Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития: 1930 - 2008 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Акаева, Написат Байсолтанова

  • Акаева, Написат Байсолтанова
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 163
Акаева, Написат Байсолтанова. Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития: 1930 - 2008 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 2012. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Акаева, Написат Байсолтанова

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Роль народных культурных традиций и форм театральных представлений в возникновении и развитии профессионального театрального искусства кумыков.

ГЛАВА II. Становление и развитие Кумыкского государственного театра имени А.-П.Салаватова в 30-е-первой половине

80-х годов XX века.

§ 1. Образование и развёртывание деятельности Кумыкского национального театра в 30-е - первой половине 40-х годов.

§ 2. Творческий путь театра во второй половине 40 - х - первой половине 80-х годов XX века.

ГЛАВА III. Успехи и трудности в деятельности Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова в период перестройки и строительства демократического общества в 1985-2008 годы.

§ 1. Место и роль Кумыкского театра в художественной жизни республики во второй половине 80-х годов.

§ 2. Старейший национальный театр Дагестана в новых социальноэкономических реалиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития: 1930 - 2008 гг.»

Актуальность темы исследования. Кардинальные перемены в экономике, общественно-политической и культурной жизни страны, развёрнутые в конце XX века, нацелены на строительство демократического, правового и социального государства в Российской Федерации. Рост активности различных категорий граждан в общественно-политической и духовной жизни напрямую связаны с повышением образовательного и культурного уровня населения страны.

Решение задачи дальнейшего формирования и удовлетворения духовно - эстетических запросов и потребностей граждан - проблема комплексная, требующая целенаправленных усилий всех ветвей власти, учреждений культуры и искусства страны. Особая роль в этом контексте принадлежит театру.

Становление и развитие театра являются одной из важнейших направлений изучения проблем культуры и искусства в исторической науке. Важность анализа и обобщения опыта её деятельности на различных этапах поступательного развития обуславливается целым рядом факторов. Во-первых, театр является искусством синтетическим. Объединяя в себе элементы живописи и музыки, литературы и классических искусств, театр представляет собой мощное средство формирования личности. Во-вторых, потерянные многие нравственные ценности и моральные ориентиры, происшедшие в эпоху либеральных рыночных реформ, в значительной степени восполнены театральным искусством. Театр всегда чутко реагировал и реагирует на коренные перемены в стране, являясь своеобразным камертоном и отражая целые пласты жизни, выявляет особенности нашей эпохи. Изучая непосредственно историю какого-либо театра, мы, таким образом, обращаемся к истории данного народа России, его работы в различных сферах жизнедеятельности и этапах поступательного развития страны.

Республика Дагестан является единственным регионом Российской Федерации, в котором успешно функционируют одиннадцать государственных театров и среди них Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова. Проблематика образования и деятельности национальных театров, в том числе Кумыкского, нуждается в дальнейшем углубленном изучении. История Кумыкского театра началась задолго до его официального открытия, то есть со времени возникновения народных культурных традиций выражаемых театральными формами. В Советское время издан ряд обобщающих работ, посвящённых проблемам культурного строительства в многонациональном регионе. В них представлен и определённый материал о деятельности национальных театров республики, в том числе Кумыкского театра в разные периоды послеоктябрьской истории. Одновременно в периодических изданиях республики опубликовано и продолжает публиковаться немало информационных заметок, рецензий на спектакли, портретных зарисовок ярких представителей театральной общественности, статей-выступлений критиков и театроведов, актёров и драматургов. Однако обобщающих исследований, посвящённых изучению кумыкского театрального искусства, к сожалению, крайне мало. Перед нами стоит задача создания комплексного исследования по истории возникновения и развития театра у одного из крупных народов многонационального Дагестана - кумыков.

Степень изученности проблемы. Одной из важных и активно разрабатываемых проблем отечественной историографии является обобщение опыта культурных преобразований в стране за послеоктябрьский период. Опубликовано значительное количество монографий, научных статей, посвящённых как общим проблемам культуры, так и отдельным аспектам, вопросам культурного строительства. Среди трудов, посвящённых общим проблемам культуры и культурного строительства в стране, выделяются иссследования М.П.Кима, Г.Г.Карпова, В.Т.Ермакова, П.И.Кабанова, В.В.Горбунова и др.1.

В работах указанных историков проанализирован и обобщён ценный фактический материал о развитии культуры и культурном строительстве, в том числе и о деятельности профессиональных театров в стране за послеоктябрьский период. Ценность этих исследований принижается тем, что авторы в условиях идеологического диктата, вынуждены были акцентировать своё внимание на анализе позитивного материала, умалчивать или говорить о трудностях и нерешённых проблемах культурного строительства вскользь.

Есть немало интересных аналитических работ, освещающих историю театрального дела, позволяющих вникнуть в суть театральной жизни в период становления и развития новых общественных отношений в стране2.

Наибольший вклад в разработку общих проблем культурного развития л народов Дагестана внесли труды А.А.Абилова и Г.Ш.Каймаразова .

1 Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Его же. 40 лет советской культуры. М., 1957; Его же. Проблемы теории и истории реального социализма. М., 1983; Культурная революция в СССР. 1917-1967 гг. М., 1967; Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917-1927. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М., 1988; Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954; Его же. Ленин о культурной революции в СССР. М., 1971; Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. М., 1971; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. М., 1972; Советская культура: 70 лет развития. Сб. статей. М., 1987 и др.

2 Царев М.И. Что такое театр? М., 1960; Дейч А.И. Мы любим театр. М., 1960; Зосимовский В.А. Основные этапы развития театра и кино. Л., 1967; Комиссаржевский В.Г. День театра. М., 1971; Брудный Д.Л. Беседы о театре. Л., 1983; Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: Система К.С.Станиславского в действии. М., 1984 и др.

