Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья: конец XX - начало XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Лабутина, Наталья Вячеславовна

  • Лабутина, Наталья Вячеславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 259
Лабутина, Наталья Вячеславовна. Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья: конец XX - начало XXI веков: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Улан-Удэ. 2007. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лабутина, Наталья Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Устная несказочная проза в системе жанров казачьего фольклора.

ГЛАВА II. Предания о заселении и освоении края, образовании казачьих станиц.

ГЛАВА III. Предания и устные рассказы забайкальских казаков о «старой» казачьей жизни.

3.1. - // - о Забайкальском казачьем войске.

3.2. - // - о станичной жизни и быте.

3.3. - //- о свадьбе забайкальских казаков.

3.3.1.традиционный свадебный обряд и свадебная поэзия Шарагол.

3.4.- // - о взаимоотношениях забайкальских казаков с бурятами, монголами.

3.5. устные рассказы забайкальских казаков о календарных праздниках (конец XX - начало XXI вв.) . 8S

ГЛАВА IV. Предания и устные рассказы забайкальских казаков о гражданской войне.

ГЛАВА V. Мифологические рассказы забайкальских казаков в конце XX начале XXI вв.

5.1-//- о людях, обладающих сверхъестественными способностями.

5.2.-//- о домовом.

5.3.- // - о птицах - вестниках судьбы.

5.4-//-о русалках.

5.5.- // - о лешем или "местах, где водит".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья: конец XX - начало XXI веков»

Казачество - одна из самобытных этносоциальных групп русского народа. В локальных субкультурах казаков (сибирских, забайкальских, терских, донских и других) несмотря на сложившуюся бытовую, культурную и языковую специфику, преобладают общие основополагающие черты.

Забайкальское казачество на протяжении трёх столетий прошло процесс адаптации и локализации. Традиционная казачья спайка помогла забайкальским казакам сохранить себя как историко-культурную единицу, со своими традициями, хозяйственным укладом и менталитетом. Быт и нравы забайкальских казаков имеют свою выраженную социокультурную специфику, что нашло отражение и в фольклоре.

Фольклорный репертуар забайкальских казаков богат и по своему содержанию и в жанровом отношении. Об этом свидетельствуют материалы, собранные краеведами, этнографами, фольклористами с самого начала собирательской работы в Забайкалье, а также на рубеже XX - XXI веков. Но если первые собиратели застали в широком бытовании сказки, обладающие специфическими чертами местного колорита «суеверные» мифологические рассказы, предания, обрядовую и необрядовую поэзию, заговоры, следы героического эпоса, то на рубеже XX - XXI вв. наблюдается иная фольклорная ситуация. Историко-социальные процессы в общественной жизни XX века, внесли существенные изменения в жизнь народной поэзии казачества Забайкалья.

Казачество вобрало "в свои юрты" выходцев из разных народов, и именно поэтому происхождение слова "казак" имеет множество различных объяснений:

1. от "косогов" - народа кавказского;

2. ■ от "казар" - народа скифского;

3. от "касахии" - закавказская область, упоминаемая К. Багрянородным.

4. от "каз" - турецко-татарского слова, означавшего "гусь";

5. от "ко" и "зах" - монгольских слов, означающих: первое -"броня, латы, защита", а второе - "межа, граница, рубеж", откуда "ко-зах" значит - "защитник границы";

6. от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XI в.;

7. от именования бухарцев - киргизского народа;

8. от значения этого слова на половецком языке "страж", "передовой".

Разумеется, ни одно из этих толкований не может быть признано правильным [Казачьи войска. Хроника, 1912, с. 5].

В Сибири первые казаки появились на южных окраинах царской России в XVI в. Практически до конца XVII в. основную часть русского населения составляли казаки, которые несли военную службу, собирали ясак, осуществляли управление краем. «В глухой тайге казаки прокладывали новые дороги, преодолевали бурные реки, необозримые степи, отыскивали плодородные земли, пастбищные места, охотничьи угодья» [Фольклор казаков Сибири, 1969, с. 3].

До 1851 г. вошедшие в состав забайкальского войска городовые и пограничные казаки, тунгусы и буряты несли пограничную службу, охраняя границу от набегов, а также сопровождали караваны и почту, служили конвоем при русских посольствах в Китае, что было отмечено в хронике перечня службы и походов забайкальского войска. «В 1851 году из указанных выше казаков было образовано забайкальское казачье войско, которое несло пограничную службу на огромной территории вдоль восточных границ. В забайкальском казачьем войске числились 48169 душ мужского пола, в том числе 1726 душ составляли 4 бурятских полка» [Там же, с. 4]. С 1851 по 1899 г. забайкальские казаки служили на границе с Китаем, а одна сотня от войска как конвой русского консула в Урге [Васильев, Т. I, 1916, с. 15]. В дальнейшем они принимают активное участие во всех наиболее значительных военно-исторических событиях конца XIX -начала XX вв.: в походе в Китай (1900), в Русско-Японской (1904 - 1905), Первой мировой (1914 - 1917) войнах, в событиях, связанных с революцией и Гражданской войной (1918 - 1920 гг.). К началу 1917 г. Забайкальское казачье войско, являвшееся крупнейшим в Сибири, по численности своего состава занимало IV место (после Донского, Кубанского и Оренбургского) [Сборник песен Забайкальского казачьего войска, 2002, с. 275].

