Творчество Н. К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Букин, Александр Олегович

  • Букин, Александр Олегович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, СаранскСаранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 139
Букин, Александр Олегович. Творчество Н. К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 1999. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Букин, Александр Олегович

Введшие 3

I. Творчество НК Рериха и проблема диалога культур. 12

1.1. Формирование мировоззрения Н К Рериха 12

1.2. Иещийско - росхжйский культурный диалог в творчестве НК Рериха

II. Культурологическая концепция НК Рериха. 64

И. 1. НК Рерих о кулыуре и цивилизации. 64

II.2. Философские и этико-эстетические взгляды НК Рериха, 77

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Н. К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии»

Во имя красоты знания, во имя культуры стерлась стена между Западом и Востоком

НК Рерих

Актуальность темы исследования. ы Сохранит ли человечество человечность? " - лейтмотив творчества Николая Константиновича Рериха / Рёрих / / 1874 - 1947 г.г. /. В современных условиях он не только не снят с повестки дня, но в последние годы все более и более приобретает глобальную актуальность. Негативные тенденции, которые художник отмечал в нравственно-культурной области человеческой общности, политического, экономического, экологического состояния окружающего мира, в настоящее время еще более обострились, приобретая общемировой характер. Современная цивилизация стоит на грани глубочайшего кризиса, и на весах истории - само выживание человечества как биологического вида Обострение национальных конфликтов в ряде регионов планеты, непреэфащающиеся локальные войны, хроническое экономическое отставание большинства стран мира от развитых государств, нерешённые социальные проблемы гогантского чисш людей, продолжающееся варварское загрязнение биосферы Земли, а также криминализация общества, терроризм и политический экстремизм - все это ставит перед человечеством проблему гуманизации современной цивилизации, поднятую Рерихом ещё в 30-е годы, и сегодня можно с уверенностью сказать, что пришло время, когда Гуманизм как мировоззрение должен стать основополагающим в человеческом обществе, так как в основе его лежат прежде всего интересы Человека. Рерих в своё время писал, что для достижения широкого общечеловеческого консенсуса в процессе международного сотруоничества необходим поиск общих высших ценностей, пользующихся широким признанием. По езго мнению, такими ценностями должны стать Культура, Красота и Знание, основанные на глубоких нравственных устоях. Шо все религии и культуры связывают эта понятия с человеком и хотят их проявления в любой, пусть даже фрагментарной и не столь конкретной форме. Призывы художника к познанию и воплощению в жизнь Красоты, а через нее Культуры и Знания должны быть приемжмы для всех, вне зависимости от национальной пржщцпежносш и государственного устройства

И именно в этом пшне становится очень своевременным лозунг Рериха " Мир через культуру Эти слова, прозвучавшие в свое время с вершин Гималаев, были ориентированы, главным образом, на будущее, на современный мир, когда проблема создания единого общечеловеческого дома, основанного на принципах уважения личности вне зависимости от национальной или государственной принадлежности, стала актуальной, как никогда Девиз " Мир через культуру " должен означать сегодня утверждение идеалов через уважение к культуре, через развитие культуры на всех уровнях нашей жизни - от межгосударственных до каждодневных и бытовых, ибо, по мнению Рджха, культура является той высшей, общечеловеческой, унивцэсальной ценностью, которая способна объединить разобщенное человечество. И основными принципами на этом сложном и нелегком пути должны стать терпимость, чуткость, взаимопонимание, так как без них невозможен никакой диалог между странами и отдельными людьми, а значит, и мирное созидание, и сотрудничество. Отсюда актуальность и своевременность изучения этого процесса

Творческое наследие и общественная деятельность Рериха являются яркими иллюстрациями осуществленного русским художником диалога на примере культур России и Индии. " Слово "единство " зовет еще раз, и стираются условные наросты Запада и Востока " / цит.по: 221,54 / - вот основопошгающий принцип Рериха, который во имя Красоты, Знания и Культуры, разрушал границы непонимания, разделяющие страны и народы Цели и задачи диссертации.

В настоящей работе поставлена цель: исследовать творчество Рериха в культурном взаимодействии России и Индии.

Достижение этой цели потребовало решения ряда исстздовательских задач, вызванных необходимостью понимания социокультурных процессов, протекающих в современном обществе, а также потребностями культурологии в теоретическом и практическом осмыслении концепций художника:

- рассмотрение процесса формирования мировоззрения Рериха;

- изучение российско-индийского культурного диалога в его творчестве;

- анализ оценки художником понятий " культура " и " цивилизация " ;

- выделение философских и этако-эсгетических проблем в культурологической концепции Рериха

Для решения поставленных задач был проведен глубокий анализ зарубежной и отечественной литературы, касакжцийся основных проблем творчества Рериха, а также вопросов, связанных с культурой и цивилизацией в контексте их диалога Нэ прежде всего, был привлечен широкий круг произведений самого Рериха, материалы его личной переписки, воспоминания его современников, тесно сотрудничавших или общавшихся с художником и его семьей. Были использованы литературные работы его жены Е.И Рерих, а также его сыновей С.Н и Ю.Н Рерихов. Кроме литературных источников были привлечены репродукции картин Рериха Однако следует заметить, что в произведениях других исследователей художественного наследия Рериха интергретация его живописных произведений имеет чжце всего чисто искусствове/дческий характер, нежели культурологическую и фи-лософско-этическую направленность. Зачастую работа с литературными произведениями Рериха была связана с определенными трудностями. Во-первых, несмотря на то, что за последнее десятилетие вышло множество пфеизданий книг художника, всё же большая их часть остается недоступной, так как является библиографической редкостью или вообще не ггеревеч дена на русский язык, во-вторых, насыщенность литературных произведений Рериха глубоким философсжо-эшчежим смыслом затрудняет их прочтение и расшифровку.

Степень разработанности проблемы.

Касаясь монографических исследований о Рерихе, необходимо отметить, что они появились ещё при жизни художника, в первые два десятилетия нашего столетия. С 30-х годов в России публикации о нём прекращаются и продолжаются лишь за рубежом, особенно в Индии, Латвии и США, где существовали крупные рериховские культурные центры

В 50-е годы в нашей стране постепенно возобновляются исследования, связанные с Рерихом, начинается публикация его отдельных произведений. Но пик интереса к творческому наследию художника и его семьи приходится на конец 80-х - начало 90-х годов и связан с глубокими социально-экономическими преобразованиями не только в самой Росши, но и с изменениями в глобальном масштабе. Внутри страны развернулась дискуссия о путях развития России, вызвавшая обращение к её культурному наследию, В мировом масштабе начался активный поиск единой универсальной концепции общечеловеческой цивилизации. Всё это вновь заострило внимание на богатейшем гоисте культуры, связанным с Рерихом, и новыми его интерпретациями в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

В процессе работы постоянно ощущался недостаток современных исследований, связанных с проблемами философско-этического мировоззрения мыслителя, его творческого наследия в диалоге Запада и Востока, влияния его на современное общество. Как правило, использованная литература содержит либо не полный анализ этих проблем, либо морально устарели и не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Поэтому она рассматривается нами в соответствии с современным видением щукой / в частности культурологии / этого феномена

Проблема диалога и синтеза культур занимает в научной литературе одно из приоритетнейших мест. Её в разное время освещали: ММ Бахтин, НА Бердяев, B.C. Виблер, С.Г. Галаганова, Г.С. Горчаков, Е.И Гостева, НС. Гумилев, НЯ Данилевский, RA Зарин, НВ. Карлов, ИД. Ковальченко, НП Кольцов, МГ. Козлова, НС. Кулешов, Ю.В. Линник, АД Литман, ЕЯ. Люстерник, ЛН Митрохин, НИ Петякшева, Л.В Поляков, АА Радугин, В.М Сидоров, МН Стасов, МТ. Стеданянц, АА Ткачева, AM Ушков,

B.Л. Гамбургский, Ю.А Шичалик, В.К Шжин, АИ Юнельи др.

