Целостная природа человека в отечественной физиологической и психофизиологической мысли второй половины XIX - первой половины XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Гладнева, Елена Викторовна

  • Гладнева, Елена Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 151
Гладнева, Елена Викторовна. Целостная природа человека в отечественной физиологической и психофизиологической мысли второй половины XIX - первой половины XX вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2010. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гладнева, Елена Викторовна

Введение.

Глава 1.

Развитие механистического понимания целостной природы человека в трудах отечественных физиологов второй половины XIX — начала XX вв.

1.1. Целостная природа человека как единство духовного и телесного в человеке: антропологические идеи Н.И. Пирогова

1.2. Механицизм в понимании целостной природы человека и его особенности в контексте синтеза естественнонаучного и философско-антропологического подходов к человеческой психике (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, A.A. Ухтомский).

1.3. Целостная природа человека и перспективы усовершенствования человеческой жизни в трудах И.И. Мечникова и В.М. Бехтерева

Глава 2. Идея диалектической целостности человека в советской психофизиологии.

2.1. Целостная природа человека в свете теории функциональных систем: от механицизма И.П. Павлова - к диалектическому учению П.К. Анохина

2.2. "Живое движение" как основа целостности человека в антропологических построениях H.A. Бернштейна»

2.3. Человек как динамическая и диалектическая целостность в психофизиологии Л.С.Выготского.

2.4. Деятельностная концепция человека C.JI. Рубинштейна как основание целостной философской антропологии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Целостная природа человека в отечественной физиологической и психофизиологической мысли второй половины XIX - первой половины XX вв.»

Актуальность темы исследования. В XX веке важнейшей тенденцией в развитии- философского учения о человеке становится все больший учет достижений конкретных наук в* познании человека. Наиболее наглядно эта новая тенденция проявилась в проекте философской« антропологии М. Шел ера и его последователей : X. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротхакера и др. Учение о человеке приобрело комплексный характер, а естественнонаучная антропология стала' естественным и необходимым дополнением к философским» концепциям человека.

Однако эта тенденция, ярко проявившаяся в XX веке, имела истоки в развитии философии и естествознания XIX века. Уже в середине XIX века возникли новые интенции в научном понимании, человека, которые способствовали становлению более многостороннего, и целостного; постижения бытия1 человека. В связи с этим представляется- весьма актуальным анализ истоков новых научных представлений о человеке, получивших философское развитие в XX веке. Это относится, прежде всего, к новым тенденциям развития физиологии высшей нервной деятельности и психологии, выраженным в трудах- таких выдающихся ученых, как ИМ. Сеченов, И.П. Павлов, A.A. Ухтомский, В.М. Бехтерев. Большой интерес представляют выдвигаемые учеными-естественниками оригинальные антропологические концепции, поскольку в них предвосхищался, а в некоторых случаях и осуществлялся, тот синтез философских и естественнонаучных идей, который стал основой философской антропологии XX века. Особенно значимые концепции такого типа создали выдающиеся русские ученые Н.И. Пирогов и И.И. Мечников.

Нужно также отметить, что параллельно с созданием в западной философской традиции проекта философской антропологии в русской философии возникло оригинальное течение, которое было созвучно исканиям западных антропологов, а именно течение русского космизма. Здесь акцент был сделан не столько на описании сущности человека, сколько на выявлении неразрывной связи человека с природой, органического единства со всем Космосом. Развитию и распространению космизма как специфического мировосприятия во многом способствовали достижения отечественного естествознания, в том числе и успехи в области физиологии и психологии. Именно идея тесной взаимосвязи человека с окружающей средой составляла оригинальную черту новых тенденций^ в исследовании человека физиологами и психологами второй половины XIX — первой половины XX века, прежде всего выраженную в попытках преодоления обособленности отдельных наук и поиске оснований для их синтеза. Безусловно, исследование этих тенденций необходимо как для? более-глубокого понимания идей русского космизма, так и для выработки современного целостного мировоззрения.

Таким образом, обращение к наследию отечественных физиологов и психофизиологов- представляется своевременным. Актуальность темы исследования определяется значимостью антропологического синтеза, выдвигаемого сегодня в отечественной философской антропологии1 в качестве приоритетного направления ее развития, что невозможно без взаимодействия конкретно-научного изучения природы человека с ее целостным философским постижением.

Степень разработанности проблемы. Антропологическая проблематика, поднимавшаяся в трудах русских физиологов, в частности, вопросы, касающиеся сущности человеческого сознания, сущности жизни, перспектив развития человека как биологического и социального существа, безусловно, нашла свое отражение в фундаментальных исследованиях русских философов (А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.Г. Шпета, Л.М. Лопатина, Б.В. Яковенко, С.Н. Трубецкого и др.); в трудах русских космистов (Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л. Чижевского и др.), а также получили развитие в современных работах И.И.Евлампиева, A.A. Ермичева, Ю.И: Ефимова, А.Ф. Замалеева, A.C. Казеннова, A.A. Корольковая С.К. Ломакина, A.CI Мамзина, Б.В. Маркова, В. Л:.Обухова, Г.Г. Оспанова, В.И. Стрельченко и др.

Научному творчеству русских физиологов второй половины XIX — первой половины XX вв. посвящен ряд исследований, среди которых особым образом следует выделить работы В.П. Зинченко, JI. Грэхема, В.А. Окладного, А.Н. Савостьянова, A.C. Батуева, Л.В. Соколовой, C.B. Каликанова, И.Е. Сироткиной, В.А. Пастухова,,С.М'. Резника1.

