Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования народностей Севера: На материалах Томской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Малиновский, Игорь Вячеславович

  • Малиновский, Игорь Вячеславович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Томск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 209
Малиновский, Игорь Вячеславович. Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования народностей Севера: На материалах Томской области: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Томск. 2004. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Малиновский, Игорь Вячеславович

Введение.

Глава I. Теоретические основания этнокультурного образования народностей Севера

1.1. Развитие этнопедагогических идей в трудах известных педагогов, общественных деятелей.

1.2. Теоретический анализ этнокультурного образования народностей Севера.

1.3. Этнокультурные и этнолингвистические условия развития системы образования малочисленных народностей Севера.

Глава 2. Содержание и технология этнокультурного образования коренных народов Томского Севера

2.1. Содержание этнокультурного образования малочисленных народов Севера.

2.2. Технология этнокультурного образования малочисленных народностей Томского Севера.

2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии этнокультурного образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования народностей Севера: На материалах Томской области»

Происходящие изменения, охватившие все сферы социально-экономической жизни нашей страны, сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, требуют приращения фундаментальных и универсальных знаний, их реализации через систему образования. Прежняя система образования была ориентирована, в основном, на образцы научного знания прошлого, без должного учета природы человека, его жизненных интересов и потребностей, истинных ценностей культуры, что привело к унификации образования и следованию единым постулатам и канонам. В этих условиях необходимо критически пересмотреть данную ориентацию педагогики и, сохранив все ценное, модернизировать ее в соответствии с этническими потребностями обучаемой аудитории.

Принятие этой идеи означает создание национальной системы обучения и воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями, признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры, непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества. Крупномасштабная реформа системы образования не может быть эффективной без серьезных научных исследований и конкретных рекомендаций в области этнокультурного образования.

Актуальность проблем этнокультурного образования вызвана спецификой этнической ситуации в стране, определяемой полиэтническим и шюгокон-фессиональным составом населения. Кроме русских, составляющих примерно 83% населения, в Российской федерации живут более 170 народов. Становление российского общества в современных условиях во многом определяется возросшей этничностью, связанной с идеями «национального возрождения», используемых довольно часто и в нечистоплотных целях. Однако российское общество не может не беспокоить наличие целых поколений, не знающих историю и судьбу своего народа.

Таким образом, одной из актуальнейших проблем становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим из компонентов которого является этническая педагогика с ее прогрессивными богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Становится актуальным соединение традиций и опыта этнопедагогики с методолого-теоретическими положениями педагогической науки в решении воспитательных задач, поставленных обществом. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с выяснением статуса этнопедагогики как составной части педагогической науки, ее структурно-компонентного состава, разработкой содержания и технологий этнокультурного образования.

Сложившаяся в настоящее время образовательная модель является смешанной. Здесь можно наблюдать, как элементы старой, традиционной педагогики, так и определенные инновационные образования. На уровне образовательных целей преобладают инновационные подходы, в то время как на уровне содержания традиционные построения (особенно в естественно-научных образовательных областях) в значительной степени сохранились [2, 6, 11, 29, 33, 35]. Такой образовательный дуализм неслучаен: общая социально-экономическая ситуация в обществе вполне изоморфна положению в образовании. Поэтому необходимо четко определить на ближайшее время вес традиционной и инновационной составляющих образования, исходя из принципа преемственности и разумного консерватизма. Особенно этот вопрос актуален для малых этнических образований, для школ, расположенных в отдаленных Северных районах России [35, 63, 115].

Проблемы развития коренного населения повсеместно отодвигаются на второй план. Не уделяется должного внимания культурно-просветительной работе, вопросам народного образования в регионах Севера. В большинстве школ и в настоящее время не изучается родной язык и история народов Севера, нередко отсутствует планомерная организация овладения школьниками приемами и навыками ведения хозяйства, обучение охотничьим и рыболовным промыслам на уроках труда [46, 92]. Исчезновение родного языка, утрата промысловой культуры привели к появлению в северных поселках определенной прослойки люмпенизированного населения, причем сравнительно молодого возраста, не обладающей какими-либо профессиональными навыками [20, 158].

В связи с вышеизложенным особое значение в плане нашего конкретного исследования приобретают работы ведущих ученых по проблемам методологии педагогики (В.Е. Гмурмана, М.А. Данилова, В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова, Б.С. Гершунского, В.И. Гинецинского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, В.А. Дмитриенко, B.C. Шубинского и др.), системному подходу как направлению методологии научного познания (И.В. Блауберга, В.И. Садовского, Э.Г. Юдина, В.Г.Афанасьева и др.), методологического аспекта этнопедагогики (Г.Н. Волкова, E.JI. Христовой, Ю.А. Рудя, А.Э. Измайловой, О.Д. Мукаевой, З.Б. Цаллагова, В.И. Прокопенко, В.Я. Бутанаев, В.Ф. Афанасьев, Я.И. Ханби-ков, А.Ф. Хантибидзе и др.).

