Архетипы культуры в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Авасапянц, Ольга Владимировна

  • Авасапянц, Ольга Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 241
Авасапянц, Ольга Владимировна. Архетипы культуры в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Владикавказ. 2013. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Авасапянц, Ольга Владимировна

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования

1.1. Истоки теории архетипа в научной мысли Западной Европы

1.2. Дальнейшее развитие понятия «архетип» в отечественной науке

1.3. Архетип как объект литературоведческого анализа

Глава И. Архетипы К.Г. Юнга и мифологические константы в романе «Доктор Живаго»

2.1. Архетипы индивидуации К.Г. Юнга в романе

2.2. Основные мифологические константы в романе

2.2.1. Архетип культурного героя

2.2.2. Чудовище как архетипический антагонист культурного героя и связанные с ним архетипические мотивы

2.2.3. Архетип чудесного помощника

2.2.4. Архетип плута/обманщика как воплощение архетипа антигероя.. 68 Глава III. Основные христианские архетипы в романе «Доктор Живаго»

3.1. К вопросу о выделении христианских архетипов

3.2. Архетип Христа

3.3. Женские библейские архетипы

3.4. Архетип Георгия Победоносца и связанный с ним архетипический мотив змееборчества

3.5. Рождественский архетип

3.6. Пасхальный архетип

3.7. Архетип свечи

Глава IV. Архетипы мировой литературы в романе «Доктор Живаго»

4.1. К вопросу о сущности понятия «литературный архетип»

4.2. Архетип Фауста в романе

4.3. Архетип Гамлета в романе

4.4. Архетип художника/творца искусства и его частное проявление — архетип поэта

>

Глава V. Архетипы русской культуры в романе «Доктор Живаго»

5.1. Русские этнокультурные архетипы и их преломление в романе «Доктор Живаго»

5.2. Архетипическая триада «душа — женщина — Россия»

5.3. Архетипическая пара «дорога - странничество»

5.4. Архетипическая пара «толпа — русский бунт»

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архетипы культуры в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"»

Введение

Литературоведение активно привлекает методы и приемы различных гуманитарных областей научного знания в свою исследовательскую деятельность. Стремление понять суть возникновения и функционирования архетипов в поле литературы «делает необходимым учет параллелей и соприкосновения литературоведения с другими науками <...> и, значит, расширения исследовательского поля» [3, с. 8]. Философия, психология и лингвистика являются науками, непосредственно касающимися литературоведения. Создавая мир произведения, автор неизбежно имеет дело как с фундаментальными законами мироустройства, так и с психологией отдельной личности. Таким образом, философ-ско-психологические идеи находят точку приложения не только в литературном творчестве, но и при анализе литературных произведений.

На рубеже XX — XXI веков необычайно возрос интерес к архетипической подоснове произведений художественной литературы, как и собственно к самому понятию «архетип», считавшемуся довольно долгое время «ирреальной, лишь условно существующей мифологемой» [2, с. 37], обладающей низкой степенью достоверности. В этом сказывается общее векторное движение научной и творческой мысли, направленное на более глубокое проникновение в авторский замысел и в его конечный результат — произведение. Современное литературоведение, усвоившее концепции остранения текста от фигуры автора, уже не довольствуется теми смыслами, которые предлагает читателю активный слой текста: оно все дальше уходит в глубины пассивного слоя, выявляя в нем наиболее универсальные предпосылки, архетипы, выводящие произведение на уровень общечеловеческого, общекультурного и делающие его трансисторическим. Каждый художественный текст оживляет те или иные архетипы, поскольку он является не только продуктом творческой интенции автора, но и фактом художественного сознания, вобравшего в себя общекультурные универсалии большого исторического времени. А.Блок писал в своем дневнике, что «всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды». Литературное произведение является, подобно

блоковскому стихотворению, покрывалом, растянутым на остриях архетипиче-ских образов, мотивов, констант, которые организуют художественные образы. Архетип — это движущая сила культурного процесса, это инвариант и вариант одновременно, это, как писал Б.Л. Пастернак о героях Шекспира, «образ начала оборота» [4, с. 692]

С другой стороны, в последнее время нарастает интерес ко все большему «профилированию проблемы архетипа» [1, с. 47], в результате чего выделяются архетипы различных областей человеческой деятельности (литературные, экономические, исторические и др.) либо архетипы культуры различных народов, национальностей, стран. Выявление архетипов различных уровней — от универсальных до этнокультурных — это способ заглянуть вглубь произведения, увидеть сокрытые в нем психологические предпосылки, а также дать оценку произведению в диахроническом срезе его существования. Анализ архетипов в художественных образах позволяет не только оценить масштабность произведения с общекультурной точки зрения, но и определить его значимость для культуры национальной. В этом заключается актуальность исследования.

В качестве объекта исследования рассматривается роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Предметом исследования являются культурные архетипы и архетипиче-ские модели различных уровней, воплощенные Б.Л. Пастернаком в образах и элементах сюжета романа «Доктор Живаго».

В диссертации выдвигается следующая гипотеза: в художественных образах романа автор воплощает фундаментальные архетипы и архетипические модели различных уровней, от глубинных универсальных до русских этнокультурных, тем самым, с одной стороны, поднимая роман на общечеловеческий уровень, с другой — делая его выразителем исконно русских национальных констант и ценностей.

В связи с этим целью исследования является доказательство того, что Б.Л. Пастернак при создании романа «Доктор Живаго» апеллирует к многим универсальным психофизиологическим и культурным архетипам, а также оживля-

ет некоторые национальные культурные архетипы. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Наиболее полное раскрытие сущности понятий «архетип» и «архе-типическая модель» в диахроническом срезе и в контексте связей между различными областями знания; обоснование теоретических основ исследования.

2. Выявление и анализ наиболее значимых культурных архетипов в романе «Доктор Живаго», как универсальных, так и традиционных для русской культуры.

3. Рассмотрение архетипов мировой культуры на различных уровнях, начиная с архетипов, выделенных К.Г. Юнгом, и заканчивая архетипами мировой литературы, наиболее явственно проявившимся в романе.

4. Определение специфики понятия «русские этнокультурные архетипы» и их принципиальных отличий от архетипов универсальных. Рассмотрение русской картины мира в романе Б.Л. Пастернака и архетипов, создающих этот мир.

5. Анализ и оценка пастернаковской субъективно-авторской интерпретации архетипов при их воссоздании в художественных образах романа «Доктор Живаго».

Для наиболее полного раскрытия вопроса о наличии и функционировании архетипов в литературном произведении необходимо осветить все (или как можно больше) уровни их присутствия в нем. В работе предпринимается попытка выявить архетипическую подоснову романа, где архетипы представляют комплекс взаимосвязанных идей, в совокупности и взаимодействии образующих модель мира Б.Л. Пастернака. При анализе архетипических образов и мотивов особое внимание было обращено на их ценностный компонент, который обуславливает аксиологическую заостренность романа.

Таким образом, выявление и осмысление архетипов вносит значительный вклад в понимание произведения и приобщает его к общечеловеческому (или общенациональному) культурному наследию. В таком подходе к исследованию вопроса заключается его научная новизна.

Положения, выносимые на защиту:

1. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» зиждется на фундаментальных архетипах, воссозданных автором в образах романа, что поднимает его на уровень общекультурного наследия человечества и ставит в ряд с наиболее значимыми произведениями литературы.

