Авторская модальность в произведениях А.Т. Твардовского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Девина, Ольга Владимировна

  • Девина, Ольга Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Калининград
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 211
Девина, Ольга Владимировна. Авторская модальность в произведениях А.Т. Твардовского: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Калининград. 2012. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Девина, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предварительные замечания.

§ 1. Модальность как объект изучения в лингвистике.

§ 2. Авторская модальность как текстообразующая категория.

§ 3. Соотношение понятий «автор», «образ автора», авторская модальность».

§ 4. Специфика соотношения авторской модальности и идиостиля.

§ 5. Авторская модальность и аксиологический аспект текстовой семантики.

§ 6. Уровни реализации авторской модальности.

§ 7. Состав экспликаторов авторской модальности.

ГЛАВА II. ПОЭТИКА А.Т. ТВАРДОВСКОГО КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ.

Предварительные замечания.

§ 1. Идейно-историческая обусловленность картины мира

А.Т. Твардовского.

§ 2. Периодизация и тематическая группировка произведений

А.Т.Твардовского.

ГЛАВА III. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.Т. ТВАРДОВСКОГО.

Предварительные замечания.

§ 1. Средства реализации авторской модальности в довоенных поэтических произведениях А.Т. Твардовского.

1.1. Компоненты ментально-идеологического уровня авторской модальности.

1.2. Композиционные средства выражения авторской модальности.

1.3. Лексико-грамматические средства реализации авторской модальности.

1.4. Модификаторы ситуативной и субъективной модальности как актуализаторы авторской модальности.

§ 2. Средства реализации авторской модальности в довоенных прозаических произведениях А.Т. Твардовского.

2.1. Компоненты ментально-идеологического уровня авторской модальности.

2.2. Композиционные средства выражения авторской модальности.

2.3. Лексико-грамматические средства реализации авторской модальности.

2.4. Модальные модификаторы как актуализаторы авторской модальности.

§ 3. Средства выражения авторской модальности в военной поэзии А.Т. Твардовского.

3.1. Компоненты ментально-идеологического уровня авторской модальности.

3.2. Композиционные средства выражения авторской модальности.

3.3. Лексико-грамматические средства выражения авторской модальности.

3.4. Модальные модификаторы как актуализаторы авторской модальности.

§ 4. Средства выражения авторской модальности в военной прозе

А.Т. Твардовского.

4.1. Компоненты ментально-идеологического уровня авторской модальности.

4.2. Композиционные средства выражения авторской модальности.

4.3. Лексико-грамматические средства выражения авторской модальности.

4.4. Модальные модификаторы как актуализаторы авторской модальности.

§ 5. Средства выражения авторской модальности в произведениях послевоенного периода и последнего 10-летия творчества

А.Т. Твардовского.

5.1. Компоненты ментально-идеологического уровня авторской модальности.

5.2. Композиционные и лексико-грамматические средства выражения авторской модальности.

5.3. Модальные модификаторы как актуализаторы авторской модальности.

5.4. Средства формирования краткого, лаконичного стиля как актуализаторы авторской модальности в произведениях последнего 10-летия творчества Твардовского.

Краткие обобщения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторская модальность в произведениях А.Т. Твардовского»

Настоящая диссертация посвящена исследованию авторской модальности в поэтических и прозаических произведениях А.Т. Твардовского.

Выбор темы нашего исследования продиктован рядом причин.

Общая антропоцентрическая парадигма современных филологических исследований, закономерно вызвавшая обращение к тексту как продукту активной речевой деятельности человека [Бахтин 1979; Арутюнова 1981; Гальперин 1981; Бондарко 2001; Бабенко, Васильев, Казарин 2000, Попова 2001; Валгина 2003; Фатеева 2007; Бабенко 2007 и др.], обусловила интерес к изучению текстовых и тектообразующих семантических категорий, к числу которых относится и категория модальности [Бондарко 2001: 6].

В отличие от языковой модальности, т.е. модальности предложения (высказывания), которая получила основательную разработку как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике, текстовая модальность до сих пор остается недостаточно исследованной. Данный факт в значительной степени объясняется трудностью установления ее содержательного объема и структурно-функциональной иерархии ее отдельных значений. «Как только предметом рассмотрения, - отмечает Л.Г. Бабенко, - становится текстовая модальность, стройность и четкость дифференциации модальных значений утрачивается, размываются их границы, наблюдается их пересекаемость и взаимодействие» [Бабенко 2009: 134]. Так, понятия «авторская модальность», а также «субъективная модальность», ставшие ключевыми в работах, связанных с изучением модальности текста, и активно используемые в лингвистике уже более 20 лет [См., например: Барлас 1987; Кухаренко 1988; Откупщикова 1988; Попова 1995; Якимец 1999; Трофимова 2004; Бочкова 2008], на данный момент неоднозначно определяются исследователями с точки зрения их функционально-структурной иерархии. Содержательный объем термина «авторская модальность», возникновение которого в научной литературе связано прежде всего с работами таких ученых, как Л.Г. Барлас, В.А. Кухаренко, М.И. Откупщикова, до сих пор не имеет однозначного толкования.

Актуальность настоящей диссертации, помимо вышесказанного, мотивируется необходимостью уточнения статуса межкатегориальных отношений авторской модальности, более глубокого изучения средств выражения данной категории, осуществления системного анализа авторской модальности в соответствии с новейшими лингвистическими тенденциями, основанными на принципе антропоцентризма, а также на взаимодействии различных областей научного знания. Актуальность данной работы определяется также чрезвычайной колоритностью языковой личности самого автора исследуемых текстов. Так, исследователь О.А, Разводова пишет: «Думается, место Твардовского в истории нашей страны и в истории русской литературы еще не осознано наукой» [Разводова 2002: 139].