Помимо отечественных исследований существуют работы ведущих зарубежных ученых, поднимающих важные проблемы поиска общих точек соприкосновения восточных и западных культур, расширения международного сотрудничества и разработки единых универсальных ценностей: А Анд-риаускас, Д. Антисери, К Бартольф, В. Бхатия, М Вебер, И Ганди, К Гарднер, И Гауфик, Д. Дала, Ф. Краус, Л. Люкс, А Макинтайр, Д. Маркович, X Патнем, С. Радхакришнан, Дж. Реале, Ф. Роберте, Б. Роужнд, П Сорокин, С. Стоянович, А Страус, Ф. Фехер, А Хеплер, С. Чаттерджи, О. Штенглгр, К Ясперс и др.

Проблемы культуры и цивилизации в творческом наследии Рериха нашли свое отражение в произведениях: НП Баныкина, МИ Богуславского, Л.С. Журавлевой, АН Зелинского, Л.В. КЬроткиной, Е.И Шлаковой,

C.И Пэтабенко, Б.А Смирнова, Ю.Н Стефанова, З.Г. Фосдик, Л.Р. Црсю-левичидр.

При изучении вопроса формирования мировоззрения Рериха были использованы исследования: АД. Алехина, ПФ. Беликова, Ю.К Ефремова,

В.С. Кеменова, В.П Князевой, А В. Корниловой, АА Росшелавова, В.А Филиппом, АЭ. Экк и др.

Философские и эшко-эстетические воззрения художника в той или иной мере разрабатывали Г.С. Горчаков, ИА Гугт, АИ Клизовский, Ю.В. Лин-ник, Е.И Полякова, Т. Р. Руджге, В.М Сидоров, Ф.Я. Оьркинаидр.

В настоящее время вокруг творческого наследия Рериха и его влияния на современный мир развернулась активная полемика, особенно оживленно она проходит в Росши. Появилось множество публикаций, не только продолжающих углубленное исследование его творчества, но и поднимающих и освещающих малоисследованные факты из жизни художника К ним относятся работы НП Баньжина, АИ Клизовского, Ю.В. Линник и др. Однако отметим, что в некоторых работах приводится множество непроверенных сведший, которые требуют ^жгического осмысления.

Учение Рерихов в целом и, Николая Константиновича в частности, получило две противоположные оценки. Первая из них содержит положительную характеристику феномена Рфихов: АД. Алехин, ПФ. Беликов, Г.С. Горчаков и др.

Вторая - связана не только скептическим отношением к творчеству Рерихов, но зачастую занимает откровенно враждебную позицию, обвиняя их в секганстве, оккультизме и мистицизме. К таким выводам приходят Е Ефремова, А Кураев, О. Шшжин. Учитывая это, автор диссертации пытался объективно оценил» творчество Рфиха и его семьи, не вгщдая в крайности.

Как и всякое исследование в проблемном поле культурологии, изучение данной темы неизбежно вело к выявлению межпредметных связей и соединению в единый комплекс текстов из различных областей гуманитарного знания, с различной лексикон и тфминологиеи: теория культуры, философия, этика, эстетика, искусствоведение, история, лшфатуроведение, право и т.д., а также естественных наук / география, медицина и др. /. Кроме этого, в качестве источников активно привлекались прозаические и поэтические художественные произведения разных авторов. Это также потребовало их новой иотерщэетации в соответствии с задачами данного диссертационного исследования.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Методологическая база диссертации строится на следующих основаниях, обусловленных спецификой изучаемого объекта, целями и задачами его анализа; компаративистский метод; герменевтический метод, семиотический метод; системный подход; металингвистический анализ.

Особое значение приобретают.

- герменевтический метод, который использовался с целью выявить смысл и назначение письменных источников, исходя из их объективных / значение слов и их исторически обусловленные вариации / и субъективных / намерения авторов / оснований;

- компаративистский метод, который применялся с целью выявления типов мышления, менталитета, культур и философий, с активным привлечением аналогий и параллелей, диалога и полилога;

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены четыре основных этапа становления Рериха как мыслителя: первый этап / 80 - 90 - е г.г. XIX века / - период осмысления окружающего мира, формирование мировоззрения, манеры и стиля художника; второй этап / 1900 - 1916 / - период выработки своего мнения по фундамеятальньм вопросам человеческого бытия и окружающего мира; третий этап / 1917 - 1918 / - переломный, характеризуется переосмьюлеЕшем пройденного пути, намечая новые жизненные цепи; четвертый этап / 20 - 40 - е г.г. XX вежа / - период зрелости мировоззрения создаются основные литературные и живописные произведения;

- обозначены две группы факторов, оказавших значительное влияние на формирование мировоззрения Рериха - русская и индийская;

- проанализирована проблема диалога и синтеза культур Запада и Востока в научной мысли, выявлены ее основные направления и точки зрения в её решении: невозможность какого-либо синтеза и диалога из-за разности идей и ценностей Запада и Востока; реальность и возможность комл^униттивно-диалогического единства современного мира; примирение Запада и Востока; необходимость трансформации сознания человека и создания у него черт универсальной личности, способной создать единую цивилизацию;

- показаны роль и место культурного диалога России и Индии в творчестве Рериха: диалог Росши и Индии является центральной темой в его культурном наследии; неоспоримо влияние на него обеих духовных традиций; он творчески перерабатывает культурные достижения России и Индии, придавая им универсальный и синтетичный характер;

- определено понимание Рерихом понятий " культура " и " цивилизация ":

- культура: почитание света; любовь к человеку, красота во всем великолепии; сердце народа; истинное и просветленное познание; духовные ценности человечества; вечна и неуничтожимо

- цивилизация: внешние формы человеческого бытия; материальная и гражданская основа общества; непостоянна и неустойчива;

- раскрыты философские и этико-эстетические взгляды Рериха: они сформировались на основе лучших достижений западной и восточной мысли; их характерными особенностями являются антидогматизм, гуманизм, синтетичность, символизм и пантеизм; в них прослеживается швечвая борьба добра и зла, света и тьмы, хаоса и порядка

I. Творчество Н.К. Рериха и проблема диалога культур.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Букин, Александр Олегович

Заключение, Колумб открыл .Амфижу, ещё один вусочеж всё той же знжомой земли, продолжил уже начфтанную .линию - и его до сих. пор славят за это. Что же сказать о человеке, который феди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый и прекрасный мир!

Цгяый новый мир?

Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. I-fe занесенный ни на какие карты, он действительно существует не менее, чем Орловская губерния или Королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люда за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его странах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах Там: есть восходы и закаты другие, чей наши, но не менее прекрасные. Там есть жизнь и смфть, святые и воины, мир и война - там есть даже пожары, с их чудовищным отражением в смятенных облаках Там есть море и ладьи . Нгт, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по смфтному позавидовать тому рфиховсжому человеку, что сидит на высоком берегу и видит - видит такой прекрасный мир, мудрый, преображенный, поднятый на высоту свфх - человеческих очей " - так писал о творчестве художника в статье, помеченной 1917 годом, Леонид Андреев / цит.по: 221,4 /. И о Рфихе, и о его творческом наследии можно писать до бесконечности и каждый раз находить что - то новое и необыкновенное, насколько оно многогранно и ярко. Исследование его творчества схоже с деятельностью пфвооткрывателя, даже проходя по чему - то давно открытому и понятному, неожиданно наталкиваешься на новую землю, полную тайн, скрытых символов и знаков.

Рерих - личность уникальная, ото творчество поражает своей оригинальностью и исключительной разносторонностью. Джавахарлал Неру говорил о нем: " Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник; великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно - тысячи картин, и каждая из них - великое произведение искусства " / пит. по: 221,5 /.

На формирование мировоззрения Рериха и как художника, и как мыслителя оказало воздействие множество факторов, но исследователи его творчества объединяют их в две крупные группы - русские и индийские.