2. В романе актуализированы архетипы различных уровней: юнговские архетипы индивидуации, мифологические константы, христианские архетипиче-ские образы и некоторые из наиболее значимых архетипов мировой литературы и русской культуры.

3. В модели мира Пастернака универсальные и этнокультурные архетипы занимают приоритетные позиции и получают индивидуальное творческое осмысление, что расширяет его смысловое пространство и обогащает сами архетипы дополнительными смыслами.

4. В романе актуализировано многообразие этнокультурных архетипов и констант различных уровней, от народных архаичных представлений (обряды, традиции, ритуалы, религиозные представления) до социальных явлений, приобретших статус национальных концептов (русский бунт, толпа, странничество). Они делают роман «национальным романом», зеркалом, отражающим русскую действительность.

5. В архетипах романа акцентированы фундаментальные духовные ценности и абсолюты, что придает художественной ткани произведения глубоко нравственную основу, детерминированную христианской аксиологией.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

а) творчество писателя/поэта имеет глубокую архетипическую основу, определяющую мотивы и образы художественного произведения и связывающую произведение/творчество писателя с миром культурного наследия человечества;

б) исследование архетипической основы романа «Доктор Живаго» позволяет понять психологические механизмы литературного творчества и тайны возникновения художественных образов;

в) архетипические образы, мотивы и сюжеты художественного текста позволяют осмыслить его как явление интертекстуальности;

г) архетипы — не окаменевшие модели, но устойчивые первоэлементы культуры, способные к развитию в творческом сознании автора.

Практическая целесообразность заключается в том, что данное исследование раскрывает новые грани художественного мира произведения и может быть использовано в современном литературоведении, нацеленном на изучение интертекстуальных явлений культуры. Архетипические образы и сюжеты «Доктора Живаго» раздвигают смысловые границы романа и могут быть использованы как примеры/иллюстрации в чтении курса теории литературы в вузе, а также в спецкурсах/спецсеминарах по творчеству Б.Л. Пастернака.

Теоретико-методологическая основа диссертации обусловлена особенностью заявленной темы и требует обращения к трудам теоретиков архетипа и смежных с ним понятий, таких как «миф», «символ», «ритуал» (К.Г. Юнг, М.Элиаде, Э. Нойманн, Г. Башляр, Дж.Кэмпбелл, Н.Фрай, М.Бодкин, и др), к фундаментальным исследованиям отечественных ученых-литературоведов и культурологов (М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, Ф.О. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, A.A. Аникст, Л.С. Выготский, В.Н. Топоров, Ю.С. Степанов, И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, А.Ю. Большакова, С.М. Телегин, И.П. Смирнов и др.), а также к философским и научно-исследовательским работам по аксиологии (H.A. Бердяев, Н.О. Лос-ский, Вл.С. Соловьев, В.В. Розанов, Б.П. Вышеславцев, П.А. Флоренский, Г.С. Померанц., С.Л. Франк).

В ходе исследования мы будем оперировать следующими понятиями: «архетип — архетипический образ — архетипический мотив — архетипический сюжет — концепт — константа — "вечный образ" — "бродячий сюжет"». Целесообразность объединения данных терминов в одну группу, а также замечания о нюансах их различения освещены в главе, посвященной теоретическим основам исследования, а также в практической части.

В работе применяются биографический, сравнительно-исторический, психологический, аксиологический методы исследования, а также элементы психоаналитического метода.

Степень разработанности проблемы. Роман «Доктор Живаго» достаточно хорошо изучен, многие из наиболее значимых констант, воплощенных в нем, подвергались тщательному анализу в работах А.Власова, Я.В. Солдатки-ной, И.А. Сухановой, И.П. Смирнова, В.М. Борисова и др.

Кроме того, существует множество работ, посвященных жизни и творчеству Б.Л. Пастернака, таких авторов, как Е.Б. Пастернак, Е.В. Пастернак, О.В. Ивинская, Д.С. Лихачев, В.Альфонсов, З.Масленикова, К. Чуковский, Л. Чуковская, Л.В. Розенталь, М.Л. Гаспаров, Л.А. Озеров, Н. Иванова, H.A. Фатеева, Г.С. Померанц, Б. Парамонов, Н.О. Вильмонт, В.Г. Смолицкий,

A.Жолковский, Дм. Быков, A.M. Пятигорский, Л.В. Бахнов, Л.Б. Воронин,

B.C. Баевский Б. Кац, Е.А. Тахо-Годи, О. Седакова, Т. Левина, Я.М. Хелемский, Н. Богомолов, B.C. Франк, Э. О. Герштейн, Дж.Е. Малмстад, Б. Зайцев, О.Клинг, А. Гладков, А. Афиногенов, С.Г. Исаев, В.М. Борисов, А. Самойлов, Л. Горгунг, Е. Крашенинникова, Л.К. Африкантова, Е.В. Степанян, М.К. Поливанов, Е. Кунина, Ф. Степун и др.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка литературы. Общий объем работы — 241 страница.

Примечания

1. Большакова А.Ю. Архетип — концепт — культура // Вопросы философии. — 2010. — №7.

— С. 47 — 57.

2. Большакова А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX — XXI вв. // Вопросы филологии. — 2003.

- № 1 (13). —С. 37 — 47.

3. Меднис Н.Е., Печерская Т.И. Метатип в системе памяти культуры // Критика и семиотика. Новосибирск. Вып. 14, 2010. С. 8 — 16.

4. Пастернак Б.Л. Заметки о Шекспире // Б.Л. Пастернак. Собрание сочинений. В 5 т.— М.: Худож. лит., 1991. — Т. 4. — С. 687 — 692.

Глава I. Теоретические основы исследования 1.1. Истоки теории архетипа в научной мысли Западной Европы

Прародительницей понятия «архетип» считают античную философию. Истоки архетипов прежде всего усматривают в платоновских эйдосах, в учениях Филона Александрийского и Плотина. В дальнейшем теория архетипа получила развитие в трудах средневековых мыслителей, главным образом у Августина Блаженного. Именно у него К.Г. Юнг, по собственному признанию, заимствовал теорию архетипа и впервые ввел термин «архетип» («первообраз», «доминанта») в науку. К.Г. Юнг определил архетип как составляющее коллективного бессознательного, веками накопленного жизненного и культурного опыта всего человечества. Будучи изначально учеником и последователем теоретика психоанализа З.Фрейда, Юнг впоследствии углубляет представление о структуре нашего подсознания, выделяя в нем не только описанный Фрейдом пласт личного бессознательного, а еще и наиболее архаичный пласт коллективного бессознательного, которое и представляет собой накопленный опыт человечества: «бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до самых темных начал» [34, с. 131]. Архетипы понимаются как инвариантные архаичные конструкции, психические предпосылки появления фундаментальных общечеловеческих понятий. Многократно уточняя смысл термина, Юнг подчеркивает, что архетип — это даже не представление, а «врожденная возможность представления» о том, каким должно быть то или иное явление или образ, и именно это организует и удерживает психику человека в тенденции всеобщей направленности, т.е. «определяет границы даже самой смелой фантазии» [34, с. 57]. То есть инвариантность архетипа как лишь возможности представления, по выражению самого Юнга, заключается в его незаполненности личным переживанием [35, с. 83].

