-технический журнал "625", 1998. -№ 6. - С. 86, 87.

80. Лапчик М.И. Информационные технологии в содержании профессиональных программ высшего педагогического образования //Педагогическая информатика, №1 1994.

81. Лапчик М.И. Готовить учителей нового типа //Информатика и образование, №2 1987. С. 83 - 87.

82. Ларри О. Программы работы со звуком для мультимедиа //Мультимедиа, 1998. № 4. - С. 83 - 89.

83. Локтюшина Е.А. Формировнаие творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде. Автореф. канд. пед. н. Волгоград, 1998.

84. Людиновсков C.B. Музыкальный видеоклип своими руками. СПб.: БХВ - Санкт - Петербург, 2000.

85. Макушин Э.А., Колин К.К., Петров A.B., Христочевский С.А., Федосеев A.A., Богданова Д.А. Аналитический обзор по проблеме «образование и информатика» //Компьютеры в учебном процессе. № 7, 1996.

86. Малафеев П.В. «Химчистка» для звука //Мир ПК, 1995.- № 9.- С. 166 -170.

87. Малафеев П.В. Неоконченная пьеса для компьютера с оркестром //Мир ПК, 1995.-№7- 8.-С.162- 171.

88. Малафеев П.В. Пишите музыку на компьютере //Мир ПК, 1995.- № 11.-С. 34-35.

89. Малолетов Д. Turtle Beach Tropez plus недорогая звуковая карта для звукозаписи на PC //IN/OUT, 1998. № 25. - С. 94 - 96.

90. Малолетов Д. Многорукий MIDI. Оживление MIDI-аранжировки// IN/ OUT, 1998. № 25. - С. 78 - 83.

91. Маргулис Е., Косов Ю., Мележик Ю. Компьютерные игры в обучении //Информатика и образование. № 2., 1990.

92. Матюшевич Ю.Ф., Тумалева Е.А. Педагогическая информационная технология компонент базового высшего педагогического образования //Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. Учебн. пособие, ред. Бордовский Г.А. 1995.

93. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., Педагогика, 1989.

94. Медушевский В.В., Подражанская A.A. Компьютеризация музыкального образования как музыковедческая проблема //ЭВМ и проблемы музыкального образования. Межвуз. сб.н. тр. Новосибирской государственной косерватории им. М.И. Глинки, 1989.

95. Михайлов А. Дочерние звуковые платы //Музыкальное оборудование, 1997. № 27. - С. 17 - 20.

96. Михайлов А., Шилов В. Практический англо русский словарь по электронной и компьютерной музыке. -М.: Русь, 1991.

97. Михайловский Ю. Cakewalk Audio //Музыкальное оборудование,1996. -№ 19.-С. 29-38.

98. Михайловский Ю. MIDI Mapper в Windows 95: миф или реальность? //Музыкальное оборудование, 1997. № 25. - С. 24 - 34.

99. Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации //Информатика и образование, 1993, №4.

100. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.

101. Монахов Д. «Оркестр в коробке»? игрушка? Обучалка? Инструмент? //Домашний компьютер, 1997. № 3. - С. 30 - 35.

102. Монахов Д. Наглядный аранжировщик //Домашний компьютер,1997. -№ 5. -С. 36-40.

103. Музыкальное Оборудование. Журнал о профессиональной звуковой технике. 1998- 2001гг.

104. Музыченко Е. Энциклопедия Мультимедиа. Вопросы и ответы по стандарту MIDI //Мир ПК, №6 1998.

105. Мураховский В.И. Сборка, настройка, апгрейд современного компьютера. М.; Издательство «ДЕСС», 1999.

106. Мухачев Р. MIDI-технология //Шоу-Мастер, 1997. № 1. - С. 66 -68, 1997.-№3.-С. 82-85, 1998.-№ 1.-С. 97- 101, 1998.-№2.-С. 92 -94.

