Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бурняшева, Людмила Александровна

  • Бурняшева, Людмила Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 181
Бурняшева, Людмила Александровна. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2008. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бурняшева, Людмила Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТЦКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОГО И НОВАЦИОННОГО

1.1. Традиционное и новационное в контексте социально-философского анализа.

1.2. Генезис традиционного и новационного в отечественной естественнонаучной и социально-философской мысли

1.3. Место и роль духовно-нравственных традиций и новаций в жизни общества.

ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

2.1. Особенности формирования духовно-нравственной личности на основе традиционного и новационного.

2.2. Влияние традиций и новаций на изменение духовно-нравственного облика личности в современных условиях.

2.3. Духовные аспекты обеспечения традиционного и новационного.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия»

Актуальность темы исследования. Современное общество продолжает жить традициями предшествующих поколений, в которых немало жизнеспособного, социально и культурно значимого. Это оказывает не только позитивное влияние на духовно-нравственную сферу социального бытия, но й помогает людям решать сложные задачи по реформированию российского социума.

Новационное знаменует переход традиционной системы в качественно новое состояние, которое возникает либо на основе предшествующего и обусловлено прошлым, либо вопреки прошлому. Именно поэтому невозможно появление абсолютно нового, то есть того состояния, которое не связано с предыдущим.

Рубеж тысячелетий и первые семь лет нового века завершились для России весьма противоречивыми итогами. В условиях явно затянувшегося переходного периода, который подвержен влиянию целого ряда субъективных факторов, перед отечественной социальной философией в числе весьма актуальных видится проблема осмысления роли традиционного и новационного в духовно-нравственной сфере социального бытия. Изучение природы новаций, специфики новационной деятельности имеет особо важное значение, так как агрегируя результаты прогресса, новации могут применяться для более эффективного удовлетворения духовно-нравственных потребностей человека, приближения его к сути своего бытия. Они играют большую роль не только в утверждении нового социокультурного порядка, но и в воспроизводстве его структур. Изменения в системе общественных отношений, а также вызываемый новациями резонанс в культуре, требуют теоретического осмысления и свидетельствуют об открытости новационной проблематики.

Новация является не только одним из факторов развития культуры, но, прежде всего, сложным социокультурным феноменом. Оптимизация духовно-нравственной компоненты сегодня вряд ли возможна вне широкого спектра самых различных новаций, являющихся поливариациями обновления общества и личности. В этом процессе поток новационной деятельности становится все более разнообразным, охватывающим все сферы социального бытия.

Повышенный интерес к духовности, духовно-нравственным ценностям каждый раз в истории общественного развития порождается новыми социальными условиями, в которых оказывается человек как личность и в которых протекает его жизнедеятельность. Выход из кризисного состояния, которым сегодня поглощено общественное сознание, видится в совершенствовании внутреннего, духовно-нравственного мира человека. Сама идея духовного воспитания, одухотворения человека приобрела ныне новый смысл и содержание. В поисках путей, методов духовно-нравственного воспитания человека взоры все чаще и чаще обращаются в сторону традиционных, существовавших на протяжении долгого исторического периода институтов и, прежде всего, институтов религии и церкви.

Проблема формирования личности в кризисных состояниях социума всегда была актуальной и приобрела новые познавательные горизонты. Это проблема традиций и новаций, проблема актуализации традиций в современной жизни, определенная социальная селекция традиций как инструмента модернизации. В настоящее время особое место в научном познании имеет проблема взаимодействия традиционных религиозных ценностей российского общества с присущей культурой, возможностей использования религиозно-нравственных мотивов в социализации современного человека. Сегодня все более заметную роль начинает играть православная традиция духовного воздействия на личность, эффективность которого доказана и апробирована многовековой историей. Воспитание человека в духе Православия опирается на принципы, которые, будучи по-новому осмыслены и актуализированы, могут служить ориентирами при построении соответствующих образовательных систем и критерием их оценки. Все это говорит в пользу актуализации избранной темы исследования. Актуальной представляется и сама постановка проблемы о единстве традиционного и новационного в новых исторических условиях.

Степень разработанности проблемы. Обращение к категориям «традиционное» и «новационное» в отечественной философской мысли имеет весьма значительную историю. Однако возможно в силу многогранности данных категорий, или же в результате эмоционально-личностного отношения некоторых ученых к обозначенной проблеме в философии до сих пор не выработано единого, научно обоснованного подхода к понятиям «традиционное» и «новационное». Вместе с тем, научная, в том числе и философская мысль не только предполагает наличие обширного материала по данной проблематике, но и располагает им. Наука во многом обязана трудам отечественных и зарубежных учёных, в которых, в той или иной мере, последовательно или фрагментарно, анализируются самые различные аспекты традиционного и новационного в духовно-нравственной сфере социального бытия.

