Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Сафонцева, Светлана Владимировна

  • Сафонцева, Светлана Владимировна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 186
Сафонцева, Светлана Владимировна. Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 1999. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Сафонцева, Светлана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИХ ПРИРОДЫ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

1.1. Проблема дефиниций интеллекта и креативности

1.2. Взгляды на соотношение интеллектуальных и креативных способностей.

1.3. Нейрофизиологические механизмы интеллектуальной и креативной продуктивности.

1.4. Психодинамические корреляты интеллекта и креативности.

1.5. Вклад средовых и генетических факторов в развитие интеллектуальных и творческих способностей.

1.6. Развитие интеллектуальных способностей в течение жизни.

1.7. Проблема прерывности-непрерывности развития креативных способностей.

1.8. Личностные особенности и интеллект.

1.9. Личностные особенности креативов.

ГЛАВА П. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ

РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

2.1. Цель, задачи и гипотеза исследование.

2.2. Тесты диагностики интеллекта.

2.3 Методики диагностики креативности.

2.4. Методики диагностики личностных особенностей.

2.5. Организация исследования взаимосвязей между типами интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов.

2.6. Схема статистической обработки результатов

ГЛАВА Ш. ВЗАИМЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЭКСТРАВЕРСИЕЙ

ИНТРОВЕРСИЕЙ И ВОЗРАСТОМ ИСПЫТУЕМЫХ

3.1. Схема анализа и интерпретации результатов эмпирического исследования

3.2. Взаимосвязь показателей креативности и интеллекта в зависимости от возраста испытуемых.

3.3. Взаимосвязь интеллектуальных и креативных способностей в зависимости от уровня их развития у испытуемых в трех возрастных группах.

3.4. Влияние экстраверсии-интроверсии на существование взаимосвязей между интеллектуальными и креативными способностями.

3.4.1. Взаимосвязь интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов в зависимости от уровня развития интеллектуальных и креативных способностей

3.5. Анализ личностных особенностей высококреативных испытуемых в трех возрастных группах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов»

Все множество исследований, посвященных изучению креативности, можно разделить на два блока. К первому относятся исследования взаимоотношений между интеллектом, креативностью, когнитивными особенностями и реальными достижениями. Ко второму - работы, направленные на определение личностных, мотивационных и ситуационных коррелятов креативности.

Некоторыми исследователями признается, что по-настоящему творческий результат возможен в том случае, если существует единство когнитивных способностей и матрицы мотивационных, личностных и ситуационных характеристик. Так, среди личностных и мотивационных переменных, связанных с креативным поведением, называют такие, как самоуважение, настойчивость, высокий уровень энергии, широкий круг интересов, сензитивность к проблемам (обнаружение проблем), андрогинность, любознательность, энтузиазм и глубина переживаний, предпочтение сложных или неопределенных замыслов и высокие эстетические ценности. На более глубоком уровне это такие функциональные аспекты креативного поведения, как открытость опыту и нешаблонность. Затем все эти личностные факторы образуют индивидуальную структуру, в пределах которой креативное поведение может осуществляться наиболее полно (Я.А.Пономарев, Л.Б.Ермолаева-Томина, Н.В.Рождественская, Д.МакКиннон, Э.Торранс, Дж.Фельдхузен и др.)

Если по проблеме определения личностных и мотивационных переменных, связанных с креативным поведением, данные исследований во многом соответствуют друг другу, то по проблеме взаимоотношений между уровнем интеллектуального развития человека и его креативных способностей (Дж.Гилфорд, Э.Торранс, Дж.Гетцельс, Г.Айзенк, Р.Стернберг, М.А.Холодная, В.Н.Дружинин и др.) до настоящего времени существуют разногласия, результаты исследований иногда взаимоисключают друг друга.

