Традиции сказового повествования и сказа-жанра в новеллах "Конармии" И. Бабеля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Подобрий, Анна Витальевна

  • Подобрий, Анна Витальевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 211
Подобрий, Анна Витальевна. Традиции сказового повествования и сказа-жанра в новеллах "Конармии" И. Бабеля: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Челябинск. 1999. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Подобрий, Анна Витальевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Проблема жанра "Конармии"

1.1. и жанреаза в ной и литературной традиции

1.2. Сказовый признаки новелл Бабеля

1.2,Автовевователь и рказчик:.пенаж

1.2.2.блимативныеороныазов-новелл Бабеля

1.2.3. Имитация устной речи как: жанрообразущий признак сказа.

ГЛАВА II. Проблемы позтики "Конармии" как: сказового повествования.

2.1. Образы казаков как: носителей народного мироощущения. народногомосознания.

2.2. Фолъклатыё еовзчения как одна из составляющим позтики новелл "Конармии". 121.

2.2.1. 'Пэансформадая славянским Фольклорные мотивов в образнойруктуре "Конармии". 2.2. Религиозно-Фольклорный и этнографо-бытовой контекст

Конармии". 1.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции сказового повествования и сказа-жанра в новеллах "Конармии" И. Бабеля»

Русская литература первой половины £0--к гг. XX века стремилась осмыслить и показать сущность происходящие перемен в сгшне, осознать ин необходимость. Героем литературным произведений стал народ в самой широком смысле этого слова. Писатели понимали, что вместе с рождением "нового мира", декларированного советской влас. тыо. должен появитъся и "новый человек". Изобразить этот процесс в его динамике и стало основной задачей советской литературы на первом этапе ее становлений и развития. Важно отметать, что решением этой задачи занялись не только профессиональные писатели, но и те, кто раньше не держал пера в рукак. йк объединяло одно: стремление запечатлеть и осмыслить происходящее. Однако полуграмотная Россия, круто изменив свою государственную и социально-политическую природу, не могла провести столь же быстрый культурный переворот, так как это процесс эволюционного характера. Демократизация литературного дела вызвала множество проблем не только идейно-эстетического порядка: нужно было выработать новые принципы отбора жиз. пенного материала и художественного обобщения, "переварить" новую лексику, клыиувшую на страницы газет и журналов. Народ, народный говор, новое мировоззрение стали объектом исследования кудожников слова. Начиная с Блока с"Двенадцать"), советская литература идет по пути максимально точной Фиксации "народного мнения", народного слова.

Поэтому вполне закономерно говорить о тесной связи литературы и фольклора в 20--е гг. XX века. Фольклоризм послешвол1Щионной литературы выражался в разным Формак, что зависело от мировоззрения того или иного автора, от идейно.художественный задач, решаемых писателем. Но Факт остается Фактом;; никогда до этого в рус. екой литературе не было столь массового, интенсивного исполъзова-имя Фольклорной традиции (достаточно вспомнить творчество М. Шолохова, Л Леонова, A. It Толстого, Вс. Иванова, М. Зощенко, Артема веселого, А.Неверова и др.). Как ни странно, в згют ряд исследователи советской литературы 20-30.к гг. редко ставят имя И. Бабеля. И это при условии, что все обращали внимание на необыкновенно яркую, "цветастую", народную стилистику его произведений. И тем не менее что-то мешало щ:мгш,т и литературоведам напрямую связать творчество Бабеля с фольклором, лишь некоторые из ник затрагивали этот вопрос, но тут же спешили ретироваться и не углубляться в него. Почему? ответить на это "почему" нам представляется весьма важно, потому что за всем этим стоит проблема творческого метода писате. ля, особенностей действительно необыкновенного стиля его произведений.

Творчество Исаака Бабеля вызывало и вызывает пристальный интерес ученых. Объясняется это рядом причин- Во-первых, Еабель остался для литература писателем.загадкой С в том смысле, что до сих пор нет единой точки зрения на характер его творчества, мировоззренческую позицию, "принадлежность" к какой-либо национальной ку. дожественной традиции). Во-вторых, бабелевские новеллы, оставаясь в русле литературный традиций £0.к гг. XX века, все же давали повод говорить о своеобразном творческом методе и стиле писателя.

В.третьим, Бабель - один из немногий представителей еврейской диаспоры . смог слиться с русской литературной традицией и показать, какие возможности дарует ей многонациональный состав российского населения. Писатель сумел органически соединить в своем творчестве на русскоязычной основе художественные традиции нескольких этнических культур.' Конечно, прежде всего нужно говорить о так: называемой "одесской культуре", которая явилась синтезом традиций еврейского, украинского и русского быта и речи. Недаром многие исследователи творчества Бабеля, да и просто читатели отмечали , что стиль Бабеля неповторим, потому что он шшгослойн: культурные традиции олной нации накладываются на традиции другой нации и переплетаются в бабелевском тексте, получая совсем новое освещение. Так, например, К.Федин в письме к М.Горькому писал: "От него г Бабеля -A. Il l все в восторге. Кажется должен быть обижен Зощенко, т. к. Еабелъ разжижил его и в сказ Сииейршова ввел одессизмы" /1/. Конечно, в большей степени зто высказывание ©едина отно. сится к "Одесским рассказам1', но и для "Конармии" оно актуально. Больно или невольно Бабелю приводилось обращаться не только к литературной,. но и к: фольклорной традиции. Причем еврейский и русский фольклор писатель прекрасно знал и зачастую вводил в текст намеренно, что подтверждается словами его современников. К. Паустовский: "Гораздо раньше, чем из его печатных рассказов, мы узнали из устных его рассказов о старике Гедали., об ослепительной усмешке Буденного и услышали удивительные казачьи песни" /2/. Л. Никулин, рассуждая об одесском мещанстве, заметил: "Бабель не только знал его язык:, знал он и косность, тупость, доведенную до остервенения алчность стого мещанства" /3/. Естественно, что обращение не только к: литературным, но и к фольклорным традициям С причем многонациональным) сформировало особый бабелевский сталь, который и стал для критиков и литературоведов камнем преткновения. Все творчество Бабеля Си в частности его "Конармия") с момента V

1. Федин-Горькому. Ленинград 16.7.24. Горький и советские шсате. ли (.неизданная переписка)// Литературное наследство Т. 70. И.:; ИЗД. АН СССР, 1963, с. 475. .

