Константинопольские монастыри второй половины IX века как центры византийской художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ефремова, Юлия Вячеславовна

  • Ефремова, Юлия Вячеславовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 200
Ефремова, Юлия Вячеславовна. Константинопольские монастыри второй половины IX века как центры византийской художественной культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2006. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ефремова, Юлия Вячеславовна

Введение.

ГЛАВА I. Константинопольское монашество в контексте византийской культуры второй половины IX века.

1.1. Система монастырской организации как воплощение идеи иерархической упорядоченности культуры и мироздания.

1.2. Подвижническое служение монахов как восхождение к аскетическому идеалу человека в византийской культуре.

1.3. Духовно-нравственный облик константинопольского монашества и его влияние на культуру Византийской империи.

ГЛАВА II. Константинопольские монастыри как центры византийской художественной культуры.

II. 1 .Архитектура и символика храма в монастырском ансамбле.

П.2.Монументальная живопись и иконографическая программа.

II.3.Иконы в пространстве храма.

П.4.Искусство книги и книжная миниатюра.

11.5.Богослужебное пение как образец сакральной музыкальной культуры.

11.6. Синтез искусств в монастырской культуре.

ГЛАВА III. Иконологическая концепция культуры Византии.

III. 1. Парадигма византийской культуры.

III.2. Теория образа в культуре Византии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Константинопольские монастыри второй половины IX века как центры византийской художественной культуры»

Одним из главных центров средневековой художественной культуры была Византия - монархическое государство, сформировавшееся на территории Восточной Римской империи и просуществовавшее с конца IV до середины XV века.

Восточная Римская империя оказалась единственной преемницей античных традиций, но восприняла их «через новую идеологическую призму» [56, 5]. Византия первой дала миру художественную культуру, особенности и значение которой определяются в связи с восточно-христианской религией - православием. Художественная культура была включена в общую систему миропонимания и не мыслилась отдельно от неё, что объясняется нерасчленённым философско-религиозно-художественным мышлением ромеев, где религиозному аспекту принадлежала ведущая роль [56, 7]. Новая религия - христианство - вызвала своеобразное по своим темам и художественным принципам искусство — богословие в образах, которое по-новому открыло глубины бытия.

Вклад Византии в мировую художественную культуру огромен. Были созданы новые типы культовых зданий: купольная базилика и крестово-купольный храм; развивались различные виды живописи: монументальная (мозаика и фреска), станковая (иконопись) и книжная миниатюра; причём зарождение иконописи произошло на территории Восточной Римской империи. В эпоху Македонского Возрождения был создан самобытный византийский ансамбль, «полный синтез мозаик и фресок с архитектурой был в совершенстве достигнут именно византийскими мастерами» [145, 108].

Актуальность темы исследования. В связи с общей тенденцией актуализации культурологической проблематики в современной науке, особый интерес представляет византийская художественная культура константинопольских монастырей второй половины IX века для понимания сущности и особенностей культурного процесса средних веков в восточнохристианском регионе.

Уникальный синтетический тип мышления византийцев - философско-религиозно-художественный с опорой на православие — не имеет аналогов в мировой культуре и требует глубокой разработки всех его аспектов, их взаимодействия и взаимовлияния с позиций современной культурологии, что, несомненно, должно вылиться в ряд фундаментальных исследований. Посредством монастырской художественной культуры можно приблизиться к пониманию специфики данного типа мышления, и в рамках диссертации делаются определённые шаги в этом направлении.

Изучение типа мышления ромеев позволяет выйти на решение мировоззренческих проблем в истории мировой культуры. Понимание мировоззрения византийцев приобретает актуальность в процессе современного глобального осмысления мирового культурного наследия на рубеже XX - XXI веков.

Художественная культура Константинополя начала Македонского Возрождения оказала огромное влияние на культуру славянских стран, в особенности Древней Руси. С принятием христианства киевским князем Владимиром в 988 году, Русь получила возможность приобщения и конкретного «воплощения» художественных достижений византийских мастеров в области архитектуры, монументальной живописи, искусства книги, иконописи, богослужебного пения и декоративно-прикладного искусства. Изучение художественной культуры монастырей Константинополя даёт возможность для создания более целостной картины древнерусской культуры и глубинного понимания. процессов, происходивших в художественной жизни Древней Руси домонгольского периода. Аналогичная ситуация происходила в других славянских странах, принявших православие и испытавших в большей или меньшей степени влияние культуры Византии (например, Сербия, Македония, Болгария).

Осмысление единых истоков славянских культур региона Slavia orthodoxa приводит к пониманию особенностей развития богословия, литературы, науки и искусства славянских народов, а также процессов, происходящих в современной культуре славянских стран.

Развитие исторических событий в современном мире привело к тому, что православие переживает новый этап возрождения в конце XX - начале XXI столетий.1 В восточно-христианской художественной культуре возникают новые тенденции при опоре на классические византийские традиции. В этой связи, большой интерес представляет монастырская художественная культура Константинополя второй половины IX века, когда утверждается теория образа в богословии, крестово-купольный тип храма в архитектуре, иконографический канон и основы спиритуалистического стиля в изобразительном искусстве, то есть апогея развития византийской культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению византийской культуры, в особенности монастырской, в рамках истории, филологии, затем искусствоведения, зародился в Европе в XIX веке и активно проявлялся на протяжении всего XX столетия. Российская школа византиноведения (византинистики) занимает одно из достойных мест в современной науке. Во второй половине XX века сделаны первые шаги по изучению византийской культуры с позиций культурологии. Однако до сих пор, трактовка константинопольских монастырей второй половины IX века как центров византийской художественной культуры через понятие «образа» и утверждение концепции иконологии художественной культуры, не было предметом целостного анализа в культурологии, но определённые шаги в I этом направлении были сделаны. Отсутствие монографических исследований по данному вопросу обусловило выбор темы диссертации.

