Журнал "Огонек" в контексте переходных эпох: 1905 - 1917 и 1986 - 1991 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Есикова, Екатерина Михайловна

  • Есикова, Екатерина Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 139
Есикова, Екатерина Михайловна. Журнал "Огонек" в контексте переходных эпох: 1905 - 1917 и 1986 - 1991: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2011. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Есикова, Екатерина Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. «ОГОНЕК» В ЖУРНАЛИСТИКЕ

ДОРЕВОЛЮЦИОН НОГО ПЕРИОДА

1.1. Система русской печати в 1880-1913 гг.

1.2. Типы ведущих общественно-литературных изданий.

1.3. Журнал «обычного русского типа».

1.4. Тонкий иллюстрированный еженедельник и его роль в журналистике начала XX в.

1.5. Формирование сатирического журнала как типа издания.

1.6. Место «Огонька» в журналистике дореволюционного периода.

ГЛАВА II. ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» - «РУПОР ПЕРЕСТРОЙКИ»

2.1.Политическая и социокультурная ситуация периода перестройки и СМИ.

2.2.Формат «Огонька»: традиции и новаторство.

2.3.Концепция коммуникативного взаимодействия с читателем.

2.4.Трансформация публицистического жанра на страницах перестроечного «Огонька».

2.5.Критический дискурс публикаций «Огонька» как главный

- фактор формирования новой картины мира адресата.

2.6.Переосмысление концепции советской истории на страницах перестроечного «Огонька».

2.7.Возвращение произведений русской литературы на страницах «Огонька» времен перестройки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Журнал "Огонек" в контексте переходных эпох: 1905 - 1917 и 1986 - 1991»

Актуальность изучения старейшего русского журнала «Огонек», «иллюстрированного обобщения общественной и политической жизни, наук и изящных искусств» в XIX - начале XX вв. и «рупора перестройки» в 1986 - 1991 гг. в контексте общественно-политической жизни и развития русской журналистики в течение более 100 лет обусловлена целым рядом факторов.

Период перестройки и гласности стал временем коренных перемен в обществе, затронувших все сферы жизни -экономику, политику, культуру, общественное сознание. Журналистика переходного периода играет особенную роль как для попытки формирования гражданского общества и новых государственных институтов, так и в общеисторическом контексте перехода от моностилистической, не имеющей возможности варьироваться структуры, к полистилистической, предполагающей существование в государстве и социуме большого диапазона позиций1. Освещая перемены в государстве, СМИ становятся участниками этих перемен. Изменяя порядки и нравы, «информаторы» меняются самиОсобый интерес исследователей - филологов, историков, политологов, социологов, -вызывают перемены, произошедшие в умонастроениях людей, в их отношении к жизни, к политике, к историческому прошлому и литературе. Публикация материалов, принципиально новых по содержанию и форме, в массовой печати сыграла особенно важную роль в изменении политических и мировоззренческих взглядов советских людей: газеты «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская Россия», «Советская культура» и др., еженедельные и ежемесячные общественно-политические и литературно-художественные журналы, программы радио и телевидения стали важнейшими средствами

1 Ионин Л. Г. Культура на переломе // Социологические исследования. -1995. № 2. - С. 43. распространения новых сведений, фактов и оценок событий и деятелей советской истории, формирования на этой основе сдвига в общественном сознании в сторону критики, а затем и отрицания советского прошлого, реформирования социализма.

Важное место среди печатных изданий перестроечного периода занял журнал «Огонек» - иллюстрированный литературно-художественный и общественно-политический еженедельник, выходивший миллионными тиражами и пользовавшийся огромной популярностью. Анализ формата этого издания - структуры медиапродукта как совокупности параметров, составляющих контент и определяющих особенности его подачи дает ценнейший материал для понимания взаимовлияния общественно-политической жизни и СМИ, изучения таких проблем, как механизмы изменений в содержании научного знания и воздействие его на общественное сознание, формирования новых представлений о прошлом, о роли в историческом процессе публикаций массовой печати и их влияния на мифологизацию исторического сознания. Как пишет исследователь исторического сознания в русской литературе и философии Л.А.Трубина, «время, движение, развитие по-разному трактуются в разных историко-философских системах. В силу этого историческое сознание несводимо к одной, даже господствующей в тот или иной период, историософской концепции»3. Так, в материалах «Огонька» 1986-1991 гг. прослеживается идея «возврата в цивилизацию» и отказа от «неправильного» строя, который, как в монархии, так и в тоталитаризме Советского Союза, назван аналогичным. Главным препятствием на этом пути в перестройку

2 Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ». МГУ имени М.В. Ломоносова, 20 мая 2009. Среди выступавших: проф. Вартанова Е.Л., проф. Засурский Я.Н., проф. Солганик Г.Я., проф. Пронин Е. И., проф. Тертычный А.А., доц. Лащук О. Р и другие участники международного методологического семинара. См.: Лащук О. Р. Формат СМИ: определение термина; Солганик Г.Я. Общие замечания о формате и жанре. Электронный источник. Код доступа: <http//www.mediascope.ru/node/416>.

3 Трубина Л.А. Русский человек на сквозняке истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века. Типология. Поэтика. - М.: Прометей, 1999. - С.14. виделось советское государство, идеологическая война на уничтожение велась против всех его систем, включая детские сады. «Антитоталитарная» идея поддержки «снизу» не получила, но этого для верхушки КПСС и не требовалось.

Значимость темы, выбранной для диссертационного исследования, связана с тем, что в журнале «Огонек» в эпоху перемен сформировалась новая система публицистических форм с доминантой функции воздействия - это обусловленный социокультурным и читательским запросами комплекс коммуникативных стратегий достоверного и откровенного общения с аудиторией, направленный на создание демократической, дружеской, имеющей характер «активно-ответного понимания» (М.М.Бахтин) коммуникации. Вместе с разработкой демократического и критического дискурсов представления материала, личностно-авторским подходом к подаче информации, созданием визуально-вербальной коммуникации, блестяще реализованной в перестроечном «Огоньке» и доминирующей в современных СМИ, это опосредованно, как тенденция или ее опровержение, определило вектор развития русской журналистики конца XX - начала XXI века.

Однако историческое значение перестроечного «Огонька», важного феномена в развитии русской журналистики, невозможно оценить без историко-теоретического экскурса в период бытования «Огонька» конца XIX - начала XX вв.

В это время предреволюционная Россия нуждалась в обобщающем освещении событий, углубленном анализе происходящего в науке и литературе. Это и дало жизнь новому типу тонкого иллюстрированного журнала. Характер аудитории, к которой обращается журнал, требовал своего специфического способа изложения и подачи материала: особого оформления текста на странице, наличия иллюстраций, умеренного объема статей при глубине анализа и широте аргументаций.

Дореволюционный «Огонек» стал ярким примером журнала нового формата. « В1899 году появился журнал, которому суждено было на протяжении целого века выполнять роль единственного еженедельника, который у нас в стране совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля». С этим журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты».

Эту точную характеристику «Огонька» как социокультурного явления дали наши современники, сотрудники журнала «Огонек» конца XX - начала XXI вв4.

