Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Балоева, Ирина Казбековна

  • Балоева, Ирина Казбековна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 133
Балоева, Ирина Казбековна. Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Владикавказ. 2006. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Балоева, Ирина Казбековна

Введение 3

Глава I. Хронологический анализ лирики Г.Г.Малиева 17

1.1. Лирические стихотворения, написанные Г.Г.Малиевым с 1907 по 1924 гг. 17

1.2. Художественно-стилистические особенности поэзии Г.Г.Малиева 45

Глава II. Фольклорное отражение исторических событий как тематическая основа поэм Г.Г. Малиева 52

Глава III, Идейно-художественные особенности прозы

Г.Г.Малиева и водевиля «Охотники» 98

Глава IV. Тематика и проблематика публицистики

Г.Г.Малиева 114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие»

Георгий Гадоевич Малиев, осетинский национальный поэт, писал на осетинском и русском языках. Его поэзия явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств осетинского народа. Плодотворное влияние поэта, писателя и драматурга сказалось во всех областях родной культуры. Г.Г.Малиев - основатель дигорской художественной литературы. Его величие как поэта-прозаика, публициста и драматурга признано всем осетинским народом.

Георгий Гадоевич Малиев родился 23 октября 1886 года в селе Христиановское.

В 1902 году Г.Г.Малиев закончил двухклассную приходскую школу в Махческе. В 1903 году поступил в Ардонскую духовную семинарию, однако был исключен в 1907 году за участие в бунте против руководства семинарии. Он пытался все же продолжить образование в Москве, в Баку, но его мечта так и не осуществилась, и он вернулся на родину.

В 1913-1914 годах Георгий Гадоевич работал корреспондентом газеты «Терек» в Моздоке, а с 1914 г. по 1917 год жил во Владикавказе и был корреспондентом все того же «Терека» («Горская жизнь», «Терские ведомости»).

В 1917 году группой осетин была образована революционно-демократическая партия «Кермен», его первым председателем избрали Георгия Гадоевича Малиева. В течение шести месяцев он возглавлял эту партию, но когда советская власть окончательно укрепилась в Осетии, неожиданно для всех, вышел из партии. Что побудило его на этот шаг, так и осталось тайной. Высказывались разные версии, но как считает А.Туаллагов: «Г.Малиев перестал верить в то светлое будущее, которое, как он надеялся, принесет революция».1 Это никоим образом не повлияло на его творческие принципы: он как был, так и остался великим гуманистом и поэтом, и целиком отдался поэзии. Своим острым пером и глубоким талантом Г.Малиев пытался бороться за истинную свободу народа, за равноправие. Он не отошел от общественно-политической деятельности окончательно (в 1917-1918 гг. он работал инструктором комитета по земельным делам народного комиссариата во Владикавказе), но главной для него была поэзия и неизмеримо то, что он создал для своего народа.

С 1923 по 1928 годы Г.Малиев работал в Дзинаге директором школы. Еще живы некоторые его ученики, которые вспоминают его добрым словом, гордятся тем, что учились у такого большого поэта.

В 1934 году Г.Малиев стал членом Союза писателей Северной Осетии. Но именно в те же годы над праведным, любимым всем народом поэтом сгустились черные тучи, он «гордый, правдивый, талантливый, бескомпромиссный, мешал многим в основном посредственностям, рвавшимся к благам, должностям и народному признанию».2 В ход пошли ярлыки, грязные домыслы, попытки избавиться от него, спрятав его за тюремными решетками. Но оказалось не просто собрать компромат на такого честного и чистого человека. И все же это случилось, слухи, порочащие доброе имя, сделали свое гнусное дело: Г.Малиев был арестован и осужден на десять лет. Он был сослан в Сибирь и годы неволья провел где-то в глухой тайге. Он заболел туберкулезом легких и в 1942 году умер.

При жизни поэт издал две книги своих произведений: первая из них вышла в 1924 году в Берлине, в нее вошли стихотворения и поэма «Симд Нартов», написанные на русском языке; вторую книгу под названием «Ираф», изданную в 1935 году в г.Орджоникидзе, составляют произведения, созданные автором на родном языке: стихотворения, поэмы, три новеллы и водевиль в стихах «Охотники». В 1957 году СевероОсетинское книжное издательство осуществило второе издание этой книги, снабдив ее предисловием поэта К.Казбекова. Спустя три года, в 1960 году в издательстве «Советский писатель» выходит сборник стихотворений и поэм Г.Малиева в переводе на русский язык Т.Стрешневой. Сюда вошли произведения из книги «Ираф» за исключением нескольких стихотворений, вышеназванных новелл и водевиля «Охотники». Издание сочинений поэта на осетинском и русском языках («Ираф», издательство «Ир», г.Орджоникидзе, 1973 г.), предваренное вступительным словом (что сохраняется и в настоящем издании) великого ученого-ираниста, лауреата Государственной премии СССР академика В.И.Абаева - друга Г.Г.Малиева и большого знатока его творчества, является первой попыткой наиболее полно представить перед читателем творчество одного из классиков осетинской литературы. Но и в него не вошли некоторые его произведения, опубликованные в периодической печати как в дореволюционное время, так и в годы советской власти. Не нашли здесь место, оставшиеся в рукописных вариантах стихи «Дзираска» и «К Сармату» (оба на русском языке). Многое из творческого наследия поэта до сих пор не обнаружено, и потому его нельзя назвать полным собранием сочинений. В свое время, к примеру, редактор первого издания «Ираф» Сармат Косирати в письме на имя первого секретаря Северо-Осетинского обкома ВКП(б) К.Бутаева, где выражал негодование и возмущение по поводу пасквиля, представленного в обком неким Дзугаевым в качестве рецензии на эту книгу, в частности, писал: «В книге «Ираф» не помещены несколько стихотворений.». К сожалению, до сих не установлено о каких именно стихотворениях шла речь. В 1925 году поэт Андрей Гулуев опубликовал в «Известиях» Осетинского научно-исследовательского института краеведения (вып.1) рецензию на сборник «Горские мотивы». И в ней есть строки, которые также, как и сообщение С.Косирати, наводит на мысль о том, что литературное наследие Георгия Малиева собрано на сегодняшний день далеко не в полном объеме. «В сборник стихов Георгия Малиева, - пишет рецензент, - не вошли некоторые известные нам стихотворения, вероятно, затерянные поэтом, но принадлежащие к лучшим его созданиям.».4 Профессор Г.Дзагуров в своей рукописной книге «Малиев Георгий Гадоевич. По личным воспоминаниям» пишет: «Георгий Малиев страдал одним качеством, которым страдали многие поэты (например, знаменитый народный поэт Барон): большой доверчивостью и вместе с тем и необычайной рассеянностью, он легко расставался со своими рукописями, отдавал их другим лицам и забывал об их существовании. Известно, что у него был готов в рукописи сборник его произведений на дигорском диалекте; он, не долго думая, опрометчиво вручил свой сборник московскому рабфаковцу Еликоеву, который уверял его, что в Москве он легко добьется его издания. Рукопись сборника Г.Малиева Еликоев положил в свой чемодан, но чемодан был украден по дороге в Москву. И бесценная рукопись Г.Малиева навсегда потеряна для осетинской литературы. Так как у него не было привычки сохранять копии своих произведений, то он не смог восстановить свой сборник».5 Есть и другие свидетельства относительно драматической судьбы многих произведений поэта. Кандидат филологических наук А.Хадарцева в своей книге «История осетинской драмы» (часть 2) пишет: «Поэт Васо Малиев, сын писателя, принес листок единственный сохранившийся в семье писателя автограф. Полуистертый листок содержал стихотворный текст о каких-то абреках. На память пришли воспоминания поэта А.Гулуева, который писал, что в 1922 году принимал участие в обсуждении драматической поэмы Г.Малиева «Буря», что речь шла в поэме об абреках и ее рекомендовали к постановке на сцене».6