В России культурология как наука, интегрирующая и обобщающая все наиболее значимые сведения о человеке, обществе и культуре, активно развивалась в XX веке. Работы учёных, занимавшихся разработкой

1 Было отмечено патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. различных проблем и методов новой науки, а также художественной культуры, оказались необходимыми при создании концепции данной диссертации. Прежде всего, речь идёт о трудах С.С. Аверинцева [35; 36; 37; 38], А.Я. Гуревича [84; 85; 86], П.С. Гуревича [87], М.С. Кагана [101; 102], А.Я. Флиера [189; 190; 191; 192], А.И. Кравченко [117; 118], П.М. Бицилли [47; 48], В.П. Большакова [51] и М.М. Бахтина [44; 45]. По-видимому, точкой отсчёта в изучении художественной культуры в рамках культурологии, следует считать исследования М.М. Бахтина, в которых он выделил три системы культуры: мировоззренческо - познавательную, этическую и эстетическую [45, 22]. К последней он отнёс художественную культуру. В диссертации использовались культурологические исследования ведущих отечественных философов, культурологов и филологов — И.К. Кучмаевой [65; 124; 125; 127], М.Н. Громова [82; 83; 126], В.Н. Расторгуева и А.С. Панарина [162; 163; 164].

Разработкой проблем средневековой культуры и, в частности, византийской, в интересующем нас ключе занимались П.М. Бицилли [48], А. Грабар [79], А.Я. Гуревич [84], П.С. Гуревич [87] и С.С. Аверинцев [35; 38]. Истории и теории византийской культуры посвящены труды А.П. Каждана [103; 1044 105], З.В. Удальцовой [181], Е.Э. Липшица [140], Ш. Диля [92; 93], Д.Т. Райса [168], Р. Краутхаймера [120] и Ч. Уолтера [222].

В России существуют диаметрально противоположные точки зрения на византийскую художественную культуру - от «miserable Byzance» П.А. Чаадаева до возвышенных оценок К.Н. Леонтьева [136], причём взгляды исследователей во многом зависят от отношения к православию, через призму которого традиционно воспринимается культура Византии, что необходимо учитывать. В современной науке неизменными остаются общие положения: «византийская культура - это утончённая, изощрённая художественная система, сумевшая органично соединить в неразрывное целое традиции античной культуры и мировосприятия и христианство восточного (православного) толка» [108, 3].

Рассмотрению и анализу уникальных памятников и тенденций культуры Византии посвящено много работ. Изучением византийской художественной культуры, созданием различных методов и подходов к истории I восточнохристианского искусства, которые сохранили своё значение до настоящего времени и в большей или меньшей степени нашли применение в данной работе, занимались: Н.П. Кондаков [112; 113; 114; 115], В.Н. Лазарев [130; 131; 132], В.Д. Лихачёва [1444 145; 146], Г.К. Вагнер [62; 63], Н.И. Брунов [52; 53; 54], Д.Т. Райе [169; 221], К. Жоливе-Леви [97]. Современные учёные большое внимание уделяют взаимосвязи искусства с эстетикой, литургией, богословием и религией в целом, среди них наиболее выдающиеся разработки принадлежат В.И. Мартынову [151; 152], Е.В. Герцману [73; 74; 75], О.Е. Этингоф [202; 203], Г.С. Колпаковой [108; 109; 110], А.Л. Якобсону [205], A.M. Лидову [138; 139], Л.М. Евсеевой [95; 96], Н. Паттерсон-Шевченко [165], X. Бельтингу [46], Н. Хадзидакису [207], О. Демусу [90; 208; 209], Р. Краутхаймеру [214], К. Манго [215; 216], К. Вейцману [223; 224], Ч. Уолтеру [222] и Т. Мэтьюз [219; 220].

Огромное значение для данного исследования имеют труды по истории восточного монашества, церкви, христианства, православному богословию, литургии, эстетике и философии религиозного искусства, созданные Л.А. Успенским [182], Н.Д. Успенским [183; 184; 185], П.А. Флоренским [193], Р. Тафтом [177], А.П. Лебедевым [133; 134; 135], В.В. Лепахиным [137], И.И. Соколовым [175], В.В. Бычковым [56; 57; 59; 61], А.В. Карташёвым [106; 107], И.К. Языковой [204].

Справочная литература. На рубеже XX — XXI веков появилась целая серия справочных изданий по культурологии, что объясняется возросшим интересом к этому виду науки и дискуссионностью в определении основных её понятий. Среди большого количества трудов следует отметить «Большой толковый словарь по культурологии» Б.И. Кононенко [116], «Культурология: словарь» А.И. Кравченко [118], «Энциклопедический словарь по культурологии» под редакцией А.А. Радугина [201] и «Культурология:

Энциклопедический словарь» К.М. Хоруженко [196]. Среди прочих справочных изданий необходимо выделить трёхтомную энциклопедию «Христианство» под редакцией С.С. Аверинцева [197], представляющую фундаментальный свод статей по теории и истории христианской религии, а в числе последних - издание Д. Апостолос-Каппадоны «Словарь христианского искусства» [42], задуманный автором как базовый справочник для специалистов, занимающихся изучением истории художественной культуры, богословия, истории церкви и христианства. В настоящее время в России началось издание уникальной многотомной православной энциклопедии, охватывающей все основные тенденции, связанные с христианской религией.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является культурологическое исследование константинопольских монастырей второй половины IX века как центров византийской художественной культуры.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть учение об образе в византийской церкви на примере постановлений вселенских и местных соборов и трудов отцов церкви.