Огонек» - «иллюстрированное обобщение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств"5, сразу же позиционировавшийся как журнал для семейного чтения, - прошел долгий путь вместе с изменяющейся Россией.

В развитии таких видов визуальной коммуникации, как фотография и фотожурналистика, теоретики выделяют 80-е годы XIX века, явившиеся переходным этапом к массово-коммуникативному фототворчеству. Образовавшийся союз «фотографии и типографии» породил новое средство визуальной массовой коммуникации - предтечу кино и телевидения6.

Тонкие иллюстрированные еженедельники, и прежде всего -любимцы читающей публики «Нива» и «Огонек» в начале XX века-стали «переходным звеном» - изданием, в котором сочетались достоинства и газеты, и ежемесячного журнала. Еженедельники были оперативнее классического «толстого» журнала, позволяли быстрее откликаться на события - это качество было очень востребованным в бурное время рубежа веков. В то же время еженедельники показывали огромное жанровое разнообразие материалов, позволяли добиваться большей аналитичности, чем в ежедневной газете, и публиковать

4 Сайт журнала «Огонек». Электронный ресурс. Код доступа: < http://www.ogoniok.com/inside/hystory/>.

5 «Огонек»№ 1 (приложения к «Биржевым ведомостям»), - 1899.

6 Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М., 2003. большее количество материалов.

Еще в дореволюционные годы журнал «Огонек» использовал стратегию обратной связи с аудиторией, публиковал обращения и письма читателей и сам обращался к ним с призывами и поздравительными речами. Просветительскую и организационную деятельность по взаимодействию с читателями на современном языке анализа стратегий печатных СМИ можно назвать разработкой системы эффективных коммуникаций на всех уровнях общения «журнал -читатель».

В истории советской печати не было аналога продуманной разносторонней деятельности журнала по созданию и развитию современного формата иллюстрированного еженедельника для широкой аудитории, использованию новых коммуникативных стратегий по привлечению и образованию читательских масс, естественно выходящей на формирование гражданского сознания. Не удивительно, что «Огонек» - журнал такого формата - стал «рупором перестройки».

Объектом исследования является история бытования журнала «Огонек» в дореволюционный и перестроечный периоды.

Предметом изучения является информационно-креативная и общественно-публицистическая деятельность журнала «Огонек» дореволюционного и перестроечного периодов. В центре исследования находятся: «Огонек» в системе русской печати в 1880-1913 гг., специфика форматов ведущих общественно-литературных изданий: журнал «обычного русского типа», тонкий иллюстрированный еженедельник и его роль в формировании новых коммуникативных стратегий и тактик в журналистике начала XX в., а также традиция и новаторство в формате «Огонька» - «рупора перестройки» в контексте политической и социокультурной ситуации СМИ периода перестройки и концепция коммуникативного взаимодействия с читателем, критический дискурс публикаций «Огонька» как главный фактор формирования новой картины мира адресата, переосмысление концепции советской истории и возвращение произведений русской литературы на страницах «Огонька» времен перестройки.

Хронологические рамки исследования: 1905 - 1917; 1986 - 1991 гг.

Степень изученности темы.

Процесс переосмысления событий эпохи перестройки 1985-1986 гг. получил развитие в виде значительного числа специальных изданий, книг, сборников статей профессиональных филологов, историков, социологов, политологов, экономистов. В них были предприняты попытки научного освещения наиболее актуальных, спорных, запретных прежде тем советского прошлого, прежде всего с целью обоснования происходящих в стране перемен, выяснения их истоков. До недавнего времени российская историческая наука основное внимание уделяла политическому аспекту перестройки. В целом, отмечают современные историки, огромный вал «перестроечной литературы» обслуживал по-преимуществу партийные интересы, что отрицательно сказалось на качестве научных разработок .

Исследователи отмечают следующую закономерность в изучении горбачевских реформ: на начальном этапе (во второй половине 80-х годов) многим работам присущ апологетический характер, связанный с идеями перестройки и с их реализацией на практике. Еще одной особенностью литературы этого времени стала так называемая докторальная публицистика, которая, в условиях кризиса общественных наук и социальных институтов, взяла на себя «докторскую» функцию -анализ болевых точек общества и диагноз его болезней. Центральные издательства огромными тиражами издавали эти публицистические бестселлеры. Авторы сборников - известные на всю страну люди -Н.Шмелев, А.Нуйкин, Г.Попов, Ю.Карякин, Ю.Черниченко,

7 Барсенков A.C. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. Курс лекций. М„ 2002, С. 12.

В.Селюнин, Ф.Бурлацкий, А.Стреляный, А.Ваксберг, Г.Лисичкин, Н.Иванова, И.Клямкин, Ю.Афанасьев, Е.Евтушенко, В.Коротич, В.Распутин и другие8. После 1991 г. стали выходить во множестве мемуары активных участников перестройки, мнения которых о прошедших событиях были порой диаметрально противоположны. Критическое отношение к горбачевской перестройке выражено в работах сторонников Б.Н.Ельцина. Историки отмечают, что отдельные попытки комплексного изучения данной проблемы только начаты9.

Большой интерес представляет серия «Перестройка: гласность, демократия, социализм»10, первая книга которой - «Иного не дано» - была издана в 1988 г. Обсуждаемые на страницах сборников проблемы современности развивались и пропагандировались массовыми изданиями, среди которых особое место занимал журнал «Огонек»11. Общим для всех изданий, специальных и массовых, является то, что центральной проблемой на их страницах была проблема гарантий необратимости перестройки12. Д.Г. Красильников в работе «Власть и политические партии в переходные периоды отечественной истории (1917-1918; 1985-1993): опыт сравнительного анализа» исследует механизмы вовлечения массы населения в «политический, процесс в сложные переходные периоды истории — революционного, 1917-1918 гг., и

13 перестроечного, 1985-1993 гг .

8 См.: Если по совести. М., 1988; Иного не дано. М., 1988; Зависит от нас: Перестройка в зеркале прессы. М., 1988; В своем Отечестве пророки? М., 1989.

9 См.: Сахаров А.Н. Новая политизация истории или научный плюрализм? О некоторых тенденциях в мировой историографии истории России XX века / Новая и новейшая история. 1993. № 6; Маслов Д.В. Нарастание кризиса советской системы. 1985-1987. М., 2001. - С. 1114; Барсенков A.C. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. Курс лекций. - М., 2002, с. 8-26.

10 Иного не дано. - М., 1988; Социализм: между прошлым и будущим / Ред.-сост. В.П. Киселев, И.М.Клямкин. - М., 1989; Драма обновления /Сост и общ ред. М.И. Мелкумяна. - М., 1990 и др.

11 Накануне выхода книги в свет в «Огоньке» появилась посвященная этому событию заметка, кратко рассказывающая читателям журнала об авторах и содержании сборника и настоятельно рекомендующая ознакомиться с ним подробнее (Николаев В. Иного не дано // «Огонек», 1988, № 31. -С. 8)

12 Гордина Е. Д. Проблемы отечественной истории на страницах массового журнала «Огонек» 1987-1991 гг. Тематический анализ. Дис. канд. ист. наук, 2004.- С.5.