Если к этим сведениям о потерянных трудах Г.Малиева добавить воспоминания его детей об исчезновении во время войны большого

4 Там же. СМ.

5 Ж. «Ираф». 1986. С.27.

6 Малиев Георгий. Произведения. Владикавказ, 2005. С. 10. чемодана, заполненного рукописями новых произведений, статей, писем, документов, то станет ясно, что трагедия поэта не закончилась его мученической смертью в ГУЛАГе, злой рок безжалостно уничтожил и его творческое наследие, оставшееся в рукописях.

Актуальность исследования. Обращение автора данного исследования к творчеству Г.Г.Малиева обусловлено недостаточной изученностью культурно-исторического и художественного значения творчества видного осетинского поэта и писателя современности. Изучение его творческого наследия имеет особое значение для научного освещения истории литературы и задач дальнейшего развития национальной литературы. Не вызывает сомнений и необходимость изучения влияния художественного мировоззрения осетин на постепенное формирование творческой индивидуальности Г.Г.Малиева, так как на современном этапе развития литературной мысли творческая индивидуальность писателя рассматривается в тесной связи с проблемами национально-художественного мировоззрения.

Творчество Г.Г.Малиева до сих пор подвергалось историко-библиографическому или историко-литературному анализу. Примечательны в этом плане труды Ш.Джикаева, Г.Дзагурова, В.Абаева и др.

Надо помнить, что в середине XX века художественные ценности творчества поэта и писателя многими критиками рассматривались через призму политической конъюнктуры. Идеология искажала подлинное содержание произведений и ограничивало научное освещение творческих достижений автора. Данная диссертационная работа является первым монографическим исследованием наиболее важных моментов творчества Г.Г.Малиева, выявляющим колорит и особенности мировосприятия осетинского поэта и прозаика.

Степень изученности темы. Первым, наиболее глубоким истолкователем творчества Г.Г.Малиева был литературовед, писатель

Х.Ардасенов. Критик отметил в творчестве поэта следующее: «И в осетинских и в русских стихах Г.Малиева мы ощущаем страдание и горе народа, его возмущение и гнев, любовь к свободе. Поэт широко пользуется народно-фольклорными художественно-изобразительными средствами. п

Его образы, его язык тесно связаны с поэтикой народных песен». В то же время высказывались ошибочные суждения. Критик Х.Ардасенов писал: «Поэт ненавидел социальное неравноправие и глубоко сочувствовал бедноте. Но по своим идейно-эстетическим воззрениям дальше сочувствия и желания свободы не шел. У поэта не было ясного понимания путей к свободе, в его лирике говорится только о предчувствии надвигающейся социальной бури. Понятие свободы носит у Г.Г.Малиева весьма абстрактный характер». Заканчивая рассмотрение сборника стихов Г.Г.Малиева, Х.Ардасенов заключил: «Г.Г.Малиев - один из лучших осетинских лириков. Его красочные поэтические образы всегда будут украшать нашу поэзию».8 Взгляды на сущность и значение творчества Г.Г.Малиева развили поэты К. Казбеков и А.Гулуев, а также писатель Т.Бесаев.

Поэт А.Гулуев видит реальную жизненную почву преобладания меланхолических черт в поэзии Г.Г.Малиева. Он пишет: «Г.Г.Малиев -лирик, основной тон его творчества - меланхоличный. У поэта не найдете светлых жизнерадостных песен. Но поэт не выдумывает. Г.Малиев -прост и мощен в стихах. Обаяние его стихов неотразимо».9

Поэт К.Казбеков писал о Г.Г.Малиеве: «Из всех писателей, которые писали и пишут на дигорском языке, еще никто не поднялся до творческого уровня Г.Малиева. Язык писателя точен и ясен, ритмика -словно звуки гармони, сюжеты его рассказов по своей композиции как клубок нити».10 Он объясняет причину присутствия меланхолии и тоски в творчестве Г.Г.Малиева его биографической особенностью: «Свои детские

7 Ардасенов X. О Георгие Малиеве. В кн.: Малиев Г. Ираф. Ордж., «Ир», 1980. С.42.

8 Там же.