Поиск путей реализации этнокультурных интересов в сфере образования осложнен почти полным отсутствием специальных педагогических исследований. Вопросы удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей в недостаточной мере исследовались в смежных областях знаний. С учетом многомерности предмета этнопедагогики, можно назвать труды тех ученых, в которых затрагивались отдельные аспекты рассматриваемой проблемы: по теории этноса и национально-языковой жизни народов — В.А. Тишков, В.А. Аврорин, JI.H. Гумилёв, М.В. Дьячков, Л.Б. Никольский, М.Н. Губогло, М.М. Сужиков, С.А. Арутюнов и др.; в огромном пласте литературы по культурологии, образовательной политике имеется значительный массив источников (И.С. Кон, А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Э.С. Маркарян, Б.Г. Нуржанов, М.Ш. Хасанов, B.J1. Шадриков и др.) однако этнокультурная составляющая выглядит значительно скромнее; по этнопедагогическим проблемам — Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, К.Б. Жарикбаев, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева и др.

Принципиальное значение имели для нас исследования по национальной проблематике: этнографов (Ж. Артыкбаева, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнов, М.Н. Кузьмина, В.И. Васильева, В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной, Г.И. Пелих и др.); этнокультурологов (И.С. Кона, Ж.К. Каракозовой, В. Тимошинова, М.Ш. Хасанова, М. Мид и др.)

Обзор научной литературы показал, что недостаточно исследований в контексте данной проблематики и целостного анализа проблем реализации этнокультурных интересов в сфере обучения и воспитания школьников.

Таким образом, четко прослеживается разрыв между потребностями педагогической практики в развитии и совершенствовании системы этнокультурного образования и отсутствием специальных исследований, неразработанностью педагогических условий и содержательно-технологических аспектов этнокультурного образования.

В этих условиях проблему исследования составляет выявление педагогических условий этнокультурного образования народов севера.

Актуальность заявленной проблемы, ее социальная значимость, недостаточная теоретическая разработанность и потребности практики определили тему и цель настоящего исследования.

Цель исследования - разработать комплексную модель этнокультурного образования народов Севера и выявить педагогические условия повышения ее эффективной реализации.

Объект исследования - процесс этнокультурного образования.

Предмет исследования - теоретические основания и педагогические условия формирования содержания и технологии этнокультурного образования в школах северных районов Томской области.

Гипотеза исследования: процесс этнокультурного образования в школах северных районов Томской области будет более эффективным, если: установлены этнические основания и педагогические условия его осуществления;

4 - содержание этнокультурного образования формируется на основе этнологических и этнолингвистических особенностей малочисленных народов Севера;

- педагогические технологии реализации этнокультурного образования базируются на культурных комплексах и традиционных видов деятельности малочисленных народов Севера. Задачи исследования:

1. Проанализировать и выявить специфику этнокультурного компонента в контексте проблем современного образования в школах северных районов

Томской области.

2. Определить социокультурные и педагогические условия построения и реализации содержания этнокультурного образования в школах севера Томской области.

3. Разработать ценностноориентированную, комплексную модель этнокультурного образования малочисленных народов Томского Севера, отражающую педагогическую технологию.

4. Разработать программно-методическое обеспечение и практические рекомендации по совершенствованию и реализации национально-культурных компонентов образования в северных районах Томской области.

Теоретико-методологической основой исследования является учение о формировании и развитии теоретической педагогики и образовательной практики в контексте различных типов культур (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, B.C. Леднёв, И.Я. Лернер, Г.И. Прозументова, Т.А. Костюкова и др.); современные философские и педагогические концепции (Б.С. Гершунский, П.Г. Щедровиций, Г.И. Петрова, К.В. Кулаев, В.А. Дмитриенко, Н.А. Лурья и др.); этнопедагогики и образования в национальных школах (Г.Н. Волков, М.Ю. Новицкая, О.Д. Мукаева, В.Ф. Афанасьев и др.). Исследование процесса этнокультурного образования осуществлялось с позиций цивилизационного, культурологического, системно-структурного подходов с опорой на принципы историзма и объективности.

Методы исследования. Теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и историко-этнографической литературы; изучение педагогического опыта; изучение документов по вопросам образования, законодательных актов и программ развития системы образования; проектирование образовательных систем; прогностические методы (мысленный эксперимент, моделирование); конкретно-социологические методы (анкетирование, опрос, интервьюирование, беседы); элементы статистической обработки результатов исследования.

Базой исследования послужила малокомплектная национальная школа в этническом центре селькупов п. Иванкино Колпашевского района Томской области (этнический центр селькупов).

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1999-2000 гг.) вырабатывался план диссертационного исследования; проводился сбор эмпирического материала; осуществлялось изучение состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической, исторической, этнологической и философской литературе; обосновывалась тема; определялись цели и задачи, объект и предмет исследования; разрабатывалась гипотеза. На втором этапе (2001-2002 гг.) определялись методы; выявлялись особенности модели этнокультурного образования малочисленных народов Севера. Проводился констатирующий эксперимент с целью выявления этнокультурной компетентности и самосознания школьников младшего возраста представителей коренных малочисленных народов Севера. Осуществлялась апробация и коррекция национально-профилированных программ в малокомплектной национальной школе. Третий этап (2002-2003 гг.) был посвящен формирующему педагогическому эксперименту, основные задачи которого - формирование системы эффективных педагогических условий этнокультурного образования и реализация модели национального образования (на материалах севера Томской области). В заключительном контрольном эксперименте дополнительно корректировались ранее сформулированные соискателем теоретические положения. Разработанные методические рекомендации внедрялись в систему учебно-воспитательной работы малокомплектной национальной школы п. Иванкино Колпашевского района Томской области, а также на психолого-педагогическом факультете Томского государственного педагогического университета в виде спецкурсов; осуществлялось оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- выявлены этнокультурные и педагогические основания развития системы этнокультурного образования в северных районах Томской области;

- раскрыты особенности технологии реализации этнокультурного образования: опора на культурные компоненты и традиционные виды деятельности малочисленных народов Севера;

- дано теоретическое обоснование и разработана программа и учебно-методическое обеспечение этнокультурного образования для начальной школы северных районов Томской области;

- разработана комплексная модель этнокультурного образования школьников: ценностные основания, предметное содержание, организационно-методическое обеспечение.

