Архитектурный текст Лондона как культурное пространство тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Куликова, Татьяна Геннадьевна

  • Куликова, Татьяна Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 222
Куликова, Татьяна Геннадьевна. Архитектурный текст Лондона как культурное пространство: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2000. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Куликова, Татьяна Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АРХИТЕКТУРНЫЙ ТЕКСТ В СОЦИО КУЛЬТУРНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ УРБАНИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

П. Урбанистический ландшафт и архитектурный текст

1.11. Проекция диалога природ но ландшафтного и архитектурного текстов в английской ментальности

ГЛАВА П. ТЕКСТОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ

СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ МОДЕЛИ ЛОНДОНА 43 ИТ. Историко-событийный текст и современные показатели модели английской столицы 43 II.II. Структурно-планировочная организация современного городского ландшафта

II.III Этническое пространство Лондона

ГЛАВА III. ПОЛИФОНИЯ ЛЕЙТМОТИВОВ В АРХИТЕКТУРНОМ

ТЕКСТЕ ЛОНДОНА

ШТ. Контрасты архитектурных тем в тексте Сити iH.II. Тема официальной архитектуры в мотивах Вестминстера

III.III. Вест-энд как мини-модель архитектурного ландшафта города 103 III.IV. Лейтмотив церемоний и театрализованное™ в контексте исторических тем города 123 III.V. Природно-ландшафтные коды реки в урбанистическом пространстве Лондона

III.V. 1 .Диссонансы в архитектурных темах Ист-Энда

III.V.2.Текст реки в эстетическом пространстве набережных

III.VI. Проекция английской ментальности в контекстах зеленой и 148 жилой архитектуры

III.VI. I .Зеленые формы города 148 III.VI.2.Архитектурный текст жилых форм как культурный срез лондонского социума

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурный текст Лондона как культурное пространство»

Актуальность исшедшания. Лондон как масштабное урбанистическое пространсг-ю представляет значительный интерес для многих областей научного знания (архитектуры, искусствоведения, истории, социологии, страноведения, психологии, философии, языкознания). Особо многоаспектен культура ки ический срез, который предлагает исследование архи-тект^рнс^простршгствешюй модели как одною из проявлений сложною швдснкультурного процесса урбанизации с выявлением во его "второй природе" ментальных смыслов,

Обширная протяженность метрополии построенного в утонченной комбинации последовательности и разнообразия, разделенного на пространства с выражгельной частной огобенностью и перемежающиеся огромные парки, площади и сады, имеет сложное историческое происхождение", - отмечает АКатчер.1 Такое многообразие текстов культуры в Лондоне позволило рассмотреть его архитеюуру на стыке двух наук - теории культурологии и архитектуры, выделить и обосновать новую категорию "архигеюуро-тексг", наполнив ее ори-ттальньтми смыслами.

Культу рные формы Англии, ее столицы Лондона интересны с точки зрения их генезиса и внутреннего содержания, что имеет реальное опосредование в традициях нации, канонад ршуагщ, символах Образ ашлийского мышления, менталшостъ нации - есть следствие исторической ее динамики, что зеркально преломляется в практической стороне английской жизни, организации "второй природы". Несмотря на все изменения во времени, "керш английской натуры" (ДжБ.Пристли) остаются незыблемыми.

На современном этапе множество тучных дисциплин обладают значительным потенциалом исследований, основной темой которых стал городской лондонский конгломерат. Однако отсутствуют глубинные исследования его архитектуро-текста как одного из проявлений сложного социо-ку'льту'рного процесса урбанизации в соошесенгехти с ментальными стереоршми английской нации.

1 КгйсЬег, А а! Ьопскт: П1 \Valk Инш^Ь а СЬапдвд Сйу. - Ь.: Iliam.es апс! Нидазп,

1978. Р.7.

Данное диссертационное исследование направлено на осмысление целосшого архитектурного контекста Лондона ¡сак социснкулыурнош пространства.

Огстшшие научной разработанности проблемы предопределено тем фактом, что исследование проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

Концептуальным фундаментом анализа архитектурного текста как проявления культурной модели являются труда по теории культуры и текста исследователей В.И.Ачтонова М.М.Бахшна В.С.Гарского, АВ.йванова, М.С.Кшана Ю.М.Лошащ АСМамонгова, САМамонгова, АМПяшгорсшщ Б.Г.Соколова, В.С.Соловьевой, Н.И.Сйодаевой, БАУспенского, АМУсжна М.-ПШоушускаса и других.

В качестве фундаментальной принимается эко^шропоценгрическая общеметодологическая концепция в трудах Т.М.Дридзе (для анаттиза урбанистического организма и архитектуры как одной из его сторон) с целью трактовки их как результата многообразной текстовой деятельности социума.

Специфика архитектурного текста изложена в соответствии с различными подходами. Формтгтно-сеАшттешш (соответствия внешней формы функциям и смысловом}- содержанию) представлен в трудах Т.И.Возвышаевой, КАИванова АВ.Иконникова М.И.Мильчика, Ю.Ю.Савицкого и других. Ктщмтшшвт-<шштшчеааш (способность элементов архитектуро-тексш иметь множество значений, выступать в качестве единиц коммуникации) изложен в трудах М.Белова, АВ.Иконникова ЮЛ.Курикалова, ЮГ.Двбедева В.И. Лучковой, В.В.Маркузона РШ.Середюка, АСоломошка и т.д. Игфщишшто-ттц-ю-штьного ^архитектурный текст как массовая информация) придерживаются авторы моно! рафий: И.И.Середюк ИАСтрауманис, У.И.Рижинашвил Эмотютгтю-эаушушчгсшт (восприятие эстетического многообразия архитектурной среды) представляют исследования ЮГ.Божко, МАБовдаренко, АЯГушева, ГБ.Забе^шанского, АВ.Иконникова, Ю.Г Лебедева, С.Т.Полукеева, В.И.Рабиновичи, Т.С.Сйвсськиной, Н,К.Трикащ В.Ю.ЦирБунова Ряд работ посвящен анализу эстетического восприятия искусства и архитектуры как формы общения: ИААзизян, Е.В.Волкова, АФ.Еремеев, ТЛНеклюдова.

Взашюдействие архитектурного пространства и :природно-;гадшафшой структуры анализируется в работах АВ.Икошикова, Ю.И.Курбатова, О.И.Пруцына.

Диалог архитектуры и культуры рассмотрен в статьях отечественных авторов АВ.Бокова ИАБовдарееко, Т.И,Василенко, Г.Б.Забе.!1ьшанского, О.ЕЖелезняка, АВ.Иванова, КАИваноиа, СГЛарченко, ТАСмолицкой, ЛВ.Стародубцевой.

Проблема диалога культур активно изучается на совремешом этапе, что предст авлено эаачишлшым количеством ва^шьж работ следующих авторов: В.С.Библер, МЛ.Бижеев, В.В.Ванчугов, ЕАВорощова МАГлазкова П.КГречко, В.В.Груздева, АХКасьшжашв, Г.СКнабе, В.Б.Куликж, Д.Ж,Маркович, ЛАРубац, ЛЮ.Соколова, ТАСодейщ ОДШВНДКОВСКИЙ, И.С.Ши!! 1К015СКИЙ и т .д.

Результаты исследования категории "ментальносгъ" изложены в грудах Н.И.Ворониной, АЯ.Гуревича В.О.Ключевского, И.В.Ковдакова, МРожанскощ ИЛ.Сиротиной.

