Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера: На материале Ханты-Мансийского автономного округа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Возняк, Снежана Александровна

  • Возняк, Снежана Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 208
Возняк, Снежана Александровна. Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера: На материале Ханты-Мансийского автономного округа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2005. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Возняк, Снежана Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи традиционной педагогической культуры и социализации 13 подростков

1.1. Традиционная культура и её социализирующие 14 возможности.

1.2. Сущность и содержание процесса социализации подростков.

1.3. Особенности социализации подростков коренных 82 малочисленных народов Севера.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа школ по 104 проблеме исследования

2.1. Опыт работы школ по исследуемой проблеме.

2.2. Модель сельского социокультурного комплекса на основе традиционной культуры.

2.3. Результаты опытно — экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера: На материале Ханты-Мансийского автономного округа»

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа современной стратегии обновления общества и его органической части - образования.

В переломный период развития России особый интерес представляют исследования социализации подростков и молодежи с учетом их этнической специфики как субъектов общечеловеческой истории. Проблема заключается в том, что индивид может потерять себя как представитель определенного этноса. Это в особой мере касается малочисленных этносов Севера. В последние годы нарастает угроза разрушения этнической самобытности этих народов, особенно в связи с интенсивными миграционными потоками, размывающими естественную среду их обитания. На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам.

Кризис ценностей народов Севера проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их девиантном поведении, слабой ориентированности на образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, трудовых навыков, ранней алкоголизации.

Одна из причин такого положения северных народов, как показывают результаты многочисленных исследований, заключается в том, что традиционный механизм их воспроизводства оказался разрушенным, а новый не сформировался. В настоящее время признается, что в процессе его становления важную роль играет традиционная культура, включая традиции народной педагогики. В воссоздании их потенциала особое место отводится общеобразовательной школе — при условии введения в неё этнопедагогического компонента. Именно он выступает одним из ведущих элементов успешной социализации подростков — представителей коренных народов Севера. Решение проблемы построения образовательно-воспитательного процесса с опорой на данный компонент способствует созданию этносоциокультурной среды, которая обеспечивает полноценное формирование у подрастающего поколения знаний, трудовых навыков и компетенций, необходимых для социализации личности в современном мире.

Малочисленные народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, - природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой (особенно относящиеся к природной среде обитания) значимы для представителей любого другого этноса. Следует особо подчеркнуть, что богатые многовековые традиции педагогической культуры этих народов были недостаточно востребованы отечественной теорией и практикой педагогики в обществе; они считались примитивно-архаичными, зачастую ненужными, устаревшими.

Таким образом, социализация подростков представителей коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры является важнейшей актуальной проблемой, которая имеет особую значимость. Она становится одной из первоочередных задач педагогической науки и практики, организации этнообразовательных процессов в регионах Севера.

Состояние изученности проблемы

Этнические аспекты данной проблемы нашли отражение в трудах В.В.Вербицкого, А.А.Дунина-Горкавича, М.А.Кастрена, В.М.Кулемзина, Н.В.Лукиной, Г.Новицкого, З.П.Соколовой, Н.Г.Хайруллиной, Т.Г.Харамзи-на, В.Н.Чернецова, посвященных исследованиям обско-угорской этнографии, этнической истории, религиозных верований, истории культуры народов Севера. Сущность и особенности традиционной педагогической культуры раскрыли в своих работах А.Л.Бугаева, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, И.С.Кон, Ч.М.Таксами и др.

Изучению социализации посвящены общефилософские и социологические исследования отечественных (С.С.Батенин, О.И.Иванов, Б.Д.Парыгин, В.Д.Семенов, А.Г.Харчев) и зарубежных ученых (Д.Дьюи, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс). Социализация как педагогическое явление рассматривается в работах Г.М.Андреевой, С.Г.Вершловского, Ш.А.Га-рибова, Э.С.Гарунова, В.В.Давыдова, П.Ф.Каптерева, Я.А.Коменского, И.С.Кона, А.В.Мудрика, В.И.Петрищева. Психологические аспекты этносов и культуры как одних из основных мега- и мезофакторов социализации обоснованы в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.В.Петровского.

Влияние на процесс воспитания культурной и социальной среды показали А.С.Макаренко, С.А.Рачинский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушин-ский, С.Т.Шацкий.

