Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Курбатова, Ольга Алексеевна

  • Курбатова, Ольга Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Уфа
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 205
Курбатова, Ольга Алексеевна. Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Уфа. 2003. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Курбатова, Ольга Алексеевна

Введение.

Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

1.1. Отечественные и зарубежные классики о воспитании средствами искусства и о роли театра в воспитании культуры досуга.

1.2. Современные исследования о воспитании культуры досуга средствами театрального искусства.

1.3. Педагогическая функция театрального искусства.

Выводы по 1 главе.

Глава II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Основные принципы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства.

2.2. Содержание, формы и методы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства.

2.3. Результаты исследования по включению театрального искусства в процесс воспитания культуры досуга будущего учителя.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя»

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, во многом изменили и его духовный облик: стали иными ценностные ориентиры, упал престиж образования, культуры, нравственности. Не случайно программы развития системы образования и ее модернизации, принятые в Российской Федерации и Республике Башкортостан, настоятельно выдвигают в качестве приоритета воспитание гражданина, умеющего противостоять негативным тенденциям развития современного общества, воспитание у молодежи новых жизненных установок, умения найти свое место в современном мире. В этом аспекте немаловажным является вопрос о формировании культуры досуга, ибо от того, чем будет заполнено свободное время человека, во многом зависит развитие его как личности.

На важность этой проблемы указывали еще мыслители прошлого. Однако и сегодня, несмотря на то, что отдельные аспекты аксеологии досуга рассматриваются в концепции Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свободного времени, организации отдыха и развлечений, вопросы организации досуга остаются актуальными, до сих пор недостаточно разработанным является содержание воспитания культуры досуга, ориентированное на возраст, социальное положение того или иного индивида и его ценностные установки, учитывающее национальные традиции.

Не вызывает сомнения тот факт, что культуре досуга необходимо учить, и начинать следует со студентов педагогических вузов — будущих учителей, которые в своей профессиональной деятельности смогут реализовать полученные навыки и умения и передать их своим воспитанникам.

Одной из основных задач организации досуговой деятельности является духовное развитие подрастающего поколения, которое невозможно без использования нравственного потенциала искусства, в том числе и театрального, как средства формирования и развития эстетических идеалов, гражданских и нравственных позиций личности.

Театральное искусство отображает и концентрирует общечеловеческие представления о нравственных ценностях, смысле жизни, ее приоритетах. Являясь зрелищным, оно вызывает интерес и привлекает большую аудиторию, среди которой немало молодежи. В этом смысле велика роль и любительских театров. По объективным причинам, далеко не во всех городах имеются профессиональные театры, и молодежь лишена возможности познать этот вид искусства, воспитательные идеи которого не вызывают сомнения.

Эстетические учения о воспитательном значении искусства имели место в разные эпохи: античности, средневековья, Возрождения, Постренессанса, Просвещения, немецкой классической эстетике.

На современном этапе развития научной мысли вопросы психологии творческого развития личности получили отражение в трудах Л.С.Выготского, С.Н.Гиппиуса, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна, П.М.Якобсона и др.

Философско-педагогические аспекты воспитания культуры посредством искусства рассмотрены в трудах М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Биб-лера, М.Н.Берулавы, И.В.Бестужева-Лады, А.Н.Бурова, В.В.Ванслова, Б.С.Гершунского, И.Ф.Гончарова, М.С.Кагана, В.А.Караковского, Н.И.Кия-щенко, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, Н.Д.Ни-кандрова, В.В.Розанова, Л.Н.Столовича и др.

В ряде исследований раскрыты возможности различных видов искусств как средства формирования художественного вкуса личности (С.А.Аничкин, Е.Н.Коробко, О.В.Лармин, Б.Т.Лихачев, С.В.Мягченков, Г.Н.Нестеренко, В.К.Скатерщиков, П.В.Соболев), ее художественных потребностей (Е.Г.Багреева, М.А.Кукушкин, Л.П.Печко, А.Н. Семашко) и взглядов (Л.М.Баженова, У.Ф.Суна), художественного интереса (Е.В.Квят-ковский, С.Н.Плотников, Ю.У.Фохт-Бабушкин), художественных способностей (Н.А.Ветлугина, С.П.Кудрявцева и др.). Эти проблемы раскрываются преимущественно в психологическом аспекте.

Пути осуществления художественного воспитания средствами театра анализируются в работах Л.Б.Белянской, В.М.Букатова, А.Э.Грефа, А.П.Ершовой, Т.Ф.Завадской, В.И.Козловского, Н.И.Киященко, И.В.Клюевой, М.С.Максимовой, Н.В.Мирецкой, Л.А.Никольского, Л.М.Некрасовой, Н.А.Опариной, Т.Г.Пеня, Ю.И.Рубина, А.Д.Силина, В.С.Собкина, О.А.Тол-ченова, Е.М.Торшиловой, Н.Н.Трухиной, А.И.Чечетина, Е.К.Чухман, Н.Н.Шевелева, В.И.Эйдлина и др.

Возможности искусства в формировании социально-значимых качеств личности, ценностных ориентаций исследованы в работах Т.Ф.Брайченко, И.А.Скворцовой, М.А.Верба, Г.А.Петровой, Г.Г.Шевченко. Предметом научного интереса этих ученых явился процесс становления целостной личности с точки зрения педагогики.

Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей отдельных видов и жанров самодеятельности раскрыты в работах В.В.Бело-зерцева, О.Е.Виноградовой, Г.А.Опарина, А.И.Стороженко и др. Влиянию механизмов воздействия театрального искусства на духовный мир личности посвятили свои работы искусствоведы (В.Д.Данченко, А.А.Казимиров); философы, рассматривающие любительский театр как одну из форм народной художественной культуры (Н.Г.Рузаев, С.А.Наумов, Н.Н.Гудимов, О.В.Землянская и др.). Большое количество исследований посвящено педагогическим аспектам проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов, культуры их поведения в подростковом возрасте занимались В.И.Белов, В.И.Плотник, Т.В.Лаврова, В.А.Богатырев. Научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях школьного театрального коллектива получили в трудах

A.И.Аверьянова, Н.Ш.Владимировой, Л.М.Петровой, В.И.Пиоткиной, Е.И.Смирновой, М.М.Шибаевой, А.Н.Сердюк и др. Вопросами досуговой деятельности занимались И.В.Бестужев-Лада, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик,

B.М.Димов, Е.И.Головаха, М.С.Каган, В.А.Разумный, Е.И.Смирнова, Э.В.Соколов, В.Н.Терской, О.В.Терехова, В.М.Пича и др.

