Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи: Философско-аксиологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бессонов, Евгений Георгиевич

  • Бессонов, Евгений Георгиевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 233
Бессонов, Евгений Георгиевич. Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи: Философско-аксиологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2006. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бессонов, Евгений Георгиевич

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы становления ценностных ориентиров современной молодежи.

1.1. Нравственно-эстетические ценности как основа духовной культуры личности молодого человека.

1.2. Влияние духовных ценностей на культуру личности.

1.3. Художественная культура в формировании ценностных ориентиров молодежи.

Глава 2. Модель формирования ценностных начал мировоззренческой культуры личности (на примере курсантов военно-морских учебных заведений).

2.1 Философско-теоретический анализ субъективных ценностей мировоззренческой культуры в процессе профессиональной подготовки военного специалиста.

2.2. Методологические основы модели мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи: Философско-аксиологический анализ»

Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика является актуальной для философии культуры и философской антропологии, ориентированных на выявление человеческого содержания культурных форм и социальных отношений. По системе ценностей можно судить не только о потребностях человека, но и о состоянии конкретного общества. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Специфика ценностного подхода в современной отечественной философии культуры определяется тем, что коренным образом изменились условия общественной жизни в России: возникли новые социальные и культурные институты, формируется новая нормативно-ценностная структура российского общества. Это непосредственным образом влияет на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и социальная неадаптивность - все это обусловливает специфический характер культурной самореализации молодого человека. Исследование молодежной культуры тесно связано со многими отраслевыми задачами общества - военными, массово-коммуникационными, демографическими задачами медицины и здравоохранения, морали, образования, формирования общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени, города и села, семьи, труда, управления, физической культуры, спорта. Поэтому исследование молодежной проблематики необходимо в контексте развития всего общества.

Значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса, поддержания целостности и единства общества актуализирует проблему ценностных установок, ориентации и культурных идеалов молодежи. Перспективы развития страны во многом зависят от философской позиции личности. Модернизационные процессы, быстрое внедрение в жизнь коммуникативного способа мышления особенно остро ставят вопрос культурного самоопределения человека. В этих условиях актуализируется, возрастает сложность воспитательной работы по формированию мировоззренческих позиций, духовной культуры.

В начале XXI века в современном российском обществе складывается сложная обстановка. Обусловлено это теми изменениями, которые произошли в нашей стране в начале 90-х годов прошлого столетия. Общество не смогло остановить продолжающееся обострение социальных и национальных конфликтов. Перед Россией встает проблема кризиса духовно-нравственных ценностей и социальных норм существования человека1. Кризис этот усугубляется, с одной стороны, тем, что он не в полной мере осознается органами управления, а с другой коммерциализацией самого

1 Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы). -М.,2001. - С. 128. культурного процесса, все более заметно отходящего от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам «массовой» культуры. В этих условиях духовно-нравственное воспитание, в первую очередь молодежи, является одной из первоочередных задач, стоящих перед современным российским обществом.

Духовность проявляется в общественном сознании. Нравственность, как сказано в словаре русского языка С.И. Ожегова, - это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» . Другими словами, под нравственностью мы понимаем внутреннюю устойчивость человеческих целей, намерений и задач, соответствующих целям и задачам общества, надежность человека в системе отношений. В духовно-нравственной сфере можно выделить такие основные направления, как культура личности, воспитание, образование. Именно кризис в этих трех направлениях и повлек за собой духовно-нравственный кризис общества.

Степень разработанности проблем, поднимаемых в диссертации. В современной науке достаточно прочно вошли в научный оборот такие понятия, как «нравственные ориентиры», «духовная культура», «нравственно-эстетическая культура», «мировоззренческая культура», и др. Это создает определенные предпосылки для изучения, научного обобщения и анализа на современном этапе развития науки не только понятия «культура»,

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1968. - С. 360. но и таких духовных феноменов как «ценностные ориентиры современной молодежи» и «мировоззренческая культура» личности.

На сегодня создан определённый научный фундамент для изучения названных актуальных проблем современных исследований. Учитывая это, обратимся к нескольким группам работ, которые могут быть выделены в соответствии с потребностями научного анализа ценностных ориентиров духовной культуры личности, мировоззрения личности, как показателей направленности духовных ориентиров современной личности.

