Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-'алим ва-басират ал-мута' аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му'тазилитской традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Османова, Ирина Андреевна

  • Османова, Ирина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 187
Османова, Ирина Андреевна. Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-'алим ва-басират ал-мута' аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му'тазилитской традиции: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2017. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Османова, Ирина Андреевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА I. ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КАРАИМОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МУ'ТАЗИЛИЗМА

§1.1 Му'тазилитское движение в средневековом исламе

§1.2 История формирования и изучения собрания рукописей А.С.

Фирковича Российской национальной библиотеки

§1.3 Му'тазилитские рукописи и фрагменты коллекции А.С.

Фирковича

ГЛАВА II. ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЕ И КОДИКОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РУКОПИСИ АШ-ШАРИФА АЛ-МУРТАДЫ

ЗАХИРАТ АЛ- 'АЛИМ ВА-БАСИРАТ АЛ-МУТА'АЛЛИМ

§2.1 Аш-Шариф ал-Муртада: жизнь, воззрения и труды

§2.2 Оформление и структура рукописи Захират ал- 'алим ва-

басират ал-мута 'аллим

§2.3 Основное содержание памятника Захират ал- 'алим ва-басират

ал-мута'аллим

ГЛАВА III. ЗАХИРАТ АЛ-'АЛИМ ВА-БАСИРАТ АЛ-МУТА'АЛЛИМ КАК ПАМЯТНИК МУ'ТАЗИЛИТСКОЙ МЫСЛИ

§3.1 Взгляды му'тазилитов на пророчества (нубувват) и пророческий опыт в трактате аш-Шарифа ал-Муртады Захират

ал- 'алим ва-басират ал-мута 'алли

§3.2 Эсхатологические представления му'тазилитов в трактате

Захират ал- 'алим ва-басират ал-мута 'аллим

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трактат исламского богослова аш-Шарифа ал-Муртады Захират ал-'алим ва-басират ал-мута' аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) как памятник му'тазилитской традиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мощное философско-религиозное интеллектуальное движение му'тазилитов (араб. ал-му'тазила, букв. «обособившиеся», «отколовшиеся») 1 появилось на исламском Востоке в VIII в. Идеология му'тазилитов как представителей калама (араб. калам, букв. «речь», «рассуждение», терм. «теология»)2 повлияла на последующие идейно-философские течения мусульманского Востока. Распространение му'тазилизма как и любых других доктринальных учений, в истории арабо-мусульманской мысли - «это закономерное следствие сочетания многих политических, социокультурных, экономических факторов со спецификой раннего ислама» . Основные концепции му'тазилитской мысли стали частью общефилософской культуры ислама. Му'тазилиты как «активные спорщики» выработали такие методы и принципы диалектической дискуссии, с которыми они выдвинулись с первой решительной заявкой на философский рационализм в арабской традиции.

Исламские реформаторы и просветители второй половины XIX в., защищая исламские ценности, стремились найти в каламе ответы на социально-политические и нравственные вопросы. В современном арабо-мусульманском мире воззрения му'тазилитов составляют основу рационального начала в религиозной философии. Основу философствования в каламе составляет проблема человека, разумного существа, и его взаимодействия с окружающим миром. Целью человека, согласно

1 Подробнее о термине ал-му'тазила см.: Gimaret D. Mu'tazila // The Encyclopaedia of Islam. Vol. VII. Ed. by C.E. Bosworth, E. van Donzel. Leiden-New York, 1993. P. 783-793; Nallino C.A. Sull' origine del nome dei Mu'taziliti // RSO 7, 1918. P. 429-454; Nyberg H.S. Mu'tazila / Ed. H.A.R. Gibb and J.H. Kramers. Leiden, 1995; Watt W.M. The formative period of Islamic thought. Edinburgh, 1973. P. 209-211.

2 В исламоведческой и историко-философской литературе можно встретить совершенно разные трактовки термина калам. Так, выделяются следующие трактовки: калам - Слово Божье, христианский Логос (Э. Покок); калам - античный Логос (Э. Ренан); калам - диалектика (М. Маймонид, аш-Шахрастани); калам -мамлут алахута или мамла алахия (сир.) (Д. Макдональд). Однако исламское богословие не сразу стало называться каламом. До конца IX века спекулятивные аспекты теологии и права обозначались словом фикх (понимание, знание), а термин калам употреблялся в смысле теоретического знания вообще (Мусаев М. Мутазилиты. М., 1997. С. 20). Подробнее о термине калам см.: Gardet L. Kalam // The Encyclopaedia of Islam. Vol. IV. Ed. by E. van Donzel, B. Lewis and Ch. Pellat. Leiden, 1997. P. 468-471.

3 Мусаев М. Мутазилиты. М., 1997. С. 26.

му'тазилитам, является достижение счастья и блага в обеих жизнях. Границы счастья устанавливает разум, с помощью которого человек творит добро и воздерживается от зла. Строгое и последовательное отстаивание му'тазилитами идей единобожия, приоритета разума над верой, и антидогматизма, и антиавторитаризма, направленных на стабилизацию мусульманского мира, не потеряли своей актуальности по сей день. Сегодня теология мутакаллимов с присущими ей чертами и свойствами средневекового мышления (обращённостью в прошлое, культом разума, анонимностью), занимает активную жизненную позицию. Она способна служить всякому будущему философствованию, выступая в качестве классического образца.

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию малоизученного трактата имамитского1 теолога аш-Шарифа ал-Муртады (966/967, Багдад - 1044, Багдад) из коллекции А.С. Фирковича. Важно отметить, что этот труд представляет особый интерес не только и не столько как один из памятников богатой арабской рукописной традиции, нуждающийся в палеографическом и кодикологическом описании, но скорее как ценный и редкий памятник поздней му'тазилитской традиции. Исследуемая рукопись Захират ал- 'алим ва-басират ал-мута 'аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного) теолога-«двунадесятника» аш-Шарифа ал-Муртады является существенным дополнением к открытым и введённым в научный оборот материалам му'тазилитской религиозной и философской литературы.

Известно, что именно на му'тазилизме в немалой доле основывается шиитская догматика. Многие трактаты ал-Муртады по сей день не утратили актуальности. Списки его сочинений, составленные средневековыми

1 Ал-имамийа - имамиты, одна из основных ветвей шиитского ислама, «умеренные» шииты, признающие двенадцать имамов (отсюда другое их название - ал-исна 'ашарийа - «двунадесятники») из рода четвёртого праведного халифа 'Али ибн Абу Талиба (Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 98-100).

учёными Насир ад-Дином ат-Туси1 и Йакутом ал-Хамави2, вошли в их знаменитые биобиблиографические своды. Значительная часть трудов ал-Муртады посвящена толкованию айатов Корана и мусульманского предания, и в этой весьма важной части его творческого наследия наглядно проявляется приверженность целям и задачам му'тазилитского движения. Особую ценность представляют здесь и филологические, лексикографические комментарии, изобилующие поэтическими цитатами. Ал-Муртада придерживался взглядов умеренного шиизма, его труды были направлены на защиту имамитской догматики, главным образом, учения об имамате.

Сведения о некогда мощном идеологическом движении му 'тазилитов и его литературе современный исследователь по необходимости принужден извлекать преимущественно из вторичных источников. В силу того, что во времена мусульманского Средневековья большая часть му'тазилитской литературы была уничтожена гонителями инакомыслия из числа

-5

блюстителей «ортодоксального ислама» , в данных «посредствующих» трудах сохранилась лишь весьма незначительная её часть, да и то, как правило, в виде фрагментов или парафраз. Гонения на му'тазилитов усилились после того, как в 1017/18 г. в Багдаде по высочайшему велению аббасидского халифа ал-Кадира (ум. 1031) был оглашен документ, предписывающий решительно пресекать явные проявления вольнодумства. В истории ислама этот документ порой именуется «Кадиритским символом веры» (ал-'и'тикад ал-кадирийй), в нём прямо говорилось: «Тот же, кто

1 Aт-Туси Насир ад-Дин. Ал-Фихрист (Указатель). Наджаф, 1961. С. 472.

2 Йакут ал-Хамави. Иршад ал-'ариб 'ила ма'рифат ал-'адиб (Наставление в познании сведущего). Каир, 1938. С. 173-178. Подробнее см.: Brockelmann C. Geschichte der Arabischen Litteratur. Zweiter Supplementband. Leiden: Brill, 1937-1938. S. 73-76, 704-706.