В то же время архетип не является только лишь результатом, отражением предшествующего. Юнг подчеркивает такую важную его черту, как побуди-

тельная сила: суммируя накопленный ранее опыт, архетип сам является тенденцией к дальнейшему повторению, самовопроизводимости, он «есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления» [35, с. 75]. Таким образом, обладая побудительной энергией, архетипы пронизывают различные явления культурной жизни человечества, демонстрируя нам инвариантный образец, «создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи» [37, с. 266]. Одновременно Юнг подчеркивает, что нельзя отождествлять миф и архетип, поскольку архетип — это не сам образ, а толчок к его появлению: «Термин «архетип» зачастую истолковывается неверно — как некоторый вполне определенный мифологический образ или мотив. <...> Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива — представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы» [37, с. 255]. Первообразы являются нам в снах, мифах, обрядах, и наконец, они побуждают человечество к творчеству. Творческий процесс, по мнению Юнга, «складывается из бессознательного одухотворения архетипа, из его развертывания и пластического оформления вплоть до завершенности произведения искусства» [33, с. 118 — 119]. Таким образом, через репродуктивную и созидательную функцию архетипа осуществляется связь культурных и психологических поколений в процессе человеческого развития.

В творчестве, по мнению Юнга, архетипы играют ключевую роль, поскольку они выступают в качестве «регулирующих принципов формирования» художественного произведения [33, с. 116]. Инвариантный архетип актуализируется в художественных образах, которые, в свою очередь, являются его вариантами. То есть, по выражению С.С. Аверинцева, происходит «трансформация архетипа в образ» [2, с. 110]. Творческой удачей автора Юнг называет способность воссоздать в произведении архетипические формы, поскольку именно так автор поднимает свое творение на уровень общечеловеческого. По выражению A.A. Леонтьева, автор, таким образом, является «проводником архетипических

образов из бессознательного уровня объективно-психологического бытия в сферу художественной реальности» [14]

В качестве материала для поиска и выявления архетипов Юнг использовал мифологемы, различные этнокультурные опыты, поскольку в мифах он находил архетипические модели, которые у многих народов являются сходными. Кроме того, в силу специфики своих исследований он выстраивал набор архетипов в соответствии со стадиями так называемой «индивидуации», то есть процесса высвобождения индивидуально-личностного из стихии коллективно-бессознательного. В связи с этим он выделил ряд таких архетипов, как «мать», «дитя», «тень», «анимус (анима)», «мудрый старец (старуха)». Мать — первоначальная бессознательная рождающая стихия, дитя — самое начало процесса высвобождения из нее. Тень — та часть души, которая неразрывно связана с иррациональным бессознательным, часто выступающая как демонический двойник. Анима для мужчин и анимус для женщин — совокупность возможностей представлений о противоположном поле, заключенная внутри бессознательного, «резерв нашего опыта о противоположном поле» [21, с. 66]. Мудрый старец (старуха) — архетип духа, приводящего к гармонии бессознательную и сознательную стороны души, культурный синтез всех аспектов человеческой психики (впоследствии данный архетип развился до художественного концепта, не утратив семантическое ядро. Например, Е.Е. Завьялова рассматривает стороны концепта «старость» в письмах Н.В. Гоголя; как видно из ее исследования, данный концепт весьма важен для мировоззрения писателя и служит ему как раз для выражения идей о мудрости, опыте [10, с. 57 — 63]).

Наряду с этими важнейшими архетипами индивидуации Юнг выделил также ряд архетипов трансформаций, которые, в отличие от первых, не персонифицированы, а выражены «типичными ситуациями, местами, средствами, путями, т.е. символизирующими типы трансформации» [21, с. 66]. Эти архетипы есть символы, потомками которых Юнг называет, к примеру, систему алхимической символики.

Идеи К.Г. Юнга оказали мощное влияние на творчество многих видных исследователей (Э.Нойманн, Г.Башляр, Ж.Дюран и др.). В число ученых, которые считали мифы источником архетипических образов и мотивов, вошли М.Элиаде, К.Кереньи, К. Леви-Строс, Дж. Фрэзер, Дж.Кэмпбелл, а также отечественные филологи А.Н. Веселовский, Ф. Буслаев, А. Потебня и др.

Дж.Кэмпбелл, К.Кереньи, М.Элиаде рассматривали архетипические образцы Юнга в приложении к разрабатываемым ими теориям мифа и ритуала как базисным формам человеческой культуры и мировоззрения вообще. Именно мифологии представители этого направления приписывают уникальную миссию фиксировать и передавать архетипические модели: «Основной функцией мифологии и обрядов всегда было сохранение символов, направляющих человеческую душу вперед, в противоположность другим постоянным человеческим фантазиям, которые обычно привязывают его к тому, что осталось позади» [13].

Наиболее интересны с этой точки зрения воззрения М. Элиаде, который в своей работе «Миф о вечном возвращении» (1949) высказывает мысль о том, что в окружающем нас мире ничто не имеет реального смысла; значимость обретают только те явления, которые, многократно повторяясь, без конца воспроизводят некий первоначальный образец: «Действие обретает смысл, реальность (курс. авт. - М.Э.) исключительно в той мере, в какой оно возобновляет некое прадействие» [32, с. 26]. То есть сам факт повторения уже свидетельствует о том, что есть смысл его воспроизводить снова и снова. В таком случае нужно установить, откуда берется этот смысл, почему именно это действие стало повторяться. Истоки смысла повторения Элиаде ищет в некоем «небесном», «сакральном» прототипе, имеющем внеземное происхождение. В качестве примера он, в частности, берет верование месопотамцев о том, что реки Тигр и Евфрат имеют свои истоки на звездах. То есть для того, чтобы архетип родился, необходимо было обосновать его священную смысловую обусловленность. Совокупность подобных сакральных архетипов образует некое трансцендентное архетипическое пространство, а переносы сакральных первообразов в реальный

мир как смыслов деяний, по Элиаде, «свидетельствуют об одержимости реальным, о жажде первобытного человека быть (курс. авт. - М.Э.)» [32, с. 30].

Н.Фрай в своих работах «Анатомия критики» (1957) и «Архетипы в литературе» (1951) поддерживает юнговскую теорию, но одновременно вступает на путь приложения его идей к сфере культуры (на мифопоэтической основе) и, в частности, литературы. Он изображает развитие литературного творчества как движение от базисных архетипических моделей через миф к все более усложненным формам путем их варьирования: «Мифы о богах перерождаются в легенды о героях, легенды о героях — в сюжеты трагедий и комедий, а последние в сюжеты более или менее реалистической литературы» [31, с. 249]. По сути, ученый не разделяет понятия архетип и миф; при этом «Фрай рассматривает миф, архетип, ритуал не как источник, но как сущность поэтического (в смысле — художественного) произведения» [20, с. 20]. Таким образом, Фрай представляет литературу как широкомасштабное поле, «расширяющееся из какого-то невидимого центра», который, по-видимому, и есть архетип, первообраз [Цит. по: 7, с. 40].

Через мифологию Фрай связывает природные циклы с разнообразием архетипов литературных жанров. К примеру, литературные произведения классифицируются ученым «в соответствии со способностью героя к действию, которая может быть большей, меньшей или приблизительно равной нашей собственной» [31, с. 233]. Таким образом, герой, превосходящий общество «по качеству» — мифический герой, «по степени» — герой сказания. Если герой «превосходит других людей по степени, но зависим от условий земного существования» — вождь, герой эпоса и трагедии; если он «не превосходит ни других людей, ни собственное окружение», то он герой комедии и реалистической литературы; а если «герой ниже нас по силе и уму» — он «принадлежит ироническому (курс.авт. —Н.Ф.) модусу» [31, с. 233].