Вместе с тем, использование театрального искусства в воспитании культуры досуга в системе высшего педагогического образования еще не получило глубокого теоретического обоснования и достаточного практического применения, хотя научные данные свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит духовное и физическое развитие человека. На основании анализа философской, психолого-педагогической, театроведческой литературы, изучения зарубежного и отечественного профессионального и непрофессионального (любительского) театрального творчества была выявлена проблема исследования, которая определяется противоречиями между:

- объективной социально-педагогической необходимостью обращения к театральному искусству и недостаточным уровнем развития культуры досуга современного молодого поколения;

- воспитательным потенциалом, заложенным в театральном искусстве, и недостаточным его использованием в воспитании культуры досуга в системе высшего образования.

Указанные противоречия позволили сформулировать научную проблему: как с помощью театрального искусства обеспечить эффективность воспитания культуры досуга будущего учителя.

Современное общество начинает все острее понимать, что необходимо переосмысление роли и места молодежи в социальных и культурных процессах. Пробудить творческую инициативу студенчества педагогических вузов, проанализировать опыт работы непрофессиональных театральных коллективов по воспитанию культуры досуга, рассмотреть содержание, методы и формы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства, сформировать новое отношение будущих учителей к досугу путем вовлечения в самодеятельное творчество — круг вопросов, обусловивших выбор темы диссертационного исследования: «Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить содержание, формы и методы воспитания культуры досуга будущих учителей средствами театрального искусства.

Объект исследования: воспитание культуры досуга студентов средствами театрального искусства.

Предмет исследования: содержание, формы и методы воспитания культуры досуга студентов педагогического вуза средствами самодеятельного театрального искусства.

Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание культуры досуга будущего учителя становится более эффективным, если:

- в качестве форм организации культуры досуга будут использованы средства театрального искусства;

- формирование эстетического видения и духовно-нравственных ценностей в воспитательном процессе высшей школы будет осуществляться при участии театрального искусства;

- потенциал театрального искусства будет использован для повышения уровня культуры будущего учителя и более активного формирования его гуманистического сознания.

Исходя из основной цели и выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в философской, психолого-педагогической и театроведческой литературе.

2. Проанализировать современное состояние уровня культуры досуга в педагогическом вузе.

3. Раскрыть педагогическое содержание, определить формы организации и методы повышения культуры досуга средствами профессионального и непрофессионального (любительского) театрального искусства.

4. Разработать методические рекомендации и программу спецкурса по использованию театрального искусства в воспитании культуры досуга будущего учителя и экспериментально проверить их эффективность.

Методологическую основу исследования составили: философские положения об искусстве как форме общественного сознания, взаимодействии этического и эстетического, роли искусства в духовном формировании личности (Аристотель, Н.Н.Бердяев, А.Н.Буров, В.В.Ванслов, И.Кант, Н.И.Кия-щенко, Б.Т.Лихачев, А.С.Лосев, В.В.Розанов, Л.Н.Столович, И.М.Сокольникова); труды по психологии (Л.С.Выготский, С.Н.Гиппиус, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев); труды по методологии педагогики и философии образования (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Н.И.Каптерев, В.С.Леднев, Н.Д.Никандров); основные положения педагогики досуга (И.В. Бестужев-Лада, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, М.С. Каган); педагогические идеи искусствоведческой и культурологической наук (Ю.Б.Алиев, Э.Т.Ардаширова, Л.М.Баженова, В.Л.Бенин, М.А.Верб, С.А.Гончаров, В.И. Козловский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, А.Б. Никитина, Н.В.Мирецкая, А.М.Нахимовский, Н.А.Опарина, П.Г.Попов, Л.А.Рапацкая, М.П.Стуль, О.А.Толченов, Д.В.Тихомиров, Е.М.Торшилова, Е.К.Чухман, Т.А.Шульгина, И.В.Юстус); идеи великих режиссеров прошлого века К.С.Станиславского, М.О.Кнебель, А.Д.Попова, В.И.Немировича-Данченко,

А.А.Гончарова, Ю.А.Завадского. Весьма важное значение для исследования имели положения из истории зарубежной и русской педагогики о гармоничном развитии личности (Д.Локк, И.Кант, Я.А.Коменский, И.Песталоцци,

A.Дистервег, Ф.Фребель, Н.Г.Чернышевский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский,

B.А.Сухомлинский, Н.Н.Бахтин).

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой, а также методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по избранной теме; методика эксперимента (констатирующего и формирующего), творческих заданий (этюды, спектакли); диагностический (анкетирование и интервьюирование) и продуктивно-творческие методы (создание методических рекомендаций «Режиссерская технология любительского театра»); изучение и анализ мирового и отечественного театрального искусства; метод математической статистики и графической обработки результатов эксперимента.

Этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 1992 года по 2003 год в несколько этапов, на которых реализовы-вались общие и специфические задачи в определенной последовательности.

На первом этапе (поисково-теоретическом) - 1992-1994 гг. - осуществлялась работа по накоплению эмпирических и практических знаний, определению цели и задач, анализу ведущих тенденций изучения культуры досуга в педагогическом вузе, изучению и обобщению педагогического опыта, созданию методических рекомендаций «Режиссерская технология любительского театра», проведению констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня культуры досуга студентов, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (опытно-экспериментальном) - 1995-2000 гг. - было продолжено теоретическое изучение, осмысление и обобщение исследуемого материала; кроме того, был проведен формирующий эксперимент с целью апробации основных положений исследования.

