Влияние христианских ценностей на массовое сознание современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Анциферова, Татьяна Николаевна

  • Анциферова, Татьяна Николаевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2011, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 177
Анциферова, Татьяна Николаевна. Влияние христианских ценностей на массовое сознание современного российского общества: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тюмень. 2011. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Анциферова, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ И МАССОВОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

1.1 Массовое сознание и массовое бессознательное: подходы исследования в современной социологии.

1.2 Архетипические основания традиционных религиозных ценностей в массовом сознании/бессознательном.

1.3 Система христианских ценностей российского массового сознания в контексте принципов постнеклассической универсумной социологии.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ - ЖИТЕЛЕЙ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

2.1 Влияние христианских ценностей на ценностные ориентации респондентов - жителей Красноярского края.

2.2. Социально-политические ориентации и христианские ценности в массовом сознании/бессознательном респондентов - жителей Красноярского края

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние христианских ценностей на массовое сознание современного российского общества»

Актуальность темы исследования. Изменения в современном российском обществе затрагивают различные сферы общественной жизни. Исследования отечественных ученых демонстрируют качественные изменения социальной структуры российского общества, его экономических и социально-политических институтов, условий материального и духовного развития.

На фоне социальной нестабильности меняются установки массового сознания российского общества. Данный процесс сопровождается деформацией значимых для общественной солидарности ценностных систем, формированием их новой иерархии путем адаптации привычных ценностей к меняющейся социальной реальности. Проблема духовной интеграции и сохранения социально-культурной идентичности нации способствовала актуализации в общественном сознании россиян религиозных ценностей. Их возрождение определяет обращение к традиционным для российского массового сознания христианским ценностям, прежде всего православия.

В среде научной общественности не вызывает сомнения тот факт, что' \ укрепленные в массовом сознании религиозные ценности могут оказывать ; значительное влияние на процессы социальных изменений, социальной дифференциации, институционализации, социальной интеграции и дезинтеграции. Так, в различные исторические периоды в России христианские ценности являлись неотъемлемым мотивационным фактором в сознании российского общества. Они составили глубинную основу менталитета и культуры россиян, сформировали негласные законы нормативного поведения и социальных отношений, способствовали становлению социальных институтов образования, семьи, управления и власти, во многом определяя ход и сценарии социально-исторических перемен в российском обществе.

Возрождение интереса широких слоев современного российского населению к православию и христианству фиксируют отечественные социологи, политологи, представители светских средств массовой информации. По имеющимся 3 показателям за последние десятилетия увеличилось количество православных монастырей, гимназий, университетов. Отмечается влияние религиозных движений на систему образования, культурную и общественно-политическую жизнь страны. Просветительская деятельность организаций Русской Православной Церкви становится предметом дискуссий в среде научной общественности. В августе 2007 года общественный резонанс вызвало открытое письмо академиков РАН, в том числе Нобелевских лауреатов В. Л. Гинзбурга и Ж. И. Алферова президенту страны, в котором ученые выразили свое беспокойство в связи с возрастающей клерикализацией российского общества и активным проникновением церкви в сферы общественной жизни. С 1 апреля 2010 года реализуется федеральная программа по введению в общеобразовательных учреждениях учебных предметов по основам традиционных религиозных культур, в том числе предмета «Основы православной культуры». Данные факты свидетельствуют о том, что российское массовое сознание в самых разнообразных формах продолжает сохранять и обеспечивать трансляцию христианских ценностей.

Между тем проблема влияния христианских ценностей на современное российское массовое сознание не достаточно изучена. Поэтому представляется актуальным исследование архетипической зависимости ценностных ориентаций россиян от христианских ценностей, проявление этой связи в массовом сознании и массовом бессознательном современного российского общества.

Анализ влияния христианских ценностей на массовое сознание современного российского общества позволит расширить представление о факторах, определяющих качественные изменения российского общества, глубже понять характер социальных трансформаций, вместе с тем, данный подход открывает дополнительные возможности в исследовании различных проблем общественного развития.

Степень изученности проблемы исследования

В современной научной литературе существует множество работ, посвященных христианским ценностям, преимущественно социально4 философского, культурологического и религиозно-философсого характера, в то время как социологический анализ представлен в меньшей степени. Существенному продвижению в решении данной проблемы, по мнению диссертанта, препятствует многоаспектность христианских ценностей, их разнообразная научная интерпретация. В свою очередь, обращение к теоретико-методологическим принципам постнеклассической социологии позволяет раскрыть тему диссертационного исследования всесторонне, используя при этом научный потенциал смежных социальных дисциплин, без которых анализ самих христианских ценностей и их влияния на массовое сознание современного российского общества представляется невозможным.

В качестве одной из важнейших характеристик христианских ценностей отмечается их взаимосвязь с архетипическими элементами массового сознания, формирующими в контексте постнеклассической социологии ценностный уровень массового бессознательного. В связи с этим, возникла необходимость I научно-аналитического исследования феномена массовое { бессознательное/массовое сознание.

Исследование «неосознанных» элементов массового и общественного / сознания восходит к социально-психологическим, социально-философским ?и социально-культурологическим концепциям массового поведения и психологии масс (Г. Лебон, Д. Рисмен, Ш. Сигеле, Г. Тард, 3. Фрейд); критики «омассовления», «деспотизма масс», маргинализации социальных общностей (Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, О. Шпенглер); познания таких социальных явлений как «тоталитаризм», «униформизм», «конформизм», «фашизм», «массовая культура» (X. Арендт, Г. Зиммель, К. Мангейм, М. Московичи, Э. Райх, Ф.Г. Юнгер, и др.); культурно-антропологических положений о культурных и социальных универсалиях (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, В. Пропп, Э. Тайлор, Дж. Фрезер, М. Элиаде); осмысления специфики постмодернистического общества и его ценностей (Э. Бауман, Ж. Бодрияр, Р. Будон, И. Валлерстайн, Ж. Лиотард, и др.); положений о социальном конструировании реальности посредством семантических образований -символов и знаков (Г. Блумер, Ч. Кули, Дж. Мид).

Необходимо отметить научные труды по изучению этнического бессознательного Ю.М. Бромлейя, В. Вундта, М.Н. Губогло, Н.Я. Данилевского, И.О. Дреева, Г.У. Кцоева, Г.О. Мациевского, Д.Н. Овсянико-Куликовского, С.П. Тишининова, Г.Г. Шпета и др. В работах ученых проводится исследование критериев дифференциации этносов: ментальных ценностей, стереотипов поведения, родовых обрядов и традиций, языковых констант и др.

Появление социологических концепций «массового бессознательного», в другой интерпретации «социальное бессознательное», относится ко второй половине XX века. В.Г. Немировский и З.В. Сикевич стали одними из наиболее известных ученых-социологов, разработавших теоретико-методологические подходы для исследования ценностных ориентаций «массового бессознательного» (в другом случае «социального бессознательного») в рамках социологического познания. Вместе с тем уточним, что отдельные аспекты массового бессознательного рассматриваются в свете неклассических 5 и постнеклассических подходов: В.И. Болгов (космопланетарный,; ч 'у энергоинформационный подход), С.И. Григорьев (теория жизненных сил, неовитализм), A.A. Давыдов (системный подход), В.Г. Немировский (диатропика, универсумный подход), З.В. Сикевич, JI.A. Степанова (символический подход), В.В. Василькова, А.И. Субетто, В.И. Романов, (социосинергетический подход). Исследования современных социологов развивают идею мультипарадигмального подхода в социологии, базирующегося на междисциплинарном синтезе. Отдельное внимание уделяется принципу дополнительности, как общенаучному подходу, в трудах Н. Бора, применительно к социологии в работах Д.Д. Невирко, В.Г. Немировского, A.B. Тимошенко, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко и др.