2. Раскрыть значение понятий «икона» и «иконичность», выявить их взаимосвязь.

3. Определить специфику монастырской художественной культуры через понятие «образ» и раскрыть понятие «иконология художественной культуры».

4. Показать положение константинопольского монашества времени правления Василия I и Льва VI в византийской культуре через ряд аспектов: систему монастырской организации, подвижническое служение и духовно-нравственный облик.

5. Выявить роль константинопольских монастырей в развитии художественной культуры византийской империи.

9 .

6. Охарактеризовать крестово-купольный тип храма, определивший дальнейшее развитие всей восточно-христианской художественной культуры, рассмотреть его символику, выявить связь между богослужением и иконами в пространстве храма.

7. Охарактеризовать искусство книги, указав на связь с основными тенденциями культуры исследуемого периода.

8. Выявить структуру византийского иконографического канона и рассмотреть формирование иконографической программы храма во втор. пол. IX века.

9. Представить монастырское богослужебное пение втор. пол. IX века как образец сакральной музыкальной культуры.

10. Рассмотреть синтез искусств в культуре монастыря.

Объектом диссертационного исследования стала византийская художественная культура второй половины IX века. Данный этап оказался поворотным в истории культуры Восточной Римской империи и сыграл фундаментальную роль в её последующем развитии. Во второй половине IX века выкристаллизовывается ядро культуры Византии и утверждается визуальная картина мира. Именно в это время «происходит перелом, логическим следствием которого была выработка классического византийского стиля» [130, 61]. Происходившие в культуре изменения ярче всего проявились в монастырях столицы, что обусловило обращение к подобной проблематике в рамках настоящей работы.

Предметом исследования стала художественная культура константинопольских монастырей периода правления первых императоров Македонской династии - Василия I (867 - 886 гг.) и Льва VI Мудрого (886 -912 гг.).

Начало Македонской династии положил Василий I, вступивший на престол в 867 году и правивший до 886, с 869 года его соправителем стал сын Константин. Василий предпринял шаги по усилению византийского влияния на Западе. Благодаря ему улучшились позиции Византии в Италии, были оговорены условия существования с папством, основан Далматинский фен и восстановлено владычество Византии на востоке Адриатики. Эти позиции были значительно ослаблены при преемнике Василия, императоре Льве VI Мудром. В 90е годы IX века противники вытеснили византийскую армию из Италии, в результате, были окончательно потеряны Сицилия и важный в военном отношении остров Мальта. На рубеже IX — X столетий арабы захватили и разграбили один из главных городов империи - Фессалоники и восточную часть Армении, а в 907 году киевский князь Олег совершил поход на Царьград, закончившийся заключением мирного договора. Период правления Василия I и Льва VI - время величайшего экономического процветания и выдающихся достижений в области культуры. Политическим центром страны являлся Константинополь (Царьград), ему же принадлежало ведущее место в культурном и художественном отношении.

Культуру второй половины IX века, как и эпоху Македонского Ренессанса в целом, характеризует «пафос возрождения» [108, 275]. В основе этого сложного процесса лежат две противоположные тенденции. Первая связана с возрождением иконы и утверждением иконопочитания, вторая - с обращением к античному наследию. Центральной фигурой этого периода стал патриарх Фотий (820 - 897 гг.). При Фотии активно создавались новые иконы, но особое место отводилось возрождению старых образов, разрушенных иконоборцами, что привело к своеобразному «ренессансу» художественной культуры ранневизантийского периода. Например, было восстановлено изображение Иисуса Христа над Халкскими Вратами в императорском дворце, а так же многие изображения Богоматери в апсидах храмов.

Возрождение античных традиций во второй половине IX века привело к утверждению антикизирующего направления в эстетике и художественной культуре Византии. В среде богословов шёл поиск принципов «взаимодействия» христианской идеологии и античного стиля, создавались своды античных произведений, мастерами активно копировались античные памятники. Антикизирующее направление ориентировалось I преимущественно на эллинистическое искусство, «эллинизм был воспринят как живой фундамент славы Византии» [108, 275]. Возвращение ромеев к греческим традициям привело к утверждению доминанты зрительного образа в художественной культуре. На практике эта тенденция органично соединилась с византийским учением об образе.

Методологические основы диссертации определялись особенностями византийской культуры второй половины IX века, предметом исследования и структурой работы. Главная проблема методологии заключается в том, что в современной культурологии нет единой разработанной системы методов исследования и категориального аппарата, вследствие чего культурологические работы отличаются большой степенью вариативности.

В контексте исследования использовались различные виды культурологического анализа. Большое внимание уделено методу герменевтического анализа, ориентированного на «разгадывание» смыслов художественной культуры с помощью знаковых памятников (храмов, мозаик, икон, книжной миниатюры и т.д.). Герменевтический, метод связан не с объяснением, а, прежде всего, с пониманием смыслов, что ведёт к воссозданию образного восприятия «действительности» византийскими монахами. Трактовка художественных произведений как знаков культуры способствовала применению семиотического метода. В диссертации так же нашли применение методы сравнительного, проблемно-тематического и структурного анализа. При обращении к памятникам художественной культуры, опираясь на специфику исследуемого материала, активно использовался метод анализа источников - трудов Отцов Церкви, экфрасисов, монастырских типиконов и литургических рукописей, - а так же методы описательного, сравнительного, типологического и стилистического i анализа произведений, в особенности - анализа реконструкций.

