Антиглобализм в России: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бедей, Анна Михайловна

  • Бедей, Анна Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 165
Бедей, Анна Михайловна. Антиглобализм в России: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2004. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бедей, Анна Михайловна

Введение.

Глава 1. Феномен глобализма в современном мире

1.1. Сущность американского глобализма.

1.2. Социально-философские предпосылки возникновения антиглобализма.

Глава 2. Основные направления антиглобализма в России

2.1. Мировой антиглобализм.

2.2. Теоретические основания антиглобализма в России.

2.3. Типологизация направлений антиглобализма в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антиглобализм в России: Социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации затронули все сферы человеческой жизни, стали неким символом социального времени и пространства. Мировые интеграционные взаимосвязи коснулись не только основ социума, который под воздействием этих процессов трансформируется и меняет вектор своего развития, но затронули и каждого отдельного человека, способ его существования и смысл жизни. Исследование глобализации и ее идеологии - глобализма, невозможно без анализа ее альтернативной модели антиглобализма.

Процесс глобализации в современном мире неоднозначен, противоречив и сложен. Всепроникающие интеграционные процессы породили множество проблем и конфликтов экономического, социокультурного, духовного, ф военно-политического, конфессионального, демографического и нравственного характера.

Сегодня глобализм устанавливает во всем мире свои унифицированные законы и правила игры, т.е. осуществляется процесс становления некоего единого и взаимосвязанного управляемого мирового сообщества. Глобализация на сущностном уровне предполагает установление взаимозависимости между людьми, включая все сферы общественной жизни по принципу «господства - подчинения», хотя подчас это и не фиксируется обыденным сознанием.

Сегодня для нас принципиально важным является вопрос о том, какое место в этих интеграционных процессах займет Россия, какую роль она будет играть в системе «нового мирового порядка»? Впишется ли она в идеологию «сверхзападнизма»? Или она сможет возглавить антиглобалистское движение? В этом аспекте необходимо понять направленность антиглобалистского движения не только в России, но и во всем мире. Выявляя природу и содержание антиглобализма, как в известной мере антипода глобализма в реальных интеграционных процессах мира важно понять, станет ли это новое движение реальной позитивной силой или пойдет по оппортунистическому пути смягчения идеологии и практики глобализма, его «гуманизации».

От решения этих и многих других проблем зависит то, как будет разви-<+ ваться человечество, которому брошен серьезный вызов глобализмом «по-американски» в настоящем и ближайшем будущем. Поэтому динамика глобализма и антиглобализма в современном мире, их внутренние и внешние противоречия предполагают настоятельную необходимость целостного философского осмысления глобализации как всепроникающего социального процесса в мире и антиглобализма как нового социального явления.

Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается истинностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество полученной инфор-Ф мации. Проблема «глобализм-антиглобализм» привлекла внимание многих философов, ученых, государственных деятелей, политиков, журналистов и служителей церкви. Теоретические построения западной философии глобализма представлены в работе концепциями С. Хантингтона, 3. Бжезинского, Ф. Фукуямы, К. Поппера, Ж. Аттали. В целом, исследование феномена западного глобализма обладает большей полнотой в сравнении с разработанностью проблемы антиглобализма. Антиглобалистское движение постоянно растет и развивается, затронув многие страны и народы, но, несмотря на растущий масштаб движения, теоретико-философское его осмысление остается пока малоизученной темой. Антиглобализм начал распространяться как массовое движение именно тогда, когда последствия глобализации стали очевидными для мыслящих слоев населения и активной части молодежи. Процесс глобализации оказался настолько сложным и противоречивым, основательно затронув интересы самых различных социальных слоев, что даже в каждой из групп исследователей (а к ним можно отнести левых и правых, марксистов неолибералов и т.д.) невозможно выявить единства в трактовке феноменов глобализации, глобализма и антиглобализма. Обзор научного и научно-публицистического материала показывает, насколько неоднозначно интерпретируют феномен антиглобализма философы, ученые, политические деятели и публицисты. Растущее снизу и не прогнозировавшееся в явном ви-# де большинством ученых, историческое социальное движение масс - антиглобализм, опережает теоретические программные построения и сценарии мыслителей.