В, изучении собственно философско-антропологических воззрений отечественных физиологов- заслуживает особого- внимания исследование Д.А. Миронова' «Этико-антропологические воззрения русских физиологов второй-половины XIX века» (СПб., 2008). Однако в,данном диссертационном исследовании, внесшем существенный вклад в изучение научного творчества, русских физиологов, основной акцент сделан на рассмотрении этической-проблематики, философско-антропологические воззрения! русских физиологов.специально не исследуются:

Таким образом, предпринятый анализ литературы, посвященной» изучению- творческого- наследия* русских физиологов; позволяет с уверенностью сделать-вывод о том, что несмотря на возросший к концу 90-х гг. XX века интерес к антропологической проблематике' в отечественном! естествознании, комплексное изучение философско-антропологических воззрений русских физиологов не предпринималось, а разрабатываемая, в их

1 См.: Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. - 2004, № 4; Грэхем JI. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991; Окладной В.А. Возникновение и соперничество научных теорий. Свердловск, 1990; Савостьянов А.Н. Спор о человеке в русской науке: психофизиологическая проблема в медицине и экономике // Социокультурные исследования 1997 г. - Новосибирск, 1997; Батуев A.C., Соколова JI.B. Философия жизни в концепции A.A. Ухтомского // Биофилософия. М. 1997; Каликанов C.B. Философское содержание учения A.A. Ухтомского о доминанте // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2003, № 1; Сироткина И.Е. Н.А.Бернштейн: годы до и после «Павловской сессии» // Репрессированная наука. JL, 1991; Пастухов В.А. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. СПб., 1998, Резник С.М. Мечников. М., 1973. трудах идея целостной природы человека до сих пор не получила освещения в исследовательской литературе.

Объект исследования — комплекс идей отечественных, физиологов и психологов второй половины XIX — первой половины XX веков в их связи с достижениями естествознания этого периода и в контексте развития русской философско-антропологической мысли.

Предмет исследования - развитие воззрений на целостную природу человека в, отечественной физиологической и* психофизиологической, мысли второй половины XIX - первой половины XX веков.

Цель и задачи. исследования. Основная цель данного диссертационного исследования- заключается в том, чтобы раскрыть эволюцию воззрений на целостную природу человека- через выявление специфики ее понимания в отечественной физиологической, и психофизиологической мысли- второй половины XIX - первой половины XX веков.

Достижение поставленной цели- предполагает решение следующих задач: выявить специфику взаимосвязи духовного и телесного в человеке в-философско-антропологических воззрениях Н.И. Иирогова;

• определить особенности механистического, понимания целостной природы человека в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, A.A. Ухтомского;

• раскрыть значение для» эволюции механицизма в воззрениях отечественных физиологов второй половины XIX — первой половины XX веков синтеза естественнонаучного и философско-антропологического подходов в исследовании человеческой психики;

• рассмотреть понимание целостной природы человека как основание для выявления перспектив усовершенствования человеческой жизни в трудах И.И. Мечникова и В.М. Бехтерева;

• раскрыть эволюцию понимания целостной природы человека через преодоление крайностей механицизма и объективизма в теории функциональных систем П.К. Анохина;

• дать анализ учения о «живом4 движении» как основы целостности человека в антропологических построениях H.A. Бернштейна;

• реконструировать учение JI.C. Выготского о человеке как динамической и диалектической целостности;

• рассмотреть деятельностную концепцию человека C.JI. Рубинштейна как основание целостной философской антропологии.

Теоретические источники и методологическая основа» исследования: В' основе данного исследования лежит междисциплинарный интегративный философско-антропологический подход, обусловивший характер источников диссертации. В4 соответствии с целью диссертации это, прежде всего, труды русских физиологов и психофизиологов: Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, A.A. Ухтомского, И.И. Мечникова, В.М. Бехтерева, П.К. Анохина, H.A. Бернштейна, работы советских психологов - JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др.

Стремление к более полному и глубокому пониманию философско-антропологических идей русских физиологов стало причиной обращения к широкому контексту отечественного философско-антропологического дискурса. В частности, теоретическими источниками работы выступили труды А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Г.Г. Шпета, JI.M. Лопатина, Б.В. Яковенко, С.Н. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, М.М. Бахтина и др.

Кроме того, в работе использованы исследования по философской антропологии в ее теоретическом и историческом аспектах (прежде всего, это труды A.C. Мамзина, Б.В. Маркова, В.Л. Обухова и др.), по истории русской философии (работы И.И. Евлампиева, A.A. Ермичева, А.Ф. Замалеева, В.В. Зеньковского и др.), а также работы отечественных специалистов по истории физиологии и психологии (особо следует выделить труды В.П. Зинченко, Л. Грэхема, В.А. Окладного, А.Н. Савостьянова,

A.C. Батуева, Л.В. Соколовой, C.B. Каликанова, И.Е. Сироткиной,

B.А. Пастухова, С.М. Резника).

Концептуальные положения диссертационной работы выработаны посредством комплексного применения ряда научно-исследовательских методов. В качестве исходных методологических принципов? диссертации, заданных самим предметом анализа, следует выделить принцип историзма, обеспечивающий единство исторического и логического; принципы системности и целостности, детерминирующие объективность понимания научных и историко-философских процессов. В работе использованы методы сравнительного и структурного анализа, метод компаративистики, позволяющий на основе сравнения выделить общее № особенное в^ антропологических представлениях отечественных физиологов.