Особенности социализации в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев раскрыты в работах Н.Ф.Головановой, И.С.Исаева, Н.Д.Никандрова, Е.Н.Шиянова.

На фоне значительного количества работ, исследующих процесс социализации с психолого-педагогической точки зрения и предлагающих пути его решения (А.Д.Грибецкая, М.Х.Гурьянова, Т.И.Добровольская, И.Г.Шевцова, В.Я.Кряквин), следует отметить, что социализация школьников коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры не стала в полной мере предметом специальных исследований. Это направление не нашло отражения в современной теории социализации. В частности, не получила должного обоснования проблема использования традиционной педагогической культуры в социализационных процессах малочисленных народов Севера.

Научное обоснование этой проблемы позволяет выявить существующие противоречия между:

- осознанием процесса глобализации общества как неизбежной реальности и потребностью сохранить национально-самобытную культуру;

- потребностями изменившегося общества в нравственном типе северянина с развитым этническим самосознанием, способного обогащать и транслировать ценности культуры своего этноса, и современным состоянием образования в национальной школе, семье, посреднических структурах, ответственных за воспитание ребенка;

- необходимостью создания механизма социализации подростков в этносоциуме и недостаточным использованием возможностей традиционной педагогической культуры народов Севера, этно-социокультурной среды в образовательном процессе и семейном воспитании.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило актуальность нашего исследования.

Объект исследования - социализация подростков коренных народов Севера.

Предмет исследования — процесс социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.

Цель исследования - разработка, обоснование и апробация системы направленной социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.

Гипотеза исследования - социализация подростков коренных народов Севера будет успешной, если:

- выявлены социализирующие возможности традиционной культуры и особенности социализации подростков коренных народов Севера;

- конкретизированы содержание и способы реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе на основе традиционной культуры;

- использованы в учебно-воспитательном процессе средства традиционной педагогической культуры, способствующие адаптации и самореализации школьников в современном социуме;

- создан сельский социокультурный комплекс, обеспечивающий процесс социализации подростков-северян с учетом их традиционной культуры.

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Осуществить теоретико-методический анализ воздействия традиционной педагогической культуры на социализацию школьников, выявив её социализирующие возможности.

2. Определить сущность и содержание процесса социализации подростков коренных народов Севера средствами традиционной культуры, выделить критерии оценки их социализированное™.

3. Охарактеризовать особенности социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.

4. Определить содержание национально-регионального компонента и способы его включения в учебно-воспитательный процесс на основе традиционной культуры.

5. Разработать модель сельского социокультурного комплекса, опирающегося на традиционную педагогическую культуру северян.

6. Провести опытно-экспериментальное исследование созданной системы направленной социализации ханты и манси с использованием средств традиционной педагогической культуры.

Методологической основой исследования являются научные положения:

- о взаимодействии общего и особенного; о социальной природе воспитания; философские, социологические, культурологические, психологические и педагогические концепции социализации; о понимании этнокультурного процесса как органической составляющей общей эволюции мировой цивилизации, находящейся под воздействием различных факторов внешней этносферы (социально-политических, экономических и культурных), а также научные труды:

- раскрывающие сущность процесса социализации отечественными учеными (Б.Г.Ананьев, Г.Н.Андреева, Л.И.Божович, С.Г.Вершловский, Л.С.Выготский, Н.К.Данилевский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский,

В.А.Сухомлинский) и зарубежными авторами (Д.Дьюи, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, Дж.Мид, Т.Парсонс, Ж.Пиаже, Э.Эриксон);

- по психологической теории возрастных, индивидуальных и этнических различий (Л.С.Выготский, И.С.Кон, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.); по народному воспитанию (С.И.Гессен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий), а также работы современных ученых А.И.Арнольдова, С.А.Арутюнова, В.Д.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, У.А.Винокуровой, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, Н.С.Загорской, Ж.Малори, И.В.Суханова, подчеркивающие значимость традиционной культуры как социально-педагогического явления и роль этнического фактора в формировании человека.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические — анализ и синтез (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический, комплексный), позволяющие изучить источники, обобщить передовой педагогический опыт решения задач социализации, а также воспитания детей с использованием прогрессивных традиций этноса, обосновать систему социализации подростков, выделив пути приобщения их к традиционной культуре, моделирование;

- эмпирические — включенное наблюдение, анкетирование, беседа, формализованное интервью, экспертный опрос;

- диагностический, формирующий и контрольный эксперимент; методы математической статистики и информационные технологии обработки материалов исследования.

