Влияние культуры Византии на становление отечественной духовности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Катина, Таисия Дмитриевна

  • Катина, Таисия Дмитриевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 131
Катина, Таисия Дмитриевна. Влияние культуры Византии на становление отечественной духовности: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Тверь. 2007. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Катина, Таисия Дмитриевна

Введение

Глава 1. Культура Византии: этапы эволюции

Глава 2. Человек - мир - познание

2.1. Онтология и религия

2.2. Общество и человек

2.3. Учение о познании

2.4. Искусство

Глава 3. Византия и Русь - проникающие типы духовности 89 Заключение 123 Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние культуры Византии на становление отечественной духовности»

Актуальность исследования. Духовная культура - сложный феномен, конкретно исторически развивающая система ценностей, отражающая и детерминирующая социальное воспроизводство. Понимание сущности того или иного цивилизационного космоса невозможно вне рамок оценки значимых детерминант его становления.

Значение византийской культуры заключается не только в исключительных новациях духовной жизни, но и воздействиях на различные цивилизационые локалы. По уровню образованности Византия опережала Западную Европу. Она дала миру высокие образцы литературы, искусства, фундаментальной мысли, эстетического мышления. Византийская философия стала рубежным этапом формирования православного мира.

Особенности культуры Византии связаны с рядом влияющих на ее развитие факторов: оформление идеологии в полемике с язычниками, христианскими еретиками, исламом; развитие философии в контексте консолидации православной культуры.

Оценка влияния духовной культуры Византии существенна для понимания социокультурной эволюции России: властного механизма, религиозной жизни, культурных детерминант российского социума. Чтобы понять сегодняшнюю Россию, важно уловить особенности евразийского космоса, выявить содержание тех идейных источников, которые оказали влияние на развитие российского духовного строя.

Степень разработанности проблемы. Византийская традиция носит название святоотеческой. Важное значение для осмысления византийского наследия имеют памятники литературы, принадлежащие отцам церкви: церковная поэзия (Роман Сладкопевец) и гимнография, частично использующая народный язык, народные сказания. Данные литературные формы становятся ведущими в VII - первой половине IX в. Говоря о жанре речи, следует упомянуть творчество императора Юлиана («К царю солнца», «К Матери богов»). Церковный вариант жанра представлен произведениями Иоанна Златоуста.

В VII-IX вв. большую популярность приобретает жанр назидательного чтения, основу которого составляли жития святых. Во второй половине IV в. начинается подъем риторической прозы. Сходные тенденции намечаются и в поэзии, подготавливая появление в V в. эпиграммы. Виднейшим языческим ритором IV в. был Ливаний. Он выступил рьяным поборником муниципальных институтов. В его произведениях благоговение перед словом неразрывно связано с пафосом традиционной гражданственности («Жизнь, или О моей судьбе»).

История Церкви изложена у Афанасия Александрийского (III—IV вв.), автора «Жития преподобного отца нашего Антония» - биографии знаменитого ,египетского аскета. Написано произведение в форме послания. Эллинистическую модель научной прозы разработал Евсевий Кесарийский (III—IV вв.), создавший «Церковную историю». Центром церковной мысли и образования в IV в. стал каппадокийский кружок (по названию малоазийской провинции Каппадокии). Представители кружка стали ревнителями христианской веры. Ядро его образовали Василий Кесарийский, прозванный Великим, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, прозванный Богословом (его по праву называют отцом византийского классицизма). Деятельность каппадокийского кружка - вершина трансляции античной словесно-мыслительной культуры в христианской Церкви. Особую роль в историко-литературном развитии Византии играл цикл проповедей Василия Кесарийского на тему истории сотворения мира по библейской книге Бытия «Шестоднев». Эти проповеди, как ни странно, дали образец назидательного применения символически интерпретируемых былей о природе, животных (басни).