Теоретическая значимость исследования. Выявлены этнокультурные и педагогические предпосылки реализации национально-культурных компонентов образования в северных районах Томской области, основанные на диалектической взаимосвязи национально-культурных особенностей, семей но-бытового уклада, ведущих тенденций социально-экономического развития региона, на гуманистической направленности образования, определяющей приоритет личности. Разработана концептуальная, комплексная модель этнокультурного образования и технология ее реализации.

Практическая значимость исследования: разработана программа этнокультурного образования для начальной школы северных районов Томской области; разработаны методические рекомендации по совершенствованию форм и методов реализации этнокультурного образования; научно-методические результаты исследования включены в учебные программы студентов психолого-педагогического факультета Томского государственного педагогического университета и могут быть применимы в других образовательных учреждениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманистически направленная комплексная модель этнокультурного образования школьников, отражающая диалектическую взаимосвязь культурных особенностей коренных народностей Томского Севера, ведущих тенденций социально-экономического развития региона.

2. Педагогические условия реализации национальных компонентов этнокультурного образования обусловлены интеграцией учебных программ и педагогических технологий с учетом национально-культурных особенностей.

3. Интеграция педагогического потенциала системы общего среднего образования и национально-культурных традиций коренных народностей является важнейшим необходимым условием реализации педагогической технологии национально-культурного компонента образования в школах северных районах Томской области.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, представленные в виде методических разработок, выполненных диссертантом, апробировались в школах севера Томской области: п. Иванкино Колпашевского района, с. Парабель Парабельского района; п. Кафтанчиково Томского района. Апробация проводилась на психолого-педагогическом факультете Томского государственного педагогического университета. С использованием материалов исследования на базе кафедры начального образования проведен городской семинар для учителей начальных классов по теме «Место, роль и значение этнической педагогики в современном образовательном пространстве» (2002 г.). Материалы проведенного исследования явились основой для читаемых диссертантом спецкурсов на психолого-педагогическом факультете ТГПУ: «История и культура народов Сибири», «Традиционное воспитание детей у народностей сибирского Севера».

Материалы исследования были представлены на областной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Петра Федоровича Капте-рева (Томск, 1999), региональной научно-практической конференции «Управление развитием содержания образования» (Томск, 2002), VIII Международном научном семинаре «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Владивосток, 2000), VIII Финно-угорском Международном конгрессе (Тарту, 2000), VII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 2001), V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы безопасности здоровья при занятиях спортом и физической культурой» (Томск, 2002), II Сибирском форуме образования (Томск, 2003).

Структура диссертации подчинена цели и основным задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения; общий объем 172 страницы машинописного текста, библиографический указатель содержит 192 работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Малиновский, Игорь Вячеславович

• Результаты исследования свидетельствуют об эффективности предлагаемой нами программы и технологии воспитания и обучения в национальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данном этапе исследования важной является задача выяснения того, каким образом знания о ценностях разных уровней должны быть и могут быть представлены в структуре этнокультурного образования, чтобы они оказали реальный формирующий эффект в современных условиях. В связи с этим необходимо осуществлять интерпретирующий синтез норм и ценностей, вырабатываемых на разных уровнях человеческого существования и в разных видах человеческой деятельности, проецируя результаты этого синтеза в сферу этнокультурного образования.

Необходимо отметить, что этнокультурное образование, являясь сложным, многомерным явлением, существует как часть этнокультурного образовательного пространства, окружающего человека всю жизнь. Современная философия образования исходит из идеи превращения образования в образ жизни.

Этнокультурное образовательное пространство — это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Оно должно состоять из трех органически взаимосвязанных частей: институциональной, внеинституциональной и окказиональной.

Вместе с тем в этнокультурном образовании можно выделить три последовательных, логически связанных этапа: пропедевтика, обучение, погружение в практику.

Совместив эти два подхода, предлагаем в качестве концептуального решения следующую структуру этнокультурного образования:

I. На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической самоидентификации ребенка. Этнокультурное образовательное пространство в данном случае — это атмосфера в семье. Происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Национальное воспринимается через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и пр.

II. Основная часть этнокультурного образования — институциональное образование. Главная задача здесь — обучение. Реализуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием его будет многоязычие: изучение родного, государственного и иностранных языков.

Структура этнокультурного образовательного пространства зависит от того, на каком языке преподаются учебные дисциплины, какие предметы изучаются и каково содержание изучаемых курсов.

Наиболее эффективно тнокультурное образовательное пространство может быть организовано в школах. Всем желающим должна быть предоставлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.

В средних специальных и высших учебных заведениях этнокультурное образовательное пространство создается также языками обучения и содержанием курсов. Особое значение такого образования в том, что готовятся кадры, от которых в первую очередь зависит создание этнокультурного образовательного пространства в детских садах и школах. Поэтому особого внимания требуют педвузы, учебные заведения культуры и университеты.

III. Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая, безусловно, стоит и перед институциональным образованием — приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивида. Этнокультурное образовательное пространство создают национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство может формироваться теле- и радиопередачами, публикациями в газетах и журналах.

Если учесть плодотворное влияние семьи, окружающей среды на овладение родным языком, национальной культурой и традициями, то в реализации этнокультурных интересов велика роль окказионального образования. Только взаимосвязь и взаимодействие этих трех сфер образовательной работы способны дать желаемые результаты.

Переход к системе этнокультурного образования — не одномоментный акт, а длительный поэтапный процесс. В концептуальном плане условно выделим три основных этапа переориентации системы образования, охватывающих длительную перспективу с учетом социально-экономических и демографических реалий.

На первом, подготовительном этапе следует создать условия для формирования этнокультурного образовательного пространства. Это разработка законодательных актов по обеспечению культурных свобод и прав, охране культурно-исторического наследия этносов; принятие специальных государственных и региональных программ сохранения, возрождения и развития языков и культур этносов; создание сети региональных экспериментальных площадок; постоянный анализ этнокультурных образовательных потребностей населения в режиме мониторинга; разработка программ этнокультурного образования применительно к преподаванию естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в учебных заведениях различных ступеней; создание учебников и учебно-методической литературы нового поколения.

Содержанием второго, основного этапа должно стать введение двуязычного образования в школах, во внеинституциональном обучении. Предстоит начать подготовку специалистов по многоязычному обучению в педагогических колледжах, институтах и университетах. В целях возрождения родного языка этнических групп в местах их компактного проживания продолжить развитие сети дошкольных учреждений, школ, лицеев и гимназий.

На третьем, заключительном этапе предполагается завершить работу по подготовке экспериментальных и типовых учебников, учебных пособий и справочников, терминологических словарей на национальных языках. Издать энциклопедию народной педагогики, антологию фольклора и памятники словесности этносов малых народов Севера. Осуществлять ежегодное, нарастающее по объемам, издание учебных, наглядных и справочных пособий, книг с параллельными текстами для детей, сказок и мифов, дву- и многоязычных словарей, разговорников и самоучителей, наладить выпуск периодических изданий на языках этнических групп. Выделить время на радио и телевидении для вещания на языках этносов, предусмотрев на них специальные учебные передачи, курсы языка и т. д.

Общая цель всех предлагаемых мер — достижение этнокультурной и государственной идентичности малых народов Севера.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Теоретические основания реализации национально-культурных компонентов образования базируются на диалектической взаимосвязи национально-культурных особенностей коренных народностей, семейно-бытового уклада, ведущих тенденций социально-экономического развития региона; на гуманистической направленности образования.

2. Педагогические условия эффективной реализации этнокультурного образования включают в себя: организацию ситуаций, способствующих развитию рефлексии и осознанию ценностных оснований этнокультурной идентификации участниками образовательного процесса; учет специфики предметного содержания этнокультурного образования; учет потребностно-мотивационной сферы в конструировании учебной информации; практическая направленность организационно-методической системы.

3. Модель этнокультурного образования малочисленных народов Томского Севера представляет собой ценностно-ориентированную педагогическую технологию.

4. Педагогическая технология основана на интеграции реализации национально-культурного компонента образования в северных районах Томской области основаны на интеграции педагогического потенциала системы общего среднего образования и этнокультурных традиций коренных народностей, исторически сложившихся особенностей семейно-бытового уклада, воспитания и социальной адаптации.

5. Предложенных национально-профилированных программ pi разработанные научно-практические рекомендации позволяют обеспечить успешную реализацию этнокультурного образования малочисленных народов Томского Севера.

6. Проведенное исследование подтверждает актуальность поставленной проблемы и позволяет увидеть новые подходы и перспективу ее дальнейшей разработки, а также совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров для национальных школ.

Перспективы исследования:

• Разработка концепции этнокультурных школ (классов) на основе деятельностного подхода к усвоению традиционных видов деятельности;

• Создание программ изучения языка этнической группы; одновременно необходимо проектировать издания учебной и художественной литературы на языке этнической группы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Малиновский, Игорь Вячеславович, 2004 год

1. Агамова Н.С., Морозов И.А., Слепцова И.С. Народная игра для детей. Репертуар, методика: Методическое пособие. М.: Государственный республиканский Центр русского фольклора Министерства культуры РФ; ИЭА РАН, 1995. 175 с.

2. Агибаров Р.А. Некоторые проблемы перестройки и обновления образования // Социальные проблемы современной молодежи. Черкесск, 1992. С. 88-97.

3. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В., Флейшман Б.С. Системология: сущность и место в научном знании // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. 439 с.

4. Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество: Сибирь XVII в. Новосибирск: Наука, 1991. 401 с.

5. Алексеенко Е.А. Ребенок и детство в культуре кетов. // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 25.

6. Амонашвили Ш.А. Основы педагогики сотрудничества. (Новое педагогическое мышление) / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.

7. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991. 147 с.

8. Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999. 192 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989. 244 с.

10. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этносов//Советская этнография. 1982. № 1.

11. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. С. 182.

12. Баранцев Р.Г. Открытым системам открытые методы // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. 439 с.