В то же время в исследовании было важно выявить некоторые истоки антиглобализма, объективные основы возникновения новой альтернативы. Теоретики и практики антиглобалистского движения (К. Агитон, Э. Валлер-стайн, А.А. Цветков и др.) отмечают, что по генезису, по принципам, по масштабам это движение напоминает волну «новых левых» 1968 г. В то же время, очевидно, что без мощного профсоюзного движения и левых партий, ,9 интеллектуальной элиты такой масштаб движения и его популярность были бы невозможны.

Систематическое исследование этого движения еще крайне далеко от своего завершения. Этой теме посвящены лишь немногие монографии, среди них можно выделить работу А.В. Бузгалина «Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения»; коллективную монографию «Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста», (составлена А.Ю. Ашкеровым; под редакцией А.А. Цветкова), опубликован также сборник статей «Антология современного анархизма и левого радикализма». К числу первых доступных материалов можно отнести многообразные сайты в сети Интернет, содержащие не слишком систематизированные массивы информации и несколько сот статей, затрагивающие эти проблемы.

Отрадно, что сегодня, феномену антиглобализма посвящены международные форумы, конференции и семинары в которых нашла отражение информация о нем.

В настоящее время доминирующими тенденциями в исследовании антиглобализма является выявление негативных последствий глобализма «по-американски». Ряд авторов (А.С. Панарин, А.А. Зиновьев, Г.А. Зюганов, В.В. Гречаный, И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляев, Исаев Б.А.и др.) пытаются соз-■т дать целостную научную базу, социально-критическую теорию глобализма. Фундаментальные исследования этих авторов могут стать в некоторой степени толчком, который поможет протестному оппозиционному движению оформиться идеологически. В нашей стране исследования антиглобализма основывается на более широком и многогранном анализе, т.к. движение противников империалистической глобализации в России имеет гораздо более свежую историю, чем во всем мире, поскольку оно связано с поиском реальных исторических альтернатив в социальной, экономической, политической областях, нежели глобализм «по-американски». г Относительно освещения феномена антиглобализма в России, надо отметить, что здесь нет сложившихся тенденций или закономерностей. Как уже отмечалось выше новое социальное явление «антиглобализм» весьма противоречиво. Работы и публикации на эту тему носят довольно неоднозначный и порой диаметрально противоположный характер. В среде исследователей этой проблемы нет общих мнений даже относительно названия данного феномена, сами участники движения не приемлют ярлык «антиглобалистов», в этой связи в публикациях их называют как «альтерглобалистами», так и «массовой антиглобалистской альтернативой», а также «движением против корпоративной глобализации», «альтернативным глобализмом». Все это не может не осложнять осмысление данного феномена, как по форме, так и по содержанию. Определить идеологическую базу движения, выявить его системность крайне сложно, поскольку он подвержен влиянию многообразных политических мнений, которые представляют различные социальные интересы, что вызывает противоречия и конфронтацию внутри самого движения, препятствуя созданию полной и целостной картины антиглобализма в современном мире. В целом, по нашему мнению, социально-философский анализ этого социально-политического направления носит фрагментарный характер и это является доминирующим в исследовании антиглобализма.

Отметим также, что как это не парадоксально, на Западе, особенно в т академической среде, сохраняются более лояльные оценки антиглобалистко-го движения, в то время как в России не только глобализм «по-американски» является предметом резкой критики, но и к антиглобализму отношение довольно осторожное и неоднозначное.

Еще одним направлением в исследовании «антиглобализма» являются работы непосредственных участников этого движения. За пределами России наиболее известными практиками и одновременно теоретиками-идеологами движения являются Н. Хомский, Т. Негри, X. Бей, С. Джордж, С. Хоум, суб-команданте Маркое, У. Белло, С. Жижек, JL Ларуш и многие другие. В России известны активисты антиглобалисткого движения и его теоретики -А.В. Бузгалин, А.А. Цветков, Б.А. Кагарлицкий, J1.A. Булавка и др. Уже складывается определенная теоретическая база, где на первый план выходят исследования западного глобализма а, следовательно, направленность этих работ антиглобалистская. Такие отечественные философы как А.С. Пана-рин, А.А. Зиновьев, Г.А. Зюганов и др. пытаются создать теоретические основания и базовую концепцию для новой, необходимой альтернативы нынешнему капитализму. Подчеркивается настоятельная необходимость выработки важнейших стратегических задач в ближайшем будущем: созревание качественно новой протестной силы, способной затронуть сами основы глобализма «по-американски».