Автор опирался на широкий круг работ, в которых анализировались важнейшие проблемы влияния византийской культуры на отечественную традицию. В их числе труды: А.А.Кириллова, Г.Л.Курбатова (цивилизационные начала Византии); особенности византийской истории -М.Диль, Ф.И.Успенский; изыскания В.В.Зеньковского, С.А.Иванова, А.П.Каждана, А.П.Лебедева, И.П.Медведева, М.А.Поляковского, С.С.Хоружего, З.В.Удальцовой (сущностные черты византийской культуры), А.Г.Грабара (преемственность византийской культуры по отношению к античности); исследования Н.В.Пигулевского, Н.С.Трубецкого (влияние византийской культуры на цивилизационные локалы), А.И.Абрамова, С.С.Аверинцева, Г.К.Вагнера, Т.Ф.Владышевской, Г.Гачева, М.Н.Громова, Л.Н.Гумилева, Н.С.Козлова, Ю.М.Лотмана, Н.Тальберга (воздействие византийской традиции на формирование русской духовности), П.В.Безобразова, В.В.Бычкова, Е.Е.Володиной, В.Н.Лазарева, С.В.Полякова, Т.В.Поповой, Н.В.Суховой, М.Д.Шуткиной, Л.А.Фрейберга (характеристики византийского творчества).

Несмотря на имеющийся обширный пласт культурных памятников, аналитической литературы, связанных напрямую с византийской культурой, открытыми остаются синтетические философские исследования, в которых бы раскрывалось значение взаимосвязи исторических и социальных факторов, способствующих оформлению культурного строя Византии. Мало изученными остаются и проблемы влияния византийской культуры на становление духовной жизни России.

Объект исследования - сущность византийской культуры.

Предмет исследования - особенности византийской культуры и их влияние на эволюцию российской духовности.

Цель исследования - изучить сущностные составляющие византийской культуры и характер их влияния на отечественную духовность.

Задачи исследования:

- выявить составляющие византийской культуры;

- оценить влияние византийского наследия на формирование отечественной духовной традиции.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Эвристическую основу исследования составили принципы системного анализа, единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, культурологической, эстетической, социологической мысли, использовал труды российских и зарубежных ученых. В разработке поставленных в исследовании задач широко использовалось наследие классиков византийской, греческой, христианской, русской культуры.

Научная новина работы состоит в следующих полученных автором результатах:

- Выявлены составляющие византийской культуры. Продемонстрировано, что основания византийской культуры отличаются от этоса как западной, так и восточной культур (цивилизаций). Особенности культуры Византии заключаются в синтезе западной (римской) и христианской (восточной) традиций. Ценностные новации связаны с содержанием представлений о метафизике и человеке (отход от рационализма, стремление к целостности восприятия посредством нерациональных практик, идеал тождественности религиозного и мирского, построение ценностных приоритетов социальной жизни на началах гармоничного единения лица и государства - соборности; гуманизм в трактовке Божественной истины, предназначения человека), что определяет своеобразие в постановке и решении онтологических, гносеологических, социальных, религиозных (теологических) проблем.

- Оценено влияние византийского наследия на формирование отечественной духовной традиции. Культура Византии оказала сушественное влияние на складывание как отечественной социальности, так и духовности. Прямым наследием Византии выступали начала этатизма, соборности, заимствования восточной ветви христианства, ставшие ключевым фактором выстраивания отечественной духовности. В основе цивилизационной идентичности - идеалы имперскости, сильной государственности, предпочтение лица идеалам справедливости, социальной гармонии. Идея соборности как всеоткрытой любви оказала влияние на культурно-политическое единение русской земли, стала апологией православной веры, воспринятой от византийского этоса. Христианизация Руси способствовала упрочению идиом очищения души, смирения, человеколюбия, добротолюбия; приоритетами культурного этоса России стали идеалы человека, соборности, гуманизма, коллективного единения во имя Бога.

Теоретическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования имеют важное концептуальное, методологическое значение, позволяют уяснить сущность византийской культуры, природу российской духовности, принципы ее эволюции.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы в высшей школе при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по истории философии, социальной философии, теории и истории культуры; позволяют сформировать адекватную картину развития византизма и его влияния на складывание российской цивилизации.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на кафедре общегуманитарных наук Калужского филиала МГЭИ. Результаты исследования представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2006г.). По теме исследования автором опубликовано 5 статей общим объемом 2,5 п.л.

