Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат наук Кудзиева Фатима Сергеевна

  • Кудзиева Фатима Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 191
Кудзиева Фатима Сергеевна. Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ: дис. кандидат наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». 2015. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кудзиева Фатима Сергеевна

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения семьи

1.1. Социокультурная сущность семьи

1.2. Особенности генезиса семьи на Северном Кавказе

Глава II. Трансформация семьи и внутрисемейных отношений у осетин

2.1. Оценка семейного статуса в осетинском обществе

2.3. Динамика внутрисемейных отношений

Глава III. Трансформация социокультурных конструктов семейной обрядности

3.1. Трансформация обрядности основных этапов жизненного цикла человека

3.2. Динамика межсемейных связей. Институт фиктивного родства

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ»

Введение

Республика Северная Осетия-Алания, расположенная в центре Северного Кавказа, является подходящей моделью для выявления, изучения и анализа региональных тенденций трансформации семьи и межсемейных отношений. Эти тенденции схожи и характерны для всех народов региона. Социально-культурная самобытность и автохтонность осетин, впрочем, как и соседних этносов, очевидна и неоспорима, хотя, на всем протяжении своего существования претерпела те или иные влияния со стороны. Но имеют место быть характерные особенности и другого порядка, заметно выделяющие осетинский народ среди соседей. Поскольку осетины в массе своей образуют своеобразный христианский анклав в регионе, но в то же время сохраняют приверженность к элементам языческих культов, во всех связанных с религией компонентах культуры сохранилось множество домонотеистических явлений.

Актуальность исследования. Значимость семьи, которая является одним из основных социальных институтов в общественной структуре, определила выбор темы исследования. Являясь исторически сложившейся исходной системой межличностных взаимоотношений, она реализует базовые потребности человека и призвана осуществлять ряд функций. Прежде всего, эти функции связаны с воспроизводством населения, социализацией детей, преемственностью поколений. Одновременно они связаны с различными жизнеобеспечивающими факторами -психологическими, социальными, экономическими, которые способствуют поддержке существования его членов.

Жизнедеятельность любого этноса начинается с семьи. Возникшая как сельская структура, осетинская семья в динамичном процессе глобализации, урбанизации и индустриализации республики получила качественно новый тип поселенческой единицы - городскую семью.

Трансформация семейных отношений сопровождалась значительными изменениями в структуре и функциях семьи. Произошла она

и в формировании этнических ценностей и ее жизненного цикла. Происходящие в современном российском обществе кризисные процессы во всех сферах серьезным образом влияют на институт семьи.

На протяжении многих веков в Осетии основной формой семьи была патриархальная. Проживание малых родственных семей на одной территории, общее хозяйство, андроцентричность, ярко выраженная гендерная сегрегация в выполнении обязанностей, подчинение детей родительской воле - все это являлось прочным фундаментом стабильности семьи. При ведении натурального хозяйства, а, следовательно, больших объемах ручного труда необходимо было совместное проживание родственных малых семей. Известно, что со временем патриархальный уклад в семье стал поддерживаться религией и государственным законодательством.

Патриархальная семья у осетин до середины XIX в. стабильно сохранялась. Вторая половина XIX - начало XX вв. в России ознаменовано развитием капиталистических отношений. Это не могло не коснуться семейной организации - большая патриархальная семья и ее традиционный уклад начинают разрушаться. Новые элементы быта, вызванные развитием товарно-денежных отношений, начинают соседствовать, а иногда и конкурировать с сохраняющимися традиционными. Эти новшества затронули все сферы семейной жизни - численность и структуру семьи, имущественное и правовое положение ее членов, взаимоотношения родственных коллективов и семейные нормы обычного права. Уменьшение численности семейных коллективов вследствие дробления больших патриархальных образований привели к изменению структуры семьи. Таким образом, основной ее формой на рубеже XIX-XX вв. становится малая двухпоколенная семья.

Октябрьская революция привнесла в Осетию кардинальные перемены в структуре и быте семьи. Новые социально-экономические и юридические условия социально активизировали население. Традиционная замкнутость семьи была разрушена, сформировались другие, подчас качественно новые

черты семейного уклада. Взаимоотношения между членами семьи изменились, даже упростились. Женщина стала почти равноправна с мужчиной, получила возможность работать, а трудящаяся молодежь получила больше самостоятельности и экономической независимости.

Освоение ресурсов и, как следствие, развитие промышленности в стране, повышение культурного и образовательного уровня широких масс, интенсивная урбанизация, активные миграционные процессы, связанные с индустриализацией российских регионов, в частности и Северной Осетии, привели к изменению национального и социально-профессионального состава населения, усилили межнациональные и социальные контакты. Естественно, это повлияло на формирование современных типов семьи, усиливало интеграцию и закрепление новых форм семейных отношений. Имевшая место масштабная политика создания единой социально -исторической общности, коей являлся советский народ, обусловила приведение различных национальностей к единым общесоветским чертам как в повседневной жизни, так и в культуре. Со временем это привело к значительной утрате национальной специфики культуры каждого народа.

В конце 80-х годов Россия, как известно, вступила на путь рыночной экономики со свойственными переходному периоду противоречиями и проблемами. Появились иные формы хозяйствования, до сих пор происходит рост инфляции и безработицы. Также имеет место интенсивность миграции (особенно из районов конфликтных ситуаций), начинается открытое влияние западных государств дальнего зарубежья на все сферы социально-экономической системы страны. Все эти явления и процессы нашли отражение и в современных типах осетинской семьи.

