Творчество П.И. Мельникова-Печорского и изображение старообрядчества в русской литературе XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Боченков, Виктор Вячеславович

  • Боченков, Виктор Вячеславович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 179
Боченков, Виктор Вячеславович. Творчество П.И. Мельникова-Печорского и изображение старообрядчества в русской литературе XIX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2005. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Боченков, Виктор Вячеславович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Становление взглядов П.И. Мельникова на старообрядчество и их отражение в рассказах

1.1 .Старообрядческая специфика и художественный анализ произведений

П.И. Мельникова

1.2.Принципы противостарообрядческой публицистики, сформировавшиеся до П.И. Мельникова

1.3.Литературно-художественное осмысление старообрядчества до П.И. Мельникова;

1 .^Формирование взглядов П.И. Мельникова на старообрядчество,

ГЛАВА II. Особенности изображения старообрядчества в творчестве П.И. Мельникова (до дилогии «В лесах» и «На горах»)

2.1.Рассказ «Гриша»: к проблеме интерпретации поведения персонажей

2.2.«Праведники» и «грешники» в «Грише»

2.3.Литературные источники образов рассказа «Гриша»

2.4.Иллюзия достоверности как принцип противостарообрядческой сатиры

П. И. Мельникова

2.5.П.И. Мельников и Ф.В. Ливанов - два сатирика старообрядчества

2.6.Роль трагического и мотив «кающегося грешника» в произведениях, обличающих старообрядчество;

2.7.«Очерки поповщины» в аспекте публицистики и изображение старообрядческого священства в них

2.8. П.И. Мельников и ослабление противостарообрядческих тенденций в литературе середины XIX века

ГЛАВА III. Старообрядческое купечество в дилогии «В лесах» и «На горах»

3.1. Образ старообрядчества и стилевые особенности дилогии

3.2. Авторский подход к созданию образа положительного героя в дилогии

3.3. «Русский хозяин» в системе персонажей дилогии «В лесах» и «На горах»

3.4. Другие типы старообрядцев в дилогии

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество П.И. Мельникова-Печорского и изображение старообрядчества в русской литературе XIX века»

П.И. Мельников остается малоизученным писателем в силу разных причин. Одна из них - отсутствие критики, которая оценила бы его по достоинству (а не только как писателя-этнографа) и способствовала бы популярности произведений. На это обстоятельство указывал в начале XX века высоко оценивавший писателя A.A. Измайлов: «Его романы появились уже тогда, когда русская критика оскудела. Большинство критиков не рассмотрело ничего дальше внешних форм и внешних фактов мельниковского рассказа»1. A.A. Измайлов в своем критико-биографическом очерке обосновывал художественную состоятельность произведений писателя.

Отзывы критики о П.И. Мельникове при его жизни в целом не содержали достаточно глубокого анализа его творчества. О П.И. Мельникове писали О.Ф. Миллер, А.П. Милюков, А.Н. Пыпин, С.А. Венгеров, A.M. Скабичевский, историк и друг писателя Д.И. Иловайский. Подводя итог критическим отзывам, появлявшимся в печати в течение 25 лет, истекших после смерти писателя, H.A. Саввин констатировал: «По странной иронии судьбы Мельников до сих пор не дождался подробного - обстоятельного - если не изучения, то разбора как писатель-беллетрист. Никто из критиков и историков литературы не дал полного освещения литературной физиономии писателя, не выяснил значения его художественных образов, не поставил его в общую связь с предшествующим литературным развитием, не указал основных приемов творчества; в большинстве случаев дело ограничивается самою общею, самою сжатою характеристикою талантливого писателя»2. I

После смерти П.И. Мельникова зазвучали негативные оценки его творчества. Например, отрицательно отзывался о дилогии A.M. Скабичевский: «В романах этих

1 Измайлов A.A. П.И. Мельников-Печерский (критико-биографический очерк) // Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского): В 7 т. 2-е изд. - СПб., 1909. - Т. 1. - С.5.

2 Саввин H.A. П.И. Мельников в оценке литературной критики // Сборник в память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). - Нижний Новгород., 1910. - 4.1. - С. 296. нечего и искать каких-либо художественных достоинств, равно как и психологической правды. Быт поволжских раскольников, составляющий содержание этих романов, изображается в них с одной внешней, этнографической стороны.»3 «Мельников любил показывать свой товар лицом, то есть обставить свой материал поэффектнее, прикрасить археологическими редкостями, выисканными народными выражениями и т.п., и действительно этнографическая картина очень интересная. Но какое мировоззрение лежит в ее подкладке? Насколько собственные истолкования и комбинации автора объясняют изображенный быт? В этом смысле результат рассказов очень невелик», - пишет А.Н. Пыпин4. Давая подобные оценки, критики, как было уже отмечено, вскользь анализировали художественное мастерство писателя, резкий тон их оценок обусловлен несовпадением взглядов на некоторые социально-общественные явления, бывшие тогда актуальными.

Наиболее полной дореволюционной работой о П.И. Мельникове стала книга П.С. Усова, открывавшая собрание сочинений писателя, издававшееся в 1897 - 1898 годах М.О. Вольфом5. Она в основном носит биографический характер. В ней были впервые опубликованы многие документы, связанные с деятельностью П.И. Мельникова в Министерстве внутренних дел, с его жизнью и творчеством. Однако в целом в дореволюционном литературоведении за П.И. Мельниковым прочно закрепилась репутация «писателя-этнографа». Именно эту сторону в его творчестве выделяли, кроме A.M. Скабичевского, А.Н. Пыпин («Рассказ "На горах" есть наполовину произведение с художественными намерениями, наполовину этнография»)6 и С.А. Венгеров,7 H.A. Янчук8.

Литературоведческое осмысление творчества писателя начинается в советскую эпоху. В 1928 году вышла статья П.О. Пилашевского «К вопросу о композиции и

3 Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. 7-е изд. - СПб., 1909. - С.225.

4 Пыпин А.Н. История русской этнографии: В 4 т. - СПб., 1891.-Том2. -С.401.

3 Усов П.С. П.И. Мельников, его жизнь и литературная деятельность // Мельников П.И. Полное собрание сочинений: В 7 т. - СПб. - М., - 1897 - Т. 1. - 324 с. Пыпин А.Н. История русской этнографии: В 4 т. - СПб., 1891. - Том 2. - С.400.

7 Венгеров С. Мельников Павел Иванович // Энциклопедический словарь (издатели Ф.А. Брокгауз и H.A. Ефрон). - СПб., 1896. - Т. 19. - С.46 - 48.

8 Янчук H.A. Мельников как художник-этнограф // История русской литературы XIX века. - М., 1910. - T.IV. стиле романа П.И. Мельникова "В лесах"»9. Затем статья Г.С. Виноградова «Фольклорные источники романа Мельникова-Печерского "В лесах"», открывшая этот роман, выпущенный издательством «Academia» в 1936 году. Автор статьи доказывал, что использование фольклорных и этнографических элементов - это средство создания художественных образов, необходимое также для точного и реалистичного изображения народного быта. Но, оценивая в целом положительно эти и другие работы о писателе, в 1957 году Д.А. Марков вынужден был констатировать: «Язык и стиль Мельникова-Печерского мало изучен.»10

Заметный вклад в изучение творчества П.И. Мельникова внесла JI.M. Лотман11, i рассматривая творчество писателя в контексте общего развития русской литературы XIX века в сопоставлении с творчеством современников П.И. Мельникова.

