Архитектура медиа-центров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.02, кандидат архитектуры Кулиш, Дмитрий Всеволодович

  • Кулиш, Дмитрий Всеволодович
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.02
  • Количество страниц 165
Кулиш, Дмитрий Всеволодович. Архитектура медиа-центров: дис. кандидат архитектуры: 18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Москва. 2006. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Кулиш, Дмитрий Всеволодович

Введение.

Глава 1. Медиа-объекты в информационном поле.

1.1 Информационный обмен как форма развития 11 социальных коммуникаций.

1.2 Научные и технические предпосылки зарождения 17 информационного общества.

1.3 Медиа-объекты на различных фазах 24 информационного обмена.

1.4 Медиа-объекты электронной фазы 33 информационного обмена.

Выводы.

Глава 2. Функционально-планировочная организация медиа-центров.

2.1. Основные типы медиа-центров.

2.2. Функциональные структуры медиа-центров.

2.3. Объемно-планировочные решения медиа-центров. 60 Выводы.

Глава 3. Размещение и архитектурно-образное решение медиа-центров.

3.1. Размещение медиа-центров в структуре городской 77 застройки.

3.2. Архитектурно-образное решение медиа-центров. 86 Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура медиа-центров»

Рубеж третьего тысячелетия отмечен феноменом внедрения медийного (информационного) фактора во все области жизнедеятельности человека. Информационная среда стала одной из сред обитания человека. Современный человек постоянно находится в процессе информационного обмена, т.е. производит, получает, накапливает и передаёт информацию. I

При этом резко изменилось социальное значение информации. Информационный обмен стал не только необходимым условием развития общества, но и основным фактором, его обеспечивающим.

Информация стала не менее, а даже более важным фактором ® социального развития, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Овладение нарастающими массивами и потоками информации при помощи новых специализированных технологий превратилось в конце XX века в широкомасштабный проект информатизации общества. Информатизация призвана стать основанием для масштабной трансформации жизни человека. Информационное общество призвано обеспечить социальные 1 гарантии получения информации каждым членом общества, находящимся в Ф любом месте и в любое время.

Основным признаком, свидетельствующим о начале информационного века, стало быстрое сокращение времени, необходимого для удвоения объёма накопленных знаний. Ещё одним немаловажным признаком, указывающим на грядущие изменения, считается превышение материальных затрат на хранение, переработку и передачу информации, аналогичных расходов на энергетику.

Методики перехода к информационному обществу в различных странах ф включают в себя: ф -анализ истоков и причин развития информатизации;

-исследование сущности, политического, социально-экономического и культурного значения информатизации; -разработку стратегии перехода к информационному обществу.

Базовым межгосударственным документом в данной области является Окинавская Хартия глобального информационного общества, опубликованная 22 июля 2000 года. В ней заложены перспективы сотрудничества в сфере информационных технологий в целях эффективного развития информационного общества. Одними из приоритетных направлений, обозначенных хартией, являются разработка инновационных подходов в целях расширения технической помощи и создание сети государственных учреждений, способствующих информатизации населения [2.7.].

В Российской Федерации в последние годы все больше возрастает интерес к формированию инфраструктуры информационного пространства. Под понятием информационной инфраструктуры подразумевается совокупность информационных ресурсов и программно-аппаратных средств вычислительной и телекоммуникационной техники, информационных технологий и телекоммуникационных сетей. В сфере информатизации принят целый ряд нормативно-правовых документов, среди которых: Федеральные законы №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20 февраля 1995 года, с изм. от 10 января 2003г.), №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (от 4 июля 1996 года, с изм. 30 июня 2003 года), Указ Президента РФ «О государственной политике по развитию и использованию сети Интернет в РФ», а также Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы».

Вышеперечисленные документы являются предпосылками для развития на территории России сети учреждений различного назначения, отвечающих основным направлениям государственной политики в сфере ф информатизации, среди которых:

-создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан; -создание и развитие федеральной и региональной информационных систем и сетей, обеспечение их взаимодействия в информационном пространстве РФ;

-формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий [2.4.].

При решении задач по обеспечению эффективного функционирования информационных систем и сетей, формирующих информационную среду, неизбежно возникает необходимость создания архитектурных объектов, им отвечающих. В этой ситуации особую актуальность приобретают исследования в области архитектурного формирования объектов, обеспечивающих информатизацию общества и адаптацию человека в информационной среде, ф Отдельные объекты информационной среды существовали уже на ранних этапах развития человеческого общества. Этот тип архитектурных объектов, названных в настоящей работе «медиа-объектами», эволюционировал параллельно с развитием информационной среды, пройдя путь от зданий архивов Древнего мира до медиатек XXI века.

Медиа-объектами, наиболее близкими по своей социальной роли к заявленной теме, являются публичные библиотеки и музейно-выставочные комплексы. Различные аспекты их проектирования и строительства рассмотрены в работах отечественных и зарубежных исследователей. Так, ф исторический аспект проектирования библиотек широко рассмотрен в работах Б.Ф. Володина [1.7.] и У. Наумана [3.16.]. Развитию типологии библиотечных зданий посвящены работы Ф.И. Пащенко [1.23, 1.6.], Д. Гаврецкого [1.6., 1.8.], А. Томсона [3.27.] и Н. Певзнера [3.19.]. Функциональным структурам медиа-объектов посвящены исследования А.Р. Зимоненко [1.11.] и В.В. Панова [1.22.], работы Ю.Н. Столярова [1.29.], О. Джорди [3.12.], А. Берри [3.33.], В.И. Ревякина [ «Музеи мира: архитектура», Москва, 1993]. Также значимыми для исследования являются теоретические концепции в области медиа-архитектуры японского архитектора Т. Ито [3.24.,З.З.].

