Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII-XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Голобородский, Михаил Венидимович

  • Голобородский, Михаил Венидимович
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 245
Голобородский, Михаил Венидимович. Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII-XIX вв.: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Екатеринбург. 2004. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Голобородский, Михаил Венидимович

В в еде н и

Глава I. Роль храмовой архитектуры в пространственно-планировочной структуре

Екатеринбурга XVIII - XIX вв.

1.1. Высотное построение храмов в панораме Екатеринбурга

1.2. Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период барокко

1723- 1780 годы)

1.3. Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период классицизма

1785- 1850 гг.)

1.4. Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период стилизаторства и эклектики (1850 - 1914 гг.)

1.5. Структура города и его пространственно-видовые связи

1.6. Формирование застройки пригородных заводских поселений Екатеринбурга

Глава 2. Архитектура храмов Екатеринбурга

2.1. Храмы Екатеринбурга

2.2. Храмы пригородов Екатеринбурга

2.3. Домовые церкви

Глава 3. Объёмные композиции храмов Екатеринбурга

3.1. Типология объёмных композиций храмов Екатеринбурга и его пригородов.

3.2. Типология объёмных композиций домовых церквей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII-XIX вв.»

Актуальность исследовании. По традиции авторы работ, посвященных архитектуре Екатеринбурга, в основном уделяют внимание изучению построек промышленного и гражданского назначения. Лишь немногие из церковных зданий города отмечены исследователями отдельных периодов истории уральского зодчества. Разрушение храмов в первой половине XX в. привело к обеднению городской застройки, утрате в ней пространственных связей между отдельными архитектурными ансамблями. На современном историческом этапе церковное зодчество вновь утверждается в проектной и строительной практике. Па наш взгляд, результаты реставрации и строительства многих храмов Екатеринбурга требуют от архитекторов более глубокого осмысления проблемы традиции и местных особенностей церковного зодчества XVIII - XIX вв. Интересы ученых давно вышли за пределы исследования церковной архитектуры только древних городов России, как наиболее ярко и многообразно представляющих характер конкретной исторической эпохи. В последние годы растёт число работ, освещающих вопросы архитектурного наследия провинциальных русских городов и областей, творчества местных мастеров, развития отдельных типов сооружений в провинции. На сегодняшний день возникла необходимость более полного описания исторической картины русского зодчества. Решение этой задачи невозможно без привлечения новых, до сих пор мало изученных материалов по истории строительства культовых зданий в таких городах, как Екатеринбург. Эти материалы должны стать частью общей картины архитектурной деятельности мастеров Урала, внести значительные дополнения в сложившиеся характеристики регионального зодчества, послужить их дальнейшему развитию. На наш взгляд, архитектурное наследие Екатеринбур XIX - начала XX вв. сохраняет важное градостроительное значение как реальн функционирующий элемент городской среды. Композиционно-пространственны характеристики городской застройки XIX в. и сегодня определяют облик многих улиц площадей Екатеринбурга. Его архитектурные памятники и ординарные постройк представлены многообразными типами сооружений, не малую часть среди них прежд составляли здания церквей. В условиях нового этапа храмового строительства нам представляется своевременным ознакомление архитекторов с результатами специальных научных исследований по архитектурной типологии местных храмов и их градостроительной роли в структуре города. Тема диссертационной работы связанна с проблемами сохранения и использования культовых зданий как памятников истории и культуры. Выводы диссертационной работы могут восполнить информационный пробел между прошлым и настоящим практики церковного строительства, а также послужить основой для определения критериев оценки памятников церковного зодчества Екатеринбурга как части уральского региона.