Фольклор забайкальского казачества представляет собой один из вариантов регионально-локальной фольклорной культуры русского населения Сибири. Поскольку забайкальское казачество «занимает определенное исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна как в историко-социальном, так и в пространственном отношении» [Путилов, 1994, с. 144].

В. С. Левашов отмечал, что «формирование поэтического репертуара забайкальских казаков было тесно связано с их собственно сложной и весьма своеобразной историей, неотделимой от истории освоения и экономического развития края, от истории России» [Сборник песен., 2002, с. 275].

Изучением фольклорных материалов забайкальских казаков занимались М. А. Зензинов, Г. С. Виноградов, Н. И. Кашин, К. Д. Логиновский, С. В. Максимов, Ф. Д. Соседко, М. К. Азадовский, А. В. Гуревич, Л. Е. Элиасов и другие, уделявшие пристальное внимание изучению истории, обычаев, нравов устного творчества местного казачества.

Богатый материал по фольклору казаков Сибири был собран Л. Е. Элиасовым. Значительное количество материалов дореволюционного и советского фольклора казаков, записанных фольклористами в Забайкалье и на Дальнем Востоке, были изданы в 1969 г. «Фольклор казаков Сибири» под общей редакцией Л. Е. Элиасова. Из дореволюционного фольклора в сборник вошло 60 старых военных и походных песен, около 200 текстов старинных лирических, свадебных, шуточных и плясовых песен литературного происхождения. Большой интерес представляют предания и устные рассказы казаков, повествующие об истории заселения и освоения ими огромных пространств в Сибири. Характеризуя фольклор казаков по экспедиционным материалам того времени, JI. Е. Элиасов подчеркивал, что «фольклор среди казаков живет полнокровной жизнью, он приобретает новые черты и играет большую роль в развитии духовной культуры Сибирского казачества» [Фольклор., с. 9]. Исследователями была изучена большая часть районов Сибири, от Забайкалья до Дальнего Востока. Проведена большая работа по систематизации преданий первой половины XX в., куда вошли предания, бытующие у казаков Забайкалья. «Народные предания раскрывают в более достоверной форме, чем другие жанры фольклора, подлинные картины жизни народа далекого прошлого, его быт, нравы и духовные представления», - отмечает J1. Е. Элиасов [Элиасов, 1960, с. 170]. Анализ экспедиционных материалов последних лет показывает, что предания бытуют не так широко, как прежде.

Одним из первых к региональному изучению устной поэзии забайкальских казаков обратился В. С. Левашов, который рассмотрел и исследовал специфику забайкальской казачьей песенной лирики 1850 - 1970 гг., особенности формирования и исторического изменения лирического репертуара. Помимо работы В. С. Левашова «Лирические песни забайкальских казаков и их потомков» [1982], о региональных особенностях и специфической "казачьей" окраске героического эпоса и песнях забайкальцев говорится в таких его работах, как «Былина в Забайкалье» (Иркутск, 1980); «Региональные особенности русского фольклора Забайкалья»; «Героический эпос» (Чита, 1998). Им же подготовлено переиздание крупнейшего памятника народной духовной культуры Забайкалья «Сборник песен Забайкальского казачьего войска», который уже в год выпуска (1916) стал библиографической редкостью. Ценность последнего издания состоит и в том, что В. С. Левашов дополнил сборник приложением, которое представило его «несколько шире, с учетом большинства накопленных материалов» [Сборник песен., с. 276].

Во второй половине XX в. музыкальным фольклором Забайкалья и традиционной свадебной поэзией занимались исследователи В. Д. Осипова и Р. П. Потанина. В 1968 г. ими были организованы фольклорные экспедиции в станинное казачье село Шарагол Кяхтинского района. Материалы тех лет были обработаны и опубликованы в сборнике «Русский фольклор Сибири» (Новосибирск, 1981). Анализируя лирические песни, В. Д. Осипова засвидетельствовала высокую певческую культуру забайкальских казаков. Она отмечала, что «существующий в селе Шарагол казачий народный хор исполняет песни в своеобразной многоголосной манере» [1981, с. 111]. По нашим наблюдениям, этот хор продолжает использовать в своем репертуаре местные, аутентичные казачьи песни.