Основополагающим для данной работы, придающим ей цельность и концептуальность, стал метод диалога культур, с помощью которого делается попытка с позиций исследователя начала XXI века воссоздать облик художественной культуры монастырей Константинополя второй половины IX века и дать современное видение и понимание культуры той эпохи. Здесь неизбежным было обращение к методу культурной интерпретации.

Научная гипотеза. Работа носит поисковый характер, что обусловлено I спецификой исследуемого материала, отличающегося фрагментарностью и разнородностью. Большая часть памятников изучаемого периода безвозвратно утрачена.

Константинопольские монастыри второй половины IX века не сохранились до настоящего времени. Некоторые из них известны археологически, другие - по описаниям современников или потомков, причём часть монастырских кафоликонов известна только по более поздним турецким названиям. Эти обстоятельства создают определённые сложности в воссоздании архитектурного облика сооружений, что обусловливает обращение к письменным источникам, археологическим данным и реконструкциям. Аналогичная ситуация складывается в отношении монументальной живописи. Воссоздать декорацию константинопольских монастырских храмов представляется возможным на основе письменных источников, прежде всего, экфрасисов, и аналогичных памятников исследуемого периода, в первую очередь, мозаик собора Святой Софии в Константинополе. Лучшей степенью сохранности отличаются произведения книжной миниатюры, находящиеся в музеях и частных коллекциях России, Европы и Америки. Сложность их изучения связана с тем, что в большинстве случаев невозможно определить к какому именно монастырю принадлежала та или иная рукопись, бесспорной остаётся только их принадлежность к константинопольской школе. Исключение составляют кодексы Студийского монастыря, происхождение которых определяется исследователями достаточно точно.

Наибольшую сложность для изучения представляет богослужебная музыка второй половины IX века, которую с большей или меньшей степенью достоверности можно реконструировать только по . аналогии с более поздними памятниками (X - XII вв.), опираясь на идею каноничности j искусства, сведения о развитии богослужения в Македонский период и I данные письменных источников.

На основе доступных современной науке данных, и. при использовании различных методов, применяющихся в культурологии, ' в рамках исследования делается попытка воссоздать общую картину художественной культуры константинопольских монастырей второй половины IX века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

1. Впервые в отечественной науке сделана попытка представить традиционное византийское искусство, богословие образа и монашество второй половины IX века в культурологическом аспекте. Широкий методологический спектр культурологических подходов позволяет выявить и проанализировать явления, которые прежде не подвергались всестороннему культурологическому анализу в науке.

2. Различные стороны константинопольской монастырской жизни (подвижническое служение, духовно-нравственный облик иноков и разные виды искусства) комплексно представлены как явления культуры, образующие творческий синтез в системе монастыря.

3. Впервые в отечественной культурологии предпринята попытка комплексно охарактеризовать художественную культуру константинопольских монастырей второй половины IX века через понятие образа.

4. Материалы, привлекаемые в качестве источников в настоящей работе (труды отцов церкви, монастырские типиконы, литургические рукописи, экфрасисы, археологические данные и др.), рассматриваются с позиций культурологии, то есть данные источники комплексно выступают в качестве исходного материала для системного культурологического исследования.

5. Диссертационное исследование затрагивает вопросы не только истории культуры государства, которое дало России новую религию и, как следствие, культуру, но создаёт возможную базу для новейшего осмысления и использования опыта константинопольских монахов в рамках российской религии и культуры XXI века.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Во второй половине IX века выкристаллизовывается ядро культуры Византии, утверждается визуальная картина мира и формируется самобытный художественный язык, выразивший своеобразие восточнохристианской религии (православия) и определивший дальнейшие пути развития византийской художественной культуры.

2. Новые художественные тенденции находили своё воплощение и сосредотачивались, прежде всего, в константинопольских монастырях, таким образом, последние являлись центрами византийской художественной культуры второй половины IX века.

3. Понятие «образ» стало основополагающим для монастырской художественной культуры исследуемого периода.

4. Формирование учения об образе в VIII - IX веках и утверждение его в константинопольской художественной культуре в IX - X веках способствовало формированию иконологической концепции культуры.

5. Иконологичность византийской культуры проявилась в подвижническом служении и духовно-нравственном облике византийских монахов (прежде всего, константинопольских и афонских) времени правления Василия I Македонянина и Льва VI Мудрого; иноки, посредством подвига молитвы,' выявляли в себе затемнённый грехом образ Божий.

6. Наиболее последовательно иконологичность проявилась во всех основных видах художественной культуры второй половины IX века — архитектуре, монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюре и богослужебном пении - составляющих художественный синтез в системе монастыря.