9 Гулуев А. Малиев Георгий (воспоминание). Ордж., «Ир», 1976. С.74.

10 Казбеков К. О Г.Малиеве.//Растдзинад. - 1986. - 3 дек. годы Г.Малиев провел в царское время, когда трудовой народ находился под двойным гнетом. В горах Дигории поэт видел мучительную жизнь народа, он был свидетелем того, как Баделята и кабардинские князья притесняли горцев. Поэтому в творчестве Г.Малиева главное место занимает тяжелый образ жизни народа, борьба против местных и кабардинских богачей, призыв народа к борьбе за свою свободную жизнь».11

Писатель Т.Бесаев дает высокую оценку творческой деятельности Г.Малиева. Он ставит поэта и писателя на один уровень с корифеями осетинской литературы, говорит о важности и значимости его творческого наследия, а также утверждает, что его сборник «Ираф» необходимо «грамотно» издать, что Г.Малиев отражает в своем творчестве идейную борьбу народа против своих угнетателей и называет единственным после К.Хетагурова «великим талантом».12

Важным звеном в изучении творчества Г.Г.Малиева явилась деятельность профессора Г.Дзагурова. Ему принадлежит одна из первых попыток собирания и издания текстов Г.Г.Малиева. Он дал высокую оценку его творчеству и позитивному влиянию на процесс развития осетинской культуры и его народа. Он писал: «Творчество Г.Малиева -большой шаг вперед в художественном развитии осетинского народа. совесть Г.Малиева осталась чистой перед его поколением. Его след не исчезнет перед последующими поколениями, а его имя всегда будет громко звучать наряду с прославленными сыновьями осетинского народа».13

Возросший интерес к творчеству Г.Г.Малиева определяется юбилейными выпусками сборников стихов «Ираф» в 1935, 1957, 1973, 2006 годах.

11 Там же.

12 Бесаев Т.Г. Малиев. - Мах дуг. 1986. № 10. С. 15.

Там же.

Основополагающую роль в изучении творческого наследия Г.Г.Малиева сыграла статья В.И.Абаева. Он ценил осетинского писателя за гражданский пафос его поэзии. По достоинству восхищаясь творческим гением Г.Г.Малиева, В.И.Абаев отмечал глубокое проникновение малиевского стиля народно-поэтической стихией. Он писал: «Ничем по одежде не выделялся из толпы. Но в этой скромной оболочке простого горца-пастуха скрывался вдохновенный поэт-романтик и великий мечтатель. Он звал молодежь к свету и к подвигу».14

Качественно новым этапом в изучении Г.Г.Малиева явилось современное литературоведение. Творчество поэта стало поистине всенародным достоянием, раскрываясь в новых гранях своего неисчерпаемого содержания. В юбилейный 1986 год в честь 100-летия со дня рождения Г.Малиева издается сборник стихов «Ираф», куда включены ранее неизвестные произведения. Возросший интерес к творчеству Г.Г.Малиева способствовал изданию нового журнала «Ираф» в 1991 году под руководством сына писателя В.Малиева. Здесь широко представлены произведения Г.Г.Малиева, научно-критический подход к отдельным сочинениям писателя, а также представлен жизненный и творческий путь Г.Г.Малиева, его литературное окружение и общение, отзывы критиков, читателей, воспоминания современников, конкретный социально-исторический фон деятельности.

Принципы интенсивного, углубленного изучения художественных текстов, отдельных образов Г.Г.Малиева претворяются весьма интересно, часто тонко и оригинально в работах поэта Р.Бабочиева, профессоров: Ш.Джикаева, З.Салагаевой, А.Магометова, М.Исаева, Т.Гуриева, С.Сабаева, а также критика-литературоведа Б.Хозиева и др.

Одним из первых исследований жизни Г.Г.Малиева явилась статья «Георгий Малиев» в книге А.Туаллагова «Приговоренные к бессмертию», известная не только специалистам, но и широкой читательской публике. В ней собран и систематизирован обширный фактический материал, строго документированный, что делает ее незаменимым пособием в малиевских изысканиях.

Поэт Р.Бабочиев, многие годы изучающий архивные материалы, связанные с биографией Г.Г.Малиева, существенно изменял представления читателей о жизни и творчестве поэта и его окружения. Поэт писал: «К.Хетагуров и Г.Малиев не случайно стоят рядом в нашей национальной истории. То, что удалось совершить этим двум гениям в своей короткой жизни никому уже не удалось после них. Не застав жизнеспособные литературные традиции, они поднялись на вершину Парнаса».15

Критик-литературовед Б.Хозиев считает, что лирическим и эпическим героям Г.Г.Малиева свойственна героическая борьба за лучшее будущее, их души полны возвышенными чувствами».16 Критик пишет, что «читая произведения Г.Малиева, перед глазами читателя проносятся удивительно красивые горы Осетии. Перед нами предстают образы сильных и талантливых героев, которые ставят превыше своего счастья счастье своего народа, делают нас сильными и дают нам опору в жизни».17 А.Магометов ценит творческое наследие поэта за его патриотический пафос, называет Г.Малиева «певцом новой жизни». В своей статье «Лиру посвятил народу» А.Магометов делает упор на духовное родство поэта с его народом, на его активную социально-политическую жизнь. «Писатель хорошо чувствовал биение пульса общественной жизни, чувствовал каждой своей клеткой, был чуток к политической ситуации, публично отзывался на важнейшие перемены».18

В своей статье в честь 100-летия Г.Г.Малиева поэт А.Кодзати называет «естественным» преобладание в творчестве поэта «мотивов скорби и сострадания к обездоленным». А.Кодзати считает, что талант Г.Малиева более всего проявился в лирике. Он пишет: «В ярких

15 Там же.

16 Хозиев Б. Гимн «свободы и света».//Растдзинад. - 2003. - 3 ноября.

17 Там же.