Осознание традиционного и новационного связано с творчеством мыслителей и философов разных народов и разных эпох. Это было характерно, прежде всего, для Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Августина Блаженного, Пико делла Мирандолы, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Ж. Маритена, А. Камю, Ж.-П. Сартра, П. Тейяр де Шардена, А. Уайтхеда, О. Шпенглера, А. Шопенгауэра и многих других. Их творения имеют непреходящее значение как для ныне живущих, так и для будущих поколений, для науки в целом. Многое из их творчества в последующем послужило теоретико-методологической базой для разработки важнейших вопросов традиций и новаций, способствовало воссозданию концептуальной эволюции исследуемой проблематики в истории социально-философской мысли.

Особого внимания заслуживает широта спектра тех областей, в которых происходит обращение к анализу традиций, традиционности.

Осмысление традиционного на сущностном уровне, исследование проблемы функционирования традиций восходит к духовному опыту русской философии, в частности - основоположников славянофильства -И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, которые с историософских позиций глубоко и всесторонне подвергли анализу духовно-нравственные основы «исторических корней» социального бытия. В начале XX века к исследованию природы традиционно национального характера обратились многие представители отечественной философской мысли «Серебряного века»: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, С.И. Булгаков, JI.H. Гумилев, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, C.J1. Франк.

Начиная с 60-х годов прошлого века, в процессе смены «пролеткультовского» отношения к «патриархальным пережиткам», вновь начинается переосмысление понятия традиционности. Здесь, в первую очередь выделяются труды Н.С. Сарсенбаева, И.В.и Б.Х. Цавкиловых. Для последней четверти XX века характерно стремление отечественных ученых-обществоведов к более глубокому и всестороннему осмыслению сути традиционного, в соответствии с новыми историческими и социальными условиями.

В научной литературе исследуются самые разные модусы и характеристики традиционного в духовно-нравственной сфере. Проблема функционирования традиций анализируется в работах В.А. Колеватова, А.И. Лучанкина которые изучают традицию как специфический способ социальной связи индивидов и групп в обществе в рамках процесса социализации. В.Д. Плахов, Л.П. Буева, Г.Ф. Салт обращают внимание на вовлеченность традиции в систему общественных отношений. Ю.Н. Давыдов, Ю.Н. Сафронов, М.Н. Кулажников, К.С. Сарингулян отмечают нормативный характер традиции и интерпретируют её как регулятивное понятие. Понимание традиции как формы фиксации социальной информации является основным для Л.В. Даниловой и И.А. Барсегяна. Эта же позиция отстаивается целым рядом исследователей и в наши дни.

Много внимания в научной литературе уделяется социокультурному феномену «новация».

Проблема сущности новаций и вопросы структуры новационных процессов анализируются в зарубежной литературе, в связи с возросшим интересом к экономике и управленческой сфере в трудах И. Ансоффа, М. Хучека, К. Оппенлендера, Б. Санто, И. Нонаки и X. Такеши, Б. Твисса, Р. Уотермана. Такие авторы как Д. Гэлбрейт, П. Друкер, Г. Менш, Р. Форестер, И. Шумпетер пристальное внимание уделяют технико-технологическим видам новаций.

Постановка вопроса о роли новаций в процессе общественного развития имеет место в работах А.С. Ахиезера, И.В. Бестужева-Лады, В.Ж. Келле, Е.Н. Князевой, Н.Д. Кондратьева, Б.И. Кретова, Н.И. Лапина, В.А. Лукова, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, А.Г. Фонотова.

Многогранность феномена новаций и широчайший спектр новационной деятельности людей в самых различных сферах практики обусловили корпоративный интерес в рамках экономической науки при исследовании инфраструктуры, новационной политики и новационного менеджмента. Изучению экономических аспектов новаций посвящены работы А.А. Гордиенко, В.И. Громеко, П.Н. Завлина, А.И. Ипатова, Г. А. Краюхина, Л.С. Кулагина, А.А. Кутейникова, А.В. Ламанова, A.M. Медведева, Ю.В. Перевалова, П.И. Ратанина, Л.Ф. Шайбаковой.

Проблемам исследования новационной методологии посвящены работы B.C. Дудченко, М.М. Иванова, С.Р. Колупаевой, Г.Б. Кочеткова, А.В. Ламанова и В.А. Яковлева. Значительным представляется изучение новационной проблематики в педагогической практике. Формальнологический анализ новаций в системе образования и воспитания был предложен А.И. Субетто. Вообще, интерес к проблеме возникновения и реализации новаций в системе образования весьма характерен для рубежа тысячелетий. Более того, данная тенденция имеет характер к дальнейшему нарастанию в настоящее время.

Для отечественной и зарубежной научной литературы весьма характерен разнообразный интерес к проблематике, касающейся феномена новаций не в качестве непосредственно предмета изучения, а опосредованно, в контексте изучения эвристических объектов, различных типов открытий и новаций. Здесь в первую очередь следует назвать исследования

A.С. Майданова и Е.П. Никитина. Работы, посвященные эвристическому поиску и творчеству в разное время подготовили Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, Г.Я. Буш, М. Вертгеймер, С.С. Голдентрихт, JI.JI. Гурова,

B.Н. Данченко, Г.М. Добров, А.Т. Кулюткин, К.С. Пигров, А. Пуанкаре,

B.Н. Пушкин, А.Т. Роках, О.Ф. Серебрянников, П.В. Симонов, В.Н. Соколов,

C.И. Туманов, В.П. Ушачев, А.В. Чус, Ю.М. Чяпяле, А.Г. Шумилин, М.Г. Ярошевский, JI.B. Яценко.