Научная новизна^исследования состоит в-том, что:

• раскрыта эволюция воззрений на целостную природу человека от целостности человека как философской интуиции Н.И! Пирогова' через механицизм и объективизм павловской школы к диалектическому синтезу как основанию понимания целостности человека в работах П.К. Анохина, H.A. Бернштейна, Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна;

• на примере антропологической концепции Н.И. Пирогова показаны продуктивные возможности синтеза философских интуиций и эмпирических исследований для постижения,целостной природы человека; выявлен механизм формирования в- рамках объективизма физиологических теорий И.М. Сеченова, И*.П». Павлова, A.A. Ухтомского механистического понимания целостной природьь человека, обусловивший его специфику;

• определена связь между пониманием целостной природы, человека И.И. Мечниковым и В.М. Бехтеревым и обозначенными в их трудах перспективами усовершенствования человеческой жизни;

• показано, как исследование динамических характеристик бытия человека в его деятельностной связи с внешней средой в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, H.A. Бернштейна и С.Л. Рубинштейна приводит к преодолению крайностей механицизма и редукционизма и постижению человека как динамической и диалектической целостности;

• определены перспективы дальнейшей эволюции воззрений на целостную природу человека в рамках деятельностной концепции человека

С.JT. Рубинштейна, способной стать основанием целостной философской антропологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Всестороннее и комплексное исследование трудов отечественных физиологов и психологов второй половины XIX — первой половины XX веков показывает, что особенности понимания целостной природы человека обусловлены оригинальным синтезом естественнонаучных и философско-антропологических знаний.

2. Заложенное Н.И. Пироговым и развитое в дальнейшем в рамках физиологического и психофизиологического знания понимание целостной природы* человека следует считать, более продуктивным, для: адекватного выражения сущности человеческого- бытия, чем спиритуалистические1 концепции, сводящие человека к чистому духу, и* материалистические концепции, полностью' подчиняющие духовную« сферу человека телесным процессам.

3". Целостная природа человека существенным образом определяется пониманием связи человека и окружающей' среды. Анализ трудов отечественных физиологов позволяет говорить об имевшей место преемственности: от постановки И.М. Сеченовым вопроса о необходимости преодоления традиционного для философии метафизического представления, о независимости человека от окружающей материальной среды до утверждения на основе павловского учения* об условном рефлексе принципа органической «встроенности» живых организмов, в том числе человека', в окружающую среду. Редукционизм И.П. Павлова преодолевается в учении A.A. Ухтомского о психологической доминанте, где акцентируется внимание на свободной, активной и творческой роли человеческого сознания во взаимодействии со средой.

4. Дальнейшее развитие предложенный физиологами принцип единства организма со средой получает в теории функциональных систем (П.К. Анохин) и учении о «живом движении» (H.A. Бернштейн), что приводит к критике абсолютного детерминизма и механицизма, имевших место в описании поведения человека, и углублению понимания формирования и функционирования человека как сложно организованной целостности.

5. Трактовка сознания как динамической смысловой системы, представляющей единство волевых и интеллектуальных процессов, обусловленных прежде всего формами практической^ деятельности позволяет, Л.С. Выготскому преодолеть две существовавшие тенденции: с одной стороны, понимание психических явлений как недоступных объективному познанию, с другой - механицизм физиологических учений.

6. Разработанное С.Л. Рубинштейном понимание целостной природы человека на основе утвержденного им принципа неразрывной' связи всех элементов психики и сознания в структуре целостной деятельности человека не только позволяет говорить о сложившейся в трудах, мыслителя оригинальной деятельностной концепции человека, но и о возможности формирования в рамках психофизиологического знания- основ, целостной философской антропологии.

Теоретическая' значимость диссертации состоит в-, том, что результаты настоящего исследования, раскрывая эволюцию» воззрений отечественных физиологов- на природу человека, углубляют понимание его целостной1 природы, что может быть использовано как для дальнейшего изучения философско-антропологических идей отечественных физиологов и психологов, так и дляг осмысления-антропологической проблематики в »целом. Раскрытые в работе возможности междисциплинарного антропологического синтеза, выраженного через единство философского и естественнонаучного дискурсов, существенно обогащают современную философскую антропологию, обеспечивая ее тематическое и терминологическое обновление.

Практическая значимость результатов исследования? обусловлена. возможностью использования материалов и выводов исследования в преподавательской деятельности при подготовке методических материалов и чтении как общих курсов по философии, философской антропологии и истории русской философии, так и спецкурсов по психологической и педагогической антропологии на гуманитарных и естественнонаучных факультетах. Существенные аспекты работы могут быть учтены при разработке курса по истории и философии науки для аспирантов.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации изложены в ряде публикаций, а также были представлены и обсуждались в ходе различных научных конференций, среди которых V Российский философский конгресс (Новосибирск, 25- 28 августа 2009); международная научно-практическая конференция «Философия в XXI веке: итоги и перспективы» (СПб., 30 мая - 01 июня 2006); международная научная конференция XIII Царскосельские чтения (СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 21 -22 апреля 2009); международная научная конференция XIV Царскосельские чтения (СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 20-21 апреля 2010) и др.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Гладнева, Елена Викторовна

Заключение

Исследуя природу человека, его сознание, мышление, деятельность, природу психического в единстве естественнонаучного и философского подходов, русские физиологи и психофизиологи стремятся к выработке некой глобальной антропологической концепции (приобретающей по сути в каждом из учений самобытные черты, но в то же время сохраняющей преемственность), претендующей на универсальное знание о человеке и мире, где бытие человека диалектически обособлено-слито с бытием мира. И здесь, в контексте всех споров об объективном и субъективном в человекознании, зависимости сознания от среды, на наш взгляд, следует процитировать статью В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили, посвященную проблеме объективного метода в психологии: сознательная жизнь человека есть «.целое и в конечном счете порождение человеческой личности. Именно последнее является главным предметом и объяснительным принципом психологической науки. Иначе может получиться так, что мы научимся понимать в психике все что угодно, но перестанем в отличие от художников, писателей, старых мудрецов-афористов понимать человека» [48: с.71].