13 Красильников Д.Г. Власть и политические партии в переходные периоды отечественной

Об особом характере публицистики журнала «Огонек» опубликована статья Н.Б. Елисеевой «Советское прошлое: начало переоценки»14. Автор выделяет такие затронутые журналом «Огонек» темы, как охрана исторических памятников и духовного наследия, «возвращенная» литература, реабилитация творческой интеллигенции, разоблачение культа личности Сталина и реабилитация жертв сталинских репрессий, большевики - ленинцы, ученые-экономисты, Н.И. Бухарин. Эти публикации, по мысли автора, имели целью формировать эмоциональное, негативное отношение к советской власти путем освещения подробностей о трагических судьбах деятелей культуры. Важна попытка автора проследить процесс смены акцентов журнала в освещении исторических личностей, от восторженной до критической.

Дискуссии о роли и характере СМИ в переходные периоды занимают значительное место в исследовательской литературе с начала двадцатого века до последнего десятилетия. Междисциплинарная проблема переходности имеет широкий диапазон использования и активно обсуждается представителями самых разных специальностей: филологами, политологами, социологами, экономистами15. Отражение переломного времени в журналистике Просвещения осветил Н.Я. Новомбергский еще в 1906 году16.

Серьезное осмысление процессов, происходивших в журналистике истории (1917-1918;1985-1993): опыт сравнительного анализа. - Пермь, 1998, С. 302.

14 Елисеева Н.Б. Советское прошлое: начало переоценки //Отечественная история, 2001, № 2, С. 93 - 105.

15 Fukuyama F. The End of History and the Last Man. - L., 1992.; Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. - New Haven: Yale University Press, 1968; Transitions from Authoritarian Rule / ed. by. Guillermo O'Donnell, Philippe Schmitter, and Laurence Whitehead. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1986.; Schmitter P.C., Karl T.L. The Conceptual Travels of Transitologists and Consolidologists: How Far to the East Should They Attempt to Go? // Slavic Review. - Spring 1994. - Vol. 53. - № 1; Ядов B.A. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.-1998; Капустин Б.Г. Конец «транзитологии»? О теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия // Полис. - 2001. - № 4; Клямкин И.М. Политическая социология переходного общества // Полис (Политические исследования) 1993-№4.

16 Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России: Лекции, читанные в Русской Высшей Школе общественных наук в Париже. - С.-Пб. - 1906. - 140 С. на постсоциалистическом пространстве, впервые было представлено в работе Ф. Фукуямы, названной «Конец истории и последний человек», уже в 1992 году. Именно она внесла в исследования мотив разрыва с прошлым в момент перелома в деятельности СМИ, наступившего в 1989 г., когда в большинстве стран социалистического лагеря Европы произошли радикальные изменения социально-политического и экономического строя.

Читатели эпохи перестройки стали называть публицистику одним из самых актуальных жанров, призывая «сохранить лучшие страницы периодики дней перестройки» как «духовное завещание одного поколения другому». Именно поэтому только в 1988 г. один за другим появляются сборники публицистики «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы», «Иного не дано». Составители сборника «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы» в редакционном вступлении заявляли: «Наш сборник, конечно, ни в малой степени не претендует на полноту охвата важнейших публикаций и жанров последнего времени. Уровень сегодняшней журналистики таков, что понадобилась бы целая библиотека, чтобы поместить все статьи, достойные книжного запечатления»17. Совершенно очевидна актуальность и научная значимость дальнейшего конкретно-исторического изучения различных аспектов указанной проблематики.

Цель и задачи исследования. Цель работы — на основе комплексного анализа эволюции публицистического дискурса и коммуникативных стратегий журнала «Огонек» за 1889-1991 гг. охарактеризовать преемственность в отборе общественного, культурного и научного материалов, а также коммуникативных стратегий и тактик, форм подачи материала, главных типов публицистического дискурса, доминирующего значения визуально-вербальной коммуникации,

17 Залыгин С. Поворот // Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. — М, 1988. - СЛ. выяснить приемы взаимодействия журнала, власти и общества.

Эта цель осуществляется путем решения следующих задач:

1. Раскрыть на основе проблемно-тематического, дискурсного, кросс-культурного анализа специфику, близость и эволюцию формата «Огонька» в контексте журналистики большой исторической эпохи.

2. Рассмотреть, как проблемно-содержательная составляющая журнала «Огонек» утверждалась в контексте трансформирующегося публицистического дискурса - от пропагандистских коммуникативных тактик Советского Союза до современного демократического языка прессы.

3. На основе сравнительного освещения форматов журнала поставить вопрос о том, как продуманные коммуникативные стратегии актуализируют проблему, выдвигая новые вопросы государству и обществу, тем самым стимулируют активизацию гражданского сознания, научные разработки; как трактовка происходящего определяет выбор дискурсных практик материалов, создание новых рубрик и ракурс освещения прошлого в популярном массовом журнале «для всех».

4. Охарактеризовать в диахроническом плане невербальные тактики подачи материала и оценить их современные возможности.

5. Продемонстрировать «новое открытие» основных составляющих форматов дореволюционного и перестроечного «Огонька».

Методология и методы исследования. Основой диссертации являются работы по теории журналистики, рассматривающие эту креативно-информационную деятельность в тесной связи с философско-этическим и социокультурным контекстом изучаемого периода. Вслед за В.М. Березиным и Л.Г. Свитич, мы видим в журналистике форму познания мира, возникшую в древности: «.может быть, эта профессия действительно была всегда, только форма информации менялась, и лики информаторов были другими? Может быть, не случайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Космос, живая и неживая природа пронизаны информацией, она как бы разлита в природе. Ученые, сторонники атрибутивистской теории информации <. .> считают ее неотъемлемым, существенным свойством Вселенной и полагают, что она постоянно циркулирует в мироздании и человеческом сообществе. Журналистика — это социальная оперативная информационная система. В целом она соответствует политическому, экономическому и духовному строю общества на данном этапе его развития»18.

Важным для концепции нашей работы является замечание Л.Г. Свитич: «Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества, как бы возвращая ее во времена, характерные для послереформенной журналистики ХГХ в. (отмечено нами - Е.Е.). Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка». Резко увеличивается количество изданий, становятся разнообразнее типы изданий, рассчитанные на самые разные интересы различных групп аудитории. Коммерческий характер прессы порождает возникновение массовых бульварных изданий, которые быстро набирают тиражи <. .> Хотя наряду с этим возникает целый ряд качественных серьезных информационных и аналитических изданий, СМИ для деловых людей и элит»19. Следуя классической традиции, Л.Г. Свитич дифференцирует понятия «журналистика», соотносимое с термином «средства массовой информации», и «журнализм» — специфическую профессиональную информационную деятельностью в этой сфере. Перестроечный и постперестроечный журнализм она рассматривает как глобальный, принявший черты массовой культуры с

18 Свитич, Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие/Л. Г. е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2007.— 255 с. - С.22-24.

19 Там же. одновременной способностью поставлять информацию и взаимодействовать со специальными, в том числе элитарными группами. «Журнализм становится синтезным, объединяющим разные способы представления информации: текст, графика, цвет, динамическое изображение, звук и т.п. Особой чертой журнализма является его разностильность, разнохарактерность, разноплановость. Новый журнализм характеризуется интерактивностью, когда журналист может общаться со всей аудиторией в режиме непосредственного диалога»20.

