Третий период творчества Уилки Коллинза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Антонова, Злата Владимировна

  • Антонова, Злата Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Череповец
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 204
Антонова, Злата Владимировна. Третий период творчества Уилки Коллинза: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Череповец. 2003. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Антонова, Злата Владимировна

Введение.

Глава 1. Творческий путь Уилки Коллинза.

Первый период (1843-1860).

Глава 2. Творческий путь У.Коллинза.

Второй период (1860-1870).

Глава 3. Третий период творчества Уилки Коллинза (1870-1889).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Третий период творчества Уилки Коллинза»

§ 1 .Диссертация посвящается изучению третьего периода творчества известного английского писателя Уилки Коллинза (1824-1889), охватывающего семидесятые-восьмидесятые годы XIX в. Будучи автором уже прославленных, всемирно известных романов "Женщина в белом" и "Лунный камень", писатель создаст в этот период еще много произведений. Некоторые из них выдающиеся деятели английской литературы оценят очень высоко (Суинберн, Т.С.Элиог).

Может быть, несколько преувеличивая, но Жан Рюэ1, подытоживая богатый литературно-критический и историко-литературный материал, говорил о своеобразном "коллинзовском периоде" в английской литературе. Произведения позднего периода автора "Лунного камня", точнее, его романы "второй манеры" как бы заполняют вакуум, образовавшийся в английской литературе после смерти Диккенса, Теккерея, а также большинства викторианцев и появлением новой писательской плеяды (Шоу, Уэллс, Уайльд, Голсуорси), уже тяготеющей к XX в. Многократно говорилось о коллинзовском стиле, ставшем объектом массового подражания, в ракурсе которого писали многие некогда популярные писатели; нередко отмечалось его влияние на раннее творчество Томаса Гарди и др.

Диссертация сосредоточена на комплексном анализе нескольких наиболее выдающихся, особенно популярных романов второй манеры, отмеченных критикой: "Муж и жена", "Закон и жена" и др. Ее задача - раскрыть романную поэтику второй манеры Коллинза (оставляя в стороне его рассказы, пьесы и литературно-критическое наследие). Особое внимание обращается на ощутимое и неоднократно высказанное самим писателем тяготение к общественно значимой тематике, воплощенное в тенденциозных романах (novel of purpose), на синтез публицистического и художественных начал. Важной проблемой была и остается двойная структура повествования у Коллинза или, как отмечал это Диккенс, параллельное сосуществование двух повествовательных пластов, - социально-бытового и "сенсационного", т.е.,

1 Ruer, Jean. Wilkie Collins. - Lille 1990 условно говоря, развлекательного. Изучая первый пласт его повествовательной структуры, необходимо затронуть необычный путь писателя к общественно-значимой проблематике, в котором большое место занимают просветительские традиции морализаторской дидактики, умелое использование иронии как-композиционного стержня вертикального контекста2 и исключительная четкость рационально осмысленных лидирующих проблем. Ведущее место в общественной проблематике большинства поздних романов Коллинза отводится теме ущемленности женщины в юридической, нравственной и материальной сферах, трагедии ее неравенства. Выдвинув в героини новую женщину, не уступающую мужчинам в энергии, инициативе, бойцовских качествах, Коллинз противопоставил ее традиционным пассивным женским образам английской литературы Х1Хв., начиная с Остин и сестер Бронте Необходимо увидеть, как писатель подытоживает эту традицию, проявив немалое психологическое мастерство. Приемы коллинзовского психологизма заслуживают особого рассмотрения. Ярче всего они проявляются в романе "Закон и жена", стилизованном под дамский исповедальный роман конца XVIII- начала XIX вв. (Барни, Шарлотта Смит, Остин).

Чрезвычайно большое место в поэтике Коллинза занимает полифония Термин "полифония" в данном случае будет использован по Б.А.Успенскому ("Поэтика композиции"). Он несколько упрощает бахтинское определение, понимая полифонию исключительно как многоголосье (с.25-26). "Лунный камень" - достаточно яркий пример этого (в романе 8 разных голосов, точек зрения, тональностей и характеров). Понимать полифонию во всех ее многообразных аспектах, выработанных М.М.Бахтиным на базе поэтики Достоевского, по отношению к Коллинзу было бы неуместно. Тем не менее, даже то ограниченное насыщение термина, какое ему придается в диссертации, показывает достаточно богатый арсенал художественных средств, позволяющий увидеть изображенный мир выпукло и диалектно. Понятие "вертикальный контекст" берется нами по Л.Я. Гинзбург. Литература в поисках реальности. - Л.: Сов.писат., 1987. - С. 22-23, 75-77, 80-83, 230 и др.

Большое количество критических исследований посвящено роли детектива в творчестве Коллинза. Рассматривая эту проблему, нельзя не убедиться, что коллинзовский детектив функционально, а значит и структурно отличен от классического, образцами которого считаются произведения Конан Дойла: исполнители, цели, результаты расследования чаще всего оказываются в них мнимыми. Детективное же начало романов Коллинза является новаторским разрешением проблемы "тайны", как центра сюжетосложения, второго, развлекательного, или, по английской терминологии, "сенсационного" пласта художественной прозы, что имеет отношение не только к романам, но также к пьесам, повестям и рассказам писателя. Вопросы своеобразия структуры "сенсационного пласта" не могли не найти места в диссертации. Коллинз отрабатывал методологию увлекательности и развлекательности с первых шагов писательской деятельности. Темп повествования и, в первую очередь, его стремительность, вопрос о сюжетных лакунах для усиления настроя загадочности, таинственности, четкое расположение персонажей в романном пространстве (контрастность по нравственной характеристике, парно-.; расположение по контрасту: добрый - злой, красивый - некрасивый, нормальный, реалистически изображенный - фантастический, экстремальный). Пристрастие Коллинза к загадочным явлениям человеческой психики, его любовь к парапсихологии, к физически и психически неполноценным людям, к разным формам воздействия наркотиков (прежде всего опиума) отличает его поэтику позднего периода и нуждается в рассмотрении. Парапсихологические факторы в коллинзовской интриге выполняют функцию литературного мистицизма, занимающего большое место в готическом романе, у которого Коллинз учился секрету увлекательности. Фольклорно-литературные мифы прошлого у сенсационного писателя заменяются научными мифами: сомнамбулизм и другие загадочные явления человеческой психики. Среди прочих писатель поднимает проблему наследственного характера и даже наследственной судьбы.

Поскольку сам Коллинз много размышлял о том, как привлечь читателя, пойти ему навстречу, то в диссертации, хотя и крайне схематично, лишь как вспомогательный материал, рассматривается и эта проблема. Коллинз избирает, как кажется на первый взгляд, привычные и многократно показанные места действия, тайну наследства, происхождения, соответствующие типы (поместная барышня, самодур-родитель, мрачный злодей с темным прошлым или он же, но в масковой функции), создавая "эффект ожидания". Но материал повернут таким образом, чтобы показать и "эффект неожиданности" - "все так, да не так". Писатель сам, или его доверенные герои постоянно общаются с читателем, объясняют, конкретизируют моральные оценки, пытаясь с привычных читателю из среднего класса позиций собеседовать на привычном ему уровне. Думается, что значительная часть моральных рассуждений, особенно обильно включенных в его поздние романы, и является приемом общения.

Проблема "сенсационных" (развлекательных) пластов романов должна быть поставлена так же, как ставится вопрос и об отличии специфически англоамериканского термина "сенсационный" от терминов "бульварный", "беллетристика" и им подобные. Сколько-нибудь четкому решению проблемы "сенсационного" пласта препятствует недостаточная разработка категорий "развлекательного" и "увлекательного".

Примерно на этих пятнадцати параметрах диссертант попытается показать художественный уровень и структуру повествовательного мастерства Коллинза, помня, что с первой и до последней строчки Коллинз был и остается непревзойденным рассказчиком. Хотя его эстетика романа и поэтика художественной прозы и были эклектичны, но художественная ткань его романов обладает тесной спаянностью и единством. Мотивация романного действия у него несоразмерно выше, чем обычно бывает в массовой литературе. В последние десятилетия своей жизни писатель явно стремился выйти за рамки сенсационного, "потрясающего" романа и приблизиться к высшему достижению литературы XIX в. - универсальному, всеохватывающему роману.

В задачу диссертации входит и определение места третьего периода в творческом пути Коллинза. Для этого, а также для того, чтобы определить, какие компоненты творчества для него традиционны, а какие появляются впервые, в диссертацию вынужденно включен максимально краткий очерк всего творческого пути английского писателя. Он подан, разумеется, в аспекте названных выше компонентов романной поэтики изучаемого писателя. Для нас важно выявить причины поворота к современности и английской тематике; зарождения и развития живописности повествования в борьбе с традициями XVIII в. и нормативами массовой литературы (в частности, влиянием ранних романов Бульвер-Литтона); выявить роль Диккенса в становлении и литературных установок Коллинза.

§2. Литературоведческое оснащение проблем жизни и творчества Уилки Коллинза на английском языке к настоящему времени дает достаточные возможности для работы над такой широкой, но все же частной проблемой коллинзоведния, как рассмотрение его второй манеры.

При жизни Коллинза ни сам писатель, ни его творчество не могли пожаловаться на отсуствие внимания34. Статьи, рецензии на творчество сочинителя собраны в сборнике Нормана Пейджа5. Из них становится ясно, что лишь немногие критики оказались способны увидеть подлинную значимость и художественное новаторство Коллинза. Большая часть рецензий и отзывов, отдавая должное мастерству увлекательного рассказа, безоговорочно причисляли его к "сенсационным писателям", потрясающих читателей какой-нибудь новостью: сомнамбулизм, двойничество, хитроумное отравление и т.д. Редкие рецензии, откликающиеся на социальные, общественно значимые темы, поднятые Коллинзом, чаще всего содержат негативное отношение к тому, что мастер увлекательного сюжета занялся "проблемами".