На сегодняшний день наиболее изученной стороной творчества П.И.

19

Мельникова остается фольклорный аспект . Исследование фольклора в произведениях П.И. Мельникова затрагивало изучение и стилевых особенностей творчества писателя. В работах, ставящих целью исследование и функционирование

9 Пилашевский П.О. К вопросу о композиции и стиле романа П.И. Мельникова «В лесах» // Известия Нижегородского университета, 1928. - Вып. 2. - СЗЗО - 347. ■

10 Марков Д. А. Язык и стиль Мельникова-Печерского в оценке русской критики // Московский областной педагогический институт. Ученые записки. - М., 1957. - Т. XLVIII. - Вып. 4. - С.56. Лотман JI.M. Мельников-Печерский // История русской литературы. - М. - JL, 1956. - Т.9. - 4.2. С. 198 - 227; ее же - Реализм русской литературы 60-х годов XIX века (истоки и эстетическое своеобразие). - JI. 1974. - 352 е.; ее же - Роман из народной жизни. Этнографический роман // История русского романа: В 2-х т. - М. - JL, 1964. - Т.2 - С.405 - 415; ее же - Русская историко-филологическая наука и художественная литература второй половины XIX века (взаимодействие и развитие) // Русская литература. 1996. - №1 - С.19 - 44.

11 Воронина М.Ф. Источники китежской легенды в романе П.И. Мельникова (А. Печерского) «В лесах» - в кн.: «Фольклор народов РСФСР». - Уфа, 1979. - С.48 - 54; Виноградов Г.С. Фольклорные источники романа Мельникова «В лесах». - В кн.: Мельников-Печерский П.И., «В лесах», М. - JL, 1936. - С. VIII - LXVII; Его ¿<,е -Опыт выяснения фольклорных источников романа Мельникова-Печерского «В лесах». - в кн.: «Советский фольклор». №2 - 3. М. - JL, 1936. - С. 341 - 368; Власова З.И. П.И. Мельников. - В кн.: Русская литература и фольклор. (Вторая половина 19 в.), - JL, 1982; Коренова К.Е. Фольклор народов Поволжья в историко-этнографических работах П.И. Мельникова-Печерского. - в кн.: «Фольклор народов РСФСР». - Уфа. 1976., -Вып 3. - С. 161 - 167. Курдин Ю.А. Идейно-композиционные функции фольклора в дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / Моск. гос. пед. ин-т им.В.И.Ленина. - М., 1986. - 25 с. Его же -Художественная функция фольклора в романах П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Проблемы интерпретации художественных произведений. - М., 1985. - С. 116-122. Его же - Постоянные эпитеты в авторской речи П.И. Мельникова-Печерского («В лесах») // Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы. - М., 1986. - С. 100 -109. Его же - Традиции народной сатиры в творчестве П.И. Мельникова-Печерского // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. - М., 1987. - С. 100 -111. Макаров В.Г. Об особенностях функционирования пословиц и поговорок в романе П.И. Мельникова-Печерского «На горах» // Частные вопросы общего языкознания. - Чебоксары, 1993. - С. 17-30; Марков А.В. Мельников-Печерский как собиратель былин // Этнографическое обозрение. - 1908. - Кн. 79.- №4. - С.134 - 135; Кудряшов И.В.; Курдин Ю.А. Эстетика и поэтика народной поэзии в портретных описаниях персонажей дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горвх» // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. - Арзамас, 2001. -С. 130-139. фольклора в произведениях писателя, затрагивались вопросы создания образов старообрядцев с помощью фольклорных средств. Исследователи обратили внимание на художественные связи писателя с «предшествующим литературным развитием» (диссертации П.И. Лещенко «Ранний период творчества П.И. Мельникова-Печерского (истоки и взаимосвязи)», Л.М. Рудневой «П.И. Мельников-Печерский в 1830 - 60-е годы. (Вопросы биографии и творчества)», на особенности создания им художественного портрета (диссертация И.В. Кудряшова «Дилогия ТТ И. Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах" (поэтика портрета)»), на жанровую специфику романов (диссертация Э.Т. Какильбаевой «Дилогия П.И. Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах" (Система образов и особенности жанра)»). Тем не менее специфика художественного изображения старообрядчества остается пока не вскрытой.

В советские годы вышло два собрания сочинений П.И. Мельникова. Первое, шеститомное, под редакцией, с примечаниями и критико-биографическим очерком М.П. Еремина, увидело свет в 1963 году. Второе собрание, в восьми томах, также подготовленное М.П. Ереминым, - в 1976 году. Ссылки на произведения П.И. Мельникова даются в диссертации по восьмитомному собранию сочинений (первая цифра - номер тома, вторая - страница).

Во вступительных статьях М.П. Еремина, Ф.М. Левина (его статья «Эпопея

11

П.И. Мельникова» открывает переизданный в 1956 году роман «На горах» ) рассматривалась обзорно служебная и литературная деятельность писателя. Статьи содержат ряд ценных замечаний, однако специфика отношения к религии в то время, когда они увидели свет, оказывает влияние на общий тон оценок многих эпизодов дилогии, ведет к субъективной их трактовке. В силу той же причины не получили переоценки противостарообрядческие установки писателя, и резко отрицательное, сатирическое изображение, например, скитской жизни однозначно расценивалось как

13 Левин Ф.М. Эпопея П.И. Мельникова // Мельников П.И. На горах. - М., 1956. - Кн. 1. - С. 3 - 27. достоинство дилогии, одна из «правдиво нарисованных картин жизни»14. На наш взгляд, изображение старообрядчества в творчестве писателя оставалось достаточно субъективным, что нельзя не учитывать.

Из работ последних лет о писателе самой полной остается книга В.Ф. Соколовой «П.И. Мельников-Печерский. Очерк жизни и творчества». Здесь проанализированы источники, послужившие основой для ряда сюжетных линий дилогии «В лесах» и «На горах», выявлены и обобщены сведения о прототипах некоторых героев, даны литературоведческие характеристики основных персонажей, экскурс в творческую лабораторию писателя.

Художественный анализ произведений П.И. Мельникова должен, на каш взгляд, соотноситься с особенностями развития взглядов писателя на старообрядчество, с учетом влияния на творчество писателя противостарообрядческой публицистики.

Писатель обычно наделяет литературного героя теми или иными чертами характера: односторонними или многосторонними, цельными или противоречивыми, статичными или развивающимися, вызывающими уважение или презрение и т.д. ЦЕЛЬ работы состоит в анализе эволюции художественного характера старообрядца в произведениях Мельникова, начиная от его рассказов рубежа 1850-60 годов («Поярков», «Гриша») и заканчивая романами «В лесах» и «На горах».