Мы разделяем позицию ученой, оценивающей работу журналиста как ответственную социально, граждански, психологически. Несмотря на то, что «журнализм стандартизируется, шаблонизируется, подчиняясь массовому стереотипизированному информационному продукту, циркулирующему в сетях <. .> он имеет потенцию стать еще более креативной творческой профессией, поскольку возможности для проявления творчества в условиях глобального сетевого общения весьма велики»21.

Массив текстов журнала «Огонек», который раньше изучался в хроникально-описательном аспекте, в нашей работе проанализирован с позиций общей теории коммуникации. Методология коммуникативной репрезентации журналистского текста, предложенная как дополнение к общепринятому освещению историко-журналистского материала, дает возможность в полном объеме рассмотреть экстралингвистическое "бытие" публицистического дискурса, расшифровать не только поверхностные, но и имплицитно выраженные значения22.

20 Свитич, Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие/Л. Г. е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2007.— 255 с. - С.22-24

21 Там же.

22 См.: Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М, -2003; Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб., - 2006; Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация М., 2000; Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. - М.- 2006; Дейк Т.Д. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, - 2000; Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М,- 1999;Analyzing Media: Communication Technologies as Symbolic and Cognitive Systems / James W.Chesebro; Terry Haute; Dale A.

Идентифицирован ряд жанрообразующих факторов публицистики, а также выявлены метатекстовые элементы, которые являются предпосылкой удовлетворительного хода процесса коммуникации. Публикации указанного периода рассмотрены в контексте примененных соответствующих дискурсных инструментов. Также важнейшим для нашей работы методом является контент-анализ, как систематический подход к изучению большого массива прессы, на основе выявления повторяющихся содержательных, структурных, жанровых и гипертекстовых реалий.

Научная новизна работы обусловлена сопоставительным анализом форматов тонкого иллюстрированного еженедельника для семейного чтения «Огонек» в дореволюционный и перестроечный период в общественно-политическом и историко-культурном контекстах (осуществлено впервые); применением для этого современных методик исследования в сочетании с традиционными, и решением на основе проведенных исследований проблемы: как дореволюционный массовый тонкий иллюстрированный журнал, принимавший все правила советского пропагандистского дискурса, стал «рупором перестройки» (осуществлено впервые).

Публикации «Огонька» проанализированы в общем историческом и культорологическом аспекте как единый источниковый комплекс, ценный для исследования сложной проблемы - форм влияния на общественное сознание в переломные периоды истории. Публикации «Огонька» переходного периода 1986-1991 гг проанализированы нами не только в контексте событий и реалий перестройки, но и в контексте всей истории бытования журнала со времени его основания до трансформации формата издания в наши дни (осуществлено впервые).

Эмпирическая база исследования представлена следующими

Bertelsen. Guilford Press, - 1996; Berho R.M., Wolvin A.D., Wolvin O.R. Communicating. В. -1992; Littlejohn S.W. Theories of Human Communication.- N.Y.,-1999; Fishe Y. Introduction to Communication Studies. - L.,- 1990. группами источников. В первую и основополагающую группу входят непосредственно материалы журнала «Огонек» с 1889 по 2010 гг. Это текстовая база для решения поставленных в диссертации исследовательских задач. Структурно это сложный источник: публицистические и научно-исследовательские статьи, интервью и беседы, архивные документы, фотоматериалы, воспоминания, заметки, письма, очерки и др. Ко второй группе могут быть отнесены статьи и монографии по перестройке и ее социально-общественным аспектам. Третья группа источников представлена статьями и монографиями о самом журнале «Огонек».

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Журнал «Огонек» в период с 1905 по 1917 гг. обладал продуманной коммуникативной стратегией деятельности по созданию и развитию современного формата иллюстрированного еженедельника для широкой аудитории, использованию новых форм по привлечению и образованию читательских масс, естественно выходящей на формирование гражданского сознания. Не удивительно, что «Огонек» -журнал такого формата со столетней историей - стал «рупором перестройки».

2. В период перестройки и гласности в «Огоньке» впервые политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и к социуму - включает в свою структуру три равно заинтересованных, объединенных общим целеполаганием коммуниканта: власть - СМИ - общество.

3. Истоки современной демократической коммуникации лежат в деятельности СМИ периода перестройки и гласности, и в значительной мере - журнала «Огонек: именно в этот период возникают объективные условия для информационной открытости органов государственной власти, их реальная потребность в поддержании политики перестройки при помощи важнейшего института - СМИ.

4. Коммуникативные стратегии перестроечного «Огонька» реализовались как совокупность запланированных коммуникативных тактик, осуществляемых в процессе достижения цели издания -активной демократической коммуникации, связанной с важными общественно-политическими процессами в стране (публицистический и критический дискурсы; высказывания с имплицитной семантикой на логическом, языковом и прагматическом уровнях; постоянные рубрики, напоминающие демократические слоганы - «Поверх барьеров», «На грани», «Позиция», «Окно надежды», «Свободная трибуна», «Прошу слова», «Что происходит с нашей культурой»).

5. Деятельность дореволюционного «Огонька» по взаимодействию с читателями на современном языке анализа стратегий печатных СМИ можно назвать разработкой системы эффективных коммуникаций на всех уровнях общения «журнал - читатель».

6. Эта система успешно реализовалась в советский период до 1985 г.; перестроечным «Огоньком» она была использована для решения общественно-политических и информационно - креативных задач массового журнала переходного периода (выбор целевой аудитории; создание формата семейного журнала в соответствии с читательскими запросами и редакционным курсом на повышение гражданского сознания и социокультурного уровня читателя; выпуск многопрофильных приложений, продолжающий издательскую политику образования читателя; использование разных форм обратной связи).

7. Перестроечный «Огонек» продемонстрировал продуктивное и многоаспектное использование визуальной коммуникации, усовершенствовавшее современный иллюстративный дискурс в российской журналистике, показав возможности сложившегося в дореволюционном «Огоньке» вербально-визуального формата как средства формирования массовых общественно-политических настроений и нравственно-этических взглядов в решении проблем формирующегося демократического социума.

Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учебных курсов теории и истории журналистики, для чтения спецкурсов; контент и формат диссертации позволяют легко трансформировать ее разделы в элективные модули с мультимедийным сопровождением.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на межвузовских научных конференциях в Mill У (2008-2011 гг.), в МГУ имени М.В. Ломоносова, а также на конференции в МГОУ (2011 г.).

Содержание диссертации отражено в следующих научных публикациях:

1. Есикова Е.М. Стиль публикаций журнала «Огонек» в эпоху перестройки: между советским и демократическим дискурсами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение, журналистика.- 2011. - № 2.- С. 84-90. - 0,4 п.л.

2. Есикова Е.М. Возвращение русской литературы (публикации журнала «Огонек» в годы перестройки) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - 2011. -№5. - С.134-137. - 0,3 п.л.

3. Есикова Е.М. Журнал «Огонек» и читатель: концепция коммуникативного воздействия в годы Перестройки // Журналист: социальные коммуникации, периодическое научное издание -2011. - № 3.-С. 134-137.-0,3 п.л.