Неблагоприятные тенденции изменений семьи как социального института обостряют многие вопросы, превращая семейную проблематику в одну из самых теоретических и практических задач глобального масштаба.

Научно-технический прогресс стал источником как благоприятствующих семье, так и усложняющих ее стабилизацию последствий, породил сложности и противоречия, разрешение которых

потребует долгого времени, действенной демографической политики и переоценки культурных ценностей.

Семья все чаще становится объектом повышенного внимания исследователей разных стран и общественности, что способствует повышению актуальности сравнительных межнациональных исследований и важности решений соответствующих теоретических и методологических проблем.

Возникла необходимость как в обобщении результатов исследования современной семьи, но и в решении комплекса проблем, связанных с ее исторической динамикой, ролью в современных условиях, а также с положением ранее сложившихся ценностей человеческого воспитания и общения.

Основой семьи часто выступает брак. Общеизвестно, что в прошлом его главной целью было выполнение репродуктивной функции. Современный же брак является комплексом абсолютно других установок: вследствие растущего индивидуализма, материальных трудностей, эмансипации женщин, увеличивающейся независимости поколений он все реже рассматривается как социальная функция. Основной целью современного брака является организация личной судьбы людей противоположного пола, выбирающих друг друга сознательно и свободно. Он уже не отпугивает мужчин грузом ответственности - ведь отпала перспектива многочисленной семьи. В связи с этим закономерно ожидать увеличения количества заключаемых браков.

Такая субъективизация брачно-семейных отношений и снижение их социальной значимости усилены тенденцией к изоляции семьи от общества.

Безликость цивилизации и фаталистическая зависимость от нестабильных социально-экономических сил являются на сегодня главными причинами социальной изоляции семьи.

В современном мире это бессилие, фрустрированность человека и отдельной семьи обрели непосредственно ощутимые и более открытые формы. Социальная аномия, порожденная глобализацией, новой социально-

экономической формацией российского общества и девальвацией семейных ценностей - главная причина подобного состояния.

Необходимость и актуальность изучения трансформации современной осетинской семьи как социального института обусловлена вышеуказанными причинами. Для успешного прогнозирования социальных изменений в современной осетинской семье и выявления динамики ее развития необходимо исследование вышеназванных проблем. атмосфера семьи и семейного быта более консервативна и замкнута, чем, к примеру, общественный быт. Поэтому при ее этнографическом исследовании особенно явственно можно проследить переплетение нового и традиционного в жизни этноса, а также постепенное вытеснение вековых традиций инновациями. Последние, в свою очередь, также постепенно становятся традициями.

Семья испокон веков являлась главной средой формирования личности и важнейшим институтом воспитания, ответственным как за социальную репродукцию населения, так и за реконструкцию определенного образа его жизни.

Семья - это особая система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, исторически сложившаяся и относительно устойчивая. Представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны между собой родственными или брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Необходимость в последней обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудового капитала. Определение «малая группа» применимо к семье, это исходный для любого общества элемент, отличающийся лишь специфически личным характером объединения. Она меняется со временем, мимикрируя под изменяющиеся общественные отношения - это говорит об ее исторической конкретности. Очевидна социальная необходимость в семье, ведь при ее исчезновении под угрозой окажется существование человечества как таковое. Неоспоримо социальное значение репродуктивной и воспитательной функций, так как они способны

выполняться естественно и полноценно исключительно в условиях существования семьи.

В качестве первичной формы общности людей, семья сочетает в себе коллективное и индивидуальное начала, служит связующим звеном биологической и социальной, но также индивидуальной и общественной жизни людей, является первичным источником критериев поведения и социальных идеалов. В то же время семья передает и создает духовные ценности - корпоративность и солидарность, родительскую и супружескую любовь, любовь и почитание родителей детьми.

Анализ состояния современной осетинской семьи позволяет определить характерные черты с учетом влияния некоторых ассимилирующих факторов.

Этнология в разрезе тенденций колебания состава и численности семьи, ориентированность на уровень детности в различных этнических группах и изучение факторов, характеризующих эту ориентированность в современном социуме, может оказаться значимым подспорьем при разработке концепций менеджмента демографических процессов. Изучение этнологических проблем крайне необходимо для прогнозирования трансформации современной осетинской семьи. Актуальность проблемы, несовершенство ее разработанности определили объект и предмет исследования, его цель и основные задачи.

Степень научной разработанности проблемы. Особое место проблемам семьи, ее социальных ролей и будущности уделено в античной философской мысли (Демокрит, Геродот, Аристотель) и работах просветителей Ж.Ф. Лафито, Дж. Миллера, Д. Иениша. В трудах Г. Моргана и Ф.Энгельса наглядно раскрыты способы анализа изменчивости форм брака и семьи. Современные социологи в своих концепциях ссылаются на предоставленные этнологической литературой XIX - нач. XX вв. эмпирические данные. Работы исследователей тех лет носили эмпирический характер, очевидно, что полученные выводы основывались на интерпретации фактического материала. Этнологическая база исследований

того периода значительно обогащена трудами выдающихся русских исследователи Кавказа - В.Ф. Миллера, М.М. Ковалевского и других ученых, посвятивших свои работы изучению различных сторон семейно-бытовой и общественной жизни горцев. Также в работе использованы сведения относительно семейного быта осетин из письменных источников.