Следует отметить, что АВ.Икоиников в нач.1970-х гг. впервые сделал попытку провести параллель принципов организации "второй" архитектурной природы Лондона и ментальных эталонов.

Метальные стереотипы. просматривающиеся в организации архитектурной городской модели Ловдона, раскрыты в публицистических статьях ИЛомеранцева, АШейко.

Оахх) следует вьщелить труды об островном характере английской культуры. ДжМТревельян как представитель английской социальной истории рассматривает корни формирования нации, указывая при этом, что островной народ Британии - "островной в некоторых отношениях". Идея островною характера английской нации высказывается представителями отечественной публицистической литературы, в частности ЛН.Василевой. В.В.Овчинников представляет полную систематизацию ментальной модели островной английской нации, используя термин "культ": культ частной жизни и принцип невмешательства в частную жизнь других и протекция собственной; культ семьи - обособленное бытие каждой английской семьи, что проявляется в ци анизации быта, воспитании детей (дета рано отделяются от {хулителей для получения образования); культ иэдиввдуатьнехли - чрезмерное стремление к ицдивццуальньм личным интересам; культ хобби ("хобби" - само понятие появилось именно в Англии); культ частного коллещионирования; культ спорта; культ досуга; культ традиций и старины (следствие его - преемственность, символизм, традищтонализм); чрезмерная церемониалшость, театральность, ксюттомировашостъ, игровые момешы в городском шцдшафте; культ еды; четкая дифференциация понятий "английский" и "европейский" ('когашешальыый") при оценке действительности: большее внимание мужчинам (мальчикам в семье по сравнению с девочками), результатом чего является шциальный эталон "джшгльмена": джентльмен - только мужчина; традиционная исторически сложившаяся эко-нюмносль нации: экономия пространства в организации окружения, земли, материалов, в быту, практичность нации; снобизм как максимально представленная английская национальная черта; национальный эгоцентризм; главное - тяга к естественному; и как следствие - хаотичность и контрастность городского ландшафта; сохранение модели "юрода-государства", подобного античному (Сига как "город в городе").

История бригш 1ско1 о государства систематизирована в работах шглийских авторов; ХТ.Бакли, Р.Блзйк, УХВуцвард Э.Годфрей, ТЕ.Маканлай, АЛМиргон, ДМорган, СЕРобинсон. ДЧ.Сомервелл, КСтзнлей ДжАУиллиамсон, которые переведены на русский язык автором диссертации.

Культуру и архитектуру Лоцдона (взаимосвязь различных видов искусства, многообразие национальных ремесел) исследую! отечественные искусствоведы Л.Н.Воронихина, В АГущин, Л АДукельская, ИАКузнецова.

Анализу церемониальных традиций Ловдона посвящена монография отечественного исследователя Т.Н.Химушпой. атак же работа английсюж авторов Д.Стерди, Ф.Стерди.

Детальный анализ архитектурных форм Лондона представлен в монографиях английских авторов: всеобщие принципы, история английской архитектуры, экстерьер и интерьер лондонских композиций рассматривают такие исследователи как: БАтлсопгт, ДжЕартоломъю, Р.Джордан, АКазчер, ДжС.Керл. ХЛаан, ДОлген, ДУаткин, Т.Уэст, ДясХарвей, БХаррис, М.Хэнсон, член королевской семьи Чарльз, принц Уэльсский; традиции строительства церквей - в работах АКшфтон-Тзйлцж ДжХаррей; английское искусство строительства крепостей - Ч.Кайтли; принципы организации замков - ДжМ.Ричард, конкретные архитектурные фермы: здание Парламента и Вестминстерский дворец - М.Бонд и Трафальгарская площадь Р.Мэйс; крепость Тауэр - Д.С1 ерди, Ф.Стерди.

Из более современных источников с данными по архитектуре, истории социальным диалектам, кулыуре Лощона можно выделить эшдиклопедию "Бртанника", инфцэмацион-ную систему "Интернет".

Целые мсхждованмя является раскрытие социокультурного потенциала 1€1цх>ген-жйк^иньтфхштуро-текстаЛодощ чгод(хлигш1шрешешемсждуюшихзадэч: анажз категории "архитеюуро-текст" в диалогическом единстве с категориями "культурный текст", Урбанизация" "менгалшость", "пр!фодно-1вдцшафшый текст"; выявление специфики его прочтения и функционирования; исследование тексткхяроигелшых факторов, определяющих динамику и специфические характеристики архитекгуро-текста Лондона; прошение культур<>генешчес1шх кодов лондонского архитеюуро-текста с целью воссоздания целостной его картины и раскрытая эталонов английской мешальноста, подломившихся в организации пространственно-городжой среды; обоснование интерпретатшной модели архитекгуро-текста, рассматриваемого в рамках синхрош тодаахронной динамики урбо-систшы.

Мечвдогжжтмескюй базой диссертации послужили исследования на стыке научных дисциплин. За основу взяты всесжкщш прынщт систгмноат как основополагающий для комплексного исследования категорий "архитеюуро-текст", "лондонский конгломерат" и частые - прьтммг дижжлчноатш (нелинейности и опосредованносга) в целях анализа син-хрошс>диахро1шь1х изменений архитектурных контекстов Лондона, пртцгт даюлттшь-ноат в целях рассмотрения культурного, архитектурного, природ! кмхл а. шейного и ментального как независимых, так и взаимосвязанных пространств.

Методы исследования: сравтмггльпо^иагюртестт - позволяет выделить общее и особенное в архитектурном тексте Лоцдона, проявившееся на историческом фоне в сравнении с европейскими столичными городами; жткттжтшаш - раскрывает темы, мотивы и лейтмотивы архитектурных контекстов Лондона; т^тщрши^лштмчгааш - обнаруживает имшмцированное ментальное значение в архитектурной форме; щшпшст-оцентный - позволяет раскрыть недостатки и неполноту трактовок архитеюуро-текста, что нацеливает на выбор приемлемой для дассергавдоннот исследования; аштмтжошагщщшшштш - анализ существующих интерпретаций архитектурного текста в лондонской урбанизации, подставление на данной основе собственной авторской концепции.

Научная новизна. определяется: новизной и концетуальносшю самого материала исследования: в научный обиход впqзвыe вводятся недатированные источники английских авторов, репрезентирующие культуро-тексг Лондона; впервые применяются авторские термины "архигасгуро-текст" (тем самым подчеркивается глубинное говдонкультурвое наполнение данной категории в отличие от понятия в теории архитектуры "фштегаурный текст"), "зшо-контекст", "урбосшиоз", "лейт-тша"; категория "лейтмотив" используется автором для вьщелееия специфики организации лондонского текста как появления национальной ментальности; впервые применяется эко-антршоцешрический концептуальньш подход (Т.М.Дрвдзе) к трактовтсе архшектуро-текста как одного из направлений мшшобразной не-прфывной текстовой деятельности социу ма (создание, трансляция, трансформация текста) в рамках урбанистической структуры; новым для культурологии является выделение шкстостроше;зьньк фундаментов архитектурного пространства городского семиоза: историко-собьгатйного текста, структурно-! (ли гировоч! юй организации, этнического пространства, что во взаимосвязи диалоговой модели "социум - архитектурная среда" может быть принято в качестве интерпрегатив-ной модели архтеюуро-текста; впервые "фхитектурньй текст" трактуется с точки зрения гоцио-кулыурното готенциада с выявлением его типологической специфики в общей системе дифферент рации культурных текстов, особенностей прочтения и функционирования; предлагается система составляющих архшектуро-текста в рамках городской среды: тфироднскгмаднафтаьй текст "как комгозициошскярожельный и менталы1сн|х1рмирую11 щй фактор, собственно архитектурные пространственные структу ры, цветность как компонент национальной культуры; обосновывается факт биполярного диалога естестве! и кыш щи ккфтного и архитектурного текстов, где пфвый выступает в качестве композщонноклроигельного и мен-тальноч]юрмнрутощего фактора (репрезетгарованнош рефлексивно в архитектуре города).