А.Т. Твардовский - яркая и значимая фигура в русской литературе XX века. Его творчество пришлось на период сложнейшей, переломной эпохи в культурно-политической, духовно-нравственной сфере в жизни России. Однако Твардовскому в своих произведениях, по свидетельствам многих исследователей, удалось сохранить исконные ценности национально-культурного духовного бытия. Высоко оценил его творчество С.Я. Маршак, назвав его « прямым и законным наследником славной русской литературы» [Маршак 1961: 155]. Современные исследователи отмечают высокую писательскую культуру Твардовского, «великого поэта», «ревнителя русской традиции поэтической и прозаической речи» [Убогий 2002: 239, 251], «глубокое знание подробностей быта и языка, этот быт выражающего» [Разводова 2002: 137], а историк и публицист М.Я. Гефтер, литературоведы P.M. Романова, А.Ю. Убогий ставят его в один ряд с Пушкиным и Толстым [Гефтер 2005; Романова 1985; Убогий 2002]. Подобные оценки на фоне вышеотмеченной уникальности авторского миропонимания, «нацеленности поэта видеть в мире самое общечеловеческое, наиболее ценное всем и каждому» [Разводова 2002: 134] объясняют особый интерес, который представляет изучение языковой личности Твардовского.

Язык поэтических и прозаических произведений А. Твардовского всегда вызывал неподдельный интерес литературоведов, но, несмотря на это, он до сих пор все еще редко является объектом лингвистического изучения. Между тем именно сейчас, когда исследования стали основываться на принципе ан-тропоцентричности текстов, значимости человеческого фактора в языке, важность обращения к таким мастерам слова, как А. Твардовский, становится вполне закономерной.

Объектом настоящего исследования является авторская модальность как текстовая категория, а предметом - средства реализации авторской модальности в поэтических и прозаических текстах А.Т. Твардовского.

Основная цель данного исследования заключается в функционально-семантическом анализе языковых средств реализации категории авторской модальности в поэтических и прозаических текстах А.Т. Твардовского.

На достижение поставленной цели направлено решение ряда конкретных задач, в числе которых:

- конкретизировать отношения понятий «автор», «образ автора», «авторская модальность»;

- в ходе исследования уточнить статусы категорий авторской модальности и идиостиля;

- рассмотреть основные особенности плана содержания авторской модальности в произведениях А.Т. Твардовского;

- выявить состав языковых средств выражения исследуемой категории в анализируемых произведениях А.Т. Твардовского и представить их функционально-семантическую характеристику;

- раскрыть особенности выражения авторской модальности в поэтических и прозаических текстах поэта и писателя;

- проследить эволюцию в реализации авторской модальности в произведениях А.Т. Твардовского применительно к различным периодам его творчества.

Материалом для исследования послужили поэтические произведения и художественная проза довоенного (84 стихотворения 1926 - 1940 гг.; повести «Дневник председателя колхоза», «Наброски неудавшейся повести», рассказы «Заявление», «Пиджак»; поэма «Страна Муравия»), военного (58 стихотворений 1939 - 1945 гг.; поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги»; книга очерков «Родина и чужбина»; рассказ «Костя»), послевоенного (68 стихотворений 1945 - 1960 гг.; повесть «Печники»; поэмы «За далью - даль», «Теркин на том свете») периодов творчества А.Т. Твардовского и лирика последнего 10-летия творчества автора (63 стихотворения 1961 - 1970 гг., в том числе, не вошедшие в шеститомное собрание сочинений, стихотворения «В самый угол шалаша» (1966), «Не всем приятна речь твоя» (1969), «Опять над ленинской страницей» (1969), «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам.» (1969), «Минувший век - еще не вечность» (1969) и поэма «По праву памяти»).

Методика предпринятого анализа определяется целью и задачами настоящего исследования и включает методы описательного, контекстуального, функционально-семантического, стилистического анализа, метод количественных подсчетов, интегральный метод (познание объекта как целого), метод гипотетической интерпретации и трансформации. Кроме того, в ходе исследования привлекались данные толковых словарей русского языка, словарей синонимов, иностранных слов, фразеологического и ассоциативного словарей.

Теоретической базой исследования послужили положения и концепции, разработанные в теории понятийных категорий [Мещанинов 1945; Потебня 1958; Есперсен 1968]; в теории функциональной и коммуникативной грамматики [Бондарко 1971, 1983, 1984; Золотова 1971, 1982; Золотова, Онипенко, Сидорова 2004; Гак 1985; Ваулина 1988 и др.]; в теории взаимодействия уровней языка [Щерба 1972; Якобсон 1972; Бенвеннст 1974 и др.], а также положения, представленные в исследованиях, связанных с вопросом о модальности текста [Гальперин 1981; Барлас 1987; Откупщикова 1988, 1993; Тураева 1989, 1994; Попова 1996; Якимец 1999; Мещеряков 2001; Падучева 2001; Ва-лгина 2003 и др.].

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые осуществлено комплексное функционально-семантическое исследование разноуровневых средств выражения категории авторской модальности на материале поэзии и прозы А. Т. Твардовского.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что представленные в ней наблюдения и выводы, могут стать составной частью системного описания авторской модальности как текстообразующей категории, внося тем самым определенный вклад в научное представление о текстовой модальности и категории модальности в целом.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в ней результатов и выводов в вузовских курсах и спецкурсах, посвященных изучению языковой и текстовой модальности, лингвистическому анализу художественного текста, изучению типологии идиостилей и особенностей языка А.Т. Твардовского.

Апробация работы. Материалы настоящей диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории русского языка и сравнительного языкознания Балтийского федерального университета им. И.Канта, были представлены в докладах на ежегодных научно-практических семинарах аспирантов БФУ им. И. Канта (2008 - 2011), на международной юбилейной конференции «Наследие А.Т. Твардовского в диалоге с прошлым, настоящим и будущим (Воронеж, 2010), на международной научной конференции «Функциональная семантика и семиотика знаковых систем», посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.А. Новикова (Москва, 2011), а также отражены в семи статьях автора.