Третий этап (заключительно-обобщающий) - 2001 -2002 гг. - характеризовался завершением опытно-экспериментальной работы и включал систематизацию и математическую обработку полученных результатов, уточнение выдвинутой гипотезы и теоретических положений, формулировку общих выводов исследования и литературное оформление работы.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются опорой на научную методологию и исходные методологические позиции, а также адекватностью использования соответствующих методик целям и задачам исследования, достаточную экспериментальную базу, анализом результатов исследования, применением статистического, математического и графического методов, длительным характером исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: осуществлен историко-теоретический анализ воспитания культуры досуга средствами театрального искусства, построенный на выявлении традиций, преемственности и соотношении классического содержания с современным состоянием проблемы; выявлено и систематизировано содержание воспитания (функции, задачи, уровни) средствами театрального искусства в аспекте культуры досуга; определена значимость историко-эстетических и педагогических учений в развитии культуры досуга будущих учителей; дано определение культуре досуга как дифиниции.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что изучены тенденции использования театрального искусства (профессионального и непрофессионального) в воспитании культуры досуга, обоснована воспитательная сущность культуры досуга средствами театрального искусства; предложенное в исследовании решение проблемы воспитания культуры досуга будущих учителей средствами театрального искусства углубляет научные представления в этой области.

Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания воспитания культуры досуга студентов средствами театрального искусства на основе непрофессионального (любительского) творчества. Обоснованные автором позиции по ориентации учебного процесса на ценности отечественной культуры, предложенные формы эстетического воспитания молодежи определяют перспективность использования материалов диссертации в условиях педагогического вуза, а также в учебных заведениях разных профилей (общеобразовательные школы, специальные учебные заведения, училища с негуманитарным профилем и т.д.).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях БирГПИ и БашГУ (1994-2003 гг.), на Дав-летшинских чтениях (Бирск, 2003 г.), на семинаре режиссеров любительских театров России в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2001-2005» (Москва, 2002 г.), на заседаниях кафедр филологии, литературы и педагогики БашГПУ и БирГПИ, кафедры научных основ управления школой БашГПУ, а также в ходе обмена опытом работы и методическими материалами в школах Бирска, Дюртюли, Благовещенска, Нефтекамска (Башкортостан).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Состояние проблемы и практическая потребность диктуют необходимость воспитания культуры досуга будущего учителя средствами театрального искусства.

2.Содержание, формы и методы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства (на основе опыта работы непрофессионального студенческого театрального коллектива).

3.Потенциал театрального искусства в воспитании культуры досуга будущего учителя.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Курбатова, Ольга Алексеевна

Выводы по 2 главе

Воспитание культуры досуга будущих учителей становится сегодня объективной необходимостью духовного развития общества, условием для успешного культурного возрождения страны. Без определенных знаний, умений и навыков в области эстетики, культурологии, театроведения все труднее осуществлять профессиональную деятельность учителя. Любая модель современного специалиста требует от человека не только широкого круга знаний, но и постоянного обновления их в процессе самообразования.

1 .Исследование дает основание считать, что одним из наиболее эффективных путей воспитание культуры досуга студентов является вовлечение их в самодеятельное театральное творчество.

В ходе нашей исследовательской работы была выявлена и обоснована эффективность некоторых дидактических форм и методов обучения: театрализованные вечера, использование театрализации на уроках словесности, литературные салоны, студенческий самодеятельный театр, а также решение методических задач проблемного характера, исследовательских знаний.

2.При организационном обеспечении воспитание культуры досуга подтвердилась эффективность ряда педагогических условий, которые предполагают реализацию взаимосвязи методологической основы воспитания культуры досуга будущего учителя, ее содержания, форм и методов, использование знаний о театре в профессиональной деятельности (например, театрализация на уроке и во внеурочной работе), реализацию дидактических основ формирования у студентов интереса к театру. Воспитание культуры досуга будущих учителей, подчиняясь ориентации на подготовку специалиста с высоким культурными и духовными запросами, непосредственно переходит на формирование творческого потенциала будущих педагогов средствами театрального искусства.

3.Мы считаем, что студент, овладевший театральными навыками, театральной культурой, дикцией и другими пластическими формами (мимика, сценическое, движение, жесты и т.п.) может более успешно реализовать себя в педагогической деятельности.

4. Данные нашего исследования, объективность которых проверена методами математической статистики, позволяет утверждать, что воспитание культуры досуга, осуществляемое в вузе с помощью театрального искусства, позволяет сформировать личность будущего учителя, как человека с богатым эмоциональным, духовным миром, умеющим увлечь своим предметом и научит любить и чувствовать слово.

5. Знания, умения и навыки, взятые из театральной педагогики, способствуют актуализации и культурно-эстетическому обогащению досуга студентов, прививают любовь к языку, учат чувствовать, раскрывают широкие возможности для проявления педагогических и организационных способностей будущих учителей.

6. Интенсификация театральной самодеятельности студентов в условиях педагогического вуза достигается за счет проведения ярких театральных праздников, литературных вечеров с использованием театрализации, спектаклей, в которых активизируется творческая деятельность и творческая индивидуальность будущего учителя.

7. Овладев в полной мере законами театрализации, будущий педагог сумеет в творческой форме привлечь внимание учеников к своему предмету, сумеет организовать культуру досуга своих будущих учеников, что на практике является отнюдь не простым делом.

8. Подготовка социально мобильной, эстетически образованной личности происходит в определенной атмосфере сотворчества: педагога-режиссера и студенческого театра, в рамках которого осуществляется педагогический процесс и воспитывается творческая активность личности, эстетическая образованность и самостоятельность мышления будущего педагога.

Заключение

Проведенное исследование позволило нам рассмотреть ряд актуальных в теоретическом и практическом плане проблем воспитания культуры досуга будущих учителей средствами театрального искусства и сформулировать общие выводы.

Согласно данным проведенного анкетного опроса, в настоящее время уровень культуры досуга не соответствует запросам современной жизни и профессиональным запросам учительства. Очевидно, что от культурно образованной личности педагога будет зависеть результат его будущей педагогической деятельности. Поэтому так важно устранить противоречие между потребностям общества в творческой личности, с одной стороны, и качеством воспитания культуры досуга будущих педагогов, с другой. Следует отметить, что в настоящее время теоретические и практические подходы к воспитанию культуры досуга студентов мало чем отличаются от тех идей, которые обеспечивали формирование личности в недалеком прошлом.

Это подтверждается нашей экспериментальной работой, которая свидетельствует о том, что большинство студентов слабо подготовлено к дальнейшей деятельности в школе (что явно снижает уровень профессионализма).