В отечественной практике проектирования и строительства медиа-объектов накопленный опыт систематизирован в следующих нормативных документах:

-Модельный стандарт деятельности Публичной библиотеки, выработанный специалистами Российской национальной библиотеки [1.15];

-Инструкция по проектированию библиотек (СН 548.82) [2.1];

-Московские городские строительные нормы — «Культурно-зрелищные учреждения» (МГСН 4.17-98) [2.2.].

Вопросы, затрагивающие размещение медиа-объектов в отечественной практике, рассмотрены на примере массовых библиотек в работе Ю.П. Обросова [1.33.,1.21.]. Перспективы применения медийного принципа организации городской среды оценены в теоретических работах японского архитектора К. Курокавы [4.14]. Принципы влияния информационной среды на архитектуру рассмотрены в исследовании Р. Курала [3.15.]. В настоящей работе использованы также материалы технического задания на проектирование медиатеки в Алабаме, составленного архитектором И. Кальвино на основе мировой практики проектирования медиа-центров [4.4].

Объектом исследования является новый тип медиа-объектов - «медиа-центр», возникший в конце XX - начале XXI веков на этапе перехода от индустриального общества к информационному. Медиа-центр - это многофункциональный общественный комплекс, совмещающий в себе технологические функции медиа-объекта и социальные функции общественного здания. Главным назначением медиа-центра является осуществление взаимодействия информационных технологий и человека, адаптация человека в информационной среде.

Впервые подобные архитектурные объекты появились в индустриально развитых странах - США, Японии, государствах Западной Европы. Практика проектирования и строительства медиа-центров в этих странах отличается большим разнообразием программ, составом функций, объёмно-планировочных и архитектурных решений. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время в архитектурной науке отсутствует систематизированная информация о медиа-центрах, их типах, функциональных структурах, пространственной локализации функций и композицонно-образных решениях, а также о размещении медиа-центров в планировочной структуре города. Накопленный за рубежом значительный проектный и практический опыт предоставляет достаточные возможности для проведения теоретического анализа и последующего применения его результатов в отечественной практике.

Предметом исследования являются: функциональная структура, объёмно-планировочная и архитектурно-образная организация медиа-центров и приёмы их размещения в планировочной структуре современного города.

Процесс зарождения и развития медиа-объектов рассматривается в соответствии с хронологией фаз информационного обмена - от устной фазы ( 2700 лет до Н.Э.) до электронной (начало XXI века).

Изучаемые медиа-объекты относятся к зарубежной практике проектирования и строительства последней четверти XX - начала XXI века, т.е. к электронной фазе информационного обмена.

В категории медиа-центров, выбранных в качестве объекта исследования, наибольшее внимание в работе уделяется медиа-центрам с открытым доступом пользователей к информации, как наиболее массовым и социально значимым.

Исследование не включает изучение особенностей инженерного наполнения технологических единиц системы информационного обслуживания пользователей.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и построение модели архитектурной типологии медиа-центра. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

-изучение процесса зарождения и развития медиа-объектов и определение места и значения медиа-центров в развитии социальных коммуникаций;

-определение функциональной структуры и объёмно-планировочных характеристик медиа-центров; -установление основных тенденций изменения структуры функций медиа-центров и приёмов пространственной локализации их основных функций; -изучение приёмов и особенностей размещения медиа-центров в планировочной структуре современного города; -выявление и анализ основных композиционно-образных типов медиа-центров и приёмов решения фасадов. Методика исследования включает:

-системный анализ исторических, научно-технических и социальных предпосылок возникновения и развития медиа-объектов; -изучение и систематизацию зарубежного опыта проектирования и строительства медиа-центров на основе литературных источников и натурного обследования;

-графо-аналитический способ сравнения функциональных структур и объёмно-планировочных решений медиа-центров. Основной массив архитектурных данных взят из зарубежной практики, поскольку в отечественной практике отсутствует опыт проектирования и строительства медиа-центров.

Научная новизна диссертации состоит:

-в теоретическом обосновании появления медиа-объекта нового типа — «медиа-центра»;

-в установлении структуры функций медиа-центров в зависимости от характера доступа пользователя к информации;

-в выявлении характерных особенностей объёмно-планировочных решений медиа-центров и тенденций их развития;

-в определении основных приёмов размещения медиа-центров в городской застройке;

-в установлении приёмов архитектурно-образного решения медиа-центров;

-в разработке предложений для проектирования системы медиа-центров на территории России с учётом реализации государственной программы по информатизации общества.

Впервые введено в научный оборот понятие - «медиа-центр», а также впервые использованы публикации зарубежных исследователей, ранее не нашедшие отражения в трудах отечественных авторов.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности применения основных результатов работы в отечественной практике проектирования и строительства медиа-центров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», Кулиш, Дмитрий Всеволодович

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В Выводах диссертационного исследования обобщены и систематизированы основные результаты работы. Выведены следующие основные положения:

1.Системный анализ развития информационной среды выявил появление нового типа медиа-объектов - «медиа-центра», несущего важную социальную функцию в информационном обществе - адаптацию человека в информационной среде. Для целей исследования сформулировано содержание понятия «медиа-центр».

2.На основе анализа и систематизации материалов зарубежной практики проектирования и строительства медиа-центров выделены основные типы медиа-центров - «медиатека», «образовательный или исследовательский центр», «информационный комплекс масс-медиа», различающиеся в зависимости от типа доступа пользователя к информации — «открытый», «специализированный» и «ограниченный», соответственно. Для функциональной структуры каждого из основных типов медиа-центров установлены характерные соотношения медийных (медиа-ядро), сопутствующих и привлечённых функций.

