Традиция и новаторство смеховой культуры в кабардинской прозе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Дзагаштов, Азамат Мусарбиевич

  • Дзагаштов, Азамат Мусарбиевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 196
Дзагаштов, Азамат Мусарбиевич. Традиция и новаторство смеховой культуры в кабардинской прозе: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2017. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дзагаштов, Азамат Мусарбиевич

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ СМЕХОВЫХ ЖАНРОВ

В КАБАРДИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Теоретико-методологические основы изучения смеховой культуры 17 в зарубежном и отечественном литературоведении

1.2. Традиции народной смеховой культуры адыгов в героическом 32 эпосе «Нарты»

1.3. Институт «джегуако» как фольклорная основа кабардинской 43 сатирико-юмористической литературы

1.4. Смеховая культура в пространстве политической сатиры 20 - 30-х 56 годов ХХ столетия

ГЛАВА П.СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЗЕ КАБАРДИНСКИХ 73 ПИСАТЕЛЕЙ ЭПОХИ ОТТЕПЕЛИ И 60-70-х гг. ХХ ВЕКА

2.1. А. Шортанов как один из основоположников жанра сатиры 75 в кабардинской литературе

2.2. Художественные особенности и морально-этический аспект 82 комических произведений А. Налоева и Х. Шекихачева

2.3. Смех как «веселый катарсис» в прозе Х. Дударова и Б. Журтова

2.4. Сатирические элементы в произведениях 108 М. Кармокова и П. Мисакова

2.5. Комическое и нравоучительное в произведениях 116 З. Налоева, А. Куантова и Б. Мазихова

ГЛАВА III. СМЕХОВОЙ МИР ПОСТСОВЕТСКОЙ 135 КАБАРДИНСКОЙ ПРОЗЫ

3.1. Философские миниатюры С. Хахова как новое явление в

современной кабардинской литературе

3.2. Интеллектуальный смех Б. Утижева

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиция и новаторство смеховой культуры в кабардинской прозе»

Введение

Исследование национальной смеховой культуры и ее влияния на литературу являются важным фактором познания духовной жизни народа. Смеховая культура является предметом изучения многих научных дисциплин, из которых наибольший вклад в обобщенную интерпретацию эстетической природы смеха, его физиологических, социальных, коммуникативных детерминант вносят философия, культурология, искусствоведение, психология, литературоведение.

Интерес к смеху и смеховой культуре зародился еще с античных времен. Смех был частью и обрядовой жизни адыгов1. В обрядовых действиях адыгов проявились мировосприятие, народный опыт, мудрость и здоровая народно-смеховая культура. В последние два десятилетия в науке усилился интерес ученых к вопросам становления и эволюции комического в фольклоре и литературе.

Смеховая культура разных эпох, как известно, имеет свои специфические особенности. В контексте нашего диссертационного исследования, посвященного эволюционным этапам развития смеховой культуры адыгов, становлению и эволюции комического в устном народном творчестве адыгов, в частности в нартском эпосе и смеховом устно-поэтическом творчестве джегуако как носителей традиционной народно -смеховой культуры, рассматриваются в рамках взаимосвязи комического в

1 К адыгам (иноназвание черкесы) относятся адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги - группа народов, говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы, общее название единого народа в России и за рубежом, разделённого в советское время на адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов. Адыги - коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского и Ставропольского краев.

кабардинской литературе и традиционной (фольклорной) народно-смеховой культуре адыгов. Смеховое искусство джегуако рассматривается как часть традиции «народно-праздничного» смеха и карнавализованно-обрядовой мировой смеховой культуры, многоаспектность и разнообразные формы проявления которой создают реальные предпосылки для выяснения и понимания ее сущности, осознания ее черт и того, как они преломляются в конкретных национальных смеховых культурах. Смех является одним из факторов этнокультурной идентификации народа, его выживания и самосохранения, что можно наблюдать на примере становления и эволюции культуры смеха адыгов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов).

Смех историчен, помогая переосмыслить прошлое, он способствует пониманию настоящего. Изучение феномена культуры смеха в тесной взаимосвязи фольклора и литературы позволяет объединить ценностные ориентиры традиции и новаторства - понятий, характеризующих «...преемственность и обновление в литературном процессе, а также соотношение наследуемого и создаваемого» [Белая, 2007: 145]. С традицией связано использование опыта устного народного творчества адыгов и творческое обогащение кабардинской прозы на разных этапах ее развития. «Без верного понимания всей совокупности проблем фольклоризма в литературе и «литературности» фольклора, - пишет Л.А. Бекизова, -невозможно решение таких важных вопросов, как традиция и новаторство», так как «.в сложном процессе взаимодействия фольклора и профессиональной литературы обращение к фольклору приобретает на каждом литературном этапе качественно новые формы. В результате возникает органический сплав традиционного и нового, рождается новое единство» [Бекизова, 2008: 171], кроме того, «... творческое использование фольклора «удлиняет» традицию, своеобразно укрупняя ее и трансформируя» [Тхагазитов, 2006: 183].

Смеховое пространство кабардинской литературы включает в себя две

системы ценностей - традицию и новаторство, что свидетельствует о стремлении писателей переосмыслить прошлое для осознания сегодняшней действительности, соединив в своем творчестве лучшие фольклорные и литературные традиции.

Рассмотрение вопросов эволюционного развития смеховой культуры в кабардинской прозе следует начать с периода зарождения самой национальной литературы, в частности прозы, в этносоциальных условиях, поскольку она, будучи явлением общественным, меняется по мере изменения интересов общества. На наш взгляд, именно в этногенезе национальной прозы следует искать истоки смеховой культуры.

Смеховые (сатирико-юмористические) жанры зародились в кабардинской литературе с появлением письменности. Первые зачатки сатиры и юмора, облаченные в художественную форму короткого рассказа, печатались на страницах национальной периодической печати первых двух послереволюционных десятилетий - «Голос адыга» («Адыгэ макъ»), «Кавказская коммуна», «Красная Кабарда», «Карахалк» и т.д.

Развитие народного эпоса и его трансформацию в литературный комический жанр можно наблюдать уже на начальном этапе развития новописьменной литературы, а именно во второй половине 20-30-х годов двадцатого столетия. Первые литературные опыты начинающих кабардинских писателей стали «...ярким примером неразрывной связи фольклора и смеховой литературы на ранней стадии ее развития» [Налоев, 1978: 30].

Актуальность представленной диссертационной работы обусловлена недостаточностью специальных всесторонних исследований по изучению процессов формирования и эволюции смеховой культуры в кабардинской прозе. В творчестве современных кабардинских писателей сатирико-юмористическая проза достигла высокого художественного уровня. Однако на современном этапе развития национального литературоведения нет

монографической работы, в которой комплексно исследуются проблемы соположения устно-поэтического творчества адыгов и сатирико-юмористической прозы в контексте истории и теории смеха и смеховой культуры. Вместе с тем, важно отметить, что в работах некоторых исследователей национальной литературы обозначены отдельные проблемы сатирико-юмористической кабардинской прозы. В работе впервые в национальном литературоведении становление смеховых жанров и особенности их развития в кабардинской прозе рассматриваются в контексте традиционной культуры смеха адыгов.

Известно, что на трансформацию духовных ценностей локальных культур существенно влияет глобализационная динамика современного культурно-исторического процесса. С одной стороны, она затрагивает этническую общность, ее культуру в ассимиляционных воздействиях на язык, нравы, традиции, стереотипы поведения; с другой - глобализация сталкивает различные культурные миры, способствует их тесному контакту, а иногда и культурной диффузии. На наш взгляд, именно в настоящее время назрела необходимость в создании научных дискурсов, посвященных, в частности, эволюции, трансформации духовного потенциала традиционных культур, и, следовательно, фольклора и литературы, в рамках которых исторически вызревали народная сатира, юмор, смеховая культура в целом. Развитие процессов глобализации вызывает интерес к смеховой культуре различных этносов, так как смех, способствуя переосмыслению прошлого, обеспечивает возможность осознания настоящего и преодоления нравственно-культурного кризиса современности.

Объект исследования: смеховые прозаические произведения кабардинских писателей-сатириков ХХ века (Т. Борукаева, П. Шекихачева, А. Афаунова, А. Шортанова, А. Налоева, Х. Дударова, Х. Шекихачева, Б. Утижева и др.) в их соотнесенности с фольклорной традицией и в контексте развития национальной литературы.