Массовая культура педагогических вузов убеждает нас в том, что педагогический процесс, ориентированный большей частью на усвоение студентами фундаментальных и прикладных знаний, не достигают главного - не готовят эстетически грамотного человека, способного чувствовать красоту, адекватно оценивать произведение искусства (живопись, театр и др.).

В общем целостном процессе воспитание культуры досуга будущих учителей одним из ведущих звеньев является включение в учебный процесс (особенно при изучении художественных текстов) часы по изучению театральной технологии. Это позволит органично вписать в учебный процесс ( на уровне факультатива или спецсеминара) занятия по истории культуры досуга, истории театрального искусства, изучению форм досуговой деятельности, что позволит организовать в педагогическом вузе студенческий театральный клуб, литературный салон, драматический театр и др.

Через многообразие форм деятельности, позволяющих развивающемуся духовно человеку осознать себя личностью, найти сферу приложения своих интересов и способностей в досуговой сфере, самоутвердиться и самореализоваться, будущему педагогу значительно легче будет реализовать свои профессиональные умения и навыки.

В своем исследовании мы исходили из того, что эффективность формирования культуры досуга студентов средствами театрального искусства значительно возрастает при соблюдении следующих педагогических условий: реализации взаимосвязи методологической и практической стороны воспитания культуры досуга, моделирования и имитации реальных эстетических ситуаций (самодеятельный театр), активизации творческой деятельности студентов в досуговой сфере; организация коллективной жизнедеятельности, использовании практических ситуаций переноса эстетических знаний, умений и навыков в различные виды досуговой деятельности.

Рассматривая эти условия, мы также отмечаем, что воспитанию культуры досуга студентов является явлением системным.

Наши исследования показали, что эффективность воспитания культуры досуга студентов существенно повышается, если при организации педагогического процесса: обеспечить единство и взаимосвязь эстетического обучения и воспитания в различных формах образовательной и практической деятельности в сфере досуга; исходить из целей воспитания культуры досуга, рассматривая этот процесс как важнейшую сторону педагогической работы; рассматривать процесс формирования театральной культуры студентов как комплексное явление, в котором взаимодействуют социальные и индивидуальные факторы и условия развития личности; использовать возможности театрального искусства в последующей профессиональной деятельности; создать воспитывающую среду, благоприятную для развития потреб-ностно-мотивационной сферы личности студента.

В качестве наиболее достоверного показателя процесса воспитания культуры досуга студентов выступает их готовность к эстетически оформленной досуговой деятельности (театр), которую можно рассматривать по целому ряду параметров, позволяющих оценить ее как особое сложноструктурированное психическое преобразование личности, состоящее из следующих компонентов: теоретические знания интегративного характера, лежащие в основе культуры; умения и навыки эстетико-художественной деятельности, сформированная ответственность за итог работы (спектакль), развитое эстетическое мышление, предполагающее наличие у студентов умений видеть перспективу своей будущей деятельности, культуру социальных и культурных взаимоотношений, интерес к содержательной досуговой деятельности.

Эти характеристики согласуются с основными требованиями к театральному искусству в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя, помогающего сформировать личность, способную не только правильно оценивать произведение искусства, но и жить по законам Добра, Любви и Красоты.

В диссертационном исследовании приведены методические рекомендации по созданию самодеятельного театра в вузе и школе, проанализированы программы по организации культуры досуга средствами театра, а также привели примеры театрализованных литературных вечеров (приложение).

Для оценки состояния развития состояния развития знаний в области культуры досуга студентов разработана 3-уровневая система и соответствующие критерии воспитания культуры досуга. На их основе проведен анализ эффективности опытно-экспериментальной работы.

Исследование убеждает в необходимости привлечения потенциала всей системы вневузовской (дополнительное образование) педагогической работы. Педагогам и исследователям надлежит уделить внимание разработке специальных занятий досугового характера во внеучебной деятельности вуза.

В целом, совокупность рассмотренных нами вопросов воспитания культуры досуга будущих учителей средствами театрального искусства способствовала повышению эффективности результатов исследовательской работы: студентами (артистами, участниками студенческого театра) усвоено содержание значительного количества театральных понятий, сведений из истории театра, режиссерских технологий ведущих режиссеров прошлого и настоящего; повысилось качество эстетических категорий, сформированы умения, интерес к досуговой деятельности, к будущей профессии.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы:

1. Состояние проблемы в философской, психолого-педагогической, и искусствоведческой литературе указывает на необходимость повышения эффективности воспитания культуры досуга будущих учителей студентов средствами театрального искусства, более точного определения его содержания, форм и методов.

2. Определены возможности создания в вузах любительских театральных коллективов с целью повышения художественно-творческой активности будущих учителей.

3. Определены и разработаны составляющие компоненты содержания воспитания культуры досуга будущих учителей.

4. Разработана методика по организации любительского театра в условиях вуза, позволившая осуществить комплексный подход к воспитанию культуры досуга студентов. Обоснованная нами методика дала возможность, с одной стороны, разработать экспериментальную программу исследования, с другой - осуществить пути практической реализации содержательной стороны воспитания культуры досуга студентов средствами театрального искусства.

5. В ходе исследования выявлена эффективность ряда педагогических условий, связанных с реализацией взаимосвязи методологических основ воспитания культуры досуга, ее содержания, форм и методов. Среди основных условий отметим: активизацию познавательной и практической досуговой деятельности студентов; создание воспитывающей среды и коллективообра-зующее начало.

Диссертационное исследование не решает проблем воспитания культуры досуга студентов во всей полноте, но оно позволяет обозначить ряд актуальнейших вопросов, требующих специального изучения: подготовка руководителей кружков, педагогов-воспитателей, заместителей директоров по воспитательной работе;

-развитие ценностных ориентаций в досуговой деятельности студентов в условиях вуза;

- формирование самооценки и навыков рефлексии у студентов в процессе досуговой деятельности; умения анализа литературно-художественного материала;

- способности жить по законам Добра, Любви и Красоты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Курбатова, Ольга Алексеевна, 2003 год

1. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиМИО РАО, 1994. - 280 с.

2. Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов: Межвуз. сб. науч. тр. Д.: ЛГПИ, 1985. - 135 с.

3. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. -1991. -№ Ю.-С. 42-45.

4. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: Искусство, 1955. - 427 с.

5. Аминов Н. Искусство в школе или школа искусств? Приоритеты художественного воспитания и личность педагога // Искусство в школе.-1993. -№5.-С. 18-20.

6. Андреев A.JI. Искусство, культура, сверхкультура :(Философия искусства Н.А. Бердяева). М.: Знание, 1991. - 63 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология-М.-1994.-324с.

8. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя: Учебно-методическое пособие-М. :Просвещение, 1997.-231с.

9. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике.-М.: Правление общества «Знание» России ТОО «Интелл.тех.», 1994.-32с.

10. Аристотель, Политика,VIII,5 /Пер. С.А. Жебелева //Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 -х т., I./Сост. В.П. Шестаков. М.: Искусство, 1973.Т.1.-С.164- 168.

11. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.

12. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII- XVIII вв.: : Учеб.для студ.пед.инст. по спец. № 2101 «Рус.яз. и лит.» 2-е изд., до-раб.- М. : Просвещение, 1988. - 608 с.

13. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4-х кн. Кн. 3. Литература эпохи Возрождения. М.: Просвещение, 1997. - 256 с.

14. Артюхов М. и др. Школа театральной культуры // Учитель. 1999. - № 4. -С. 36-39.

15. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики : Размышления о вальдорфской школе. Казань: Дом печати, 1997. - 142 с.

16. Асадуллин P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов : системный подход.-Уфа :БГПИ, 1999.- 145с.

17. Асадуллин Р.М, Хамитов Э.Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества: Моно-графия.-Уфа : Китап,2001.-263 с.

18. Афанасьев А.В. Прекрасное и безобразное: эстетическое воспитание школьников // Педагогика. 1997. - № 6. - С. 79-84.

19. Афанасьев В.Г. Человек компьютер - творчество // Сов. педагогика.-1991.-№5.-С. 54-56.

20. Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ // Вестник КГПУ им.Н.А.Некрасова.-1995.-№ 1 .-С.57-61.

21. Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел»:Мет. пос. Кострома: РУНИТ «Эврика М». 1998.-112с.

22. Ахияров К.Ш., Кашапова JI.M. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика.-Уфа: БГПИ, 1998.- 140с.

23. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: /Дидактический аспект/. -М.: Педагогика, 1981. — 192 с.

24. Бабич JI.B. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманизации его профессиональной подготовки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1990, 19с.

25. Баженова JI.M. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1982, 20с.

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-444 с.

27. Белянская Л.Б. Хочу на сцену! Д.: Сталкер, 1997. - 448 с.

28. Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры.-Уфа : Восточный университет, 1998.-140с.

29. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический ана-лиз.-БашГПИ.-Уфа, 1997,-144с.

30. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. -М.: Искусство, 1994. - /Т. 1. - 542 с. Т. 2. - 510 е./.

31. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности : теория и практика. -М.:Пед.общество России, 2001.-236с.

32. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования.-М.:Гелиос АРВ, 2000.-340с.

33. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика. 1995. - № 2. - С. 42-45.

34. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование.-М. Лед.общество, 2002.-392с.

35. Библер B.C. Культура. Диалог культур: / Опыт определения/ // Вопросы философии,- 1989. № 6. - С. 31-42.

36. Бондаренко Е. Импровизация в театральном фургоне // Детское творчество,- 2002.№1 с. 32-35, 2002.-№3. - с. 28-31.

37. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособ. для ст. высш.пед.уч.завед.-М.: Изд. центр « Академия»,2001.-208с.

38. Борисенков В.П. Острова надежды: (о социал.-педагогич. эксперименте по эстет, воспитанию в школах Магнитогорска) // Педагогика. 1999.№ 5. - С.67-71.

39. Буров А.Н. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 174 с.

40. Бутенко В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству. // Сов. педагогика. 1990. - №5. - С.57-61.

41. Бычков В.В. Эстетический лик бытия :(Умозрения Павла Флоренского). -М.: Знание, 1990.-64с.

42. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание: Вопросы теории и истории: Сб. статей. — М.: Изобразит, искусство, 1983. 439 с.

43. Вахрушев B.C. Уроки мировой литературы в школе (5-11 классы): Кн. для учителя. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 228 с.

44. Вашкявичене С.С., Забулис Г.К. Роль искусства в развитии личности // Педагогика. 1992. - № 7-8. - С. 33-37.

45. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. пособие. -Л.:ЛГПИ, 1980. 80 с.

46. Веретенникова JI.K. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Казань, 1997.-22.

47. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. / Отв. ред. Яковлева Н.А. Л.: ЛГПИ, 1989.- 156 с.

48. Владимирова Н. Театр детей. // Искусство в школе. -1993. № 3. - С. 915.

49. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга : Учебник. М. : Флинта : МПСИ, 1998.-240 с.

50. Вопросы социального функционирования художественной культуры / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. Г.Г. Да-дамян, В.М. Петров. М.: Наука, 1984. - 267 с.

51. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

52. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире.-М.:Наука,2003.-256с.

53. Гаязов А.С. Общество, государство: воспитание гражданина —2-е изд., доп.- Уфа: 2001.-118 с.

54. Гаязов А.С., Баязитов С.Б., Амиров А.Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования.- Уфа: БГПУ, 2000.-198с.

55. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века :(В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М., Интер Диа-лект+, 1997.-697 с.

56. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 160 с.

57. Гиппиус С. Гимнастика чувств. — М. — Л., 1967. 240 с.

58. Глаголева Н. О работе театральной студии: Моск. Европ. гимназия. // Искусство в школе. 2000. - № 2. - С. 42-45.

59. Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. — М.: Искусство, 1964.- 144с.

60. Гончаров И.Ф. Методические рекомендации по осуществлению взаимодействия литературы и действительности в эстетическом воспитании школьников. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984. - 56 с.

61. Гончаров С.А. Судьбы театральных профессий: режиссер // Театр.- 1988. -№6.-С. 12-17.

62. Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания // Сов. педагогика. -1986.-№ 11.-С. 38-43.