Пслыо исследования является: описание и анализ церковного зодчества в Екатеринбурге в период с основания города и до 1917 года, раскрытие особенностей развития здесь стилевых направлений на основе ретроспективного изучения объектов культовой архитектуры. Принятая в науке периодизация позволяет расставить основные хронологические акценты в развитии архитектурной стилистики местных храмов. В свою очередь каждый из периодов требует системного анализа тех исторических, экономических и культурных явлений в жизни Екатеринбурга и Урала, которые обусловили локальные особенности архитектуры города. В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:

- описать историю проектирования и строительства церковных зданий Екатеринбурга, а также композиционно-пространственные характеристики их архитектурного решения; сопоставив развитие культовой архитектуры Екатеринбурга с общерусскими архитектурными тенденциями, выявить в методах и приёмах церковного строительства Екатеринбурга черты, типичные для архитектуры всей России;

- определить степень влияния на зодчество Екатеринбурга иных архитектурных школ Уральского региона;

- выявить наиболее устойчивые композиционные приёмы в церковном строительстве Екатеринбурга;

- проанализировав градостроительную ситуацию, определить роль храмов в формировании пространственной композиции центра города и его окраин. Каждый из исторических этапов формирования застройки рассмотреть в контексте градостроительных концепций данного периода.

Объектом научного исследования является архитектура церковных зданий. Типологические сопоставления большого количества функционально родственных сооружений указывает на черты общности и эволюционного своеобразия архитектуры региона. Некоторые из храмов имеют сложную строительную историю, и их архитектура рассматривается с учётом поэтапных преобразований объёмной композиции. В число исследуемых зданий помимо храмов входят более поздние по времени строительства приделы и колокольни, комплекс жилых и церковных построек Ново-Тихвинского монастыря, часовни, а так же культовые здания иных, не православных конфессий.

Предметом исследования является архитектурно-планировочная и пространственная организация церковных зданий, существовавших на территории дореволюционного Екатеринбурга.

Границы исследования определены поставленными целью и задачей. Территориальные границы дореволюционного Екатеринбурга расширены за счет близлежащих заводских поселений, расположенных в бассейне р. Исеть и административно подчинявшихся конторе Екатеринбургского завода. Все эти поселения в XX веке вошли в городскую черту Екатеринбурга. Временные границы определены датой закладки первых храмов на территории современного Екатеринбурга - начало XVIII в. и историческим рубежом - 1917 годом.

Методы исследования опираются на исторический, иконографический анализ и натурные обследования. Значительную часть работы над диссертацией составили поиски, систематизация и анализ архитектурно-строительной документации, а также фотографий из фондов краеведческих музеев, государственных архивов Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний. Собранный материал потребовал разработки критериев его классификации, в основу которых положены сформулированные выше задачи исследования. На основании обмерных исследований и обработки собранных письменных и иконографических данных выполнена реконструкция планов и фасадов зданий. В исследовании композиционно-планировочных характеристик сооружений применены методы архитектурного, сопоставительного и типологического анализа. Для определения закономерностей в высотном построении города на разных этапах развития его плана в работе использованы графоаналитические приёмы. Построение системы видовых связей позволило установить группы архитектурных доминант, объединяемых зонами панорамного восприятия застройки, а также пространственными осями впеуличного восприятия. Определение цепи панорамно-пространственных комплексов дало возможность выяснить соподчинённость композиционных акцептов и осей в застройке Екатеринбурга.

Состояние вопроса. Работы, посвященные церковному зодчеству Урала и Екатеринбурга, требуют их систематизации в зависимости от того, как оценивается архитектура каждого периода, как освещаются градостроительные и стилевые процессы. Первые по времени публикации материалы, посвященные храмам Екатеринбурга, появились в начале двадцатого века и лосят историко-краеведческий характер. Книга "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" (1902 г.) и статьи газеты "Екатеринбургские епархиальные ведомости" (1886 - 1916 гг.). Указанные работы дают краткую информацию об архитектуре некоторых храмов и этапах их строительства, сообщают имена инициаторов их возведения, а иногда и строителей. Информация об истории храмов Екатеринбурга обобщена в книге С. И. Ворошилина "Храмы Екатеринбурга". Число работ историко-краеведческого направления в последнее время пополнили издания, посвященные конкретным храмам города. Книги: Т. П.

