Возрождение религиозного сознания в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Журавлёва, Ирина Алексеевна

  • Журавлёва, Ирина Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Журавлёва, Ирина Алексеевна. Возрождение религиозного сознания в современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2005. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Журавлёва, Ирина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

1.1. Теоретические традиции рассмотрения религиозного сознания.12

1.2. Особенности функциональной структуры религиозного сознания.36

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС.

2.1.0сновные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современной России.62

2.2. Социокультурная характеристика современных верующих.100

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возрождение религиозного сознания в современной России»

Актуальность темы исследования. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии - либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет значительную роль в жизни общества, но столь же очевидно, что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности — наука и политика. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира и человека. Наука способствовала десакрализации мира: явления природы и общества получили естественное объяснение без ссылки на вмешательство Бога, на чудо. Однако старое представление о Боге как чудотворце и избавителе, к которому люди прибегаем тогда, когда их не удовлетворяют ответы науки или когда они не могут справиться со своими проблемами, до сих пор живет. Политики же активно используют религиозных деятелей для пропаганды своих идей, приглашают их на свои официальные мероприятия в целях привлечения на свою сторону разных групп верующих.

Процесс возрождения религиозности в современной России, начавшийся в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, формой новой идеологии; переводе отношений между Российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога; признании религии одной из форм общественного сознания; в формировании нового типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.

Несмотря на длительное господство православия как государственной религии, Россия никогда не отличалась религиозной гомогенностью, что свойственно для большинства стран Западной Европы. Для религиозной жизни России всегда была характерна поликонфесиональность, обусловленная историческими и геополитическими факторами. Особенно ярко выраженной она стала в современных условиях. На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни растет уровень религиозности граждан, увеличивается количество общин разной конфессиональной направленности, влияние которых на сознание людей не всегда однозначно позитивно. Эти обстоятельства и определили актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Специфике религии как формы общественного сознания посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, психологов, антропологов и др.

Для анализа сущности религиозного сознания важное теоретическое значение имеет изучение и описание специфики религиозной веры, сущности и содержания религиозных взглядов, соотношения веры и знания, смысла и цели человеческой жизни. Эти аспекты нашли свое отражение в трудах философов Ф.Вольтера, Г.В.Ф.Гегеля, П.Гольбаха, а также в работах русских философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, П.И.Новгородцева, В.С.Соловьёва, Г.П.Федотова, С.Л.Франка1 и др.

Среди исторических исследований религиозного сознания, описывающих его возникновение и развитие, представляющих ценный материал для

1 Вольтер Ф. Философские сочинения. М.: Наука, 1988; Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х тт. М.: Мысль, 1976; Гольбах П. Избранные произведения: В 2-х т. М: Соцэкзис, 1963; Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М.,: ООО «Издательство В,Шевчук», 2000; Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М.: ФОЛИО, 2000; Лосский Н.О. Избранное. - М.: Правда, 1991; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Пресса, 1991; Соловьёв B.C. Оправдание добра. Соч. в 2-х т. T.I- М.: Правда, 1989; Федотов Г.П. Лицо России //Вопросы философии. 1990. № 8. с.131-159; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992 и др. социально - философского изучения необходимо отметить работы Р.Белла, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Б.Малиновского, Э.Тайлора, Дж.Фрэзера'и др.

Проблеме соотношения знания и веры уделяли значительное внимание знаменитые западные теологи: А.Аврелий, Ф.Аквинский, П.Тиллих, иероманах Серафим (Роуз). Отечественные теологи: Антоний (митрополит Сурожский), митрополит Иоанн (Снычёв), святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Вениамин (Новик), св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, отец А.Мень в своих трудах о судьбах русского православия раскрывают особенности русского духа и размышляют о становлении русского религиозного сознания.

При рассмотрении религиозных чувств как одной из важнейших составляющих религиозного сознания мы использовали исследования религии в рамках психологического подхода, представленного в трудах У.Джеймса, Э.Фромма, Ф.Шлейермахера, З.Фрейда, К.Юнга3 и др.