3.Анализ и сравнение объёмно-планировочных решений медиа-центров, спроектированных и построенных в последние 10 лет, выявил тенденцию к выделению в пространстве локализации медиа-ядра особой зоны, названной в работе «интегральное медиа пространство». Установлены два типа интегрального медиа пространства -«непрерывное» и «дискретное». Для характера объёмно-планировочного решения медиа-центра тип интегрального медиа пространства является определяющим.

4.Изучение приёмов и особенностей размещения медиа-центров в современном городе позволило выделить типовые ситуации размещения:

-участок в жилой застройке; -участок на свободной от застройки территории; -участок в исторической части города; -участок на пересечении транспортных и людских потоков. При этом важной особенностью для всех ситуаций размещения является доминантное положение медиа-центра в структуре городской застройки, обусловленное его социальной функцией.

5.Установлено, что архитектурно-образные решения медиа-центров имеют целью закрепление роли медиа-объекта в структуре общественных связей через зрительный образ источника информации. Выделены характерные приёмы композционно-образного решения фасадов медиа-центра - «транспарентный фасад», «медиа-фасад», «цвето-фасад» и «динамически изменяемый фасад».

6.Разработанная в исследовании модель архитектурной типологии медиа-центра рассмотрена в приложении к задачам архитектурного формирования системы медиа-объектов в Российской Федерации. Показано, что основные выводы и результаты исследования могут быть использованы в отечественной практике проектирования и строительства медиа-центров, а также при разработке нормативной базы для их архитектурного проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассматривая ситуацию в нашей стране, можно с уверенностью говорить об отсутствии комплексного подхода к созданию мультифункциональных архитектурных объектов, отвечающих современным требованиям к информатизации общества. На данный момент в практике проектирования и строительства представлен целый ряд культурно-зрелищных учреждений, разделяющих между собой функции медиа-центра. Среди них: музейно-выставочные комплексы, библиотеки, видеотеки и видеопросмотровые залы, фото- и фонотеки, клубы. Все они подробно изучены и на их проектирование определена нормативная база. («Культурно-зрелищные учреждения» (МГСН 4.1798)). Целый ряд положений и требований действующих норм на проектирование культурно-зрелищных учреждений закладывает фундамент для развития многопрофильных объектов в этой сфере. Так, одним из основных положений и требований Московских городских строительных норм при формировании многопрофильных культурно-зрелищных зданий и комплексов является положение, в соответствии с которым для повышения комплексности услуг и привлекательности объекта в его состав могут быть введены различные объекты общественного обслуживания, открытые на город. Действующая система норм позволяет формировать многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений и качеством материально-пространственного и технологического обеспечения. На основании изложенного можно прогнозировать появление в нашей стране в ближайшие годы первых объектов, по основным характеристикам соответствующих понятию медиа-центра.

Предпосылки для развития медиа-центров на территории России заложены в проекте Модельного стандарта Публичной библиотеки.

Создание Модельного стандарта Публичной библиотеки является важной государственной программой. Проект данного стандарта разработан группой специалистов Российской библиотечной ассоциации (РБА) под руководством JI.B. Куликовой. В разделе «Размещение» отмечена целесообразность и удобство размещения публичной библиотеки «рядом с другими культурными учреждениями, например, выставочным залом или музеем», внутри структуры общественного центра градостроительного подразделения города.[1.15.]

Развитие сети медиа-центров можно прогнозировать по аналогии с сетью публичных библиотек. Модельный стандарт публичной библиотеки предполагает наличие стационарного библиотечного пункта в населенных пунктах с числом жителей превышающих 500 человек. «При размещении сети библиотек учитывается форма расселения (город, село, поселок), специфика населенного пункта (административно-территориальное значение, уровень и направление социокультурного, экономического развития, историко-культурные традиции). Нормативные требования для принятия того или иного решения включают радиус обслуживания библиотеки (км.), количество жителей в радиусе обслуживания библиотеки (тыс.), а так же расстояние до ближайшей библиотеки (км.). Радиус обслуживания библиотеки города не должен превышать 1,5 км (в пределах пешеходной доступности)».

Специфика функциональной структуры медиа-центров в части возможности оказания информационных услуг населению на расстоянии позволяет существенно увеличить зону обслуживания. Так, медиатека районного значения, занимающая нижнюю ступень в структуре медиа-центров, по зоне обслуживания и числу пользователей соответствует районной публичной библиотеке. Число пользователей, в данном случае, может быть определено как 20 тысяч жителей.

Опираться на наработки Модельного стандарта публичной библиотеки можно не только в части размещения медиа-центров. Стандартом заложен принцип гибкой внутренней планировки помещений, позволяющий варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии. Данный принцип может быть рассмотрен более широко и применен к медиа-центрам, как объектам, структура которых во многом подчинена технологическим требованиям. Одними из основных компонентов, определяющих данный принцип являются:

-свободная ориентация пользователей в соответствии с их целями: оперативного удовлетворения запроса и быстрого получения необходимой услуги; углубленной работы с информационными источниками; участия в мероприятиях и др.;