63. Греф А.Э. Театр кукол // Я вхожу в мир искусств.- 2003.- № 3, 256с.

64. Григорьева И. Станиславский нам поможет // Учит.газета. 2000.-№11 (21 марта).-С. 8.

65. Гулыга А.В. Взять всю культуру // Студенческий меридиан. 1988. - № 7. -С. 19-22.

66. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-ое изд., испр. и доп.- М: Искусство, 1984. 350 с.

67. Дети театр - образование: (Материалы международной научно-практической конференции (Екатеринбург) // Искусство в школе.- 1996.-№3.-С. 12-13.

68. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения.-М.: Учпедгиз, 1956.-375 с.

69. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век: Очерки. М.: Искусство, 1985. - 319 с.

70. Добринская Е.И. В русле вседозволенности. Культурное образование: свобода и запрет // Открытая школа. 1999. - № 5. - С. 8-12.71. «Домашние праздники» школьного театра// Искусство в школе. 1999. -№4. С.68-70.

71. Егоров О. Искусство театра в инновационной школе // Искусство в школе.-2001,- № 1.-С. 68-71.

72. Ермакова Е. Искусство рождает талант: Эстетич. воспит. детей. // Учитель. 1999. - № 5. - С. 49-51.

73. Ершова А.П. Театральное искусство на уроках в начальной школе // Сов. педагогика. 1986. - № 9. - С. 15-20.

74. Журавлев В.В. Мир художественной культуры: философские очерки. -М.: Мысль.- 1987. 237 с.

75. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. -М.: ВТО, 1965. 358 с.

76. Завельский Ю. День театра в школе. // Искусство в школе. 1993. - № 3. -С. 20-23.

77. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб.пособие для студ.пед.вузов. М. : Изд. центр «Академия», 2001. — 206 с.

78. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. 1987. - 226 с.

79. Загузов Н.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методич. реко-менд. в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т. -1995. - 34 с.

80. Из истории английской эстетической мысли XVIII века (Поп, Аддисон, Джерард Рид /сост., вступит, статья и общ. ред. И.С. Нарского. М.: Искусство, 1982. - 367 с.

81. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТП и МОИ РАО, 1993. - 227 с.

82. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. - № 4. - С. 28-32.

83. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя к школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1970. 18 с.

84. Кант И. О педагогике. // Идеи эстетического воспитания : Антология в 2-х тт. / Сост. В.П. Шестаков. -М.: Искусство, 1973. Т. 2. - С. 252 - 258.

85. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под редакцией A.M. Арсеньева. М.: Педагогика. - 1982. - 704 с.

86. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - №№ 2-5.

87. Киященко Н.И. Театр школе : (О театральном просвещении школьников) // Искусство в школе. - 1993. - № 3. - С. 4-6.

88. Киященко Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. -М., 1977. 38 с.

89. Коган JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. -М.: Знание, 1979.-63 с.

90. Козловский В.И. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. —М.,1999.- 19 с.

91. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. /Пер. с англ. М., Языки русской культуры, 1999. - 325 с.

92. Колчев Ю. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьников. —2000.-№ 5.-С. 29-36.

93. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе: Проект // Искусство в школе. 2000. - № 1. - С. 59-65.

94. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического воспитания школьников. (Проект)./ Авторы: Б.М. Неменский, А.А.Мелик-Пашаев, Е.К.Чухман и др. М.: ВНИК «Школа», 1989. - 26 с.

95. Копцев В. Созидающий ребенок: о развитии творческих способностей школьников // Искусство в школе. — 1999. № 4. - С. 48-52.

96. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании.-М.:Изд. МГУ, 2003 .-300с.

97. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции, перспективы. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-235 с.

98. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во Казанского гос.ун-та, -1987.- 179 с.

99. Коханович Л.И., Рябов Л.П. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента. - М., 1993. - 28 с.

100. Кравчук Л. Комплексное освоение искусства: (об эстетическом воспитании школьников) // Воспитание школьников. — 1999. № 6. - С. 39-40.

101. Краевский В.В. Методология педагогической науки. Пособ. для науч. раб. в обл. образования, учит., аспир., студ. пед.вузов, М.: Центр «Школьная книга» .-2001.-248с.

102. Кузин В. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения традиций российской культуры и нравственности //

103. Школа. 1997. - № 1. - С. 2-4.

104. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы// Воспитание школьников. 2002. - № 4. - 19-25с.

105. Леднев B.C. Научное образование (развитие способностей к научному творчеству).-М.-2002.-119с.

106. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1985. 175 с.

107. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. — М.: Искусство, 1992.-407 с.

108. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. Ростов/Д. : Феникс, 2002. 416 с.

109. Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана : история перспектива : Монография. — М. : 2003. 184 с.

110. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики : Книга для учащихся высшей школы. — М.: Просвещение, 1983. 192 с.

111. Любинский И.Л. Театр и дети. Изд. АНН РСФСР М. : 1962. - С. 168.

112. Максимова М.С. Заботы школы // Детский досуг. — 2003. №1. - С.2-7.

113. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.Т.1. М.: Педагогика, 1983.-336 с.

114. Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок (сказки, феерии, водевили, комедии, пьесы сценки XIX- начала ХХвека).-Самара: Изд.Дом «БАХРАХ М», 2003. - 320 с.

115. Малыгина Е. Развитие художественно-эстетического вкуса студентов. // Педагогика. 2000. - № 4. - С. 102-106.

116. Малыхов Е.С. Творческая игра и ее роль в воспитании. М., 1973. -76 с.

117. Матвеева Н. Театральные классы: из опыта. // Воспитание школьников. 1992. -№3-4.-С. 19-21.

118. Межуев В.М. О понятии «культура». М.: Знание, 1968. - 16 с.

119. Мейерхольд В.Э. Лекции: 1918-1919. /Сост. О.М. Фельдман. -М.: О.Г.И., 2001.-280 с.

120. Мелик-Пашаев А.А. «Праздничный день» или «Страшный праздник»: к проблеме понимания авторского замысла // Искусство в школе. 1993. -№6.-С. 14-21.

121. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства. // Искусство в школе. 1999. - № 4. - С. 3-4.

122. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с.

