Улусная система Монгольской империи в памятниках письменности имперских центров чингизидских ханств и Древней Руси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Никитин, Александр Николаевич

  • Никитин, Александр Николаевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 514
Никитин, Александр Николаевич. Улусная система Монгольской империи в памятниках письменности имперских центров чингизидских ханств и Древней Руси: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2006. 514 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Никитин, Александр Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ.

Русско-ордынские отношения в отечественной науке.

Востоковедение - о специфике Монгольского государства.

Исторические концепции евразийства

Русь и Восток в работах современных источниковедов и искусствоведов

Зарубежная историография.

Источники: характеристика видового состава.

ГЛАВА II. УЛУСЫ И СОЙУРГАЛЫ.

ГЛАВА III. ОРДЫНСКИЕ ЦАРИ.

ГЛАВА IV. ЦАРЁВ УЛУС И КНЯЗЯ ОТЧИНА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Улусная система Монгольской империи в памятниках письменности имперских центров чингизидских ханств и Древней Руси»

Изучение государственности Московской Руси - одно из актуальных направлений в исторической науке1. «Отчина» Московского великокняжеского дома возникла во времена, когда в русских землях признавалась власть ордынских царей2. В связи с этим возникает вопрос о влиянии модели власти, зародившейся у монголов, на процесс формирования русской государственности. Ответить на данный вопрос можно лишь изучая улусную систему центров чингизидской имперской общности во главе с кааном: Монголии, Китая, Тибета и исламских регионов. Изучение взаимодействия форм собственности и власти в самой Монгольской империи позволяет, таким образом, исследовать типологические свойства государственности Московской Руси.

Предметом изучения в данной диссертации являются механизмы власти, благодаря которым различные подвластные территории и населяющие их народы превращаются в собственность правящего клана.

Объект исследования - улусная система Монгольской империи.

Данную работу необходимо предварить комментарием двух ключевых понятий: «государство» и «империя». Термин «государство» применительно к Монгольской империи вызывает споры. В науке существует мнение, что кочевники не могут создать государства3. Но подтверждается ли этот тезис сообщениями старомонгольских текстов? Обратимся к выводам Т.Д. Скрынниковой, известного специалиста - монголоведа. Они основаны на изучении «Юань-чао би-ши» («Сокровенного сказания монголов»)4, монгольской летописи 1240 г.

Т.Д. Скрынникова не нашла в средневековом монгольском обществе «трех признаков государственности»5: «принципа территориального деления»6; «установления постоянных податей и создания специального аппарата по их сбору»7 и «создания управленческого аппарата, публичной власти, отделенной от народа»8. Она сочла «невозможным использование термина "государство", поскольку в Монголии не прослеживаются основные его признаки, отличающие его от других форм социально-политической организации. <.> существенной чертой, позволяющей назвать монгольское общество сложным / суперсложным вождеством, является характер институтов власти, формировавшихся в соответствии с родоплеменной традицией из людей, принадлежавших к одному властному коническому клану, где большое значение имеет генеалогия, даже фиктивная»9.

Позволим себе не согласиться с мнением авторитетного специалиста. В «Сокровенном сказании» говорится о нунтуке10 (земельных владениях) семьи Сорган-Ширы, нойона Чингис-каана11. Угэдэй-каан (Окодай, Далай-хаган, Каан) (1228 /1229 - 1241 гг.), третий сын и наследник Чингиз-хана, повелел определить нунтуки и воды всего улуса - иргена12. «Nuntuq nuntuqlaulquya minqat minqadaca Nuntuucin ilqaju qarqaasu bolqu-yu»™? - «Для определения кочевий (нунтуков - А.Н.) пусть от каждой Тысячи выделяется нутукчин, не так ли»14? Наконец, в «Юань-чао би-ши» приводится указ Угэдэя: «Ярлык каана: с согласия старшего брата Чаадая (второго сына Чингиз-хана - А.Н.), с одобрения старшего брата Чаадая, со всего улуса всех сторон, от каждой тысячи, по ярлыку каана (Qaqano jarliq: Caadai-aqa-tur eyetuju, Caadai-aqa-da jobsiekdeju, burin ulusaca juk jukun, minqat minqadaca, Qaqan-no jarliqiyar), выделяют одну ярку или валуха, от каждой сотни выделяют одного двухгодовалого барана»15. Со времен Угэдэй-каана Великий Улус16, согласно «Сокровенному сказанию», обладал всеми чертами государственности, перечисленными Т.Д. Скрынниковой. Поэтому мы имеем все основания говорить о чингизидских государствах.

Что касается слова «империя», то, по нашему мнению, этот термин условен17. В данном исследовании им определяется самодостаточный универсум. Правитель имперского государства должен обладать всеми прерогативами, принадлежащими в той или иной культурной традиции верховному властителю.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с XII по XVI в., время возникновения улусной системы Монгольского ханства, трансформации этих отношений господства и подчинения в XIII - XIV вв. и создания новых систем власти и собственности в империях потомков подданных дома Чингиз-хана, Тимуридов и московских царей. В центре нашего внимания находятся формы собственности и власти, существовавшие в Монгольском государстве первой половины XIII в. и в «четырех улусах». Необходимым условием их изучения являются, в свою очередь, выявление предпосылок для создания общечингизидских улусных систем и ответ на вопрос о месте «наследия Чингисхана»18 в истории стран, завоеванных монголами.

Цель исследования - изучение механизмов формирования и существования улусной системы Монгольской империи, ее влияния на становление и формирование российской государственной традиции в эпоху господства Московской династии.

Задачи исследования диссертационной работы:

- проанализировать социокультурные механизмы образования конического клана у монголов добуддийских времен, факторы, способствовавшие установлению власти дома Есугей-багатура;

- исследовать формирование есугеидской системы улусов и сойургалов, трансформацию института сойургала во времена «четырех улусов», принципы разделов общего достояния, систему замещения должностей в чингизидских государствах;

- изучить идейные основания государственности центров Монгольской империи;

- проанализировать социокультурные основы власти Джучидов над русскими землями, православное учение о «батоге божьем», древнерусские представления о «правде» и «вере», восприятие власти ордынских царей в книжной культуре древней Руси;

- изучить развитие отношений власти и собственности в русской части Джучиева улуса.

Методологическую основу исследования составляет принцип историзма, согласно которому любое явление прошлого рассматривается в контексте его конкретно-исторического существования. Для решения поставленных задач используются сравнительно-исторический, системно-аналитический, историко-генетический, источниковедческий методы. Изучение памятников письменности базируется на осмыслении того факта, что вид исторических источников репрезентирует определенную форму человеческой деятельности. Совокупность этих форм деятельности, имеющих общее целеполагание, и составляет историю общества19.