107. Никитин Б. Cakewalk Pro Audio 6.0 //Музыкальное оборудование, 1997.-№30.-С. 48-58.

108. Никитин Б. Звуковые редакторы //Музыкальное оборудование, 1997.-№31.-С. 18-31.

109. Новосельский А. Лучше один раз услышать. Звук и компьютер //Компьютеры + прогр., 1996. № 9. - С. 45 - 52.

110. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. /Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272с.

111. Орлов Л. Основы синтеза звука //Звукорежиссер, 1998. октябрь. -С. 21 -23.

112. Осинский В. Продюсер на студии //Звукорежиссер, 1998. октябрь. - С.15-16.

113. Павленко A. Cool Edit: шаг за шагом //Мультимедиа, 1997.- № 56. С. 96 - 98.

114. Павленко A. Sound Forge: шаг за шагом //Мультимедиа, 1997.- № 3-4.- С. 82 -84.

115. Павленко A. WaveLab 1.5 и Sound Forge 4.0 новый стандарт редактирования

116. Павленко А. Конкретная музыка //Мир ПК, 1997. № 6. - С. 172 -182.

117. Павленко А. Многодорожечная запись в программе SAW Plus32 //Мультимедиа, 1997.- № 8.- С. 90-95.

118. Павленко А. Реставрация фонограмм с помощью программы DART Pro //Мир ПК, 1997. № 11. - С. 172 - 178.

119. Павленко А. Шаг за шагом: нотный редактор Encore 4.0 //Мультимедиа, 1997. № 7. - С. 72 - 75.

120. Павлов И. Интеллектуальная программа для "оживления" MIDI //IN/OUT, 1997. № 19-20. - С. 81.

121. Пак Н.И. О технологии компьютерного моделирования в образовании //Педагогическая информатика, №1 1994.

122. Пасхин E.H. Педагогическая информатика //Высшее образование в России, №1 1994.

123. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC. СПб: «BHV-Санкт-Петербург», 1999. - 272 с.

124. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыка на PC. Cakewalk. Спб.: БХВ - СПб., 1999.

125. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Звуковая студия в PC .- СПб.: BHV -Санкт- Петербург, 1998.

126. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Персональный оркестр. в персональном компьютере Полигон, СПб, 1997.

127. Петров Е. Персональная студия реальность компьютерного творчества//IN/OUT, 1995.-№ 13-14.- С. 112 - 118.

128. Петров Е. Персональная Студия: трое в одной «корзине», не считая. //Шоу-Мастер, 1997. № 11. - С. 120 - 123.

129. Петров Е. Пламенный привет матерому аналоговому Волку от скромной компьютерной Овечки! //Шоу-Мастер, 1997. № 2. - С. 104.

130. Попко Р. Сочинение музыки с помощью секвенсора //Мир ПК, 1995.-№4.- С. 169- 170.

131. Попко Р., Уортингтон П. Вы человек-оркестр //Мир ПК, 1995.-№4.- С. 160- 166.

132. Попов Д. MIDI клавиатуры //Музыкальное оборудование, 1997. -№ 27. С.22- 24.

133. Попов Д. ReBirth RB 338 //Музыкальное оборудование, 1997. № 31.-С. 33144. Попов Д. Искусство записи. Запись гитары //Музыкальное оборудование, 1996. - № 22. - С. 25 - 28.

134. Попов Д. Что выбирать? MIDI интерфейсы //Музыкальное оборудование, 1997. № 33. - С. 13 - 22.

135. Проблемы информационной культуры. Сборник статей под ред. Ю. Зубова и И.М. Андреевой. М., Международная академия информатизации, 1994.

136. Рабин Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия //Пер. с англ. Р.Н. 19. 19. Онищенко и А.Э. Лашковский; Мн.: ООО «Попурри», 1998.

137. Pare Ю.Н. Музыкальное образование как информационная система. «Информатизация и проблемы гуманитарного образования». Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар Новосибирск, 1995.

