Трансформация идеологии в современном российском обществе: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Беридзе, Юлия Владимировна

  • Беридзе, Юлия Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 185
Беридзе, Юлия Владимировна. Трансформация идеологии в современном российском обществе: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2007. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Беридзе, Юлия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.3.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПКЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕОЛОГИИ.17.

1.1. Концептуализация категории идеология.17.

1.2. Рассмотрение идеологии с позиций таксономического анализа.43.

1.3. Темпоральный анализ: основа методологии исследования трансформации идеологии в современной России.69.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.91.

2.1. Российская идеология в ракурсе процессов вестернизации.91.

2.2. Роль национальных корней в российской идеологии.115.

2.3. Футурологические черты развития российской идеологии.139.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация идеологии в современном российском обществе: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. В процессе демократических преобразований современного российского общества происходит стагнация и разрушение экономической, социально-политической, духовной сфер.

Проблема будущего России, да и всего человечества, коль оно находится в условиях глубокого духовного упадка - это проблема создания новой национальной идеологии.

Основу упорядоченной общественной жизни составляют знания и ценности идеологии. Эти идеологические знания и ценности лежат в основании общества. Разумеется, это знания правящей или государственной идеологии. Объявленная деидеологизация российского общества после августовского (1991г.) переворота привела к социальному хаосу. В результате этого никто толком не знает, какое общество надо строить, к чему необходимо стремиться. Потеряна перспектива общественного развития, а в обществе без будущего, как известно, наступает всеобщая апатия, уныние и безнадежность, с одной стороны, беззастенчивость, наглость силы и порока — с другой. Сегодня все наблюдают провал российского общества в варварство. Глубинной основой такого провала и деградации населения россиян и является деидеологизация, объявленная первыми демократами-реформаторами российского общества.

Многочисленными исследователями доказано, что суверенное государство не может не иметь своей идеологии. Без нее оно обречено копировать модели общественного устройства других стран, следовать в фарватере их политики. При этом государственная идеология обязательна для власти, а в обществе должно быть сохранено идеологическое многообразие. По мере развития общества будут уточняться и представления о содержании объединяющих условий. Идеология должна улавливать эти изменения, обеспечивать их жизнеспособность в обозримом временном пространстве.

Разумеется, существовать без идеологических ценностей вообще, общество не может, ибо оно основывается на них. В России, однако, на уровне политических и правовых технологий вместо социалистических ценностей с российской спецификой стали внедрять западные либеральные ценности. Ведь, известно, что если нет единой теоретически разработанной целостной идеологии, то правящие государственные структуры начинают вырабатывать (и на ее основе управлять общественными процессами) политическую и правовую идеологию прикладного характера, что мы и наблюдаем в настоящее время в России. Отсутствие государственной, целостной теоретически разработанной идеологии России и приводит к тому, что властные структуры сами вырабатывают, порой произвольно и бездумно, политическую и правовую идеологию прикладного характера, не имея единых принципов целостной идеологии российского государства.

В реальной жизни фактически с 1991 года и по настоящее время у России нет четко выраженной целостной государственной идеологии. Как уже говорилось ранее, после августовского переворота была объявлена деидеологизация российского общества, т.е. никакой идеологии, полная свобода личности от общества и общества от личности. Правда, уже к середине 1996 г. руководство страны пришло к выводу, что для выхода России из кризисного состояния необходимы объединяющая идея и идеология. До 2000 г. шел поиск новой русской идеи и объединяющей идеологии. Однако развернувшаяся полемика вокруг идеологии для России вскоре затихла. Правящая политическая элита России выбрала необходимый для удержания режима вариант западной неоконсервативной либеральной идеологии, правда, обозначив его как «либеральная идеология». Хотя, как известно, неоконсервативная и неолиберальная идеологии существенно различаются.

Внедряемые в российское общество неолиберальные, точнее говоря, либеральные неоконсервативные ценности оказывают не только дестабилизирующий характер, но и имеют антигуманистическую специфику по отношению к российской ментальности, предполагающей приоритет духовного богатства над материальным. Либеральные западные ценности свободы, демократии, рынка, ориентированные на приоритет материального богатства над духовным, приводят к коренной перестройке и, своего рода, «переворачиванию наоборот» сознания индивидов, ценностей и целей общественного развития, всех сфер российского общества. Либеральные ценности, культивирующие в России культ наживы и прибыли, прагматизма и утилитаризма, основанные на протестантской трудовой этике, оказываются просто неприемлемыми российской духовной ментальности, основанной на православной морали, противоположной протестантской нравственности. Поэтому в российском обществе и происходит их неприятие, и продолжаться оно будет до тех пор, пока не будет создана новая идеология, соответствующая менталитету российских граждан. Приемлемыми для россиян будут идеологические ценности, предполагающие, в отличие от внедряемых силой либеральных ценностей, приоритет духовного богатства над материальным. Такими ценностями, противостоящими американской и западной, в целом, экспансии либеральных ценностей, могут быть ценности различных идеологических систем Востока и Запада.