J M.Sadlier. "Wilkie Collins" L. 1922.

4 M.Sadlier. "Wilkie Collins" L. 1922.

Заметно, что на суждения о писателе отражается массовое неприятие его собственного морального облика: Коллинз вел богемный образ жизни, демонстративно эпатировал викторианского обывателя и в личных беседах (но не в своих книгах), щеголял политическим радикализмом, религиозным скептицизмом и "моральным агностицизмом". Жан Рюэ в двухтомной диссертации констатировал вопиющее несовпадение личных воззрений писателя и религиозных, этических и философских взглядов пропагандируемых им как автором-повествователем. Французский исследователь объясняет такую двойственность Коллинза хорошо развитым чувством самосохранения, очень близким к конформизму.

Дурная моральная репутация писателя и устойчивое представление о нем как о "сенсационном романисте" долгое время препятствовали серьезному литературоведческому отношению к нему самому и к его романам. После смерти Коллинза ректор собора св. Павла в Лондоне официально запретил сбор пожертвований на постройку памятника писателю, мотивируя это «причинами иного порядка, чем возможные литературные достоинства».

В коллинзоведении огромное место занимают проблемы личности и биографии сочинителя. Публикации многочисленных писем6 и прочих жизненных документов не "реабилитировали" Коллинза, но сделали более терпимым отношение к его моральной нестандартности.

Именно по причине, отмеченной Рюэ (несовпадение авторского "я" и писательского "я" у Коллинза), вопрос о личности писателя в диссертации займет минимальное место. Единственное, что может понадобиться при анализе "Лунного камня", "Мужа и жены", частично "Бедной мисс Финч" и др. - это отношение к опиуму (в чистом виде или как ингридиента). Будучи многие годы хронически больным, Коллинз систематически употреблял опиум как болеутоляющее средство. Он никоим образом не был наркоманом, но опиум

5 N. Page. "Wilkie Collins. The Critical Heritage". L.1974; Page, Norman. "Wilkie Collins (The Collected Critical Heritage: Later 19th Century Novelists)" Routledge. 1995.

6 Dickens, Charles. Letters of Charles Dickens to Wilkie Collins. L. 1974; Collins Wilkie. "The Letters of Wilkic

Collins, 1838-1865". Edited by Barker William and Clarke William M. Palgrave. 1999; Collins Wilkie. "The Letters of Wilkie Collins, 1866-1889". Edited by Barker William and Clarke William M. Palgrave. 1999. обострял у него восприятие цветовой гаммы и способствовал углубленному ощущению пейзажа7.

Первые серьезные исследования о Коллинзе начались в двадцатые годы о

XX века . Появились они в связи с резко обозначившимся интересом к детективу. Оказалось, что новеллы Эдгара По были мало известны, а именно "Лунный камень" можно считать прародителем литературы о расследовании преступлений. В связи с этим отмечены особенности коллинзовского детектива, заключающиея в том, что автор дал лишь наметки для устойчивой модели будущих шерлоков-холмсов, что он творил не столько в жанре чистого детектива, а в его поджанре "частного расследования", что типичный для классического детектива рационально-рефлекторный "дедуктивный метод" заменен у него интуицией, а отсюда и его новация, заключающаяся в пристрастии к женскому детективу9.

Первые биографические исследования появились лишь в середине XX века10. Именно они положили начало изучению творчества Коллинза ни основании проверенных биографических данных. Наиболее полной в этом плане является книга Кеннета Робинсона о жизни и творчестве Уилки Коллинза, человека, чья жизнь, по замечанию Хэксета Пирсона", «еще более полна загадок, чем его романы».

Однако подлинный рассцвет коллинзоведения в странах английского языка падает на последние тридцать лет и соотвествует всемирному взрыву интреса к творчеству Коллинза. Многочисленные литературоведческие издания последнего тридцатилетия можно классифицировать по нескольким темам Продолжается интенсивное исследование всего, относящегося к личности

Hayter, Alethem. "Wilkie Collins. Opium and Romantic Imagination" L. 1968. " W.Phillips/'Dickens, Reade and Collins, Sensational Novelists" NY.1919; S.M.Ellis. "Wilkie Collins, Le Fanu and Others" L.1931.; MSadlier. "Wilkie Collins" L. 1922; T.S. Eliot. "Wilkie Collins" in "The Selected Essays" L.1945 (статьи 1927-1928 гг.)

9 A.E.March. "The Development of the Detective Novel" L. 1958; G.Symons. "The detective Story in Briiain" L. 1967. G.Symons. "Mortal Consequency. A History from the Detective Story to the Crime Fiction" NY. 1973; G.McCleaiy. "On Detective Fiction and Other Things". L. I960; Elwin Malcolm. "Wallflower the Sixth: Wilkie Collins" "Victorian Wallflowers: A Panoramic survey of the popular Literary Periodicals". L. 1934

10 K.Robinson. "Wilkie Collins". NY 1957; R.Ashley "Wilkie Collins". NY. 1952; N.P.Davis. "The life of Wilkie Collins" NY. 1954; R.Ashley "Wilkie Collins". NY. 1952 знаменитый английский литературовед, автор биографии Диккенса писателя , появляются библиография , общие и достаточно солидные исследования о творческом пути писателя1415.

В восьмидесятые годы начинается изучение отдельных аспектов в творчестве Коллинза. Исследуется риторика писателя16, тема полиции17,

18 19 20 21 11 тайны , расследования , роль детектива , спиритуализм , политика , социальная проблематика23 и вопросы судьбы в его творчестве24.

В девяностые годы в Европе выходят в свет диссертации о творчестве Коллинза , три новых биографических исследования и иллюстрированный словарь, посвященный жизни и деятельности писателя27, появляются монографии, рассматривающие Коллинза как сенсационного28 и

29 -30 реалистического новеллиста , как носителя готических традиции .

В настоящее время существуют два общества Уилки Коллинза - одно в США, другое - в Великобритании. Они занимаются изучением творчества и жизни писателя, собирают различный материал, издают журналы, газеты,

12 W.H. Marchall "Wilkie Collins" N.Y. 1970; Andrew. Ray Vernon. Wilkie Collins, a Critical Survery of His Prose Fiction, with a Bibliography". N.Y. 1979; Sayers, Dorothy Leigh Sayers. "Wilkie Collins: A Critical and Biographical Study". N.Y. 1977

13 Beetz, Kirk H. "Wilkie Collins: an annotated bibliography, 1889-1976". Metuchen, N.J. and L., 1978.

14 Nayder Lilian. "Unequal partners: Charles Dickens, Wilkie Collins, and Victorian Authorship". Cornell. 2002; Wilkie Collins to the Forefront: Some Reassessments (Ams Studies in Nineteenth-Century Literarure, No 1). Edited by Nelson C.Smith. R.C.Teny. L. 1995

S Wilkie Collins to the Forefront: Some Reassessments (Ams Studies in Nineteenth-Century Literarure, No 1). Edited bv Nelson C.Smith, R.C.Teny. L. 1995 & Lonoff Sue De Cuevas. "Wilkie Collins and His Victorian Readers: A Study in the Rhetoric of Authorship (AMS studie in the Nineteenth Century, No. 2). N.Y. 1982 D.A.Miller The novel and the police. - Berkley etc.: Univ. of California press, cop. 1988

18 David Trotter. "Circulation. Defoe, Dickens, and the Economies of the Novel". L.1988; Grinstein Alexandr Md. "Wilkie Collins: Man of Mystery and Imagination". NY, 2002.

19 Tomas, Peter "The Windings of the Labyrinth: Quest and Structure in the Major Novels of Wilkie Collins". Ohio. 1992

20 Peterson, Audrey. "Victorian Masters of Mystery. From Wilkie Collins to Conan Doyle". NY. 1984

21 Russel M. and Clare R.Goldfarb. "Spiritualism and Nineteenth-Century Letters". Crunbury, New Jersey, 1978.

22 Gogwilt Christopher Lloyd. 'The Fiction of Geopolitics: Afterimages of Culture, from Wilkie Collins to Alfred Hitchcock". Stanford. 2000

23 Flint, Kate. "The Victorian Novelist: social problems and social change". L.-NY.- Sydney. 1987

24 Thomas Vargish. "The Providential Aesthetic in Victorian Fiction". Charlottesville, 1985

25 Ruer, Jean. Wilkie Collins. - Lille 1990; Huttner, Kristen "Wilkie Collins' "The Woman in White". Analysis, Reception and Literary criticism of a Victorian Bestseller".Trier 1996

26 Naider, Lilian. "Wilkie Collins". NY. 1997; Peters, Catherine. "The King of Inventors". Princeton. 1993; Clarke William M. "The Secret Life of Wilkie Collins". Sutton. 1999

27 Gasson, Andrew. "Wilkie Collins: An Illustrated Guide". Oxford. 1998

28 Ranee Nicholas. "Wilkie Collins and Other Sensational Novelists: Walking the Moral Hospital". Dickinson. 1991; Pykett, Lyn. "The Sensational Novel: From the Woman in White to the Moonstone: Writers and Their Work (Unnumbered)". Mississippi. 1996; Wheeler, Michael. English Fiction of the Victorian Period 1830-1890. L. and NY. 1985 pp.92, 231-32

29 G. Robin "The Novel in the Victorian Age" L. 1986 публикуют малоизвестные произведения Коллинза, создают электронные страницы в Internet, посвященные писателю, проводят конференции. Интенсивный интерес к творчеству Коллинза проявился в том, что в настоящее время книг Коллинза издается больше, чем в XIX веке.

Появляются и художественные произведения о Коллинзе31.

Эволюцию взглядов на творчество писателя в целом можно охарактеризовать движением от непризнания в качестве серьезного писателя и через признание заслуг Коллинза как создателя сенсационного романа, отца детектива, до более широкого взгляда на Коллинза как писателя многогранного, имеющего много новаторского и интересного в своем творчестве, что дает возможность современного прочтения его произведений.