Следует оговориться, что источников, касающихся данной проблемы в разных отраслях научного знания великое множество. Объём настоящей работы их не вместит, а поставленные задачи будут не выполнены. Поэтому автор выбирает наиболее фундаментальные труды, посвященные проблематике исследования, а также научные работы современных ученых, которые отражены в научных статьях, монографиях и диссертационных исследованиях.

К фундаментальным исследованиям проблемы отнесем труды таких известных ученых в данной области как, Н.А.Бердяев3, И.А.Илиьин4, М.С.Каган5, А.Ф.Лосев6, Н.О.Лосский7, В.Н.Сагатовский8, В.С.Соловьев9, и

3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

4 Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М., 1996.

5 Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М, 1974.; Его же: Философские теории ценностей СПб, 1997.

6 Лосев А.Ф. Из бесед и воспоминаний // Студенческий меридиан. - 1988. - № 8 - 12,

7 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы эстетики. - М., 1991.

8 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Авторский курс. 4.1: Введение: философия и жизнь. - СПб., 1997. 4.2: Онтология (Мир и Человек: укоренен ли человек во вселенной?). - СПб., 1999. др., которые внесли огромный вклад в изучение проблемы духовности человека, культуры, методологических основ становления и развития духовной культуры личности. Также необходимо остановиться на работах ученых, стремившихся анализировать данный феномен в военно-социальной области, таких как Г.А. Ашев10, А.В. Барабанщиков11, В.Д. Карандашов12, B.C. Лукашов13, В.П. Масягин14 и др.

К современным работам в области исследования можно отнести ряд работ ученых, которые пытаются осуществить преемственность фундаментальных философско-теоретических знаний на современном этапе развития философской науки. Это такие ученые как Н.В.Голик15, В.П.Леньшин16 Т.Г.Лешкевич17, А.И.Левин18, М.А.Маниковская19,

9 Соловьев B.C. Сочинения. Т. 1-2. - М., 1988.

10 Ашев Г.А. Культура воинской деятельности. - М., 1984.

11 Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура офицера. - М., 1985;

12 Карандашов В.Д. Социальная коммуникация как фактор формирования ценностных ориентации военнослужащих (философско-социологический анализ). - СПб., 1993.

1 Лукашов B.C. Методологическая культура личности: понятия, структура, пути формирования (наматериале подготовки военных инженеров): автореф. дис. . д-ра филос.наук. - СПб., 1999.

4 Масягин В.П. Военно-профессиональное самосовершенствование офицеров: сущность и содержание // Военная мысль. - 2005. - № 4.

15 Голик Н.В. Проблемы модернизации России // Философские науки. - 2004. - №11. - С.5-21.

16 Лепьшин В.П. Методологические подходы к исследованию методологии // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 80 - 91.

17 Лешкевич Т.Г. А нужны ли философии новые ценности? // Человек, философия, гуманизм: тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.): в 7 т. - Т.1: философия в духовной жизни общества. - СПб., 1997. - С. 64-67.

Левин А.И. Киноискусство как фактор формирования системы ценностей современного общества // Философские науки. - 2004. - № 1. - С. 5-18.

19 Художественная культура как система // Философские науки. - 2004. - №4. - С. 105126. лл

А.М.Сидоров , которые рассматривают проблематику становления и развития духовной культуры личности на современном этапе развития российского общества, обусловленном коренными изменениями в ценностных и идеалистических представлениях. Также можно проследить преемственность исследований в диссертациях и монографиях Т.В.Андряковой21, С.Ю.Гогерчак22, Н.Б.Маньковской23, Т.В.Степановой24, Л.И.Фесенковой25, Т.В. Черкасовой26.

Разработка современных аксиологических проблем, включающая в себя философско-теоретические аспекты развития духовной культуры в современной России началась с 90-х годов. Особо выделим публикации А.Я. Гуревича Б.С. Ерасова, А.П. Желобова, И.Н. Ионина, Г.В. Стельмашука. Кроме этого данная проблематика представлена в диссертационных лл

Сидоров A.M. Эстетическая теория и эстетическая идеология // Материалы всероссийской научной конференции 14 ноября 2003 года. - СПб., 2003. - С.144-147.

21 Андрякова Т.В. Мировоззрение молодежи в современной России: религиозный аспект: автореф. дис. . канд. филос. наук. - Архангельск, 2004.