Основные характеристики современного этапа развития российского общества - его переходное, транзитивное состояние - фиксируются в работах O.A. Левады, Ж.Т. Тощенко, В.И. Шубского, О.Н. Яницкого и др.

Особое значение для диссертационного исследования представляют работы, посвященные взаимосвязи таких категорий, как «архетип», «архетипический образ» и религиозные (ментальные, традиционные) ценности.

Многообразие исследовательских подходов к интерпретации понятия «архетип» привело к его неоднозначности и противоречивости. Поэтому для выявления специфики взаимосвязи архетипов и религиозных ценностей в массового сознании/массовом бессознательном диссертант использовал научный потенциал философии, культурологи и психологии.

Философский подход определили идеи Аврелия Августина, Дж. Беркли, И. Канта, Платона, Плотина, Филона Иудейского (Александрийского), психологический - работы К.Г. Юнга, который проанализировал свойства «архетипа» и его производных, обосновал архетипические основания христианских образов и символов.

Влияние этнокультурных архетипов на формирование ценностных ориентаций российского общественного сознания раскрывают работы А.Ю. Андреева, И.В. Василенко, О.В. Великановой, М.А. Иванова, И.В. Кондакова, j A.B. Лубского, И.В. Мостовой, А.И. Ределя, Р.Ф. Ромашкина, З.В. Сикевич,\ А.П. Скорика, Г.П. Федотова, Д.М. Шустермана, Е.С. Элбакяна и др. «В , рассматриваемой области, исследовано понимание традиционных, в том числе религиозных, ценностей как важнейших факторов социально-нормативного поведения российского общества.

Изучение теоретико-методологических разработок современной социологии позволило диссертанту проанализировать социальный аспект архетипических ценностей. Влияние архетипических ценностей на синхроничность социально-исторических процессов раскрывают исследования В.Г. Буданова, Г.Г. Малинецкого, П.В. Турчина. В работах В.В. Васильковой архетипы и архетипические ценности рассматриваются в контексте социосинергетических законов самоорганизации социальных систем. В исследованиях В. Г. Немировского изучена иерархия поведенческих архетипов в массовом сознании социума как специфических комплексов социально-нравственных ценностей. 7

Представители национально-этнической концепции социального архетипа (К.О. Касьянова и Т.С. Вакулова) уделяют внимание проблеме взаимосвязи национальных ценностей с этнокультурными архетипами, их значению в историко-культурных процессах. В числе авторов, внесших значительный вклад в определение содержания и свойств религиозных ценностей, следует отметить И.Н. Яблокова.

В целом проблема представленности архетипических модальностей в массовом сознании, их влияние на формирование религиозных ценностей представляется недостаточно разработанной и требующей более глубокого теоретического осмысления.

Идеи, смыслы, нормы, этические принципы христианства в качестве факторов общественного развития проанализированы Э. Дюркгеймом, М. Вебером, К. Маркс, Т. Парсонс, Р. Дарендорф, и др. Следует отметить важность исследований современных отечественных социологов по динамике религиозности массового сознания россиян: JL В. Воронцова, С. Б. Филатова, Д. Е. Фурмана.

Этические принципы христианских ценностей обобщаются и теоретизируются в отечественной социально-философской мысли. Наиболее значимыми с точки зрения ценностной рефлексии представляют работы H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, С.Н. Трубецкого, Л.И. Шестакова, Г.П. Федотова, С.Л. Франка. Значительный вклад в исследование христианских ценностей внесли также Ю.М. Антонян, В А. Бачинин, А.Л. Беглова, Т А. Берсеньева, М.П. Булгаков, C.B. Востриков, М.Н. Громов, А. Донини, В.В. Косарев, О.Н. Кучер, O.K. Михельсон, Н.М. Никольский, O.P. Орбели, Д.Б. Рассел, И.С. Свенцицкая, Д.А. Узланер, С.С. Хоружий и др.

В целом, исследование проблемы влияния христианских ценностей на формирование российской ментальности является традиционной для отечественной науки и актуализируется в настоящее время в связи с ростом авторитета христианской церкви.

Таким образом, состояние проблемы влияния христианских ценностей на массовое сознание современного российского общества характеризуется следующим: 1) внимание ученых сосредоточено на изучении влияния христианских ценностей на процесс формирования ценностных идеалов российской ментальности, в то время как отсутствуют критерии систематизации христианских ценностей в российском массовом сознании; 2) исследование христианских ценностей содержится преимущественно в философских, теологических и культурологических исследованиях, тогда как социологический подход представлен в меньшей степени; 3) современные социологические исследования направлены на изучение религиозности и воцерковленности российского общества.

Вместе с тем выделение влияния христианских ценностей на массовое сознание современного российского общества в качестве самостоятельной проблемы в известных нам работах не проводилось.

Объект исследования - христианские ценности в массовом сознании/бессознательном современного российского общества.

Предмет исследования - влияние христианских ценностей на массовое сознание/бессознательное современного российского общества.

Цель диссертационной работы - проанализировать особенности влияния христианских ценностей на массовое сознание/бессознательное современного российского общества.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

- выявить теоретико-методологические основания исследования проблемы влияния христианских ценностей на массовое сознание/бессознательное современного российского общества;

- изучить архетипические основания традиционных религиозных ценностей в массовом сознании/бессознательном;

- проанализировать архетипический аспект системы христианских ценностей российского массового сознания в контексте теоретико9 методологических принципов постнеклассической универсумной социологии;

- исследовать содержание христианских ценностей в массовом сознании/бессознательном жителей-респондентов Красноярского края с целью установления их воздействия на формирование комплекса ценностных ориентаций современного российского общества.

- рассмотреть характер взаимосвязи христианских ценностей и социально-политических ориентаций в массовом сознании/бессознательном жителей-респондентов Красноярского края.

Гипотеза основание: Христианские ценности взаимосвязаны с архетипами российской ментальности и оказывают существенное влияние на формирование ценностных ориентаций массового сознания/бессознательного современного российского общества.

Гипотезы следствия:

- Теоретико-методологические подходы современной постнеклассической социологии являются перспективными в изучении религиозных ценностей в массовом сознании/бессознательном.

- Архетипы массового сознания/бессознательного оказывают смыслообразующее влияние на традиционные религиозные ценности.

- На основе методологических принципов постнеклассической социологии может быть выявлена система христианских ценностей российского массового сознания/бессознательного, содержание которых определяется их архетипическими образами.

- Христианские ценности взаимосвязаны с комплексом социально-политических ориентаций массового сознания/бессознательного современного российского общества.