138. Радзишевский А.Д. Компьютерная обработка звука. М.: «Но-лидж», 2000.

139. Радченко Н.П. От компьютерной грамотности культуре компьютерного века //Информатика и образование № 3., 1995.

140. Разумовский Г. Информационная технология в образовании: возможности, перспективы и проблемы //Компьютер и образование. М„ 1991.

141. Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: ди-дактичееские проблемы, перспективы использования //Информатика и образование, №4 1991.

142. Роберт И.В. Информационно-предметная среда со встроенными элементами обучения //Педагогическая информатика, №2 1995. С. 15.

143. Роуз Джей. Поговорим. о терминах, принятых в студиях озвучивания//

144. Рудометов Е., Рудометов В. Архитектура ПК, комплектующие, мультимедиа. СПб.- Издательство «Питер», 2000.

145. Рыжов В.А. Мультимедиа, виртуальная реальность, сознание и обучение //Педагогическая имнформатика, №1 1993.

146. Семенова Г.Д. Компьютерные обучающие системы в музыкальную педагогику //Педагогическая информатика, №3 - 1994.

147. Семизаров Е.П. Компьютеризация музыкального образования. //«Информатизация и проблемы гуманитарного образования». Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар Новороссийск, 1995.

148. Сергеева Т., Сиденко А. Компьютер в разных моделях обучения //Компьютер и образование. М., 1991.

149. Сизова Е.Р. Компьютерные обучающие программы в музыкальном образовании //Информатизация системы образования города. Сб. науч. тр. Научно-практической конференции. Челябинск, 1996.

150. Симаненко Д. "3D SOUND" = объемный звук на вашем ПК //Вы и Ваш компьютер, 1998. № 4. - С. 10 - 11.

151. Симаненков Д. Из аналога в цифру и обратно: немного теории. //Компьютерра, 1998. № 30-31. - С. 22 - 27.

152. Симаненков Д. Компрессия звуковых данных //Компьютерра, 1998.-№32.-С. 25 -28.

153. Симаненков Д. Цифра и звук //Компьютерра, 1998. № 30-31. - С. 20 - 22.

154. Симаненков Д. Цифровая запись музыкальных компакт-дисков //Компьютерра, 1998. № 30-31. - С. 28 - 33.

155. Симаненков Д. Цифровые синтезаторы музыкальных звуков //Компьютерра, 1998. № 32. - С. 20 - 24.

156. Скибб Л.Дж., Хэйфмейстер Сюзен, Чеснат Анжела М. Оптимизация мультимедиа ПК: Пер. с англ. / Скибб Л.Дж., Хэйфмейстер Сюзен, Чеснат Анжела М. К.: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997.

157. Смирнов Д.В., Логутенко О.И. Аппаратные средства мультимедиа. Аудиосистема PC. СПб.: БХВ - СПб. 1999.

158. Современные аппаратные и программные продукты для цифровой записи и обработки звуковой и MIDI информации //Шоу-Мастер, 1997. -№ 11.-С. 48 -51.

159. Сокол И., Шил С. Компьютер помощник в музыкальном обучении //Информатика и образование, 1990., № 2.

160. Соломин А. Ваш домашний компьютер персональная MIDI-студия //Подводная лодка, 1998. - № 3. - С. 31 - 36.

161. Софронова Н.В. Дидактическое назначение инструментальных программных средств //Педагогическая информатика, №2 1993.

162. Студнев А. MIDI-клавиатура //Радио, 1993.- № 11.- С.32 34.

163. Студнев А. Что такое MIDI? //Радио, 1993.- № 1.- С. 32 33; № 2.-С. 23 - 25.

164. Стукен А.Б. Формирование статистического мышления учащихся в условиях компьютеризации учебного процесса // Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Свердловский государственный педагогический институт. 1990.

165. Субботкин М. MIDI// IN/OUT, 1992.- № 1.- С. 18 20.