Кеннет Робинсон в главе Post Mortem биографии Коллинза писал: "Оценить Уилки Коллинза как писателя нелегко, и его место в английской литературе, вероятно, останется сомнительным. Это в некоторой степени осложнено качеством плохих сочинений, которые он написал е последние 25 лет. Взятые по отдельности, эти романы могли поставить Коллинза в ряд таких добросовестных поставщиков популярной литературы, как мисс Брэддон, Вильям Блейк или Чарльз Левер. Но кто бы смог поместить в столь заурядную галерею автора "Лунного камня" или "Женщины в белом"? Именно по своим лучшим произведениям - а не по худшим и даже не по средним - автор вправе ожидать оценки. Репутация Уилки Коллинза должна зависеть от этих двух книг вместе с "Армадейлом", "Без имени" и, возможно, "Мужем и женой"32. По силе этих романов он, безусловно, может быть поставлен в ряд с такими великими фигурами своего времени, как Диккенс, Теккерей, Джорж Элиот, Троллоп и Рид. Конечно, у него нет тех достоинств, которые есть у них. У него не было столь явного, бьющего через край гения Диккенса, у него не было стиля и

30 Heller, Tamar. "Dead Secrets: Wilkie Collins and the Female Gothic". Yale 1992

31 Palmer. William J. "The Dons and Mr. Dickens: The strange Case orthe Oxford Christmas plot". NY. 1995; Palmer. William J. "The Highwayman and Mr. Dickens: An Account of the Strange Events of the Medusa Murders: A Secret Victorian Journal, Attributed to Wilkie Collins". NY. 2000;31 Palmer. William J. "The Hoydens and Mr.Dickens: The Strange Affair of Feminist Phantom". NY. 2000;

32 Такой же список лучших произведений Коллинза составил и Уильям Маршал - Marshall, William Н. Wilkie Collins. New York: Twayne,1970. многосторонности, как у Теккерея, интеллекта Джорж Элиот; он не мог, как Троллоп разгуливать в своем маленьком выдуманном мире, его произведения не столь энергичны, как у Рида. Но в одном он превзошел их всех. Его способность рассказывать захватывающую историю таким образом, чтобы извлекать тайну, напряжение и волнение до последней унции, остается в этих книгах непревзойденной. В них он делает кое-что лучше, чем делали это до него".33 «Уилки Коллинзу принадлежит несколько парадоксальное достижение: он поднял сенсационный роман до уровня серьезной литературы и тем самым охватил более широкий круг читателей, чем любой из его писателей-современников за исключением Диккенса"34.

Важна для диссертации монография Филипа О'Нейла "Уилки Коллинз. Женщины, собственность и пристойность"(1988)35, в которой автор рассматривает женские образы в романах Коллинза и их взаимоотношения с законом и общественным мнением. Филип О'Нейл подробно разбирает романы «Лунный камень», «Армадейл», «Опавшие листья», «Бэзил», «Женщина в белом», «Муж и жена», «Без имени» на предмет описания женской судьбы и психологии и подводит некоторые итоги в обобщающей главе «Женщины у Коллинза»36.

§3. Именно в нашей стране творчество Коллинза популярнее, чем во

17

Франции, Германии и даже чем на родине писателя, в Великобритании . В России лишь за последнее десятилетие вышли три • десятитомных собрания сочинений и целый ряд других изданий . Но, несмотря на значительную популярность романов Коллинза в нашей стране, в отечественном

33 Ibid. Р.296

34 Ibid. Р.297 -To Wilkie Collins belongs the slightly paradoxical achievement of elevating the sensation novel tot he level of serious fiction, and at the same time of reaching a wider circle of readers than any of his contemporaries save Dickens

35 Philip O'Neil. "Wilkie Collins. Women, property and propriety". L. 1988

36 Philip O'Neil. "Wilkie Collins. Women, property and propriety". L. 1988 p. vii

3' Huttner Kristen. "Wilkie Collins's "The Woman in White". Analysis, Reception and Literaiy Criticism of a Victorian Bestseller". Trier. 1996 - p. 259

38 Коллинз У. Собрание сочинений: В 15-ти т. - М.: ИЛИЦ «Бастион»: Креповы, 1992; Уилки Коллинз. Собрание сочинений: В 10-ти т. -М.: Пересвет, 1992; Уилки Коллинз. Собрание сочинений: В 10-ти т. - М.: ОГИЗ, 1993; Уилки Коллинз. Собрание сочинений в 5-ти томах. С-Пб.: Изд-во Кузнецова «Эпоха», 1992; У.Коллинз. Сочинения в Зх т. - М.: Изд. центр «Терра», 1995; У.Коллинз. Сочинения в 10 т. - М.: Терра-Книжный клуб, 2001-2002. литературоведении творчеству Уилки Коллинза было уделено незаслуженно мало внимания - работ о Коллинзе и о его творчестве немного.

В 1855 г. в русском журнале «Пантеон» А.Плансон анализировал романы «Антонина» и «Бэзил» и пророчил Коллинзу успешную литературную будущность39. В 1889 году в связи со смертью Коллинза журналы «Нива» и «Север» опубликовали статьи, в которых писатель был назван «отцом английского сенсационного романа»40. Статья П.Быкова ("Нива") выражала признание литературных заслуг писателя и акцентировала внимание в его творчестве на критике лицемерия в обществе.

В «Истории английской литературы» Коллинз представлен крайне схематично, в духе устаревшей англо-американской традиции41. В.В.Ивашева в статье «Два романа Уилки Коллинза» дает анализ романов «Без имени» и «Лунный камень» как произведений" новых и смелых для викторианского времени и актуальных в наше время"42. Статья Л.И.Чернавиной «Английский сенсационный роман девятнадцатого века»43 дает трактовку творчества Коллинза, рассматривая его в свете традиций «ньюгейтского» романа.

В 1978 году была написана кандидатская диссертация Е.А.Кешаковой на тему «Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX века»44. В 1980 г. этот же автор45 пытается отойти от принятого в нашей стране взгляда на Коллинза как на автора детективных и увлекательных романов, подчеркивая значение моральных и социальных проблем викторианского общества в его творчестве. В статьях указывается, что "во многих моментах он предвидел искания писателей сегодняшних дней. Поднятые им проблемы свободной воли, предопределения, смысла жизни и пути, который должен

39 Л.В. Сиборченко. Уилки Коллинз - романист». В кн// У.Коллинз. Лунный камень. - Л.: Лениздат, 1992. С.З

40 Ibid. История английской литературы. Т.2. В.2. - М.: Изд. Академии Наук СССР, 1955. С.426.

42 В.В.Ивашова. Два романа Уилки Коллинза. - «Вестник МГУ», филологическая серия. 1973, № 6.

3 Л.И.Чернавина. Английский сенсационный роман XIX века. В сб.: Очерки по зарубежной литературе. Вып. 2.

Иркутск, 1972."

Кешакова Елена Алимовна. Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX века: Автореф. дис. на соиск. Учен. Степ. Канд. Филол. наук 10.01. 05- М., 1978; Кешакова Елена Алимовна. Уилки Коллинз и «сенсационная школа английского романа XIX в. - Дис. канд. филол. наук: 10.01.05 Утв. 20.02.80- М., 1978. 4J Е.Кешакова. Современный детектив Уилки Коллинза. // Литературна учеба. - 1980. - № 2,- С.170-175; Е.Кешакова. Отец английского детективного романа.//Советская литература. - 1980,-№12. - с. 149-153 выбрать человек в своей судьбе, делают его творчество удивительно современным"46. В статье также упоминается имя Коллина Уилсона, исследующего проблемы психологии преступления, поднятые Коллинзом, а также прослеживается преемственность от Коллинза к Грэму Грину. Кешакова выделяет три пласта в романах Коллинза - детективный (или повествовательный), социальный и философско-психологический. Именно наличие трех разных пластов в романах Коллинза делает их одновременно и столь притягательными для читателей и в то же время столь спорными для критиков. Именно благодаря наличию трех разных пластов возможен разный анализ одного и того же романа. Для каких-то читателей романы Коллинза -увлекательные детективы или триллеры. Однако второй и третий слои романа настолько интересны, что они могут конкурировать с первым. Кешакова пишет, что Коллинз сделал много для того, чтобы начать и ускорить новое литературное движение - «изменение структуры социального романа»47.

Большая часть русских предисловий к романам Коллинза была написана давно и уже не отражает современного состояния коллинзоведения48, хотя и в

• последнее десятилетие стали появляться и новые статьи. Л.В.Сиборченко4у показывает Коллинза как "крупнейшего английского романиста. Его художественные концепции были близки Чарльзу Диккенсу, их оспаривали Джоржд Элиот и Антони Троллоп, их развивали Стивенсон, Конан Дойл, Агата Кристи, Грэм Грин, свою философскую интерпретацию они находят в романах Айрис Мердок»50. Д.Антонов утверждает, что Коллинз - это "писатель,

Ш который никогда не был скучным"51.

Единственной работой, касающейся третьего периода творчества Коллинза является вступительная статья В.Скороденко к роману "Муж и

46 Е.Кешакова. Отец английского детективного романа.//Советская литература. - 1980,-№12. - с. 149

4' Там же, с. 150

48 М.Шагинян. Коротко об Уилки Коллинзе. // Уилки Коллинз. Лунный камень. - М.: Детгиз, 1960 С.491; М.Урнов. Роман «Женщина в белом» и его автор.// Уилки Коллинз. Женщина в белом. -М.: Худ. лит, 1975 С.5 -16.

49 Л.В.Сиборченко. Уилки Колинз-романист.// Уилки Коллинз. Лунный камень,-Л.: Лениздат, 1992. С 3-10.

Ф 50 Там же, с.З.