Только мощная идеология способна дать России великую перспективу, определив при этом ее первенствующую роль в мире, а также вывести страну из ее современного хаотического состояния. Таким путем Россия сможет опередить и превзойти Запад, не в экономике и не в политике, а в идеологии, в создании новой идеологии будущего. Но для создания такой идеологии будущего нужен глубокий социально-философский анализ всего пути развития идеологии в России, чему и посвящена данная работа.

Степень научной разработанности темы исследования.

Возникновение понятия «идеология» обычно связывают с именем основоположника эмпирической философии английского мыслителя Ф. Бэкона и его учением об идолах разума. Так, самый известный западный исследователь идеологического процесса К. Манхейм писал: «Учение Бэкона об идолах может в известной степени рассматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии. Отдельные высказывания по поводу идеологии как искаженного сознания можно найти в работах Н. Макиавелли, а также в работе Д. Юма «История Англии».

Ряд исследователей истории идеологии считает, что разработка науки об идеологии содержится в работах французских просветителей XVIII в. Кондельяка, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри, которые много писали об общественных идеях, предполагая в них основу для разумного устройства общества. Так, Кондельяк в своих сочинениях «Трактат об ощущениях», «Трактат о системах» и других разработал учение о двух видах идей — чувственных и интеллектуальных. Важнейшей задачей философии, считал Кондельяк, является точное определение своих идей. Гольбах в своем произведении «Система природы» разделяет «истинные» и «ложные» идеи. Первые, основанные на человеческой природе, являются источником человеческого благополучия и добродетелей, а вторые, под которыми Гольбах, прежде всего, понимает религиозные заблуждения. Они являются, по его мнению, источником бедствий человечества и несовершенства общественного устройства.

Термин «идеология» начали употреблять в конце XVIII — начале XIX в. во Франции. Согласно позиции современной западной философской мысли, идеология представляет собой «классовое сознание», определенного вида суеверие. Так, например, считает известный швейцарский философ Ю. Бохеньский. Одно из значений термина идеология» обыденно (так говорят об идеологии Просвещения, гитлеровской и коммунистической), оно включает историософскую теорию о роли той или иной общности людей в человеческой истории и содержит программу освобождения человечества. С этим связаны два суеверия: идеологией считается любое мировоззрение; идеологией называют любую точку зрения, например, логику и математику. Другое значение трактуется марксистски: идеология «охватывает все содержание духовной жизни человеческого общества, т.е. религию, искусство, политические взгляды». Ю. Бохеньским здесь усматривается двойное заблуждение: во-первых, идеология редуцируется исключительно к интересам класса; во-вторых, идеология марксизма оказывается разновидностью скептицизма и, вместе с тем, претендует на абсолютную истинность.

Российские философы П.В. Алексеев и B.C. Барулин считают, что феномен идеологии противоречив, что теоретичность и система-тизированность, отнюдь, сами по себе не выражают сущность идеологии.

В последнее время российские ученые обратили свой взгляд на проблемы идеологии. Появился целый ряд работ, посвященных различным проблемам идеологии среди них можно выделить работы Алексеева Т.А., Волкова Ю.Г., Капустина Б.Г., Кара-Мурзы А.А., Малицкого B.C., Макаренко В.П., Ойзерман Т.И., Панарина А.С., Пантина И.К., и др.

В апреле 2006 г. в Ростове-на-Дону состоялась Международная научная конференция «Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты», посвященная анализу процесса формирования общенациональной и региональных идеологий в трансформирующейся России. В процессе работы конференции были предлаожены оригинальные теоретические подходы и практические рекомендации для выработки идеологии, консолидирующей российское общество.

На конференции выступили с докладами ведущие российские ученые Андреев Э.М., Волков Ю.Г., Горшков М.К., Епифанцев С.Н., Карамурзов Б.С., Кузнецов В.Н., Маршак A.JL, Попов А.В., Тощенко Ж.Т., Шапсугов Д.Ю. и др.

Основная проблематика выступлений касалась идеологии и современной идентичности в России; региональных идеологий в контексте формирования российской и евразийской безопасности; этнического фактора в общенациональной и региональных идеологиях России; взаимодействия и взаимозамещения идеологии и религии; различия и идентичности культуры и идеологии в социальной жизни России и др.

Несмотря на обилие работ, посвященных данной тематике, в отечественной социально-философской мысли нет еще работы, в которой был бы проведен комплексный социально-философский анализ трансформации идеологии в России.

Цель работы. Дать социально-философский анализ трансформации идеологии в современном российском обществе.

Данная цель конкретизируется путем решения следующих задач:

- концептуализировать категорию «идеология»;

- рассмотреть идеологию с позиций таксономического анализа;

- разработать методологию исследования идеологии на основе темпорального анализа;

- рассмотреть влияние процессов вестернизации на Российскую идеологию;

- изучить роль национальных корней в российской идеологии;

- наметить футурологические черты развития российской идеологии.

Объектом данной диссертационной работы является идеология, рассматриваемая в рамках социально-философского анализа.

Предметом исследования выступают основные характеристики и перспективы развития трансформирующейся идеологии в российском обществе.