Россия привила Рериху любовь к истории и древней старине, пробудила интерес к археологии, очаровала строгой красотой северной природы. Знакомство и общение с крупными и вьхдакшщмися представителями творческой интеллигенции Росши: В. Стасовым, А Куинджи, Л. Толстым, А Блоком, М Горьким и другими - наложило на мировоззрение Рериха неизгладимый отпечаток. Стасов впервые натолкнул его на размьжштения об истоках национальной культуры и взаимодейсгвии её с культурным наследием /других народов, в частности Индии. Встреча с Л. Толстым произвела глубокую нравственную эволюцию в душе Рериха> а сотрудничество с Горьким и Блоком помогло ему взглянуть на мир с реашсшчесжих позиций.

Восток, особенно 'Индия, его философия и культура, привели Рериха к проблемам нравственного поиска и духовного самошвфшшствования, осознания своего " Я его места и роли в окружающем мире. Общение и дружба с Р. Тагором укрепили в нем веру в необходимость диалога Запада и Востока, а также широкомашпабного сотрудничества между народами мира

Тема синтеза и диалога культур Запада и Востока .является лейтмотивом творческого наследия Рериха. Неоспоримо то, что западные и восточные культурные традиции оказали значительное влияние на формирование его убеждений. В своих произведениях он творчески пффабатывает эти знания, придавая им утдавершжвъм характер, приемлемый для всех, неродов. Рфих призывал полишческих деятелей и простых людей развивать совместное со'фудничество, устранять искусственно созданные барьфы недоверия и подозрительности - это для русского художника было основной целью его деятельности и жизни.

Понятие " культуры " и " цивилизации " и их соотношение занимают в творчестве Рфиха ведущее место. ГЪд понятием " культура " он понимал нравственные ценности человечества составляющие её духовную основу, они вечны и неуничтожимы, в то время, как " цивилизация " материальна, конечна, изменчива и её внутреннее наполнение зависит от многих факторов.

Культура для Рериха, - синтез возвышенных и утонченных достижений человечества, культура - это всегда единичность, а не поток и массовость, она не тфпит торгашества и шекуляций вокруг неё. Для художника культура - это культ света, его оружие, его двигатель, его сфдце. Однако Рфих не считал, что культура является уделом только богатых, отсюда его главное желание - нести свет культуры и знания в народ и для народа Он разграничивает культурность и цивилизованность, последнее, по его мнению, ещё не является гарантом пфвого, а это самое опасное, ибо цивилизация без культуры есть самое уродливое и опасное явление.

Художник в своей творческой деятельности уделял большое внимание защите культуры Он был основателем целой сети организаций, глазной целью которых была, борьба за сохранение культуры. Рерих становится инициатором принятия Договора по охране художественных и научных ценностей во время военных действий, который лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в результате международных конфликтов.

Философские взгляды Рериха вобрали в себя лучшие традиции западной и восточной мысли. Символизм, пантеизм, глубокая внутренняя духовность и сосредоточенность - наиболее яркие черты, сближающие философское мировоззрение Рериха с Востоком. Однако в отличие от пассивного восточного созерцания с его холодным равнодушием, его мировоззрение полно эндэгии и творческой жизни. Мировосприятие Рериха в высшей степени диалектично, в своих произведениях он охватывает мир в трех временных рамках - прошлом, настоящем и будущем, все в нем полно борьбы, рождения и смерти.

В трактовке материн Рерих занимает двойственную позицию, с одной стороны, он высказывает чисто матфиалисшчесжие взгляды, с другой, для него материя менее важна, чем. дух, который он не асшциируег с Богом в ужорелигиозной его трактовке Кроме матфиального мира, Рерих выделяет ещё и мир тончайших пшхических знергаи, пронизываюпдих все мироздание

ГЪ своим гоциальньзм взглядам Рерих стоял на утопических позициях, продолжая идеи западноевропейских и русских утопистов ЖХ века Будущее общественное устройство он видел за самоуправляЕшщмися общинами, построенными на пришщпах равенства, шраведливосш и доброжелательности, живущими в согласии с природой. Община, считал Н Рерих, неслыханно ускорит эволюцию кошены

Сознание, познание и творчество выступают у >удожника в едином процессе. Сознание Рфих ассоциирует,, прежде всего, с мыслью, работа которой, по его мнению, безгранична. Художник выступает противником всяческого ее ограничения, Сознание он подразделяет на индивидуальное и общественное, причем второе у него и создает игивилизаг.щю.

Познание у него .является необходимым процессом развития. Художник разделяет познание на внешнее, с помощью разума и внутреннее, через сердце, отдавая предпочтшие последнему Творчество у Рериха неразрывно с познанием, и так же, как оно, безшанично . Творчество - это необходимый показатель жкзани, синоним качества Рфих выступал против всяческих абстракций в творчестве и бьют сторонником ясности и простоты, но не упрощенчества,

НК Рерих не разделял науку на духовную и материальную, и считал это деление искусственным и обедняющим: Наука у него - это неггрерьвное движение вперед по пути знания, не ограниченного никакими предрассудками.

Этико - эстетические взгляды Рериха, поражают богатством и Шубиной образов. В рфиховском этико - эстетическом учении в единстве пфепле-лись нравственные искания Запада и Востока, В его этическом миропонимании прослеживается извечная борьба свеш и тьмы, добра и зла, хаоса и порядка Этике.как предмету он придавал большое значение в формировании нравственной и духовной красоты: человечества

В связи с этим художник уделяет большое внимание понятию " радости радостный оптимизм был характерной чфтой его творений. " Радость " Рёрих ассоциирует с особой мудростью, которая способна проложить новый путь к знанию, к нравсгошному и духовному самосовершенствованию. Он считал, что зло преходяще, а благо вечно, и дает ему/ жизненную силу именно радость.

Г приоритетное место в эстетике Рфиха занимает проблема Красоты и Г]рекрасного. ГЬ его мнению, познание Прекрасного и Красоты, которые он всегда, писал с большой буквы,, является основой жизни истинно культурного человека Художник противопоставляет прекрасное и роскошь^ и разделяет первое на внутреннее и внешнее. Под внешним Прекрасным он понимает предметы культуры, искусства, под внутренним - ниши мысли и чувства Рерих выступал прошв мыслительной распущенности, ибо она отравляет пространство " отрицательными энергиями которые мотут принести много вреда и природе, и самим людям. Основную .задачу человека он видел в распространении Г|?екрасного как главного средства борьбы с человеческими предрассудками. Художник вел бешощадную борьбу с пороками человеческой натуры как главными пршятствиями на пути к Цэекрашому. Он поднимал проблемы страха и жестокости, зависли и безумия, невежества и злобы и не только выстжлял их на свет, но и призывал людей к их искоренению как " пособников темных сип

В России интерес к творчеству В! К Рериха зазвучал с новой силой в конце 80 - хг.г. на волне социально - экономических изменений внутри российского общества В настоящее время вокруг имени Николая Константиновича, да и в целом Рерихов развернулась оживленная даскуосия, и появилось множество точек зрения на их учение. Одни исследователи в погоне за сшсаднями приводят множество довольно сомнительных сведший о связях художника с органами иностршньк и советской разведок / см.: 272 и др. /, другие заостряют внимание на мистической и оккультной стороне ре-риховскопэ учения /см.: 75 и др. /, третьи заняли: откровенно враждебную позицию, объявив Рерихов сектантами, а их учение новой фесью, направленной прежде всего на " оболванившие " интеллигенцшг /см.: 127 и др. /, Но все же основная масса исследователей творчества Рерихов объективно оценивает их вклад в культурное строительство и отмечает их неоценимые заслуги в области распространения просвещения, укрепления международного сотрудничества, зашиты и охраны памятников культуры В последние годы наметилась тенденция роста последователей учения Рфихов и создания ими культурных центров и обществ, главной целью которых выступает решение вопросов, связанных с культурой. ГЬ замыслу организаторов, ре-риховские общества должны стать, прежде всего, культурными центрами, которые могли бы оказывать действенную помощь интеллиг енции в сфере просвещения и культурного воспитания.

