Удмуртская свадьба как текст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Окунева, Татьяна Васильевна

  • Окунева, Татьяна Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 233
Окунева, Татьяна Васильевна. Удмуртская свадьба как текст: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Ижевск. 2012. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Окунева, Татьяна Васильевна

Введение.

Глава I. Удмуртская свадьба как тип фольклорного текста.

1.1. Фольклорный текст в контексте гуманитарных исследований.

1.2. Уровни информативности удмуртского свадебного текста.

Глава II. Удмуртская свадьба как фольклорно-этнографическая система: основные этапы ритуала и его современное состояние.

2.1. Локальные разновидности удмуртской свадьбы.

2.2. Предсвадебная обрядность.

2.3. Свадьба в доме невесты и жениха.

2.4. Послесвадебный цикл обрядов.

2.5. Инновации в свадебном ритуале удмуртов.

Глава III. Семантика обряда сквозь призму вербального кода.

3.1. Жанровый состав свадебной поэзии удмуртов.

3.2. Образная система и основные поэтические приемы свадебной поэзии.

3.3. Терминология как источник изучения свадебного текста.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Удмуртская свадьба как текст»

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами: возрастающим интересом различных областей гуманитарного знания к явлениям духовной культуры; расширением междисциплинарного подхода к изучению обрядов и обрядового фольклора; актуальными для современной фольклористики исследованиями региональных и локальных традиций; недостаточным изучением свадебной обрядности удмуртов с точки зрения взаимосвязей вербального текста, ритуального контекста и мифопоэтического гипертекста, способствующих выявлению наиболее архаических пластов традиционной культуры.

Степень изученности темы. Начало собирания свадебной обрядности удмуртов, как и других народов Поволжья (татар, мордвы, коми, марийцев и др.) было положено в конце XVIII в. участниками экспедиций, организованных по инициативе Петербургской Академии наук [Гмелин1, Рычков, 1770, Паллас, 1788, Миллер, 1791, Георги, 2007]. Издания этого периода характеризуются одинаковым подходом к публикации материала: часто сведениям об удмуртах отводится лишь несколько страниц, в которых бегло затрагиваются самые разные вопросы (о верованиях, семейно-бытовых обрядах, праздниках и молениях). Информация о свадебных обрядах весьма поверхностна. Причиной фрагментарного описания, неточностей и ошибок послужило незнание языка и кратковременность пребывания исследователей на территории проживания удмуртов. Несмотря на вышесказанное, работы этого периода являются первыми свидетельствами отечественных и зарубежных ученых об удмуртах в академических изданиях.

1 Четырёхтомный труд «Reise durch Sibirien» вышел в свет в 1751 г., но он не переведён на русский язык. Информацию о его поездке мы находим в работе К. Харламповича [1904].

В первой половине XIX в. опубликованы две работы: статья А.И. Герцена «Вотяки и черемисы» [Герцен, 1838], и статья A.A. Фукс «Поездка к вотякам Казанской губернии» [Фукс, 1844]. По мнению исследователей, отсутствие других работ обусловлено двумя причинами: во-первых, Российская Академия наук организует в этот период главным образом зарубежные экспедиции, во-вторых, в регионе еще не было своих научных кадров, способных вести широкое научное исследование края [Владыкин, 1970, с. 122].

Научный интерес к изучению удмуртов возрастает со второй половины XIX в., когда публикуются работы не только русских и зарубежных этнографов и учёных, но и статьи и заметки местных краеведов, учителей, врачей и священников [Блинов, 1855, Осокин, 1856, Шестаков, 1859, Риттих, 1870, Максимов, 1871, Островский, 1873, Миропольский, 1876, Кошурников, 1879, Гаврилов, 1880, 1891, Бехтерев, 1880, Buch, 1882, Харузин, 1883, Потанин, 1884, Верещагин, 1995, 1996, Богаевский, 1888, Комов, 1889, Первухин, 1890, Смирнов, 1890, Блинов, 1898, Харузина, 1898, Яковлев 1903, Васильев, 1906, Луппов, 1911].

В конце XVIII - начале XIX вв. появляются первые исследования, специально посвященные свадебным обрядам: статья С. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда» [Багин, 1897], статья М.М. Хомякова «Эволюция вотского брака: Свадебный обряд Глазовских вотяков» [Хомяков, 1911] и работа И.В. Яковлева «Способ умыкания невест среди вотяков Елабужского уезда» [Яковлев, 1913].

Особое место в изучении свадебного обряда удмуртов в этом периоде занимают исследования финских учёных [Aminoff, 1873, Wichmann, 1983, Hämäläinen, 1913, 1930].

Конец XIX - начало XX вв. отличается увеличением этнографической изученности удмуртов. Издания, в которых затрагивается свадебная 4 обрядность, многочисленны и разнообразны. Её собиранием занимались учёные, писатели, священники, краеведы, любители. Среди них появляется немало удмуртов, что не могло не сказаться на достоверности и глубине описываемых фактов, на целях собирания материала, на принципах его собирания, на выборе типа издания, где публиковался собранный материал, и на многом другом. В большинстве опубликованных работ этого периода содержится тот значительный фактический материал, из которого складывается общая картина свадебной обрядности удмуртов и без которого немыслимо её дальнейшее исследование.

После 1917 г. началась перестройка во всех сферах жизни удмуртского народа. С этого времени начинается качественно новый этап и в удмуртской этнографии: оживляется изучение прошлого и современного состояния, организуются экспедиции, создаются специальные общества в Москве, Казани, Вятке, Сарапуле, Ижевске. Исследования отразили радикальные изменения в жизни удмуртского общества и сдвиги в характере исследовательского подхода, однако свадебный обряд в этот период не получил достаточно полного описания.

В 20-е годы активную деятельность развивает учёный-фольклорист и писатель Кузебай Герд (Чайников), который опубликовал ряд статей по фольклористике, языкознанию и этнографии удмуртов, в том числе и по свадебным обрядам [Герд, 1920, 1926, 1927].

В 1926 году была опубликована статья М.И. Ильина «Свадебные обычаи и обряды вотяков», отличающаяся информативностью и логическим изложением материала [Ильин, 1926].

Сложность свадебного процесса удмуртов отмечает М.О. Косвен в материалах сборника «На удмуртские темы», опубликованного по результатам экспедиции Института народов Советского Востока по изучению удмуртов [Косвен, 1931].