3 Т. Ибрагим вполне справедливо отмечает, что в исламе не было единой ортодоксии, как и единой общепризнанной «мусульманской теологии». Поэтому любые рассуждения о «еретиках» и «ортодоксах» возможны только «в пределах определённых доктринальных, пространственных и временных рамок. В исламе (и особенно в суннизме, с которым большинство исследователей обычно отождествляют "ортодоксию" калама) догматика не институционализировалась и, более того, не развивалась в умозрительно-спекулятивную, религиозно-философскую дисциплину» (Ибрагим Т. Философия калама (VIII-XV вв.). М., 1984. [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра философских наук: - (Из фондов Российской государственной библиотеки). С. 76).

утверждает, что оно [Слово Божье, то есть Коран - И.О.] сотворено в каком бы то ни было состоянии, тот неверующий, кровь которого разрешается пролить, после того как он будет приведен к покаянию»1. По сути дела, этот

л

акт был направлен не только против му'тазилитов, но и 'аш'аритов . По свидетельству известного арабо-испанского философа Ибн Рушда (11261198), до него уже не дошло ни одного му'тазилитского сочинения . Ко времени великого еврейского философа и богослова Моисея Маймонида (1135-1204) трактаты му'тазилитов были почти полностью уничтожены или стали малодоступными. Это явствует из его знаменитого сочинения Далалат

, 4

ал-ха ирин .

Научное исследование му'тазилизма началось во второй половине XIX в. Живой интерес к нему был продиктован малоизученностью этого направления. Ознакомление с основными положениями му'тазилитского калама позволило цюрихскому профессору Хайнриху Штайнеру в 1865 г. назвать му'тазилитов «вольнодумцами», или «свободомыслящими в исламе»5, и это определение со временем распространилось в науке благодаря известным учёным, использовавшим это наименование в десятках работ на протяжении многих десятилетий6. Такая оценка опиралась на известную в ту пору ересиографическую литературу. В конце 20-х гг. XX в.

1 Мец А. Мусульманский ренессанс / А. Мец; перев. с нем. Д.Е. Бертельса. 2-е изд. М., 1973. С. 172-174.

2 Основоположник и эпоним 'аш 'аритского калама Абу-л-Хасан 'Али ал-'Аш'ари (873/874, Басра -935/941, Багдад), первоначально был приверженцем му'тазилитов и учеником своего отчима Абу 'Али ал-Джубба'и, однако по достижении 40 лет он пришел к выводу о несовместимости основ ислама с системой му'тазилитов. Примкнув к шафиитскому мазхабу, ал-'Аш'ари, по сути дела, создал собственную теологию ислама, получившую название 'аш 'аритской. Заняв позиции суннитского правоверия, ал-'Аш'ари обличал му'тазилитов их же методами, взятыми из логики и философии (Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций / Под ред. В.И. Беляева. 2-е изд. СПб., 2007. С. 229). Так же см.: Allard M. Le problème des attributes divins dans la doctrine d'Al-As'Arï et de ses premiers grands disciples. Beyrouth: Impr. Catholique, 1965; Schmidtke S. Early As'arite Theology Abû Bakr al-Bâqillânï (d. 403/1013) and his Hidayat al-mustarsidïn // Bulletin d'Études Orientales, LX, 2011, Ifpo, Damas. P. 39-72.

3 Ибн Рушд. Кашф ал- 'адилла 'ан 'ака 'ид ал-милла (Разъяснение аргументации в отношении догм религии). С. 64 (цит. по: Ибрагим Т. Указ. соч. С. 225).

4 Маймонид М. Путеводитель колеблющихся / Перевод с древнееврейского А.И. Рубина // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.). С приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида. М., 1960. С. 267-325.

5Steiner H. Die Mu'taziliten oder die Freidenker im Islam: ein Beitrag zur Allgemeiner Kulturgeschichte. NABU PR, 2010.

6 Galland H. Essai sur les Mo'tazélites: Les rationalists de l'Islam. Paris, 1906; Hourani G.F. Islamic Rationalism: the Ethics of 'Abd al-Jabbar. - Oxford: Clarendon Press, 1971.

шведский ученый Х. Нюберг обнаружил и издал подлинный му'тазилитский трактат Абу-л-Хусайна ал-Хаййата Китаб ал-'интисар (Заступничество)1, ставящий под сомнение справедливость данной характеристики му'тазилитов. По сути дела, публикацию Нюберга считают первым научным изданием му 'тазилитских произведений.

Оценивая состояние источников для изучения му'тазилитского калама, известный российский исследователь философии калама Тауфик Ибрагим разъясняет, что под каламом «надо понимать то общее, инвариантное в поднимавшемся мутакаллимами круге философских проблем, а не любое положение, выставляемое той или иной школой, которое к каламу в собственном смысле слова может не иметь никакого отношения. Так, например, известные "пять принципов" мутазилизма являются теми общими положениями, которые характеризуют это направление калама как религиозно-политическое течение и отличают его от других подобного рода движений, но они не суть принципы мутазилитского калама <...> Только в этом свете можно объяснить, в частности, то, что от произведений мутазилита Абд ал-Джаббара сохранились именно сочинения, относящиеся к

л

"пяти принципам" мутазилизма» , - Шарх ал- 'усул ал-хамса (Разъяснение пяти принципов) и ал-Мугни фи 'абваб 'ахл ал-'адл ва-т-таухид (Свод положений поборников справедливости и единобожия), но не сохранилось ни одного его трактата собственно по каламу. То же самое касается остальных уцелевших памятников му'тазилитской литературы: все они по содержанию

-5

своему не затрагивают мировоззренческих проблем калама как такового .

Благодаря усилиям Х. Нюберга, внесшего коррективы в распространённые прежде старые представления, му'тазилиты стали рассматриваться, главным образом, в качестве теологов ислама, а не

1 Abu al-Husayn b. 'Othman al-Khayyat. Kitab al-Intisar. Le livre de triomphe et de la réfutation d'Ibn al-Rawandi l'Herétique / Preface. Ed. H.S. Nyberg. Traduit par Albert N. Nader. Beyrouth: Éditions les Lettres orientales, 1957. XLV, 175. P. XVIII.

2 Ибрагим Т. Указ. соч. С. 26-27.

3 Там же.

философов, как это случалось ранее. Однако в современном исламоведении данная точка зрения поддерживается не всеми. Подобное понимание му'тазилитов как теологов - не более чем усвоенная из западной культуры иллюзия самооправданности, считает российский ученый А.В. Смирнов. Попытки «раскроить ткань арабо-мусульманской культуры по лекалу западной легко преодолевают тот порог, за которым их количество перерастает в качество и они уже попросту обессмысливают свой предмет»1. При этом А.В. Смирнов отмечает две черты, характеризующие му'тазилизм как религиозно-философское течение: «теологическая направленность» проблем и «попытка решения их рациональными методами»2. В целом, исследователи калама всё больше склонны отождествлять его с особой религиозно-философской формой классической арабо-мусульманской мысли,

-5

нежели сугубо теологической, религиозной дисциплиной3.

В арабском предисловии к изданию Китаб ал- 'интисар Абу-л-Хусайна ал-Хаййата Х. Нюберг4 говорит об известных в его время источниках троякого рода, благодаря которым до нас дошли остатки му'тазилитской литературы. Во-первых, это - сохранившиеся памятники зайдитской5

1 Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 24-25.

2 Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993. С. 14.

3 Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку: Маариф, 1980. С. 15-16.