В соответствии с обозначенной целью определены следующие ЗАДАЧИ исследования:

1.Раскрыть мировоззренческие основы изображения старообрядчества, создания художественных характеров, объяснить их своеобразие. Мы считаем важным остановиться именно на этом аспекте, поскольку солидарны с мыслью П.Н. Сакулина о том, что мировоззрение писателя непосредственно отражается на создании художественного образа. «Мировоззрение понимается как поэтическая

14 Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70 - 90-е годы. - М., 1983. - С. 74. концепция жизни и мира. Оно проникает собою все художественное творчество поэта и школы.»15

2.Соотнести особенности авторского подхода к изображению старообрядчества с творческими установками других писателей 1860 - 70-х годов, затрагивавших старообрядческую проблематику.

3.Проследить влияние противостарообрядческой публицистики на создание тех или иных персонажей.

4.Выявить основные художественные приемы создания П.И. Мельниковым образа старообрядца в рассказах и в дилогии, а также некоторые литературные источники, использовавшиеся писателем и ранее не отмеченные литературоведами.

АКТУАЛЬНОСТЬ работы обусловлена слабой изученностью перечисленных аспектов творчества П.И. Мельникова.

МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили рассказы писателя, затрагивающие старообрядческую тематику («Поярков», «Гриша»), «Очерки поповщины», дилогия «В лесах» и «На горах». В целях сопоставления привлечены произведения И.И. Лажечникова, М.Н. Загоскина, О.Забытого, Ф.В. Ливанова и др.'.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ базой диссертации служат труды A.A. Потебни, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, А.Н. Веселовского, Ю.Б. Борева, Ю.И. Минералова и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских базовых лекционных курсах, спецкурсах, спецсеминарах, при работе над комментариями к произведениям писателя.

По СТРУКТУРЕ диссертация, кроме введения, состоит из трех глав и заключения. Структура определяется вышеназванными целями работы и спецификой материала.

Первая глава - «Становление взглядов П.И. Мельникова на старообрядчество и их отражение в его рассказах». Здесь намечены основные этапы развития противостарообрядческой публицистики (в том числе и до П.И. Мельникова) и

15 Сакулин П.Н. Теория литературных стилей. - в кн.: «Филология и культурология». - М., 1У90. - С.141. показано ее влияние на художественную литературу первой половины XIX века, затрагивающую старообрядческую тематику. Отмечено, что изображение старообрядчества строится в соответствии с определенной публицистической заданностью, «социальным заказом», в соответствии со сложившимися в публицистике и в общественном мнении стереотипами. Таковы, например, образы старообрядцев в «Последнем Новике» И.И. Лажечникова, «Брынском лесе» М.Н. Загоскина. Старообрядчество продолжает оставаться закрытым миром для литературы, несмотря на эпоху романтизма при всем ее внимании к национальному, к народному, и, по сути, для натуральной школы с ее вниманием к бытовой конкретике, человеческим типам, этнографизму. Рассказы П.И. Мельникова «Поярков», «Гриша» также несут на себе заметный отпечаток сложившихся к тому времени публицистических стереотипов с характерным акцентированием негативных черт характера старообрядца, мотивов поведения.

В ПЕРВОЙ главе анализируется сложившаяся у П.И. Мельникова в первой половине 1850-х годов так называемая концепция «недостатков русского народа», изложенная в «Отчете о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии». Эта концепция - своеобразная попытка обрисовать этнический образ русских старообрядцев. Концепция П.И. Мельникова во многом наивна, шатка, неполна, зачастую слабо аргументирована. Тем не менее это был определенный этап в его личном осмыслении национальных особенностей русского народа, плод его наблюдений, раздумий, размышлений. Эта концепция, к которой литературоведы не обращались, позволяет уточнить некоторые особенности изображения героев рассказа «Гриша», по-новому взглянуть на него. Образы героев рассказа (а художественный образ, как известно, всегда несет в себе обобщение, то есть имеет типическое 3 значение) олицетворяют те или иные «недостатки русского народа», обозначенные П.И. Мельниковым в «Отчете.». Зависимостью от концепции «Недостатков.» объясняется ряд странностей в поступках персонажей, концепция позволяет решить вопрос интерпретации поведения героев этого произведения.

В первой главе определены также основные особенности произведений ГШ. Мельникова рубежа 1850 - 60-х годов, касающихся старообрядчества.

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ («Особенности изображения старообрядчества в творчестве П.И. Мельникова (первая половина 1860-х гг.)») рассмотрены особенности противостарообрядческой сатиры П.И. Мельникова. Выявлены основные сатирические противопоставления, используемые писателем. Особенности сатирического изображения старообрядцев сопоставлены с творчеством Ф.В. Ливанова, чьи взгляды на старообрядчество отличались крайним консерватизмом и резким неприятием этого религиозного течения. Хотя эти писатели, безусловно, разного дарования, в их творчестве можно выявить некоторое сходство мотивов, обличительно-сатирических приемов и, конечно, различия.

В главе анализируется также роль элементов трагического в противостарообрядческой сатире и так называемый мотив «кающегося грешника». Он состоит в том, что герой, строго придерживаясь старообрядчества и пройдя различные житейские перипетии, убеждается в неправоте своей религиозной доктрины (часто под влиянием какого-нибудь сильного потрясения), раскаивается и присоединяется к господствующему вероисповеданию. Отрицая с помощью введения трагического конфликта нормы старообрядческой этики, некоторые писатели (И.И. Лажечников, A.B. Иванов) пытались показать, что какой бы глубины ни достигло падение героя, оно не исключает возможности очищения. Герой-старообрядец, совершивший преступление (зачастую тяжкое, связанное с пролитием крови) или ставший причиной чей-то смерти, приводился к покаянию. Покаяние и отречение от старообрядчества возвышало такого героя, однако выглядело искусственным. Осознавая, что введение мотива кающегося грешника требует большой психологической достоверности, П.И. Мельников с его художественным чутьем избегал использовать его и не решался описывать резкие, драматические повороты судеб своих героев.

Отдельный параграф второй главы посвящен историко-публицистической работе «Очерки поповщины» и принципам изображения старообрядческого священства в ней. Они сопоставляются с художественной манерой писателей, близких к народническому лагерю, - О. Забытого (Г.И. Недетовский), Н. Александрова.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА диссертации («Старообрядческое купечество в дилогии "В лесах" и "На горах"») посвящена, соответственно, особенностям изображения купечества. Поскольку отношение П.И. Мельникова к старообрядчеству менялось, то претерпевала изменения и система изобразительных средств, образная структура произведений. П.И. Мельников был вынужден искать особый стиль, способный отобразить и воссоздать совсем другой, особый образ старообрядчества, нежели тот, что создавался при помощи сатирической поэтики. В дилогии действуют совсем иные герои. От образа-схемы писатель переходит к образу-характеру. В дилогии появляется положительный герой-старообрядец. Однако существенной особенностью его изображения является декларирование героем разрыва со старообрядческой средой либо постоянная ее критика. Правоту старообрядчества и каноничность восстановления белокриницкой церковной иерархии П.И. Мельников поручает отстаивать Стуколову, герою отрицательному, авантюристу.