Исследований, посвященных непосредственно проблеме сущности антиглобализма, значительно меньше в сравнении с серьезными критическими рассуждениями о процессах глобализации, о неравномерности развития человечества в современном мире, о возможных перспективах и сложностях глобально-интеграционных процессов.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы — социально-философский анализ антиглобализма в России в контексте социогуманитар-ных знаний. Выявление собственных особенных черт новой социальной реальности - антиглобализма. Попытка создать целостную картину нового социального феномена, раскрыть его роль и место в современном историческом развитии. Для достижения указанной цели необходимо разрешить следующие задачи исследования:

• проанализировать содержание и выявить сущность глобализма «по-американски»;

• выявить предпосылки возникновения феномена антиглобализма в современном мире;

• раскрыть природу антиглобализма, его принципы и противоречия в мировом оппозиционном движении;

• рассмотреть идейную базу критических концепций глобализма в России;

• обосновать типологизацию направлений антиглобализма в России;

• исследовать динамику развития нового протестного движения -антиглобализма и его перспективы.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные понятия и категории диалектики (принципы всеобщей связи и развития, категории процесса и момента процесса, части и целого, сущности и явления, противоречия, единичного, особенного и всеобщего, пространства и времени, сознательного и бессознательного и др.). Научная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом из области социальной философии, в которой рассматриваются и формулируются такие проблемы, как социальная онтология, глобальные системы, социальная трансформация, социальные изменения и социальные противоречия, затронуты также области специальной социологической теории, антропологии, демографии и этнологии.

Методологической основой диссертационной работы послужили диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях 4 современного мира сущность и содержание явлений глобализации, глобализма и антиглобализма. Был использован также компаративный метод, в частности метод аналогий и противопоставлений, позволяющей проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их тождество и различия. В диссертационной работе использованы материалы международных форумов, семинаров и конференций, документы и программы политических партий, объединений и союзов по исследуемой тематике.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна ^ диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач, указанных в предыдущем разделе. В работе осуществлено системное исследование нового социального феномена - антиглобализма, проведен социально-философский анализ этого движения как в контексте мировых протестных сил, так и в рамках особенностей России. Современные глобально-интеграционные процессы, воспроизводятся как объективная данность, преднаходимость, по существу не оставляющие выбора человечеству, т.е. идеологически их можно интерпретировать как разновидность глобального тоталитаризма. Доказано, что возникновение и развитие качественно нового социального феномена - антиглобализма носит крайне противоречивый характер и определяется, как неразвитое целое, с еще формирующейся структурой взаимосвязи и взаимодействия, а глобализм и антиглобализм понимаются как полюсы глобализационных процессов в мире.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:

1). Объективными предпосылками возникновения антиглобализма являются экономическая неоднородность мира и ее поляризация, резкое социальное неравенство развивающихся стран, образование «сверхэкономики», «сверхгосударственности», «сверхидеологии», «сверхуправления», диктат усредненности в многообразии форм социальной, культурной и этнонацио-нальной жизни, а также демографические, конфессиональные противоречия.

2). Антиглобалистское движение остается противоречивым социальным феноменом, по своим экономическим, политическим, социальным и культурным основаниям. Идеология антиглобализма в той форме, в которой она существует сейчас, зародилась внутри европейского «среднего класса», который быстро и чутко отреагировал на разрушение системы экономических и социальных гарантий и, таким образом, пытается лишь реформировать существующее мироустройство. Перспективу гуманизации неолиберальной экономики и общества, как правило, поддерживают респектабельные и обеспеченные участники движения. Создание и финансирование доминирующих антиглобалистских организаций в известной степени осуществляется западноевропейской экономической и социальной элитой, например, партии «зеленых» т.е. само движение существует за счет капитализма, который пытается критиковать.

В политической сфере антиглобалистское движение выступает против милитаризма и агрессии НАТО (Организация североатлантического договора), выдвигает антивоенные требования, но одновременно участники движения находятся в пространстве стран, входящих в этот и другие милитаристские блоки.