Р. П. Потанина, по результатам экспедиции 1970гг., делает вывод, что «репертуар свадебных песен и манера исполнения их имеют свою яркую выраженную специфику, обусловленную историей заселения края. <.> Русская народная свадебная поэзия сохранилась лучше, чем традиционные свадебные обряды. Большая часть свадебных песен перешла в разряд лирических и продолжает бытовать» [1971, с. 108 - 109]. Фольклористом было замечено, что отдельные песни и жанры видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям жизни, и относительно хорошая сохранность свадебной поэзии среди старшего поколения благодаря "художественно эстетической ценности и глубокому лирическому содержанию" [Там же, с. 109]. Лучшие образцы свадебных обрядовых песен Забайкалья вошли в составленные Р. П. Потаниной сборники «Обрядовые песни русской свадьбы Сибири» (Новосибирск, 1981); «Русская свадебная поэзия Сибири» (Новосибирск, 1984); «Русские свадебные песни Сибири» (Новосибирск, 1979).

К исследованию обрядового казачьего фольклора Забайкалья в конце 1990-х гг. обратилась В. С. Рещикова. Занимаясь изучением обычаев и обрядов в селах Желтура и Тынгырыг Джидинского района в 1986 - 1988 гг., она дает представление об особенностях бытования календарных обрядов и обрядовых песен, в то же время она посетовала, что календарно-обрядовой поэзии забайкальских казаков «отведено весьма скромное место. Лишь скудные этнографические сведения о календарных праздниках казаков Забайкалья дошли до наших дней со времен дореволюционного собирания и изучения фольклора» [Рещикова, 1997, с. 154]. Перечисляя работы по обрядовому фольклору, она обратила внимание на то, что в них «не затронута территория Бурятии, в Джидинском, Кяхтинском районах, в которых исстари селились казаки» [Там же]. Категоричность высказывания В. С. Рещиковой, скорее всего, ошибочна. Действительно, такие казачьи станицы, как Желтура Джидинского района, Шарагол Кяхтинского района имеют богатые исторические, культурные и фольклорные традиции. Можно лишь согласиться, что фольклор забайкальских казаков Джидинского и Кяхтинского районов малоизучен. Например, у П. В. Шейна, Р. П. Потаниной в работах встречаются свадебно-обрядовые песни с. Шарагол [Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п., 1900; Потанина 1979; 1981; 1984].

Среди научно-исследовательских работ последних лет выделяется работа О. Н. Судаковой «Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная фольклорная традиция (вторая половина XX века)» [Судакова, 2000]. В ней отмечено, что «песенная традиция забайкальского казачества имеет севернорусские, южнорусские и даже в некоторой степени среднерусские истоки, это, несомненно, окрасило её в особые тона, характерные именно для этой локальной традиции» [Там же, с. 100]. Исследовательницей замечено, что «изучение конкретного песенного фольклора забайкальских казаков носит однобокий характер в связи с тем, что в большинстве публикаций и исследований забайкальского казачьего фольклора тексты песен представлены без напевов. Исключение составляет репертуарный сборник «Фольклор Читинской области» (песни, собранные В.

Н. Волковым), изданный в г. Чите в 1996 г. Большая часть текстов нотирована» [Там же]. Сравнивая экспедиционные материалы второй половины XX в. с более ранними записями, О.Н. Судаковой замечено, что «в песенном творчестве забайкальских казаков произошли существенные изменения как в отношении жанров внутри репертуара, так и в вербальной, музыкальной и исполнительской формах. Но основные черты казачьей песенной традиции Забайкалья сохранились» [Там же, с. 100]. Исследователь пришла к заключению, что во второй половине XX в. «протяжные лирические песни стали преобладать в репертуаре забайкальских казаков над песнями военной тематики и свадебными» [Там же, с. 106]. О. Н. Судакова объясняет это тем, что «мужское население, отойдя от прежнего образа жизни в состоянии постоянной воинской службы, стало реже исполнять солдатские песни, поэтому сейчас их редко можно встретить в репертуаре казачьих сел. А песни, исполняемые женщинами, основная тема которых неудачная любовь, разлука, измена милого, бытуют и по сей день» [Там же]. Действительно, в ходе полевых исследований нашего времени все реже можно встретить в быту прекрасных исполнителей казачьих походных песен, преобладают, в основном, лирические.

На протяжении многих лет в области фольклорной несказочной прозы жанр былички изучался В. П. Зиновьевым. Основным объектом исследования стал Забайкальский регион. Более 1800 текстов быличек и бывалыцин, собранных в 1966 - 1982 гг. во время экспедиций в Читинской и Иркутской областях, представлены в сборнике «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» (1989). Особая ценность данного материала, состоит в том, что он принадлежит локальной сибирской традиции. Важно и то, что сюда вошли мифологические рассказы, в основном, записанные от забайкальских казаков. В диссертации будут рассмотрены мифологические рассказы забайкальских казаков, собранные диссертантом, используя сюжеты/мотивы, выделенные В. П. Зиновьевым.

Сказки и легенды не были нами зафиксированы во время полевых работ в Кяхтинском районе (селах Шарагол, Хутор), но есть свидетельства, что сказочники были в селе. Эти жанры устной прозы в данной работе рассматриваться не будут. Мы не исключаем того, что в других селениях Забайкальского казачества можно встретить сказочников.

Помимо отмеченных жанров в казачьих селах широко бытуют заговоры, а также пословицы, поговорки, загадки, частушки. В фольклоре забайкальских казаков им отведено далеко не последнее место.