Мосуновой - "Пол покровительством Св. Анны", И. Л. Маньковой - "Храм в сердце и памяти". С. Ф. Глушковой - "Окрест Екатерины. Страницы истории лютеранства. Город Екатеринбург"".

Типологические и региональные особенности застройки Екатеринбурга, ретроспективный анализ ее развития, градостроительная роль культовых сооружений освещены в ряде научных изданий таких авторов, как Н. С. Алферов - " Зодчие старого Урала", В. П. Букин, В. А. Пискунов — " Свердловск. Перспективы развития до 2000 года", P.M. Лотаревой - " Города-заводы России XYIII - XIX века". В 1999 году опубликована совместная работа авторского коллектива УралГАХА под общей научной редакцией А. А. Старикова —"Екатеринбург. История города в архитектуре".

Архитектура каменных екатеринбургских храмов периода барокко описана в работах доцента УралГАХА А. Ю. Капттикова, таких как диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения «Архитектура памятников Урала XVIII века. Барокко в Уральской архитектуре». М., 1975 г. и в публикациях — «Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала», «Из истории каменного строительства в Екатеринбурге», «Региональное многообразие в архитектуре русского барокко». А. Ю. Каптиковым дан детальный архитектурный анализ интересующих нас построек как части процесса становления и развития региональных школ каменного зодчества на Севере Европейской Росси. В его работах частично восстановлена история строительства церквей, уделено внимание творческим биографиям мастеров-каменщиков и характерным чертам местной практики храмостроения.

Архитектурный анализ и описание части екатеринбургских храмов периода классицизма даны в книге А. М. Раскина "Архитектура классицизма на Урале". На основе индивидуальных стилистических черт в работе сделаны предположения об именах авторов построек и приведены возможные аналоги для их возведения. Краткое описание и роль культовых сооружений и комплексов в архитектурных панорамах Екатеринбурга первой половины XIX века показаны в книге Л. А. Козинец "Каменная летопись города".

Архитектура Урала капиталистического периода получила описание и 1985 I. п диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения В. Е. Звагельской «Гражданская архитектура Урала второй половины XIX - начала XX века». М., 1985. Культовая архитектура не является объектом данного исследования, но разработанная в нём научно обоснованная периодизация позволяет расставить основные хронологические вехи в развитии архитектурных процессов, определить градостроительные тенденции периода эклектики и стилизаторства, выявить особенности городской застройки Екатеринбурга, повлиявшие на характер архитектуры построенных в это время храмов.

Научная новизна диссертации заключается в изучении и публикации рапсе не исследованного материала по истории строительства храмов города. Впервые показана целостная картина развития церковного зодчества Екатеринбурга XVIII - начала XX века, обобщён большой объем существующих по этой теме публикаций. На основе принятого в исторической науке укрупнённого деления русской архитектуры и градостроительства XVIII - начала XX вв. определён характер стилистических процессов церковного зодчества Екатеринбурга и градостроительная роль храмов в отдельные этапы его развития. Каждому из периодов дана характеристика и выявлены его отличительные черты. Анализ градостроительной ситуации позволил установить закономерности, определившие постановку храмов в конкретном месте. На примерах застройки улиц и площадей показана роль храмов как главных высотных доминант в условиях формировании архитектурного ансамбля города. Последовательность в описании и исследовании архитектуры церковных зданий Екатеринбурга и его пригородов проведена в зависимости от степени их градостроительного значения и времени строительства. Обобщённое типологическое сравнение охватывает около сорока храмов, часовен и домовых церквей. Как итог архитектурного анализа, постройки каждого из периодов сгруппированы по схеме завершения - элементу объёмной композиции, определяющему роль храма в городском пространстве.

Многие архивные материалы и первоисточники применяются для исследования и печатаются »первые. Для части храмов впервые выполнена графическая реконструкция их облика до разрушения или перестроек.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Голобородский, Михаил Венидимович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ развития архитектуры церковных зданий Екатеринбурга XVIII - начала XX вв., роли храмов в формировании его архитектурного образа, сопоставление тенденций в образовании их объёмных композиций с подобными процессами в соседних районах, а также столичных городах позволяет сделать ряд выводов.