Теоретико-методологическая основа исследования. Работа выполнена в русле сциентистской философской парадигмы, рассматривающей социальную философию как метанауку, претендующую на выявление сущности социальных явлений и создание философских концепций на основе обобщения теорий, полученных в различных областях научного знания. Первая глава диссертационного исследования «Теоретико-методологические аспекты социально-философского анализа трансформации идеологии» в методологическом плане базируется так же на принципах аналитической социальной философии, предметом которой «идеология» выступает не столько как сама социальная действительность, сколько размышления о ней. Вторая глава «Особенности развития российской идеологии» в методологическом отношении ориентируется на классическую модель социального исследования, когнитивная стратегия которой состоит в реконструкции социальной реальности в виде логически непротиворечивой системы эмпирического и теоретического знания. Это знание затем переимпретируется в русле аксиологческого социально-философского дискурса путем демонстрации целостного отношения автора к проблеме генезиса идеологии в современной России.

Методологической основой диссертации являются так же такие теории предметного содержания, в рамках которых используется понятие, условно именуемое сегодня «генезис идеологии» - это процесс возобновления, появления вновь после периода упадка и разрушения, основанный на объективном и всестороннем научном анализе сущностного содержания, конкретного выражения, вероятных перспектив и итогов развития.

В ходе социально-философского исследования генезиса идеологии в современной России использовались методы системного и сравнительного анализа, позволившие с одной стороны рассматривать генезис идеологии как целостный социальный феномен и практику, а с другой, видеть специфику идей, лежащих в основе становления новой идеологии и особенности их реализации на практике.

Научная новизна исследования состоит в социально-философском осмыслении идеи и практики генезиса идеологии в современном t российском обществе. К результатам исследования, обладающим признаками новизны, можно отнести следующие:

- проведена концептуализация сущности идеологии, которая позволяет представить ее в виде группового ориентационно-ценностного сознания, реализованного в системе теоретически и эмоционально-психологически обоснованных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определенных социальных общностей;

- обосновано рассмотрение различных идеологических течений с позиций таксономического анализа, что позволяет сделать вывод об их проявлении как результата приспособления главных направлений политико-философской мысли (либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма и др.) к непосредственным потребностям практической политики различных конфликтующих сил в обществе;

- проведен темпоральный анализ понятия идеология, который показывает поэтапное изменение значения термина «идеология», когда наиболее продуктивным, в настоящее время, является его использование в ракурсе различных отраслей социального знания и в качестве предмета исследования и в качестве инструментального понятия;

- установлено влияние процесса вестернизации на Российскую идеологию, которое связано с огромными социальными издержками и глубокими противоречиями, вызванными процессом ускоренной модернизации, создавшим предпосылки для интенсивного идеологического поиска;

- определена роль национальных корней в российской идеологии, которые невозможно изучить без исследования категории «русская идея», так как она является стержневым элементом российской цивилизации, заключающейся в толерантной полиэтничности;

- доказано, что наиболее перспективные футурологические черты развития российской идеологии представляются в виде интегративной идеологии, целью которой является создание ненасильственных форм коммуникации между «частными» идеологиями и включение России в общемировой контекст.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. С позиций современного социально-философского знанйя, сферу идеологии можно представить как совокупность ряда элементов. Первый из них образует определенная совокупность представлений, шонятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т. п. обо всем том, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения. Второй элемент идеологической сферы образует совокупность людей, организаций, учреждений, предприятий и используемых ими средств, так или иначе связанных с разработкой идеологии (можно сказать, с производством идеологических товаров и услуг), с ее распространением и доведением ее до потребителя, то есть до отдельных членов общества и их объединений. Можно назвать его идеологическим механизмом. Третий элемент идеологической сферы образует фактическое состояние сознания и чувств людей, которое складывается в результате воздействия на них всей совокупности факторов их жизни, а не только идеологии.

2. Таксономический анализ показывает, что можно предложить большое количество типологий идеологии, которые следует свести в несколько больших групп. Первая группа - базисная, общечеловеческая, в которой находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Вторая группа опирается на общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в конституции конкретного государства, представляют собой идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Общенациональная (общенародная) идеология является системой аргументации, обоснования базисных, фундаментальных ценностей, норм, разделяемых всем обществом независимо от социального положения его членов, их возраста, места проживания и т. д. Третья группа идеологий обосновывает желательные для данной социальной группы формы социального устройства общества, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить общенародным и общечеловеческим ценностям. Признание целостности и единства государства, конституционного порядка является условием идеологической деятельности отдельных партий.

3. Темпоральный анализ понятия идеологии показывает, что идеологию с самого момента ее возникновения можно рассматривать как интеллектуальные основы для политики, этики и иных сфер общественной жизни и гуманитарных наук, когда во главу угла ставилось понимание той всеобъемлющей роли, которую идея как одна из основных форм человеческого мышления и восприятия играет в жизни человека и всего общества. Для реализации выработанных в ее рамках теоретических и идейно-ценностных концепций на тот момент не было ни объектного социального поля, ни носителей идей (людей и институтов), способных в этом отношении заменить традиционные для старой культуры общественные и политические институты. В связи с этим понятие идеологии закономерно перекочевало из лагеря беспристрастной науки на просторы политической борьбы за умы и сердца людей. Этим переносом акцентов в понимании и применении данного термина знаменуется начало второго этапа в его эволюции (первая половина XIX в. и фактически до нашего времени). Третьим логическим этапом в развитии термина идеология явилось его представление и использование в различных социальных науках в качестве предмета исследования и инструментального понятия. Именно в таком плане, в качестве методологического инструмента, понятие идеология используется в данной работе.