В контексте работы большое внимание было уделено таким понятиям как «художественная культура», «икона», «образ» и «иконичность». Данные понятия актуальны при решении поставленных задач. В современной культурологии существует несколько интерпретаций понятия «художественная культура». Акценты в трактовках делаются учёными на социальный или эстетический аспекты. В первом случае, художественная культура понимается как один из способов управления обществом и поддержания существующего социального порядка методами психологического воздействия на личность [192, 229]. В эстетической интерпретации художественная культура трактуется исследователями достаточно широко, и понимается как художественное творчество, включающее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, музыку, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. [117, 179]. Причём, в художественную культуру включаются не только результаты деятельности мастеров-профессионалов, но и вся инфраструктура, способствующая им. Художественная культура в этом случае понимается значительно шире, чем искусство, а к искусству принадлежит только та её часть, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей. В искусстве важен аксиологический аспект, уровень мастерства художника и уровень подготовки реципиента к восприятию. Существует разница в критериях выделения этих двух понятий: критерий художественной культуры -предметный, а искусства - квалификационный. >

В более узком смысле, художественная культура выступает синонимом понятия «искусство», причём некоторые исследователи сводят её к понятию только изобразительного искусства [117, 179]. В рамках данной работы термин «художественная культура» выступает синонимом понятия искусство» и включает архитектуру, монументальную живопись, иконопись, книжную миниатюру и музыку. Иными словами, художественная культура рассматривается как совокупность различных видов искусства, которые «мыслятся не замкнутой системой, а выступают как разные грани единой развивающейся во времени художественной истины, единого художественного откровения о мире и человеке» [81, 3].

Любое явление византийской художественной культуры связано с понятием образа или иконы и вследствие этого носит иконологический характер. Образ объединяет все понятия культуры в единое целое и придаёт им черты трансцендентности, возводит в определённый статус в связи с сопричастностью к Абсолюту — Первообразу (Богу).

Древнегреческий термин «sikcov» (икона, образ), заимствованный византийцами, имеет целый спектр значений и оттенков, раскрывающих полноценно смысл этого понятия в богословии и средневековой культуре. Его основные значения сводятся к следующему: «образ», «изображение», «мысленный образ», «представление», «видение», «уподобление» [137, 3-4]. В Византии понятия «образ» и «икона» употреблялись синонимично. Важно то, что данный спектр значений можно свести к двум основным -изображение и мысленный образ - отражающим неразрывную взаимосвязь духовного и материального. Изображение связано с конкретным материальным предметом, а мысленный образ восходит к духовному, высшему. В богословии иконы эта взаимосвязь трансформируется в понятия образа (изображения) и Первообраза (Бога), где последний создаёт бесчисленное количество образов-отпечатков или копий [20, 80-89].

Понятие иконы в восточно-христианской культуре можно определить как изображение и мысленный образ или образ, восходящий к Первообразу, их «единство невидимое, но реально благодатное.» [137, 4]. Образ всегда двуедин в своей онтологичности и причастен к умопостигаемым качествам оригинала [20, 36]. В этом смысле икона как предмет церковного культа является свидетельством существования Бога и высшего мира, где «обитают» ангелы, Богоматерь и святые. Образ проявляется в визуальной форме.

В данном исследовании термин «икона», во-первых, выступает синонимом понятия «образ», во-вторых, применяется к любому христианскому изображению, выполненному по правилам иконографического канона (мозаике, фреске, иконописному произведению, скульптурному рельефу, книжной миниатюре).

В византийской культуре икона полноценно воплотила православную онтологию и гносеологию. В бытийном плане икона, посредством двуединства своей природы, разрушает преграду между видимым и невидимым мирами, между Богом и человеком, и «формирует» единое богочеловеческое бытие. В плане гносеологии икона - «невербальное, внепонятийное, но реальное постижение непостижимого, познание непознаваемого, ведение неведомого» [56, 47]. В византийской аксиологии священные изображения занимают высокую ступень. Для христианина абсолютную ценность представляет Бог, икона же получает безусловную ценность на земле как сопричастная абсолюту.

Производным понятием от иконы является иконичность. Иконично всё то, что синергийно связано с Богом как Первообразом. Иконичность может трактоваться как «внутренне свойство, способность человека, вещи, действия, события, явления, места быть реальным богочеловеческим двуединством и при определённых условиях являть. Первообраз» [137, 5].

В этом смысле иконичны предметы культа и художественной культуры, человек и мир. Например, евангелие - словесная икона Христова, природа — I образ Творца, церковь - икона царства Божьего. Существенно то, что различные явления византийской художественной культуры в большей или меньшей степени сопричастны Первообразу и являются иконами (образами), и на этом основании могут быть объединены в иконологическую систему. Каждый из видов монастырской художественной культуры Константинополя - архитектура, монументальная живопись, иконопись, богослужебное пение и т.д. - иконичен по своей сути, это образ инобытия, его «отпечаток», «отблеск», в связи с этим, можно справедливо говорить о понятии «иконология художественной культуры».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ефремова, Юлия Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ i i |

Константинопольские монастыри второй половины IX века стали центрами^ художественной культуры Византийской империи, сосредоточили и «выразили» все основные достижения времени, передали самобытность культуры восточного христианства и дух подвижничества. Монастырская художественная культура носила знаково-символический характер и была включена в общую систему миропонимания и религии.

В константинопольских монастырях выкристаллизовывается ядро культуры Византии: утверждается визуальная картина мира, наиболее последовательно воплощается философско-религиозно-художественный тип мышления ромеев, формируется синтез видов художественной культуры и г утверждается спиритуалистический стиль.

Синтез разворачивается в византийском монастыре как храмовое действо, он связан и обусловлен культом. «Сердцем» восточнохристианского культа стала литургия с кульминацией в таинстве евхаристии (причащения). Богослужение, синтез искусств, равно как и монастырская культура в целом, в итоге «направлены» на евхаристию, где человеческое бытие и культ обретают истинный смысл. В каждом виде искусства образ специфически «преломлялся», свидетельствуя об истине и раскрывая догматы христианского вероучения. Можно сказать, что византийский храм — это некий сверхобраз, многогранно «раскрывающий» истину и различными путями направляющий человека к Богу (Первообразу).