Вместе с тем, большинство работ, перечисленных и других исследователей содержат обращение к новациям в процессе решения других задач, что приводило преимущественно к постановочным вопросам и описательным выводам. И это в то время, когда происходящие в стране глобальные трансформации предполагают формирование «социального заказа», направляющего научную мысль на осмысление новых реалий, определение альтернатив осуществляемым в обществе преобразованиям. Формирование потребности в изучении новаций и новационных процессов, необходимость устранения незавершенности прорабатываемых вопросов логически предполагает осуществление дальнейшего анализа новаций с помощью инструментария социальной философии.

Наконец, более чем оправдана постановка проблемы о всестороннем изучении механизмов взаимодействия традиций и новаций. Речь идёт о теоретическом ответе социальной философии на практическую потребность современного общества при поиске конструктивных вариантов разрешения противоречий между старым и новым в условиях российской действительности. На данном научном направлении также сделан существенный задел: Э.Г. Абрамян объясняет движение от новации к традиции через стереотипизацию; С.А. Арутюнов, О.А. Осипова, А.В Сергеева и другие установили, что под воздействием жизненной диалектики любая новация впоследствии становится традицией. Вместе с тем, вопрос о соотношении традиции и новации в духовно-нравственной сфере социального бытия, столь актуальный на нынешнем этапе как в глобальном масштабе, так и непосредственно для будущего нашего Отечества, фактически не получил сколько-нибудь последовательного и завершенного осмысления в рамках социальной философии.

Методологической и теоретической основой диссертации явилось единство традиционного логико-философского анализа и системного подхода. Наиболее широкое использование в диссертации получили принципы всесторонности, историзма и конкретности. Социально-философский анализ предмета диссертации осуществлялся с опорой на базовые понятия и концепции, идеи и положения трудов выдающихся мыслителей, философов прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных ученых, исследовавших различные аспекты традиционного и новационного в духовно-нравственной сфере социального бытия.

В диссертационном исследовании использовались также методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как историко-ретроспективный и конкретно-исторический. Содержание социально-философского ценностного анализа проблемы, рассматриваемой в диссертации, предполагало применение диалектического метода, с использованием законов и категорий диалектики. При исследовании проблемы диссертант руководствовался положениями классической диалектики, и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего через призму социальной философии.

Объект исследования - традиционное и новационное как феномены духовно-нравственной сферы социального бытия.

Предмет исследования - специфика взаимосвязи традиционного и новационного и их влияние на духовно-нравственное развитие и совершенствование личности и общества.

Основной целью исследования является социально-философский анализ традиционного и новационного, и их реализация в духовно-нравственной сфере социального бытия в условиях российской действительности.

Достижение поставленной цели осуществляется путем последовательного решения следующих задач: представить категориально-теоретическую характеристику традиционного и новационного в духовно-нравственной сфере социального бытия;

- исследовать сущность и содержание традиционного и новационного как неотъемлемых элементов духовно-нравственной сферы социального бытия;

- проанализировать взаимозависимость, взаимообусловленность традиционного - новационного и их влияние на ценностные ориентации современного общества и личности;

- провести концептуальный анализ эволюции взглядов на проблему традиционного и новационного в духовно-нравственной сфере в истории социально-философской мысли;

- показать специфику проявления новационного в духовно-нравственной сфере социального бытия в современных условиях; рассмотреть духовные аспекты обеспечения традиционного и новационного в условиях российского социума.

Научная новизна диссертационного исследования: расширены теоретико-методологические основы осмысления традиционного и новационного в современной философской мысли; определены место и роль традиционного и новационного в социокультурном пространстве современной России;

- изучена специфика влияния традиционного и новационного на ценностные духовно-нравственные ориентации современного общества и личности;

- конкретизирован механизм воздействия этнокультурных факторов на формирование традиций и новаций;

- предложено авторское видение места духовного обеспечения традиционного и новационного в условиях российского социума;

- выявлены и охарактеризованы духовно-нравственные факторы, обуславливающие формирование новаций и закрепление традиций на современном этапе общественного развития.

С учетом указанных пунктов научной новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Традиция представляет собой сложное социальное образование, имеющее универсальный характер, является необходимым условием исторического развития, составляет важный аспект движения общества от прошлого к будущему. Традиция - это целостная система, состоящая из различных компонентов и имеющая определенную внутреннюю организацию и структуру. В системе традиции выделяются два основных структурных уровня: внутренний - ментальный и внешний - поведенческий. Внутренний - ментальный уровень представляет собой устойчивые формы мировосприятия, способы мышления и чувствования. Его образуют определенные знания, идеи, представления, верования, ценности, настроения, преобладающие в группе. Внешний - поведенческий уровень, отражает практическое взаимодействие социального субъекта с окружающей действительностью. На этом уровне традиция характеризуется стандартизированными моделями, образцами действий, способами деятельности.