Деление литературы на жанры также производится Фраем на основании циклических календарных процессов. Так, весеннее время года и его основная идея рождения и пробуждения дают толчок к появлению мифов творения, рож-

дения героя, что ведет к формированию литературного архетипа дифирамбической поэзии. Лето, зенит, расцвет обуславливает появление мифов победы, триумфа героя (архетип комедии, идиллии, романа). Соответственно, осень и сопутствующее ей настроение увядания и смерти, отражается в эсхатологических мифах; литературные архетипы в таком случае — архетипы трагедии и сатиры. «Весна, лето, осень, зима порождают соответственно комедию, рыцарский роман, трагедию и иронию» [19, с. 10].

Итак, по мысли Н.Фрая, человеческое подсознание под воздействием природных циклов рождает психологические предпосылки представлений, которые становятся собственно представлениями и обретают более или менее осязаемую форму в мифе; в свою очередь специфика мифа дает толчок к развитию того или иного литературного жанра, который затем начинает свою собственную историю развития. Жанры, развиваясь, сливаются в широкомасштабное полотно литературы.

А.Ю. Большакова, анализируя работы Н. Фрая, утверждает, что именно ему принадлежит формулировка важнейшей задачи теории литературы XX века, приводя слова самого ученого: «Критика остро нуждается в координирующем принципе, в центральной концепции, которая, подобно теории эволюции в биологии, помогла бы осознать литературные явления как части одного целого» [Цит. по: 7, с. 40]. Совершая обратный путь от художественного образа или жанра к первоначальной точке, Фрай приходит к выводу, что именно формы и ритмы природы становятся архетипическими образцами.

М. Бодкин в своей статье «Архетипические образцы в поэзии» (1934) совершила попытку выделить понятие «литературный архетип», связывая юнгов-скую теорию с литературой путем выявления в ее рамках так называемых «вечных образов», «бродячих сюжетов». То есть содержание художественной литературы она считает обусловленным психологическими архетипическими образцами, подобно тому, как Юнг связывал проекции архетипов с мифологическими сюжетами. Бодкин отмечает, что реакция читающего на произведение рождается из-за близости трансформированных в образы архетипов его собст-

венным психологическим предпосылкам представлений: «Мы можем идентифицировать ту или иную тему как имеющую особую форму или образец, который, вариативно повторяясь от века к веку, входит в соотношение с соответствующим образцом эмоциональных умонастроений у тех, кого затрагивает данная тема» [Цит. по: 7, с. 40]. Таким образом, на арену выходит эмоциональная составляющая, участвующая в процессе архетипической перцепции; здесь кроются истоки поэтической метафоричности [19, с. 10]. Обретение архетипом эмоциональной составляющей вводит его в круг культурных категорий и включает в поле зрения, в частности, литературы.

В силу своей неоднократной повторяемости архетип переходит из одного литературного поколения в другое, бесконечно варьируясь, но в базисном своем облике и организующим тот «вечный образ», который именуется литературным архетипом. Глубинные психологические предпосылки литературного архетипа отвечают на вопрос, почему один и тот же образ может явиться сразу нескольким авторам. Бодкин называет это явление «художественным опытом» [Цит: по: 7, с. 40].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Авасапянц, Ольга Владимировна, 2013 год

Список литературы

1. Борис Пастернак. Из переписки с писателями. // Литературное наследство, т. 93. Из истории советской литературы 1920 — 1930-х годов. Новые материалы и исследования. М.: Наука, 1983. — С. 649 — 737.

2. Пастернак Б.Л. Заметки о переводе // Мастерство перевода / под ред. К.Н. Полонской. — М.: Советский писатель, 1968. — С. 105 - 110.

3. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В 5-ти т. — М.: Худож. лит., 1991.

4. Переписка Бориса Пастернака. — М.: Худож. лит., 1990. — 575 с.

5. Анненский И. Избранные произведения. — Л.: Худож. лит., 1988. — 736 с.

6. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. — М.: Современник, 1987. — 368 с.

7. Гете И.-Ф. Фауст. Трагедия / пер. Б.Л. Пастернака. — М.: Худож. лит., 1978.

— 510с.

8. Гоголь Н.В. Светлое Воскресенье // Духовная проза. — М.: Русская книга, 1992. —С. 268 — 278.

9. Поэты-декабристы: Стихотворения / ред.кол. Ю.Герасимов, Е. Исаев, А. Козловский и др. — М.: Худож. лит., 1986. — 431 с.

10. Пушкин A.C. Проза. — М.: Моск. рабочий,1983. — 384 с.

11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. — М.: Правда, 1988,—480 с.

12. Чехов А.П. Избранные сочинения. В 2-х т.— М.: Худож. лит., 1986. — Т. 2.

— 671 с.

13. Шекспир У. Гамлет, принц Датский / пер. Б.Л. Пастернака. // У. Шекспир. Гамлет. Избранные переводы. — М.: Радуга, 1985. — С. 448 - 560.

14. Абрамов П.В. Гете как архетип поэта: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Москва, 2006. — 32 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.disserr.com/contents/191686.html (дата обращения: 7.02.2012).

15. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. — 1970. — №3. — С. 113 -143.

16. Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т.1. — С. 110 — 111.

17. Аверинцев С.С. Гете и Пушкин // Новый мир. — 1999. - №6. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru:81/novyi_mi/1999/6/averinz.html (дата обращения: 24.04.2012).

18. Аверинцев С.С. «Премудрость созда себе дом». Речь на открытии выставки русских икон в Ватикане 29 июля 1999 года // Новый мир. — 2001. - №1. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2001/l/aver.html (дата обращения: 14. 12.2011).

19. Аверинцев С.С. Связь времен. / под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Г. Сигова.— К.: ДУХ I J1ITEPA, 2005. — 448 с.

20. Аверинцев С.С. София — Логос. Словарь / под. ред. Н.П. Аверинцевой и К.Г. Сигова. — К.: ДУХ I Л1ТЕРА, 2006. — 912 с.

21. Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси //Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — Том 12. — С. 292 — 310.

22. Альфонсов В. Вступительная статья «Поэзия Бориса Пастернака» // Б.Пастернак. Стихотворения и поэмы в двух томах. — Л.: Советский писатель, 1990. — С. 5 — 72.

23. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Монография. — Л.: Советский писатель, 1990. — 368 с.

24. Аникст А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. — М.: Книга, 1983. — 271 е., ил.

25. Афиногенов А. Из дневника 1937 года: (Записи о Б. Пастернаке) // Вопросы литературы. — 1990. - №2. — С. 108 — 122.

26. Африкантова JI.K. Образы водной стихии в поэзии Б.Пастернака // Вестник Самарского университета. — 2001. - №3. — С. 121 — 130.

27. Баевский B.C. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака. (Опыт прочтения) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1980. - №39 (2). —С. 116—127.

28. Барская H.A. Сюжеты древнерусской живописи. — М.: Просвещение, 1993. — 223 с.

29. Бахнов J1.B., Воронин Л.Б. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. — М.: Совесткий писатель, 1990. — 288 с.

30. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. — М.: Худож. лит., 1986. — С. 121 - 250.

31. Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) // Литературно-критические статьи. — М.: Худож. лит., 1986. — С.392 — 427.

32. Башляр Г. Психоанализ огня. — М.: Директ-Медиа, 2007. — 203 с.

33. Беляева И.А. Мировые художественные типы (Гамлет, Дон Кихот, Фауст) и тургеневская концепция человека // Художественная антропология: Теоретические и историко-литературные аспекты: Материалы Международной научной конференции «Поспеловские чтения» - 2009 / под ред. М.Л. Ремне-вой, O.A. Клинга, А .Я. Эсалнек. — М.: МАКС Пресс, 2011. — С. 61 — 69.

34. Бердяев H.A. Судьба России. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 256 с.

35. Бердяев H.A. Предсмертные мысли Фауста // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.— М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — 542 с. (нет страниц).

36. Бирич И.А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» - 2009. — №1. — Философия. Политология. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Вirich/# (дата обращения: 16.09.2012).

37. Богомолов Н. Выбор путей // Литературное обозрение. — 1990. - №2. — С. 60 — 64.

38. Большакова А.Ю. Архетип — концепт — культура // Вопросы философии. — 2010. — №7. — С. 47 — 57.

39. Большакова А.Ю. Архетип, миф и память литературы // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19 — 24 апреля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Исаева. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. — С. 7 - 14.

40. Большакова А.Ю. Архетип: от Филона Александрийского до Блаженного Августина // Архетипы и архетипическое в культуре и социальных отношениях: материалы международной научно-практической конференции 5 — 6 марта 2010 года / под ред. Б.А. Дорошина. — Пенза — Ереван — Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. — С. 5 — 21. [Электронный ресурс]. URL:http://sociosphera.com/publication/conference/2010/73/arhetip_ot_filona_al eksandrijskogo_do_blazhennogo_avgustina/ (дата обращения 16.09.2012)

41. Большакова А.Ю. Тендерный архетип и проблема автора // Научно-издательский центр «Социосфера». [Электронный ресурс]. URL: http://sociosphera.ucoz.m/publ/konferencii_2010/teorija_i_praktika_gendemykh_ issledovanij_v_mirovoj_nauke/gendernyj_arkhetip_i_problema_avtora/4-1-0-80 (дата обращения: 15.02.2012).

42. Большакова А.Ю. Мифопоэтическое и архетипическое: к проблеме становления духовных традиций и практик // Научно-издательский центр «Социосфера». [Электронный ресурс]. URL:http://sociosphera.ucoz.ru/publ/ehtnogenez_i_rannjaja_istorija_narodov_evr azii/mifopoehticheskoe_i_arkhetipicheskoe_k_probleme_stanovlenija_dukhovny kh_tradicij_i_praktik/3-1-0-25 (дата обращения: 15.02.2012).

43. Большакова А.Ю. Поэт и бессознательное. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rospisatel.ru/bolshakova-kuznezov.htm (дата обращения: 15.03.2012).

44. Большакова А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX — XXI вв. // Вопросы филологии. — 2003. — № 1 (13). — С. 37 — 47.

45. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. — 1988. - №6. — С. 205 — 248.

46. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 632 с.

47. Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования; Статьи. — М.: Худож. лит., 1990, —512 с.

48. Быков Дм. Борис Пастернак // ЖЗЛ (Жизнь Замечательных Людей): серия биографий. — Вып. 1261 (1061). [Электронный ресурс]. URL: http://www.imwerden.info/belousenko/books/bykov/bykov_pasternak.htm (дата обращения: 25.07.2010).

49. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 408 с.

50. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. — М.: Советский писатель, 1989. — 224 с.

51. Власов A.C. Концептуальное содержание архетипической символики в поэтическом цикле Б.Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго» // Фразеологизм и слово в национально-культурном дискурсе (лингвистический и лин-гвометодический аспекты): Междунар. научно-практич. конф., посвященная юбилею д.ф.н., проф. А. М. Мелерович (Кострома, 20—22 марта 2008 г.). — М.: ООО «Изд-во "Элпис, 2008. — С. 298 — 301. // Сайт литературоведа Александра Власова. — 27.09.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://alstvlasov.narod.ru/articles/009.html (дата обращения 6.06.2011).

52. Власов A.C. «Осталось несколько минут...» («Магдалина» Б. Пастернака в контексте романа «Доктор Живаго») // Русская литература XIX—XX веков в современном мире: Сб. науч. статей. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. — С. 268 — 275. // Сайт литературоведа Александра Власова. — 26.03.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://alstvlasov.narod.ru/aiticles/011.html (дата обращения 8.06.2011).

53. Власов A.C. «Предвестие свободы (О стихотворении Б.Пастернака «Сказка» в контексте романа «Доктор Живаго») // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сб. науч. статей. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. — С. 270—275. Сайт литературоведа Александра Власова. — 29.11.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://alstvlasov.narod.ru/articles/010.html (дата обращения 1.06.2011).

54. Власов A.C. «Смерти не будет» (Интерпретация стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад») // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сб. науч. ст. В. 2 ч. — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова. — 2007.

— 4.2. — С. 99 — 107. // Сайт литературоведа Александра Власова. — 30.08.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://alstvlasov.narod.ru/articles/003.html (дата обращения 24.06.2011).

55. Власов A.C. «Стихотворения Юрия Живаго» Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака // Литература в школе. — 2001.

— №8, —С. 2—8.

56. Власов A.C. «Явление Рождества» (А.Блок в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»: темы и вариации) // Вопросы литературы. — 2006. — № 3. — С. 87—119.

57. Выготский Л.С. Психология искусства / под. ред М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.

58. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. — М.: Республика, 1994.

— 368 с.

59. Гаспаров М.Л. Пастернак в пересказе: сверка понимания //Новое литературное обозрение. — 2000. - №46. — 163 — 177.

60. Герштейн Э. О Пастернаке и об Ахматовой // Литературное обозрение. — 1990. — №2. — С. 96 — 102.

61. Гладков А. Встречи с Пастернаком // Октябрь. — 1990. - №2. — С. 96 — 102.

62. Горнунг Л. Встреча за встречей: По дневниковым записям: (О Б. Пастернаке) // Литературное обозрение. — 1990. - №5. — С. 102 — 112.

63. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Современная версия. — М.: Эксмо; Форум, 2007. — 228 с.

64. Дербенева JI.B. Архетип и миф как архаические составляющие русской реалистической литературы XIX века. — Ивано-Франковск: Факел, 2007. — 428 с.

65. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном творчестве: Пособие по спецкурсу / при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия. — 2-е изд., испр. и доп. — Тверь: Тверской государственный университет, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://medialib.pspu.ru/page.php?id=1147 (дата обращения: 4.01.2011).

66. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология. — СПб.: Питер, 2011. — 384 с.

67. Духовные стихи (о Федоре Тироне, О Егории Храбром, О Елисавете Прекрасной, О Страшном суде, О Грешной душе, Плач земли) // Интернет-портал «Православный поклонник на Святой Земле». [Электронный ресурс]. URL: http://pal0mnic.0rg/p0et/f0lk/l/ (дата обращения 06.05.2010).