Научное творчество русских физиологов XIX - первой половины XX века, выдвинувших ряд важных идей, существенно обогатило отечественный философско-антропологический дискурс, основной тенденцией которого становится (так же как и на Западе) комплексный характер, когда естественнонаучная антропология дополняет философские концепции человека.

Целостную антропологическую концепцию создал Н.И. Пирогов. Подчеркивая связь человека с окружающей реальностью, Пирогов считал основой индивидуального «я» человека не разум, а чувства, ощущения. Именно с уровнем ощущений он связывал функционирование мозга и всего телесного механизма. Начало разума в человеке Пирогов объясняет как проявление, модификацию в индивидуальной и конечной форме мирового разума, всеобщего начала, которое не требует для своего существования никакого телесного органа, являясь столь же основополагающим, как материальное начало мира. При этом и материю Пирогов, мыслит не как косное начало, а как творческое начало жизни. Именно через взаимодействие материального начала жизни и мирового разума Пирогов» объясняет все особенности индивидуального бытия человека. Его антропологическая? концепция оказывается более гибкой, чем спиритуалистические или материалистические концепции, сводящие человека к чистому духу или же полностью подчиняющие духовную сферу телесным процессам.

Физиологическая школа исследования высшей нервной деятельности была основана И.М. Сеченовым; хотя Сеченов понимает человека в духе откровенного редукционизма (в его трудах мышление человека почти без остатка сводится к системе чувственных образов, а поведение — к простейшему рефлексу, полностью определяемому действием внешней среды на человека), в его исследованиях появляется ряд принципов, очень важных для развития философско-антропологического знания. К этим принципам относится, во-первых, признание тесной взаимосвязи человека с окружающим миром, во-вторых, установление тесных взаимосвязей между духовной (психической) и материальной (физиологической) сферами личности и, в-третьих, полагание единства сознательных и бессознательных психических актов. И.П. Павлов, выдвинувший на первый план в объяснении поведения животных и человека понятие условного рефлекса и стоявший на

133 позициях механистического детерминизма, отвергающего понятие свободы и субъективности вообще, в то же время еще более глубоко разработал принципы органической «встроенности» живых организмов, в том числе человека, в окружающую среду, с одной стороны, и принцип понимания живого организма как целостности, с другой. Третий представитель этой школы A.A. Ухтомский преодолел прямолинейный редукционизм своих предшественников и обратил внимание (через введенное им понятие психологической доминанты) на свободную, активную и творческую роль человеческого сознания во взаимодействии со средой. В этих представлениях Ухтомский сближается' с течением русского космизма. В; творчестве А.А.Ухтомского научный и философско-психологический подходы органично дополняют и обогащают друг друга: первоначально введенное Bt физиологии понятие доминанты в записках Ухтомского преобразуется* в важнейшее философское понятие, философско-антропологический принцип, посредством которого возможно осмыслить отношение человека к миру. Доминанта понимается Ухтомским как система внутренних импульсов активности человека, которые определены прежде всего его системой ценностей, а не внешней реальностью.

Говоря об, антропологических взглядах И.И'.Мечникова и В:М.Бехтерева, следует подчеркнуть! их близость к представлениям русских космистов. Полагая, что в целом вся живая природа гармонична, Мечников признает человека одним из самых дисгармоничных существ, не способных в своей жизни реализовать заложенные в нем природой потенции. Однако прогресс научного познания должен привести к установлению основных причин дисгармонии человеческого бытия, а затем и к их устранению, т.е. к приданию человеческой жизни совершенного характера. Реализация этой задачи приведет к радикальному изменению и индивидуальной и общественной жизни человека. Прежде всего это скажется на повышении значения старости, которую в таком случае следует понимать в качестве наиболее ценной части человеческой жизни, и приведет к устранению страха смерти. На место страха смерти должен, полагает Мечников, прийти своеобразный инстинкт смерти — добровольное и спокойное приятие смерти.

В.М. Бехтерев, стоявший на позиции комплексного изучения человека в его целостности как сложного духовно-душевно-телесного бытия, развивает рефлексологию и идеи глубинной космической «встоенности» человека в природу посредством универсальных законов органического и неорганического мира, важнейшим из которых является закон1 сохранения энергии. Бехтерев говорит о существовании тесных взаимосвязей- между духовной; материальной и- социальной сферой- личности. Идеи В:М. Бехтерева следует рассматривать» в общем4 русле- развития-1 русской философско-антропологической мысли- второй половины XIX- начала XX вв. (в том числе русского космизма).

Антропологические идеи, развиваемые русскими физиологами второй' половины XIX - первой половины XX века, нашли свое отражение и трансформировались в контексте развития советской психофизиологической-школы, и здесь, мы можем говорить (весьма условно)- как о творчестве непосредственно физиологов (в рамках данного диссертационного исследования были-проанализированы работы П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна), так и тех, кто стоял у истоков формирования; советской» психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).

Естественнонаучное творчество П.К. Анохина неразрывно связано с философской, философско-антропологической рефлексией, с антропологическим синтезом, который невозможен без сочетания' естественнонаучного и философского осмысления мира и человека. Теория функциональной системы П.К. Анохина по сути — новая теория жизнедеятельности человека, представляющего, как и все остальные живые существа саморегулирующуюся систему, взаимодействие компонентов которой направлено на достижение максимально полезных приспособительных результатов. Так же как и у Павлова, в физиологической

135 концепции Анохина человек глубоко «вписан» в окружающую среду, однако Анохин выступает против крайне «механистического» подхода к бытию человека. На наш взгляд, проблему соотношения» научного- творчества И.П.Павлова и П.К.Анохина следует рассматривать не как полное опровержение учеником теории учителя, а скорее как ее диалектическое развитие, когда отрицание является необходимым моментом развития. Согласно теории функциональных систем, предложенной) П.К.Анохиным, целостность организма и модусы его взаимодействия со средой раскрываются на множестве'системных уровней от протоплазмы, до высшей нервной^ деятельности. Человек включен в. пространственно-временной' континуум, «биологическим, экраном» которого является нервная- система, благодаря чему человек способен- «объять» весь, внешний- мир, процессы, происходящие- в нервных клетках отражают масштабные процессы-Вселенной.