Предмет исследования: формирование и эволюция поэтики и стилистики сатирико-юмористических жанров кабардинской литературы в ее связях с традиционной народно-смеховой культурой, а также характерологические особенности этапов развития смеховой прозы.

Цель: системное исследование эволюции смеховой культуры в кабардинской прозе, выявление доминирующих тенденций её развития, определение роли и места сатиры и юмора в формировании мировидения и творческой индивидуальности писателя в рамках взаимоотношений двух художественных систем - фольклора и литературы.

Обозначенной в настоящей диссертационной работе целью продиктовано решение следующих задач:

- выявление фольклорных традиций смеховой культуры в кабардинской прозе ХХ века;

- обозначение и характеристика этапов развития кабардинской прозы, испытавшей влияние народной смеховой культуры;

- установление типов фольклорных заимствований и определение основных доминант в характеристике влияния эстетики народной смеховой культуры на разных этапах развития прозы;

- выявление эволюции характера воздействия фольклорной смеховой культуры на кабардинскую прозу ХХ века;

- характеристика новых синкретических формирований, созданных за счет соединения традиций смеховой культуры и жанровых модификаций литературы;

- исследование сатирико-юмористических произведений кабардинских писателей 60-80-х гг., испытавших влияние смеховой культуры, в их единстве и как национальное духовное наследие, оказавшее значительное влияние на обновление национальной литературы ХХ века.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые в адыгской литературоведческой науке предпринята попытка

исследования процессов формирования и развития кабардинской сатирико-юмористической прозы в новом аспекте - в контексте адыгской традиционной (фольклорной) смеховой культуры. В работе обосновывается мысль о том, что народно-смеховая культура адыгов как традиция является одним из главных источников новаторского обновления и совершенствования кабардинской смеховой литературы на разных этапах ее эволюции. Выявляются основные тенденции становления жанрово-стилевых структур кабардинской сатирико-юмористической прозы от героического эпоса «Нарты» и устно-поэтического творчества носителей традиционной смеховой культуры - джегуако - до современной литературы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Художественное сознание адыгского народа, тесно связанное с национальным фольклором, нартским эпосом и творческим наследием певцов-импровизаторов - джегуако, определило идейно-эстетические особенности народной смеховой культуры.

2. Идейно-художественные поиски кабардинских писателей-сатириков, творчество которых связано с народной смеховой культурой, выразили типологически общую тенденцию литературной эпохи ХХ века - движение к обновлению и обогащению через обращение к традициям народного фольклора и мифа.

3. На формирование национальной прозы в новописьменной кабардинской литературе 20 - 30-х гг. оказала ощутимое влияние фольклорная поэтика смеховой культуры. В произведениях писателей этого периода проявляется тенденция создания новых жанровых форм профессиональной литературы и признаки формирования индивидуального творческого стиля на основе народной комедии, сатирической сказки, юмористического рассказа - «хабара», анекдота и т. д.

4. Художественно-эстетические открытия кабардинской прозы, определенные связью с народной смеховой культурой, приходятся на начало

60-х - 80-е гг. - период обновления отечественной литературы ХХ века. В это время складывается пласт национальной литературы, ориентированный на народную смеховую культуру и сформировавший на этой основе такие жанровые и структурно-стилевые формы, которые способствовали значительному обогащению искусства слова (А. Шортанов, А. Налоев, Х. Шекихачев, Б. Журтов, Х. Дударов, П. Мисаков, М. Кармоков, З. Налоев, Б. Мазихов и др.).

5. На новом, «современном» (60 - 80-е гг.) этапе формируется жанр небольшого рассказа сатирико-юмористической прозы, ориентированный на традиции смеховой культуры, усиливается психологический анализ. Обновление литературного жанра в рассказе происходит через заимствование мотивов устного поэтического творчества и использование структурно-стилевых особенностей форм национальной смеховой культуры (А. Шортанов).

6. Особенности литературы 60 - 80-х гг., проявляющиеся в углублении проблемности, эволюции жанровых модификаций, отразились и на прозе, опирающейся на художественный опыт национальной смеховой культуры. Использование и обновление традиций фольклора, которое принимает различные формы (заимствование мотивов, языковая имитация, использование структурной модели архаических произведений, применение приемов и средств устного поэтического творчества), способствуют созданию художественных произведений, ориентированных на стилевое многообразие, большую свободу поэтического творчества и эстетическое решение основательных проблем человеческого бытия (Ахмедхан Налоев, Х. Шекихачев, М. Кармоков, Б. Журтов, А. Куантов, Б. Мазихов и др.).

7. Кабардинская литература 90-х и начала ХХ! века сохранила и приумножила традиции творческого освоения и новаторского применения мотивов и образов народной смеховой культуры. Использование элементов смеховой культуры в качестве поэтических средств - иронии, юмора, гротеска - характерны для творчества С. Хахова. Имеют также место

попытки соединения новых жанровых форм антиутопического произведения и народного кабардинского рассказа - «хабара» (Б. Утижев), что свидетельствует о тенденциях движения к синкретическому искусству слова.

Степень изученности проблемы. Становление сатиры и юмора, особенности формирования и развития смеховой культуры рассматривались в разной степени в трудах отечественных, зарубежных критиков и литературоведов, а также ученых других научных направлений.

Впервые на важность научно-философского понимания природы смеха для построения целостной антропологической картины человеческого бытия обратили свое внимание классики античной философской мысли Платон и Аристотель, которые пытались дать объяснение данному явлению, в частности пространственно-мотивным полям смеховой культуры.

Глубокую философскую сущность комического, смехового аспекта культуры отмечали Б. Спиноза, Р. Декарт, И. Кант, В. Гегель. Смех в их философских концепциях эксплицируется как игра представлений человеческого рассудка, где само игровое состояние доставляет эмоциональное и физиологическое наслаждение.

В формировании философского дискурса особая роль принадлежит Ницше, который стоял у истоков западной историко-культурологической рефлексии карнавально-смеховой культуры. Смех, по Ницше, это игра; в смехе проявляется уровень развития эстетического вкуса личности.

В отечественной научной мысли проблему изучения смеховой культуры в контексте европейской средневековой цивилизации впервые поставил выдающийся русский литературовед, теоретик, искусствовед М.М. Бахтин, обозначив принципиально новую веху в панорамном осмыслении природы смеха и народной смеховой культуры. Из контекста его работы «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья» [Бахтин, 2015] можно заключить, что «смеховая культура» - «вторая, неофициальная культура», противостоящая «высокой» культуре, «.основанная на амбивалентной

природе мира и человека» «. организованная на началах смеха» [Попова, 2009: 150], а также что средневековая карнавальная культура выросла из народного сознания, она является коллективной формой некоего «внутреннего протеста» человеческого бытия против репрессивной социокультурной среды, в которой нет места ни светским проявлениям, ни творческому индивидуальному порыву. В концепции М.М. Бахтина «...смеховая культура имеет единый центр - народную праздничную площадь, из которой происходит «мир» смеховой культуры» [Роготнев, 2010: 34].

Изучением природы смеха и его культуры занимались российские фольклористы, филологи, культурологи, философы. Различные проблемы смеха и смеховой культуры нашли отражение в трудах С.С. Аверинцева, Х.И. Бакова, Б.Х. Бгажнокова, Л.А. Бекизовой, Ю.Б. Борева, А.М. Гутова,

A.В. Дмитриева, А.Г. Козинцева, Д.С. Лихачева, А.И. Лука, М.И. Мижаева, З.М. Налоева, Д.П. Николаева, А.М. Панченко, М.М. Паштовой,

B.А. Поздеева, В.Я. Проппа, О.С. Редкозубовой, И.Ю. Роготнева, Л. Рюминой, М. Столяр, А.А. Сычева, Р.Б. Унароковой, Н.М. Федя,

A.Х. Хакуашева, К.М. Хоруженко, Н.М. Чуяковой и др.