Главным теологическим принципом синтеза стала иконность, а главным художественно-символическим принципом - зодчество, так как все виды i художественной культуры, образующих синтез, формируются на основе архитектурного устроения храма. Культовое сооружение выступает некой сакральной и визуальной «оболочкой» для различных видов искусства, а канон и стиль обеспечивают единство всех средств выражения. В храме «всё сплетается во всём» [193, 517], а синтез становится сверхсинтезом, воздействующим на все органы чувств человека и в итоге, на его душу. Все виды художественной культуры во второй половине IX века становятся в большей или меньшей степени каноничными, получают развитые символические толкования и оказываются включёнными в храмовое действо.

Главное достижение архитектуры - формирование крестово-купольного типа храма, выразившего самобытность восточного христианства. Храм «предстаёт» как невербальный текст византийской культуры и как ритуальный знак культуры, он зримо воплощает православную догматику и одновременно выступает как образ и символ высшего мира. На примере монументальной живописи и иконописи показано как вербальный текст культуры (Священное Писание, апокрифы, жития) «переводится» в эстетический образно-невербальный план (живопись), имеющий собственные законы развития и функционирования в культурном пространстве. В живописи утверждается иконографический канон и формируется первый этап иконографической программы. Иконопись оказывается связанной с двумя важными проблемами культуры: с одной стороны - с проблемой иконопочитания и иконоборчества, с другой — с «трансплантацией» античной пластической концепции на византийской почве. Икона является «подвижной» структурой в пространстве храма, поэтому в связи с местоположением в церковном здании и функциями в ходе богослужения, можно говорить о пяти типах икон. В искусстве книги наиболее последовательно отражены все тенденции культуры: синтез элементов христианской и античной традиций, имперская идея, основные направления эстетики - аскетическое и антикизирующее, утверждение иконографического канона. В книге «богословие в образе» и «богословие в слове» максимально сблизились благодаря принципу иллюстрирования, когда библейское событие описывалось словами и изображалось в миниатюрах. В результате, догмат о единстве и равенстве слова и образа в рукописях получил наиболее последовательное воплощение по сравнению с

152 1 мозаиками и иконами. Книга имеет особый формат, предполагающий не одновременное, а последовательное восприятие изображений в соотнесении с текстом, что составляет её специфику как вида искусства, сочетающего вербальный и невербальный аспекты культуры и предполагающего временную характеристику. Музыкальная культура оказывается в наибольшей степени связанной с культом, она представлена богослужебным пением и искусством колокольного звона. В IX веке утверждается духовная и конструктивная основа византийской певческой системы, составляющая триаду «глас - попевка - невма» или «осмогласие - центонная техника -невменная нотация».

Подобно большинству компонентов средневековой культуры, различные виды искусств прошли процесс сакрализации. Во всей полноте сакральность раскрывалась в храме во время богослужения, когда молящимся открывался Божественный смысл происходящего. Объединение различных видов художественной культуры происходило на основе богослужения и учения об образе, отсюда одной из главных черт культуры стала иконичность. Это, в свою очередь, находит воплощение в иконологической концепции культуры Византии.

Образ становится фундаментальным понятием, через призму которого воспринимаются все явления культуры. На основе понятия образа в Восточной Римской империи «соединились»: имперская идея, соборность, традиционность и иудейская библейская словесность, а также основные категории культуры - свет, цвет, символ и канон. Следовательно, парадигма византийской культуры базируется на понятии образа или иконы, а тип культуры Византии может быть определён по трём параметрам. Главным из них является иконологический или «эйконоцентрический», связанный с православным и греко-восточным типами, где античное наследие играет важную роль. Доминирование зрительного образа в культуре «сблизило» греческую и византийскую традиции.

153 I

I i

Наиболее последовательно иконологичность проявилась во всех основных видах художественной культуры второй половины IX века -архитектуре, монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюре и богослужебном пении - составляющих художественный синтез в системе монастыря. В равной степени иконологичность византийской культуры проявилась в системе организации, подвижническом служении и духовно> нравственном облике константинопольских монахов времени правления Василия I Македонянина и Льва VI Мудрого; иноки, посредством подвига молитвы, выявляли в себе затемнённый грехом образ Божий.

Константинопольское монашество второй половины IX века зримо воплощало один из наиболее важных компонентов иконологической системы культуры Византии. Достижение святости - яркий пример «восхождения» образа к Первообразу в рамках монастырской культуры. В духовно-нравственном аспекте иночество являло «ядро» православной культуры, сосредотачивало в себе основные черты восточно-христианской этики, эстетики, аксиологии и раскрывало во всей полноте специфику византийского миропонимания и мироощущения, связанного с идеей Божественного Домостроительства. Виды подвижнического служения I монахов во второй половине IX века достаточно разнообразны, но главными стали четыре — анахоретство, келлиотское житие, скитское подвижничество и монастырское общежитие в двух видах (киновия и идиоритм). Все они направлены на достижение аскетического идеала человека в византийской культуре - «обоженности», связанной со спасением души и приобретением Вечной Жизни во Христе.

Иерархическая структура власти константинопольских монастырей окончательно оформилась в IX — X веках. В основе подобной структуры лежали постановления VII Вселенского собора 787, года в Никее и представления об упорядоченности культуры и мироздания. Система управления являлась отражением или образом божественного владычества и соотносилась с восточно-христианской иконологической системой.