11а защиту в ыносятся следующие тюжеит: архитектуро-текст Лондона в ею исторической динамике и современных показателях представляет культур(>генетаческий код английской нации как островной, где присутствуют отличные от европейских сшио-кулыургыс и ментальные эталоны; архигектлро-'гекст как результат креативной текстовой деятельности социума по преобразованию окружающей действительности в целях удовлетворения своих потребностей есть вторичный формал]дао-простршственнь1Й текст культуры; архитектуро-текст Лондона является полифоничным с многообразием архитектурных тем. мотивов и лейтмотивов; этническая картина социума оказывает значительное влияние на архитектурный колорит городского текста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения результатов исследования в общетеоретическую культурологическую концепцию "урбанизация

- архитектурой текст", в философскую ашропоцентрическую кощепцию "человек - среда

- архитектурный текст", в трехмерную взаимодействующую систему "природный текст -ментальная модель - архитектуро-текст". Материалы анализа могут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных курсов по культурологии, архитектуре, искусствоведению истории, социологии, страноведению, эстетической теории.

Апробации работы. Основные теоретические положения и выводы диссертационно-то исследования излагались ¿в тором в публикациях и вьютутшенияхтта межвузовских научно-методических конференциях - "Инновационные технологии организации обучения инженеров-строителей" (Пенза, 1998, 2000); Международных научно-практических конференциях "Вопросы планировки и застройки городов" (11енза, 1998-2000); на Огаревских чтениях (Саранск; 15ВД),впржтикумепоажлийско^язьжу'(Пеюа, 1999).

Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Содержание работы изложено на 222 страницах. Список литературы включает 211 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Куликова, Татьяна Геннадьевна

Всеобщие выводы параграфа:

- жилые и зеленые формы (на примере лондонского архигекгуро-текста) находятся в диалогическом единстве: из зеленой архитектуры в текст жилых форм Лондона перенесены два принципа - принцип естественности шцтдлафта (сохранение как его зелен ых форм, так и композиционных особенностей) и принцип сочетания регулящостшнерегутрности (макеи-мальное сохранение геометрии лацащафтных форм, в том числе зеленой архитекторы его, в сочетании с рауляриостькУнеретулярностью самой застройки);

- тексты зеленой и жилой архитектур!.! есть прямая проекция ментальное™ нации (что в такой степени не отражено другими архшектуро-кошекстами городской среды): дифференциация их заключена в том, чт о контексты жилых форм наиболее тесно связаны с национальными бытовыми и культурными традициями и имеют более широкую совдокулыурную семантику-это определенного рода модель сегрегации населения; жилые формы представляют срезы высокой степени сегрегированного лондонского социума (что не отмечено в западноевропейских ст оличных городах) так один из признаков английской нации как островной;

- тексты жилых и зеленых форм подтверждают такие доминирующие характеристики текста Лондона, как хаотичности контрастность, парадоксальность (в частности, в районе Ист-Эцл отмечены незначительные участки 'зеленых форм, отход от традиционных принципов жилой застройки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет подвести следующие итоги.

Историко-культурная динамика с точки зрения культурочтшотическош подхода представляет собой процесс коммуникации и фиксацию результатов различного рода деятельности в основной категории - тексте. Урбанистическое пространство с позиций эко-ашропоценфической методологии представляет мнотонаправлс] I! мо текстовую деятель-ноль (создание, трансляция, трансформация, уничтожение разнообразных текстов) ишерак-тивной ячейки "человек-среда". Архитаауро-текст как вторившая свфхлинтвистическая пространственная модель и результат креативной деятельности социума по преобразованию окружающей действительности, будучи признанным представителем многообразия культурен-текстов, является одним из направлений текстовой деятельности социума в условиях субьекг-но-субьектной коммуникации. Архитекгуро-текст входит в сложную диалогичную систему "социум-город". Городской организм рассматривался как специфичный полиморфный, многослойный полифонный, поишлоетный и динамичный текст Внешнее разнообразие его есть полифония форм, структур и функций элементов городской среды, архитектурных, в частности, внутреннее - совокупность его социокультурных значений. Просчитывается тесная взаимосвязь его конкретного архитектурного и алцюкульщрного нстолжния Городская среда -сложный процесс комщткащш; который отличается хаотичностью, неоднородностью, глобальностью гтфоржщш. Любой участок горюдской среды есть синхрсино-диахронный культурный срез.

Горюдской ландшафт теть совокупность субкультур мифосоциумов, каждый из которых - носитель своего типа "проживания" и. соответственно, системы норм и стереотипов. Границы этих норм достаточно подвижны и проницаемы. В сохранении индивидуальности субкультур городской среды большую роль играют внутренние стереотипы, сложившиеся в процессе формирования микрокосмов урбадасгического организма.

Социокультурные функции архшектуро-текста идентичны функциям культуры: закрепление присущих данному социуму схем деятельности и отношений, средство социализации личности; удовлетворение потребностей ицдиввда и социума; реальные материальные и духовные ценности; форма общественных взаимосвязей; механизм развития экологического отношения к природе, эстетической культуры личности, совершенствования содержания и формы культуры; средство хранения нравственных ценностей социума; средство утверждения мировоззрения; форма художественного освоения мира, пространственное искусство.

Прощение архитегауро-текста социумом осуществляется в сравнении с другими текстами культуры с наибольшей частотой, повседневна принадлежность построек к различным историческим эпохам, их стилевая выразительность объединяются с восприятием их текущей социокультурной и эмоциош-гп>но-эстешческой тюполненносщ, создают особый постоянный эмоциональный фш городской жизни. В отличие от воздействия произведений искусства, и в сравнении с вдесшогаческим и моральным, воздействие архигекгуро-текст на социум является более регулярным, его роль как конституирующего фактора городской культуры высот Восприятие архитектуро-текстапрюходагг, в основном, латентно, в суггестивном режиме.

Особая категория - "культурный ландшафт города" - представлена как аспект городской среды, пороченный социокультурными нормами, соотнесенными с определенной исторической эпохой. Составляющие культурного ландшафта - природные и исторически сложившиеся антропогенные жтдшафты, характерные для эпохи образные мотивы архигекту-ро-текста и различных искусств, этнические нормы, цветность (как компонент культуры города неотъемлемая час ть картины макрю- и микрокосмоса, одна из норм существования социума).

Природно-лацдшафлный текст есть первичная данность по отношению к архитектурному; которая является комтозициошочлрожельным и метаяыто-ффмирующим фактором.

Определены три текстострюительных элемента, влияющих на характеристики аржитектуро-текста: историко-азбьпийный текст, современная структу р км I. ктштровочная органи-:хития, этническая композиция.

Анализ историкочюбьпийного текста лондонской урбо-системы показал, что исгори-чески формирукжцаяся структура конгломерата отлична от крупных и столичных европейских городов.