Из вышесказанного следует, что фольклорный репертуар забайкальских казаков достаточно богат как по содержанию, так и в жанровом отношении.

Во введении дан только частичный обзор фольклора казаков Забайкалья рубежа XX — XXI вв. Как уже было сказано, фольклор повсеместно приобретает новую форму функционирования в местных аутентичных ансамблях, поскольку из жанрового разнообразия ведущую роль приобрела лирическая поэзия.

Актуальность темы исследования. Фольклор казаков Забайкалья до настоящего времени остается недостаточно изученным, а отдельные грани его в силу различных обстоятельств оказываются малоизвестными. Прежде всего, не решена проблематика локально-региональной специфики культуры забайкальских казаков относительно культуры казаков других регионов и специфичность казачьей культурной традиции в сопоставлении с другими группами народной культуры русского населения Забайкалья. Не описан фольклорный репертуар и не изучена традиция бытования различных жанров. В большей мере это относится к жанрам несказочной прозы (преданиям, устным рассказам, мифологическим рассказам), которые не были предметом специального исследования. До сих пор не раскрыта специфика устной несказочной прозы забайкальских казаков в условиях сложившихся исторических реалий, не выявлен её сюжетно-мотивный состав.

Полевые исследования на рубеже XX - XXI вв. подвели к необходимости новых подходов в решении проблем функционирования фольклорной прозы забайкальских казаков в конкретных исторических условиях, пересмотра сложившихся стереотипов в вопросах жанровой дифференциации устной народной прозы.

Цель и задачи работы. Цель диссертации - это исследование традиции бытования несказочной устной прозы казаков Забайкалья на рубеже XX -XXI вв., анализ сюжетов/мотивов преданий, устных и мифологических рассказов в их связи с историческим контекстом. Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- показать традицию бытования народной прозы забайкальских казаков в конце XX - начале XXI вв.;

- проанализировать фольклорные тексты и выделить тематические группы преданий и устных рассказов забайкальских казаков;

- установить сюжетно-мотивно-образный состав внутри тематических групп несказочной прозы (преданий, устных и мифологических рассказов);

- выявить характерные локальные особенности преданий и устных рассказов забайкальских казаков, бытующих в к. XX - начале XXI вв.

Объектом исследования являются жанры несказочной прозы казаков Забайкалья.

Предмет исследования - сюжетно-мотивно-образный состав прозаического фольклорного репертуара казаков Забайкалья.

Теоретико-методологической базой исследования послужили общие теоретико-методологические принципы изучения фольклора, концепция Б. Н. Путилова о регионализме фольклорной культуры, изложенные в монографии "Фольклор и народная культура", теоретические положения о классификации народных жанров В. Я. Проппа, о традиционности "импровизационыых жанров" К. В. Чистова, фольклористические работы о дифференциации прозаических жанров, исследования в области жанров преданий, устных и мифологических рассказов.

Основные методы: сравнительно-типологический, структурно-семантический.

Источниками исследования послужили экспедиционные материалы центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, кафедры народного пения ВСГАКИ, опубликованные сборники текстов преданий, устных и мифологических рассказов, а также собранные диссертантом во время полевых исследований в 2000 - 2004 гг. в бывших казачьих станицах и поселках казаков Забайкалья: в Кяхтинском, Джидинском, Бичурском районах республики Бурятии. При анализе повествовательного фольклора забайкальских казаков для уяснения некоторых сравнительно-типологических вопросов привлекались опубликованные материалы Сибирского казачества.

Научная новизна и практическая значимость. Впервые в русской фольклористике рассматривается современное бытование устной несказочной прозы забайкальских казаков; устанавливается сюжетно-мотивно-образный фонд тематических циклов преданий, мифологических и устных и рассказов забайкальских казаков, определяющий специфические черты этой этносоциальной группы русского народа. Для решения поставленных задач впервые широко привлекается текстовой материал, в научный оборот вводятся новые фольклорные тексты.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего исследования жанровой системы несказочной прозы забайкальских казаков, решения проблем историко-этнографического контекста и прагматики фольклора. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при подготовке к публикации тома несказочной прозы серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». При разработке учебных курсов по фольклору на филологических факультетах высших учебных заведений.

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертации изложены в докладах на научных конференциях: XI научнопрактический семинар Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» ~ «Шастинские чтения» (Иркутск, 2002); IV международный научный симпозиум «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур» (Улан-Удэ, 2003); XII научно-практический семинар Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» (Омск, 2003); «Найдаковские чтения - 2» (Улан-Удэ, 2004); региональная научная конференция «Научное наследие фольклористов и литературоведов А. И. Уланова, С. П. Балдаева, JI. Е. Элиасова, Г. О. Туденова, А. И. Кима, Ц. - А. Н. Дугарнимаева» (Улан-Удэ, 2004). Содержание диссертации отражено в шести публикациях.