Упорядоченность культуры в представлении ромеев была связана с понятием «образа», именно благодаря образу оказывается возможным формирование гармоничной структуры, направленной на достижение единства с Первообразом. I

В рамках исследования традиционная монастырская художественная культура, богословие образа и иночество времени правления Василия I Македонянина и Льва VI Философа представлено в культурологическом аспекте.

Перспективы дальнейших исследований связаны с привлечением новых источников, созданием авторских реконструкций и рассмотрением влияния константинопольских монастырей второй половины IX века на монастыри Греции, Палестины и других территорий империи. Особый интерес представляет процесс взаимодействия византийской монастырской и светской культуры в её христианизированном виде. В перспективе возможно расширение хронологических и географических рамок. Более глубокого изучения, с опорой на комплексный культурологический анализ, требует проблема взаимодействия византийской и славянских культур.

Наше исследование является попыткой внести дополнительный вклад в раскрытие культурного потенциала Восточной Римской империи, а через неё - Древней Руси и славянских стран.

155 1 t

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ефремова, Юлия Вячеславовна, 2006 год

1. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Под ред. А.Ф. Окулова. М.: Мысль, 1989. - 336 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические. — М.: Российское библейское общество, 2002. 925 с.

3. Богословские труды / Московская патриархия. М.: Изд-во Моск. Патриархии. - Сб. 27. / Под ред. митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. - 1986. - 336 с.

4. Богословские труды / Московская патриархия. М.: Изд-во Моск. Патриархии. - Сб. 32. / Под ред. епископа Бронницкого Тихона - 1996. -312 с.

5. Богословские труды / Московская патриархия. М.: Изд-во Моск. Патриархии. - Сб. 34. / Под ред. епископа Бронницкого Тихона. - 1998. -388 с.

6. Василий (архиепископ). Преподобный Симеон Новый Богослов (949 -1022) / Архиепископ Василий (Кривошеин). Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 1996. - 443 с.

7. Василий (пресвитер). Сказание о житии и преставлении преп. отца нашего Саввы пустынножителя. М.: Моск. тип., 1882. - 42 с.

8. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийского: В 2 ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собств. тип., 1990. 4.1. - 346 с. 4.2. - 372 с.

9. Византийское искусство в собраниях СССР: Каталог выставки / Предисл. А.В. Банк. Л.: Искусство, 1966.

10. Герцман Е.В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга = Manuscripta graeca musica Petropolitana: Каталог. — СПб.: Изд-во Б-ки РАН, 1999.-574 с.

11. П.Герман, патриарх Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств. М.: ACT, 1995. - 380 с.

12. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений: В 2 т. М.: СвятоI

13. Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т.1. 1994. - 680 е.; Т.2. - 1994. - 596t

14. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. М.: Тетра, 1993. -95 с.

15. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах; О мистическом богословии / Изд. подг. Г.М. Прохоровым. СПб.: Глагол, 1999. - 371 с.

16. Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. М.: «РМ», 1994. - 93 с.

17. Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие типиконы Святогробской Иерусалимской и Великой Константинопольской церкви. Киев, Тип. Горбунова, 1907. - 352 с.

18. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей. Т.1. Киев, Тип. Горбунова, 1895. - 364 с.

19. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Спасо - Преображенский Валаамский монастырь, 1993. — 446 с.i

20. Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания / Под ред. В.А. Крохи. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 192 с.

21. Иоанн Лествичник. Лествица или Скрижали Духовные. Краснодар: «Троицкое слово», 1999.- 414 с.

22. Ириней Лионский. Творения. М.: Православный паломник, 1996. -622 с.

23. Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. Л. М.: 1975 - 1976 / Предисл. А.В. Банк. - М.: Советский художник, 1977. -191 с.

24. Константин Багрянородный. О церемониях константинопольскогоIдвора. М.: ACT, 1997 - 250 с.

25. Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника / Под ред. А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. - 352 с.

26. Писания, послания и поучения св. отцов и учителей церкви. Дляjпользы души. Изд. 7. - Оптина пустынь, 1895. - 625 с.

27. Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 1. - Киев: Тип. Горбунова, 1910.-251 с.

28. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения / Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. М.: Прогресс, 1994. - 444 с.

29. Толкование ветхозаветных книг: От Книги Бытия по Книгу Руфь / Пер. И. Череватовой. М.: Библейская миссия, 1992. - 460 с.

30. Толкование ветхозаветных книг: От первой книги Царств по Книгу Песни Песней / Пер. И. Череватовой. М.: Библейская миссия, 1992. -617 с.

31. Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения / Пер. И. Череватовой. М.: Библейская миссия, 1992. - 600 с.

32. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний апостолов / Пер. И. Череватовой. М.: Библейская миссия, 1992. — 454 с.

33. Феодор Студит. Послания. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра: РФМ, 1993.-253 с.

34. Petit L. Typikon de monastere de la Kosmosotira // ИРАИК, Т.13.- 1908. C.17-48.i1.. Литература !

35. Аверинцев C.C. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: Сб. статей в честь В.Н. Лазарева / Отв. ред. В.Н. Гращенков. М.: Наука, 1973. - С. 43- 58,

36. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: CODA, 1997.-342 с.j

37. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи: Сб. статей / Ред.- сост. Г.В. Попов. М.: Наука, 1975. - С. 371-397.

38. Аверинцев С.С. Символика раннего средневековья // Семиотика и художественное творчество: Сб. статей / Отв. ред. Ю.Я. Барабаш. М.: Наука, 1977.-С. 308-377.