Научная новизна исследования:

- определены и теоретически обоснованы социализирующие возможности традиционной педагогической культуры коренных малочисленных народов Севера; охарактеризованы основные проблемы и особенности социализации подростков-северян; выделены критерии оценки социализированное™ подростков коренных народов Севера; обоснованы способы реализации на практике содержания национально-регионального компонента, разработанные на основе традиционной культуры; спроектирована модель сельского социокультурного комплекса, опирающаяся на этнопедагогический компонент, в системе направленной социализации подростков-северян.

Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «направленная социализация» и «социализированность», определено их содержание и основные составляющие применительно к воспитанию подростков-северян; выделены сущностные характеристики традиционной этнопедагогической культуры и её средства, влияющие на процесс социализации; определено место этнопедагогического компонента в социализации подростков - представителей малочисленных народов Севера.

Результаты исследования позволят решать задачи структурирования содержания национально-регионального компонента на основе традиционной культуры, способствующей социализации подростков коренных народов Севера.

Практическая значимость исследования: предложена проверенная на практике модель сельского социокультурного комплекса с использованием этнокультурного и педагогического компонента; разработаны научно-методические рекомендации по созданию системы направленной социализации подростков коренных малочисленных народов Севера с опорой на их традиционную культуру.

Концепция исследования и практические результаты могут быть использованы при разработке спецкурса для студентов, а также для повышения квалификации учителей. Предложенная модель сельского социокультурного комплекса применима для повышения уровня социализации учащихся в школах Ханты-Мансийкого автономного округа. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения путей совершенствования процесса социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Лемпинской, Варьеганской, Саранпаульской, Русскинской национальных средних общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО-Югра) и двух школ г. Санкт-Петербурга, осуществляющих экологическое образование. В опытно-экспериментальной работе участвовало 289 учащихся 7-11 классов.

Организация и основные этапы исследования Исследование выполнялось в течение 2000-2005 учебных годов в три этапа.

На первом этапе (2000 - 2001) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по исследуемой проблеме, формировались представления о социализирующих возможностях традиционной культуры, выделялись критерии социализированное™, велась работа по подготовке учителей к проведению эксперимента.

На втором этапе (2001 — 2002) разрабатывались система направленной социализации подростков, структура сельского социокультурного комплекса и направления его деятельности, отрабатывались алгоритмы введения содержания национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс школы, проводился констатирующий эксперимент в школах, осуществлялась обработка его результатов.

На третьем этапе (2002 - 2005) апробировались способы внедрения национально-регионального компонента, модель социокультурного комплекса, проводилось лонгитюдное исследование, осуществлялись мониторинг результатов исследования, систематизация и обработка полученных данных, оформлялись результаты исследования, формулировались научные выводы и предложения.

Достоверность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических положений; использованием научных методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; опытно-экспериментальной работой в районе и школе, результативность которой подтверждена методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе экспериментальной работы в качестве заместителя директора по научно-методической работе Лемпинской национальной средней школы Нефтеюганского района, в школах д. Русскинская, п. Саранпауль, п. Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа. Результаты исследования отражены в докладах и выступлениях на Всероссийской педагогической конференции «Новые подходы к управлению образованием» (Ханты-Мансийск, 2001), в конкурсах «Учитель года» (Нефтеюганск, 2000 и Ханты-Мансийск, 2001) и специалистов в области социального управления «Золотое будущее Югры» (Ханты-Мансийск, 2001), на всероссийских научно-практических конференциях: «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2004), «Актуальные лингвистические проблемы современности» (Тюмень, 2005), на районных научно-практических конференциях и в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В связи с сохранением традиционных видов деятельности в современных условиях традиционная культура остается важнейшим фактором социализации, способствующим формированию определенных качеств личности, которые соответствуют принятым в данном обществе потребностям и нормам, адаптации подростка к суровым условия жизни Севера и его самореализации в социуме.