Отходят на второй план образы изуверов (Гриша). На первый выдвигается купец-старообрядец, инициативный хозяин, организатор производства. Иными словами, та группа людей, с которой писатель связывал развитие страны. Пользуясь выражением старообрядческого публициста В.П. Рябушинского, в третьей главе мы выделяем особую группу героев дилогии - «русский хозяин». При этом оговаривается, что в силу разноплановости, индивидуализированное™ характеров, в I силу других особенностей системы персонажей дилогии предложить их полную, стройную классификацию едва ли возможно. Подвергнута критике классификация Л.М. Багрецова, предложенная им в работе «Раскольничьи типы в беллетристических произведениях П.И. Мельникова-Печерского» (1901 г.), в основу которой положен критерий, предполагающий необходимость учитывать степень искренности отношения персонажей к старообрядчеству (случайные «представители раскола», истинные «ревнители древлего благочестия», переходные типы).

В заключение обобщаются итоги исследования, формулируются выводы, обоснованные в главах диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Боченков, Виктор Вячеславович

П.И Мельников не отставал от своего времени, и это касается художественного осмысления старообрядчества. Его изучение шло во взаимосвязи с проблемой исторического предназначения России, русского народа, которая решалась писателем с позиций, очень близких к славянофильским.Вначале, в 1850-е годы, взгляды П.И. Мельникова на старообрядчество ничем не отличались от общепринятых; авторская оценка, характер персонажей испытали влияние сложившихся еще с конца XVII века в противостарообрядческой публицистике стереотипов. Типические качества персонажей «Пояркова» и «Гриши» • фанатизм, неспособность творить добро, двуличие, лицемерие, глупость, оправдание греха религиозными аргументами. Положительный герой-старообрядец не стал объектом художественного изображения. Старообрядчество олицетворяет собой «недостатки русского народа», подлежащие искоренению. Концепция «Недостатков...», изложенная в «Отчете о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии», во многом наивная, была «переплавлена» в художественное качество при работе над рассказами «Поярков» и «Гриша».Старообрядцам - героям этих рассказов - свойственны легковерная податливость к различным абсурдным религиозным толкам, склонность к нарушению закона. Эти качества рас1фываются при помощи анекдотичных ситуаций, характеристик, вложенных в уста героев, авторских характеристик, при помощи сатирического заострения тех или иных черт характера персонажа. Сатирическое изображение старообрядцев доминирует над описательным. В «Отчете о современном состоянии...» мы встречаем эпизоды, в которых тщательно и детально описан старообрядческий быт (домашнее убранство, особенности одежды, речи) и которые могли бы использоваться в художественном произведении, например, для характеристики героя, его семьи, для усиления эффекта правдоподобия. Но П.И. Мельников не реализовал в своих рассказах эти богатейшие наблюдения, хотя сочетание сатирической и бытоописательной задач было вполне возможным. Это удалось, например, М.Е. Салтыкову-Щедрину в очерках «Матушка Мавра Кузьмовна» и «Странник» из цикла «Губернских очерков». Сатирическое в целом изображение старообрядцев выполнено здесь в тесной связи с точной, в духе натуральной школы, обрисовкой их быта. Но если щедринский чиновник из «Матушки Мавры Кузьмовны», от лица которого написан очерк, - это зоркий наблюдатель, способный подмечать разные бытовые мелочи, то мельниковский становой Поярков склонен к злой насмешке над старообрядцами, передает рассказчику анекдоты о скитах, не считая важным охарактеризовать закрытый мир старообрядчества через быт, не искаженный карикатурным деформированием.Отсутствие бытописания, наличие карикатурных элементов, анекдотичных вставок, искусственность ситуаций и характеров, обусловленная стремлением к изображению негативного в старообрядчестве как типического - отличительные черты рассказов П.И. Мельникова «Поярков» и «Гриша». Идейные подходы к изображению старообрядчества у писателя совпадали с уже вошедшими из публицистики в лрггературу подходами, закрепившимися, например, в творчестве И.И. Лажечникова, М.Н. Загоскина. Общность этих подходов заметна также при сравнительном анализе рассказов П.И. Мельникова (рубежа 1850 - 1860 гг.) с произведениями его современника Ф.В. Ливанова, несмотря на большое различие их дарований.Необходимо отметить, что, принадлежа к «обличрггелям раскола», П.И. Мельников избежал некоторых расхожих художественных приемов, которые использовали его современники, создавая образ старообрядца. В сюжетной линии его рассказов отсутствует движение героя-старообрядца от преступления к покаянию с последующим присоединением к «великороссийской церкви». Подобный сюжетный ход (мотив) отмечен в произведениях А.В. Иванова, Ф.В. Ливанова, из более известных писателей - у И.И. Лажечникова. Изображение религиозной переориентации героя, изменений в его внутреннем мире требовали иных стилевых доминант, отказа от сатирической карикатурности в пользу психологизма, чего ни один из перечисленных авторов не сделал. Поэтому мотив кающегося грешникастарообрядца выглядел в их произведениях искусственным, надуманным. П.И. Мельников отказался от него; в то же время и психологизм не стал стилевой доминантой его произведений. Внутренний мир героя, его переживания, чувства, помыслы, поступки раскрываются при помощи само- и взаимохарактеристик, писем, различных фольклорных средств (стилизация под народную песню, использование поговорок, пословиц). Но в целом персонажи П.И. Мельникова как в рассказах, так и в романах мало склонны к рефлексии, к самоанализу . Старообрядческие легенды, поверья, жития широко используемые в дилогии, призваны отражать особое мировосприятие героев, не только особенности психологических состояний, склада и движений души. Указав на особенности изображения старообрядцев, мы солидарны с выводом Л.М. Лотман: «Сочетание наиболее традиционных средств художественной изобразительности с реалистическими методами характеристики человека и его внутреннего мира, выработанными литературой XIX века и не чуждыми устному народному творчеству новых времен, было одной из неотъемлемых особенностей творчества Мельникова, наложившее особенный отпечаток на образную систему романов»*'^.В то же время необходимо указать на особенности изображения реальных старообрядцев в историко-публицистических произведениях П.И. Мельникова, иначе данная характеристика, относящаяся лишь к художественному творчеству писателя, будет не совсем достаточна, чтобы представить себе в целом его подходы к созданию образа старообрядцев. Писатель нейтрально относился к личностям, событиям старообрядческой истории, ушедшим в далекое прошлое. В то же время современное старообрядчество остается под прицелом жесткой сатиры. Эта особенность сохраняется в дилогии «В лесах» и «На горах». Достаточно посмотреть, с какой симпатией П.И. Мельников пересказывает, использует в художественном пространстве романов, «Очерков поповщины» старообрядческие легенды, эпизоды '^' Старикова А. О психологизме романов П.И. Мельникова (Андрея Печерского) // Творческая индивидуальность писателя и взаимодействие литератур. - Алма-Ата, 1988. - 36.' " Лотман Л.М. Роман из народной жизни. Этнографический роман. - В кн.: «История русского романа». - Л. -