Использованные в исследовании источники типологизированы как литературные и полевые. К полевым источникам относятся этнологические и полученные в ходе опроса конкретные социологические данные, а к литературным - этнологические исследования и описания. Также имеются промежуточные материалы - материалы текущего делопроизводства. На данном этапе уместно перечислить и кратко описать используемые в работе источники.

Первым этнографом-осетином принято считать православного священника Тахо Биаслановича (в русской интерпретации - Соломона Витальевича) Дзускаева, опубликовавшего в 1850 г. в «Закавказском вестнике» два очерка, описавших проведение похорон и национального праздник Атынаг. В то же время появилось «Описание народных обычаев», вошедшее в собрание кавказских адатов, автором которого стал начальник Военно-Осетинского округа Мусса Алихастович Кундухов.

В последней трети XIX в. появились публикации целой группы осетинских этнографов. Адвокат из Владикавказа Жантемир Токаевич Шанаев поместил в альманахе «Сборник сведений о горцах Кавказа» ряд очерков, один из которых в красках представлял описание осетинской свадьбы. Служащий царской армии Инал Дударович Кануков, опубликовал в газете «Кавказ» несколько статей, в числе которых был очерк о вредных обычаях у кавказских горцев - калыме, пышных поминках и т.д. Специально калыму у осетин была посвящена статья владикавказского учителя Саввы Васильевича Кокиева в «Терском вестнике». Она стала причиной одного из первых споров: служил ли калым выдаваемым ей материальным обеспечением или все-таки являлся платой за жену? Немного позднее в этом же издании появилась статья ветеринарного врача Алмасхида

Алильгиреевича Канукова, детально описывающая годовые праздники осетин. Налик (Андрей) Цаллагов, сельский учитель, в этнографической статье в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», привел анализ различных аспектов семейного быта. Детальное описание внутрисемейных и соседских отношений представил в «Новом обозрении» ученый-агроном Алихан (Алексей) Ардасенов.

Необходимо упомянуть этнографический труд осетинского просветителя Коста Левановича Хетагурова «Особа», пережившую несколько переизданий как в дореволюционное, так и в советское время. Это, несомненно, самая весомая и разносторонняя работа XIX в., посвященная жизнеописанию осетинского этноса. Большое внимание в ней уделено семейно-бытовому укладу и внутрисемейной этике осетин.

Авторы, писавшие за пределами Осетии, также оставили после себя немало описаний и научных характеристик осетинской семьи. Подполковник царской армии Леонтий Леонтьевич фон Штедер во второй половине XVIII в. поведал о почитании старших, гостеприимстве и некоторых привилегиях женщин. Чуть позже Петр-Симон Паллас, академик, описал специфику проведения похоронно-поминальных обрядов у осетин. В XIX в. Генрих Юлиус Клапрот, русский ученый, познакомил общественность с различными сторонами быта осетинской семьи, подробно описав проблемы разделения труда, социального положения женщины, взаимоотношения полов. Перу немецкого натуралиста и путешественника Карла Генриха Коха принадлежит колоритная интерпретация патриархальных правил в осетинской семье, ученому из Венгрии Е.Зичи - брачных обычаев и традиций.

Русские этнографы также внесли значительный вклад в систематизацию и накопление научной информации о семейной жизни осетин. Во второй половине XIX в. служащий армии Арнольд Львович Зиссерман в своих мемуарах большое внимание уделил изучению семьи. Владимир Богданович Пфафф, будучи правоведом, опубликовал исследование, посвященное обычному праву у осетин, описал свое путешествие по Кавказу. Дмитрий Яковлевич Лавров, исследователь из

Тифлиса, создал сборник об осетинах, где подробно описал особенности воспитания, брачно-свадебные обряды, традиционные празднества и похороны. Здесь же следует упомянуть объемную статью землеустроителя Ивана Иосифовича Борисевича, посвященную сравнительной характеристике обычаев осетин-христиан и ингушей. Весь первый раздел этой работы освещает семейную жизнь и бытовой уклад. В начале XX в. увидело свет этнографическое с элементами статистики исследование землемера Анатолия Емельяновича Скачкова, основанное на данных по Алагирскому ущелью. Профессор, академик Всеволод Федорович Миллер, впоследствии директор Лазаревского института восточных языков. Был большим знатоком фольклора, языка, этнографии и истории осетин; Федор Иванович Леонтович

- профессор Одесского и Варшавского университетов, историк права, представил адаты осетин во второй части изданных им «Адатов кавказских горцев»; Максим Максимович Ковалевский - известный социолог, историк и этнограф, один из известнейших своих трудов посвятил обычному праву осетин. Обращался в своих трудах к осетинской тематике и Николай Николаевич Xарузин - московский этнограф, зачинатель династии известных этнографов, часто гостивший на Северном Кавказе.

Начало новой эры осетиноведения, включая этнографическое семьеведение (фамилиологию), отмечено его интенсивным развитием в 20-е

- 30-е годы XX в. Именно тогда появились серьезные эмпирические исследования, содержащие данные о семейной жизни осетин. Экспансия этих исследований приходится на послевоенное время. Московский ученый-этнограф Нина Фацбаевна Такоева, оставила работы, посвященные поминальным и брачным обрядам. Во второй половине 60-х - начале 70-х были опубликованы исследования Магометова Ахсарбека Xазретовича: «Общественный строй и быт осетин», «Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем», «Культура и быт осетинского народа». В этот же период выходят два издания «Осетины» под авторством Калоева Бориса Александровича. В 1974 г. была опубликован труд Зинаиды Давидовны Гаглойти «Очерки по этнографии осетин», включающий разделы по семье,

семейной общине и браку. Спустя два года появилась работа Людвига Алексеевича Чибирова, посвященная осетинскому народному календарю. Исследование содержало ряд сведений и о специфике семейных обрядов.