Структура работы определяется поставленными в ней целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержащей список использованной научной литературы, словарей и энциклопедических изданий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Девина, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратившись к анализу авторской модальности как структурно-содержательного фрагмента языковой категории модальности и сконцентрировав свое внимание на структуре средств ее реализации, мы исходили из представления об авторской модальности прежде всего как о текстообразую-щей семантической категории. С этой точки зрения исследование авторской модальности непременно сопряжено с обращением к такой ключевой текстовой категории, как идиостиль писателя, поскольку картина мира языковой личности автора непременно отражается в языке его произведений. Средства реализации авторской модальности создают концептуальное пространство текста. Таким образом, категории «авторская модальность» и «идиостиль» соотносятся как содержательный и формальный пласты в структуре текста.

В своем исследовании мы основывались на признании различия между категориями «авторская модальность» и «субъективная модальность», указывая, что соотношение между ними заключается в видовом положении Авторской модальности по отношению к родовому - субъективной модальности.

Реализация исследуемой нами категории и ее восприятие читателем осуществляется одновременно через такие прагматико-идеологические единицы, продуцируемые художественным текстом, как образы, темы, идеи, концепты, а также через элементы лексико-грамматического и композиционного уровней текста. Данный факт характеризует авторскую модальность как широкую, многоуровневую категорию.

Особенностью реализации авторской модальности является то, что эксплицитные (лексико-грамматические и композиционные) средства тесно переплетены с имплицитными (базирующимися на коннотативных значениях слов и выражений), формирующими подтекстовую информацию. При этом подтекстовый, имплицитный уровень содержания произведения несет основную нагрузку в передаче прагматнко-идеологической информации произведения автора.

В ходе анализа, проведенного на материале произведений А.Т. Твардовского, начиная с самых ранних и заканчивая произведениями последнего 10-летия его творчества, было выявлено, что средства выражения авторской модальности во всех рассмотренных текстах группируются вокруг доминантных идей художественного мира автора, которые являются семантическими доминантами концептуального пространства его произведений.

В качестве смыслового ядра, фокусирующего авторскую модальность в произведениях поэта и писателя, выступает тема-идея, условно названная нами «отчий дом» (идея исконных человеческих ценностей, хранящихся на уровне подсознательной информации, духовно-нравственной памяти, передаваемой из поколения в поколение). Ее содержательную основу образуют единицы ментально-идеологического уровня реализации авторской модальности: идеологемы дом, мать, э/сизнь, память, долг, культурема Бог, а также идея, названная нами «память человечности». Понятия «дом», «род», «родной», реализованные прямо (через использование одноименных лексем) и косвенно (через средства контекста) участвуют в создании подтекстовой информации значительной части произведений А. Т. Твардовского, последовательно отражающей авторскую мысль о том, что любовь, духовная память любви - основа человечности в людях, на базе которой формируется нравственность, порядочность, стойкость в трудных ситуациях.

Данный аспект прагматической интерпретации содержания произведений Твардовского выявляется на основе анализа лексико-грамматического и композиционного уровней текстов автора.

Так, регулярность употребления лексем мать, дитя, дом, земля, родной, отчий, свой и др. отражает авторское намерение использовать при отражении действительности понятия, близкие и дорогие каждому, являющиеся в нравственно-аксиологической традиции сокровенными, крайне важными для человека. Слова и словосочетания, обладающие яркой эмоциональной коннотацией или получающие ее в условиях контекста (тосковать, родной порог, последняя разлука, ждать письма, пепелище отцовского дома и т.п.), за счет своей экспрессивной функции в речи особым образом акцентируют текстовые фрагменты, связанные с реализацией темы-идеи «отчий дом», характеризуя индивидуально-авторский способ отражения действительности. Наличие в языке произведений Твардовского слов и словосочетаний, обладающих стилистической - просторечной, разговорно-бытовой - коннотацией (матушка родимая, мужний, вояка, шмыгнуть и т.п.) придают языку разговорно-бытовые, просторечные черты, что на ассоциативном, подтекстовом, уровне характеризует прагматику высказывания как желание рассказчика быть близким своему слушателю (читателю), желание показать, что тема его разговора проста, понятна, близка для каждого. Данная авторская интенция также реализуется за счет стилистической функции таких композиционных приемов, как лексические, лексико-синтаксические повторы, рефрены, кольцевая композиция, свойственные народно-поэтическому стилю и на подтекстовом уровне^ ' " ' произведения создающие дополнительную семантику исконности, традиционности, простоты.

Стержневым средством реализации авторской модальности, формирующим направление прагматического вектора, заданного автором в тексте, являются экспликаторы языковой модальности. В языке произведений Твардовского чрезвычайно важное место в реализации авторской позиции занимают эксплицитные и имплицитные средства выражения модальных значений возможности, долженствования, желательности, а также вероятности. Среди них весьма частотны ядерные модальные экспликаторы (модальные глаголы и предикативы мочь, хотеть, можно, нельзя, должен, обязан, модальные слова вероятно, может), с помощью которых автор подчеркивает важность темы-идеи «отчий дом», необходимость обращения к ней, а также обязанность каждого защитить и сохранить духовно-нравственный опыт, впитанный с молоком матери и переданный в отеческих заветах.

Главная характерная особенность, выявленная при анализе реализации авторской модальности в стиле довоенных произведений Твардовского, а также присущая произведениям последующих творческих этапов автора, обозначена нами как стремление к объективности отражения действительности.

Эволюция формы выражения в поэтике А.Т. Твардовского обусловила соответствующие изменения в функциональной нагрузке экспликаторов категории авторской модальности в его произведениях. В выражении авторского стремления к объективности отражения действительности функция лексических единиц с ассоциативно-образными значениями постепенно - от ранних произведений к более поздним - перестает играть решающую роль в реализации авторской модальности, в то время как повышается роль лексических единиц, употребленных в прямых значениях. Это особенно заметно отражено в более частотном употреблении ядерных экспликаторов значений ситуативной и субъективной модальности.