- Христианские ценности влияют на ценностные размежевания и конкуренцию социально-политических ориентаций массового сознания/бессознательного современного российского общества '

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и принципы, разработанные в рамках современной неклассической и постнеклассической социологии по исследованию массового сознания/бессознательного, социальных архетипов, традиционных и религиозных ценностей:

1. Принципы исследования национальных (религиозных) архетипов и ценностей в их взаимосвязи с социальными процессами обоснованы в работах Т. С. Вакуловой, 3. В. Сикевич, К. О. Касьяновой, А. Б. Лубского, А. И. Ределя, В. Г. Буданова, В. В. Васильковой, В. С. Капустина и др.).

2. Постнеклассическая универсумная социология, изучающая уровни массового сознания, иерархию социально-нравственных ценностей (В .Г. Немировский и др.).

3. Идеи отечественных и зарубежных исследователей, освещающих специфику ценностей православия и христианства в целом (В. Г. Бачинин, А. Л. Беглов, Н. О. Кучер и др.).

Содержание и логику диссертационного исследования в значительной степени определяют диалектические принципы научного познания (развития, связи, восхождения от абстрактного к конкретному, тождества) и системный подход, позволивший выявить систему христианских ценностей в российском массовом сознании.

Вследствие того, что христианские ценности затрагивают различные параметры и факторы развития российского общества, в диссертационном исследовании было предложено использовать полипарадигмальный подход в изучении влияния христианских ценностей на массовое сознание/бессознательное современного российского общества.

Методы исследования

В качестве методов теоретического исследования были использованы:

1. Общенаучные методы: теоретическое моделирование, интерпретация, экстраполяция, классификация, научная индукция, гипотетико-дедуктивный метод, мысленный эксперимент.

2. Практическая реализация поставленных задач осуществлялась посредством применения следующих методов: теоретический анализ научной литературы по проблематике исследования; типологический анализ ценностей христианства на основании теоретико-методологических принципов постнеклассической универсумной социологии; проективные методы исследования (ассоциативный эксперимент и ассоциативный тест); контент-анализ массива высказываний респондентов; массовый анкетный опрос респондентов - жителей Красноярского края в сочетании с частотным методом контент-анализа ответов респондентов на открытый вопрос; анализ статистических распределений; факторный и корреляционный анализ.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы проведенных самостоятельно автором социологических исследований: 1) исследование, направленное на выявление специфики влияния христианских ценностей на комплекс ценностных ориентаций массового сознания/бессознательного в социальных группах жителей-респондентов Красноярского края. Для решения поставленной задачи был использован проективный метод исследования - ассоциативный эксперимент. Ассоциативный < I>.' эксперимент осуществлялся в дифференцированных по возрасту группах от 10 до / 15 человек. Общий состав участников опроса составил 156 респондентов. Для обработки массива данных применялся контент-анализ, его частотная и нечастотная модели; 2) исследование «Религиозные и социально-политические ориентации жителей Красноярского края», проведенное под руководством автора с участием подготовленных интервьюеров методом массового анкетного опроса в феврале 2010 года. Опрос населения осуществлен по месту жительства респондентов в 10 населенных пунктах Красноярского края, по стратифицированной, многоступенчатой, районированной, квотной выборке, репрезентативной по полу, возрасту и уровню образования, случайной на этапе отбора респондентов.

Опрошенные половозрастные группы представляют соотношение общей структуры населения Красноярского края. Выборочная совокупность представлена

12

810 респондентами, среди которых 58% опрошенных являются лицами женского пола, 42% - мужского пола. Фильтрующим критерием отбора явилось место жительства в Красноярском крае на территории исследуемых населенных пунктов и возраст не старше 18 лет.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета прикладных программ SPSS, с применением корреляционного и факторного анализа, позволивших изучить глубинный ценностный уровень массового сознания - массовое бессознательное.

В диссертации применены методы вторичного социологического анализа: использованы данные массового опроса населения Красноярского края, осуществленного в соответствии с Типовой программой и методикой «Социокультурный портрет региона» ЦИСИ ИФ РАН в ноябре 2010 г. (N=1000).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обосновано теоретико-методологическое значение постнеклассической социологии в изучении религиозных ценностей в массовом сознании/бессознательном.

2. Определены основания взаимосвязи феноменов «архетип» и «религиозные ценности», выявлена специфика влияния традиционных религиозных ценностей на массовое сознание/бессознательное.

3. На основе методологических принципов постнеклассической универсумной социологии разработана система христианских ценностей российского массового сознания/бессознательного.

4. Выявлено содержание христианских ценностей в массовом сознании/бессознательном жителей-респондентов Красноярского края в аспекте их воздействия на формирование комплекса ценностных ориентаций современного российского общества.

5. Установлена взаимосвязь христианских ценностей и социально-политических ориентаций в массовом сознании/бессознательном жителей-респондентов Красноярского края.

Положения, выносимые на защиту

1. Принципы постнеклассической (принцип минимального универсума и принцип дополнительности) социологии являются эффективным теоретико-методологическим основанием исследования влияния христианских ценностей на массовое транзитивное сознание/бессознательное современного российского общества. )

2. Традиционные религиозные ценности существуют в массовом сознании/бессознательном социумов как культурная традиция, передающаяся через поколения посредством архетипических инвариантов (образов, символов, социальных мифов). Представляя собой энергетический компонент массового сознания/бессознательного, религиозные ценности сохраняют традиционность и преемственность в передаче базовых ценностных ориентаций и выступают основанием многих самоорганизующихся процессов, происходящих в социуме.

3. Архетипические образы христианства - это подвижная самоорганизующаяся система ценностных ориентаций, соответствующая представлением христианства о миропорядке и гармонии «добра» и «зла». В соответствии с принципами постнеклассической универсумной социологии, ценности христианства на вещественно-энергетическом уровне представляют собой социальную направленность на удовлетворение биологических потребностей, инстинктивных влечений, материальных благ; функционально-организационный уровень представляют ценности, регламентирующие нормы групповой солидарности, порядок организационных отношений в социуме; информационный уровень христианских ценностей связан с идеалами духовной жизни и представлениями о смысле жизни.

4. В современном изменяющемся массовом сознании/бессознательном россиян христианские ценности неустойчивы, интегрируются с другими противоречащими христианству религиозными ценностями и различаются в

14 социальных группах. Ценностные размежевания воздействуют на противоречия в духовной сфере россиян, демонстрируют процесс трансформации константных элементов массового/бессознательного современного российского общества. При этом, отмечается влияние христианских ценностей на формирование социально-политических ориентаций массового сознания/бессознательного современного российского общества.

5. При выборе социально-политических ориентаций широкие слои российского населения руководствуются массового бессознательными факторами отношения к общественно-политической ситуации, одними из которых выступают христианские ценности. Вследствие этого в современном массовом сознании/бессознательном россиян сосуществуют конкурирующие ценностные группы: либерально-демократические, коммунистические и ценности, порожденные христианской социально-политической традицией - патернализм, этатизм, эгалитаризм, царецентризм, конформизм, мессианизм.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что обоснованные в ней теоретические положения раскрывают содержание архетипических образов христианства как ценностных ориентаций массового сознания/бессознательного современного российского общества.

