Традиционная культура повседневности карачаевцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Гатаева, Белла Тохтаровна

  • Гатаева, Белла Тохтаровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 184
Гатаева, Белла Тохтаровна. Традиционная культура повседневности карачаевцев: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2004. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Гатаева, Белла Тохтаровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 .КУЛЬТУРА ЭТНОСА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.2. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.3. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ КАРАЧАЕВЦЕВ

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

КАРАЧАЕВЦЕВ

2.1. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ КАРАЧАЕВЦЕВ

2.2. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАРАЧАЕВЦЕВ

2.3. МАТЕРИАЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ КАРАЧАЕВЦЕВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная культура повседневности карачаевцев»

Актуальность темы исследования.

Изучение основ национальной культуры - актуальная проблема современной философии и культурологии. Рост национального самосознания народов Северного Кавказа протекает на фоне политической дестабилизации, резкого обострения межэтнических противоречий. Изучение традиционной культуры народов, как карачаевского, так и других - важная составляющая национальной политики, основывающейся на знании национального характера, психологии, обычаев и традиций, религиозных умонастроений народа, особенностей повседневной культуры. Подобные исследования обогащают не только национальную культуру, но и культурологическую науку в целом, способствуют сближению народов России.

Исследование феномена повседневности, выявление его устойчивой структуры - одна из важных проблем современной философии и культурологии. Глубокое понимание повседневности в традиционной культуре позволяет расширить рамки многостороннего изучения человека, дает возможность с новой точки зрения взглянуть на проблему отношений человека и этнического социума. Раскрытие сущности повседневности ведет к пониманию сложных форм социальных отношений.

Изучение народа предполагает выявление и научное обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфичными. Наиболее ярко подобные элементы проявляются во внутриэтнических соседских и кровнородственных взаимоотношениях (почитание старших, уважение к женщине, гостеприимство, празднично-обрядовая культура и т.д.). И хотя все социальные институты являются универсальными, ибо они характерны для большинства народов, вместе с тем для их бытования существенна и другая сторона - традиционность, обуславливающая их специфичность, и самобытность жизни народа. В традициях проявляется народный характер, его своеобразие.

Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности позволяет раскрыть многообразие и целостность общественного сознания в его единстве. Выдвижение в центр исследовательских интересов проблемы повседневности в традиционной культуре карачаевцев продиктовано насущными потребностями современной действительности связанными с этническими и политическими процессами на Северном Кавказе.

Степень разработанности темы.

Тема диссертационного исследования имеет междисциплинарный характер, включает в себя проблематику, составляющую предмет различных научных направлений: культурологии, философии, этнологии, религиоведения, истории.

В изучении поставленной проблемы большое значение имеют концепции, рассматривающие теоретические проблемы этноса. В отечественной науке это концепция Ю.В.Бромлея, согласно которой этнокультура характеризуется определенными этническими свойствами (язык, традиции, этническое самосознание, самоназвание). Эти черты формируются только в соответствующих условиях — территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Концепция В.А.Тюдкова расходится с существующими представлениями об этносах, обогащает отечественную этнологию более гибкими и отвечающими современной реальности теоретическими позициями.

Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности рассматривалась историками, культурологами, этнографами и философами. Сегодня, в рамках возрождения интереса к повседневности, возвращаются имена тех, кто стоял у истоков создания этого направления во второй половине XIX начале XX вв. В России это были: С.В.Ешевский, И.Е.Забелин, К.А.Иванов, Н.И.Костомаров, А.Терещенко; в Европе -А.Бокуэ, Э.Э.Виолле-ле-Дюк, П.Гиро, М. И К.Квенеллы, А.Людтке, Э.Фукс, Г.Хартман. Без этих имен невозможно адекватно представить развитие концепций повседневности.

В начале XX века особое внимание было обращено на семиотику вещей и повседневности, картину мира в обыденном сознании, внеправовые и внеэкономические регуляторы общественного поведения. М.Блок и Л.Февр ввели понятие ментальности. Они создали целое направление в исторической науке - Школу «Анналов». Изучение ментальности позволило историкам приблизиться к пониманию социального поведения людей, которое обстоятельно и всесторонне было исследовано на материале европейской культуры М.Блоком, Ф.Броделем, Ж.ЛеГоффом, Л.Февром.

Феноменологическая школа во главе с Э.Гуссерлем исследовала феномен повседневности, признавали за миром повседневной жизни роль фундамента теоретического знания и считали, что познание бытия возможно на его основе. А.Шютц, вслед за Э.Гуссерлем, интерпретирует жизненный мир как «интерсубъективный мир повседневной жизни». Он рассматривает повседневность как одну из сфер реальности, которая первична по отношению к другим сферам, как верховную реальность. П.Бергер и ТЛукман раскрыли повседневность как рациональную структуру и выявили ряд присущих ей особенностей. Б.Вальденфельс, Б.Кепеци и А.Хеллер подчеркивают рациональное начало повседневной жизни.

Анализу повседневности как специальной отрасли исторических и культурологических дисциплин посвящены труды отечественных ученых. В работах АЛ.Гуревича и Г.С.Кнабе реконструируются различные типы ментальности; в исследованиях Б.В.Маркова делается философская интерпретация существующих программ анализа повседневности; Ю.МЛотман, применяя семиотический подход, изучает смысл бытовой культуры «изнутри»; В.ДЛелеко дает анализ становления проблематики повседневности в гуманитарных науках, раскрывает культурное значение и смысл каждого из элементов пространства повседневности используя семиотико- культурологический метод.

Большое значение для исследования этногенеза и культурогенеза карачаевцев имеют труды Х.Х.Биджиева, М.О.Косвена, Л.И.Лаврова, Ф.И Леонтовича, Б.Миллера, А.И.Мусукаева, В.П.Невской, А.И.Першица, В .М.Сысоева, И.М.Шаманова. В своих работах они изучают динамику развития традиционной культуры народов Северного Кавказа с древнейших времен до современности.