Весь этот ряд этнографической литературы позволяет реконструировать полную картину о прежней жизни осетинской семьи. Гораздо меньшее внимание уделяется особенностям семейной жизни осетин в советскую эпоху. Восполнению этого пробела способствуют результаты социологических и полевых этнографических исследований.

Говоря о дореволюционных авторах XVI - XIX вв., следует отметить, что знакомство и дальнейшее контактирование с иным народом происходили, главным образом, посредством социально развитых слоев населения, представителей дворянского сословия. Они бывали более социально активны, коммуникабельны и подвижны в плане общения с представителями другого этноса.

В советский период проблемы семьи и быта осетин стали предметом исследований ряда авторов. Но по-прежнему нет отдельного обобщающего труда. Вопросы, связанные с формой, численностью, типологией, структурой и бытом семьи рассмотрены в работах современных авторов X.В. Дзуцева, К.С. Дзагкоева, В.К. Гарданова, Я.С. Смирновой, Л.А.Чибирова, В.С. Газдановой.

Исследования и анализ, проведенные этими авторами, несомненно, обогатили наши научные знания о современной семье и быте осетин и пополнили историко - фактологическую базу изучения осетинской семьи.

Изучением проблем кавказской семьи в ее связи с этнокультурной самобытностью на современном этапе занимаются такие ученые как Т.И. Афасижев, С.А. Ляушева.

Было бы несправедливым рассматривать процесс трансформации осетинской семьи в узком смысле, в отрыве от исследований этнической идентичности, социокультурных ориентаций и функционирования современной российской семьи как социального института.

Исследованию этнической идентичности и самосознания в современном полиэтничном обществе свои труды посвятили такие ученые как Ю.В. Бромлей, Р.А. Xанаху, А^. Гаджиев, А.Ю. Шадже, З.А. Жаде, И.С. Кон, В.В. Черноус.

Среди авторов, рассматривающих различные аспекты трансформации современной российской семьи и семейных отношений можно назвать А.И. Антонова, В.М. Медкова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, Верещагину А.В., С.И. Голода, Ляушеву С.А., М.С. Мацковского, Т.И. Афасижева.

Роль ценностно-ориентационной составляющей современной российской семьи изучена в трудах А.Г. Xарчева, Д.Н. Узнадзе, Н.Д. Добрынина, С.В. Макеева, В.В. Касьянова.

Целью исследования является комплексный анализ основных тенденций реформирования социальной позиции, структуры и функций осетинской семьи в современных условиях.

Достижение поставленной цели предусматривает рассмотрение следующих задач:

- раскрыть теоретические и методологические основы изучения проблематики современной осетинской семьи, ее места и роли в обществе;

- отследить характерные особенности генезиса семьи и изменения брачного рынка, рассмотреть отношение осетин к инновационным формам брачных и семейных отношений;

- выявить сущностные черты специфики внутрисемейных отношений и разделения труда в осетинской семье;

- исследовать типы семьи, учитывая их демографический, поколенческий и этнонациональный состав;

- дать содержательную характеристику традиций и семейной обрядности и влияния соседних народов на этнокультурный фон осетинского общества;

- привести анализ трансформации основных функций семьи в связи с развитием общества;

- изучить особенности процесса модернизации семейной обрядности, межсемейных и внутрисемейных отношений.

В предлагаемой работе объектом исследования является семья как социальный институт в традиционных и современных аспектах ее существования.

Предмет исследования состоит в совокупности сущности, динамики и характера различных аспектов жизнедеятельности осетин в семейно-бытовой сфере в современных условиях.

Указанная причина выбора объекта и предмета исследования не является единственной. На протяжении последних десятилетий в Осетии четко проявляется тенденция к деградации многих показателей этнической самобытности - языка, культурных традиций, самосознания, искусства. Это указывает на необходимость принятия соответствующих практических мер на уровне государства для предотвращения этнокультурной деструкции. При этом следует опасаться и чрезмерного радикализма, способного привести к неблагоприятным последствиям социального и политического характера. Эти деструктивные факторы, расшатывающие функционирование этносов Северного Кавказа, явились предпосылкой заметно возросшего в последнее время внимания этнически обусловленным особенностям семьи, роли в системе общественных отношений и социальным функциям. Внутрисемейная ориентация определяет рождаемость и, как следствие, репродукцию населения.

Гипотеза диссертационного исследования заключена в следующем: современная семья переживает период трансформации, в результате которой постепенно приобретает эгалитарный облик. Факторами этой трансформации являются социальные, политические и культурные изменения, способные повлиять самым серьезным образом даже на вековые традиции и пошатнуть самобытность и автохтонность этноса, следовательно, формируются и распространяются различные виды семьи с соответствующим типом внутрисемейного и межсемейного поведения. Вместе с тем возрастает общественная значимость семьи. При этом, в силу этнокультурной

устойчивости, неизменными остаются основные черты и особенности семейной организации осетин.

Эмпирическая база исследования. Помимо академического интереса к семейной проблематике, актуальность избранной темы обусловила также и необходимость дальнейшего исследования процессов. Такой подход стал стимулом применения методики исследования этноса в диахроническом аспекте. Это позволяет повысить достоверность полученных выводов.