М., 1964.-Т.2.-С.413.ЖИТИЙ подвижников «древлего благочестия». Но когда необходимо ввести в очерк, упомянуть в романе реальное лицо (будь то священник, оставшийся верным старообрядчеству, активный деятель старообрядчества (как, например, Афоний Кочуев, архиепископ Антоний, в дилогии - Василий Борисыч), в ход идут ирония, акцентирование негативных характеристик героя, их сатирическое заострение, а порой и непроверенные домыслы, касающиеся личности того или иного лица. Одним из средств убеждения в публицистике является факт; мы установили, что писатель, к сожалению, излишне доверял непроверенным фактам, поспешно хватаясь за них.Стиль его «Очерков поповщины» представляет оригинальный сплав документальной публицистики, исторического исследования с художественными приемами изображения героев и событий, выражающими субъективное, эмоциональное отношение автора к предмету изображения.Проблема развития и укрепления России поставила перед писателем задачу определить, с каким социальным слоем это будет связано. Залог будущего страны писатель видел в «старообрядцах, которые не раскольниками будут». Идейный замысел дилогии с ее многоплановостью не мог быть реализован в рамках уже сложившейся сатирической поэтики изображения старообрядчества. П.И. Мельников нашел особый подход к изображению своих художественных идей, связанных со старообрядчеством. Он характеризуется тем, что герои произведений неотделимы от своей культурной среды, не могут быть из нее вырваны. Доминирование сатиры идет на убьшь. Герои характеризуют эту среду, она в свою очередь их. Принцип погружения в среду, в старообрядческую культуру был опробован еще в «Заузольцах» и «Грише». Здесь герои выступали номггелями старообрядческих преданий, в которые они безусловно веррши, которые оказывали влияние на их действия. Детальное изображение быта, этнографических и ментальных особенностей было воплощено в дилогии. Образ старообрядчества складывае1)^десь из образов различных действующих лиц, главных и второстепенных, он характеризуется с помощью фольклорных средств, вещным миром дилогии, авторскими отступлениями.комментариями (зачастую негативными), взаимохарактеристиками героев. Этой задаче служат даже авторские пояснения в сносках.Организующими стилевыми доминантами дилогии «В лесах» и «На горах» стали описательность и жизнеподобие. Особенность принципа жизнеподобия в том, что он не служит сатирической задаче, как в «Пояркове» и «Грише», в тех «Очерках поповщины», что посвящены современному старообрядчеству.Эволюция образов старообрядцев в произведениях П.И. Мельникова обусловлена изменением его взглядов на историческую миссию старообрядчества. От схематичного персонажа, созданного по канонам, зародившимся в противостарообрядческой публицистике, П.И. Мельников шел, освобождаясь от этих канонических условностей, к созданию сложного, многогранного, индивидуального характера, в котором был бы воплощен национальный идеал. Тот или иной герой важен писателю как средство рас1фытия более широкого, чем индивидуальный характер образа, - образа народа, старообрядческого Поволжья. Он складывается и нюансируется введением в художественное пространство дилогии множества второстепенных персонажей, что придает ему особую неповторимость и оригинальность.В дилогии можно выделить особую группу героев, условно назвав ее «хозяева». Этих поволжских купцов характеризует особое отношение к Ьредпринимательству, семейному быту, религии.Дилогия «В лесах» и «На горах» стала вершиной художественного наследия П.И. Мельникова. Ее своеобразие в том, что, во-первых, писатель сумел убедительно показать неизвестный, обособленный мир - мир старообрядчества, где по устоявшимся традициям не принято делиться информацией, открываться. И более того - мир, о котором Россия знала лишь по тенденциозным публикациям. Во-вторых, старообрядчество, эта «отечественная Атлантида», было представлено убедительными человеческими характерами, где индивидуальное и типическое представляли сложный синтез, несмотря на ряд особенностей авторского подхода к созданию положительного образа старообрядца. В начале XX века литературовед Л.М. Багрецов точно подметил, что действующие лица дилогии «...живут полной жизнью людей, занимающих определенное общественное положение, вступающих в отношения семейные - людей с известным умственным складом, характером, наклонностями, одним словом - с известной индивидуальностью»'*". Мастерство и художественный талант П.И. Мельникова проявились, в частности, в том, что писатель стремился отойти от устоявшихся шаблонов изображения старообрядчества, которым следовал некогда и сам. Его герой мыслится именно как целостный, убедительный характер, а не схема. Дилогия показала также неисчерпаемые возможности русского фольклора. Фольклор, используемый П.И. Мельниковым в авторской речи, не выглядит чужеродным, он органически вписывается как в речь героев, так и в речь автора, являясь одной из основ индивидуального творческого сознания П.И. Мельникова. Писатель опирался на фольклорные образы и символы, аккумулировал свои идеи и мысли с помощью народных пословиц, поговорок, д?же когда работал над критическими статьями, - в жанре, казалось бы, от фольклора далеком. Кроме того, уникальна сама по себе жанровая природа дилогии, сочетающая признаки семейного, авантюрного, бытового романа. В дилогии нельзя выявить одну доминирующую тему, можно говорить о системе тем. П.И. Мельников совершенно подорвал принципы художественного изображения старообрядчества, обозначив в старообрядческой среде положительный идеал. Более того, он нашел и обрисовал в этой среде национальный идеал."" Багрецов Л.М. Раскольничьи типы в беллетристических произведениях П.И. Мельникова-Печерского.СПб., 1904.-С.2.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Боченков, Виктор Вячеславович, 2005 год

1. Денисов С. Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. -М„ 1906,-С!ЧД^94^5.

2. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. Полное собрание сочинений в 15 т.-М„ 1947. - Т.З. - С.18.

3. Борее Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. - С.81.Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2СС1. - Стб. 938.

4. Гиляров-Платонов Н.П. Логика раскола // Сборник сочинений. М., 1899. - Т.2 - С.196.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М, 1989. - Т.1. - С.17.

6. С.Ф. Рыскин остался в литературе как автор стихотворения «Удалец» («Живет моя зазноба в высоком терему.»).

7. Ливанов Ф.В. Пропагандист мясницкий // Раскольники и острожники. СПб., 1868. - Т. 1. - С.260.

8. Ливанов Ф.В. Раскольничьи ходоки // Раскольники и острожники. СПб., 1868. - Т.1. - С.305.

9. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. - С.74 - 75.

10. Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия общества русского языка и словесности. 1918. Т.23. кн. 1.-С.232.

11. Есин Б.А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд. М., 2000. - С.68.

12. Боченков В.В. Годы и приходы. М., 2001. - С.ЗЗ - 35.

13. О.Забытый (Г.И.Недетовский) Не угодил II Миражи. М., 1988. - С.401.