18 Магометов А. Лиру посвятил народу//Молод. ком. 1986. 29 окт., с.7. романтических красках воспевается любовь чистая, неподдельная, духовное богатство простого народа. Подчас в строках преобладают грустные ноты, но это придает им еще большую задушевность и очарование».19

Профессор Ш.Джикаев считает Г.Г.Малиева народным поэтом, в творчестве которого «видны были его душевный мир, сердце народа и его

9П ум». Он сравнивает песни Г.Малиева с «бриллиантами», которые поэт достал из глубины своего сердца и щедро подарил своему народу. Критик считает, что песни Г.Малиева являются для нас богатством, а для поэта -памятником.

Уместно сказать уже об издании его трудов к 120-летию. Эта книга «Малиев Георгий». (Владикавказ, книжное издательство «Ир», 2005 г.). Появились новые публикации.

Объектом исследования является лирика, поэмы, водевиль «Охотники», публицистические и прозаические произведения Г.Г.Малиева. Исследуются также изобразительные средства и методы художественного воплощения действительности. Определяется обусловленность выбора темы и жизненного материала творческими задачами писателя.

Целью диссертации является определить тематику, проблематику и жанровое своеобразие творческое наследия Г.Г.Малиева.

Осуществление поставленной цели определило необходимость решения следующих основных задач:

- выявить основные мотивы лирики Г.Г.Малиева;

- исследовать исторические события основ поэм Г.Малиева;

- проанализировать идейно-художественные особенности новелл и водевиля «Охотники»;

- дать тематическую характеристику публицистики Г.Г.Малиева;

19 Кодзати А. Дружно идите к свободе!. [К 100-летию со дня рождения Г.Малиева]. - Соц. Осетия. 1986, 31 окт.

20 Джиккаев Ш.Песнь бриллианты [К 100-летию со дня рождения Г.Малиева]-Растдзинад, 1986, 31 окт.

Научная новизна диссертации. Творческое наследие Г.Г.Малиева впервые исследуется в столь широком плане.

Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата творчества Г.Г.Малиева, основываясь на собственных наблюдениях и учитывая выводы, сделанные исследователями осетинской национальной литературы, диссертант попытался наиболее полно представить и обобщить творческое наследие классика осетинской поэзии. Внимание уделяется не только основным произведениям поэта, помогающим в создании целостной картины художественного мира его творчества, но в отличие от своих предшественников диссертантом анализируются также произведения, которые не были опубликованы ранее: это стихотворения «К Сармату», «Звуки», «Дзираска», поэма «Подвиг» и публицистическая статья «Чи бегара дагбэзл йес?». Помимо этого с современных позиций рассматриваются проблематика и жанровое многообразие творческого наследия Г.Г.Малиева. Это позволило прийти к соответствующим выводам в оценке творчества великого поэта.

Источниковую базу исследования составляют как опубликованные, так и не опубликованные документы и материалы, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Неопубликованные архивные документы и материалы. Среди них в первую очередь произведения самого Г.Г.Малиева, письма и воспоминания других людей, документы партийных и советских органов. Некоторые из них вводятся в научный оборот впервые. Они извлечены диссертантом из Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им.В.И.Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия - Алания (СОИГСИ им.В.И.Абаева ВНЦ РАН и Правительства PCO - А.). Здесь были найдены стихотворения «К Сармату», «Звуки», «Дзираска», поэма «Подвиг» и публицистическая статья «Чи бегара дэгбаел йес?».

2. Вторая группа источников представлена произведениями Г.Г.Малиева, опубликованными в разных изданиях - газетах, журналах, сборниках стихов. Среди них в первую очередь книги «Горские мотивы» и «Ираф».

3. Третью группу источников составляют материалы периодической печати. Это газеты «Терек», «Терская жизнь», «Терское эхо», «Хабар», «Правда», «Ног цард», «Горские мотивы», «Горская жизнь», «Социалистическая Осетия», «Растдзинад», «Северная Осетия» и др.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды осетинских литературоведов: Х.Ардасенова, А.Гулуева, Ш.Джикаева, Н.Джусоева, Г.Дзагурова, С.Сабаева, А.Тибилова, А.Хадарцевой, а также была ориентация на труды известных теоретиков и историков русской литературы: Г.Белинского, В.Виноградова, А.Веселовского, Л.Гинзбурга, Г.Ломидзе, Ю.Лотмана, Н.Надъярных, Г.Поспелова, М.Полякова, В.Сквознякова, К.Султанова, В.Шербина, Г.Фридлендера, М.Храпченко и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении специальных курсов на филологических факультетах Северо-Осетинского государственного университета, Северо-Осетинского государственного педагогического института, в работе школьных учителей.

Апробация диссертации. Результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседании кафедры русской литературы СОГУ. Основные положения исследования изложены на страницах литературных журналов «Ираф», «Мах дуг» и в сборнике научных трудов СевероОсетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова.

Структура диссертации. Данная диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Балоева, Ирина Казбековна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Г.Г.Малиева оказало огромное позитивное влияние на развитие осетинской литературы. Он поднял национальный язык художественной литературы на высокий уровень художественного развития. Своими великолепными, оригинальными художественными творениями он не только украсил и обогатил сокровищницу национальной культуры, но оказал положительное влияние на сознание и настроение своего народа. Г.Г.Малиев жил и творил в тяжелое историческое время, что наложило определенный отпечаток на его мировоззрение. В своей деятельности он всегда исходил из интересов масс. В своих произведениях Г.Г.Малиев выражал чаяния, думы трудового крестьянства, его чудовищное положение в обществе.