51 Д. Антонов. Писатель, который никогда не был скучным. // Уилки Коллинз. (1824-1889). //Уилки Коллинз. Собрание соч. в 5 т. - С.П: Индивидуальное частное предприятие Кузнецова изд. «Эпоха», 1992- С.З жена" . Несмотря на интересный и детальный анализ романа, к которому мы неоднократно будем обращаться при его рассмотрении, исследователь не высказывает никаких идей по поводу творческой эволюции Коллинза или общей характеристики его третьего периода.

Итак, в отечественном литературоведении творчество Коллинза представлено очень скудно. По этой причине данная диссертационная работа содержит обзор жизни и творчества Уилки Коллинза, но особое внимание уделено в ней малоизученному в нашей стране периоду его творчества - с 1870 по 1889 гг. Данный период наиболее остро проявляет то, что связывает Коллинза с XXI веком - интрес к теме судьбы, провиденционализма, воздействия наркотиков на сознание и личность человека, к нестандартным психическим состояниям.

Цель: анализ третьего периода творчества Уилки Коллинза для воссоздания полной картины эволюции писателя.

Задача диссертационной работы: провести анализ третьего периода творчества Уилки Коллинза, выстроить целостную эволюцию его творчества.

В диссертационной работе используется комплексный литературно-исторический метод.

Выводы. Творчество Коллинза не ограничивается "Женщиной в белом" и "Лунным камнем", признанными вов сем мире. Писатель сочинил и множество других произведений, некоторые из которых ("Муж и жена", "Закон и жена", "Бедная мисс Финч") снискали высокие отзывы видных литературных деятелей. Некогда они были настолько популярны и находили такой поток подражателей, что иногда говориться о "коллинзовском периоде" английской литературы. Новый виток увлечения коллинзовским наследием охватил весь мир в послевоенный период XX в., и стремительно развивается в нашей стране. Это показывает, что заслуживает изучения не только два его шедевра, но и все его романное творчество в целом.

52 Скороденко В. Незнакомый Уилки Коллинз (Предисловие).// Коллинз У. Муж и жена. - М.: Худ. лит., 1992. С.3-16.

Литературно-критическое оснащение темы достаточно широко. Зарубежное литературоведение, преимущественно англо-американское, массовым порядком заинтересовалось У.Коллинзом в двадцатые годы, видя в нем писателя, спровоцировавшего бурный расцвет детектива. Основная группа исследований последней трети ХХв. посвящена важным, но частным проблемам творчества Коллинза (Коллинз и детектив, Коллинз и сенсационный роман, Коллинз и готический роман и т.д.) Основные направления исследования и "больные точки" уже определены. Многие работы анализируют личность писателя, богемные привычки которого создали стойкое негативное отношение к самому Коллинзу в викторианском литературоведении. Разительное несовпадение личного и писательского облика сочинителя, его подлинных нравственных, религиозных и общественно-политических воззрений с теми, какие он высказывал в своих романах, являются загадкой и до сего времени. Ж.Рюэ объясняет это вопиющим конформизмом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Антонова, Злата Владимировна

Выводы. Еще раз останавливаясь на романах третьего периода творческой деятельности Уилки Коллинза, необходимо помнить о том, что романов много, романы разные, но каждый из них представляет интерес. И сенсационные, и тенденциозные романы написаны увлекательно, их сюжеты захватывают, держат читателя в напряжении. Через многие романы прошла тема общественного мнения, положения женщины в викторианском обществе (на примерах судеб падших, разведенных, обманутых женщин).

152 Catherine Peters. The king of Inventors. A Life of Wilkie Collins. - Princeton, 1991. P.326.

174

Заключение

§1. Диссертант не ставит под сомнение принятое деление творчества Коллинза на три периода. В задачу диссертации входила проверка сложившегося впечатления об упадке в третьем периоде. Ориентируясь на высокие оценки отдельных литературных критиков, а также ка возросший в настоящее время интерес к творчеству Коллинза, для выявления основных моментов романной поэтики были выбраны романы, принадлежащие к третьему периоду: "Муж и жена", "Закон и жена", "Бедная мисс Финч", "Черная ряса".

Диссертант пришел к выводу, что мнение об упадке - эффект обманутого ожидания. Для специалистов, изучающих творчество Коллинза третьего периода, такая точка зрения не является неожиданностью. Писатель остается верен себе, и каждое его последующее произведение не похоже на предыдущее. Поэтому и здесь вывести общие моменты романной поэтики представляется весьма затруднительным. Можно отметить лишь отдельные тенденции. Показательно, что творческие поиски Коллинза лишь во вторую очередь сопрягаются с основными тенденциями развития романа последней трети Х1Хв. Мимо Коллинза прошел натурализм, он не принял литературного импрессионизма и прочих новаторских нововведений, несмотря на его личные симпатии и родственные связи с прерафаэлитами. Зато в творчестве Коллинза резко возрастает традиционализм. Коллинз тяготеет к моделям, уже оправдавшим себя на грани XVIII - XIX вв. (дамский, исповедальный, семейно-бытовой роман).

Романы Коллинза третьего периода отличаются двуплановостью (сенсационный и тенденциозный пласты). Темой для сенсации становятся сенсационные законы и научные открытия, которые воплощаются в раскрытии тайны чаще всего методом частного расследования. Теперь тайна у Коллинза несет на себе неприятный, давящий груз. Тайна - это порок, недостаток, непорядок ("Я говорю нет", "Закон и жена", "Слепая любовь" и др.) Тенденциозный пласт чаще всего связан с темой незащищенности женщины в викторианском обществе. Спаянность двух пластов достигается за счет вертикального контекста.

Идя навстречу массовому читателю, Коллинз отрабатывал стремительность повествования, легкость рассказа. Пружиной интриги у него осознанно оказывается "тайна". Об этом писатель специально размышлял. Раскрытие этой тайны прямо вело к детективным элементам. Детектив Коллинза не лежит на прямом пути к каноническому жанру. Профессиональный сыщик и его "рациональный" дедуктивный метод занимает немного места, в книгах писателя преобладает частное расследование, многое дающее для увлекательности, "сенсационности".

При стремительном рассказе, продвигающем действие от одного экстремального события к другому, казалось бы, должна ощущаться неполнота мотивации и психологического обоснования акций. На самом деле такого впечатления не возникает благодаря исключительному коллинзовскому таланту перевоплощения. Коллинз умеет и любит передавать . рассказ своим персонажам, приводит дневники и письма, звучащие как жизненные документы, великолепно рисующие адресанта.

В третьем периоде у Коллинза появился серьезный интерес к самостоятельным поискам в сфере психологии, в отличие от первого, частично второго периодов. Когда он часто опирался на литературные источники, нередко создавая условных персонажей, сам иронизируя над литературными штампами, которыми пользовался. Тем не менее, в третьем периоде Коллинз далек от потока сознания, от романтического лирического, потока, его психологизм связан с острой коллизией - изображение человека .изнутри следует за изображением человека снаружи. Поэтому в романах Коллинза в связи с двойной структурой повествования наблюдается и двойной подход к психологии. В тенденциозном пласте психология рационально осмыслена, в сенсационном она часта иррациональна. Таким образом, Коллинз как хороший наблюдатель, отметил двойственность женской психологии, о которой говорят современные специалисты. В своих романах писатель дает широкий спектр чувств и эмоций своих героинь. Весьма показательно, что средствами воплощения психологии у Коллинза стали пейзаж, настроение, хронотоп, автор нередко прибегает и к зарекомендовавшей себя аналитике. Последнее особенно ярко заметно в романах "Закон и жена" и "Новая Магдалина", где героини не столько испытывают эмоции, сколько анализируют их.

Поскольку поэтика Коллинза требует движения от одной экстремальной ситуации к другой, где часто честь и жизнь героини оказывается под угрозой, то женщине приходится серьезно анализировать' собственные эмоции. От женщины требуется не только бурный поток чувств, но и умение в них разобраться. Коллинз умеет показать героиню, рассуждающую с позиции любящей женщины ("Бедная мисс Финч", "Муж и жена", "Закон и жена", "Слепая любовь"). Особую любовь Коллинз питает к женским документам: это надрывающий сердце дневник Эстер Деттридж в "Муже и жене", роман "Закон и жена", записки бывшей революционерки, а теперь гувернантки при слепой девушке в "Бедной мисс Финч" и т.д. Благодаря им Коллина можно считать певцом женской души. Его героини по-женски фиксируют каждый комплимент, обращают внимание на женскую одежду (цвет, покрой, материал) и манеру поведения.

I ,*

Коллинз был одним из первых в Англии, кто показал новую женщину. Это было открытием писателя, но общество заметило это не сразу. Мужиковатая бой-баба была в литературе и до Коллинза (в литературе Древней Греции, в средневековой литературе, у Диккенса, Теккерея). У Коллинза же героини способны проявлять волю и силу, но при этом остаются женщинами.

Творческий багаж Коллинза последних двух десятилетий жизни велик и разнообразен. Вопреки распространенному на Западе мнению о том, что поздний, третий период творчества Коллинза свидетельствует об упадке, можно безоговорочно утверждать, что, по крайней мере, семидесятые - начало восьмидесятых годов этого не подтверждают. Благодаря богатой поэтике и серьезному отношению к реальности в романах третьего периода, интерес к их изучению оправдан.

§2. Обычно американские и английские критики рассматривают Коллинза, восхищаясь мастерством романиста, как «отца44 английского детектива, как главу «сенсационной школы». Безусловно, что авторы детективов, начиная с Конан Дойля и заканчивая современными авторами, многое заимствуют из находок Коллинза.

Для викторианского читателя и критика в его романах было многое неясным и пугающим, а зачастую просто проходило мимо сознания - одна из причин для переоценки творчества Коллинза, которое возможно сейчас. Это писатель, для которого старые оценки и характеристики не только устарели, но и не подходили с самого начала.