В данной работе сравнение основывается на изучении памятников письменности имперских центров чингизидских ханств и древней Руси. Этот принцип обеспечивает «точность и корректность исторического метода»20.

Научная новизна работы состоит, во-первых, в том, что данная диссертация является первым обобщающим исследованием в области изучения монгольской, китайской, тибетской, иранско-хулагуидской, джучидско-исламской, древнерусской моделей власти и собственности XIII - XIV вв. как моделей развития различных цивилизаций.

Во-вторых, в работе определяется роль разнообразных социокультурных начал, обеспечивавших взаимопонимание между жителями центров чингизидских ханств, а, значит, и сосуществование «четырех улусов». К числу этих факторов относятся:

- монгольская модель династического государства, отношения господства и подчинения, основанные на тюрко-монгольских, тенгрианских, представлениях о жизненной силе;

- китайская теория династического правления;

- индо-буддийская концепция монархии во главе с чакравартином;

- теория правления государя и верховного ламы, впервые зафиксированная в тибетоязычных текстах;

- арабо-исламские идеи Халифата и султаната;

- концепция шахиншахской власти и представления о «поголовном рабстве» по отношению к властителю, возникшие в иранской культурной среде.

В третьих, изучение сообщений памятников письменности имперских центров чингизидских ханств и древней Руси позволило предложить новые подходы к изучению ряда проблем истории Монгольской империи. В число этих проблем входят:

- факторы установления власти Есугеидов;

- возникновение есугеидской системы улусов и сойургалов и ее трансформации во второй половине XIII -XIV вв.;

- история монгольского ханского дома, положение подданных этого правящего клана, механизмы функционирования чингизидских систем замещения должностей;

- восприятие ордынских царей в древнерусских текстах;

- формирование механизмов власти и собственности на северо-востоке Руси в джучидский период, сходство и различие отношений господства и подчинения, действовавших в русских землях ордынских времен и в центрах Монгольского государства первой половины XIII в. и «четырех улусов»;

- место джучидского периода в истории формирования российской государственности, создание империй потомков подданных Чингиз-хана и Чингизидов на Руси и в мусульманских регионах, составлявших в XIII - XIV вв. центры улусов Хулагу, Джучи и Чагатая.

Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, заключения, списка источников и литературы, а также двух приложений, в которых изучаются тенгрианские основы тюрко-монгольской государственности и идейные основы государственности имперских центров «четырех улусов». В первой главе даётся

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Никитин, Александр Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение сообщений памятников письменности имперских центров чингизидских ханств и древней Руси позволяет сделать следующие выводы. В XIII -XIV вв. ход политической истории пространства, завоеванного Чингиз-ханом и его родом, определялся, прежде всего, превращением есугеидского Монгольского государства в чингизидские «четыре улуса». В связи с этим, изучение улусной системы Монгольской империи началось в данной диссертации с анализа сообщений «Сокровенного сказания» о формировании борджигинских родов. В результате выяснилось, что непрерывный процесс образования новых кланов привел к выделению из обока Борджигин рода Есугей-багатура. В 1206 - 1207 гг. этот ханский дом стал коллективным собственником Монгольского улуса. С начала XIII в. до 1335 - 1368 гг. политическая история большей части Евразийского материка определялась переделами достояния Есугеидов, прежде всего - потомков Чингиз-хана.

При неизменности принципа собственности царственного дома на подвластные ханскому роду территории и население в чингизидских государствах существовали различные формы организации собственности и власти. Монголия первой половины XIII в., владения дома Хубилая, хулагуидский Иран, мусульманская часть улуса Джучи имели собственные системы власти и собственности. В этих регионах существовали свои модификации института сойургала, действовали свои принципы раздела достояния правящего клана, функционировали свои системы замещения должностей.

Улусные системы имперских центров владений каанов, Хулагуидов и Джучидов XIII - XIV вв. имели различные идейные основания. Представления о государстве, зафиксированные в старомонгольских текстах добуддийских времен, были результатом развития имперской традиции, существовавшей с III в. до Р.Х. Эта тюрко-монгольская имперская традиция имела тенгрианские основы: веру в Небо и Землю и в местных сверхъестественных существ; теорию божественного избранничества; учение о жизненной силе; учение о Высшем Законе; представление о космической иерархии, в состав которой входит и человечество; учение о пространстве и, наконец, идею всеобщего государства. В то же время, у самих монголов из улуса каана неотъемлемой составляющей представлений о верховной власти стали к XIV в. культурные начала индо-буддийского и китайского происхождения. В Китае правление Чингизидов узаконивалось концепцией власти хуанди. Потомки Чингиз-хана стали ргъялами Тибета. В мусульманской части Великого Улуса, а, затем, - улусов Хулагу и Джучи оформились имперские идеи, имевшие арабо-исламские (Халифат и султанат), иранские (концепция власти шахиншахов) и тюрко-монгольские компоненты. Мусульманские, индо-буддийские и китайские воззрения обеспечивали сосуществование «четырех улусов». Среди причин распада этой структуры выделяются пресечение единственно легитимной, согласно памятникам исламской письменности улуса Хулагу XIV в., династии иранских иль-ханов и, прежде всего, изгнание Чингизидов из Китая. В странах, завоёванных Чингиз-ханом и его потомками, продолжалось развитие самобытных культур.

Одним из примеров развития самобытной цивилизации под властью Чингизидов является Северо-Восточная Русь. В древнерусских текстах XIII - XVII в. актуальна идея ордынского царства, имеющая, по большей части, православные основы.

В ордынские времена между татарской властью и православной Русью существовал определенный антагонизм. Древнерусские тексты джучидского периода не дают оснований для вывода о наличии с XIII в. антимонгольского освободительного движения, принятого значительной частью отечественных историков. Но, согласно тем же источникам, жизнь государства, общего для татар и русских, определяется теорией «божьего попущения». Эта теория обосновывала татарское завоевание Руси. Оно состоялось по воле милосердного Бога, желающего спасти души православных. Но Господь всемогущ. По его воле Русь может освободиться от Орды. Вместе с тем, сообщения письменных источников не позволяют включать русско-ордынский антагонизм в число основных факторов, определивших формирование московской государственности.