В поствоенный период свой вклад в изучение удмуртской свадьбы внесли этнографы В.Н. Белицер [1951, 1964] и К.И. Козлова [1964].

С 1970-х гг. в этнографическом изучении удмуртского народа наступает новый период. Активизируется деятельность Научно-исследовательского института при Совете Министров УАССР, занимающегося исследованиями в области гуманитарных знаний, так или иначе имеющих отношение к истории, политике, культуре не только Удмуртии, но и Поволжско-Уральского региона. С 1972 года институт вместе с Удмуртским государственным университетом организует регулярные этнографические экспедиции не только в районы Удмуртии, но и регионы, где проживают локальные группы удмуртов (Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Башкортостан Кировская, Свердловская, Томская области, Пермский и Красноярский край) [НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 744, Д. 444, Д. 445, Д. 449, Д. 521]. В результате экспедиций собран и систематизирован значительный объем материала по хозяйственно-бытовому укладу, материальной и духовной культуре, в том числе и по свадебным обрядам [В.В. Пименов, J1.C. Христолюбова, 1976, В.Е. Владыкин, 1994].

Специальным исследованием семейно-бытовой обрядности удмуртов занимается этнограф JI.C. Христолюбова. Ей написано более тридцати работ, посвященных свадебной проблематике [Христолюбова, 1984, 1989, 1991, 1992, 1993, 1994].

С точки зрения фольклористики и этномузыкологии жанры и поэтические тексты удмуртской свадьбы исследовались в работах Т.Г. Владыкиной [1998, 2006, 2008, 2009], М.Т. Слесаревой [1983], P.A. Чураковой [1986], И.М. Нуриевой [1999, 2004], М.Г. Ходыревой [1996], И.В. Пчеловодовой [2006].

Локальные варианты и терминологические особенности свадебной традиции исследованы Глуховой [2001, 2002, 2008], Н.П. Ивановой [2004], Е.М. Вахрушевой [2008], М.А. Дорофеевой [2008].

Таким образом, историю собирания и изучения удмуртской свадьбы условно можно разделить на следующие периоды: XVIII в. - первая половина XIX в.; вторая половина XIX в.- начало XX в. и вторая половина XX в. - до наших дней. Третий период, судя по организационно-исследовательской деятельности, можно разделить на три этапа: 20-60-е гг. XX в., 70-е-середина 90-х гг. XX в., конец 90-х гг. XX в. - до наших дней.

В результате в настоящее время в удмуртской фольклористике собран богатейший материал по свадебной обрядности; на высоком уровне выполнены исследования, касающиеся отдельных вопросов. Однако в архивах содержится много неопубликованного материала; нет обобщающей работы, лексикографических источников, не до конца разработана методика ареального исследования с одновременным картографированием. Перед исследователями стоит задача - не снизить уровень анализа и публикации свадебного фольклора, активно продолжить его изучение по всем современным направлениям.

Объект исследования - свадебный обряд удмуртов в его идеологическом, фольклорно-поэтическом, этнографическом, структурно-композиционном, функциональном единстве и хронологических изменениях.

Предмет исследования - текст удмуртской свадьбы в синкретическом единстве акциональных, вербальных и реальных составляющих.

Цель диссертационной работы - исследование удмуртской свадебной обрядности в качестве текста, включающего в себя разные уровни информации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• определить статус фольклорного текста в контексте гуманитарных наук с целью выделения основных уровней информативности текста удмуртской свадьбы;

• исследовать информационное пространство обряда на базе изучения его историографии, структуры, современного состояния, жанрового репертуара и поэтики фольклорных жанров;

• реконструировать комплексный текст удмуртской свадьбы на основании исследования фольклорного, этнографического и лингвистического материала;

• выявить и систематизировать возможно более полный корпус удмуртской свадебной терминологии на основе опубликованных, архивных источников и собственных полевых записей. Теоретико-методологическая основа работы базируется на положениях ведущих специалистов в изучении текста в целом (М.М. Бахтин, И.Р. Гальперин, С.И. Гиндин, О.И. Москальская, Т.М. Николаева, З.Я. Тураева и др.) и фольклорного текста в частности (К.В. Чистов, Б.Н. Путилов и др.); представителей отечественной этнолингвистики (Н.И. Толстой, С.М. Толстая, J1.H. Виноградова, A.B. Гура, и др.); исследователей свадебной обрядности славянских, финно-угорских и тюркских народов (К.Е. Корепова, Н.Ф. Сумцов, В.Ф. Плесовский, В.И. Рогачев, Ю.Ю. Сурхаско, P.A. Султангареева и др.,); научных трудах исследователей традиционной культуры Удмуртии (М.Г. Атаманов, В.Е. Владыкин, Т.Г. Владыкина, И.М. Нуриева, JI.C. Христолюбова и др.).

Ввиду разнородности компонентов свадебного обряда, включающего терминологию обрядовых действий, реалий и т.д., и разносторонности задач, поставленных в исследовании, используются следующие методы анализа: структурно-семантический, сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный, этнолингвистический, лингвогеографический, которые позволили произвести комплексный анализ уровней информативности удмуртского свадебного текста. При обработке источников использовался метод сплошной выборки свадебной лексики.

Источники исследования. Основой для данного исследования послужил материал из различного круга источников фольклорного, этнографического, лексического и лексикографического характера.

Основной источниковой базой послужили труды, опубликованные отечественными и зарубежными исследователями в конце XIX - начале XX вв. (Д.Н. Островским, Б.Г. Гавриловым, Г.Н. Потаниным, Г.Е. Верещагиным, П.М. Богаевским, Ю. Вихманном, С. Багиным, Т.Г. Аминоффым, М.И. Ильиным и др.) и работы современных удмуртских учёных (М.Г. Атаманова, В.Е. Владыкина, Т.Г. Владыкиной, В.К. Кельмакова, И.М. Нуриевой, М.Т. Слесаревой, JI.C. Христолюбовой, P.A. Чураковой и др.).

Источниками исследования послужили материалы, извлеченные из словарей удмуртского языка («Удмуртско-русский словарь» Г.Е. Верещагина (2006); «Удмуртско-русский словарь» 3. Кротова (1995); «Толковый удмуртско-русский словарь» Т.К. Борисова (1991); «Удмуртско-русский словарь» (2008); «Этимологический словарь удмуртского языка: Буквы А, Б» В.И. Алатырева (1988); «Системно-тематический русско-удмуртский словарь» Р.Ш. Насибуллина и В.Г. Семёнова (2006); «Удмурт синоним кыллюкам: Дышетскисьёс но дышетйсьёс понна» [Удмуртский словарь синонимов] В.К. Кельмакова (2009) и др.); публикации материалов в краеведческих сборниках и периодических изданиях.