Структура исследования определяется целью, задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, насчитывающей 100 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Катина, Таисия Дмитриевна

Заключение

Византийская духовная мысль объединила мудрость Библии и мудрость Афин. Именно данное обстоятельство определило особенности византийского духовного наследия.

Византийская культура, несмотря на традиционализм и каноничность, - постоянно развивавшаяся культура, но не в упрощенно линейном понимании развития - от более простого или низкого к более сложному и высокому. Византийская культура началась фактически сразу с одного из качественных расцветов - VI век, эпоха Юстиниана, высочайший расцвет именно византийской культуры (София Константинопольская, или поэзию Романа Сладкопевца, или равеннские мозаики). Но это ранняя Византия, а для более поздних периодов в культуре - конечно, время XI-XII вв. и искусство палеологовского времени. Во всяком случае на древнерусское и южнославянское искусство наиболее сильное влияние оказало именно константинопольское искусство палеологовского периода.

В ортодоксальной культуре Византии существовало обращение к античной, библейской традициям. Византийская культура испытала мощное влияние античности.

Доминантой общественного сознания Византии являлось православное христианство. Инструментарий античных авторов, особенно неоплатонизма вовлечен в религиозно философские труды большинства христианских мыслителей Византийской империи. Византийская культура строилась на началах добротолюбия как божественной красоты. Опыт

Византии сыграл существенную роль в культурной эволюции стран Европы и Востока, становлении идей Ренессанса.

Византийской духовно-нравственной культуре свойственна синкретическая преемственность от античного и древнеближневосточного (библейского) наследия. В этико-философском наследии православных мыслителей Византии сформировалось представление о доминировании духовного начала над утилитарно-эгоистическим. Итог - признание внутреннего просветления, очищения от греховных (деструктивных) наслоений в психике человека, диалогу с Божеством. Представителями греческой патристики выражен творческий подход к духовной культуре, нацеленный на развитие потенциальных возможностей отдельного индивида. В восприятии социально-этических ценностей господствовало восприятие сквозь призму личностного космоса.

Византийская патриотическая традиция такова:

- Жизнь человека оценивалась как протекающая сквозь три призмы бытия: природную, социальную, религиозно-нравственную. Добродетель представляла скрепляющее социальную нравственность начало, которая сроилась на началах золотой середины - «царского пути».

- Добродетели рассматривались византийскими ортодоксами по принципу этических и даноэтических добродетелей, выработанных античными мыслителями. Признавался их христианский характер, направляющий все добродетели к одной цели - стремлению к Богу (теосис).

- Главными ценностями среди богословских добродетелей считались вера, надежда и любовь. В условиях традиционализма византийской культуры идеал «всевеликой мудрости», нравственного совершенства воплощался в «евангельской благодати заповедей христовых», где образец нравственного идеала выступал основой христианства.

- Критерием нравственного прогресса выступало возрастание добродетелей каждого верующего, личность которого нацелена на преображение внутреннего мира. Согласно византийской святоотеческой этике базой морального развития общества становилось духовное спасение (сотерион).

Существенные черты византийской святоотеческой традиции: свобода личности; универсальность; готовность к диалогу с инакомыслящими; стремление к синергизму - творческому подходу к чувствованию, желанию, действию. Идея соборности - всеоткрытой любви послужила культурно-политическому единению русской земли. Апология православной веры базировалась на византийском религиозном этосе.

Важнейшими началами византийского влияния на Руси являются: имперскость, государственность, предпочтение лицу идеалов справедливости и социальной гармонии. Христианизация Руси способствовала утверждению таких этических ориентаций, как религиозность души, смирение, человеколюбие, добротолюбие.

Специфические, уникальные особенности культурного этоса России, проявляющиеся в результате наследования византийской культуры, выразились в важнейших идеалах соборности, гуманизма, иррационализма, коллективного единения во имя Бога.

Порожденная византийской культурой православная культура еще продолжает существовать, включая в свой состав национальные культуры России, Греции, Грузии, Болгарии, Македонии, Сербии и некоторых других стран или этнических групп. И, как считал А.Тойнби, православная цивилизация может дать и уже дает существенные импульсы угасающей «постхристианской» западной цивилизации.