Власть Джучидов над Русью основывалась не только на силе, но и, прежде всего, на праве. Ордынское царство является в древнерусских текстах династическим государством. При этом, большинство памятников идеи ордынского царства джучидских времён было создано в великое княжение Ивана III. Древнерусские тексты, повествующие о борьбе с нелегитимными правителями Орды, с князьями, отстранившими царей от управления, или с неприрожденными царями датируются, самое раннее, XV в. Формирование династической основы идеи государства, общего для татар и русских, завершилось после распада улуса Джучи и превращения московских князей в самостоятельных правителей. Уже не управляя Северо-Восточной и Северо-Западной Русью, ордынские цари ещё долго оставались высшими, по отношению к великим князьям Московским, правителями. При Иване III и при Василии III взаимоотношения Москвы с Крымом определяли связи Русского государства с внешним миром, в том числе и со странами Западной Европы. Эти факты позволяют раздвинуть рамки ордынского периода русской истории до начала 30-х гг. XVI в.

С XIII в. древнерусская государственность основывалась и на правовых началах тюрко-монгольского происхождения. В состав учения о «правде», бытовавшего на северо-востоке Руси в XIII -XVII в., вошли элементы тенгрианского Высшего Закона. Они регулируют отношения в государстве и в грамоте хана Мункэ-Тимура Киевской митрополии, и в сочинениях преподобного Иосифа Волоцкого и Ивана IV. Татарские цари обрели, среди прочего, прерогативы верховных правителей чингизидского мира. Согласно Комиссионному списку Новгородской I летописи, Батый обрел права на неограниченную власть после покорения всех народов. Автор этого сообщения руководствовался той же логикой, что и Абу-Са'ид Бахадур-хан из дома Хулагу.

Ордынское наследие сохраняло актуальность и во времена московских самодержцев. Показательно, что именно в эпоху Московского царства в древнерусских текстах появились сообщения о татарских властителях как об обладателях Великой Золотой Орды, одной из важнейших прерогатив глав дома Чингиз-хана.

Русские земли не пользовались особым положением среди стран, завоеванных монголами. Сохранение и развитие древнерусской культуры джучидских времен определялось принципами, общими для владений Золотого Рода. Наличие неесугеидских династий было нормой жизни и в имперских центрах чингизидских ханств. Некоторые потомки подданных рода Чингиз-хана постепенно обретали всю полноту верховной власти. Показательно, что потомки Ивана Калиты обрели все прерогативы верховных властителей практически одновременно с Тимуридами.

Джучидская улусная система распространилась и на Северо-Восточную, и на Северо-Западную Русь. Впоследствие отношения улусного типа были воспроизведены при русских царях. При выстраивании московской государственной иерархии учитывались отношения, установившиеся в ордынские времена.

Безусловно, к XVI в. в Московском государстве сложилась своя система власти и собственности. Сочинения Иосифа Волоцкого и Ивана IV свидетельствуют о том, что в Русском государстве необходимым условием существования отношений господства и подчинения было православие.

Но и это обстоятельство не дает оснований для противопоставления Руси имперским центрам чингизидских ханств. Имея тенгрианские истоки, улусная система обретала новые конфессиональные основы и у монголов улуса каана, и в хулагуидском Иране. В старомонгольских текстах из улуса каана юаньских времен верховенство наследников Хубилая обосновывается индо-буддийской концепцией власти чакравартинов. В «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина идеальным подданным Чингизидов может быть только мусульманин.

Таким образом, отчина Московского великокняжеского дома изначально была органичной частью единого в своем многообразии чингизидского мира. На протяжении трехсотлетнего периода, с XIII по XVI в., государственность улусного типа стала неотъемлемой частью культурного наследия Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. В конце концов, этот процесс привел к тому, что на месте Джучиева улуса образовалась новая империя - Россия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Никитин, Александр Николаевич, 2006 год

1. Источникиа) Опубликованные:

2. Абулгази. Родословное древо тюрков. Сочинение Абуль-Гази, Хивинского хана. Казань, 1906.

3. Автобиография Тимура. Богатырские сказания о Чингиз-хане и Аксак-Тимуре. М., 1934.

4. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV -начала XVI в. Т. 2. М., 1958.

5. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV -начала XVI в. Т. 3. М., 1964.

6. Аллами Абу-л-Фазл. Акбар-наме. Самара, 2003.

7. Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира. М., 2004.

8. Бабур Захириддин Мухаммед. Бабур-наме. Записки Бабура. Ташкент, 1993.

9. Cagan teueke «Белая история» - монгольский историко-правовой памятник XIII -XVI вв. Улан-Удэ, 2001.

10. Березин И.Н. Ханские ярлыки. Т. 1. Ярлык хана Золотой Орды Тохтамыша к польскому королю Ягайлу. 1392 -1395 годы. Казань, 1850.

11. Березин И.Н. Ханские ярлыки. Т. 2. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Сеадет-Гирея. Казань, 1851.

12. Березин И.Н. Шейбаниада. История монголо-тюрков на джагатайском диалекте с переводом, примечаниями и приложением, изданная И. Березиным. Казань, 1849.12. Библия. М., 2001.

13. Будон Ринчендуб. История буддизма. (Индия и Тибет). М., 1999.

14. Бюллетень общества востоковедов. Прил.1.: Лю Маоцай: Сведения о древних тюрках в китайских средневековых источниках. М., 2002.

15. Великие Минеи Четии. Сентябрь, дни 14-24. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1869.

16. Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию. М., 1958.

17. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись (Deb-ther sNgon-po): История буддизма в Тибете, VI-XV в. СПб., 2001.

18. Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции: Источниковедческое исследование. СПб., 2002.

19. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1846.

20. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV XVI вв. М.; Л., 1950.

21. ЕЛун-ли. История государства киданей. М., 1979.22. о. Иакинф. История первых четырех ханов из дома Чингисова. СПб., 1829.23. о. Иакинф. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. Ч. 1. М.; Л., 1950.

22. Иван Грозный. Послания. М.; Л., 1951.

23. Идея Рима в Москве XV XVI века. Источники по истории русской общественной мысли / Подг. русского текста Н.В. Синицыной, Я.Н. Щапова. Рим, 1993.

24. Из глубины столетий. Казань, 2000.

25. Иларион. Слово о законе и благодати. М., 1994.

26. Иосиф Волоцкий. Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959.

27. Казахско-русские отношения в XVI XVIII веках (Сборник документов и материалов). Алма-Ата, 1961.

28. Козин С А. Сокровенное сказание монголов. Анонимная монгольская хроника 1240 г. М.; Л., 1941.

29. Конфуций. Уроки мудрости. М.; Харьков, 1999.

30. Коран. Ростов-на-Дону, 1998.

31. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.

32. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание»). М., 1973.

33. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.; Л., 1951.

34. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л., 1959.

35. Мир Мухаммед Амин-и Бухари. Убайдулла-наме. Ташкент, 1957.

36. Мирза Мухаммад Хайдар. Та'рих-и рашиди. Ташкент, 1996.

37. Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. М., 1965.

38. Никитин Афанасий. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Л., 1986.