В культурной области для сторонников антиглобалистского движения характерно неприятие распространения универсализма и унификации, вытеснения национальных культур и религий. На практике антиглобалистское движение, борясь за национально-государственные особенности, стремится создать свои надгосударственные и глобальные структуры организации (например, по сетевому принципу). В целом антиглобалистское движение непосредственно интегрировано в пространство массовой западной культуры, отчасти, являясь ее носителем.

3). Антиглобализм органически связан как с традиционными формами оппозиции, так и противостоит сверхгосударственности, сверхэкономики, сверхидеологии и сверхуправляемости, т.е. отчужденности человека в современном социуме, в котором глобальное потребительское общество создает и воспроизводит самого потребителя.

4). Антиглобализм понимается не только как противоречивое социальное явление, но и как позитивное, диалектическое отрицание глобализма «по-американски», как один из реальных социальных вызовов современного общества глобальному тоталитаризму.

5). «Антиглобализм» в России воспроизводится в двух аспектах: в узком смысле слова - речь идет о движении, которое непосредственно ассоциировало себя с этим именем, в этой связи оно является молодым и ограниченным как по кругу участников, так и по своим социально-политическим задачам; в широком смысле слова - это движение противников капиталистической глобализации в России имеет, более длительную историческую память и представляет реальную, альтернативную интеграционную модель развития общества, основанного на справедливости, гуманности, добротолюбии, нестяжательстве, державности сохранении «цветущей» сложности мира.

6). Социально-философская критика современного глобализма отечественными философами, учеными, писателями, публицистами может рассматриваться как определенный теоретический фундамент антиглобализма в России. Практически же постепенно зарождается протест достаточно широких народных масс, идущий «снизу», который является своего рода ответом на вызовы глобализма. Таким образом, в антиглобализме наличествует момент рефлексивности когда теоретические поиски, т.е. момент сознательного отчасти реализуется в социальной практике.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и объединение большого по объему противоречивого, разрозненного теоретического материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового социального явления - антиглобализма в современном обществе. Философско-методологический и социально-философский анализ процессов глобализации и антиглобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества. В диссертации отражена динамика и противоречия глобализма, негативные последствия эволюции которого стали толчком к формированию новой оппозиционной силы в мире.

Уже в ближайшем будущем станет понятно, сможет ли антиглобализм стать реальной альтернативой глобализму, либо же это движение останется стихийным и временным.

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического осмысления острых экономических, социокультурных, национальных и религиозных противоречий и путей их разрешения ноосферным социализмом. Материалы диссертации пополняют теоретический и фактический фонд преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологи, этнологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бедей, Анна Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский анализ антиглобализма в России обнаружил множество сложностей и противоречий. Процесс глобализации в современном мире неоднозначен, противоречив и сложен. Всепроникающие интеграционные процессы породили множество проблем и конфликтов экономического, социокультурного, духовного, военно-политического, конфессионального, демографического и нравственного характера.

Сегодня глобализм устанавливает во всем мире свои унифицированные законы и правила игры, т.е. осуществляется процесс становления некоего единого и взаимосвязанного управляемого мирового сообщества. Глобализация на сущностном уровне предполагает установление взаимозависимости между людьми, включая все сферы общественной жизни по принципу «господства - подчинения», хотя подчас это и не фиксируется обыденным сознанием.

Для объективного понимания сущности современного социально-исторического процесса в диссертационной работе были дифференцированы две тенденции - глобализация и глобализм. На наш взгляд, для современного мира, глобализация - это необратимый объективный процесс экономической, политической, культурной, информационной интеграции человечества, что не может не приводить к ослаблению государств и их специфических культур. Происходит формирование универсальной системы ценностей, единого экономического, геополитического и культурного пространства. Глобализм определен в диссертации, как направление, отражающее целенаправленную и планомерную деятельность, осуществляемую с целью отчуждения людей от исторически выработанных экономическо-хозяйственных, политических, культурных ценностей, направленная на господство мировой рыночной экономики и идеологии неолиберализма.

Сегодня происходит становящееся все более очевидным оформление универсальной системы ценностей, должной действовать в едином социокультурном пространстве, в котором господствуют экономические доминанты, диктуемые немногими «странами-лидерами нового мирового порядка». При этом неизбежно - что считается не только естественным и неизбежным, но всемерно поощряется - нивелируютя и унифицируются все другие самобытные формы социального бытия, и выстраиваются модели его стандартизации и узкой регламентации. В качестве этикоонтологического принципа, определяющего специфику происходящих преобразований выступает тотальная, всепоглощающая обратимость.