Одни авторы полагают, что творческие способности являются чем-то отличным от интеллекта и утверждают, что превышение уровня интеллекта выше некоторого минимального уровня не гарантирует соответствующего повышения и креативности. В других работах, напротив, утверждается, что интеллект и креативность прямо взаимосвязаны.

В исследованиях, посвященных анализу причин высоких достижений в школе и в жизни, показано, что интеллект, а не креативность, объясняет если не все, то большую часть достижений. Более того, было продемонстрировано, что интеллект является более важным предсказателем академической успеваемости, чем креативность. Студенты, имеющие высокие показатели IQ, добиваются большего по сравнению со студентами, имеющими высокие показатели только по креативности.

Были получены результаты, свидетельствующие о том, что в разных областях деятельности для достижений высокого уровня необходимы различные уровни интеллекта. В математике и физике корреляция между измерением интеллекта и оригинальностью при решении проблем имеет тенденцию быть позитивной, но весьма низкой. Корреляция между интеллектом художников, скульпторов, дизайнеров и их произведениями равна или меньше нуля (Barron F., 1968). Хотя и трудно определить точно, какой уровень интеллекта необходим для достижения высококреативных результатов в пределах определенной области деятельности, но среди многих исследователей существует мнение о том, что если IQ равен или больше 120, то возрастает важность других переменных (мотивационной включенности и креативности, по мнению Дж.Рензулли).

Анализ литературы по вопросу взаимосвязи интеллекта и креативности позволяет говорить о том, что эта проблема, являясь актуальной, тем не менее остается одной из сложных, однозначно нерешенных и противоречивых проблем в современной психологии. При этом следует отметить, что результаты большинства из данных исследований были получены в основном на недифференцированных выборках испытуемых (студентах или представителях творческих профессий), где не учитывалось влияние личностных особенностей на характер взаимосвязи между интеллектом и креативностью. Указанная противоречивость и предопределяет актуальность представляемой работы, в которой мы сделали попытку проанализировать взаимосвязи между различными типами интеллекта и креативности с учетом возраста испытуемых и такой личностной черты как экстраверсия-интроверсия.

В психометрическом аспекте нами будут проанализированы показатели общего интеллекта, вербального, математического и пространственного интеллекта, показатели общей, вербальной и невербальной креативности.

В нашей работе интеллект и креативность рассматриваются в следующих значениях: интеллект - это способность решать определенным образом сконструированные задачи (Дружинин В.Н.); креативность - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (Холодная М.А.) (при этом мы исходим из представления, согласно которому каждый индивид обладает некими гипотетическими свойствами, релевантными способности к творчеству).

Цель данного исследования состоит в изучении взаимосвязей между разными типами интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов в трех возрастных группах (9-10 лет, 14-15 лет, 19-21 год). Для достижения данной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ зарубежной и отечественной психологической литературы по проблеме соотношения интеллекта и креативности. На основании этого определить, как могут быть уточнены существующие модели взаимосвязи интеллекта и креативности,.если принимать во внимание возраст и личностные особенности испытуемых.

2. Построить план эмпирического исследования, позволяющего оценить взаимоотношения между интеллектом и креативностью у интровертов и экстравертов (в группах детей, подростков, студентов), и обосновать адекватность применения используемых исследовательских средств и приемов, а также способов обработки получаемых данных.

3. Осуществить эмпирическое исследование взаимодействия различных типов интеллекта и креативности у интровертов и экстравертов в трех возрастных группах.

4. Провести качественный и количественный анализ выявленных корреляционных отношений между типами интеллекта и креативности в различных группах испытуемых. В качестве критериев выделения групп служили возраст, экстраверсия-интроверсия, уровень развития интеллекта и креативности испытуемых.

Объектом исследования выступили ученики школ № 1316 и № 1012 и студенты юридического, лингвистического и экономического факультетов Современного гуманитарного университета: 53 ученика 3 класса в возрасте 9-10 лет, 42 ученика 8-9 классов в возрасте 14-15 лет, 64 студента в возрасте от 19 до 21 года (1 курс). Всего 159 человек.