Проблема традиции, ее морфологическое строение и функциональное своеобразие отражено в многочисленных работах отечественных историков, культурологов и этнографов. Изучением традиций и обрядов повседневного семейного бьгга народов Северного Кавказа, касающихся вопросов формы брака, семейного этикета, прав и обязанностей членов семьи, положения женщины и мужчины в карачаевском обществе, различным аспектам быта и ведения хозяйства в повседневной жизни, посвящены исследования: Е.П.Алексеевой, М.Б.Гуртуевой, В.М.Зумакулова, И.В.Карпеева, Ю.Ю.Карпова, А.Ю.Коркмазова, Я.С.Смирновой, Е.Н.Студенецкой, К.М.Текеева. В настоящее время имеется довольно обширный круг публикаций, посвященных роли мусульманской религии в повседневной культуре карачаевцев. Это работы А.В.Авксентьева, У.Алиева, М.Д.Каракетова, Ф.Т.Кушетеровой, Х.О Лайпанова, Г.Ф.Чурсина.

По разным аспектам диссертационного исследования имеется значительное количество работ, в которых освещаются определенные стороны традиционной культуры карачаевцев. Однако, несмотря на бесспорную значимость исследований подобного плана, в них, как правило, уделяется недостаточно внимания культурологическому анализу повседневной культуры, отсутствует комплексное исследование различных аспектов рассматриваемой проблемы. Особенно это касается карачаевцев, ибо большинство работ отражают исторические, этнологические аспекты повседневной культуры. Указанные обстоятельства и определили выбор автором темы диссертационного исследования.

Цель исследования: комплексный культурологический анализ повседневности в традиционной культуре карачаевцев.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач: сформулировать методологические принципы исследования традиционной повседневной культуры этноса, позволяющие адекватно реконструировать реальное многообразие и стереотипы сознания и поведения;

- исследовать основы становления и развития карачаевской культуры; факторы этногенеза и культурогенеза карачаевцев, на основе которых и возникла традиционная повседневная культура;

- раскрыть философско-культурологическое содержание ключевых понятий: повседневность, этнос, традиция, этнокультурная традиция, этнокультурный менталитет и др.;

- обосновать роль традиции в сохранении уникальности повседневной культуры карачаевцев;

- исследовать семиотику повседневной этнокультуры карачаевцев;

- исследовать влияние мусульманской религии на повседневную культуру карачаевцев;

- выявить и проанализировать основные формы и социокультурный смысл повседневной культуры общения карачаевцев;

- проанализировать материально-предметный мир повседневной культуры карачаевцев, раскрыть его культурную семантику.

Объект исследования - традиционная культура карачаевцев.

Предмет исследования - повседневность в традиционной культуре карачаевцев.

Методология и источники исследования.

Диссертационное исследование осуществлено на основе комплексного культурологического подхода к феномену традиционной этнической культуре во всем многообразии ее форм. Для реализации этого подхода были использованы труды общего характера отечественных культурологов: С.А.Арутюнова, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, А.С.Кармина, В.ДЛелеко, Э.С.Маркаряна, Б.В.Маркова, В.Н.Сагатовского, В.В.Шаронова, В.А.Щученко.

Значимым для исследования был также метод анализа культуры, представленный в феноменологии и феноменологической социологии: П.Бергером, Э.Гуссерлем, ТЛукманом, А.Щютцем.

В работе над диссертацией был применен также семиотико-культурологический подход к культуре, представленный в трудах тартуско-московской школы (Ю.МЛотман, В.В.Иванов, В.Н.Топоров и.др.).

При описании и анализе этнокультурной исторической памяти культуры карачаевцев автор использовал опыт исследования ментальных структур повседневности, накопленный французской Школой «Анналов»

М.Блок, Ф.Бродель, Л.Февр, Ж.Ле Гофф) и отечественными историками: АЛ.Гуревичем, Г.С.Кнабе.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- впервые для определения культурологического содержания понятия повседневной культуры привлечена традиционная культура карачаевцев: обширный этнографический, исторический, культур-антропологический материалы;

- определены методологические принципы, подходы, интерпретации, ориентированные на этнокультурную специфику исследования повседневной культуры;

- раскрыты этические, эстетические и религиозные формы этнокультурной традиции повседневности; исследована взаимосвязь мусульманской религии с этнической культурой карачаевцев;

- прослежена историческая динамика возникновения и развития культуры карачаевцев;

- на основе комплексного анализа эмпирического материала представлена целостная картина формирования и функционирования повседневной культуры карачаевского народа; сформулировано положение о сущности этнокультурного менталитета карачаевцев, его структуре и формах;

- обосновано формирование новых элементов повседневной этнокультуры в связи с развитием этнических традиций и обычаев (отмирание прежних традиций избегания, упрощение этикетных норм в отношении старший-младший; мужчина-женщина и т.д.);

- определены пути и методы использования этнокультурного наследия в современной повседневной практике. Л 9

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Важным элементом культурной самоидентификации карачаевцев является их традиционная повседневная культура, во многом играющая роль доминантного механизма внутри этнического сплочения и интеграции, объединяющего карачаевцев по значимым для них культурным признакам. Обычай и традиция как форма социальности являются культурным «стержнем» повседневной культуры карачаевцев. Выявлены средства закрепления и выражения элементов повседневной культуры: этикет, обычное право, ритуал, жест, поза, дистанция;

2 Повседневная культура карачаевцев служит способом сохранения, воспроизводства и трансляции этнической культуры в смене поколений. Взятая в целом, традиционная культура продуцирует и репродуцирует этнокультурную самобытность карачаевцев;