Понятно, что для демонстрации уровня достоверности представленного фактического материала и проистекающих выводов, следует детально раскрыть методику, ставшую основой нашего исследования. Она базируется на двух главных методах получения данных -этнографическом и социологическом. Традиционный этнографический метод построен на включенном и непосредственном наблюдении, также имеют место неформальные и обстоятельные беседы с информаторами. Информация такого рода является носителем, главным образом, качественного аспекта, и в небольшой степени - количественного. Информация, предоставленная городскими и сельскими информаторами (в количестве 35 человек) выражает общественное мнение и важна для исследования.

Социологический же подход предполагает статистически верифицированный и массовый контингент респондентов. Он дает одновременно удобные для статистического анализа результаты. Массовые материалы подобного рода обобщены и как таковые не могут дать информации о нюансах взаимоотношения личности и культуры. Социолог получает ее в ходе индивидуальной содержательной беседы с информатором (экспертом). Дополненная сведениями из других источников, интерпретация материалов массового опроса становится более глубокой и разноплановой. ее другими источниками. Различные этапы диссертационного исследования требовали использования основных методов научного познания, таких как

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кудзиева Фатима Сергеевна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев В.И. Дохристианская религия алан. Тезисы доклада на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.

2. Авторханов А.Г. К вопросу изучения тайпов, тукумов и классовой борьбы в чеченской деревне // Революция и горец. 1930. №5.

3. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII в -начале XIX в. М., 1986.

4. Адаты Тагаурского общества (список Норденстренга, 1884). Владикавказ, 2012.

5. Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX в. Нальчик, 1968.

6. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный,

1990.

7. Алимова Б.М. Браки и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989.

8. Ардасенов А., Есиев А. Высшее сословие осетин Куртатинского общества. М., 1892.

9. Арутюнов С.А. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа) // ЭО. 1997. №2.

10. Арутюнян Ю.В. Современные этносоциологические процессы на селе. М., 1986.

11. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.К. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

12. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик, 1990.

13. Асанова Э. С. Социокультурный анализ современной семьи в полиэтничном регионе России (на материалах Республики Адыгея): автореф. дис. канд. соц. наук. — Майкоп, 2009.

14. Алексахина И.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // СОЦИС. 1998. №2.

15. Бентковский И.В. Население западных предгорий Главного кавказского хребта // Кубанский сб. 1, 1883.

16. Белл Д. Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 18371839 гг. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в Известиях Европейских Авторов Х111-Х1Х вв. М., 1974.

17. Бесолова Е.Б. Язык и обряд. Похоронно-поминальная обрядность осетин в аспектк ее текстуально-вербального выражения. Владикавказ, ИПО СОИГСИ, 2008.

18. Бестужев-Лада И.В. Исторические тенденции развития антропонимов. Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970.

19. Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине XIX века. Орджоникидзе, 1988.

20. Биджелов Б.Х. К вопросу о национальной культуре (этноинтегрирующие и этнодифференцирующие факторы). Владикавказ, 2004.

21. Блиев М.М. Осетия в первой трети XIX века. Орджоникидзе,

1964.

22. Булах А.М. Религиозные воззрения и социальный статус женщины у осетин и их предков. Владикавказ, 2009.

23. С. А. Бурилкина, Б. Т. Ищанова, А. В. Меренков, Ф. А. Мустаева, О. Л. Потрикеева, Г. А. Супруненко. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития. Магнитогорск : МаГУ, 2013.

24. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

25. Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей -социокультурная и социобиологическая парадигма // ЭО. 2007, №4.

26. Буцковский А.М. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних областей // История, география и этнография Дагестана XVII-XIX вв. М., 1958.

27. Борисевич К.И. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа (семейная и домашняя жизнь и др.) // ЭО. 1899. №1-2.

28. Бутаев И.Ч. О правом уклоне на практике в нацобластях и борьбе с ним // Революция и горец. 1930. №5.

29. Ванеев З.Н. Родовой строй в Осетии // ИЮОНИИ. Цхинвали, 1946. №5.

30. Венедиктов М.А. Взгляд на кавказских горцев // Сын Отечества. 1837. Ч.188.

31. Виноградов Г.С. Этнография и современность // ЭО. 1993. №1.

32. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики // Семья и семейная политика (Демография и социология). М., 1991.

33. Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России. Р-н/Д: изд-во ЮФУ, 2009.

34. Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи // Старый и новый быт.

1927.

35. Воронцова М.В. Российская семья в условиях трансформации общества. Таганрог, 2008.

36. Гаглоева З.Д. Составные элементы праздника «Ног бон» // ИЮОНИИ. 1958. Вып. 9.

37. Гаглоева З.Д. Очерки по этнографии осетин. Тбилиси, 1984.

38. Газданова В.С. Золотой дождь: исследования по традиционной культуре осетин (сост. З.И.Кусаева). под ред. Р.С.Бзарова. Владикавказ, 2007.

39. Гарданов К.С. Письма из Северной Осетии // Утро гор. Баку,

1910.

40. Гарданов К.С. Селение Христиановское в фактах жизни // Изв. Осетинского научно-исследовательского института краеведения. Владикавказ, 1925. Т.1.

41. Гарданов К.С. Аталычество. IX Международный Конгресс антропологических и этнографических наук. М., 1973.

42. Гатиев Б.Х. Суеверия и предрассудки у осетин // ССКГ, 1876.

43. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.VII.