Глобализм и антиглобализм - это два полюса глобализационных процессов. Антиглобалистское движение характеризуется раздробленностью и эклектичностью, аморфностью идеологической базы, которая формируется под влиянием различных движений, течений, организаций (синтез идей либерализма, анархизма, социализма, левой идеологии марксизма).

Теоретическое осмысление новой альтернативной идеологии отечественными учеными, их выводы из научного исследования самой сути западного глобализма позволяют нам различить в пестроте сложной и неоднородной, на первый взгляд, хаотичной картины умножающихся в России антиглобалистских сил наличие усиливающихся интеграционных тенденций, определяющих, по нашему мнению будущее антиглобализма в нашей стране. Хотя среди отечественных ученых нет полного единства относительно проблемы «глобализм - антиглобализм», тем не менее, все исследователи солидарны в том, что сегодня настоятельно требуется альтернативная, более справедливая, нежели глобализм, модель развития мирового сообщества. Критически рассмотренная оценка глобализма отечественными исследователями может быть отправной точкой поиска теоретических оснований, консолидирующих пока еще слишком часто стихийную практику антиглобалистской борьбы, выработки ее научно обоснованной идеологии. Такая научная база может наполнить протестное движение большим, чем ныне, смыслом и содержанием, стать тем фундаментом, на котором только и может быть обеспечена целостность и внутреннее единство новой оппозиционной силы нашей стране, гарантировано обретение антиглобализмом самостоятельной платформы и ее дальнейшее динамичное развитие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бедей, Анна Михайловна, 2004 год

1. Аббас Халиф. «Каждый из нас Саддам!»// Завтра, №14, 2003.

2. Аналитический Центр НАМАКОН. На рубежах атаки // Завтра, №10, 2003.

3. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993.

4. Ашкеров А.Ю. Эссе. Тело и глобализация // Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М.: Ермак, 2004.

5. Бажанов В. Вне логики времени. Антиглобалистские тенденции // Ев-pona-Europe.Warszawa, №2(3), 2002.

6. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-традиция, 2001.

7. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2003.

8. Бирелл Р. Молекулярная революция // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

9. Блиссет Л. Да здравствует неоизм // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

10. Ю.Блиссет Л. Десять правил для тех, кто хочет стать настоящим культовым художником // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

11. Болахенский В., Джегутанов Б. Глобализация и глобализм: сущностные основания дифференциации и перспективы развития // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ, 2003.

12. Бузгалин А.В. Альтерглобализм к теории феномена. Позитивная программа альтернеобализма // Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

13. Бузгалин А.В. Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

14. Букчин М. Очерчивая революционный проект // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

15. Букчин М. Экоанархизм // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.1 б.Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера, завтра // Свободная мысль. №4,1995.

16. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. М.:Логос, 2003.

17. Б.Валлерстайн И. После либерализма. М.:УРСС, 2003.

18. Валлерстайн И. Исторический капитализм // Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

19. Ванейгем Р. Революция повседневности // // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.1. М.: Ультра-Культура, 2003.

20. Войтоловский Ф. Идейно-политические процессы внутри антиглобалистских движений // Мировая экономика и международные отношения, №2, 2003.

21. Галеано Э. Вскрытые вены Латинской Америки. М.: Прогресс, 1986.

22. Гафуров С. Феноменология "антиглобализма" // Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

23. Герасимов В. Пёрл-Харбор 2 // Общество и экология, №29, 2001.

24. Гербон Г. Глобализация и неравенство // Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М.: Ермак, 2004.

25. Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М.: ТЕРРА, 1997.

26. Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно?: Вопросы и ответы. М.: ТЕРРА, 2003.

27. Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. Белая книга: экономические реформы в России 1991-2002. М.: Эксмо: Алгоритм, 2004.

28. Глазьев С.Ю. Кто в стране хозяин? / Сборник ст. М.: ТЕРРА, 2001.

29. Горелова JI.A. Информационная война — феномен современного общества // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ, 2003.