4 Abu al-Husayn h'Othmän al-Khayyat. Kitäb al-Intisär. P. XV.

5 Зайдиты выступали как религиозно-политическая группировка. «Они признавали имамат Зайда ибн 'Али (погиб в 740 г.). Считается, что зайдиты наиболее "умеренная" ветвь в шиизме. Зайдитское течение отделилось в 30-х годах VIII в., когда часть шиитов Куфы, недовольная политической пассивностью шиитских имамов, поддержала стремление Зайда ибн 'Али мечом доказать свое право на имамат. Все зайдиты сходились на том, что 'Али ибн Аби Талиб - "достойнейший" имамата после пророка, что после ал-Хасана и ал-Хусайна имамат остается в потомстве 'Али и Фатимы. Богословские представления зайдитов сформировались в значительной степени под влиянием му'тазилитских богословов. В настоящее время большая часть зайдитов сосредоточена в Северном Йемене, где они составляют более половины населения» (Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 73). В вопросах догматики для зайдитов характерно почти полное принятие теологической системы му'тазилитов. Зайдиты приняли и усвоили му'тазилитские положения об отвержении антропоморфизма, отрицании предопределения и о свободе воли (Петрушевский И.П. Указ. соч. С. 246). Подробнее о зайдитах см.: Madelung W. Zaydiyya // The Encyclopaedia of Islam. Vol. XI. Ed. by P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Leiden, 2002. P. 477-481.

литературы1 (уже накопленные материалы такого рода позже пополнились рукописями, открытыми египетскими учеными в 1950-х гг. в ходе научной экспедиции в Йемен) . Йеменские шииты зайдитского толка по своим

-5

взглядам были близки му'тазилитским идеям . Источником другого рода являются частные рукописные собрания, включающие сочинения, носившие полемический характер, - труды средневековых мусульманских учёных -нему'тазилитов. Случалось, эти авторы не пренебрегали му'тазилитскими произведениями в силу ценности и полезности сведений, которые они заключали в себе. И, что особо важно отметить, - му'тазилитские тексты приводились мусульманскими богословами в их первоначальном виде.

Третий источник - единичные случайно уцелевшие памятники му'тазилизма. В 1962 г. У.М. Уотт писал, что к наиболее ранним сохранившимся произведениям по суннитской теологии, в строгом смысле слова, относятся трактаты ал-'Аш'ари4, например, Макалат ал-'исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин (О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву). В этом трактате автор выделил десять доктринальных

1 Подробнее см.: Ал-Хибши 'Абдаллах Мухаммад. Фихрист махтутат ба'д ал-мактабат ал-хасса фи ал-йаман (Указатель рукописей в некоторых частных книжных собраниях Йемена). - Лондон: Му'ассасат ал-фуркан ли-т-турас ал-'исламийй, 1994. - 506 с.; Муради М.У. Фихрист-и 'алифба'и-йи микруфилмха-йи тахиййа шуде аз Китабхана-йи Джами ' Сан 'а ' (Алфавитный каталог микрофильмов из Публичной библиотеки Саны) // Китабдари ва-итла' расани. Фаслнама-йи Китабха-йи Маркази ва-Астан-и Кудс Радави 2, 1378/1999; Ансари Кумми Хасан. Гузареш аз нусха-ха-йи хатти-йи Йаман (Сообщение о йеменских рукописях)// Айна-йи мирас 3, 1380/2001; ал-Машрики 'Абд ат-Таваб 'Ахмад 'Али, ал-Кади Мухаммад Салих Йахйа. Тавус-и Йамани (Тавус ибн Кайсан ал-Хаула'и ал-Хамдани ал-Йамани) // Фихрист-и микруфилмха-йи маджму'а-йи Дар ал-махтутат-йи Сан'а' (Указатель микрофильмов в рукописном собрании «Дар ал-махтутат» Саны). Кумм: Китабхана-йи Бузург-йи хадрат-йи Айаталлах ал-'Узма Мар'аши Наджафи, 2001; ал-Ваджих 'Абд ас-Салам 'Аббас. Масадир ат-турас фи ал-мактабат ал-хасса фи ал-йаман (Источники для изучения [национального] наследия в йеменских частных книжных собраниях). Т.1 -2. - Амман: Му'ассасат ал-'иман Зайд ибн 'Али ас-сакафиййа, 2002; ал-Идрус 'Абдаллах б. Хусайн б. Мухаммад, 'Абд ал-Кадир б. Салих б. Шихаб. Фихрист-йи нусха ха-йи хатт-и китабханах-и 'Ахкаф Хадрамаут джумхури Йаман (Указатель рукописей республиканской библиотеки Хадрамаута «'Ахкаф» в Йемене). - Кумм: Китабхана-и Бузург-и Хадрат-йи Айатоллах ал-'Узма Мар'аши Наджафи, 2005; Découverte d'un nouveau fragment du Kitab al-Mughni fi abwab at-tawhid wa-al-'adl du Qadi 'Abd al-Jabbar al-Hamadhani dans une collection karaite de la British Library // Mélanges de l'Institut Dominicain d'Etudes Orientales. 27, 2006;

2 Результаты научной экспедиции были представлены Халилем Йахйей Нами в его докладах ал-Ба 'са ал-мисриййа ли-тасвир ал-махтутат ал-'арабиййа фи билад ал-йаман (Египетская научная экспедиция по описанию арабских рукописей в Йемене). Каир, 1952 г. и ал-Ка'има би-л-махтутат ал-'арабиййа ал-мусаввара би-л-микрауфилм мин ал-джумхуриййа ал- 'арабиййа ал-йаманиййа (Каталог микрофильмокопий арабских рукописей Йеменской Арабской Республики). Каир, 1967 г. См.: Roper G. World Survey of Islamic Manuscripts. 4 vols. Vol. III. London: al-Furqаn Islamic Heritage Foundation, 1992-1994.

3 Schmidtke S. The History of Zaydl Studies. An Introduction // Arabica 59, 2012. - Р. 185-199.

4 Watt W.M. Islamic philosophy and theology. Edinburgh, 1962. P. 12.

1 2

направлений и школ (шииты, хариджиты , мурджииты , му'тазилиты и

-5

пр.) , подробно изложив их учения. До открытия отдельных подлинных му'тазилитских работ ересиографическая литература датировалась не ранее X в. Эта литература считалась основным источником среди исследователей XIX - начала XX вв., изучавших тенденции в развитии раннего калама и традиционную теологию. Общий обзор работ по мусульманской теологии, в частности, му'тазилитской, был написан И. Фридлендером в конце XIX -начале XX вв., с опорой исключительно на ересиографическую литературу4. По словам Й. ван Эсса, большую часть сохранившихся источников по каламу (как по му'тазилизму, так и по 'аш'аризму), составляют труды учёных, представляющих исламскую схоластическую традицию, относящуюся к эпохе Аббасидского халифата (750-1258). Гораздо труднее определить истоки этой традиции в период Омейядского халифата (661-750)5.

К трём означенным источникам му'тазилитской литературы добавился четвёртый источник - караимский6, который ещё сравнительно недавно был неизвестен. Он был открыт в 30-х гг. XX в. талантливым семитологом и иранистом Андреем Яковлевичем Борисовым (1903-1942), безвременно

1 Ал-хаваридж (араб. «вышедшие», «восставшие») - хариджиты, последователи наиболее раннего религиозно-политического течения в исламе (Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб., 2009. С. 23).

2 Мурджииты (араб. ал-мурджи 'а, букв. «откладывающие», «отсрочивающие») - общее название последователей ряда догматических школ, «откладывающих» суждение о действии человека в этом мире, ставивших деяния после веры. Они считали, что поскольку мусульманин даже в состоянии грехопадения продолжает быть мусульманином, то и халиф-грешник не перестает быть халифом, и ему следует повиноваться (Туманян Т.Г. Указ. соч. С. 21). Подробнее о мурджиитах см.: Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004. С. 26-31; аш-Шахрастани М. Книга о религиях и сектах. Ч. 1: Ислам / Пер. с араб., введ. и коммент. С.М. Прозорова. М., 1984.