13. Батьянова Е.П. Реформы в России 1990-х годов и этническое самосознание народов Севера // Конференция "Научные мосты между Северной Америкой и Российским Дальним Востоком". Тезисы. Владивосток, 1994.

14. Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI XVII веках. Д., 1935. 86 с.

15. Беккер Э.Г. Личные имена у селькупов // Языки и топонимия. Томск: ТГУ, 1976. Вып. 2. С. 91-95.

16. Беккер Э.Г., Алиткина Л.А., Быконя В.В., Ильяшенко И.А. Морфология селькупского языка. Южные диалекты. 4.1. Томск: ТГУ, 1995. 292 с.

17. Бим Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998. 576 с.

18. Богоявленский Д.Д. Некоторые аспекты занятости народностей Севера и демографические процессы // Смена культур и миграции в Западной Сибири. Томск: ТГУ, 1987. С. 132-134.

19. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской Ростов на Дону, 1995. 215 с.

20. Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в первой половине XVII века // Тр. Томского гос. ун-та. Томск, 1950. Т. 112. С. 23-210.

21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.

22. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1965. С. 15.

23. Брюн Е.А. Эко-культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества//Журнал прикладной психологии. М., 1998. № 1. С. 23.

24. Бурыкин А.А. Народы Севера: языки, культура, образование // Языки. Литература. История. Культура. 2000. № 38. февр. С. 9-10.

25. Бурыкин. А.А. Термины родства как объект лингвистического анализа (круг проблем и аспекты исследования) // Алгебра родства. СПб., МАЭ РАН (Кунсткамера), 1998. Вып. 2. С. 76-88.

26. Вайнштейн С.И. Свод этнографических понятий и терминов. М.,1995. Вып. 6. 125 с.

27. Василенко Л.И. Системные исследования развития и взаимодействия человека с природой // Принцип системности в познании процессов развития. М.: ИФ АН СССР, 1992. С. 99-107.

28. Васильев В.И., Малиновская С.М. Концепции национально-политического и культурного развития малочисленных народов Севера Томской области (Исследования по прикладной и неотложной этнологии № 54). М., 1993.26 с.

29. Вилков О.Н. Промышленность нерусских городов Тобольского уезда в XVII веке // Сибирь XVI -XVII веков. Новосибирск, 1962. С. 84-96.

30. Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации русского Севера: Сер. "Народы России". Сост. Т.И. Алексеева. М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1997. 201 с.

31. Битов М.В. Этнография русского Севера: Сер. «Библиотека Российского этнографа»". Сост. И.В. Власова, С.И. Дмитриева. М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1997. 194 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. М.: 1997.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 355 с.

34. Воронин A.M., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов педвузов. Брянск, 1997. С. 76.

35. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. 146 с.

36. Выготский JT.C. Избранные сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.

37. Выготский JT.C. Мышление и речь. М., 1996. 416 с.

38. Ганцкая О.А., Григорьева Р.А. Историко-этнографический очерк традиционной культуры: Материалы к серии «Народы и культур». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1992. Вып. XXVI. 138 с.

39. Гемуев И.Н. Реликты матриархата у селькупов // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973. С. 214-216.

40. Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX начало XX в.). Новосибирск, 1984. 156 с.

41. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в практическую философию. / Сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

42. Герд А.С. Введение в этнолингвистику: Учебное пособие. СПб., 1995. 240 с.

43. Гершунский Б.С. Перспективы развития образования и педагогической науки в новых социально-экономических условиях // Актуальные проблемы образования. Бийск, 1993. С. 4-15.

44. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.608 с.

45. Голов В.П. Экспертиза авторских программ по краеведению и педагогические требования к их структуре и содержанию // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. СПб., 1995. 163 с.

46. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М.: Наука, 1984. 286 с.

47. Гумилёв JI.H. География этноса в исторический период. JL, 1990.280 с.

48. Гумилёв JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 495 с.

49. Гурвич И.С. Особенности преемственности культуры у народов Крайнего Севера СССР // Социологические проблемы образования, культуры и науки. М., 1978. С. 84-93.

50. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов — будущих специалистов дошкольного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук / Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 2000. 21 с.

51. Дебец Г.Ф. Селькупы. // Тр. ИЭ. Т. 2. М., 1974. С. 103-145.

52. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт. Красноярск, 1989. 150 с.

53. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. // Тр. ИЭ. Т. 55. М., I960., 662 с.

54. Дробижева Л.М. Этницизм и проблема национальной политики // Куда идет Россия? М., 1994. С. 188-192.

55. Дульзон А.П. Археологические памятники Томской области// Труды ТОКМ. Т.5. Томск, 1956. С. 89-316.

56. Дульзон А.П. Остяцкие могильники XVI-XVII вв. у с. Молчанова на Оби // Уч. зап. ТГПИ. Т. 12. Томск, 1955. С. 97-154.

57. Дульзон А.П. Термины родства и свойства в языках Нарымского края и Причулымья // Уч. зап. ТГПИ. Т. 2. Томск, 1954. С. 59-94.

58. Емельянов Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху. Томск: ТГУ, 1980.251 с.

59. Ерохин С.Н. Тенденция социально-экономического развития районов проживания народностей Севера и некоторые аспекты труда // Социальные проблемы труда у народностей Севера. Новосибирск, 1986. С. 78-80.

60. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха: статьи и материалы. М., 1992. 239 с.