Предметом нашего исследования явились различные типы интеллекта и креативности в трех возрастных группах испытуемых экстравертов и интровертов.

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки экспериментальных гипотез нами был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования, в который вошли теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования, психодиагностический инструментарий, методы, статистической обработки эмпирических данных, качественный анализ результатов работы. В психодиагностической части исследования были использованы следующие методики: тест структуры интеллекта Амтхауэра, краткая форма теста структуры интеллекта Амтхауэра, культурно-независимый тест интеллекта Кеттелла, личностный опросник 16-PF Кеттелла (форма С), адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Кеттелла, адаптированная версия пятифакторного. личностного опросника "Big five", субтест "Завершение рисунка" из теста творческого мышления Торранса, тест отдаленных ассоциаций Медника (RAT).

В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что экстраверсия-интроверсия является существенным фактором, влияющим на взаимосвязи между интеллектом и креативностью. У экстравертов взаимосвязи между отдельными типами интеллекта и креативности сохраняются вне зависимости от возраста испытуемых, у интровертов интеллект и креативность с возрастом становятся независимыми величинами.

Второй гипотезой стало предположение о том, что у интровертов уровень развития креативности влияет на количество взаимосвязей между показателями интеллекта и креативности, в отличие от экстравертов, у которых это влияние минимально. У высококреативных интровертов интеллект и креативность являются независимыми показателями.

Научная новизна работы заключается, во-первых, в том, что впервые проблема взаимосвязи интеллекта и креативности была рассмотрена на отдельных выборках испытуемых - экстравертов и интровертов. Во-вторых, в качестве испытуемых в нашем исследовании выступали учащиеся и студенты, посещающие или окончившие общеобразовательные школы, в отличие от большинства работ по проблемам креативности, построенных на изучении данного феномена у одаренных детей и взрослых представителях творческих профессий. И, наконец, в ходе эмпирического исследования было установлено, что приводимые в литературе описания личностных особенностей креативов не могут быть применимы ко всем высококреативным испытуемым; выделение среди них экстравертов и интровертов позволило определить, что их личностные портреты весьма отличаются друг от друга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертационном исследовании данные могут быть использованы в прикладных психологических исследованиях и в практической работе психолога, особенно в тех ситуациях, когда необходимо делать заключения о способностях и личностных особенностях креативов в реальных условиях обучения в школе и ВУЗе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взаимосвязи показателей интеллекта и креативности у экстравертов с возрастом сохраняются, у интровертов - становятся независимыми.

2. На взаимосвязи между показателями интеллекта и креативности оказывает влияние уровень развития креативности испытуемых (у высококреативных испытуемых интеллект и креативность являются независимыми величинами).

3. Личностные особенности креатива-экстраверта и креатива-интроверта существенно отличаются друг от друга.

Обоснованность выдвинутых научных положений, достоверность полученных исследовательских данных и сделанных на их основании выводов обеспечивались использованием в настоящей работе адекватных методов исследования, репрезентативностью выборки, обоснованным применением методов статистической обработки полученных данных, количественным и качественным анализом полученного материала.

Апробация диссертационного исследования проводилась на заседаниях лаборатории психологии способностей ИП РАН (1997-1999), на Международной научной конференции "Интеллектуальная и творческая одаренность" (Протвино, 1999).

Основное содержание работы отражено в трех публикациях.

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Сафонцева, Светлана Владимировна

Анализ результатов нашего эмпирического исследования, включающего в себя статистическую обработку полученных данных, позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Уровень развития интеллекта является фактором, влияющим на взаимоотношения между интеллектом и креативностью в группах испытуемых в возрасте 14-15 лет и 19-21 год: у испытуемых с высоким интеллектом исследуемые показатели являются независимыми параметрами, у испытуемых с низким i интеллектом - они взаимосвязаны; уровень развития креативности влияет на взаимоотношения между интеллектом и креативностью в группе испытуемых в возрасте 9-10 лет: в группе высококреативных испытуемых между интеллектом И креативностью взаимосвязи не обнаружены, у низкокреативных испытуемых -исследуемые переменные взаимосвязаны.