2. Рассказы о Бабеле // Воспоминания о Бабеле. М., 1289, с. 15.

3. И. Бабель// Воспоминания о Бабеле. М.: 1983, сс 1.36. появления первык рассказов и до нашего времени вызывает споры и различные оценки как у критиков, литературоведов, так и у читателей.

Особенно оживленными были споры в 20.30.в гг. Сразу после появления в "Красной нови" конзрмейских новелл критика отмечала, что произведения Бабеля . это новое, выдающееся явление советской литературы. "Самое значительное явление в попутнической литературе",- как скажет напостовский критик г. Лелевич в своей статье "1.923 г. Литературные итоги" /4/ и тут же добавит, что Бабель в небольших рассказах сумел передать "впечатление огромной революционной мощи"/5/. И. Смирнов согласился с этой оценкой и основное внимание сконцентрировал на анализе поэтики бабелевскик новелл /в/. Е это время критика делает попытку определить отношение Бабеля к русской литературной традиции /*/: В. Шкловский видит близость "Конармии" к гоголевскому "Тарасе Бульбе"/?/, Н„Сшжов - к Лескову и Замятину /8//**/. Однако настоящая дискуссия вокруг "Ко

4. лелевич г, 1.923 год.// на посту, 1.324, N с. 0-8.

5. там же.

6. Смирнов Н. По журналам м книгам// Извести:,:. 1.924, 24 февраля. Вполне понятно, что первые попытки "вписать" Бабеля в литературный контекст начинались с классической, а не современной литературы. 'так как собственно советская литература начала активно развиваться примерно с 1.921. года, и не было еще достаточного количества художественного материала для анализа литературной ситуации первой половины 20-и гг.

7. Шкловский В. И.Бабель с критический романс.)// ЛЕФ, 1.924, N 2. й, Смирнов М Указ. соч. Известный командир. Маршал Советского союза В. К. Блвкер, в отлинашим" развернулась после опубликования в 1924 году в журнала "Октябрь" статьи С.М.Буденного "Бабизм Бабеля из "Красной нови""/9/. Командарм обвинил Бабеля в клевете на героическую Пев в у зо Конную, в намеренной дегероизации истории. Понять гнев Буденного можно. Впервые о конармии написали "неукрашенную" правду. Письмо Буденного уж если не положило начало, то, по крайней мере, зафиксировало процесс разделения русской культуры. тот процесс, который позже получит название "процесс мифологизации истории". Командарма в его оценке "Конармии" поддержал Ее. Вишневский. Он писал Горькому: "Бабель. односторонне, искривленно показал нас, буденошдев"/.10/. А другой бывший конармеец Г.Горбачев угвержал. что Бабель изобразил Конармию лишь "сзади и сбоку"/1.1/. Позиция Буденного и Вишневского вполне объяснима: они не считали нужным выносить на всеобщее обозрение "грязные одежды" 1-й Конной. А грязи было немало.

Е ноябре 1919 года была создана Конармия под командованием С.М.Буденного С члены реввоенсовета К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко). чие от Буденного, высоко оценил "Конармию": "Мне думается, что

И.Бабель дал яркую характеристику 1.й Конной армии, как наилучшей части нашей победоносной армии. Причем сделано ето и очень ярко и с изображением отрицательных явлений" С Простор, 1964Р N в, с. 96-97).

9. Буденный с.м. Бабизм Бабеля из "Красной нови"// Октябрь, '1924, W 3, с. 197.

10. Горький и советские писатели: Неизданная переписка// Литературное наследство. Т. 70. М.: Издание АН СССР, 1.963, с. 46.

11. Горбачев г. О творчестве Бабеля и по поводу него/7 Звезда, 1325. N 4, с. £82.

25 апреля .1920 года пилсудский начал наступление на Украину и Ее-лорусию. Спешным порядком на польский фронт была переброшена 1-я Конная, менее чем за два месяца проделавшая путь почти в 1000 км. Ее вступление в борьбу с белополяками переломило код кампании. Однако моральный дук и социальный состав Первой Конной вызывали у руководства Кшсной Армии серьезные опасения. Бот, что писал С. 11 Жилйнскйй с заместитель начальника политотдела армию о составе дивизий Конармии в политсводке: 4-я дивизия» "Сильно развит бандитизм, военнопленный раздевают до нага, антисемитская агита. ция ведется почти открыто.,6.я дивизия: "В дивизию всосался вредный элемент, под влиянием агитации которого наблюдается усиление травли евреев, рост бандитизма и насилий по отношению к мирно. му населению. Военнопленный раздевают, изрубили 150 пленнъ&с захваченный в Новоград-Еолынске", 1.1 -я дивизия: "Пополнение из казаков-кубанцев, военнопленный и перебежчиков от Деникина склонно к грабежам и бандитизму.". 14-я дивизия: "Состоит главным образом из перебежчиков Деникина и военнопленный, политически неразвитые и настроенный бандитски. Снаборганы бездействуют, обмундирования нет, бойцы самоснабжаются, больший недостаток в лошадях, на почве чего происходит реквизиция лошадей у крестьян. Реквизиция. „. яв. ляется по существу простым грабежом. Комсостав не только с этим не борется, но и сам поступает подобным же образом. "/12/. Е мае 1920 года Бабель добровольно ушел на Фронт в Первую Конную и воевал в 6-й дивизии. То, что он видел, ужасало писателя. Даже официальные сводки отражает анархию и ужас, царившие в Конармии. Например, начальник 8 кавдивизии Червонного казачества Е. М Примаков

12. Генис в.л. Первая Конная за кулисами славы/У вопросы истории, 1994, Ы 12, с. 69. писал в донесении 2 октября 1920: "Доношу, что вчера и сегодня через расположение вверенной мне дивизии проходила 6.я дивизия 1.-й

Конной армии, потесан по пути производит массовые грабежи, убийства и погромы. Вчера убито свыше 30 человек в м. Сальница, убит председатель ревкома и его семейство: в м. Любар евшие 50 человек убито. Командный и комиссарский состав не принимает никаких мер.