Как дискурсивная линия по заявленной проблеме исследования креативной функции смеха в организации социокультурного пространства, социального поведения человека было заложено такими отечественными учеными, как Л. Карасев, А. Козинцев, а в зарубежной науке - основателем этологии К. Лоренцом. Смех как социокультурный феномен раскрывается в монографических работах А. Панченко, А. Дмитриева, Д. Лихачева,

B. Проппа и др.

Хотя сущность смеха не претерпевает кардинальных изменений во времени, «.преобладание тех или иных черт в «смеховой культуре» позволяет различать в смехе национальные черты и черты эпох» [Лихачев, 2001: 449]. В связи с этим важно отметить своевременность и значительность исследований, посвященных смеховым традициям в этнокультурном

пространстве. В данном контексте интересны работы Т.Г. Борджановой «Смеховая культура калмыков (предварительные заметки)» [Борджанова, 2002], З.Ф. Семеновой «Основные функции самоиронии» (на основе смеховой культуры якутов) [Семенова, 2002]. А.Г. Козинцев рассматривает национальную специфику и общечеловеческие закономерности в статье «Смех и антиповедение в России...» [Козинцев, 2002]. В этих работах этнокультурные смеховые особенности анализируются в социокультурном контексте.

В статье профессора Р.Б. Унароковой «Смех в культуре общения адыгов (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1997-1999 годов в Турцию)» [Унарокова, 2002] рассматриваются вопросы, связанные со специфическими для турецких адыгов способами и формами актуализации смеховой культуры, с репрезентативными особенностями смеховых прений, а также с текстами «Историй» поэта-импровизатора Даута Бырса и его исполнительской манерой. Как синкретический элемент народной культуры смех был объектом размышлений некоторых исследователей-адыговедов (Н.М. Чуяковой, Х.И. Бакова, А.М. Гутова, З.М. Налоева, М.М. Паштовой, А.А. Схаляхо и др.).

Вышеназванные авторы поднимают актуальные для всестороннего изучения традиционной культуры вопросы о фольклорных, институциональных истоках смеховой традиции, ее месте в устном народном творчестве. В научных изысканиях ученых детализируются и обстоятельно изучаются художественно-стилевая специфика комических произведений кабардинских прозаиков и поэтов, а также вопросы ментальных черт смеховой традиции адыгских народов.

Если европейская культурософская мысль ограничивалась углубленным изучением истории и теории смеховой культуры Запада, то в отечественных научных школах исследовательское внимание было в основном сосредоточено на поиске и выявлении единого смехового начала в

архаической славянской культуре. Первые шаги в этом направлении были сделаны известным русским историком, литературоведом Д. Лихачевым, который рассмотрел смех как мировоззрение и автономный феномен русской средневековой культуры.

Таким образом, многообразие и разнонаправленность научной интерпретации природы смеха и смеховой культуры в разные исторические эпохи позволяет выделить несколько концептуальных моделей, непосредственно связанных с нашим исследованием: философскую, социологическую, историческую, культурологичесую, литературоведческую и междисциплинарные подходы.

Методологической базой настоящего диссертационного исследования послужили труды А. Бергсона, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева и других теоретиков литературы, А.Г. Козинцева, В.Я. Проппа, С.С. Аверинцева, Ю.Б. Борева и др.

При исследовании обозначенной в диссертационной работе проблемы и научном разрешении поставленных в ней задач мы опирались на опыт ведущих северокавказских литературоведов Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, A.M. Гутова, З.А. Кучуковой, Р.Г. Мамия, А.Х. Мусукаевой, З.М. Налоева, У.М. Панеша, К.К. Султанова, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Х.Т. Тимижева, А.А. Схаляхо, Р.Б. Унароковой, А.Х. Хакуашева, Х.Х. Хапсирокова, Р.Х. Хашхожевой, Т.Н. Чамокова, П.К. Чекалова, К.Г. Шаззо и др.

Свою научную концепцию мы определяли опираясь на исследования З.М. Налоева, Н.М. Чуяковой, А.М. Бейтуганова, З.Р. Жачемук, М.М. Паштовой, Л.Б. Утижевой, Х.И. Бакова, посвященные вопросам изучения сатирико-юмористических жанров в адыгских (кабардинской, адыгейской, черкесской) литературах.

Иллюстративным материалом для научной аргументации анализа, выводов и заключений диссертации послужили сборники прозаических

произведений кабардинских писателей А.Т. Шортанова, А.Х. Налоева, З.М. Налоева, Х.Т. Шекихачева, Б.К. Журтова, Х.М. Дударова, П.Т. Мисакова, М.М. Кармокова, А.Т. Куантова, Б.Б. Мазихова, С.Г. Хахова, Б.К. Утижева и др.

Для научного разрешения поставленных в диссертационной работе задач нами использованы следующие методы:

- наблюдения, способствующий выявлению элементов юмора и сатиры в адыгском фольклоре и кабардинской прозе;

- системного анализа, интегрирующий в себе синхронный, в частности историко-описательный метод, и анализ фольклорного и литературного материалов;

- сравнительный, позволяющий установить сходство и различия сатирико-юмористических произведений кабардинских писателей;

- типологический, предоставляющий возможность выявить взаимосвязь и взаимообусловленность сатирико-юмористических жанров фольклора и литературы внутри их структурированного художественного комплекса.

Теоретическая значимость диссертационной работы связана с конкретизацией периодов истории кабардинской литературы, обогащением теории взаимодействия народной смеховой культуры и профессиональной литературы, включением в литературоведческий обиход новых произведений и жаровых формирований.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут служить отправной точкой для дальнейшего изучения актуальных проблем национального литературного процесса и создания работ, обобщающих опыт зарождения и становления смеховой культуры в национальной литературе. Они также могут составить теоретическую базу как для сопоставительного анализа смеховых произведений разных жанров, так и для исследования индивидуальной смеховой культуры отдельного взятого автора.

В более широком плане результаты диссертации могут способствовать сравнительно-типологическому изучению литературы народов России во

всем многообразии поэтики отдельных авторов, а также выявлению общих и специфических закономерностей литературного процесса на этапах его развития, и исследованию развития жанрово-стилевой и нравственно-тематической специфики прозы народов Северного Кавказа.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов не только при дальнейшем изучении эволюции смеховой культуры в национальной литературе, но и при разработке школьных, среднеспециальных, вузовских и послевузовских программ и подготовке спецкурсов по изучению адыгского, а в более широком ракурсе - северокавказского литературного процесса, в частности -конкретных проблем становления и развития адыгского этноментального смехового мира.

Материал диссертационного исследования может служить основой при написании литературоведческих работ по истории адыгских (адыгейской, кабардинской, черкесской, черкесского зарубежья) литератур, теоретических трудов, учебных и учебно-методических пособий. Материал диссертации также может стать методологической базой для студентов, аспирантов, магистрантов, литературоведов, критиков и теоретиков литературы при работе над близкими теме диссертации научными и квалификационными работами.

Апробация результатов исследования. Основные положения и научные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в публикациях ведущих научных и литературно-художественных журналов:

• Дзагаштов, А.М. Гушы1эр, ауаныр, пародиер Хьэх Сэфарбий и усыгъэм зэрыхэухуэнар / А.М. Дзагаштов // Материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. -Нальчик, 2011. - С. 229-232;

• Дзагаштов, А.М. Щоджэнц1ык1у Алий и творчествэм гушы1эр, ауаныр къызэрыхэщыр / А.М. Дзагаштов // к 110- летию со дня рождения Алия

Асхадовича Шогенцукова / КБИГИ. - Нальчик: Изд-во КБИГИ, 2011. - С. 115-117;

• Дзагаштов, А.М. Двадцать пятый век глазами Утижева-футуролога / А.М. Дзагаштов // Перспектива-2012: материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: Изд-во КБГУ, 2012. -Т. 1. - С. 26-29;

• Дзагаштов, А.М. Нравоучительный юмор в творчестве детского писателя Куантова Азида / А.М. Дзагаштов // Перспектива-2014: материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: Изд-во КБГУ, 2014. - Т. 1. - С. 33-35.

Глава I. ГЕНЕЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ СМЕХОВЫХ ЖАНРОВ В КАБАРДИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Теоретико-методологические основы изучения смеховой культуры в зарубежном и отечественном литературоведении

Смех как неотъемлемый атрибут человеческой природы является объектом изучения таких общегуманитарных наук, как эстетика, философия культуры, социология, культурология, литературоведение и др. Природа смеха и комического укоренена в культурно-историческом пространстве человечества, а существующие в общественном сознании стереотипы и устойчивые мировоззренческие модели отношения к смеховой культуре являются, на наш взгляд, показателями степени развитости духовной сферы общества. Теоретическое обращение к смеху как феномену культуры в истории западной и отечественной научной рефлексии обусловлено, прежде всего, актуализацией интереса ученых самых различных направлений к природе смеха и смеховой культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дзагаштов, Азамат Мусарбиевич, 2017 год

Список литературы

1. Абазов, А.Ч. Кабардинские писатели [на каб. яз.] / А.Ч. Абазов. -Нальчик: Эльбрус, 1999. - 487 с.