Объём работы составляет 259 страниц текста с Приложением. Список использованных источников включает 165 наименований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и Приложения. Главы подразделяются на разделы. В Приложении представлены фольклорные тексты, на которые ссылается автор в работе, и указатель мест записи текстов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Лабутина, Наталья Вячеславовна

Заключение

При решении поставленных в диссертации задач был проведен анализ фольклорных текстов в их связи с историческим контекстом, выделены тематические группы преданий, устных рассказов, определен сюжетно-мотивный состав устной несказочной прозы. Как показало исследование, устная несказочная проза казаков Забайкалья, сохраняя основные жанровые черты, сюжетно-мотивный состав произведений, присущие общерусской традиции, имеет специфику, связанную прежде всего с историческими условиями среды бытования. Полевые исследования в конце XX - начале XXI в. свидетельствует о широком бытовании преданий, устных и мифологических рассказов, в тематике которых отражена специфика исторической действительности забайкальского казачества.

Значительное место в несказочной прозе забайкальских казаков занимают предания и устные рассказы - своеобразные документальные летописи, отражающие сложный исторический путь, пройденный этой группой населения Сибири. Большинство современных текстов носят межжанровый характер. По сюжетам, поэтическим характеристикам и функциям (для тех и других характерна информативная функция, тенденция к достоверности) они могут быть отнесены и к преданиям, и к устным рассказам.

В региональном материале по несказочной прозе казаков Забайкалья были выделены и рассмотрены мифологические рассказы, предания и устные рассказы трех основных сюжетно-тематических групп: о заселении и освоении края и образовании казачьих станиц; о "старой" казачьей жизни; о гражданской войне.

В сюжетно-тематической группе преданий «о заселении и освоении края, образовании казачьих станиц» и примыкающих к ней тематически генеалогических (о родословных забайкальских казаков) и топонимических (о происхождении названий бывших казачьих станиц и поселков) преданий выявляется историческая достоверность повествований в соотнесенности ее с художественным вымыслом. Большую группу устной исторической прозы составляют предания о происхождении названий населенных пунктов. В преданиях сюжетообразующим выступает мотив «с чего начиналась станица». В них представлены различные типы топонимических мотивов -поссесивный, локативный и народно - этимологический. По своей повествовательной форме предания, записанные на рубеже XX - XXI вв., отличаются кратким содержанием информативного характера.

Анализ текстов сюжетно-тематической группы о "старой" казачьей жизни, занимающей значительное место в современном фольклорном репертуаре забайкальских казаков, при сопоставлении с ранее опубликованными материалами выявляет устойчивость их сюжетно-мотивного состава. Основные мотивы по-прежнему составляют: служба забайкальских казаков; станичная жизнь и быт казаков; казачья свадьба; отношения казаков с монголами, бурятами. В зафиксированных материалах в конца XX - начала XXI в., добавляются устные рассказы о календарно-обрядовых праздниках.

По рассказам - воспоминаниям особенностью праздников казаков являлись конные парады, поздравительные речи атаманов, хоровое исполнение "казацких" песен мужчинами, доминирование военно-спортивных состязаний. В календарных праздниках забайкальских казаков можно выделить своеобразные черты, которые были обусловлены характером заселения (различные места исхода переселенцев, специфика территории), социальными условиями (привилегированное положение казачества) и этнокультурными контактами. У казачества, которое было заселено позже, чем казаки-старожилы, четко прослеживаются южнорусские элементы праздников и обрядов. Анализ устных рассказов о современных праздниках показывает, что календарные обряды приняли форму народных гуляний, молодежных развлечений, а календарно-обрядовая поэзия утратила свой сакральный смысл, в ней привалируют зрелищно-игровые и эстетические элементы. Сохранились отдельные традиционные обычаи: гаданье, народные развлечения, ряженье, игрища и т. д.

Жизненный уклад забайкальских казаков раскрывают предания и устные рассказы "о станичной жизни и быте забайкальских казаков". В конце XX -начале XXI в. основными прозаическими жанрами в фольклоре забайкальских казаков выступают произведения тематического цикла "раньше - теперь". Идеализация того, что утрачено в ходе исторических перемен в стране, прослеживается во многих устных рассказах забайкальских казаков. В их содержании отражена жизнь в станицах "до разрушения традиционного бытового уклада (до коллективизации)", "жизнь при Советах" и "жизнь в селе в настоящее время". В содержании преданий отражены специфичные, присущие только казачеству, этические традиции, показана исторически конкретная целостность нравственных ценностей забайкальских казаков.

В начале XXI в. редко по сравнению с записями середины XX в. встречаются предания, где присутствует социально-исторический мотив о взаимоотношениях казаков с аборигенами края, мотив о сборе ясака, обращения бурят в христианскую веру и причисление их в сословие казаков. Анализ текстов показал, что традиционно бытуют мотивы о кровосмешении казаков с бурятами; о взаимоотношениях казаков с монголами.