Общая картина формирования культовой архитектуры Екатеринбурга складывалась под воздействием той же совокупности социально-экономических и культурных факторов, что и все русское зодчество рассматриваемого периода. Однако в конкретных исторических условиях Екатеринбурга как горнозаводского поселения эти факторы проявили себя в иной последовательности и хронологии, приведя к некоторым отличиям в развитии архитектурных процессов. В силу различного исторического и экономического развития многочисленных уральских районов их архитектура стилистически заметно отличалась. Так, в начале XVIII века на большей части территории Урала продолжал развитие стиль «московского барокко», уже прекратившийся в центре России с началом строительства Петербурга. В тот же период в районах, близких к Тюмени и Тобольску, архитектура храмов основывалась на стилистике «сибирского барокко». В меньшей мере, чем другие города Уральского региона, отставал от столичной моды Екатеринбург. На облике первых каменных храмов - церкви Сошествия Святого Духа и Екатерининском соборе еще сказывалось влияние общерусских архитектурных традиций. В последней четверти XVIII века среди церковных построек города утверждается двухэтажный тип храмов, увенчанных одноглавием, с алтарями, заключёнными в единый объём, без ступеней. Строители Богоявленского собора (1771 - 1795 гг.) и построенной по его образцу Вознесенской церкви

1792-1818 гг.) ориентировались па убранство петербургских построек первой трети XVIII века. При этом облик екатеринбургских храмов вплоть до первого десятилетия XIX века определяли формы не только позднепетровской архитектуры, но и Тобольска. Со времени основания Екатеринбурга все строительство в городе велось по заранее составленным в столице или на месте архитектурным проектам. Составители проекта нового храма отталкивались от выбранного здесь же, в Екатеринбурге, образца и, как следствие, объёмно-пространственные композиции храмов конца XVIII в. не отличались большим разнообразием. Как правило, строители следовали проекту только в общих чертах. Так, обычно варьировалась композиция некоторых частей храма и видоизменялись декоративные детали. В результате барочные европейские приемы, со свойственной им экспрессивностью, приобрели в церковных зданиях Екатеринбурга другую, более сдержанную трактовку. По сравнению со столичными образцами в облике местных храмов стало преобладать статичное начало.

К концу XVIII в. рациональные приемы организации фасадов, сформировавшиеся в промышленной архитектуре уральского региона, были восприняты и культовым зодчеством. Как результат усилился плоскостной характер убранства фасадов. Храмы Екатеринбурга, ещё оставаясь в стилистическом русле барокко, стали отличаться ясностью и тектоничностыо объемов.

Достраиваемые и строящиеся со второй половины 1810-1830-х годов церкви уже определённо принадлежали классицизму. Характерный для классицизма центрический тип композиции не нашёл в строительстве екатеринбургских храмов широкого распространения. Оправдавшая себя в предшествовавший период схема плана «кораблём» осталась в Екатеринбурге, как и в других районах Урала, наиболее устойчивой и распространённой. Характер архитектуры церковных построек конца 1810 - начала 1840-х гт. определила сложившаяся в городе местная школа классицизма, длительное время возглавляемая таким крупным зодчим, как М. П. Малахов. Сложная строительная история большинства екатеринбургских памятников периода классицизма препятствовала внедрению в процесс проектирования храмов, популярных в провинции с 1820-х годов образцовых проектов. В случаях проектирования М. П. Малаховым храмов на новом месте образцовые проекты становились только основой для дальнейшего творческого поиска объёмно-пространственных решений. Раз найденные композиционные решения повторялись автором или его учениками при проектировании других храмов, но в новых вариациях. Фасадные композиции церквей, построенных в городе при участии М. П. Малахова и его учеников, имели хорошо выверенные пропорции. Архитектурное убранство построек обычно отличало сдержанное применение декора. В церквях, выполненных для частных заказчиков, строгий, рациональный характер внешнего облика обычно смягчался более широким набором архитектурных средств, а декоративное оформление неизменно отличалось высокохудожественной прорисовкой деталей.