3 Ал-'Аш'ари Абу-л-Хасан. Макалат ал- 'исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин (О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву) / Ред. Х. Риттер. Стамбул, 1929-1930. С. 5.

4 Friedlaender I. The Heterodoxies of the Shi'ites in the presentation of Ibn Hazm // JAOS. 28, 1907. P. 1-18; 29 (1909). P. 1-183.

5 Van Ess J. The Beginnings of Islamic Theology // The Cultural Context of Medieval Learning ed. John E. Murdoch and E.D. Sylla. Dordrecht/Boston, 1975. P. 87-89.

6 На иврите слово «караимы» буквально означает «читающие», в переносном смысле - «люди Писания», «сыны Писания». Слово близко по значению к арабскому кара 'а (читать) в связи с общностью корней двух родственных языков (Глаголев В.С. Религия караимов. (Теоретико-исторический анализ). М., 1994. С. 6). Он же: Глаголев В.С. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е.А. Торчинова. СПб., 2003. С. 231-250.

скончавшимся во время эвакуации из блокадного Ленинграда1. В Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина г. Ленинграда (ныне Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург) хранились памятники старой арабоязычной литературы ближневосточных караимов. Во Втором собрании еврейско-арабских рукописей хахама (главы) крымских караимов Авраама Самуиловича

л

Фирковича (1787-1874) А.Я. Борисовым были идентифицированы 13 фрагментов рукописей по му 'тазилизму. Сочинения были разной величины -от 30 до 147 листов, в общей сложности около 1100 листов арабского текста. А.Я. Борисов установил, что все они были переписаны караимами примерно в конце XI в. в Северной Африке. Он выступил с докладами о му'тазилитских рукописях на Первой (1936 г.) и Второй (1937 г.) сессиях арабистов Советского Союза. В статье А.Я. Борисова «Об открытых в Ленинграде мутазилитских рукописях и их значении для истории мусульманской мысли» намечена историческая канва развития му 'тазилизма, которая завершается перечнем новых рукописных источников, обнаруженных в Ленинграде3. Также он отметил и ряд отрывков (около 10) меньшей величины - по несколько листов каждый. Большая часть фрагментов повреждена тлением и жучком. По признанию автора статьи, ввиду плохой сохранности большинства рукописей он не смог описать их надлежащим образом, то есть в соответствии со всеми требованиями научного описания. Вследствие этого неизбежны недочеты в

1 Подробнее о нём см.: Крачковский И.Ю. Арабистика в СССР // Избранные сочинения. Том V. М.-Л., 1958. С. 154, 169, 179, 427, 436 прим. 1; Старкова К.Б. А.Я. Борисов и его труды по истории средневековой философии на Ближнем Востоке // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). СПб., 2002. С. 313; она же: Воспоминания о прожитом. Жизнь и работа семитолога-гебраиста в СССР / Под редакцией В.Л. Вихновича. СПб., 2005. С. 222-227.

2 Подробнее о жизни А.С. Фирковича (Абен Решефа) см.: Вихнович В.Л. Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2012.

3 Борисов А.Я. Собрание самаритянских рукописей А. Фирковича // Палестинский сборник. Л., 1966. № 15 (29); он же: Об открытых в Ленинграде мутазилитских рукописях и их значении для истории мусульманской мысли // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). СПб., 2002. С. 238-250; он же: Мутазилитские рукописи Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). СПб., 2002. С. 219-238.

последовательности расположения названий глав1. Мусульманские му'тазилитские сочинения, в большинстве случаев фрагментарные, можно также встретить в крупных западноевропейских собраниях еврейско-

Л

арабских рукописей . Собрание Российской национальной библиотеки по количеству му'тазилитских фрагментов является одним из крупнейших в мире.

В известный период истории Арабского Халифата (первая половина IX в.) му'тазилизм как идейное движение оказывал заметное, в некоторых случаях даже решающее, влияние на религиозно-политическую жизнь общества, но во времена притеснений на му'тазилитов их рукописи подверглись беспощадному уничтожению. Отдельные их сочинения сохранились благодаря караимским учёным и книжникам. Некоторые му'тазилитские идеи в X-XI вв. были весьма популярны в среде караимских мыслителей, которые не только воспроизводили му'тазилитские трактаты, переписывали их для себя, пользуясь еврейско-арабским письмом3, но и принимали их как часть «подлинно еврейской традиции»4. Весь средневековый иудаизм караимского толка «действительно развился впоследствии в духе му'тазилитов»5 (на иврите му'тазилиты звались хаму 'тазала). Караимы в средние века представляли серьёзную опасность для раввинистического иудаизма6: их влияние не умалялось вплоть до начала XII

1 Борисов А.Я. Мутазилитские рукописи Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде. С. 226.

2См., например: Margoliouth G. Catalogue of the Hebrew and Samaritan Manuscripts in the British Museum. P. III. London, 1915. P. 195-196; Shivtiel A., Nessen F. Arabic and Judaeo-Arabic Manuscripts in the Cambridge Genizah Collections: Taylor-Schechter New Series / Ed. Avihai Shivtiel and Friedrich Niessen. Cambridge [etc], 2006.

3 «То немногое, что ты найдешь у некоторых гаонов и у караимов из учения калама о единстве бога и о том, что связано с этим, заимствовано ими у мусульманских мутакаллимов, причем оно весьма незначительно по сравнению с тем, что написано мусульманами на этот счет» (Маймонид М. Указ. соч. С. 268).

4 Сират К. История средневековой еврейской философии. М., 2003. С. 72-73.

5 Гурлянд И. О влиянии философии мусульманской религии, а именно: мутакаллимовъ, мутазилитовъ и ашарiевъ на философию религии великаго еврейскаго раввина Моисея Маймонида. СПб., 1863. С. 22.

6 «Для всех было доступно одно лишь священное писание. Ты знаешь, что сначала не имели права даже записывать устные предания, потому что наш народ руководствовался следующим положением: "ты не должен передавать письменно те предметы, которые я сообщил тебе устно". Этот запрет имел чрезвычайно глубокий смысл и был наложен в интересах религии; благодаря ему хотели избегнуть того, что действительно произошло потом, когда возникли многочисленные направления и системы и поднялись сомнения относительно смысла написанного, ввиду недоразумений, возникающих при толковании текста,

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Османова, Ирина Андреевна, 2017 год

Список использованных источников и литературы Рукописи на арабском языке

1. 'Абд ал-Джаббар Абу-л-Хасан. Китаб ал-мугни фи 'абваб 'ахл ал- 'адл ва-т-таухид (Свод положений поборников справедливости и единобожия). Отдел рукописей, сектор восточных фондов Российской национальной библиотеки. Единицы хранения - II Firk. Arab. 104. - 281 л.; II Firk. Arab. 105. - Лл. 14-92.

2. Абу-л-Хусайн ал-Басри. Китаб тасаффух ал-'адилла (Проверка доказательств). Отдел рукописей, сектор восточных фондов Российской национальной библиотеки. Единицы хранения - II Firk. Arab. 103. - 147 л.; II Firk. Arab. 655. - 71 л.; II Firk. hebr. arab. I 4814. - 71 л.

3. Ал-Басир Йусуф. Китаб ан-накд (Опровержение). Отдел рукописей, сектор восточных фондов Российской национальной библиотеки. Единица хранения - II Firk. hebr. arab. I 3118. - 16 л.

4. Ал-Муртада аш-Шариф. Захират ал-'алим ва-басират ал-мута 'аллим (Сокровище сведущего и разумение наставленного). Отдел рукописей, сектор восточных фондов Российской национальной библиотеки. Единица хранения - II Firk. Arab. № 111, Ms. № 21. - 154 л.

Архивные материалы

5. Архив Российской национальной библиотеки. II собрание А.С. Фирковича. Собрание арабских рукописей. Ф. 946. Опись 4, часть 4. 656 единиц хранения.

6. Архив Российской национальной библиотеки. А.С. Фиркович. Второе собрание. Еврейско-арабские рукописи. Новая серия. Ф. 946. Опись 4, части 2/1 (3554 единиц хранения), 2/2, 2/3, 2/4 (636 единиц хранения).