22 Гогерчак С.Ю. Молодежь как феномен культуры: автореф. дис. . канд. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 2005.

23 Маньковская Н.Б. Эстетика на переломе культурных традиций / Ин-т философии РАН. -М., 2002.

24 Степанова Т.В. Множественность картин мира и мировоззрение: автореф. дис. . канд. филос. наук. - Самара, 2005.

25 Фесенкова Л.И. Жизнь как ценность // Ин-т философии РАН. - М., 2000.

26 Черкасова Т.В. Управление конфликтами в млодежной среде как социальная проблема: автореф. дис. . д-ра. филос. наук. - М., 2004. исследованиях О.В. Жуковой27, А.В. Сундеевой28, А.В. Хатченкова29, В.А. Волобуева30, Е.В. Полторакина31, Н.Е Хабибовой.32. и др.

Цель и задачи исследования. Среди многих компонентов становления личности современной молодежи является духовная культура личности.

Объектом исследования является духовная культура личности, а предметом исследования выступают ценностные ориентиры личности современного молодого человека, в том числе представителя воинской молодежи. Целью исследования является разработка философско-теоретических оснований ценностных ориентиров духовной культуры современной молодежи.

Одно из основных мест в духовной культуре занимают нравственно-эстетическая культура и культура мировоззренческая. Изучение процесса их взаимосвязи, поиск центрального звена, характеризующего сущность духовной культуры личности, тесное единство мировоззренческой и нравственно-эстетической культуры является главной теоретической проблемой данной работы. Для достижения цели исследования в диссертации поставлены следующие основные задачи:

27

Жукова О.В. Аксиологический аспект науки и образования: автореф. дис. канд. филос. наук. - Томск, 2000.

28

Сундеева А.В. Эволюция культуры в техноцептрическом обществе: автореф. дис. . канд. филос. наук. - СПб, 2001.

29 Хатченков А.В. Философско-методологический аспект оценочной деятельности: автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2000.

30 Волобуев В.А. Исследование искусства в западной эстетике: эволюция методологии: автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2001.

31 Полторакина Е.В. Аксиология глобализации современного социума: автореф. дис. . капд. социол. паук. - Ставрополь, 2001.

32 Философский анализ понятия «ценностные ориентации»: онтологический и гносеологический аспекты: автореф. дис. . канд. филос. наук. - Уфа, 2004.

1. Выявить влияние духовных (субъективных) ценностей и ценностных ориентиров на культуру личности.

2. Проанализировать нравственно-эстетическое развитие личности как основу духовной культуры человека.

3. Определить роль и значение художественной культуры и искусства для формирования ценностных ориентиров современной молодежи.

4. Произвести теоретический анализ ценностных ориентиров мировоззренческой культуры молодежи (на примере курсантов военно-морских учебных заведений).

5. Сформулировать методологические основы модели развития мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений.

Методология исследования. Методологической основой диссертации является метод конкретно-сравнительного анализа, принцип историзма. Диссертационное исследование базируется на совокупности взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах классиков отечественной философии, трудах современных ученых. Эмпирическую базу исследования представляет ряд конкретно-социологических исследований, которые проводились с курсантами Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С. Попова.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке и решении проблемы философско-теоретического исследования ценностных ориентиров духовной культуры личности молодого человека. Предполагается, что это может способствовать дальнейшему формированию и нового подхода к процессу становления базовых ценностей на современном этапе развития общества, который может производится посредством вычленения основ становления и развития ценностных ориентиров духовной культуры, их взаимосвязи с пониманием молодежью окружающего мира. Изучение таких понятий как «ценностные ориентиры», «духовная культура», «мировоззренческая культура» позволяет также ставить вопрос о введении в образовательный процесс новых комплексов, в которых будут учтены основные научные положения данной работы.

Более конкретно новизна исследования определяется характером постановки самой темы, целью и задачами, что проявляется в следующих аспектах:

1. Выделен и исследован основной блок понятий, необходимых для анализа ценностных ориентиров духовной культуры: «культура как ценность», «культура общества и культура личности», «духовная культура личности», «ценностные ориентиры», «эстетическое развитие», «мировоззренческая культура личности», «социальная идентичность молодежи» и др.

2. Определены теоретические положения, характеризующие воинскую молодежь как социокультурную группу.