3. Мусульманская религия, находясь во взаимодействии с этнической культурой карачаевцев, придала религиозный характер всем событиям жизненного цикла карачаевцев (свадьба, похороны, рождение ребенка, прием гостя и др.);

4. Культура повседневного межличностного общения подчинена традиционным нормам и правилам взаимоотношений (избегание, возрастные, половые и статусные различия);

5. Повседневная культура карачаевцев, выражающаяся в традициях, обычаях, обрядах, общественных отношениях, материальной культуре обусловливает этнонациональные особенности личности, ее менталитет;

6. Повседневная культура карачаевцев имеет свои неповторимые черты, что, при наличии общих черт с культурами других народов Северокавказского региона, делает ее национально-особенной. Национально-особенное в повседневной культуре карачаевцев проявляется не в существовании каких-то уникальных, отсутствующих у других народов норм, а в своеобразном оформлении общекавказских элементов культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть применены в дальнейшей разработке теоретических проблем социокультурной динамики этносов, и представлять интерес для культурологов, историков, этнографов, социологов, также для практических работников, осуществляющих непосредственную практическую деятельность в республиках Северного Кавказа. Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке общих и специальных курсов по культурологии, социальной антропологии, этнологии и кавказоведению.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и культурологии Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты и основные положения диссертации были представлены в форме докладов и сообщений на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и семинарах. В их числе: Седьмая Санкт-Петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов (междисциплинарный гуманитарный семинар) (2002г., СПб.); Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения (2002-2003 гг., СПб.); Научно-практический семинар «Роль политических коммуникаций в становлении российской демократии» (2003 г., СПб.); «Дни петербургской философии - 2003» (2003 г., СПб.); XI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2004 г., Москва); «Психология XXI века» и международная конференция студентов и аспирантов (2004 г., СПб.); отражены в публикациях, указанных в автореферате.

Структура и объем диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 184 страницы, список литературы включает 171 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Гатаева, Белла Тохтаровна

Вывод.

Обзор традиционной культуры позволил сделать следующие выводы относительно семиотики повседневности в традициях, обычаях и обрядах карачаевцев.

Бытовая повседневная культура этноса, как в целом, так и в отдельных ее компонентах, может служить одним из важных источников изучения народного менталитета. Такие социальные институты как брак и свадебный цикл, детский цикл, похоронно-поминальный цикл и т.д. обычаи и традиции связанные с ними не только дают представление о социально-правовых, имущественных, этнических нормах, семейных отношениях, верованиях и представлениях, особенностях материальной культуры. Названные социальные институты дают возможность исследовать некоторые аспекты повседневной культуры этноса, выявить разные этнические компоненты, включавшиеся в данный этнос на протяжении веков, основы и направления этнокультурных контактов.

Мусульманская религия находясь во взаимодействии с этнической психологией оказывает влияние на развитие карачаевского народа, его повседневную культуру и традиции, она выступает в качестве одного из признаков этноса. Ряд особенностей культуры карачаевцев принял религиозную окраску, стал его составными элементами, «конфессионализировался», а с другой стороны, отдельные компоненты культового комплекса, особенно его ритуалы, религиозные обычаи и традиции, проникнув в национальные формы, слились с народными верованиями и приобрели характер этнических явлений «этнизировались». Наиболее отчетливо этноконфессиональный характер проявляется в обрядово-культовой сфере. Подтверждением этому может служить, например, похоронный обряд карачаевцев. Будучи религиозным по форме, сегодня этот обряд в обыденном сознании воспринимается как национальная традиция.

Семиотика повседневной культуры карачаевцев, выражающаяся в традициях, обычаях, обрядах, общественных отношениях, материальной культуре определяет этнические особенности народа, его личные качества и статус его представителей, народный менталитет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повседневность к концу XX века превратилась из бытового жанра в объект пристального внимания исследователей и одновременно в одну из ключевых категорий современного гуманитарного знания. «Неуловимая» и «ускользающая», она выполняет в основном регулятивную роль.

Повседневность исследовалась историками Школы «Анналов» («Новая историческая наука»), социологами этнометодологического и феноменологического направлений и др. В разных школах она трактуется неоднозначно. Для данной работы наиболее органичным представляется антропологический подход, так как именно в социальной и культурной антропологии человек рассматривается через взаимодействие со средой, окружающей его, а культура трактуется чрезвычайно широко, как весь «рукотворный», искусственно созданный мир. В таком контексте повседневность вся, целиком и полностью, становится феноменом культуры и может быть определена как содержание совместной жизни и деятельности людей.

Изменения различных составляющих традиционной повседневной культуры карачаевцев происходили далеко не однозначно: содержательные, ее аспекты, в виду их большей значимости в практической жизни изменялись значительно быстрее, чем разнообразные формы внешней атрибутики, причем отдельные ее черты проявили способность к регенерации на новом, более высоком уровне.

Процесс религиозной эволюции тесно связан с эволюцией ментальной. В последние годы все больше верующих рассматривают соблюдение обрядов ислама не столько в качестве религиозного, сколько национального долга. Религия влияет не только на повседневное поведение людей ежедневный намаз, пищевые запреты и т.д.), но и на культурный облик народа.

Исламская религиозная доктрина уделяет большое внимание поведению верующего человека в повседневной жизни. Это обусловлено спецификой менталитета и культуры мусульман-карачаевцев.