68. Есаулов И.А. Национальное самосознание в русской классической литературе и его трансформации в отечественном литературоведении // Трансформации русской классики. [Электронный ресурс]. URL: http://transformations.russian-literature.com/nacionalnoe-samosoznanie-v-russkoj-klassicheskoj-literature-i-ego-transformacii-v-literaturovedenii#_ftn38 (дата обращения: 16.09.2012).

69. Есаулов И. Пасхальность и отечественная словесность // Интернет-проект IPPO.Ru (официальное интернет-представительство МОО «ИППО»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippo.ru/pravoslavnye-prazdniki-v-literature-i-zhivopisi-/pashaljnye-motivy-v-russkoy-literature-5 .html (дата обращения: 15.11.2011).

70. Есаулов И. Рождество или Пасха — что главнее? // Интернет-проект IP-PO.Ru (официальное интернет-представительство МОО «ИППО»). [Элек-

тронный ресурс]. Дата обновления: январь-март 2011. — URL: http://www.ippo.ru/pravoslavnye-prazdniki-v-literature-i-zhivopisi-/pashaljnye-motivy-v-russkoy-literature-4.html (дата обращения: 15.11.2011).

71. Есаулов И.А. Христианский реализм как художественный принцип Пушкина и Гоголя // Гоголь и Пушкин: Четвертые Гоголевские чтения. — М., 2005. - С. 100 — 108. // Сайт И.А. Есаулова. [Электронный ресурс]. URL: http://jesaulov.narod.ru/Code/articles_christ_realism.html (дата обращения 10.09.2012).

72. Жизнь Пресвятой Богородицы и Ее чудотворные иконы. — СПб.: Лениздат, 2004. — 288 с.

73. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. — 428 с.

74. Жолковский А. К. Механизмы второго рождения. О стихотворении Пастернака «Мне хочется домой, в огромность...» // Литературное обозрение. — 1990, — №2, — С. 35—41.

75. Завьялова Е.Е. Концепт «старость» в эпистолярном наследии Н.В. Гоголя 63) // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19 — 24 апреля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Исаева. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. — С. 57 - 63.

76. Зайцев Б. Путь. О Пастернаке // Литературное обозрение. — 1990. - №2. — С. 77 — 78.

77. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Интернет-проект IPPO.Ru (официальное интернет-представительство МОО «ИП-ПО»). [Электронный ресурс]. Дата обновления: июль-сентябрь 2011. — URL: http://www.ippo.ru/pravoslavnye-prazdniki-v-literature-i-zhivopisi-/pashaljnye-motivy-v-russkoy-literature-2.html (дата обращения: 16.11.2011).

78. Захаров В.Н. Православные корни русской классической литературы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». —

2008. - №4. Культурология. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Zakharov/ (дата обращения 10.05.2012).

79. Иванова Н. Борис Пастернак. Времена жизни. — М.: Время, 2007. — 464 с. [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.m/read/ivanova_natalya/boris_pastemak_vremena_gizni.html#0 (Дата обращения: 6. 07. 2009).

80. Иванова Н. Пересекающиеся параллели: Борис Пастернак и Анна Ахматова // Знамя. — 2001. - №9. — С. 173 — 186.

81. Ивинская О.В. Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени. — М.: Либ-рис, 1992. — 464 с.

82. Исаев С.Г. Композиция текста в романе «Доктор Живаго» // Филологические науки. — 2005. — №3. — С. 3 — 15.

83. Кавелти Дж. Изучение литературных формул / пер. с. англ. // Новое литературное обозрение. — 1996. - №22. — С. 33 — 64. [Электронный ресурс]. URL: http://www.metodolog.ru/00438/00438.html (дата обращения: 6.07.2010).

84. Кац Б. «...Музыкой хлынув с дуги бытия». Заметки к теме «Борис Пастернак и музыка» // Литературное обозрение. — 1990. — №2. — С. 79 — 83.

85. Клинг О. Борис Пастернак и символизм // Вопросы литературы. — 2002. -№ 3-4 (2). — С. 25 — 59.

86. Крашенинникова Е. Крупицы о Пастернаке: Воспоминания // Новый мир. — 1997. -№1. —С. 204 — 213.

87. Культурология / под. ред. Г.В. Драча. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 608 с.

88. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / гл. ред. С.Я. Левит. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — Том 1. — 1392 с.

89. Кунина Е. Воспоминания: (О Борисе Пастернаке) // Знамя. — 1990. - №2. — С. 205 — 211.

90. Купер Дж. Энциклопедия символов. Серия «Символы». Книга IV. — М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой век», 1995. — 401 с.

91. Кутковой B.C. Ангел-хранитель как личность и проблемы его изобразимости // Сайт Межвузовской ассоциации «Покров». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pokrov-fomm.ru/science/angel/text_angel/txtykrutkovoi.php (дата обращения: 16.12.2011).

92. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / пер. с англ. — «София», Ltd., 1997. — 336 с. [Электронный ресурс]. URL: http://jungland.ru/Library/KempGeroj.htm (дата обращения: 31.10.2010).

93. Лебедева Н. Архетип личности в русской культуре // Трибуна русской мысли. — 2002. - №1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisdf.org/TRM/TRM6/lebedeva6.html (дата обращения: 8.04.2012).

94. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. — М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. — 416 с.

95. Левина Т. «Страдательное богатство» // Литературное обозрение. — 1990. -№2. — С. 84 — 89.

96. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1985. — 536 с.

97. Леонтьев A.A. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности // Текст. Структура и семантика. — М., 2001. — Т.1. — С. 92 — 100. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/linguisticsl/leontyev-01.htm (дата обращения: 8.08.2010).

98. Липовецкий М. Трикстер и «закрытое общество» // Новое литературное обозрение. — 2009. — №100. — С. 224 — 245.

99. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак [предисловие] // Пастернак Б.Л. Избранное: в 2-х т. — М.: Худ. лит., 1985. — Т.1: Стихотворения и поэмы. — С. 3 — 28.

100. Лихачев Д.С. Письма о добром. — СПб.: Логос, 2007. — 256 с.

101. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976, —367 с.

102. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. — М.: Республика, 1994. — 432 с.

103. Лосский Н.О.Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.

104. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л.: Наука, 1974. - 352 с.

105. Лотман Ю.М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. — Т. 3. — Таллинн: Александра, 1993. — 480 с. — С.345 — 355. [Электронный ресурс]. URL: http:// w w w .е volko v .net/conflict/contract/Lotman. Yu .Contract. & .handing .of. self, html (дата обращения: 05.04.2010).

106. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Портал ОГИ и кафедры русской литературы Тартуского университета «Ruthenia.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/document/537293.html (дата обращения: 21.05.2011).

107. Луков Вл. Гамлет, трагедия У. Шекспира // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». [Электронный ресурс]. URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3707.html (дата обращения: 15.03.2012).

108. Луков Вл.А. Загадка Гамлета // Шекспировские штудии: Трагедия «Гамлет»: Материалы научного семинара, 23 апреля 2005 г. — М.: Моск.гуманит. ун-т, Ин-т гуманит. исследований, 2005. — С. 21 — 26.

109. Максимов С.В. Бродячая Русь Христа-ради. Прошаки. Запрощики. Куб-раки. Лабори. Нищая братия. Побирушки. Погорельцы. Нищеброды. Калу-ны. Калики перехожие (Слепцы). Богомолы. Богомольцы. Скрытники. Хри-столюбцы. — СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1877. — 467 с.