4. Влияние процессов вестернизации на Российскую идеологию можно охарактеризовать следующим образом. На Западе идеология рождается в недрах общества и навязывается государству. В России идеология рождается в недрах государства и навязывается обществу. Западная идеология есть некая рационализация религии. Русская идеология появляется вследствие иррациональной переработки западных идей (поэтому - как всякое двойное отрицание - она больше похожа на религию, чем на идеологию). В Европе исходным пунктом идейного творчества, какие бы результаты оно ни принесло, в конечном счете, все равно оставалось христианство. В России это было невозможно, поскольку наше общество никогда не было по-настоящему христианским. Идеология на Западе носит практический характер. Ее функции непосредственны. Она призвана обосновывать определенную общественную практику. По мнению исследователей, идеология в России - особый феномен. Она призвана обеспечивать целостность общественного сознания, не дать последнему расколоться на фрагменты. Поэтому русская идеология всегда тотальна (независимо от того, является ли она православной, коммунистической или либеральной) в силу неоформленности последней на государственном уровне. Русская идеология по-прежнему статична, направлена на удержание и сохранение, а не на действие и созидание.

5. Осмыслить роль национальных корней в российской идеологии невозможно без исследования категории «русская идея». Считая «русскую идею» стержневым элементом российской цивилизации, можно утверждать, что суть ее - в национальной и религиозной терпимости русского человека, готовности прийти на помощь слабому, защитить униженного, сострадать убогому, обеспечить не только свою безопасность, но и безопасность каждого народа, который разделил с ним свою судьбу. Можно отметить, что русская идея выражала себя в философии истории в принципах провиденциализма, мессианизма, универсализма и эсхатологизма, которые и есть её существенные определенности. Все эти определения образуют нераздельное органическое единство, внешним выражением которого является сама история России, проходящая под знаком указанных духовных начал. Исследуя роль «русской идеи» в российской идеологии, необходимо, иметь в виду, что «русская идея» имела и продолжает иметь и другое воплощение - русский национализм, который всегда являлся реакцией русского народа на унижение его национального достоинства, на ущемление его интересов или пренебрежение ими.

6. Футурологические черты, присущие новой российской идеологии, можно охарактеризовать следующим образом. Новая российская идеология стремится к разрешению злободневных для страны проблем с учетом обретенного Россией исторического опыта. На политическом поприще новая идеология отвергает как тоталитаризм, так и анархию, развивая положение о двойном суверенитете власти и гражданского общества. Идея двойного суверенитета имеет в виду, что обществу излишне вовлекаться в чреватые революционным расколом дебаты о компетенции и структуре ветвей власти, а власть не может посягать на гражданский индивидуализм. Если внутри власти возникает неразрешимая для ее ветвей коллизия, или когда власть, в целом, отклоняется от своих конституционных задач, безапелляционным судьей оказывается созванный по инициативе гражданского общества Конституционный Совет Российского Народа, но когда противоречия обостряются внутри гражданского общества между хозяйственными структурами, отдельными лицами или политизированными группами лиц, усмирителями выступают органы власти, - и, следовательно, анархия и тирания в крайних вариациях будут остановлены. Механизм, осуществляющий двойной суверенитет, получает название политической системы абсолютного баланса.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут былть использованы при разработке нормативных документов различного уровня, связанных с проблемами идеологии. Поэтому основные выводы и содержание диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности государственных органов и учреждений, общественных организаций, связанных с идеологической проблематикой. Материал диссертационного исследования может быть так же использован и в педагогической практике в процессе преподавания социально-гуманитарных и политических дисциплин в высшей школе, особенно при чтении курсов по социальной философии, социологи и политологии, истории, а так же ряда спецкурсов, связанных с проблемами идеологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России. Автор был участником ряда научных конференций, результаты его докладов отражены в научных публикациях, в частности, в 2 брошюрах, 4 статьях и тезисах общим объемом 7,5 пл.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Беридзе, Юлия Владимировна

ЗКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационного исследования можно сделать следующие выводы. Идеологическая структура определяет развитие общества, но это развитие имеет обратное воздействие на идеологическое учение. В новых, изменившихся условиях старое идеологическое учение уже не соответствует новым социальным процессам, поэтому встает необходимость модернизации, реформы старой идеологии или создания новой идеологии. Можно сказать, что та или иная идеология, верная в определенных исторических условиях, в других становится неадекватной, не отвечающей духу времени. В современных западных странах существуют в основном только определенные идеологические принципы, на основе которых определяется развитие и регулирование постмодернистских обществ мира. Но эта совокупность идеологических принципов не доведена до целостных идеологических систем, дающих основу для становления духовного богатства человека и общества Запада. Только идеологии, дающие целостное знание и представление о мире и роли человека в нем, могут являться основой формирования и развития духовно богатой личности. Наиболее целостные идеологии, существующие в современных западных странах, - это устаревшие религиозные идеологии, не отвечающие полностью требованиям нашего времени в той же мере, как и возрождающаяся в России религиозная идеология православия.