Сейчас в м.Улаков продолжается погром. Ввиду того, что в попро. ж принимают участие и командирский состав, борьба с погромщиками очевидно выльется в форму вооруженного столкновения между казаками и буденновцами. Вчера я говорил с начдивом-6 САпанасенко). Нач-. див сообщил мне, что военком дивизии и несколько лиц комсостава несколько дней тому назад убиты своими солдатами за расстрел бандитов. .". Председатель комиссии ЧК Г. Н. Мельничанский докладывал: "При дальнейшем следовании частей в местечке Любар был устроен форменный погром. Там было убито около 60 евреев. затем уже при нашем пребывании в 6.й кавдивизии в местечке при лук и и Вахнов-ке были разгромлены винные заводы, были погромы. В Прилукак убиты 21 '.шло век, 12 раненый и множество изнасилованных женщин и детей. В Вахновке 20 убито, количество раненых и изнасилованных неизвестно и сожжено 1.8 домов. "/1.3/. Руководство Красной Армии не мог4 л о больше вынести анархии конармейцев и их вседозволенности, 9 октября 1920 было арестовано 3S7 человек, почта все из 6-й дивизии. Суд состоялся 21.-23 октября 1920 года в Елизаветграде. 141 человек С в том числе 1.9 из комсостава) расстреляны.

Т.о., все, изображенное в "Конармии", не "выдумка садиста", а правда в ее художественной обработке. Конечно, Буденный - человек.

13. ЩХИДНИ, ф. 17, on. 109, Д. 73, л. 60: ф. 1.7, ОП. 1.0S, Д. 73, л. 96-37. 1.0 далекий от литературного дела, поэтому его роль в осмыслении и понимании "Конармии" сводится лишь к полному неприятию Фактической стороны произведения /к/, выступление Буденного в печати сыграло роль своеобразного катализатора дискуссии, разгоревшейся вокруг1 конарменеких новелл. Естественно, что все исследователи анализироваш и ошнивали "Конармию" прежде всего как т1юшшшшшм.шюиаь ведение, но позиции ж разделялись в вопросе "приятия" или "йен риятия" той действительности. которую изобразил в своей книге писатель. Однако все пишущие о Бабеле, отрицая его подход к рассказу о гражданской войне, тем не менее отмечают дарование писателя. М. стрелец С Столяров): "Можно как угодно подходить к произведениям Вабеля. Одно бесспорно: он писатель" /14/. Критик "Молодой гвардии" В. Вешнев увидел в "Конармии" только поэтизацию бандитизма. ".Бабеля увлекает не поэзия, окрыленная сознанием революционного героизма, а поэзия звериного бандитизма'-VI5/. Причем Вешнев нак Буденный выстраивает свой историко-литературный ряд, в который и включает писателя: "старая, гнилая, деградировавшая интеллигенция грязна и развратна. Ее яркие представители: Куприн, Арцыбашев ссании) и др. очутились по ту сторону баррикады, а вот Бабель, оставшийся благодаря ли своей трусости или случайным обстоятельствам здесь, рисует нам старый сред, который преломился через призму его садизма и дегенерации. "(.Будённый С.М. Указ. соч., с.

1 >d { J ,

14. См., например:: стрелец М. Письма о современной литературе: Двуликий Янус С Бабель и Сейфуллина)// Россия, 1325, Ы 14, с. 230:: Горбачев Г., о творчестве Бабеля и по поводу него// Звезда, 1325, ы 4, с. 282.

15. Вешнев В. Поэзия бандитизма// Молодая гвардия, 1924, М 7-8, с.

1.1 колит даже причину зтого явления. ".Бабель к революции подошел с моральным критерием. Уже одно это плохо. Революция морали не подведомственна. А, наоборот, мораль ей подчинена"/16/. Действительно. Бабель не умолчал о жестокости казаков как в бою, так и по отношению к: местному населению, и даже друг к другу. Среди нарисованных им казаков нет ни одного положительного героя. Недаром А.Макаров заметил по зтому поводу: "Бабелю было свойственно наделять героев "Конармии" если не всегда пороками, то хота бы физическими недостатками"/17/. Пролеткультовец Т. Чурилин считает, что бабелевские новеллы не соответствуют своему времени - они "правди. вы, верны правдой и верой в ч е о а ш н его д н я С разрядка моя - А. П. У/18/. Н. Осинскйй осудил в своей статье " Литературные заметки" критика Лежнева за поддержку "талантливого и добросовестного художника", но "раздвоенного интеллигента" Бабеля /19/.

П.Попов идет дальше, заявляя, что Бабель . большой мастер, но "с гнилой душой эпигонствующего интеллигента"/Я)/. Г. Мунблит утверждает, что ".художник в нем t Бабеле-А. П. ] отстает от человека. Он отстал от страны, от ее людей, от ее завоеваний"/21/. А.Фадеев признает талант Бабеля, но говорит о "нешволюционности" отдельных

279.

16. Там же, с. 278.

17. Макаров А. Разговор по поводу// Знамя, 1958, м 4, с. 199.

13. чурилин Т. Сегодняшнее . вчерашнее: Тугие дела на . литературном Фронте. / Альманах пролеткульта. М., 1.925, с. 166.

19. осинский И. Литературные заметки// Правда, 1925, 28 июля.

20. Попов п. И. Бабель// Правда, 1926, 27 июня.