61. Жорницкая М.Я. Состояние и задачи изучения народного хореографического искусства в СССР. М.: Наука, 1973. 152 с.

62. Зайцев В.Н. Эскиз методологии для министра // Педагогика. 1999. № 4. С. 83-88.

63. Золототрубов B.C. Проблемы формирования потенциала образования у народов Севера // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. № 2. С. 66-71.

64. Иванова В.А. Малые народы сибирского Севера: проблемы и перспективы культурного развития Томск, 1989. С. 20.

65. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 256 с.

66. Казакевич О.А. Языковая ситуация у коренных малочисленных народов Туруханского района: кеты и селькупы // Язык в контексте общественного развития. М., 1994. С. 177-181.

67. Кларин М.В, Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997. 223 с.

68. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1998.41 с.

69. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М., 1998. С. 425-468.

70. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. 268 с.

71. Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской империи (XVIII нач. XX вв.). 2-е изд: Сер. "Библиотека "Российского этнографа". М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1995. 217 с.

72. Концепт движения в языке и культуре / Отв. ред. Т.А. Агапкина. М.,1996.

73. Копыленко М.М. Основы этнолингвистики. Алматы, 1995. 220 с.

74. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс истории образования и педагогической мысли: Учебное пособие. М.: УРАО, 2002. 265 с.

75. Королёв С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии. // Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975. С. 114-120.

76. Костюкова Т.А. Человек как исходное начало образовательных систем // Международный конгресс по проблему гуманитарного образования. Бийск, 1995. С. 74-81.

77. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. 224 с.

78. Коменский Я.Великая дидактика. М., 1959.

79. Крючкова Т.Б. Диалектная дифференциация языка и проблема создания письменности // Язык в контексте общественного развития. М., 1994. С. 55-70.

80. Кряклина Т.Ф. Проблемы взаимосвязи национальных культур и образования (философско-социологический аспект): Автореф. дис.д-ра. филос. наук / Томский государственный университет. Томск, 1995. 37 с.

81. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 3. С. 3-12.

82. Кузьмина А.И. Грамматика селькупского языка. Ч. 1. Селькупы и их язык. Новосибирск, 1974. 120 с.

83. Кулемзин В.М. Человек и природа верования хантов. Томск: ТГУ, 1984.187 с.

84. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. № 5.

85. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. № 5. С. 24-26.

86. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и ис-торико-этнографические области. // СЭ. 1955. № 4. С. 3-17.

87. Леви-Строс К. Культурная антропология (раздел: социальная антропология и культурная антропология). М., 1983.

88. Леонтьев Д.А. Тест смысла жизненных ориентаций. М., 2000. 48 с.

89. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского (4-е изд.). Тбилиси: Тбилисский университет, 1974. С. 339-430.

90. Луковцев B.C. Традиционное и новое в отношении к труду у народностей Севера // Социальные проблемы труда у народностей Севера. Новосибирск, 1986. С. 20-27.

91. Люрья Н.А. Образование и культура (социально-философский анализ образовательных проблем). Томск: ТПУ, 2004. 150 с.

92. Малиновская С.М. Историческое краеведение в северных школах // Материалы I Всероссийской научной конференции «Историческое краеведение в школе и вузе». Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1994. С. 52-54.

93. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М., 1963. 150 с.

94. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учебное пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1987. 205 с.

95. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. 184 с.

96. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произв. / Пер. с англ. и ком-мент. Ю.А. Алексеева; Сост. и послесловие И.С. Кона. М. Наука, 1988. 429 с.

97. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.; Л., 1937. Т.1. 607 с.

98. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.; Л., 1941. Т. 2. 637 с.

99. Морев Ю.А. Диалектная дифференциация селькупского языка и проблема создания письменности // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тезисы Международной научной конференции. Т. 1. Филология. Новосибирск, 1995.

100. Морев Ю.А. К проблеме «ревитализации» селькупов и их языка // Проблемы историко-культурной среды Арктики: Тезисы докладов Международного симпозиума. Сыктывкар, 1991. С. 143-145.

101. Морев Ю.А. Место ласкинского говора в диалектной системе селькупского языка (по фонетическим данным) // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Новосибирск, 1973.

102. Морев Ю.А. Перспективы развития и сбережения селькупского языка // Русский язык и языки народов Крайнего Севера. Проблемы описания контактных явлений: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Л., 1991. С. 165-168.

103. Морев Ю.А. Письменность и школьное дело у селькупов: прошлое и настоящее // Моя избранница наука, наука, без которой мне не жить. Сборник, посвященный памяти этнографов Т.Н. Грачёвой и В.И. Васильева. Барнаул, 1995. С. 216.

104. Морев Ю.А. Проблема этнической и языковой консолидации селькупов // Субъекты Российской Федерации в условиях реформ: Материалы Российской научной конференции. Томск, 1995. С. 90-92.

105. Морев Ю.А. Роль родного языка и образования в национальном возрождении селькупов // Проблемы двуязычия и многоязычия в современных условиях: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 1993. С. 70-73.

106. Морев Ю.А. Создание письменности для южных селькупов // Соп-gressus Octavus Intemationalis Fenno-Ugristarum. Juvaskyla, 1995. С. 111.

107. Морев Ю.А. Традиционное и новое в языке селькупов (этнолингвистические и социолингвистические аспекты) // Традиционное и современное в культурах Томского севера. Томск: ТГПУ, 1999. С. 143-163.