Распространение новых тенденций в градостроительстве и стилевых направлений Екатеринбурга первой половины XIX в. происходило со значительным запозданием по сравнению с зодчеством центральных районов России. Во второй половине 1830-х - пачате 1850-х гг. определяющим в архитектуре церковных зданий Екатеринбурга становится влияние столичных архитекторов. Вследствие вмешательства в творческий процесс местных зодчих, членов Комиссии проектов и смет, новые стилистические направления в церковных постройках проявились раньше, чем в жилых и общественных зданиях города, продолжавших строиться по типовым проектам первой четверти XIX в.

Наметившийся после 1860-х гг. экономический подъём ознаменовался ростом торговых центров Екатеринбурга, получивших к XX веку значение главных общегородских. Вторая половина XIX века характеризуется ростом объёма строительства церковных зданий. Значение торговых площадей и улиц как общегородских центров раскрывал состав их застройки, в который входили торговые, общественные и жилые здания, на их фоне выделялись храмы. Торговые площади в этот период стали оформлять приходские церкви, домовые храмы при общественных сооружениях, а также многочисленные часовни. По сравнению со столичными городами, большинство из них отличают более скромные размеры и приёмы архитектурного решения. Большинство храмов этого периода повторяют традиционную в Екатеринбурге трёхчастную линейную композицию. В целом стилизаторство в архитектуре Екатеринбурга шло в русле позднего классицизма, сочетаясь с иными историческими стилями. При этом церковные здания раньше других освободились от внешних проявлений классицизма, но сохраняли присущую ушедшему стилю нормативность. Из числа архитектурных направлений русского зодчества второй половины XIX в. в храмах Екатеринбурга получили развитие самые массовые - «русский стиль» и «кирпичный стиль». Церковное зодчество Екатеринбурга, как и вся уральская архитектура этого периода, приобщалось к новым стилевым течениям, используя наиболее броские, внешние их проявления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Голобородский, Михаил Венидимович, 2004 год

1. Алфёров Н. С. Зодчие старого Урала. Свердловск, i960. - 216 с.

2. Бабыкин К. Т. Архитектура старого Екатеринбурга //Екатеринбург за двести лет. Екатеринбург, 1923. С. 143-171.

3. Бажов П. И. Далёкое близкое. Из воспоминаний о нашем городе. — Свердловск, 1949.-86 с.

4. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. ИВАА, М., 1937. Т. 2,580 с.

5. Букин В. П., Пискунов В. А. Свердловск (Перспективы развития до 2000 года) -Свердловск, 1982.-255 с.

6. Бунин А. Б. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма // Бунин А. В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. 2-е изд. М.: Стройиздат, 1979.-Т. 1.

7. Весновский В. А. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург, 1900. - 113 с.

8. Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII -начала XVIII в. // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. /Под редакцией Т. В. Евсиной . — М.: Наука, 1973.

9. Геннип В. И. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. М.: Гос. изд. «История заводов», 1937.

10. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени // Полн. собр. соч. Л., 1952. -Т. 8. С. 56-75.

11. Голобородский М. В. Архитектура деревянных храмов старообрядцев //Архитектон. 2001. № 1. Урал ГАХА. С. 73-76.

12. Голобородский М. В. Преображенская церковь в посёлке Уктус и её подлинный исторический облик // Седьмые уральские академические чтения. Екатеринбург, 2002. С. 43-49.

13. Грабарь И. Э. История русского искусства. М.: Издательство И. Кнебель, 1909. -Т.З.

14. Из истории Урала. Урал с древнейших времён до 1917 г.: Сб. документов и материалов. Свердловск, 1971. - 63 с.