Архивные материалы извлечены из рукописного фонда Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (записи с конца XIX - начала XX вв.), фольклорного и фольклорно-диалектологического фондов факультета удмуртской филологии Удмуртского государственного университета (записи с конца 70-х гг. XX в.).

Информация охватывает не только районы Удмуртии, но и регионы, где проживают локальные группы удмуртов (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Кировская область, Свердловская область, Томская область, Пермский край и Красноярский край).

Источниками также послужили полевые материалы автора, полученные во время экспедиций в районы Удмуртии в 2010-2012 гг. (Дебесский, Игринский, Малопургинский).

Проработано более 300 описаний обряда и более 500 художественно-поэтических текстов свадьбы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• введён новый архивный материал по исследуемой теме;

• впервые предпринят опыт изучения свадебного обряда удмуртов в качестве фольклорного текста, включающего в себя разные уровни информации;

• исследовано информационное пространство обряда на основе изучения его историографии, традиционной структуры, современного состояния, жанрового репертуара и его поэтики;

• на основе этнолингвистического анализа осуществлена практика цельного и системного осмысления свадебного обряда и обрядового фольклора;

• впервые проведена верификация и систематизация номинативных единиц удмуртской свадьбы;

Теоретическая значимость работы заключается в опыте комплексного изучения свадебного ритуала удмуртов, предоставившего возможность для выявления типологически общих и специфических деталей и углублённого исследования их семантики. Основные результаты диссертации могут быть использованы в дальнейшем расширенном исследовании номинативных единиц свадебной обрядности удмуртов в контексте финно-угорской традиции и в сравнительном изучении обрядовой культуры более широких ареалов (славянские и тюркоязычные народы).

Практическая значимость заключается во введении в научный оборот значительного корпуса неопубликованного фольклорного материала по свадьбе удмуртов. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы фольклористами, этнографами, историками при подготовке научно-исследовательских работ, лингвистами при составлении толковых, этимологических, отраслевых, этнолингвистических и иных словарей. Работа может быть использована при разработке практических пособий, спецкурсов по фольклору, лексикологии, этнографии, культурологии. Особую значимость работа может иметь для студентов, обучающихся по специальности «Филология», в частности, для студентов факультета удмуртской филологии Удмуртского государственного университета. Фактический материал и отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы в исследованиях сравнительного характера генетически родственных и исторически контактировавших финно-угорских народов и народов Урало-Поволжья. В ближайшей перспективе материалы диссертации будут использованы в отдельном томе серии «Удмуртская обрядовая азбука», основанной в 2011 году.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровней: «Творческое наследие Г.Е. Верещагина и финно-угроведение в конце XIX - начале XX в,» (г. Ижевск,

2011), «Актуальные проблемы общественных наук в условиях глобализации» (г. Москва, 2012), Второй ежегодной научной конференции «Покровские дни» (г. Нижний Новгород, 2010), VII научно-практической конференции «Национальные культуры Урала. Традиционная культура в её архаических и современных формах» (г. Екатеринбург, 2011), а также в чтениях Школы молодого фольклориста в г. Казань: «Актуальные проблемы полевой фольклористики» (2010 г.), «Код в структуре фольклорного текста» (2010 г.).

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка источников и литературы, списка сокращений и приложения, включающего материалы для словаря по удмуртской свадьбе, русско-удмуртский словник и образцы текстов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Окунева, Татьяна Васильевна

Заключение

В диссертационной работе предпринят первый опыт исследования удмуртской свадебной обрядности в качестве текста, включающего в себя разные уровни информации. Комплексный анализ обряда как текста позволил сделать некоторые общие выводы:

1. Фольклорный текст - это текст особого типа. Учитывая специфику фольклорной коммуникации, его следует определять как сообщение информации, последовательность знаков, оформляющих конкретную коммуникативную задачу в рамках фольклорной ситуации (дискурса). Информация может быть передана как вербальным способом, так и невербальными текстовыми структурами, выполняющими знаковую функцию.

2. Свадебный текст имеет различные уровни информативности, что обусловлено его синкретической структурой, соединяющей слово и действие, реалию и символ, номинацию и поэтику. Получение информации из такого рода текстов возможно лишь при комплексном анализе его составляющих. С этой позиции интересны идеи этнолингвистов, рассматривающих традиционный обряд в качестве культурного текста, включающего в себя элементы, принадлежащие разным кодам: акциональному, предметному, вербальному, а также персональному, локативному, темпоральному. Каждый из кодов представляет собой информационное поле, способное существовать отдельно само по себе, но реконструкция глубинных смыслов обряда возможна лишь при учёте соотношения всех потоков информации. Выявление многоуровневой структуры информационного поля удмуртской свадьбы дает возможность «прочесть» ритуальный комплекс как один из текстов традиционной культуры.

3. Особую роль в передаче информации занимает терминология, отражающая совокупность лингвистического и внеязыкового плана обряда. Обрядовые термины, являясь семантически нагруженными единицами, всесторонне констатируют внутриобрядовые процессы и представляют собой

130 свернутые «синтагмы обряда», раскрытие которых способствует глубокому пониманию общей концепции свадьбы как индивидуального и общественного феномена.

В качестве наиболее удобной формы обработки и систематизации терминологического материала является жанр этнолингвистического словаря, широко используемый современной наукой.

4. Анализ этнографических описаний, архивных и опубликованных материалов, полевых наблюдений позволил выстроить инвариантное описание традиционной свадебной обрядности с инвентаризацией ее компонентов и локальных вариантов. Современная свадьба удмуртов по своей структуре базируется на традиционной основе: сохраняются основные этапы обряда, последовательность их проведения. Однако традиционные обряды, бытующие в настоящее время, находятся под влиянием закономерных процессов трансформации. Произошло «стяжение» нескольких ритуальных этапов в один обряд, сократилось время и место проведения всей свадебной обрядности. Некоторые ритуалы исчезли полностью или частично. Очевидно, что на сегодняшний день происходит изменение свадебного обряда в целом и удмуртского в частности. Под влиянием универсальной модели формируется исторически новый тип свадьбы с переосмысленными и трансформированными элементами.