Несколько условных моделей планировочной структуры Лондона представляют своеобразную картину в высокой степени сегрешрюванного лондонского пространства. Термин сегрегация" понимается как социо-культурная категория с широкой семантикой - разделение по любому признаку', где эксплицированы следующие аспекты: этнический, материальный, ишешеюуальыый, социальный, куль гуро-архи i eiciypi тьгй. Один из показателей английской островной культуры - ярко выраженная сегрегация лондонскою городского текста, что не свойсгвенно зшздноевропейским столицам.

Исследование этнических микрокосмов лондонского мультинационального полиглота позволяет говорить о noj тфоиии его микрокосмов, что вносит этнический колорит в архитек-туро-текст (экстерьер тциональных церквей, ресторанов, клубов, магазинов, рынков, школ, агентств).

Анашз архитектурных тем, мотивов и лейтмотивов лондонского текста позволил рао крьпъ полифонию города: для текста Сити характерно контрастное пересечение двух тем: темы исторического города и темы современного финшсдао-бизнес-цетра (выделены два основных .стилевыхконтекста: средневековой и классической архитектуры в теме исторического города; офисной архитектуры постмодернизма амфшшнизироавнного "бж-бизнес-стиля" в теме современного города. Так, правомерно говорить о "двухслойное™" данного текста Профессиональные микрокосмы района - юридический, в архитектурном тексте представлен корпорациями адвокатов и историческими 11 тко. ими-иннами; фипаншво-бшковский, представленный эталоном клерка.

Архитектуро-текст Вестминстера как исторического административного района представляет лейг-тему официальной архитектуры в нескольких вариациях: аэбориой, дворцовой, светской, правительственных и административных зданий. Подобные мотивы не прочитываются в других районах

Веет-Эцд представляет самый ракообразный по характеристикам район: тема исторического города в арист окршических исторических кварталах жилой архитектуры, лейтмо-пш площадей, зеленая арштетура щпщхшныхчщтов, теш пуристской индустрии, исторически оформившаяся и, можно считать, имманентно присущая аш лийской мегшшьно-сти, коммерческая (бизнес-) тема, торговая и рекламная индустрии, театральная и.музейная темы, лежнпема организации досуга, /щто-обрсвовстельпая тема представлена архитектурным текстом университетских городков, аристократические клхбы как символика со

1щачшо-трмщлю11шоэгтгчот1джемты4ена

Особо отмечены лейтмотивы церемоний и театрализованности в лондонском городском ландшафте. Сохранившееся в современном тексте огромное многтбргзие ритуалов, прохождение которых связано с определенной архитектурной композицией, есть подтверждение исторически сложившегося культа старины и градаций английской островной нации.

Тексты Иет-Эцдо и набережных Темзы преднамеренно рассмотрены в одном параграфе с целью доказательства первостепенной роли природно-жцщпафшош текста реют в текстообразовании архитектурного. В силу влияния естественною текста реки летпптюи ИстЭнда выступает ишУуспщшьная- арлдпеютщ не раскрытая так масштабно в других районах Она представляет контраст целостному тексту с основной характеристикой хаотичною промышленного центр! города - главным образом, в силу исторически сложившихся лейтмотивов порта и доков. Симбиоз портового пространства, в свою очередь есть уникальный микрокосм, где во времени развивался особый язык коммуникации - маяков, прожекторов и т.д. - язык сигнальных систем. Благодаря речной коммуникации в своей динамике английская нация исторически развивалась как мореходная. Функциональное значение кодовых знаков Темзы: стержень синхронно-диахронного диалога нации внутри и за пределами городского пространства, основной поставщик воды для лондонского конгломерата, одна из важнейших водных мировых коммуникащтй, формирование английских традиций досуга на воде. Архитектурные темы панорамы набережных полифоничны и контрастны: индустриальная, историческая (мосты и композиции), архитектура жилых форм, современная "биг-бизнес-стиля", традиционная парковая, архитектура общественно-культурных центров. Тексты берегов контрастны: южный берег менее благоустроен.

Тексты жилой и зеленой архитектуры также рассмотрены в одном параграфе с целью подтверждения идеи, что данные текстообразующие единицы, во-первых раскрывают мен-тальноегь нации в большей степени по сравнению с другими контекстами, во-вторых, от мечен их явный диатог в пространстве - нормы английской жилой архитектуры обязательно включают зеленые формы. Кроме того, из зеленой архитектуры в текст жилых форм Ловдона перенесены два принципа - гртрп естественности ландшафта (сохранение как его зеленых форм, так и геометрии при организации жилых комплексов, их игровых и спортивных площадок) и притшг сочетания регулярноспш-нерегулярноаш (изменение-сохранение при-роднснщдшафшых <}юрм. в том числе его зеленой архитектуры в сочетании с регуляр-ностъ'нерегулярносгью самой застройки). Дифференциация данных контекстов заключается в том, что жилые формы имеют более широкую кужтуро-шмашику - представляют сегрегацию лондонского социума.

Анализ реч! югх> пространства и 'зеленых форм позвожет сделать вывод: в английской нации параллельно развивались две социальные субнсщии - доммировала земледельческая тщяюваняая, в национачыюй земледельческой менттьноспт первоконщлтшм был "гтви-мзованный (те, окуттпренньт) сельский ландшафт" (что жщншю отражение в зеленых формах); мореходная наша дета начало индустриальной архитектур и деловой ментально-ат биг-бизнеса.

Архитектуро-тексг Лоцдона как преломление ментальности островной нации и проекция ее островной культуры в доминанте имеет специфические характеристики, отличные от городского т екста 'западноевропейских столиц: хаотичность, конпцхкткхть. многотлкость ипалисгюничность. мазатноат, аморфность, разбросанность, исторически сложившийся многослойный цветовой котжкац горизонтальность - сравнительно низкий высотный си~ лужп гюлицентричткхль. отсутствие четких тралил городского массива четкой линейной или кольцевой планировки.

Полифонию архитектхро-текста Лондона правомерно представить описаниями английского исследователя архитектуры города АКатчсри: "Характерная для Лондона смесь портлввдекого камня ренессанса и барокко, темного кирпича георгаанства, блистающей неоклассической лепной работы, мрачной готической полихромии красного от делочного кирпича и терракоты, соединяющаяся в корни зах, балюстрадах, пинаклях, фронтонах поразительна как в своей всеохватътвающей гармонии, так и в своем богатом рашообразии" [181:9], "Невзирая на полемику стилей, которая стимулировала такое многообразие, выбор материала и утонченность деталей, отвечающие изменчивому, но в основном, затененному лондонскому освещению, извилистым улицам и завершенной перспективе, обнаруживает богатое восприятие целостности городского ландшафта" [181:7|. "Настоящее достижение английских архитекторов, исключая модернистов, заключается в оришнальной адаптации континентальных

188 сталей к лондонским социальным и историческим образцам и в изобретательном приспосабливании к достоинствам местного света и климата" [181:9].

Рамки работы не позволили автору провести многоуровневое исследование культуро-категории "архшектурскгекст" (с опорой на теоретический фувдамент архитектурного знания). Аспект может являться предметом нового исследования. Дальнейшее исследование также может проводиться как анализ воздействия архитегау рного текста как простраственной структуры напсихо-зстешческое формирование личности.