2. Экстраверсия-интроверсия является фактором, влияющим на число взаимосвязей между типами интеллекта и креативности в зависимости от возраста испытуемых. Сравнение выявленных корреляционных отношений между интеллектом и креативностью в группах интровертов и экстравертов показало, что с возрастом у интровертов происходит резкое сокращение числа связей между показателями интеллекта и креативности. У экстравертов связи между типами интеллекта и креативности сохраняются в трех возрастных группах, хотя количество их уменьшается.

Данный результат подтверждает выдвинутую нами в начале работы основную гипотезу о влиянии экстраверсии-интроверсии на существование взаимосвязей между интеллектом и креативностью в трех возрастных группах.

3. Уровень креативности является фактором, оказывающим влияние на взаимоотношения между интеллектом и креативностью у интровертов й экстравертов: интроверсия в сочетании с высоким уровнем креативности приводит к независимости исследуемых переменных; экстраверсия и низкая креативность - к существованию взаимосвязей между типами интеллекта и креативности. Данный вывод подтверждает нашу вторую гипотезу о влиянии уровня креативности на число взаимосвязей между интеллектом и креативностью у интровертов и экстравертов.

Уровень развития интеллекта не влияет на существование (или отсутствие) взаиомосвязей между интеллектом и креативностью у интровертов и экстравертов^

4. Личностные особенности высококреативных и экстравертов отличаются друг от друга, т.е. нельзя говорить о некотором наборе личностных черт, отличающем всех высококреативных индивидов.

Мы предполагаем, что данное диссертационное исследование может послужить отправной точкой в дальнейшей работе по конкретизации моделей взаимосвязей между интеллектом и креативностью в зависимости от иных личностных черт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное диссертационное исследование посвящено изучению взаимосвязей между разными типами интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов в трех возрастных группах (9-10 лет, 14-15 лет, 19-21 год). Впервые взаимосвязи между интеллектом и креативностью исследовались на выборках трех возрастов (910 лет, 14-15 лет, 19-21 год), рандомизированных по полу и социальному составу, среди которых были выделены испытуемые экстраверты и интроверты, и описаны личностные особенности высококреативных экстравертов и интровертов.

Проведенный теоретический анализ представленных в психологической литературе данных и теорий, посвященных проблемам взаимосвязи интеллекта и креативности, определения личностных портретов интеллектуалов и креативов, позволяет отметить следующее. Отсутствие общепризнаных определений интеллекта и креативности и моделей их развития, функционирования и взаимосвязей, в частности на психометрическом уровне, препятствует созданию целостной картины, позволяющей объяснить либо исключительные, либо заурядные достижения человека.

В нашем исследовании мы исходили из психометрического определения интеллекта, предложенного В.Н.Дружининым: "интеллект - это способность решать определенным образом сконструированные задачи» (1998). Под креативностью мы понимали способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (Холодная, 1997), при этом мы исходили из представления, согласно которому каждый индивид обладает некими гипотетическими свойствами, релевантными способности к творчеству.

Анализ литературы, посвященной проблеме взаимоотношений между интеллектом и креативностью, позволяет говорить о том, что результаты большинства исследований, выполненных в рамках различных подходов и методологических концепций, свидетельствуют о том, что проявление высокого уровня развития креативности возможно при наличии высокого уровня развития интеллектуальных способностей. В ходе обзора имеющихся в психологической литературе данных по этой проблеме мы пришли к заключению, что главная трудность обобщения существующих взглядов на соотношение интеллекта и креативности состоит в том, что основываются они на результатах исследований недифференцированных выборок испытуемых. Мы обнаружили, что результаты подобных работ касаются либо учащихся, либо студентов, либо профессионалов в какой-либо сфере творческой деятельности, добившихся или нет признания результатов своей творческой продуктивности.