Таким образом, представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. И сегодня проблема будущего земной цивилизации приобретает особую актуальность.

Анализ идеологии любого общественного образования связан с преодолением многочисленных трудностей теоретического и методологического порядка. Его результаты не всегда однозначны, поскольку для понимания существа проблемы необходимо изучить основные элементы политической системы, экономической организации, I социальной структуры, наконец, состояние общественного сознания и . соотношение в нем различных идеологических типов.

Каждой эпохе было свойственно собственное видение данной проблемы. Создателю понятия «идеология» - де Траси - представлялось вполне научным применять его для описания «эволюции идей», в отличие от «эволюции вещей». Не менее научным выглядит и марксовское понимание идеологии как «ложного сознания». Такое толкование Маркс использовал для критики своих оппонентов и, по-видимому, никогда не подозревал, что оно может быть приложимо к созданному им учению. К. Манхейму казалось бесспорным рассматривать любую идеологию в качестве консервативного апатогетического сознания. При этом можно до бесконечности спорить о том, были ли сами Маркс и Манхейм «идеологами» (несмотря на отрицательное отношение к указанному термину) или же их субъективный подход надо принять за научный критерий, и тогда обй выдающихся ученых оказываются в компании таких людей, как Наполеон, который относился к «идеологам» с откровенным презрением.

Проанализировав существующие в литературе классификации и типологии идеологии, мы пришли к выводу, что во многом различные идеологические течения явились результатом приспособления главных направлений политико-философской мысли (либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма и др.) к непосредственным потребностям практической политики различных конфликтующих сил в обществе. Но в отличие от политической философии, идеология ориентирована на непосредственные политические реалии и действия, на политический процесс и руководствуется соображениями привлечения наивозможно большей поддержки предлагаемого той или иной силой политического курса. Поэтому естественно, что она носит более ярко выраженный тенденциозный характер. Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, властных отношений и т.д. Они основываются на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой модели.

Современные версии русской идеи объединяют, казалось бы, несоединимые направления общественной мысли - коммунизм и антикоммунизм. Точкой их соприкосновения становится национализм.

Характерный для российской культуры диалог западников и славянофилов приобрел сегодня новое звучание. Возможно, сложившаяся в стране социокультурная ситуация содержит в себе еще один шанс (первый имел место в начале XX в.) «снятия» противоположности западнической и славянофильской позиции, преодоления крайностей «детской болезни» (Н. Бердяев), поисков компромиссных решений. Современная эпоха, которую многие исследователи толкуют как «постисторию», обладает общим для большинства стран типом динамики, связанным с превращением мира в единую взаимосвязанную систему, хотя и существующую в локальных формах. Поэтому по мере выхода из традиционного общества противопоставление западничества и славянофильства постепенно теряет свой объективный смысл. «Несмотря на то, что оба эти течения обрели сегодня в России «второе дыхание», можно констатировать, что появились и предпосылки для преодолении поляризации общественной мысли на основе рационального дискурса.

Проанализировав существующие в западной общественной мысли представления об идеологии, можно прийти к выводу, что для серьезного изучения их идей, разумеется, необходимо обращение к оригинальным произведениям. Тем не менее, даже этого экскурса, кажется достаточно, чтобы увидеть не только глубину, но и чрезвычайную актуальность многих их концепций в условиях постсоветской, российской действительности.

В современной научной литературе и публицистике делается немало прогнозов относительно эволюции российского общественного сознания и идеологии. Возможен ли творческий синтез либерализма и социализма в его социал-демократическом варианте на базе обновленной «русской идеи», внутри которой лозунг восстановления российской государственности и правового строя объединится с ценностями православия, соборности или земства? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, может дать только время. Однако в условиях кризиса массового сознания подобное развитие идеологии от состояния конкурентной фрагментарности к универсализму на основе державности представляется некоторым теоретикам умеренно-либерального толка вполне вероятной и желанной альтернативой ультрарадикальной программе новых правых и националистов.

На наш взгляд, и критически рассмотренные положения об интегративной идеологии, и. участников их обсуждения, рассмотренные в данном параграфе, не содержат, да и не могут содержать «окончательных вариантов» решения сложнейших идеологических проблем российского общества. Вместе с тем, мы предполагаем, что проведенный анализ может оказаться полезным для дальнейших дискуссий по проблеме общенациональной идеи в России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Беридзе, Юлия Владимировна, 2007 год

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь. Казань, 1997.

2. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея. Сост. М.А. Маслин. М., 1992.

3. Аксаков К.С. Полн. собр. соч. В 2 т. Т. 1. М., 1889.

4. Аксючиц В. 70 лет вавилонского пленения. К судьбам русской Церкви // Вестник русского христианского движения. Р. 1988. № 152.

5. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып.8. Христианство и политика. М., 1991.

6. Актуальные проблемы социал-демократии. М., 1990.

7. Алексеев В.М. Тезаурус, методы и принципы теоретического человековедения. М., 2003-2004.

8. Алексеев М. Понятие идеологии. М., 2003.

9. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследования. 1997. № 3.

10. Альтернативные движения в странах Западной Европы: социально-политические аспекты. М., 1984.

11. П.Андерсон Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология // Политические исследования. 1993. № 3.

12. Андреев А.Л. Политический спектр России: структура, идеологии, субъекты. М., 2003.

13. Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. М., 2004.

14. Артемов И. Россия: континент или цивилизация? // Третий Рим: Русский альманах. 1997. № 2.

15. Афанасьев Г. Уровни идеологии // Социологический журнал. 1998. № 3-4.

16. Ахиейзер А. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1995. № 1.

17. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. М., 2004/

18. Бакиров В. Какая идеология у нас возможна? // Общественные науки и современность. 1991. № 6.

19. Баталов Э. От тоталитарной идеологии к идеологическому плюрализму // Общественные науки и современность. 1991. № 3.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М., 1955.

21. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.

22. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1.

23. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 т. Т. 2. М., 1994.

24. Бердяев Н.А. Русская религиозная идея // Проблемы русского религиозного сознания. Сб. ст. Берлин, 1924.

25. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

26. Берк Э. Размышления о революции во Франции // Социологические исследования. 1991. №№ 6, 7, 9; 1992. № 2; 1993. № 4.

27. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. М., 1993.

28. Бойко П.Е. Этапы эволюции русской идеи в отечественной историософской мысли // ТОТУМ. Философский журнал. Интернет-издание Кубанского отделения Российского философского общества. 2002. №1.

29. Броз Тито И. Избранные статьи и речи. М., 1973.

30. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993.

31. Бутенко А.П. Откуда и куда мы идем? Л., 1990.

32. Бутенко А.П. Социализм сегодня: опыт и новая теория // Альтернативы. 1996. № 1.

33. Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Социологические исследования. 1998. № 6.

34. Бутенко А.П., Кочеткова Л.Н. Идеология в России: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарные знания. 1998. № 4.

35. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 1.

36. Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994.

37. Вахитов P.P. Современная российская идеология. Критические заметки // Альманах «Восток» Вып. 1, апрель 2003.

38. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990.

39. Видяпина В.И. Бакалавр экономики. М., 2003.

40. Водолазов Г.Г. Общенациональная идеология для идеологического большинства населения // Политические исследования. 1997. № 3.

41. Волков Ю.Г. Идеологическое затмение? // Социологические исследования. 1994. № 10.

42. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М., 2000.

43. Волков Ю.Г., Малицкий B.C. Идеология и гуманизм. М., 2004.

44. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М.: Воениздат, 1983.

45. Волкогонова О.Д. Есть ли будущее у русской идеи? // «Мир России», 2000, том IX, №2.

46. Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. 1998. № 12.

47. Гаджиев К.С. Типология современного либерализма. М., 1988.

48. Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. М., 1987.

49. Галкин А.А., Рахшмир П.Е. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987.

50. Гегель. Соч. Т. 6. М., 1939.

51. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

52. Гернс В., Штайгервальд Р. Демократическая альтернатива и антимонополистическая стратегия // Коммунист. 1989. № 4.

53. Гидиринский В.И. Русская идея и армия (Философско-исторический анализ). М., 1997.

54. Гинцберг Л.И. Массовые демократические движения в ФРГ и партия «зеленых». М., 1988.

55. Голов А. Свободы у нас по-прежнему больше, чем порядка // Известия. 2004. 8 июня.

56. Голубкин В. В. О национальном вопросе в капиталистических странах. М., 1981.

57. Гончаров Е.А. Идеологическое оформление императива совершенства: социально-философский анализ идеологии русского евразийства. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Красноярск, 2003.

58. Громов В.И., Васильев Г.А. Новая идеология. М., 1998.

59. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1.

60. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

61. Гумилев Л. «От Руси до России», СПб., 1992.

62. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность (методологические аспекты) // Политические исследования. 2001. № 3.

63. Гэлбрейт Дж.К. Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование. М., 1988.

64. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.

65. Добреньков В. Зачем нам чужая мораль? // Труд. 2004. 22 сентября.

66. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 25. Л., 1983.

67. Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк) // Русская идея. Сост. М.А Маслин. М., 1992.

68. Дугин А. Философия политики. М., 2003.

69. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988.

70. Евразийская идея и современность / Под ред. Н.С. Кирабаева, А.В. Семушкина, С.А. Нижникова. М., 2002.

71. Евразийство (опыт систематического изложения) // Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997.

72. Еврокоммунизм: плюсы и минусы исторического опыта. // Проблемы мира и социализма. 1990. № 2.

73. Жбанкова И.И. Мировоззрение // Новейший философский словарь. Минск, 1998.

74. Женщины в современном мире. М., 1969.75.3еленые в конце 80-х годов. М., 1990.76.3еленые: идеология и политика. М., 1985.77.3еньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.78.3иновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995.

75. Иванов В.Н., Назаров М.М. Политико-идеологические и социально-экономические аспекты российского федерализма // Социологические исследования. 2001. № 7.

76. Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского движения. М., 1981.

77. Илларион, митрополит. Слово о Законе и Благодати. М., 1994.