Характерной особенностью реализации авторской модальности в текстах послевоенного периода и последнего 10-летия творчества Твардовского является прием открытой декларации авторской идеи. Вынесение информации идейно-мировоззренческого характера на содержательно-фактуальный уровень текста придает стилю этих произведений черты объективности, честной и прямой авторской позиции. При этом весьма большую частотность приобретает эксплицитная реализация значений субъективной и ситуативной модальности, в частности, значений вероятности, возможности, желательности и долженствования.

Чрезвычайно ярким моментом выражения авторской модальности в произведениях А.Т. Твардовского последних лет является реализация совмещенных модальных значений возможности и долженствования, возможности и желательности, часто дополняемая реализацией субъективной модальности вероятности.

Принцип объективности, «повествовательное™», влияющий на выбор автором языковых средств, как внешняя, стилистическая черта постепенно все чаще сочетается с авторским субъективным подходом, «медитативностью» [Белова 1996: 28], выдвигающими на первый план значимость личных оценок, внутреннего голоса - голоса совести. В конечном итоге содержательно-фактуальный и содержательно-концептуальный план произведений последнего 10-летия творчества Твардовского полностью подчинены субъективному принципу, имея ориентацию на личностно значимое, на выражение оценок и мнения по поводу темы, лично затрагивающей автора, в то время как «объективность» повествования остается лишь стилистическим приемом.

Произведения последнего 10-летия творчества Твардовского в стилевом отношении отличаются лаконичностью, чрезвычайной семантической емкостью. «Субъективность», лиричность как черта авторского стиля, актуализирующая идею «отчий дом», дополняется «объективностью», масштабностью" доминирующей в текстах этого периода общечеловеческой темы нравственного долга перед будущими поколениями. Основой содержательно-концептуальной информации данных произведений продолжает являться идея «отчий дом», представленная в данных произведениях еще шире: в качестве идеи родства как человечности в людях, родственного отношения человека к человеку, которое должно не позволять развязывание войн между людьми.

В произведениях двух последних периодов творчества Твардовского реализация идеи «память человечности» оказывается связанной с темой нравственного долга. Таким образом, основная модальность, реализованная в текстах автора в конце его творческого пути, образно может быть выражена следующей формулой: «я могу и должен, потому что я человек».

Исследование категории авторской модальности на примере художественных текстов дает широкую возможность проследить способы реализации интенций писателя, расширяют представление о прагматике высказывания, об особенностях восприятия и понимания читателем произведения автора.

Предпринятый нами на материале произведений А.Т. Твардовского функционально-семантический анализ авторской модальности отнюдь не исчерпывает всех проблем соответствующего изучения данной категории, но, как мы предполагаем, открывает перспективы дальнейших исследований, целью которых может быть более подробная структуризация и классификация средств выражения авторской модальности в художественном тексте, в том числе в текстах А. Т. Твардовского, чье творчество отличается ярким авторским позиционированием себя как активной личности, устремленной на поиск истины и справедливости, пути достижения цели человеческой жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Девина, Ольга Владимировна, 2012 год

1. Теоретическая литература

2. Абрамов A.M. «Василий Теркин» А. Твардовского народная эпопея. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. 191 с.

3. Абрамов A.M. В огне Великой войны: Проблематика, стиль, поэтика. -Воронеж: Центрально-черноземное книжное изд-во, 1987. 511с.

4. Абрамов A.M. Неизбежность новаторства (об А.Т.Твардовском) // Революция. Жизнь. Писатель. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1979.

5. Адамец П. Образование предложений из пропозиций в современном русском языке. Praha: Univ. Karlova, 1978. 160 с.

6. Адмони В.Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка, М.: Изд-во лит. на иностр. яз. 1956. 391 с.

7. Акаткин В.М. «Не пряча глаз.». К 80-летию со дня рождения Александра Твардовского // Библиотекарь, 1990, № 6. С. 56 60.

8. Акаткин В.М. А.Т. Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2008. 342 с.

9. Александр Трифонович Твардовский. Биобиблиографическое пособие / Научный ред. В.М. Акаткин. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 2011. 327 с.

10. Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1971. 293 с.

11. Алисова Т.Б. Дополнительные отношения модуса и диктума // Вопросы языкознания. 1991. № 1. С. 54-64.

12. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры М.: Наука, 1990. С. 5-32.

13. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. 383 с.

14. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН ССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40. № 4. С. 356 367.

15. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 338 с.

16. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Лингвистическая прагматика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. С. 3 42.

17. Бабенко Л.Г. Филологический анализ художественного текста. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 464 с.

18. Бабенко Л.Г. Оценочный фактор в формировании модального пространства текста // Оценки и ценности в современном научном познании: Сб. науч. тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 133 -142.

19. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.Б. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 2000. 470 с.

20. Бабенко Н.Г. Лингвопоэтика русской литературы эпохи постмодерна. ' СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 410 с.

21. Баевский B.C. Кулацкий подголосок и враг народа: двойной портрет. // Вопросы литературы, 2001, № 5. С. 3 43.

22. Баевский B.C. Материалы к энциклопедии «А.Т.Твардовский» // Русская филология: уч. зап. Смоленского ун-та. Т.7. Смоленск: СГПУ, 2003. С.31 -32.

23. Базалина E.H. Художественный текст и модальность // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 2000. № 7. С. 75 76.

24. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416 с.

25. Барецкая А.Е. Модальность сложных предложений с отношениями обусловленности в древнерусском языке XI XIV вв.: автореф. дис. . канд. филол. наук. Калининград, 2002. 24 с.

26. Барлас Л.Г. Источники текстовой выразительности // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1987. С. 30 -35.

27. Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. 208 с.

28. Барт Р. Мифологии / пер. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 249 с.

29. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. М.: Высшая школа, 1973. 423 с.

30. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М: Худ. лит., 1972. 470с.

31. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. 504с.

32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Худ. лит., 1979. 421с.

33. Беличова-Кржижкова Е. О модальности предложения в русском языке // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 49 -77.

34. Белова A.B. Язык послевоенной лирики А.Т. Твардовского (к проблеме идиостиля): автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1996. 29 с.

35. Белянин В.П. Психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте: автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1992. 40 с.

36. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 447 с.

37. Бессонова Л.П. Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского: автореф. дис. . канд. филол. наук. Майкоп, 2006. 22 с.

38. Блох М.Я Теоретическая грамматика английского языка. М.: Высшая школа, 2000. 178 с.

39. Богин Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. . д-ра филол. наук. JL, 1984. 31 с.

40. Болотина М.А. Виды модальности и их реализация в высказываниях с модальными глаголами (На материале современного английского языка): автореф. дис. . канд. филол. наук. Минск, 1993. 24 с.

41. Болотина М.А. Виды модальности и их реализация высказываниях с модальными глаголами (На материале современного английского языка): дис. . канд. филол. наук. Минск. 1993. 218 с.

42. Бондаренко В.Н Виды модальных значений и их выражение в русском языке // Филологические науки. № 2, 1979. С. 52 61.

43. Бондарко A.B. Грамматическая категория и контекст Д.: Наука. 1971. 116с.

44. Бондарко A.B. Теория морфологических категорий. Д.: Наука, 1976. 255 с.

45. Бондарко A.B. Принципы функциональной грамматики и вопросы ас-пектологии. Л.: Наука, 1983. 208 с.

46. Бондарко A.B. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984. 136 с.

47. Бондарко A.B. Проблемы грамматической семантики и русской аспек-тологии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 220 с.

48. Бондарко A.B. Лингвистика текста в системе функционально-семантических категорий // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 4 -13.

49. Бочкова О.С. Модальный аспект художественного текста (на материале произведений В. Ходасевича): автореф. дис. . канд. филол. наук. Краснодар, 2008. 22 с.

50. Буртин Ю.Г. Исповедь шестидесятника: В школе Твардовского // Дружба народов, 2001, № 2. С. 86 92.

51. Буртин Ю.Г. Три поэмы Твардовского. Лирическая хроника. М., 1970.

52. Ваганова И.Ю. Языковая игра в ментальных пространствах произведений художественной фантастики: на материале творчества А. и Б. Стругацких: дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 181 с.

53. Валгина Н.С. Пути вхождения разговорных конструкций в письменную речь // Филологические науки. 1997, № 6. С. 22 32.

54. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с.

55. Ваншенкин К.Я. Перечитывая Твардовского (Короткие заметки) // Новый мир. 1958. № 3 . 198 с.

56. Васильев Л.М. Модальные слова в их отношении к структуре предложения // Учен. зап. Башкирск. ун-та. Уфа, 1973. 55 60.

57. Ваулина С.С. Эволюция средств выражения модальности в русском языке (XI XVII вв.). Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1988. 144 с.

58. Ваулина С.С. Языковая модальность как функционально-семантическая категория (диахронический аспект), Калининград: Изд-во Калининградск. ун-та, 1993. 70 с.

59. Ваулина С.С. Оценочность и модальность: специфика межкатегориальных отношений // Оценки и ценности в современном научном познании: сб. науч. тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 3 10.

60. Ваулина С.С. Функциональная специфика модальной семантики в тексте // Tekst jako kultura, jako tekst: Materialy mi^dzynarodowej interdyscyplynarnej konferenji naukowej. Gdansk Wydawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego, 2011. C. 144-151.

61. Ваулина С.С., Девина О.В. Авторская модальность как текстообразу-ющая категория. // Вестник Российского государственного университета им.

62. И. Канта. Вып. 8: Сер. Филологические науки. Калининград: Изд-во РГУ И. Канта, 2010. 161 с. С. 8-13.

63. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.

64. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М,: Высшая школа, 1971.240 с.

65. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. С. 53 87.

66. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.

67. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Г.О. Винокур. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. С. 36 -46.

68. Винокур Т.Г. Воспроизведение особенностей разговорной речи в художественном тексте (к построению типологии приема) // Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях. Пермь, 1984. С. 31 46.

69. Вихрян O.E. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1990. 15 с.

70. Воейкова A.A. Национально-культурная специфика рекламных текстов: аксиологический аспект (на материале русской и американской рекламы): автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2009.

71. Волкова Н.А. Текстовая модальность в аспекте учения о первичности -вторичности текста (на материале цикла рассказов В.М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова»): автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2007.

72. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.

73. Вольф Е.М. Субъективная модальность и пропозиция // Пропозициональные предикаты в логическом и лингвистическом аспекте. М.: Наука, 1987. С. 35-37.

74. Вольф Е.М. Субъективная модальность и семантика пропозиции // Прагматика и семантика интенсиональное™. М.: Наука, 1988.

75. Выходцев П.С. Творчество А. Твардовского: исследования и материалы. Л.: Наука, 1989. 384 с.

76. Гак В.Г. О категориях модуса предложения // Предложение и текст в семантическом аспекте: межвуз. сб. науч. тр. Калинин, 1978. С. 19 26.

77. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М.: Высшая школа, 1983. 154 с.

78. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: : М Наука, 1981.

79. Гефтер М.Я. Словом строится начало; Да будет болыо боль; Небесспорный; Начать со слова // Твардовский А.Т., Гефтер М.Я. XX век. Голограммы поэта и историка. М., 2005. С. 30 32; 216 - 221; 467 - 468; 481 - 482.

80. Гоголина Т.В. Синтаксические средства выражения функционально-семантического поля сомнительности // Предложение. Текст. Речевое функционирование языковых единиц: сб. науч. тр. Елец: Изд-во Елецкого унта, 2002. С. 37-42.