3 Абилов A.A. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала, 1957; Его же. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959; Каймаразов Г.Ш. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане. Махачкала, 1959; Его же. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала, 1960; Каймаразов Г.Ш., Керимов И.К., Койстинен Г.С., Мелешко А.Г. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Махачкала, 1963; Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971; Его же. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (по материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР). М., 1988; Его же. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989; Его же. Россия

Весомый вклад в изучение истории культурного строительства в республике вносит книга Г.Ш.Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана». В монографии освещена история культуры народов Дагестана как дореволюционного, так и послеоктябрьского периода. Автор показывает положительное воздействие передовой демократической русской культуры на развитие культуры народов Дагестана, указывает на переломное влияние Октябрьской революции в пробуждении духовной жизни горцев, прослеживает становление и расцвет новой культуры народов республики, показывает особенности культурных преобразований. Хотя работа написана в плане освещения традиционных, устоявшихся в историографии проблем культурного строительства, она выгодно отличается от многих аналогичных исследований богатством источниковой базы, глубиной теоретических обобщений1. В монографии приводится много интересных фактов о развитиии театров в республике, об их деятельности по удовлетворению художественно-эстетических запросов тружеников города и села.

Указанные выше исследования оказали и продолжают оказывать благотворное влияние на постановку и разработку проблем истории культуры народов Дагестана.

Дагестанская историография располагает и рядом других содержательных трудов, посвящённых отдельным проблемам и аспектам истории развития культуры дагестанских народов в XX веке, в том числе и театральной жизни республики. Одним из первых обратился к теме становления и развития театрального дела в Дагестане С.Д.Говоров. Он издал серию небольших по объёму, но интересных работ по содержанию и по ипрогресс культуры народов Дагестана (конец XIX в. - 30-е годы XX в.). Махачкала, 2008.

1 Мирзабеков. М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998. С. 15. истории сценического искусства республики1. Они посвящены истории Кумыкского, Аварского, Лакского и Лезгинского театров, содержат краткую информацию об основных вехах их создания и деятельности, а также о творческой жизни народной артистки СССР Б.С.Мурадовой.

Развитие театрального искусства в многонациональном регионе было л проанализировано в работе А.И.Эфендиева .

В квалификационном исследовании А.И.Эфендиева «Руководство партийной организацией Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.)» с привлечением широкого спектра разного характера источников показана деятельность Дагестанского обкома партии по развитию театрального дела в республике за значительный хронологический отрезок времени. Отмечается роль республиканской партийной организации в подготовке национальных актёрских кадров, формировании репертуара и развёртывании работы Русского и национальных театров по удовлетворению художественно-эстетических запросов населения многонационального региона.

Труды С.Д.Говорова и А.И.Эфендиева явились началом дагестанского театроведения. Однако, написанные более полувека назад, они несут на себе отпечаток своего времени. В них приукрашивается значение партийной опеки и заботы о театрах республики.

В последующие годы внимание исследователей к проблемам развития театрального дела в республике возрастает. Книги М.И.Зульфукаровой и Б.Н.Магомедгаджиевой позволили читателям ознакомиться с проблемами дагестанской драматургии и анализа репертуарных пристрастий

1 Говоров С.Д. Кумыкский театр. Махачкала, 1955; Его же. Лакский театр. Махачкала, 1957; Его же. Народная артистка. Махачкала, 1960; Его же. Аварский театр. Махачкала, 1960; Его же. Лезгинский театр. Махачкала, 1960.

2 Эфендиев А.И. Партийная забота о театре. Махачкала, 1969. Его же. Руководство партийной организацией Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.). Дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1970. национальных театров1. При этом следует отметить, что анализ искусствоведческого материала в них превалирует над историческим.

Важное значение в исследовании истории театрального искусства в л республике имеют работы Г.А.Султановой . В них отразились шаги сценических постановок на дагестанской земле, успехи и неудачи национальных театров, творческие портреты актёров, режиссёров, художников, размышления о судьбах национальных театров республики.

Особый интерес в изучении истории театрального дела в республике имеют «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 19411945: очерки истории» (Махачкала, 1984) и «Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941» (М., 1987). В этих обобщающих исследованиях разделы, посвящённые театральному искусству, написаны Г.А.Султановой. В них прослежена история создания и развёртывания деятельности профессиональных театров в Дагестане, формирования в них актёрских коллективов, успехи и трудности в развёртывании работы по художественному обслуживанию населения в многонациональном регионе. Автор пристальное внимание уделяет и первенцу национального профессионального театрального искусства - Кумыкскому театру.

Ценную информацию исследователи получают из публикаций непосредственного участника становления и развития дагестанской сцены, народного артиста РСФСР Г.А.Рустамова . Рассказывая о своей творческой жизни, Г.А.Рустамов в принципе изложил историю дагестанского театра вообще и Кумыкского театра в частности. Более того, затронул многие проблемы драматического искусства в Дагестане. В них содержится большой

1 Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965; Её же. Жизнь в искусстве. Махачкала, 1973; Её же. Традиции, влияние, новаторство. Махачкала, 1986; Магомедгаджиева Б.Н. Русская классика на дагестанской сцене. Махачкала, 1981.

2 Султанова Г.А. Театр-первенец. Махачкала, 1973; Её же. Революции посвящается. Махачкала, 1981; Её же. В поисках современности. Махачкала, 1986; Её же. Многонациональный театр Дагестана. Махачкала, 1993. 4.1. Её же. Гамид Рустамов. Дагестан: время и судьбы. Махачкала, 1994.

3 Рустамов Г.А. Театральные россыпи. М., 1960; Его же. Книга о моём театре. М., 1983. фактический материал, посвященный описанию этапных спектаклей Кумыкского театра, дружеским характеристикам коллег по актёрскому цеху.