2. Специфика социализации подростков в школах Ханты-Мансийского автономного округа определяется особенностями образа жизни в экстремальных условиях, традиционной культурой воспитания коренных народов Севера и проявляется в приоритетном формировании экологической культуры, а также нравственных, трудовых, эстетических качеств школьников.

3. Включение в содержание образования национально-регионального компонента на основе традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и использование её средств в образовательно-воспитательном процессе способствуют адаптации и индивидуализации школьников-подростков.

4. Предлагаемая модель сельского социокультурного комплекса, использующего возможности традиционной педагогической культуры и образовательный потенциал этнокультурной среды, позволяет оптимизировать процесс социализации подростков-северян.

5. Результативность педагогического процесса, направленного на адаптацию подростка к суровым условиям жизни Севера и его самореализацию в социуме, базируется на системном подходе к использованию традиционной культуры, её факторов и средств.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 282 наименования, и 6 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Возняк, Снежана Александровна

Результаты исследования, полученные в ходе проведенного эксперимента, позволили сформулировать следующие выводы:

1. Традиционная культура народов Севера - один из важнейших факторов успешной социализации подростков. Её основной чертой является преемственность, благодаря которой осуществляется освоение опыта предшествующей деятельности, накопленного предками ханты и манси. Формируя трудовые навыки, подростки-северяне не только обучаются традиционным промыслам, но и осваивают школу жизни, культуру, непосредственно связанную с восприятием ландшафта, чувством пространства и времени. Особенности их традиционной культуры воспитания позволяют формировать черты и характеристики личности (нравственность, духовность, трудолюбие, самостоятельность, высокую экологическую культуру и т. п.), дающие подростку возможность выполнять определенные социальные роли, адаптироваться и самореализоваться в суровых условиях жизни Севера.

2. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Сущность традиционной педагогической культуры ханты и манси, её особенности (природосообразность, массовость, перманентность, раннее начало, действенность), факторы и средства определяют процесс их социализации. Особенности процесса социализации подростков коренных народов Севера связаны с их традиционным образом жизни и культурой воспитания. Первичная социализация северян, в сравнении с типичной, более кратковременна. Её основными институтами является семья и микросоциум. Особое значение в процессе социализации данных этносов занимает формирование экологической культуры. Специфика социализации подростков ханты и манси заключается в том, что она осуществляется в основном не столько через процесс обучения, характерный для социализации школьников городских и сельских поселений, сколько посредством освоения хозяйственных и социальных практик этих народов. Готовности к вхождению во взрослую жизнь подростков ханты и манси способствует знание родного языка, своей истории и культуры, сформированность умений заниматься традиционными видами деятельности, мотивационно-ценностных свойств личности, экологическое мышление, формируемые на основе традиционной педагогической культуры. 3. Внедрение в учебный план общеобразовательных учреждений национально-регионального компонента является один из возможных путей повышения уровня социализации коренных народов средствами традиционной культуры в ХМАО. Этнофункциональным согласованием содержания обучения и воспитания подростков с традиционной культурой, местом его рождения и проживания, передачей ему содержания (ценностей, духовно-нравственных ориентиров, исторических традиций и пр.) родной культуры достигается устойчивое развития личности подростка ханты и манси. Использование национально-регионального компонента в процессе воспитания и обучения северян направлено на формирование знаний культуры этноса, отношения к ней и подготовку к реальным условиям жизни. Содержание новых и интегрированных курсов, а также синхронное включение в содержание общеобразовательных предметов национально-регионального компонента ориентируется на систему знаний об условиях жизни на Севере, на формирование необходимых для жизни в этих условиях умений и целостного мировоззрения, характерного для циркумполярной культуры, что способствует формированию социализированной личности. 4. Целью образования коренных народов Севера является, в первую очередь, ускоренное формирование зрелости характера и его самоактуализация, позволяющие реализовать смысл жизни. Она достигается посредством организации новой образовательной модели, опирающейся на возможности традиционной культуры воспитания — сельского социокультурного комплекса. Эта целостная социально-педагогическая система «вырастает» из сельской школы и использует образовательный потенциал этнокультурной среды с целью сохранения национальной культуры, языка и традиций, а так же подготовки подростков коренных народов Севера к жизни в социуме.