Творческая деятельность Рериха, без сомнения, оказывала и продолжает оказывать влияние не только на отдельных представителей творческой интеллигенции, но и на целые отрасли швремеяного искусства. Вот несколько ярких шшюстраций этого. Известный русский писатель - фантаст и ученый Иван Ефремов отмечал, что его и настраивала и вдохновляла, " самоотверженная " Агни - Йота " " / 281,44 /. Для писателя - ученого нравственное и иттлектувльное учение " Агни - Йоги " стало там творческим зарядом, который рождал яркие образы его литературных произведений. Нравственные принципы " Живой Этики " вдохновили писателя на создание целого общества - коммунистической Земли. Перед глазами читателей проходит ряд условно-фштастических, но осязаемо реальных образов, а в их речах и поступках незримо присутствует этика " Агни - Йоги **. И Ефремов под впечатлением учения Рерихов смог развернуть на стршгодах своих романов огромную панораму нравственного совфшенсгоования человеческих характеров, уходящих в беспредельность человеческой эволюции. '"Если в полотнах НК Рерихн идеи нравственной эволюции воплощены в образах фольклорно-ромаетжческих, то живой плотью романов Ефремова сдала полная борьбы, страданий и побед щэогаозируемая им история человечества", - пишет исследовательница творчества Н Рериха - Л. Юффова /281,44/.

Несомненно, влияние живописного наследия Рериха на художественную жизнь Индии. Своим неповторимым искусством в пфедаче горного .ландшафта художник увлек индийских мастеров, заставил их обратил!, своё внимание на Гималаи. До Рериха в индийском изобразительном искусстве горы изображались чисто условно и схематично, но уже в самом начале 30 - х г.г. мы находим первых его последователей. ".Рерих, - отмечает исследователь его творчества СН Пэтабенко, - явился активным ферментом процесса обновления художественной жизни Индии, Этого бы не случилось, если, бы художник не был столь целен: в своем творческом кредо, в своих идейно -эстетических убеждениях. В годы, отмеченные творческими метаниями, зыбкими, неустойчивыми взглядами на историю, общество, искусство, мораль и прогресс, Рерих занимал твфдую нравственно - эстетическую позицию последовательного 1уманисш " / 159,223-224 /„ Все это без сомнения и привлекло к нему симпатии не только творческой ишегошгентщи Индии, но и простого народа До сих пор имя Рфиха в этой стране пользуется заслуженной славой и уважением:. Ведь только великие, часто причисляемые к лику святых за свои нравственные искания и твердые убеждения, получают здесь имя Махариши, и Рфих в их числе №. месте кремации художника стоит камень, на котором написано: " Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Шдии, было предано сожжению на этом месте 30 числа, месяца магх 2004 года, эры йжрам, что соответствует 15 декабря 1947 года Ом, Рам " забывается его имя и в России. Рождение в 1992 г. в Нзггаре северного филиала Международного мемориального треста Рфихов получило поддфжку не только в Индии, но и в нашей стране. Среда тех; кто приветствовал его создание - президент России Б.Н Ельцин. В письме С.Н Рериху пива российского государства завфил о готовности оказать всяческое содействие этому благородному начинанию. " Этот многообещающий замысел, - отмечал Б. Ельцин, - несомненно, упрочит незаменимый вклад Вашего знаменитого семейства в духовное сближение России и Индии и мировую культуру " / цит.по: 98,42 /.

11 мая 1995 года Государственная Думе Российской Операции приняла обращение к гфавительству России " О наследии НК Рериха и его семьи " в котором отмечалось: " В связи с многочисленными обращшиями российской общественности об объявлении художественно - философского наследия великого российского художника, мыслителя и общественного деятеля НК Рериха и его семьи российским ншдаональным достоянием Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обращается в правительство с предложением поставить на государственный учет находящееся на территории Российской Федерации наследие НК Рериха, и его семьи " / пит. по: 130,5 /.

Велик вклад НК Рериха и его семьи в упрочение духовных уз между Россией и Индией, между западной и восточной цивилизациями. Весь ум и таютт свой они отдали идеям единения разобщенного, враждующего человечества и духовного освобождения личности. Не вызывает сомнения то, что творческое наследие Рерихов будет и впредь оказывать значительное влияние на культурную жизнь общества и вызывать многочисленные дискуссии, у исследователей их творчества " Знамя Рерихов, - сказал в одном интервью исследователь Индии и творчества Рерихов Л.Н Митрохин, - останется знаменем борьбы за справедливость, свободу и единение, а значит, и предметом нападок со стороны противников этих ценностей " / щтг. по: 160,24/.

Учение Рериха и его семьи в современных условиях не потеряло своей актуальности и новизны Человечество сегодня находится в поиске универсальной идеи, которая смогла бы объединить разобщенное человечество перед лицом все более обостряющихся проблем современности, ибо от этого зависит не только его благосостояние, но и выживание как биологического вид а. Исходя из этого, по нашему мнению, наиболее перспективными могут быть исследования, связанные с проблемами диалога и синтеза культур

Западной и Восточной цивилизации, и той рала, которую играет в нем учение Рериха, а также его влияния на современное общество. Именно эти вопросы имеют большое будущее в научных исследованиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Букин, Александр Олегович, 1999 год

1. Абрамова Л. В. Е.Н Трубецкой как релишозный мыслитель // Отечественная фшюсофская мь&ззь ЖХ- XX вешв. Саранск; 1994. С 51 61.

2. Акулин В.Н Философия всеединства: от В.С. Соловьева к ПА. Фло-ршскому. Швосибирск: Наука Сиб. отд е. 1990. 158 с.

3. Александрова Р. И Нравственная философия и творческое наследие ММ Бахтина Саранск; Изд во Мордов. ун-та, 1995. 176 с.

4. Алёхин АД. НК Рерих к 100 детяю со дня рождения. М: Знамя, 1974. 39 с,5. .Алёхин АД. Творческий метод НК Рериха // НК Рерих; жизнь и творчество. М, 1978. С. 40 62.

5. Аникеева Е.Н, Семупяшн А В. Диалог цивилизаций; 'Восток Запад // Вопросы философии. 1998. N2. С. 173- 177.

6. Архшгельсжий Л.М Социально этические проблемы теории личности. М: Мысль, 1974. 221с.

7. Бавин С, Семибратова И Судьбы поэтов серебряного века. М: Книжная палата, 1993. 480 с.

8. Баныкин НП Семь лекций по Живой Этике. Новосибирск: Изд во Нс>-восиб. гос. ун-та., 1991. 96с.10. .Бахтин ММ Литературно критические статьи. М: Хуцож. лит - ра, 1986. 543 с.

9. Беликов ПФ. В Гималаях// НК Pqжx: жизнь и творчество. М, 1978. С. 201 220.

10. Беликов П.Ф. Пакт НК Рериха по охране культурных ценностей // НК Рерих: жизнь и творчество. М, 1978. С 186- 192.

11. Беликов ПФ. Принадлежит моей Родине // Мир через Культуру. МД990. С. 180-184.

12. Беликов ПФ. Рерих. / Опыт духовной биографии. / РЬвосибирсж: Лазарев ВВ. и О., 1994. 334 с.

13. Беликов ПФ., Князева В.П Рерих М: Молодая гвардия, 1972. 256 с.

14. Беликов ПФ., Шапошникова ЛА №«лшут Урусваги /У НК Рерж: жизнь и творчество. М, 1978. С. 225 236.

15. Белостоцкая Е. Сколько жизней позади // Труд. 1990. 15 июля.

16. Бердяев НА русская идея /У Русская литература 1990. N 4. С. 59 -112.

17. Бердяев НА Философия свободы, Смысл творчества. М: Правда, 1989. 608 с.

18. Бердяев НА Философия неравенства. М: Имка-пресс, 1990. 288 с,

19. Бердяев Н А. Судьба России. М: (Ъветсжий шюатель, 1990. 348 с.

20. Библер ВС. Культура Диалог культур / Опыт определения / // Вопросы философии. 1989. N6. С. 31 42.