-доступность различных форм документов, средств информации и телекоммуникации; [ 1.15.] На сегодняшний день примером наиболее технически развитого объекта в нашей стране можно считать построенное в 2005 году здание Интеллектуального центра - Фундаментальной библиотеки МГУ (арх. Г. Н. Цытович). На площади в 55 ООО кв. м. размещаются музей истории МГУ, зал Ученого Совета, 2 конференц-зала, производственные помещения библиотеки и 25 читальных залов.[4.17.] Несмотря на соответствие требованиям медиа-центров специализированного доступа в части размещения, многопрофильную функциональную программу и целый ряд технологических инноваций, таких, как компьютерная технология оформления и доставки заказа, электронная система доступа, усовершенствованная система хранения документов по присвоенным электронным штрих-кодам и др., здание Фундаментальной библиотеки МГУ нельзя отнести к медиа-центрам сразу по нескольким показателям. В первую очередь это ограниченная функциональная программа. Сравнивая

Фундаментальную библиотеку МГУ с медиа-центрами специализированного доступа мы видим отсутствие образовательно-исследовательской функции в структуре библиотеки МГУ, а следовательно и блока исследовательских лабораторных помещений. Именно эта функциональная особенность отличает медиа-центры при университетах от научных библиотек. Научная библиотека не дает возможностей лабораторных апробаций современных технологий в рамках университетских образовательных программ по различным дисциплинам. Вследствие отсутствия исследовательских функций в интеллектуальном центре нет выставочного блока со сменной экспозицией, позволяющего экспонировать достижения исследовательского центра, тогда как функция создания контента в медиа-центре специализированного типа доступа не менее важна, чем функция потребления информации.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что вопрос о создании у нас в стране многоуровневой сети медиа-центров является открытым. Полученные в работе результаты позволяют сделать следующие предложения для отечественной практики проектирования.

Предлагается внедрить в отечественную практику проектирования новый архитектурный тип - медиа-центр. Данный шаг позволит комплексно решать проблемы информатизации общества и адаптации человека в информационной среде. Первоочередной задачей, на сегодняшний день является создание многоуровневой сети медиа-центров с открытым типом доступа пользователей к информации (по классификации приведенной в п. 2.2.настоящей работы). Именно этот тип в большинстве стран является государственным публичным интеллектуальным центром - медиатекой. На него возложено решения целого комплекса задач, ранее частично выполняемых публичными библиотеками.

Рассмотрим на примере медиатеки возможные области применения зарубежного опыта в нашей стране. Обращаясь к размещению медиатек, следует принять схему структурирования данного типа в зависимости от зоны обслуживания. Можно отметить ряд принципиальных положений, наработанных в отечественной практике проектирования культурно-зрелищных учреждений, которые могут быть экстраполированы на медиатеки. Так нормы МГСН предполагают следующую структуру для культурно-зрелищных учреждений: За низшую ступень принят объект, обслуживающий городской микрорайон или жилую группу. Следующий уровень занимает объекты, обслуживающие жилой район. Верхний уровень занимают объекты, зоной обслуживания которых является планировочный район или город. («Культурно-зрелищные учреждения» (МГСН 4.17-98)) Опираясь на п. 3.1. настоящего исследования предлагается принять за низшую ступень многоуровневой структуры медиа-центров медиатеку с зоной обслуживания, приравненной к городскому жилому району с населением 20 - 30 тысяч человек. Для мегаполиса эта цифра может быть существенно скорректирована в большую сторону за счет высокой плотности населения. На примере Москвы зоной обслуживания медиатеки мог бы стать муниципальный район города с количеством жителей 50-70 тысяч человек. Фактор пешеходной доступности в данном случае не является определяющим в связи с возможностью оказания услуг на расстоянии и широко развитой сетью общественного транспорта.

Следующим этапом предлагается определить местоположение медиатеки в структуре застройки района. Для типичной ситуации жилого района применимы несколько характерных типов участков из классификации приведенной в 3 Главе настоящей работы. Так, наиболее распространенной ситуацией для уровня жилого района является «территория в сложившейся городской застройке, преимущественно жилой». Немаловажным является наличие на окружающей территории развитой транспортной сети и зон активности населения. Размеры участка должны предусматривать необходимость устройства площадки для стоянки автомобилей согласно действующим нормативам МГСН 5.01-94*. Также целесообразно включить в состав территории озелененные и благоустроенные рекреации и площадки для сезонных досуговых мероприятий.

Исходя из анализа функциональных структур медиа-центров различных типов, выполненного в настоящем исследовании, предлагается применить следующее пропорциональное соотношение площадей медиатеки. Основную долю площадей (90%) медиатеки отвести под функции медиа-ядра, оставшиеся 10% разделить между сопутствующими и привлеченными функциями в равной пропорции. Доминирование медиа-ядра в балансе площадей медиатеки определено социальными задачами, возложенными на данный тип медиа-центров.

Для медиатеки предлагается определить следующую функциональную программу, состоящую из технологических единиц (в % от общей площади):

- традиционная печатная библиотека - 26%; (включая разделение пользователей по возрастному принципу в следующей пропорции 21% - взрослый сектор, 5% детский сектор);

- экспозиционные пространства - 20%;

-цифровой инфо-блок - 11.5%; (аудио-визуальные студии, графические лаборатории, помещения технологического образования)

- пространства с интегральной медиа-функцией - 20%;

- аудиторные зальные помещения - 12,5%;

- офисно-административный блок - 3%;

- блок привлеченных (коммерческих) функций - 5%; (включая интернет-кафе, кафетерий, мультимедийный магазин);

- технический блок -2% (включая копировальный центр).

При проектировании медиа-центров следует использовать существующие нормативы по отдельным технологическим единицам.