Литературная деятельность Коллинза, завершающего «золотой век» в английской литературе, охватил почти 40 лет (1850-1889). Коллинз вошел в литературу, когда творили еще писатели «блестящей плеяды» (Диккенс, Теккерей находились в зените славы, Д.Элиот, Энтони Троллоп и Рид издавали свои первые произведения). Увидел он и новое литературное поколение -Томас Гарди, Стивенсон, Джордж Мур, Гиссинг и Киплинг. В развитии английского реалистического романа Коллинз стоит между различными периодами - викторианским («классическим») и переходным к новому этапу развития.

В диссертации на втором плане находилась тема новаций Коллинза. Проблематикой творчества, направленностью художественных исканий он во многом ближе к писателям сегодняшнего дня. Удивительно современны поставленные им проблемы наследственности, свободы выбора и предопределенности судьбы, проблема человека, его сущности и действий, проблемы взаимоотношения полов. Он постулировал те же задачи, которые в наше время решаются Колином Уилсоном в «Ритуале темноты» и «Энциклопедии убийства». Детально разработанный Коллинзом прием полифонии можно найти в романе Дороти Сайерс «Документы по делу» и в

Падших ангелах" Треси Шевальер (2001). От Коллинза тянется нить преемственности к Айрис Мердок с ее демонами зла, неотвратимостью судьбы и романтически эффектными ситуациями («Бегство от волшебника», «Единорог», «Дикая роза»), к Грэму Грину с его сложными социально-психологическими «entertainment novels», наполненными необычными ситуациями и изложенными в детективной манере, к Уильяму Фолкнеру с его многоплановым повествованием, насыщенным множеством тайн, к Уильяму Голдингу с его необычными ситуациями, в которые он помещал, героев и. с тем большим значением, которое уделяется пейзажу. Этим определяется интерес, который представляет художественное наследие Коллинза для современных исследователей его творчества. Соотнесенность идейно-эстетических ценностей его произведений с новым опытом человечества, осмысление его творчества в свете новых литературных явлений помогает раскрыть еще неизвестные грани его таланта, выявить многообразие личного опыта писателя, I который он вложил в свои произведения.

179

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Антонова, Злата Владимировна, 2003 год

1. Тексты произведений Коллинза

2. Коллинз У. Две судьбы. / Пер. с англ.- М.: Унив. тип Каткова, 1876.

3. Коллинз У. Две судьбы. /Пер. с англ. СПб.: Изд-во Е.Н.Ахматовой, 1878. (Из собрания иностр. романов, повестей и рассказов в пер. на рус. чз. 1871, 1872).

4. Коллинз У. Деньги миледи. Эпизод из жизни одной молодой девушки. /Пер. в англ. СПб.: тип. Ф.Х.Иордана, 1878.

5. Коллинз У. Дочь Иезавели. Слепая любовь. Пермь: Изд-во «КАПИК», 1992.

6. Коллинз У. Дочь Иезавели.- Пермь: Издательство «КАПИК», 1992.

7. Коллинз У. Желтая маска. JI.: Лениздат, 1956.

8. Коллинз У. Желтая маска. Женщина в белом. М.: Изд. полигр. агенство "ViTA", 1992.

9. Коллинз У. Женщина в белом: Роман, рассказы / Пер. с англ. Т.Лещенко-Сухомлиновой, В.Кулагиной-Ярцевой. М.: Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 2000.

10. Коллинз У. Женщина в белом: Роман / Пер. с анг. Т.И.Лещенко-Сухомлиновой; вступит, ст. М.В.Урнова. М: "Дет. лит.", 1989.

11. Коллинз У. Женщина в белом./ Вст. статья Д. Псурцева М.: ОГИЗ, 1993.

12. Коллинз У. Женщина в белом. -М: "Эксмо-пресс", 2000.

13. Коллинз У. Женщина из сна. М.: «ДОМ», 1995.

14. Коллинз У. Женщина из сна: Роман, повести, рассказы / Пер с англ., М.: "ДОМ", 1995.

15. И.Коллинз У. Лунный камень./ Пер. с анг., послесл. М.Шагинян. М: "Правда", 1987.

16. Коллинз У. Лунный камень. Желтая маска. Л: Лениздат, 1956.

17. Коллинз У. Лунный камень. Закон и жена: Романы / Пер. с анг. СПб.: Лениздат, 1992.

18. Коллинз У. Лунный камень. /Вступ. слово Г. Аджапаридзе. М.: "Мол. гвардия", 1991.

19. Коллинз У. Мертвая рука.- М.: «ДОМ», 1995.

20. Коллинз У. Муж и жена./ Пер. с англ. М. Загота и М. Литвиновой, предисл. В.Скороденко. М.: "Худ. лит.", 1990.

21. Коллинз У. Муж и жена.- СПб., Изд-во Е.Н. Ахматовой, 1873. (Из собрания иностр. романов, повестей и рассказов в пер. на рус. яз. 1870.)

22. Коллинз У. Новая Магдалина: Роман.- СПб.: Изд-во Ахматовой, 1873. (Из Собрания иностр. романов, повестей и рассказов в пер. на рус. яз).

23. Коллинз У. Собрание сочинений: В 15-ти т. М.: ИЛИЦ «Бастион»: Креповы, 1992.

24. Коллинз У. Собрание сочинений: В 10-ти т. -М.: "Пересвет", 1992.

25. Коллинз У. Собрание сочинений: В 10-ти т. М.: ОГИЗ, 1993

26. Коллинз У. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т 2: Армадэлъ:-Роман / Пер. с англ. Б.Акимова; Сост. Б.Акимов, А.Храмков. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Литература, 2001.

27. Коллинз У. Собрание сочинений: В 5-ти томах. С-Пб.: Изд-во Кузнецова «Эпоха», 1992.

28. Коллинз У. Собрания сочинений: В 3-х т. М.: Изд. центр «Терра», 1995

29. Коллинз У. Погибай вместе с бригом! СПб.: «Питер», 1995.

30. Коллинз У. Тайна. Закон и жена. М.: "Береста", 1993.

31. Collins W. A pictorial tour to St. Geroge Basherville.- London: The Wilkie Collins Society, 1996.

32. Collins W.A plea for Sunday reform. London: The Wilkie Collins Society, 2000.

33. Collins, Wilkie. Blind Love. With apref. By W.Besant. In 2 vols. Vol. 1-2. Lpz.: Tauchnits, 1890.

34. Collins W. Hide and Seek or, The Mystery of Mary Grice. With a New introduction by Norman Donaldson, New York: Dover Publications, 1981.

35. Collins W. Man and Wife; edited with an introduction and notes by Norman Page. Oxford- New York: Oxford University press, 1998.

36. Collins, William Wilkie. Memories of The Life of William Collins, Esq., R.A. with Selection from his Journals and Correspondence.- L., 1978.

37. Collins, Wilkie. My Miscellanies. A new ed. With ill. By Alfred Concanen.-Farnboro Ugh (Hants), 1971.

38. Collins, Wilkie. No name: A novel./ Ed. With and introd. By Vigrinia Blain. -reprint. Oxford; New York: Oxford Univ. press, 1990.

39. Collins W. Poor Miss Finch; edited with an introduction and notes by Catherine Peters. Berkshire: Oxford University Press, 2000.

40. Collins W. The Law and the Lady; edited with an introduction and notes by Jenny Bourne Taylor. Berkshire: Oxford Press, 1999.

41. Collins, Wilkie. The New Magdalen. 111. By John Sloan. NY: Scribner, 1909.

42. Collins, Wilkie. The Moonstone. Berkshire: Penguin Popular Classics, 1994.

43. Collins, Wilkie. The Moonstone. Introd. By Dorothy L. Sayers. L. -Dent- NY.-Dutton, 1957.

44. Collins W. The Woman in White. Berkshire: Penguin Popular Classics, 1994.

45. Collins, Wilkie. The Woman in White. Introd. By Maurice Richardson. L.- Dent -NY-Dutton, 1955.

46. Collins, Wilkie. The Woman in White. Ed. With an introd. By Harvey Peter Sucksmith. L., 1975.1. Другие источники

47. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. -М.: "Наука", 1986.

48. Антонова З.В. «Лунный камень» Уилки Коллинза.// Per aspera. Выпуск 3. Сб. трудов молодых ученых. Череповец, ЧТУ, 2001.- С. 94- i01;

49. Антонова З.В. Мелодраматические мотивы в творчестве У. Коллинза. // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе:

50. Вып. 5. Мат- лы науч. конф. «LIII герценовские чтения». -СПБ, 2001. -С.29-30.

51. Антонова З.В. Уилки Коллинз. Методическое пособие. Череповец, 2001. -33с.

52. Антонова З.В. Научные тайны в творчестве Уилки Коллинза. //Традиции в контексте русской культуры. Выпуск IX: межвузовский сборник научных работ. Череповец, ЧТУ, 2002.- С.172-178.

53. Антонова З.В. «Желтая маска» Уилки Коллинза.// Вестник Оренбургского

54. Государственного педагогического университета. № 3 (29) 2002.- С.41 -57.

55. Антонова З.В. Романтические тенденции в творчестве Уилки Коллинза. // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции «Мир романтизма» (X Гуляевских чтений). Тверь: Твер.гос.ун-т, 2002. С. 179-186.

56. Антонов Д. Писатель, который никогда не был скучным. //У. Коллинз. Собрание соч.: В 5 т. Т.1. С.Пб: изд-во «Эпоха», 1992, С.З- 9.

57. Белоусов Р. Как появилась «Женщина в белом» // Литературная Россия. -1976.- № 52.- С.13.

58. Борхес Х.Л. Избранные сочинения: В 2-х. т. Т.2. Расследования. / Пер. с исп. СПб.: "Амфора", 2001.

59. Бульвер-Литтон Э.Д. Пелэм или приключения джентльмена.- М.: "Худ. лит-ра", 1958.