30. Горц А. Экология и свобода // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

31. Гречаный В.В. Философия глобализма и современная Россия // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. С-Пб.: БГТУ, 2001.

32. Гречаный В.В. Нравственные основания политики // Гуманизм, глобализм и будущее России. С-Пб: БГТУ, 2002.

33. Гумилев J1.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.

34. Данилевский И.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

35. Дахин В. Подводные рифы глобализма // Свободная мысль. XXI, №4, 2003.

36. Дебор Г.Э. Введение в критику городской географии // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: УльтраКультура, 2003.

37. Дебор Г.Э. Отрывки из «Комментария к "обществу спектакля" // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: УльтраКультура, 2003.

38. Дебор Г.Э. Теория дрейфа // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

39. Декларация сопротивления Новому мировому порядку от 20 апреля 2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

40. Делягин М. Либеральный тупик // Завтра, №43, 2001.

41. Демидов А. Альтерглобалистское движение в России: некоторые предварительные итоги// Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

42. Демидович П.Г. Эволюция евразийской доктрины и проблема интге-грации евразийского пространства // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГу, 2003.

43. Джемаль Г. Оппозиция в эпоху глобализма // Завтра, №51, 2001.

44. Джемаль Г. Революция пророков. М.: Ультра-Культура, 2003.

45. Дугин А.Г. Философия глобализма. Философия контрглобализма (бессодержательность термина "глобальная безопасность" и реальные значения глобализации) // Доклад на Международной Конференции «Глобализм и глобальная безопасность». М., 2001.

46. Жижек С. Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Прагматика культуры, 2003.

47. Жилин Ю. Глобализация в контексте развития современной цивилизации // Свободная мысль. XXI, №4, 2003.49.3иновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003.

48. Зиновьев А.А. Великий эволюционный перелом. М., 2003.

49. Зиновьев А.А. Запад. М.: Алгоритм, 2003.

50. Зюганов Г.А. Глобализация: тупик или выход? М.: Газета «Правда», 2001.5З.Зюганов Г.А. Глобализм и международный терроризм // Диалог, № 10, 2002.

51. Зюганов Г.А. Человечество перед выбором // Завтра №51, 2001.

52. Зюганов Г.А. Святая Русь и кощеево царство. Основы русского духовного возрождения. М.: Резерв, 2003.

53. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М.: Молодая гвардия, 2002.5 7.Зюганов Г.А. Подберезкин А.И. Россия перед выбором. М.: Обозреватель, 1995.

54. Иванов С. Призрак антиглобализма бродит по планете // Советская Россия, №35, 2002.

55. Исаев Б.А. Глобализация, глобалистика, глобализм и национальные интересы России // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. СПб.: БГТУ, 2001.

56. Кефели И.Ф., Миронов А.В., Пуляев В.Т., Шеляпин Н.В. Идеологические ориентиры в социокультурном пространстве России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2001.

57. Кирвиль Ч.С. Глобализация и будущее восточнославянских стран // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ 2003.

58. Кирвиль Ч.С., Мозелов А.П. Глобализирующийся мир и восточнославянская цивилизация // Гуманизм, глобализм и будущее России. СПб.: БГТУ, 2002.

59. Кирвиль Ч.С. Проблема исторического самоопределения восточнославянских народов // глобализм и этносоциальные отношения в современной Россини. С-Пб.: БГТУ, 2004.

60. Кириенко В.В. Восточнославянский менталитет и социокультурные аспекты интеграционных процессов Беларуси, России и Украины// Восточнославянские страны в эпоху глобализации. Гродно: ГрГу, 2003.

61. Клеман К., Шеин О. Профсоюзы и "антиглобалистское" движение. М.: УРСС, 2003.

62. Колеман Дж. Комитет 300. М.: Витязь, 2003.

63. Коньков В. Молчание ягнят. Война в Ираке и позиция Кремля // Завтра, №13, 2003.

64. Кустаев А. Кризис государственного суверенитета: Обзор новейших точек зрения западных политиков.// Космополис, №1, М., 2003.

65. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла: Мировое господство США. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003.

66. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Россия под властью плутократии: (история черного десятилетия). М.: Алгоритм, 2003.

67. Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации? // Мировая экономика и международные отношения, №12, 2002.

68. Мартин Г.П. Шуман X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001.