Важный материал по истории Кумыкского театра имеется в работах С.-М.Х.Акбиева и А.-К.Ю.Абдуллатипова1.

В работе А.-К.Ю.Абдуллатипова «Темирболат Бийболатов» анализируется богатейшее творческое наследие одного из основоположников кумыкской советской литературы, выдающегося дагестанского просветителя, театрального деятеля, поэта, драматурга, публициста и самодеятельного композитора, рассказывается о его жизненном и творческом пути.

Отдельные сведения о театральной жизни народов Дагестана разных периодов послеоктябрьской истории содержат работы И.А.Губахановой, А.л

Г.С. Гаджиева, Д.М.Магомедова .

Большое значение при анализе истоков Кумыкского театра имеют о труды профессора С.Ш.Гаджиевой . В них имеется уникальный материал об игровых и обрядовых формах народного творчества, заключающие в себе элементы театральности.

С анализируемой нами научно-исследовательской проблемой перекликается квалификационная работа М.Г.Абдуллаевой4. В ней автор даёт

1 Акбиев С.-М.Х. У истоков Кумыкского театра // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала, 1984; Его же. Театр, рождённый дружбой. Махачкала, 1989; Его же. Подвижники духа. Махачкала, 2000; Его же. Так сколько же лет Кумыкскому театру? // Дагестанская правда. 2000. 20 апреля; Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бийболатов. Дагестан: время и судьбы. Махачкала, 1995. у

Губаханова И.А. Расцвет культуры народов Дагестана. Махачкала, 1960; Гаджиев А,-Г.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, 1966; Магомедов Д.М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана. Махачкала, 1971.

Гаджиева С.Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в Х1Х-начале XX вв. // УЗ ИИЯЛ, 1955. Т. 6; Её же. Кумыки. М., 1961; Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов А.Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М., 1979; Гаджиева С.Ш.Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала, 1989; Её же. Кумыки: Историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2000. 4.1; Её же. Кумыки: Историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2005. Ч.П.

4 Абдуллаева М.Г. История становления и развития дагестанского национального театра (на материалах Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы). Махачкала, 2007. целостную научную картину создания и развития Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы. Опираясь на документальный фактический материал, свидетельства непосредственных участников и очевидцев событий, диссертант приходит к обоснованному выводу, что театр стал важным составляющим духовной жизни аварцев.

Особый интерес для исследователя данной научно-исследовательской темы имеют обобщающие труды, анализирующие социально-экономические и социально-культурные процессы в многонациональной республике1.

В целом обзор литературы показывает, что важные аспекты и направления деятельности Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова привлекали внимание исследователей. Однако степень изученности и охват вопросов, глубина анализа и уровень теоретического обобщения по интересующей нас научно-исследовательской теме являются недостаточными. История театрального искусства кумыков как историко-культурное явление нуждается в дальнейшем глубоком научном изучении. Назревшей является задача дальнейшего изучения и создания истории Кумыкского профессионального театра во всём многообразии палитр деятельности.

Объектом исследования является процесс становления и развития театрального искусства кумыков в 1930 - начале XXI века.

1 Ахмедов Д.Н. Периодическая печать Дагестана. Махачкала, 1963; Его же. Дагестан: вера, надежда, любовь. Махачкала, 2001; Ахмедов Д.Н., Камалов А. Столетие дагестанской прессы. Махачкала, 2006.; Алиев А.И. Исторический опыт строительства социализма в Дагестане. Махачкала, 1969; Вагабов М.В. Ленинская национальная политика КПСС в многонациональном Дагестане. М., 1982; Гасанов М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России (проблемы, поиски и этюды). Махачкала, 2004; Его же. Дагестан: перекресток цивилизаций. Махачкала, 2007; Гасанов М.Р., Магомедова Э.М. История Дагестана XIX в. Махачкала, 2009; Даниялов А.Д. Строительство социализма в Дагестане. М., 1975; Даниялов Г.-А.Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (1945-1965 гг.). М., 1966; История Дагестана в 4-х т. М., 1968, 1969. Т. 3-4; История народов Дагестана с древнейших времён до наших дней в 2-х т. Махачкала, 2005. Т. 2; История советского крестьянства Дагестана в 2-х т. Махачкала, 1989. Т. 2; Магомедов Ш.М. Солтан-Саид Казбеков. Махачкала, 1964; Его же. Солтан-Саид Казбеков. Махачкала, 1972; Очерки истории Дагестана в 2-х т. Махачкала, 1957. Т.1; Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. Махачкала, 2006; Его же. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. Махачкала, 2007 и др.

Предметом исследования является история и проблемы развития театрального искусства кумыков в 30-е годы XX века - начале XXI века.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 года до начала XXI века. Корни народного сценического искусства уходят в далёкое прошлое. В силу этого данная работа начинается с исследования элементов театрализованного действия в местном народном фольклоре, в обычаях и обрядах кумыков и других народов Дагестана. Методологически было необходимо вкратце рассказать о первых драматических кружках, созданных прогрессивно-настроенной кумыкской интеллигенцией Дагестана накануне Октябрьской революции и возникновении театрального искусства после 1917 года. 1930 год - это дата образования Кумыкского национального профессионального театра - первенца в Дагестане. Верхней хронологической рамкой выбрано начало XXI века. Такой большой хронологический отрезок времени позволяет в динамике проследить закономерности и особенности создания и развития, изучить деятельность Кумыкского профессионального театра во всём многообразии.

Цели и задачи исследования заключаются в том, чтобы всесторонне рассмотреть в историческом и художественном плане наиболее значимые проблемы развития Кумыкского национального профессионального театра с 30-х годов XX и до начала XXI веков. Исходя из этой общей цели, мы попытались решить следующие конкретные задачи исследования: выявление роли народных культурных традиций и форм театральных представлений в возникновении и развитии профессионального театрального искусства кумыков; показ образования и развёртывания деятельности Кумыкского национального театра в 30-е - первой половине 40-х годов; освещение творческого пути театра во второй половине 40-х-первой половине 80-х годов XX века. анализ места и роли Кумыкского театра во второй половине 80-х годов XX в. - начале XXI века. определение наиболее актуальных проблем существования и перспектив развития профессионального театра кумыков.