Византийская культура стала идейным и духовным мостом между мировой культурой в ее античной традиции и Россией. Влияние Византии сказалось в формировании уникальных ценностных ориентаций русской духовности, органично связанных с ценностными началами воспроизводства цивилизационного космоса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Катина, Таисия Дмитриевна, 2007 год

1. Абрамов А.И. Роль Византии и Болгарии в крещении Руси // Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. - с.78-91.

2. Августин Аврелий, Абеляр Пьер. Исповедь. История моих бедствий.-М.: Республика, 1992. -335с.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. -M.:Coda, 1997. —342с.

4. Алексидзе А.Д. Византийская литература XI-XII вв. — Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1989. — 182с.

5. Апресян Р.Г. Идея морали и базисные нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. - 348с.

6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. -382с.

7. Бородин О.Р. История географической мысли в Византии. СПб.: Алетейа, 2000.- 178с.

8. Бычков В. В. Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве // Вопросы истории и теории эстетики. -М.: МГУ, 1975. С. 129-145

9. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. - 407с.

10. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. М.: Наука, 1981.-325с.

11. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры, (sub specie aesthetica) Т.1 Раннее христианство. Византия. М.: Университетская книга, 1999.-575с.

12. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. -М.:Мысль, 1992. -637с.

13. Вейдле В.В. Россия и Запад // Вопросы философии. 1991. -№10.-С.63-71.

14. Византийские легенды. М: Наука, 2004. - 304с.

15. Византийская литература. М.: Наука, 1974. - 263с.

16. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. - 254с.

17. Василий Великий. Творения. М.: Паломник, 1993. - 4.1 - 345с. -4.2. - 358с. - 4.3. - 496с. - 4.4. - 404с.

18. Васильев А.А. История Византийской империи. — Спб.: Алетейя, 1998. —490с.

19. Володина Ольга. Музыкальная культура Византии. М.: Сретенский монастырь: Нов. Кн., 1998. - 126с.

20. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - 367с.

21. Гачев Г. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. 1994. №12. с.68-70.

22. Герцман Е.В. Музыкальная культура Древней Греции и Византии. СПб.: Веды, 1994. - 52с.

23. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной литургии. — М.: Современник, 1990,- 124с.

24. Григорий Богослов. Творения в 2-х тт. М.: Сергиева Лавра, 1994. -Т.1 680с.-Т.2.-596с.

25. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 285с.

26. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М.: Мысль, 1992. — 781с.

27. Диль Ш. Византийские портреты. — М.: Искусство, 1994. 446с.

28. Дамаскин И. Творения. Кн.1 М.:Мартис, 1994. - 352с.

29. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии: тексты. СПб.: Университетская книга, 1997. -183с.

30. Епифанович С. JI. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — М.: Мартис, 1996. 219с.

31. Жития византийских святых. — Спб.: Corvus, 1995. 544с.

32. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. — М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 1992. — 268с.

33. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. — М.: Республика, 1997. -367с.

34. Иванов В.И. Родное и вселенское. — М.: Республика, 1994. — 427с.

35. Иванов С.А, Византийское юродство. — М.: Междунар. отношения, 1994. — 234с.

36. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Изд-во Срет. монастыря, 2003. — 382с.

37. Иоанн Златоуст. Слава Богу за все. — М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2005. 312с.

38. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. — М.: Совр. Россия, 1985. —128с.

39. Каждая А.П. Византийская культура. — Спб.: Алетейя, 1997. — 279с.

40. Каждан А.П. История византийской литературы. — Спб.: Алетейя, 2002. — 528с.

41. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.: ЭКСМО пресс, 2000. Т.1.- 846с. - Т.2. - 814с.

42. Киприан, архим. (Керн), Антропология св. Григория Паламы. -Париж: YMCA-press, 1950. 449с.

43. Кириков О.И. Византийская культура. — Воронеж, 2001. — 34с.

44. Клибанов А.И. Крещение Руси: история и современность. М.: Знание, 1988.- 163с.

45. Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2004. -411с.