Определив функциональную структуру медиатеки, следует перейти к ее объемно-планировочному решению. Опираясь на результаты анализа проектных решений медиа-центров, приведенного в п. 2.3. настоящего исследования, предлагается создать пространственную структуру, базовой характеристикой которой была бы гибкость, позволяющая разнообразно использовать пространства медиатеки и воспринимать технологические инновации в соответствии с постоянно изменяющимися потребностями. Узловым элементом этой структуры должно стать интегральное медиа пространство, связанное функционально-технологическими связями с различными блоками медиатеки. Интегральное медиа-пространство должно отвечать за распределение различных групп посетителей медиатеки согласно целевым интересам и возрастным группам. Необходимо разделить потоки посетителей и сотрудников медиатеки путем организации отдельного служебного входа в административно-технический блок. При проектировании следует учитывать различия в формах поступающей в медиатеку информации. Информация в печатной форме поступает в технический блок и помещения фондового хранилища, откуда по необходимости поступает к пользователям в библиотечном блоке. Информация же в электронной форме не требует организации системного хранения в рамках медиатеки и поступает напрямую в цифровой инфо-блок. Именно этот блок является связующим звеном между различными средами медиатеки - виртуальной и физической, через передачу информации по сети Интернет. Инфо-блок имеет технологические связи практически со всеми технологическими блоками медиатеки. Площади, обеспечивающие размещение функциональной программы медиатеки районной зоны обслуживания, должны составлять от 2000-3500 м. кв.

При выборе схемы развития интегрального медиа пространства целесообразно использовать дискретную схему. Подобное решение, за счет минимизации необходимой площади под застройку, существенно упрощает подбор городского участка, что актуально для городов с высокой плотностью застройки. В то же время другим преимуществом данного решения является возможность разделения потоков посетителей при соблюдении всех принципов формирования интегрального медиа пространства. Для рассматриваемого типа медиатеки целесообразно предложить выбор этажности в диапазоне 3-5 надземных уровней и одного подземного уровня. Распределение функциональных блоков в вертикальной структуре медиатеки следует проводить исходя из количества посетителей того или иного блока и соответствия технологической структуре медиатеки. Интегральное медиа пространство должно распределяться на все используемые посетителями уровни. Медиа-ядро должно размещаться со второго до предпоследнего уровня медиатеки. Подобное решение позволит разместить основную часть административно-технического блока на верхнем уровне, а вспомогательную часть - в специально отведенной зоне подземного уровня. В тоже время желательно использование подземного уровня под функцию автомобильной стоянки для посетителей и сотрудников медиатеки в связи с нехваткой уличных стоянок для автомобилей в крупных городах. Блок привлеченных (коммерческих) функций, состоящий в данном случае из мультимедийного магазина и пункта общественного питания, следует размещать на первом уровне. Такое решение позволит обеспечить более эффективную организацию работы данного блока за счет привлечения дополнительных посетителей.

Аудитории и мультифункциональные зальные пространства также следует размещать на первом уровне, что обеспечит возможность их периодического независимого использования для разовых мероприятий. Для этого необходимо предусмотреть организацию отдельной входной группы для данного функционального блока. Для обеспечения вертикальных связей внутри медиатеки предлагается создание, в рамках интегрального медиа пространства, системы пандусов, лестниц и переходов, с возможностью их использования как структурного элемента временной экспозиции. В непосредственной близости от обозначенной выше зоны предлагается разместить выставочно-экспозиционный блок. Целесообразно размещать его на нижних уровнях медиатеки. Зона технологического образования должна размещаться рядом с инфо-блоком. Для них допустимо размещение на верхних этажах.

С точки зрения архитектурно-образного решения, можно рекомендовать применение монообъема, характерного для медиа-центров данного типа. Следующим важным этапом проектирования является отображение сложной мультифункциональной структуры в архитектурном облике медиатеки. На данном этапе ставятся задачи функциональной идентификации здания, выражения его социальной значимости и роли объекта в планировочной структуре района. Для решения этих задач следует применить ряд характерных для данного типа объектов архитектурных приемов. За основу можно взять принцип транспарентности внутренней структуры. В первую очередь данный приём позволит вовлечь население в информационные процессы, происходящие внутри медиатеки. В то же время он позволит подчеркнуть архитектурными средствами принципы открытости и доступности информации, являющиеся базовыми в информационном обществе. При этом сохранится пространственное восприятие окружающей среды изнутри комплекса. Дополнительно предлагается ввести активное колористическое решение в отдельные элементы внутренней структуры медиатеки с целью идентифицикации различных функциональных зон. Использование фасадных плоскостей как проекционных экранов позволит закрепить роль медиатеки в структуре общественных связей через сложившийся зрительный образ. В дополнение к архитектурно-образной составляющей здание приобретёт новую функцию — источника информации.

Вышеизложенное позволяет заключить, что построенная в работе модель может быть полезна при дальнейшей разработке данной проблемы, в частности при выработке рекомендаций по размещению медиа-центров, совершенствовании нормативной базы для их проектирования и строительства на территории Российской Федерации.

Здесь необходимо отметить, что помимо архитектурных вопросов формирования медиа-центров, существует также целый пласт проблем в различных областях знаний, выходящих за рамки архитектуры и требующих отдельного решения. В их числе: социально-экономическое обоснование многоуровневой сети медиа-центров, проведение социологических исследований, определение технологического наполнения медиа-центров, соответствующего передовым научно-техническим требованиям, и ряд других.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Кулиш, Дмитрий Всеволодович, 2006 год

1. Амлинский Л.З. «Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект», Киев: Наукова думка, 1988, С.296.

2. Бербиков Ю.А. «Медиа-Сити город информационного будущего», Broadcasting, №4 (48), июнь-июль 200513 .Берестова Т.Ф. «Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции)», -М., Библиотековедение., №6, 2004, С. 43-51

3. Богданов А.В., Сюнтюренко О.В., Хохлов Ю.Е. Программа "Российские электронные библиотеки" // Электронные библиотеки: научный электронный журнал. 1998. - Т.1. - Вып. 11.