Обзор данных, представленных в исследованиях по изучению взаимосвязей: интеллектуальных и креативных способностей с личностными особенностями испытуемых, показал, что сделать определенные выводы о взаимосвязи (или ее отсутствии) между высоким уровнем интеллекта и личностных характеристик интеллектуалов не представляется возможным. В описании личностных особенностях креативов исследователи более солидарны. Признается, что для достижения высококреативных результатов человек должен обладать такими чертами личности, как самоуважение, настойчивость, высокий уровень энергии, широкий круг интересов, сензитивность к проблемам, андрогинность, любознательность, энтузиазм и глубина переживаний, предпочтение сложных или неопределенных замыслов и открытость опыту.

На основе проведенного теоретического анализа вышеупомянутых исследований мы пришли к заключению о том, что можно внести большую ясность в характер взаимосвязей между интеллектом и креативностью, если принять во внимание возрастную динамику и некоторые личностные черты (например, экстраверсию-интроверсию), определив при этом, какое место они занимают в картине взаимоотношений интеллекта и креативности.

Наше эмпирическое исследование было спланировано таким образом, чтобы возможно было учитывать влияние возрастных особенностей и экстраверсии-интроверсии на взаимосвязь типов интеллекта и креативности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Сафонцева, Светлана Владимировна, 1999 год

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд \\ Вопр. психологии. 1995. Т.1. С. 111131

2. Акимова М.К. Психофизиологический подход к анализу интеллекта \ Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып.2. М.Д976. С.69-85

3. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттелла. Методические рекомендации. М., 1995

4. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М. 1982

5. Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. М., 1963

6. Бернштейн М.С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) \\ Вопр. философии. 1966. № 6. С. 131-142

7. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М., 1993

8. Бирюков С.Д., Васильев О.П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных \ Труды Института психологии РАН. М. 1997. С.29-35

9. Бирюков С.Д., Ходакова Е.Ю. Предикторы успеваемости в структуре флюидного интеллекта \ Интеллект и творчество. Сборник научных трудов лаборатории психологии способностей ИП РАН. М., 1999

10. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978

11. Блох М.А. Творчество в науке и технике. Пг. 1920

12. Богоявленская Д.Б. Психолого-философский анализ творчества \\ Междисциплинарный подход к исследованию творчества. М. 1979

13. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983

14. Богоявленская Д.Б. Опыт психогенетического исследования интеллектуальной активности \\ Психол.журн., 1985, № 3, с. 154-159

15. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 198816. сб. "Вопросы теории и психологии творчества". В 8 т. Харьков. 1907-1923

16. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965

17. Габриелян Н.А. Интеллект как регулятор проявления личности в групповбм взаимодействии. Дисс. . канд. психол. наук. М., 1999

18. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку \ Психология творчества. М. 1990. С. 149-158

19. Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности \\ Вопр.психологии. 1990. № 4. С. 147-155

20. Голубева Э.А. Комплексные исследования способностей \\ Вопр.психологии. 1986. № 5. С.23-37

21. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.,1993

22. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М. 1982

23. Грановская Г.М., Березная И.А. Интуиция и искусственный интеллект. JI.1991

24. Грузенберг С.О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Минск, 1923(1928?), т.1

25. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 6

26. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии. М.1997

27. Гусева Е.Н., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности \ Художественный тип человека, с. 122-138.