Данная диссертационная работа вносит определенный вклад в создание интерпрета-тивной модели архитектурного текста городской семиосффы как коммуникативной среды, что является важным не только на кулыуролошческом, но на философском и социологическом уровнях, а также на уровне межкулыурной каммуиикации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куликова, Татьяна Геннадьевна, 2000 год

1. Аалго А Архитектураи гуманизм.-М.: Прогресс, 1987.221с.

2. Абфкромби Н., Хилл С. Ко\1муникация /7 Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997. С. 132-133.

3. Аберкромби IL Хилл С. Полисемия I/ Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета 1997. С. 223.

4. Али Н.Н. Диалог культур в парадигме постмодернизма 7 Диалог украинской и русской культур: Материаты мезвдунар. туч.-пракгач. конф. Киев, Укр. ОбщестБо русской культуры «Р^ь», 1996. С. 189-190.

5. Английская буржуазная революция .XVII века 7 Под ред. ЕАКосминского: В 2 т. М.: Изд. Акад. Наук (ХСР, 1964. Т. 2. -383 с.

6. Английские монополии. Сб. ст.: Пер. с англ. ВМ.Коллонтай 7 Под ред. И.А Соколова. М.: Изд. «Иностр. лит-ра». 1955.-262 с.

7. Архитектура Запада. М.: Стрсйиздат, 1972. С. 56-79.12а Архитектура и культура: Сб. матержюв Всесоюзной тучней кшференции. ~М, 1990. С. 3-5.

8. Архитектура капиталистических стран 7 Всеобщая история архитектуры: В 18 т. М.: Стройиздат, 1963. Т. 2. С. 128-139,406437; Т. 4. С. 424445; Т. 11. С. 43-75.

9. Лимн Г.К Культурная интеграция как столкновение цивилизаций 7 Диалог цивилизаций «Восток-Запад»: Третей междунар. филос. симпозиум. М.: Изд-во Гос. ун-та Дружбы народов, 1995. С. 11-13.

10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Наука, 1975. - 504 с.

11. Бахтин ММ Эсттикасловешсготвсртстм^ Искухжз, 1986.-293 с.

12. Белев М. Архитектурные метаморфозы // Архитекту рный вестник. 19%. № З.-С. 61 -66.

13. БенемР. Новый бругализм: Эшкаили эстетика. -М.: Стройиздат, 1973. -199 с.

14. Берега Темзы // Великие тайны прошлого / Под ред. Н.Ярошенко. Германия, "Рвдерз Дайджест ассосгойшн", Инк. эмблемы "Ридер; Дайджест" и "Пегас", 1996. С. 356-359.

15. Библер В.С. Культура XXвека и диалог культур // Диалог культур: Материалы науч. конф. "Випперовские чтения". М.: Гос. музей изобразительных искусств им. А.С.1Кшкина. Ин-г высш. тлманитарных исследований Росс. Гос. ¡уманитарного ун-та, 1994. С. 5-19.

16. Библф В.С. Мышление как творчество. Ввведение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

17. Биркман Р.И. Полифония. -С.-П.: С.-П. Гос. академия культуры 1995. -123 с.

18. Биткеев МП. Философский анализ «юрм и уровней взаимодействия культур // Диалог' цивилизаций: Восток-Запад: Тез. выстушх на втором междунар. филос. симпозиуме. М., Гею. ун-т Дружбы народов. 1995. Вып. П. С. 8-10.

19. Божко ЮГ. Эстетические свойства архитекту ры. Киев: Будивельник, 1990. -141 с.

20. Боков АВ. Архитектура как .'зримая проекция культуры // Архитектура и культура: Сб. материалов Всесоюзной научной конференции. М., 1990. С. 76-78.

21. Бондаренко И .А. Культурная миссия архитектуры Н Архитектура и культура: Сб. магериа-лов Всесоюзной научной конференции. М„ ВНИИТАГ, 1990. С. 72-73.

22. Британский музей, Лоцдон/ПодредБ.Н.Ривкина-М.: Йзобр. иск-во, 1980.-256 с.

23. Ванчугов В.В. Русская философия полифония культур //' Диалог цивилизаций: Восток-Запад: Тез. высту'ттл. на втором междунар. филос. симпозиуме. - М, 1 'ос. ун-т Дружбы народов. 1995. Вып. П. С. 26-27.

24. Василенко Т.П. Социокультурная мобильность как философская проблема: Автореф. дис. . канд. философии. -М., 1989.-21 с.30. ¿юилшйJIH, Ап/мон итштлцхма i7 Игр. цхм:шр¡ия. М.: Ху дож. лиг-pa Т.2. С. 9-177.

25. Великобритания/Березная НА и др. М.: Междунар. спн, 1990. 157 с.31а. Вигрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. ФА Петровского. М.: изд. Всесоюзн. Академии Архитектуры, 1936, С. 2543.

26. Великобритания / С.ПМадзаевский и др. М.: Мысль, 1981. -429 с.

27. Воеводина JI.11. Миф в контексте культуры: Автореф. дис. кацд арх-ры. М. 1995. 18 с.

28. Возвышаева Т.П. Архитектура «Хай-тек»: генезис, современное состояние: Автореф. дис. . канд. арх-ры. М„ 1989.-24 с.

29. Воронина НИ. Российский менталитет: поиски подходов к осмыслению // Современный ислам в диалоге культур. Н. Новгород: Нижегор. iуманит , центр. 1996. С. 105-108. Ж Воронихина Л.Н. Лондон. - Л.: Искусство, 1989. -239 с.

30. Воронцова ЕА Диалог культур в музее // Диалог цивилизаций «Восток-Запад»: Третий междунар. филос. симпозиум. -М.: Изд-во Гос. ун-та Дружбы народов, 1995. С. 214-216.

31. ГидионЗ. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984. -455 с.

32. Глазкова М.А. Корреспонденция как фактор взаимного влияния культур // Диалог в культуре и истории: Конференция молодых ученых октябрь 1993. Тезисы. М.: РАН, ин-г славяноведения и балканистики. ЦЕСЛАВ. 1993. С. 19-22.

33. Горский ВС. Искржо-фитэшфскоеистожование текста Киев: Наук. Думка, 1981.-208 с.

34. Гречко П.К. Об ашифундаментажзме в диалоге культур // Диалог цивилизаций «Восток-Запад»: Третий междунар. филос. симпозиум. М.: Изд-во Гос. ун-та Дружбы народов, 1995. С. 211-213.

35. Груздева В.В. Динамика человечества в контексте взаимодействия цивилизаций и культур: Автореф. дис. д-ра философ. Наук. Новгород 1997.-39 с.43= Гуревич АЯ. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. С. 454456.

36. Диалог наук на рубеже ХХ-ХХ1 веков и глобальные проблемы современности: Междисциплинарная науч. конф. Йошкар-Ола, 1996. -205 с.

37. Диалог философских культур в зфкале компаративистики: Материалы межвуз. конф. 1415 ноября 1994. С.-П. 165 с.

38. Дрцдзе Т.М. Диалог механизм сргани задии социокультурного пространства-времени // Культурный диалог города во времени и пространстве исторического развитая: Материалы межрегион. Конф. (тезисы, краткие содержания докладов). -М., РАН, 1996. С. 15-22.

39. Дрцдзе Т.М. На пороге экшнтропоцентрической социологии // Общественные науки и современность. 1994, №4. С. 97-103.

40. Дридзе Т.М. Социальная коммут мкация как текстовая деятельность в семиошциопсихоло-ши И Общественные науки и современность. -1996. -№3. С. 145-152.

41. Дрцдзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиошциопсихологии. М.: Науки 1984. -426 с.

42. Дукельская Л А Искусство Англии ХУ1-Х1Х веков. Л.: Искусство, 1983, -116 с.

43. Еремеев АФ. Искусство каквидобпения ' Хлетику в шт». Свфдтовск 1973. Вып. 2. С. 3-13.

44. Железняк О.Е. Цвет в контексте культурного выбора Освоение цветовой среды /У Архитектура и культура: Сб. материалов Всесоюзной научной конференции. М., 1990. С. 5-15.

45. Забешпш (ский ГБ. Архитектура иэмопиона !ыили мир^товека. М.: Стройиу таг. ¡Ж.- 208с.

46. За&льшанстсий Г.Б. Архитектурный объект и культурная норма //' Архитектура и культура: Сб. материалов Всесоюзной тучной конференции. М., 1990. С. 92-94.

47. Иванов А.В. Организация диалога субъект и объекта как культурный выбор // Архитектура и культура: Сб. материалов Всесоюзной научной когтференгтии- М. 1990. С. 103-105.

48. Иванов 1СК. Архитектура и общество: Автореф. дие. доктораарх-ры. М, 1967. - 36 с.

49. Иконников АВ. Архитектура ХГХв. Итоги развития 77 Архитектурный волгните. -1996. №1. С.

50. Иконников А.В. Архитектура города /7 Эстетические проблемы композиттии. М.: Строй-юдат, 1972. С. 130435.

51. Иконников А.В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма

52. М.: Стройиздат, 1982.-255 с,

53. Иконников АВ. Лондон. -Л.: Стройщцат, 1972. 96 с.

54. Иконников АВ. Современная архитектура Англии,- Л: Гею. изд-во литры по строительству, арх-ре и строит. материалам, 1958. 205 с.

55. Иконников АВ. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1978. - 286 с.

56. Иконников АВ. Художественный язык архитектуры. М: Искусство, 1985. 175 с.

57. Иконников А.В. Эстетические проблемы архитектуры. М.: Знание, №12,1970. - С. 9-16. 67а Иконников АВ. Язык современной архитектуры // Искусство и научно-техттический прогресс, -М.: Искусстов, 1973, С. 115-212.

58. Каган М.С. Философия культуры. С.-П.: ТОО ТК 'Петрополис", 1996.415 с.

59. Касымжанов АХ Восток и Запад: единство и взаимосвязь в развитии общественной мысли /7 Взаимодействие культур Востока и Запада: Тез. Докл Всесоюз. Науч. конф. 18-19 октября 1988.-Вильнюс, 1988. С.13-15.

60. Кашешгиков АВ. Соцйально-простраттственньш аспект формирования жилой среды города: Автореф. дие. катщ. арх-ры. М., 1985. -24 с.

61. К вопрос)' об истоках различий в художественных культурах Востока и Запада // Взаимодействие культур Востока и Запада: Тез. Докл Всесоюз. Науч. конф. 18-19 октября 1988. -Вильнюс, 1988. С.94-95.

62. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. М, 1987. ТЛ. С. 83-88.

63. Кттабе Г.С. Заключительное слово 77 Диалог культур: Материалы науч. конф. "Випперов-ские чтения". М.: Гос. музей изобразительных искусств им. АС.Пупжина Ин-т высш. гума-нитарныхисслецованийРосс. Гею. гуманитарного ун-та, 1994. С. 223-225.

64. Левкиевская Е.Е. Элементы диалога в сшвянских ягогропических текстах //' Диалог в культуре и истории: 1<шференция молодых ученых, октябрь 1993. Тезисы. М.: РАН, ин-т славяноведения и бодконистики. ЦЕСЛАВ. 1993. С. 9-10.

65. О-«. ЛеиСДСВ IV.'.I . I ЫрМиНЙМ фирм — IV!. )ИИ л-(Ш. I V / Г). -Ю и.84а. Лсхдри К.Э. Организация архитектурного гтроизводства как. эстетичоскаяч проблема: Автчл • к.1т v ¡07?лх^Лл^/» . 1X1111,^. '^рхъ'лгл/. ни А?*. ¿РАД ^ , 1 х^^.

66. Лондон. Архитектура// Архитектура СВ. Версия 98.1994-1998.

67. Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог// Избр. статьи: В 3 т. Татлин, «Атексацдра», 1993, Т. 1. С. 46-57.

68. Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической системы 7 Избр. статьи: В 3 т. Таллин, "Александра" 1993, Т. 1. С. 90-101.

69. Лотман Ю.М. Мозг текст - культура - искусственный интеллект // Избр. статьи: В 3 т. -Таллин, «Александра», 1993, Т. 1. С. 25-33.

70. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры .// Избр. статьи: В 3 т. -Таллин, < Александра», 1993, Т. 1. С. 76-89.

71. Лотман Ю.М. О семиосфере // Избр. статьи: В 3 т. Таллин, (Александра», 1993, Т. 1. С. 11 -24.

72. Лотман Ю.М. О языке мультипликационньтх фильмов // Семиотика культуры: Труды но знаковым системам. Тарту, Изд-во Тарг. Ун-та 1978. С. 138-144.

73. Лотман Ю.М. Память в кулыуродогическом освещении И Избр. статьи: В 3 т. Танин

74. Александра», 1993, Т. 1. С. 200-202.

75. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста И Избр. статьи: В 3 т. Таллин, «Алекащдра», 1993, Т. 1. С. 129-132.

76. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Избр. статьи: В 3 т. Таллин, «Атексаццра», 1993, Т. 1. С. 191-199.

77. Ло1ман К ).М. Текст в тексте Избр. статьи: В3 т.-Таллин, <Ажксаццра», 1993, Т. 1. С. 148-160.

78. Лотман Ю.М. Текст и полиглошзм кульутры // Избр. статьи: В 3 т. Таллин, «Аюксанд-ра», 1993, Т. 1.С. 142-147.

79. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории //Избр. статьи: В 3 т. Таллин «Александра», 1993. Т. 1. С, 161-166.981 1() гмш Ю.М. Теки г и фч пения / Избр. статьи: В 3 т. 1 а и ¡иц < Алекса! т; рт», 1993, Т. 1.С. 133-141.

80. Лучкова В.И. Ввведение в архитектурную семиотику. -Хабаровск; Изд-во ХГТУ, 1997. 72 с.

81. Мамонтов С.П., Мамонтов АС. Антология культурологической мысли. М., Изд-во ГОУ, 1996. С. 322-328.

82. МардерАП. Эстетика архитектуры. М.: Стройиздат, 1988.-213 с.

83. А'2 К Л ; * V- ■■ Л Д ¡А Т/Гг*.-.Т^^ГГ I. .лгтт^ ТТ ■ О.тптэттл 1 Юхуикиючмл. ivi.i i. гх^аургтоиыьпп 1 Орццп. орлш\лч.1 ура.— .и., ^пешмц 11^1/1 Л Р Т^э^гчотт тжсхДлгчг^^отттлтж гл К/1' " 1 1

84. ЖХ7-0-. . , ^ V и / / 1.А . 1 /Г (У 5 ^ (1 ? Г ^ 1 I Т ' ', ."»У* Ц.К ¡/I I ¡Г ; IV!. : ' Ч "ч ■■ -У ;

85. Морсе АБ. Ритуал: кздедиалэг // Диалог в культуре и истории: Конференция модадых ученых октябрь 1993. Теяисы М.; РАН, ш-т славяноведения и бадктмистики. 1ДВСЛАВ. 1993. С.7-9,

86. Неклюдова Т.П. Городской пейзаж как отражение архитектурной ку льту ры России в изобразительном искусстве 1950-1980 гг.: Авторсф. дис. кавд, искусствоведения. М., 1997. -28 с.