Практическая значимость исследования

Применение архетипического подхода в исследовании массового сознания/бессознательного дает возможность глубинного изучения ценностных приоритетов социальных групп и общностей в условиях общественных трансформаций, а также прогнозирования и предотвращения возможных негативных социальных явлений. Выводы и обобщения диссертационного исследования могут быть использованы специалистами, работающими в сфере прогнозирования социальных процессов, а также теми, кто занимается социальным управлением и разработкой социально-политических реформ. Теоретические и прикладные аспекты работы могут быть использованы в преподавании учебных курсов по социологии, социальной антропологии, социологии культуры, социологии личности, культурологии, религиоведению, политологии.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях на следующих конференциях: Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Гуманитарное знание глазами нового поколения: проблемы и пути решения» в рамках Всероссийской научно-технической конференции «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2007); Краевой научной конференции молодых ученых и студентов «Психолого-педагогические и социальные науки в подготовке кадров для инновационного развития Красноярского края: современные подходы и технологии» в рамках Всероссийской научно-технической конференции «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2008).

Основные положения диссертации опубликованы в 9 работах автора общим объемом 2,3 печатного листа, в том числе в двух статьях в изданиях, включенных в перечень периодических научных изданий, рекомендуемых для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и / докторских диссертаций ВАКа по социологии.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Основное содержание изложено на 148 страницах машинописного текста, включает 2 диаграммы и 13 таблиц. Список литературы содержит 215 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Анциферова, Татьяна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы автор формулирует следующие выводы:

1. Согласно структуре и модели массового сознания, вытекающих из методологического принципа минимального универсума, христианские ценности относятся к уровню массового бессознательного, который имеет в своем основании прошлый социальный опыт и выступает хранителем традиционных и родовых представлений, мифологем и архетипов.

2. Исследование свойств массового бессознательного позволило сделать вывод о том, что модели эволюционного развития социума закреплены в системе традиционных архетипов. В них заключены знания, социальный опыт и ценности, которые приобретались социальной общностью на этапе её историко - культурной и социальной эволюции. При этом, религиозные ценности существуют в массовом сознании социумов как культурная традиция, передающаяся через поколение посредством архетипических инвариантов (образов, символов, социальных мифов). Представляя собой энергийный компонент массового бессознательного, религиозные ценности/архетипы выступают основанием многих социосамоорганизационных социальных' процессов, происходящих в социуме.

3. Многомерная картина присутствия христианских ценностей в жизни российского социума обусловлена их универсальным архетипическим происхождением. В процессе исследования было установлено, что архетипические образы христианства (Бог-Отец; Иисус Христос; Дева Мария; Дьявол; Сатана) образуют на уровне массового сознания самоорганизующуюся систему ценностей, зафиксированных в ортодоксальных теологических доктринах, заветах, апокрифических текстах, демонологической литературе, теологии и соответствующих эволюционным/инволюционным моделям развития социума. В соответствии с методологическим принципом минимального универсума, ценности христианства на вещественноэнергетическом уровне образа представляют социальную направленность на удовлетворение биологических потребностей, инстинктивных влечений, материальных благ. На функционально-организационном уровне христианские ценности регламентируют правила групповой солидарности, порядок организационных отношений в социуме, условия функционирования структурных элементов социума (социальные институты), отражают убеждения относительно политических и идеологических предпочтений, отношение к власти и управленческим организациям. Информационный уровень ценностей связан с идеалами духовной жизни, христианскими представлениями о смысле жизни и праведном пути верующего.

4. Контент-анализ данных ассоциативного эксперимента показал, что образам христианства в сознании респондентов соответствует определенный комплекс архетипических ценностей и социальных потребностей. Так, архетипические ценности христианского Бога-Отца концентрируются на ориентациях: патернализм, комформность, этатизм и эгалитаризм. Сфера проявления этих ценностей в секулярном массовом сознании касается: взаимоотношения российского социума с социальными институтами власти,

I '4 - , управления и государства. Архетипические ценности Иисуса Христа ' и. Богоматери проявлены на вещественно - энергетическом уровне и соответствуют первичной архетипической матрице образов (Анима и Анимус). Они тесно связаны с ориентацией на гедонизм, нарциссизм, инфантилизм, романтизм, потребностью в любовных переживаниях. Архетипическая фигура Иисуса Христа также утвердила в сознании респондентов привлекательность «обожествленного» харизматического лидера, правителя, вождя, тяготение к «сильной руке» - царецентризм. Как показало наше исследование, в сознании респондентов архетип «мессии - царя» один из наиболее активных. В условиях интенсивных социально - политических трансформаций вполне закономерно усиление значимости преобразующего центра, лидера как выразителя коллективно - значимых ценностей.

5. Проведенный опрос респондентов - жителей Красноярского края подтвердил гипотезу о том, что христианские ценности оказывают существенное влияние на социально-политические ориентации массового сознания/бессознательного современного российского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Анциферова, Татьяна Николаевна, 2011 год

1. Адлер А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. - СПб. : Академический проект, 1997. - 256с.

2. Андреев A.A. Мир тропы очерки русской этнопсихологии Текст. / А. Андреев. Спб.: Тропа Троянова, 2000. - 153с.

3. Андреева JI.A. Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ Текст. / JL Г. Андреева // Общественные науки и современность. -2001.- № 4. С.85-102

4. Антонян Ю.М. Великая Мать: реальность архетипа Текст. / Ю.М. Антонян. М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 208с.

5. Ануфриев Е.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен Текст. / Е.А. Ануфриев, Л.В. Лесная // Социально-политический журнал.- 1997. №5. - С.24 - 32

6. Апокрифы древних христиан Текст. М.: Мысль, 1989. - 336с.

7. Арьес Ф. История ментальности Текст. / Ф. Арьес // История ментальности и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Институт всеобщей истории РАН, РГГУ, 1996. - С. 13-18 ,

8. Асмус В.Ф. Античная философия Текст. / В.Ф. Асмус. М. : Высшая школа, 2001.-400с.

9. Балабанова Е.С. Маргинальность в современной России Текст. / Е.С. Балабанова, М.Г. Бурлуцкая, А.Н. Демин. М.: МОНФ, 2002. - 208с.

10. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный феномен Текст. / Е.Г. Балагушкин // Социологические исследования. 1996. - №5. - С.90-100

11. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии Текст. / Т.С. Баранова // Социология: методология, методы, математические модели. -1993/94. №3-4. - С.55-64

12. Бачинин В. А. Евангельские ценности в гражданском обществе Текст. / В.А. Бачинин. М.: Алетейя, 2006. - 176с.

13. Бачинин В.А. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом Текст. / В.А. Бачинин. М.: Алетейя, 2005 -451с.

14. Бачинин В.А. Постмодернизм и христианство Текст. / В.А. Бачинин // Общественные науки и современность. 2007. - № 4.-С.162- 171

15. Бачинин В.А. Российская политическая реальность сфера действий Бога и людей / В.А. Бачинин // Интернет - газета «Протестант» Электронный ресурс. - 2007. - 23 октября. - Режим доступа: http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/sociology/1547

16. Бачинин В.А. Христианская мысль: Библия и культура. Христианская социология и антропология Текст. / В.А. Бачинин. Т.VIII. - СПб. : Новое и старое, 2006. - 118с.

17. Беглова A.JI. Христианство, культура и нравственные ценности Текст. / A.JI. Беглова, Е.С. Токарева, Н.Т. Энеева. М.: Аспект Пресс, 2008. - 332с.