39. Акентьев К.К. Мозаики галерей константинопольской Св. Софии // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. З.В. Удальцова. Т. 45. - М.: Наука, 1984. - С. 140-167.

40. Акентьев К.К. Некоторые итоги исследований мозаик константинопольской Св. Софии и вопросы методологии историко -художественных реконструкций // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. З.В. Удальцова Т. 44. - М.: Наука, 1983. - С. 158-181.

41. Алпатов М.В. Заметки о памятниках византийской живописи // Византийский временник: Сб. статей. / Отв. ред. З.В. Удальцова. Т. 44. - М.: Наука, 1983. - С. 135-157.

42. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск: Урал, 2000. 272 с.

43. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IV XII веков. - М.: Наука, 1978.-203 с.

44. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. — 541 с.

45. Бахтин М.М. Человек в мире творчества. М.: Издательство Российского открытого университета, 1995. - 140 с.

46. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.

47. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: Мифрил, 1996.-258 с.

48. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995.-242 с.

49. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Мифрил, 1995.-252 с.

50. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви / Под ред. А.

51. Бриллиантова. — М.: Спасо Преображенский Валаамскийt

52. Ставропигиальный монастырь, 1994. -234 с.

53. Большаков В.П. Ценности культуры и время: (Некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2002. - 110 с.

54. Брунов Н.И. Архитектура Константинополя IX XII вв. // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. Е.А. Косминский. -Т.2. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1949.-С. 150-214.

55. Брунов Н.И. К вопросу о средневековой архитектуре Константинополя // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. З.В. Удальцова. Т. 28,- М.: Наука, 1968.-С. 159-191.

56. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры: В 2 т. Т.2. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 425 с.

57. Бусева Давыдова И.Л. Представления о символике храма в древней Руси (по письменным источникам) // Архитектурное наследство / Отв. ред. И.А. Бондаренко. - Вып. 44. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 3 -16.

58. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. - 198 с.

59. Бычков В.В. Духовно эстетические основы русской иконы. - М.: Науч.- изд. центр «Ладомир», 1995. - 331 с.

60. Бычков В.В. Из истории византийской эстетики // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. З.В. Удальцова., Т.37. - М.: Наука, 1974.-С. 160-191.

61. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики / Отв. ред. отец Леонид (Лутковский). Киев: Пути к истине, 1991. - 406 с.

62. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианскомtискусстве // Вопросы истории и теории эстетики / Под ред. М.Н. Афасижева. М.: Изд-во моек, ун-та, 1975. - С. 129-145.

63. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2 т. Т.1. Раннее христианство. Византия. М. — СПб.: Университетская книга, 1999. 575 с.

64. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. З.В. Удальцова. Т. 47. - М.: Наука, 1986.- С. 166- 167.

65. Вагнер Г.К. Византийское искусство в трудах В.Д. Лихачёвой (1937 -1981) // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. З.В. Удальцова. Т. 45.- М.: Наука, 1984. - С.121-139.

66. Веселовский А.Н. Избранные труды и письма / Под ред. П.Р. Заборова. СПб.: Наука, 1999. - 366 с.

67. Вестник славянских культур: Научный , и литературно-художественный альманах. К 70-летию ректора ГАСК, профессора Изольды Константиновны Кучмаевой / Гл. ред. Мельник В.И. М.: Государственная академия славянской культуры, 2006. - 80 с.

68. Вёрман К. История искусства всех времён и народов: В 3 т. Т. 2. Искусство христианских народов до конца XV столетия. - М.: ACT, 2001.- 937 с.

69. Византийская литература / Под ред. С.С. Аверинцева. М.: Наука, 1974.-263 с.

70. Византия и Русь: Сб. ст. Памяти В.Д. Лихачёвой / Отв. ред. Г.К. Вагнер. М.: Наука, 1989. - 334 с.161 ;

71. Власов С.М. Константин Великий. М.: Молодая гвардия, 2001. - 309 с.

72. Вопросы истории и теории культуры: Межвуз. сб. / Отв. ред. В.П.I

73. Машковский. Вып. 2: Проблемы изучения и преподавания. -Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1997. - 82 с.

74. Восточнохристианские реликвии = Eastern Christian relics: Сб. статей / Ред.- сост. A.M. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 565 с.

75. Гаврилюк И.П. История катехизации древней церкви. М.: Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001.-327 с.

76. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988.-256 с.

77. Герцман Е.В. В поисках песнопений греческой Церкви: Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб.: Алетейя, 1996. - 228 с.

78. Герцман Е.В. Тайны истории древней музыки. СПб.: «Азбука-Классика»; изд. «Нота МИ», 2004. - 576 с.

79. Герцман Е.В., Монахова С.Е. Об актуальных проблемах изучения ладовых особенностей византийской музыки // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. З.В. Удальцова. Т. 41. - М.: Наука, 1980.-С. 234-248.

80. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.

81. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: В 2 т. М.: Унив. тип., 1904. Т. 1. - 792 е., Т.2. - 734 с.

82. Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000. - 328 с.

83. Гранстрем Е. К вопросу о византийском минускуле // Византийский временник: Сб. статей / Отв. ред. Е.А. Косминский. Т. XIII. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. - С. 222-245.

84. Грибунина Н.Г. Мировая художественная культура. Тверь, ООО «Рекламно-издательское агентство «Свет», 2005. - 486 с.

85. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековойфилософии. М.: Ин-т философии Российской акад. наук, 1997. - 289

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.