110. Малаховская Н.Л. Наследие Бабы-Яги: религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX — XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.

111. Малмстад Дж.Е. Единство противоположностей. История взаимоотношений Ходасевича и Пастернака // Литературное обозрение. — 1990. — №2. — С. 51—59.

112. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 224 с.

113. Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения / Отв. Ред. М.О. Чудакова. — Рига: Зинатне,1990. — С.133 — 145.

114. Масленикова 3. Портрет Бориса Пастернака. — М.: Сов. Россия, 1990. — 288 е., 8 л. ил.

115. Мастера русской живописи / под ред. Н.В. Астахова. — М.: Белый город, 2007. — 384 с.

116. Мауль В.Я. Русский бунт как защитный механизм традиционной культуры в переходный период // Фундаментальные проблемы культурологи: Сб. ст. по материалам конгресса / Отв.ред. Д.Л. Спивак. — М.: Новый хронограф: Эйдос. — 2009. — Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. — С. 192 — 202. [Электронный ресурс]. URL: http://ec-dejavu.ru/r/russian_riot.html (дата обращения: 27.04.2012).

117. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. — НГПУ, 2003. [Электронный ресурс]. URL:http://medialib.pspu.ru/page.php?id=1280 (дата обращения: 26.12.2010).

118. Меднис Н.Е., Печерская Т.И. Метатип в системе памяти культуры // Критика и семиотика. Новосибирск. Вып. 14, 2010. С. 8 — 16.

119. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и происхождение архети-пических сюжетов // Бессознательное. Сборник. — Новочеркасск, 1994. — С. 159 — 167. [Электронный ресурс]. URL: http://ар.rsuh.ru/article.html?id= 1941746 (дата обращения: 2.09.2012).

120. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. — М.: Изд-во Восточной литературы, 1958. — 263 с.

121. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. — М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 1994. — 136 с.

122. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 170 с.

123. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Главн. редакция восточной литературы, 1976. — 408 с.

124. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. — 2-е изд. — М.: Вост. лит., 2004. — 462 с.

125. Мифологический словарь / гл .ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Советская Энциклопедия, 1991. — 736 с.

126. Могилевская Н. Свеча в русской поэзии XIX века (к вопросу об архетипе) [Электронный ресурс]. URL: http://prstr.narod.ru/texts/numl205/mogl205.htm (дата обращения 15.12.2011).

127. Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Во-рагинского // Портал «Догмат и Вера». [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalfolio.net/agiograf/dimitriy/month/magdala_narusevich.htm (дата обращения: 29.08.2011).

128. Наставление православному христианину о церковной свече. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Новая книга, 1996. — 32 с. // Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир». — 23.05.2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/nastavlenie-pravoslavnomu-xristianinu-o-cerkovnoj-sveche/ (дата обращения: 2.11.2011).

129. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания // Центр современных НЛП технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/noiman_soznanie.html (дата обращения: 1.09.2012).

130. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. — 944 с.

131. Озеров Л. А. Заметки Пастернака о Шекспире // Мастерство перевода / под ред. К.Н. Полонской. — М.: Советский писатель, 1968. — С. 111 - 118.

132. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. — М.: Знание, 1990. — 64 с.

133. Память святого Иосифа, обручника Пресвятой Девы Богородицы // Портал «Дивное Дивеево». - 11.01.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.diveevo.ru/2/0/l/1003/(flaTa обращения: 26.10.2011).

134. Парамонов Б. Доктор Живаго: провал как триумф // Б. Парамонов. МЖ: мужчины и женщины. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. — 479 [1] с. (С. 430 - 440).

135. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография. — М.: Цитадель, 1997. — 728 с.

136. Пастернак Е.Б. Из переписки Бориса Пастернака с Куртом Вольфом // Звезда. — 2004. - №9. — С. 121 — 127.

137. Пастернак Е. В. Новая фаза христианства. Значение проповеди Льва Толстого в духовном мире Бориса Пастернака // Литературное обозрение. — 1990. - №2. — С.25 — 29.

138. Пастернак Е.В., Пастернак Е.Б. Координаты лирического пространства. К истории отношений Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака // Литературное обозрение. — 1990. - №2. — С. 44 — 51.

139. Пивнева Н.С. Архетипические образы в русской культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/arkhetipicheskie-obrazy-v-russkoi-kulture (дата обращения: 3.04.2012).

140. Пинский Л. Е. Шекспир. — М.: Худож. лит., 1971. — 605 с.

141. Позиция художника. Письма Бориса Пастернака // Литературное обозрение. — 1990. - №2. — С. 3 — 16.

142. Поливанов М.К. Тайная свобода // Литературное обозрение. — 1990. -№2. — С. 103 — 109.

143. Польти Ж. Тридцать шесть драматических ситуаций // Московская независимая киностудия «КиноКафе». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinocafe.ru/theory/?tid=51701 (дата обращения: 15.03.2012).

144. Померанц Г.С. Неслыханная простота // Литературное обозрение. — 1990. - №2. —С. 19 — 24.

145. Померанц Г.С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. — СПб.: Университетская книга, 1998. - 618 с.

146. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: Монография / под. ред. Б.В. Кунавина. — Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. — 256 с.

147. Потебня A.A. Символ и миф в народной культуре. — М.: Лабиринт, 2000. — 184 с.

148. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмлематики. — 3-е изд. — М.: Международные отношения, 2001. — 560 с.

149. Православие и мир. Ежедневное интернет-СМИ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/ (дата обращения: 2.11.2011).

150. Православная энциклопедия // «Седмицами». Церковно-Научный Центр. [Электронный ресурс]. URL: www.sedmitza.ru (дата обращения: 06.05.2010).

151. Прозорова Н.И. Вечные образы в литературе: о содержании понятия // Художественная антропология: Теоретические и историко-литературные аспекты: Материалы Международной научной конференции «Поспеловские чтения» - 2009 / под ред. М.Л. Ремневой, O.A. Клинга, А.Я. Эсалнек. — М.: МАКС Пресс, 2011. — С. 55 — 61.

152. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. — 365 с.

153. Пропп В.Я. Морфология сказки. — 2-е изд. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. — 168 с.

154. Пропп В.Я. Русская сказка. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. — 335 с.

155. Пятигорский A.M. Пастернак и «Доктор Живаго». Субъективное изложение философии доктора Живаго // A.M. Пятигорский. Избранные труды. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — С. 213 — 230.

156. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // Сочинения. В 2-х т. — М.: Правда, 1990. - Т.2. — С. 277 - 418. '

157. Розенталь Jl.В. Свидетельские показания любителя стихов начала XX века: Воспоминания и размышления о поэтах Серебряного века: Блоке, Сологубе, Пастернаке // Новый мир. — 1999. - №1. — С. 137 — 165.

158. «Русская православная церковь» (официальный сайт Московского Патриархата). [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения: 14.10.2010).

159. Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь / под. ред. И.В. Захаренко, В.В. Красных, Д.Б. Гудкова. — М.: Гнозис, 2004.

— 315 с.

160. Руткевич. Жизнь и воззрения К.Г. Юнга // Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. // Сайт Института Психотерапии и Клинической Психологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyinst.ru/library.php ?part=article&id=34 (дата обращения: 23.09.2012).