2. Аверинцев, С.С. Бахтин, смех, христианская культура / С.С. Аверинцев // Бахтин М.М.: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и международной гуманитарной мысли. Т. I. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 468-483.

3. Аверинцев, С.С. Бахтин и русское отношение к смеху / С.С. Аверинцев // От мифа к литературе: сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 341-345.

4. Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения / сост. З.М. Налоев. - Нальчик, 1986. - 176 с.

5. Алиева, А.И. Адыгский нартский эпос / А.И. Алиева. - М.; Нальчик: Эльбрус, 1969. - 168 с.

6. Алхасова, С.М. Налоев Заур Магомедович / С.М. Алхасова // Писатели Кабардино-Балкарии. XIX - конец 80-х гг. ХХ в.: биобиблиограф. словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - С. 305-307.

7. Алхасова, С.М. Журтов Биберд Кумыкович / С.М. Алхасова // Писатели Кабардино-Балкарии. XIX - конец 80-х гг. XX в.: биобиблиограф. словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - С. 173-175.

8. Алхасова, С.М. Мазихов Борис Бесланеевич / С.М. Алхасова // Писатели Кабардино-Балкарии. XIX - конец 80-х гг. XX в.: биобиблиограф. словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - С. 260-262.

9. Антонян, К.Г. Отзыв на книгу М. Столяр «Советская смеховая культура» / К.Г. Антонян // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 1 (6). - С. 126-131.

10. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. - СПб.: Азбука, 2000. -348 с.

11.Баков, Х.И. Борис Утижев: поэт, писатель, драматург / Х.И. Баков. -Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2010. - 344 с.

12.Баков, Х.И. Традиции и новаторство в творчестве Бориса Утижева / Х.И. Баков // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Сер. Филология и литературоведение. - 2013. - № 4 (54). - С. 173-178.

13.Баков, Х.И. Феномен Б. Утижева в адыгской словесности / Х.И. Баков // Актуальные проблемы общей и адыгской философии. - Майкоп, 2010. - С. 29-33.

14.Баков, Х.И. Эволюция юмора и сатиры в современной адыгской (кабардино-черкесской) литературе / Х.И. Баков // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Сер. Филология и литературоведение. - 2014. - № 2 (58) - С. 169-175.

15.Баков, Х.И. Юмор и сатира в адыгской литературе [на каб. яз.] / Х.И. Баков. - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2013. - 183 с.

16.Балина, Л.Ф. Структура смехового мира в культуре (культурология смеха): монография / Л.Ф. Балина. - Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. -112 с.

17.Барт, Р. Избранные работы: семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994. - 616 с.

18.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

19.Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1986. - 541 с.

20.Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Эксмо, 2015. - 640 с.

21.Бейтуганов, A.M. О некоторых вопросах юмора и сатиры в художественном мышлении современных кабардинских писателей / А.М. Бейтуганов. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2005. - 43 с.

22.Бейтуганов, А.М. Сатира и юмор в кабардинской литературе

(Традиция. История. Современность) [Электронный ресурс]: дис. ... канд. филол. наук / А.М. Бейтуганов. - Режим доступа: http://diss. rsl.ru/ diss/ 06/0057/060057047.pdf

23. Бейтуганов, A.M. Смеховая культура, плоды и проблемы сосуществования / А.М. Бейтуганов // Перспектива - 2004: материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 т. Т. 1. - Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкар. ун-та, 2004. - С. 236-238. Бекизова, Л.А. Литература в потоке времени / Л.А. Бекизова. -Черкесск: Карачаево-Черкесское респ. кн. изд-во, 2008. - 416 с.

24.Бекизова, Л.А. От богатырского эпоса к роману (Национальные художественные традиции и становление повествовательных жанров адыгских литератур) / Л.А. Бекизова. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставроп. кн. изд-ва, 1974. - 288 с.

25.Бекизова, Л.А. Традиции искусства словесного творчества адыгов / Л.А. Бекизова, С.М. Кажаров. - Нальчик, 2005. - 108 с.

26.Бекоева, Т.А. Анализ кабардинской азбуки Кази Атажукина [Электронный ресурс] / Т.А. Бекоева, А.Г. Кудзаева. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_26342045_73040597.pdf

27.Белая, Н.В. Традиция и новаторство как важнейшие составляющие литературного творчества / Н.В. Белая // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2007. - Вып. 2. - С. 145-147.

28.Бергсон, А. Смех / А.Бергсон; предисл. и примеч. И.С. Вдовина. - М.: Искусство, 1992. - 208 с.

29.Беретарь, Н.Г. Социокультурные особенности юмора в ценностной системе этноса: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н.Г. Беретарь. -Майкоп, 2006. - 23 с.

30.Бореев, Ю. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю.Б. Борев. - М.: Искусство, 1970. - 272 с.

31.Борев, Ю.Б. Комическое. Концепции комического в истории эстетики // Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. -С. 81- 97.

32.Борев, Ю.Б. О комическом / Ю.Б. Борев. - М.: Искусство, 1957. - 269 с.

33.Боташева, З.Ш. Мифо-фольклорные истоки и литературные взаимодействия в карачаевской прозе второй половины XX века: дис. ... канд. филол. наук [Электронный ресурс] / З.Ш. Боташева. - Режим доступа: www.dslib.net.

34.Бычков, Д.И. Писатели советской Кабарды / Д.И. Бычков, Ф.Д. Пипинис. - Нальчик, 1957. - 80 с.

35.Вулис, А.З. В лаборатории смеха / А.З. Вулис. - М.: Худож. лит., 1966.

- 142 с.

36.Вулис, А.З. Метаморфозы комического / А.З. Вулис. - М.: Искусство, 1976. - 126 с.

37.Выгон, Н.С. Юмористическое мироощущение в русской прозе / Н.С. Выгон. - М.: Книга и бизнес, 2000. - 368 с.

38.Гадагатль, A.M. Память нации: Генезис эпоса «Нарты» / А.М. Гадагатль. - Майкоп: Меоты, 1997. - 399 с.

39.Гайнуллина, Д.М. Смех как физиологическая, социальная и лингвистическая составляющая нашей жизни [Электронный ресурс] / Д.М. Гайнуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 35. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/smeh-kak-fiziologicheskaya-sotsialnaya-i-lingvisticheskaya-sostavlyayuschaya-nashey-zhizni#ixzz4TJ9v0vHj.

40.Гачев, Г.Д. Ментальности народов мира / Г.Д. Гачев. - М.: Эксмо, 2003.

- 543 с.

41.Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г.Д. Гачев. - М.: Академия, 1998. - 432 с.

42.Гегель, Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. Т. 12, кн. 1. Лекции по эстетике /

Г.В.Ф. Гегель; пер. Б.Г. Столпнера. - М., 1938. - 494 с.

43.Головко, Т.И. К проблеме смеха в народной художественной культуре [Электронный ресурс] / Т.И. Головко // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - Вып. 1. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/ article/n/k-probleme-smeha-v-narodnoy-hudozhestvennoy-ulture#ixzz4TJ4ppCSx

44.Гудошников, Я.И. Приемы создания комического эффекта в русском народном поэтическом творчестве / Я.И. Гудошников // Труды воронежского университета. - Воронеж, 1961. - Т. 13. - С. 213-222.

45.Гуральник, У.А. Смех - оружие сильных: советская сатирическая и юмористическая литература сегодня / У.А. Гуральник. - М.: Знание, 1961. - 48 с.

46.Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

47. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1981. - 359 с.

48. Гуревич, А.Я. Смех в народной культуре средневековья / А.Я. Гуревич // Вопросы литературы. - 1966. - № 6. - С. 207-213.

49.Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.

50.Гутов, А.М. Джегуако: функции и трансформации / А.М. Гутов // Вопросы кавказской филологии. - 2015. - № 11. - С. 9-25.

51.Гутов, А.М. Константы в культурном пространстве: публицистика. Фольклор. Литература / А.М. Гутов. - Нальчик: Эльбрус, 2011. - 216 с.