5. Анализ поэтического языка свадебной обрядности позволяет констатировать, что в ритуале задействованы основные жанры удмуртского фольклора: пословицы, поговорки, поверья, диалоги с вербальными формулами-иносказаниями, заклинания-благопожелания, молитвенные заклинания. Но основная роль отведена свадебным песням, которые формируются на основе музыкального кода с выделением напевов рода жениха и рода невесты и служат знаком обряда. Особо выделяются прощальные песни невесты, вне контекста обряда переходящие в лирическую традицию.

Рассмотрение свадебной обрядности как текста подразумевало её описание с разных сторон: как системы кодов, раскрывающих смысл обрядов и обрядовых действий, глубинных связей обрядового текста - символов, аналогий, заимствований, параллелей; как значимое событие в культурной традиции; как часть традиционной культуры.

Дальнейшее систематическое и всестороннее исследование свадебной обрядности удмуртов с привлечением нового материала, фольклорных, этнографических, культурологических и этнолингвистических данных соседних регионов будут способствовать решению задач регионального изучения духовной культуры народа.

Проведенное исследование свадебной обрядности должно явиться основой для дальнейших изысканий и шагом к началу системного изучения генетически родственных и исторически контактировавших финно-угорских народов и народов Урало-Поволжья.

Условные сокращения

I. Языки, диалекты башк. - башкирский язык завят. - завятский говор сев. - северное наречие сред. - срединные говоры русс. - русский язык чув. - чувашский язык тат. - татарский язык удм. - удмуртский язык южн. - южное наречие

И. Районы Удмуртии

Алн. - Алнашский

Балез. - Балезинский

Вавж. - Вавожский

Глаз. -Глазовский

Грах. - Граховский

Деб. - Дебёсский

Зав. - Завьяловский

Игр. - Игринский

Камб. - Камбарский

Кизн. - Кизнерский

Кез. - Кезский

Краен. - Красногорский

Можг. - Можгинский

Малпург. - Малопургинский

Селт. - Селтинский Сюмс. - Сюмсинский Увин. - Увинский Шарк. - Шарканский Юкам. - Юкаменский Якб. - Якшур-Бодьинский Яр. - Ярский

Агр. - Агрызский район РТ III. Разные сокращения букв. - буквально д. - дело диал. - диалектное, диалект илл. - иллюстрация л. - лист отглаг. - отглагольное при л. - прилагательное РФ - рукописный фонд см. - смотри ср. - сравни сокр. - сокращенная форма сущ. - существительное т. - тетрадь тж. - также Оп. - опись

НОА - Научно-отраслевой архив

УИИЯЛ УрО РАН - Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук ФЭ - фольклорная экспедиция

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Окунева, Татьяна Васильевна, 2012 год

1. Абрамов С. Р. Герменевтика, интерпретация, текст // Stadia Lingüistica 2: Язык и общество. Лингвистика текста и лингвостилистика. СПб., 1996. С. 114-119.

2. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря : Весенне-летний цикл. М., 2002.

3. Агеева Р. А. Пространственные обозначения и топонимы в заговоре как типе текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982. С. 132-159.

4. Акишина А. А. Структура целого текста . М., 1979. Вып. 1-2.

5. Алатырев В. И. Этимологический словарь удмуртского языка : Буквы А, Б : 778 словарных статей / под ред. В. М. Вахрушева, С. В. Соколова. Ижевск : НИИ при СМ УАССР, 1988. 240 с.

6. Арнольд И. В. О понимании термина «текст» в стилистике декодирования // Стилистика художественной речи. Л., 1980. С.3-11.

7. Артеменко Е. Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж, 1988.

8. Атаманов М., Владыкин В. Чыжы-выжы, семья, гурт кусыпъёсты возьматись удмурто-зучо кыллюкам // Кенеш. 2007. № 10. С. 96-111.

9. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 18651869. Т. 1-3.

10. П.Багин С. А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда // Этнографическое обозрение. 1897. № 2.

11. Байбурин А. К. Причитания: текст и контекст // Artes Populates 14. Yb. of the Dep. of Folklore / Ed. by V. Voigt. Budapest, 1985. C. 59-66.

12. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д, 1993.

13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М, 1994.

15. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М. : Художественная литература, 1975. 502 с.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. 445 с.

17. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов // Труды института этнографии АН СССР. Т. 10. М., 1951.

18. Белицер В. Н. Удмурты // Народы Европейской части СССР. Т. 2. М., 1964.

19. Бехтерев В. Вотяки, их история и современное состояние // Вестник Европы. 1880. № 8. С. 621-651.

20. Бехтерев В. Вотяки, их история и современное состояние // Вестник Европы. 1880. № 9. С. 141-173.

21. Блинов М. Историко-статистическое известие о Камско-Воткинском заводе и тамошних вотяках // Журнал министерства внутренних дел. 1855. №3-4. ч. XI.

22. Блинов Н. Н. Языческий культ вотяков. Вятка : Губернская типография, 1898.

23. Богаевский П. M. Очерк быта Сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып. III. M., 1888. С. 14-64.

24. Бойкова Е. Б., Владыкина, Т. Г. Песни южных удмуртов. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1992. Вып. 1. 192 с. (Удмуртский фольклор).

25. Борисов Т. К. Удмурт кыллюкам = Толковый удмуртско-русский словарь: Около 15 тыс. слов. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО АН СССР, 1991. 384 с.

26. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.

27. Буслаев Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887.

28. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний // ИОАИЭ. Т. 22. Вып. 3, 4, 5. Казань, 1906.

29. Вахрушева Е. М. Свадебный обряд Игринского района Удмуртии в контексте этнической культуры и русско-удмуртских контактов. Дипломная работа. Воронеж, 2008. 160 с.

30. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Вотяки Сосновского края / отв. за выпуск Г. А. Никитина. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1995. 260 с.

31. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / отв. за выпуск Л. С. Христолюбова. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1996. 204 с.

32. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Кн. 2: Вотско-русский словарь =Удмуртско-русский словарь. / отв. за выпуск и авт. предисл., комментариев Л. М. Ившин ; под ред. В. М. Ванюшева. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2006. 288 с.

