Англиканский антем XVI – первой половины XVII веков: композиционная типология и стилистика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Карман Елена Витальевна

  • Карман Елена Витальевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 363
Карман Елена Витальевна. Англиканский антем XVI – первой половины XVII веков: композиционная типология и стилистика: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки». 2019. 363 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карман Елена Витальевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АНТЕМ В АНГЛИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

§ 1. Терминологические обозначения и типология

§ 2. Формирование англиканского антема в период Реформации.

Первое поколение композиторов

§ 3. Англиканская музыка елизаветинской эпохи.

Второе поколение композиторов

§ 4. Англиканский репертуар в контексте религиозных противоречий первой половины XVII века. Третье поколение композиторов

ГЛАВА II. ТЕКСТОВЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ ТРАКТОВКА

§ 1. Источники текстов

§ 2. Методы работы с текстами

§ 3. Религиозная поэзия как вербальная основа антемов

ГЛАВА III. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛНОГО АНТЕМА

§ 1. Формирование полного антема в творчестве Кристофера Тая

и Томаса Таллиса

§ 2. Стабилизация типов полного антема в творчестве Уильяма Берда

§ 3. Стилистические новации в полном антеме на примере творчества Орландо Гиббонса, Томаса Уилкиса и Томаса Томкинса

ГЛАВА IV. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ВЕРСОВОГО АНТЕМА

§ 1. Версовые антемы Уильяма Берда

§ 2. Обновление композиции и стилистики версового антема

на рубеже XVI-XVII веков

ГЛАВА V. ОБРАЗНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН АНТЕМОВ

§ 1. Учение о фигурах в английской научной традиции

§ 2. Славильные антемы

§ 3. Учительные антемы

§ 4. Скорбные антемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

ПРИЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТЫ АНТЕМОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Англиканский антем XVI – первой половины XVII веков: композиционная типология и стилистика»

ВВЕДЕНИЕ

В истории западноевропейской музыки XVI столетие является особым периодом, когда интенсивные религиозно-политические процессы непосредственно отражались на состоянии музыкального искусства. Масштабные изменения в духовной жизни, приведшие к разделению западного христианства, становлению протестантизма, сопровождались изменением богослужебной практики, формированием нового церковного репертуара и жанров, отражающих национальную специфику, - гуситская и гугенотская песня, лютеранская Evangelisches Kirchenlied, англиканский антем. Пути протестантской музыки в разных странах оказались различными, ее репертуар не всегда поднимался до уровня высоких художественных достижений, характеризующих, прежде всего, лютеранскую и англиканскую церковную музыку.

Первой из этих традиций, равно не утративших своего художественного и богослужебно-практического значения, в отечественном музыкознании уделяется наибольшее внимание, что, несомненно, связано с баховедением, представленным значительным объёмом фундаментальных исследований, в которых немалое место отводится рассмотрению раннего этапа развития немецкой духовной музыки, а именно протестанского хорала, питавшего творчество И. С. Баха и его современников.

Вопросы зарождения и развития жанровых разновидностей англиканской музыки затрагиваются значительно реже. В какой-то мере это, на наш взгляд, связано с неравномерным освоением в целом музыкальной культуры XVI-XVII веков, «читаемой» чаще через ее вершинные проявления. Среди английских мастеров наиболее детально исследуется творчество Генри Перселла, причем преимущественно его светская театральная ветвь.

Еще одна причина данной ситуации кроется, по нашему мнению, в не столь широком распространении англиканства в России1 (по сравнению, например, с лютеранством), где, по сути, не сформировалась английская диаспора, и межконфессиональные и культурные контакты оказались минимальными, в том числе и по причине определенной «островной» ментальной замкнутости Англии.

Рассмотрение англиканской хоровой музыки XVI столетия представлено

Л

в небольшом количестве русскоязычных работ . По данной проблематике не существует каких-либо специальных исследований; отдельные вопросы обсуждают-

-5

ся в монографиях - переведенной на русский язык книге Дж. А. Уэстрепа и труде В. Дж. Конен4, посвященных Перселлу. В монографии Дж. А. Уэстрепа фигура Перселла рассматривается в контексте прямых и опосредованных связей с историей и культурой Англии. Освещение жанровых сфер творчества композитора включает отдельный очерк о церковной музыке. В отличие от труда Дж. А. Уэстрепа, монографическая работа В. Дж. Конен5 посвящена проблемам английского оперного театра в связи с деятельностью Перселла. Между тем, во втором очерке Введения6 В. Дж. Конен, характеризуя жанровый состав наследия композитора, констатирует, что в нем фигурируют самые разнообразные жанры на равных началах, при этом выстраивает иерархию видов, на первое место ставя хоровой духовный антем как основополагающий жанр. Посредством выделения антемов двух типов - «старинного» и количественно преобладающего «современного» с

1 История англиканства в России начинается в 1553 году, когда Иван IV разрешил проведение в Москве «неправославного» богослужения среди британских купцов. Британцы использовали протестантскую церковь Немецкой слободы в Москве, сгоревшую в 1812 году. Потом англикане арендовали часть дома княжны А.А. Голицыной в центре Москвы на Тверской, в котором с 1825 по 1828 годы по воскресеньям регулярно проводилась божественная литургия. В 1828 году Британская община приобрела собственное место для богослужения - дом в Большом Чернышевском переулке (ныне Вознесенский), открытом после реконструкции как Британская (англиканская) часовня, функционировавшая до 1870 года. Позже было построено новое здание, способное вмещать большое количество прихожан. На данный момент в России существует Англиканская церковь Святого Андрея - единственная англиканская церковь в Москве, центр Московского дьяконства, к которому принадлежат капелланства в Санкт-Петербурге и Владивостоке.

2 Включая переводные труды западных исследователей.

3 Уэстреп Д. А. Генри Пёрселл / Пер. А. Кочнева. Л.: Музыка, 1980. 240 с.

4 Конен В. Дж. Перселл и опера. М.: Музыка, 1978. 262 с.

5 Краткие упоминания о наличии хоровой духовной музыки в творчестве Перселла можно обнаружить в обзорных статьях В. Дж. Конен «Британский Орфей», «Перселл и английская музыка» (Конен В. Дж. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. С. 59-72, 73-84). Другие статьи данного автора («Культура Перселловского Лондона», «Музыка Англии XVII века», «Первая английская опера») сосредоточены на рассмотрении, прежде всего, оперного жанра, а также инструментальной музыки.

6 Конен В. Дж. Перселл и опера. М.: Музыка, 1978. С. 11-16.

ориентацией на новый стиль сопсегШо - подчеркивается значение для английской музыки ренессансного хорового антема и произведений композиторов елизаветинской эпохи, заложивших традиций англиканской хоровой музыки.

п

На основе учебной литературы , включающей работы по истории полифо-

о

нии и истории музыки , составляется обобщенная картина англиканского музыкального искусства. Авторы отмечают появление новых национальных английских песен - хоровых гимнов, отражающих влияние народных баллад9, в контексте обзора вокальных и вокально-инструментальных жанров кратко останавливаются на церковной полифонии (перечисляются имена Тавернера, Ферфакса, Тая, Таллиса, Бёрда, Гиббонса и жанры богослужебной музыки - мессы, мотеты, ламентации, псалмы), подчеркивая художественное значение антемов; рассматривают церковную музыку Перселла, оценивая его духовные антемы лишь с точки зрения их восприятия современниками композитора («Антемы <...> вызвали похвалы»10).

Кратко характеризуя ренессансное английское музыкальное искусство, Т. Н. Ливанова11 большее внимание уделяет мадригалу и театральной музыке и отмечает сдвиг в развитии богослужебной музыки, проявившийся в том, что с середины века начали создавать «одноголосные псалмы на английском языке»12.

Целостное представление о музыкальной культуре Англии, а также наиболее подробное освещение хоровой духовной музыки эпохи Реформации содер-

13

жится в труде Р. И. Грубера , в котором культовой полифонии и её развитию в рамках английского протестантизма отведен специальный раздел14. Отмечается,

7 Грубер Р. И. История музыкальной культуры. М.: Гос. муз. изд-во, 1959. Т. II. Ч. II. 492 с.; Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1983. Т. I. 696 с.; Неф К. История западноевропейской музыки / Пер. с фр. Б. В. Асафьева. М.: Музгиз, 1938. 304 с.; Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII века. М.: Музгиз, 1963. Вып. 1. 486 с.; Штейнпресс Б. С. Популярный очерк истории музыки. М.: Музгиз, 1963. 403 с.

8 В ряде учебников интересующая нас ветвь английской музыки XVI столетия полностью игнорируется: Брау-до Е. М. Всеобщая история музыки. Пб : Гос. изд-во, 1922. Т.1.; Прюньер А. Новая история музыки: средние века и Возрождение. М.: Музгиз, 1937; Шторк К. История музыки / Под ред. А. В. Оссовского и Ю. Д. Энгельс; пер. Займовского. М.: Муз. изд-во П. Юргенсона, 1917. Вып. 1.