3. Проанализированы духовно-нравственные процессы формирования и развития ценностных ориентиров современной российской молодежи, в том числе и курсантов.

4. Введены в научный оборот авторские материалы социологических исследований, позволяющие анализировать тенденции и противоречия процессов формирования ценностей и ценностных ориентиров современной молодежи.

5. Определено направление ценностных ориентиров мировоззренческой культуры в системе профессиональной подготовки курсантов военно-морских учебных заведений.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена последовательной реализацией методологических основ его проведения; корректным использованием современных методов исследования и обработки полученных результатов; опорой на эмпирический материал; отражением в научной печати полученных результатов; использованием в реальном педагогическом процессе военно-морского учебного заведения теоретических выводов и практических рекомендаций; апробацией результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовная культура молодежи определяется ценностными ориентирами, характерными для данного этапа развития общества.

2. Основой духовной культуры молодежи выступают исторические традиции и нравственно-эстетические ценности.

3. Модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений имеет конкретные теоретико-методологические основания.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа выявляет духовно-нравственные основы культуры молодежи и является базой для дальнейшего исследования в области изучения ценностных ориентиров личности. Автором теоретически обоснована модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсантов военно-морских учебных заведений на современном этапе развития Вооруженных сил России, что вносит значительный вклад в философскую антропологию и философию культуры. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выявить закономерности формирования ценностных ориентиров в развитии духовной культуры современной молодежи, в том числе военной. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки военных специалистов, в преподавании общих курсов по философии, философии культуры, в разработке учебно-методического комплекса «Этика и эстетика. Эстетическое воспитание военнослужащих», спецкурса «Мировоззренческая культура курсантов военно-морских учебных заведений».

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертации изложены на конференциях различного уровня: Международные конференции в рамках «Дней Петербургской философии» (СПбГУ 2002, 2003, 2004, 2005); III Российский общественно-научный форум «Формирование гражданского общества» (СПбГУ, 2003); Межвузовская научная конференция «История и тенденции развития науки на пороге 21 века» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003); Межвузовская научная конференция «Междисциплинарность в современной научной реальности» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004); 15-я межвузовская научно-техническая конференция «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов» (ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2004); отчет по научно-исследовательской работе «Методологические аспекты этического и эстетического воспитания курсантов психологического факультета» (шифр «Культура») (ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2004) XI Международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: современное состояние, перспективы, развитие» (СПб: Высшая школа народных искусств (институт), 2005).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бессонов, Евгений Георгиевич

Заключение

Духовное рождается и живет только в человеке; его содержание всегда уникально и неповторимо. Духовные ценности не могут быть приобретены никаким иным путем, кроме как собственным жизненным опытом и духовным трудом по их овладению. Воспитать человека как личность означает пробудить в нем духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту, миру ценностей.

Духовный опыт личности включает в себя опыт общения, опыт трудовой деятельности, опыт познания, чувственный опыт и многое другое. Почти пророчески звучат сегодня слова С.Л.Франка о том, что "мы страдаем не от избытка, а от недостатка духовной силы. Наша душа обнищала и изголодалась". И лишь нравственно-эстетические начала человека, те ценностные основания, которые восстановят его направленность на добро, сотворение блага, на прекрасное в мире, заставят его осознать то, что человек не одинок в этом мире, что его поступки влияют на окружающую его действительность и через нее возвращаются обратно к человеку. Только духовный опыт может открыть ему, что такое истинное знание и в чем состоит духовная культура и достоинство личности молодого человека.

Подлинная духовная культура там, где кончается действие личного, корыстного интереса и начинается действие общественного интереса, выражающегося в общечеловеческих ценностях. Ценности концентрируют в себе общечеловеческий позитивный родовой опыт и тем самым составляют основу жизнедеятельности людей.

Сущность человека не дана ему от рождения, а овладение этой сущностью составляет главное направление культурного развития. Нравственное начало человека и философско-эстетическое восприятие действительности играют ключевое значение в вопросе ценностных ориентиров современного общества, оказывают серьезное влияние на становление духовной культуры личности молодого человека.