108. Морев Ю.А. Этнотерриториальные группы селькупов вчера и сегодня // Проблемы этнической истории самодийских народов. Сборник докладов Всесоюзной научной конференции. Ч. 2. Омск, 1993. С. 45-48.

109. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков. Элиста, 1999. 256 с.

110. Народы России: Энциклопедия. / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 479 е., ил.

111. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демографических преобразований / Отв. ред. З.П. Соколова. М.: ИЭА РАН, 1994. 440 с.

112. Народы Севера России (1960 1980 гг.). Ч. 1 - 3: Материалы к серии «Народы и культуры». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1992. Вып. XVIII. 719 с.

113. Народы Сибири (Сибирский этнографический сборник): Сер. «Библиотека Российского этнографа». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1995. 255 с.

114. Народы Сибири и Севера России в XIX в.: Этнографическая характеристика: Материалы к серии «Народы и культуры» / Отв. ред. З.П. Соколова. М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1994. 272 с.

115. Народы Сибири. Кн. 1.: Сибирский этнографический сборник: Материалы к серии «Народы и культуры». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1993. Вып. XXIV. 252 с.

116. Народы Сибири. Кн. 3 (Сибирский этнографический сборник № 8.): Сер. «Библиотека Российского этнографа» / Отв. ред. З.П. Соколова. М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1997. 303 с.

117. Народы Советского Севера (1960-1980-е годы) / Отв. ред. И.С. Гур-вич, З.П. Соколова. М.: Наука, 1991. 263 с.

118. Наушабаева С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса) // Педагогика. 1993. № 1. С. 104-109.

119. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Национальное образование. 2000. № 2. С. 14-18.

120. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994. С. 52.

121. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетия: Монография. М., 2000.

122. Никонов В.А. Словарь русских фамилий / Сост. E.JI. Крушельницкий / Предисл. Р.Ш. Джарылгасиновой. М.: Школа-Пресс, 1993. 224 с.

123. Новикова Н.И. Некоторые аспекты традиционного воспитания одаренных детей у народов Севера // Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи: Материалы VII Виноградовских чтений. Ч. 1. Екатеринбург, 1993. С. 33-35.

124. Новикова Н.И. О гражданских принципах национальной политики на Севере // Народы Сибири и сопредельных территорий. Томск, 1995. С. 89-95.

125. Новицкая М.Ю. Проект создания комплексной системы образования и воспитания на интегрирующей основе традиционной народной культуре // Начальное образование в России. Инновация и практика / Сост. А. Русаков. М.: Школа, 1994. С. 160-165.

126. О национальном составе населения Томской области (По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Томск, 1990. 19 с.

127. Обские угры (ханты и манси): Материалы к серии «Народы и культуры». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1991. Вып. VII. 241 с.

128. Огородников В.И. Очерк истории Сибири до начала XIX столетия. Иркутск, 1920. 289 с.

129. Огородников В.И. Русская государственная власть и сибирские инородцы в XVII- XVIII вв. // Сб. тр. профессоров и преподавателей Иркутского гос. ун-та. Отд. I. Иркутск, 1921. Вып. I. С. 69-113.

130. Орлова Е.Н. Население по pp. Кети и Тыму, его состав, хозяйство и быт // Работы научно-промысловой экспедиции по изучению Оби и ее бассейна. Красноярск, 1928. Т. I. Вып.4.

131. Пальянов М.П. Всестороннее развитие личности школьника: Учебное пособие для педагогических вузов. Томск, 1985. 111 с.

132. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Русская этническая поэзия Сибири и Дальнего Востока. / Сост. Ю.И. Смирнов. Новосибирск: Наука, 1991. Т. 1. 499 с.

133. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. СПб., 1911. Т.2. 1492 с.

134. Пелих Г.И. Букварь для селькупов. Без письменности нельзя сохранить народ. // Народная трибуна: Еженедельная газета. 1990. 11 окт. С. 9.

135. Пелих Г.И. Селькупы XVII века (очерки социально-экономической истории). Новосибирск, 1981. 177 с.

136. Петрова Г.И., Кряклина Т.Ф. Народ культура — образование: Научно-методическое пособие. Томск: Изд-во «Красное знамя», 1991. 52 с.

137. Пика А.И., Прохоров Б. Большие проблемы малых народов // Коммунист. 1988. № 6. - С. 83

138. Плотников М.П. Нарымский край. СПб., 1901. 112 с.

139. Полевые исследования / Отв. ред. С.И. Вайнштейн. М.: ИЭА РАН, 1993. Т. 1. Вып. 1.195 е.; Т. 1.Вып. 2. 156 с.

140. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история, М.: Наука, 1979. 232 с.

141. Прозументова Г.И. Образование субъектов совместной деятельности — проблема изменения содержания образования в школе / Школа Совместнойдеятельности: изменение содержания образования в школе. Книга 3. Томск: Ufo Пресс, 2001. 287 с.

142. Прокопенко В.И., Красильников В.П., Мишкеоль Т.Л., Прокопенко В.В. Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов: Пособие для учителей. Екатеринбург: Уральский институт типового проектирования, 1992. 70 с.

143. Прокофьев Г.Н. Селькупская (остяко-самоедская) грамматика. Л.: Изд-во Института народов Севера, 1935. 132 с.

144. Прокофьев Г.Н. Три года в самоедской школе // Советский Север, 1931. №7-8. С. 152.