81. Гребенкина И.И. Проблема многозначности в сфере модальности: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1995. 20 с.

82. Грепл М. О сущности модальности // Языкознание в Чехословакии. М.: Прогресс, 1978. С. 277 301.

83. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М.: Наука, 1983.

84. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М.: Просвещение, 1969. 184 с.

85. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Наука, 1984. 397с.

86. Демидова И.А. Средства выражения побудительной модальности в русском и английском языках. Калининград: дис. . канд. филол. наук. Калининград, 2005. 198 с.

87. Дешериева Т.И. О соотношении модальности и предикативности // Вопросы языкознания, 1987. № 1. С. 33 45.

88. Диброва Е.И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц: доклады VI Международной конференции. Т.2. М., 1998. С. 250 -257.

89. Дикушина Н.«Не отступая быть самим собой» // Вопросы литературы. М.: 2007, № 1. С. 6 - 29.

90. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1989.

91. Дронова Л.П. Становление и эволюция модально-оценочной лексики русского языка: этнолингвистический аспект. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. 256 с.

92. Ермолаева Л.С. Понимание модальности в современной лингвистике (на материале немецкого и английского языков) // Лингвистика и методика в высшей школе: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГИИЯ им. М. Тореза, 1978. Вып. 8. С. 47 60.

93. Журавлев С.А. Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе: дис. . канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2004. 203 с.

94. Заморина О.В. Восприятие подтекста речевого произведения: На примере научных текстов: дис. . канд. филол. наук: 19.00.01. Пермь, 2005.-225 с.

95. Золотова Г.А. О модальности предложения в русском языке // Филологические науки. 1962. № 4. С. 65 79.

96. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с.

97. Золотова Г.А., Онипенко, Н.К. Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка М.: Наука, 2004. 544 с.

98. Ионицэ М.П., Россу А.Д. Функционально-семантическая категория персональности // Прагматико-функциональное исследование языков. Кишинев: Штиинца, 1989. С. 48 52.

99. Казыдуб H.H. Дискурсивное пространство как фрагмент языковой картины мира: теоретическая модель: автореф. дис. . д-ра филол. наук. Иркутск, 2006. 34 с.

100. Кайда Л.Г. Композиционная поэтика текста. М.: Флинта, 2011. 400 с.

101. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Наука, 1992. 864 с.

102. Карасик В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность // Филология. Краснодар, 1994. № 3. С. 2 7.

103. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. // Язык и личность. М., 1989. С. 3 8.

104. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. М: Наука, 1991.57 с.

105. Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. М: Наука, 1992. 215 с.

106. Караулов Ю.Н Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010.264 с.

107. Клобуков Е.В. Падеж и модальность // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М.: Наука, 1984. С. 43 -65.

108. Ковалев Н.С. Древнерусский литературный текст: Проблемы исследования смысловой структуры и эволюции в аспекте категории оценки. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1997. 260 с.

109. Козлов Р.Г. Функционально-семантический статус политического дискурса во французском и русском языках: дис. . канд. филол. наук. Чебоксары, 2006. 210 с.

110. Колесов В.В. Концепт культуры: образ понятие - символ // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 3 (№ 16), 1992. 30 - 40.

111. Колесов В.В. Философия русского слова. Спб.: ЮНА, 2002.

112. Колобкова Л.В. Средства выражения модального значения волеизъявления в русском языке XVII начала XVIII вв.: автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1995. 24 с.

113. Колшанский Г.В. К вопросу о содержании языковой категории модальности // Вопросы языкознания. 1961. № 1. С. 94 98.

114. Колшанский Г.В. Соотношение объективных и субъективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. 231 с.

115. Колшанский Г.В. Коммуникативная грамматика и лингвистическая интерпретация категорий субъекта и предиката // Известия АН СССР. Серия лит. и языка, 1979, № 4. С. 318 322.

116. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 175 с.

117. Кондратович А.И. Уроки Твардовского // Молодая гвардия, 1979, № 2. С. 307 320.

118. Корди Е.Е. К вопросу о модальности (на материале французского языка) // Лексическая и грамматическая семантика романских языков. М.: Наука, 1980. С. 52-61.

119. Королева И.А. А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа: через призму имен собственных. Работы последних лет. Смоленск: ООО Книжное издательство «Смядынь». 2010. 156 с.

120. Кочеткова О.Л. Средства выражения модальных значений возможности и необходимости в русском языке второй половины XVII — начала XVIII вв.: автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1998. 24 с.

121. Краснова Т. И. Субъективность модальность (материалы активной грамматики). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургск. ун-та экономики и финансов, 2002. 189 с.

122. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986. 156 с.

123. Кубрякова Е.С. Актуальные проблемы современной семантики. М.: Наука, 1984. 130 с.

124. Кукса И.Ю. Средства выражения побудительной модальности в древнерусском языке XI — XIV веков: автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1997. 24 с.

125. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.100 с.

126. Леденева В.В. Особенности идиолекта Н.С. Лескова: Средства номинации и предикации: дис. .д-ра филол. наук. М, 2000. 481 с.

127. Леденева B.B. Идиостиль (к уточнению понятия) // Филологические науки, 2001. №5. С. 36-41.

128. Ломов A.M. Очерки по русской аспектологии. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 140 с.

129. Ломтев Т.П. Структура и парадигматика предложений на основе свойств грамматической категории модальности // Учен. зап. Московск. пед. ин-та им. В.И. Ленина, 1969. № 341. С. 215 236.

130. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1972. 199 с.

131. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. Наука, 1970. 384с.

132. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст семиосфера - история. М., 1996. С. 11 - 23.

133. Ляпон М.В. К вопросу о языковой специфике модальности // Известия АН СССР, Серия лит. и яз. 1971. Т.ХХХ. Вып. № 3. 230 243.