Художественная культура непосредственно влияет на становление внутреннего мира личности, поэтому необходимо учитывать ее воздействие на формирование ценностных ориентиров молодежи, особенно в современном обществе, когда искусство становится фактически достоянием масс. Выделяя нравственно-эстетическое начало духовной культуры личности следует отметить и в нем главенствующую составляющую. А именно речь идет о взаимосвязи нравственного и эстетического - об искусстве, которое, раскрывая внутренний мир художника ведет зрителя через творение к пониманию прекрасного как блага. И именно в искусстве осуществляется этот синтез нравственного и эстетического.

Показано, что различные виды искусства по-разному влияют на становление внутреннего мира личности, и необходимо правильно понимать значение их воздействия, особенно в современном обществе, когда искусство становится фактически достоянием масс, для формирования ценностных ориентиров молодежи.

Формирование ценностных ориентиров духовной культуры личности в высшем военно-морском учебном заведении предполагает дифференцированный подход. Одной из задач в данном процессе является становление мировоззренческой культуры личности курсанта. С этой целью сформированы и представлены теоретико-методологические основы модели формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсантов.

Основными чертами мировоззренческой культуры современной личности, которые необходимо формировать в будущем военном специалисте являются гуманизмом и нравственностью. Они организуется вокруг методологической идеи человеколюбия. Гуманистическая направленность мировоззренческой культуры - это совокупность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью. Решение данной задачи может быть осуществлено посредством нравственно-эстетического развития, которое более детально было определено в первой главе исследования.

В диссертации отмечено, что неоспоримыми общими духовно-нравственными ценностями являются патриотизм, державность, основы гуманистической морали, здоровый образ жизни, эстетическое и физическое воспитание. Патриотизм можно охарактеризовать так, как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными и другими качествами, до осознания ее неразделенности, единства с Отечеством, необходимости служения своему народу и Родине.

Добиться положительных успехов в формировании достаточно высокого уровня мировоззренческой культуры будущих офицеров можно только в комплексе мер, с напряжением сил всего профессорско-преподавательского состава, командования, служащих училища .

Сформирована и представлена структура модели формирования мировоззренческой культуры личности курсантов.

Анализ мировоззренческой культуры курсантов высшего военно-морского учебного заведения позволил сделать вывод о некоторых путях повышения эффективности работы по её формированию:

- ценностные ориентиры мировоззренческой культуры курсанта напрямую зависят от той обстановки, которая складывается вокруг него; эффективность формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры курсантов во многом достигается слаженностью, взаимосогласованностью всех средств, форм и методов воспитательной работы в училище, координацией усилий всех субъектов воспитательной деятельности, обеспечением единства научной, учебной и воспитательной работы.

Процесс формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры в высшем военно-морском учебном заведении - это сложная система мер по целенаправленному воздействию на сознание личности с целью выработки у курсантов определённых мировоззренческих убеждений. Управление этим процессом означает подготовку и принятие решений, организацию практического его осуществления, оперативное регулирование воспитательного процесса, контроль выполнения решений, учёт, подведение результатов, сбор, обработка и анализ информации, подбор и подготовка кадров.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бессонов, Евгений Георгиевич, 2006 год

1. Акбердина, А.Р. Социодинамика инструментальных ценностей молодежи в современном обществе // Вопросы гуманитарных наук. -2006. -№ 1.

2. Андрякова, Т.В. Мировоззрение молодежи в современной России: религиозный аспект: автореф. дис. . канд. филос. наук. Архангельск, 2004.

3. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М„ 1988.

4. Антонов, В.И.Символизация как социокультурный феномен // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2: сб. ст. под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1996.

5. Арендт, X. Vita Activia или о деятельности жизни. СПб., 2000.

6. Ашев, Г.А. Культура воинской деятельности. М., 1984.

7. Барабанщиков, А.В., Муцинов, С.С. Педагогическая культура офицера. -М., 1985.

8. Басин, Е. А. Портрет и личность // Философские науки. 2004. - № 5.

9. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук. М., 1979.

10. Бачинин, В.А. Духовная культура личности. М., 1986.

11. Бганцев, А., Горячев, А.П. Гуманитарная картина мира. Мировоззрение личности и типологические основания культур Запада и Востока. //

12. Мировоззрение. Духовность. Ценности: сб. науч. ст. Вып. № 7,8. -Волгоград, 2000.

13. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

14. Бердяев, Н.А Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

15. Бердяев, Н.А. О назначении человека. М., 1993.

16. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

17. Бердяев, Н.А. Самопознание. М., 1990.

18. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

19. Бердяев, Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993.

20. Бессонов, Е.Г., Нидзиев, И.И., Тарновский, И.А. Актуальность и сущность гуманизации военного образования // День Петербургской философии 2003: материалы круглых столов: Философия науки и техники. Философия культуры и культурология. СПб., 2004.

21. Бессонов, Е.Г. Духовно-нравственные основы современного гражданского общества // Гражданское общество и реформа местного самоуправления: сб. матер. III Российского общественно-научного форума.-СПб., 2003.

22. Бессонов, Е.Г. Основания для введения понятия эстетического вкуса общества // Проблема человека: гуманитарные аспекты: сб. науч. тр. -Часть 1: Философия, история философии. СПб., 2003.

23. Боголюбова, Е.В. Культура и общество. М., 1978.

24. Боулдинг, К. Общая теория систем скелет науки // Исследования по общей теории систем. - М., 1969.

25. Брандт, Г.А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. Сер.6. - Вып.З, 1991.

26. Брунер, Дж. Психология познания. М., 1987.

27. Буртин, Ю.Г. Недуг природы боль общества // Природа и человек. -1989. -№2.

28. Вавилин, Е.А., Фофанов, В.П. Исторический материализм и категории культуры: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1983.3033,34,35,3639.42.

29. Васильев, О.Н. Образование как основной фактор первичной социализации личности. // Мировоззрение. Духовность. Ценности: сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Веблен, Т. Теория праздного класса. - М., 1984.

30. Волков, Г.Н. Три лика культуры: историко-философские очерки. М., 1986.

31. Гегель, Г.В.Ф. Философия права // Соч. Т. 7. JL, 1934. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. Т. 4. - М., 1973.

32. Геращенко, Л.И. Проблема целостности человека в социологии // Проблемы теоретической социологии: межвузовский сб. Вып. 5. -СПб., 2005.

33. Герцен, А.И. Былое и думы. Т. 1-2. М., 1969.

34. Гершензон, М.О. Творческое самосознание // Вехи. Из глубины. М., 1991.

35. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского (Избр. Произв.: в 2 т; т.2). М., 1964.

36. Гогерчак, С.Ю. Молодежь как феномен культуры: автореф. дне. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2005.

37. Гоголкнн, А. А. Философия гуманитарного образования в военном ВУЗе // День Петербургской философии: материалы круглых столов: философия науки и техники. Философские проблемы военного гуманитарного образования в России. СПб., 2004.

38. Голик, Н. В. Проблемы модернизации России // Философские науки. -2004.-№ 11.

39. Гуревич, А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

40. Гуревич, П.С. Философия культуры. М., 1994.

41. Давидович, В. Е., Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность и идеология // Философские науки. 2004. - №3.

42. Давыденкова, А.Г. Историко-культурные основания российской институционализации // Фигуры истории, или «общие места» историографии: вторые санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. СПб., 2005.

43. Давыденкова, А.Г. Философия личности и культурно-институциональные процессы: монография. СПб, 2005.

44. Давыденкова, А.Г., Стельмашук, Г.В. Государственная политика в отношении православной церкви в годы Великой Отечественной войны //Ленинградский юридический журнал. 2005. - № 1 (2).

45. Давыдов, Ю.Н. Эстетика нигилизма. М., 1975.

46. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -СПб, 1895.

47. Диденко, В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата, 1990.

48. Достоевский, Ф.М. Искания и размышления. М., 1983.

49. Дрыгин, В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. -Саратов, 1981.

50. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии: сб. 2. СПб., 1914.

51. Ethos и aesthesis современного философствования // Матер. Всерос. науч. конф. СПб., 2003.

52. Егоров, А.А. К вопросу о факторах, влияющих на эффективность боевых действий // Военная мысль. 2005. - № 6.

53. Ерасов, Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990.

54. Ермишин, О. Т. В поисках «русского мировоззрения» (П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн, C.JI. Франк) // Философские науки. 2004. -№3.

55. Ермолов, А.В. Роль философии в формировании мировоззрения. М., 1964.

56. Жукова, О.В. Аксиологический аспект науки и образования: автореф. дис. . канд. филос. наук. Томск, 2000.64

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.