39. Пагсам-Джонсам: История и хронология Тибета. Новосибирск, 1991.42. арх. Палладий. Старинное китайское сказание о Чингисхане // Восточный сборник. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1872.

40. Памятники Куликовского цикла. М., 1998. \

41. Памятники литературы Древней Руси: XIII в. Т. 2. М., 1981.

42. Памятники литературы Древней Руси: XIV середина XV века. Т. 3. М., 1981.

43. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. Т. 4. М., 1984.

44. Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955.

45. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1979.

46. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993.

47. Пересветов И. Сочинения И. Пересветова. М ; Л., 1958.

48. Пин Да-я и Сюй Тин. «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тина // Проблемы востоковедения. 1960. № 5.

49. Плигузов А.И. Древнейший список краткого собрания ярлыков, данных ордынскими ханами русским митрополитам // Русский феодальный архив. Ч. 3. М., 1987.

50. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Л., 1926.

51. Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1962.

52. Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1997.

53. Полное собрание русских летописей. Т. 2. М., 1998.

54. Полное собрание русских летописей. Т. 3. СПб., 1841.

55. Полное собрание русских летописей. Т. 3. М., 2000.

56. Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. Пг., 1925.

57. Полное собрание русских летописей. Т. 6. СПб., 1851.

58. Полное собрание русских летописей. Т. 6. Вып. 1. М., 2000.

59. Полное собрание русских летописей. Т. 6 7. СПб., 1853.

60. Полное собрание русских летописей. Т. 9 -10. СПб., 1862.

61. Полное собрание русских летописей. Т. 9 -10. М., 1965.

62. Полное собрание русских летописей. Т. 10. М., 2000.

63. Полное собрание русских летописей. Т. 11. М., 2000.

64. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Вып. 1. М., 1922.

65. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Вып. 1. М., 1965.

66. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Вып. 1. М., 2000.

67. Полное собрание русских летописей. Т. 16. СПб., 1889.

68. Полное собрание русских летописей. Т. 18. СПб., 1913.

69. Полное собрание русских летописей. Т. 19. СПб., 1903.

70. Полное собрание русских летописей. Т. 19. М., 2000.

71. Полное собрание русских летописей. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910.

72. Полное собрание русских летописей. Т. 22. Ч. 1. СПб., 1911.

73. Полное собрание русских летописей. Т. 25. М.; Л., 1949.

74. Полное собрание русских летописей. Т. 27. М.; Л., 1962.

75. Полное собрание русских летописей. Т. 30. М., 1965.

76. Полное собрание русских летописей. Т. 31. М., 1968.

77. Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978.

78. Полное собрание русских летописей. Т. 36. М., 1987.

79. Полное собрание русских летописей. Т. 39. М., 1994.

80. Пономарев А.И. Поправки к чтению «Надписи Тимура» // Советское востоковедение. 1945. Вып. 3.

81. Поппе Н.Н. Золотоордынская рукопись на бересте. М.; Л., 1941.

82. Поппе Н.Н. Квадратная письменность. М.; Л., 1941.

83. Поппе Н.Н. Монгольский словарь мукаддимат ал-адаб. Ч. 1 -2. М.; Л., 1938.

84. Правда Русская. Т. 1: Тексты. М.; Л., 1940.

85. Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916.

86. Путешествия в восточные страны. М., 1997.

87. Разрядная книга 1475 -1598 гг. М., 1966.

88. Рашид-ад-дин. Огуз-наме. Баку, 1991.

89. Рашид-ад-дин. Переписка. М., 1971.

90. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.; Л., 1952.

91. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. М.; Л., 1952.

92. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 2. М.; Л., 1960.

93. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. М.; Л., 1946.

94. Россия начала XVII века = La Russie au debut du XVII s.: Записки капитана Маржерета. M., 1982.

95. Савельев П.С. Монеты джучидские, джагатайские, джелаиридские и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша // Записки императорского археологического общества. Т. 12. Вып. 1. СПб., 1858.

96. Серебрянский Н.С. Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты). М., 1915.

97. Симони П.К. Памятники старинной русской лексикографии по русским рукописям XIII-XVIII столетий, собранные Павлом Симони. Вып. 3. Половецкий и татарский словарики. Речи тонкословия греческого. СПб., 1908.

98. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной Коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813.

99. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной Коллегии иностранных дел. Ч. 2. М., 1819.

100. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.

101. Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 года. Элиста, 1990.

102. Тибетская летопись. Светлое зерцало царских родословных. Л., 1961.

103. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1.СП6., 1884.

104. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М.;Л., 1941.

105. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992.

106. Френ X Д. Монеты ханов улуса Джучиева или Золотой Орды. СПб., 1832.

107. Чжао Хун. Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). М., 1975.

108. Шара Туджи. Монгольская летопись XVII века. М.; Л., 1957.

109. Щербак A.M. Огуз-наме Мухаббат-наме. Памятники древнеуйгурской и староузбекской письменности. М., 1959.

110. Cleaves F.W. The Lingji of Arug of 1340 II Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 25. Harvard Yenching institute. Cambridge 38, Massachusets, U.S.A. 1964 -1965.

111. Cleaves F.W. The Sino-Mongolian inscription of 1338 in Memory of Jiguentei II Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 14. № 1 2. Cambridge 38, Massachusets, U.S.A. 1951.

112. Juvaini, 'Ala-ad-din 'Ata Malik. The History of the World-Conqueror by 'Ala-ad-din 'Ata Malik Juvaini. Vol. 1. Manchester, 1958.

113. Juvaini, 'Ala-ad-din 'Ata Malik. The History of the World-Conqueror by 'Ala-ad-din 'Ata Malik Juvaini. Vol. 2. Manchester, 1958.

114. Mostaert A., Cleaves F.W. Les Letters de 1289 et 1305 des ilkhan Argun et Oljeitue a Philippe le Bel. Cambridge, Massachusets University Press, 1962.

115. RadloffW.W. Uigurische Sprachdenkmaeler. L., 1929.

116. Sagaster K. Die Weisse Geschichte (cagan teueke): Eine mongolische Quelle zur Lehre von den beiden Ordnungen, Religion und Kommentiert von K. Sagaster// Asiatische Forschungen. B. 41. Wiesbaden, 1976.

117. Zajaczkowski A. Najstarsza wersja turecka Husraev u Sirin Qutba. Czesc I. Tekst. Warszawa, 1958.б) Архивные:

118. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Ф. 178. Музейное собрание.123. №1817.124. №9375.

119. Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

120. Ф.181. Рукописное собрание МГАМИД.125. Оп.1.Ед.хр. 617/1127.