Лирические произведения Г.Г.Малиева отличаются подчеркнутой социальной и гуманистической направленностью, связью с национальной традицией. Автор воссоздает быт, социальную среду, национальные имена, украшения, инструменты, конкретные условия, в которых живут его герои. Показательны в этом отношении стихотворения «Плач похищенной» и «Веретено», где автор передает национальный колорит через изображение труда лирической героини. Стихотворения Г.Г.Малиева наполнены патриотическим пафосом. Но даже если в них нет открытых призывов, протестующая мысль содержится в подтексте. Стихотворение «Федог» является программным стихотворением Г.Малиева и раскрывает его патриотическое и гражданское самосознание. Это страстное патриотическое произведение мобилизовало народные массы на бой против притеснителей. Здесь автор осознает гражданскую функцию искусства - сплачивать людей во имя высших патриотических целей. Отражая облик своего времени, Г.Г.Малиев воссоздал не только общие черты своего времени, но и свой духовный мир, тем самым поэт запечатлел своеобразие своей творческой личности. Он утверждает в своей поэзии те духовно-нравственные ориентиры, без которых нет дальнейшего развития общества. Писателю было свойственно глубокое понимание сущности современной ему жизни. Он обогатил национальную литературу тонким психологизмом, лиризмом, умением проникнуть в сложные тайники человеческой души, настроения своих героев. Г.Г.Малиева интересуют тончайшие оттенки чувств, ему понятен душевный мир самых, казалось бы, заурядных людей, внутренний трагизм обыденной жизни. Но он никогда не теряет из виду тот социальный мир, в котором живут его герои, те явления из общественной жизни, которые являются причиной трагических коллизий. Глубокий психологизм у него сочетается с точным изображением действительности того времени, в котором он показывает их. Это дает возможность писателю с большой силой художественного обобщения раскрыть драматизм человеческой жизни сперва в буржуазном, а затем в социалистическом обществе.

С именем Г.Г.Малиева в осетинскую литературу вошли яркие образы, которые и поныне раскрываются читателю все новыми и новыми гранями. Однако современность поэта заключается не только и не столько в этом, сколько в том, что его поэтическое мастерство служит школой для молодых литераторов, сама жизнь его, устремленная в будущее, является ярким примером служения своему народу, а строки, написанные кровью сердца, колокольным звоном будоражат, тревожат сердца и чувства.

Тяжелая женская доля не могла оставить поэта равнодушным. Крик отчаяния, плач безнадежности заставили поэта затронуть эту больную тему. Женские портреты, созданные Малиевым, нисколько не схожи друг с другом. Поэт глубоко разбирается не только в психологии мужчин, но хорошо знает и женскую натуру и чувства. Один из самых отличительных признаков творчества поэта состоит в типизации. У него каждое лицо -тип. Перед нами грустно покорные лица горянок, обреченные судьбою на зависимое, страдальческое существование. Лирические героини Г.Г.Малиева («Плач похищенной», «Веретено», «Песня девушки»,

Дзуле», «Песня горянки») стоят перед нами безмолвно-покорные судьбе, безропотно унылые. Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой ноющей боли. Несчастные, изломленные жизнью, они молчат. Их условия жизни были совершенно противоположны поэзии жизни. Здесь автор выступает против старинных национальных обычаев и предрассудков, которые делали горянку апатичной к жизни. Часто они становились причиной ее скорби и страдания. Но, несмотря на это, автор показывает их решительными и любящими. Поэт умело передает все оттенки переживаний своих героинь. Теме безнравственности и противоправности обычая похищения девушки поэт посвятил стихотворение «Плач похищенной». Тяжелой вдовьей судьбе посвящено стихотворение «Дзуле», в стихотворении «Веретено» автор показывает судьбу неискушенной жизнью девушки в условиях строгих правил поведения, зарегламентированных обществом. В этом стихотворении поэт воспроизводит изящный девичий мир. Здесь автор берет атрибуты внутренней жизни: ее грусть о женихе, мечты, разговор со своим сердцем о будущем. Стихотворение рассказало не только об эпизоде из жизни юного существа (пряжение), но представило ее внутренний мир. В стихотворении «Песня девушки» автор берет тему женского одиночества, осознание невостребованности женщины, достигшей бальзаковского возраста.

Тема социального неравенства влюбленных остро звучит в лиро-эпических произведениях Г.Г.Малиева. Отражение событий из реальной жизни откладывает на них отпечаток страшной жизненной правды. Например, лирическая героиня поэмы «Сын пастуха Махамат» Гиданна во имя своей любви отвергает сословные различия. Она знает, что Махамат -простой крестьянин, однако это ее не останавливает. Она скорее откажется от своего будущего наследства и материального благополучия, чем от счастья с Махаматом. Натолкнувшись на сопротивление деспотичного отца, накладывает на себя руки.

Еще одну важную тему затронул писатель в своем творчестве. Это -тяжелая доля горца-крестьянина. Так, в стихотворении «Дзиддзил» как нельзя лучше вырисовывается склад крестьянской жизни. Основная идея стихотворения - это разобщенность интересов крестьян, отсутствие между ними солидарности, невозможность отстоять свою экономическую независимость. Образ Дзиддизл потому приобретает огромную важность в наших глазах, что является собирательным, обобщающим, психологией целого общественного класса, а, следовательно, процессы, происходящие в его душе, являются отражением исторического движения.

Г.Г.Малиев был не только талантливым стихотворцем, но автором замечательных лиро-эпических поэм. Сюжеты своих поэм он черпал из родных источников, они пропитаны духом исторических памятников. Он собирал произведения устной народной поэзии с самым пытливым вниманием и одушевлял их духом поэзии. Осетинские народные песни, предания, фольклорные произведения, созданные народом, не могут равняться с произведениями Г.Малиева в богатстве языка и образов чисто осетинских. Это естественно. В народных песнях заключаются элементы народного духа, но в них меньше поэзии, и меньше художественности. По Г.Г.Малиев остался верен в выражении осетинскому духу. Вершиной творчества Г.Малиева является поэма «Темур-Алсак». В нем в ярких образах и картинах изображена героическая борьба народа с алдарами. «Темур-Алсак» - это живая картина прошедшего, начертанная широкой и могучей кистью. Темур-Алсак является носителем типических черт воина эпохи феодализма. В его образе запечатлены черты национального характера. И, наконец, образ Темур-Алсака - это олицетворенная мощь, олицетворенный идеал осетинского народа. Поэма «Гудзуна» занимает особое место среди остальных поэм. Это высокохудожественное, в высшей степени лиро-эпическое произведение, является венцом творческой музы Г.Малиева. Она построена на теме одинокого героя-страдальца, посвятившего свою жизнь идее народного освобождения от врага. В поэме

Сын Уахатага Махамат» рассматривается злободневный вопрос, но в то же время и давний - это вопрос о невозможности брака между влюбленными по причине их классового неравенства. Теме ревности посвящена поэма «Дзандзирак». На тему народной мудрости и торжества справедливости над злом написана поэма «Сын Уахатага Гуйман». Здесь поэт умело пользовался народными мифологическими поверьями и элементами.