9 Штейнпресс Б. С. Популярный очерк истории музыки. М.: Музгиз, 1963. 403 с.

10 Неф К. История западноевропейской музыки / Пер. с фр. Б. В. Асафьева. М.: Музгиз, 1938. С. 133.

11 Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1983. Т. I. С. 279-281.

12 Там же. Т. I. С. 280.

13 Грубер Р. И. История музыкальной культуры. М.: Гос. муз. изд-во, 1959. Т. II. Ч. II. 492 с.

14 Там же. С. 262-276.

что, вместе с формами католической музыки, латинскими мотетами, композиторы создают церковную службу и антемы на английском языке. При этом музыкальная стилистика поясняется на примерах латинских мотетов и англиканской службы (фрагменты сочинений Тая и Берда), жанр антема только упоминается.

В трудах же, посвященных истории многоголосия, полифоническим жанрам эпохи Возрождения15 англиканская музыка вовсе не рассматривается и не приводится в качестве музыкальных образцов; стилистика, приёмы контрапунктической техники, методы формообразования иллюстрируются примерами из наследия франко-фламандской и римской школ, прежде всего, Окегема, Обрехта, Депре, Палестрины и др.

Контекстным для изучения нашей темы вопросам, касающимся истории англиканской церкви16, английской литературы Ренессанса и Барокко, в частности,

17

религиозной метафизической поэзии и ее отдельных представителей уделяется довольно пристальное внимание в отечественной научной мысли конца XX -начала XXI столетий.

К новейшим исследованиям англиканского антема относятся работы А. С. Евдокимова, посвященные пристальному изучению творчества композиторов послереставрационного периода, преимущественно с точки зрения особенностей музыкального воплощения библейского текста. Автор рассматривает смену

15 Дубравская Т. Н. История полифонии. М.: Музыка, 1996. Вып. 2-Б: Музыка эпохи Возрождения. 413 с.; Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985. 360 с.; Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга: история, теория, практика. М.: Композитор, 2002. Кн. 1. 528 с.

16 Вейш Я. Я. Религия и Церковь в Англии. М.: Наука, 1976. 182 е.; Кернс Э. Е. Дорогами христианства. История церкви. М.: Протестант, 1992. 416 с.; Норт Дж. История церкви. М.: Протестант, 1993. 416 с.; Шафф Ф. История христианской церкви / пер. Рыбакова О. А., ред. Цыганков Ю. А. СПб.: Библия для всех, 2009. Т. VII Современное христианство. 464 с.; Ерохин В. Н. Религиозная история Англии XVI - первой половины XVII века в освещении современной британской историографии: дис. ... д-ра. ист. наук. Казань, 2009. 778 с.; Козыренко Л. В. Англиканская церковь как конфессиональный феномен: дис. ... канд. фил. наук. М., 2006. 173 с.; Софронова Л. В. Джон Колет: мировоззрение английского христианского мыслителя ренессансной эпохи: дис. ... д-ра. ист. наук. Нижний Новгород, 2011. 388 с.; Чугунова Т. Г. Вильям Тиндел и королевская реформация в Англии: дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2005.265 с.

17 Английская лирика первой половины XVII века / Сост., ред. А. Н. Горбунов. М.: Изд-во МГУ, 1989. 347 с.; Английская поэзия в русских переводах (ХГУ-ХГХ веков) / Сост. М. П. Алексеев, В. В. Захаров, Б. Б. Томашевский. М.: Прогресс, 1981. 684 с.; Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история // О западноевропейских литературах XVI -первой половины XIX века. М.: Художественная литература, 1990. 354 с.; Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия 16-17 вв. М.: Издательство Московского университета, 1993. 186 с.; Поэты английского Возрождения / Пер. с англ, сост., статья, комментарии Г. М. Кружкова. СПб.: Наука, 2006. 483 с.; Волкова А. Г. Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта: дис. ... канд. фил. наук. М., 2010. 254 с.; Иконникова Е. А. Типология метафизического в поэзии: на материале английской и русской литературы: дис. ... д-ра фил. наук. М., 2002. 304 с.; Макуренкова С. А. Джон Донн: поэтика и риторика. М.: Академия, 1994. 206 с.; Хохлова Ю. Л. Религиозная поэзия Джона Донна (особенности стиля и образная система): дис. ... канд. фил. наук. СПб., 2001. 221 с.

богослужебного языка с латинского на английский в период Реформации как

18

важнейший фактор музыкального стиля . В определенной группе духовных про-изведениий на родном языке отмечается главенство силлабического принципа соотношения слова и музыки, преобладание контрапункта simplex с фрагментами имитационной полифонии, что обеспечивало ясную слышимость вербального текста. В связи с другой группой сочинений (части мессы, заутрени, вечерни), более свободных по музыкальному решению с включением распевов, А. С. Евдокимов рассуждает о гипотезе Д. Брэя, поднимая вопрос зависимости музыкального ритма от ритма англоязычных текстов литургии в контексте практики перевода на родной язык латинских песнопений и констатирует ведущую роль английского текста в церковных сочинениях, новые формы его взаимодействия с музыкой в XVII столетии19. При анализе «Полной Псалтыри, переведенной на английский размер» Мэтью Паркера с музыкой Таллиса20, исследователь выявляет своеобразие пунктуации стихотворного предисловия архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, которая отражает метрическую структуру катренов и прием поэтического параллелизма, что свидетельствует об усвоении Кранмером поэтического письма псалмов. Отмечается простота музыкального языка Таллиса в его девяти четырехголосных песнопениях (в аккордовой фактуре без сопровождения), получивших широкое распространение в музыкальной практике по сей день. На

примере вершинных в антемном творчестве Генделя «Чандос-антемов»

21

А. С. Евдокимов , показывая глубокое понимание композитором своеобразия

библейской поэзии, рассматривает творчески осмысленное музыкальное претво-

22

рение различных видов библейского параллелизма (на уровне полустишия) .

18 Евдокимов А. С. Смена богослужебного языка как фактор музыкального стиля: о некоторых чертах английской духовной музыки периода реформации / Музыковедение. 2015. № 11. С. 29-35.

19 Там же. С. 32-34.

20 Евдокимов А. С. «Полная псалтирь, переведенная на английский размер» архиепископом М. Паркером с музыкой Т. Таллиса / Музыковедение. 2017. № 1. С. 21-31.

21 Евдокимов А. С. Библейский параллелизм в Чандос-антемах Г. Ф. Генделя: о соотношении структур текста и музыки / Музыковедение. 2018. № 6. С. 3-18.

22 Евдокимов А. С. опирается на классификацию видов библейского параллелизма А. С. Десницкого: повтор (А, иначе говоря Б), уточнение (то А, которое Б), интенсификация (А и даже Б), контраст (есть А, но есть и Б), тождество (А есть Б), причина и следствие (А, следовательно, Б)) (Десницкий А. С. Характер и функции параллелизма в библейских текстах / дис.... д-ра. филолог. наук. М., 2010. С. 192-195).

Достаточно масштабная картина исследований наблюдается в англоязычной музыкальной науке, проявлявшей особый интерес к старинной церковной музыке на рубеже XIX-XX веков, что связано с осознанием кризисного положения английского музыкального искусства в то время. На материале работ X. Дэви, А. Mиcа, Э. Уэлкера, Ф. Дж. Кровеста, Э. Дикинсона, Г. Стеварта, В. А. Бэретта, П. Латкина можно выделить проблему «традиций и новаторств» как основную при оценке этапов становления англиканской музыкальной культуры, развития богослужебной практики. Довольно скромное внимание уделяется интересующей нас теме в работах, посвященных общей истории западноевропейской, в частно-

23

сти, английской музыки. В учебном издании X. Дэви обзорно представлены более значительные композиторы XVI столетия, основатели англиканской музыки -Таллис, Берд, а также Гиббонс24 как наиболее выдающийся композитор, создавший высокохудожественные образцы в сферах церковной (антемы) и светской (мадригалы) музыки.

Наряду с немецкой, постреформационную хоровую культуру Англии в сво-

25

ём исследовании рассматривает А. M^ . Немалое внимание уделяется функционированию Королевской капеллы и капеллы Св. Павла, изменению положения англиканской музыки в зависимости от религиозно-политических перемен. Среди характеристик форм церковной службы, антем, заменивший латинский мотет, выделяется как жанр, в котором английские полифонисты достигли значительных результатов. Mербек упоминается как создатель первой англиканской службы, Кук, Хамфри, Блоу, Тернер, Перселл - как продолжатели хоровой традиции.