78. Ильин И. А. Основная задача грядущей России // Ильин И.А. О грядущей России. Избр. статьи. М., 1993.

79. Ильин М.В. Умножение «идеологий», или Проблема «переводимости» политического сознания // Политические исследования. 1997. № 4.

80. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2002.

81. Каддафи М. Зеленая книга. М., 1996.

82. Капустин Б., Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян //Политические исследования. 1994. № 1.

83. Капустин Б.Г. Путь один диалог конкурирующих идеологий // Политические исследования. 1997. № 3.

84. Кара-Мурза А.А. «Либерально-консервативный синтез» как объединительная идеология // Политические исследования. 1997. № 3.

85. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспектива развития // Политические исследования. 1995. № 4.

86. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., 1996.

87. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1986.

88. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека: Антология. М., 1996.

89. Католическая церковь в социально-политической борьбе в странах Латинской Америки. I., 1985.

90. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М., 1959.

91. Кепеци Б. Неоконсерватизм и «новые правые». М., 1986.

92. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

93. Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М., 1914.

94. Козлова О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты // Социологические исследования. 1993. № 4.

95. Коммунистический Интернационал в документах. М., 1933.

96. Консервативное правительство Великобритании: идеология и внутренняя политика. М., 1985.

97. Консерватизм в США: прошлое и настоящее. М., 1990.

98. Консерватизм: современные интерпретации. М., 1990.

99. Конференция коммунистических и рабочих партий Европы. Берлин, 29-30 июня 1976 г. М., 1977.

100. Копнин П. В. Антология истории идей и идеологий // http://www.ideology.ru/app/index.htm

101. Косолапое Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1995. №2.

102. Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект. М., 2005.

103. Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект. М., 2005.

104. Кузнецов В.Н. О социологическом смысле идеологии консолидации: геокультурный аспект / Смысл российской идеологии. М., 2004.

105. Кузнецов В.Н. Российская идеология XXI века в обеспечении эффективности и безопасности динамично-устойчивого развития России. М., 2004.

106. Кузнецова A.B., Кублнцкая Е.А. Гражданский патриотизм -основа формирования новой российской идентичности. М., 2005.

107. Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон, 1994.

108. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.

109. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

110. Либеральная и социал-демократическая идеология / Политология. М., 2002.

111. Лисичкин Г. Мифы и реальность. Нужен ли перестройке марксизм-ленинизм? // Новый мир. 1989. № 3.

112. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1990.

113. Лосский Н. О. Характер русского народа / Лосский Н. О. Условия абсолютною добра. М., 1991.

114. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.

115. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. Вып. 1. М., 1991.

116. Люксембург Р. О социализме и русской революции. М., 1991.

117. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д, Феникс 2000.

118. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону, 2000.

119. Маклярский Б.М. Экологический бумеранг. М., 1980.

120. Малинова О.Ю. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? // Политические исследования. 2001. № 5.

121. Мамут JI.C. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.

122. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. нем. и англ. Отв. ред. и сост. Я.М. Бергер и др. М., 1994.

123. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Соч. Т. 4. М, 1956.

124. Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М., 1955.

125. Маслин М.А. Русская философия. Словарь. Под ред. М.А. Маслина М., 1995.

126. Маслин М.А. Русская философия. Словарь. Под ред. М.А. МаслинаМ., 1995.

127. Массовые движения в современном обществе. М., 1990.

128. Матц У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна//Политические исследования. 1992. № 1-2.

129. Миронов Д.А., Перцев А.В. Австромарксизм, позитивизм и рабочее движение. Свердловск, 1990.

130. Москвичев JI. Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность, М., 1971.

131. Мушинский В.О. Еврокоммунизм в ракурсе демократизации // Советское государство и право. 1990. № 12.

132. Н. А. Бердяев: pro et contra. Антология. СПб., 1994. Кн. 1.

133. Национальные и социальные движения на Востоке. М., 1986.

134. Национальный вопрос в развитых капиталистических странах. М.: ИНИОН, 1978.

135. Недюха Н.П. Системный анализ немарксистской идеологии. Киев, 1991.

136. Некоторые проблемы современного либерализма. М., 1989. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

137. Неоконсерватизм в странах Запада. М., 1982.

138. Неоконсерваторы и «новые правые» в 80-е гг. М., 1986.

139. Никитин Е.П. От идеологии к методологии // Вопросы философии. 1998. № 10.

140. Никонов А. Идеология отсутствия таковой //Литературная газета, 1997,16 октября.

141. Новгородцев П. Об общественном идеале (Введение в философию права). М., 1917.

142. Новгородцев П. Политические идеалы древнего и нового мира. Вып.1. М., 1910; Вып. 2. М., 1918.

143. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

144. Общая и прикладная политология / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.

145. Ойзерман Т.И. Является ли либерализм только идеологией? // Социологические исследования. 2003. № 3.

146. От Женевы к Стокгольму: материалы конгрессов Социалистического Интернационала. В 2-х частях. М., 1992.

147. Панарин А.С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры: Научный альманах. М., 1994. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения.

148. Панарин А.С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. М., 1989.

149. Папарига А. За освобождение женщины. М., 1986.