21. Мунблит Г. О новьи; рассказан Бабеля// Литературная газета. 1.932, 1.1 октября. 1 р momghtob "Конарши" /22/. На этой so позиции стоят ИПлоткин и Б. Перцов /23/.

Другая часть критиков строит свой анализ бабелевскик текстов на доказательстве новизна, необычайности его стиля, на доказательстве ошва писателя быть художником, а не политиком. так, А.Воронский отвечал, что Бабель подошел к теме гражданской войны новаторски /24/. Суть "Конами", как нам кажется, точнее всего разглядел В. Полонский, который утверждал, что Бабель писал книгу не о Конармии, а о себе /25/. А. Лежнев практически во всей своим работам, посвященным творчеству Бабеля /26/, говорит о том новом и полезном, что принес в литературу писатель. м. Горький в письме к Д.Хаиту выражает мысль о разных полнодан Бабеля и Буденного к пониманию сути Конармии и конармейцев с в конечном итоге, эта мысль актуальна и для всей советской литературы и идеологии): "Буденный украшает своим солдат и лошадей извне, - Бабель украсил ик изнутри. . Вы, надеюсь, согласитесь с Бабелем, потому что ведь его сол

2. Фадеев А. Старое и новое: вопросы художественного творчества// Литературная газета, 1.332, 11 ноября.

23. 'Шюткнн л. творчество Бабеля// Октябрь. 1933, П 3, с. 174; Перцов В, новая дисциплина// знамя, .1836, N 1.2, с. 233.

24. Воронский А. Исаак Бабель// Красная новь, 1.924 N 6.

25. Шло некий В. О литературе. М.: Советский писатель, 1.988, с. 59.

26. См.: Лежнев А. И. Э. Бабель. Рассказы// Печать и революция,

1925, N 4, с. 149.151/ он же. диалоги// Красная новь, 1926, N 1, стб. 256-26И он же. И.Бабель// Лежнев А. Литературные будни. М. 1929, с. 265-269; он же. it Бабель. Очерк// Красная нива, 1927, м 3 22 даты "Конаомии" больше люди, чем солдаты Буденного"/£7/.

Однако политическая опенка художественного произведения все же не доминировала в процессе анализа " Конармии" в середине 20-х гг., это позволило котике, отрицая фактическую, мировоззренческую сторону новелл "Конармии", углубиться в изучение ее поэтики, поражаясь и восхищаясь мастерством писателя. Вместе с этим расширяется и углубляется литературный ряд, в контексте которого воспринимается творчество Бабеля. Действительно, нельзя не отметить, что многие писатели 20-х гг. творили в едином стилевом русле (например, А. Малышкин, М. Шолохов, А. Неверов и пр.), что позволило впос. ледствии Г.Белой говорить о едином "стиле эпохи" (Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х гг. М., 1977.3. Попытки определить особенности этого стиля, найти истоки поэтики новелл писателя начались уже в 20-е гг. Многие критики попытались найти начала бабелевского творчества, анализируя произведения писателей, близких ему в стилистическом отношении (причем, это были и писатели-современники Бабеля и классики XIX века). С другой стороны, делались попытки сблизить Бабеля^с западно.европейской лите. ратурой. Например, М. Стрелец современником Бабеля называет л Сей-фуллину; автор "Нового мира", подписывавшийся как Н. Б-ский, отмечает, что писатель находится в одном ряду с немецкими экспрессионистами /2В/: А. .Лежнев считает, что истоки творчества Бабеля еле. дует искать в западно-европейской литературе: "Бабель идет от Мопассана в строении новеллы, от Флобера в строении Фгазы"/29/, Да.

27. Горький и советские писатели: Неизданная переписка// Литературное наследство. И., 1963. Т. 70, с. 616-617.

28. Б-ский Н. Бабель// Новый мир, 1925, N 7, С. 153.

29. Лежнев А. Исаак Бабель// Печать и революция, 1S26, N 6, с. 66. же ярый критик писателя Т. чурилин расширяет перечень предшественников писателя, помимо .Лескова называя JL Толстого и м. Лермонтова. А Г. Горбачев пшкодит вообще к парадоксальному выводу, что "Бабель идет по пушкинскому пути"/30/.

К 1.327 году критико-публжшстаческий пафос статей сменяется литературоведческим. Анализу жанра новелл Бабеля посвящают свой работы В. Евгеньев-Максимов и 11 с. Коган /31/. В 1S28 году вышел сборник статей, посвященный Бабелю. Одной из лучших нужно признать работу ft Степанова, в которой исследователь рассматривает роль образа, интонации, штампов револадионно-газетаой Фразеологии в творчестве Бабеля /32/.

Второй виток интереса к творчеству Бабеля возник в 60-е гг. Это связано, конечно, с так: называемым "периодом оттепели", именно в зти годы человек вновь стая восприниматься не частицей государственного механизма, а личностью. Как получилось, что вместо государства, где человек труда - главная ценность, было создано полицейское государство, в котором нет места человеческой личности? Поиском ответа на этот вопрос занималась литература и критика. Б этой связи интерес к Бабелю, к его книге вполне закономерен. Критики этого времени, отталкивались от тех же положений, которые

30. Горбачев г. О творчестве Бабеля и по поводу него// Звезда, 1325, N 4, с. 282.

31. Евгеньев-Максимов в. Очерки истории новейшей русской литературы. М.-Д., 1927: Коган П. С. Бабель// Соболь Андрей. Печальный весельчак: Хаит Давид. Муть1; Коган 11 С. Бабель; Вендоров 3. По еврейским колониям. Харьков, 1927.