В отечественной литературе философско - социологический анализ религиозного сознания занимает значительное место в трудах Ю.Ф.Борункова, В.И.Гараджи, В.В.Кудрявцева, В.С.Кулика, Ю.А.Левады, Б.А.Лобовика, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова4 и др.

1 Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994; Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996; Малиновский Б. Магия и религия //Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996; Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989; Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. - М.: Политиздат, 1986.

2 Августин А. О граде Божьем. М.- Минск, 2000; Тиллих П. Избранное, Теология культуры. М.: Юрист, 1995; Иеромонах Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М.: ООО Издательство В.Шевчук, 2001 и др.

3 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М: Наука, 1993; Фромм Э. Психоанализ и религия.// Фромм Э. Иметь или быть? М., «Прогресс», 1990; Фрейд Э. Будущее одной иллюзии// Фрейд Э. Психоаналитические этюды. - Минск: Беларусь, 1997; Юнг К.Г. Психология и религия//Архетип и символ. -М.: Renaissance, 1991 и др.

4 Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Мысль, 1971; Кулик B.C. О методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания. Научны труды Новосибирского ун-та. Философская серия. Новосибирск, 1986. Вып. 2.; Левада Ю. А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 1965; Лобовик Б. А. Религиозное сознание и его особенности. - Киев: Наук, думка, 1986; Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии. ( специфике религии и её месте в общественном сознании). Изд. 2 доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1965; Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979 и др.

При рассмотрении религиозной ситуации советского периода мы использовали исследования: А.Ф.Анисимова, А.А.Подмазова, А.И.Демьянова, А.Дулуман, М.А.Морозова, В.И.Колосницина, К.И.Никонова, В.В.Павлюка, Ю.И.Семёнова, С.А.Токарева1 и др.

Анализу современной религиозной ситуации в России посвящены работы: Е.И.Аринина, А.Р.Бессмертного, И.Г.Каргиной. Л.Н.Митрохина, С.В.Медведко, М.П.Мчедлова, А.А.Панкова, В.И.Подшивалкиной, С.Б.Филатова, Л.М.Воронцовой, Д.Е.Фурмана2 и др., а также теологов: Д.Дудко, епископа Новосибирского и Бердского Сергия, митрополита Смоленского Кирилла, митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, Патриарха Московского и всея Руси Алексия, профессора московской духовной академии А.И.Осипова3 и др.

Большой вклад в изучение новых религиозных организаций, действующих в России в рассматриваемый период, внесли такие исследователи, как:

1 Подмазов А.А. Современная религиозность: особенность, динамика, кризисные явления. -Рига: «Зинатне», 1985; Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984; Дулуман А., Лобовик Б. Танчер В. Современный верующий (социально - психологический очерк). - М.: Политиздат, 1970; Колосницын В.И. Влияние социальной структуры советского общества на религиозное сознание /Социальные различия и их преодоления. - Свердловск, 1969, вып. 3; Морозов М.А., Лисавцев Э.И. Актуальные задачи атеистического воспитания. - М.: Знание, 1970; Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. - Львов: Вища школа, 1976 и др.

2 Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. - Архангельск: Изд - во Помор, гос. пед. ун -та им. М.В.Ломоносова, 1993; Медведко С.В. О религиозной ситуации в современной России //Религиоведение. 2002. № 2. с. 104 - 110; Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. № 11. с. 79 - 81; Мчедлов М.П. Вера России в зеркале статистики / Независимая газета (Религия), 2000. - 17 мая; Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ //Политические исследования. 1999. № 3. с. 138 - 149; Воронцова С.М., С.Б.Филатов, Д.Е.Фурман. Религия в современном массовом сознании //Социологические исследования. 1995. № 11. с. 81 - 91 и др.