121. Ф.188. Рукописное собрание РГАДА.126. Оп.1. Ед.хр. 13.127. Оп.1. Ед.хр. 790.1.. Литература

122. А было ли иго? // Родина. 1997. № 3 4.

123. Александр Невский: Сборник. М., 1998.

124. Алпатов В.М., Бойкова Е.В., Васильев Д Д. От редколлегии // Altaica I. Сборник статей и материалов. М., 1997.

125. Альтернативные пути к цивилизации / Под ред. Н.Н. Крадина и др. М., 2000.

126. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности //Живая старина. 1896. Вып. 3-4.

127. Арсланова А А. Источниковедение истории Джучиева улуса // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 1999. № 4. Июль август.

128. Базилевич К.В. Ярлык Ахмед-хана Ивану III // Вестник Московского Университета. 1948. № 1.

129. БанзаровД. Собрание сочинений. М.р 1955.

130. Бартольд В.В. Мусульманский мир. Пг., 1918.

131. Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М., 2002.

132. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 4. М., 1966.

133. Белозеров И.В. Русские митрополиты и ханы Золотой Орды: система отношений // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. № 3.

134. Бернштам А.Н. Происхождение тюрок // Проблемы истории докапиталистического общества. 1935. № 5 6.

135. Бира Ш. Монгольская историография (XIII -XVII вв.). М., 1978.

136. Бойл Дж.Э. Посмертный титул Бату-хана // Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и её наследие. М., 2002.

137. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. М.р 1998.

138. Бородихин А.Ю. Цикл повестей о нашествии Батыя в летописях и летописно-хронографических сводах XIV-XVIIbb/ Диссертация . канд. филолог, наук. Рукопись. Новосибирск, 1989.

139. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1947.

140. Васильев ДД, Горелик М.В., Кляшторный С.Г. Формирование имперских культур в государствах, созданных кочевниками // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993.

141. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 1. СПб., 1863.

142. Вернадский Г.В. Древняя Русь. М.;Тверь, 2000.

143. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М.; Тверь, 1997.

144. Веселовский Н.И. Золотая Орда // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. 12а. Земпер-Имидокислоты. СПб., 1894.

145. Веселовский Н.И. Рецензия на книгу МД. Приселкова «Ханские ярлыки русским митрополитам» //Журнал Министерства народного просвещения. 1917 г. № 3-4. Пг., 1917.

146. Веселовский С.Б. Духовное завещание царя Ивана 1572 г. // Исследования по истории опричнины. М., 1963.

147. Веселовский С.Б. Начало опричнины. Л., 1966.

148. Веселовский С.Б. Опричнина и последние удельные княжения на Руси // Исторические записки. Т. 76.1965.

149. Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947.

150. Викторова Л.Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. М., 1980.

151. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.

152. Владимирцов Б Я. Работы по истории и этнографии тюркских и монгольских народов. М., 2002.

153. Владимирцов Б Я. Чингис-хан. Горно-Алтайск, 1992.

154. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан. Элиста, 1999.

155. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.

156. Галданова Г.Р. Семантика архаичных обрядов свадьбы у тюрко-монголов // Традиционная обрядность тюрко-монгольских народов. Новосибирск, 1992.

157. Гальперин Ч. Вымышленное родство // Родина. 2003. № 12.

158. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 2: Период второй, московский, от нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Ч. 1. М., 1997.

159. Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе (XIII сер. XX в.). М., 1988.

160. Гольман М.И. Монголоведение на Западе (центры, кадры, общества). 50-е -90-е гг. XX в. М„ 2004.

161. Гонгор Д. К вопросу о формировании халхасской народности. Т. 1. Улан-Батор, 1973.

162. Горский А.А. «Здесь конец нашему рабству»//Родина. 2003. № 11.

163. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

164. Горский А.А. О происхождении «холопства» московской знати // Отечественная история. 2003. № 3.

165. Горский А А. Представление о «царе» и «царстве» в средневековой Руси (до середины XVI века) // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999.

166. Гребенюк В.П. Борьба с ордынскими завоевателями после Куликовской битвы и ее отражение в памятниках литературы первой половины XV века // Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980.

167. Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997.

168. Гребенюк В.П. «Повесть о Темир-Аксаке» и ее литературная судьба в XVI -XVII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII XVIII вв.). М., 1971.

169. Гребенюк В.П. Святитель и князь: К вопросу о роли митрополита Киприана и великого князя Василия Дмитриевича в событиях 1395 г. // Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом) РАН. Т. 50. СПб., 1997.

170. Греков Б Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., 1998.

171. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV XV вв.). М., 1975.

172. Григорьев А.П. Время написания «ярлыка» Ахмата // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 10. Л., 1987.

173. Григорьев А.П. Жалованная грамота Тайдулы от 1351 г.: Реконструкция содержания // Вестник Ленинградского университета. 1991. Серия 2. История. Языкознание. Литературоведение. Вып. 3.

174. Григорьев А.П. Конкретные формуляры чингизидских жалованных грамот // Тюркологический сборник. 1974. М., 1978.

175. Григорьев А П. Монгольская дипломатика XIII XV вв. (Чингизидские жалованные грамоты). Л., 1978.

176. Григорьев А.П. Проезжая грамота Тайдулы от 1347г.: Реконструкция содержания // Вестник Ленинградского университета. 1991. Серия 2. История. Языкознание. Литературоведение. Вып. 3.

177. Григорьев А.П. Ярлык Бердибека от 1357 г. митрополиту Алексею (Реконструкция содержания) // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 17. СПб., 1997.

178. Григорьев А.П. «Ярлык Едигея»: анализ текста и реконструкция содержания // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 11. Л., 1988.

179. Григорьев А П. Ярлык Менгу-Тимура: реконструкция содержания // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 12. Л., 1990.

180. Григорьев А.П. Ярлык Мухаммеда Бюлека от 1379 г. митрополиту Михаилу // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 19. СПб., 2000.

181. Григорьев В.В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. Историко-филологическое исследование. СПб., 1842.

182. Груссе Р. Чингисхан: Покоритель Вселенной. М., 2000.

183. Гудзий Н.К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского // ИОЛЯ. 1952. Т. 2. Вып. 5.

184. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Кн. 1. М., 1999.

185. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Кн. 2. М., 1999.

186. Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М., 1996.

187. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

188. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1997.

189. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1997.

190. Гумилев Л.Н. Хунну. СПб., 1993.

191. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой Степи. М., 1994.

192. Далай Чулууны. Монголия в XIII-XIV веках. М., 1983.

193. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII -XIV вв.): Курс лекций. М., 2001.

194. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII -XIVbb. М., 1985.

195. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

196. Жучкова И.Л. «Повесть о Темир-Аксаке» в составе летописных сводов XV -XVI вв. (редакция Б) // Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984.