87. Овчинников В.В. Корни дуба // Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах М.: Сов. Россия, 1983. С. 205-432.

88. Г О 1 -ч • Ч /гчт i пк I I Т "К/Т г™. У ТОЧ 7Г i Т

89. V ivyjioi ypiUfl. X^v i . i. 11 V ?! P.V.1 XI X X. 1 . ~ i.VA,, X * ". ; K:. '

90. TOTI r> ТГ/мтгйт-ЛЮ тлта.т!пт i С''Г\ i 11 'i I (nii latvLamrm и ruinww. ' ■--.след. музей зрх-оы им. АВ.1Цусева 1991, С. 6-9.

91. Парк и отдых. Сб. ст. М.: Нац,-исслед. ин-т культу-рьт 1975. Вып. 2.—283 с.

92. Парламешь1(С|жтит.-истор).иссад.55стрштд-раМАмеялера). М.:Iiixi)xxxi 1967.-512с.

93. Полукеев С.Т. О законе красоты // Актуальные всоросы эстетики архитектуры: Сб. научных тр. Киев, 1988. С. 37-68.

94. VIII viiiiiujiu, . X/ipvivi UHIV;^ rnwiuiv iivujiv^vTuunri/i iii. ; i

95. Рабитювич В.И. Хлда«ественные ппобшчьт агкикктл;гы —М.: Знание^ 1 1972. С. 21-27.

96. Ранич AM, Идеи М.М.Бахгиш о даалоге и современная филология // Диалог в культуре и истории: Конференция молодых ученых, октябрь 1993. Тезисы. М.: РАН, ин-т славяноведения и бздконисшки. ЦЕСЛАВ. 1993. С. 4-6.

97. Рижинашвили У.И. Применение идей семиотики и теории информации к анализу некоторых проблем эстетики. Автореф. дисс.канд. филос. наук, М. 1971.23 с.

98. Савицкий IO.IO. Архитектуракапитадастических стран. М.: Страдщцат, 1973. С. 3-134.

99. Савоськина Т.С. Эстетическая сущность архитектурного образа: Автореф. дис. канд. филос. наутс,-Киев, 1979.-21 с.

100. Секреты Тауэра // Великие тайны прошлого / Под ред. НЯрошенко. Гфмания, "Ри-Дфз Дайджест ассосюйшн", Инк. эмблемы "Рвдерз Дайджест" и "Пегас", 1996. С. 23-26.

101. Селиванов В.В. К вопросу об истоках различий в художественных культурах Востока и Запада/У Взаимодействие культур В(хлока и Запада: Тез. Докл. Всесоюз. Науч. конф. 18-19 октября 1988.-Вильнюс, 1988. С. 13-15.

102. Середюк И.И. Восприятие архитектурной среды. Львов: Вища школа, изд-во Львовского ун-та, 1979. -202 с.

103. Сиротина ИЛ. Мемуаристика как исгоч! шк осмысления менталитета ру сской интеллигенции: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1995. -17 с.

104. Соколов Б.Г. Диалог, монолог, полштог и Деррвда // Диалог в философии: Традиции и современность: Межвузовский сборник. С.-П., изд-во С.-П. Ун-та, 1995. С.114-117.

105. Соколова Л. К ). Тимофеева ВА Философская компаративистика и диалог философских культур И "Круглый стол' в С.-Г1. Ун-те. С.-П., . 997. С. 58-60.

106. Соловьева B.C. Референция текста в диалоге культур // Диалог культур XXI век: Тез. докл. и сообщениймежрегион. конф. по культурологии. Балашов: щц-во БПТИ, 1996. С.92-93.

107. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия. 1995. -346 с.

108. Страутманис И.А Информационно-жоциошльный потенциал архитектуры. Авто-.теф дис. доктора арх-ры. - Минск; 1979. -48 с.

109. СуиягинГ.Ф. Архитектура и общество. -Л.: Знание, 1983.-34 с.

110. Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. -М.: Изд-во иностр. лит-ры 1959.-607 с.

111. Трикаш Н.К. Эстетическое освоение действительности и архитектурная культура //' Актуальные вопросы эстетики архитектуры: Сб. научных тр. Киев, 1988. С. 8-17.

112. Успенский Б. А. О семиотике искусства // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М, Изд-во АН СССР, 1962. С. 126-127.

113. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избр. тр.: В 2 т. М.:Гно-зис, 1994. Т. 1.С. 9-10.

114. М). Усшн АК Введение в семио-диахрс«н iyто и семио-иерархическую тему. С.-П.: Supermax 1995. - 99 с.

115. Устин АК Генетика текста Генетика культуры. -С.-П.: Supermax, 1995.-81 с.

116. Устин АК Семиотика глубиньт. С.-П.: Supermax, 1995. 90 с,

117. Устин АК Текст как семиосингез объективного и субъективного. С.-П.: Supemiax, 1995.-139 с.

118. Устин АК Текст. Интергексг. Культура. С.-П.: Supemiax 1995. -112 с.

119. Усшн А.К Формализованный знак в культуре. Пятигорск: Ин-т управления, бизнеса, права, 1997. -80 с.

120. Химупнип Т.Н., Конон Н.В., Уолпт И А В Великобритании при! што так М.: Просвещение 1984. -239 с.146а Циркунов В.Ю. Ш эстетической природе зодчества. -М,: Сгройиздат, 1970. 87 с.

121. JO. V1VJ'VV i О Г11У1. ,± i-УliLEVTlOO. ¿Г1ГГ"! DOlWIil. 1 ^ШЙПГИарПЛ1Л IT1V<VJЛЦЦ\ЛЗОПЗГ11Г1 .1 V^W.i vv4 ТЛ 7X .f отэтдтопвд \ лито 1 qq¿1 p imj 1 я

122. A i ymuiKii n.« v i«, i —c. -v./. x

123. Шейко А Лондон, которого нет на открытках /7 Мужнина + жешщна. — М.: ОАО Из-лат. Лом «ГЬшкинскты штошаль». -1998. ноибоь № 1. - С. 34-38." Т 1 Л f л i

124. Шоулаускас М.-П. Аналитика, герменевтика и структура процесса понимания / методо-логтические аспекты изучения чужерод ных культур Н Взаимодействие культу р Востока и Запада: Тез. Докл. Всесоюз. Науч. конф. 18-19 октября 1988. Вильнюс, 1988. С. 33-38.

125. ШрейдерБА Логика знаковыхсистем (Элемегпысемиотики).-М.: Знание, 1976.-64 с.

126. Шульга Н. А Условия диалога украинской и русской культуры в Украине // Диалог украинской и русской культур: Материалы меэдунар. шуч.-пракшч. конф. Киев, Укр. Обще.™ ™ . „гх, . ! rvv: п о о

127. Якобсон P.O. Лингвистка и поэтика// Структурализм: "за" и "против'; М, 1975,156 с.