134. Малышева Е.Г. Идиостиль Владислава Ходасевича (опыт когнитивного анализа): автореф. дис. . канд. филол. наук. Омск, 1997. 22 с.

135. Македонов A.B. Творческий путь Твардовского. Дома и дороги. М.: Худож. лит., 1981.

136. Македонов A.B. Александр Твардовский. М.: Худож. лит., 1986.

137. Маркелова Т.В. Взаимодействие оценочных и модальных значений в русском языке // Филологические науки. 1996. № 1.

138. Маркова H.A. Прагматические особенности художественного текста // Принципы изучения художественного текста: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1992.

139. Маршак С.Я. Ради жизни на земле // Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Сов. писатель, 1961.

140. Мелиг Х.Р. Частичные и полные модальные вопросы // Модальность в языке и речи: новые подходы к изучению: сб. науч. тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 75 92.

141. Мецлер О. лингвистическом статусе категории модальности // Филологические науки. 1982. № 4. С. 66 72.

142. Мещеряков В.Н. К вопросу о модальности текста// Филологические науки. 2001. №4.

143. Мирзоева Л.Ю. Эволюция категории оценки в русском языке XVII -XIX вв. автореф. дис. . д-ра филол. наук. Алматы, 2010.

144. Мухтаруллина А.Р. Когнитивный аспект модальности в художественном тексте // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранного языка: межвуз. сб. науч. раб. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1997. С. 126 133.

145. Небыкова С.И. Структура предложений современного русского языка с точки зрения содержания модальности возможности и необходимости: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1972. 18 с.

146. Немец Г.П. Актуальные проблемы модальности в современном русском языке. Ростов-на/Д.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1991. 187 с.

147. Николаева И.В. Структурно-семантическая характеристика включенных предикативных единиц в современном французском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1986. 23 с.

148. Норман Б.Ю. Модальность в болгарском языке // Modalität und Modus. Allgemeine Fragen und Realisierung im Slavischen. 1994. Harrassowitz Verlag, Wiesbaden. P. 170 186.

149. Опарина A.B. Специфика проявления авторской модальности в списках «Повести временных лет»: Лексико-грамматический аспект: дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 2004. 162 с.

150. Орлова Л.И. Модальность как категория художественного текста // Кормановские чтения: материалы межвуз. науч. конф. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. Вып. 1. С. 20 23.

151. Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста. Л.: Наука, 1988.104 с.

152. Откупщикова М.И. Очерки теории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993.201

153. Очерки языка русской поэзии XX века: Поэтический язык и идио-стиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста / Под ред. В.П. Григорьева. М.: Наука, 1990. 304 с.

154. Очерки языка русской поэзии XX века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке / Отв. ред. Е.А. Некрасова. М.: Наука, 1994. 271 с.

155. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). М.: Наука, 1985. 271 с.

156. Падучева Е.В. В. В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 54, № 3, 1995. С. 39 48.

157. Падучева Е.В. Неопределенность как семантическая доминанта русской языковой картины мира // Diterminatezza е indeterminatezza nelle lingue slave. Problemi di morfosintassi delle lingue slave. Padova 1996. V. 5. C. 163 — 185.

158. Падучева Е.В. Модальность сквозь призму дейксиса // Традиционноеи новое в русской грамматике: сб. статей, посвящ. памяти Веры Арсеньевны . Белошапковой. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 184 197.

159. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука, 1971. 231 с.

160. Панфилов В.З. Категория модальности и ее роль в конституировании структуры предложения и суждения // Вопросы языкознания, 1977. № 4. С. 37 -48.

161. Парамонов Д.А. О грамматическом выражении модальности в современном русском языке // Вестник ОМГУ. Омск: Изд-во ОмГУ, 1998. Вып. 2. С. 76-79.

162. Парамонов Д.А. Феномен грамматического выражения модальных значений в современном русском языке в свете экспрессивности: автореф. . дис. д-ра филол. наук, М., 2010. 50 с.

163. Пете И. Типы синтаксической модальности в русском языке // Studia

164. Slavica. Budapest, 1970. V. 16. № 3 4. S. 219 - 237.202

165. Петров Н.Е. О содержании и объеме языковой модальности. Новосибирск: Наука, 1982. 161 с.

166. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956. 512 с.

167. Петровская С.А. Принципы полевого подхода к категории модальности // Понятийные категории и их языковая реализация. JI.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та. им. А.И. Герцена, 1989. С. 64 78.

168. Пиотровская Л.А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования. СПб: Изд-во СПбГУ, 1994. 145 с.

169. Питина С.А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Челябинск: Изд-во Челябинск. ун-та, 2002. 191 с.

170. Пищальникова В.А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект. Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 1992. 74 с.

171. Пляскина М.В. Модальные слова категории достоверности: структурно-семантический и функциональный аспекты: автореф. дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 2001. 18 с.

172. Попова З.Д., Стернин И.А. К методологии лингво-когнитивного анализа // Филология и культура: Материалы III-й Международной научной конференции. В 3 ч. Ч. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. С. 19 -22.

173. Попова Е.А. Авторская модальность как средство выражения антро-поцентричности текста: автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1996. 22 с.

174. Попова Е.А. Коммуникативные аспекты литературного нарратива: дис. . д-ра филол. наук. Липецк, 2002. 353 с.

175. Попова В.П. Средства выражения модального значения "волеизъявления" английском и русском языках (сопоставительный аспект): дис. . канд. филол. наук, Краснодар, 2000. 201 с.

176. Прокофьева И.В. Модальность как выражение концепции автора: ав-тореф. дис. . канд. филол. наук: Тбилиси, 1990. 24 с.

177. Пуховская М.Ю. Модальные значения сложного предложения в научной (медицинской) речи: автореф. дис. . канд. филол. наук: Тверь, 1995. 20 с.

178. Рагозина Е.В. Модальность вопросительных предложений в современном русском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Калининград, 2008. 24 с.