7. Архив Российской национальной библиотеки. А.С. Фиркович. Второе собрание. Арабско-еврейские рукописи. Ф. 946. Опись 7. 382 единиц хранения.

8. Архив Российской национальной библиотеки. А.С. Фиркович. Еврейско-арабские рукописи. Первая серия. Ф. 946. Опись 4. 4907 единиц хранения.

9. Архив Российской национальной библиотеки. А.С. Фиркович. Опись № 1. Личный архив.

10. Архив Российской национальной библиотеки. Собрание А.С. Фирковича. Арабские документы на пергамене. Арабские документы на бумаге. Ф. 946. Опись 6. 174 единиц хранения.

11. Отчет Императорской публичной библиотеки за 1876 г. СПб.,

1877.

12. Письмо А.С. Фирковича Г.С. Фирковичу от 29 марта 1864 г. // Архив Российской национальной библиотеки. Ф. 946. № 604. Л. 1 об.; № 606.

13. Фиркович А.С. Записка главного караимского учителя и наставника Авраама Фирковича, члена-сотрудника Имп. географического и других обществ об археологических его трудах // Архив Государственной публичной библиотеки. 1859. № 53. Ф. 1.

Источники на арабском языке

14. 'Абд ал-Джаббар кади ал-кудат Абу-л-Хасан. Китаб ал-маджму' фи ал-мухит би-т-таклиф (Книга, содержащая все то, что возлагается [на верующего]) / Ред. Дж. Хоубен. - Бейрут: Католическая типография, 1965 г. - 448 с.

15. Аз-Замахшари Джар Аллах. Китаб ал-минхадж фи 'усул ад-дин (Путь в основы религии) / Ред. С. Шмидтке. - Бейрут: Ад-дар ал-'арабиййа ли-л-'улум, 2007. - 84 с.

16. Ал-'Аш'ари Абу-л-Хасан. Макалат ал-'исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин (О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву) / Ред. Х. Риттер. - Стамбул: Матба'ат ад-давла, 1929-1930. - 82 с.

17. Ал-Багдади 'Абд ал-Кахир ибн Тахир. 'Усул ад-дин фи 'илм ал-калам (Основы религии в богословии) / Пер. с арабского, примечания С.М.

Прозорова // Хрестоматия по исламу. Переводы с арабского, введения и примечания. - Москва: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994. - С. 112-135.

18. Ал-Багдади 'Абд ал-Кахир ибн Тахир. 'Усул ад-дин фи 'илм ал-калам (Основы религии в богословии) / Пер. с арабского Т.Г. Туманяна // Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. - Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского гос. университета, 2009. - С. 226-242.

19. Ал-Басри Абу-л-Хусайн. Китаб тасаффух ал-'адилла (Проверка доказательств) / Ред. В. Маделунга и С. Шмидтке. - Висбаден: Харрасовитц Верлаг, 2006. - 145 с.

20. Ал-Муртада аш-Шариф. Аз-Захира фи 'илм ал-калам (Сокровище в науке калама) / Под ред. А. ал-Хусайни. Кумм: Му'ассат ан-нашр ал-'ислами, 1411/1990. - 644 с.

21. Ал-Муртада аш-Шариф. Китаб ал-мулаххас фи 'усул ад-дин (Краткое изложение об основах веры) / Ред. М.Р. Кумми. - Тегеран, 2002.

22. Ибн ал-Муртада. Табакат ал-му'тазила (Разряды му'тазилитов) / Ред. С. Дивальд-Вильцер // Die Klassen der Mu'tazliten von Ahmad ibn Yahya ibn al-Murtada / Biblioteca Islamica 21. - Висбаден: Франц Штайнер Верлаг, 1961. - 192 с.

23. Каххала 'Умар. Му'джам ал-му'аллифин (Словарь авторов). Т. 7. - Дамаск, 1961.

24. Саркис ал-Йан Йусуф. Му'джам ал-матбу 'ат ал- 'арабиййа ва-л-му'арраба (Словарь печатных произведений на арабском языке и изданий, переведенных на арабский язык). В 2-х тт. - Каир, 1928.

Источники на русском языке

25. Аркун М. Ал-фикр ал-усулийй ал- 'араби ва истилахат ат-тасил. Нахва тарих 'ахар ли-л-фикр ал-исламийй (Мысль, ищущая обоснованности, и невозможность обоснования. К другой истории исламской мысли) /

Перевод с арабского Е.А. Фроловой и А.В. Смирнова // История арабо-мусульманской философии: Антология. Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Академический Проект, 2013. - С. 258-260.

26. 'Абид ал-Джабири. Ал-хитаб ал-'арабийй ал-му'асир (Современный арабский дискурс) / Перевод с арабского Е.А. Фроловой // История арабо-мусульманской философии: Антология. Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Академический Проект, 2013. - С. 256-258.

27. Ал-'Аш'ари Абу-л-Хасан. 'Истихсан ал-хауд фи 'илм ал-калам (Одобрение занятия каламом) / Введение, перевод и комментарии Т. Ибрагима // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. -Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - С. 367378.

28. Ал-'Аш'ари Абу-л-Хасан. Макалат ал-'исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин (О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву) / Перевод с арабского А.В. Смирнова // Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. Под ред. Степанянц М.Т. - Москва: Восточная литература, 1997. - С. 365-384.

29. Ал-Газали Абу Хамид. Мункиз мин ад-далал (Избавляющий от заблуждения) / Перевод с арабского А.В. Сагадеева // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (УП-ХП вв.). С приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида. -Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1960. - С. 211-266.

30. Ибн Сина. Книга о душе // Избранные философские произведения. М., 1980. С. 385-521.

31. Ибн Сина. Физика // Избранные философские произведения. М., 1980. С. 185-228.

32. Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. [Ред. В.И. Беляев; Предисл. П. Грязневича, В. Беляева]. 2-е изд. - Москва: Наука, 1990. - 727 с.

33. Маймонид М. Путеводитель колеблющихся / Перевод с древнееврейского А.И. Рубина // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.). С приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида. - Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1960. - С. 267-325.

34. Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Вып. 1: Учение о толковании Корана. М., 2000.

35. Аш-Шахрастани М. Китаб милал ва-н-нихал (Книга о религиях и сектах). Ч. 1: Ислам / Пер. с араб., введ. и коммент. С.М. Прозорова. -Москва: Наука, 1984. - 272 с.

Источники, переведенные на западноевропейские языки

36. Abu al-Husayn b. 'Othman al-Khayyat. Kitab al-Intisar. Le livre de triomphe et de la réfutation d'Ibn al-Rawandi l'Herétique / Ed. H.S. Nyberg. Traduit par Albert N. Nader. - Beyrouth: Éditions les Lettres orientales, 1957. XLV, 175. Tome VI. - 156 p.

37. Madelung W. & S. Schmidtke. Yusuf al-Basïr's Refutation of Abu al-Husayn al-Basrï's: Proof for the Existence of God // Rational Theology in Interfaith Communication: Abu-l-Husayn al-Basri's Mu'tazili Theology among the Karaites in the Fatimid Age. - Leiden-Boston: Brill, 2006. - P. 13-60.

38. Madelung W. Abu l-Husayn al-Basrï's Proof for the Existence of God / Montgomery James E. (ed.). - Leiden: Leuven, Peeters, 2006. - P. 273-280.

Исследования на русском языке

39. Акимушкин О.Ф. Заметки о персидской рукописной книге и ее создателях // Очерки истории культуры средневекового Ирана. Письменность и литература. Культура народов Востока. Материалы и исследования. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1984. - С. 8-57.

40. Акимушкин О.Ф. Описание персидских и таджикских рукописей Института востоковедения РАН. Выпуск 10: Поэтические сборники,

альбомы. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. -300 с.

41. Аль-Джанаби М.М. Ислам. Цивилизация, культура, политика. -М.: ООО «Садра», 2015. - 407 с.

42. Аль-Джанаби М.М. Философия современной мусульманской реформации. - М.: ООО «Садра», 2014. - 436 с.