60. Бульвер-Литтон Э.Д. Кенелм Чиллингли, его приключение и взгляды на жизнь. М. -Л.: "Худ. лит.", 1965.

61. Бульвер-Литгон Э.Д. Король Гарольд. СПб.: НИЦ «Альфа», 1993.

62. Бурова И.И. Алмазная россыпь рассказов. // Коллинз У. Погибай вместе с бригом! СПб: «Питер», 1995 - С. 188-195.

63. Бурова И.И. Интрепретация сверхъестественного в творчестве У.Коллинза.// Вестник СПБГУ, 1994. Сер.2, вып. 4 (№23). -С.82 -87.

64. Бурова И. И. Театральная природа рассказов Уилки Коллинза.// VI Пуришевские чтения. Классика в контексте мировой культуры. М., 1994. -С. 123 -124.

65. Бурцева А.А. Английский рассказ конца XIX- начала XX века (Пробл. типологии и поэтики): Дис. канд. филол. наук: 10.01.05. -М., 1990.

66. Быков П. Уилки Коллинз. // Нива. -1889.- С. 1026 1029.

67. Гальперина Е., Запровская А., Эйшинскина Н. Курс западной литературы XX века. Tl. -М: Уч. пед. изд., 1935.

68. Гарди Т. Тэсс из рода Д'Эрбервиллей. М.: "Худ. лит.", 1970.

69. Голберг Д.Р. Как жить с эпилепсией/ Пер. с анг. Н.И. Кролик. М.: "КРОН-ПРЕСС", 1995.

70. Годсмит О. Гражданин мира илиписьма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке. М.: "Наука", 1974.

71. Гончаров В.А. Уилки Коллинз и его романы. // У. Коллинз. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. -М.: "Пересвет", 1992. С. 3 -12.

72. Грибанов Б. Мир Ульяма Фолкнера. // У.Фолкнер. Сарторис. Медведь. Осквернители праха. / Пер. с англ. М.: "Прогресс", 1973. - С.5-21.

73. Громбах С.М. Пушкин и медицина его времени. М.: "Медицина", 1989. -С.102 -103.

74. Де Квинси Т. Исповедь англичанина, любителя опиума.- М: Науч.-изд. центр «Ладомир», «Наука», 2000.

75. Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 27. Повести 60-х годов. Тайна Эдвина Друда. М.: "Худ. лит.", 1962.

76. Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 30 т. Том 5-6: Жизнь и приключения Николаса Никльби. /Пер. с анг. А.В.Кривцовой. М.: "Худ. лит", 1958.

77. Дойл А.К. Записки о Шерлоке Холмсе. /Пер. с англ. Мн.: "Полымя", 1984.

78. Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов/ Л.Г. Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлова и др.; под ред. Л.Г. Андреева.' 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2001.

79. Женские профессии в Англии // Вокруг света.- 1971.- № 5. -С.79.

80. Золя Э. Собрание сочинений: в 18 т. Т. 16. Доктор Паскаль. М.: Изд-во. «Правда», 1957.

81. Ивашева В.В. Английский реалистический роман ХТХ века в его современном звучании. М., 1974.

82. Ивашова В. Два романа Уилки Коллинза. // Вестник МГУ, филол. серия. -1973.-№6.

83. Ивашева В.В. На путях к XX веку // В.В.Ивашева Век нынешний и век минувший.- М., 1990.

84. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей.: Диалоги вчера и сегодня. -М.: "Сов. Писатель", 1989.

85. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. -М.: Изд-во МГУ, 1954.

86. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. -М.: Изд-во МГУ, 1958.

87. Ивашева В.В. Эпистолярные диалоги. М.: "Сов. писатель", 1983.

88. История XIX века./ Под ред. Лависса, Рамбо./ Пер. с фр.; под ред. Е.В.Тарле 2-е изд., испр. и доп. Т.7 - М.: ОГИЗ, 1939.

89. История английской литературы.: В.2-х т. М.: Изд.-во АНСССР, 1955.

90. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов/ А.С Дмитриев, Н.А. Соловьева, Е.А. Петрова и др.; под ред. Н.А. Соловьевой. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк, Изд. центр «Академия», 2000.

91. История французской литературы: В 3-х т. Т 3. 1871-1917. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

92. Диксон К.Д. Жизнь сэра Артура Конан Дойла. Человек, который был Шерлоком Холмсом / Пер. с анг. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО изд-во "Центрополиграф", 2001.

93. Катарский И.М. Диккенс. М., 1990.

94. Катарский И.М. Позднее творчество Диккенса (романы последнего периода).- М.: изд-во МГПИ им. Потемкина, 1950.

95. Кешакова Е. А. Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук 10.01. 05-М., 1978. • Лр

96. Кешакова Е. А. Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX в. Дис. канд. филол. наук: 10.01.05 Утв. 20.02.80- М., 1978.

97. Кешакова Е. А.Современный детектив Уилки Коллинза. // Литературна учеба. 1980. -№ 2.- С.170-175.

98. Кешакова Е. Отец английского детективного романа.// Советская литература. -1980.- №12. С.149-153.

99. Кешакова Е.А. Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX в. Дис. канд. филол. наук: 10.01.05. Утв. 20.02.80 - М., 1978.

100. Кешакова Е.А. Уилки Коллинз и "сенсационная" школа английского романа XIX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук 10.01.05 -М., 1978.$

101. Коган П.С. Очерки по истории западно-европейской литературы.Том 2. /Под ред. проф. Я.Металлова. -М.: "Сов. наука", 1941.

102. Лебедев А.К., Солодовников А.В. В.В. Верещагин. М., 1988.

103. Литературно-энциклопедический словарь. М., 1987.

104. Луначарский А.В., Шор Р. Диккенс. М., 1931.

105. Нерсесова М. «Холодный дом» Диккенса. М.: "Худ. лит.", 1971.

106. Нерсесова М.А. Творчество Ч.Диккенса. Очерк жизни и творчества.- М., 1959.

107. Олдингтон Р. Смерть героя. М., 1961.

108. Партридж Б. История оргий / Пер. с анг. М.Жарницкого. М.: "КРОН-ПРЕСС", 1997.

109. Пирсон X. Диккенс. /Пер. с анг. М. Кан,- М.: «Молодая гвардия»,* 1963.

110. Плавилыцикова Н.Н. Гомункулус. -М.: "Дет. лит.", 1958.

111. Понсон-дю Террайль. Полные похождения Рокамболя: Соч. В 2 т.: Т.2 -М.: "Терра", 1993.

112. Потанина Н.Л. Романы Диккенса 1860-х годов: (Пробл. нравственно-эстетического идеала). Дис. канд. филол. наук: 10.01.05; Утв. 24.04.85. М., 1984.

113. Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл.: Очерк жизни и творчества. Киев, 1974.

114. Сиборченко Л.В. Уилки Коллинз романист. // У.Коллинз. ЛунНый камень. - Л.: "Лениздат", 1992.

115. Скороденко В. Незнакомый Уилки Коллинз.//У.Коллинз. Муж и жена.-М.: "Худ. лит.", 1992. С.3-16.

116. Строганов М.В. Автор-герой-читатель и проблема жанра. Калинин: Изд-во Калин, гос. унив., 1989.

117. Суворин А.С. Дневник. М., 1923.

118. Титова Е., Вехмас-Лехто И. Русский детектив (обзор в репликах). // ЯЛИК (Язык Литература История Культура). -2001.- № 43 (январь). СПб.: Изд-во СП6ГУ.-С.11-13.

119. Тревельян. Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. -Смоленск: «Русич», 2001.

120. Тройская М.Л. Немецкий сентиментальн-юмористический роман эпохи просвещения. -Л.: Изд-во. ЛГУ, 1965

121. Уилки Коллинз.// Нива 1873,- №35. С. 545-46.

122. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса./ Пер. с анг. Р. • Гюмеранцёввой, В.Харитонова. М,: Изд-во. «Прогресс», 1975.

123. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: "Искусство", 1970.

124. Урнов М.В. «Желтая маска», «Женщина в белом» и Уилки Коллинз.// У.Коллинз. Желтая маска. Женщина в белом. М., 1991. - С. 5-10.

125. Урнов М.В. Неподражаемый. Чарльз Диккенс издатель и редактор. -М.: "Книга", 1990.

126. Урнов М. Роман «Женщина в белом» и его автор.// У.Коллинз. Женщина в белом. М.: "Худ. лит".- 1975.- С.5 -16.

127. Филюшкина С.Н. Проблема рассказчика в романе У. Коллинза «Лунный камень» // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1979.

128. Финкелыптейн. Фредерик-Леметр. Л.: "Искусство", 1968.

129. Фолкнер У. Осквернитель праха. / Пер. с англ. М.: "Прогресс", 1973.

130. Чернавина Л.И. Английский сенсационный роман XIX века. // Очерки по зарубежной литературе. Вып. 2. Иркутск, 1972.

131. Честертон Г.К. Писатель в газете: Худож.публицистика. /Пер. с анг.; послесл. С.С. Аверинцева. М.: Прогресс, 1984. <

132. Честертон Г.К. Собр. соч.: В 5 т. Т.5: Вечный человек./ Пер. с анг.; сост. и общ. ред. Н.Трауберг. СПб.: "Амфора", 2000.

133. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. / Пер. с англ. H.JT. Трауберг. М.: ОАО Изд-тво «Радуга», 2002.

134. Шабловская И.В. Конан Дойл и Шерлок Холмс // А.К.Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе. Мн.: "Полымя", 1984.

135. Шагинян М. Коротко об Уилки Коллинзе. // У. Коллинз. Лунный камень. -М.: "Детгиз", I960.- С.491.

136. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи -воспоминания эссе (1914 -1933). - М.: "Сов. писатель", 1990.

137. Шоу Б. О драме и театре. -М., 1963.