Э. Уэлкер26 очерчивает особенности английской музыки от ранних образцов до конца XIX века; в двух главах рассматривается музыкальная культура XV-XVI

27

веков27. В целом подчеркивается высокий уровень развития английской музыки XVI столетия, что обосновывается наличием большого количества песенных книг, содержащих мессы, мотеты, антемы и службы, создатели которых относятся к од-

23 Davey H. The student's Musical hictory. London, 1891. 155 р.

24 Ibid. Pp. 24-29.

25 Mees A. Chor and choral music. New York : Charles Scribner's Sons, 1901. Pp. 67-91.

26 Walker E. History of music in Englang. Oxford : Clarendon press, 1907. 364 р.

27 Ibid. Pp. 14-33, 33-52.

ной - английской - школе, отражая в своем творчестве лишь отдельные черты континентального письма. Наряду с краткими биографическими данными довольного широкого круга фигур - Данстейбла, Генриха VIII, Мербека, Ферфакса, Тая, Уайта, Таллиса, Бёрда, Гиббонса, Шеперда, Редфорда, Парсонса, Джонсона -автор иллюстрирует их творчество наиболее показательными церковными и светскими произведениями, характеризуя их в техническом и художественном планах.

Только в связи с именами Тая, Таллиса, Фэррэнта, Манди упоминаются антемы

28

как проявление сугубо англиканской культуры . Показательно, что в главе, посвященной музыке середины тюдоровского века, Э. Уэлкер предлагает иерархию композиторов, помещая в центр Тая, Уайта, Таллиса; Шеперд, Торн, Генрих VIII, Джонсон, Редфорд, Парсонс оцениваются как второстепенные фигуры. Также примечательно то, что обзор творчества Берда - создателя большого количества антемов и англиканской службы - отнесен в следующую главу «Мадригальная эра»; по нашему мнению, автор недооценивает вклад Берда в духовную музыку, подчеркивая большее значение светской ветви творчества.

Наряду с обзорно-историческими работами, выделяется группа трудов более частного характера, касающихся непосредственно церковной музыкальной культуры.

29 30

Ф. Дж. Кровест рассматривает церковную музыку с точки зрения содержания и условий функционирования в богослужении, вплоть до времени написания своего труда, то есть конца XIX века. В работе, в целом носящей проблемный характер, в качестве одной из актуальных тем поднимается вопрос места традиционной англиканской музыки в современном богослужении.

Затрагивая широкий круг явлений - от античной религиозной музыки до творчества Баха, - Э. Дикинсон специально останавливается на «музыкальной си-

28 В качестве музыкальных примеров приводятся антемы Фэррэнта («Hide not thou thy face») и Манди («Lord, the world's Saviour», «Lord, I bow the knees», «Ah helpless wretch»).

29 Crowest F.J. Phases of musical England. London: The English publishing company, 1881. Pp. 65-111.

30 В предисловии автором изложил пессимистическую оценку развития музыкальной культуры Англии. В процессе написания книги Ф. Дж. Кровест все же поменял первоначальный вариант названия работы («Phases of Un-musical England» - «Этапы истории немузыкальной Англии») на нынешний, таким образом выразив надежду на улучшение состояния музыкального искусства Англии.

стеме английской церкви» . В связи с причинами и особенностями Реформации отмечается смешанный характер англиканской литургии, ориентированной на католическую. Вместе с характеристикой других составляющих богослужения выделяются антемы Берда, Гиббонса, Перселла, востребованные по настоящий день. Подробнее характеризуя более традиционную стилистику сочинений Таллиса, автор подчеркивает новаторство Гиббонса, отходящего от нормативов старой полифонической школы.

32

В работе Г. Стеварта , адресованной представителям пресвитерианской Церкви Шотландии, историческому обзору английской церковной музыки отведен самостоятельный раздел. При этом автор ограничивается характеристикой жанрового состава творчества таких композиторов как Тай, создававшего преимущественно латинскую духовную музыку, Таллис, Берд, Гиббонс, открывающих и закрепляющих традицию богослужебной музыки на английские тексты (службы и антемы). Г. Стеварт отмечает, что англиканская музыка продолжает развитие и претерпевает обновление в творчестве Кука, Хамфри, Блоу, Тадвея, достигая вершины у Перселла.

Начиная с английских композиторов постреформационного поколения

Л Л

(Фэрфакс, Шепард и др.), В. А. Беретт останавливается подробнее на творчестве наиболее значительных мастеров церковной музыки - Таллис, Фэррэнт, Берд, Булл, Морли, Томкинс, Гиббонс, - предлагая комплексное рассмотрение их наследия в плане стилистики и жанровой панорамы, но не подкрепляя его музыкальными примерами.

Рассматривая развитие англиканской музыки до XVI столетия, П. С. Латкин34 отмечает историческое значение деятельности реформатора Томаса Кранмера и композитора Джона Мербека, а также, отталкиваясь от вероисповедания композиторов, определяет жанровый спектр творчества католиков Таллиса и Берда, включающего произведения как на латинские, так и на английские тек-

31 Dickinson E. Music in the history of the western church. New York: Charles Scribner's sons, 1925. Pp. 323-357.

32 Stewart Rev. G. Wauchope. Music in the church. London: A. & C. Black, 1914. 210 p.

33 Barrett W. A. English Church composer. London: Sampson Low, Marston and Company, 1910. 179 p.

34 Lutkin P. C. Music in the church. Milwaukee: The young Churchman company, 1910. 274 p.

сты, и светские сочинения (мадригалы Берда). Особенно подчеркивается роль Гиббонса - искреннего протестанта, автора большого объема англиканской музыки, после которого затихает традиция написания богослужебных произведений на латинские тексты и начинается новая эпоха в истории англиканской церковной музыки.

В последующем изучении англиканской традиции, особенно актуализировавшемся во второй половине XX столетия, происходит развитие проблематики, связанной не только с общим обзором её судеб (за исключением нескольких ра-

35

бот, обобщающих материал на новом уровне исследований35), но и со специальным рассмотрением церковной музыкальной практики конкретных периодов (тюдоровский, елизаветинский, реставрационный, XIX, XX столетий)36, а также жан-

37

ра антема37. Дадим характеристику некоторым изданиям данного периода.

В книге Э. Д. Макернесса история английской музыки рассматривается с точки зрения социальных процессов Средневековья, Возрождения, XVIII столетия, в период индустриального общества, викторианской эры и современной эпохи. Во второй главе «Ренессанс, Реформация и музыкальная общественность» автор отмечает воздействие на музыку трех связанных между собой феноменов -«распространение гуманистического учения, протестантскую Реформацию и по-

38

степенное преобразование музыкальной публики» , с которыми Э. Д. Макернесс связывает появление «Книги общих молитв», переводов псалмов и антемов как мотетов с английским текстом.

35 Fellowes E. H. English Cathedral Music. London, 1941; Long K. R. The Music of the English Church. London, 1972; Temperley N. The Music of the English Parish Church. Cambridge, 1979.

36 Stevens D. Tudor Church Music. London, 1955; Routley E. Twentieth Century Church Music. London, 1964; Hutch-ings A. Church Music in the Nineteenth Century. London, 1967; Smith A. The Practice of Music in English Cathedrals and Churches, and at the Court, during the Reign of Elizabeth I / diss., U. of Birmingham, 1967; Dearnley C. English Church Music, 1650-1750. London, 1970; Rainbow B. The Choral Revival in the Anglican Church, 1839-1872. London, 1970; Payne I. The Provision and Practice of Sacred Music at Cambridge Colleges and Selected Cathedrals c1547-c1646. New York and London, 1993; Spink I. Restoration Cathedral Music 1660-1714. Oxford, 1995; Morehen J. English Choral Practice 1400-1650. Cambridge, 1996.

37 Foster M. B. Anthems and Anthem Composers. London, 1901; Morehen J. The Sources of English Cathedral Music, c.1617-c.1644 / diss., U. of Cambridge, 1969; Daniel R. T., Huray P. The Sources of English Church Music, 1549-1660, EECM, 1972; Aplin J. Structural Devices in Vernacular Music of the English Church / diss., U. of Reading, 1977; Mil-som J. Songs, Carols and Contrafacta in the Early History of the Tudor Anthem / PRMA, cvii. 1981; Monson C. Voices and Viols in England, 1600-1650: the Sources and the Music. Ann Arbor, 1982; Blezzard J. Borrowings in English Church Music 1550-1950. London, 1990.

38 Mackerness E. D. A social history of english music. - London: Routledge and Kegan Paul, 1964. P. 48

В крупном исследовании Х. Дирнли всеохватно рассматривается английская церковная музыка за столетний период после Реставрации - с 1650 по 1750 годы, а именно ее состояние в Королевской капелле, кафедральном соборе и приходской церкви со всеми ее компонентами - порядком службы, псалмами, песнопениями («canticles»), антемами, органной музыкой, а также исполнительскими ресурсами.