Представленные в материалах конца XX - начала XXI вв. тексты сюжетно-тематической группы о гражданской войнеотразили трагическую судьбу казачества в исторически переломный момент начала XX в. Проза указанной группы находится в переходном состоянии от жанара устных рассказов - меморатов (рассказчики - очевидцы или участники описываемых событий) к жанру преданий - фабулату. Объясняется это степенью дистанцированное™, отделяющей исполнителей и слушателей от событий гражданской войны.

Анализ жанрового состава фольклорного репертуара показывает, что в современной казачьей деревне активно бытуют мифологические рассказы былички и бывальщины. В диссертации выделены и рассмотрены следующие тематические группы, представляющие пантеон славянской мифологии «хозяев» различных мест: 1) о людях, обладающих сверхъестественными способностями; 2) о домовом; 3) о птицах - вестниках судьбы; 4) о русалках; 5) о лешем или местах, где "водит".

По результатам исследования устной несказочной прозы забайкальских казаков конца XX - начала XXI в. следует вывод, что основной сюжетно-мотивный состав фольклорной прозы казаков Забайкалья продолжает сохраняться во времени. Предания и устные рассказы, - свидетели специфичного станичного жизненного уклада казачества, отражают жизнь казаков на протяжении более 80-лет, их менталитет, этические традиции, верования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лабутина, Наталья Вячеславовна, 2007 год

1. Андреев С. М. Коневодство в Сибирском казачьем войске // Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 2003 - С. 230. Аверьянов JI. Г. К истории развития русского песенного фольклора Забайкалья. - Чита, 1998.

2. Акимова Т. М. О композиции народной песни // Фольклор народов РСФСР. -Уфа, 1981. С. 41-52.

3. Аркин Е.А. Сибирская казачья станица: традиции быта и фольклора. //Материалы третьего научно-практического семинара Западно-Сибирскогорегионального вузовского центра по народной культуре. Омск, 1996. - С. 30-33.

4. Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков /Автореферат дис.д-ра ф.н.-Л., 1985.

5. Базилишина М. Р. Устный народный рассказ: функциональная природа жанра: Дис. канд. филол. наук. Иркутск, 1997.

6. Байбурин А. К, Левинтон Г. А. К проблеме "У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов" / Под ред. Б. Н. Путилова. Л.: Наука, 1984.

7. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. М., 1979.

8. Белое дело. Дон и добровольческая армия. М., 1992. - С. 11.

9. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIXначала XX в. Л.: Наука, 1988.

10. Болонев Ф. Ф. Хозяйственные и бытовые связи семейских с местным и пришлым населением Бурятии в XIX и начале XX в. / Этногр. сб. Улан-Удэ, 1974. Вып. 6.-С. 56-66.

11. Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII XX вв. - Новосибирск, 1994.-С. 33.

12. Болонев Ф. Ф., Выхристюк О. И. Певцы и песни Большого Куналея, или Академия народного пения. Новосибирск: Книжица, 2002. Васильев А. П. Забайкальские казаки: исторический очерк. - Чита, 1916. - Т. I; 1916. -Т. II; 1918.-Т. III.

13. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.: Материалы, собранные и приведённые в порядок П. В. Шейном. -СПб., 1900. Т. I. Вып. 2.

14. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русскихкрестьян Сибири (XVIII первая половина XIX в.). - Новосибирск, 1975.

15. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний,примет и поверий. Нижний Новгород, 1995. - С. 560.

16. Гуревич А. В., Элиасов Л. Е. Старый фольклор Прибайкалья Вступ. статья ипримеч. А. В. Гуревич. Улан-Удэ, 1936. Т. 1.

17. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.

18. Гусев Л. Ю. Птицы русского фольклора / Лингвистическое исследование -Курск, 1996.

19. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани Краснодар, 1987. Вып. 1. Забайкальская казачья книжка / Сост. М. Хорошхин, Е. Путилов. - СПб., 1893.-С.91.

20. Зенкова Т. Н. Песенные традиции сел Менза и Укыр Красночикойского р-на Читинской области // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Материалы междунар. науч. симпозиума (28июня 5 июля 1998г.) - Улан-Удэ, 1998.-С. 197- 199.

21. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916. - Вып. I.

22. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

23. Земцовский И. И. Лирическая песня // Этнография восточных славян. Очеркитрадиционной культуры. М., 1987. - С. 439 - 450.

24. Земцовский И. И. О взаимосвязи текста с напевом русской протяжной лирической песни //Русский фольклор. -М.; Л., 1960. Зобнин Ф. Казачьи песни // Зап. Семипалатинского отдела РГО-Семипалатинск, 1903,- Вып. 1.

25. Золотова Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец

26. XIX XX вв.) - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002.

27. Зиновьев В. П. Жанровые особенности Быличек /Отв. Ред. Н. О.

28. Шаракшинова. Учеб. Пособие по курсу «Русское народное поэтическоетворчество». Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1974. - С. 90.

29. История Сибири.- Л., 1968. Т.2.

30. Казачий вестник Забайкалья. 2002. Декабрь. -№ 8.

31. Кашин И. И. Свадебные обычаи приаргунцев // Вестник РГО. СПб., 1860. Ч. 30,-С. 147-182.