197. Жучкова И.Л. «Повесть о Темир-Аксаке» Типографской летописи (К вопросу о первоначальных редакциях произведения) // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988.

198. Зайцев И.В. Алкоголь в Золотой Орде и Крымском ханстве (XIV-XVIII вв.) // Orientalistica luvenile. Сборник работ молодых сотрудников и аспирантов. II. М., 2001.

199. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI XVI вв.). Л., 1987.

200. Зимин А А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958.

201. Зимин А.А. И.С. Пересветов и русские вольнодумцы XVI века // Вопросы религии и атеизма. 1955. № 3.

202. Зимин А А. Краткое и пространное собрания ханских ярлыков, выданных русским митрополитам //Археографический ежегодник за 1961 г. М., 1962.

203. Зимин А А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV XV вв. // Проблемы источниковедения. Вып. 6. М., 1958.

204. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. М., 1985.212. о. Иакинф. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. Т. 1. СПб., 1828.213. о. Иакинф. Записки о Монголии, сочинённые монахом Иакинфом. Т. 2. СПб., 1828.

205. Иванин М.И. О военном искусстве татар при Чингисхане и Тамерлане. Алма-Ата, 1998.

206. Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223 1556: Материалы международного научного семинара, 23 - 26 июня 1998 г.. Казань, 2002.

207. Кадырбаев А.Ш. Материалы «Юань Ши» о тюркских правителях Китая (1308 -1333) // Восточный архив. 2001. № 6 7.

208. Кадырбаев А.Ш. Тюрки Великой Степи в правящей элите Юаньской империи при Хубилай-хане. 1260 1294 (По материалам «Юань Ши») // Восточный архив. 2000. № 4 - 5.

209. Калугин В.В. «Православное истинное христианское самодержавие» Ивана Грозного (Харизматическое понимание царской власти в русской литературе XVI в.) // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997.

210. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001.

211. Капеллер А. «Россия многонациональная империя»: некоторые размышления восемь лет спустя после публикации книги // Ab imperio. 2000. № 1.

212. Каравашкин А.В. Московская Русь и «Ромейское царство» // Россия XXI. 1999. № 3.

213. Каравашкин А В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000.

214. Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. М., 2003.

215. Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. После науки: о приемах гуманитарной идеологии // Россия XXI. 2003. № 1.

216. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1987.

217. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.

218. Каргалов В.В. «На границах стоять крепко»! Великая Русь и Дикое Поле. Противостояние XIII-XVIII вв. М., 1998.

219. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М., 1991.

220. Каспийский транзит. Т. 1 //Арабески истории. Вып. 5. М., 1996.

221. Каспийский транзит. Т. 2 //Арабески истории. Вып. 6. М., 1996.

222. Каштанов С.М. К изучению формуляра великокняжеских духовных грамот конца XIV начала XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 11. Л., 1979.

223. Киселев С.В. Древние города Монголии // Советская археология. 1957. № 2.

224. Клибанов А.И. «Правда» Фёдора Карпова // Общество и государство в феодальной России. М., 1975.

225. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV первой половине XVI вв. М., 1960.

226. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998.

227. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV— XVI вв. М„ 2001.

228. Ключевский В.О. Боярская дума Древней Руси. Добрые люди Древней Руси. М., 1902.

229. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.

230. Ключевский В.О. Русская история. Кн. 1. М., 1994.

231. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. СПб., 1994.

232. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1987.

233. Кобрин В.Б. Землевладельческие права княжат в XV первой трети XVI века и процесс централизации // История СССР. 1981. № 4.

234. Коллман Н. Соединённые честью. Государство и общество в России раннего нового времени. М., 2001.

235. Колобанов В А. К вопросу о датировке первого «Слова» Серапиона Владимирского // Ученые записки Владимирского педагогического института. 1958. Вып. 4.

236. Крадин Н.Н. Империя Хунну. М., 2002.

237. Крадин Н.Н. Кочевые империи: генезис, расцвет, упадок // Восток. Афроазиатские общества. История и современность. 2001. № 15.

238. Крамаровский М.Г. Великая Орда Златая // Родина. 2003. № 11.

239. Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001.

240. Кривошеее Ю.В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XIII-XIV вв. СПб., 2003.

241. Кривошеее Ю.В., Соколов Р.А. Русская церковь и ордынские власти (вторая половина XIII первая четверть XIV в.) // Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и её наследие. М., 2002.

242. Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском: Историко-текстологическое исследование. М., 1974.

243. Кучкин В.А. Последнее завещание Дмитрия Донского // Средневековая Русь. Ч. 3. М., 2001.

244. Кычанов Е.И. «История династии Юань» («Юань Ши») о Золотой Орде // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 19. СПб., 2000.

245. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997.

246. Кычанов Е.И. Сведения «Юань Ши» о завоевании Руси монголами // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 18. СПб., 1999.

247. Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов. М., 1975.

248. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.

249. Лихачев Н.П. Разрядные дьяки XVI в. СПб., 1898.

250. Лисейцев Д.В. Столетие выбора: российская государственная идеология XVII века // Россия XXI. 2003. № 3.

251. Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая (Избранное). СПб., 1997.

252. ЛызловА.И. Скифская история. М., 1990.

253. Лэмб Г. Чингисхан. Властелин мира. М., 2003.

254. Мазуров А.Б. Утверждались ли духовные грамоты Ивана Калиты в Орде? // Вопросы истории. 1995. № 9.

255. Мещерский Н А Избранные статьи. СПб., 1995.

256. Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2-е, дополненное. Т. 1. М., 1999.

257. Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России. Избранное. М., 1996.

258. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. М., 1997.

259. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1. Население, государственный и сословный строй. СПб., 1896.

260. Муравьев В.А. Теории феодализма в России в русской буржуазной историографии XIX- начала XX в.: Автореф. канд. дис. М., 1969.

261. Мухамедьяров Ш.Ф. Э.С. Кульпин. Золотая Орда (Проблемы генезиса Российского государства). М.: «Московский лицей», 1998. 240 с. (Социоестественная история. Вып. XI) II Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1999. № 4. Июль август.

262. На стыке континентов и цивилизаций. (из опыта образования и распада империй X XVI вв.) М., 1996.

263. Нагель Т. Тимур-завоеватель и исламский мир позднего средневековья. Ростов на - Дону, 1997.

264. Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940.

265. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства: Историко-географическое исследование. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. СПб., 2002.

266. Наумов П.А. Об отношениях российских князей к монгольским и татарским ханам от 1224 по 1480 год. СПб., 1823.

267. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.

268. Ням-Осор Намсрайн. Монгольское государство и государственность в XIII -XIV вв. Улан-Удэ, 2003.