В монументальном труде, являющемся ценным информативным источником (в нем имеются подробные списки композиторов и созданных ими антемов), П. ле Харей40 прослеживает развитие музыкального искусства с 1549 по 1660 годы, порожденного английской протестантской реформацией. Наряду с довольно подробной характеристикой реформационной музыки, влияния на нее елизаветинских решений и некоторых проблем ее исполнения, деятельности Королевской капеллы и анализа чина «Книги общей молитвы» автор, руководствуясь общими музыкально-стилистическими принципами, выделяет четыре этапа эволюции англиканской музыки: эдвардианская и ранняя елизаветинская церковная музыка, этап творчества Уильяма Берда и его современников (конец XVI - начало XVII столетий), Томаса Томкинса и его современников, а также Уильяма Чайлда, представляющего вместе с его современниками Stile Nuovo в Англии.

Творчеству Томаса Таллиса посвящен монографический труд П. Доу41; наследие композитора - елизаветинские мотеты, английская церковная и инструментальная музыка - освещено в контексте «старых» традиций и ритуальной музыки середины XVI столетия. В аналитических фрагментах глав рассматриваются технико-стилистические компоненты произведений композитора. Также в диссертационном исследовании Дж. Р. Милсона42 духовная музыка Таллиса изучена как пример переходного периода в английском полифоническом стиле; в рамках данного исследования автор установил примерную хронологию церковных произве-

39 Dearnley C. English church music 1650-1750 : in royal chapel, cathedral and parish church. New York: Oxford University Press, 1970. 308 p.

40 Huray P. L. Music and reformation in England 1549-1660. Cambridge: Cambridge university press, 1978. 492 p.

41 Doe P. Tallis. London: Oxford university press, 1968. 71 p.

42 Milsom J. R. English polyphonic style in transition: a study of the sacred music of Thomas Tallis. PhD diss., Oxford, Magdalen College, 1983. 209 p.

дений (и англоязычных, и латинских), разделил церковное музыкальное творчество Таллиса на два этапа, рассмотрев искусство имитации в произведениях 15251560 годов и соотношение формы и содержания в более поздних сочинениях 1560-1575 годов.

Особый интерес представляет посвященная антему энциклопедическая статья, выполненная в соавторстве П. ле Хареем и Дж. Харпером43, поскольку в ней предлагается периодизация истории антема от середины XVI века и по настоящий день. При этом критерии выделения периодов неоднозначны, но главным образом связаны с обновлением музыкальной стилистики и историческими факторами (реформационный и реставрационный этапы). Кроме того, данная статья, обобщающая исследовательский опыт XX века, свидетельствует о том, что взгляд на развитие антема в англоязычных работах коренным образом не изменился.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карман Елена Витальевна, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники

1. Василий Великий. Творения / Полное собрание творений святых Отцов в церкви и церковных писателей в русском переводе // Том 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. - Москва: Сибирская Благозвонница. 2008. - 1232 с.

2. A Collection of Madrigals and Motetts, chiefly for four equal voices, by the most eminent composers of the sixteenth and seventeenth centuries; the greater part of which have not been hitherto published in score. Carefully collated and extracted from the original editions in parts, by Joseph Gwilt, architect, F.S.A. - London: B. McMillan, 1815. - 130 p.

3. A Collection of the Sacred Compositions of Orlando Gibbons: Of which the Scores are Not Contained in Dr. Boyce's Collection, from the Original Mss. and Part Books, Together with a Transposed Organ-part to Some of His Published Works, the Whole Edited and Arranged. London: Frederick Arthur Gore Ouseley, 1873. -169 р.

4. Thomas Weelkes. Collected anthems / Musica Britannica. - London: Stainer and Bell, 1966. - Vol. 23. - 133 p.

5. Anthems / Musica Britannica. - London: Stainer and Bell, 1984. - Vol. 50. - 180 p.

6. Anthems I / Musica Britannica. - London: Stainer and Bell, 1990. -Vol. 57. - 237 p.

7. Anthems II / Musica Britannica. - London: Stainer and Bell, 1993. -Vol. 63. - 182 p.

8. Anthems III / Musica Britannica. - London: Stainer and Bell, 1993. -Vol. 64. - 181 p.

9. Cathedral Music, being a Collection in Score of the Most Valuable and Useful Compositions for That Service, by Several English Masters of the Last 200 Years. London: William Boyce, 1768. - Vol. 2. - 107 p.

10. Biblia. The Bible, that is, the Holy Scripture of the Olde and New Testament, faithfully and truly tranlsated out of Douche and Latyn in to English / Cologne: Eucherius Cervicornus and Johannes Soter. - 1535. - 1136 p.

11. Peacham's Compleat Gentleman (1634) with an Introduction by G.S. Gordon. - Oxford: The Clarendon Press, 1906. - XXIII fol., 596 p.

12. The Actes of the Apostles, translated into Englyshe Metre, and dedicated to the kynges most excellent Maiestye, by Christofer Tye, Doctor in Musyke, and one of the Gentylmen of hys graces moste honourable Chappell, wyth notes to eche Chapter, to synge and also to play vpon the Lute, very necessarye for studentes after theyr studye, to fyle theyr wyttes, and also for all Christians that cannot synge, to reade the good and Godlye storyes of the lyues of Christ hys Appostles. - London: Wyllyam Seres, 1553. - 202 p.

13. The Bible and Holy Scriptures conteyned in the Olde And Newe Testament, translated according to the ebrue and greke, and conferred with the best translations in divers languges / Geneva: Rouland Hall, 1560. - 1224 p.

14. The Booke of the Common Prayer And Administracion of the Sacramentes, and other Rites and Ceremonies of the Church: after the vse of the Church of England / London: Edward Whitchurch, 1549. - 126 p.

15. The Booke of Common Praier, and Administration of the Sacramentes, and other Rites and Ceremonies in the Churche of Englande. [London: Richard Jugge, John Cawood, 1559] / London: Robert Barker, 1636. - 116 p.

16. The Booke of Common Praier, and Administracion of the Sacramentes, and other Rites and Ceremonies in the Churche of Englande / reprinted from a copy in the British Museum [London: Richard Grafton, 1552]. London: Griffith, Farran, Browne & CO, 1891. - 239 p.

17. The Book of Common Prayer with Musical Notes: The first Office Book of the Reformation. Compiled by John Merbecke [The Booke of Common Praier noted. London: Richard Grafton, 1550] / Ed. Edward F. Rimbault. 2nd ed. - London: Novello, Ewer and CO., 1871. - 83 p.

18. The Byble in Englyshe, that is to saye the Content of all the Holy Scrypture, both of ye Olde and Newe Testament, with a Prologe Therinto, made by the Reverende Father in God, Thomas Archbysshop Of Cantobury. This is the Byble apoynted to the use of the churches / London: Edward Whitchurch. 1540. - 1066 p.

19. The Byble, which is all the Holy Scripture: in whych are contayned the Olde And Newe Testament truly and purely translated into Englysh by Thomas Matthew / Antwerp: Matthew Crom For Richard Grafton And Edward Whitchurch, London. 1537. - 1110 p.

20. The Holie Bible conteynyng the Olde Testament and The Newe / London: Richarde Jugge, 1568. - CXXVIII, CLXXXV, XLVI, XLIX-CCIII, CXVIII, CLII, CLV, CLIX fol.

21. The Holy Bible, conteyning the Old Testament, and the New: newly translated out of the originall tongues: & with the former translations diligently compared and revised by his Maiesties Speciall Commandement. Appointed to be read Iin churches / London: Robert Barker, 1611. - 1506 p.

22. The Holie Bible faithfully translated into English, out of the Authentical Latin. Diligently conferred with the Hebrew, Greeke, and other editions in Divers Languages. With arguments of the Bookes, and Chapters: Annotations: Tables: and other helpes, for better understanding of the text: for discoverie of corruptions in some late translations: and for clearing controversies in religion. By the English College of Doway. Douay: Lawrence Kellam, 1609-1610 - The New Testament of Jesus Christ, translated faithfully into English, out of the authentical Latin ... In the English College of Rhemes / Rheims: John Fogny, 1582. - 2239 p., 458 p.

23. The Preces, Chants, Te Deum, Benedictus, Responses, Litany, Kyrie eleison, Nicene Creed, Sanctus, Gloria in excelsis, Magnificat, and Nunc dimittis as Set to Music by Thomas Tallis. London: Novello, Ewer & Co., n.d., 1870. - 48 p.

24. The whole booke of Psalmes collected into Englysh metre by T. Starnhold, I. Hopkins, & others, conferred with the Ebrue, with apt notes to synge the[m] with al ; faithfully perused and alowed according to thordre appointed in the Quenes Maiesties iniunctions ; very mete to be vsed of all sortes of people priuately for their solace & comfort, laying apart all vngodly songes and ballades, which tende only to the norishing of vyce, and corrupting of youth / London: The company of stationers. - 1705. - 602 p.