32. Кашин И. И. Празднества и забавы приаргунцев // Вестник РГО. СПб.,1858. -Ч. 24. № 10. Отд. 5.-С.7-24.

33. Киреевский П. В. Собрание народных песен. JL, 1983. - Т.1.

34. Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев ипословиц русского народа: Репринт. -Воронеж, 1955.

35. Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска. СПб.,1908.

36. Кравцов И. И. Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 1983. Кравцов И. И. Проблема традиции и вариантов в лирических бытовых песнях // Традиции русского фольклора. - М., 1986. - С. 193 - 204.

37. Круглое Ю. Г. Символика в свадебной поэзии // Художественные средства русского народного поэтического творчества: символ, метафора, параллелизм. -М., 1981.-С. 5-18.

38. Круглое Ю. Г. Жанровый состав обрядового фольклора //Русские обрядовые песни.-М., 1982.-С. 5-19.

39. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса иструктуры / Отв. ред. В. К. Соколова. Л.: Наука, 1987.

40. Криничная Н. А. О жанровой специфике преданий и принципах ихсистематизации//Русский фольклор-Л., 1977. T.XVII.

41. Князева И. Н. Свадебный обряд в фольклоре казаков иртышской линии //

42. Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Мат-лы VI научнопрактического семинара Сибирского регионального вузовского центра пофольклору. Новосибирск, 1997. - С. 57.

43. Кушнарёва Л. Л. Христианские и мифологические сюжеты в несказочной фольклорной прозе старообрядцев (семейских) Забайкалья (конец XX -начало XXI веков): Автореф-т на соиск. канд. филол наук. Улан - Удэ, 2004.

44. Левашов В. С. Песни забайкальских казаков о военной службе // Литература и фольклор Забайкалья: Краеведческий сборник в помощь учителю. -Иркутск, 1975.-Вып. 1.-С. 124-141.

45. Левашов В. С. Влияние рабочей поэзии на песни забайкальских казаков // Социальный протест в народной поэзии: Русский фольклор. Л.: Наука, 1975.-С.15.

46. Левашов В. С. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья. -Чита, 1998.-Вып. 1. Сказки.

47. Левилтон Г. А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895 1970). -М.: Наука, 1975.

48. Летописи Сибирские / Сост. Е. И. Дергачева. Скоп. - Новосибирск, 1991. -С.86.

49. Логиновский К. Д. Свадебные песни и обычаи казаков Восточного Забайкалья / Зап. Приамур. отд. РГО. 1899. - Т. 5. - Вып. 2.

50. Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, 1985. Матвеева Р. П. Фольклорная традиция русского населения Сибири // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. - Горно-Алтайск, 1986.

51. Матвеева Р. П. Русская традиционная культура региона в контексте времени конец XX в. // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Мат-лы междунар. научн.- практ. конф.(2 - 3 июля 1999 г.). - Улан-Удэ, 1999.-С.111-114.

52. Матвеева Р. П. «Современные формы бытования фольклора семейских» // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы III междунар. науч.-практ. конф. 26 28 июня 2001.-Улан-Удэ, 2001.-С.212.

53. Матвеев О. В. «Справа» в исторической картине мира Кубанского казачества // Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 2003. - С. 223.

54. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.:ТОО "Полисет", 1994.-С. 448.

55. Мелетинский М. Е. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977.

56. Осокин Г. М. На границе Монголии (Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья). СПб., 1906.

57. Песни Уральских казаков / Зап., нотирование, вст. ст., коммент. Т. И. Калужниковой. Екатеринбург, 1998.

58. Песни казаков Кубани / Зап." текстов и подгот. ИГ Ф. Вараввы; предисл. В. Сидельникова. Краснодар, 1966.

59. Песни донских казаков / Сост. Б. Н. Екимов. Волгоград: Ниж. - Водж. кн. изд-во, 1982.

60. Померанцева Э. В. Жанровые особенности русских быличек //История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Междунар. съезд славистов. Докл. сов. делегации. М., 1968.

61. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.

62. Померанцева Э. В. Русская устная проза: Учеб. пособие / Сост. В. Г. Смолицкий.-М.: Просвещение, 1985.

63. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1962. - Вып. 1. Потанина Р. П. О традиционной свадебной поэзии Сибири (по материалам экспедиции 1960 - 1969) // Русский фольклор Сибири. - Улан-Удэ, 1971. -Вып. I. -С. 108- 109.

64. Потанина Р. П. Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск, 1979. Потанина Р. П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. - Новосибирск, 1981.

65. Потанина Р. П. Русская свадебная поэзия Сибири. Новосибирск, 1984. Пропп В. Я. Фольклор и действительность // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. - М., 1976.

66. Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. М., 1976.

67. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. Статьи. М., 1976. Пропп В. Я. Об историзме фольклора и методах его изучения // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. - М., 1976.

68. Пропп В. Я. Песни сибирских казаков / Сост. Я. Ф. Бурков и Г. И. Иванов. -М., 1976.