44. Герасимова М.М. Палеоантропология Северной Осетии в связи с проблемой происхождения осетин // ЭО. 1994. №3.

45. Геродот. История. Л., 1972.

46. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. СПб, 1994.

47. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // СОЦИС. 2008, № 1.

48. Голод С. И. Прокреация, плюральность эротического ландшафта: история и современное состояние // СОЦИС. 2008, № 12.

49. Гостиев К.И. Семейно-бытовые обряды осетин и пути их дальнейшего развития. Владикавказ, 2012.

50. Гостиева Л.К. Методы и средства нравственного воспитания детей в народной педагогике осетин // Кавказ и цивилизации Востока в древности и Средневековье. Владикавказ, 1993.

51. Государственная политика вывода России из демографического кризиса (под общей ред. С. С. Сулакшина). М., 2007.

52. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России. М., 2006.

53. Гурко Т. А. Трансформация института родительства в постсоветской России: автореф. дис. д-ра соц. наук. М., 2008.

54. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву ингушей //Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Грозный, 1930.

55. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье//Вестник Российского университета «Дружбы народов», №6, 2004 г.

56. Дзагкоев К.С. Социально-стратификационные процессы в Северной Осетии и развитие семьи. Владикавказ, 1998.

57. Дзагкоев К.С. Причины и мотивы конфликтов в социально-смешанных семьях и пути их преодоления // Вопросы социологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1988.

58. Дзаттиаты Р.Г. Традиционные погребальные обряды осетин. Владикавказ, 2005.

59. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. Владикавказ, 1994.

60. Дзедзиев Н.И. Бытовые преступления и правовое положение горянки // Революция и горец. 1924. №11-12.

61. Дзуцев Х.В. Методика этносоциологического исследования образа жизни. Деп. ИНИОН 28.05.1986. №25372.

62. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1993.

63. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи: Этносоциологический аспект. Владикавказ, 1993.

64. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. М., РОССПЭН, 2001.

65. Джавахадзе А.С. Система рабства осетин. Грузино-осетинские этнографические параллели. Тбилиси, 1968.

66. Дирр А.М. В Тагаурской и Куртатинской Осетии // Известия КОИРГО 21. 1912. Вып.3.

67. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994.

68. Духовная культура и самосознание нации / Отв. ред. Л.М.Дробижева. М., 1990. Вып.1.

69. Духовная культура и самосознание нации / Отв. ред. Л.М.Дробижева. М., 1990. Вып.2.

70. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Очерки Кавказа и народов, его населявших. СПб, 1871. Т.1.

71. Егизарьянц С.А. Брак у кавказских народов // Юридический вестник. 1878.

72. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // СИ. 1998. №2.

73. Жускаев С. Похороны у осетин-олладжирцев // ЗВ. 1855. №9.

74. Захаров С.З. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007, № 4.

75. Захаров С. Возрастная модель брака в России. М., 2006.

76. Зубов П.П. Кавказские горцы // Картина Кавказского края, СПб, 1835. Вып. 3.

77. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб, 1879. Т.1.

78. Зичи Е. Путешествие по Кавказу и Центральной Азии // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX в.). Орджоникидзе, 1967.

79. Иванов В.Н. Российская Федерация: национальные и региональные проблемы. М., 1997.

80. Итонишвили В.Дж. Семейный быт горцев Центрального Кавказа. Тбилиси, 1971.

81. Исаев М.И. Осетинские имена / Справочник личных имен народов РСФСР. М., 1965.

82. Кабарухина И. А. Социальная адаптация российской семьи в современных социально-экономических условиях: автореф. дисс. канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2007.

83. Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. М., 1971.

84. Каргина Р. Молодая семья в центре внимания // Социальная защита. 2003. №10.

85. Каргинов С. Кровная месть у осетин // СМОМП. 1915. Вып.44.

86. Карцева Л. В. Институт семьи в пореформенную эпоху // Социология. 2006. № 1.

87. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев // ЭО. 1892. Вып.4.

88. Кулов К.Д. Матриархат в Осетии. Известия СОНИИ. Т.VII. Орджоникидзе, 1935.

89. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. / Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе, 1967.

90. Кожин П.М. Традиции в системе этноса // ЭО. 1997. №6.

91. Коростелев А.Д., Пименов В.В., Филиппов В.Р. Массовые этнологические исследования. Методы и техника // ЭО. 1997. №2.

92. Кавинская Н. В. Становление и развитие молодой городской семьи в условиях трансформирующего общества. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011.

93. Кануков И.Дж. Характерные обычаи у осетин, кабардинцев и чеченцев // Кавказ. 1876. №148.

94. Кокиев С.В. Записки о быте осетин // СМЭ. 1885. №1

95. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886, Т. 12.

96. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1-2.

97. Ковалевский М.М. Поклонение предкам у кавказских народов // Кавказ. 1902. №№107, 109.

98. Кокиев Г.А. Боевые башни и заградительные стены горной Осетии // ИЮОНИИ.1935. №11.

99. Косвен М.О. Аталычество // СЭ. 1935, №11.

100. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961.

101. Косвен М.О. Из истории родового строя в Южной Осетии // СЭ.

1936.

102. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.

103. Крапивка И.А. Ценностные ориентации в семейной жизни // Теория и практика общественного развития. 2010, № 4.

104. Красницкий К.И. Кое-что об осетинском округе и о правах туземцев его // Кавказ, 1965. №№ 29-33.