52.Гутов, А.М. Народный эпос: традиция и современность / А.М. Гутов. -Нальчик: Изд-во КБИГИ, 2009. - 228 с.

53.Гутов, A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса / А.М. Гутов. - М.: Наука: Восточ. лит., 1993. - 165 с.

54.Гутов, A.M. Слово и культура / А.М. Гутов. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 160 с.

55.Гутов, A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса / А.М. Гутов. - Нальчик: Эль-фа, 2000. - 220 с.

56.Гутов, А.М. Эпос «Нарты» и современность [Электронный ресурс] / А.М. Гутов. - Режим доступа: mith.ru. >epik/nart 10.htm.

57.Давлетов, К.С. О значении комического на среднем Востоке / К.С. Давлетов // Труды университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы. - М., 1999. - Т. 4.

58.Далгат, У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты / У.Б. Далгат. - М.: Наука, 1981. - 191 с.

59. Демин, В.И. Многоцветие смеха / В.И. Демин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во,1998. - 144 с.

60.Дзагаштов, А.М. Двадцать пятый век глазами Утижева-футуролога / А.М. Дзагаштов // Перспектива - 2012: материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: Изд-во КБГУ, 2012. - Т. 1. - С. 26-29.

61.Дзагаштов, А.М. Диахрония кабардинской смеховой культуры / А.М. Дзагаштов // Известия КБНЦ РАН. - 2014. - № 1. - С. 179-183.

62.Дзагаштов, А.М. Мир семьи глазами комедиографа: Б. Утижев «Водка, душенька моя!» / А.М. Дзагаштов // Известия КБНЦ РАН. - 2013. - № 1. - С. 234-238.

63.Дзагаштов, А.М. Нравоучительный юмор в творчестве детского писателя Куантова Азида / А.М. Дзагаштов // Перспектива - 2014: материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: КБГУ, 2014. - Т. 1. - С. 33-35.

64.Дзагаштов, А.М. Сатира и юмор в творчестве Биберда Журтова [Электронный ресурс] / А.М. Дзагаштов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - Режим допуска: www. gramota. net/materials/2/2016/5-1/.

65.Дземидок, Б. О комическом / Б. Дземидок; пер. С. Свяцкого; послесл.

A. Зись. - М.: Прогресс, 1974. - 224 с.

66.Дмитриев, А.В. Социология политического юмора / А.В. Дмитриев. -М., 1998. - 332 с.

67. Дмитриев, А.В. Социология юмора: очерки / А.В. Дмитриев. - М.: Изд-во РАН, 1996. - 214 с.

68.Егорова, Л.П. Литературы народов Северного Кавказа: учеб. пособие [Электронный ресурс ] / Л.П. Егорова. - М.: Флинта, 2014. - Режим доступа: www.litres.ru

69.Жачемук, З.Р. Сатира и юмор как формы художественного мышления в устно-поэтическом наследии адыгов и зарождение, развитие этих жанров в национальной литературе (на примере творчества И. Цея, Ю. Тлюстена, X. Ашинова, С. Панеша): автореф. дис. ... канд. филол. наук / З.Р. Жачемук. - Майкоп, 2006. - 22 с.

70.Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика /

B.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1977. - 407 с.

71.Зверев, A.M. Смеховой мир / А.М. Зверев // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ, 2002. -

C. 378-407.

72.Интериано, Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование / Дж. Интериано; пер. с итал. Н.А. Пенчко // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик, 1974. - С. 43-52.

73.История адыгской (кабардино-черкесской) литературы. Кн. 2 [на каб. яз.] / ред. Х.Т. Тимижев. - Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2013. - 480 с.

74.Кант, И. Психика чистого разума: в 2 т. / И. Кант. - СПб.: Качество, 2010. - 465с.

75.Карасев, Л. Парадокс о смехе / Л. Карасев // Вопросы философии. -1998. - № 5. - С. 47-65.

76.Карасев, Л. Смех - вестник нового мира / Л. Карасев // Человек. - 1999.

- № 6. - С. 52-55.

77.Карасев, Л. Философия смеха / Л. Карасев. - М.: Рос. гос. гуманит. унт, 1996. - 224 с.

78.Кармоков, Х. Сочинения. Литература, культура, фольклор [на каб. яз.] / Х. Кармоков. - Нальчик: Эльбрус, 1997. - 592 с.

79.Кауфов, Х.Х. В зеркале социальной жизни / Х.Х. Кауфов. - Нальчик: Эльбрус, 1980. - 256 с.

80.Кашежева, Л.Н. Кабардинская советская проза / Л.Н. Кашежева. -Нальчик: Кабардино-Балкар. кн. изд-во, 1962. - 148 с.

81. Кожемякина, О.Н. Доверие смеху в контексте современной трактовки проблемы культуры смеха / О.Н. Кожемякина // Studia сиИигае. - СПб.: Санкт-Петерб. филос. общество, 2011. - Вып. 12. - С. 176-182.

82.Козинцев, А.Г. Карнавализация и декарнавализация (послесловие) / А.Т. Козинцев // Смех: истоки и функции / под ред. А.Г. Козинцева. -СПб.: Наука, 2002. - С. 211-221.

83.Козинцев, А.Г. Смех и антиповедение в России: национальная специфика и общечеловеческие закономерности / А.Г. Козинцев // Смех: истоки и функции: сб. ст. - СПб.: Наука, 2002. - С. 147-174.

84.Козинцев, А.Г. Юмор: на пути к общей теории / А.Г. Козинцев // Фольклористика и культурная антропология сегодня: тез. и материалы Междунар. школы-конф. - 2012. - М.: РГГУ, 2012. - С. 390-393.

85.Козинцев, А.Г. Человек и смех / А.Г. Козинцев. - СПб.: Алетейя, 2007.

- 236 с.

86.Кошелев, А.Д. О природе комического и природе смеха / А.Д. Кошелев // Язык в движении. К 70-летию Л.П. Крысина. - М., 2007. - С. 277-326.

87.Кучукова, З.А. Онтологический метакод как системообразующий принцип этнопоэтики / З.А. Кучукова. - Нальчик: Эль-фа, 2006. - 328 с.

88.Кязимов, Г. Теория комического: проблемы языковых средств и

приемов [Электронный ресурс] / Г. Кязимов. - Режим доступа: http://www. uludil. gen. az/ teoriya/ 2_1.php.

89.Лихачев, Д.С. Древнерусский смех / Д.С. Лихачев // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и международной гуманитарной мысли. Т. I. - СПб.: РХГИ, 2001. -С. 448-467.

90.Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение / Д.С. Лихачев. - СПб.: Алетейя, 1997. - 527 с.

91. Лихачев, Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л.: Наука, 1984. - 296 с.

92.Лихачев, Д.С. Смеховой мир Древней Руси / Д.С. Лихачев, A.M. Панченко. - Л.: Наука, 1976. - 204 с. .

93. Лихачева, Л.С. Смеховая культура как способ производства, трансляции и потребления смешного [Электронный ресурс] / Л.С. Лихачева, К.А. Фадеева. - Режим доступа: http: // elar.urfu.ru/itstream/10995/35574/1/iurp-2015-144-18.pdf

94.Лотман, Ю.М. Гоголь и соотнесение «смеховой культуры» с комическим и серьезным в русской национальной традиции / Ю.М. Лотман // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1974. - Вып. I (5). - С. 131-133.

95.Лотман, Ю.М. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Вопросы литературы. - 1977. - № 3. -С. 148-167.

96. Лук, А.Н. О чувстве юмора и остроумии / А.Н. Лук. - М.: Искусство, 1968. - 190 с.

97. Лук, А.Н. Юмор, остроумие, творчество / А.Н. Лук. - М.: Искусство, 1977. - 182 с.

98.Луначарский, А.В. О смехе: из речи на заседании Комиссии по изучению сатирических жанров при группе языков и литератур

Отделения общественных наук Академии наук СССР 30 янв. 1931 г. // Луначарский, А.В. Собр. соч. Т. 8 / А.В. Луначарский. - М.: Худож. лит., 1963. - С. 536-538.

99.Мамбетов, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев / Г.Х. Мамбетов. - Нальчик: Эльбрус, 1999. - 254 с.

100. Мамбетов, Г.Х. Из истории культуры и быта кабардинцев и балкаров (начало XVII - 70-е годы XX в.) / Г.Х. Мамбетов. - Нальчик: Эльбрус, 2006. - 242 с.