32. Степанов II Бабель Исаак// Статьи и материалы. М.: Akatiemla, 1328. и в 20-е г г1, вызывали наибольший интерес, но в отличие от своим пшдшественников более тонко подходили к пониманию бабелевского мировоззрения, попутно расширяя литературный контекст, в который должен быть включен писатель. Если в 20-3t>-e тт. в упрек Бабелю ставили "чуждость" его позиции позиции народа /«/, то в 60-70.ее гг. - отсутствие человечности, ю.Андреев, рассматривая "Конармию" в ряду таким произведений о гражданской войне, как "Чапаев" Д.Фурманова, "Партизанские повести" Ее.Иванова, "Андрон Непутевый" А. Неверова, "Россия, кровью умытая" А. Веселого и пр., говорит о "статичности" "Конармии", противопоставляя ее динамичности другим произведений этого ряда. ".Конармия" Вабеля статична в том смысле, что все герои новелл изображены в одном и том же состоя- нии: в колебаниях между героизмом и жестокостью"/33/. А В.Бузник отмечает, что у Бабеля "не находится места человечности"/34/. Более тонко подходит к проблеме В.Соловьев;: "Бабель страшится не столько даже самих преступлений, сколько их последствий: следы преступлений ведут не только в прошлое, но и в будущее"/35/. Однако обсуждение проблемы гуманизма в новеллах Бабеля постепенно сменилось выяснением вопросов литературоведческого характера. С н. 70-х гг. начался совершенно иной -- научный ~ подход к творчес. к Подобная точка зрения прозвучала и в конце 50~к гг. в статье В.Архипова "Уроки": "Из 35 рассказов "Конармии" нет ни одного, где бы настроение лирического героя определялось победой или поражением наших войск, находилось бы в непосредственной зависимости от положения страны" (Архипов В. Ушки// Нева, 1958, Ы 6, с. 183).

33. Андреев Ю. А. Революция и литература. Ji., 1369, с. 1.36.

34. Бузник В. В. Русская советская проза 2С>-х гг. JL Р 1.975, с. 122.

35. Соловьев В. Контрасты Еабеля// Звезда, 1967, w S. с. 21.2. тву писателя, то, что в 20--30.g гг. "подавалось" ка уровне оценок:

С что как раз и свойственно литературной критике) и лишь в редкий случаях исследовалось учеными, начиная с 70-х гг. подвергается детальному анализу. Решаются проблемы самые разные;: от "биологизма" описаний новелл "Конармии" до выяснения причин неприятия творчес. тва Бабеля официальной критикой в 20-30-е гг.

Еще в 20-е гг. прозвучали обвинения Бабелю в натурализме, фи-зиологизме, биологизме описаний. Но все "биологические" черты героев имеют социальную окраску. А. краснощекова, рассматривая проб деыу "биологизма" в ранней советской прозе, отметила: "Биология героев Бабеля. тоже оказывается тесно связанной с их социальной жизнью - участием в революции и даже во многом обусловлена этим участием. . Е возможности справедливого, свободного решения своих личным дел, в возможности реального доказательства своей правоты -для ним раскрывается большая правда революции, дарованная ею сво--йода"/36/. Таким образом, говорить о "контрреволюционности" Бабеля, о его "садизме", "чуждости" вряд ли уместно. Краснощекова не видит смысла говорить о "биологизме" только Бабеля. Напротив, она утверждает, что практически вся проза первой половины 20-х гг. идет по одному пути, а Бабель - один из многим выразителей общей тенденции. Интересно, что в работе Н.Е.Васильевой "Об идейно-худо. явственном своеобразии советской прозы первой половины 20-м гг."/37/ говорится о "гротескности" литературы этого периода, включается в это понятие и "натуралистичность", "плотскость" они.

36. Краснощекова Е.А. Всеволод Иванов и ранняя советская проза (.проблема биологизма)// Ученые записки Омского Гос. пед. института ИМ. А.М.Горького, 1970, ВЫП. 47, С. 11-12.

37. Васильева Н. Е. Об идейно-художественном своеобразии советской саний с в том числе в прозе Бабеля). Таким образом, оба исследователя отмечают "вписанность" Бабеля в лит;з»турнь!м контекст того времени.

Другая проблема, поднятая еще в £0-е гг. и не решенная до сик пор, - определение стилевого своеобразия новелл "Конармии". Выделяли несколько причин, за счет которых создается "необычность" стиля Бабеля. Первая - принадлежность писателя'к какой-либо национальной литературной традиции. А. Воронекий своеобразие бабелев-ских новелл видит в том, что "Бабель ~ писатель интернациональный"/38/. А. Лежнев,, наоборот, утверждает, что "Ба. бель - первый евшй, вошедший в русскую литературу, как русский писатель"/39/, но при зтом и еврейские мотивы в его творчестве иг-. рали существенную роль. То же утверждает и современные ученые Л. Кацис, Н. Лейдерман, Дм. Быков, И. Б. Ямполъский, А. К. Жолковский /40/. II йрцевич, наоборот* отрицает, что Бабель шел по стопам еврейской литературы /41/. Ш. Маркиш попытался вывести универсальную формулу, назвав Бабеля представителем русско-еврейской литературы, которая и закончилась . на своем высочайшем подъеме, на прозы первой половины 20.х гг. Пермь, 1974.

38. Боронский А. Исаак Бабель// Красная новь. 1.924. W 5, с. 291.

39. Лежнев А. Исаак Бабель// Печать и революция. 1926. М 6, с. 85.

40. Кацис Л. Герои Бабеля и эволюция еврейского мира// Литературное обозрение. 1.995. П 1, с. 74: Лейдерман н. "И я хочу интернационала добрых людей"// Литературное обозрение. 1991. N ю, с.

11-13: Быков ZIm. Каин и Бабель/'/ Столица. 1994. N 30, с. 60: Жол. ковский А. к., Ямпольский М. Б. Бабель/ Babel. М., 1994, с. 9.

41. Яркевич И. Бабель как Маркиз де Сад русской революции// Независимая газета. 1994. 15 марта, с. 7. -1 R .

J,.