21. Богуславский МИ Пакт Рериха, // Мир через Культуру. М,, 1990. С. 10- 16.

22. Бонгард Левин Г. Дзевнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М: Щука, 1900. 332 с.

23. Бонгард Левин Г. Будда молчит /У Щука, и религия. 1989. N 7. С 3842.

24. Борискин В.М Творческая шиность и цджовный канон // Атеистические .знания народу. Саранск, 1988. С. 64 75.

25. Борискин В.М Уровни теоретического анализа культуры и цивилизации /У Культура и цивилизация. Изд во Саратовского ун-та. Сванский филиал; 1989. С. 60-68.

26. Борискин В.М. Личность и мировоззрение Н.Ф. Федорова// Отечественная филошфскт мысль XIX-XX веков. Саранск, 1994. С. 36 43.

27. Буйпенко IIB, GH Рфих // Mf чфез Культуру. M? 1990. С 178179,

28. Будда: Иэтории о перерождениях/ 1Ър. с шли и предисж Б.Захарина М: Хуцож. лит., 1991. 79 с.

29. Буддизм: Словарь. М: Республика, 1992. 266 с.

30. Булгаков С.Н Философия хозяйства М: Наука, 1990. 415 с.

31. Бхактиведанта A4. Свами Г|забхупвда. Бхвгават Гита: как она есть: Пр. с англ, Дели: Бхнкхиведннта Бук Траст, 1984. 832 с,

32. Бхатия В. Дж. Неру и становление индийско советаких отношений / 1917 - 1947г.г. /: Пр. с англ. М: Мысль, 1989. 217 с,

33. Бычков В.В. Духовно .эстетические основы русской иконы М: Jfer домир, 1994. 366 с.

34. Башем А Чудо которым была. Индия: Пр. с англ. М: Наука, 1977. 616 с.

35. Ванина ЕЮ. Бхакш: истоки, типология; перспективы эволюции // Индия: религия в политике и общественном со.знвнии. М, 1991. С. 180- 196.

36. Ванина ЕЮ. Идеи и общество в Индии 'XVI XVIII в.в. М: Наука, 199.3. 229 с

37. Вебер М 'Избранные произведения: Пр. с нем. М : Прогресс, 1990. 808 с.

38. Весть: книга, советско индийошй дружбы М: Рацущ, Дели: Раджиал зид санс, 1987. 350 с.

39. Взаимоотношения России со странами Востока в середине XIX начала ХХвеков, Иркутск: ИГГМ. 1982, 99 с.

40. Вишванатх. №забываемая встречи: Пер. с англ // Мир через Культуру. М, 1990. С 25 27.

41. Волопшн И Архаизм русской живописи // Аполлон. 1909. N 1, С, 49

42. ЕЪронинаНИ Звуковое пространство: диалог " Различных духовных вселенных " /У ММ Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тез, докл III Офанских междунфодных. Бахсжюких чтений. В 2 т.т. Т.2 Саранск, 1995. С 24- 27.

43. Воспоминания о серебряном веке /Сост., авт. приел: и коммент. В. Крейд. М: Республика, 1993. 559 с.

44. Восточный вопрос во внешней политике России: конец XVIII начала XIX веков. М: Наука, 1978. 436 с.

45. Врубель. Пфеписка. Воспоминания о художнике. Вступительная статья. Э.Н Гомберг Вфжбинской, Ю.НПодколаевой. Л.: Искусство, 1976. 384 с,

46. Гадамер Г. Г. Актуальность греЕфасного: 1Ър. с нем. М: Искусство, 1991. 367 с.

47. Газизова Ю. " Мати пустыняИЬасафа Индийского, монарха и монаха /У Наука и религия. 1994. N 5. С. 18 - 20.

48. Галнганова С. Г. Восток: традиции и современность У/ Запад и Восток. Традиции и современность. М, 1993. С. 96-102.

49. Галаганова С. Г. Индо буддийская культурная традиция // Запад и Восток. Традиции и современность. М, 1.993. С, 139 - 156.

50. Галаганова С. Г. Арабо исламская культурная традиция /У Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993. С, 157- 177.

51. Гамперт В. Цзедыстория индуизма; Пер. с чешек. /У Бога, брахманы, .люда: четыре тысячи лет индуизму. М, 1969. С 8- 16,

52. Ганди И Мир, сотрудничество, непришединение. №бранные речи и статьи: Пер. с англ М.: Профеос, 1985. 430 с.

53. Ганди МК Моя жизнь: 1Ър, с англ М: Наука, 1969. 612 с.

54. Гарднф К Между Востоком и 'Западом. Возвращение даров русской души: Пер. с англ М: Наука, 1993. 124 с.

55. Горев А В. Махатме Ганди. М: Мещг^здврод ные отношения, 1989. 376 с.

56. Горчаков Г. С, Великое русское сердце. Томск: Красное знамя, 1994. 26 с.

57. Гостева ЕИ Философия единства Р. Тагор. М: Наука, 1985. 205 с.

58. Григорьева Т.П. Синергетика, и Восток // Вопросы философии. 1989. N3. С 90- 102.

59. Гриневич Г. Рысичи в Индостане //' №ука и религия. 1995. N 5. С121. В.

60. ГулыгаАВ. Русская идея и ее творцы М: Соратник, 1995, 310 с.

61. Гумилев НС. Письма о русской поэзии. М: Современник. 1990. 383 с.

62. Гусева А. И Фишхзофгог. всееданста В.С. Соловьева // Отечественная философская мысль XIX- XXвеков. Саранск, 1994. С. 43 50.

63. Гусева. HP. Индуизм: мифология и ее корни // Советская этнография. 1973. N3. С 137- 1.50.

64. Гусева HP. Индуизм. М: Наука, 1977. 327 с.

65. Гусева HP. Мкошликая Издия. М: Наука, 1980. 272 с.

66. Гутг И А НК Рерих и драматурга» Мэтфлинка // НК. Рерих: жизнь и творчество. М: 1978, С. 96- 104.

67. Данилевский НЯ. Россия и Европа. М: Книга, 1991 574 с.

68. Дардыкин Н Мертвые сраму не имут // Московский комсомолец. 1995. 14 янваоя.х

69. ДаттВ.П. Внешняя политике Иещии: Пер. с англ. М: Прогресс, 1988. 435 с.

70. Дробницкий О. Г, Проблемы нравственности, М: Щука, 1977. 333 с.

71. Блистратов В. ^сский космизм и русский космос // Дружба, неродов. 1994. N6, С, 186-194,

72. Ефремов Ю.К Учояьм и путешественник // НК Рерих: жизнь и творчество. МД978. С 154-168.

73. Ефремова Е. Оккультное учение Рерихов / 'Живая Эшка " или " Аг-ни Йога " / // Цшвослнвная церковь: современные ереси и секты в России. Рязань, 1996. С. 186- 196.

74. Живая Этики: Избранное М: Республика, 1992. 414 с.

75. Журавлева Л.С. НК. Рерих в Талашкине // НК Рерих: жизнь и творчество. М, 1978. С. ПО 117.

76. Заводинсжий В. Внимая Рфиховской " общине " // Книжное ободрение. 1991. N47. С. 9.

77. Запад и Восток. Традиции и современность, Курс лекций для негуманитарных шесщальностш М: Знание, 1993. 240 с.

78. Зарин В, А Запад и Восток в мировой истории XIV XIX веков, М: Неука, 1991. 264 с.

79. Зелинский АН Ю.Н Рфих /7 НК Рфих жизнь и творчество. М, 1978. С. 248 255.

80. Зфнов Н Русское религиозное возрождение XX. века; Пер. с англ I fa-риж: YMKA PRESS, 1991. 368 о.

81. Иванов В. И Родное и вселенское М: Республика, 1994. 428 с

82. Иванов В.Н Огни в тумане: Рерих художник и мыслитель. М: Советский писатель, 1991. 384 с.

83. Иванов В.Н Рфих /художник; мыслитель''' // Мир чдэез Культуру. М, 1990. С 195- 246.