101. Манн, Ю. Карнавал и его окрестности / Ю. Манн // Вопросы литературы. - 1995. - № 1. - С. 154-203.

102. Масленникова, Е. Смех и юмор в русской сказке [Электронный ресурс] / Е. Масленникова. - Режим доступа: http://www. auditorium. ru /aud /v/index.php

103. Машитлова, Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе / Е.М. Машитлова. - Нальчик: Эльбрус, 1977. - 132 с.

104. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. - М.: Изд-во РГГУ, 1994. - 136 с.

105. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники / Е.М. Мелетинский. - М.: Изд-во восточ. лит., 1963. - 462 с.

106. Мусукаева, А.Х. Некоторые вопросы формирования кабардинской прозы / А.Х. Мусукаева // Филологические труды. Вып. I. Фольклор и литература. - 1977. - С. 127-135.

107. Налоев, З.М. Из истории культуры адыгов / З.М. Налоев. -Нальчик: Эльбрус, 1978. - 192 с.

108. Налоев, З.М. Институт джегуако / З.М. Налоев. - Нальчик: Тетраграф, 2011. - 408 с.

109. Налоев, З.М. На стыке фольклора и литературы //

Налоев, З.М. Этюды по истории культуры адыгов / З.М. Налоев. -Нальчик: Эльбрус, 1985. - С. 158-175.

110. Налоев, З.М. Игровой аспект искусства джегуако // Налоев, З.М. Этюды по истории культуры адыгов / З.М. Налоев. - Нальчик: Эльбрус, 2009. - С. 329-344.

111. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века / А.Ф. Некрылова.

- СПб.: Азбука-классика, 2004. - 256 с.

112. Николаев, Д. Смех - оружие сатиры / Д. Николаев. - М.: Искусство, 1962. - 224 с.

113. Новиков, A.M. Миф, фольклор, литература / A.M. Новиков, Е.А. Александрова. - Л.: Наука, Ленингр. отд., 1973. - 250 с.

114. Ногмов, Ш.Б. История адыхейского народа / Ш.Б. Ногмов. -Нальчик, 1959. - 240 с.

115. Осипов, И.Д. Юмор в политической культуре / И.Д. Осипов // Studia culturae. - СПб.: Санкт-Петерб. филос. общество, 2011. - С. 172175.

116. Очерки истории кабардинской литературы [на каб. яз.] / ред. Дж.Н. Коков, З.М. Налоев, П.Ж. Шевлоков. - Нальчик: Эльбрус, 1965.

- 352 с.

117. Панеш, У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур / У.М. Панеш. - Майкоп: Адыгея, 1990. - 279 с.

118. Паньков, Н.М. М. Бахтин: ранняя версия концепции карнавала / Н.М. Паньков // Вопросы литературы. - 1997. - № 5. - С. 119-120.

119. Паранук, К.Н. Мифоэпика и художественный образ мира в современном адыгском романе / К.Н. Паранук. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2012. - 352 с.

120. Паштова, М.М. Адыгская смеховая культура: концептуальная

обусловленность / М.М. Паштова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. -Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. - Вып. 2. - С. 277-284.

121. Первые писатели Кабарды: сб. произведений [на каб. яз.] / сост. Е. Машитлова. - Нальчик, 1968. - 380 с.

122. Пешкова, A.B. Русская смеховая культура: истоки и становление (XI-XVIII в.) [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. культурологии / А.В. Пешкова. - М., 2004. - 22 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/russkaya-smekhovaya-kultura-istoki-i-stanovlenie-xi-xviii-vv#ixzz4 WZ7

123. Пинский, Л.Е. Комическое. Юмор. Новая концепция комического // Пинский, Л.Е. Магистральный сюжет / Л.Е. Пинский. - М.: Сов. писатель, 1989. - С. 339-366.

124. Писатели Кабардино-Балкарии XIX - конец 80-х гг. ХХ в.: биобиблиограф. словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 441 с.

125. Платон. Филеб [Электронный ресурс] / Платон. - Режим доступа: http://www.gumer.info /bogoslov_Buks/ Philos/Platon/fileb.php (дата обращения: 02.12.2015).

126. Поздеев, В.А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры» / В.А. Поздеев. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. -375 с.

127. Попова, И.Л. Смеховая культура: неучтенные аспекты концепции М.М. Бахтина // Попова, И.Л. Книга М.М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы / И.Л. Попова. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 149-184.

128. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - М: Искусство, 1976. - 614 с.

129. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2002. - 189 с.

130. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха: ритуальный смех в фольклоре: собр. тр. / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1999. - 285 с.

131. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. Насмешливый смех и другие виды смеха / В.Я. Пропп. - М.: Искусство, 1976. - 181 с.

132. Пропп, В.Я. Ритуальный смех в фольклоре / В.Я. Пропп // Фольклор и действительность: избр. ст. - М.: Наука, 1961. - С. 174-204.

133. Разуваев, В.В. Политический смех в современной России: монография / В.В. Разуваев. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 264 с.

134. Редкозубова, О.С. Структура смеховой культуры [Электронный ресурс] / О.С. Редкозубова. - Режим доступа: кйр://суЬег1ешпка. ги/агйЫе/п/ в1гик1:ига-8теЬоуоу-ки11:игу

135. Роготнев, И.Ю. Русская смеховая культура Нового времени: к вопросу об эволюции / И.Ю. Роготнев // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. II: Историческая культурология. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 306-316.

136. Роготнев, И.Ю. Смех, комическое, смеховая культура в пространстве сатирического произведения / И.Ю. Роготнев // Studia сикигае. - СПб.: Санкт-Петерб. филос. общество, 2011. - Вып. 12. -С. 117-131.

137. Роготнев, И.Ю. Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина и антимир смеховой культуры: монография / И.Ю. Роготнев. - Пермь: Перм. гос. ун-т., 2010. - 308 с.

138. Ромах, О.В. Смех и смеховая культура [Электронный ресурс] / О.В. Ромах, О.С. Редкозубова // Аналитика культурологии. - 2016. -Вып. 1 (34). - Режим доступа: кНр://суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п^те^1-втеЬоуауа-ки11:ига#1х774Т171тОЛ

139. Рюмина, М.Т. Тайна смеха, или Эстетика комического / М.Т. Рюмина. - М., 1998.

140. Рюмина, М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность /

М.Т. Рюмина. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2010. - 320 с.

141. Рябова, Г.Н. Традиции смеховой культуры в советской литературе 1920-х гг. / Г.Н. Рябова // Studia culturae. - СПб.: Санкт-Петерб. филос. общество, 2011. - Вып. 12. - С. 66-79.

142. Сафонова, Е.В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе / Е.В. Сафонова // Молодой ученый. - 2013. - № 5. -С. 474-478.

143. Семенова, З.Ф. Основные функции самоиронии (на якутском материале) / З.Ф. Семенова // Смех: истоки и функции: сб. ст. / под ред. А.Г. Козинцева. - СПб.: Наука, 2002. - С. 142-146.

144. Смех: истоки и функции: сб. ст. / под ред. А.Т. Козинцева. -СПб.: Наука, 2002. - 223 с.

145. Стеблин-Каменский, М.И. Антология смеха / М.И. Стеблин-Каменский // Историческая поэтика. - Л.: Изд-во ЛГУ,1978. - С. 158173.

146. Столович, Л.Н. Философия. Эстетика. Смех / Л.Н. Столович. -СПб.; Тарту, 1999. - 384 с.

147. Столяр, М. Советская смеховая культура / М. Столяр. - М.: Стилос, 2011. - 304 с.

148. Султанов, К. Сложность и многообразие связей / К. Султанов // Вопросы литературы. - 1978. - № 11. - С. 105-128.

149. Схаляхо, A.A. Адыгские певцы-импровизаторы и писатели-публицисты конца XIX в. / А.А. Схаляхо // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1996. - Вып. 3. - С. 121-150.

150. Сычев, А.А. Природа смеха или Философия комического / А.А. Сычев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 176 с.

151. Теунов, Х.И. Литература и писатели Кабарды / Х.И. Теунов. -Нальчик: Кабардино-Балкар. кн. изд-во, 1955. - 361 с.

152. Тимижев, Х.Т. Историческая поэтика и стилевые особенности

литературы адыгского зарубежья / Х.Т. Тимижев. - Нальчик: Эль-Фа,

2006. - 359 с.