123. Методические рекомендации и комплекс программ по эстетическому воспитанию и образованию студентов педагогических вузов / JII НИ им. А.И. Герцена. Л., 1986. - 135 с.

124. Методические рекомендации по осуществлению взаимодействия литературы и действительности в эстетическом воспитании школьников. -Л., 1984.-55 с.

125. Мирецкая Н.В. Сопряжение : Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе : Кн. для учителя : Из опыта работы. М. : Просвещение, 1989. - 206 с.

126. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Прочтем, подумаем, поспорим.: Беседы и размышления об искусстве и культуре античности. Кн.для учителя -М.: 1993.-320 с.

127. Михалева О. «В игре детей есть часто смысл глубокий.» (о программах по театру с I по XI кл.) // Искусство в школе. 1999. - № 6. - С. 51-54.

128. Молодежный театр // Я вхожу в мир искусств. 2003. - №5. - 350 с.

129. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1973. -406 с.

130. Морозова Г.В. О пластической композиции спектакля ( Методическое пособие) // Я вхожу в мир искусств. 2001. - № 8.- С. 168.

131. Нагорный А. Облава: Опыт дидактического театра: Материалы для литературной гостиной // Классный руководитель. -1999.- № 6. С.86-98.

132. Найн А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск, 1996. - 143 с.

133. Нахимовский A.M. Как создать в школе театральное действие от А до Я. // Я вхожу в мир искусств. - 1999. - № 12. - 164с.

134. Неменский Б.М. Личность и искусство: О роли искусства в формировании личности школьника. // Начальная школа: Плюс-минус. 2000. -№6.-С. 12-15.

135. Неменский Б.М. Мудрость красоты: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987.-255 с.

136. Немченко Л.Д. «Мне нужны оппоненты.»: (О проблеме школьного театроведения) // Искусство в школе. 1996. - № 3. — С. 23-26.

137. Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.-М.: Пед.общество России, 2000.-304с.

138. Никандров Н.Д. Философия образования ХХ1века: М.: Интер Диалект+, -1997.- 250 с.

139. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Сов. педагогика.-1982.-№4.-с.90-92.

140. Никитина А.Б. За театральным фургоном// Учительская газета. — 2002.18 июля.

141. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе : (Парадоксы наследия, вектор развития ) —М.: Эгвес, 2000.-272с.

142. Одиноков В.Г. Литературоведческие дисциплины в процессе культурно-образовательной подготовки студентов // Известия РАО. — 2000. № 1. — С. 83-89.

143. Огарева Е. Вальдорфская школа // Искусство в школе. №3.- 1999 — С.7.

144. Опарина Н.А. Школьный театр: Пьесы, инсценировки, режиссура.- М. : Народное образование, 2002. 224 с.

145. Основы педагогического мастерства : Уч.пос. для пед. спец. высш. уч.завед.( И.А.Зязюн и др.). М. : Просвещение, 1989. 302 с.

146. От упражнения к спектаклю: ( Сборник статей) Вып. 4. М.: Советская Россия, 1974.- 110 с.

147. Очерки истории русской театральной критики : вторая половина XIX века. Под.ред. А.Я.Альтшуллера-JI., «Искусство», 1976. 342 с.

148. Панфилова А.К., Рыжкова М.С. Театральные сказки. М.: Детская литература, 1990.-304 с.

149. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для ун-тов и пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, З.У. Жантекеева. Алма-Ата: Мектеп, 1989.- 175 с.

150. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. I /Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. -336 с.

151. Петров В.А. Нулевой класс актера. М. : Сов.Россия, 1985. - 80 с.

152. Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. - № 3. - С. 44-54.

153. Полищук С. Через красивое к человеческом // Искусство в школе.1992.-№ 4.-С. 45-48.

154. Попов П.Г. Режиссура.О методе // Я вхожу в мир искусств.- 2003.- №4.-64с.

155. Проблемы функциональной грамотности взрослых. СПб.: ИОВ РАО,1993,- 112 с.

156. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.-метод, ст. / Под ред. Л.В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. - 94 с.

157. Пронина М.П. Речевой слух актера: Автореф. дис. . канд. иск. наук. -Л, 1986.-23с.

158. Профессия режиссер: Как создать в школе театральное действие от А до Я. Режиссура музейного зрелища. - М.: ВЦХТ, 1999. - 169 с.

159. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

160. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков: Сборник. Л.: Худож. лит., 1987. - 576 с.

161. РАО. 1943 2003. - М. : Изд.дом РАО, 2003. - 528 с.

162. Рапацкая JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М. Прометей, 1991. - 137 с.

163. Революция искусство - дети: Материалы и документы. - М.: Просвещение, 1966. - 117 с.

164. Режиссерский театр от Б до Ю: Разговоры под занавес века. М., Изд-во Моск. Худ. Театра, 2001. - 530 с.

165. Ремез О. Школа сопереживания // Детская литература. 1988. - № 10. -С. 55-57.

166. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М.: Республика, 1992. -397 с.

167. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитарного образования в высших школах). М.: Б.и., 1992. -154 с.

168. Рубб А.А. Пока занавес закрыт. М.: Советская Россия, 1987. — 112 с.

169. Сенека A.JI. Нравственные письма к Луцилию.Трагедии/Пер.с латин. -М.: Худож. лит., 1986. 541с.

170. Силин А.Д. Театр улиц и площадей: Сб. сценариев. М., Советская Россия, 1989.- 168 с.

171. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.

172. СкалковаЯ. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования : Пер.с чешек. М. : Педагогика, 1989. - (Зарубежная школа и педагогика). - 224 с.

173. Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во «Магистр», 1997. - 233 с.

174. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М.Прохоров. 4 —е изд., испр. и доп. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 1630 с.

175. Современная дидактика: теория практика. / Под ред. И .Я. Лернера, И.К.Журавлева. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. - 288 е.

176. Сокольникова И.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 1999,- 38 с.

177. Сорокин П.А. Социодинамика культуры // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

178. Станиславский К.С. :Собрание сочинений : В 8-ми т. Т.1. Моя жизнь в искусстве. Т. 2. Работа актера над собой. Ч. 1, Т. 3. Работа актера над собой. Ч. 2. -М.: Искусство, 1954.-1263с.

179. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России: (Воспоминания, статьи, очерки, речи, беседы. Из записных книжек). М.: Изд-во "Правда", 1990.-656 с.

180. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек :Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

181. Студенческий театр. -М. : Сов.Россия, 1982. 72 с.

182. Стуль М.П. Театральная культура и творческое мышление школьника // Совет, педагогика. -1989. № 4. - С. 24-28.

183. Сужено, ряжено. Посиделки. Свадьба. Театрализованные представления по народным обрядам. М. : ВЦХТ, 2001. - 158 с.

184. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина-2-е изд-М.: Педагогика, 1971. 270 с.

185. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988.-272 с.

186. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: нескучалия. / Ред.-сост. О.А. Толченов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.

187. Сценарное мастерство // Я вхожу в мир искусств,2002, №1.-156с.

188. Театр и школа: статьи и заметки. // Учительская газета. 2000. - № 11.-С. 8-9.

189. Театр писателей / Сост. О.Р. Мирошниченко. — М.: Советская Россия, 1986.- 160 с.

190. Театр, где играют дети : учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б. Никитиной. — М.: ВЛАДОС, 2001. 288 е.: ил.

191. Театр. Сценография, или Как мы играем. // Я вхожу в мир искусств, 2002, №6.-154с.

192. Театральное искусство Великобритании: Книга для чтения на англ. яз.: Учеб.пособие / Сост. И.В.Ступников. -М.: Высшая школа, 1986. 111 с.

193. Театр-студия «Дали». // Я вхожу в мир искусств: Учебно-методическая библиотечка. — Москва, 1997. 296 с.

194. Теория и практика мастерства актера: Межвуз. сб. научн.тр. (ГИТИС). -М.: ГИТИС, 1990. 156 с.

195. Теория эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лей-зеров. М.: Искусство, 1979. — 255 с.

196. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., «Сов.Россия», 1977. 128 с.

197. Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе в вузе// Образование и наука.-Екатеринбург,2000.-№2(4).-С. 15-24.

198. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 9-13.

199. Торшилова Е.М. Эстетическое и (или) художественное? // Эстетическое воспитание, 2001. № 1.

200. Трухина Н.Н. Комедия Аристофана в школьном театре // История: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. - № 11. - С. 10-13.

201. Учебные стандарты школ России.-М.:ТЦ «Сфера», Прометей, 1998.-/Т.1-336с.Т.2-380 с.

202. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.- М.:МПА,1994.-192с.

203. ФилипповВ.М. Модернизация российского образования.-М.: Просвеще-ние.-2003.-96с.

204. Философия образования для XXI века. М., 1992. - 207 с.

205. Философская энциклопедия.Т.З — М.: Совет, энциклопедия, 1964. — 584с.

206. Фихте И. Система учения о нравственности // Идеи эстетического воспитания : Антология. В 2-х тт. М.: Искусство, 1973. - Т.2. - С. 291-294.

207. Фольклорный театр / Сост., вст. статья, пред. к тексту и ком. А.Ф.Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М. : Совр., 1988. - 476 с.

208. Формирование эстетической культуры учителя. -М.: Б.и., 1989. 139 с.

209. Фребель Ф. Воспитание человека / / Идеи эстетического воспитания; Антология. В 2-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1973. - Т.2 334-339 с.

210. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Уч.пос.для ст.высших пед.уч.завед. М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 160 с.

211. Фурье Ш. Избранные сочинения: в 4-х т., Т. 3. М.- JI. : Изд-во АН СССР, 1954.-600 с.

212. Хазиев B.C., Шарипов Р.А. Истина, образование, жизнь. Уфа: БГПИ, 1998.-48с.

213. Халабузарь П. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. - № 6. - С. 7-9.

214. Хилтунен Е. Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори // Искусство в школе. 1999. - № 3. - С. 10-15.

215. Царев М.И. Мир театра : Кн.для учителя. — М. : Просвещение, 1987. -255 с.

216. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. - 158 с.

217. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. (Диссертация) // Чернышевский Н.Г. Собр. соч. в 5 т., т. 4. — М.: Изд.во «Правда», 1974. Т.4. - С.5-117.

218. Чехов М. О 5 великих режиссерах. // Искусство в школе. 1993. - № 3. — С. 57-60.

219. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. М.: Советская Россия, 1988. -136с.

220. Чудиновских И. О преподавании театра в общеэстетических классах // Искусство в школе. 1996. - № 3. — С. 15-20.

221. Чухман Е.К. Театр в школе: (О месте театрального искусства в образовании школьников) // Искусство в школе. 1993. - № 3. - С. 6-9.

222. Швайко А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки. Дис. на соискание уч.степени канд.пед.наук. Уфа, 1997. - С. 171.

223. Ширяева В.Г. Школьный спектакль. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -128 с.

224. Шмойлов М. Мастерство актера: Упражнения игры начального этапа обучения: Методическая разработка. Л.: ЛГИТМИК, 1990. 56 с.

225. Шулева Е.И. Воспитание гуманистической культуры студентов педвуза как основа развития профессионализма: : Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1999.- 23 с.

226. Шульгина Т.А. Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов педвузов: : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999. - 19 с.

227. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

228. Эстетическое воспитание студентов: Сб. статей / Под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: Высшая школа, 1980. 248 с.

229. Юстус И. Мир глазами театра: (О театрализованном образовании школьников) // Искусство в школе. 1996. - № 3. — С. 20-22.

230. Diblasio M.The Troublesome Concept of Child Art: A Thnecbold Analysis // Younndl of Aesthetic Education. 1983. - Vol 17, № 3. - P.71 - 83.

231. Marchette Chute. Shakespeare of London / Aunique account of Snakespeare life and times / New York. E.P. Dutton Co.inc., 1949. P. 397.

232. McLughhlin M.W. Community countnts / M.W. // Educational leadership. -2001. Vol. 58, №7.-P. 14-18.

233. Younglood M. Yhe Phylogeny and Ontogeny of Art Education. 1987. -Vol. 40. -№6.-P. 16-24.

234. Дянкова Г.Театрално изкуство и развитие на говорна култура в началните класове // Начално училище.-2001.-Г.8, №5. -СЗ-10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.