Замечательные новеллы Г.Г.Малиева - это блестяще написанная, своеобразная человеческая трагедия. В своих рассказах Г.Малиев обращает внимание на нравственные проблемы своего общества, на низкие, нелепые проявления неустройства людского мира. Он пишет об измельчении людей в мире денег и расчета, вскрывает силу денег, влияние частной собственности на психологию, а также бездушное, жестокое отношение представителей местных властей. Например, в рассказе «Обвал» автор иронизирует над алчными устремлениями Мисирби. Истинный путь к счастью - в нравственно-чистом существовании и в стремлении к возвышенным целям. Только духовные ценности, открытые в человеческом сердце, нетленны, утверждает автор, а в рассказе «Смерть глашатая» писатель убедительно описывает сцену равнодушного увольнения сельскими управителями старого глашатая Дадо.

Новеллы Г.Г.Малиева имеют философский склад. Какой бы темы он ни касался, на всем лежит отпечаток серьезного и глубокого раздумья о мире и человеке в нем. Рассказы Г.Малиева дают нам право сказать, что их автор - обладатель большого таланта, знаток человеческого сердца. Писатель выразил правдивые детали, типические характеры и обстоятельства. На основании его философских измышлений можно утверждать, что Малиев-художник верно понял свою эпоху и своих современников, что позволило ему создать замечательно правдоподобные и талантливые произведения. Прошло много времени с тех пор, как появились замечательные произведения Г.Малиева. В жизни нашего общества произошли большие перемены. Но то, что изображено в рассказах Г.Малиева, поучительно и злободневно. В основе побуждений и поступков современного человека лежат все те же отвратительные частнособственнические инстинкты. Поэтому нам сегодня понятно, почему Г.Малиев не столько осуждает, сколько объясняет причину их поведения.

Поэт в своем творчестве умело пользовался мягким юмором. Им наделены стихотворения «Песня», «Веретено», «Сомнение», но более всего веселит читателя его одноактовая небольшая пьеса (водевиль) «Охотники». Пьеса написана стихами, богата простыми, легко понимаемыми словами. В прошлые времена ее часто ставили в школьных театрах и на клубных сценах. Люди смотрели ее с большим интересом, так как она радовала и веселила их.

Г.Г.Малиев был не только талантливым писателем, но и замечательным публицистом. Он выступал по самым животрепещущим проблемам жизни. В своих публицистических статьях автор уделял внимание вопросам формирования осетинской интеллигенции, показал отрыв обучения от жизни, боролся за чистоту родного языка, боролся против спекуляции историей осетин в корыстных целях. С вопросами народного просвещения Георгий Гадоевич Малиев обратился в статье «Письмо из Осетии». Здесь обсуждается актуальная социально-воспитательная проблема школьной жизни. Особое внимание автор уделил совершенствованию учебного процесса. Публицистика Георгия Гадоевича Малиева дает нам право говорить о том, что он является крупным деятелем культуры и просвещения осетинского народа до и после Октябрьской революции.

Сын своего народа, гениальный мастер художественного слова, борец за правду и разум, Г.Г.Малиев вошел в нашу жизнь как современник. Сейчас Г.Малиев актуален политическим звучанием своего творчества, а также современен и формой своих произведений.

Современный читатель с интересом читает Г.Малиева, открывая для себя в его сборнике «Ираф» много нового, важного и увлекательного. Через книгу Г.Малиева красной нитью проходят темы войны, недоступности просвещения для людей из низшего социального сословия, социального неравенства влюбленных. Все, что связано с войной написано Г.Малиевым горячо и с болью. Он становится нашим современником, когда читаешь завуалированные гневные слова, осуждающие власть имущих, ввергающих в пучину войн народы. Показательным в этом отношении являются стихотворения «Орел-пленник», «Узник». Творчество Г.Малиева находит созвучный отклик в сознании современного человека своей оптимистической, жизнеутверждающей силой.

В творчестве Г.Г.Малиева большое место заняли этико-психологические, философские проблемы добра и справедливости, преступления и наказания, дружбы и любви, нравственного долга, совести и возмездия. Эстетический мир лирики Г.Малиева - меланхолический и романтически-таинственный: поэт заглядывает в нравственные глубины человеческой души, ему доступны утонченные переживания; его лирика утверждает самоценность личности.

Нравственный облик самого поэта великолепно отразился в его лирике; его этика и творчество находятся в глубоком единстве. Лирика Г.Малиева неповторима и оригинальна, как неповторима его личность.

Природа в произведениях Г.Малиева особенно проникновенна, богата оттенками и философским содержанием. Поэт ощущает свое единение с ней. Он погружается в природу и в самого себя. Ощущение легкости, душевной окрыленности, пробуждение душевных сил - это радостное и светлое очарование природой, которое испытывает человек.

Таким образом, Г.Малиев имел огромное влияние на развитие осетинской культуры и осетинского народа. Он во многом обогатил осетинский язык, придав ему больше гибкости и поэтического выражения. Его поэтическая деятельность ознаменована печатью самобытного и оригинального характера. В этой характерной особенности заключается тайна его поэзии. Влияние поэта заметно на других авторов; он возбуждал в них самостоятельные силы. Эта была та оригинальность и самобытность, которая порождает множество подражателей. Поэты - современники Г.Малиева - соизмеряли свое творчество с начинаниями старшего поэта. Он был мерилом эстетической ценности, точкой отсчета дальнейшего развития лирики. Его влияние на литературный процесс продолжается и сейчас.