15. Иконников В. Историческое описание Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря. С.-Петербург, 1875. - 103 с .

16. Иогансен М. В., Кирпичников А. Н. Петровский Шлиссельбург (по новым архивным материалам) / Русское искусство первой четверти XVIII в. /Под редакцией Т. В. Алексеевой М.: Наука, 1974. С. 27-53.

17. Иогансен М. В. Здание «мазанковых коллегий» на Троицкой площади Петербурга // От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII первой половины XIX века/ Под редакцией Т. В. Алексеевой -М.: Наука, 1984. С. 73-87.

18. Каптиков А. Ю. Архитектура памятников Урала XVIII века. Барокко в Уральской архитектуре: Диссертация кандидата искусствоведения. — М., 1975. — машинопись. — 180 с.

19. Каптиков А. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. — М., 1986.- 116 с.

20. Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала XVIII в.: проблема региональных школ. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.

21. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1982.-399 с.

22. Кириченко Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу о двух фазах развития эклектики)//Архитектурное наследство. 1980. № 36. С. 130-143.

23. Корепанов Н. С. В раннем Екатеринбурге (1723-1781 гг.) //Очерки истории Урала. Выпуск 4. Екатеринбург, 2001. —.251 с.

24. Корепанов Н. С., Побережников И. В. Первый проект Екатеринбургского Екатерининского собора, 1746 г.// Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. III. Екатеринбург, 1999. С. 132-145.

25. Козинец JI. А. Каменная летопись города. Свердловск: Сред.-урал. кн. изд-во, 1989.- 160 с.

26. Кулешов Н. Горных заводов Щит // Домострой. 2001. № 4. С. 26-27.

27. Крашенинникова H. JL Облик русского города XVIII века на примере Оренбурга // Архитектурное наследство. 1976. № 24. С. 128-150.

28. Лотарёва Р. М. Города-заводы России XVIII первая половина XIX века — Екатеринбург: Изд-во урал. ун-та, 1992. - 214 с.

29. Лотарёва Р. М. Города-заводы Росси и К.-Н.Лсду // Клод-Николя Леду и русская архитектура. Каталог выставки. 4.10 16. 11. 2001. Екатеринбург: Архитектон, 2001. С. 135-149.

30. Мамин-Сибиряк Д. К Город Екатеринбург // Статьи и очерки,- Свердловск: ОГИЗ-Сверлгиз, 1947. С. 185-246.

31. Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти (очерки истории Екатеринбургского Екатерининского собора). Екатеринбург, 2000. - 144 с.

32. Материалы для истории Екатеринбургского женского монастыря // Екатеринбургские епархиальные ведомости . 1905. №3. С. 95-102.

33. Материалы для истории церквей Екатеринбурга // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1903. № 17. С. 503.

34. Михайлова М. Б. Площади классицизма (Типология) //Архитектурное наследство № 38. 1995. С. 83-102.

35. Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков 10. С. История русской архитектуры. -М.: Стройиздат, 1984. 509 с.

36. Плужников В. И. Организация фасадов в архитектуре русского барокко. // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. М.: Наука, 1977. С. 88-123.

37. Плужников В. И. Объёмные композиции культовых построек Орловской области // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.1. С.182-215.

38. Плужников В. И. Типология объёмных композиций в культовом зодчестве конца XVIII начала XX в. на территории Брянской области //Памятники русской архитектуры и монументального искусства. — М.: Наука, 1983. С. 157-198.

39. Полное собрание законов Российской империи, 1842. Т. XXIV, XVII. Отделение второе.

40. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. 612 с.

41. Проекты церквей, сочиненные архитектором Его Императорского Величества Профессором Архитектуры Императорской академии Художеств и Членом разных иностранных академий Константином Тоном. СПб., 1838. Дополнение 1-е с 12 чертежами. - СПб, 1844.-30 с.

42. Раскин А. М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989. - 183 с.

43. Славина Т. А. Константин Тон. Ленинград, 1989.-222 с.