84. Ивбулис В.Я. Моя золотая Бенталия: Пер. с латыш. М.; Наука, 1988. 136 с

85. ИЬрархия. Рига: Угнус, 1992. 218 с.

86. Ильин Г. Ф. Религии древней Индии. М: ¥вд во АН СССР, 1959. 48 с.

87. Индия: вступая в век XXI. М: ГЪлитиздат, 1987. 476 с.

88. Индия: многоликое чудо. Фотоальбом. М: Пданещ, 1987. 206 с.

89. Ивдустриализация в Индии и в СССР. М: Наука. 1977. 246 с.

90. Исаева Н. В. ПЬшнря и индииатя философия. М: Неука, 1991. 200 с,

91. История товременной зарубежной философии: комгв^затавистсжий подход. СПб.: Лань, 1997. 480 с.

92. История философии: Запад Россия - Восток: Кн.1. Философия древности и средневековья. М: Греко - дашнсмш кабинет Ю.А. ТШчатдав, 1996.448 с.

93. Каган МС. Человечесжая деятельность. Опыт системного анализа М: .Пэлитаздат, 1974. 328 с,

94. Каган МС. Философия культуры СГю.: Петрополис, 1996. 415 с.

95. Карлов Н.В. Честь имени, или о русском нждаональном самосознании /7 Вопросы философии. 1997. N 4. С 3 18.

96. Кармалито С.Н Рерих: " Сердце с^дцу весть подаёт " /У Эхо планеты 1992. N32. С. 40-44.

97. Кассирер Э. Естественно научные понятия и понятия культуры // Вопросы философии. 1995. N8. С 157- 174.

98. Кеменов В.С. 'Николай КЬнстжпинович Рерих// Н.К. Рерих жизнь и творчество. М, 1978. С. 7 23.

99. Киселева, МС. Культура. Здаадной Европы от Возрождения до Реформации // Запад и Восток Традиции и современность. М, 1993. С. 44-65.

100. Киплинг Р. Восток есть Восток Пер. с англ. М: Худож. лит. 1991. 462 с.

101. Кицееко О. Дорогами '.Индии: записки журналист М: Мысль, 1983. 176 с.

102. Клизовский АН Шахичесжаяэнерпия. Рига: Ейеда» 1990. 65 с.

103. Клизовский А И Основы миропонимания новой эпохи. ВЗт.т. Рига, 1991.

104. Клюев Б, И Кувдалини йога, /от пжхотдзаши до полшичеоши ашкулящш / //' Ичцушм: трщщщш и современность. М, 19ÉS5. С. 214 - 229.

105. Клюев Б. И Гуру; " богочеловек " исверхлюди " 77 Унщт: религия в политике и общественном сознании. М, 1991. С, 73- 100.

106. Клюев Б.И, Литмнн А.Д. Екакш феномен общественной мысли Индии / постановки вопроса У У/ Индия: религия в политике и общественном сознании. М, 1991. С. 172- 179.

107. Ключников С. Чаша сердца// Врага в будущее: Сборник. М: Худож, лит, , 1990, С 199-203,110. "Ключников С. Правозвесшица Эры огня // Техника молодежи. 1991. N8. С. 12- 18.

108. Князева ВП Рерих. М: Искусство, 1968. 46 с

109. Князева В. 11 Богашрский фриз // НК Рерих: жюнь и творчество. МД978, С 105 118.

110. Ковальченко ИД. Теоретико методологические проблемы исторических исследований: заметки и размьжнпения о новых подходах 77 Новая и новейшая история. 1995. N1. С. 25 - 26.

111. Коган Л. А Философия НФ Федорова /У Вопросы философии. 1990 №11. С. 74-84.

112. Козлова МП Россия и страны юго восточной Азии. М: Восточная литература, 1986. 328 с.

113. Кэлешикова ИВ. Краткий очерк истории античной культуры /У Запад и Восток. 'Традиции и современность. М.Д993. С. 3 29.

114. Кольцов НП СССР и Индия: плодотворное сотрудничество У к 40-летию установления дапломашческих отношений /. М: Международные отношения, 1987. 126 с.

115. Корнеев В. Л. Индия в 80 ег.г. М: Мысль, 1986. 206 с.

116. Корнилове А В., Экк АЭ. НК Рерих в Изваре//НК Рерих: жшньи творчество, М., 1978. С. 118- 122.

117. Корошина Л.В. Рерих в Петербурге Петрограде. Л.: Лениздат, 1985. 224 с.

118. Костюченко B.C. Вивекннанда. М: Мысль, 1977. 190 с.

119. Краус Ф. № пороге нового тысячелетия: Пер. с нем. // Вопросы философии. 1997. №5. С. 184- 191.

120. Кувшин В.А Религиозная философия в России. Шчало XX века. М: Мысль, 1980.309 с.

121. Кулешов НС. Россия и Тибет / в начале XX века /. М: Наука, 1992. 276 с,

122. Культура: теории и проблемы М: Наука, 1995. 279 с.

123. Культура и цивжтжзащш.: лекция по философии / Сост.- Б.Ф. Кев-брин, ПИ Кульков; Саранск: Саран, кооп. ин-т., 1997. 28 с

124. Культурология. XXвек: Аетолошя, М: ГОристь, 1995. 703 с.

125. Кураев А Новомодные соблазны // Новый мир. 1994. JSfe 10. С. 126161.

126. Кураев А Пантеизм и монотеизм // Вопросы философии. 1996. Кй 6. С. 36 54.

127. Кураев А. " Космическая иерархия ". на госбюджете // Труд 7. 1997, 30 мая.

128. Лазарев Е Знамя Грааля// Наука и религия. 1987. № 12. С. 56 61.

129. Линшж Ю.В, В поисках Шамбалы Петрозаводск: Карелия, 1992, 574 с.

130. Листы сада Мэрии: учение Живой Этгаш. Рига Латвийское общество Рериха., 1989. 165 с.

131. Литман АД Гандистсжвя концепция решил® в свете унивдхжяьныхценностей // Индия: религия в политике и общественном сознании. М, 1991 с 43 72.

132. Лосев АФ. Владимир Соловья? и его время. М: Гфогреос, 1990. 719 с.

133. Лоссжий НО. Условия абсолютного добра; Основы этики; Характер русского народа М: ГЬлипшздет, 1991. '368 с.

134. Лоссжий НО. Бог и мировое зло. М: Республики, 1994. 432 с.

135. Лотман Ю.М Культура и взрыв. М: Гножс, 1992. 242 с.

136. Лотман Ю.М Беседы о русской культуре. М: Гнозис, 1994. 5(50 с.

137. Лысенко НН Культура зшадноевропейосого средневжовья // Запад и Восток. Традиции и современность. М, 1993. С 24-43.

138. Люкс Л. Евразийство: Пер. с нем. //Вопросы фмлософии., 1993. №6. С. Кб 114.

139. Люсгерник Е.Я. Руссэко .индийские экономические, научны; и культурные связи в XIX веке. М: Щука, 1966. 224 с,

140. Мадекин А Здесь творил Вьяса и Рерих. Священная долина глазами художника 77 Наука и религия. 1994, № 5. С. 24 25.

141. МеиешкВ. Куинджи. М: Изобразшельное искусство, 1976. 207 с.

142. Мергаут Б. Учение индуизма Пер. с чешек. 77 Бош, брахманы; .люди: четыре тьюячи лег инцуиэзму. М., 1969. С. 60-8?.

143. МергаутоваЭ. Индуистская мифолошя: Ffep. с чешек. //Боги, брахманы; люди: четыре тьюячи лет иццуизму М, 1969. С. 158- 193.

144. Мир через Культуру. Сборник. М: Советский писатель, 1990. 336 с.

145. Митрохин Л.Н. Предупреждение достойное памяти: письма Е.И Рерих президенту США. ТД. Рузвельту // Мир через Культуру. М, 1990. С. 109 121.

146. Митрохин Л.Н Иисус Христос в РЬдии: легенды и сказания // Индия; ре,шгая в политике и общественном сознании. М, 1991 С, 139- 171.