Методологической основой диссертации является историзм и научная объективность, рассматривающие исторические события и явления в динамике и взаимообусловленности на основе определённых объективных закономерностей. В диссертации выдержаны такие принципы как причинно-следственная связь, сравнительный анализ и комплексный подход.

В своей работе автор добивался решения указанных выше проблем, используя материалы архивных фондов, периодических изданий, опираясь на опубликованные источники и литературу, затрагивающую тему квалификационной работы.

Источниковая база. В работе использован широкий спектр разного характера архивных документов, материалов периодических изданий, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.

Основными источниками при разработке данной темы явились материалы и документы Центрального государственного архива Республики Дагестан, Научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, а также текущего архива Кумыкского государственного музыкально драматического театра им. А.-П.Салаватова Республики Дагестан.

При написании диссертации использованы материалы фонда 1-п ЦГА РД (Дагестанский обком КПСС). Наибольший интерес привлекают материалы областных партийных конференций, пленумов и бюро обкома партии, совещаний партийно-советского актива, отчёты, докладные записки и аналитические справки о тех или иных аспектах экономического развития, социально-культурной жизни, представленные в обком партии различными министерствами и ведомствами, общественными объединениями и др.

В фонде р-37 (Центральный исполнительный комитет ДАССР) особый интерес вызывают материалы Вседагестанских съездов Советов. В них представлены обобщённые итоговые данные о социально-экономическом и социально-культурном развитии республики за тот или иной временной отрезок.

Большую значимость для анализа тех или иных аспектов данной научно-исследовательской проблемы представляют материалы фонда р-168 (Правительство РД). Они позволяют проследить изменения в экономическом и социальном развитии республики в анализируемый период.

Ценную информацию по теме нашего исследования содержат фонды р-716 (Управление по делам искусств при СНК ДАССР) и р-1252 (Министерство культуры РД). В них отложились всевозможные справки, отчёты, переписка о работе учреждений культуры. Они отражают успехи нерешённые проблемы в развитии искусства в республике, в том числе и Кумыкского театра.

Особый интерес для исследователя данной проблемы представляют материалы фонда р-1317 (Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова). Здесь представлены планы и отчёты о деятельности коллектива театра, протоколы художественного совета, статистические данные о количестве спектаклей и обслуженных зрителей на стационаре и выезде и другие, которые позволяют в динамике проследить деятельность театра.

В диссертации нашли отражение материалы и ряда других фондов министерств и ведомств.

В квалификационной работе широко использованы материалы научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, в которых содержатся важные сведения об истоках театрального дела в Дагестане, о формировании сценического искусства, выявленные сотрудниками ИЯЛИ. Нами проанализированы и использованы материалы следующих фондов: Фонд 9. Оп. 1. - Фольклор народов Дагестана; Фонд 3. Оп. 5. - Плановые работы по литературе и фольклору А.М.Аджиева (Календарно-обрядовая поэзия).

Исключительную ценность для анализа социально-культурных изменений в многонациональном регионе представляют материалы сборника документов «Культурное строительство в Дагестанской АССР» в 2-х томах1.

В сборнике отмечены постановления и решения партийных, советских органов, доклады, отчёты, справки, газетные статьи и другие материалы, в которых отражается деятельность партийных, советских и общественных организаций по развитию культуры, повышению культурного уровня тружеников города и села. Однако приходится с сожалением отметить, что материалы сборника недостаточно отражают трудности и нерешённые проблемы культурного строительства в республике. Это явилось и следствием ориентации составителей в условиях жёсткого партийного диктата на включение в сборник преимущественно позитивного материала.

В диссертационной работе значительное место занимает материал, почерпнутый из Всесоюзных и республиканских газет и журналов: «Театральная жизнь» (Москва), «Дагестанская правда», «Советский Дагестан», «Ленинский путь» (на кум. яз.), «Махачкалинские известия», и другие.

В изучении и сборе материала автору помогли посещение спектаклей, беседы, встречи с деятелями искусств, театроведами, режиссёрами, актёрами и т.д. Для нашего исследования особое значение имели встречи с действующими актёрами Кумыкского театра такими, как народной артисткой РФ И.А.Курумовой, заслуженной артисткой РД Г.Г.Акмурзаевой, заслуженной артисткой РФ З.И.Атагишиевой. А также заслуженным деятелем искусств РФ, профессором И.А.Казиевым, заслуженным артистом РФ Б.К.Осаевым, заслуженным деятелем искусств РФ С.Д.Тулпаровым и др.

Привлечённые для исследования источники и материалы позволяют полно и объективно осветить историю создания и деятельность Кумыкского театра в указанных хронологических рамках.

1 Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг. Сб. документов и материалов. Махачкала, 1980; Культурное строительство в Дагестанской АССР. 19411977 гг. Сб. документов. Махачкала, 1988.

Научная новизна работы состоит в том, что в данной постановке научно-исследовательская тема в дагестанской исторической науке рассматривается впервые. В имеющихся публикациях, затрагивающих тему кандидатской диссертации, не нашли отражение многие аспекты становления и развития первого национального профессионального театра республики. Работа является первым в дагестанской историографии исследованием, в котором на основе анализа и обобщения широкого круга, ранее опубликованных и впервые вводимых нами в научный оборот источников сделана попытка проследить этапы становления и развития Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова его сценическо-постановочной работы по удовлетворению художественно-эстетических запросов широких слоев населения.