14. Русский листок. 1891." №№ 240 267,269 - 274,276 - 278,280,281, 283 - 287,289 - 295, 297 - 300.

15. Русский листок. 1891 №№301, 302, 304-309, 311,314- 316, 318 - 323, 325 - 330, 332 - 337, 339, 341 - 343, 346,347,351,353,354, 356-360.

16. Русский листок. 1892. №№ 270, 247, 277, 281, 284, 288, 291, 295, 298, 302, 305, 309, 312, 316, 319, 323, 326, 330, 333,337, 340, 344,351.

17. Русский листок. 1892. -№№158, 164, 171, 184.

18. Русский листок. 1893.-№№146, 150, 153, 157, 160, 164, 165, 167, 171, 174.

19. Денисов J1. Ценою веры. М., 1896. - 212 с.

20. Мотеюнайте И. В. Память коллективная и личная в дилогии П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах» // Филологические науки. 2000. - №2. - С.ЗЗ.

21. Анцупова Е.А. К проблеме характеров в романах П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах» в кн.: «Проблемы русской литературы». - М., 1973. - С.138.149 Там же. С.138 - 139.

22. Русские писатели 1800 -1917 гг. Биографический словарь. М., 1994. - T.3 - С.581.

23. Дунаев М.М. Павел Иванович Мельников-Печерский в кн.: «История русской литературы XIX века 70 - 90-е годы». - М., 2001. - С.256.

24. Например, старообрядческий архиепископ Аркадии Славский. См. о встрече с ним письмо П.И. Мельникова к В.М. Лазаревскому. (Сборник в память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород, 1910. -4.1.-С. 186- 188.

25. Пыпин А.Н. История русской этнографии: В 4 т. СПб., 1891. - Том 2. - С. 401.

26. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. - С. 137.

27. Рябушинский В.П. Там же. С. 6 7.

28. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000. - С.205.

29. Старикова А. О психологизме романов П.И. Мельникова (Андрея Печерского) // Творческая индивидуальность писателя и взаимодействие литератур. Алма-Ата, 1988. - С.36.

30. Багрецов Л.М. Раскольничьи типы в беллетристических произведениях П.И. Мельникова-Печерского. СПб., 1904.-С.2.БИБЛИОГРАФИЯСочинения П.И. Мельникова

31. Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). СПб. - М., 1897 - 1898. - Вольф. - Т.1 - 14.

32. Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). СПб., 1909. -Маркс.-Т.1 -7.

33. Собрание сочинений. В 6 томах. Под ред. и с примеч. М.П. Еремина. М., 1963.

34. Собрание сочинений. В 8 томах. Сост., общ. ред. и вступит статья М.П. Еремина. -М., 1976.Авторефераты

35. Володина В.А. Творческий путь П.И. Мельникова-Печерского. Душанбе, 1966. -23 с.

36. Какильбаева Э.Т. Дилогия П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (Система образов и особенности жанра). -1 М., 1990.

37. Кудряшов КВ. Дилогия П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». (Поэтика портрета). Волгоград, 2000. - 14 с.

38. Курдин ЮЛ. Фольклор в дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». М., 1988. - 16 с.

39. Лещенко П.И. Ранний период творчества П.И. Мельникова-Печерского (истоки и взаимосвязи). Киев, 1971. - 21 с.

40. Макарова Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Н.С. Лескова. -Томск, 1992.-21 с.

41. Марков Д. А. Особенности лексики романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах»: Автореф. дисс. доктора филол. наук. М., 1962. - 42 с.

42. Мотеюнайте И.В. Поиски «цельного человека» в русской литературе 1870 80 гг. -Новгород, 1998.-16 с.

43. Найденова Л.П. Мир человека на Руси в XVI веке (по Домострою и памятникам 5 права). М., 1998. - 23 с.

44. Приходъко В.С. Тема старообрядчества и раскола в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка 80-х гг. XIX века. Л., 1982 - 21 с.

45. Руднева Л.М. П.И. Мельников-Печерский в 1830 60-е годы. (Вопросы биографии и творчества). - Саратов, 1996. - 20 с.

46. Соколова В.Ф. Романы П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Творческая история. Л., 1971. - 17 с.Литературоведческие работы, исследования о П.И. Мельникове, художественные произведения о старообрядчестве

47. Авсеенко В.Г. Художественное изучение раскола // Русский вестник. 1874. №1. -С.352 - 378.

48. Александров Н. Пропал! Роман из быта сельского духовенства и раскольников. -СПб., 1875.-202 с.

49. Аннинский Л.А Три еретика. М., 1988. - 350 с.

50. Анцупова Е.А. К проблеме характеров в романах П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах» в кн. «Проблемы русской литературы. - М., 1973.-С.123 - 139.

51. Багрецов Л.М. Раскольничьи типы в беллетристических произведениях П.И. Мельникова-Печерского. СПб., 1904. - 19 с.

52. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 2-е изд. - 444 с.

53. Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия общества русского языка и словесности. 1918. Т.23. кн. 1.

54. Богданович А.И. Годы перелома. СПб., 1908. - 458 с.

55. Борее Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. - 269 с.

56. Борее Ю.Б. О комическом. М., 1957. - 232 с.

57. Борее Ю.Б. О трагическом. М., 1961. - 392 с.

58. Борисов В.В. Мои воспоминания. (Из жизни в расколе). М., 1891. - 55 с.

59. Борисов В.В. Как мы ездили за миром в Белую Криницу // Русский вестник. 1864.№3. С. 42 - 78.

60. Воронина М.Ф. Источники китежской легенды в романе П.И. Мельникова (А. Печерского) «В лесах» в кн.: «Фольклор народов РСФСР». - Уфа, 1979. - С.48 -54.

61. Боцяноеский В.Ф. Островский и Мельников-Печерский. // Сборник статей к 40-летию ученой деятельности академика A.C. Орлова. Л., 1934. - С.67 - 74.

62. Введение в литературоведение / Под ред. J1.B. Чернец. М., 1999. - 556 с.

63. Венгерое С. Мельников Павел Иванович // Энциклопедический словарь (издатели

64. Ф.А. Брокгауз и H.A. Ефрон). СПб., 1896. - Т. 19. - С.46 - 48.

65. Веселовский А.Н. Историческая поэтика М., 1989. - 404 с.

66. Виноградов Г.С. Фольклорные источники романа Мельникова «В лесах». В кн.: Мельников-Печерский П.И., «В лесах», М. - Л., 1936. - С. VIII - LXVII.

67. Виноградов Г.С. Опыт выяснения фольклорных источников романа Мельникова-Печерского «В лесах». в кн.: «Советский фольклор». №2 - 3. М. - Л., 1936. - С. 341 -368.

68. Власова З.И. П.И. Мельников. В кн.: Русская литература и фольклор. (Вторая половина 19 в.), - Л., 1982.я

69. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. - 256 с.

70. Володихин Д.М. «Увет духовный» как попытка ранней антистарообрядческой полемики // Мир старообрядчества. Вып. 2. Москва старообрядческая. М., 1995. -С. 97-102.