33. Виноградова Л. Н. Отражение древнеславянских мифологических представлений в "малых" формах // История, культура, этнография ифольклор славянских народов: X Междунар. съезд славистов. Докл. сов. делегации. М., 1988. С. 277.

34. Владыкин В. Е. Из истории этнографического изучения удмуртов // Записки. Вып. 22. Ижевск : УдНИИ, 1970. С. 117-162.

35. Владыкин В. Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография. № 3. М. : Наука, 1970. С. 37-47.

36. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск : Удмуртия, 1994. 384 с.

37. Владыкин В. Е. Куинь сюан // Кенеш. 2001. № 5-6. С. 66-68.

38. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов. Краткий историографический очерк с библиографией. Ижевск : Удмуртия, 1984. 144 с.

39. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск : Удмуртия, 1991. 160 с.

40. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1998. 356 с.

41. Владыкина Т. Г. Удмуртская фольклористика: итоги и перспективы // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Том 2. М., 2006. С. 148—57.

42. Владыкина Т. Г. Мифология визуального и акустического в коммуникативном поведении удмуртов // Вестник Удмуртского университета. 2008. № 1. С. 83-87.

43. Владыкина Т. Г. Картина мира удмуртов в зеркале языка // Актуальные проблемы современной фольклористики : Материалы международной научно-практической конференции (Казань, 29 июня 2009 г.) / ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Казань, 2009. С. 102-104.

44. Власова Г. И. Сценарная модель современной свадьбы // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 15-28.

45. Гаврилов Б. Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань : Типография А. А. Коковиной, 1880. 191 с.

46. Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики 1972. М., 1973.

47. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

48. Герд К. Женщина-вотячка // Жизнь национальностей. 1920. №31.

49. Герд К. Пословицы и поговорки вотяков // Вотяки. М., 1926. С.49-61.

50. Герд, К. Удмурт калык кырзанъёс. Ижевск : Удкнига, 1927. 1-ти книга 3-ти шуккетэз. 113 6.

51. Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. 1838. № 1-3.

52. Гиндин С. И. Что такое текст и лингвистика текста // Аспекты изучения текста. М., 1981. С. 25-32.

53. Глухова Г. А. Нылъёслэсь быдэ вуэмзэс пусъён сямъёс // Кенеш. 2001. № 5-6. С. 76-77.

54. Глухова Г. А. Ныл брага // Кенеш. 2001. № 5-6. С. 78-79.

55. Глухова Г. А. Символика ряженья в традиционной культуре удмуртов :дисс. канд. филол. Наук; Удмуртский институт истории, языка илитературы УрО РАН. Ижевск, 2002. 185 с.

56. Глухова Г. А. «Конопляная голова» удмуртской свадьбы : от ритуала к фразеологизму // Вестник удмуртского университета. Ижевск, 2008. Вып. 1.С. 131-136.

57. Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии : учебное пособие / под ред. А. А. Разина, А. Н. Перевозчикова. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 348 с.

58. Григорьева А. Б. Свадьба среднего Притоболья (поэзия и обряд) : автореф. . канд. филол. наук. Челябинск, 2008.

59. Громов Д. В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 28-39.

60. Гура А. В. Из севернорусской свадебной терминологии (хлеб и пряники) : словарь // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. М., 1977. С. 131-180.

61. Гура А. В. Соотношение и взаимодействие акционального и вербального кодов свадебного обряда // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М. : Издательство «Индрик», 2006. Вып. 10. С. 268-279.

62. Девяткина Т. П. Мокшанские свадебные обряды и песни (В прошлом и настоящем). Саранск : Мордов. кн. из-во, 1992. 192 с.

63. Дедюхина И., Перевозчиков А. Туала сюанэз ортчытон // Кенеш. 2001. № 5-6. С. 96-98.

64. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

65. Дианова Т. Б. Гипертекстовые единства в живой фольклорной традиции // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М., 2002. С.68-74.

66. Добровольская В. Е. Роль контекста в бытовании и реконструкции фольклорного текста // Традиционная культура. 2004. № 3. С. 46-55.

67. Донских О. А. Проблемы осознания текста в истории европейской культуры // Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. С. 35-71.

68. Дорофеева М. А. Свадебная обрядность северных и южных удмуртов: терминологический аспект // Сб. статей региональной научно-практической конференций «IV Татаринцевские чтения». Глазов, 2008.

69. Дудорова А. Прошлое и настоящее удмуртской свадьбы: традиции и инновации // Наука Удмуртии. 2008. № 8(27), декабрь. С. 138-167.

70. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы Х1Х-ХХ вв.). М. : Эдиториал УРСС, 2001. 328 с.

71. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Л. : Наука, 1991. 208 с.

72. Жингырты, удмурт кырзан! : Ноты / сост. и автор вст. статьи П. К. Поздеев. 2-е изд.Устинов : Удмуртия, 1987. 374 с.

73. Загребин А. Е. Финны об удмуртах : Финские исследователи этнографии удмуртов XIX первой половины XX в. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1999.

74. Загребин А. Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII первая половина XIX в.) : Монография. Ижевск, 2006. 324 с.

75. Залевская А. А. Текст и его понимание. Тверь, 2001.

76. Зеленин Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // ЖС. СПб, 1911. Вып. 2. С. 233-246.

77. Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии // Сб. МАЭ.Д. 1930. Т. 9.4.2 : Запреты в домашней жизни. С. 1-166.

78. Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов // Труды ин-та антропологии, археологии и этнографии. М. : Изд-во АН СССР, 1937. Т. 15. Вып. 2. 77 с.

79. Земская Ю. Н., Качесова И. Ю., Комиссарова Л. М., Панченко Н. В., Чувакин А. А. Теория текста : учебное пособие. М. : Флинта, Наука, 2010.

80. Иванова В. Гырлыё валъёсын лыктйзы но. // Кенеш. 2001. № 5-6. С. 84-86.

81. Иванова Н. П. Свадебная традиция удмуртов бассейна реки Вала : дисс. . канд. филол. наук. Город, 2004.

82. Ильин М. И. Свадебные обычаи и обряды вотяков // Труды : Издание Научного Общества по изучению вотского края, 1926. Вып. 2. С. 25-69.

83. Ингур : Удмурт фольклоръя лыдзет : Шор ёзо школаослы / Люказ, радъяз но валэктонъёссэ гожтйз Т. Г. Владыкина. Ижевск : Удмуртия, 2004. 352 с.