Г.Г.Малиев - фигура трагическая. История его жизни - это трагическая история большого писателя, не успевшего до конца раскрыть свой редкий талант. Ему было всего 56 лет, когда он умер в тюрьме от туберкулеза легких. - это короткий срок для человеческой жизни. Он печатался всего 27 лет - это ничтожно мало для писателя. К сожалению, Г.Г.Малиев не исчерпал всех своих возможностей, но несмотря на это, как писал Г.Дзагуров: «След, оставленный Малиевым Г.Г. последующим поколениям, настолько значителен, что имя его будет блистать в ряду осетинских поэтов и писателей».1

1 СОИГСИ, Ф. 21, оп.1, д.15, л.2.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Балоева, Ирина Казбековна, 2006 год

1. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. -М.: Наука, 1973.

2. Абаев В. Голос, в котором рокот волны: (к 100-летию со дня рождения Г.Г.Малиева)//Сев. Осетия. 1996. - 3 дек.

3. Абаев В. И призрачность кристалла (о предисловии к содержанию сочинений Г.Малиева). «Соц.Осетия». 1974, 19 янв. - С.4.

4. Абаев В. О Георгие Малиеве//Дарьял. 1996. - № 4. - С. 165.

5. Абаев В. О Георгие Малиеве: Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. - С.560.

6. Абаев В. О Георгие Малиеве. В кн.: Малиев Георгий. «Ираф». «Ир», 1980.

7. Абаев В. Проложить дорогу к солнцу. (К 100-летию со дня рождения Г.Малиева). Мах дуг, 1986, № 10, с.53.

8. Антология осетинской поэзии. Орджоникидзе, Ир, 1984. С.35.

9. Ардасенов X. Георгий Малиев//Сев.Осетия. 1958. № 17. - С. 135.

10. Ардасенов X. Георгий Малиев (осетинский поэт). 1887-1944. -Известия. Сев. Осетия. НИИ, Т.22. Вып.2. 1960. С.35.

11. Ардасенов X. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959. С.75.

12. Ардасенов X. Георгий Малиев. Альманах «Советская Осетия». 1958. №13. С.50.

13. Ардасенов X. Георгий Малиев. Литературный портрет. Известия. СОНИИ, Т.22. Вып.11. 1960. С.55.

14. Ардасенов X. Г.Малиев. Оттиск из XXII тома. Известия СОИГСИЮ. Вып.11. 1960. С.9.

15. Ардасенов X. Георгий Малиев. В кн.: Очерки истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1977.

16. Бабочити Р. Георгий Малиев. Поэт или гениальный поэт. Эссе.//Ираф. 2003. № 4. С.136.

17. Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. М.: Современник, 1985. 400с.

18. Бекоев Г. Литературное наследие. Рецензия, (о кн. Малиева Г. «Горские мотивы»). 1976, № 1, с.75.

19. Булкаев Н. Почему не проходит наша боль: (творческий портрет Малиева Г.).

20. Белинский В.Г. О классиках русской литературы. М., Дет.изд-во, 1950.

21. Белинский В.Г. Этика и литературная критика в 22 т. Т.2. М., Гос.лит. изд, 1959.

22. Белинский В.Г. Собр.соч. В 3-х тт. Т.2. -М.: ОГИЗ, 1948. 931 с.

23. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. 2-х тт. Т.2. М.: Гослитиздат, 1959.

24. Бясов Т. Воспоминания//Ираф. 1996. № 3.

25. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Владикавказ, СОИГСИ, 1993.

26. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Влад.: СОИГСИ, 1993. 27 с.

27. Гоголь Н.В. О литературе. М.: Художественная лит-ра, 1952. 33 с.

28. Гринберг И. Три грани лирики. М.: Сов.писатель, 1975.

29. Гуриев Б. Революцию воспевший. Соц.Осетия, 1986. 11 ноябрь. С.4.

30. Гуриев Т. Малиев Георгий//Соц. Осетия. 1969. - № 223.

31. Гулуев А. Малиев Георгий. (Воспоминания) Ордж., «Ир», 1976, с.74.

32. Гулуев А. Георгий Малиев. «Горские мотивы». Известия. СОНИИ, 1925. Вып.1. «Мах дуг», 1934, № 37.

33. Гулуев А. Воспоминания о Г.Малиеве//Растдзинад. 1996. - 3 дек.

34. Гулуев А. Воспоминания о Г.Малиеве//Растдзинад. 1986. 31 окт.

35. Грейт Т. Г.Малиев «Ираф». Ордж., «Ир», 1974. 157 е. «Лит.Осетия». № 44. 1974. - С. 129.

36. Гинзбург JI. О лирике. Л.: Сов.писатель, 1974.

37. Джиккаев Ш. Корни его поэзии в народности: (к 100-летию со дня рождения Г.Малиева)//Сев. Осетия. 1996. 3 дек.

38. Джиккаев Ш. Фольклор и поэмы Г.Малиева//Сборник критических статей. 2-я часть. Владикавказ, 1994. С.59.;

39. Джиккаев Ш. Песни бриллианты, (к 100-летию со дня рождения Г.Малиева)//Растдзинад. - 1986. - 31 окт.

40. Джиккаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941. Ордж., 1972. С. 17.

41. Джиккаев Ш. Поэзии народные черты: (о Г.Малиеве)//Растдзинад. -1996.-3 дек.

42. Джиккаев Ш. Малиев Г. В кн.: Писатели Северной Осетии. Ордж., 1973. С.27.

43. Джиккаев Ш. Осетинская литература. Краткий очерк. Ордж., «Ир», 1980. С.40.

44. Джиккаев Ш. Ирон литератураы истории. Дзауджихъау, Ир, 2002. С.50.

45. Джусоев Н. История осетинской литературы. 4.1. Тбилиси, 1980. С.89.

46. Джусоев Н. О национальной событности писателя//Вопросы литературы. 1968. № 12. С.34.

47. Джусоев Н. Ирон айв дзырды сарвалтау. Цхинвал: Хуссар Ирыстоны рауагъдады сектор.

48. Дзатцееев А. На веки остались в моем сердце. (Воспоминания о Г.Малиеве).