71. Воропонтое Ф. Мысли о терпимости к расколу // Современная летопись.- 1860. -№43.

72. Гегель. Эстетика: В 4 томах. М., 1968 - 1973.

73. Гиляров-Платонов Н.П. Логика раскола// Сборник сочинений. М., 1899. - Т.2 -С. 193-235.

74. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. - 224 с.

75. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. - 367 с.

76. Григорий, архиепископ Казанский. Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядчеству. -СПб.,-Ч. 1 -2.-1855.

77. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1999. - 453 с.

78. Даль В.И. Полное собрание сочинений: В 8 томах. М., 1995.

79. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989. - Т. 1 - 4.

80. Демин A.C. «Жезл правления» и афористика Симеона Полоцкого. В кн. Русскаястаропечатная литература (XVII первая четверть XVIII в.). Симеон Полоцкий иего книгоиздательская деятельность. М., 1982. - С. 60 - 92.

81. ДенисовЛ. Ценою веры. - М., 1896. - 212 с.

82. Денисов С. Виноград российский или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие, написанный Симеоном Дионисьевичем (князем Мышецким). М., 1906. - 269 с.

83. Дземидок. Б. О комическом. М., 1974.- 223 с.

84. Дзюбенко М.А. Роман М.Н. Загоскина «Брынский лес» в историческом контексте // Старообрядчество: история, культура, современность. 2004. - №10. С.46 - 54.

85. Дневник Алексея Сергеевича Суворина. London. - М., 1999. - 665 с.

86. Добровольский JI.M. Запрещенная книга в России. 1825 1904. Архивно-библиографические разыскания. - М., 1962. - 254 с.

87. Домострой. М, 1990. - 303 с.

88. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII -XX вв. М., 2002. - 1056 с.

89. Ежов И.С. П.И. Мельников (Андрей Печерский) // Мельников П.И. В лесах. М., 1955.-Кн. 1.-С.З- 10.

90. Ест А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000. -С.

91. Жуков Д.А., ПушкаревЛ. Н. Русские писатели XVII века. М., 1972. - 336 с.

92. Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. -СПб., 1799.-430 с.

93. Загоскин М.Н. Брынский лес; Русские в начале осьмнадцатого столетия: Романы.3 М., 1993.-461 с.

94. Зморович А.И. О языке и стиле произведений Мельникова. М., 1916. - 20 с.

95. Иванов А. В. Самосгоратели. Драматические сцены в 4-х картинах // Библиотека для чтения. 1864. - №8. - С. 1 - 40.

96. Измайлов А.А. П.И. Мельников-Печерский (критико-биографический очерк) // Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского): В 7 т. 2-е изд. -СПб., 1909.-Т. 1.

97. Измайлов А А. Бытописатель «взыскующих града» // Нива. Ежемесячное литературное и популярное приложение. 1908. - №11. - С. 454 - 482.

98. Иловайский Д. П.И. Мельников и его 35-летняя литературная деятельность // Русский архив. 1875. - №1. - С. 77 - 85.

99. Ипполитова Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике. -Саранск., 1988. 79 с.

100. История романтизма в русской литературе. 1790 1825. - М., 1979. - 312 с.

101. История русского романа. В 2 т. JI. - М., 1962 - 1964.

102. История русской литературы XIX века. 70 90-е годы. / под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В .Б. Катаева. - М., 2001. - 800 с.

103. Каминский В.А. П.И. Мельников (Андрей Печерский) // Русский филологический вестник. 1908. - №2. - С.374 - 380.

104. Кантемир АД. Собрание стихотворений. 2-е изд. JL, 1956. - (Серия «Библиотека поэта»). - 545 с.

105. Кельсиев В.И. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. Сочин. Фед. Вас. Ливанова // Заря 1869. - №6. - С. 133 - 158.

106. Кириллов H.A. О сущности старообрядчества // Слово церкви. -1917. №5.

107. Кондратьев И.К. Раскольничьи гнезда. М., 1896. - 208 с.

108. Коренова К.Е. Фольклор народов Поволжья в историко-этнографических работах П.И. Мельникова-Печерского. в кн.: «Фольклор народов РСФСР». - Уфа, 1976. -Вып. 3. - С. 161-167.

109. Кудряшов И.В.; Курдин Ю.А. Эстетика и поэтика народной поэзии в портретных описаниях персонажей дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горох» // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. Арзамас, 2001. -С. 130- 139.

110. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70 90-е годы. - М., 1983. -400 с.

111. Курбатов В. Энциклопедия русского быта: (Перечитывая П.И. Мельникова) // Енисей. Красноярск., 1988. - №3. - С. 57 - 64.

112. Курдин Ю.А. Идейно-композиционные функции фольклора в дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина. М., 1986. - 25 с.

113. Курдин Ю.А. Художественная функция фольклора в романах П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Проблемы интерпретации художественных3произведений. М., 1985. - С. 116 -122.

114. Курдин Ю.А. А.М. Горький о П.И. Мельникове-Печерском // Горьковские чтения, 1990. Н. Новгород, 1992. - Вып. 2. - С. 108 -113.

115. Лажечников И.И. Последний новик // Собр. соч. в 6 т. М., 1994. - Т.З.

116. Пайщиков А.П. П.И. Мельников (Андрей Печерский) // Мельников-Печерский П.И. Бабушкины россказни. М., 1989. - С. 3 - 16.

117. Левин Ф.М. Эпопея П.И. Мельникова // Мельников П.И. На горах. М., 1956. - Кн. 1.-С. 3-27

118. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11т.- М., 1958.

119. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники: В 4 т. СПб., 1868 -1874.

120. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. -М. 2001.- 1600 стб.

121. Липатов В. А. Житие и сказ (о соотношении устной и письменной традиции в романе П.И. Мельникова «В лесах»). В кн.: Русская литература. 1870 - 1890 гг. -Свердловск, 1977.-С.106- 115.

122. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. - 285 с.

123. Лотман Л.М. Мельников-Печерский // История русской литературы. М. - Л., 1956. - Т.9. - 4.2. С.198 - 227.

124. Лотман Л.М. Роман из народной жизни. Этнографический роман // История русского романа: В 2-х т. М. - Л., 1964. - Т.2 - С.405 - 415.

125. Лотман Л.М Русская историко-филологическая наука и художественная 5 литература второй половины XIX (взаимодействие и развитие) // Русскаялитература. 1996. №1 - С. 19 - 44.V

126. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века (истоки и эстетическое своеобразие). Л. 1974. - 352 с.

127. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. - 271 с.

128. Майков А.Н. Стихотворения. Поэмы. М., 1987. - All с.

129. Макаров В.Г. Об особенностях функционирования пословиц и поговорок в романе П.И. Мельникова-Печерского «На горах» // Частные вопросы общегоязыкознания. Чебоксары, 1993. - С. 17-30.

130. Максимов С.В. Собрание сочинений: В 20 т. СПб., 1908 - 1913.

131. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1958.