84. Карпова Л. Л. Среднечепецкий диалект удмуртского языка : Образцы речи. Ижевск, 2005. 581 с.

85. Карпухин И. Е. Взаимодействие русской и удмуртской свадьбы в Башкирии // Фольклор народов РСФСР : Межвузовский научный сборник. Уфа, 1980. С. 36-45.

86. Кельмаков В. К. Образцы удмуртской речи : северное наречие и срединные говоры. Ижевск : Удмуртия, 1981. 297с.

87. Кельмаков В. К. Образцы удмуртской речи 2 : Срединные говоры / Науч. ред. И. В. Тараканов. Ижевск, 1990. 368 с.

88. Кельмаков В. К. Краткий курс удмуртской диалектологии. Введение. Фонетика. Морфология. Диалектные тексты. Библиография. Ижевск : Издательство Удмуртского университета, 1998. С.41-43.

89. Кельмаков В. К. Удмурт синоним кыллюкам : Дышетскисьёс но дышетйсьёс понна. Ижевск : Удмуртия, 2009. 296 с.

90. Козлова К. И. Этнография народов Поволжья. М., 1964.

91. Комов А. Ф. Вотяки средины северной половины (11 стан) Бирского уезда // Уфимские губернские ведомости. 1889. № 49-51.

92. Кононенко Б. И. Культурология : Большой толковый словарь по культурологии. М. : Вече, 2003. 512 с.

93. Косвен М. О. Распад родового строя у удмуртов // На удмуртские темы. М., 1931.

94. Кошурников В. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии // ИОАИЭ. Т. 2. Казань, 1879.

95. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.

96. Кротов 3. Удмуртско-русский словарь: около 5000 слов / пред. Т. И. Тепляшиной. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 308 с.

97. Кубрякова Е. С. Текст и его понимание // Русский текст. СПб., 1994. №2.

98. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвистического анализа. Красноярск, 1983.

99. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А. П. Горкина. М. : Росмэн. 2006.

100. Лебедева О. Е. Ряженые в свадебном сценарии // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL : www.ruthenia.ru/folklore/lebedeval (Дата обращения 15. 04. 2012).

101. Левинтон Г. А. К вопросу о функции словесных компонентов обряда //ФиЭ. 1974. С. 165.

102. Левинтон Г. А. «Интертекст» в фольклоре // Folklore in 2000. Voces amicorum Guilhelmo Voigt sexagenario. Budapest, 2000. pp. 21-28 // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика // http://www.ruthenia.ru/folklore.

103. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1968.

104. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999.

105. Лобкова Г. В. Архаические основы обрядового фольклора Псковской земли (опыт историко-типологического исследования) : дисс. . канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 1997. 277 с.

106. Лосева Л. М. Как строится текст. М., 1980.

107. Лингвистика текста : Материалы научной конференции. Ч. 1-2. М., 1974.

108. Луппов В. Н. Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX века. Вятка : Губернская типография, 1911.

109. Максимов С. В. Вотяки. Лесная глушь. Т. 1. СПб, 1871.

110. Маслов Б. А. Проблема лингвистического анализа связного текста (надфразовый уровень) : учебное пособие к спецкурсу. Таллин, 1975.

111. Матлин М. Г. Современные свадебные обычаи и обряды русского населения города Ульяновска // Традиционная культура. 2003. № 1. С 4150.

112. Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «СМЫСЛ=> ТЕКСТ». М., 1974.

113. Миропольский А. Крещеные вотяки Казанского уезда. Их языческие поверья, обряды и обычаи // Православный собеседник. 1876. № 12.

114. Михаил 3. Этнолингвистические методы изучения народной духовной культуры // Славянский и балканский фольклор /

115. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М. : Наука, 1989. С. 174-191.

116. Морозов И. А. Словарь как жанр комплексного этнокультурного исследования // Духовная культура русских Среднего Поволжья : Материалы полевых исследований. Вып. 2. Ульяновск, 2000. С. 4-22.

117. Москальская О. И. Грамматика текста. М., 1981.

118. Мурзин JT. Н. О деривационных механизмах текстообразования // Теоретические аспекты деривации. Пермь, 1982.

119. Наговицына Е.А. Удмуртский фольклорный текст в научном наследии Юрьё Вихманна : дис. канд. филол. наук; Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. Ижевск, 2002. 170 с.

120. Напольских В. В. Удмуртские материалы Д. Г. Мессершмидта. Ижевск : Удмуртия, 2001. 224 с.

121. Насибуллин Р. LLL, Семёнов В. Г. Системно-тематический русско-удмуртский словарь. Ижевск : Ассоциация «Научная книга», 2006.

122. Национальная социологическая энциклопедия. URL : http://voluntary.ru/dictionary/854/word/kulturnaja-tradicija (Дата обращения 22.02. 2012).

123. Невская JI. Г. Тавтология как один из способов организации фольклорного текста // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 192197.

124. Неклюдов С. Ю. Семантика фольклорного текста и «знание» традиции // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научной конференции / сост. В. Е. Добровольская, Н. В. Котельникова. Вып. 8. М. : ГРЦРФ, 2005. С. 22-41.

125. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL : www.ruthenia.ru/folklore (Дата обращения 14. 11. 2011).

126. Никифоров Н. Ныл лушкан // Кенеш. 2001. № 5-6. С. 87.

127. Николаева Т. М. Текст // Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2. М., 1997. С.555-556.

128. Новиков А. И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982.

129. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII : Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. М., 1978.

130. Нуриева И. М. Песни завятских удмуртов. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1995. Вып. 1. 232 с. (Удмуртский фольклор).

131. Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: проблемы культурного контекста и традиционного мышления. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. 272 с.

132. Нуриева И. М. К вопросу об уровнях информативности удмуртского песенного текста // Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы : Материалы Всероссийской научной конф. Часть I / УдГУ. Ижевск, 2001. С.32-33.

133. Нуриева И. М. Песни завятских удмуртов. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2004. Вып. 2. 332 с. (Удмуртский фольклор).

134. Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980.

135. Осокин С. Народный быт северо-восточной России. Записки о Малмыжском уезде. Т. 59 // Современник. 1856. № 9.

136. Островский Д. Н. Вотяки Казанской губернии // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. Т. IV, № 1. Казань, 1873.48 с.

137. Палас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768-1769 гг. Ч. 3, половина вторая. СПб, 1788.

138. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз V. Вятка : Губернская типография, 1890. 68 с.148. Пешковский

139. Пименов В. В., Христолюбова JI. С. Удмурты. Этносоциологические очерки. Ижевск : Удмуртия, 1976.

140. Плесовский Ф. В. Свадьба народа коми. Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1968. 320 с.

141. Поздеев В. А. Свадебный обряд и его поэзия // Энциклопедия земли Вятской. Т. 8 : Этнография и фольклор. Киров, 1998. С. 313-329.

142. Поздеев П. К. Мылкыдэз лопкыто, сюлэмез вырзыто (Думы рождают, сердце тревожат). Ижевск, 1967.

143. Подюков И. А. О методике обработки материалов для словаря терминов народной культурной традиции // Фольклорный текст-99 : Материалы научно-методического семинара / под ред. И. А. Подюкова ; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь : Изд-во ПГПУ, 2000. С. 57-62.

144. Подюков И. А., Хоробрых С. В., Антипов Д. А. Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья. Пермь : Перм. кн. из-во, 2004. 359 с.

145. Потанин Г. Н. У вотяков Елабужского уезда // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Т. III. 1880-1882. Казань : типография Императорского университета, 1884.

146. Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / Чтения в Императорском обществе истории древностей российских при Московском ун-те. 1865. Кн. 2. С. 1-84.

147. Потебня А. А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Варшава, 1883. Т. I. 278 с.

148. Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков : Б.И., 1914. 243 с.

149. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

150. Пчеловодова И. В. Удмуртская песенная лирика : от мотива к сюжету (рукопись монографии).

151. Реферовская Е. А. Лингвистические исследования структуры текста. М., 1983.

152. Риттих А. Ф. Материалы для этнографии России // Казанская губерния. Казань, 1870.

153. Рогачев В. И. Свадьба мордвы Поволжья : обряд и фольклор (историко-этнографические, мифологические, региональные и языковые аспекты) / науч. ред. : А. И. Брыжинский, Ф. И. Урманчеев. Саранск : Морд. кн. изд-во, 2004. 384с.

154. Русское устное народное творчество. Обрядовый фольклор : учеб. пособие / сост. Е. А. Шевченко. Сыктывкар : Изд-во СыктГУ, 2004. 94 с.

155. Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.

156. Рычков Н. П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 году. СПб. : при Императорской Академии Наук, 1770. 190 с.

157. Садова Т. С. Народная примета как текст и проблемы лингвистики фольклорного текста : дисс. . докт. филол. н. : 10.02.01. СПб., 2004. 373 с.

158. Семенов В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян. Ритуал и символ : учеб. пособие по спецкурсу. Сыктывкар, 1991. 80 с.

159. Семенова Л. И. Культура и быт современной удмуртской семьи. Ижевск, 1995.

160. Сидоров Е. В. Системное определение текста и некоторые проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы системной организации речи. М.,1987.

161. Сидорова М. Ю. Грамматика художественного текста. М., 2000.

162. Сий Э. Термины родства и свойства в удмуртском языке. Будапешт, 1998.

163. Синтаксис текста. М., 1979.

164. Сиротинина О. Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек Текст - Культура. Екатеринбург, 1994.

165. Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М. : Издательство «Индрик», 2006. Вып. 10. 560 с.

166. Слесарева М. Т. Сравнительная поэтика обрядовых песен восточных финно-угорских народов (свадебные жанры) : дис. канд. филол. наук; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М., 1983. 177 с.

167. Слесарева М. Т. Ритмические основы и звуковая организация стиха свадебных песен восточных финно-угров // Вопросы своеобразия жанров удмуртской литературы и фольклора. Ижевск, 1983. С. 26-46.

168. Слесарева М. Т. Метафорическая образность свадебной поэзии восточных финно-угров // Вопросы истории и поэтики удмуртской литературы и фольклора. Ижевск, 1984. С. 100-112.

169. Смирнов И. Н. Вотяки. Историко-этнографический очерк. Казань : Типография Императорского университета. Т. VIII. Вып. 2. 1890. 308 с.

170. Соколов Ю. М. Очередные задачи изучения русского фольклора // Художественный фольклор. М., 1926. Вып. 1. С. 9.

171. Стародубцева С. В. Русские свадебные обряды // Вестник удмуртского университета. 1999. № 3.

172. Степичева Т. С. Полифоническая организация текста современной былички как результат трансформации традиционного жанра.М, 2010. С. 44^6.

173. Суворова JI. Н. Текст как уровень языковой системы // Взаимодействие языковых структур в системе. Д., 1980. Вып. 4. С. 210— 219.

174. Судник Т. М. К описанию структуры одного белорусского (восточнополесского) заговора // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 184-192.

175. Султангареева Р. А. Жизнь человека в обряде. Уфа : Гилем, 2006. 343 с.

176. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов: избранные труды. М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. 296 с. (Этнографическая библиотека).

177. Сурхаско Ю. Ю. Карельская свадебная обрядность. Конец XIX -нач. XX вв. Л.: Наука, 1977. 237 с.

178. Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел: конец XIX -нач. XX в. Л.: Наука, 1985. 172 с.

179. Татарско-русский словарь: ок. 38 тыс. слов. М. : Советская энциклопедия, 1966. 863 с.

180. Тараканов И. В. Некоторые исторические сведения об удмуртах и удмуртском языке // Загуляева Б. Ш. Русско-удмуртский разговорник. Ижевск : Удмуртия, 1991. С. 260-264.

181. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Слово, 2008. 87 с.

182. Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы : Материалы Всероссийской научной конф. Часть I / УдГУ. Ижевск, 2001. 179 с.

183. Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: Материалы Всероссийской научной конф. Часть II / УдГУ. Ижевск, 2001. 162 с.

184. Толстая С. М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Славянский и балканский фольклор / Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М. : Наука, 1989. С. 215-229.

185. Толстая С. М. К понятию культурных кодов // Сборник статей к 60-летию Альберта Кашфуловича Байбурина. Studia Ethnologica АБ 60. Санкт-Петербург, 2007. С. 23-31.

186. Толстой Н. И. Из "грамматики" славянских обрядов // Типология культуры. Взаимное воздействие культур Ученые записки Тартуского гос. ун-та, вып. 576 (Труды по знаковым системам, т. 15). Тарту, 1982. С. 57-71.

187. Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. 34 с.