69. Матузов В. А Что же Россия? // Завтра, №16, 2003.

70. Махатхир бин Мохаммад. Война не выход //Завтра, № 16, 2003.

71. Мозелов А.П., Пуляев В.Т., Иванников Н.В. Российская интеллигенция и глобализм. // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. С-Пб: БГТУ, 2001.

72. Мумия Абу Джамал. Неизвестные истоки войн // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

73. Мумия Абу Джамал. Секретные войны // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

74. Нагорный А. Ирак: за вашу и нашу свободу// Завтра, №15, 2003.

75. Никишов Г.А. Глобализм как одна из характерных особенностей современной цивилизации и русская культура // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. С-Пб: БГТУ, 2001.

76. Новиков Д. Иной мир возможен // Советская Россия. №139, 2002.

77. Новиков В.Т., Кандричин Н.А., Легчилин А.А. Глобализация общества: концептуальные модели и социокультурные альтернативы // Восточнославянские страны в эксплуатации: выбор путей развития. Гродно: ГрГу, 2003.

78. Ньютон X. «Революционное самоубийство» // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

79. Ньютон X. О движении в защиту мира // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура.

80. Павочка С.Г. Евразийская идея в контексте глобализации // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГу, 2003.

81. Панарин А.С. Глобализация как вызов жизненному миру. За Хайдегге-ра // Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста. М.: Ермак, 2004.

82. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс, 2002.

83. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003.

84. Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.: Олма-Пресс, 2003.

85. Панарин А.С. Народ без элиты: между отчаянием и надеждой // Наш Современник, №11, 2001.

86. Панарин А.С. Север-Юг. Сценарии обозримого будущего // Наш современник, №5, 2003.

87. Петрелла Р., Агитон К., Удри Ш.А. Другая глобализация. М.: УРСС, 2003.

88. Политическая платформа "черных пантер" // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

89. Полынов М.Ф. Демографические проблемы современной России // Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. СПб., БГТУ, 2004.

90. Программа действий против колонизации России от 20.04.2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

91. Программа Единых Действий Левых сил. 19.05.2004.

92. Программа информирования об угрозе «Нового мирового порядка» от 20.04.2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

93. Программа сопротивления разорению страны и народа от 20.04.2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

94. Пуляев В.Т. Новая парадигма гуманитарного развития в условиях глобализации // Гуманизм, глобализм и будущее России. С-Пб: БГТУ, 2002.

95. Рогожина И. Политическое лицо антиглобалистов // Мировая экономика и международные отношения, №6, 2002.

96. Рубеж 2020. Перспективная военная стратегия США и Россия // Завтра, №13, 2002.

97. Сардар 3., Дэвис М.В. Почему люди ненавидят Америку? М.: Проспект, 2003.

98. Саттон Э. Власть доллара. М.: Фэри-В, 2003.

99. Слинко И., Слинко Е. Антиглобализм как социально-политический феномен XXI века // Восточнославянская страна в эпохе глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ, 2003.

100. Субетто А.И. Рыночно-капиталистическая глобализация как форма гибели человечества в XXI веке или прорыв к ноосферному, духовному социализму// Гуманизм, глобализм и будущее России. СПб.: БГТУ, 2002.

101. Субетто А.И., Пуляев В.Т. Глобальная этносоциология против мондиалистской глобализации // Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. СПб.:БГТУ 2004.

102. Субкоманданте Маркое. Когда ручьи спускаются с гор // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: УльтраКультура, 2003.

103. Субкоманданте Маркое. Приветствие Генерального командования САНО на открытии первой межконтинентальной встречи за человечество и против неолиберализма // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

104. Субкоманданте Маркое. Четвертая мировая война// Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: УльтраКультура, 2003.

105. Субкоманданте Маркое. Другая революция: Сапатисты против нового мирового порядка. М.: Гилея, 2002.

106. Судовцев Г. Крах Америки // Завтра, № 14, 2003.

107. Антиглобалисты против тайных повелителей мира.// Новый Петербург, №46, 2001.

108. Тирания глобализма // Завтра, №43, 2001.

109. А 113. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М.: «Интел-Синтез», 1998.

110. Тони Негри. Наступит ли кончина государства-нации. «Империя» как высшая стадия империализма // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

111. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002.