28. Дружинин ВЦ. Интеллект и продуктивность деятельности: модель интеллектуального диапазона \\ Психол.журн. 1998. Т. 19. № 2. С.61-70

29. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М. 1997

30. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995

31. Дружинин В.Н., Гребенкж Г.А., Самсонова Е.Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей \\ Психол. журн. 1993. Т. 14. № 3. С.47-55

32. Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблембй креативности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985

33. Елисеев В.А Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления. \\ Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С.247-266

34. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) \\ Вопр.психологии. 1975. № 5. С. 166-176

35. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей \\ Вопр.психологии. 1977. № 4. С.74-84

36. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальных различия в проявлении творческой активности \ Психология творчества. М. 1990. С. 117-130

37. Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальных и математических школах). Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1994

38. Ищенко И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4-6 лет. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993

39. Кадыров Б.Р. Склонности и их индивидуальные предпосылки. Дисс. докт. психол. наук. М. 1990

40. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983

41. Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта \\ Психол. журн. 1982. №2. С. 53-58

42. Козленко В.И. Проблема креативности и личности \ Психология творчества. М. 1990. С. 131-148

43. Князева А.Н. Межполушарная ассиметрия альфа-ритма ЭЭГ в процессе когнитивной деятельности различной успешности \\ Физиология человека. 1991. Т. I у. № 5. С. 50-60

44. Крупное А.И. О психодинамических характеристиках интеллектуальной активности человека \\ Вопр.психологии. 1981. № 6. С.75-83

45. Кулагин В.Ф. Основы профессиональной психодиагностики. Л. 1984

46. Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет \ Психологические исследования познавательных процессов и личности. М. 1983. С.79-83

47. Лаак Я. дер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. М.Воронеж. 1995

48. Лейтес Н.С. Неравномерность возрастного развития способностей \ Умственные способности и возраст. М., 1971. С. 129-220

49. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978

50. Лук А.Н. Творческое мышление в науке \\ Психол.журн. 1980. № 4. С. 154162

51. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности \\ Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33

52. Матюшкин A.M., Снек Д.А. Одаренные и талантливые дети \\ Вопросы психологии. 1982, №4. С. 88-97

53. Методы психологической диагностики. Вып. 2 \ Под ред. А.Н.Воронина. М.,1994

54. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода; к изучению одаренности \\ Вопросы психологии. 1994. № 5. С.86-95

55. Москвин В.А. Межполушарная ассиметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования \\ Вопросы психологии. 1988. № 6. С.116-120

56. Мотков О.И., Петрайтите A.M. Исследование зависимости проявления креативности от особенностей личности \\ Нов. исследования в психологии. 1983. № 2 (29). С. 19-24

57. Найсер У. Познание и реальность. М., 1980

58. Освальд Д. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте при дементных процессах \\ Иностр.психология. 1993. № 2. С.69-73

59. Павлова О.А., Ромашенко И.В. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л. 1988

60. Петрайтите A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией \\ Вопросы психологии. 1981, № 6

61. Пиаже Ж. Избранные труды. М., 1969

62. Полтавцева Л.И. Темперамент в структуре творческих способностей. Автореф. дисс.канд.психол.наук. М. 1994

63. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967

64. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967

65. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960

66. Проблемы научного и технического творчества. М., 1967

67. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971

68. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и историк \ Под ред. А.В.Брушлинского М., 1997

69. Психология творчества. \ Под ред. Я.А.Пономарева М., 1990

70. Пушкин В .Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М. 1967

71. Пятрулис В.Р. Рефлексия креативности и творческая продуктивность у научных работников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л. 1988

72. Развитие и диагностика способностей. М. 1991

73. Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков \\ Психол. журн. 1999. Т.20. № 2. С.90-102

74. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994

75. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойства личности \ Психология художественного творчества. М., 1980

76. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.