Духовно-нравственная традиция - это фактор стабильности: чем больше традиций и чем лучше они соблюдаются, тем сообщество однороднее. Однако стабильность не должна превращаться в неизменность. Устойчивое сообщество в своей самобытности может существовать длительное время.

2. Каждая традиция переживает становление, трансляцию и обновление. Можно говорить об историческом существовании традиции на макро- и микроуровне, а также в рамках определенной эпохи, определенной страны и вне этих рамок, заимствуясь другими культурами. Эти изменения особенно четко прослеживаются при изучении понятия новации, являющейся противоположностью традиции. Понятия «новация», «новаторство» рассматриваются как процесс обновления, привнесения новых идей, принципов и приемов в определенную сферу деятельности. Новаторство — эвристическая находка и одновременно - креативная деятельность, ставящая своей целью создание нового через развитие старого. Само восприятие традиции как таковой возможно лишь на фоне деятельности, отклоняющейся, выходящей за пределы, преступающей обычай.

Наряду с термином «новация», в современной научной литературе употребляется термин «инновация». Обнаруживается, что за понятием «инновация», скрывается более широкое понятие «новация», которое и используется автором в данном исследовании.

3. Традиционное и новационное взаимовлияют друг на друга и взаимообусловлены друг-другом. Следование традиции часто противопоставляют новаторству, полагая, что это ведет к отсутствию новации, а появление новации невозможно в ситуации следования традициям. Между тем, новации возможны только на путях опоры на традицию, а традиция каждый раз реализуется в новой ситуации, и значит, требует новаторства.

Исторически обусловленное возникновение традиций и их использование для передачи новым поколениям ценностей, идеалов, и норм поведения изначально служило самосохранению и развитию этносов. Новация как социокультурное явление есть переход традиционной системы в качественно новое состояние или возникновение такого системного образования, которое не существовало в прошлом. От степени изменений, которые предполагают нововведения, зависит скорость их распространения и полнота осуществления. Создавая новые способы взаимодействий, новые пути решения социальных проблем, диссонирующие с закрепленными формами социального поведения, человек способствует изменениям в существующем ценностно-нормативном порядке и институциональных структурах.

4. Современный прогресс науки и техники предопределяет необходимость замены сциентистской парадигмы культурой нового качества, основанной на современной системе духовно-нравственных ценностей. Изменение веками устоявшихся представлений о мире, устранение отживших стереотипов мышления и утверждение новых гуманистических принципов в сознании, еще не есть решение общечеловеческих проблем. В основу этого обновленного мировоззрения положен новый гуманизм, как духовно-нравственная новация, в котором возможно отразилось бы и новое содержание, и новые черты общественных отношений, не существовавшие в прежние эпохи. Новый гуманизм должен быть ориентирован на выработку глобального сознания и включать в себя как минимум три основополагающих начала: чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости.

5. Духовно-нравственное формирование личности составляет одну из главных задач современного общества. Однако преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества.

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования расширяют понимание механизма взаимодействия традиционного и новационного в духовно-нравственной сфере социального бытия в современном российском обществе. Полученное в результате исследования новое знание может найти дальнейшее развитие в рамках специальных, прикладных и гуманитарных дисциплин - социологии, культурологии, педагогики и психологии.

Результаты исследования могут представлять определенный интерес для специалистов в области управления культурой и образованием, для политических и общественных деятелей при разработке программ и концепций культурной, образовательной и воспитательной политики. Материалы диссертации могут также быть использованы работниками средств массовой информации и коммуникации для формирования адекватных современной ситуации традиционных и новационных духовно-нравственных образов, перспектив обновления России и сохранения её цивилизационного своеобразия.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Основные положения диссертации изложены в девяти публикациях, общим объёмом - 4,0 п. л.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на межрегиональных, межвузовских и внутривузовских научных и научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников, содержащего 197 наименований. Основная часть работы изложена на 182 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бурняшева, Людмила Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ проблемы позволяет сформулировать некоторые общие выводы и предложить ряд практических рекомендаций, реализация которых может способствовать духовно-нравственному становлению общества на основе традиционного и новационного.

Традиционность и традиции - это способ выживания сообщества так же, как и толерантность, патриотизм, нравственность. Общество без традиций, если бы такое было возможно, — это просто скопление индивидов, не знающих, как вести себя в той или иной ситуации, оторванных от своих предшественников и памяти поколений.

Традиций своей страны — страны, где они родились, - не ценят лишь индивиды, для которых «родина» только место, где можно заработать и которые с готовностью меняют место жительства, исходя из соображений материальной выгоды. В какой бы стране эти люди ни жили, они постоянно смотрят через границу - а что там, и не упускают ли они чего-либо, оставаясь в своей стране? Естественно, что понятие самобытности лишено для них всякого значения.

Нравственно развитой индивид ценит свое, именно как свое, отразившееся в нем с самого детства, привычное и близкое, как то, что оставили ему его предки, с которыми его связывают не меркантильные, а эмоциональные факторы. И не случайно понятия нравственности, патриотизма и традиционности — родственные, хотя и различные понятия.