18. Бердяев H.A. Душа России Текст. /H.A. Бердяев // Русская идея. М.: Алтейя, 1992. - С.295 - 304.

19. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни, ' Текст. / В.И. Болгов // Социологические исследования. 2003. - №2. - С.28-39

20. Бреннер А. Психология привлекательности фашизма / А. Бреннер // Наука лидерства Электронный ресурс. 2007. - 13 декабря. - Режим доступа? http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=3360

21. Буданов В.Г. Ритмокаскадная модель будущего России Текст. / В.Г. Буданов // Национальная идентичность России и демографический кризис. Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Наука-Эксперт, 2007. - С. 694-705

22. Буданов В.Г. Синергетическое моделирование сложных систем, и практическая философия Текст. / В.Г. Буданов // Философские науки. -2007. №5. - С.57-66

23. Булгаков М.П. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви Текст. / М.П. Булгаков. М.: Директмедиа Паблишинг,2008 - 366с.

24. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии Текст. / М.И. Буянов. М.: Просвещение, 1986. - 208с.

25. Вызов Л.Г. Первые контуры «постпереходной эпохи» Текст. / Л.Г. Бызов // Социологические исследования. -2001. №4. - С.З - 15

26. Вакулова Т.С. Национальная экономическая ментальность в эпоху рыночных реформ Текст. / Т.С. Вакулова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. - №1. - С.72 - 85

27. Василенко И.А. Российская политическая культура архетипическое и сакральное в горнилах модернизации Текст. / И.А. Василенко // Трибуна русской мысли. 2003. - №6. - С.90 - 101

28. Васильев С.С. Мифологизация массового сознания к вопросу о философии и методологии исследования проблемы / С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль Электронный ресурс. —-Режим доступа: http://hist-edy.ni/book/l2009/3.php

29. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации Текст. / В.В. Василькова. СПб.: Лань, 1999. - 480с.

30. Ваторопин A.C. Перспективы секуляризма и религии в эпоху постмодерна Текст. / A.C. Ваторопин // Общественные науки и современность. 2002. -№2.-С. 136-145

31. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Библиотека Гумер Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/VebPrEt/index.php

32. Великанова О.В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и советская Россия Текст. / О.В. Великанов // ОНС. 1997. - № 6. - С.З 8-46

33. Велькер M. Христианство и плюрализм Текст. / М. Велькер. М. : Республика, 2001. - 208с.

34. Визгин В.П. Ментальность, менталитет Текст. / В.П. Визгин // Современная западная философия: Словарь. М. : Политиздат, 1991. -С.175 - 180

35. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов A.B., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций Текст. Ростов-н/Д, 2000. - 511 с.

36. Волконский В.А. Духовная драма современной России Текст. / В.А. Волконский // Экономическая наука современной России. 2000. - № 3-4. -С.119-134

37. Воронцова JI.M. Религия в современном массовом сознании Текст. / JI.M. Воронцова, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман // Социологические исследования. -1995. -№11.-С.81- 91

38. Востриков C.B. Дьявольская кухня нацизма Текст. / C.B. Востриков // Социологические исследования. 2005. - № 5. - С. 22-30

39. Выдающиеся подхалимские изречения о Путине // Власть. 2007. - №50 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=839038

40. Гаврилина Е.Г. Понимание: предметно-логический и культурно-исторический аспекты Текст. / Е.Г. Гаврилина : афтореф. на соиск. учен, степени канд.фил. наук. Иваново, 2007 - 24 с.

41. Гаврилюк В.В., Трихоз H.A. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) Текст. / В.В. Гаврилюк, H.A. Трихоз // Социологические исследования. 2002. - №1. - С. 96-105.

42. Гараджа В.И. Социология религии Текст. / В.И. Гараджа. : учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М. : ИНФРА-М, 2005.-348с.

43. Гершунский Б.С. Менталитет и образование Текст. / Б.С. Гершунский. М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 144с.

44. Голенкова З.Т. Маргинальный слой: феномен социальной стратификации Текст. / З.Т.Голенкова, Е.Д. Игитханян, И.В. Казаринова // Социологические исследования. 1996. - №8. - С. 12 - 17

45. Гордиенко Ю.Ф. Проблема выбора в трансформирующемся обществе Текст. / Ю.Ф.Гордиенко. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. С. 63-68.

46. Григорьев С.И. Основы неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже ХХ-ХХ1 веков Текст. / С.И. Григорьев, А.И. Субетто. М: Русаки, 2000.- 208 с.

47. Григорьев С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека Текст. / С.И. Григорьев // Социологические исследования. -1997. №12. - С.6-12

48. Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли Текст. / М.Н. Громов,, В.В. Мильков. М. : Русский Христианский Гуманитарный Институт, 2003. - 960с.

49. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии Текст. / С. Гроф / Пер. с англ. М.: ГНИ, 1993. - 504 с.

50. Грошев И.В. Экономические реформы России через призму русской ментальности Текст. / И.В. Грошев // Социально-гуманитарные знания. -2001. № 6. - С.25-46.

51. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования Текст. / Б.А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

52. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественногомнения: Очерки массового сознания россиян времен Хрущева,

53. Брежнева, Горбачева и Ельцина: В 4 кн. Кн. 1: Эпоха Хрущева. / Ин-т153философии РАН, Ин-т социологии РАН, Служба изучения обществ, мнения "Vox Populi". М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 619 с

54. Гуцал А.Ф. Портрет политического лидера в историческом интерьере / А.Ф. Гуцал, C.JI. Недбаевский // Стратепчна панорама Электронный ресурс. -1999. №1-2. - Режим доступа: http://www.niurr.gov.ua/ru/publication/methodology/90914portret.htm

55. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому Текст. / Н.Я. Данилевский. М.: Институт Русской цивилизации, 2008. - 816с.

56. Даурли Д. К.Г. Юнг и христианство Текст. / Д. Даурли, Э. Эдингер, 3. Зеленский.-СПб.: Академический проект, 1999 -287с.

57. Де Моз Л. Психоистория Текст. /Л. Де Моз/ Пер. с анг. М. : Феникс,2000 -512с.о

58. Десницкий А. Священство и царство в российском общественном сознании Текст. / А. Десницкая // Континент. 2000. - №104. - С.248 - 278

59. Дешнер. К. Криминальная история христианства Текст. / К. Дешнер. М. : Терра, 1996. - 462с.

60. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) Текст. / А. У. Донини // Пер. с итал. М.: Политиздат, 1979. - 341 с.

61. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение Текст. / Э. Дюркгейм / Пер. с фр. М.: Канон, 1995. - 352 с.

62. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни Текст. / Э. Дюркгейм// Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1996 -С.111-145

63. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации Текст. / Т.И. Заславская. М.: Дело, 2004.- 397с.

64. Иванов М.А. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса Текст. / М.А. Иванов, Д.М. Шустерман. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 400с.

65. Ирхин Ю.В. Проблема теории и психологии политики Текст. / Ю. В. Ирхин, Е.А. Котеленец, Д.Е. Слизовский. М. : РУДЫ, 1996. - 219с.

66. История меитальностей, историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах Текст. М. : РГТУ, Институт всеобщей истории РАН, 1996. - 255с.