44. Стариков Л. А., Звагельская В. Е., Токменинова Л. И., Черняк Е. В. Екатеринбург: История города в архитектуре Екатеринбург, 1998. - 237 с.

45. Федотова Т. П. К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины XVII века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования / Под редакцией Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1977. С. 70-86.

46. Халпахчьян О. X. Культовые строения новоиахичевапских армян // Арх. наследство. 1985. № 33. С. 108-115.

47. Штейнфельд Н. П. Исторический очерк столетия первоклассного девичьего монастыря. Екатеринбург, 1901. - 52 с.

48. ГАСО. Ф. № 24, Оп. 1, Д. 450.

49. ГАСО. Ф.№24, Оп. 1, Д. 1510.

50. ГАСО. Ф. № 24, Оп. 1, Д. 1872.

51. ГАСО. Ф. № 24, Оп. 1, Д. 2736.

52. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 174.

53. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 1, Д. 2105.

54. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2113.

55. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2204.

56. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д.'2206.

57. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2276.

58. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2348.

59. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 2, Д. 2413.

60. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 2907.

61. ГАСО. Ф.№ 25,Оп.2, Д. 4110.

62. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7513.

63. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7563.

64. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7587.

65. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7623.

66. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7642.

67. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7643.

68. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 2, Д. 7644.

69. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7646.

70. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7647.

71. ГАСО. Ф. № 25, On. 2, Д. 7684.

72. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7651.

73. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д.- 7653.

74. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7654.

75. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7655.

76. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7657.

77. ГАСО. Ф.№ 43, Оп. 2, Д. 1278.

78. ГАСО. Ф.№ 43, Оп. 2, Д. 2193.

79. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 2907.

80. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7642.

81. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7647.

82. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7648.

83. ГАСО. Ф.№ 43, Оп. 2, Д. 7651.

84. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7655.

85. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7656.

86. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7688.

87. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 8329.

88. ГАСО. Ф. № 59, Оп. 15, Д. 43.

89. ГАСО. Ф. № 59, Оп. 7, Д. 295.

90. ГАСО. Ф. № 62, On. 1, Д. 79.

91. ГАСО. Ф. № Р-191, On. 1, Д. 26.

92. ГАСО. Ф. № Р—191, On. 1, Д. 84.

93. ГАСО. Ф. № 35, On. 1, Д. 11.

94. ГАСО. Ф. № 35, On. 1, Д. 12.

95. ГАСО. Ф. № 379, On. 1, Д. 22.

96. РГИА. Ф. № 56, On. 1, Д. 452 от 1914 г.

97. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 137.

98. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 623.

99. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 698.

100. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 1038.

101. РГИА. Ф. № 792. Оп. 3, Д. 10086.

102. РГИА. Ф. № 796, Оп. 122, Д. 781 от 1841

103. РГИА. Ф. № 796, Оп. 38, Д. 366 от 1757

104. РГИА. Ф. № 796, Оп. 84, Д.533 от 17571

105. РГИА, Ф. № 797, On. 1, Д. 403.

106. РГИЛ, Ф. № 797, Оп. 2, Д.7853 от 1836 г. 2 отд., 2 ст.

107. РГИА, Ф. № 797, Оп. 5, Д.19272от 1836 г.

108. РГИА, Ф. № 797, Оп. 25, Д. 296.

109. РГИА, Ф. № 1488, Оп.З, Д. 288.

110. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.289.

111. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.290.

112. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.291.

113. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.292.

114. РГИА, Ф. № 535, Оп.1, Д. 26.

115. РГИА, Ф.№ 1293, Оп. 167, Д. 92 от 1868 г.

116. Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию Государственное образовательное учреждение УРАЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ1. На правах рукописи

117. Голобородский Михаил Венидимович

118. АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ ЕКАТЕРИНБУРГА (XVIII-XIX вв.)

119. Специальность 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия0 * *

120. Диссертация на соискание учёной степени кандидата архитектуры

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.