153. Титаренко, И.Н. Эстетика: учеб. пособие / И.Н. Титаренко. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 225 с.

154. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Наука, 1996. - 298 с.

155. Тхагазитов, Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы / Ю.М. Тхагазитов; науч. ред. Н.С. Надъярных. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 248 с.

156. Тхагазитов, Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов: опыт теоретической истории: эпос, литература, роман / Ю.М. Тхагазитов. - 2-е изд., пер. и доп. - Нальчик: Эльбрус, 2006. -280 с.

157. Улаков, М.З. Новые подходы и современные методы изучения материальной и духовной культуры народов Северного Кавказа / М.З. Улаков // Вестник Владикавказского научного центра. - 2008. - Т. 8, № 2. - С. 3-7.

158. Унарокова, Р.Б. «Истории» Даута Бырса в контексте смеховой культуры адыгов / Р.Б. Унарокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. -

2007. - Вып. 2. - С. 264-272.

159. Унарокова, Р.Б. Песенная культура адыгов (эстетико-информационный аспект) / Р.Б. Унарокова. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. -216 с.

160. Унарокова, Р.Б. Смех в культуре общения адыгов (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1997-1999 годов в Турцию) / Р.Б. Унарокова // Смех: истоки и функции: сб. ст. / под ред. А.Г. Козинцева. - СПб.: Наука, 2002. - С. 126-142.

161. Урусбиев, С-А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев

Пятигорского округа Терской области / С-А. Урусбиев // Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях / сост., вступ. статья и коммент. А.И. Алиевой; отв. ред. Т.М. Хаджиева.

- Нальчик: Эльбрус, 1983. - С. 56-61.

162. Урусбиева, Ф.А. Избранные труды / Ф.А. Урусбиева. - Нальчик, 2001. - 165 с.

163. Утижева, Л.Б. Жанр комедии в творчестве Б.К. Утижева: национально-художественные истоки, традиции, новаторство: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.Б. Утижева. - Нальчик, 2008. - 19 с.

164. Философия М.М. Бахтина и этика современного мира: сб. науч. ст. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. - 112 с.

165. Федь, Н.М. Жанры в меняющемся мире / Н.М. Федь. - М.: Мысль, 1989. - 542 с.

166. Федь, Н.М. Искусство комедии, или Мир сквозь смех / Н.М. Федь. - М.: Наука, 1978. - 216 с.

167. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному / З. Фрейд. - СПб., 1997. - 319 с.

168. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг.

- М., 1997. - 448 с.

169. Хавжокова, Л.Б. Образ «странного» героя в новелле Заура Налоева «Деревянная кукла Хабалы» / Л.Б. Хавжокова // Вопросы кавказской филологии. - Нальчик: Печатный двор, 2015. - Вып. 11. -С. 76-83.

170. Хавжокова, Л.Б. Нравственно-философские искания в лирике Х. Бештокова / Л.Б. Хавжокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. -2010. - Вып. 2. - С. 49-52.

171. Хакуашев, А.Х. Адыгские просветители / А.Х. Хакуашев. -Нальчик: Эльбрус, 1978. - 259 с.

172. Хакуашева, М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей / М.А. Хакуашева. - Нальчик: Эльфа, 2007. - 380 с.

173. Хапсироков, Х.Х. Жизнь и литература: сб. ст. / Х.Х. Хапсироков.

- М.: Олма-Пресс, 2002. - 301 с.

174. Хапсироков, Х.Х. Пути развития адыгских литератур / Х.Х. Хапсироков. - Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1968. -268 с.

175. Хашхожева, Р. Налоев Джансох Мурзабекович / Р. Хашхожева // Писатели Кабардино-Балкарии Х1Х-конец 80-х гг. ХХ в.: биобиблиограф. словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - С. 301-305.

176. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. - М.: Худож. лит., 1982. - 334 с.

177. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. - М.: Сов. писатель, 1982. - 405 с.

178. Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов.

- М., 2002.

179. Христофорова, О.Б. Функции смеха в ритуале: смех как знак / О.Б. Христофорова // Смех: истоки и функции: сб. ст. / под ред. А.Г. Козинцева. - СПб.: Наука, 2002. - С. 75-82.

180. Хут, Ш.Х. Адыгское народное искусство слова / Ш.Х. Хут. -Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 200. - 536 с.

181. Ципинов, A.A. Мифоэпическая традиция адыгов / А.А. Ципинов.

- Нальчик: Эль-Фа, 2004. - 179 с.

182. Ципинов, А.А. «Культурный герой» в мифоэпической традиции адыгов / А.А. Ципинов // Вопросы кавказской филологии и истории. -Нальчик, 2000. - С. 95-116.

183. Чамоков, Т.Н. О некоторых особенностях поэтики нартского эпоса / Т.Н. Чамоков // Вестник Адыгейского государственного

университета. Сер. Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2012. -Вып. 1. - С. 146-150.

184. Чистобаева, Л.В. К проблеме сатирического и комического в русском литературном процессе 20-30 годов / Л.В. Чистобаева // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2007. - Вып. 2. - С. 164-169.

185. Чистобаева, Л.В. Художественное осмысление конфликтов и противоречий общественной жизни в русской сатире 20-30-х годов и формирование соответствующих жанров в северо-кавказских (адыгских) литературах начального этапа их развития: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.В. Чистобаева. - Майкоп, 2007. - 27 с.

186. Чуякова, Н.М. Сатира и юмор в устном народном творчестве адыгов / Н.М. Чуякова. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2008. - 232 с.

187. Чуякова, Н.М. Сатира и юмор в устном народном творчестве адыгов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н.М. Чуякова. - Майкоп, 2010. - 46 с.

188. Шадова, И.Х. Художественный мир Аскерби Шортанова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.Х. Шадова. - Нальчик, 2009.

189. Шадова, И.Х. Юмор и сатира в рассказах Аскерби Шортанова / И.Х. Шадова // Caucasus philologia. - Пятигорск, 2007. - № 2 (3).

190. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К.Г. Шаззо. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. -238 с.

191. Шакова, М.К. Дударов Хаути Мизович / М.К. Шакова // Писатели Кабардино-Балкарии. Х1Х - конец 80-х гг. ХХ в.: биобиблиограф. словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - С. 167-168.

192. Шевлоков, П.Ж. Налоев Ахмедхан Хамурзович / П.Ж. Шевлоков // Писатели Кабардино-Балкарии Х1Х - конец 80-х гг. ХХ в.: биобиблиограф. словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - С. 297-301.

193. Шевлоков, П.Ж. Священный долг / П.Ж. Шевлоков // Шекихачев, Х.Т. Мазиза. Повесть. Рассказы [на каб. яз.] / Т.Х. Шекихачев. -Нальчик: Эльбрус, 1989. - С. 289-291.

194. Шортанов, А.Т. Адыгская мифология / А.Г. Шортанов. -Нальчик: Эльбрус, 1982. - 196 с.

195. Шортанов, А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» / А.Т. Шортанов // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969.

196. Шортанов, А.Т. Театральное искусство Кабардино-Балкарии / А.Т. Шортанов. - Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд-во, 1961. - 159 с.

197. Шортанов, А.Т. Творчество Б. Пачева / А.Т. Шортанов // Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1968. - С. 94-104.

198. Шортанов, А.Т. Фольклор / А.Т. Шортанов // Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1968. - С. 11 - 65.

199. Щербина, А.А. О двуплановости и противоположности смысла в иронии (Материалы к поэтике комического) / А.А. Щербина // Филологические науки. - 1976. - № 2. - С. 23-30.

200. Эльсберг, Я.Е. Вопросы теории сатиры / Я.Е. Эльсберг. - М.: Сов. писатель, 1957. - 427 с.

201. Юдин, Ю.И. Дурак, шут, вор и черт: исторические корни бытовой сказки / Ю.И. Юдин. - М.: Лабиринт, 2006. - 336 с.

202. Список иллюстративного материала

203. Архив КБИГИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 26: Песня джегуако. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. № 51, 52; Т. 1. С. 125-129.

204. Архив КБИГИ. Ф. 12. Оп. 1. Ед. хр. 99. Пасп. 10.

205. Архив КБИГИ. Фонотека. Кассета № 42/3. Песня о сыновьях Бдзатхала.

206. Архив КБИГИ. ЭД З.М. Налоева № 5 (1974). Запись от Хапова Озермеса Алиевича (1877 г.р.) из с. Анзорей.