105. Крюкова Т.П. Стресс и совпадающее поведение в современной семье: трудности, парадоксы и успехи социально-психологической адаптации // Семья в России. 2004, №4.

106. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982.

107. Лалаева Л.Э. Социально-демографическая структура брака и семьи. Владикавказ, 2003.

108. Ламонский В.И. К вопросу об этносах и государственности в России // ЭО. 1994. №3.

109. Лапинский Т.В. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995.

110. Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М., 1994.

111. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. Т.1-2.

112. Липперт Ю. История семьи. СПб, 1897.

113. Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье // СОЦИС. 2004, №9.

114. Лыткина Т. С. Трансформация семьи и домашнего хозяйства. Опыт социоэтнологического описания жизни табасаранцев // СОЦИС. 2008, № 5.

115. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин XVII-XIX. Орджоникидзе, 1974.

116. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.

117. Малинин Л.В. О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев // ЭО. 1890. №3.

118. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1986.

119. Маторин Н.М. Программа для сбора этнографического и фольклорного материала // ЭО. 1994. №3.

120. Мамакаев М.А. Чеченский тайп в период его разложения. Грозный, 1973.

121. Меликишвили Л.Ш. Некоторые стороны осетинского свадебного ритуала // Кавказский этнографический сборник. Тбилиси, 1979.

122. Меретуков М.А. Формы заключения брака у адыгов // Записки Адыгейского научно-исследовательского института. Майкоп, 1971.

123. Мид М. Культура и мир детства. М.. 1988.

124. Миллер В.Ф. В горах Осетии // Русская мысль. 1881. №1.

125. Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. №8.

126. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч. I—III. М., 1881-1887 // Репринтное издание трех частей в одной книге. Владикавказ, 1992.

127. Миллер В.Ф. Отголоски древних верований на могильных памятниках // Материалы по археологии Кавказа. М., 1993.

128. Мир в цифрах: статистический справочник. — М., 2005. с. 188.

129. Мисиков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса,

1916.

130. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС. 2004, № 5.

131. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

132. Мыльников А.С. Этнография крестьянского двора // ЭО. 1994.

133. Николай I. Указ от 1830 г. // Общий свод законов Российской Империи. СПб, 1905.

134. Новое обозрение. 1898. №№42 -46.

135. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, проведенной 28 января 1897 года. СПб, 1905. Т. 1-2.

136. Орлова Н.А. Жизненные стратегии неблагополучных семей в регионах России // Актуальные проблемы семей в России, 2006.

137. Ольдорогге Д.А. Иерархия родовых структур и типы большесемейных домашних общин // Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975.

138. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948.

139. Осетинские народные сказания. ССКГ. Тифлис, 1873. Вып. VII.

140. Ошаев Г. Об одном диком пережитке горских народов // Революция и горец. 1931. № 8.

141. «Осетинская газета» («Ирон газет»). 1906. №№ 1-9.

142. Паллас П.М. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIX-XXвв.). Орджоникидзе, 1967.

143. Пахомова Е.И. Браки и разводы: что изменилось в представлениях россиян? // Мониторинг общественного мнения. М., 2008. -№ 1.

144. Переваленко В.Ф. Обряд слез // Закавказский вестник. 1848.

145. Першиц А.И. Похищение невест: правило или исключение? // СЭ. 1982.

146. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Полиюридизм на Северном Кавказе // Общественные науки и современность. 1998. Т.1.

147. Петров Л.И. Обычное право и закон на Кавказе // «Кубанские областные ведомости». 1901. № 1.

148. Планирование семьи и национальные традиции / Отв. редактор А.И.Антонов, Г.Е.Цуладзе. Тбилиси, 1988.

149. Пфафф В.Б. Народное право осетин // ССКГ. 1871-1872. Вып. 12.

150. Пфафф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии // ССК. 1871. Вып.1.

151. Пролетарий Осетии. 1934. 22 декабря.

152. Пчелина Е.Г. Родильные обряды у осетин // СЭ. 1937. № 3.

153. Пыпин А.Н. Как понимать этнографию // ЭО. 1994. № 4.

154. Репина Т. А. Кризис современной семьи: причины, особенности, последствия. М., 2011.

155. Ресурсный потенциал жизненного цикла семьи (под ред. В.М. Жеребина). М.: Наука, 2010.

156. Робакидзе А.И. Особенности патронимической организации у народов горного Кавказа (в связи с вопросом о соотношении патронимии, рода и семьи) // СЭ. 1968. № 5.

157. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.

158. Руновский А.И. Кодекс Шамиля // Военный сборник. 1862. № 2.

159. Сажина Л. В. Современная тендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008.

160. Салмин А. Этнология религии и народный обряд // ЭО. 1994.

№ 2.

161. Сергеева Г.А., Смирнова Я.С. К вопросу о национальном самосознании городской молодежи (по данным паспортных столов отделений милиции городов Махачкала, Владикавказ и Черкесск) // СЭ. 1997. № 4.

162. Сигорский М.Д. Брак и брачные обряды на Кавказе // «Этнография». 1930. № 3.

163. Синельников А.Б. Семья и брак на европейском фоне // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социал. перемены. 2010. № 4.

164. Синельников А. Б. Трансформация семьи: минорат и майорат // Социология. 2008, № 1.

165. Собиев И.Т. Наряжение покойников у осетин // ТВ. 1894. № 2.

166. Скитский Б.В. Остатки феодализма в земельных отношениях в нагорной полосе Северной Осетии в пореформенное время. Орджоникидзе, 1956.