138. Элиот Дж. Мидлмарч. /Пер. с анг. И. Гуровой и Е. Коротковой, вступ.ст. В.Скороденко; коммент. И. Гуровой. М.: "Правда", 1988.

139. Allen W. The English Novel. -L., 1962.

140. Anderson, Mary (Mme. De Navarro, Mary). A Few Memories. 2 volumes. -NY: Harper and Brothers, 1896.

141. A Novelist on novel-writing. An interview with Mr.Wilkie Collins.- London: The Wilkie Collins Society, 2001

142. Ashley, Robert Paul. Wilkie Collins.- NY.:Haskell House Pub Ltd, 1975.140. "Athenaum" 1854, XXXI, p. 1344

143. Baker, Ernest. The History of the English Novel. Vol. 8 of 11 vols. 1936. -New York: Barnes, 1972.

144. Bedell, Jeanne F. Wilkie Collins. Twelve Englishmen of Mystery. Ed. Earl F. Bargainnier. Bowling Green, Ohio: Bowling Green, 1984.

145. Beetz, Kirk H. Wilkie Collins: An annotated bibliography, 1889-1976. (The Scarecrow Author Bibliographies; no.35) Metuchen, N.J. and L.1978.

146. Blair, David. Wilkie Collins and the Cresis of Suspense. Ed. Ian Gregor. Reading the Victorian Novel: Details into Form.- New York: Barnes, 1979.

147. Brannan, R.L. Under the Managment of Mr.Charles Dickes: His Production of "The Frozen Deep". Ithaca; NY, 1966.

148. British Authors of the Nineteenth Century. Ed. Stanley J. Kuritz. 6th ed. NY: Wilson, 1964.

149. Caine, Thomas Henry. Wilkie Collins. My Story. L.: Heinemann, 1908.

150. Cazamian Louis. Le roman social en Angleterre. 1820-1850.- P., 1904.

151. Chesterton G.K. The Victorian Age in Literature. L., 1925

152. Clark W.M. Rambles Around Marylebone. Wilkie Collins: Where He Lived. -London: The Wilkie Collins Society, 1994.

153. Clarke William M. The Secret Life of Wilkie Collins. Sutton, 1999.

154. Clarason, Thomas D. Wilkie Collins to Charles Read: Some Unpublished Letters. Victorian Essays: A Simposium. Eds. Warren D. Ander- on and Thomas D. Clareson. Kent, Ohio: UP, 1967.

155. Cockshut A.O.Y. The Unbelievers. L, 1964.

156. Collins Wilkie. "The Letters of Wilkie Collins, 1838-1865". Edited by Barker William and Clarke William M. Palgrave, 1999.

157. Collins Wilkie. The Letters of Wilkie Collins, 1866-1889. Edited by Barker William and Clarke William M. Palgrave. 1999.

158. Cosslett, Tess. The Scientific Movement and Victorian Literature. Sussex 1982.

159. Cook G.D. and Stevenson L. English Literature of the Victoria:! Period. NY., 1949.

160. Criticism and the XlXth Century. L., 1967.

161. Crow, Duncan. The Victorian Woman. L: Allen, 1971.

162. Cruse, Amy. The Victorians and Their Books. 3rd impr. L.: Allen, 1963.

163. Cunningham Gail. The New woman and Victorian novel. L.: Macmillan, 1978.

164. Davis , Nuel Pharr. The life of Wilkie Collins. Introd. By N.Ray. Urbana: Univ. of 111. Press, 1956.

165. Davis N.P. The life of Wilkie Collins. NY.,1954.

166. Decadence and the 1890s. (Strantford-upon-Avon studies, 17). - L.: Edward Arnold (Publishers) Ltd., 1979.

167. De la Mare, Walter. The Early Novels of Wilkie Collins. Ed. John Drinkwater. The Eighteen Sixties. Cambridge UP, 1931.

168. Dexter, Walter. For One Night Only: Dickens's Appearances as an Amateur Actor // Dickensian, 36 (I Sept. 1940). P., 195-201.

169. Dickens, Charles. Letters of Charles Dickens to Wilkie Collins. L. 1974

170. Dickens Ch. The Nonesuch press. L.,1938. V.III, p.59, P. 162.

171. Dickens, Ch. Under the Management of Mr. Charles Dickens his production of "The Frozen Deep" Ed. By Robert Louis Brannan. Ithaca (N.Y.): Cornell univ. press, 1966.

172. Dickens, Henry Fielding. The Recollections of Sir Henry Dickens. London: William Heinemann Ltd., 1934.

173. Dickens Ch. The Bleak House. L., 1853. Pref.

174. Donovan R.A. Victorian Writers. In: The Victorian Novel. EJ. By Yari Watt. -L., 1958.

175. Eliot G. Amos Burton. L., 1856.

176. Eliot T.S. Introduction. -In: Collins W. The Moonstone. Oxf., 1928.

177. Eliot T.S. Selected Essays. L., 1976.

178. Eliot T.S. Wilkie Collins. In: Eliot T.S. The Selected Essays.- L.,1945

179. Eliot T.S. Wilkie Collins and Dickens. Selected Essays. L., 1951.

180. Ellis, S.M. Wilkie Collins, Le Fanu and Others.- London, 1931.

181. Ellis, Steward Marsh. Wilkie Collins // Ellis, S.M. Wilkie Collins, Le Fanu and others. Freeport (N.Y), 1968, P. 1-53.

182. Encyclopaedia Britannica. Pub. William Benton. London: Encyclopaedia Britanica, 1963.

183. Encyclopedia of Mystery and Detection. Eds.- in -Chief Chris Steinbrunner and Otto Penzler. NY.: McGraw-Hill, 1976.

184. Farmer, Steve John. A Search for a Form: Wilkie Collins's Early Fiction, // Wilkie Collins Society Journal 8 (1991): 5-30.

185. Fitz-Gerald S.J.A. Dickens and the Drama. London, 1910.

186. Fitzgerald, Percy. W. Henry Wills- Wilkie Collins. Memories of af an Author. 2 Volumes. L.: Richard, Bentley and Son, 1895.

187. Forgues, Emily D. Etudes sur Le Roman Anglais: William Wilkie Collins. Revue des Deux Mondes. XXV Annee, 2e serie de 12 (Oct.-Dec.) 1855: 815-48.

188. Flint, Kate. The Victorian Novelist : social problems and social change. L.-NY.- Sydney, 1987

189. Gasson, Andrew. Wilkie Collins: An Illustrated Guide. Oxford, 1998.

190. Gail C. The New Woman and Victorian Novel.- L., 1978.

191. Gilmour, Robin. The Novel in the Victorian Age. A Modern Introduction. -L.: Edward Arnold (Publishers) Ltd., 1986.

192. Godwin W. Caleb Williams. L., 1882.

193. Graham K. Englisj Criticism of the Novel. Oxf. Un. Pr. 1965 У

194. Grinstein Alexandr Md. "Wilkie Collins: Man of Mystery and Imagination". -NY, 2002.

195. Haight. George Eliot. A Biography. Oxf.: Univ. Press., 1969.

196. Hayter, Alethea. Wilkie Collins. Opium and Romantic Imagination. L: Faber and Faber, 1968.

197. Heller, Tamar. "Dead Secrets: Wilkie Collins and the Female Gothic". Yale, 1992.

198. Hill, Susan. The Woman in Black. L: Penguin, 1984.

199. Horsman, Alan. The Victorian Novel: The Oxford Hisr jry of English Literature 8. Gen eds. John Buxton and Norman Davis. Oxford: Cladendon, 1990.

200. Hughes Winifred. The Maniac in the Cellar: Sensational Novels of the 1860s. -Princeton, NJ, Princeton UP, 1980.

201. Huttner, Kristen. Wilkie Collins's "The Woman in White". Analysis, Reception and Literary Criticism of a Victorian Bestseller". Trier, 1996.

202. Hayter, Alethem. Wilkie Collins. Opium and Romantic Imagination. L. 1968.

203. James, Henry. Miss Braddon. Notes and Reviews. Cambridge, 1921.

204. Jean, Isabelle. Dumas- romancier Bruxelles, Portout, 1970/

205. Kitton G. The minor writings of Ch. Dickens. -L, 1900.

206. Lambert, Gavin. The Dangerous Edge. L., 1975. Pref.

207. Lauterbach, Edward S. And Davis. Eugene W. The transitional Age. British Literature 1880-1920. Troy- NY, 1973.

208. Lonoff Sue De Cuevas. Wilkie Collins and His Victorian Readers: A Study in the Rhetoric of Authorship (AMS studie in the Nineteenth Centur , No. 2). N.Y. 1982.

209. Lloyd, Gogwilt Christopher. The Fiction of Geopolitics: Afterimages of Culture, from Wilkie Collins to Alfred Hitchcock. Stanford. 2000

210. Lonoff Sue. Charles Dickens and Wilkie Collins. Nineteenth-Century Fiction 35 (1980). -PP. 150-70

211. Malcolm, Elwin. Wallflower the Sixth: Wilkie Collins. Victorian Wallflowers: A Panoramic survey of the popular Literary Periodicals. -L., 1934

212. March A.E. The Development of the Detective Novel. L.,1958.

213. Marshall, William Harvey. Wilkie Collins. New York : TwayVie. cop. 1970.

214. McCleary G. On Detective Fiction and Other Things. L., 1960.

215. Miller D.A. The novel and the police. Berkley etc.: Univ. of California press, 1988.

216. Morley, Henry. The Journal of a London Playgoer.- Leicester, 1979.

217. Most, Glen W. And William W.Stowe, eds. The Poetics of Murder: Detective Fiction and Literary Theory. NY: Harcourt, 1983.