4. Ващенкин Н.П. «Информатизация общества как феномен культуры» -Новосибирск, 1990, Сб. науч. трудов., С.20

5. Виноградов В.М., Гаврецкий Д., Пащенко Ф.Н. «Библиотечные здания. Основные положения их строительства», -М., Стройиздат, 1993

6. Володин Б.Ф. «Всемирная история библиотек. Библиотеки древнего Востока. Библиотека и «донаучная наука», С-Петербург, 2004,

7. Гаврецкий Д. «Библиотековедческий аспект в строительстве библиотечных зданий», // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1978. Вып. 67.- С. 52—60

8. Дворкина М.Я. «Библиотечное обслуживание: теоретический аспект», /Монография/. М.: Изд-во МГИК, 1993., С. 249

9. О.Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Межведомственная программа

10. Российские электронные библиотеки": подходы и перспективы // Информационное общество. 1999. - N 3. - С. 21-27111.3имоненко А.Р. «Принципы организации внутреннего пространства в массовых библиотеках» диссер. на соиск. уч. степени канд. арх. М., 1988г.

11. Каптерев А.Н. «Информатизация социокультурного пространства», -Москва, 2004, -С. 141

12. Крылов В. «Дома экраны: Гигантские полноцветные светодиодные экраны», Журнал АТВ системы, №5, 2004

13. Крылов В. «Огни большого города часть 2. Фасады - дисплеи» Журнал АТВ системы, №1, 2005

14. Куликова Л.В. (рук. группы) «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», принят VI сессией Конференции РБА, 2001

15. Куренной В. «Медиа: Средства в поисках целей», Отечественные записки, №4(13), 2003

16. Мак В. «От черно-белого телевидения к киберпространству», Музей радио и телевидения, Тематические и истор. Очерки, 2005

17. Масуде Е. «Информационное общество как постиндустриальное общество», 1983

18. Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. «Информационная экология» М., 2000. - С. 231

19. Назаров М.М. «Массовая коммуникация и общество. Массовая коммуникация в концепциях Маклюэна», Москва, 2004, С.97-981.21,Обросов Ю.П. «Массовые библиотеки в городах», М., Стройиздат, 1978

20. Панов В.В. «Архитектурно-типологические принципыпроектирования музеев вузов»,: Автореф. дис. канд. архитектуры, М., 2003, Центр, науч.-исслед. и проекта, ин-т жилых и общественных зданий.

21. Пащенко Ф.Н. «Архитектура и строительство библиотечных зданий», М.: Гос. архитектурное изд-во Акад. архитектуры СССР, 1941. 296, С.20.

22. Поляков Т.П. «Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?», Монография, М., Рос. ин-т культурологи, 2003.

23. Рейзема Я.В. «Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума» М., 1990.- С. 127

24. Соколов A.B. «Феномен информатики и псевдофеномен информации» М. Вестник ВОИВТ, 1990, №3, - С. 45-51

25. Стадлер М. «Муниципальный информационно-выставочный центр», Проект Интернешнл №7, С. 26-27

26. Стадлер М. «Шахта», Проект Интернешнл №8, С. 74-89

27. Столяров Ю.Н. «Библиотека: структурно-функциональный подход», Москва, Книга, 1981, С. 255

28. Танигучи Й. «Архитектура электронной эпохи», ж-л Форма, 2005131 .Уэбстер Ф. «Теории информационного общества» Москва, 2004, -С. 343

29. Федоров A.B. «Терминология медиаобразования», М., Исскуство и образование, 2000, -С 33-38

30. Фенелонов Е.А., Обросов Ю.П. «Библиотечные здания. Основные положения библиотечного строительства», Москва, Стройиздат, 1993.,-С. 328

31. Щепетков Н.И. «Город мыслимый и мыслящий» Иллюминатор, № 3(11)-2004

32. Юров А. «От первых опытов к регулярному телевещанию. 19051957», Музей радио и телевидения, Тематические и исторические очерки, 2005

33. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ21 .Инструкция по проектированию библиотек СН 548.82 М. Стройиздат, 1983

34. Московские городские строительные нормы «Культурнозрелищные учреждения», (МГСН 4.17-98), М.,1998 2.3 .Указ Президента РФ «О государственной политике по развитию и использованию сети Интернет в РФ»

35. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010»

36. Федеральный закон №24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»

37. Федеральный закон №85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»

38. Окинавская Хартия глобального информационного общества от22 июля 2000 года

39. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

40. Barrie А. «Artspace Future» «Mediateca Intercomunale a Dimensione Regionale, Pau Project», L'Arca, #202, 2005, - C. 44-49

41. Bruge G. «The dock district of Marseilles» -Topos #48, sep.2004,- C. 72-77.

42. Burkhardt F. «Toyo Ito» Crossing architecture & technology, #2,- 2001, -С. 24-31

43. Carlson S. «The Library as place», 2005

44. Dodney S. «Alsop&Stormer» Images publishing/Australia, 1999, С. 174176

45. Edwards В., Fisher В. «Libraries and learning resource centers», Oxford, 2002, - C.9

46. Gadola F-B. «Sendai Mediatheque» L'Arca plus #45, 2005, - C.4-9.

47. Gossler D. «MediaCityPort», Hamburg (проектные материалы)

48. Hays M., Damiani G. «Tschumi» T&H/Great Britain, 2001, C.140-141 3.10.Ibelings H. «Supermodernism. Architecture in the age of globalization»