147. Мурти С. К Щж Шанкарачарья. НЬсоторые соображения о его жизни и учении: Пер с англ. // Индия: религия в политике и общественном сознании. М, 1991. С 197 208.

148. Никитин В. Белая Индия Николая Клюева //' Наука и религия. 1994. № 5, С, 21 22.

149. Община Рига: Угаус, 1991. 219 с.

150. Панков В. Тайная Родина мира //Родина 1996. №5, С. 81 83.

151. Петякпгева НИ Диалог цивилизаций: Восток Запад // Вопросы философии. 1993. №6. С 173 - 176.

152. ГЪтякшева НИ Проблемы диалога цивилизаций // Вопросы философии. 1996. №> 1. С. 186 189.

153. ГЬлонская Л. Р. Религия в политической культуре Индии // Индия: религия в политике и общественном сознании. М, 1991. С. 5 42

154. Поляков Л. В. / Рец. /, Гарднер К Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души: Пер. с англ М: Наука 1993. 124 с. //Вопросы философии. 1.993. № 10. С. 183 187.

155. Полякова Е. И Н Рерих. М: Искусство, 1985. 304 с.

156. Потабенко СИ НК Рерих и современное индийское искусство /У НК. Рерих жизнь и творчество. М, 1978. С. 220 224.

157. Почему Рерих не стал Буддой? // Наука и религия. 1995. N 6. С. 2427.

158. Прейнгальтерова Г. Мои бенгальские подруги: Пр. с чешек. М: Наука, 1984. 168 с.

159. Г^инципьтненасилия. Ювсшчесжэое наследие / Под ред. В.М Иванова М: Г.рогресс, 1991. 233 с.

160. Проблемы Востока, и общественно полшическая мысль России /середины XIX вежа /. М: Нэука, 1989. 98 с.

161. Психоанализ и культура Избранные трупы Карен Хорни и Эриха Фромма М: Юрист, .1995. 623 с.

162. Гк11ХО.)ютче

163. Раоугин А. А. Философия: курс лекций. М: Цжтр, 1996. 336 с.

164. Радхакришнан С. Индийская философия: .Пер. с англ В 2 тт. М, 1956.

165. Реале Дж., Ашисери Д. Западная: философия от истоков до наших дней. СПб: Петрополис, 1994. 336 с.1®. ВерихНК Листы дневника // йш современник 1967. N7. С 220

166. Рерих НК Альбом регфодукций. М: Гознак, 1970. 13 с.

167. Рерих НК Альбом репродуюдай / Авт. вст. сштьи А. Юферова "М: Гознак, 1972. Юс.

168. Рерих H К, Алтай Гималаи. М: Мытая* 1974., 350 с.

169. Рерих. НК Альбом репродуктдай / Авт. вст. статьи Л.В. Короткина. Л: Аврора, 1976. 16с.

170. Рерих H К ГМсьмена стихи. М: Современник, 1.977. 189 с.

171. Рерих НК Зажигайте сердца М: Молодая твердая, 1978, 208 с.

172. Рерих H К Избранное. М: Советская Россия, 1979. 383 с.177,. РернхНК., Рерих С. H Выставка нрожведений. Каталог. М: Советский художник, 1984. 111 с,

173. Рерих H К Цзеть! Мории. М: Современник, 1^8. 158 с,

174. Рерих, H К Альбом регфодукций / Авт. составитель AM Лукьянов. М: Изобразительное исжусство, 1989. 48 с,

175. Рерих НК Стихотворения, проза Новосибирск: Нэвосиб. книжн. жзд-во, 1989. 269 с.

176. Рерих НК Зажигайте сердца о культуре и искусстве. M,; Молодая гвардия, 1990. 190 с.

177. Рерих НК Цзеяы Мории // Врата в будущее: Сборник. М: Хуцож. лит. ,1990. С 135 180.

178. Рерих H К Избранное. М: Правда, 1990. 527 с.

179. Рерих H К Пути благословения. Минск: Университетское, 1991. 102 с.

180. Рерих H К О вечном: книга о воспитании. М: Шдатичеекая литература, 1991. 462 с

181. Рерих НК Сердце Азии. Минск: Университет

182. Рерих H К Сказки. М: Экополис, 1991. 157 с.

183. Рерих НК Глаз добрый. М: Худож. лит, 1991. 222 с.

184. Рерих H К Нфушимое, Новосибирск: Ейко Алгим - Аура,. 1992. 231с.

185. Рерих H К йжусство, красота, знание вот символы Новой эры// Родина 1996. N 5. С. 84 - 86,

186. Рерих ЕИ Криггюфаммьг Востока // Мир через Культуру. МД990. С. 123 160.

187. Рерих ЕИ О мысли // Мир через Куаьтуру. M., 1990. С. 107- 108.

188. Рерих ЕИ От сердца к сжрдоу: из литературно художественного наследия. Барнаул Алтайсжоекнижн. изд - во, 1991. 208 с.

189. Рерих Е И Письма В 2 т. т. Кишинев: Лист, 1995. 880 с.

190. Рерих С. H Вжтавка произведений. Каталог. М: Искусство, 1960. 16 с.

191. Рерих С. H Слово об отце // H К Рерих- жизнь и творчество. М.,1978. С. 24 26.

192. Рерих С.H Мы ответственны в своих мыслях// Мир через Культуру. М, 1990. С, 185 192.

193. Рерих С. Н Мы несем в себе вечность // Наука и религия. 1993. N 4. С 19.

194. Рерих Ю.Н Избранные труды М: Наука, 1967. 573 с

195. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии; Пер. с англ Хабаровск: Хабаровское книжн. щд во, 1982. 303 с.

196. Рерих Ю.Н НК. Рерих в борьбе за мир // Мир через культуру. М., 1990. С. 173 175.

197. Рикер П Конфликт ишфпретшдай, С>черк о герменевтике: Пф. с фр. М: Академия центр Медиум, 1995. 415 с.

198. Роллнн Р. Жизнь Рамакршнны Жизнь Вшекшандас Пф. с фр. М: ГЬлитиздат, 1991. 335 с.

199. Российские путешественники в Индии / XIX начало XX веков. Документы иматфиалы /М: Наука, 1990. 301 с.

200. Россия и Индия. М: Наука, 1986. 354 с.

201. Ростиславов А.А НК. Рфихь: Репринт, воспроизведение текст / Под ред., НН Глущеиковой. Каяигашгрзд: Калшингртцское книжн. изд во,1995. 96 с.

202. Роуленд Б. Мжусство Запада и Востока Пф. с англ М.: Иностранная литература, 1958, 143 с.

203. Рудзите 'Г.Р. НК Рфих и 1Трибалтика // НК. Рфих: жизнь и творчество. М., 1978. С, 123 136.

204. Румянцева Q. ЕИ Рфих // Наука и религия. 1989. N4. С 62.

205. Русские философы / конец XIXоф. XXвека,/: Антология. Вып. 1. / Сост.: АЛ. Доброхотов, СБ, Неволил, Л.Г. Филонова М: Книжная палата,1993. 368 с.

206. Салтыков АД Письма об Индии. М: №ука, 1985. 176 с.

207. Самохина Н. Крут вечности в " Живой -Этике " И Наука и религия.1994. N8, С. 45 56.

208. Сврдесаи ШГ. Индия и революция в Росам: Пер. с англ М: Политиздат, 1967. 167 с.

209. Свасъян К А / Рец. /, Тавризян Г.М O.IUherjiqp. ИХшзингв: две юонцшции кризиса кужгурьг. М: Ижуссхво, 1989, 272 с. // Вопросы философии. 1990, N6. С. 168- 171.

210. Сенкевич А Цэедеосхищеиие // Наука и религия. 1991. N9. С. 19.

211. Серебряков ИД. Из блокнота индолога. М: Наука, 1987. 154 с.

212. Сидоров В.М Рерих и его литературное наследие •// НК Рерих жизнь и творчество. М, 1978. С 137- 153.