Бабеле"/42/. Сам же Бабель всегда считал себя русским писателем. Ответить на вопрос о национальным культурный традициям можно лишь рассмотрев истоки творчества писателя. Уже в 20-е гг. критики обмечали, что в "Конармии" автор и рассказчик - не одно липо. они, в какой-то мере, контрастны друг другу, Этот основной контраст о про деляет наличие системы контрастов в новел.лак "Конармии", именно в этом многие критики видели своеобразие бабелевского стиля /43/. но в чем же различие автора и рассказчика, какие возможности откры. ваются для новеллы при этом, откуда зтот прием позаимствован - ответа на эти вопросы критики не дали, не дал ик и .Я. Левин, который своеобразие бабелевских новелл видит лишь в умении писателя "выискивать" "исключительные и необычные положения" и помешать в ник людей /44/. Л. Тимофеев основу стилистического своеобразия "конармии" видел в предельной контрастности обстоятельств и характеров, в натурализме описаний. Однако критик не заметил, что контраста создаются С в большинстве случаев) за счет несовпадения образов автора и рассказчика. А А. Макаров это заметил: "Ироническое отноше. ние автора к герою.рассказчику несомненно"/45/. заметил различие этик образов и В.Аркипов /46/. Таким образом, как одну из главных особенностей "Конармии" критики отмечали различие образов автора и рассказчика, а зто едва ли не главная жанрообразуиоая черта ли

42. Маркиш Ю. Бабель и они// знамя, 1994, N 7, с. 169.

43. См., например:: Вешнев В. Поэзия бандитизма// Молодая гвардия. 1.924, N 7-8, с. 276" Перцов В. Новая дисциплина// Знамя, 1S36. ы 1.2, С. 233.

44. Левин Л. Человеческий материал// Звезда. .1936. N 5, с. 237.

45. Макаров А. Разговор по поводу// Знамя. 1958. W 4, с. 1.93. 56. Аркигюв в. Уроки// Шва. 1958. N 6.

- 1.9 тературного сказа. Причем авторы работ, анализируя поэтику конар-мейскик новелл, вынуждены говорить о фольклоризме писателя, правда, часто даже не осознавая этого. Дело в том, что говорить о сказе и не говорить о его фольклорный корням невозможно. И котя разговор о Фольклоризме "Конармии" ведется только на уровне упоминания о наличии в тексте того или иного фольклорного мотива, тем не менеее можно сделать вывод, что фольклор сыграл особую роль при формировании обрезной системы бабелевскик новелл, и это не могли не замечать критики и литератушведы. Еще в 20-е гг. А. Лежнев и И.Степанов отметили особую роль фольклора в новеллам "Конармии" /47/. В 60-е гг. об этом в своик работая упоминали И. Смирин и Л Гладковская /48/. Е 1979 в монографии "Идейно-стилевые тчения в русской советской прозе первой половины йО-к годов" Е. Скороспело-ва показала "троичность" "Конармии", но не указала, что во многом она формируется за счет' введения в текст фольклорный мотивов /49/.

Существенный вклад в разработку указанной темы внесли работы о своеобразии стиля Бабеля, вышедшие в Воронеже. В одной из ник -"Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов" /50/ -В. П.Скобелев, рассматривая один из аспектов проблемы фольклоризма

47. Лежнев А. Исаак Бабель// печать и революция, 1926, N 6, с. 84-85; Степанов. И. Указ. соч.

48. Гладковская Л. Рождение эпопеи "Железный поток" А. С. Серафиме. аича. М. -Л., 1963, с. 56: Смирин И. На пути к "Конармии" (литературные искания Бабеля)// Литературное наследство. 1965. Т. 74.

49. Скороспелова Е. Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. М; издательство МГУ, 1973.

50. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-и годов. Воронеж, 1975.

Конармии", отмечает, что Бабель использует традиции народной сме-новой культуры (.правда, Скобелев почему-то не стал рассматривать особенности русской смековой культуры, а ограничился только запад. но-еврогшйским вариантом). Б своей работе в. II Скобелев уже четко разграничивает образы автора и рассказчика С но не функцию. ГШ есть Скобелев отметил существе иную роль фольклора в развитии лите. ратуры 20--К п\ а значит и "Конармии". А вот в книге "Поэтика сказа" /51./ уже четко говорится, что в основе "Конармии" лежит сказ. Правда, авторы книги не придают значения выяснению следующего обстоятельства: каким образом Фольклорный сказ помог созданию литературного сказа. В итоге остается явная недоговоренность.

О "Конармии" как сказе упоминает Н.Федь, Е. Эр,лик, з. Зикер, И.Есаулов /52/. К сожалению, игнорирование Фольклорной основы сказа не дало возможность перечисленным авторам вскрыть глубинные слои явления, а отсюда - явная недосказанность, недопонимание су. та бабелевскии новелл, как, например, в работе Н. химухиной /53/.

51. мущенко е. Г., Скобелев ВЛ1, Кройчик jl е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

52. йшь Н. Путешествие в мир образов. М., 1378; Sicher EL Midrash and Hisiorl. A Key to Babelesoue Imagination. См.: Белова Т.Н. Проблемы творческого наследия И. Бабеля в современной англоязычной руссистике// Вестник Мое. унив. Сер. э. 1333. . N 4, с. 21.-22; Зрлик В- Цвет и линия; Заметки об искусстве Бабеля. См.: Белова 'Г. н. Указ соч. с. 21; Есаулов И. Рассказчик и автор в художественном мире Бабеля// Литературное обозрение, 1991, Ы 5. Он же. Этическое и эстетическое в рассказе И.Бабеля "Пан Алолек"// Филологические науки, 1.393, N 1.

53. химукина ft 0 жанровой специфике "Конармии" И.Бабеля// Вестi'.L .