Научная' деятельность H.A. Бернштейна преимущественно посвящена попыткам создать целостную психофизиологическую! систему на основе теоретического • осмысления и эмпирического анализа естественных и патологических движений, человека. Для' Н.А.Бернштейна двигательная активность человека является глубинной основой- для- понимания детерминации человеческого поведениям Критика рефлексологии Бернштейном, (так же как и у П.К.Анохина), связана прежде всего с пониманием недостаточности понятия условного рефлекса, что демонстрируется им (с привлечением, богатейшего эмпирического и теоретического материала)- на примере теории движения. Движение, по Бернштейну, - сложнейший процесс, «живое существо», включающее интеллектуальную составляющую, а не неизменное, простое, «точечное» событие.

На основе анализа философско-антропологических идей Л.С.Выготского с целью соотнесенности с проблемным полем русской физиологической школы можно сделать заключение о том, что само понятие рефлекса здесь гораздо

136 шире, нежели в научном творчества И.П.Павлова, и может быть раскрыто в контексте единства достижений рефлексологии (носящей, по мнению Выготского декларативный, а не системно-аналитический характер) и психологии. Поведение человека, по Выготскому, представляет сложную систему рефлексов, направленную на активное преобразование среды. Поведение человека носит характер борьбы, глубоко диалектичного процесса между миром и человеком и внутри самого человека. Человек, полагает Л.С.Выготский, - это неосуществившиеся возможности, которыми* он полон каждую- минуту.

В творчестве С.Л.Рубинштейна был преодолен1 характерный, для; советской психологической школы, механицизм в. понимании гчеловека и его-связи с миром; физиологический и психологический^ подходы были» органично- дополнены философским* пониманием человека. При этом главным принципом психологического понимания человека оказывается принцип неразрывной связи всех элементов психики и сознания в структуре целостной деятельности, осуществляемой человеком. В своих поздних философских трудах Рубинштейн преобразует прямолинейную физиологическую идею о зависимости сознания- от среды в сложную диалектико-антропологическую концепцию, в которой человек- оказывается «самосознанием мира»; сложно взаимодействуя^ с миром, человек своей деятельностью обуславливает не только собственное свободное развитие, но и свободное развитие всего мира. Взгляды. Рубинштейна на человека учитывают некоторые моменты современных ему западных концепций — в частности экзистенциализма. Таким образом, следует заключить, что:

1. Особенности понимания целостной природы человека в трудах отечественных физиологов определяются рядом концептуально важных антропологических положений, посредством развития которых постулируется идея целостности. К ним относятся признание единства человека с окружающим миром, установление тесных взаимосвязей между духовным и материальным началами в человеке, выявление перспектив

137 существования человека как биологического, социального, духовного существа. За человеком (человечеством) признается* стремление к бесконечному совершенствованию, с которым связана постановка проблемы сущности жизни и смерти.

2. Выявление специфики понимания целостности человека в творчестве отдельных ученых позволяет говорить об эволюции воззрений на целостную природу человека как единой антропологической тенденции развития физиологической и психофизиологической мысли второй половины XIX -первой половины- XX веков, от целостности человека^ как философской интуиции. Н.И. Пирогова через- механицизм и объективизм павловской школы к диалектическому синтезу как основанию понимания- целостности человека в работах П:К. Анохина, H.A. Бернштейна, JI;G. Выготского № C.JI. Рубенштейна.

3. Деятельностная-концепция, человека, нашедшая* свое завершение в, поздних трудах Рубенштейна, может быть рассмотрена- как наиболее продуктивный синтез физиологического, психологического и. философского-подходов к человеку. Понимание природы человека как динамической и-диалектической целостности преодолевает метафизическую ограниченность и спиритуалистических концепций, сводящих человека к чистому духу и утверждающих его независимость от окружающей материальной среды, и отрицающих специфику духовного в человеке механистических материалистических концепций органической встроенности человека^ в окружающую среду.

4. К середине XX века отечественная психофизиология, претендуя на универсальное знание о человеке и мире, вплотную подходит к выработке глобального антропологического учения, способного стать основанием целостной- философской антропологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гладнева, Елена Викторовна, 2010 год

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. -СПб. и др. : Питер : Питер бук, 2001. - 282 с. : ил. ; 24 см. - (Мастера психологии). - ISBN 5-272-00315-2.

2. Анохин П.К. Философские аспекты» теории1 функциональной системы //Избранные труды. -М.: Наука, 1978. 400 с. - С. 5-42.

3. Анохин П.К. Принципиальные вопросьь общей теории функциональных систем // Философские аспекты теории функциональной системы : избранные труды. М.: Наука, 1978. - 400 с. - С. 49-62.

4. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Философские аспекты теории функциональной системы избранные труды. -М.: Наука, 1978. 400 с. — С. 7- 125.

5. Анохин П.К. Павлов И.П. Жизнь, деятельность, научная школа». M.-JL, 1949.-С. 349.

6. Батуев A.C., Соколова JI.B. Философия жизни в концепции A.A. Ухтомского // Биофилософия. М.: ИФРАН, 1997. - 264 с. - ISBN 5-20101930-7.

7. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985 -М.: Наука, 1986.

8. Бергсон А. Собрание сочинений : В 4 т. : Пер. с фр. /Авт. предисл. И.И. Блауберг, с. 6-44. М. : Моск. клуб, 1992-. - 22 см. - (Библиотека Московского клуба). - ISBN 5-7642-0005-9.

9. Бернштейн H.A. Современные искания в физиологии нервного процесса. Под ред. И.М. Фейгенберга и И.Е. Сироткиной. — М.: Смысл. 2003. — 320 с. .-ISBN 5-89357-132-0.

10. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.-С. 373-392 .- ISBN 5-02-005234-5.

11. Бернштейн H.A., Психология ощущений и восприятия / Н.А.Бернштейн, P.C. Вудвордс, К. Коффка. Москва : ACT : Астрель, 2009, 688 с. - ISBN 9785-271-24169-7.

12. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999 . - 256 с. - ISBN 5-89329-065-8.

13. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В М. Избранные работы по социальной психологии М.: Наука, 1994. - 400 с. - ISBN 5-02013392-2.

14. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема // Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999 . - 256 с. - ISBN 5-89329-065-8.

15. Бехтерев В.М. Будущее психиатрии. Введение в патологическую рефлексологию / В: М. Бехтерев ; РАН. СПб. : Наука, 1997. - 330 с. - ISBN 502-026083-5.

16. Бехтерев В.М. Избранные произведения (статьи и доклады), М., 1954. -527 с.

17. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 480 с. -ISBN 5-02-013392-2.

18. Бехтерев В.М. Психологическое определение личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000 476 с. -ISBN 5-8046-0170-9.

19. Мьпнление и речь : психологические исследования / Л. С. Выготский ; ред. В. Колбановский. М. ; Л. : Соцэкгиз, 1934. - С.5-361.

20. Выготский Л.С. История^ развития высших психических функций / Гл. ред. A.B. Запорожец // Собр.- соч. : В 6 т. М. '. Педагогика, 1983; - т. 3 . -С. 53-28.

21. Выготский Л;С. Избранные психологические исследования. М.: Академия педагогических наук, 1956. - 509 с.

22. Выготский С.Л. Сознание как проблема психологии поведения. Методиках рефлексологического и психологического; исследования / Гл. ред. A.B. Запорожец' // Вопросы-теории и истории психологит Собр. соч:.: Bi6'T. М.

23. Педагогика, 1982, с. 78-99, т.1.- С.44-66.

24. Выготский! С.Л; Инструментальный метод в психологии //Вопросы; теории?и?историишсихологии; Собр: соч. : В б т. М. : Педагогика, 1982, -т. 1. - С. 103-109:

25. Выготский С.Л. Психика, сознание, бессознательное // Вопросы теории и истории психологии. Собр. соч. : В 6 т. Мг. : Педагогика, 1982, - т.1. - С. 132: -168

26. Гачева А.Г. Проблема человека в философии Н.Ф. Федорова // Народ и интеллигенция: Материалы круглого стола, 18 нояб. 1989г. / Центр. Дом пропаганды и обществ: инициатив ВООПИК, Творч. об-ние Собор. Москва : Собор, 1990. - С. 51-77.

27. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л;, 1989.-743 е.,- ISBN 5-288-00112-Х.

28. Грэхем Л. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе: пер: с англ. / Л.Г. Грэхэм. М.: Политиздат, 1991*. -480с.

29. Достоевский Ф.М. Поли: собр. соч. в 30-ти Т.Т., т. 24, с. 49-50

30. Ефимов Ю.И. Человеческий фактор и культура/Под ред. В:Д: Комарова ; АН СССР, Ленингр. каф. философии. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989: -190, 2. с. -ISBN 5-02-027168-3.

31. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : Учебное пособие для психологических специальностей и направлений вузов / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. Москва. : Гардарики, 2001. - 622 с. -(PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS). - ISBN 5-8297-0093-Х.142

32. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии : учеб. пособ. для вузов / Александр Фазлаевич Замалеев. СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995. - 338 с. - ISBN 5-288-01518-Х.

33. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. / В.В. Зеньковский; Сост. В.А. Поляков. Л. : Эго и др., 1991 -. 896 с. - ISBN 5-7042-0432-5.

34. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология : (К 125 -летию со дня рождения) / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 2000. - № 4. - С. 79-97.

35. Зинченко В.П. Физиология и психология активности // H.A. Бернштейн Современные искания в физиологии нервного процесса. /Под ред. И.М. Фейгенберга» к, И.Е. Сироткиной. — М.: Смысл. 2003. — 320 с. ISBN 589357-132-0.

36. Зинченко В:П. Слово о С.Л.Рубинштейне : (к 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна) //Вопросы психологии.- 1999.- № 5 С. 107-129.

37. Зинченко В.П. Человек развивающийся : Очерки рос. психологии / В. П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. 2-е изд., уточн. и доп. - Москва : Тривола, 1994. -333 с.-ISBN 5-88415-004-0.

38. Зинченко В.П. Мамардашвили М.К Проблема объективного метода в психологии //Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2004.- № 1.- С. 45-71.

39. Иванов Ю.Г. Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филос.н. : Спец. 09.00.11 / Иванов Ю.Г. ; Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана. М., 2000. - 19 с.

40. Ильин И. А. Собрание сочинений : В Ют. / И. А. Ильин ; Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М. : Рус. кн., 998. - 20 см. - т.З, с 337-338 - ISBN 5-26801393-9.