213. Сидоров В.М Рерих и его лигертурное наследие // НК Рерих Избранное. М, 1979. С 3 24.

214. Ощоров В.М Избранные произведения: В 2 т.т. М: Худож, лит., 1. 542 е.; Т.2. 527 с

215. Ощоров В.М Мост над потоком // Мир чюрез Культуру. М., 1990.1. С. 249 331.

216. Ощоров В.М № вершинах /У Врата в будущее: Сборник. М, 1990. С,. 4 134.

217. Оврипник АН Моральное зло в истории этики и культуры: М: 1992, 351 с

218. Смирнов Б.А Русский пейзаж в творчестве НК Рериха // НК Рерих: жизнь и творчество. МД9Ж С. 62- 71.

219. Соколова Н Автор листов дневника-.//' НК Рерих: жизнь и творчество. М, 1978. С. 29 39.

220. Сорокин П. Человек. Цшилизация. Существо: Пер. с англ, М: ГЬ-литиздат, 1992. 543 с.

221. Сохранит ли человек человечность? Доклад нелжисимой комиссии по международным и гуманитерным вопросам. М: Международные отношения, 1989. 272 с.

222. СССР и Индия. М: Наука, 1987. 385 с.

223. Стасов МН Индия и шциашстические страны состояния и пф-спекшвы экономического сотрудничества М; Наука, 1980. 211 с.

224. Степанянц МТ. Восток Запад: диалог философов // Вопросы философии. 1989. N12. С. 151 - 158

225. Стефанов Ю.Н № заб.т^диться по пути к Шамбалу // Вопросы философии. 1993. N 3. С. 92 96.

226. Стравинский И публицист и собеседник. М: Советский композитор, 1988. 504 с.

227. Страны Востока, в политике Росши в XIX начале XX века. Иркутск: ИПЖ 1986. 138 с.

228. Страус АЛ. Униполярность / концентрическая структура нового мирового порядка и позиции России /: Пер. с нем. // ГЬлис. 1997. N 2. С. 2745.

229. Сумерки богов: Сборник, М: Шлитиздат, 1990. 396 с.

230. Сыркина Ф.Я. Рфих и театр // НК Рфик жизнь и творчество. М, 1978. С. 78 95,

231. Тайлор Э.Б. Пфвобышая культура; 1Ър. с англ М: ГЪлишздаг, 1989. 573 с.

232. ТжтаренкоАС. Структура нравственного сознания. М: Мысль* 1974, 278 с.

233. Ткачева А А Индужжжие мистические организации и диалог культур. М: Неука, 1982. 137 с.

234. ТойнбиАД. ГЬстижение истории. ПЬр. с англ М: Прогресс, 1991. 736 с.

235. ТорчиншийО.П Я люблю тебя Калькутта М: Щука 1992. 236 с.

236. Трубецкой Е.Н Омысзтжгани. М: Республика, 1994. 432 с.

237. ТэнИ Философия искусства М: Республике, 1996. 351 с.

238. Тюляев СИ Святослав Нитлаевич Рфих// НК Рфих; жизнь и творчество. М., 1978. С. 237 247.

239. Ушков AM Взаимодействие культур Запада и Востока. // Запад и Восток. Традиции и швременносхь. М, 1993. С 103 138.

240. Ушков AM Китайоко конфупиаисжий куттурный ареал.// Запад и Восток. Традиции и современность. М} 1993, С. 178- 194.

241. Филиппов В. А Серия " Майтрейя " // НК Рерих жизнь и творчество. М, 1978. С. 72 78.

242. Философия русского религиозного искусства XV ХХв.в. Антология. /Сост., общ. ред. и предает. НК Гаврюшина М: Прогресс,, 1993. СО с

243. Фишер И От фахмантма к НЕщуизму // Бощ, брахмань!, люда: четыре тысячи лет индуизму. М, 1969. С. 43 60

244. Флоренский ПА Сочинения: В2 т.т. М; Цравщ, 1991. Т.1. Столпи утверждение истины 490 е.; Т. 2. У водоразделов мысли, 446 с.

245. Фосдак З.Г. Музей им. НК Рериха в Нью-ИЬрке // НК Рерих: жизнь и творчество. М.,1978. С. 197 200.

246. Фосдик З.Г. Е.И Рерих // Map через культуру. М„ 1990. С. 100104.

247. Франк С, Д. Духовные основы общества М: Республика, 1992, 511с.

248. Фролова М А Европейская культура нового и новейшего времени: сущность и доминанта развития // 'Запад и Восток Традиции и современность. МД993. С 66 95.

249. Хайдеггер М Времяибьпие: статьи и выступления: Пер. с нем. М: Республика, 1993. 447 с,

250. Г^сюпшич Л.Р. На Алтею // НК Рерих жизнь и творчество. MJ.978, С 169-185.

251. Цымбургхжий В. Л. " Европа Россия " : " третья осень ** системы цившмждай // ГЪлис. 1997. N 2. С 56 - 76.

252. Цыпленков А И Мировоззрение С Н Булгакова // Отечественная филошфсжая мысль XIX XX. веков. Саранск, 1994. С. 62-76.

253. Чатгфджи С., Дала Д. Введение в индийскую философию: Пер. с англ М, 1955. 376 с.

254. Чуфрин Г, И Екшшшолиттеские связи современной Индии. М: Международные отношшия, 1988. 160 с.

255. Шалычев А Николай Рерих не был агентом ОПТУ: свидетельствуют документы из секретных архивов разведки // Известия. 1993. 22 окт.261. иЬмшурин В. И Шанкар теолог индуизма 77 Атеистические чтения. Вып. 17. М: Политиздат, 1986. С. 85 - 98.

256. Шамшурин В. И / Рец. /, Открытие Издии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века М.: Худож. лит., 19®. 611 с. //Вопросы философии. 1989. N1. С. 167- 170.

257. Плотникова Л. Мудрость веков 77 Наука и религия. 1989. N11. С. 54 55.

258. Плотникова Л. Весть высших миров 77 Наука и религия. 1993. N 7. С. 10- 11.265.11ЬцкййЕ Утопия и традиция: ГЬр. спольск. М: Г рогресс, 1990. 456 с.

259. ПЪейцф А Жизнь и мысли: Пер. с нем. М: Республищ, 1996. 528 о.

260. Шичалин КЗ, А " Осевые века " европейской истории 77 Вопросы философии. 1995. N 6. С. 75 86.

261. РШпжин О. НК Рерих: в объятиях наглого монстра.// Сегодня. 1994,, 29 окт.

262. ШиошкинО. НК Рерих " не счесть алмазов в каменных пещерах " // Сегодня. 1994. 19 ноября.

263. ШппкинО. НК Рерих Мощь пещер // Сегодня. 1994. 10 дек.

264. Шшшин О. Битва за Гималаи// Оракул. 1996. N1. С. 27 29.

265. ШшшинО. Щ, ЧК5 Шамбала// Совфшенно секретно. 1996. N3. С. 8 9.

266. ПЬхинЕК Древняя Индия в культуре России /1ХсфединаХУ в.в. / ¿^очшжоведчесжие проблемы М: Наука, 19Ш. 333 с.

267. Штеяглер О. Закат Европы Пер. с нем. М: №кусство? 1993. 303 с.

268. Шлет Г.Г Сочинения. М: Правда, 1989. 602 с

269. ЩжнивасМН Запомнившаяся деревня: Пер. с англ М: Нзука, 1988. 362 с.

270. Энгельс Ф. Происжждеше семьи, честной ообсшенносш и государства М: Шлитиздат, 1989. 224 с

271. Этика ненасилия /Под ред. АА Гусейнова М: Философское общество СССР, 1991. 242 с.

272. ЮнельАИ Советоко индийские связи. 1917-1939 г.г. М: Щука, 1979. 174 с.

273. Юферова А Иван Ефремов и " Агни Йога " // №ука и религия, 1991. N4. С, 40-44.

274. ЯсперсК. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М: Шлишздаг, 1991. 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.