49. Дзатцеев А., Гацолаев В. «Звал к свету и подвигу»: (Поэт Г.Малиев в воспоминаниях).//Соц.Осетия. 1986.-31 окт. С.З.

50. Дзагуров Г. Мои воспоминания о Г.Малиеве. Мах дуг, 1986. № 10. С.55.

51. Добролюбов H.A. Собр.соч. в 3-х т. Т.1.: М.: Гос.лит.изд., 1952.

52. Етзаев К. Поэзии ювелир: (К 100-летию со дня рождения Г.Малиева). -Мах дуг. 1986. № 10. С.61.

53. Загалова Р. Жизнь и творчество Г.Малиева//Сборник критических статей. 2-я часть. Владикавказ, 1994. С.69.

54. Загалова Р. Талант, отданный народу.//Соц. Осетия. 1977. 29 дек.

55. Загалова Р. Жизнь и творчество Г.Малиева//Мах дуг. 1969. 23 февраля.

56. История русской литературы в 4-х тт. Л.: Наука, 1980.

57. Ирон агмбисаендтзе. Сталинир, 1955. 132 с.

58. Ирон адаемон зарджытае. Орджоникидзе, «Ир», 1972.

59. Казбеков К. Георгий Малиев. В кн.: Очерки истории осетинской литературы. Ордж., 1967. С.6.

60. Калоев Г., Ардасено X., Гиреев Д. Писатели Северной Осетии. Владикавказ, Ир, 1992. 215 с.

61. Калоев Г. Малиев Георгий.//Мах дуг. 1977. №11. С. 144.

62. Калоев Г. Георгий Малиев (осетинский народный поэт).//Растдзинад. 1973. 24 мая. С.З.

63. Критикон уацты агмбыргонд. 2 хай. Дзауджыхъаеу, Ир, 1994. 20 с.

64. Кодзати А. Дружно идите к свободе//Социалистическая Осетия. 1986. 31 октября.

65. Магометов А. Лиру посвятил народу//Молодой коммунист. 1986. 29 октября.

66. Магометов А. Малиты Георгий. «Мах дуг». 2003. № 8. С. 128.

67. Малиев Г. Горские мотивы. 1924. С.9.

68. Малиев В. Жертвы тоталитаризма//Мах дуг. 1992. 1 января.

69. Малиев У. В честь поэта//Растдзинад. 2001. - 3 нояб.

70. Малиев В. Великий святомученик: (К 100-летию со дня рождения Г.Малиева)//Дарьял, 1996. № 4. С. 116.

71. Нафи. Ирон айв дзырды сзерваглтау. Цхинвал, Хуссар Ирыстоны рауагъдады киныгуаты сектор. 1966.

72. Новиков А.И. Русская философская поэзия. СПб., Наука, 1992.

73. Очерки истории осетинской литературы. Ордж., Сев.Осет. кн.изд-во, 1967. С.160.

74. Поспелов Г. О природе искусства. М., «Искусство», 1960.

75. Поспелов Г. Проблема исторического развития литературы. М., «Просвещение», 1972.

76. Поспелов Г. Лирика. М., изд-во Московского ун-та, 1976.

77. Приходько В. Постяжение лирики. М., Детская лит-ра, 1988.

78. Сабаев С. Поэзии чистый родник//Ираф. 1996. № 3. С.20.

79. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Ордж., «Ир», 1970. С.38.

80. Скодтаев Э. Анусон фарн. (Малиты Г. тыхай).//Растдзинад. 1996. - 3 дек.

81. Семенов Л. Избранное. Статьи об осетинской литературе. Ордж., Сев.Осетия. Кн.изд., 1964.

82. Туаллагов А. Георгий Малиев в книге «Пригоренные к бессмертию». Владикавказ, Алания, 1993. С.250.

83. Туаллагов А. Прерванная песня. Штрихи к портрету Г.Малиева//Соц. Осетия. -1991.-21 июня.

84. Туаллагов А. Об известном поэте, публицисте и общественном деятеле Г.Малиеве.//Мах дуг. 1994. - № 1. - С. 109.

85. Хамицаева А. Певец добра, дружбы и справедливости: (Г.Малиев)// Лит. Осетия. 1986. - № 68. - С.103.

86. Хамицаева А. Историко-песенный фольклор Осетии. Ордж., 1972. -С.73.

87. Ходов К. Эх, мне бы крылья//Социалистическая Осетия. 1996. 23 ноября.

88. Хадарцева А. Г.Малиев. В кн.: Хардарцева А. История осетинской драмы. 4.2. Ордж., 1985.

89. Хадарцева А. Современный исторический роман.: В кн.: Вопросы осетинского литературоведения. Ордж., «Ир», 1978.

90. Хадарцева А. Творческая история осетинской литературы. Ордж., Сев.Осет. кн.изд-во, 1955.

91. Хозиев Б. Гимн свободы и света//Растдзинад. 2003. - 3 нояб.

92. Хугаев С. Мысли о Георгие Малиеве//Растдзинад. 1996. — 3 дек.

93. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек.

94. Чернышевский Н. Эстетические отношение искусства в действительности. Полн.собр.соч. М., 1939-1953. Т.2.

95. Шербина В. Писатель о современном мире. М., «Сов.писатель», 1973.1. Архивы

96. Архив СОИГСИ. «Горская жизнь», 1917, 12 янв., № 8.

97. Архив СОИГСИ. Ф.Хадарцевой А. Он. 1,д.39.

98. Архив СОИГСИ. Ф.21, оп.1, д. 10, л.5.

99. Архив СОИГСИ. Ф. № 21, оп.1, ед.хр. № 8. «Известия», 1925. № 1.

100. Архив СОИГСИ. Ф. № 21, оп.1, д. 10.

101. Архив СОИГСИ. Ф.№ 21, оп.1, д. 15.

102. Архив СОИГСИ. Ф.Дзагурова Г. Оп. 1, д.82. Девлет Гиреев «Легенды и были Г.Малиева».

103. Архив СОИГСИ. Ф.№ 58, оп.1, д.48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.