150. Парсонс Т. Институционализация идеологий // Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

151. Партия «зеленые» в ФРГ. М., 1986.

152. Пастухов В.Б. Конец русской идеологии // Политические исследования. 2001. № 1.

153. Повесть временных лет // «Изборник». Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969.

154. Политическая социология. Ростов-на-Дону, 1997.

155. Политические идеологии: разнообразие подходов и оценок / Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2002.

156. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1 -2 М., 1992.

157. Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV первая половина XVI в. М., 1984.

158. Программа и Устав Коммунистического Интернационал М.,1936.

159. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., в Бухаресте в июне I960 г., в Москве в ноябре I960 г. М., 1961.

160. Программные документы коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы. М., I960.

161. Прорыв американок в политику // США: ЭПИ. 1998. 8. Современное женское движение в странах развитого капитализма. Вып.2. М.: ИНИОН, 1978.

162. Пуляев В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). М., 1998. № 5.

163. Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. М., 1998. №3.

164. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993.

165. Ранние отцы церкви. Брюссель, 1988.

166. Репников А. Консервативная модель переустройства России. М., 2004.

167. Рормозер Г. Пути либерализма в России // Политические исследования. 1998. №. 1.

168. Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.

169. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

170. Рубби А. «Новый интернационализм». Драма со счастливым концом? // Проблемы мира и социализма. 1989. № 4.

171. Русская идея. М., 1992: Русская идея и современность. М., 1992.

172. Русская философия. Словарь. Под ред. М.А. Маслина М., 1995.

173. Рыбаков В.А. К вопросу о роли идеологии в современном государстве // Вестник Омского университета, 1998, Вып. 1.

174. Савеленок Е. Антология истории идей и идеологий // http://www.ideology.ru/app/index.htm

175. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования. 1997. № 8.

176. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985.

177. Сеилханов Е. Государство и либеральные ценности (Научно-аналитический обзор) // Три взгляда на государство: христианские демократы, либералы, социал-демократы. М., 1992.

178. Сербиненки В. В. Владимир Соловьев: Запад. Восток и Россия. М., 1994.

179. Серман Г. Либеральное решение. М., 1992.

180. Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии. 1994. № 1.

181. Слука А. Г. Национальная идея. Системный анализ проблемы. Минск, 2001.

182. Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.

183. Современное политическое сознание в США. М., 1980.

184. Современный ислам. Вып. 2. М., 1992.

185. Современный мир глазами «зеленых». М., 1987.

186. Согрин В. Идеология умерла. Да здравствует идеология? // Общественные науки и современность. 1991. № 4.

187. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. 2001. № 2.

188. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М., 1989.

189. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

190. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М., 2003.

191. Социально-философские аспекты современного либерализма. М., 1986.

192. Социально-экономические программы консервативных партий развитых капиталистических стран. В 2-х частях. М., 1982-1983.

193. Социология и идеология, М., 1969

194. Сукарно А. Индонезия обвиняет. М., 1967.

195. США: консервативная волна. М., 1984.

196. Тарусин М. Русская душа непрестанно ищет границы свободы // Известия. 2004. 8 июня.

197. Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения (Опыт социологического анализа). М., 1988.

198. Три взгляда на государство: христианские демократы, либералы, социал-демократы. М., 1992.

199. Троцкий B.C. Возрождение русской идеи // Социально-философские очерки. М., 1991.

200. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2 т. Т. 1. М., 1995.

201. Тугаринов В., Теория ценностей в марксизме, Л., 1968.

202. Тузиков А.Р. Институт идеологии: концептуализация и современное развитие. Казань, 2003.

203. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

204. Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.

205. Френкин А.А. Западногерманские консерваторы: кто они? М., 1990.

206. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

207. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

208. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.

209. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1989.

210. Что такое «демократический социализм»? М., 1978.

211. Швейцер В.Я. Социалистический интернационал в меняющемся мире, 70-80-е годы. М., 1988.

212. Шевченко В.Н. «Русская идея» и проблема модернизации современного российского общества // Социальная теория и современность. М., 1992. Вып. 3. Судьба России: взгляд русских мыслителей. С. 53.

213. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

214. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

215. Шутов А.С. Гуманизм как новая идеология и политика России XXI века. Тезисы. М., 2003.

216. Энгельс Ф. Письмо Ф.Мерингу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. М., 1955. Эфендиев А.Г. Идеология в современном обществе // Общая социология. М., 2000. Ядов В. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961.

217. Яковлев А. И. Государственная идеология. Калуга, 2001.

218. Якушник В.М. Социал-реформизм в современном мире: Идеология и политика. Киев, 1990.

219. Янковский Р.Г. О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004.

220. Billington J. М. The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Cul-ture. N. Y., 1966.

221. Frazer E. Communitarianism // Understanding Contemporary Society: Theories of the Present / Ed. by G. Browning, A. Halcli, F. Webster. L.; New Delhi, 2000.

222. Lemberg E. Op. cit. P., 1977.

223. Mannheim K. Ideologie und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952.

224. Mises L. von. Human Action. A Treatise on Economics. Chicago, 1966.

225. Toffler A. The Third Wave. Toronto, N.Y., 1981.

226. Weber M. The Sociology of Religion. Boston, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.