77. Рубинштейн С.Л. О мышлении и о путях его исследования. М., 1958

78. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959

79. Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. Дисс. канд. психол. наук., Спб., 1994

80. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск. 1993

81. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979

82. Русалов В.М., Кошман С.А. Дифференциально-психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде \ Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М. 1980. С. 7-56

83. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности \\ Психол.журн. 1986. Т.7. №4. С. 23-35

84. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с «интеллектуальными шкалами» темперамента \\ Психол. журн. 1999. Т.20. № 1. С.70-77

85. Русалов В.М., Полтавцева Л.И. Темперамент как предпосылка творческих способностей \\ ЖВНД. 1997. Т.47. Вып.З. С.451-460

86. Самсонова Е.Ю. Репрезентация общих умственных способностей в индивидуальном и групповом сознании. Дисс. . канд. психол. наук. М., 1994

87. Смирнова Н.Л. Имплицитные концепции интеллекта (представления об умном человеке в обыденном сознании). Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1993

88. Симонов П.А. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М. 1993

89. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дисс. . канд. психол. наук. Спб. 199691 .Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996

90. Способности и склонности: комплексное исследование \ Под ред. Э.А.Голубевой М., 1989

91. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. 1982

92. Тафель Р.Е. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1974

93. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969

94. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе \\ Иностранная психология. 1999. № 1. С. 19-29

95. Урбан К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе \\ Иностранная психология. 1999. № 1. С. 41-51

96. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М. 1989

97. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей \ Основные современные концепции творчества и одаренности. М. 1997. С. 371-392

98. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований \\ Иностранная психология. 1999. № 1. С. 10-18

99. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994

100. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990

101. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.Томск, 1997

102. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психологическая реальность? \\ Вопр.психологии. 1990. № 5. С. 121-128

103. Художественное творчество и психология. М., 1991

104. Художественный тип человека: комплексные исследования. М., 1994

105. Хуснутдинова Л.Г. Исследование речемыслительной креативности личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993

106. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб, 1997

107. Чурбанова С.М. Психологические условия продуктивности решения дивергентных задач дошкольниками. Дисс. канд.психол.наук. М. 1990

108. Ширяев Д.А., Кальва И.Р. Морфо-функциональная организация мозга 1сак материальная основа вероятностного прогнозирования \\ Изв. АН ЛатвССР. 1986. № 6. С.53-66

109. Юнг К.Г. Психологические типы. Спб-М., 1995

110. Юркевич B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности \ Проблемы дифференциальной психофизиологии. М. 1972

111. Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности \ Основные современные концепции творчества и одаренности. М. 1997. С. 127-142

112. Ясперс К. Общая психопатология. М. 1997

113. Anderson J.E. The prediction of feminal intelligence from infant and preschool tests // Thirteenth Year-book. National Society for the Study of Education. N.J. 1940

114. Azuma H., Kashiwagi R. Descriptors for an intelligent person: A Japanese Study // Japanese Psychol. Research. 1982. V.29. P. 17-26

115. Koestler A. The act of creation. N.Y., Dell, 1967

116. Barron F. Creativity and personal freedom. NY., 1968

117. Barron F. Creative person and creative process. N.Y. 1969

118. Carne G.C., Kirton M.J. Styles of creativity: test score correlations between Kirton A-I Inventory and Mayers-Briggs Type Indicator // Psychol.Rep. 1982. Vol.50. P.31-36.

119. Cattell R.B., Drevdahl J.E. A comparison of the personality profile (16 PF) of eminent researchers with that of eminent teachers and administrators, and general population // Brirtish Journ. of Psychology. 1955. V. 46. P. 248-261

120. Cattell R. В., Kline P. The Scientific Analysis of Personality and Motivation. N. Y. 1977

121. Costa P., McCrae R. Personality in adulthood: A six-year longitudinal study of self-reports and spouse rating on Neo personality inventory // J. Pers. and Soc. Psychol. 1989. Vol. 54. P.853-863

122. Csikszentimihalyi M., Getzels J.W. The personality of young artists: An empirical and theoretical exploration //British Journ. of Psychology. 1973. V.37. P.292-299

123. Csikszentimihalyi M., Robinson R.E. Culture, time, and the development of talent. In: R.J.Sternberg, J.E.Davidson (Eds.) Conceptions of giftedness. Cambridge. 1986. P.264-287

124. Dazen P., Shurmans MN. The influence of accultaration of the social representations of intelligence // Paper Presented at 2 European Congress of Psychology. 812 July. Budapest, 1993. P.32