67. Иудин A.A. Создание бренда на основе архетипов / A.A. Иудин // Исследования группы компаний «Деловая этика» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=l 180

68. Кантор В. Россия: трудный путь к цивилизации. Исторические очерки Текст. / В. Кантор. М.: РОССПЭН, 1997. - 480с.

69. Капустин B.C. Введение в теорию социальной самоорганизации Текст. / B.C. Капустин. М. : РАГС, 2003 - 135с.

70. Кармадонов O.A. Семантика политического пространства: опыт кросскультурного транссимволического исследования Текст. / О. А. Кармадонов // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. -Т.1. - №4. - С. 78-93

71. Карпухин О.И. Самооценка молодёжи как индикатор её социокультурной * идентификации Текст. / О.И. Карпухин // Социологические исследования.- 1998.-№ 12. С.89-94.

72. Касьянова К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова. -М. : Институт национальной модели экономики, 1994. 267с.

73. Князева E.H. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса Текст. / E.H. Князева. М. : Институт философии РАН., 1995. -228с.

74. Князева E.H. Синергетический вызов культуре Текст. / E.H. Князева. М. : Прогресс-Традиция, 2000. - С.244.

75. Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения Текст. / Г.И. Козырев // Социологические исследования. 2005. - №3. - С.113-119

76. Колесников А. Новая русская идеология. Хроника политических мифов

77. Текст. / А. Колесниов, А. Привалов. М. : ГУ-ВШЭ, 2001. - 384с.155

78. Косарев В.В. От язычества к монотеизму Текст. / В.В. Косарев // Общественные науки и современность. 2001. - №1. - С.175 - 182

79. Костюк К.Н. Архаика и модерн в российской культуре Текст. / К.Н. Костюк // Социологический журнал. 1999. - №3. - С.29-49

80. Кочетков А. Какой президент нужен России? Текст. / А. Кочетков // Власть. 1993. - № 3 - С. 28-35.

81. Кравченко С.А. Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей. / С.А. Кравченко // Социологические исследования Электронный ресурс. Режим доступа: Ьир://роН1.5рЬ.ш:8101/а11.рЬрЗ?гиЬ=1 18&1а=10358

82. Краснов М.А. Персоналистский режим в России: Опыт институционального анализа Текст. / М. А. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2006. - 148с.

83. Краткий словарь по социологии Текст. М.: Политиздат, 1988. - 477 с.

84. Крахмальникова З.А. Зачем еще раз убивать Бога? Он все равно воскреснет. Заметки о крушении «третьего Рима» Текст. / З.А. Крахмальникова // Мир России. 1995. - Т. 4.- № 1. С.124-158

85. Кубланов М. Новый Завет. Поиски и находки Текст. / М. Кубланов. М. : Наука, 1968.-232с.

86. Кукса Л. П. Интегральная социология. В 6 кн. Книга первая. Предметная область и её философско-теоретическое обоснование Текст. / Л.П. Кукса. Новосибирск, 2004. - 380 с.

87. Культурология. XX век. Словарь Текст. СПб. : Университетская книга, 1997.- 483с.

88. Куракина О.Д. Христианская антропология: социально политический аспект Текст. / О.Д. Куракина // Региональные социологические школы на пороге XXI века. Красноярск, 2001 - С. 86-96.

89. Кучер О.Н. Христианство. История и современность Текст. / О.Н. Кучер. -М.: Торсинг, Феникс, 2007 320с.

90. Лапин Н.И., Беляева Л. А. Динамика ценностей населения реформируемой России Текст. /Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 224 с.

91. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России Текст. / Н.И. Лапин // Социс. 2003. - № 6. - С. 78-87.

92. Лапин Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций Текст. / Н.И. Лапин //Мир России. 2000. - Т.1Х. - №3. -С.3-47

93. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей в России Текст. / Н.И. Лапин // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3-16.

94. Лапкин В.В. Ценностные размежевания и социально-политическая дифференциация в современной России Текст. / В.В. Лапкин, В.И. Панин // Мировая экономика и международные отношения. 2000. - № 4. - С.55 -78

95. Лебедева Н.М. Архетип личности в русской культуре / Н.М. Лебедева // Трибуна русской мысли. 2003. - №6. — С.101 - 113

96. Лебон Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон / Пер. с фр. М: Социум, 2010.-400с.

97. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. /Л. Леви Брюль / Пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 602с.

98. Леви-Стросс К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Стросс / Пер. с фр. М: Республика, 1994. - 384с.

99. Леви-Стросс К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс / Пер. с фр. М.: Наука, 1983. -536 с.

100. Лещинский А.Н. Христианство в России на рубеже веков: состояние и социальное измерение Текст. / А.Н. Лещинский // Россия. Духовная ситуация времени. 2000. № 1-2. С. 218-225.

101. Лисовский В.Т. Отцы и дети за диалог в отношениях Текст. / В.Т. Лисовский //Социологические исследования. - 2002. - № 7. - С. 111-117.

102. Лихачев Д. С. Раздумья о России Текст. / Д. С. Лихачев. СПб: ЛОГОС, 2001.- 654с.

103. Логунова O.A. Социокультурные ценности и нормы в современной России Текст. / O.A. Логунова // Человек и общество: тенденции социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. Выпуск 1. С-Пб.,1997. С. 149-150.

104. Лотман Ю.М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры Текст. / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. -Таллинн. : Александра, 1993. - С. 345-355

105. Лубский A.B. Какова связь между российской государственностью и русским культурным архетипом? Текст. / A.B. Лубский // Культурология в вопросах и ответах. -М. : Гардарики, 1999. С. 153 -158

106. Маленко С.А. Архетипические образы и родовая среда осуществления сознания. Монография Текст. / С.А. Маленко. Новгород : Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006 - 207с.

107. Маленко С.А. Архетипические основания бытия ноосферы / С.А. Маленко^ А.Г. Некита Электронный ресурс. Новгород : Новгородский Гос. Ун. им. Ярослава Мудрого, 1999. - Режим доступа: http://www.novsu.ru/doc/study/msa3/?id=6309

108. Маленко С.А. К проблеме сравнительно исторического изучения понятия «архетип» Текст. / С.А. Маленко // Вестник Новгородского государственного университета, - 2006. - №36. - С.11 - 15

109. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Кн. 1. -Тбилиси: Морани, 1991. С. 71-138.

110. Мациевский Г.О. Роль этнокультурных традиций в историческом развитии России Текст. / Г.О. Мациевский, С.П. Тишининов // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Т. 2, ч. 2. М. : Наука, 2004. - С.190-192.

111. Мень А. В поисках Пути, Истины и жизни Текст. /А. Мень// Историярелигии в 7т. Т.1. - М. : Форум - Инфра, 1997. - 215с.158

112. Методология синергетики в постнеклассической науке Текст. // Грани познания: Наука, философия, культура в XXI веке. М.: Наука, 2007, с. 157198

113. Михайлов В.В. От разобщенности к единству многообразия Текст. / В.В. Михалов //Социологические исследования. 1991. - № 6 .- С. 137-141

114. Михайлова И. Г. Архетип как феномен социального Текст. / И.Г. Михалова // Мир психологии, 2005. - №3. - С.177 - 175.