46. Культура Византии: В 3-х т. Т.2. - М.: Наука, - 1989. - 680с.

47. Курбатов Г.Л. История Византии. — М.: Высшая школа, 1984. — 207с.

48. Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. —329с.

49. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории восточно-византийской восточной церкви в IX, X, XI вв. — СПб.: Алетейа, 1998.306с.

50. Лебедев А.П. История Византии. М.: ДАРЪ, 2005. - 783с.

51. Лебедев Л. Крещение Руси. М.: Рус. Хронографъ, 2003. - 317с.

52. Левченко М.В. История Византии. М.: Соцэкгиз, 1940. - 264с.

53. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. — М.: Наука, 2006. —201с.

54. Лопарев Х.М. Описания некоторых греческих житий святых. -СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1897. 65с.

55. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. - 766с.

56. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524с.

57. Лосский В.Н. Очерки мистической истории богословия Восточной церкви. М.: СЭИ, 1991. - 287с.

58. Любарский Я. Н., Безобразов П.В. Две книги о Михаиле Пселле. -СПб.: Алетейа, 2001. 542с.

59. Максим Исповедник. Творения. М.: Мартис, 1993. - Кн.1 - 275с- Кн.2 286с.

60. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. — Спб.: Алетейя, 1997. —340с.

61. Мейендорф И.Ф. Византия и Московская Русь. Paris: YMCA-press, 1990.-442с.

62. На перекрестке цивилизаций. М. Весь мир, 2006. - 228с.

63. Памятники византийской литературы IX-XIVbb. М.: Наука, 1969.-463с.

64. Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия и славяне. JL: Наука, 1976.-240с.

65. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Рус. кн., 1993.-637с.

66. Полякова. С.В. Из истории византийского романа. М.: Наука, 1979.-200с.

67. Поляковская М.А. Общественно-политическая мысль Византии. -Свердловск: УрГУ, 1981. 81с.

68. Попова Т.В. Византийская народная литература. — М.: Наука, 1985. —272с.

69. Прокофьев Н.А. Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1988.-429с.

70. Пселл М. Хронография. СПб.: Алетейа, 2003. - 396с.

71. Розанов В.В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995. -558с.

72. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры. М.: Прогресс, 2001.-312с.

73. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. -606с.

74. Симеон В. Новый Богослов. Paris: YMCA-press, 1980. - 357с.

75. Соловьев B.C. Собр. соч. М.: Правда, 1989. - Т.1- 688с. - Т.2. -736с.

76. Тальберг Н. История христианской церкви. М.: Астра, 1991. -142с.

77. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М.: Мысль, 1974.-278с.

78. Тихомиров J1.A. Монархическая государственность. М.: Облиздат, 1998. -671с.

79. Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры (Этническая основа русской культуры) // Исход к Востоку. София, 1921. - С.86-103.

80. Удальцова З.В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. - 289с.

81. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в Византии. М.: Наука, 1974. -351с.

82. Успенский Ф.И. История Византийской империи IV-IX вв. М.: Мысль, 1996. - 827с.

83. Успенский Ф.И. История Визанйтиской империи XI-XV вв. М.: Мысль, 1997. - 829с.

84. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. — М.: Мысль, 2001. — 442с.

85. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. -378с.

86. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. — ParisrYMCA-press, 1988. —599с. 1

87. Фрейберг JI.A., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета IX-XV вв. М.: Наука, 1978. - 287с.

88. Хоружий С.С. Исихазм и история//Человек. 1991-.№ 4,5

89. Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия. М.: Христиан, лит., 1992.-230с.

90. Byzantine books and bookmen. Washington: Dumbarton Oaks center for Byzantine studies: Trustees for Harvard univ., 1975. - 109c.

91. Ciggaar K.N. Western travellers to Constantinople The West a. Byzantium, 962-1204 : cultural a. polit. Relations. Leiden etc.: Brill, 1996.-396c.

92. Dennes M. Le bapteme de la Russie Mille ans de foi chretienne. -Paris: Nouvelle cite, 1987. 222c.

93. Dionysius Areopagita. О mysticke teologii. Praha: Dybbuk, 2003. -292c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.