У разных народов мира, в том числе и карачаевцев, обряды свадебного цикла пронизаны самобытностью и неповторимостью. Свадебная обрядность в той или иной степени сохранилась в быту и до настоящего времени, хотя и не без модификаций. Как выявилось в ходе исследования, старинная и современная традиционная свадьба в принципе мало, чем отличаются. Но у современной свадьбы имеются некоторые особенности, касающиеся главным образом лишь отдельных ее черт. В тоже время сегодня прослеживается более или менее четко выраженная тенденция к возрастанию обрядов традиционной свадьбы во всей их полноте. Наряду с традиционной, у карачаевцев, как и других народов Северного Кавказа, стала практиковаться «советская» свадьба, которая, по сути, представляет собой лишенный национального колорита банкет городского типа. В широких слоях населения «новые свадьбы» ни в каких своих проявлениях не привились. Свадебные традиции оказались дороги народу, поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня большинство населения проводит традиционные свадьбы с включением в нее отдельных элементов современности.

Обряды погребально-поминального цикла так же практически не изменились. Особо характерна роль духовенства, которое активно использовало традиции, связанные с поминальной обрядностью, в целях усиления своего влияния и укрепления своих позиций в широких слоях населения. Похороны и поминки - наиболее устойчивые и консервативные обряды жизненного цикла. При практически полной исламизации погребального цикла он все равно воспринимается как национальный.

Карачаевская семья со всем спектром ее многоуровневых и разнофункциональных связей и отношений претерпела некоторые изменения. Пройдя в своем развитии ряд этапов, она сохранила сущностные черты, высокий социальный статус, не только удержав, но и значительно увеличив свою общественную значимость. Ее эволюция стимулировалась двоякого рода факторами: внутренними импульсами — с одной стороны, и воздействием внешних причин — с другой. Развиваясь, семья и сама оказывала влияние на модификацию других социальных институтов.

Особый интерес представляют национально-смешанные семьи являющиеся одним из инструментов формирования новых черт в этнической ментальности. У карачаевцев, как и у других соседних народов Северного Кавказа, преобладают национально-однородные семьи. Но общая тенденция указывает все же на рост числа этнически гетерогенных семей. Как свидетельствуют данные проведенного анализа, это во многом определяется растущими межнациональными экономическими и культурными контактами. Меняется в целом и отношение к национально-смешанным семьям. Тем не менее, пока еще такие семьи несколько менее стабильны, чем национально-гомогенные. На это, очевидно, оказывают определенное влияние различия в ментальности, традиционных формах семейного быта, в языке. Но, несмотря на это роль этнически гетерогенных семей в межнациональных контактах неизменно остается достаточно заметной. Такие семьи являются своего рода проводниками интеркультурного взаимодействия, межнационального сближения и общения.

Характер отношений между членами семьи во многом проявляется и в этикете внутрисемейного общения. Традиционный повседневный этикет карачаевцев закрепляет важнейшие черты отношений в семье, правил поведения ее членов. Стержнем семейного и общественного этикета по-прежнему является подчеркнутое уважение к старшим. В последнее время традиционный этикет и его составляющие стали постепенно упрощаться. В этом процессе, пожалуй, самым важным оказалось то, что патриархальный семейный этикет освободился от некоторых своих крайностей.

Особую разновидность семейно-родственного этикета оставляют обычаи избегания, широко распространенные в традиционных обществах. Обычаи избегания между супругами и членами их семей включают запреты на то, чтобы находиться вместе некоторым членам семьи, вместе принимать пишу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена при обозначении родства и т.п. Тем не менее, шаг за шагом демократизация затронула все стороны семейно-родственного этикета. Это коснулось и обычая избегания, который со временем во многих своих проявлениях стал изживаться. Здесь на лицо влияние двух взаимообусловленных тенденций: одна характеризуется углублением демократических начал в жизни современного карачаевского общества, другая - зависимостью внутрисемейной демократизации от перемен в социальной сфере в целом.

Значительное внимание уделено воспитанию детей, в котором раскрываются его культурно-воспитательные функции. В этой области функционирования семьи на первый план выдвигается трудовое, нравственное и религиозное воспитание. Из прививавшихся детям нравственным качеств важнейшее значение приобретают чувство долга и родственной солидарности, уважения к старшим, вежливость, сознание мужского достоинства и женской чести. Уклад традиционной карачаевской семьи способствует религиозному воспитанию детей.

Обрядность сопровождает основные жизненные циклы - рождение, вступление в брак и смерть. В работе с достаточной полнотой описываются наиболее почитаемые и распространенные торжества, устраиваемые на разных этапах взросления ребенка, раскрывается их символический смысл. Сказанное позволяет, однако, прийти к выводу, что, в отличие от многих других древних обычаев и традиций, постепенно уходящих из народного быта, обряды детского цикла во многом сохранили свою популярность и значение. Объясняется это, вероятно, тем обстоятельством, что в этих обрядах содержалось немало развлекательных, праздничных элементов, в них спрессован опыт чреды поколений. Вместе с тем современная детская обрядность обогащается новыми формами, среди которых более всего почитаемым становится день рождения ребенка.

Среди традиционных общественных институтов наиболее показательным в области традиционной повседневной культуры выступает обычай гостеприимства и связанные с ним этикетные нормы.

Сегодня можно констатировать, что в повседневности карачаевского общества продолжают удерживаться специфические национальные черты, его традиции и обычаи. Вместе с тем, в его облике проявляются и этнические и общечеловеческие элементы.

Отмеченная регенерация традиционных этнических форм жизни карачаевцев в наибольшей степени затронула сферу повседневности в области общественных отношений и быта. Ее структурные элементы и связанные с ним соционормативные, этикетно-поведенческие комплексы, религиозные и этнопсихологические установки в настоящее время актуализированы. В современной карачаевской действительности традиционная повседневная культура во многом играет роль доминантного механизма внутри этнического сплочения и интеграции, объединяющего карачаевцев по значимым для них культурным признакам.

В силу этого в данной диссертации основное внимание было обращено на характер функционального взаимодействия традиционных форм повседневной культуры и быта карачаевцев, а также динамично изменяющейся религиозной ситуации и описание этого процесса в карачаевском обществе.