4. Есикова Е.М. Английское Просвещение и Перестройка в СССР как переходные периоды в истории СМИ // Английский язык на гуманитарных факультетах: теория и практика: Сборник научных и научно-методических трудов. Выпуск 5. - М: МАКС Пресс, 2011. -С. 15-22.- 0,4 п.л.

5. Есикова Е.М. Публицистический дискурс журнала «Огонек» в эпоху Перестройки // Писатель и время: формы диалога. Материалы XV Шешуковских чтений. -М: Интеллект-центр, 2010.- С.47-54. - 0,4 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Есикова, Екатерина Михайловна

Заключение

Отраженный в печатных публикациях период перестройки 1986-1991гг. - первая ступень становления новой медиасреды России и ее дальнейшей модернизации, переход «от закрытости к открытости общества или большей его открытости путем дифференциации и усложнения структуры общества, которые существенно расширяют свободу выбора и ответственность субъектов в соответствии с усложнением личности и возвышением ее потребностей» .

В указанный исторический период видоизменились экономическая основа общества, характер социально-культурной среды, ее духовно-психологическая атмосфера. В конце XX века войн и революций рухнули стереотипы старой идеологии, под воздействием демократизации, транслируемой СМИ, вновь начался процесс формирования иных социальных отношений, ценностей и институтов, снова кажется возможной реализация гражданских прав и свобод.

Важно отметить интегрирующую роль медиакультуры перестройки формирование единого информационного пространства России, интенсивное развитие печатной журналистики стали катализатором многих социальных процессов, повлиявших на политическое и экономическое развитие общества. Перестроечный заряд демократизма был столь велик, что и спустя два десятилетия он остается источником социальной энергии и социального протеста в перспективе дальнейшего развития демократического содержания российской модернизации.

Публицистика Перестройки представляет собой переработку всей совокупности информационно-коммуникативных средств, выработанных в процессе исторического развития русской журналистики и прохождения ее через этапы становления и

Лапин Н. И. Социокультурная трансформация // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты/Энциклопедический словарь. - М., 2001. - С. 420. политических режимов и адекватных типов социума, определявших общий дискурс печати. Перестроечная публицистика- это также комплекс материальных и интеллектуальных ценностей, сложившийся в рамках формирования новых демократических свобод, целостная система их производства и функционирования. Это и знаковая система, со своим языком, «кодами» передачи реалий действительности, выполняющая полифункциональную роль в процессе репрезентации действительности.

В нашей работе мы постарались отобразить культуру передачи и восприятия информации в эпоху перемен 1986-1991 гг. на примере конкретного издания, - одновременно показать уровень развития публицистических материалов и самого читателя - личности, способной воспринимать информацию, анализировать, оценивать медиатекст.

В ряду массовых изданий перестроечного периода журнал «Огонек», как показал контент-анализ, пользовался огромной популярностью у читательской аудитории. Об этом свидетельствует постоянный рост тиража журнала (с 1550000 экз. в 1987 г. он вырос до 3300000 экз., в 1989 г. и до 4600000 в 1990 г.), и по результатам опросов населения в 1989 году «Огонек» по популярности занял ведущее место среди массовых журналов).

Нами были рассмотрены не только собственно публицистические разножанровые материалы издания, но и литературно-художественные (так называемая «возвращенная литература»), мемуарно-хроникальные и архивные (рукописи, публиковавшиеся в рамках рубрики «Хранить вечно»). Сопоставительный анализ с литературным разделом дореволюционного «Огонька» подтвердил общие принципы обращения к искусству для достижения толерантной кросс-культурной коммуникации среди «пестрой» (Чехов) аудитории на рубеже XIX - XX вв. и идеологически противоречивого читательского сообщества «Огонька» перестройки.

На основе изученных материалов нами разработана методика комплексного анализа контента и формата журнала через призму всей истории бытования издания. Это позволило доказать прямую зависимость его формирующихся коммуникативных стратегий и тактик от социально-исторического процесса переходности, поскольку за 130 лет «Огонек» пережил вместе со страной много серьезных транзитивных ситуаций. Критериями анализа были концепция деятельности в системе российских СМИ, обусловленная задачей нового эффективного взаимодействия с читательской аудиторией, формы подачи материала, структура журнала, преобладающий вид публицистического дискурса.

Важным инструментом анализа явилось рассмотрение материалов «Огонька» с точки зрения теории коммуникации, на основе чего были сделаны выводы об особых коммуникативных стратегиях, определяемых непосредственно историческим переходным периодом.

Нами была проанализирована успешная коммуникация с активным использованием визуального ряда из многих компонентов высокопрофессиональных красочных текстов, воплощающих идеологическую и социокультурную позицию журнала и мощно воздействующих на читателя.

Итоги исследования позволяют утверждать, что в истории советской печати не было аналога деятельности журнала по созданию и развитию нового формата иллюстрированного еженедельника для широкой аудитории, использованию новых коммуникативных стратегий по привлечению и образованию читательских масс, естественно выходящих на формирование гражданского сознания. Не удивительно, что «Огонек» - журнал такого формата - стал «рупором перестройки».

В период перестройки и гласности в «Огоньке» впервые политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой, включает в свою структуру три равно заинтересованных, объединенных общим целеполаганием коммуниканта; власть - СМИ - общество. Формат «Огонька» — совокупность параметров элементов, составляющих контент и определяющих особенности его подачи, сложившийся в дореволюционный период, в эпоху перестройки был адекватен задачам власти, общественным ориентирам журналистов и потребностям читателей.

Развитие русского изобразительного искусства, фотографии и печатных технологий дало возможность еженедельному журналу ввести в макет издания иллюстрации как обязательный компонент, который к началу XX в. сформировался в полноценную визуально-вербальную коммуникацию, блестяще реализованную в перестроечном «Огоньке» и 1 доминирующую в современных СМИ .

Тип тонкого иллюстрированного еженедельника, каким являлся дореволюционный «Огонек», был комплексом сознательных коммуникативных стратегией СМИ. Коммуникативные стратегии перестроечного «Огонька» реализовались как совокупность запланированных и реализуемых в процессе общения теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативных целей: приемы выбора, структурирования и подачи в высказывании необходимой информации, которая подчинена целям коммуникативного воздействия124 (публицистический и критический дискурсы; постоянные рубрики в «Огоньке», напоминающие демократические слоганы («Поверх барьеров», «На грани», «Позиция», «Окно надежды», «Свободная трибуна», «Прошу слова», «Что происходит с нашей

123 «Журналистика, если учесть бурный процесс превращения периодических изданий в иллюстрированные, в определенном смысле давно уже превратилась в фотожурналистику, завладела печатным пространством и завладевает пространством электронным» (Буряк И.И. ТАСС сообщает. М., 1988.- С.101).

124 Пирогова, Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации / Ю. К. Пирогова // Текст. Интертекст. Культура. - М., 2001. - С. 549. культурой») - высказывания с имплицитной семантикой, реализованные на логическом, семантическом и прагматическом уровнях.

В дореволюционном «Огоньке» появляются уникальные по формату материалы, где коммуникативная тактика реализации личностного взаимодействия журналиста с собеседником аналогична дискурсу «от первого лица» перестроечного «Огонька».