69. Проскурянова Е. МО песенном репертуаре казачьих Поселений волжскогоправобережья Астраханской области // Современное состояние казачьейпесенной традиции и проблемы её изучения. М., 1983.

70. Путилов Б. Н. Песни гребенских казаков. Грозный, 1946.

71. Путилов Б. Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора //

72. Проблемы фольклора. М., 1975. — С.12 — 21.

73. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895 1970). -М.: Наука, 1975.

74. Путилов Б. Н. Методология сравнительного исторического изученияфольклора. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976.

75. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994.

76. Песни Оренбургских казаков / Собрал сотник А. И. Мякутин Оренбург,1904-Т. 1; 1905-Т.2; 1906-ТЗ.

77. Рокоссовский К. К. Автобиография // ВИЖ. -1990, № 12. - С. 89. Рещикова В. С. Календарные обычаи и обряды желтуринских казаков // Историческое, культурное и природное наследие.- Улан-Удэ, 1997. Вып.Н. -С.154-162.

78. Римский С. Казачество и православие //Дон. 1994. - № 1. - С. 205. Рыбакова Я В. Моральные отношения и их структура. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. - С. 120.

79. Сибири и Дальнего Востока; Т. 22. Сост. Р. П. Потанина, Н. В. Леонова, Л. Е. Фетисова. Новосибирск: Наука, 2002. - С. 551.

80. Судакова О. Н. Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная традиция (вторая пол. XX века): Дис. канд. филол. наук. -Улан-Удэ, 2000.

81. Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы её изучения: Тез. науч. конф. (22 25 апреля 1983 г.) Отв. ред. М. А. Енговатова. -М., 1983.

82. Соколова В. К. Русские исторические предания. -М.: Наука, 1970. Соколова В. К. Типы восточнославянских топонимических преданий // Славянский фольклор. М.: Наука, 1972.

83. Соловьева М. Р. Семантика современных устных рассказов русских старожилов Восточной Сибири о разрушении деревень // Народная культура Сибири. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С. 219.

84. Соседко Ф. Д. Свадебные песни и обряды по реке Куренге в горнозаводское время. -Красноярск, 1906.

85. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования). М.: Мысль, 1974.

86. Титов Е. Конские бега в Восточном Забайкалье //Сибирская живая старина: Этногр. сб. / Под ред. М. К. Азадовского. Иркутск, 1924. - Вып. II. - С. 3854.

87. Тихонова Е. Л. Образ первопоселенца в русских преданиях Восточной Сибири о заселении и освоении Забайкалья // Русский фольклор Сибири (Художественный образ). Улан-Удэ, 1997. - С. 48.

88. Тихонова Е. Л. Повествовательная система русских преданий Восточной Сибири о заселении и освоении края (XX в.) /Дис. канд.ф.н.: РАН СО ИМБиТ. Улан-Удэ, 2000.

89. Ткаченко П. И. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. -М., 1998. Толмачев Л. М. Заговоры и поверья в Забайкалье //Сиб. Архив. 1911. № 2, С. 63-75,1912.-№3, С. 136-156.

90. Тумилевич Ф. В. Песни казаков-Некрасовцев. Р-н-Д, 1947. Тульцева Л. А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. - М.: Наука, 1982. - С. 163.

91. Фольклор казаков Сибири / Сост. JI. Е. Элиасов, И. 3. Ярневский. Улан-Удэ, 1969.

92. Фольклор Читинской области (песни, собранные В. Н. Волковым). Чита, 1996.

93. Фойт В. Семиотика и фольклор //Семиотика и художественное творчество. -М, 1977.

94. Хазиахметов Э. Ш. Казаки на каторге и поселении в Сибири (1907-1917гг.) // Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 2003. - С. 166. Хороводные и игровые песни Сибири / Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. - Новосибирск: Наука, 1985.

95. ХВРК ИМБиТ СО РАН, материалы фольклорной экспедиции в Чит. обл., 1981.- Инв. № 2315.

96. Цветкова А. Д. Человек в системе персонажей былички (на материале быличек Северного Казахстана) // Народная культура Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. - С. 38.

97. Чистое К. В. Прозаические жанры в системе фольклора // Прозаические жанры фольклора народов СССР: Тезисы докл. на Всесоюзной науч. конф. (21-23 мая 1974 г. г. Минск). Минск, 1974.

98. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986.

99. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. Исследование. М.: Советский композитор, 1987.

100. Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Ч. 1. Собиратели и исследователи русской народной поэзии Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1958.

101. Элиасов Л. Е. Русский фольклор народной Сибири. Ч. II. Народные предания. -Улан-Удэ, 1960.

102. Элиасов Л. Е. Байкальские предания. Фольклорные записи. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966.

103. Элиасов Л. Е. Фольклор Восточной Сибири. Ч. III. Локальные песни. Улан-Удэ, 1973.

104. Устные рассказы забайкальцев о двух войнах / Записи, вступ. ст. и примечания Л. Е. Элиасова. Улан-Удэ, 1956.

105. Ярневский И. 3. Устный рассказ как жанр фольклора. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1969.164

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.