188. Топорков А. Д. Этнолингвистические исследования в области славистики в последнее десятилетие // СЭ. 1986. ЖЕ. С.137-140.

189. Топоров В. Н. Мост//Мифы народов мира. М., 1991. С. 176-177.

190. Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 496 с.

191. Тубалова И. В. Коммуникативные модели реализации полифонической рефлексии в разговорно-бытовом дискурсе // Картины русского мира: образы языка в дискурсах и текстах / под ред. 3. И. Резановой. Томск : ИДСК, 2009. С. 56-97.

192. Тураева 3. Я. Лингвистика текста. М., 1986.

193. Удмурты: историко-этнографические очерки / науч. ред. В. В. Пименов. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1993. С. 197-201.

194. Удмуртско-русский словарь: Ок. 50 тыс. слов / отв. ред. Л. Е. Кириллова. Ижевск, 2008.

195. Ушаков Г. А. Текст: закономерности его построения. Ижевск : Изд-во Удмуртского ИУУ, 1996. 40 с.

196. Федянович Т. П. Свадебный обряд русского сельского населения Удмуртской АССР // Вопросы этносоциологического изучения сельского населения. Ижевск, 1989.

197. Федянович Т. П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья. М., 1997.

198. Фукс А. А. Поездка к вотякам Казанской губернии // Казанские губернские ведомости. 1844. № 14-29.

199. Хализев В. Е. Текст // Введение в литературоведение. Литературное произведение : основные термины и понятия. М. : Высшая школа, 1999. С.405-415.

200. Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и казанских инородцах (1773 г.) // ИОАИЭ. Т. XIX. Вып. 5-6. Казань, 1904.

201. Харузин М. Н. Очерки юридического быта народностей Сарапульского уезда Вятской губернии // Юридический вестник. 1883. № 2.

202. Харузина В. Н. Вотяки // Народы России. Вып. X. М. : Типография Общества распространения полезных книг, 1898. 48 с.

203. Ходырева М. Г. Песни северных удмуртов. Вып. 1. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1996. 120 с. (Удмуртский фольклор).

204. Хомяков М. М. Эволюция вотского брака: Свадебный обряд Глазовских вотяков. Оттиск из «Известий общества археологии, истории и этнографии». Т. XXVII. Вып. IV. Казань, 1911. 18 с.

205. Храпченко М. Б. Текст и его свойства // Вопр. языкознания, 1985. № 2. С. 3-10.

206. Христолюбова Л. С. Из истории изучения семейных обрядов // Записки УдНИИ. Вып. 22. Ижевск, 1970. С.163-212.

207. Христолюбова Л. С. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления). Ижевск : Удмуртия, 1984. 128 с.

208. Христолюбова Л. С., Миннияхметова Т. Г., Тимирзянова Р. Г. Свадебные обряды удмуртов Башкирии // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1989. С. 85-103.

209. Христолюбова Л. С. Кыче но сюан овол // Советской Удмуртия. 1991. №215. 7 ноября. С. 4.

210. Христолюбова Л. С. Удмурты Башкортостана (история, культура, современность). Уфа, 1994. 58 с.

211. Христолюбова Л. С. Калык сямъёсты чакласа : Дышетскисьёслы краеведениея юрттэт. Ижевск : Удмуртия, 1995. 212 с.

212. Христолюбова Л. С. ЗАГС-ын гожтйськонлэн радыз // Кенеш. 2001. № 5-6. С. 93-95.

213. Чистов Н. В. Современные проблемы текстологии русского фольклора // Доклады V межд. съезда славистов. М., 1963. С. 46.

214. Чистов К. В. Поэтика славянского фольклорного текста: Коммуникативный аспект // История, культура, этнография и фольклорславянских народов : VIII Междунар. съезд славистов. Загреб—Лгобляна, сент. 1978 г.: Докл. сов. делегации. М., 1978.С. 302.

215. Чуракова Р. А. Удмуртские свадебные песни. Устинов : Удмуртия, 1986. 148 с.

216. Чуракова Р. А. Песни южных удмуртов. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. 160 с. (Удмуртский фольклор).

217. Шабес В. Я. Событие и текст. М., 1989.

218. Шестаков В. Глазовский уезд // Вестник Императорского русского географического общества. 1859. Кн. 26.

219. Шмидт 3. Й. «Текст» и «История» как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. М., 1978. С. 89-108.

220. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. 304 с.

221. Якобсон Р. О. Лингвистика в ее отношении к другим наукам // Избранные работы. М., 1985. С. 369-420.

222. Яковлев И. В. Из жизни пермских вотяков Гондырского края // ИОАИЭ. Т. 19. Вып. 3-4. Казань, 1903.

223. Яковлев И. В. Способ умыкания невест среди вотяков Елабужского уезда // Живая старина. 1913. № 22. С. 384-386.

224. Aminoff, T.G. Lyhyt silmaya itaisten suomensukuister kansain historian ennen heidan joutumistansa Wenajan wallan alle // Koitar, Savo-Karjalaisen osakunnan albumi. 1873. №2. Helsinki.

225. Buch, M. Die Wotjaken. Eine ethnologische Studie. Helsingfors, 1882.

226. Hamalainen, A. Mordvalaisten, tseremissien ja votjakkien kosinta ja haatavoista / MSFOu, vol. XXIX. 1913.

227. Hämäläinen, A. Beitrage zur Ethnographie der Ostfinnen // JSFOu, vol. XLIV, Helsinki, 1930. S. 1-160.

228. Levinton G.A. Some problems of meaning in folklore texts // Acta Ethno-graphica. 1974. N2-4. pp. 151-152.

229. Ruutel, I. Wedding traditions of the Isle of Kihnu roots and developments. Folk belief today. Tartu: Estonian Academy of sciences, 1995. pp. 377-405.

230. Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkacsi. Herausgegeben von D.R. Fuchs. Suomalais-Ugrilaisen Seuran Toimituksia, 102. Helsigissä,1952.

231. Wichmann, J. Wotjakische sprachproben. I, Helsingfors, 1893.

232. Wichmann, J. Wotjakischer Wortschatz. Bearbeitet von T.E. Uotila und M. Korhonen. Suomalais-Ugrilainen seura. Helsinki, 1987. 421 p.

233. Wichmann, J. Wotjakische sprachproben. II, Helsingfors, 1901.

234. Список использованных в работе архивных источников

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.