Следует отметить, что данная работа представляет собой первый опыт изложения анализа повседневной культуры карачаевцев. Цель работы проследить динамику развития культуры карачаевцев на уровне повседневного, выделить некие доминанты, определяющие ментальностъ и образ жизни карачаевского народа. Те результаты и выводы, которые получены в ходе данного диссертационного исследования, на наш взгляд, способствуют объективному осмыслению прошлого и настоящего в повседневной культуре карачаевцев, что позволяет глубже понять культуру и менталитет этого народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Гатаева, Белла Тохтаровна, 2004 год

1. Абакарова P.M. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль в этнокультуре /Р.М.Абакарова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003-168 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы / Р.Г.Абдулатипов.- М.: Мысль, 2002. 317 с.

3. Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения /А.В.Авксентьев, В .А.Авксентьев .— Ставрополь.: СГПИ, 1993. 222 с.

4. Алексеева Е.П. Археологические раскопки в районе сел Верхний Чегем в 1959 г. /Е.П. Алексеева// Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Вып. 9. Нальчик.: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1961. — с.232-241.

5. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. /Е.П.Алексеева.-2-е изд. -М.; Кисловодск.: АО «Бриз», 1993. - 85 с.

6. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии: Вопросы этнического и социально-экономического развития / Е.П. Алексеева. М.: Наука, 1971. - 355 с.

7. Алиев У. Карачай / У.Алиев. Черкесск.: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1991. - 320 с.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С .А.Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 243 с.

9. Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России. Традиционная пища как выражение этнического самосознания / С.А.Арутюнов. М.: Наука, 2001. - с. 120-137.

10. Ю.Арутюнов С.А. Введение в книгу: Этнография питания народов стран зарубежной Азии: Опыт сравнительной типологии /С.А.Арутюнов. М.: Наука, 1981.-256 с.

11. П.Арутюнов С.А. Материальная культура: Пища и жилище: Народы Кавказа /С.А.Арутюнов, Г.А.Сергеева, В.П.Кобычев. М.: Наука, 1995. -Кн. 4. -с.233-235.

12. Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, A.A. Сусоколов.- М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.

13. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов /Б.Х.Бгажноков. -Нальчик.: Эльбрус, 1983. 230 с.

14. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П.Бергер, Т.Лукман.- М.: Моск. филос. фонд и др., 1995.-322 с.

15. Биджиев Х.Х. Археологические раскопки в горном Карачае /Х.Х.Биджиев.//Археологические открытия 1969 года: Сб.науч.ст.- М.: Наука,1970.-с. 450-456.

16. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии /В.П.Бранский. СПб.: Изд-во С.-Петербургской Акмеологической Академии, 2000.- 106 с.

17. Бройи Д. Подходы к исследованию национализма /Д.Бройи. Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. — 416 с.

18. Бромлей Ю.В. Этнографический аспект изучения человека: Человек в системе наук /Ю.В.Бромлей. М.: Б.и.,1989. -143 с.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.

20. Бубенок О. Карачаевцы и балкарцы: этносы или субэтносы? / О.Бубенок// Центральная Азия и Кавказ.-2002. -№1(19). С.-186-193.

21. Вагабов М.В. Ислам и семья /М.В.Вагабов.- М.: «Наука», 1980. 174 с.

22. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности /Б.Вальденфельс// Социо-Логос: Общество и сферы смысла. Вып. 1. -М.: Б.и.,1991. - С. 54-59.

23. Вожова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа /Н.Г.Вожова. М.: Наука, 1973. - 208 с.

24. Гараджа В.И. Социология религии /В.И.Гараджа. — М.: Аспект-Пресс, 1996.-с. 239 с.

25. Григорьев Л.Г. Социология повседневности Альфреда Щютца /Л.Г.Григорьев//Социологические исследования.-1987.-№ 1 .-С. 123-129.

26. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы /Л.Н.Гумилев. -М.: Изд. фирма «Пантея», 1993. 543 с.

27. Гумилев Л.Н. Сочинения: Этногенез и биосфера Земли /Л.Н.Гумилев. — М.:ДИ ДИК, 1994.-637 с.

28. Гуревич АЛ. Исторический синтез и Школа «Анналов» /А.Я.Гуревич. — М.: Индрик, 1993. 328 с.

29. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика Карачаево-Бажарского народа /М.Б.Гуртуева-Нальчик: Эльбрус, 1997. 256 с.

30. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии: Философия как строгая наука /Гуссерль Э. Новочеркасск: Агентство АГУНА,1994. -357 с.

31. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.З. /В.Даль. М.: «Русский язык»,1998. - С. 147.

32. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений. Этносоциологический анализ /Х.В.Дзуцев. -М.: РОССПЭН, 2001. 248 с.

33. Дмитриев В. А Этническая идентичность и конфликтогенность эндофактора национального сознания /В.А.Дмитриев// Изучениенационального самосознания в этнографическом музее. Сб.науч.ст. -СПб.: Европейский Дом, 1998. С.69-115.

34. Дробижева Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества /Л.М.Дробижева, Т.С.Гузенкова. -М.: ИЭИА, 1994. 236 с.

35. Евстигнеев Ю.А. Российская Федерация. Народы и их подразделения. Краткий этнологический справочник /Ю.А.Евстигнеев. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. - 224 с.

36. Изучение национального самосознания в этнографическом музее: Сб.науч.сг./ Ред. Ж.К.Чисгякова, А.В.Тосеева. СПб.: Европейский Дом, 1998.-128 с.

37. Иконникова С.Н. История культурологических теорий: В 3 т. /С.Н.Иконникова. СПб.: Культ-информ-пресс, 2001. -Т.1-3.

38. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: Междисциплинарные взаимосвязи / С.Н.Иконникова// Гуманитарий. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. -№1.- С.-73-83.

39. Ионин Л.Г. Повседневная культура /Л.Г.Ионин. Культурология XX век. Энциклопедия. В.2т.Т.2. СПб.: Университетская книга, 1998. С -122.

40. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие /Л.Г.Ионин. М.: Логос, 2000. - 432 с.

41. Иордан М. Исламизация культуры как воплощение этических идеалов ислама. Ислам в Евразии /М.Иордан. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 516 с.

42. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. В.Зт.- М.: «Восточная литература» РАН, 1998-2002. Т.1 - 3.

43. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: РГТУ, 1996. - 255 с.

44. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. - 549 с.

45. История повседневности: Сборник научных работ. СПб.: Изд-во Европейского университета в СПб; Алетейя, 2003. - 208 с.

46. Каган М.С. Философия культуры /М.С.Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

47. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2 т. /М.С.Каган. — СПб.: Петрополис, 2000-2001. Т. 1 -2.

48. Казиев Ш.М. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке /Ш.М.Казиев, ИБ.Карпеев. М.: Мол. Гвардия,2003.-452 с.

49. Камилов М. Пять основ ислама /М.Камилов- Махачкала.: ИПЦ ДГУ, 1997.-«7 с.

50. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск.: Ставропольское книжное издательство,1978. - 336 с.

51. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк /Ю.Ю.Карпов. СПб.: МАЭ РАНД996. -ЗЮ.с.

52. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа /Ю.Ю.Карпов.-СПб.: «Петербургское востоковедение»Д001. -416 с.

53. Кармин А.С. Культурология /А.С.Кармин- СПб.: Издательство «Лань», 2001.-832 с.

54. Кепеци Б. Культура масс и культура повседневная / Б.Кепеци// Культуры. М.-1982. - №№1-2. С. 10-26.

55. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности /Г.С.Кнабе// Вопросы философии. -1989.-№5.- С.26-47.

56. Козья кова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа от античности до XX века /М.И.Козьякова. М.: «Весь мир», 2002. - 360 с.

57. Кон И.С. Национальный характер. Миф или реальность? /И.С.Кон// Иностранная литература,-1970. №3.- С.37-45.

58. Кон И.С. Введение /И.С.Кон// Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии: Сб. ст. АН.- М.: Наука, 1983. с.3-7.

59. Коран. /Пер. Ю.И.Крачковского. Минск.; Ростов н/Д.: Б.и., 1990. - 446 с.

60. Корнев В.И. Мировые религии: их роль в истории /В.И.Корнев// Религии мира. История и современность: Ежегодник 1999. М.: Вестком, 1999. — С. 325-349.

61. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1 и ХУН столетиях /Н.И.Костомаров.- М.: Республика, 1992. -303 с.

62. Кошкаров Н.В. Нация и культура: социально-философский анализ /Н.В.Кошкаров. Новгород.: Б.и., 1997. -139 с.

63. Кром М.М. Повседневность как предмет исторического исследования /М.М.Кром// История повседневности: Сб.науч.работ. Вып.3. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге; Алетейя, 2003. -С.7-15.

64. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа /Е.И.Крупнов. -М.: Изд. АН СССР, 1960. 520 с.

65. Крысько. В.Г. Этническая психология /В.Г.Крысько. М.: Академия, 2002.-320 с.

66. Кудаев. М.Ч. Карачаево-Балкарский свадебный обряд / М.Ч.Кудаев. -Нальчик.: Эльбрус, 1988. 124 с.

67. Культура и традиции: Сб.науч.трудов /Отв.ред. А.Бурханов,

68. B.И.Полищук. Екатеринбург.: Б.и., 1995. - 237 с.

69. Культура: инновации и традиции: Юбил.сб./Отв. ред. Б.А.Фролов. -Пенза.: Б.и., 1995-151 с.

70. Культурология XX век. Энциклопедия. В 2т. СПб.: Университетская книга, 1998.-Т. 1-2.

71. Кущетерова Ф.Т. Религиозные традиции карачаевской семьи и их влияние на воспитание семьянина /Ф.Т.Кушетерова// Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Сб.науч.ст. Пятигорск, 1997. —1. C.20-23.

72. Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века /Л.И Лавров. -М.: Б.и,1969.-132 с.

73. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев /Х.О.Лайпанов.-Черкесск.: Кар.-Чер. Кн. изд., 1957. 67 с.

74. Лайпанов Б. Ислам в истории и самосознании карачаевского народа/ БЛайпанов// Ислам в Евразии: Сб.науч.трудов. -М.: Прогресс-Традиция,2001. С.320-365.

75. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ) /З.ИЛевин.- М.: Институт востоковедения РАН; Изд-во «Крафт+», 2001 -176 с.

76. Ле Гофф Ж. С небес на землю. Перемены в системе ценностных ориентаций на Христианском Западе 12-13 вв. /Ж.Ле Гофф//Одиссей. Человек в истории:Сб.науч.ст.-М.:Б.и.,1991.С.45-49.

77. Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура Запада /Ж.Ле Гофф. Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2002. -326 с.

78. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре /ВДЛелеко.- СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2002.-320 с.

79. Лобачева Н.П. Общественная и семейная обрядность народов Средней Азии и Казахстана. Вторая половина XX в. /Н.П Лобачева. Расы и народы. Вып. 27. М.: Наука, 2001. - 263 с.

80. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры /Ю.МЛотман.- Таллинн.: Александра, 1992.- 479 с.

81. Лурье C.B. Историческая этнология /С.В.Лурье.-М.:Б.и., 1998.-143 с.

82. Людгке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии /АЛюдтке.// Социальная история: Ежегодник 1998-99. М.: Б.и., 1999. - С. 56-64.