125. Digman J.M. Personality structure: Emergence of the five-factor model // Annual Review Psychology. 1990. Vol.41. P. 417-440

126. Drevdahl J.E., Cattell R.B. Personality and creativity in artists and writers // J. of Clinical Psychology. 1958. V. 14. P. 107-111

127. Edwards M.P., Tylor L.E. Intelligence, Creativity and Achievement in a nonselective public junior high school // J. of Educational Psychology. V.57. P.96-99

128. Feldhusen J.F. Creativity: A Knowledge Base, Metacognitive Skills, and Personality Factors // J. of CreatBeh. 1995. Vol.29. № 4. P.255-257

129. Freeman J. Environment and High IQ: a Consideration of fluid and crystallised intelligence // Personality and Individual Differences. 1983. № 4. P.307-313

130. Getzels J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. NYC, 1962

131. Getzels J.W. The personality of young artist: An empirical and theoretical exploration // British Journal of Psychology. 1973. Vol.64. P.91-104

132. Guastello S.J., Shissler J.E. A Two-factor Taxonomy of Creative Behavior // J. of Creat. Beh. Vol.28. 1994. № 3. P. 211-221

133. Guilford J.R The structure of intellect N.Y. 1967

134. Krug S.E., Johns E.F. A large-scale cross-validation of second-order personality structure defined by 16 PF // Psychological Reports. 1986. V. 59. P. 683-693.

135. McAdams D.P. The five-factor model in Personality: A critical appraisel // J. of Personality. V. 60. P. 320-361

136. McCabe M.P. Influence of Creativity and Intelligence on Academic Performance //J. ofCreat. Beh. 1991. Vol.25. №2. P. 116-122

137. MacKinnon D.W. Creativity: a Multy-faceted Phenomenon. In: Creativity. A discussion at the Nobel Conference. Amsterdam, L., 1970. P.17-32

138. MacKinnon D.W. The nature and nature of creative talant // Amer. Psycholigist. 1962. Vol. 17. Рю 484-495

139. Matheny A.P., Wilson R.S., Dolan A.B., Krantz T.Z. Behavioural contrasts in twinsships: Stability patterns of differences in childhood // Child Development. 1981.V.52

140. Mellou E. The Two-conditions view of creativity // Jof Creat.Beh. 1996. V.30. №2, P. 126-138

141. McCrae R., Costa P. T. Validation of the five-factor model of personality across the instruments and observers // J. Pers. and Soc. Psychol. 1987. V. 52. P. 81-90.

142. Nickols R.C. Twin studies of ability personality and interests // Homo. 1978.1. V.29

143. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. In: R.J.Sternberg, J.E.Davidson (Eds.) Conceptions of giftedness. Cambridge. 1986. P.53-92

144. Roe A. A psychologist examines 64 eminent scientists // Scientific American. 1952. №187. P. 21-25

145. Sternberg RJ. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom // J. Pers. and Soc. Psychol. 1985. Vol.49. № 3. P.607-627

146. Sternberg R.J., Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development // Hum.dev. 1991. Vol.34. № 1. P. 1 -31

147. Sternberg R.J., Lubart T.I. Investing in creativity // Am. Psychologist. 1996. Vol.51. № 7. P.677-687

148. Thompson J. Intelligence. In: Guffin P.M., Shanks M.F., Hodgson R.J. (Eds.) The Scientific principles of psychology. N. Y. 1984. P.460-484

149. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. № 2

150. Torrance E.P., Khatena J. What kind of person are you? // Gifted Child Quarterly. 1970. V.14. P.71-75

151. Wechsler D. The mesurement and appraisel of adult intelligence. Baltimore.1958

152. Zegas D. A validation study of test from the divergent production plane of the Guilford structure-of-intellect model //J. of Creat.Beh. 1976. Vol.10. № 3. P. 170-177

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.