115. Моисеева П.А. Менталитет и национальный характер Текст. / В.И. Моисеева, В. И. Сороковикова // Социологические исследования. 2003. -№ 2. - С.45-55.

116. Монастырская И.А. Проблема архетипов в русской культуре / И.А.U

117. Мостовая И.В. Архетипы и ориентиры российской ментальности Текст. / И.В. Мостовая, А.П. Скорик // Политические исследования.- 1995- №4 С. 69-76

118. Назаров М.В. О православном отношении к власти Текст. / М.В. Назаров //

119. Трибуна русской мысли. 2003. -№8. - С.52 - 56159

120. Невирко Д.Д. Социология человека: от классических к постнеклассическим подходом Текст. / Д.Д. Невирко, В.Г. Немировский. М. : ЛИК, 2008. -304с.

121. Немировский В.Г. Массовое сознание и массовое бессознательное как объект постнеклассической социологии Текст. / В.Г. Немировский // Социологические исследования. 2006. - №3. - С.13-19

122. Немировский В.Г. Общая социология Текст. / В.Г. Немировский. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 329с.

123. Немировский В.Г. Тайные организации в контексте социальных изменений. Постнеклассический подход: монография Текст. / В.Г. Немировский. -Красноярск: РИОКрасГУ, 2006.-273с.

124. Немировский В.Г., Немировская A.B. Социокультурный портрет Красноярского края Текст. / В.Г. Немировский, А.В.Немировская // монография. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России, 2010.-263 с.

125. Нестерова С. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян// Политические исследования Текст. / С. Нестеров, В. Сибирко. 1997. - № 6. - С.73-79

126. Нетухов В.В. Политические ценности и поведение среднего класса Текст. / В.В. Нетухов // Социологические исследования. 2000. - № 3. - С. 78-83

127. Никольский Н.М. История русской церкви Текст. / Н.М. Никольский. М.: Политиздат, 1983. - 448с.

128. Новейший философский словарь Текст. М. : Книжный дом, 2003. -1280с.

129. Норман Г. Ответы критикам Библии Текст. / Г. Норман, Т. Хоу. М. : Библия для всех, 2006. - 488с.

130. Ольшанский Д.В. Трансформация человеческого сознания: (от мегамашины тоталитаризма к демократическому обществу) Текст. / Д.В. Ольшанский //Полис. М., 1991.-JVo3.- С. 53-66.

131. Ольшанский В.Б. Личность и её социальные ценности Текст. / Д.В. Ольшанский //Социология в СССР. В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1965. - С. 30-49.

132. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике Текст. / Д.В. Ольшанский.- М.: Прин-Ди, 1995. 238 с.

133. Ольшанский Д.В. Психология масс Текст. / Д.В. Ольшанский. СПб.: Питер, 2001.-363 с.

134. Орбели Р.А Христианская социология Текст. / P.A. Орбелли //Социологические исследования. 1993.- № 1. - С.139-147

135. Парсонс Т. Система современных обществ Текст. / Т. Парсонс / Пер.с анг. -М.: Аспект пресс, 1997. -237с.

136. Паутова Л. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения /Л.А. Паутова // Социология: 4M Электронный ресурс. 2007. - №24. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/4M/24/Pautova.pdf

137. Пейкова З.И. Апостасия как фактор дестабилизации общества Текст. / З.И. Пейкова //Социологические исследования. -2001. № 4.- С. 64-70

138. Платковский В.В. Харизма политического лидерства Текст. / В.В. Платковская //Социологические исследования. -2002. -№ 3 .- С.121-130

139. Платонов Ю.П. Психология национального характера Текст. / Ю.П. Платонова. М.: Академия, 2007 - 240с.

140. Пуляев В.Т. Социальные ценности в системе российской национально-государственной идеологии Текст. / В.Т. Пуляев, Н.В. Шаляпин // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 5. - С. 69-79.

141. Райх В. Психология масс и фашизм Текст. / В. Райх / Пер.с анг. М.: ACT; Мидгард, 2004 - 544с.

142. Рассел Б. История западной философии Текст. /Б. Рассел. Ростов н/Д: Феникс,2002. - 992с.

143. Рассел Д.Б. Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства Текст. / Д.Б. Рассел. Спб.: Евразия, 2001. - 371с.

144. Рациональность иррационального: Сб. ст. Текст. / Под ред. В.И. Колосицына. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1991.-242 с.

145. Редель А.И. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу Текст. / А.И. Редель // Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 5. - С. 24-39

146. Резник Ю.М. Социальная антропология как научная дисциплина Текст. / Ю.М. Резник // Социологические исследования. 1997. - №5. - С. 100 - 111

147. Ренан Э. Жизнь Иисуса Текст. / Э. Ренан / Пер. с фр. М. : Терра, Вся Москва, 1990. - 492с.

148. Ренан Э. Христианская Церковь Текст. / Э. Ренан / Пер. с фр. М.: Терра, 1991.-304с.

149. Розин В.М. Культурология Текст. / В.М. Розин. М.: Гардарики, 2005. -462с.

150. Розов М.А. Научное знание и механизмы социальной памяти Текст. / М.А. Розов // Научный доклад на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: МГУ, 1990. - С.8-18.

151. Романов В.Л. Историческая память населения России: состояние, тенденции развития Текст. / В.Л. Романов // Вестник социологического центра РАГС. 2002. - № 1-2. -С.З5-72

152. Ромашкина Л.Ф. Формирования и функционирование имиджа политического лидера Текст. / Л.Ф. Ромашкина : афтореф. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. М, 1995 - 18 с.

153. Рудник М. Проповедь евангелия через века и страны История евангельского христианства / М. Рудник // Библиотека Гумер Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/HistoryChurch/rudn/03.php

154. Самсонова Т.Н. Российские реформы и колебания национального сознания Текст. /Т.Н. Самсонова //Социально-политический журнал. 1998. -№26. -С. 36-44.

155. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории Текст. / И.С. Свенцицкая. М.: Издательство политической литературы, 1989. - 336с.

156. Свод Законов Российской Империи // Классика Российского права Электронный ресурс. Режим доступа: http://civil.consultant.ru/code/

157. Сикевич З.В. Социальное бессознательное Текст. / З.В. Сикевич, O.K. Крокинская, Ю.А. Поссель. СПб.: Питер, 2005. - 267 с.

158. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: социологический очерк Текст. / З.В. Сикевич. М.: Механик, 1996. -204 с.

159. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений Текст. / З.В. Сикевич. СПб.: Михайлова В.А., 1999. - 203с.

160. Социология: Энциклопедия Текст. -М.: Книжный дом,2003. 312с.

161. Спенсер Г. Синтетическая философия Текст. / Г. Спенсер / Пер. с анг. -Киев: Ника-Центр, 1997.-512с.

162. Степанова JI.A. Социальная символика России Текст. / JI.A. Степанова // Социологические исследования. 1998. - №7. - С.90 - 100

163. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология Текст. / Т.Г. Стефаненко. М. : Аспект Пресс, 2004. - 368с.

164. Субетто А. И. Разум и Анти-Разум Текст. / А.И. Субетто. СПб. : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. - 148с.

165. Субетто А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие Текст. / А.И. Субетто. М. : Исследоват. центр, 1994. - 168с.