Работа дореволюционного «Огонька» по взаимодействию с читателями на современном языке анализа стратегий печатных СМИ можно назвать разработкой системы эффективных коммуникаций на всех уровнях общения «журнал - читатель» (выбор целевой аудитории; создание формата семейного журнала в соответствии с читательскими запросами и редакционным курсом на повышение социокультурного уровня читателя; выпуск многопрофильных приложений, продолжающий издательскую политику образования читателя).

Продуктивное и многоаспектное использование визуальной коммуникации, открывшее новый формат в российской журналистике, продемонстрировал перестроечный «Огонек», показав возможности сложившегося вербально-визуального формата как средства формирования массовых общественно-политических настроений и нравственно-этических взглядов в решении проблем формирующегося демократического социума.

В период с 1900 до 1913 гг. разносторонняя издательская и организаторская деятельность «Огонька» и других тонких еженедельников в России привела к созданию аналогов современных социальных сетей, но со значительно большим распространением, количеством форм и активностью участников (ценовая политика издания, обеспечивающая подписку за минимальную стоимость за счет взносов и благотворительных пожертвований; разработка форм интерактивного взаимодействия читателя с журналом и читательской массы между собой). Сформировались важные элементы гражданского общества, понимаемого как сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Лидирующая позиция «Огонька» 1986-1991 гг. объяснялась, как показало исследование, продуманной и ясной читателям концепцией журнала: быть авторитетным и правдивым собеседником для всех слоев общества, активно воспринявших идеи перестройки; выбором широкой целевой аудитории; созданием формата журнала демократического направления в соответствии с читательскими запросами, редакционным курсом на повышение социальной активности читателя; выпуском многопрофильных приложений; разработкой форм интерактивного взаимодействия читателя с журналом и читательской массы между собой, продолжающих издательскую политику дореволюционного «Огонька».

Критический дискурс публикаций «Огонька» - форма более широкого класса дискурсивных практик, которые не просто информируют о состояниях или процессах бытия или мышления, но предполагают в качестве следствия коммуникативного события ментальное событие - стал главным фактором формирования новой картины мира адресатов журнала (например, «Молчать не приучен!» -беседа с академиком АН АзССР, Героем Советского Союза З.М. Буниятовым), «Неодолимость истины» - с драматургом М. Шатровым).

Визуально-вербальные тексты тоже реализуются в критическом дискурсе. Главная мысль июльского «Огонька» 1991 г. - омертвение власти и все больший разрыв между народом и нынешним руководством страны во главе с М.С. Горбачевым. Обложки последних «перестроечных» номеров «Огонька» за июнь-август 1991 года особенно критичны (например, на обложке июльского № 27 за 1991 г.фотомонтаж: два куска белого хлеба, между ними, вместо масла, вырезки из газет, хорошо виден один из газетных лозунгов «Продовольственная программа в жизнь»; надпись - «Кушать подано!»).

Огонек» активно участвовал в написании новой истории России и русской литературы XX века. Профиль и формат журнала «Огонек» не позволяли ему соперничать в «возвращении литературы» с «Новым миром», «Знаменем» или «Дружбой народов». Однако его постоянные рубрики внесли свой значительный вклад в общее дело ликвидации «белых пятен» в отечественной культуре.

Истоки современной демократической коммуникации лежат в деятельности СМИ, и в значительной мере - журнала «Огонек» периода перестройки и гласности, поскольку именно в этот период в этом издании устанавливается современный принцип создания и распространения информации, возникают объективные условия для информационной открытости органов государственной власти, их реальная потребность в поддержании политики перестройки и демократизации общества при помощи важнейшего института - СМИ.

Сложившийся в дореволюционный период формат журнала «Огонек» в перестроечный период был адекватен задачам переходного времени - постоянно воссоздавать толерантную кросс-культурную коммуникацию власти, СМИ информационного общества и широкой читательской аудитории, которая не препятствует активному проявлению гражданского «оппозиционного» сознания.

В грядущих транзитивных периодах глобализованного мира современные СМИ информационного общества не раз смогут обратиться к уникальному опыту «Огонька» для решения сложных проблем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Есикова, Екатерина Михайловна, 2011 год

1. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

2. Выгон Н.С. Русская литература 1920-2010 гг. Курс лекций (рукопись).1. БИБЛИОГРАФИЯ1. МОНОГРАФИИ И ДИССЕРТАЦИИ

3. Аграновский В. Вторая Древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999,415 с.

4. Аспекты изучения текста. М., 1981, 305 с.

5. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982, 192 с.

6. Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1989, 616 с.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, 424 с.

8. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003, 340 с.

9. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986,450 с.

10. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983, 271 с.

11. Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации: Системные особенности. М., 2000, 350 с.

12. Белая Г., Скороходов Г., Журналы «Красная Нива», «Прожектор»; «Огонек» в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917—1932, т. 1, М., 1966, 400 с.

13. Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны. Л., 1975, 298 с.

14. Бережной А.Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX -начало XX в.). СПб., 1998, 306 с.

15. Бережной А.Ф. Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати. Л., 1967, 210 с.

16. Боцяновский В. и Голлербах Э., Рус. сатира первой революции. 1905—1907, Л., 1962, 290 с.

17. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000,512 с.

18. Гордина Е. Д. Проблемы отечественной истории на страницах массового журнала «Огонек» 1987-1991 гг. Тематический анализ. Дис. канд. ист. наук, 2004, 228 с.

19. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996, 416 с.

20. Виленский М.Э. Как написать фельетон. М., 1982,208 с.

21. Винокур Г.О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии.М., 1925, 216 с.

22. Волковский Н. Л. Журналистика в информационных войнах: Исторические истоки и современные тенденции : диссертация. доктора филол. наук. Санкт-Петербург, 2003, 641 с.

23. Выготский Л.С. Мышление и речь.//Собр.соч. в 6-ти т. М. - 1982. Т.2., 504 с.

24. Гойхман О .Я., Надеждина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997, 272 с.

25. Горелов И.Н., Седов В.К. Основы психолингвистики. М., 1997, 224 с.

26. Дейк Т.Д. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000, 328 с.

27. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984, 232 с.

28. Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968, 204 с.

29. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981, 132 с.

30. Есть мнение /Отв.ред. Ю.Л. Левада. М., 1990, 230 с.

31. Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Издательство писателей в Ленинграде, 1930, 300 с.

32. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982, 160 с.

33. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. -Омск, 1999, 284 с.

34. Из истории русской журналистики начала XX века. М., 1984, 230 с.

35. Кассирер Э. Философия символических форм. Мифологическое мышление. Т. 2. М.; СПб., 2001, 280 с.

36. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005, 400 с.

37. Красильников Д.Г. Власть и политические партии в переходные периоды отечественной истории (1917-1918;1985-1993): опыт сравнительного анализа. Пермь, 1998, 330 с.

38. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1984, 268 с.

39. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994, 320 с.

40. Купина H.A. Тоталитарный язык. Екатеринбург-Пермь, 1995, 143 с.

41. Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1997, 365 с.

42. Лозанн Ст. Ее величество пресса. М., 1926, 170 с.

43. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970, 384 с.

44. Лацис О. Р. Реплика//Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под ред. Л. А. Арутюняна, Т. И. Заславской. М., 1994,289 с.

45. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX -начала XX века. 1890-1904, 350 с.

46. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст-семиосфера-история. М., 1999, 366 с.

47. Лысакова И.П. Пресса перестройки. Спб., 1993, 290 с.

48. Муравьева Н.В. Риторическая компетенция в профессиональной деятельности журналиста. М., 1999, 330 с.

49. Муравьева Н.В. Риторика СМИ. М., 1999, 198 с.

50. Мучник Б.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления. М., 1994, 203 с.

51. Малаканова O.A. Политическая коммуникация . Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001, 340 с.

52. Махонина C.B. История русской журналистики начала XX века -М., 2004, 290 с.

53. Русская литература и журналистика начала XX в. / Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984,406 с.

54. Метченко А. Кровное, завоеванное. М., 1982, 340 с.

55. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999, 309 с.

56. Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. М, 1986, 190 с.

57. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России: Лекции, читанные в Русской Высшей Школе общественных наук в Париже. С.-Пб., 1906, 300 с.

58. Олешко В.Ф. Социожурналистика. Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. — Екатеринбург. 1996, 340 с.

59. Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. -М., 2006, 298 с.

60. Перегудов Г.Ю. Еженедельник как тип периодического издания Автореф. дисс. канд. филол. наук. 10.01.10 журналистика. - Ростов-на-Дону, 2003,253 с.

61. Пирогова, Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации / Ю. К. Пирогова // Текст. Интертекст. Культура. М., 2001, 640 с.

62. Поэты «Сатирикона». Предисл. Г. Е. Рыклина. Вступ. ст. Л. А. Евстигнеевой, М. Л., 1966, 289 с.

63. Пресса в обществе. (1959 2000) оценка журналистов и социологов. Документы/ Под ред. А. И. Волкова и др. - М., 2000, 400 с.

64. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984,360 с.

65. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. 3-е изд., М., 2004,352 с.

66. Панов М.В. Из наблюдений за стилем сегодняшней периодики. Язык современной публицистики. М., 1988, 204 с.

67. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998, 300 с.

68. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974., 202 с.

69. Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1980, 220 с.

70. Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986, 280 с.

71. Русская журналистика и литература XIX в. Под ред. Э.Г. Бабаева, Б.И. Есина. М„ 1979, 290 с.

72. Русская легальная журналистика XX века (1900 — февраль 1917). М., 1980,270 с.

73. Розенберг Вл. Летопись русской печати. М., 1914; Статистика произведений печати на 1913 год. СПб., 1915, 203 с.

74. Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.

75. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2000, 252 с.

76. Свитич. Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989, 223 с.

77. Свитич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов. Диссертация в виде научного доклада М., 2002.

78. Семиотика. Коммуникация. Стиль. М., 1983, 204 с.

79. Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира/Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000. 230 с.

80. Смирнов С.В «Легальная печать в годы первой русской революции». Л., 1981, 239 с.

81. Социал-демократические и демократические издания. М., 1981, 298 с.

82. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация М., 2000, 305 с.

83. Тертычный А.А. Жанры современной прессы. М., 2003, 336 с.

84. Трубина Л.А. Русский человек на сквозняке истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века. Типология. Поэтика. М.,1999, 124 с.

85. Тенденции развития массовых информационных процессов. М., 1991,240 с.

86. Типология периодической печати. М.,1995, 120 с.

87. Швецова Л.К. Массовые еженедельники для «пестрого» читателя. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX начала XX века / Либерально-буржуазные и модернистские издания. М., 1982, 360 с.

88. Хараш А.У. Психология коммуникативного воздействия. М., МГУ, 1986, 257 с.

89. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций (Секреты воздействия). СПб., 2001, 369 с.

90. Человек в системе массовых коммуникаций. София, 1973, 298 с.

91. Чередниченко Г. Россия 1990-х в слоганах, рейтингах, имиджах: Актуальный лексикон истории культуры. М., 1999, 260 с.

92. Черемисина-Ениколова Н.В. Законы и правила русской интонации. М., 1999, 179 с.

93. Чернышов А. Современная советская мифология. Тверь, 1992, 159 с.

94. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М. , 1983, 230 с.

95. ЭвентовИ., Маяковский в «Новом Сатириконе», в сб.: Маяковскому, Л., 1940, 39 с.

96. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998, 290 с.

97. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. -СПб., 2006, 260 с.

98. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды (печать, радио, телевидение, документальное кино). М., 1980, 250 с.

99. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996, 330 с. МАТЕРИАЛЫ ИЗ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

100. Березин В.М. Курс лекций: "Теория массовой коммуникации". Электронное издание. Код доступа: <http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2413>.

101. Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.owl.ru/win/books/articles/tzm.htm>.

102. Интернет-журнал «Филолог».- Перм. гос. пед.ун-т, 2010.- Вып. №11. Электронный ресурс. Код доступа: <http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub16321>.

103. По материалам сайта «Историческая библиотека РУНИВЕРС». Электронный ресурс. Код доступа: < http://runivers.ru/lib/iournal/>.

104. Махонина C.B. История русской журналистики начала XX века. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.evartist.narod.ru/textl/84.htm>.

105. Николай Иванович Новиков (1744—1818)// Русская виртуальная библиотека. Электронный ресурс. Код доступа <http://www.rvb.ru/18 vek/novikov>.

106. Сайт журнала «Огонек» < http://www.ogoniok.com/inside/hystory/>.

107. Репутация по наследству не передается. С В. А. Коротичем разговаривал Виктор Лошак. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.ogoniok.com/4910/7/>.

108. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Электронный ресурс. Код доступа <http://evartist.narod.ru/text8/28.htm>.

109. Так мы живем. (Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» 2008 года). Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.evartist.narod.ru/text19/094.htm>.

110. СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКОВ НАУЧНЫХ РАБОТ

111. Аллен Дж.Ф., Перро Р. Выявление коммуникативного намерения, содержащегося в высказывании // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов 1986.

112. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР, сер. лит. и языка, №4.-1981.

113. Вежбицкая А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. 1985.

114. Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. 1985.

115. Грачёв А. Зачем нужна была гласность // Судьбы гласности: материалы научно-практической конференции «Судьбы гласности (1986-2001), опыт её защиты, 1991-2001». Фонд защиты гласности //Состав. Снежкина Е.Б. М., 2001

116. Грознова H.A. Идея Октября и литературный процесс советской эпохи // Русская литература, № 4.- 1987.

117. Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.23. М., 1988.

118. Ершова Т. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века // Вестник РФФИ, №3. 1999.

119. Елисеева Н.Б. Советское прошлое: начало переоценки // Отечественная история, №2. 2001.

120. Засурский Я. Информационное общество и средства массовой информации //Вестник РФФИ, №3. 1999.

121. Ионин JI. Г. Культура на переломе // Социологические исследования, № 2. -1995.

122. Клямкин И.М. Политическая социология переходного общества // Полис (Политические исследования), №4. 1993.

123. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания, №1.-2000.

124. Капустин Б.Г. Конец «транзитологии»? О теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия // «Полис», № 4-2001.

125. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории. Уч.зап.//Тартуск.ун-т, вып. 422. 1977.