Дудко Д. «Тайна Божия» //Саранские епархиальные ведомости. 2001. №21. с. 9 - 13; Епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Духовный кризис современного общества //Сборник докладов VIII международных рождественских чтений. - М.: Издательство Московского Патриархата, 2000. - 272 с. - с. 130 - 135; Беседы Патриарха на рубеже тысячелетий /Правда, 2000. 28 ноября.; Владимир, Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. «Без православия нет ни культуры, ни России» /Известия, 2002. 31 августа; Мейендорф И. Православие и современный мир. - Минск: «Лучи Софии», 1995; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского Монастыря. 2002 и д

Е.Г.Балагушкин, А.Р.Дворкин, И.Я.Кантеров, А.Кураев, Н.А.Трофимчук, Б.З.Фаликов, Е.С.Холмогоров1 и др.

Проблемам православного просвещения в местах лишения свободы посвящены работы Г.Каледы, М.П.Стуровой, Ю.Б.Козловой2 и др.

Социокультурный облик современного верующего рассматривается в трудах: В.А.Бурко М.П.Мчедлова, И.В.Налетовой, М.Г.Писмарка, Л.Попова Э.Г.Филимонова3 и др.

Проблемам государственно - религиозных отношений посвящены работы: И.Г.Дубова, Р.Лопаткина, Ф.Г.Овсиенко, А.Пчелинцева, О.Федяевой4 и др.

Для нас оказались полезными исследования по проблемам методологии социального познания Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, Б.А.Грушина, Э.В.Ильенкова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.Е.Кемерова5 и др.;

1 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. В 2-х т. - М.: Прогресс, 1999; Кантеров И.Я. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России.(«круглый стол») //Вопросы философии, 1996, №12, с. 3 - 32; Кураев А. Соблазн неоязычества: материалы к Международному христианскому семинару «Тоталитарные секты в России». - М., 1994; Холмогоров Е.С. Хроника: международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России» //Альфа и Омега. 1994. № 2. с. 138 -161 и др.

2 Каледа Г. Остановитесь на путях ваших: записки тюремного священника. - М.: Издательство Московского Патриархата, 1995; турова М.П. Проблемы православного просвещения в местах лишения свободы //Сборник IV рождественских образовательных чтений - М.: Издание Московского Патриархата, 1996 и др.

3 Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга //Религия и право. 2002. № 1. с. 5 - 9; Мчедлов М.П. Современный верующий //Свободная мысль. 1996. №8. с. 113 — 123; Писмарк М.Г., Бурко В.А., Жуланов С.С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие //Социально - гуманитарные знания. 2003. № 4. с. 139 - 146; Попов Я. Новые верующие? //Высшее образование в России. 1999. № 5. с. 116 -118 и др.

4 Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам //Политические исследования. 2001. № 2. с. 78 - 92; Пчелинцев А., Л.Рагазина. Государство, религия, закон: социологический анализ //Религия и право. 2001. № I.e. 26 29; Федяева О. Государственно-церковные отношения: переходный период //Религия и право. 2001. № I.e. 16 - 17.

5 Арефьева Г.С. Общество, познание, практика- М.: Мысль, 1988; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991; Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. - М.: Политиздат, 1977 и др а также работы, посвященные специфике российского социального развития: Т.А.Алексеевой, А.С.Ахиезера, Е.В.Анисимова1 и др.

Мы также обращались к трудам башкирских философов: Б.С.Галимова, Д.М.Гилязитдинова, А.Ф.Кудряшева, А.Б.Курлова, А.В.Лукьянова, Д.А.Нуриева, С.М.Поздяевой, З.Я.Рахматуллиной, Р.М.Тухватуллина, Ф.С.Файзуллина, В.Н.Финогентова, Л.А.Ширяева2 и др.

Однако при всем обилии теоретического работ по проблеме религиозного сознания в настоящее время в отечественной социально-философской науке существует ряд не исследованных еще аспектов: влияние религии на жизнь отдельного индивида; изменение функций религии в современном поликонфессиональном российском обществе, причины обращения россиян к нетрадиционным религиям и тоталитарным сектам; изучение социальных и культурных характеристик современных верующих и др. Эти аспекты и составили проблемное поле настоящего диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает религиозное сознание как форма общественного сознания.