49. NAI/Rotterdam/Holland, 2002 3.1 l.Jodidio P. «Sir Norman Fosteo>- Berlin/Germany, 1999, C. 80-83

50. Jordi O. «The museums of the last generation», London-NY acad. ed. St. Martins press, 1986

51. Kahler G. «Atelier Hafencity»- Hamburg/Germany, 2003, C. 16-17

52. Kubo M., Salazar J. «Verb Matters. A brief history of the information age», Barcelona/ Spain, 2004. - C. 2-19.

53. Kural R. «Architecture of the information society» Holland, 2000314.«Light box» -The Architectural revue, #7 -2002,- C. 55-59315.«Mediatheque in Lyon», L'Arca, #164, - C. 54-57

54. Naumann U. "A brief history of library building" Detail #3, 2005, - C. 148

55. OMA/LMN «Seattle Public Library proposal», ОМА 1999

56. Paronesso A. «Verb Matters. A Swiss Italian cloud in Yverdon» -Barcelona/ Spain, 2004. C.24-29

57. Pevsner N. «А history of building types», London, Thames and Hudson, 1976

58. Poster M. «The Mode of Information. Poststructuralism and social context», Cambrige, 1990

59. Rappolt M. «Three stages appearing: Coexistence-Fusion-New Forms» -AA Files #49, весна 2003, С. 31-34

60. Ross B.N. «Program for the library and Information Centre of Malmo», Malmo, Univ. college, 1997

61. Russel F. «Richard Rogers + Architects» London/Great Britain, 1985, C. 90-112

62. Sakamoto Т. «Toyo Ito. Sendai Mediatheque» Actar,Barcelona/Spain, 2003

63. Sudjic D. «The Information vortex» Domus #835, - март 2001, С. 36-59.326. «Technology and Languages», L'Arca Plus, №40, C. 16-23

64. Thompson A. «The planning and design of library buildings», 3rd edn. Butterworth Architecture, 1989

65. Webb T. D. «Building Libraries for the 21st century: The shape of Information.», McFarland and company, 1999

66. Yoshida N. «Alsop Architects. Sharp centre at Ontario college of art & design», Architecture+Urbanism #412, 2005, - C. 24-31.

67. Yoshida N. «Herzog & De Meuron. Cottbus- Information, Communication & Media Center»- Architecture+Urbanism #419, 2005, C. 6-35.

68. Yoshida N. «ОМА Seattle Central library» Architecture+Urbanism #412, 2005, -C. 150-167.

69. Zardini M. «San Sisto Library, Perugia» A10 New European architecture, #4, 2005, - C.33-36.

70. Zukowsky J., Thorne M. «Skyscrapers. The New Millennium», 2000334.« 1991-2001 Ten years architecture in France», L'Arca Plus, №32, C. 3241., 4-11

71. Московский Архитектурный Институт (Государственная академия)1. Направох рукописи

72. Кулиш Дмитрий Всеволодович1. АРХИТЕКТУРА МЕДИА-ЦЕНТРОВ

73. Специальность 18.00.02 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности»

74. Диссертация на соискание ученой степени Кандидата архитектуры1. Том 2

75. Научный руководитель Кандидат архитектуры1. Профессор Некрасов А.Б.1. Москва 20061. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ1. Содержание № табл.

76. Глава 1. Медиа-объекты в информационном поле

77. Фазы информационного обмена 1.1

78. Трансформация медийного пространства. Медиа-объекты на 1.2 временной шкале

79. Фазы информационного обмена. Развитие медийных функций 1.3 и информационных носителей

80. Типы медиа-объектов 1А 1.5

81. Трансформация медийных функций 1.6

82. Трансформация медийного пространства 1.7

83. Глава 2. Функционально-планировочная организациямедиа-центров1. Типы медиа-центров 2.1

84. Функциональные структуры медиа-центров 2.2 2.4

85. Объёмно-планировочные решения медиа-центров 2.5 2.17

86. Типы интегрального медиа пространства 2.18

87. Глава 3. Размещение и архитектурно-образное решениемедиа-центров

88. Размещение медиа-центров. Участок в жилой застройке 3.1

89. Размещение медиа-центров. Участок на свободной от 3.2 -3.4 застройки территории

90. Размещение медиа-центров. Участок в исторической части 3.5 города

91. Размещение медиа-центров. Участок на пересечении 3.6 3.7 транспортных и людских потоков

92. Архитектурно-образное решение медиа-центров. 3.8-3.13 Транспарентный фасад

93. Архитектурно-образное решение медиа-центров. Медиа- 3.14фасад

94. Архитектурно-образное решение медиа-центров. Цвето-фасад 3.15-3.16фазы информационного обмена

95. Фазы информационного обмена на временной шкале

96. Классификация восприятия действительности (по М. Мак-Люэну)1. УСТНАЯ ФАЗА

97. Тип обмена символами Устный тип обмена Предполагает общение "лицом к лицу" и наличие устойчивых социальных связей

98. Результат обмена Явное выражение известных фактов через обмен символами

99. Восприятие действительности Мифологическое

100. РУКОПИСНАЯ ФАЗА ПЕЧАТНАЯ ФАЗА

101. Тип обмена символами Знаковый тип обмена Предполагает использование письменных знаков каксредства социальных коммуникаций

102. Результат обмена Рациональное поведение индивида относительно содержания информации

103. Восприятие действительности Пространственно-визуальное1. ЭЛЕКТРОННАЯ ФАЗА

104. Тип обмена символами Знаковый тип обмена Предполагает использование знаков для симуляции действительности