Исследования

25. Английская лирика первой половины XVII века / Сост., ред. А. Н. Горбунов. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 347 с.

26. Английская поэзия в русских переводах (XIV-XIX веков) / Сост. М. П. Алексеев, В. В. Захаров, Б. Б. Томашевский. - М.: Прогресс, 1981. - 684 с.

27. Бедуш, Е. А. Ренессансные песни / Е. А. Бедуш, Т. С. Кюрегян. - М.: Композитор, 2007. - 423 с.

28. Большой библейский словарь / под ред. У. Элуэлла, Ф. Камфорта. -СПб.: Библия для всех, 2005. - 1504 с.

29. Вейш, Я. Я. Религия и Церковь в Англии / Я. Я. Вейш. - М.: Наука, 1976. - 182 c.

30. Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история / Ю. Б. Виппер // О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века. - М.: Художественная литература, 1990. - 354 с.

31. Волкова, А. Г. Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта: дис. ... канд. фил. наук: 10.01.03 / Волкова Анна Геннадьевна. - М., 2010. - 254 с.

32. Вязкова, Е. В. О смысле в полифонической музыке / Е. В. Вязкова // Сборник трудов Российской академии музыки им. Гнесиных, № 151. - М. РАМ им. Гнесиных, 1999. - С. 22-39.

33. Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. -459 с.

34. Гирфанова, М. Е., Наумова, Н. И. Джон Тавернер и его служба в кардинал-колледже при Оксфордском университете / М. Е. Гирфанова, Н. И. Наумова // Музыка. Искусство, наука, практика. - Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2015. - № 1 (9). - С. 23-29.

35. Глядешкина, З. И. Модальность и тональность во французской музыкальной теории и практике позднего Ренессанса и раннего барокко: дис. ... д-ра иск.: 17.00.02 / Глядешкина Зоя Ивановна. - М., 2012. - 520 с.

36. Глядешкина, З. И. Хоровая музыка во Франции позднего Возрождения и раннего Барокко / З. И. Глядешкина // Обсерватория культуры. - М.: Российская государственная библиотека, 2011. - № 1. - С. 134-139.

37. Горбунов, А. Н. Джон Донн и английская поэзия 16-17 вв. / А. Н. Горбунов. - М.: Издательство Московского университета, 1993 - 186 с.

38. Грубер, Р. И. История музыкальной культуры / Р. И. Грубер. - М.: Гос. муз. изд-во, 1959. - Т. II. - Ч. II. - 492 с.

39. Десницкий, А. С. Характер и функции параллелизма в библейских текстах: дис. ... д-ра филолог. наук / Десницкий Андрей Сергеевич. - М., 2010. -372 с.

40. Дубравская, Т. Н. Полифония эпохи Возрождения. XVI век: дис. ... д-ра иск.: 17.00.02 / Дубравская Татьяна Наумовна. - М., 1992. - 367 с.

41. Дубравская, Т. Н. Принципы формообразования в полифонической музыке XVI века / Т. Н. Дубравская // Методы изучения старинной музыки. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1992. - С. 6587.

42. Дуда, Н. В. Духовные песни Генри Пёрселла / Н. В. Дуда // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 6. - С. 37-41.

43. Дуда, Н. В. Литературные источники сольных вокальных произведений композиторов Англии первой половины XVII века / Н. В. Дуда. -Культурная жизнь Юга России. - № 4 (63), 2016. - с. 54-60.

44. Дуда, Н. В. Музыкальная теория и практика в учебных руководствах Англии XVII века / Н. В. Дуда // Южно-российский музыкальный альманах. -Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2015. - № 2 (19). - С. 70-75.

45. Дуда, Н. В. О влиянии итальянской и французской музыки на стиль Генри Перселла / Н. В. Дуда // Проблемы музыкальной науки. Уфа: Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, 2014. - № 2 (15). -С. 65-69.

46. Дуда, Н. В. Сольные светские песни Генри Пёрселла: жанровые и стилевые особенности: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Дуда Наталья Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2018. - 205 с.

47. Евдокимов, А. С. Антемы Генри Перселла: библейский текст и особенности его музыкального воплощения / А. С. Евдокимов // Современные проблемы музыкознания. - 2019. - № 4. - С.1-38.

48. Евдокимов, А. С. Библейский параллелизм в Чандос-антемах Г. Ф. Генделя: о соотношении структур текста и музыки / А. С. Евдокимов // Музыковедение. - 2018. - № 6. - С. 3-18.

49. Евдокимов, А. С. «Полная псалтирь, переведенная на английский размер» архиепископом М. Паркером с музыкой Т. Таллиса / А. С. Евдокимов // Музыковедение. - 2017. - № 1. - С. 21-31.

50. Евдокимов, А. С. Смена богослужебного языка как фактор музыкального стиля: о некоторых чертах английской духовной музыки периода реформации / А. С. Евдокимов // Музыковедение. - 2015. - № 11. - С. 29-35.

51. Ерохин, В. Н. Религиозная история Англии XVI - первой половины XVII века в освещении современной британской историографии: дис. ... д-ра. ист. наук: 07.00.09 / Ерохин Владимир Николаевич - Казань, 2009. - 778 с.

52. Захаров, Ю. К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты : автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Захаров Юрий Константинович. - М., 1999. - 17 с.

53. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII, первой половины XVIII веков: принципы, приемы / О. И. Захарова. - М.: Музыка, 1983. -77 с.

54. Иконникова, Е. А. Типология метафизического в поэзии: на материале английской и русской литературы: дис. ... д-ра фил. наук : 10.01.03 / Иконникова Елена Александровна. - М., 2002. - 304 с.

55. История полифонии: в 6 вып. / Ю. К. Евдокимова, Т. Н. Дубравская, В. В. Протопопов. - М.: Музыка, 1996. - Вып. 2Б: Музыка эпохи Возрождения: XVI век [сост. Дубравская Т. Н.] - 413 с.

56. Карман, Е. В. Образно-музыкальный лексикон учительной группы ан-темов Уильяма Берда / Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 3 (93). - С. 45-49.

57. Карман, Е. В., Панкина Е. В. Тексты псалмов в антемах Уильяма Бер-да // Вестник музыкальной науки. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2013. - № 2. - С. 18-24.

58. Карман, Е. В. Англиканский антем: к постановке исследовательской проблемы // Материалы Четвертой студенческой музыкально-теоретической конференции. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2010. - С. 48-51.

59. Карман, Е. В. Версовые антемы Орландо Гиббонса // Вестник музыкальной науки. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2018. - №1 (19). - С. 91-98.

60. Карман, Е. В. Версовые антемы Уильяма Берда // Искусство глазами молодых: материалы III Международной (VII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск: КГАМИТ, 2011. - С. 106-113.

61. Карман, Е. В. Историко-терминологический и композиционно-стилистический аспекты англиканского антема // Научное мнение. - СПб.: Книжный дом, 2015. - № 5. - С. 89-94.

62. Карман, Е. В. Музыкальная риторизация текста в славильных антемах Уильяма Берда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 8 (58). Ч. I. - С. 85-90.

63. Карман, Е. В. Музыкально-риторические фигуры в скорбных антемах Уильяма Берда // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2015. - № 3 (32). - С. 169-174.

64. Карман, Е. В. Полный антем в творчестве Томаса Томкинса // Южнороссийский музыкальный альманах. - Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2018. - № 1 (30). - С. 18-26.

65. Карман, Е. В. Стилистические особенности раннего англиканского ан-тема // Жизнь музыки (к 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского). - Вып. 2: Материалы Международной научно-практической конференции 22-24 ноября 2016 г. / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Уфимский гос. ин-т искусств им. З. Г. Исмагилова ; ред.-сост. К. В. Зенкин, Е. Р. Скурко, В. А. Шуранов. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. - С. 123-138

66. Квятковский, А. Риторические фигуры / А. Квятковский // Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. - М.: Советская Энциклопедия, 1966. -С. 246.

67. Кернс, Э. Е. Дорогами христианства. История церкви / Э. Е. Кернс. -М.: Протестант, 1992. - 416 с.

68. Козыренко, Л. В. Англиканская церковь как конфессиональный феномен: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.13 / Козыренко Людмила Владиславовна - М., 2006 - 173 с.

69. Козыренко, Л. В. Генезис и эволюция англиканской церкви / Л. В. Ко-зыренко // Государство, религия, церковь в россии и за рубежом. - М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2006. - № 1-2. - С. 227-242.

70. Колокольникова, Е. В. Музыкальная жизнь Вестминстерского аббатства в эпоху Барокко / Е. В. Колокольникова. - М.: МГК им. П. И. Чайковского. РИО, 2007. - 268 с.