Предмет исследования — процесс возрождения религиозного сознания в современном российском обществе.

Цель исследования - проанализировать особенности возрождения религиозного сознания в современной России. Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

1 Ахиезер А.С., Яковенко И.Г. Что же такое общество? // Вопросы философии. 1997. № 3; Анисимов С.Ф. Духовные ценности. Производство и потребление. - М.: Мысль, 1988 и др. * Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. -Уфа:Автор-Проект, 2000; Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1993; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Уфа: Изд-во БашГУ, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1997; Финогентов В.Н. Мировоззренческие поиски современности // III Аксаковские чтения / Сост. Г.О. Иванова. -Уфа, 1997.- с.125-132.

• проанализировать теоретические подходы к рассмотрению религиозного сознания;

• рассмотреть структуру религиозного сознания и его функции;

• показать основные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современном российском обществе и раскрыть их специфику;

• выявить социальные и культурные черты современного верующего.

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий исследовать религиозное возрождение в условиях современной системы. В диссертации использованы также адекватные поставленным задачам элементы структурно-функционального, диалектического подходов, особенно при анализе трансформационных изменений, происходящих в современном российском обществе; в работе также использовано сочетание принципов исторического и логического.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• проанализированы два основных направления исследования религиозного сознания: религиозно - философское, которое связывает его возникновение с поклонением сверхъестественным силам и научно - философское, для которого характерна попытка рационально объяснить взаимосвязь религиозного сознания с развитием общества;

• доказано, что возрождение религиозного сознания в России, начавшееся в 90-х гг. XX века, привело к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности, которая выражается, во-первых, в феномене религиозного синкретизма - сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство и магию; во-вторых, в ограничении сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой; в-третьих, в рассмотрении веры в Бога не столько как прерогативы сознания личности, сколько как фактора, обусловливающего определенный психологический комфорт;

• выявлена тенденция увеличения числа верующих нетрадиционной конфессиональной направленности, проявления интереса представителями различных социальных слоев к эзотерике, йоге, медитации; на личностном уровне это проявляется в сочетании в сознании верующих христианских, мусульманских, буддийских, индуистских и архаических воззрений;

• выявлено, что верующие - это религиозная общность, осуществляющая на основе единой доктрины коллективную религиозную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических институциональных формах;

• показаны социально значимые доминанты системы ценностей современных верующих, главной среди которых является жизнь вечная, остальные -здоровье, хорошая семья, материальное благополучие, успешная карьера связываются с божьим промыслом.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические идеи и выводы будут способствовать дальнейшему, более полному исследованию проблем, связанных с феноменом религиозного сознания.

Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов ряда дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологии. Материалы исследования могут быть применены в разработке конкретных мероприятий по изучения религиозного сознания современных верующих, в работе среди молодежи, а также в законотворческой деятельности при разработке российских и региональных программ социального развития.

Апробация работы. Основные положения диссертационного докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на научной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999), научно - практической конференции «Региональная конфликтология: и междисциплинарные исследования» (Уфа, 2001), Международном коллоквиуме «Либеральные и авторитарные общества: прошлое, настоящее, будущее». (Уфа, 2002); «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003); XI международных Рождественских чтениях «Образование и культура России в свете Православия» (Москва, 2003); Первых Садыковских чтениях (Уфа, 2003); на научной конференции «Культурное наследие России: универсум религиозной философии», посвященной 110 - летию со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2003 г.) на XII международных Рождественских чтениях (Москва, 2004), а также в 3 публикациях общим объемом более 1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 212 наименований. Общий объем диссертации - 140 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Журавлёва, Ирина Алексеевна

7 Результаты исследования показали, что процесс возрождения религиозного сознания чрезвычайно противоречив и протекает далеко не однозначно: в современном обществе религии идентифицируются прежде всего с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных людей естественна; в результате смещения чувства трансцендентного из области церковного учения в более приземлённые сферы жизни, религиозное сознание становится меньше ориентированным на церковь и больше направленным на земные проблемы жизни общества и человека; в настоящее время понятие религиозности всё чаще связывается с её внешним выражением - религиозным поведением; религиозная вера современными верующими чаще всего осмысливается как не столько как религиозный, сколько как психологический феномен.