Практическая значимость квалификационной работы заключается в том, что обобщённый и проанализированный в ней материал может быть использован властными структурами и общественными формированиями в деле повышения эффективной работы творческих коллективов республики. Основные научные выводы, обобщения диссертации могут быть использованы преподавателями исторических факультетов вузов при подготовке общих и специальных курсов, при проведении семинарских занятий по истории и культуре Дагестана, при подготовке обобщающих трудов по истории культуры Дагестана и Северного Кавказа, написании курсовых и дипломных работ студентами исторических факультетов.

Положения, выносимые на защиту:

1) национальные традиции и формы театральных представлений кумыков, отражая богатство духовной жизни народа и его идеалы, в XIX веке получили дальнейшее развитие, бережно сохраняя обычаи и традиции, где широко были представлены элементы театрального искусства;

2) благодаря активной деятельности прогрессивно-настроенной творческой интеллигенции, приобретению художественно-эстетического опыта более развитых культур, опираясь на достижения мирового и российского театра в первой трети XX века, отчётливо проявилась тенденция к профессиональному росту национальной сцены и национальных кадров, результатом чего стало создание профессионального национального Кумыкского театра;

3) Кумыкский театр, несмотря на серьёзные трудности и нерешённые проблемы в первое десятилетие своей деятельности играл всевозрастающую роль в приобщении широких масс населения к новым духовным ценностям;

4) в период Великой Отечественной войны театр вносил неоценимый вклад в патриотическое воспитание тружеников тыла, мобилизацию их усилий на скорейший разгром врага;

5) в послевоенный период, особенно в 60-х начале 80-х гг., благодаря появлению собственной национальной режиссуры, пополнению коллектива новыми квалифицированными актёрскими кадрами, расширению спектра используемых художниками, драматургами вспомогательных средств выразительности, эти десятилетия становятся наиболее ярким этапом творческого роста коллектива;

6) несмотря на ослабление внимания властных структур к развитию социально-культурной сферы, во второй половине 80-х годов в 90-е годы XX в. Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова оставался на ведущих позициях среди национальных театров республики;

7) начало XXI века в истории Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова ознаменовалось новой вехой, творческий коллектив продолжил свою благородную миссию в стенах нового здания, оборудованного новейшими технологиями, что даёт возможность на современном этапе более активно развивать музыкально-театральное искусство.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ: п.7. История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности; п. 12. История развития культуры, науки и образования России, её регионов и народов.

Апробация результатов исследования. О результатах своего научного исследования диссертант докладывала на заседаниях кафедры Культурологии и Отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 публикациях автора общим объёмом 2,0 печатных листа

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы и строится по проблемно-хронологическому принципу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Акаева, Написат Байсолтанова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение истории и проблемы развития Кумыкского государственного музыкально-драматического театра имени А.-П.Салаватова показывает, что, пройдя сложный и тернистый путь профессионального возмужания, первенец национального театрального искусства Дагестана превратился в высокоодарённый творческий коллектив, важную составляющую духовной жизни многонационального региона, выполняющую благородную миссию приобщения населения к миру высокого искусства.

Семена театрального искусства зрели и вынашивались в народном творчестве, самобытной культуре дагестанских народов, в том числе и кумыков испокон воков. Элементы театрализованного действа всегда присутствовали в песнях, танцах, обрядах, празднествах любого народа.

Если говорить о фольклорном театре кумыков, то он был органически связан с обрядовыми и культовыми ритуалами, религиозными действами, народными играми и праздниками, непременными элементами которых были музыка, пение, танцы, поэтические состязания. Становлению фольклорного театра способствовали также высокоразвитые формы словесного народного творчества, и все они были тесно связаны с производственной деятельностью, бытовым укладом, религиозными верованиями, формировавшимися на протяжении многих веков и отражавших нравственные представления народа. Видоизменяясь и приобретая новое содержание, все они активно и широко использовали и применяли зрелищные театральные элементы.

Во второй половине XIX века на территории Дагестана в местах дислокации воинских частей начинают возникать самодеятельные театральные коллективы, в которых принимали участие русские офицеры и члены их семей.

Театральное искусство кумыков прошло в своём развитии ряд этапов. В первых числах июля 1917 года в г. Темир-Хан-Шуре было организовано

Театральное и литературное общество дагестанских мусульман», на деятельность которого значительное влияние оказала русская драматургия и в целом русская культура.

1917-1925 годы являются периодом становления новых форм театрального искусства в Дагестане. В эти годы произошёл переход от фольклорных форм творчества самодеятельных и любительских кружков просветительского назначения к возникновению профессионального сценического искусства в многонациональном регионе.

В 1925 году решением правительства республики в г. Буйнакске при педагогическом техникуме была создана театральная студия, выпускники которого явились костяком будущего профессионального театра.

В 1927 году были организованы первые длительные гастроли театральной студии, преобразованной в музыкально-театральный техникум, по аулам республики. Руководителями и бессменными педагогами студии были видные актёры и режиссёры Н.Т.Шатров и Б.П.Байков. Большую роль в формировании творческого состава будущих актёров сыграл и другой крупный деятель театра Н.А.Синельников, руководивший в те годы Русским драматическим театром в г. Махачкале.

Активное участие в создании и твоорческом росте учащихся театральной студии принял поэт, драматург, композитор и педагог Т.Бийболатов.

Постановкой спектакля по пьесе Абдулхамита «Дочь Индии» в г. Махачкале в 1930 году был официально открыт Кумыкский национальный театр.

В 1930 году состоялся первый выпуск профессиональных артистов театрального техникума, многие из которых влились в Кумыкский театр.

30-е годы явились периодом интенсивного творческого роста актёров Кумыкского профессионального театра. В 1938 году художественным руководителем театра был назначен Г.А.Рустамов, только что окончивший режиссёрское отделение ГИТИСа.