166. Сулейманов Р. Гитара, синтезаторы и MIDI// IN/ OUT, 1997. № 23-24.-С. 38-41,44, 46-48.

167. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования.

168. Терентьева H.A., Горбунова И.Б., Заболотская И.В. Методические рекомендации по курсу «Новые информационные технологии в музыкальном образовании», 1998.

169. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе //Педагогическая информатика, №1 1993.

170. Уортингтон П. Мультимедиа программы для творчества //Мир ПК, 1994.-№8.-С. 89-91.

171. Уортингтон П., Попко Р. Как оборудовать домашнюю студию //Мир ПК, 1995.- № 4.- С. 167 168.

172. Федоров В. Что такое "WAWEFORM"? //Шоу-Мастер, 1997. №1.-С. 70-71.

173. Ханиш М. Cubase Audio 3.0 VST //Мультимедиа, 1997. № 1-2. -С. 75.

174. Харрис М. Как устроен MIDI //Мир ПК, 1992.- № 9.- С. 29.

175. Харуто A.B. Курс «Музыкальная информатика» в Московской государственной консерватории //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы 1-й научно-практической конференции 31 марта 2 апреля 1997 г. М., 1997.

176. Христочевский С. А. Информатизация образования //Информатика и образование, №1 1994.

177. Христочевский С.А. Компьютеры в российских школах //Компьютер пресс. 1995. № 5, 8.

178. Цифровые многоканальные системы записи звука //Music Box, 1997. -№ 4. -С. 58 59.

179. Чабунин С. Impulse Tracker: как сочинять музыку, не зная нот //Мир ПК, 1998. -№ 8. С. 163 - 172.

180. Шафрин Ю. Информационные технологии. Ч. I, II. М., 1999.

181. Шведов С. Компьютерные звуковые студии. Экспресс Электроника, 1998.

182. Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования //Диссертация на соискание ученой степени док. пед. наук. 1994.

183. Шилов В. MIDI-сообщения //IN/OUT, 1993.- № 1.- С. 68 -70, №2.- С. 58 59.

184. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы разработки и использования. 1995.

185. Шоу Мастер. Журнал о профессиональной шоу - технике. 1998- 2001гг.

186. Щеголев А.Г. Принципы применения компьютерной техники при изучении гуманитарных предметов (пособие для методистов, учителей и разработчиков программных средств учебного назначения). Москва, ИНИНФО, 1993. С. 9, 10, 12-14.

187. Эйткен П., Джерал С. Visual С++ для мультимедиа. Киев: «КОМИЗДАТ», 1996.- 384 с.

188. Alec Nisbett. The Sound Studio (5th Edition). Перевод на русский. //Распостранитель журнал "In/Out"

189. Art Mickaelian. The MIDI Cnection. A Beginner's Guide. На англ. языке. //Распостранитель журнал "In/Out"

190. Bruse Nazarlian. Технология производства записи для музыкантов. Перевод на русский. //Распостранитель журнал "In/Out"

191. Craig Anderton. Домашняя звукозапись для музыкантов. Перевод на русский. //Распостранитель журнал "In/Out"

192. David Miles Huber. Hard Disk Recoding for Musicians. 1995 г., на англ. языке. //Распостранитель журнал "In/Out"

193. Duncan R. Fry. Микширование живого звука. Перевод на русский. //Распостранитель журнал "In/Out"

194. Hard'n'Soft, 1998. С. 80 - 87.

195. Jeffrey Rona. Synchronization From Reel to Reel. 1990 г., на англ. языке. //Распостранитель журнал "In/Out"

196. Making Music with Your Computer. Сборник материалов из журнала «Electronic».

197. Musician Magazine" под ред. David (Rudy) Trubbit. 1993 г., на англ. языке. // Распостранитель журнал "In/Out" № 7. - С. 18 - 19.

198. Recoding Industry (For Artists and Songwriters). 1988 г., на англ. языке. // Распостранитель журнал "In/Out"

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.