8 Объективный анализ специфических особенностей религиозного сознания привёл к выделению двух групп факторов, оказывающих влияние на развитие религиозной ситуации в России в исследуемый период: внешних и внутренних. К группе внешних факторов были отнесены: социально-экономические; социально-политические; социально-правовые; социокультурный. К внутренним: (фактор субъективного самочувствия верующих; потребность в принадлежности к определенной общности и организации жизни; институциализация религиозных объединений).

9. В ходе исследования были обнаружены следующие причины утраты интереса россиян к религиозной жизни: 1)секуляризация общественной жизни; 2) разрушение тоталитарного сознания; 3) крушение патерналистской идеологии.

10 Сравнительный анализ имеющегося материала показал, что среда верующих неоднородна. В ней можно выделить: 1) традиционные (ортодоксальные) верующие; 2) колеблющиеся; 3) неверующие; 4) атеисты; 5) эклектики; 6) верующие вообще. Основную же массу современных верующих составляют верующие вообще.

11. Религиозные организации становятся полноправным партнёром власти в решении насущных вопросов общественной жизни, таких как: помощь малообеспеченным и престарелым людям, детям - сиротам, реабилитация наркоманов и заключённых и т.д.

12. В результате анализа причин обращения россиян к новым религиозным движениям диссертантом выделены следующие: 1) заинтересованность правящей элиты страны, провозгласившей своей целью изменение менталитета жизни россиян на западный лад; 2) появление большого количества людей (около 45%), не определившихся со своей конфессиональной принадлежностью, а также людей с аморфной верой и неверующих; 3) резкое расслоение общества на богатых и бедных людей; 4) способность лидеров новых религиозных объединений быстро адаптироваться к самым различным социальным условиям и умение действовать с учётом обстановки и психологии различных групп населения; 5) развитие процесса «атомизации» общества, отказа от коллективистских, общинных начал, и затруднение самоопределения личности, религиозного в частности; 6) приверженность социокультурной традиции патернализма.

13. Архаическая религиозность, как показывает автор, прорастает в современном сознании через неоязычество, магию, анимизм, фетишизм.

14 Среди причин возникновения неоязычества в России автором отмечены следующие: 1) активный поиск национальных корней и национальной идеологии. 2) стремление к национальной сегрегации и национальному обособлению; 3) восстановление национального самосознания; 4) стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества, таких как: урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы и т.д.; 5) частичное влияние новых религиозных культов иностранного происхождения.

15. Проведённое исследование показывает, что за последние пятнадцать лет произошло крушение основных стереотипов относительно верующих (половых, возрастных, образовательных, профессиональных), влияющих на оценку религиозности людей в обществе.

16. Согласно результатов нашего анализа, облик человека, идентифицирующего себя как верующий несет в себе следующие дихотомические черты:

• вера в Бога в сознании современных верующих легко сочетается с верой в приметы, НЛО, колдовство, магию;

• вера в личностного Бога соединяется с верой в некую сверхъестественную силу;

• основная масса верующих не соблюдает церковных канонов и обрядов; лишь изредка молятся;

• для верующих характерна не характерна религиозная зависимость, являющаяся одной из форм эскапизма.

17. Выявлено, что верующие - это религиозная общность, осуществляющая на основе единой доктрины коллективную религиозную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических институциональных формах.

18. Показаны социально значимые доминанты системы ценностей современных верующих, главной среди которых является жизнь вечная, остальные - здоровье, хорошая семья, материальное благополучие, успешная карьера связываются с божьим промыслом.