112. Уткин А.И. Американская империя. М.: Эксмо, 2003.

113. Фанон Ф. «Весь мир голодных и рабов» // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура,2003

114. Хаким Бей. Информационное чародейство: оккультное наступление на социальные институты // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

115. Хаким Бей. Коммюнике ассоциации онтологического анархизма // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

116. Хаким Бей. Миллениум // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

117. Хаким Бей. Устойчивые временные зоны // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

118. Холландер П. «Антиамериканизм». СПб.: Лань, 2000.

119. Холландер П. Политические пилигримы. СПб.: Лань, 2001.

120. Хомский Н. «Государства-изгои». М.: Логос, 2003.

121. Хомский Н. Классовая война. М.: Праксис, 2003.

122. Хомский Н. Неолиберализм и глобальный порядок // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра. Культура, 2003.

123. Хоум С. Голландские ПРОВО, «Коммуна 1», «Мазерфакеры»,

124. Л йиппи и «Белые патеры» // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

125. Цветков А. Без государства. Анархисты // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

126. Цветков А. Левые радикалы: Флирт с анархизмом // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: УльтраКультура, 2003.

127. Цветков А. Полезная тавтология и черный флаг анархизма // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

128. Цветков А. Суперприсутствие. М.: Ультра-Культура, 2003.

129. Шамир И. «Хозяева дискурса». М.: Гилея, 2003.

130. Шлизенгер А. мл. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992.

131. Юрьев А.С. АТТАК Домашний врач капитализма // Дуэль, №21,2004.

132. Янин И. Неопалимая идея // Завтра, №47, 2001.

133. A National Security Strategy For a New Century. October, Washington, 1998.

134. Andreani G. Gouvernance globale: origines d'une idee// Politiqueetrangere, №3, 2001.

135. Becker G.S. When globalization suffers, the poor take the heat // Business week // New York, №3813, 2003.

136. Brown D.S., Brown J.C. Desposato S.W. Left turn on green? The unintended consequences of international funding for sustainable development in Brazil // Comparative politic studies, Beverly Hills, №7, 2002.

137. Brzezinski Zb. Power and Principle. Memoirs of the National Security Adviser. New York, 1983.

138. Colin L. Powell. Remarks at Council of the Americas. 31th Washington Conference. Washington, May 7, 2001.

139. Friedman Th. Understanding Globalization. The Lexus and the Olive Tree. New York: Anchor Books, 2000.

140. Fukuyama F. Le meilleur des monds, acte II // Politique etrangere, №92, 2001.

141. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York, 1992.

142. Gerges F. Deepening discontent // World today/ London, №5, 2003.

143. Gibson Graham J.K. An ethnics of the local // Rethinking Marxism. Amherst, №1,2003.

144. Holmes L. Post-communism. New-York, 1997. 123. Carter A. Success and Failure in Arms Control Negotiations. Oxford, 1989.

145. Huntington S. The clash of civilizations and the remaking of world order. Great Britan, 1997.

146. Ikenberry J. America's Imperial Ambition // Foreigh Affairs, September-October, 2002.

147. Jessop B. The future of the state in an era globalization // international Politic, Bonn, №3, 2003.

148. Kiely R. The race to the bottom and international labor solidarity // Review.Binghamton, 2003, №1, 2003.

149. Kissinger H. American Foreign Policy. New York, 1977.

150. Kissinger H. Diplomacy. New York. Touchstone, 1994.

151. Kissinger H. Does America Need a Foreign Policy? Toward a Diplo-mace for the 21st Century. New York. Simon and Schuster, 2001.

152. Mathien L. Le mouvement contre la mondialisation liberale // Regards sur l'actualite. Paris, №276, 2001.

153. Mink G. Contagion anti-europeenne en Europe conrale // Politique etrangere. Paris, №3, 2002.

154. Prakash L. Us'transformation on through Iraq II. From superpower to super-monster// Mainstream-New Delhi, №15, 2003.

155. Saradamoni K. War is "normal", It's just a matter of "perspective" // Mainstream New Delhi, №15, 2003.

156. Yoking B. War in Iraq how did we get here?// Democracy watch. Dalbridge, № 17, 2003.

157. Zepp-la Rouche. The view from old Europe'// EIR Washington, №8, 2003.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.