Многофункциональная деятельность социокультурного комплекса по освоению традиционной культуры народов Севера (учебно-образовательное, этнокультурное, оздоровительное, художественно—эстетическое, социальное, производственно-экологическое направления и освоение новых информационных технологий) имеет ряд преимуществ при решении задач социализации:

- организация разносторонней деятельности, часто интегрированной, позволяет вовлечь в деятельность большинство подростков;

- реализация принципов общественного самоуправления в работе центров способствует освоению различных ролей подростками, развитию качеств, необходимых для успешной социализации;

- совместная деятельность, решение общих проблем внутри центров, комплекса и всего села приближают подростков к реалиям современного общества, способствует процессу вхождения в жизнь.

Организация работы социокультурного комплекса на основе традиционной культуры народов Севера оказывает влияние на уровень социализации подростков, формирования этносоциокультурного пространства села.

5. Эффективной педагогической стратегией социализации подростков коренных народов Севера является система направленной социализации путем использования средств, форм, принципов традиционной педагогической культуры в организации учебно-воспитательного процесса, проведении воспитательных мероприятий в школе и социуме (национальные праздники, фестивали и т. п.).

Как свидетельствуют результаты опытно - экспериментальной работы, проведенной в условиях школ и социокультурного комплекса, достоверность которых установлена путем применения математических методик обработки опытных данных, разработанная система способствует формированию у подростков ханты и манси качеств этнокультурно ориентированной и социализированной личности.

6. За показатели успешной социализированное™ подростков коренных народов Севера можно принимать: готовность к получению образования и осознанному выбору профессии; сформированность мотивационно-ценностной сферы; осознанный выбор здорового образа жизни; самостоятельность и активную жизненную позицию; позитивное отношение к национальной культуре и уровень экологической культуры.

Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили, что сформулированные в исследовании цели и задачи реализованы и гипотеза подтверждена диссертационным исследованием.

Проведенное исследование, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных проблем, связанных с процессом социализации коренных народов Севера. Ограниченный объем диссертации и многоаспектность исследуемой проблемы не позволили рассмотреть ряд вопросов, имеющих отношение к проблеме социализации подростков коренных народов Севера средствами традиционной культуры. Так, например, в исследовании не рассматривалось формирование национального самосознания, являющееся одним из средств социализации подростков-северян. Отдельного исследования заслуживает проблема подготовки школьников коренных народов Севера к овладению традиционными промыслами.

Обозначенные выше и другие направления работы с использованием средств традиционной педагогической культуры ханты и манси в процессе социализации сельского подростка послужат основой для продолжения научных исследований автора.

Заключение

Коренные народы Севера в современном обществе перестают осознавать себя представителями определенного народа, что является результатом разрушения процесса их социализации. Для сохранения ханты и манси как этноса необходимо, чтобы коренные народы Севера, не отказывались от своей многовековой культуры, системы ценностей. Школа - как образовательное учреждение национальных поселений, может способствовать сохранению и передаче традиционной культуры автохтонных народов Севера, восстанавливая механизм социализации этноса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Возняк, Снежана Александровна, 2005 год

1. Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991

2. Абдуразакова Д.М.Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана: Диссертация на соискание ученой степени к. п. н. — М., 1995

3. Айбазова М.Ю. Гуманистическая направленность народных традиций как фактор формирования личности / Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2002

4. Айпин Е. В ожидании первого снега. М., 1980.

5. Айпин Е.Д. Обреченные на гибель (О проблемах малочисленных народов Севера): Публицистика последних лет Е. Айпин. М., 1994

6. Айпин Е. Ханты или Звезда утренней зари. М.,1990.

7. Актуальные проблемы развития национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа. / Под ред. Л. Г. Лазаревой. Ханты-Мансийск,1996

8. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования СПб., 1994

9. Алексеев С.В., Смирнова Е. Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. Пособие для учителя. СПб.: КРИКНАС,1997

10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980

11. Андрейко А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996

12. Антонов Е.В., Раевский Д.С., Чвырь Л.А. Традиционная культура: содержание, понятия и этапы эволюции. М.,1987

13. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. Введение в культурологию -М., 1992

14. Арсеньев В.К., Титов Е.И. Быт и характер народностей Дальневосточного края Хабаровск-Владивосток, 192815.16,17,18,19,20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.