19.0бщий вывод к исследованию, который можно сделать, состоит в том, что возрождение религиозного сознания, начавшееся в 90-е гг. XX в., привело к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности, которая выражается, во-первых, в феномене религиозного синкретизма - сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство, магию; во - вторых, в ограничении сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой; в-третьих, в рассмотрении веры в Бога не столько как прерогативы сознания личности, сколько как фактора, обусловливающего определённый психологический комфорт.

Предпринятый нами анализ не исчерпывает вей проблематики возрождения религиозного сознания в современной России. В поле нашего интереса не вошли следующие основные аспекты возрождения религиозного сознания: взаимосвязь конфессиональных ценностей (прежде всего православия и ислама); влияние СМИ на формирование религиозной веры, новые формы участия православия и других конфессий в общественной жизни; основы взаимовлияния светской и религиозной культуры; приобщение к религиозной вере через «православный туризм» - посещение святых мест России и за рубежом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследованию возрождения религиозного сознания в современной России, можно сделать следующие выводы.

1. Начиная с античности и вплоть до конца XX в. данная проблема изучалась с точки зрения двух подходов: религиозно-философского и научно-философского. Представители первого направления - религиозно-философского базируют свои представления на идее креационизма: весь мир в его многообразии есть творение Бога. В отличие от представителей религиозно - философского направления, представители научно - философского пытаются понять специфику религиозного сознания, базируясь на факторах внешних по отношению к сознанию, утверждая научный взгляд на природу и общество. Религиозно - философские подходы к рассмотрению специфики религиозного сознания многообразны. В основном они представлены эволюционистскими, ритуалистическими, функциональными, структуралистскими, психологическими, атеистической концепциями.

2. Под религиозным сознанием диссертант понимает систему специфических взглядов, представлений и верований, отличающихся от других форм общественного сознания тем, что в систему «человек-общество» включается дополнительное образование - сверхъестественный мир.

3. Анализ религиозного сознания как формы общественного сознания позволил выделить следующие элементы, входящие в его структуру: 1)религиозная картина мира; 2) религиозная вера; 3)религиозные чувства; 4)религиозный опыт; 5)символичность.

4. Являясь одной из старейших форм общественного сознания, религиозное сознание выступает как определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других её элементов.

5. Среди традиционных функций религиозного сознания в современном обществе автор выделяет следующие: мировоззренческую, регулятивнонормативную, компенсаторную, коммуникативную и другие. Главной же функцией религиозного сознания в современной России является компенсаторная функция, которая даёт надёжную защиту личности от многих разрушительных тенденций современной жизни, приводящих к депрессии, отчаянию, агрессии, алкоголизму, наркомании и т.п.

6 В ходе исследования автором были выделены основные тенденции возрождения религиозного сознания в современной России: 1) внедрение системы ценностей традиционных религий (прежде всего православия и ислама); 2) возникновение и распространение нетрадиционной религиозности (новых религиозных культов и движений не только западного или восточного, но и отечественного происхождения); 3) распространение архаических (древних) верований (неоязычества, анимизма, тотемизма, магии).

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Журавлёва, Ирина Алексеевна, 2005 год

1. Августин А. О граде Божьем. Минск - Москва, 2000. - 1296 с.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2004. - 256 с.

3. Андреева Л.А., В.В.Ряховский. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI в. //Общественные науки и современность. 2003. № 3. с. 143 152.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности. Производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-235 с.

6. Ансельм Кентерберийский. Прослогион //Сочинения. М.: Канон, 1995. -400с.

7. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. - 258 с.

8. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика М.: Мысль, 1988 -204 с.

9. Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. Архангельск: Изд - во Помор, гос. пед. ун - та им. М.В.Ломоносова, 1993. - 164 с.

10. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. А друзей искать на Востоке: Православие и ислам: противостояние или содружество. М.: Вагрус, 2001.-64 с.

11. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. В 2-х т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т.1 - 804 е., Т.2 - 594 с.

12. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный феномен //Общественные науки и современность. 1996. № 5. с. 90 100.

13. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. В 2-х т. М.: Прогресс, 1999. Т.1 - 244 е., Т.2 -248 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.