71. Конен, В. Дж. Перселл и опера / В. Дж. Конен - М.: Музыка, 1978. -

262 с.

72. Конен, В. Дж. Музыка Англии XVII века / В. Дж. Конен // Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. - С. 157-178.

73. Кофанова, Е. С. Трактат Томаса Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку»: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Кофанова Екатерина Сергеевна. - М., 2000. - 29 с.

74. Кофанова, Е. С. Трактат Томаса Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку»: вопросы теории и практики: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Кофанова Екатерина Сергеевна. - М., 2000. - 312 с.

75. Крупина, Л. Барокко: от мотета к фуге / Л. Крупина // Музыкальная академия. М.: Композитор, 2008. - № 1. - С. 153-160.

76. Крылова, А. В. Жанры старинной музыки в системе современного языка / на примере мадригала / А. В. Крылова // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. трудов. Вып. 106. - М.: ГМПИ, 1989. - С. 113-131.

77. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: в 2 т. / Т. Н. Ливанова. - 2-е изд., перераб. и доп - М.: Музыка, 1983. - Т. I. - 696 с.

78. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху барокко как проблема современной истории культуры (на примере мотета): автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Лобанова Марина Николаевна. - М., 1981. - 23 с.

79. Лыжов, Г. И. Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века: На примере Magnum opus musicum Орландо ди Лассо: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Лыжов Григорий Иванович. - М., 2003. - 200 с.

80. Майкапар, А. Е. Елизавета I и ее музыканты / Искусство. Москва: Первое сентября, 2009. № 14 (URL: http://art.1september.ru/view_article.php?ID= 200901412 (дата обращения: 15.11.2016)).

81. Майстер, Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха / Х. Майстер. - М.: Классика-XXI, 2009. - 76 с.

82. Маклыгин, А. Л. О формообразовании в вокальной музыке эпохи Возрождения / А.Л. Маклыгин // метод. пособие. - Казань: КГК, 1990. - 36 с.

83. Макуренкова, С. А. Джон Донн: поэтика и риторика / С. А. Макуренкова. - М.: Академия, 1994. - 206 с.

84. Мальцева, А. А. К вопросу о генезисе музыкальной риторики / А. А. Мальцева // Культура и искусство Германии (Сборник статей по материалам Восьмой международной научной Интернет-конференции). Отв. ред. О. В. Немкова, ред. О. В. Генебарт. - Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова, 2016. - С. 7-12.

85. Мальцева, А. А. Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века): дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Мальцева Анастасия Александровна. -Новосибирск, 2013. - 340 с.

86. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и дополн. Л. О. Акопяна. - М.: Практика, 2001. - 1095 с.

87. Норт, Дж. История церкви / Дж. Норт. - М.: Протестант, 1993. - 416 с.

88. Перевалова, А. В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. / Перевалова Алина Вячеславовна. - Новосибирск, 2013. - 263 с.

89. Петрова, В. И. Томас Морли и становление мадригала в Англии: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02. / Петрова Вера Игоревна. - СПб, 2012. - 20 с.

90. Поспелова, Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных / Р. Л. Поспелова. - М. : Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2009. - 712 с.

91. Поэты английского Возрождения / Пер. с англ, сост., статья, комментарии Г. М. Кружкова. - СПб.: Наука, 2006. - 483 с.

92. Протопопов, В. В. История полифонии в 6 вып. / В. . Протопопов. -Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII - первой четверти XIX века. - М.: Музыка, 1985. - 501 с.

93. Сигида, С. Ю. Уильям Биллингс и традиции пуританского хорала / С. Ю. Сигида // Старинная музыка. 2011, М.: ПРЕСТ. - № 1-2. - С. 43-51.

94. Симакова, Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения / Н. А. Симакова - М.: Музыка, 1985. - 360 с.

95. Симакова, Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга: история, теория, практика: в 2 кн. / Н. А. Симакова. - М.: Композитор, 2002. - Кн. 1: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. - 528 с.

96. Скребков, С. С. О стиле Высокого Ренессанса (господство принципа переменности) / С. С. Скребков. // Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей / Ред. В. Протопопов. - М.: Музыка, 1973. - С. 61-111.

97. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков / Ред В. Протопопов. - М.: Музыка, 1973. - 446 с.

98. Смирнова, Т. В. Английские консортные жанры конца XVI - первой четверти XVII веков: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Смирнова Татьяна Вячеславовна. - Новосибирск, 2009. - 180 с.

99. Софронова, Л. В. Джон Колет: мировоззрение английского христианского мыслителя ренессансной эпохи: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.03 / Софронова Лидия Владимировна. - Нижний Новгород, 2011. - 388 с.

100. Тарасевич, Н. И. Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке: дис. ... д-ра иск.: 17.00.02 / Тарасевич Николай Иванович. - М., 2007. - 506 с.

101. Тарасевич, Н. И. Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Тарасевич Николай Иванович. - М., 1994. - 306 с.

102. Уилсон-Диксон, Э. История христианской музыки / Э. Уилсон-Диксон; [пер. с англ. Л. Б. Левин, В. Н. Генке]. - Спб.: Мирт, 2001. - 428 с.

103. Уэстреп, Дж. А. Генри Пёрселл / Дж. А. Уэстреп; [пер. с англ. А. Коч-нева]. - Л.: Музыка, 1980. - 240 с.

104. Хохлова, Ю. Л. Религиозная поэзия Джона Донна (особенности стиля и образная система): дис. ... канд. фил. наук: 10.03.01 / Хохлова Юлия Леонидовна. - СПб., 2001. - 221 с.

105. Христианство: Энциклопедический словарь: в 2 т. / ред. кол.: С. С. Аверинцев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 863 с.

106. Чугунова, Т. Г. Вильям Тиндел и королевская реформация в Англии: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03 / Чугунова Татьяна Георгиевна. - Нижний Новгород, 2005. - 265 с.

107. Шафф, Ф. История христианской церкви / Ф. Шафф // пер. Рыбакова О. А., ред. - Цыганков Ю. А. - СПб.: Библия для всех, 2009. Т. VII Современное христианство. - 464 с.

108. Шафф, Ф. История христианской церкви / Ф. Шафф // пер. Рыбакова О. А., ред. - Цыганков Ю. А. - СПб.: Библия для всех, 2009. Т. VIII Современное христианство. - 556 с.

109. Шестаков, В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII в. - Москва: Музыка, 1975. - 351 с.,

110. Шиманский, Н. В. Основные понятийные категории типологии многоголосия / Н. В. Шиманский // ВЕК 71. - Пенза: Социосфера, 2010. - С. 8692.

111. Шиманский, Н. В. Типология многоголосия в литургической музыке западноевропейской традиции: феномен архаического вокально-ансамблевого интонирования / Н. В. Шиманский. - Минск: БГАМ, 2006. - 269 с.

112. Шинкарева, М. И. «Строгий» и «свободный» стиль в полифонии: культурно-исторические смыслы / М. И. Шинкарева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - Химки: Московский государственный институт культуры, 2010. - № 3. - С. 227-232.

113. Шинкарева, М. И. Полифонии XVII века: репрезентация стиля эпохи / М. И. Шинкарева // Вестник Московского государственного университета

культуры и искусств. - Химки: Московский государственный институт культуры, 2008. - № 5. - С. 238-242.

114. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. URL: http: //www.brocgaus.ru (дата обращения: 09.04.2012).

115. A Byrd Celebration. Lectures at the William Byrd Festival / ed. R. Turbet. - Virginia: Church Music Association of America, 2008. - 211 p.

116. Alwes, C. L. A History of Western Choral Music / C. L. Alwes. - Oxford: Oxford University Press, 2015. - 504 p.

117. Bamford, D. J. John Barnard's First Book of Selected Church Musick: Genesis, Production and Influence : Submitted for the Degree of PhD thesis / Daniel John Bamford. - The University of York Department of Music, 2009. - Vol. 1. - 250 p.

118. Bamford, D. J. John Barnard's First Book of Selected Church Musick: Genesis, Production and Influence: Submitted for the Degree of PhD thesis / Daniel John Bamford. - The University of York Department of Music, 2009. - Vol. 2. - 312 р.

119. Barrett, W. A. English Church composer / W. A. Barrett. - London: Sampson Low, Marston and Company, 1910. - 179 p.

120. Bedford, A. The great abuse of musick: a facsimile of the London 1711 edition / А. Bedford. - New York: Broude Brothers, 1965. - 276 p.

121. Bernard, G. W. The King's Reformation: Henry VIII and the Remaking of the English Church / G. W. Bernard. - New Haven: Yale University Press. 2007. -736 р.

122. Binford, H. M. A comparison of Byrd's and Gibbons service anthems (England) / H. M. Binford. - M.M., Rice University, 1985. - 210 p.