43. Андре Т. Исламские мистики / Пер. с нем. В.Г. Ноткиной. - СПб.: Евразия, 2003. - 240 с.

44. Ахиезер Г. Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар. Истоки современной караимской идентичности в Восточной Европе // Лехаим. 4 (180), апрель, 2007. [Электронный документ]. - URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/180/180.html Дата обращения: 13.10.2013.

45. Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. -Баку: Маариф, 1980. - 78 с.

46. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Подготовлено к изданию А.Б. Халидовым. - М.: Вост. лит., 2002. - 784 с.

47. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1965. -221 с.

48. Белл Р., Уотт У.М. Коранистика: введение / пер. с англ. -СПб.: Диля, 2005. - 256 с.

49. Бертельс Е.Э. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы // Суфизм и суфийская литература. Избранные труды, Т. 3. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1959. - С. 13-54. [Электронный документ]. - URL: http: //farhang-al shia. narod. ru/karbin/suf. html. Дата обращения: 08.04.2015.

50. Библиография арабских рукописей. Составление И.Б. Михайловой при участии А.Б. Халидова. Отв. редактор, автор предисловия и

вступительных очерков А.Б. Халидов. Аннотации И.Б. Михайловой. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1982. - 392 с.

51. Бигеев М. Илахи мархаматнен далиллере. - Казань: КДУ нашр, 1999. - 192 с.

52. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII -середина XIII вв.: Социально-экономические отношения. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1984. - 345 с.

53. Борисов А.Я. Заметки о литературном наследии Юсуфа аль-Басира // Известия Академии наук СССР. Отделение общественных наук. -М.-Л.: Издательство АН СССР, 1935. - С. 273-285.

54. Борисов А.Я. Мутазилитские рукописи Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). - СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2002. -С. 219-238.

55. Борисов А.Я. О времени и месте жизни караимского писателя Али ибн Сулеймана // Палестинский сборник. Вып. 2 (64-65). - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956.- С. 109-114.

56. Борисов А.Я. Об открытых в Ленинграде мутазилитских рукописях и их значении для истории мусульманской мысли // Православный Палестинский сборник. Выпуск 99 (36). - СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2002. - С. 238-250.

57. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 436 с.

58. Вихнович В.Л. Где главный труд Гаркави? // Советиш Геймланд. № 13. - М.: Союз писателей СССР, 1989.- С. 116-122 [на яз. идиш].

59. Вихнович В.Л. Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. - 208 с.

60. Воронова Т.П. П.П. Дубровский - первый хранитель «Депо Манускриптов» Публичной библиотеки // Археографический ежегодник за

1980 г. Отделение истории АН СССР. XXIV 177/83; 84. - М.: Наука, 1981. -С. 123-130.

61. Гаркави А.Я, Штрак Г.Л. О коллекции восточных рукописей А. Фирковича, находящихся в Чуфут-Кале // Журнал Министерства народного просвещения за 1875. Март, т. 178, № 3. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875. -С. 1-49.

62. Глаголев В.С. Религия караимов. (Теоретико-исторический анализ). - М.: МГИМО, 1994. - 143 с.

63. Гойтейн Ш.Д. Евреи и арабы. (Их связи на протяжении веков). Перевод с английского. - М.-Иерусалим: Мост культуры, 2001. - 286 с.

64. Гольдциер И. Лекции об исламе. - СПб.: Тип. Акц. Общ. «Брокгауз-Эфрон», 1912. - 302 с.

65. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (6001258). - М.: Наука, 1986. - 216 с.

66. Гурлянд И. О влиянии философии мусульманской религии, а именно: мутакаллимовъ, мутазилитовъ и ашар1евъ на философию религии великаго еврейскаго раввина Моисея Маймонида. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1863. - 162 с.

67. Ефремова Н.В. Проблема бессмертия в философии классического ислама // Универсалии восточных культур. - М.: Издательская фирма «Востчная литература» РАН, 2001. - С. 180-199.

68. Жузе П. Мутазилиты: догматико-историческое исследование в области ислама / Составил П. Жузе. Выпуск XXII. - Казань: Тип. И лит. В.М. Ключникова, 1899. - 282 с.

69. Ибрагим Т. Вперед к кораническому исламу (опыт аутентичного прочтения Корана) // Восток (Опеш). 2006. № 3. - М.: Академический издательский центр «Наука» РАН. - С. 58-70.

70. Ибрагим Т. Вперед к кораническому исламу (опыт аутентичного прочтения Корана) // Восток (Oriens). 2006. № 5. - М.: Академический издательский центр «Наука» РАН. - С. 48-62.

71. Ибрагим Т. Вуджудизм как пантеизм // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - С. 82-114.

72. Ибрагим Т. Каламское опровержение антропоморфизма // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 2. - М.: Вост. лит., 2011. - С. 364-398.

73. Ибрагим Т. Обоснование бытия Бога и Его единства в каламе // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 1. - М.: Вост. лит., 2010. - С. 284-299. [Электронный документ]. Институт востоковедения РАН, Москва. -URL: http://iph.ras.ru/uplfile/smirnov/ishraq/1 /t ibrah.pdf Дата обращения: 17.08.2013.

74. Ибрагим Т.К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистские установки. - М.: ИД «Медина», 2015. - 576 с.

75. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.

76. История арабо-мусульманской философии: Антология / Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Академический Проект, 2013. - 267 с.

77. История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Академический Проект, 2013. - 255 с.

78. Камали З.Д. Философия ислама: в 2 т. / Зыяэтдин Камали. Т. 1: Часть 1. Философия вероубеждения / пер., вст. сл., прим. и ком. Л. Алмазовой. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. - 319 с.

79. Кант И. Классический немецкий идеализм // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1971. - С. 89-197.

80. Киладзе Н.В. Философская лексика средневекового Востока. (По основным материалам XI-XII вв. на арабском и грузинском языках). -Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1980. - 331 с.

81. Кирабаев Н.С. История классической арабо-мусульманской философии: учебное пособие / Н.С. Кирабаев, М.М. Аль-Джанаби. - М.: РУДН, 2016. - 256 с.

82. Кныш А.Д. Борьба идей в средневековом исламе: теология и философия // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 2. - М.: Вост. лит., 2011.- С. 460-501.

83. Корбен А. История исламской философии / Пер. с франц. и примечания А. Кузнецова. - М.: ООО «Садра», 2016. - 367 с.

84. Крачковский И.Ю. Арабистика в СССР // Избранные сочинения в 6 т. Том У. - М.-Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1958. - С. 140-169.

85. Крачковский И.Ю. К описанию арабских рукописей Публичной библиотеки // Избранные сочинения в 6 т. Т. VI. - М.-Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1960. - С. 478-486.

86. Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями. - М.-Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1945. - 134 с.

87. Латыпов Л.Н. Экзистенциальная философия ислама (пролегомены). - Казань: Казан. ун-т, 2011. - 524 с.

88. Лауст А. Религиозные волнения в Багдаде в IV-V вв. х. / Перев. с франц. А.Б. Куделина. // Мусульманский мир. 950-1150. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1981. - С. 189-206.

89. Лебедев В.В. Новые данные о собирательской деятельности А.С. Фирковича // Восточный сборник. Выпуск 4. - Л., 1990. - С. 32-45.

90. Лебедев В.В., Васильева О.В. Из истории формирования восточных рукописных фондов ГПБ. Приложение: Алфавитный список коллекций, лиц и учреждений, от которых поступали восточные рукописи, ксилографы и рисунки в Публичную библиотеку // Восточный сборник. Выпуск 4. - Л., 1990. - С.10-32.

91. Легенгаузен М. Современные вопросы исламской мысли / Пер. с англ. Т.Г. Черниенко. - М.: Феория: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 232 с.

92. Лимэн О. Введение в классическую исламскую философию / Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2007. - 280 с.

93. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

94. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М.: Мысль, 1979. - 431 с.

95. Массэ А. Ислам. Очерк истории. Пер. с франц. Издание 3-е. - М.: Наука, 1982. - 191 с.