161. Самойлов А. Пастернак без сносок // Вопросы литературы. — 2002. - №2.

— С. 350 — 353.

162. Свеча // Новый Акрополь (философская школа) http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/candle/

163. Седакова О. Символ и сила. Гетевская мысль в «Докторе Живаго» // Континент. — 2009. - №139. — [Электронный ресурс]. URL:http://magazines.russ.ru/continent/2009/l 39/se28.html (дата обращения 8.08.2012).

164. Сериков А.Е. Типичные сюжетные схемы в повествованиях и в жизни // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология», 2009. - №2 (6). — С. 60 — 84. [Электронный ресурс]. URL: http://www.phil63.ru/tipichnye-syuzhetnye-skhemy-v-povestvovaniyakh-i-v-zhizni#_ednrefl (дата обращения: 17.05.2012).

165. Смирнов И.П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начина-тельности. — СПб.: Алетейя, 2006. — 288 с.

166. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). — 2-е изд. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1995. — 191 с.

167. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 208 с.

168. Смолицкий В.Г. В гимназии. По архивным материалам // Литературное обозрение. — 1990. — №2. — С. 30 — 34.

169. Солдаткина Я.В. Мифопоэтика романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: Культурно-историческое и универсальное // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — 2011. - №2. — С. 117 — 122.

170. Соловьев Вл. Три речи в память Достоевского // Сочинения в 2-х т. — 2-е изд.— М.: Мысль, 1990. — Т.2. — С. 289 — 323.

171. Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения. В 2-х т. — М.: Правда, 1989. —Т.2. — С. 3 - 172.

172. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 990 с.

173. Степанов Ю.С. Константы: Тонкая пленка цивилизации. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 248 с.

174. Степанян Е.В. Категории поэтического мышления Б. Пастернака: Проблемы вечности // Вопросы философии. — 2000. - №8. — С. 62 — 78.

175. Степун Ф. Б.Л. Пастернак // Литературное обозрение. — 1990. - №2. — С. 65—71.

176. Стихи духовные. — М.: Сов. Россия, 1991. — 336 с.

177. Суханова И.А. Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Ярославский педагогический вестник. — 2003. - №3 (36). — С. 1 — 7. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/21_12/ (дата обращения 2.11.2011).

178. Суханова И.А. Интермедиальные связи стихотворений Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» и «Магдалина» с произведениями изобразительно-

го искусства // Ярославский педагогический вестник. — 2000. — №2. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.yspu.Org/releases/uchenue_praktikam/l 1_7/ (дата обращения 4.09.2011).

179. Суханова И.А. Интермедиальные связи стихотворений Б.Л. Пастернака «Чудо», «Дурные дни» и «Гефсиманский сад» с произведениями изобразительного искусства // Ярославский педагогический вестник. — 2000. — №3. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.yspu.Org/releases/uchenue_praktikam/l 5_9/ (дата обращения 4.09.2011).

180. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. — М.: МНПП «Эси», 1994. — 184 [1] с.

181. Тахо-Годи Е.А. «И образ мира, в слове явленный...» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») // Образовательный портал «Слово». [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37199.php?ELEMENT_ID=37199&PAGEN_2=2 (дата обращения 13.03.2012).

182. Телегин С.М. Аксиологический подход как метод мифореставрации // Категория ценностей и культура (аксиология, литература, язык): Материалы Всероссийской научной конференции: 13 — 15 мая 2010 г. / под ред. Е.В. Поповой. — Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010. — С. 70 - 76.

183. Телегин С.М. Термин «мифологема» в современном российском литературоведении // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19 — 24 апреля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Исаева. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. — С. 14 - 16.

184. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в областими-фопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. — 624 с.

185. Топоров В.H. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы (к вопросу об индоевропейских истоках) // Текст: семантика и структура. — М.: Наука, 1983. — С. 95 - 118.

186. Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот // Сочинения. В 12 т.— М.: Наука, 1980. — Т. 5, — С.330- 348.

187. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 277 с.

188. Уваров М.С. Бинарный архетип. — СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. — 214 е..

189. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. — 3-е изд., стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 280 с.

190. Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — 400 с.

191. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: избранные статьи. — М.: Изд-во ДАРЪ, 2005,— 496 с..

192. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (I).-М.: Правда, 1990.

— Т.1.—490 с.

193. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 263 -232.

194. Франк B.C. Водяной знак. Поэтическое мировоззрение Пастернака // Литературное обозрение. — 1990. - №2. — С. 72 — 77.

195. Франк С. Л. Сочинения. — М.: Правда, 1990. — 607 с.

196. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений /под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.

197. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. — М.: ACT МОСКВА, 2010. — 767, [1] с.

198. Хализев В.Е. Теория литературы. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004, —405 с.

199. Хелемский Я. М. Русское поклонение волхвов. Перечитывая «Рождественскую звезду» Бориса Пастернака // Вопросы литературы. — 2000. - №1.

— С. 95 — 107.

200. Христианство: Энциклопедический словарь. В 2 т. / гл. ред. С.С. Аверин-цев — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Том 1.— 863 с.

201. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды. — М.: Наука, 1967. —341 с.

202. Чуковский К. Из дневника: (О Б. Пастернаке) // осы литературы. — 1990. - №2. — С. 123 — 153.

203. Чуковская JI. Из дневниковых записей // Литературное обозрение. — 1990. - №2, —С. 90 — 95.

204. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Трансформации русской классики. [Электронный ресурс]. URL: http://transformations.mssian-literature.com/node/15 (дата обращения: 5.05.2012).

205. Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1993, —592 с.

206. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской традиции XIX — XX вв. — М.: Индрик, 2003. — 528 с.

207. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. — М.: Ладомир, 2000. — 414 с.

208. Элиаде М. История веры и религиозных идей. — М.: Критерион, 2001. — 464 с.

209. Элиаде М. Религии Австралии // Портал «Проза.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2012/06/28/624 (дата обращения 17.10.2010).

210. Эрн В.Ф. Сочинения. — М.: Правда, 1991. — 585 [1] с.

211. Юнг К.Г. Исследование феноменологии Самости. — М.: REFL-book, К. Ваклер, 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://psiland.narod.ru/psiche/AION/index.htm (дата обращения 12.08.2011).

212. Юнг К.Г. Собрание сочинений: В 19 т. — М.: Ренессанс, 1992. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке.— 320 с.

213. Юнг К.Г. Попытка психологического истолкования догмата о Троице // К.Г. Юнг. Собрание сочинений. Ответ Иову. — М.: Канон, 1995. — 352 с.

214. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / пер.с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 336 с.

215. Юнг К.Г. Психология бессознательного / пер.с нем. — М.: ООО «Издательство ACT - ЛТД», «Канон +», 1998. — 400 с. — (Классики зарубежной психологии).

216. Юнг К.Г. Символическая жизнь / пер. с англ. — М.: Когито - Центр, 2003. — 326 с.

217. Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. / пер. с англ. — М.: REFL-book, К. Ваклер, 1996. — 304 с.

218. Юнг К.Г. фон Франц М.Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффре А. Человек и его символы / пер. с англ. / под общ. ред. С.Н. Сиренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — 368 с.

219. Языкова И.К. Богословие иконы. — М.: Общедоступный Православный Университет, 1995 // Православие и современность. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/28ya/yazikova/icon/icon.pdf (дата обращения: 6.04.2012).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.