123. Blamires, H. A Short History of English Literature / H. Blamires. - New York: Routledge, 2013. - 493 p.

124. Blayney, P. W. M. The Stationers' Company and the Printers of London, 1501-1557 / P. W. M. Blayney. - Cambridge: Cambridge University Press, 2013. -177 p.

125. Brett, P. William Byrd and His Contemporaries: Essays and a Monograph / P. Brett. - Oakland: University of California Press, 2007. - 252 p.

126. Brett, P. The Two Musical Personalities of Thomas Weelkes / Music and Letters. - Oxford: Oxford University Press, 1972. - Vol. 53. - Pp. 369-376.

127. Brown, D. Thomas Weelkes: A Biographical and Critical Study / D. Brown. - Frederick A. Praeger, 1969, - 223 p.

128. Butler, K. A. Image and influence: The Political Uses of Music at the Court of Elizabeth I.: Submitted for the Degree of PhD thesis / Katherine Anne Butler. - Royal Holloway, University of London. - 346 p.

129. Butler, G. G. Fugue and Rhetoric / The Journal of Music Therapy. - 1977.

- Vol. 21. №1. - Pp. 49-109.

130. Butler, G. G. Music and Rhetoric in Early Seventeenth-Century English Sources / MQ, 1980. - Vol. 66. - Pp. 53-64;

131. Campbell, T. Specimens of the British poets; with biographical and critical notices and An essay on English poetry / T. Campbell. - London: J. Murray. 1819. -352 p.

132. Chelf, L. C. The restoration anthems of Henry Purcell and their political implications during the reign of Charles II / L. C. Chelf. - M.M., Rice University, 1989.

- 100 p.

133. Cole, S. Thomas Tallis and His Music in Victorian England / S. Cole. -Woodbridge: Boydell Press, Boydell & Brewer, 2008 - 232 p.

134. Collins, D. William Byrd's Motets and Canonic Writing in England / D. Collins. - Context 33 (2008). - Pp. 45-65.

135. Crowest, F. J. Phases of musical England / F. J. Crowest, F.J. - London: The English publishing company, 1881. - 322 p.

136. Davey, H. The student's Musical hictory / H. Davey. - London, 1891. -

155 p.

137. Dearnley, C. English church music 1650-1750: in royal chapel, cathedral and parish church / C. Dearnley. - New York: Oxford University Press, 1970. - 308 p.

138. Dickinson, E. Music in the history of the western church / E. Dickinson, -New York: Charles Scribner's sons, 1925. - 427 p.

139. Doe, P. Tallis / P. Doe. - London: Oxford university press, 1968. - 71 p.

140. Enders, J. Music, Delivery, and the Rhetoric of Memory in Guillaume de Machaut's Remède de Fortune / Publications of the Modern Language Association of America. 1992. - Vol. 107. - Pp. 450-464

141. Elders, W. Guillaume Dufay as Musical Orator / Tijdschrift van de Kon-inklijke Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. - Koninklijke Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. 1981. - Vol. xxxi-1. - Pp. 1-15.

142. Fromson, M. Y. A Conjunction of Music and Rhetoric: Structural Modelling in the Italian Counter-Reformation Motet / Journal of the Royal Musical Association, 1992. - Vol. cxvii. - Pp. 208-245.

143. Fuller, T. History of the Worthies of England / T. Fuller. - London: Nuttall and Hodgson, 1662. - Vol. I. - XXX p. - 582 p.

144. Johnston, G. S. Funeral Music and Rhetoric in Seventeenth-Century Germany / A Thesis sumitted in partial fulfillment of the requirements of the degree of Doctor of Philosphy // Gregory Scott Johnston. - University of British Columbia, 1987 - 247 p.

145. Glass, H. A. Story of the Psalters / H. A. Glass. - London: Kegan Paul, Trench & Co., 1888. - 208 p.

146. Gonzalez, J. L. The Story of Christianity: Volume 2: The Reformation to the Present Day / J. L. Gonzalez. - New York: HarperOne, 2010. - 560 p.

147. Harington, E. C. The Reformers of the Anglican Church and Mr. Macaulay's History of England / E. C. Harington. - London: F. & J. Rivington, 1850. -110 p.

148. Harley, J. Orlando Gibbons and the Gibbons Family of Musicians / J. Harley. - Aldershot, Hants: Ashgate, 1999. - 341 p.

149. Harley, J. The World of William Byrd: Musicians, Merchants and Magnates / J. Harley. - Aldershot, Hants: Ashgate, 2010. - 306 p.

150. Huray, P. L. Music and reformation in England 1549-1660 / P. L. Huray -Cambridge: Cambridge university press, 1978. - 492 p.

151. James, M. A. Choral anthems in English: A representative survey for the church musician / M. A. James. - M.A., San Jose State University, 1991. - 110 p.

152. Karman, E. V. Socio-political, geographic and professional contexts of creativity of the authors of the Anglican anthems of the first third of the XVII century / European Journal of Arts. - Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2016. - № 3. - Pp. 32-37.

153. Kerman, J. The Masses and Motets of William Byrd / J. Kerman. - Oakland: University of California Press, 1981 - V. 1. - 360 p.

154. Kim, H. A. Humanism and the Reform of Sacred Music in Early Modern England. John Merbecke the Orator and The Booke of Common Praier Noted (1550) / H. A. Kim. - New York: Routledge, 2016 r. - 274 p.

155. Lutkin, P. C. Music in the church / P. C. Lutkin. - Milwaukee: The young Churchman company, 1910. - 274 p.

156. Mackerness, E. D. A social history of english music / E. D. Mackerness. -London: Routledge and Kegan Paul, 1964. - 307 p.

157. McColley, D. K. Poetry and Music in Seventeenth-Century England /

D. K. McColley Cambridge: Cambridge University Press, 1997. - 311 p.

158. Mees, A. Chor and choral music / A. Mees. - New York: Charles Scrib-ner's Sons, 1901. - 251 p.

159. Milsom, J. R. English polyphonic style in transition: a study of the sacred music of Thomas Tallis / J. R. Milsom. - PhD diss., Oxford, Magdalen College, 1983. - 209 p.

160. Pinto, D. Consort anthem, Orlando Gibbons, and musical texts / D. Pinto // The Viola da Gamba Society Journal V. 9, 2005. - Pp. 1-25.

161. Soames, H. The History of the Reformation of the Church of England / H. Soames. - London: C. & J. Rivington, 1826. - Vol.4. - 751 p.

162. Scales, W. A. Selected unpublished anthems of Charles Wesley / W. A. Scales. - JR. - D.M.A.: University of Southern California, 1969. - 518 p.

163. Select Poetry, Chiefly Devotional, of the Reign of Queen Elizabeth / ed.

E. Farr. - Cambridge: The University Press, 1845. - 576 p.

164. Smith, J. L. Thomas East and Music Publishing in Renaissance England / J. L. Smith. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - 244 p.

165. St. Andrew's Anglican Church Moscow. URL: www.standrewsmoscow.org (дата обращения: 15.10.2009).

166. Stevens, J. Music, Number and Rhetoric in the Early Middle Ages // Companion to Contemporary Musical Thought / ed. J. Paynter and others. - London, 1992. -Vol. 2. - Pp. 885-910.

167. Stevens, J. Words and Music in the Middle Ages: Song, Narrative, Dance and Drama, 1050-1350 / J. Stevens. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. -554 p.

168. Stewart, R. G. W. Music in the church / R.G.W. Stewart - London: A. & C. Black, 1914. - 210 p.

169. The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

170. The Tudor Church Music of the Lumley Books / ed. J. Blezzard. - USA: A-R Editions, Inc., 1985. - Т. 65. - 119 p.

171. The Oxford History of Anglicanism / ed. A. Milton. Oxford: OUP Oxford, 2017. - Vol. 1 Reformation and Identity. - 527 p.

172. Toft, R. Music a Sister to Poetry Rhetorical Artifice in the Passionate Ayres of John Dowland / Early Music. 1984. - Vol. 12. - Pp. 190-196.

173. Turbet, R. William Byrd A Guide to research / R. Turbet. - London: Routledge, 2006. - 329 p.

174. Vendrix, P. Music and the Renaissance: Renaissance, Reformation and Counter-Reformation / New York: Routledge, 2016. - 608 p.

175. Vickers, B. Figures of Rhetoric/Figures of Music? / B. Vickers. // Rhetori-ca, 1984. - Vol. 2. - Pp. 1-44.

176. Vining P. Orlando Gibbons: The Incomplete Verse Anthems / P. Vining // Music & Letters. V. 55, № 1. 1974. - Pp. 70-76.

177. Vining, P. Orlando Gibbons: The Portraits / P. Vining // Music & Letters, V. 58, No. 4, 1977. - Pp. 415-429.

178. Walker, E. History of music in Englang / E. Walker. - Oxford: Clarendon press, 1907. - 364 p.

179. Wells, R. The Ladder of Love: Verbal and Musical Rhetoric in the Elizabethan Lute-Song / Early Music. 1984. - Vol. 12. - Pp. 173-189.