96. Мец А. Мусульманский ренессанс / А. Мец; перев. с нем. Д.Е. Бертельса. - 2-е изд. - М.: Наука, 1973. - 473 с.

97. Мусаев М. Мутазилиты. - М.: Институт востоковедения, 1997. - 101 с.

98. Налич Т.С. Ангелы и другие сверхъестественные существа в исламе. - М.: Знак, 2009. - 440 с.

99. Нофал Ф.О. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам / Отв. ред. А.В. Смирнов. - М.: ООО «Садра»: Языки славянской культуры, 2015. - 152 с.

100. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций / Под ред. В.И. Беляева. 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2007. - 428 с.

101. Пиотровский М.Б. Исторические предания Корана. Слово и образ. - СПб.: Славия, 2005. - 159 с.

102. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1981. - С. 9-18.

103. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. // Ислам. Религия, общество, государство. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1984. - С. 19-27.

104. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. - М.: Восточная литература, 2004. - 472 с.

105. Резван Е.А. Пророчество и религиозное вдохновение в исламе (к проблеме научной интерпретации феномена "пророческих откровений" Мухаммада // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. - М.: Восточная литература, 1992. - С. 20-33.

106. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1978. - 375 с.

107. Сагадеев А.В. Калам (Обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. Сборник обзоров. - М.: Мысль, 1988. - С. 47-85.

108. Сират К. История средневековой еврейской философии. - М.: Гешарим / Мосты культуры, 2003. - 709 с.

109. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М.: Наука, 1993. - 330 с.

110. Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. - М.: Языки славянских культур, 2012. - С. 21-34.

111. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. - М. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 527 с.

112. Старкова К.Б. Рукописи коллекции Фирковича Государственной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина // Письменные памятники Востока. Ежегодник. 1970. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1974. - С. 165-192.

113. Султанов Р.И. К истории становления теологического рационализма. Сравнительный анализ мыслительных схем калама и патристики // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - С. 23-63.

114. Султанов Р.И. Об изучении начальной стадии ислама // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987. - С. 135-154.

115. Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. - СПб.: Издательство С.-Петербургского гос. университета, 2009. - 280 с.

116. Уотт У.М. Мухаммад в Медине / Пер. с англ. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2007. - 480 с.

117. Уотт У.М. Мухаммад в Мекке. / Пер. с англ. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. - 272 с.

118. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. Арабская литература УШ-1Х веков. - М.: Наука, 1978. - 254 с.

119. Фильштинский И.М. История арабской литературы Х-ХУШ века. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 726 с.

120. Фильштинский И.М.Арабская литература в Средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. - М.: Наука, 1977. - 290 с.

121. Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 464 с.

122. Фролова Е.А. Концепции греха в исламской теологии и философской мысли // Универсалии восточных культур. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - С. 141-179.

123. Фролова Е.А. Наука и ислам (некоторые философские аспекты их взаимоотношений) // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987. - С. 117-134.

124. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. -М.: Наука, 1983. - 169 с.

125. Фролова Е.А. Рационализм в арабо-мусульманской философии (вместо введения) // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - С. 3-22.

126. Фролова Е.А. Религиозная философия: калам -рационалистическая теология // История средневековой арабо-исламской философии. [Электронный документ]. - ЦЕЬ: http://www.allk.rU/book/618/6243.Ы:т1 Дата обращения: 22.10.2015.

127. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985. -304 с.

128. Халидов А.Б. Арабский язык // Очерки истории арабской культуры V - XV вв. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. - С. 13-74.

129. Халидов А.Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры (V-XV вв.). - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. - С. 215-311.

130. Харвиайнен Т. Каирские генизы и другие источники второго собрания Фирковича // Восточный сборник. Выпуск 6. - СПб.: РНБ, 2003. -С. 70-76.

131. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1979. - 152 с.

132. Шаймухамбетова Г.Б. О методологических аспектах темы соотношения философии и религии на Востоке // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987. - С.14-30.

133. Юшманов Н.В. Структура семитского корня // Избранные труды: Работы по общей фонетике, семитологии и арабской классической морфологии. - М.: 1998. - С. 126-190.

134. Якерсон С.М. Еврейская средневековая книга. Кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты. - М.: РГГУ, 2003. - 256 с.

135. Якерсон С.М. Избранные жемчужины. Уникальные памятники еврейской культуры в Санкт-Петербурге (рукописи, документы, инкунабулы, культовая утварь). - СПб., 2003. - 144 с.

Исследования на европейских языках

136. A Common Rationality: Mu'tazilism in Islam and Judaism / Eds. Camilla Adang, Sabine Schmidtke, David Eric Sklare (Istanbuler Texte und Studien (Vol. 15)). - Wurzburg: Ergon Verlag in Kommission, 2007. - 520 p.

137. A history of Muslim Philosophy / Edited and introduced by M.M. Sharif. Volume One. - Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1963. - 788 p.

138. A history of Muslim Philosophy / Edited and introduced by M.M. Sharif. Volume Two. - Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1966. - 1793 p.

139. Akhtar W. An Introduction to Imamiyyah Scholars: Major Shi'i Thinkers of the Fifth/Eleventh Century // Al-Tawhid, 4, 1986. - P. 90-193.

140. Akhtar W. An introduction to Imamiyyah scholars: Shaykh al-Ta'ifa al-Tusi: Life and Works // Al-Tawhid, 4, 1986-1987. - P. 97-114.

141. Akhtar W. An introduction to Imamiyya-scholars: Al-Sayyid al-Murtada: Life and Works // Al-Tawhid, 4, 1986. - P. 125-152.

142. Allard M. Le problème des attributes divins dans la doctrine d'Al-As'Arï et de ses premiers grands disciples. - Beyrouth: Impr. Catholique, 1965. -450 p.

143. Ben-Shammai H. Qirqisanis view // Studies in Juidaica, karaitica and Islamica. Edited by Sheldon R. Brunswick. Hebrew in Arabic script. - Ramat-Gan: Bar-llan University Press, 1982. - P. 115-126.

144. Ben-Shammai H. Studies in Karaite Atomism // Studies of Arabic and Islam. № 6. Jerusalem, 1985. - P. 243-298.

145. Ben-Shammai H. The Attitude of Some Karaites Toward Islam // Studies in Medieval Jewish History and Literature. Vol. 2. Cambridge, 1984. - P. 1-40.

146. Bernard M. Le problem de la connaissance d'apres le Mugnï du cadi 'Abd al-Gabbar. - Alger: Soc. nat. d'éd et de diffusion, 1982. - 385 p.

147. Boer T.J. de. The history of philosophy in Islam (tr. E.R. Jones). -London: Luzac & Co. Ltd, 1903. - 236 p.

148. Brockelman C. Geschichte der Arabischen Litteratur. I. Band. Weimar. Verlag von Emil Felber. 1897-1898; II. Band, 1902; Erster Supplementband. Leiden. E.J. Brill. 1936; Zweiter Supplementband. Leiden, E.J. Brill, 1937-1938.

149. Brunschvig R. Mu'tazilisme et Optimum (al-aslah) // Studia islamica. Paris, 39, 1974. - P. 5-23.

150. Cook M. Early Muslim dogma: A source-critical study. - Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1981. - 242 p.

151. Cook M. The origins of kalam // Bulletin of the School of Oriental and African studies. Vol. 43, 1980. - P. 32-43.

152. Crone P., Hinds M. God's Caliph: Religious authority in the first centuries of Islam. - Cambridge: Cambridge University, 1986. - 164 p.

153. Davidson H.A. Proofs for Eternity, Creation and the Existence of God in Medieval Islamic and Jewish Philosophy. - New York: Oxford University Press, 1987. - 223 p.

154. Découverte d'un nouveau fragment du Kitab al-Mughnï fi abwab at-tawhid wa-al-'adl du Qadi 'Abd al-Jabbar al-Hamadhani dans une collection

karaite de la British Library // Mélanges de l'Institut Dominicain d'Etudes Orientales. 27, 2006.

155. Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. Second edition. - New York: Columbia University Press, 1983. - 394 p.

156. Frank R.M. Beings and Their Attributes: The Teaching of the Basrian School of the Mu'tazila in the Classical Period. - Albany: State University of New York Press, 1978. - 216 p.

157. Frank R.M. Several fundamental assumptions of the Basra School of the Mu'tazila // Studia islamica, 33, 1971. - P. 5-18.

158. Gimaret D. La notion d' "impulsion irresistible" (ilga) dans l'éthique mu'tazilite // Journal asiatique, t. 259, 1971, facs. 1-2. - P. 25-62.

159. Handbook of Mu'tazilite Works and Manuscripts / Éds. Sabine Schmidtke, Gregor Schwarb, David Sklare. - Leiden: Brill, 2007.

160. Index Islamicus. 1906-1955. J.D. Pearson. Hefter. Cambridge. 1958. Supplement 1-4, 1956-1972.

161. Macdonald D.B. Kalam // Shorter Encyclopaedia of Islam. Eds.

H.A.R. Gibb and J.H. Kramers. - Leiden: Brill, 1995. - P. 210-214.

162. Madelung W. 'Alam-al-Hoda // Encyclopaedia Iranica, vol. 1. 1982. -P. 791-795.

163. Madelung W. A treatise of the Sharif al-Murtada on the legality of working for the government // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. Vol. 43, No. 1. 1980. - P. 18-31.

164. Madelung W., Schmidtke S. Rational Theology in Interfaith Communication: Abu-l-Husayn al-Basri's Mutazili Theology among the karaites in the Fatimid Age. - Leiden-Boston: Brill. 2006. - P. 13-59.

165. Nader A.N. Le système philosophique de mu'tazila (premiers pensers de'l Islam). Beyrouth: Éditions les letters orientales, 1956. - 354 p.

166. Pines S. A Note on an Early Meaning of the Term Mutakallim // IOS.

I, 1971. - P. 224-240.

167. Pines S. Summary of Arabic Philosophy / P.M. Holt, A.K.S. Lambton and B. Lewis (eds.) // The Cambridge History of Islam. - Cambridge: Cambridge University, 1970. - 368 p.

168. Pinner E.M. Prospectus der Odessaer Gesellschaft für Geschichte und Altherthümer gehörenden ältesten hebräischen und Rabbinischen Manuscripte: ein Beitrag zur biblischen Exegese / von Dr. Pinner, Hrsg. des Talmud mit dt. Uebers. - Odessa: auf Kosten der Geselschaft, 1845. - 90 s.

169. Saeed Sheikh M. Islamic Philosophy. - London: The Octagon Press, 1982. - 175 p.

170. Schmidtke S. Abü al-Husayn al-Basrï on the Torah and its Abrogation // Mélanges de l'Université Saint-Joseph 61, 2008. - P. 559-580.

171. Schmidtke S. Early As'arite Theology Abü Bakr al-Baqillanï (d. 403/1013) and his Hidayat al-mustarsidïn // Bulletin d'Études Orientales, LX, 2011, Ifpo, Damas. - P. 39-72.

172. Schmidtke S. II Firk. Arab. 111 - A copy of al-Sharïf al-Murtada's Kitab al-Dhakhïra, completed in 472/1079-80 in the Firkovitch-Collection, St. Petersburg [Persian] // Ma'arif. 20. II. (1382), 2003. - P. 68-84.

173. Schmidtke S. Mu'tazili Manuscripts in the Abraham Firkovitch Collection, St. Petersburg. A Descriptive Catalogue / Eds. Camilla Adang, Sabine Schmidtke & David Sklare. - Würzburg: Ergon, 2007. - P. 377-462.

174. Schmidtke S. The History of Zaydï Studies. An Introduction // Arabica 59, 2012. - Р. 185-199.

175. Schmidtke S. The Karaites' Encounter with the Thought of Abü al-Husayn al-Basrï (d. 436/1044). A Survey of the Relevant Materials in the Firkovitch Collection, St. Petersburg // Arabica. 53. I. 2006. - P. 108-142. Persian translation by M.K. Rahmati: [Электронный документ]. — URL: http://www.religions.ir/mag/mag.php?magid=11117&section=7. Дата обращения: 22.03.2015.

176. Schmidtke S. The Theological Rationalism in the Medieval World of Islam // Al-'Usür al-Wustä, 20. 1 (April), 2008. - P. 17-30.

177. Schmidtke S., Hamdan O. QädT 'Abd al-Jabbär al-HamadhänT (d. 415/1025) on the Promise and Threat. An Edition of A Fragment of his Kitäb al -MughnT fT abwäb al-tawhTd wa l-'adl preserved in the Firkovitch-Collection, St. Petersburg (II Firk. Arab. 105, ff. 14-92) // Mélanges de l'Institut Dominican d'Etudes orientales 27, 2007. - P. 45-138.

178. Schwarb G. Sahl b. al-Fadl al-TustarT's Kitab al-Ima' // Ginzei Qedem 2, 2006. - P. 61-105.

179. Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Bd. 1. - Leiden, Frankfurt am Main: E.J. Brill, 1967. - S. 385-388.

180. Shehadi F. Metaphysics in Islamic Philosophy. - New York: Caravan Books Delmar, 1982. - 155 p.

181. Shivtiel A., Nessen F. Arabic and Judaeo-Arabic Manuscripts in the Cambridge Genizah Collections: Taylor-Schechter New Series / Ed. Avihai Shivtiel and Friedrich Niessen. - Cambridge [etc]: Cambridge University Press, 2006. - 783 p.

182. Skoss S.L. The Arabic Commentary of 'Ali ben Suleiman the Karaite (round 1100) on the Book of Genesis. - Philadelphia, 1927-1928.

183. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Volumes I-XIII. - Leiden; London; New York: E.J. Brill, 1960-2007.

184. Van Ess J. Anfänge muslimischer Theologies: zwei antiqadaritische Traktate aus dem ersten Jahrhundert der Higra. - Beirut: Catholique, 1977. -462 s.

185. Van Ess J. Dirär b. 'Amr und die «Gahmiya». Biographie einer vergessenen Schule // Der Islam, Bd. 43. - Berlin; New York: de Gruyter, 1967. -S. 241-279. Bd. 44, 1968. - S. 1-70.

186. Van Ess J. The Beginnings of Islamic Theology // The Cultural Context of Medieval Learning ed. John E. Murdoch and E.D. Sylla. Dordrecht/Boston: D. Reidel Publishing Company, 1975. - P. 87-111.

187. Van Ess J. Theologie und Gesellschaft im 2. und. 3. Jahrhundert Hidschra: Eine Geschichte des religiösen Denkers im frühen Islam. - Bd. - Berlin; New York: de Gruyter; Bd. 2. 1992. - 742 p.

188. Walzer R. Islamic Philosophy // Greek into Arabic: Essays on Islamic philosophy. - Cambridge: Harvard University Press, 1962. - P. 1-28.

189. Watt W.M. Islamic Philosophy and Theology. - Edinburgh: Univ. press., 1962. - 196 p.

190. Watt W.M. The formative period of Islamic thought. - Edinburgh: Univ. press., 1973. - 424 p.

191. Wolfson H.A. The Philosophy of the Kalam. - Cambridge, Massachusets and London, England: Harvard University Press, 1976. - 779 p.

Авторефераты и диссертационные исследования

192. Вазиров З. Социальная философия калама: Автореф. дис. .д-ра филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1993. - 47 с.

193. Гимаева А.Р. Профетология Корана: Автореф. дис. ... кандидата филологических наук / Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2008. - 31 с.

194. Ибрагим Т. Философия калама (VIII-XV вв.). М., 1984. - 337 c. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук: М.: РГБ. 2007. - (Из Фондов Российской Государственной библиотеки). [Электронный документ]: - URL: http://www.diss.rsl.ru. Дата обращения: 19.04.2014.

195. Султанов Р.И. Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов (VIII - IX): Автореф. дис. ... кандидата филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1984. - 24 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.