167. Смелзер Н. Социология. М, 1994.

168. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX-XX вв.). М., 1983.

169. Смирнова Я.С. Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюции // Кавказский этнографический сборник. 1989. Вып.9.

170. Смирнова Я.С., Тер-Саркисянц А.Е. Формирование, тип и структура / Семья и семейный быт. Ч.1. М., 1995.

171. Смирнов Т.А. Семья как институт социализации личности. Норильск: НИИ, 2013.

172. Софронова Т.Г. Особенности и тенденции брачности в России // Инициативы XXI в., Химки, 2010. № 3.

173. Спенсер Г, Многомужество и многоженство: пер. с англ.; изд. 2-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

174. Студенецкая Е.Н. Архивные документы как источник изучения материальной культуры Северного Кавказа в XIX-начале XX вв. М., 1992.

175. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVII-XX вв. М., 1989.

176. Сорокин П.А. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Известия Архангельского научного общества изучения Русского Севера. 1911. № 1.

177. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // «Ежемесячный журнал для всех». 1916. №№ 2,3.

178. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ (под ред. В.А. Ядова). М.: Флинта, 2005.

179. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе: социологические очерки. Л., 1987.

180. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987.

181. Статистические сведения о кавказских горцах, состоящих в военно-народном управлении // ССКГ. Тбилиси, 1868. Вып.1.

182. Северная Осетия за 60 лет автономии. Орджоникидзе, 1984.

183. Скачков А. Опыт статистического исследования горного уголка // «Тифлисский вестник». 1905. № 221.

184. Сыч Е.А. Добрачное поведение современной молодежи и выбор брачного партнера. Уфа, 2003.

185. «Терек». 1913.11 декабря.

186. Токарев С.А. Исследование семьи в зарубежной социологической и этнографической литературе // Этносоциальные аспекты изучения семьи народов зарубежной Европы. М., 1987.

187. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // ЭО. 1995. № 7.

188. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера // «Русский вестник». 1864. № 9.

189. Тотоев М.С. Очерки истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957.

190. Тусиков М.Л. Ингушетия. Владикавказ, 1926.

191. Туганов М.М. Материалы по изучению осетинского народа // ИЮОНИИ. Цхинвали, 1958. Вып. 9.

192. Такоева Н.Ф. К вопросу о браке и свадебных обрядах у северных осетин в XIX-начале XX вв. // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. 1959. Вып. 32.

193. Тайсаев К.У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа АДД. М., 1997.

194. Ткачев Г.Р. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ, 1911.

195. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // СОЦИС. 2001, №2.

196. Уарзиати В.С. Развитие советской обрядности в Северной Осетии // Современные социальные и этнические процессы в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1987.

197. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. 2003, №11.

198. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.

199. Хадикова А.Х. Традиционный этикет осетин: АКД. СПб, 1992.

200. Хадиков Х.Х. Две тенденции в развитии этнического сознания осетин // Этнические проблемы развития национальных отношений. Владикавказ, 1992.

201. Хазбулатова З.И. Семейные обряды чеченцев и ингушей в конце XIX-начале XX в. // Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Грозный, 1982.

202. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

203. Харузин Н.Н. По горам Северного Кавказа. Путевые очерки // «Вестник Европы». 1888. № 10-11.

204. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

205. Хетагуров К.Л. Особа. Собр. Соч. в 5-ти томах. М., 1977.

206. Хамицаева Т.А. Осетины // Семейная обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.

207. Хубиев Б.Б. Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека. Нальчик: КБГУ, 2007.

208. Цаллагов А.Т. Селение Гизель (или Кизелка) Терской области Владикавказского округа // СМОМПК. 1993. Вып.1.

209. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993.

210. Цогоев А.Т. Несколько слов по поводу статьи Г. Хадзарова // «Казбек». 1809. 19 января.

211. Цулая Г.В. Осетины в контексте истории Грузии // ЭО. 1993.

№ 3.

212. Чаганова Я.В. Обычай избегания и социальная ценность человека // Быт и культура Западной Грузии. Тбилиси, 1987.

213. Чибиров Л.А. Народно-земледельческий календарь осетин. Цхинвали, 1976.

214. Черноус В.В. Этносы в глобализирующемся мире. Р-н/Д, 2009.

215. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

216. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай // Известия КОИРГО. 1915.

217. Чешко С.В., Панше Э.Х. Чешко С.В. Человек и этничность // ЭО. 1994. № 6.

218. Чеснов Я.В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // ЭО. 1994. № 5.

219. Шабельников В.К. Семья в геополитическом конфликте 21-го века // Семья в России, №3, 2002 г.

220. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин // ССКГ. 1870. Вып.4.

221. Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях // «Кавказ». 1846. №№ 27-30.; ССКГ. 1876. Вып. IX.

222. Щепанская Т.Б. Мир и миф материнства (очерки женских традиций и фольклора) // ЭО. 1994. №5.

223. Шифнер А.А. Осетинские тексты, собранные Д.Чонкадзе и В.Цораевым / Под изд. Акад. А.Шифнера // Ученые записки Императорской Академии наук. Приложение к XIV тому. СПб, 1868. Вып. 4.

224. Штедер Л.Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 г. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XII-XIX вв.) Орджоникидзе, 1967.

225. Щербина Ф.А. Первобытный человек в Европе и на Кавказе // На Кавказе. 1909. №№ 1,2.

226. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

227. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб,

1991.

228. Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.