145. Прокофьева Е.Д. Древние жилища на реках Тым и Кеть // СЭ. 1947.2

146. Прокофьева Е.Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) // Сибирский этнографический сборник. I. Труды ИЭ. Т. 18. М.; Л., 1952. С. 88-107.

147. Прокофьева Е.Д. О водном транспорте тазовских селькупов // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984. С. 139-142.

148. Розин В.М. Введение в культурологию. М.: ИНФРА, 2000. 219 с.

149. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1973.

150. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. М., 1998. 256 с.

151. Селькупская мифология. / Сост. Г.И. Пелих. Томск: Изд-во НТЛ, 1998. 80 с.

152. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция содержания и технологий. Волгоград, 1997. 172 с.

153. Символический язык традиционной культуры / Отв. ред. С.М. Толстая, И.А. Седакова. М., 1993. 209 с.

154. Симченко Ю.Б. Тайга селькупская: Сер. «Библиотека Российского этнографа». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1995. 137 с.

155. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. Т. 1.

156. Современные проблемы и вероятные направления развития национально-государственного устройства Российской Федерации. М., 1992. С. 11-16.

157. Соколова З.П. Концептуальные подходы к развитию малочисленных народов Севера // Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. М., 1995. С. 5-42.

158. Соколова З.П. Народы Севера: выживание в условиях рыночной экономики // Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. М., 1995. С. 265-335.

159. Статистика Российской империи. СПб., 1894. Вып. 10. Томская губерния. 116с.

160. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Антологии педагогической мысли. Укр. СССР / Сост. Н.П. Калини-ченко. М. 1998. С. 444-457.

161. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 29.

162. Тавадов. Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М. 1998. 688 с.

163. Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. №4. С. 8.

164. Толстая С.М. Этнолингвистика // Институт славяноведения. 50 лет. М., 1996. С. 235-248.

165. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. 237 с.

166. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера / Отв. ред. И.С. Гурвич, З.П. Соколова. М.: ИЭА РАН; 1990. 222 с.

167. Традиционное жилище народов России: XIX начало XX в. / Отв. ред. JI.H. Чижикова. М.: Наука, 1997. 397 с.

168. Традиционное мировоззрение народов Сибири: Сер. «Народы России» / Отв. ред. Ч.М. Таксами. М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1996. 155 с.

169. Тульвисте И.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера. Новосибирск, 1986. С. 100-107.

170. Тураев В.А. Некоторые проблемы использования трудовых ресурсов народностей Севера. Новосибирск, 1986. 122 с.

171. Тюрки таежного Причулымья: Популяция и этнос / Под ред. В.П. Алексеева. Томск, 1991. 244 с.

172. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. В 6 т. М., 1988. Т. 1.416 с.

173. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера (Доклады и выступления) / Под ред. Н.В. Лукиной. Томск: Томский гос. ун-т, 1999. 104 с.

174. Хафуз М.Э. Историко-этнографические очерки: Материалы к серии «Народы и культуры». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1993. Вып. XIV. 150 с.

175. Хелимский Е.А. Историческая и описательная диалектология самодийских языков: Дис.д-ра. филол. наук (в форме научного доклада). Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1988. 48 с.

176. Шадриков В.Д., Старовойтова Е.В. Концепция индивидуализации воспитания// Советская педагогика. 1987. № 10.

177. Шаргородский JI.T. Селькупы: современные этнические процессы у селькупов: Сер. «Библиотека Российского этнографа». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1994. 186 с.

178. Шмелева М.Н. Историко-этнографический очерк традиционной культуры // Материалы к серии «Народы и культуры». М.: ИЭА РАН; КМЦ, 1992. Вып. VI. 208 с.

179. Шуверова В.Д. История этнических отношений в СССР (1970-1980-е гг.) в англо-американской историографии: Дис. д-ра. ист. наук. М., 1993. С. 316.

180. Шумилова Э.И. Объект изучения фольклорный танец // Советский балет. 1983. №2. С. 11-12.

181. Этнодемографические особенности воспроизводства народов Севера России / Отв. ред. Г.М. Афанасьева. М.: ИЭА РАН, 1996. 254 с.

182. Этнопедагогика Сибирского Севера: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Г.В. Залевский. Томск: ТГУ, 1996. 173 с.

183. Этнопедагогика: Программы педагогических институтов. Шуя: Шуйский гос. пед. ии-т, 1995. С. 137-157.

184. Anusiewicz J. Lingvvistyka kulturowa. Zarys problematyki. Wroclaw,1994.

185. Etnolingwistyka / Pod. red. J. Bartminskiego. Lublin, 1988-2000. Т. 112.

186. Janurik T. Kriterien zur Klassifizierung der Dialekte der samojedischen Sprachen // Dialektologia Uralica. Bd. 20. Wiesbaden, 1985.

187. Katz H. Selkupische Quellen. Wien, 1979.

188. Kazakevitch O.A. The Education of the Selkups in Russia: Teaching the Mother Tongue as a Forcing Language // International Review of Education. Kluvver Academic Publishers. 42(4): 1996.

189. Slownik stereotypy w i symboli ludowych / Pod red. J. Bartminskiego. Lublin, 1996. Т. 1. Kosmos. Cz. 1. Niebo. S wiatl a niebieskie. Ogien, 1997. [Cz.] 2. Ziemia. Woda. Podziemie.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.