218. Murch, Alma Elizabeth. The development of the. Detective Novel. Rev. Ed. -L.: Owen, 1968.

219. Naider, Lilian. Wilkie Collins.- NY. 1997.

220. Nayder, Lilian. Unequal partners: Charles Dickens, Wilkie Collins, and Victorian Authorship. Cornell, 2002.

221. Nenadic, Stana. Illegitimacy, Insanity and insolvency: Wilkie Collins and the Victorian Nightmares. The Arts, Literature and Society. Ed. Arthur Marwick. L., 1990.

222. Newsletter. Winter 2001. London: The Wilkie Collins Society, 2001.

223. Newsletter. Summerr 2001. London: The Wilkie Collins Society, 2001.

224. Oliphant, Margaret. Sensation Novels // Blackwood's Magazine 559 (May 1862), xci, 565-74. Quote in Page, op. cit., p.113.

225. O'Neil Philip. Wilkie Collins; Women, Property and Propriety. Basingskoke (hants.); London: Macmillan pres, 1988.

226. Ousby, Ian. Bloodhounds of Heaven. The Detective in English Fiction from Goodwin to Doyle. Harvard: Harvard UP, 1976.

227. Page, Norman. Wilkie Collins. The Critical Heritage. L.: Routledge, 1974.

228. Page, Norman. Wilkie Collins (The Collected Critical Heritage: Later 19th Century Novelists). -Routledge, 1995.

229. Palmer. William J. The Dons and Mr. Dickens: The strange Case of the Oxford Christmas plot. NY., 1995.

230. Palmer. William J. The Highwayman and Mr. Dickens: An Account of the Strange Events of the Medusa Murders: A Secret Victorian Jounr.il, Attributed to Wilkie Collins. NY., 2000.

231. Palmer. William J. The Hoydens and Mr.Dickens: The Strange Affair of Feminist Phantom. NY., 2000.

232. Palmer. William J. The Detective and Mr.Dickens: Being an Account of the MacBeth Murders and the Strange Events Surrounding Them. NY., 1990

233. Parrish M.L. with Miller, E.V. Wilkie Collins and Charles Reade: First Editions Described with Notes.- London: Constable, 1940.

234. Phillips, Walter Calrke. "Dickens, Read and Collins: Sensation Novelists". -NY., 1962.

235. Pearson, Hesketh. Mystery man. //Pearson, Hesketh. Extraordinary people. -London, 1965.

236. Peter, Tomas. The Windings of the Labyrinth: Quest and Structure in the Major Novels of Wilkie Collins. -Ohio, 1992.

237. Peters, Catherine. The King of Inventors. Princeton, 1993.

238. Peters, Catherine. A Life of Wilkie Collins. Princeton, 1991. - P.340-343.

239. Peterson, Audrey. Victorian Masters of Mystery: From Wilkie Collins to Conan Doyle. New York: Ungar, cop. 1984.

240. Phillips W. Dickens, Reade and Collins, Sensational Novelists. -NY.: Russel, 1919.

241. Pollard A. The Victorians.-L., 1964.

242. Prickett, Stephen. The Romantics. The Context of English Literature. L., 1981.

243. Pykett, Lyn. "The Sensational Novel: From the Woman in White to the Mooonstone.Writers and Their Work (Unnumbered)". -Missisipi, 1996.

244. Ranee, Nicholas. Wilkie Collins in the 1860s: The Sensational Novel and Self-Help. Nineteenth-Century Suspense: From Рое to Conan Doyle. Eds. Clive Bloom et al. Basingtoke: Macmillan, 1988.

245. Ranee, Nicholas. Wilkie Collins and Other Sensational Novelists: Walking the Moral Hospital. Dickinson, 1991.

246. Read Ch. Cristie Johnstone. -L., 1929. Pref.

247. Read, John R. Victorian Conventions. Ohio: UP, 1976.

248. Robin G. The Novel in the Victorian Age. L., 1986.

249. Robinson, Kenneth. Wilkie Collins. A bibliography. London, Davis-Poyhter, 1974.

250. Robinson, Kenneth. Wilkie Collins. NY., 1957.

251. Robinson, Kenneth. Wilkie Collins: A Biography. London: Bodley Head, 1951. .

252. Ruel, Jean. Wilkie Collins. Lille: Press univ. de Lille, 1990.

253. Russel M. and Clare R.Goldfarb. Spiritualism and Nineteenth-Century Letters.- Crunbury, New Jersey, 1978.

254. Sadlier M. Wilkie Collins. L., 1922.

255. Sayers, Dorothy L. A Critical and Biographical Study (unfinished). Ed. E.R. Gregory. Toledo, Ohio: Friends of the University of Toledo Library, 1977.

256. Sayers, Dorohy L. Great Short Stories of Detection, Mystery and Horror. L., 1928.

257. Sayers, Dorothy L.The Moonstone -L., 1944.

258. Sayers, Dorothy L.The Omnibus of Crime. -NY., 1929.

259. Sayers, Dorothy L. Wilkie Collins: A Critical and Biographical Study. N.Y., 1977.

260. Showalter, Elaine. Family Secrets and Domestic Subversion: rebellion in the Novel of the 1860s. The Victorian Family: Structure ans Stress. Ed. Anthony S. Wohl. L: Croom Helm, 1978.

261. Skilton D. ATrollope and His Contemporaries. L., 1973.

262. Snow Ch. Trollope. L., 1975.

263. Stewart, J.I. M. From Mystery to Mission. Times Literary Supplement 6 Sept.: 953-54.

264. Stewart, R.F. And Always a Detective: Chapters on the History of Detective Fiction. North Pomfret, VT: David, 1980.

265. Stone, Harry. Dickens and Invisible World: Fairy Tales, Fantasy, and Novel-Making. L: Macmillan, 1979.

266. Stonyk, Margaret. Nineteenth-Century English Literature. L.: Macmillan, 1983.

267. Sutherland, J.A. Victorian Novelists and Publishers.- L: Athlone, 1976.

268. Sutherland, J.A. Two Emergencies in the Writing of the Woman in White. Yearbook of English Studies 7: 148-56.

269. Sutherland, J.A. Two emergencies in the writing of "The woman in white"// Yearbook of English studies. Vol. 7. London, 1977.- P 148-156.

270. Swinburn A.Ch. Wilkie Collins. «The fortnightly Review». - L., LII, 1889, p.589.

271. Swinburne as Critic. Ed. By Clyde K.Hyder.- L. 1972.- p.218

272. Swinburn, Algernon Charles. Wilkie Collins.// Swinburne, Algernon Charles. Swinburn as critic. London-Boston, 1972.- p.202-222

273. Symons J. Bloody Murder.- L.: Faber, 1972.

274. Symons J. The detective Story in Britain L. 1969.

275. Symons J. Mortal Consequency. A History from the Detective Story to the Crime Fiction. NY., 1973.

276. Taylor, Jenny Bourne. In the Secret Theatre of Home: Wilkie Collins, Sensation Narrative, aand Nineteenth-Century Psychology. L.: Routledge, 1988.

277. The Letters of Charles Dickens, ed. W.Dexter (3 vols., Nonesuch, 1938) III, p.534; letter of 30June 1867. Цит. no G. Robin "The Novel in the Victorian Age" L. 1986 p.112.

278. Thomas, Peter. The Windings of the Labyrinth: Quest and Srtucture inthe Major Novels of Wilkie Collins. A.thens: Ohio UP, 1992.

279. Tillotson, Geoffrey. A view of Victorian Literature. Oxford, 1978.

280. Tillotson, Geoffrey. Criticism and the 19th century. Hamden (Conn.), 1967.

281. Tillotson, Geoffrey. The Novels of Eighteen-forties. L. 1954.'

282. Trodd, Anthea. Domestic Crime in the Victorian Novel.- L: Macmillan, 1989.

283. Trotter David. Circulation. Defoe, Dickens, and the Economies of the Novel. -L.,1988

284. Trollope A. An Autobiography. L., 1946.

285. Trollope A. Four Lectures. -L., 1938.

286. Trollope A. Ralph, the Heir. L., 1939. -P. 333-335.

287. Vargish Thomas. The Providential Aesthetic in Victorian Fiction. .-Charlottesville, 1985.

288. Varma D.P. The Gothic Flame. Being a History of the Gothic Novel in England: it's Origins, Efflorescence, Disintegration, and Residuary Influences. -L., 1957.

289. Vernon Andrew Ray. Wilkie Collins, a Critical Survery of His Prose Fiction, with a Bibliography". N.Y., 1979.

290. Ward E.M. Memories of Ninety Years. London, 1952. - P.52.

291. Watson, Thomas. Lectures on -the Principles of Physic, 4th ed.- (London, 1857), 659-60.

292. Wheeler, Michael. English Fiction of the Victorian Period 1830-1890. L. and NY., 1985. -pp.231-32.

293. Wilkie Collins. The critical heritage. Ed. By Norman page. London-Boston, Routledge and Kegan Paul, 1974. . '

294. Wilkie Collins Society Journal. New Series. Vol. 4.- London, 2001. "

295. Wilkie Collins's Marginalia on His Copy of Forster's Life of Dickens', The World (2 Oct. 1889).

296. Wilkie Collins to the Forefront: Some Reassessments (Ams Studies in Nineteenth-Century Literarure, No 1). Edited by Nelson C.Smith, R.C.Terry. L., 1995.

297. Williams, Harold. Two Centuries of the English Novel. L.: Smith, 1911.

298. Williams, Merryn. Women in the English Novel. L.: Macmillan, 1984.

299. Winter, William. Wilkie Collins. Old Friends: Being Literary 4ecollectk>ris of Other Days. NY: Moffat, Yard and Company, 1909.

300. Wolzogen, Ernst von. Wilkie Collins. Ein Biographishe Kritischer Versuch. -Leipzig: Unflad, 1885.

301. Yates, Edmund. The Novels of Wilkie Collins. Temple Bar 89 (Aug. 1890): 528-32.

302. Хронология жизни и творчества Уилки Коллинза

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.