К сожалению, дальше упоминания о наличии в тексте "Конармии" фольклорный мотивов дело не пошло. В последние годы появилось две работы, посвященные анализу хасидских фольклорных мотивов в "Конармии"/54/. Работ же, посвященных анализу не только хасидского, но и иудейского фольклора в "Конармии" (да и вообще в творчестве Бабеля.) нет. Как нет и работ, анализирующим использование Бабелем мотивов, приемов и образов русского Фольклора. А ведь именно определение своеобразия фольклоризма писателя поможет выяснить особенности поэтики "Конармии". Конечно, литературные традиции сыграли ведущую роль в создании своеобразной поэтики бабёлевских новелл. Многие ученые, как уже упоминалось, посвятили свои работа именно исследовнию этого вопроса, причем, практически каждый из перечисленных исследователей "воссоздавал" литературный ряд, в котором находился Бабель. Например, Л. Глздковская "вписывает1" Бабеля и Серафимовича в единый стилевой и образный поток. Е.в.Скороспелова рассматривает творчество Бабеля, соотнося его с творчеством

Иванова, Неверова, Серафимовича, Шолохова, Веселого. И. Смирин пи. сал о влиянии традиций Гоголя, Тургенева, Толстого, Г.Видаля /55/. ник Московского университета. Серия 9. Филология. 1991., W 5. 57.

54. Одесский М., Фельдман II. Бабель и хасидизм// Литературное обозрение, 1995, м .1: фридберг М. Еврейские фольклорные мотивы в "Конармии" Бабеля/'/ Русская литература XX века. Исследования американских ученых. С. -II. , 1.995.

55. Смирин И. V истоков военной темы в творчестве Бабеля СИ.Бабель и Г.Видаль;// Русская литература, 1967, Ы 1: он же. о тради. циях Толстого в "Конармии" Бабеля// Метод и творческая индивидуальность писателя в советской литературе. Пермь, 1.973: он же. О

В., II Скобелев рассматривает книгу Бабеля в контексте литературы, отразившей карнавальное мироощущение зтюки. "Конармия" Бабеля стоит здесь в одном ряду со "Страной родной" Артема Веселого, "Падением Дайра" А. Малышкина, "Железным потеком" А. Серафимовича, "Партизанскими повестями" Вс. Иванова /56/, По мнению И/Е.Васильевой, Бабель творил в одном русле с теми же Серафимовичем, н.Огневым, Ее. Ивановым и др. писателями. В уже упомянутой монографии "Поэтика сказа" литературный контекст, в который "вписывается" Бабель, существенно расширяется за счет писателей конца XIX . начала XX веков, при зтом обращается внимание на сходство их стилистической манеры. Бабель - не одинок. Он шел в русле традиций и поисков молодой, советской литературы, быть может, более тонко понимая, что несет человечеству насильственный способ переустройства политической и государственной системы. Однако Бабель существенно отличался от всех прежде всего своей манерой письма. В чем же загадка особого, неповторимого стиля писателя? ответа на этот вопрос пока не дано. Мы считаем, что исследование новелл "Конзщий" с течки зрения принадлежности их к жанру литературного сказа, исследование фолъклорйзма цикла поможет ответить на многие вопросы, связанные с творческой манерой и. Бабеля.

Мы считаем, что Фолъклоризм писателя - зто не нечто второстепенное, что может быть учтено или не учтено при изучении его эстетических взглядов и художественный средств. Фольклоризм сыграл on. ределенную роль и в создании непередаваемой атмосферы подлинности, народности и даже исключительности бабелевских новелл. В полном традициях Гоголя и Тургенева в "Конармии" Бабеля// Роль традиции в развитиии литературы и фольклора. Пермь, 1.973. 56. Скобелев В. II Указ. соч. объема проблема связи творчества К- Бабеля с Фольклорной традицией не ставилась, видимо, потому, что само понятие "фольклоризм" С в частности, -''литературный фольооризм") в науке не сразу приобрело определенный статус." ученые понимали и истолковывали литературно.фольклорные связи слишком узко и утилитарно, сводя их к: простому заимствованию и стилизации. Лишь современное понимание фолъкло. ризма как очень глубокого и широкого эстетического явления позволило по-новому взглянуть на роль фольклора в формировании творческого метода Бабеля.

Первоначально термин "фольклоризм" был понят советской Фольклористикой СЮ.М. Соколов, М- К.Азадовский) в начале ЗО-х годов как обозначающий различные ненаучные занятия фольклором, его противопоставляли термину "фольклористика" С собственно научное изучение фольклора).

Универсальное значение термину придал В. М. Жирмунский, понимая фольклоризм как "широкое общественное явление", связанное с "истолкованием и использованием фольклора в литературе и культуре" /57/. Уже с 30-м годов фольклоризм становится одним из важнейших компонентов в характеристике творчества писателя в целом. Целью исследований В. И. Чичерова, 31 С. Выкодцева, А. м. Новиковой и пр. становится попытка уяснить смысл и историческую закономерность всех Форм взаимоотношений фольклора и литературы /58/.

57. Жирмунский В.М. Предисловие// Азадовский М. К. История русской фольклористики. Т. 1. 1958, с. 14.

58. См., например: Азадовский м. К. Фольклоризм' Лермонтова// литературное наследство, т. 43.44. 1944., Андреев Н. П. Фольклор и литература// Красная новь. 1936. N 2: Выкодцев П. С. Русская советская поэзия и народное творчество. М., .1963 и пр.

В последние два десятилетия проблема фольклоризма осознается не только как проблема литературоведческая, фольклористическая, но и как культурологическая, социологическая, искусствоведческая. Ученые рассматривают взаимоотношения фольклора и литературы с позиций системного метода, подходя к: литературе и фольклору как к двум самостоятельным эстетическим системам /59/. Фольклорные зле-менте в составе художественного произведения должны одновременно рассматриваться и самостоятельно с в первичном ик значении) и, главным образом, с точки зрения той трансформации, которой они подвергаются в конкретном литературном произведении. При этом важно определить степень преображения Фольклорным элементов, которая во многом зависит от стиля писателя, от структуры художественного произведения, от связи Фольклорных элементов с социально-историческим контекстом. Взаимодействие фольклора и литературы имеет синхронное С индивидуально.неповторимое) и диахронное (исторически.последовательное) развитое, то естъ под фольклоризмом понималась органическая связь литературы и фольклора* проявлявшаяся в содержании и стиле художественного произведения.