83. Магомедова A.A. Феномен традиционного мужского застолья /А.АМагомедова. Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 20022003 гг.: Тезисы докладов. СПб.: МАЭ РАН, 2003. - 152 с.

84. Магомедова A.A. Феномен повседневности (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук: 09.00.11 /А.А.Магомедова;СПбГУ.-СПб., 2000. 20 с.

85. Малкондуев Х.Х. К вопросу о самоназвании карачаевцев и балкарцев /Х.Х.Малкондуев. Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор: Сб.науч.работ. -М.: Наука,2001.-С. 110-125.

86. Манекин Р.В. Контент-анализ: как метод исследования мысли /Р.В.Манекин// Клио. 1991. - №1. -С.28-33.

87. Маркарян Э.С. Культура как система /Э.С.Маркарян// Вопросы философии. 1984. -№1.- С.113-123.

88. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры /Э.С.Маркарян. Ереван.: Б.И.Д969.-228 с.

89. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи /Э.С.Маркарян. -М.: Б.и.,2000.-210с.

90. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета /Б.В.Марков. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 229 с.

91. Марков Б.В. Социальная работа и повседневный мир жизни /Б.В.Марков//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.4.1994. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - С. 47-55.

92. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22-26 июня 1959 г.): Сб.науч.ст. Нальчик.: Б.и., 1960.-180 с.

93. Менталитет Россиянина: история проблемы: Сб.ст. -СПб.: Б.и.,- 2000. — 238 с.

94. Мизиев И.М. Могильник у сел Карт-Джурт в Карачаево-Черкессии /И.М.Мизиев. «Археологические открытия 1969 года»: Сб.ст. М.: Наука, 1970.-с. 124-137.

95. Мисроков З.Х Адат и шариат в российской правовой системе /З.ХМисроков.- М.: Изд-во МГУ, 2002. 256 с.

96. Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 24-26 февраля 1999. Вып. 2. СПб.: Б.и.,1999. - 572 с.

97. Можаровский В.В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики /В.В.Можаровский.-СПб.: ОВИЗО, 2002. -72 с.

98. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев /А.И.Мусукаев.- Нальчик.: Б.и.,1992. 240 с.

99. Мусульмане изменяющейся России: Сб.ст. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 336 с.

100. Народы мира. Историко-этнографический справочник /Гл.ред Ю.В.Бромлей. Ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. -М.: Сов.энциклопедия, 1988. 624 с.

101. Народы России. Энциклопедия /Гл.ред. В.А.Тишков. Ин-т. этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1994. - 479 с.

102. Нации и национализм: Сб.науч.ст. /Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др; Пер.с англ.и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнедовского.— М.: Праксис, 2002 416 с.

103. Национальные отношения. Словарь /Под. Ред. В Л.Калашникова. М.: Гуманитарное изд-во центр ВЛАДОС, 1997. -207 с.

104. Ожегов С.И. Словарь русского языка /С.И.Ожегов. — 8-е изд. М.: Русский язык,1983. - с.456.

105. Очерки истории Карачаево-Черкессии. В 2 т. Ставрополь.: Ставропольское кн. изд-во,1967. -Т 1-2.

106. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции /Э.Х.Панеш.- СПб.: Европейский дом, 1996. — 304 с.

107. Першиц А.И. Геронтотимные традиции и долгожительство на Северном и Западном Кавказе /А.И.Першиц. Северный Кавказ. Бытовые традиции в XX веке: Сб.ст. М.: Наука, 1996. - С. 112-127.

108. Платонов Ю.П. Этническая психология /Ю.П.Платонов.— СПб.: «Речь», 2001.-320 с.

109. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики /Ю.П.Платонов.-СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993.- 345с.

110. Платонов Ю.П. Этническая и социальная психология /Ю.П.Платонов, Л.Г.Почебут.- СПб., 2000. 270 с.

111. Психология. Словарь./Под общ. ред. А.В.Пегровского, М.ГЛрошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

112. Резван Е.А. Коран и его толкования. Тексты, переводы, комментарии /Е.АРезван.- СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. -208с.

113. Религии мира. История и современность: Ежегодник 1999. — М.: Вестком, 1999.-448 с.

114. Родионов МА. Ислам классический /М.А.Родионов.- СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 249 с.

115. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура /В.В.Розанов.- М.: Б.и.,1992. -143 с.

116. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред.: А.М.Прохоров. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. - с.543.

117. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? /В.Н.Сагатовский.- СПб.: Петрополис, 1994. 217 с.

118. Садохин А.П. Этнология /АЛ.Садохин.- М.:Б.и, 2001 256 с.

119. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев /Б.С.Саламов-Орджоникидзе.: «Ир», 1968. -137 с.

120. Северный Кавказ: Бытовые традиции в XX веке /Отв. ред. В.А.Тишков, С.В.Чешко. М.: Б.и.,1996. - 243 с.

121. Семенов Ю.И. Категория «социальный организм» /Ю.И.Семенов//Этнографическое обозрение. -1966. -№3.-С.3-13.

122. Сергеева Г.А. Похоронные обряды народов Дагестана: традиции и современность /Г.А.Сергеева//Похоронно-поминальные обычаи и обряды: Сб.ст. М.: Наука, 1993. - С.56-69.

123. Сергеева Г.А. Традиционная пиша Северного Кавказа и Дагестана в XX веке /Г.А.Сергеева. Традиционная пища как выражение этнического самосознания: Сб.ст. М.: Наука, 2001. - с. 144-158.

124. Словарь русского языка. В 4-х тт. Т.З. М.: Русский язык,1983. - 767 с.

125. Смирнова Я.С. Народы Северного Кавказа. Семья и семейный быт народов СССР /Я.С.Смирнова.- М.: «Наука», 1990. с.240-263.