269. Очерки истории распространения исламской цивилизации. В двух томах. Т. 2: Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского Халифата (середина XIII середина XVI в.). М., 2002.

270. Очерки истории СССР: Период феодализма IX XV вв.: В 2 ч. М., 1953. Ч. 1: IX-XIII вв.

271. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988.

272. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. М., 1971.

273. Петров А.Е. «Свеча загорелась сама собой». // Родина. 2003. № 12.

274. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000.

275. Петрушевский И.П. К истории института сойургала // Советское востоковедение. 1949. № 6.

276. Петухов Е.В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб., 1888.

277. Плигузов А.И., Хорошкевич А.Л. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII XV вв. (по материалам краткого собрания ханских ярлыков русским митрополитам) // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.

278. Покровский М.Н. Избранные произведения. Кн. 1. М., 1965.

279. Полевой Н.А. История русского народа. Историческая энциклопедия. В трех томах. Т. 2. М., 1997.

280. Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. М.,1997.

281. Пустыня Тартари // Арабески истории. Вып. 2. М., 1995.

282. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы. Самара, 1999.

283. Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика. М., 1995.

284. Романив В.Я. Бату-хан и «центральное монгольское правительство»: от противостояния к соправительству //Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и ее наследие. М., 2002.

285. Рудаков В.Н. Отображение монголо-татар в древнерусской литературе середины XIII XV в.: Эволюция представлений, сюжетов и образов / Дисс. . канд. филолог, наук. Рукопись. М., 1999.

286. Румянцева М.Ф. Компаративное источниковедение // Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва, 29-31 января 1996 г. М., 1996.

287. Русский разлив. Т. 2 // Арабески истории. Вып. 4. М., 1996.

288. Рыкин П.О. Создание монгольской идентичности: термин «монгол» в эпоху Чингисхана // Вестник Евразии. Acta Eurasica. 2002. №1(16).

289. Рязановский В.А. Монгольское право. Харбин, 1931.

290. Рязановский В.А. Монгольское право и сравнительное правоведение. Известия Харбинского юридического факультета. Т. 7.1929.

291. Рязановский В.А. Обычное право монгольских племен. Т. 1. Харбин, 1924.

292. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.

293. Сакетти А.Л., Сальников Ю.Ф. О взглядах И.С. Пересветова // Вопросы истории. 1957. № 1.

294. Сергеевич В.И. Русские юридические древности. Т. 1. СПб., 1890.

295. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия, XVI начало XX века. Новосибирск, 1998.

296. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997.

297. Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Вып. 10. М., 2001.

298. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.,1989.

299. Социальная структура ранних кочевников Евразии. Коллективная монография / Под ред. Н.Н. Крадина, А А. Тишкина, А.В. Харинского. Иркутск, 2005.

300. Сочнев Ю.В. Русская церковь и Золотая Орда / Диссертация. канд. ист. наук. Рукопись. М., 1992.

301. Султанов Т.И. Род Шибана, сына Джучи: Место династии в политической истории Евразии //Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и ее наследие. М., 2002.

302. Суни Р. Империя как она есть: имперская Россия, «национальное» самосознание и теория империи //Ab imperio. 2001. № 1 2.

303. Сухбаатар Г. К вопросу об этногенезе монголов // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор, 1974.

304. Схиммелпенник ван дер Ойе Д. Идеологии империи в России имперского периода // Ab imperio. 2001. № 1 2.

305. Сычев Л.П. Об иконографии Чингис-хана и его преемников // Народы Азии и Африки. 1968. №6.

306. Сэр-Оджав Н. Древняя история Монголии (XIV в. до н.э. -XII в. н.э.): Автореф. дис. д-ра ист. наук. Новосибирск, 1971.317. Тамерлан. М., 2003.

307. Таскин B.C. О титулах шаньюй и каган // Mongolica. Памяти академика Бориса Яковлевича Владимирцова, 1884-1931. М., 1986.

308. Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.

309. Татищев В.Н. История Российская. Т. 4. М.; Л., 1964.

310. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.

311. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. Средневековая Россия на международных торговых путях XIV XV вв. М.,1999.

312. Толстое С.П. Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах // Основные проблемы генезиса и развития феодализма. Л., 1934.

313. Толстое С.П. К истории древнетюркской социальной терминологии // Вестник древней истории. 1938. №1-2.

314. Трепавлов В.В. Белый падишах // Родина. 2003. № 12.

315. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблема исторической преемственности. М., 1993.

316. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.

317. УолкерС.С. Чингиз-хан. Ростов-на-Дону, 1998.

318. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV-XVI вв. Казань, 1979.

319. Усманов М.А. Насколько применима европейская концепция «империи» к тому, что удалось создать Чингисхану. От Орды к России: круглый стол // Ab imperio. 2002. №1.

320. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. М., 1996.

321. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

322. Феномен восточного деспотизма: Структура управления и власти. М., 1993.

323. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

324. Фёдоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси: (Москва в борьбе за независимое и централизованное государство). М., 1981.

325. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973.

326. Филлипс Э.Д. Монголы. Основатели империи Великих ханов. М., 2003.

327. Хазанов A.M. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975.

328. ХоангМ. Чингисхан. Ростов на-Дону, 1997.

329. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: От союза к противостоянию. Конец XV начало XVI вв. М., 2001.

330. Хоскинг Д. Может ли Россия стать национальным государством? // Ab imperio. 2000. № 1.

331. Хоскинг Д. Россия и русские: в 2 кн. Кн. 1. М., 2003.

332. Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. М., 2004.

333. Цивилизации. Вып. 3. М., 1995.

334. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI -XVII вв. М., 1978.

335. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV -XV веках. М., 1960.

336. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV -XV веков. Т. 1. М.р 1948.

337. Чечель И.Д. Исторические представления советского общества эпохи перестройки //Образы историографии: Сборник статей. М., 2000.

338. Шахматов А А. Общерусские летописные своды XV XVI вв. // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. Ноябрь.

339. Юрганов А.Л. Из истории табуированной лексики: Что такое «блядь» и кто такой «блядин сын» в культуре русского Средневековья // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000.

340. Юрганов А Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.

341. Юрганов А.Л. О дате написания завещания Ивана Грозного // Отечественная история. 1993. № 6.

342. Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // Отечественная история. 1996. № 3.

343. Юрганов А.Л., Данилевский И.Н. «Правда» и «вера» русского средневековья // Одиссей: Человек в истории: Культурная история социального. 1997. Мм 1998.

344. Юрченко А.Г. «Ты уже наш, татарин»! // Родина. 2003. №11.

345. Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Известия Государственной академии истории материальной культуры. Т. 6. Вып. 2. Л., 1930.

346. Armstrong J.A. Nations before nationalism. Chapel Hill, 1982.

347. Bretschneider E. Mediaeval Researches from Eastern asiatic Sources. Fragments towards the knowledge of the geogrphy and history of Central and Western Asia from the 13th to the 17th century. Vol. I. London, 1910.

348. Bretschneider E. Mediaeval Researches from Eastern asiatic Sources. Fragments towards the knowledge of the geogrphy and history of Central and Western Asia from the 13th to the 17th century. Vol. II. London, 1910.

349. The Cambridge history of China. Vol. 6. Alien regimes and border states. Cambridge, 1994.

350. Carneiro R. The Calusa and the Powhatan, Native Chiefdoms of North America // Reviews of Anthropology. 1992. 21 (1).

351. Cooper F., Stoler A.L. Tensions of Empire: Colonial Cultures in a Bourgeois World. Berkley, Los Angeles, 1997.

352. Doyle M.W. Empires. Ithaca, 1986.

353. EbbinghausA. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990.

354. Ebbinghaus A. Reception and Ideology in the Literature of Moscovite Rus // Culture and Identity in Moscovy, 1359 -1584. UCLA Slavic Studies. Moscow, 1997.

355. Eisenstadt S.N. The political systems of empires. The rise and fall of the historical buraeucratic societies. London, 1963.

356. Endicott-West E. Mongolian Rule in China: local administration in the Yuean Dynasty. Cambridge (Massachusets) London, 1989.

357. Franke H. China under Mongol Rule. Variorum, 1994.

358. Franke H. Europa in der ostasiatischen Geschichtsschreibung des 13. und 14. Jahrhunderts // Saeculum. 1951. № 2.

359. Franke O. Geschichte des Chinesischen Reiches. Eine Darstellung seiner entstehung seines wesens und seiner entwicklung bis zur neuesten Zeit. Bd. 4. Berlin, 1948.

360. Golden P. Turcic Caiques in Medieval Easten Slavic // Turks, Hungarians and Kipchaks. V. 8. Harvard, 1984.

361. Halperin Ch.J. The Tatar Yoke. Columbus (Ohio), 1986.

362. Hess J.J. Die Bedeutung des Namens derTuerken // Der Islam. 1919. IX.

363. Johnson A., Earle T. The Evolution of Human Societes. From Foraging Group to Agrarian State. Stanford (Cal.): Stanford Univ. Press., 1987.

364. Khasanov A.M. Nomads and the Outside World. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1984.

365. Lieven D. Empire: The Russian Empire and its Rivals. London, 2000.

366. Marx K. Secret diplomatic history of the Eighteenth century. London, 1899.

367. Miller D. How the Mother of God Saved Moscow from Timur the Lame's Invasion in 1395//Forschungen zur osteuropaeischen Geschichte. Bd. 50 (1995).

368. Munkasi B. Die Bedeutung des Namens derTuerken // Kgs Al. 1.

369. Nemeth J. Der Volksname Tuerk // Kgs A. II. 4.

370. Pagden A. Lords of all the world: Ideologies of Empire in Spain, Britain and France c. 1500 c. 1800. New Haven; London: Yale univ. press, 1995.

371. Roux J.-P. La religion des Turcs et des Mongols. P.,1984.

372. Said E.W. Culture and Imperialism. New York, 1993.

373. Said E.W. Orientalism. New York, 1978.

374. Schmieder F. Europa und die Fremden. Die Mongolen in Urteil des Abendlandes vom 13. bis das 15. Jh. Sigmaringen, 1994.

375. Schumpeter J.A. The Sociology of Imperialismus // Imperialism and Social Classes. Fairfield, NJ, 1989.

376. Service E. Origins of the State and Civilisation. New York, 1975.

377. Service E. Primitive Social Organization. New York, 1971.

378. Shakabpa W.D. Tsepon. Tibet, a political history. New Haven, London, 1967.

379. Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Russland. 1223 1502. Leipzig, 1943.

380. Spuler B. Die Mongolen in Iran: Politik, Verwaltung und Kultur der llchanzeit. 1220 -1350. Berlin, 1955.

381. Vodoff W. Remarques sur la valeur du terme «tsar» applique aux princes russes avant le milieu du XVe siecle // Oxford Slavonic Papers. New series. Oxford, 1978. Vol. 11.

382. I. Справочные и информационные издания

383. Грант М. Римские императоры: Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н.э. -476 г. н.э. М., 1998.

384. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. А К. М., 1994.

385. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. К Я. М., 1994.

386. Наджип Э.Н. Историко-сравнительный словарь тюркских языков XIV века. На материале «Хосрау и Ширин» Кутба. Кн. 1. М., 1979.

387. Рыжов К.В. Все монархи мира. Древний Восток. М., 2001.

388. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV -XVI вв.). Ч. 1.А-К. Л., 1988.

389. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV -XVI вв.). Ч. 2. Л-Я. Л., 1989.

390. Словарь русского языка XI -XVII вв. Вып. 1 (А Б). М., 1975.

391. Словарь русского языка XI XVII вв. Вып. 5. М., 1978.

392. Словарь русского языка XI -XVII вв. Вып. 23 (Съ одымка). М., 1996.

393. Фазылов Э.И. Староузбекский язык. Хорезмийские памятники XIV в. Т. 1. Ташкент, 1966.

394. Фазылов Э.И. Староузбекский язык. Хорезмийские памятники XIV в. Т. 2. Ташкент, 1970.

395. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г. М., 1998.

396. Эскин Ю.М. Местничество в России XVI -XVII вв.: Хронологический реестр. М., 1994.

397. Hucker Ch. О. A dictionary of official titles in imperial China. Stanford Univ. Press., 1985.

398. Wamberi G. Etimologisches Woerterbuch der Turko-Tatarischen Sprachen. Leipzig, 1878.1.. Учебная литература

399. Батманов И.А. Краткое введение в изучение киргизского языка. Фрунзе, 1947.

400. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учеб. по спец. «История». М., 1998.

401. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.В., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие. М., 1998.

402. История средних веков / Сост. М.М. Стасюлевич. М.; СПб., 1999.

403. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси: учебник для вузов. М., 1996.

404. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.

405. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002.

406. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории: В 4 т. Т. 1: Возникновение и образование Русского государства. СПб., 2000.

407. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. На правах рукописи

408. НИКИТИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

409. УЛУСНАЯ СИСТЕМА МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ В ПАМЯТНИКАХ ПИСЬМЕННОСТИ ИМПЕРСКИХ ЦЕНТРОВ ЧИНГИЗИДСКИХ ХАНСТВ И ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.