Каждому из нас следует учиться анализировать окружающую повседневную жизнь - первичное информационное пространство. Источники вторичного информационного пространства — чужие тексты, сообщения средств массовой информации — должны восприниматься не сами по себе, а в свете того, что вытекает из впечатлений реальной жизни. Кто умеет это делать, обязательно будет ценить свои традиции, образ своей жизни, черты своей повседневности и не сделается игрушкой в руках манипуляторов от «инновации», от «прогресса», от «зарубежного опыта» своекорыстно пытающихся подменять-в сознании граждан национальное интернациональным», свое — чужим; правда, в здоровом обществе действуют механизмы отторжения чужеродного, подобно тому, как организм с нормальным иммунитетом противодействует попадающей в его внутреннюю среду инфекции. При этом не все чужое оказывается для сообщества чужеродным, а преимущественно то, что противоречит его традициям и опыту предков

Исследовав данную проблему, мы убедились в том, что любая традиция - это новация, выдержавшая проверку временем и доказавшая свою необходимость в жизни нескольких поколений. В связи с этим важно четко отличать новационное от традиционного и повторение или совпадение чего-либо с предшествующим нельзя считать «традицией»: традиция — только то, что выдержало проверку временем в течение нескольких поколении. Критерий здесь — наличие акта преемственности от одного поколения к другому: Следует также четко понимать, что обычай, ритуал, обряд - это содержание традиции, если их придерживаются, их исполняют, их соблюдают несколько поколений, а в пределах одного поколения — это лишь содержание новации. Если соответствующим традициям, обычаям перестают следовать, обряды перестают исполнять, ритуалы перестают соблюдать, традиция угасает так как сообщество способно обходиться без нее. Появление новых традиций и совершенствование всей их совокупности — это проявление творческих сил составляющих общество индивидов, их критичности, реализма, здравого смысла, способности нужное отличать от ненужного полезное — от бесполезного.

В традиции выражается устойчивость, вечное во временном, «природа» предмета. Традиция может восприниматься ныне не только как несущая в себе нечто позитивное, но и как своего рода воплощение абсолютных или базовых истин, в которых раскрывается один, но неизменный — метафизический аспект человеческого бытия. И как о его существовании мы говорим раньше, чем об изменении (прежде чем меняться, надо быть), так и традиции предшествуют новациям. Однако, традиция всегда выступает как посредник между современностью и вечностью и поэтому неотделима не только от прошлого, но и от будущего.

Значение традиции в нашу эпоху заключаются в том, что она представляет собой ту нишу, из которой очень трудно изгнать чувственность и духовность, в которой культура и человек могут сохраняться в силу мощной исторической инерции. Традиция может и должна стать основой для нового — устойчивого типа общества, базовым, формообразующим стержнем культуры, требующим безусловного сохранения вопреки новацинному характеру общества, аналогично защите природы и самого человка как живого существа, что гарантирует поддержку и удержание самой культуры.

В последние годы внимание к традиции неуклонно возрастает, что обусловлено повышенным интересом к проблемам «коллективной памяти», культурной коммуникации и преемственности в современном обществе. Заметим, что если традиционное общество отличается относительной гомогенностью и стабильностью, то новационное общество подвижно, динамично, циклично. Природа новационного общества предполагает частые подвижки, перемены, о традиционном обществе можно сказать, что оно меняется относительно медленно, как во времени, так и в пространстве. Все нововведения, прежде чем быть принятыми, должны будут адаптироваться к существующей социальной среде. В новационном обществе, напротив, новшества принимаются только потому, что являются новшеством.

Выход из системного кризиса, в котором находится современное российское общество, видится, прежде всего, в изменении духовного мира личности, в формировании новых субъективных качеств человека, нового уровня его духовности и нравственности, где доминирующим фактором становления личности в ее высших духовно - нравственных и эстетических началах является традиционное Православие, ведущее к достижению духовной целостности человека.

I Молодежь в последние годы является объектом пристального внимания специалистов различных областей знания, поскольку кризисная ситуация сложившаяся в нашей стране может быть изменена в лучшую сторону только в том случае, если молодое поколение должным образом будет сориентировано и иметь установки на позитивную социальную деятельность.

Духовно-нравственный кризис, которым сегодня охвачены все сферы жизни и деятельности человека является, по нашему убеждению, одной из фундаментальных причин вступления общества на опасный путь игнорирования своей духовной сущности. Известно, что жизнь человека независимо от сферы проявления его деятельности, протекает в лоне диалектического взаимодействия материального и духовного. И если материальное является основой развития и функционирования сущностных (родовых) сил человека, то духовное, в самом широком смысле, можно определить как высшую форму социального отражения, в которой проецируется и фокусируется система (совокупность) доминантных идей, смыслов, мотивов, интересов, целей, ценностей, а так же механизмов их реализации в духовном мире человека. I I

169

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бурняшева, Людмила Александровна, 2008 год

1. Августин Блаженный. О граде Божьем. - М., 1994.