166. Субетто А.И. Социальная Ноосферная квалиметрия в системе Неклассической социологии / А.И. Субетто // Академия Тринитаризма Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/00 lb/00161323 .htm

167. Субетто A.C. Ценности в системе общественного интеллекта. «Ценностнаявойна» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации.

168. А.И. Субетто // Академия Тринитаризма Электронный ресурс. Режимдоступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001 а/00120111 .htm163

169. Тайлор Э.Б. Первобытная культура Текст. / Э. Б. Тайлор / Пер. с анг. М. : Политиздат, 1989. - 573с.

170. Тин Р. Религия и политическая культура в современной России Текст. /Р. Тин //Общественные науки и современность. 1992. - № 4. - С. 67-72

171. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного психотехника и трансперсональные состояния Текст. / Е.А. Торчинов. СПб: Петербургское Востоковедение, 1998 - 544с.

172. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики Текст. / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. - M., 1998.-№ 1 .-С. 21-35.

173. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа Текст. / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. 2001. - № 6. - С. 16-27.

174. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек Текст. / Ж.Т. Тощенко. М., Гардарики, 2001. - 398 с.

175. Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения Текст. / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. 2004. - № 9. - С. 22-29.

176. Туманов С. В. Современная Россия: массовое сознание и массовое развитие (опыт интегративного анализа) Текст. / C.B. Туманов. М. : МГУ, 2000. -358 с.

177. Турченко В.Н. Классическая и неклассическая наука: парадоксы и парадигмы Текст. / В.Н. Турченко // Образование в Сибири. 2008. - №15. -С.6-12

178. Узланер Д.А.Эволюция взглядов К.Г. Юнга на христианство и феномен национал социализма Текст. /Д.А. Узланер //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2007. - № 3. - С. 76-96

179. Уледов А.К. Духовное обновление общества / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1990.-334 с.

180. Учение об Антихристе в древности и средневековье Текст. М.: Алетейя, 2000. - 528с.

181. Федоровских A.A. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф-религия-идеологияТекст. /A.A. Федоровских: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 2000. - 20 с.

182. Фенько А.Б. «Земля» и «Огонь» архетипы русского сознания Текст. / А.Б. Фенысл//Социологическиеисследования, 1996. -№10 -С. 110-117

183. Филатов С.Б. Религия и политика в массовом сознании Текст. / С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман // Социологические исследования. 1992.- № 7. - С. 3-12

184. Фищбейн Н.В. К.Г. Юнг об архетипах как основе понимания сознательной деятельности человека Текст. / Н.В. Фищбейн // Социально-политический журнал. -1998. № 6.- С. 241-245.

185. Фрезер Дж. Золотая ветвь /Дж. Фрейзер/ Пер.с анг. // Библиотека Гумер Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Relig/Frezer/index.php

186. Фрейд 3. Введение в психоанализ Текст. / 3. Фрейд / Пер.с анг. М.: Наука, 1995.- 456с.

187. Фрейд 3. Психология бессознательного Текст. / 3. Фрейд / Пер.с анг. -СПб.: Питер, 2002. 400с.

188. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность Текст. /Ю. Хабермас / Пер.с нем. М.: Наука, 1992. — 176 с.

189. Хевеши М.А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы Текст. / М.А. Хевеши // Философские науки. 2001. -№2.-С. 5-17.

190. Хоружий С.С. Православная аскеза ключ к новому видению человека//

191. Азбука Веры Электронный ресурс. Режим доступа:165http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/horuzhiyjpravoslavnayaaskeza01 -all.shtml

192. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние Века. Возрождение Текст. /Авт.-сост. Л.И. Яковлева. М.: ООО Атсрель, ООО Act, 2003 - 800с.

193. Черносвитов П.Ю. Герои нашего времени, или об особенностях национальной ментальности Текст. / П.Ю. Черносвитов // Человек. 1999. -№6.-С. 108-114.

194. Чинакова Л.Н. К вопросу о менталитете русского народа Текст. / Л.Н. Чинакова //Социологические исследования. 1999. - № 12. - С. 49-56.

195. Чистяков И.О. Проблема демократии и федерализм в первой советской, конституции Текст. / И.О. Читяков. М.: Московский институт, 1977 -216с.

196. Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг/Пер с нем. СПб.: Наука, 1998.-518с.

197. Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера Текст. / Е.Б. Шестопол // Политические исследования. 1997. - № 6. - С. 57-73.

198. Шестопал Е.Б. Этнические стереотипы русских Текст. / Е.Б. Шестопол, Г.О. Брицкий, М.В. Денисенко // Социологические исследования. 1999. -№ 4 - С. 62-70.

199. Шихирев П.Н. Общественный идеал как объект социально-психологических исследований / П.Н. Шихирев // Социально-психологические и нравственные аспекты личности / Под ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович, М., 1988.-С.30-36.

200. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен Текст. / Б.П. Шулындин // Социологические исследования, 1999. №12. - С.50-53

201. Элбакян Е.С. Российская интеллигенция: ментальность и архетип / Е.С. Элбакян // Национальные интересы Электронный ресурс. 2004. - №2. Режим доступа: http://www.nijournal.ru/archive/52ab0058/0f2c52b8/95041ca6/e0673b9a/

202. Элиаде М. История веры и религиозных идей Текст. : в 3 т. Т.2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства / М. Элиаде / Пер. с фр. М. : Критерион, 2002 - 512с.

203. Эрриен Э. Путь четырех дорог. Архетипы воина, учителя, целителя и видящего Текст. / Э. Эрриен. Киев.: София. 2003 . - 206 с.

204. Юлаев Д.В. Бессознательное и картина мира: сущность и структура взаимодействия: дис. .кан.филос.наук Текст. / Д.В. Юлаев; Пермский государственный университет. Пермь. - 2006. - 180с.

205. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов Текст. / К.Г. Юнг/ Пер.с нем. -Киев.: Гос. библ. Украины для юношества, 1996. 384 с.

206. Юнг К.Г. Ответ Иову Текст. / К.Г. Юнг / Пер. с нем. М. : Канон, 1995. -237с.

207. Юнг К.Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге мертвых» Текст. / К.Г. Юнг / Пер. с нем. // Тибетская книга мёртвых. Спб. : Изд-во Чернышева, 1992. -С. 8 -18

208. Юнг К.Г. Психология бессознательного Текст. / К.Г. Юнг/Пер. с нем. М.: ACT: Канон+, 1998. - 399 с.

209. Яблоков И.Н. Основы религиоведения / И.Н. Яблоков // Библиотека Гумер Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/VebPrEt/index.php

210. Braud W., Anderson М. Transpersonal research methods for the social sciences: Honoring human experience. Thousand Oaks, С A, SAGE Publication, Inc., 1998. 321 p.

211. Garfinkel H. Studies of ethnomethodology. Englewood Cliffs, N.Y. Prentice-Hall, 1967.

212. Jones E.E., Gerard H.B. Foundations of social psyhology, N. Y., Wiley &Sons Inc., 1967.

213. Mead G.H. Mind, self, society. From the standpoint of a behaviors.Chicago. Chicago University Press, 1934.

214. Mead M. National character // Anthology Today / A.L. ICroeber (ed.) Chicago: University of Chicago Press, 1953

215. Представления респондентов о христианском образе Бога-Отца

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.