180. Wilson, B. Ut oratoria musica in the Writings of Renaissance Music Theorists / Festa Musicologica: Essays in Honor of George J. Buelow / ed. T. J. Mathiesen, B. V. Rivera. - Stuyvesant, New York: Pendragon Press. - 1995. - Pp. 341-368.

181. Winn, J. A. Unsuspected Eloquence: a History of the Relations between Poetry and Music / New Haven and London: Yale University Press, 1981. - 382 p.

182. Zim, R. English Metrical Psalms: Poetry as Praise and Prayer, 1535-1601 / R. Zim. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 346 p.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Перечень таблиц

ГЛАВА II

Таблица 1........................................................................................................................49

Таблица 2........................................................................................................................58

Таблица 3.......................................................................................................................59

Таблица 4........................................................................................................................61

Таблица 5........................................................................................................................61

Таблица 6........................................................................................................................62

Таблица 7........................................................................................................................63

Таблица 8........................................................................................................................66

Таблица 9........................................................................................................................68

Таблица 10......................................................................................................................68

Таблица 11......................................................................................................................69

Таблица 12......................................................................................................................70

Таблица 13......................................................................................................................70

Таблица 14......................................................................................................................70

Таблица 15......................................................................................................................74

ГЛАВА III

Таблица 1........................................................................................................................81

Таблица 2........................................................................................................................82

Таблица 3.......................................................................................................................84

Таблица 4........................................................................................................................85

Таблица 5........................................................................................................................85

Таблица 6........................................................................................................................87

Таблица 7........................................................................................................................89

Таблица 8........................................................................................................................94

Таблица 9........................................................................................................................96

Таблица 10....................................................................................................................101

Таблица 11....................................................................................................................103

Таблица 12....................................................................................................................105

Таблица 13....................................................................................................................107

Таблица 14....................................................................................................................119

Таблица 15....................................................................................................................120

Таблица 16....................................................................................................................130

Таблица 17....................................................................................................................130

ГЛАВА IV

Таблица 1......................................................................................................................134

Таблица 2......................................................................................................................135

Таблица 3......................................................................................................................136

Таблица 4......................................................................................................................138

Таблица 5......................................................................................................................139

Таблица 6......................................................................................................................140

Таблица 7......................................................................................................................142

Таблица 8......................................................................................................................143

Таблица 9......................................................................................................................144

Таблица 10....................................................................................................................145

Таблица 11....................................................................................................................145

Таблица 12....................................................................................................................146

Таблица 13....................................................................................................................148

Таблица 14....................................................................................................................149

Таблица 15....................................................................................................................150

Таблица 16....................................................................................................................150

Таблица 17....................................................................................................................151

Таблица 18....................................................................................................................151

Таблица 19....................................................................................................................153

Таблица 20....................................................................................................................154

Таблица 21....................................................................................................................154

Таблица 22....................................................................................................................157

Таблица 23....................................................................................................................157

Таблица 24....................................................................................................................159

Таблица 25....................................................................................................................160

Таблица 26....................................................................................................................162

ГЛАВА V

Таблица 1......................................................................................................................182

Таблица 2......................................................................................................................195

Таблица 3......................................................................................................................199

Таблица 4......................................................................................................................208

Таблица 5......................................................................................................................208

Таблица 6......................................................................................................................210

Таблица 7......................................................................................................................210

Таблица 8......................................................................................................................210

Таблица 9......................................................................................................................211

Таблица 10....................................................................................................................212

Таблица 11....................................................................................................................212

Таблица 12....................................................................................................................237

Таблица 13....................................................................................................................237

Таблица 14....................................................................................................................237

Таблица 15....................................................................................................................238

Таблица 16....................................................................................................................239

Таблица 17....................................................................................................................240

Таблица 18....................................................................................................................241

Таблица 19....................................................................................................................241

Таблица 20....................................................................................................................242

Таблица 21....................................................................................................................242

Таблица 22....................................................................................................................242

Таблица 23....................................................................................................................243

Таблица 24....................................................................................................................243

Таблица 25....................................................................................................................244

Перечень примеров

ГЛАВА III

Пример 1.........................................................................................................................80

Пример 2.........................................................................................................................83

Пример 3.........................................................................................................................96

Пример 4.......................................................................................................................102

Пример 5.......................................................................................................................102

Пример 6.......................................................................................................................104

Пример 7.......................................................................................................................104

Пример 8.......................................................................................................................104

Пример 9.......................................................................................................................105

Пример 10.....................................................................................................................106

Пример 11.....................................................................................................................110

Пример 12.....................................................................................................................110

Пример 13.....................................................................................................................113

Пример 14.....................................................................................................................114

Пример 15.....................................................................................................................116

Пример 16.....................................................................................................................118

Пример 17.....................................................................................................................118

Пример 18.....................................................................................................................119

Пример 19.....................................................................................................................119

Пример 20.....................................................................................................................120

Пример 21.....................................................................................................................122

Пример 22.....................................................................................................................123

Пример 23.....................................................................................................................124

Пример 24.....................................................................................................................124

Пример 25.....................................................................................................................125

Пример 26.....................................................................................................................126

Пример 27.....................................................................................................................126

Пример 28.....................................................................................................................128

ГЛАВА IV

Пример 1.......................................................................................................................141

Пример 2.......................................................................................................................153

Пример 3.......................................................................................................................158

Пример 4.......................................................................................................................159

Пример 5.......................................................................................................................163

ГЛАВА V

Пример 1.......................................................................................................................171

Пример 2.......................................................................................................................172

Пример 3.......................................................................................................................172

Пример 4.......................................................................................................................173

Пример 5.......................................................................................................................173

Пример 6.......................................................................................................................173

Пример 7.......................................................................................................................175

Пример 8.......................................................................................................................175

Пример 9.......................................................................................................................177

Пример 10.....................................................................................................................177

Пример 11.....................................................................................................................179

Пример 12.....................................................................................................................179

Пример 13.....................................................................................................................180

Пример 14.....................................................................................................................182

Пример 15.....................................................................................................................183

Пример 16.....................................................................................................................183

Пример 17.....................................................................................................................184

Пример 18.....................................................................................................................185

Пример 19.....................................................................................................................185

Пример 20.....................................................................................................................188

Пример 21.....................................................................................................................190

Пример 22.....................................................................................................................190

Пример 23.....................................................................................................................193

Пример 24.....................................................................................................................192

Пример 25.....................................................................................................................192

Пример 26.....................................................................................................................193

Пример 27.....................................................................................................................193

Пример 28.....................................................................................................................194

Пример 29.....................................................................................................................194

Пример 30.....................................................................................................................195

Пример 31.....................................................................................................................196

Пример 32.....................................................................................................................197

Пример 33.....................................................................................................................197

Пример 34.....................................................................................................................198

Пример 35..................................................................................................................... 200

Пример 36.....................................................................................................................200

Пример 37.....................................................................................................................200

Пример 38.....................................................................................................................201

Пример 39.....................................................................................................................201

Пример 40.....................................................................................................................202

Пример 41.....................................................................................................................203

Пример 42.....................................................................................................................203

Пример 43.....................................................................................................................204

Пример 44.....................................................................................................................204

Пример 45.....................................................................................................................205

Пример 46.....................................................................................................................206

Пример 47.....................................................................................................................207

Пример 48.....................................................................................................................207

Пример 49.....................................................................................................................209

Пример 50.....................................................................................................................209

Пример 51.....................................................................................................................212

Пример 52.....................................................................................................................213

Пример 53.....................................................................................................................214

Пример 54.....................................................................................................................214

Пример 55.....................................................................................................................215

Пример 56.....................................................................................................................215

Пример 57.....................................................................................................................216

Пример 58.....................................................................................................................216

Пример 59.....................................................................................................................216

Пример 60.....................................................................................................................217

Пример 61.....................................................................................................................217

Пример 62.....................................................................................................................217

Пример 63.....................................................................................................................218

Пример 64.....................................................................................................................218

Пример 65.....................................................................................................................218

Пример 66.....................................................................................................................219

Пример 67.....................................................................................................................220

Пример 68.....................................................................................................................221

Пример 69.....................................................................................................................222

Пример 70.....................................................................................................................222

Пример 71.....................................................................................................................223

Пример 72.....................................................................................................................223

Пример 73.....................................................................................................................223

Пример 74.....................................................................................................................224

Пример 75.....................................................................................................................224

Пример 76.....................................................................................................................224

Пример 77.....................................................................................................................225

Пример 78.....................................................................................................................225

Пример 79.....................................................................................................................225

Пример 80.....................................................................................................................227

Пример 81.....................................................................................................................228

Пример 82.....................................................................................................................228

Пример 83.....................................................................................................................229

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.