В.Е.Гусев подходит к термину "фольклоризм" с общезстетичес. ких, культурологическим позиций. Для него фольклоризм - зто "социально детерминированный эволюционный процесс адаптации, репро. дукции и трансформации фольклора в условиях, отличащикся от тек, в каких развивался и бытовал традиционный фольклор"/60/.

59. См., например: лалгат У. Б. .Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М,, 1931.

60. Гусев Е.Е. Типология Фольклоризма// Понятия и явления фольклоризма: Доклады международной конференции фольклористов. Кзчкемет, 1981, с. 43. j'L R Емельянов подразумевает под Фольклоризмом прямое или косвенное осознанное использование в литературе фольклорный образов, сюжетов, поэтическим средств /61/. По мнению II С. Выходцева, фолькло-визы включает в себя все аспекта отношений художника и устно го народного творчества: понимание писателями Фольклора, обращение к Фольклору как к историческому, эстетическому, сощально-псикологическому источнику, опора на Фольклор в познании, воспроизведении действительности. Б. Н. Путилов, А. А. Горелов, В. Г. Базанов, И. 11 Крав-дав рассматривают Фольклоризм как специфическое свойство литературы, идейно-эстетический компонент ее /62/. Многие ученые (А. А. Горелов, В.Е.Гусев, Б. И. Путилов, Д. Н. Медриш, А. И. Лазарев и др.) фольклоризм связывают с процессом адаптации фольклора в иной художественной системе -■■ литературе /63/.

Таким образом, под Фольклоризмом литературы современная наука понимает идейно-эстетическую категорию, выражающую все аспекты взаимоотношений литературы и'фольклора: определенное свойство ли.

81. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л., 1978, с. 173, 174.

62. Путилов В. н. О некоторых проблемам фольклоризма современной литературы// вопросы советской литературы, 1956, вып. IV, с. &--32: Горелов А. А. к истолкованию понятая "Фольклоризм литературы"// Русский Фольклор. Л., 1979, с. 31-48: Кравцов н. и. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. М., 1972.

63. Гусев В.Е. Фольклор в системе современной культуры славянских народов// VII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. м., 1978, с. 192: Лазарев А. И. Фольклоризм как художественный принцип д. н. Мамина-Сибиряка// Русская литература 187D-189G-X годов. Свердловск, 1987 и др. тературы, заключающееся в освоении, адаптации, переработке, трансформации и новом воспроизведении Фольклора в художественном произведении, а также выявляющее генетические и типологические связи литературы и фольклора.

Ориентируясь на данное понимание фольклоризма, мы и подойдем к анализу стиля самого значительного произведения 11 Бабеля . "Конармии". Ограничивая свое исследование только циклом новелл "Конармия", мы исходили из следующего: 1- "Конармия" является одним из интересней^ произведений писателя, отразившим особенности его творческой манеры максимально полно; 2- в "Конармии" в наибольшей степени проявилась мировоззренческая позиция Бабеля; 3- дискуссии вокруг "Конармии" велись в разное время и на разных уровнях .Сот литературного до политического), но многие вопросы остались нерешенными, а многие были едва затронуты, как, например, вопрос о соединении в "Конармии" традиций фольклора и литературы; 4- "Конармия", находясь в тесной связи с другими произведениями о гражданской войне, темл-ie менее выделялась на общем Фоне иным подходом к материалу, иным объектом анализа Сне случайно многие исследователи, "вписывая" "Конармию" в ряд произведений о гражданской войне, отмечали ее "чуждость" зтему ряду /64/;).

Изучение сочетания литературным и Фольклорных традиций в "Ко. нармии" оправдано тем, что исследование этого плана может быть полезным и плодотворным в разрешении вопросов поэтики цикла, не ре. шеннык до сих пор. Это касается прежде всего вопроса о связи стиля Бабеля со стилем сказа. Этим определяется научная новизна дан

64. См., наример: Скобелев В. П. Масса и личность в русской совет. ской прозе 20.к гг. Воронеж, 1975, гл. 4, Андреев Ю. А. Револю. ция и литература, л., 1369, с. 122-138 и пр. ной работы.

Объектом исследования является поэтика новелл. составлявши цикл "Конармия", и двух новелл, включенных в цикл уже после смер. ти Бабеля составителями era книг, но тесно примыкающих по смыслу к конармейским новеллам - это "Грищук" и "Их было девять". Г1шДмет исследования - фольклорные и литературные традиции, использованные Бабелем при создании конармеиских новелл. Такой подход кзжет. ся нам продуктивным, так как объектом авторского исследования в "Конармии" явилась народная масса С конармейцы) как: носитель народного мироощущения и мишвосприятия, а также взаимоотношения народа (массы) и личности (социально и культурно чуждой народу). Наконец, сама традиция литературы 20-х гг. с ее обращением к фольклору дает нам право поставить вопрос о влиянии фольклорных традиций при создании образной и сюжетной системы "Конармии".

Цель работы:; объяснить своеобразие поэтики и эстетики "Конармии", опираясь на выявление в тексте литературно-фольклорных взаи. модействии. Дня реализации цели намечены следукщие задачи: 1) рассмотреть жанровые и стилистические особенности новелл, образующих цикл: 2) установить и раскрыть значение сказовой традиции для фось-мирования жанровой природы новелл цикла; 3) показать взаимодействие литературных и фольклорных традиций как при создании от. дельных персонажей цикла, так и при Формировании жанра "Конармии": 4) охарактеризовать роль Фольклорных образов, традиций в поэтической структуре "Конармии"; 5) обратить внимание на межнациональные связи в фолъклоризме Бабеля: 6) раскрыть и описать методы и Формы работы Бабеля с фольклорным мате шалом, способы его включения в литературный текст.

Целями и задачами работы обусловлена стуктура диссертации. Она состоит из введения, двух глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.