132. Марков A.B. Мельников-Печерский как собиратель былин // Этнографическое обозрение. 1908. - Кн. 79.- №4. - С.134 - 135;

133. Марков Д. А. Язык и стиль Мельникова-Печерского в оценке русской критики // Московский областной педагогический институт. Ученые записки. М., 1957. - Т. XLVIII. - Вып. 4. - С.43 - 57.

134. Марков Д.А. Заметки о диалектизмах в романе Мельникова-Печерского «В лесах». Материалы для областного словаря. В кн.: «Орехово-Зуевский педагогический институт. Труды кафедры русского языка». - М., 1960. - С. 101 -141.

135. Мельников П.И. Записки о Нижегородской губернии // Москвитянин. 1851. -Кн.5. - С.

136. Мельников П.И. По поводу внутреннего обозрения в «Современнике». // Северная пчела. 1862. - №. 142.

137. Миллер О. Ф. Русские писатели после Гоголя. СПб.-М., 1913-1915.- 6-е изд. -Т. 1 - 2.

138. Минералов Ю.И. Из лекций по русской словесности XVIII века // Вестник Литературного института им. A.M. Горького. 1999. - №2.

139. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999. - 281 с.

140. Мордовцев ДЛ. За чьи грехи? Великий раскол. М., 1990. - 624 с.

141. Мотеюнайте И.В. Память коллективная и личная в дилогии П.И. МельниковаВ лесах» и «На горах» // Филологические науки. 2000. - №2. - С.32 - 40.

142. Муравьев А.Н. Раскол, обличаемый своею историею. СПб., 1854. - 392 с.

143. Невзоров Н.К. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский), его жизнь и литературное значение. Казань, 1883. - 20 с.

144. Николаева Е.В. Перечитывая эпопею Мельникова-Печерского // Литература в школе.- 1999. №7. - С.26 - 34.

145. О.Забытый (Г.И.Недетовский) Не угодил // Миражи. М., 1988. - С.391 - 475.

146. Перевозчикова Н.Г. Старообрядец Семеновского уезда П.Е. Бугров на страницах дилогии «В лесах» и «На горах» // Старообрядчество: история,зкультура, современность. Тезисы. - М., 1997. - С.89 - 91.

147. Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. М., 1964. - 400 с.

148. Пшашевский П.О. К вопросу о композиции и стиле романа П.И. Мельникова» «В лесах» // Известия Нижегородского университета, 1928. Вып. 2. - С.ЗЗО - 347.

149. Помяловский Н.Г. Сочинения: В 2 т. М.-Л. - 1965.

150. Попов В. Симеон Полоцкий как проповедник. М., 1886. - 98 с.

151. Попов В. Тайны раскольников, старообрядцев, скопцов и других сектаторов. -СПб., 1874.425. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. - 271с.

152. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. - 614 с.

153. Потехин A.A. Река Керженец. В кн. «Русские очерки». - М., 1956. - Т.1. -С.443 - 468.

154. Пыпин А.Н. История русской этнографии: В 4 т. СПб., 1890 - 1892.

155. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. СПб., 1992. - (Серия «Литературные памятники») - 671 с.

156. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1824. - 643 с.1

157. Русские писатели 1800 1917 гг. Биографический словарь. - М., 1994. - Т.1 - 4.

158. Рыскин С.Ф. Купленный митрополит или рогожские миллионы. М., 1893. -416 с.

159. РябушинскийВ.И Русский хозяин. М., 1998. - 48 с.

160. Саввин H.A. П.И. Мельников в оценке литературной критики // Сборник в память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород., 1910. - 4.1. -С. 295 - 306.

161. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. - 239 с.

162. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т.- М., 1965 1977.

163. Сборник в память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород, 1910.-672 с.

164. Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. 7-е изд., исп. И доп.-СПб., 1909.-487 с.

165. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики (Основы теории). -Киев, 1986. 176 с.

166. Слово и образ. Сборник статей. М., 1964. - 288 с.

167. Смирнов A.B. П.И.Мельников. Биографический очерк. Владимир, 1908. - 33 с.

168. Смирнов В.Г. Феофан Прокопович. М., 1994. - 221 с.3

169. Соллогуб В.А. Повести. Воспоминания. JL, 1988. - 717 с.

170. Соколов КБ. Анекдот и официальная картина мира // Между обществом и властью: массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века. М., 2002. - 125 - 141 с.

171. Соколова В.Ф. П.И. Мельников (Андрей Печерский). Очерк жизни и творчества. Горький, 1981. - 191 с.

172. Соколова В.Ф. История Керженских и Чернораменских скитов и ее воспроизведение в творчестве П.И. Мельникова-Печерского // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. - М., 1997. - С.181 - 183.

173. Соколова В.Ф. Династия купцов Бугровых на страницах русской литературы: (В.И. Даль, П.И. Мельников-Печерский, М. Горький) // Максим Горький и XX век: Горьковские чтения, 1997 год: Материалы междунар. конф. Н. Новгород, 1998 -С. 199-203.

174. Старикова А. О психологизме романов П.И. Мельникова (Андрея Печерского).- В кн.: «Творческая индивидуальность писателя и взаимодействие литератур».зАлма-Ата, 1988. С.34 - 38.

175. Старикова М.Н. П.И. Мельников-Печерский и В.И. Даль // Художественное творчество и взаимодействие литератур. Алма-Ата, 1985. - С. 43 - 50.

176. Старикова М.Н. К проблеме женских типов в произведениях Мельникова, Островского, Лескова // Художественное творчество и взаимодействие литератур.- Алма-Ата, 1985. С. 56 - 61.

177. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. - 285 с.

178. Троицкий В.Ю. Духовность слова. М., 2001. - 184 с.

179. Усов П.С. П.И. Мельников, его жизнь и литературная деятельность // Мельников П.И. Полное собрание сочинений: В 17 т. СПб. - М., - 1897 - Т.1. -324 с.

180. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000. - 352 с.

181. Фролов Г.В., Фролов А.Г. По следам героев Мельникова-Печерского // Прошлое далекое и близкое. Казань, 1993. - С. 22 - 34.

182. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002. - 437 с.

183. Храмова-Гневковская Е.В. Некоторые особенности поэтики романа П.И.зМельникова (Андрея Печерского) «На горах»: (Структура повествования)) // Грехневские чтения: Сб. науч. тр. Н. Новгород, 2001. - С.53 - 56.

184. Христолюбова О.В. М.Н. Загоскин как исторический романист. Пенза, 1999. -37 с.

185. Феофан Прокопович. Оправдание поливательного крещения. М., 1913

186. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. -Полное собрание сочинений в 15 т. М., 1947. - Т.З. - 884 с.

187. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М., 1998. - 208 с.

188. Шешунова C.B. Бытовое поведение в изображении П.И. Мельникова (Печерского) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1987. -№2. -С.71 -74.

189. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связх* с , внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и впервой половине XVIII. Казань, 1859. - 547 с.

190. Янчук H.A. Мельников как художник-этнограф // История русской литературы XIX века. M., 1910.-T.IV.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.