С началом Великой Отечественной войны многие молодые актёры Кумыкского театра ушли на фронт. Несмотря на это, театр сыграл важную роль в патриотическом воспитании, мобилизации духовно-нравственного потенциала тружеников города и села на отпор врагу и достижение скорейшей победы.

Развитие дагестанского театрального искусства в послевоенные годы продолжало оставаться под влиянием идеологических установок партии.

Перед театральными деятелями встала задача пересмотреть драматургию, создать образы современников, прошедших через горнило войны и неимоверных трудностей тыла. Самым значительным явлением сезона 1947 года, определившим новую ступень творческого роста Кумыкского театра, был спектакль «Сын полка» В.Катаева.

Благодаря неустанной работе актёров Кумыкского театра жители равнинных и отдалённых горных районов познакомились с творчеством У.Шекспира, К.Гольдони, Ж.-Б.Мольера, Г.Лорки, Лопе-де-Вега и других авторов зарубежной классики, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.Горького и других классиков русской драматургии. Театр тесно сотрудничал также с местными писателями: М.Курбановым, А.Курбановым, А.-В.Сулеймановым, Г.Цадасой, М.Хуршиловым и др.

Работа в театре сыграла значительную роль в творческой биографии дважды лауреата Сталинской премии, заслуженного деятеля искусств Дагестана композитора Г.А.Гасанова, заслуженных деятелей искусств республики Дагестан Т.А.Мурадова, Х.Ханукаева, П.Проскурина, А.Чебурахова, Э.Вюрфеля, М.-А.Джемала, С.Аскара-Сарыджи, К.Цыгвинцева, И.Ворониной, Н.Лаврухина. Каждый из них внёс определённый вклад в развитие национальной сцены, овладевая новыми высотами художественного мастерства.

7 мая 1955 года в день двадцатипятилетия Указом Президиума Верховного Совета ДАССР театру было присвоено имя выдающегося драматурга, режиссёра и писателя Алим-Паши Салаватова.

В 1960 году коллектив Кумыкского театра принял участие в Декаде дагестанского искусства и литературы в Москве. В столице были показаны: «Каменный гость» А.С.Пушкина, «Айгази» А.-П.Салаватова, «Под деревом» Г.А.Рустамова, получившие хорошие отзывы московских театральных критиков.

В 1968 г. спектакль «Свадьба на войне» по пьесе А.-В.Сулейманова был удостоен республиканской премией им Г.Цадасы. Многочисленные гастроли театра по районам Дагестана были отмечены правительством республики. Театр всё более становился выразителем национального самосознания кумыков.

С 1974 года творческий коллектив театра возглавляет заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Абхазской АССР, профессор И.А.Казиев - режиссёр остро и ярко размышляющий о Человеке и Времени. С особой любовью относится он к пьесам, вошедшим в золотой фонд национальной кумыкской драматургии: «Айгази», «Къарачач» А.-П.Салаватова, «Бораган» А.Курбанова и др.

Во второй половине 80-х годов XX века важным направлением деятельности Кумыкского театра стала историческая тематика. В республике доброй традицией стали театральные праздники, посвящённые детям.

Экономический кризис 90-х годов крайне негативно отразился на социально-культурной сфере республики, в том числе на материально-техническом обеспечении Кумыкского театра, на материальном благосостоянии его творческих работников.

Однако театр смог не только выжить в новых непростых условиях, но и сохранить накопленный духовный потенциал. Но, несмотря на это, нам хотелось бы привести ряд предложений рекомендательного характера:

1. Необходимы целенаправленные усилия по дальнейшему улучшению материально-технической базы театра. В условиях острой нехватки государственного финансирования театров республики, как и в целом, социально-культурной сферы, к этой работе следует активнее привлекать средства бизнесменов кумыкской национальности.

2. Важной для судеб театра является задача проведения грамотной кадровой политики, которая призвана прекратить отток талантливых актёров из творческого коллектива. Это сопряжено с целым рядом обстоятельств: повышение заработной платы, улучшение жилищно-бытовых условий и т.д.

3. Министерство культуры и туризма Республики Дагестан часто использует помещение театра для организации различных развлекательных мероприятий, носящих коммерческий характер. Это создаёт серьёзные трудности для творческой работы коллектива собственно Кумыкского театра.

4. Одним из серьёзных недостатков Кумыкского театра, как и других национальных театров республики, сегодня является нехватка национальной драматургии. Вывод не новый, но в условиях национального театра, который обязан каждый сезон ставить несколько «своих» пьес, он приобретает особую остроту. Театру, безусловно, нужны пьесы современного звучания, где бы герои были знакомые. Да, это трудно, тем более когда «героя нашего времени» нет в принципе. Режиссёры и актёры, можно сказать, идут на творческие муки, доделывая, дописывая «приблизительные» пьесы местных авторов, чтобы хоть в какой-то мере приблизить их к тому уровню, который может минимально удовлетворить театр. Но мы уверены, что, объединившись, национальная драматургия и театр осуществят во многом свои благородные цели, наградой которым будет чувство творческой радости.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Акаева, Написат Байсолтанова, 2012 год

1. Культурное строительство в Дагестанской АССР 1918-1941 гг. Сб. документов и материалов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. Т.1.- 360 с.

2. Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1941-1977 гг. Сб. документов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. Т. 2. 464 с.

3. Революционные комитеты Дагестана. Сб. документов и материалов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. 501 с.1.. Архивные материалы.

4. I. Научный архив и Рукописный фонд Инстиута языка, литературы и искусства ДНЦ РАН.

5. Рукописный фонд: фонд 9 (Фольклор народов Дагестана): on 1, д.д. 167, 353;32. фонд 3 (плановые работы по литературе и фольклору А.М.Аджиева): оп. 5, д.д. 253, 285.33.фонд 3 (плановые работы по искусству Зульфукаровой М.): оп. 5. д. 142.1.. Литература.

6. Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бийболатов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.-286 с.

7. Абилов A.A. Борьба Коммунистической партии за осуществлениекультурной революции в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. 100 с.

8. Абилов A.A. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала:1. Даггиз, 1959.-267 с.

9. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала: Изд-во

10. Даг. ФАН СССР. ИИЯЛ, 1971,- 45 с.

11. Аджиев A.M. Дальние дороги песни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.101 с.

12. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия: (Вопросы типологии и связейв историческом освещении). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. -117 с.

13. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала: ДНЦ1. РАН, 2005. -428 с.

14. Акбиев С.-М.Х. Театр, рождённый дружбой (о Кумыкском театре).

15. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.- 243 с.

16. Акбиев С.-М.Х. Подвижники духа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.-352с.

17. Акбиев С.-М.Х. Сердце родному краю. Махачкала: ГТБОЮЛ «Зулумханова», 2008.-328 с.

18. Алиев А.И. Исторический опыт строительства социализма в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. -223 с.

19. Алиев М. Из жизни Кумыкского театра (на кум. яз.). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1999.-51 с.

20. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. 112 с.

21. Алклычев Д.У. У истоков национального театра: на примере Кумыкского музыкально-драматического театра. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. 64 с.

22. Антология кумыкской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.-547 с.

23. Ахмедов Д.Н. Национальная печать Северного Кавказа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. 131 с.

24. Ахмедов Д.Н. Дагестан: вера, надежда, любовь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001. 190 с.

25. Ахмедов Д.Н., Камалов А. Столетие дагестанской прессы: история возникновения, становления и развития журналистики страны гор. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2006. 252 с.

26. Бамматов H.A. Зубаил Хиясов в воспоминаниях. Махачкала: ООО «Издательский дом» «Новый день», 2008. 415 с.

27. Брудный Д.Л. Беседы о театре. Л.: Просвещение, 1983. 59 с.

28. Батырмурзаев Н., Батырмурзаев 3. Тангчолпанлар. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989. -140 с.

29. Вагабов М.В. Ленинская национальная политика КПСС в многонациональном Дагестане: краткие очерки. М.: Наука, 1982. -248 с.

30. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917-1927 гг. М.: Наука, 1985. -526 с.

31. Гаджиев A.C. Рабочие в авангарде борьбы трудящихся Дагестана за установление Советской власти (1917-1920 гг.). Махачкала: Даг ФАН СССР, 1961.- 156 с.

32. Гаджиев A.C. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966. 62 с.

33. Гаджиев A.C. Миллионер Тагиев Гаджи Зайналабдин. (Общественно-политические взгляды). Махачкала, 2000. 76 с.

34. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 387 с.

35. Гаджиева С.Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX-начале XX вв.

36. УЗ ИИЯЛ, 1955. Т. 6. С. 263.

37. Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов А.Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М.: Наука, 1964. 11 с.

38. Гаджиева С.Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. 91 с.

39. Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. 4.1. 368 с.

40. Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005. 4.2. 433 с.

41. Гасанов М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России (проблемы, поиски и этюды). Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2004. 604 с.

42. Гасанов М.Р. Дагестан: перекресток цивилизаций. Махачкала: Издательско-полиграфическая фирма «Наука» ДНЦ РАН, 2007. 258 с.

43. Гасанов М.Р., Магомедова Э.М. История Дагестана XIX в. Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2009. 455 с.

44. Говоров С.Д. Кумыкский театр. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1955. -125 с.

45. Говоров С.Д. Лакский театр. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. 40 с.

46. Говоров С.Д. Аварский театр. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. 42 с.

47. Говоров С.Д. Лезгинский театр. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. -30 с.

48. Говоров С.Д. Народная артистка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. -41 с.

49. Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. М.: Мысль, 1972. -340 с.

50. Губаханова И. Расцвет культуры народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. -26 с.

51. Дагестанский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. 35 с.

52. Даниялов А.Д. Строительство социализма в Дагестане 1921-1940 гг. М.: «Наука», 1975. 301 с.

53. Даниялов Г.-А. Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (19451965 гг.) М.: «Наука», 1966. -366 с.

54. Дейч А.И. Мы любим театр. М.: Искусство, 1960. 128 с.

55. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала: Даг. ФАН ИИЯЛ 1979. -223 с.

56. Зосимовский В.А. Основные этапы развития театра и кино. Л.: «Знание», 1967. 98 с.

57. Зульфукарова М. Дагестанская советская драматургия. Махачкала: Даг. ФАН СССР ИИЯЛ, 1965. 240 с.

58. Зульфукарова М. Жизнь в искусстве. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.176 с.

59. Зульфукарова М. Традиции, влияние, новаторство: (Проблемы комедийного характера). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. 144 с.

60. Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. -116 с.

61. История Дагестана в 4-х т. М.: Наука, 1968, Т. 3. 430 с.

62. История Дагестана в 4-х т. М.: Наука, 1969, Т. 4. 303 с.

63. История Дагестана с древнейших времён до наших дней. В 2-х т. Махачкала: Юпитер, 2005. Т. 2. 658 с.

64. История советского крестьянства Дагестана, 1917-1980 гг. В 2-х т. Махачкала: ДагкнигоиздатЮ 1989. Т.2. 388 с.

65. Каймаразов Г.Ш. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. -181 с.

66. Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1960. 182 с.

67. Каймаразов Г.Ш., Керимов И.К., Койстинен Г.С., Мелешко А.Г. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. 471 с.

68. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Наука, 1971.-475 с.

69. Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (по материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР). М.: Наука, 1988.-334 с.

70. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 157 с.

71. Каймаразов Г.Ш. Немеркнущий подвиг народа. Махачкала: Юпитер, 2000. 152 с.

72. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в XX веке. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2007. 464 с.

73. Каймаразов Г.Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец XIX в. 30-е годы XX в.). Махачкала: Изд-во ИИАЭ РАН, 2008. - 274 с.

74. Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М.: Политиздат, 1954. 280 с.

75. Карпов Г.Г. Ленин о культурной революции в СССР. Л.: Лениздат, 1970.-407 с.

76. Ким М.П. Коммунистическая партия-организатор культурной революции в СССР. М.: Просвещение, 1955. 323 с.

77. Ким М.П. 40 лет советской культуры. М.: Просвещение, 1957. -298 с.

78. Ким М.П. Проблемы теории и истории реального социализма. М.: Наука, 1983.-556 с.

79. Комиссаржевский В.Г. День театра. М.: «Искусство», 1971.- 303 с.

80. Культурная революция в СССР. 1917-1965 гг. М.: «Наука», 1967. -471 с.

81. Ленин. Революция. Театр. Документы и воспоминания. Л.: Искусство, 1970.-351 с.

82. Магомедгаджиева Б.Н. Русская классика на дагестанской сцене. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. 60 с.

83. Магомедов Д.М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН ИИЯЛ, 1971.-60 с.

84. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. 144 с.

85. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 140 с.

86. Магомедов Ш.М. Солтан-Саид Казбеков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. 126 с.

87. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М.: «Наука», 1977. 343 с.

88. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала: Бари, 1998. 306 с.

89. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: Система К.С.Станиславского в действии М.: Всероссийское театральное общество, 1984. 382 с.

90. Орлов A.C., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. М.: Проспект, 1999. -513 с.

91. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2-х книгах. Махачкала: Юпитер, 2006. 600 с.

92. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2-х книгах. Махачкала: Юпитер, 2007. 621 с.

93. Очерки истории Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. Т. 2. 477 с.

94. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941. М.: Наука,1987. 318 с.

95. Рустамов Г. Книга о моём театре. М.: Всероссийское театральное общество, 1983. 172 с.

96. Рустамов Г. Театральные россыпи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.-80 с.

97. Советская культура: 70 лет развития. Сб. статей. М.: Наука, 1987. -398 с.

98. Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М.: Наука,1988. 603 с.

99. Султанова Г.А. Театр-первенец. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. 82 с.

100. Султанова Г.А.Революции посвящаются. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. -124 с.

101. Султанова Г.А. Многонациональный театр Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. Ч. 1. 184 с.

102. Султанова Г.А. Гамид Рустамов: время судьбы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. 208 с.

103. Фольклорный театр народов СССР. М.: Наука, 1985. 246 с.

104. Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Исследования и тексты. Махачкала: Изд-во Даггоспединститута, 1994. -210 с.

105. Царев М.И. Что такое театр? М.: Просвещение, 1960. 128 с.

106. Эфендиев А.И. Партийная забота о театре. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. 44 с.

107. Ягияева М.М. Куыкский музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. 33 с.1. V. Статьи.

108. Акбиев С.-М.Х. У истоков Кумыкского театра // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. С. 162-185.

109. Ганиева A.M. Общность и национальное многообразие дагестанских календарно-обрядовых песен (зимне-весенний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН СССР, 1988. С. 5-23.

110. Зульфукарова М.И. Зарождение драматического и театрального искусства народов Дагестана // Уч. зап. ин-та ист. яз. и литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. Т. 12. С.147-170.

111. Умаханова A.M. Элементы архаичной пластики в хореографии народов Дагестана // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1988. С. 124-135.

112. Халилов Х.М. Народы Дагестана // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1985. С. 28-68.1. VI. Диссертации.

113. Абдуллаева М.Г. История становления и развития дагестанского национального театра (на материалах Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы). Дисс.канд. ист. наук. Махачкала, 2007.

114. Эфендиев А.И. Руководство партийной организации Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.). Дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1970.

115. VII. Периодическая печать.а). Газеты.

116. Дагестанская правда. 1932-2000.72. Ёлдаш (Товарищ) (на кум. яз.). 1994.

117. Ленин ёлу (Ленинский путь) (на кум. яз). 1943-1991.

118. Махачкалинские известия. 1998-2001.б). Журналы.

119. Театральная жизнь. 1977-1981.

120. Дагъыстанлы къатын (Женщина Дагестана) (на кум. яз.). 1986.77. Женщина Дагестана. 1997.

121. Народы Дагестана. 2000-2003.

122. Советский Дагестан. 1975-1990.1. VIII. Полевой материал.

123. Полевой материал, собранный в посёлке Тарки в 1998 г. со слов Г.Идрисовой, 70 лет.

124. Полевой материал, собранный в посёлке Тарки в 1998 г. со слов А.Акаевой, 48 г.р.

125. Полевой материал, собранный в посёлке Тарки в 1998 г. со слов З.Гаджиевой, 75 лет.

126. Полевой материал, собранный в посёлке Тарки в 1998 г. со слов А.Уллубиева, 72 года.

127. Полевой материал, собранный в посёлке Тарки в 1998 г. со слов А. Магомедовой, 78 лет.1.. Информаторы.

128. Айгумов А.Э., народный артист РФ, Председатель театрального союза РД, художественный руководитель Кумыкского музыкально-драматического театра имени А.-П.Салаватова.

129. Акмурзаева Х.И., народная артистка РД.

130. Казиев И.А., главный режиссёр Кумыкского музыкально-драматического театра имени А.-П.Салаватова.

131. Казимагомедова Х.М., народная артистка РД.

132. Осаев Б.О., народный артист РД.

133. Султанова Г.А., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ИИЯЛ ДНЦ РАН.

134. Тулпаров С.Д., главный режиссёр Русского драматического театра имени М.Горького.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.