126. Маяковский В. Выступление на диспуте «Больные вопросы советской печати» // «Журналист», №1. 1926.

127. Мицкевич Э. Средства массовой информации в период перестройки // Социологические исследования, № И. 1990.

128. Немзер А. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов. // «Новый мир», № 1. 2000.

129. Прохоров Е.П. Идеи синергетики и методология журналистики // Вестн,Моск.ун-та, № 2. 2009.

130. Сундуков A.C. «Редизайн журнала Огонек» // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, №1. 2010.

131. Тюпа В. Коммуникативные стратегии теоретического дискурса // Критика и семиотика, № 10. 2006.

132. Смех сквозь цензуру / Вступ. заметка и примеч. Л. Спиридоновой //Вопр. лит., №21.- 1990.

133. Солганик Г.Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи, №1.- 2004.1. СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ

134. Босарт А. Сергей-Иосиф: апокрифы // «Огонек», №31 .-1991.

135. Бурмистров П., Веселов А. Перестройка 2.0 // «Русский репортер», №18.-2011.

136. Вознесенский A. Росая Poesía // «Огонек» №12.-1991.

137. Вознесенский А. Пули августа. Видеомы // «Огонек», № 38. — 1991.

138. Заславский И. Архипелаг демократии. Прошу слова // «Огонек», № 26. 1990.

139. Залыгин С. Поворот // Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. — М, 1988.

140. Злоключения кометы Галлея в Санкт-Петербурге. История-шарж // «Огонек», №20.- 1910.

141. История обывательская в 1909 году. История-шарж // «Огонек», №5.- 1909.

142. Какие благожелания шлют России на 1910 год. Письма читателей //«Огонек», №1. 1910.

143. Как союз темных личностей законы России из типографии похитили. История-шарж // «Огонек», №3. 1910.

144. Костиков В. Воля к власти и воля к культуре. Из истории современности // «Огонек», №50. 1990.

145. Кованько A.M. О воздухоплавании // «Огонек», № 19. 1910.

146. Кованько A.M. Осада Троице-Сергиевой Лавры в Смутное время // «Огонек», №4 . 1910.

147. Кольцов М. Е. Новый этикет // «Огонёк», №10. 1933.

148. Кольцов М. Е. Как мы это делаем // «Огонёк», №16. 1934.

149. Никитин П. Ярославский барометр. Перестройка: проверка делом // «Огонек», № 26. 1990.

150. Нуйкин А. Внимание: вторые выходят из тени. Возвращаясь к напечатанному//«Огонек»,№25. 1990.

151. Орлов Б. Дикий социализм // «Огонек», №36. 1990.

152. Петровская И. Танки в Останкине // «Огонек», № 38. 1991.

153. Плешаков JI. Век живи, век учись (интервью с председателем государственного комитета СССР по народному образованию Г.Н. Ягодиным) // «Огонек», №36. 1990.

154. Приставкин А. Убить мерзость личного «я». Свободная трибуна // «Огонек», № 13.-1991.

155. Развитие науки сейсмографии в России. От редакции // «Огонек», №4.- 1910.

156. Семенюк В. Откровения Сталиниста. Политический барометр // «Огонек», №15. -1991.

157. Соколовский Р. Редакция в. ресторане // «Нева», № 9. 1998.

158. Собственные Ньютоны. От редакции // «Огонек», №5. 1910.

159. Шенталинский В. Улица Мандельштама. Хранить вечно // «Огонек», №1. 1991.

160. Чекалова Е. Запомните меня другим. Интервью с Игорем Кирилловым // «Огонек» , №3. 1991.1. СТАТЬИ ИЗ ГАЗЕТ

161. Принципы перестройки: революционность мышления и действий //Правда, №97, 6 апреля. 1988.1. УЧЕБНИКИ

162. Барсенков A.C. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. Курс лекций. М., 2002,100 С.

163. Введение в теорию журналистики: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е.П. Прохоров. 5-е изд., испр. и доп. М., 2007, 350 с.

164. Елисеева H.B. Крушение тоталитарной системы в СССР. От Советского Союза к Российской Федерации: 1985 -2001: Учебное пособие для поступающих в РГГУ. Ч. 2. М., 2002, 198 с.

165. Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917). Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ). М., 2000.

166. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. М. 2001, 608 с.

167. История отечественной журналистики (1702-1917). Выпуск 1. XVIII век время становления русской журналистики: учебное пособие / Н.И. Якушин, JI.B. Овчинникова. - М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2009.-71 с.

168. История отечественной журналистики (1702-1917). Выпуск 2: Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2008. - 122 с. (Якушин Н. И., Овчинникова JI. В.)

169. История отечественной журналистики (1702-1917). Выпуск 3. Идейные искания, общественно-литературное движение и журналистика «эпохи реформ» 1856-1866 годов: учебное пособие / Н.И. Якушин, JI.B. Овчинникова. М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2009. - 66 с.

170. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995, 349 с.

171. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: Учебное пособие для студентов "Связи с общественностью" и "Издательское дело и редактирование". Ульяновск, 2000, 450 с.

172. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М. 1988., 250 с.

173. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие, 2002, 340 с.

174. УрФО.-Екатеринбург, 2005,303 с.

175. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики М., 1999, 439 с.

176. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. - М., 2003.- 255 с.

177. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. - 254 с.

178. Свитич Л.Г. Социология журналистики. Учебное пособие. -Москва, Институт международного права и экономики имени A.C. Грибоедова, 2005.

179. Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: Учебное пособие Москва, 2001, 180 с.

180. Тертычный А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. -М., 2000, 320 с.1. ДОКУМЕНТЫ

181. Горбачев М.С. Революционной перестройке — идеологию обновления: Речь на Пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 г.; Постановление Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1988.

182. Горбачёв М.С. На переломном этапе перестройки: выступление М.С. Горбачёва на встрече в ЦК КПСС с руководителями СМИ. 29 марта 1989 г. М., Политиздат, 1989.

183. Федеральные законы Российской Федерации. Нормативные акты и документы, регламентирующие деятельность средств массовой информации в России. М., 1996.

184. ЛИТЕРАТУРА НА ИСХОДНОМ ЯЗЫКЕ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

185. Analyzing Media: Communication Technologies as Symbolic and Cognitive Systems / James W.Chesebro; Terry Haute; Dale A. Bertelsen. Guilford Press, 1996.

186. Berho R.M., Wolvin A.D., Wolvin O.R. Communicating. В., 1992.

187. Brown A. The Gorbachev Factor. Oxford University Press. 1996.

188. Fairclough N. Media Discourse. L., 1995.

189. Fishe Y. Introduction to Communication Studies. L., 1990.

190. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. L., 1992.

191. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven: Yale University Press, 1968.

192. Littlejohn S.W. Theories of Human Communication.- N. Y., 1999.

193. Transitions from Authoritarian Rule / ed. by. Guillermo O'Donnell, Philippe Schmitter, and Laurence Whitehead. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1986.

194. ПУБЛИКАЦИИ НА ИСХОДНОМ ЯЗЫКЕ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 205. Schmitter P.C., Karl T.L. The Conceptual Travels of Transitologists and Consolidologists: How Far to the East Should They Attempt to Go? // Slavic Review. Spring 1994. - Vol. 53. - № 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.