128. R ^Ti .< ;, г-, 'j j < jt ., . lí. i: : , i ' i:.::! i ^ I: : . ¡ vi : i: !i í . v ^ - ¡ ; x\y ujw ¿ i! ? !i.waaui изтял y * *

129. EnglaiKi froni liic Bronze Age to the Piesent Efey. — Síockiield at Oil: Oriel Press, 1979. —127 p. 157. A Portrait ofBrifein. Background ofa Pende. -New Yoric Britíái Intumatíon Service 1944. -47 о.

130. Architecture / London /7 BritannicaCD, Version98,1994-19%, Encyclopaedia Britamica, Inc.

131. I iiilholomew. 1 '1 he City oil .ondon: AHk toaphas Paliait I,: Hubert 1 1989.-128p.

132. Bond, M. Hie Houses ofPaiiiament. Hie Palace of Westminster. L,: Pitkin, 1974. -24 p.

133. British Empire // Britannica CD 98 Multimedia Edition, copyrighted 1994-1998 by Encyclopaedia Britannica, Inc.

134. Buckle I l.'i h . History of Civilization in England. Leipzig: Brockliaus, 1865, Vol X. -262 p.

135. Charls (Prince of Wales). A Vision of Britain: A Personal View of Architecture. I LRU of Prince of Wales. -L. etc.: Doubleday, 1982. -156 p.

136. Qui IS. English Architecture. An 111 Glossary.- L: David and Chailes, 1986. -192 p.

137. QilturalLife/L(Mdoo//&itennicaCD, Version 98. 1994-1998, Encyclopaedia Brilannica, Inc.

138. Elton. G. imperial Commonwealth. L.: Collins, 1945. - 544 p.

139. England ii Britannica CD 98 Multimedia Edition, copyrighted 1994-1998 by Encyclopaedia Britannica, Inc.

140. England /7 Hie New Encyclopaedia Britannica: 30 Vol. / Ed. By Peter B. Norton, Joseph J. Esposito. 15,!l Edition. Chicago. USA: Enc, Brit. Inc., 1994. Vol.5. P. 383; Vol. 13. PP. 958-964.

141. English Paiish Churches. L,: Hiames and Hudson, 1976. - 252 p.

142. Great Britain /7 Britannica CD 98 Multimedia Edition, copyrighted 1994-1998 by Encyclopaedia Britannica, Inc.

143. Hanson, M. 2000 Yeans ofLondon. L: Counttylife Ltd., 1967. -232 p. 174 Hairey, J. Cathedrals of England and Wales. - L.: IMsfcrcl 1974. -272 p.

144. Hams, B. The Spirit of New England. Colour Library Books Ltd., Godalmining, Sirney, England, 1991. -160p.

145. Harvey, J. Gothic England. A Suivey of National Culture 1300-1550.-L.: IMsloid 1947. -205 p.

146. Her Majesty Queen Elizabeth II of the United Kingdom of Great Britain and Northen Irlaiid i! New Times. -1989. № 3. - p. 44.177a Eler Majesty Tower of I .ondon. L, Pitkin Pictorials ltd. 1975. -24 p.

147. Jordan, R F. Western Architecture. A Concise Histoiy. L.: Hiames and I ludson. 1969. - 359 p. IS). Kightly, Cli. Strongholds of the Realm. - L.: Thames and Hudson. 1979. -208 p.

148. Kutcher, A Looking at I .ondon: 1.11 Walk through a Changing City . ~ L.: Thames and Hudson,1978.-128 p.

149. I aan, H. Aspects of British Culture: Architecture. Tartu. 1985. - 81 p.

150. Languages of the World: Indo-European lunguages II Britaimica CD 98 Multimedia Edition, copyrighted 1994-1998 by Encyclopaedia Britannica, Inc.

151. London // Britaniiica CD 98 Multimedia Edition, copyrighted 1994-1998 by Encyclopaedia Britannica Inc.

152. London // Internet System. Ion 5. JPG http: // www. kit sbcorp. ru / Ion 5 PG.

153. London Bridge // Hie New Encyclopedia Britannica: 30 Vol. / Ed. By Pete- B. Norton, Joseph J. Esposifo, 15,b Edition. Chicago, USA: Eric. Brit. Inc., 1994. Vol.7. PP.459460.

154. London Culture / Hie New Encyclopaedia Britannica: 30 Vol. /' Ed. By Peter B. Norton, Joseph J. Esposito. 15ftl Edition. Chicago, USA Enc. Brit Lie, 1994. Vol. 24. P. 485.

155. London in Detail. L.: Murray, 1986,-192 p.

156. Maeanlay. T.B. Hie Histoiy ofEngland. Leipzig, 1861, Vol. X -280 p.

157. Mace, R Trafalgar Square. Emblem of Empire. L.: Lawrence and Wishart, 1976. -338 p.

158. Mjiton AL. A People "s Histoiy ofEngland. L.: Lawrence and Wishart, 1984.-564 p.

159. Morgan. D. A Shat Histoiy oftlie British People. -Leipzig, Encyklopadie, 1977.-202 p.

160. Olsen, D. I Hie Growth of Victorian London. Haimondsworth (Mddx): Penguin Books,1979.-391 p.

161. Richard, J. M. Hie Castle on the Ground. L, Munay 1973. -178 p.

162. Robinson, C. E. England. A Histoiy of British Prog-ess from the Early Ages to the Present Day. -New Yoit: CroweiL 1928.-892 p.

163. Somervell, D. C. The British. Empire. L.:Cbristophers, 1945. -368 p.

164. Stamp, L.D. Hie Face of Britam. Britain and the Waid.-L: Studio Vista 1965. 286 p.

165. Stanley, Ch. Hie History ofBrifcain: An Aerial View, L.: Batstord, 1984. -144 p.

166. Sturdy D., Study F. Historic Monuments of England and Wales. Her Majesty-' Tower of London. L.: Dent, 1977. -218 p.

167. Thames, River // Britannica CD 98 Multimedia Edition, copyrighted 1994-1998 by Encyclo-oaedia Brit; tunica Inc.

168. Hie English World: History, Character and People / Ed. By Robert Blake. L.: Thames and Hudson, 1982.-268 p.202. 11ieEIoiisesofPar!iaiiient.- New-Haven-L.: Yale University Hess, 1976.-24 p.

169. Hie Prinsiples of Architecture: Style, Structure and Design /Editor: Michael Foster-. Oxford: Phaidon Press, 1983.-224 p.

170. Tower* of London If The New Encyclopaedia Britannica: 30 Vol. / Ed. By Peter B. Norton, Joseph J. Esposito. 15to Edition. Clucago, USA: Enc. Brit Inc., 1994. Vol.7. P.459.

171. Tower- ofLondon. -1,: Pitkin Pictorials Ltd., 1975.-24 p.

172. United Kingdom. The People. Ethnic Background // Britannica CD 98 Multimedia Edition, copyrighted 1994-1998 by Encyclopaedia Britannica, Inc.

173. Voegelin F.M. Languages of tlie World /7 Hiomas A Current Trends in Linguistics. SebeOK, 1975. Vol.5-PP. 437442.

174. Watkin, D. English Architecture: A Concise History. L.: Thames and Hudson. 1979. -216 p.

175. West T. W. Architecture in England. English University Ffess, 1966. -174 p.

176. Williamson, J. A Great Britain and the Empire. A Diseurcive History. L.: A. and Ch. Black 1944.-213 pp

177. Woodward, W. H. Ai Outline History of the British Empire from 1500 to 1930. Cambridge: the University Press, 1945. 249 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.