126. Смирнова Я.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа /Я.С.Смирнова. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе: Сб. работ. М.: «Наука» 1978.-280 с.

127. Смирнова Я.С. Народы Кавказа. Кн. 3: Семья и семейный быт, ч.1: Формирование, тип и структура: Сб.науч.работ /Я.С.Смирнова, А.Э.Тер-Саркисянц.- М.: Б.и.,1995. 270 с.

128. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /П.А.Сорокин. Общ. ред. сост. и предислов. А.Ю.Согомонов: пер.с анг. М.: Политиздат,1992. -543 с.

129. Студенецкая E.H. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев /Е.Н.Студенецкая.- КЭС, VI. М.: 1976. - 20 с.

130. Тесля С.Н. Опыт аналитики повседневного /С.Н.Тесля. М.: Изд-во МГУ, 1995.-229 с.

131. Тишков В.А. О феномене этничности /В.А.Тишков// Этнографическое обозрение. -1997. -№3,- С.3-21.

132. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России /В.А.Тишков.- М.: Русский мир, 1997. -532 с.

133. Тишков В.А. Этнология и политика /В.А.Тишков.- М.: Наука. 2001. -240 с.

134. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социо-культурной антропологии /В.А.Тишков.- М.: Наука, 2003. 544 с.

135. Тоидис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры /В.П.Тоидис.- Карачаевск.: КЧГПУ,1999. 252 с.

136. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т.З. /Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. М.:СЮО «Издательство Артель» Д000. - С.340.

137. Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук: Сб.нуч.трудов. В 7 т.Т.7.-М.:Б.и., 1970.-148 с.

138. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение /Д.М.Угринович. М.: Мысль, 1975. - 239 с.

139. Узденов Т-С.А. Карачай /Т-С.А.Узденов// Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. В 3 т. Т.1. -М.: «Восточная литература»,1998. 159 с.

140. Утехин И.В. О смысле включенного наблюдения повседневности /И.В.Утехин// История повседневности: Сб.науч.работ. Вып.3. — СПб.: Историческая книга «Алетейя», 2003. С. 15-26.

141. Флиер АЛ. Этногенез /А.Я.Флиер// Культурология XX век: Энциклопедия. В 2 т.Т.2. СПб.: Университетская книга; 1998.-С.404-405.

142. Флиер АЛ. Культурогенез /А.Я.Флиер// Культурология XX век: Энциклопедия. В 2 т. Т. 1.-СПб.'.Университетская книга,1998.-С.366-367.

143. Фундаментальные ценности у разных народов: Сб.ст. /Ред.кол.: В.Н.Кудрявцев и др. -М.: Б.и., 1996. -144 с.

144. Хайдеггер М. Бытие и время /М.Хайдеггер. М.: Изд. фирма «Ad Marginem», 1997.-451 с.

145. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: Вызовы времени (социально-философский анализ) /Р.А.Ханаху— Майкоп.: «Зихи», 1997. -190 с.

146. Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах /Й.Хейзинга. М.: Наука, 1988. - 540 с.

147. Хендерсон Д. Психологический анализ культурных установок /Д. Хендерсон-М.: «Добросвет», 1997. 219 с.

148. Шаманов И.М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX начале XX вв. /И.М.Шаманов// Археология и этнография Карачаево-Черкессии: Сб.ст.-Черкесск.:Кар.-Черк.НИИ экономики,истории^з.и лит., 1979.-189с.

149. Широкогоров С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений /С.М.Широкогоров-Шанхай.: «Сибпресс», 1923. — 36 с.

150. Щученко В.А. Семиотический подход к культуре: Анализ существующих концепций /В.А.Щученко// Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения: Сб.ст. -СПб.: Б.и,. 1992.-с.38-51.

151. Щученко В.А. Вечное настоящее культуры /В.АЩученко.- СПб.: Изд-воСПбГТУ, 2001.-232 с.

152. Щютц А Структура повседневного мышления /А.Щюти// Социологические исследования. -1988. -№2.-С.129-138.

153. Элиас Н. О процессе цивилизации: социологические и психогенетические исследования В 2 т. /Н.Элиас. М.; -СПб.: Университетская книга, 2001. - Т. 1-2.

154. Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб.ст. /Отв. ред. А.К.Байбурин, И.С.Кон. СПб.: Наука, 1991. -320 с.

155. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе: С. ст. — М.: «Наука», 1978.-280 с.

156. Этнознаковые функции культуры: Сб.ст. АН СССР, ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая /Отв. ред. Ю.В.Бромлей. М.: «Наука», 1991.-223 с.

157. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание /Ф.С.Эфендиев.- Нальчик.: Эль-фа, 1999. 303 с.

158. Geertz С. The Interpretation of Cultures: Selected Essays /C.Geertz. New York.: Basic books,1973.- 470 s.

159. Etynicity: theory and experience. Harvard: N.E., 1975. - 275 s.

160. Heller A. Can Everydey Life be Endangered? //Heller A. Can Modernity Survive. Cornvall.: T.J.Press Ltd, Padstow, 1990. - 356 s.

161. Архив Российского этнографического музея (СПб)

162. Студенецкая E.H. Дневник поездки в Карачай и Балкарию в 1934 г. // ф.11, оп. 1, д.6.

163. Студенецкая E.H. Дневник поездки в Карачай в 1936 г. // ф.11, оп.1,1. Д. 17.

164. Студенецкая E.H. Этногенез Карачаевцев и Балкарцев // ф.2, оп. 2, д.350.

165. Студенецкая Е.Н. Дневник поездки в Карачай в 1969 г. // ф. 11, оп. 1 д.95. С.-Петербургский Филиал Архива Российской Академии наук

166. Фалев П.А. Карачаевцы, балкарцы, кумыки // ф. 135, оп. 2, д. 309

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.