105. Результат обмена Децентрализация личности

106. Восприятие действительности Мифологическая образность

107. A tW7a. Проект Меди^-Парка в Кельне (ФРГ), арх 9 Опсоп20021 Медие^пека « ТроОв. арк П дю-Бессв, Д Лион (Франция)1.ocydipoMo Шуы*р) ыации (жосудвр^тво Шушр)

108. Ашшурбвнипала ^Ниневии (aocydepàneo Ассирия) \н х Библиотека Аристотеля а Афинах (Древняя Грация) Ifit5 j Медсатекв в Сендей (Япония), apx Т Ито

109. А 2004а Проект ьдив-квартвлв

110. TStffe Медиа-центр в Пекхем, Лондон fАжлия), арх йОтсол ^999 г Медиатека е Лио*р (Франция), арх. Ж-Л Гудивье

111. Ш-2002 а Информационный центр Шанхая (КИР), арх АРХИТЕКТОНИКА I ^RV

112. М7 г К4«диагяв*л в Лион*(Франция), арх Д Парро j^^H ЛГ^Ир97 о. КПН Телеком а Рог, ердамв (Голлендия), арх Р Пиано Iriff t Разработка Интеллектуальной нош*аты" новой диаяововой среды ^ ШШН

113. А 200 в Проект 'Дом-облако' (Швейцария), арх Диллвр-Скофидио I А 2002 в. Проект "Башни-торнадо' (Испания), арх АкТАР

114. Д 2001 j Проект Центре электронной информации и искусстве Ренсиупер в Нью-Йорке (США), apx Н ГtHtautoy17S9e Нощонетьная библиотека в Лондона (А)&рия) j1760 г Научная библиотека в Дреадане (Горатш) |

115. А 760 а Научная библиотека в Геттинаене (Гц имя)

116. А 1774г нЬронапьная библиотека Ръчи Поспали moù |

117. A Национальна Ьийлиате** в (Дания)

118. А \795t Национальная библиотека в Парихсе франция}98.117в Библиотека Упьпиана a Putfe (Древний Рии) | Ч |

119. М| /jsj392a Университетская библиотека в Эрфурта (Се Рииская иипррия)ибтотека Цольсиусе (Древний Рим) у ,1/\1388г Университетская библиотека в Кельне (СЬ Римская империя)fc Носитель пишатнойинфо^алациы ■ пераамент(Ьшантия) '

120. J^j Появление йгишой форшы хранения письменной информации, atamepttan перваавент (Bittetttnwr)г\ ЭЭОа Библиотека императора Константина в Кожтантинополе (Византия) Y«. 529 г кЬнастьрсхаябибфотека-скрипторий! | ЩВЯВ^ I

121. З^я Монтв-Коссино (Зап Европа) BVjft^r TM \

122. Z2i 580 аЧАонастьрская бйриоте** в Сан.Галлвн\(Зап Европа) ■ YVwV MoKacUbipcxs» боблиоты1. Д-4-f-1-дЙЖИ*(3ап

123. А Носитель писыае*1ной информации 6yLa*a (Самарканд} V^^Mfl J Jf ^ . уг;

124. Д f 158 г | Университетская би^иотека в Болонье (Италия)

125. V а Университетская библиотека в Салвшнке (Испания)-ff /Дчд. Университетская библиотека е Кембридве, Англия Ц^Ьм^^^яКf249 а Университетская библиотека в Оксфорде Англия '1Q) 1130в. Правление саетсяоао образования (Зшп Европа) ^Н^^^* шЯШ

126. Д2002а. Киберпорт в Гон-Коша (КНР), арх АРХИТЕКТОНИКА1814 г Национальная библиотеке в Петербург* Императорская публичная библиотека (Россия)2002м1836 с. Национатшя библиотека f Мадриде (Испания)

127. Д MB Й|Я 2005 а. Проект медиа/пени в По (Фращия) ф 2002 а. Исследование Х Рашидл "Влияний цифровых технологии и медиа на архитектуру*швшшшт

128. А 300За Проакт ивдиачпмптмя ÇCTB я Пчюто (КНР), ФЯ ОМА ^Вбибпиотгя1943 г Пфммет бибптлнмо О. Шенпмзы в Париж* (Фрвншч!

129. Ф Исторические события и технологические инновации1. Д Медиа-объекты1000 14001600180015001900195020003000 до н.э.2000 до н.э. 1000 до н.э.трансформация медийного пространства. медиа-объекты на временной шкале

130. Развитие медийных функций (по ОМА)1. UTKNWTt —пыко «WLTI з

131. FORMATION DESK — CHILDREN"S*COUJECTION--nvjUDis coNctmoN и шля —мсяешо COMMUNITY шмшыи 1. ADULT BWCHTION —1.—I r I ■■ Г 1-I----1-Г1ИС 14« 114 tH IM i№ 1H4 IM « 1W In w w 3«

132. Развитие информационных носителей (по ОМА)1. WORLD WIDE WES 1. NEWSPAPERS1. RECORD1. MWIOCOFT--1. CINEMA1. PHOTWRAPHY1. MOOCH» ■1.-i-1-1-1-r1. HSO 1ЯН 1МП IW MC 1«1. T-1-r1. НИШ Ml' CD ROM"1.1-'-Г--1-1-rt7W 1TH 1KB IUI I« no II

133. Тип В. ТЕЛЕ-, РАДИО-СТУДИЯ

134. Интеллектуальный общественный центрпо БЭдвардсу)библиотека

135. Система информационного взаимодействияпо А.В. Соколову)человек ^-^ человекэлектрончеловек ^-}наяпамятьмузеивыставочный центр1. Медиа-центринтернет

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.