41. Исланова H.H. Формирование биоэтического мировоззрения: аспекты методологии : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филос.н. : Спец. 09.00.11 / Исланова H.H.; Казан, гос. ун-т. Казань, 2000.143

42. Маслин M.А. История русской философии // Редкол.: Маслин М.А. и др. М.: Республика, 2001. 639 с. - ISBN 5-250- 01811-4.

43. Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Петрополис, 1996. - 415с. - Библиогр.х.406-415. - ISBN 5-86708-073-0.

44. Казеннов A.C. Антропологическая основа организации общества и государства Текст. : монография / А. С. Казеннов ; ЛГУ им. A.C. Пушкина. -СПб. : ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2009. 296 с. - Библиогр.: с. 277-293. - 300 экз. - ISBN 978-5-8290-0947-2

45. Каликанов C.B. Философское содержание учения A.A. Ухтомского о доминанте // Вестник Московского университета: Серия 7: Философия. № 1>. -2003.- С. 106-122.

46. Квасов Д.Г., Федорова-Грот А.К. Физиологическая школа И.П:Павлова. Л.: Наука, 1967. 299 с.

47. Купалов П.С. Учение о рефлексе- и рефлекторной деятельности и перспективы его развития // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и-психологии. М-., 1963. - С. 151.

48. Леонтьев А.И., Лурия А.Р. Психологические воззрения С.Л.Выготского // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Академия педагогических наук, 1956.- С. 4-39.

49. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л;С. Выготского. // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С. 108-124.

50. Лосский Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. Москва : Прогресс, 1994. - 457 с. - (Библиотека журнала "Путь"). - ISBN 5-01-003879-X.

51. Лохов С.А. Феномен тела как проблема философской антропологии : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филос.н. : спец. 09.00.13 / Лохов Сергей Александрович ; МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2003. - 24 с.

52. Мамзин A.C. Биология в системе культуры Текст. : Учебное пособие для вузов по биологическим, философским и культурологическим специальностям / А. С. Мамзин. СПб. : Лань, 1998. - 155, 1. с. - ISBN 58114-0118-3.

53. Мамзин A.C. О научном и философском^ значении» учения А.А.Ухтомского // Развитие учения А.А.Ухтомского в современной российской физиологии и психологии. /В соавт.у. СПб., 2000. 187 c.-ISBN 5288- 02715-3.

54. Марков Б.А. Философская'антропология,- СПб.: Питер, 2008. 349 с. -ISBN 9785469015260.

55. Мечников И.И. Этюды о природе человека Текст. : редкая книга / И: И. Мечников; Этюд о естественной смерти и предисл. проф. Н. А. Умова. - 2'-q изд., доп. новыми главами. - М. : Научное слово, 1905. - X, 246 с. : ил.

56. Мечников И.И. Этюды оптимизма Текст. / И: И. Мечников; Послесл. и примеч. А. А. Тишкова. М. : Наука, 1987. - 327, 1. с.

57. Миронов Д.А. Этико-антропологические воззрения русских физиологов второй половины XIX века, автореф. дис. нахоиск. учен, степ., канд. филос. наук, специальность 09.00.05 «Этика»- 2008. 28 с.

58. Миронов Д.А. Этико-антропологические воззрения И.М.Сеченова / Д. А. Миронов//Известия РГПУ им А.И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2007

59. Миронов Д. А. Мастер и профессионал в медицине. Смена дискурса / Д. А. Миронов //Нева. 2009. - № 7. - С. 161-166.

60. Обухов В. JI. Основы человековедения. Человек как макрокосм / В; JT. Обухов и др. СПб: Химиздат, 2001. 272 с. - ISBN 5-93808-031-2

61. Окладной В.А. Возникновение и соперничество научных теорий / В. А. Окладной. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та; 1990. - С.160-171

62. Павлов И.П. Естествознание и мозг / И. П. Павлов Госмедиздат УССР, 1953. - 23 с.

63. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов; ред. и ст.Быкова К. М; Л:: Академия^ 1949; - С.17-34. ;

64. Павлов И.П. Рефлекс свободы / И. П; Павлова СПб;: Питер, 2001. -432с. -ISBN 5-318-00280-3

65. Павлов И.П. Pro et contra: Антология / И.П.Павлов СПб.: РХГИ, 1999. -800 с.79; Пастухов В. А. И.М. Сеченов и И.П. Павлов / В .А., Пастухов; Рос. акад. наук, Ин-т физиологии им. И.П. Павлова:.- СПб;: РИК "Культура". С.-Петерб. отд-ние, 1998. 80 с.

66. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: МП А, 1994. -680 с. - ISBN 5-879-77019-2.

67. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / Н. И. Пирогов. -Иваново, 2008.-427 с.- ISBN 978-5-903595-26-6.

68. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию: пер. с нем. / X. Плеснер. М.: РОССПЭН, 2004. - 367 с, -(Книга света). - ISBN 5-8243-0510-2 (в пер.)

69. Подорога В.Я. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В. Я. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. - 341 с. - ISBN 588059-0062;

70. Радищев, А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения / Радищев А.Н.; ред.Щипанов И.Я. М.: Госполитиздат, 1952. — 676 с.

71. Резник С. Мечников / С. Резник. М.: Молодая гвардия, 1973. - 366 с.

72. Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. JI. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957.-328 с.

73. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Мир и человек / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003. 512 с. - ISBN 5-318-00720-1

74. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования / С. JI. Рубинштейн. М.: 1958. - С. 21.

75. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: 1959.-355 с.

76. Рубинштейн C.JI1 Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М., 1973. - С. 22-24

77. Русакова Е.А. Философско-этические проблемы биомедицинских исследований: Автореферат дисс. на соискание степени канд. филос. Наук / Е. А. Русакова. Саранск, 2002.- 17 с.