2. Абрамов Д.В. Православная книга // Сост. Д.В. Абрамов, Т.Ю. Подошвина. -М.: «Эксмо», 2007.

3. Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России // Общественные науки и современность. 2000, № 1.

4. Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры. //Социально-гуманитарные знания. 2007, № 2.

5. Аленко В.В. Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности. Автореф. диссерт. к.ф.н.//СевКавГТУ. Ставрополь, 2004.

6. Асмус В.Ф. Античная философия. — М.: «Высшая школа», 1988.

7. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1999.

8. Аршинов В.И. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий. Философские науки. 2008, №1.

9. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: «Просвещение», 1989.

10. Ю.Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала в социально-философской антропологии. -М.: «Онега», 1994.

11. П.Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1990.

12. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. — СПб., 1993.

13. Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М.: «Республика», 1996.

14. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М.: «Республика», 1994.

15. Берлин И. Стремление к идеалу//Вопросы философии. 2000, № 5.

16. Берсеньева К.Г. Свадьба: от традиции к современности. М: ЗАО «Центрполиграф», 2005.

17. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Издательство политической литературы, 1991.

18. Боас Ф. Ум первобытного человека. М., 1996.

19. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. // Вестник Сев Кав ГТУ. Ставрополь, 2006.

20. Бокачёв И.А. Культура и бездуховность // Циклы. Материалы Второй международной конференции. Ч. I. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2000.

21. Большая Советская энциклопедия. М. 1977.

22. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. -М., 2006.

23. Борисова В.В., Болонский процесс: традиции и инновации в пед. образовании. Волгоград, 2004.

24. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты // Под ред. В.И. Добренькова. -М.: МГУ, 1999.

25. Буева Л.П. Социальная сфера и развитие личности. М., 1998.

26. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебн. пособие. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004.

27. Бычков В.В. Художественно-эстетическая культура XX века. // Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003.

28. Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1984, № 2.

29. Владимиров Н. Первопечатник диакон Иван Федоров // Журнал Московской Патриархии. 1984, № 6.

30. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980, № 4.

31. Власова В.Б. и др. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. М.: ИФРАН, 2003.

32. Волкова А.А. Традиции и инновации в развитии школьного образования Австралии: Автореф. дис. к.п.н. Новосибирск, 2004.

33. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

34. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Соч. Т.9. М., 2000.

35. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.З. М. 1966.

36. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии. 2001. № 3.

37. Гоббс Т. Сочинения: в 2-х т. Т.2. -М.: «Мысль», 1991.

38. Годин А.Е. Научная традиция как социокультурный феномен. Автореф. дис. к.ф.н. М., 2005.

39. Губский Е.Ф., Кораблёва Г.В., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

40. Глуздов В.А. Российское общество: традиции и современность. — Новгород.: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2004.

41. Глухов А. Ради научения детского // Библиотека, 1999, № 9.

42. Головнева Е.В Феномен этнического самосознания и его структура. Автореф. дис. к.ф.н. Омск, 2004.

43. Грицанов А.А. История философии: Энциклопедия. Мн.: Книжный Дом, 2002.

44. Гурин С.П. Маргинальные феномены человеческого бытия. // Маргинальная антропология, 2000.

45. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики//Вопрос о философии. 2000, № 10.

46. Давыдов Ю.Н. Традиция в истории культуры. М., 1998.

47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 11. -М.: «Наука», 1979.

48. Данилова Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография, 1991. № 3.

49. Дорошенко Ю.И. Христианство и русское национальное образование // Православная педагогика: Традиции и современность. 2000.

50. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: «Наука», 1977.

51. Ефименко М.Н. Интерпретации традиции в истории русской философии. Вопросы философии. 2003, № 4.

52. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. М., 1999. Т. 1.

53. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: «Наука», 2004,

54. Иваненков С.П. Традиция и будущее // Теоретический журнал Credo New, 2001,-№2.5 5. Иваненков С.П. Методологические проблемы социального предвидения в советской философской литературе 70-х годов. Автореферат диссерт. на соиск. уч.степ. к.ф.н. М.,1984.

55. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. -М.: Русская книга, 1993. Т. 1.

56. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

57. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)// Православная педагогика: Традиции и современность. М., 2000.

58. Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа).// Вопросы философии. 1985. № 9.60.Камю А. Указ. соч.

59. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.

60. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. Т. 5. М.: Мысль, 1996.

61. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

62. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. -М., 1997.

63. Кемеров В.Е. Социальная философия: словарь. // Под общей редакцией В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический Проект, 2003.

64. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: «Наука», 1994.

65. Кинкулькин А.Г. Деятельность и духовный мир человека //Социально-политический журнал. 1995, № 2.

66. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века. // Вопросы философии. 2006, № 4.

67. Ковальчук М.В. Нанотехнологии и научный прогресс. Философские науки. 2008, -№ 1.

68. Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 1998.

69. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.

70. Котенко В.П. Новации и традиции в науке С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова. Изд-во СПб ТЭТУ «ЛЭТИ», 2004.

71. Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России // Вопросы философии. 2000, №2.

72. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. — М.,1982.

73. Краткий словарь по философии М., 1982.

74. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

75. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырев. -М.: Прогресс-Традиция, 2001.

76. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования)//Вопросы философии. 2003. —№1.

77. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. -М.: «Просвещение», 1988.

78. Кочеткова С.А. Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа. Дис. к.ф.н. Ставрополь, 2004.

79. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

80. Лапин Н.И. Проблема социокультурного реформирования в России: тенденции и перспективы // Вопросы философии. 1996, № 5.

81. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: изд. «Макет», 1995.

82. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. — М., 1994.

83. Малинина Н.Л., Дударенок С.М. Православие и этические принципы российского предпринимательства. СПб., 2001.

84. Масарик «Россия и Европа» том III, IV. Религия и нравственность. // Вопросы философии. 2000, №11.

85. Матвеева С.Я. Страхи в России в прошлом и настоящем. — Новосибирск: Сиб. хронограф, 2000.

86. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40.

87. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США. М., 1992.

88. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография. 2001, № 2.

89. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1997.93 .Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Л.И. Божович и современная психология личности» Москва, 29-30 октября, 2003 г.

90. Медведева И.В., Шишова Т.С. Русские духовные традиции. Дети нашего времени. -М., 2005.

91. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995.

92. Митрополит Калужский Доклад на конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», г. Калуга, 20 декабря 2007 г.

93. Митюкова А.Н. Честь имею.// НВС. № 36 (2372) Сентябрь 2002 г.

94. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть (учение о человеке в христианской традиции и современное общество)// Человек. 1990,

95. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. -№ 2. '

96. Моисеев Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция // Вопросы философии. 1993, № 8.

97. Московичи С. Век толп. М.: «Наука», 2004.

98. Моральные ценности и личность. / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николайчева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

99. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. — Новосибирск: «Наука». Сиб. отд-ние., 1989.

100. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 57 лет. М., 2004.

101. Мумрикова Л.И. Традиции духовно-нравственного воспитания на примере русских печатных букварей и азбук второй половины XVI — XVII веков. // Социально-гуманитарные знания. 2007, № 2.

102. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. -М., 1988.

103. Немировская Л.Е. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». -М.: «Знание», 1991.

104. Никандров А. И. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000.

105. Новикова Н.Л. Гуманитарные исследования: традиции и инновации: сб. науч.-метод. тр. ГОУВПО «Морд, гос. ун-т им. Н. П. Огарева», Фак. иностр. яз., Каф. иностр. яз. для гуманитар, специальностей. — Саранск: «Красный Октябрь», 2004.

106. Остапенко А.А. Антиномии как принципы православного воспитания или основания догматической педагогики. // Православная культура в современной России. Краснодар: «Просвещение-Юг». 2005.

107. Ш.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-еизд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2007.

108. Панкова Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. 2002, № 5.

109. Патрушев А.И. Миры И Мифы Освальда Шпенглера (1880-1936). // Новая и новейшая история. 1996, № 3.

110. Пеев Г.И. Новое и обновление человека // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

111. Петров А.Е. Подходы к познанию Пространства и Времени в эволюции глобальной системы «природа общество человек» //Устойчивое развитие.Наука и Практика. 2002, №1.

112. Пб.Першиц А.П. Традиция и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1991, № 4.117. Першиц А.И. Указ, соч.

113. Плахов В.Д. Традиции, их роль и место в общественных отношениях. -Л., 1990.

114. Плахов В.Д. Западная социология XIX-XX вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемологическое обозрение: учеб, пособие для студентов вузов. СПб.: Изд. Юрид. ин-та, 2003.

115. Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1997.

116. Полтавченко Г.С. Взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования. // Материалы научно-практической конференции 10-11 октября 2002 г.

117. Протоиерей Михаил Дронов Православная аскетика и психоанализ. // АЛЬФА И ОМЕГА. 1998, № 2(16).

118. Северин Н. Духовная идентичность и православная система ценностей. М., 2006.

119. Распутин В. Прилавок культуры. М., 2006.

120. Резник Ю.М. Культура как предмет изучения // «Личность. Культура. Общество». 2001. Т.З вып. -№ 1(7).

121. Розов H.C. Философия гуманитарного образования (Ценностныеоснования базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1993.

122. Рубинштейн C.JT. Бытие и сознание. Указ соч.

123. Руссо Ж-Ж.; Избр. соч. Т.1. М., 1961.

124. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 2001.

125. Салтыков Г.Ф. Традиции, механизм их действия и некоторые особенности в Китае. -М.,1992.I1131. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационногообщества: Автореф. д.к.ф. наук: Нижегор. гос. архитектур.-строит. унт. Н.Новгород, 2004.

126. Сакович, И.С. Удержание традиции как условие сохранения культуры и выживания человека // И.С. Сакович // История. Философия. Педагогика. Культурология : сб. тр. аспирантов и магистрантов // Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н.Новгород, 2004.

127. Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции //I

128. Советская этнография. 1991, №2.

129. Сартр Ж-П. Екзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. -М., 1990.

130. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.: «Мысль», 1990.

131. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления: Монография.- Н. Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2000.

132. Северин Н. Духовная идентичность и православная система ценностей. М., 2006.1 138. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и морально-психологическийклимат общества//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия

133. Философия, политология, социология, психология, право. Вып 2. — СПб., 1993.-№13.

134. Сергеева А.В. Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность. -М.: «Наука», 2004.

135. Серов А.П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности. Автореф. Дис. к.ф.н. СПб, 1994.

136. Симонов П.В., Вяземский, Ершова Происхождение духовности. М.: «Наука», 2001.

137. Соловьёв Вл. С. Определение добра. Соч. в 2-х т. М., 1988. Т. 2.

138. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982.

139. Социальная философия: словарь. // Под общей редакцией В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический Проект. 2003.

140. Степин B.C. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. 1986, № 4.

141. Смирнов М. Ягелло-Яков, Вацлав и первое соединение Литвы с Польшей. Одесса, 2001.

142. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. Изд-во Моск. ун-та, 1984.

143. Судаков С.С. Понятие традиции в современном американском либерализме. Дис. к.п.н. Москва, 2004.

144. Суханов И.В. Традиции, обычаи и преемственность поколений. М., 1996.

145. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. .

146. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. Т. 1. -М., 2002.

147. Теркина А.В. Инновация как социокультурный феномен. Автореферат диссерт. на соиск. уч.степ. к.ф.н. // МГУ . — М., 2006.

148. Тейар де Шарден П. Феномен человека. М.: «Наука», 1987.

149. Тимофеева JI.B. Традиции и новации в русском свадебном обряде: Автор, дис. к.и.н. М., 2004.

150. Туровский М.Б., Туровская С.В. Концепция В.И. Вернадского и перспективы эволюционной теории. // Вопросы философии. 1993. -№5.

151. Традиции и современность в педагогике: материалы науч.-практ. конф. аспирантов, соискателей и молодых ученых: 26 марта 2003 г. -М.: МГПУ, 2003.

152. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: «Мысль», 1990.

153. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. Духовность как фактор социализации личности. / Под ред. В.Г. Федотовой. Воронеж: Воронеж, госуд. техн. ун-т, 1993.160. Федоров Н.Ф. Указ. соч.

154. Фирсова A.M. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции: Дис. к.ф.н. Н.Новгород, 2005.

155. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: «Республика», 1992.

156. Франк C.JI. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990, № 6.

157. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. -М., 1997.

158. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — СПб.: «Университетская книга», 1997.

159. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сб. -М.: «Прогресс», 1990.

160. Фукуяма Ф. Концепт истории//Вопросы философии М., 1999. Т.13.

161. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). — Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 1997.

162. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер. с англ. -М.: «Новость», 1998.

163. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. -М., 1999.

164. Хажметова А.И. Творчество Кайсына Кулиева в контексте художественной культуры России: культурологический анализ: Дис. к.к.н. Краснодар, 2005.

165. Хотинец В.Ю. Вопросы теории познания: новые подходы. В кн.: Человек: внутреннее и внешнее. Сб. научных трудов. Ижевск, 1993.

166. Холостова Т.В. Проблема духовности. В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. JL: Изд-во ЛГУ, 1979.

167. Хосе Ортега-и-Гассет Восстание масс. М., 2002.

168. Хорунжий С.С. Путем зерна: Русская религиозная философия сегодня//Вопросы философии. 1999, № 9.

169. Цит. по: Античная литература. -М., 1986.

170. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983.

171. Цицерон М.Т. Избр. соч. М., 1995.

172. Чагилов В.Р. Этническая идентичность перед лицом глобальных вызовов: теоретико-методологические проблемы// Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. Невинномысск: НГГТИ, 2004.

173. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // Советская этнография. 1981, № 2.

174. Чуприна А. А. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка. // Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки. Ставрополь. - №1 (11), 2004.У

175. Швейцер Альберт. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

176. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. // Вопросы философии. 1996, -№ 2.

177. Шевырногова JI.A. Преемственность поколений в поступательном развитии общества. Красноярск, 1983.

178. Шеррер Ю. В поисках христианского социализма в России//Вопросы философии. 2000, №12.

179. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. 2001.

180. Шипов Г.И. Мы как часть высшей реальности // Наука и религия. 1999,-№8.

181. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

182. Штомпка П. Социология социальных изменений // Пер. с англ, под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

183. Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т., Т.6. М., 1955.

184. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России кн. Факсимильное изд. М., 2004.

185. Мультимедиа-издание «Большая Российская энциклопедия», 2003.

186. Экономцев И.Н. Роль Церкви в нравственном воспитании в государственной школе. Культура, образование, религия (Материалы «круглого стола»)//Педагогика, 1995, № 5.

187. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. М.: «Вече», 2005.

188. Ясперс К. Энциклопедия «Кругосвет». Духовная ситуация времени. -М., 2000.

189. Ясперс К. Духовная ситуация времени//Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Изд. второе. М.: Мысль, 1994.197. http://www.portal-slovo.ru/rus/news/5995

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.