207. Агноков, Л.О. Стихотворения / Л.О. Агноков. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 208 с.

208. Гольштейн, А. Прощание с Нарциссом / А. Гольштейн. - М., 1969. - 157 с.

209. Дударов, Х.М. Остроносый [на каб. яз.] / Х.М. Дударов. -Нальчик: Эльбрус, 1968. - 140 с.

210. Дударов, Х.М. Подумав - говори: сатира и юмор [на каб. яз.] / Х.М. Дударов. - Нальчик: Эльбрус, 1985. - 176 с.

211. Дударов, Х.М. Сатира и юмор [на каб. яз.] / Х.М. Дударов. -Нальчик: Эльбрус, 1977. - 284 с.

212. Дударов, Х.М. Си пащ1эр [на каб. яз.] / Х.М. Дударов. - Нальчик: Эльбрус, 1964. - 67 с.

213. Дударов, Х.М. Тройная радость: рассказы, сатира, юмор [на каб. яз.] / Х.М. Дударов. - Нальчик: Эльбрус, 1992. - 320 с.

214. Журтов, Б. Как дела? Сварливая жена [на каб. яз.] / Б.К. Журтов // Ошхамахо: журнал. - 1992. - № 3. - С. 112-115.

215. Журтов, Б.К. Моя настоящая фамилия [на каб. яз.] / Б.К. Журтов. - Нальчик: Эльбрус, 1971. - 60 с.

216. Журтов, Б.К. Сочинения / Б.К. Журтов. - Нальчик: Эльбрус, 1997.

217. Кармоков, М.М. Бурный Баксан [на каб. яз.] / М.М. Кармоков. -Нальчик: Эльбрус, 1964. - 116 с.

218. Кармоков, М.М. Во имя любви [на каб. яз.] / М.М. Кармоков. -Нальчик: Эльбрус, 1981. - 342 с.

219. Кармоков, М.М. Следы времени [на каб. яз.] / М.М. Кармоков. -Нальчик: Эльбрус, 1974. - 83 с.

220. Куантов, А.Т. Приключения Батыра [на каб. яз.] / А.Т. Куантов. -Нальчик: Эльбрус, 1984. - 244 с.

221. Личный архив З.М. Налоева: записи разных лет. Слова, пословицы, загадки, скороговорки и другая паремия. № 273. Запись

2.09.1990 г.

222. Мазихов, Б.Б. Белая ласточка [на каб. яз.] / Б.Б. Мазихов. -Нальчик: Эльбрус, 1970. - 131 с.

223. Мазихов, Б.Б. Одна ночь и вся жизнь [на каб. яз.] / Б.Б. Мазихов.

- Нальчик: Эльбрус, 2003. - 216 с.

224. Мазихов, Б.Б. Осень - пора листопада [на каб. яз.] / Б.Б. Мазихов.

- Нальчик: Эльбрус, 1982.

225. Мазихов, Б.Б. Созвездие Большой Медведицы [на каб. яз.] / Б.Б. Мазихов. - Нальчик: Эльбрус, 1969. - 136 с.

226. Мисаков, П.Т. Дорога: рассказы, юморески [на каб. яз.] / П.Т. Мисаков. - Нальчик: Эльбрус, 1975. - 181 с.

227. Налоев, З.М. Кладезь юмора [на каб. яз.] / З.М. Налоев. -Нальчик: Эльбрус, 1963. - 95 с.

228. Налоев, З. Две истории Мизы Нырова [на каб. яз.] / З. Налоев // Ошхамахо: журнал. - 2010. - № 4. - С. 153-160.

229. Налоев, З. Две истории Хамела Бетрозова [на каб. яз.] / З. Налоев // Ошхамахо: журнал. - 2011. - № 1. - С. 124-131.

230. Налоев, З. Две истории Хазраила [на каб. яз.] / З. Налоев // Ошхамахо: журнал. - 2011. - № 2. - 149-152.

231. Налоев, З. Зрачок [на каб. яз.] / З. Налоев // Ошхамахо: журнал. -2011. - № 6.

232. Налоев, З.М. Одинокий журавль [на каб. яз.] / З.М. Налоев. -Нальчик: Тетраграф, 2012. - 472 с.

233. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов: в 4 кн. / под ред. Е.В. Гиппиуса; сост. В.Х. Барагунов, З.П. Кардангушев. - М.: Сов. композитор, 1980-1990.

234. Нарты. Кабардинский эпос / ред. К.Н. Керефов, С.И. Липкин, И.В. Тресков и [др.]. - 3-е изд. (репринтное) с доп. к редисл. - Нальчик: Эль-Фа: Ашэмэз, 2002. - 528 с.

235. Пачев, Б.М. Верные слова / Б.М. Пачев. - М., 1957. - 176 с.

236. Утижев, Б.К. Весь мир - театр: пьесы [на каб. яз.] / Б.К. Утижев. -Нальчик: Эльбрус, 1998. - 376 с.

237. Утижев, Б.К. Гуашапаж [на каб. яз.] / Б.К. Утижев // Ошхамахо: журнал. - 2012. - № 2. - С. 6-44.

238. Утижев, Б.К. С добрым смехом / Б.К. Утижев. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 256 с.

239. Утижев, Б.К. Сочинения / Б.К. Утижев. - Нальчик: Эльбрус, 2000. - 752 с.

240. Утижев, Б.К. Юмор. Сатира: проза и поэзия [на каб. яз.] / Б.К. Утижев. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 348 с.

241. Утижев, Б.К. Юмористическая смесь [на каб. яз.] / Б.К. Утижев. -Нальчик: Эльбрус, 1995.

242. Хавпачев, А.А. Моя Родина: стихи: пер. с каб. / А.А. Ховпачев. -Нальчик, 1957. - 60 с.

243. Хахов, С.Г. Вокруг меня [на каб. яз.] / С.Г. Хахов. - Нальчик, 1996. - 286 с.

244. Хахов, С.Г. Поздняя осень. Стихотворения и поэма [на каб. яз.] / С.Г. Хахов. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 160 с.

245. Шекихачев, Х. Родной язык [на каб. яз.] / Х.Т. Шакихачев // Ошхамахо: журнал. - 2008. - № 1-2. - С. 383-384.

246. Шекихачев, Х.Т. Кладезь юмора / Х.Т. Шакихачев. - Нальчик: Эльбрус, 1985. - 93 с.

247. Шекихачев, Х.Т. Мазиза. Повесть. Рассказы [на каб. яз.] / Х.Т. Шакихачев. - Нальчик: Эльбрус, 1989. - С. 222-288.

248. Шекихачев, Х.Т. Хамлатиф, вернись. Сборник рассказов. Сатира. Юмор [на каб. яз.] / Х.Т. Шакихачев. - Нальчик: Эльбрус, 1980. - 230 с.

249. Шогенцуков, А.А. Избранные / А.А. Шогенцуков. - Нальчик: Эльбрус, 2000. - 345 с.

250. Шогенцуков, А. Сочинения [на каб. яз.] / А. Шогенцуков; сост. А.Х. Хакуашев. - Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. - 544 с.

251. Шортанов, А.Т. Валлаги, правда! [на каб. яз.] / А.Т. Шортанов. -Нальчик: Эльбрус, 1961. - 142 с.

252. Справочная литература

253. Адыгская (Черкесская) энциклопедия / гл. ред. М.А. Кумахов. -М.: Фонд им. Б.Х. Акбашева, 2006. - 1248 с.

254. Большая литературная энциклопедия / В.Е. Красовский,

A.В. Леденев, В.П. Ситников [и др.]; науч. ред. В.В. Славкин. - М.: СЛОВО: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 848 с.

255. Истомина, Н.А. Энциклопедический словарь символов / Н.А. Истомина. - М.: Астрель, 2003. - 1056 с.

256. Культурология. XX век: словарь. - СПб., 1997. - 640 с.

257. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Н.А. Николюкина. - М.: Интелвак, 2003. - 1600 стб.

258. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред.

B.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

259. Литературы народов России. ХХ век: словарь / отв. ред. Н.С. Надъярных. - М.: Наука, 2005. - 365 с.

260. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. - М.: ОЛИМП: АСТ, 2000. - 704 с.

261. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

262. Толково-энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 2006. -2144 с.

263. Хоруженко, К.М. Культурология: энцикл. словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.