78. Савостьянов А.Н. Спор о человеке в русской науке: психофизиологическая проблема в медицине и экономике / А.Н. Савостьянов // Социокультурные исследования 1997 г. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. — С.131—140 .

79. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1974. 279 с.

80. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. -П. Сартр // Сумерки богов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. - С. 319-345

81. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / АН СССР; И. М. Сеченов. -М.: Академия наук, 1961. 100 с.

82. Сеченов И. М.Элементы мысли / И. М. Сеченов. СПб.: Питер, 2001. -402, 2. с. - (Психология-классика). - ISBN 5-318-00164-5.

83. Сироткина И.Е. От реакции к живому движению: H.A. Бернштейн в Психологическом институте 1920-х гг. /И. Е. Сироткина // Вопросы психологии. 1994. - № 4 - С. 16 - 28.

84. Соловьев В. С. Сочинения: В 2-х т. Т. 2 / В. С. Соловьев ; Сост. и общ. ред. А.ВХулыгин, А.Ф.Лосева. 2-е изд. - М. : Мысль, 1990. - С.552 .

85. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания /С. Н. Трубецкой // Сочинения. -М.: Мысль, 1994. 816 с. - ISBN 5-244-00578-2.

86. Ухтомский A.A. Доминанта как рабочий принцип нервных центров / Ухтомский A.A. // Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб.: 2002. -С. 37.

87. Учение А.А.Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология: Сб. научных трудов АНСССР, отделение физиологии / под ред. A.C. Батуева и др. Л.: Наука, 1990.

88. Федоров Н.Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федоров. — М.: Эксмо, 2008. 752 с. - ISBN 978-5-699-28019-3;

89. Федоров Н.Ф. Pro et contra / H. Ф. Федоров. СПб.: РХГИ, 2004.- ISBN 5-268-00415-8.

90. Франк С. JI. Пирогов как, религиозный мыслитель / С. JI. Франк // Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. - С. 344.

91. Ш. Хавинсон В. X. Развитие идей И. И. Мечникова в работах по пептидной регуляции старения: серия изданий по.истории Нобелевского» движения как социального феномена ХХ века / В. X. Хавинсон. СПб.: Гуманистика, 2008. -592 с.

92. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. / М. Хайдеггер. Москва: Республика, 1993. - 445,2. с. - (Мыслители XX века); -ISBN 5-250-01496-8

93. Хализев В.Е. Нравственная философия Ухтомского / В. Е. Хализев // Новый мир. -1998 № 21

94. Хализев В.Е. Учение A.A. Ухтомского о доминанте и ранние работы М.М. Бахтина / В. Е. Хализев // Бахтинский сб. Вып. 2: Бахтин между Россией и Западом. М., 1991.

95. Хуземанн Ф. Образ человека„ как основа искусства врачевания / Ф. Хуземанн, О.Вольф. //Т. 1. Анатомия и физиология. — М.: Духовное познание, 2005.-288 с. ISBN 5-88000-106-7;

96. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной: сборник / К. Э. Циолковский. -2-е изд., доп. Калуга: Золотая аллея, 2001. - 383 с. - ISBN 5-7111-0324-5

97. Циолковский К.Э. Причина космоса. Воля Вселенной. Научная этика: монография / К.Э.Циолковский. М.: Космополис, 1991. - 89 с. - ISBN 57008-0007-1

98. Чаадаев, П. Я. Избранные сочинения и письма / П. Я: Чаадаев. М.: Правда, 1991. - 556 с.

99. Чукичев И.П. О единстве теоретических позиций И.П.Павлова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского. / И. П. Чукичев. М.: Советская Наука, 1956.-111 с.121.. Шаталова Г.С. Философия здоровья / Г. С Шаталова: М.: Елен, и К., 1997.- 156 с.

100. Шаталова Г.С. Здоровье человека: философия, физиология, профилактика;/ Г. С Шаталова. М.: 1998. - 464 с.1231 Эткинд А. М1 Ещё о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты / А. М. Эткинд // Вопросы психологии. 1993. - № 4. - С. 37—55.

101. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М*. Шелер; Ред. А. В. Денежкин. Москва: Гнозис, 1994. - 490 с. - ISBN 5-7333-0447-2

102. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль / М. Г. Ярошевский. М.: 1981. - 392 с.

103. Ярошевский М.Г. Социально-философские проблемы науки и человека: (К 100-летию со дня рождения A.A. Ухтомского) / М. Г. Ярошевский // Вопросы философии. 1975. - № 5.

104. Ярошевский М.Г. Проблема мотивации поведения / М. Г. Ярошевский // Учение A.A. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология. Л.: 1990.

105. Ярошевский М.Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / М.Г. Ярошевский. С.-Петербург: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993. -300 с. - ISBN 5-86050-053-Х

106. Ярошевский М.Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. М., 1966. -С. 542.

107. Ярошевский М.Г. Репрессированная наука: сборник / М. Г. Ярошевский. СПб.: Наука. Вып. 2. - 1994. - С. 6-33. - ISBN 5-86050-062-9.

108. Baddeley A.D. The psychology of memory. NY: Basic, 1976.

109. Boring E.G. A History of Experimental Psychology. N. Y., 1957. - P. 562563.

110. BrozekJ., PongratzL.J. (Ed.). Historiography of modern psychiology. Hogrefe. Lewiston, N.Y., 1980

111. Graham L.R.The Soviet Academy Of Sceinces and the Communist Party, 1927-1932. Princeton, 1967. P. 116-118.

112. Graham L.R. What have we learned from the Russian experience, Stanford University Mess. Stanford, California. 1998 P. 59-67

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.