179. Разводова O.A. Родина против чужбины: Статьи о русской литературе. Воронеж: ВЭПИ, 2002. 182 с.

180. Разводова O.A. Из чего прорастает родина // Подъем. 2007 № 8. С. 51 -62.

181. Ричарде А. Философия риторики. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 44 68.

182. Романова P.M. «Начал я. поэму в грозный год.» : к творческой истории поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги» // Вопросы литературы. М., 1985. №4. С. 132-144.

183. Романова P.M. Александр Твардовский. Труды и дни. М.: Водолей Publishers, 2006. 768 с.

184. Романова Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе: дис. д-ра филол. наук. СПб., 2004. 418 с.

185. Романова Т.В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. Нижний Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2008. 310 с.

186. Романова Т.В. Аксиологема «казенный» в художественном и публицистическом творчестве О. Павлова // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010, №2. С. 74-84.

187. Романова Т.В. Человек и время. Язык. Дискурс. Языковая личность. Нижний Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2011. 248 с.

188. Русская грамматика. В 2 т. Praha: Academia nakl. Ceskoslovenske academie vëd, 1979.

189. Русская грамматика. В 2 т. Т. I II. М.: Наука, 1980. 1492 с.

190. Рыболовлев Н.Д. Средства выражения модальных значений в русском и польском языках (на примере модальности недостоверности и предметной модальности): автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1989. 23 с.

191. Сабанеева М.К. Логическая и лингвистическая сущность модальности высказывания // Проблемы комплексного анализа языка и речи, Л.: Наука, 1982. С. 71-75.

192. Савельева Л.В., Черепанова O.A. Отрицание и модальность // Вестник Ленингр. ун-та. Сер.2, 1989. Вып. 2. С. 63 68.

193. Симонов K.M. Таким я его помню: (Об Александре Твардовском) // Вопросы литературы. 2005. С. 13 49.

194. Скрипникова H.H. О термине «модальность» в современной лингвистике // Филологические записки. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 2001. Вып. 15. С. 194-200.

195. Солганик Г.Я. О текстовой модальности как семантической основе текста // Структура и семантика художественного текста: доклады VII Меж-дунар.конф. МГОПУ. М., 1999. С. 364 372.

196. Солодилова H.A. Смысл художественного текста. Словесный образ как актуализатор смысла. На примере романов Р. Музиля «Смятение воспитанника Тёрлеса» и «Человек без свойств». Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. 153 с.

197. Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975. 313 с.

198. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения. М.: Наука, 1981. 360 с.

199. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

200. Стернин И.А. Может ли лингвист моделировать структуру концепта // Когнитивная семантика: Материалы второй Международной школы-семинарапо когнитивной лингвистике. В 2 ч. Ч. 2. Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2000. С. 13-17.

201. Столнейкер P.C. Прагматика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. С. 419-438.

202. Стратийчук Е. Ю. Персональность как текстообразующая категория художественного текста: на материале русского и английского языков: авто-реф. дис. . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 23 с.

203. Страшнов С. Камертон // Урал. 1990, № 6. С. 165 172.

204. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1997. 72 с.

205. Твардовская М.А. «Все это жизнь моя шумела.». Неизвестные строки Твардовского // Советская литература. 1990. № 7. С. 117 118.

206. Твардовский А.Т. Автобиография // Твардовский А.Т. Собр. соч. в 6 т. Т.1. М.: Худож. лит., 1976. С. 19-30.

207. Твардовский А. О поэзии Маршака // Твардовский А.Т. Собр. соч. в 6 т. Т.5.М., 1980. С. 160-197.

208. Твардовский А. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. 1989. № 7. С. 124-192.

209. Твардовский А. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. 1989. № 8. С. 122-181.

210. Твардовский А. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. 1989. № 9. С. 143 206.

211. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 6. С. 132 -188.

212. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 7. С.102 -154.

213. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 9. С. 139 -180.

214. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 11. С.144 -175.

215. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. № 12. С.124 -148.

216. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов / Публикация В.А. и O.A. Твардовских // Знамя. 2001. № 12. С. 130 164.

217. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 2. С. 114 -165.

218. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 4. С. 136 -185.

219. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 5. С. 138 -179.

220. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2002. № 9. С. 171 -199.

221. Твардовский И. Т. Родина и чужбина: Книга жизни / предисл. В. Ивановой; послесл. В. В. Ильина. Смоленск: Посох: Русич, 1996. 351 с.

222. Твардовский и смоленская поэтическая школа. Сборник статей по материалам докладов и сообщений международной научной конференции. Смоленск: ООО Книжное издательство «Смядынь», 2010. 244 с.

223. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. С. 26 -52.

224. Теория метафоры: сб. науч. тр. / Под общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. 512 с.

225. Трофимова И.А. Субъективная модальность в художественном тексте (на материале прозаических произведений А.П. Чехова): автореф. дис. . канд. филол. наук. Калининград, 2004. 24 с.

226. Трунова О.В. Природа и языковой статус категории модальности. Барнаул Новосибирск: Наука, 1991. 130 с.

227. Тураева З.Я. Категория модальности в художественном тексте — многозначность и вариативность // Вопросы структуры английского языка в синхронии и диахронии. Д., 1989. Вып. 6. С. 21 27.

228. Тураева З.Я. Семантика художественного текста и модальность // Текстовый и сентенциональный уровень стилистического анализа. Межвуз. сб. науч. трудов. Д.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. С. 93 103.

229. Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. М., 1994. № 3. С. 105 — 114.

230. Турков A.M. Секреты "простого стиля" // Знамя. 1960. № 7.

231. Турков A.M. Александр Твардовский. М.: Худож. лит., 1970. 173 с.

232. Турков A.M. Так песня спелась. // А.Т. Твардовский. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1981. 671 с.

233. Убогий А. Ю. Поэт навсегда // Наш современник. 2002, № 1. С.238 — 252.

234. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание. Формирование и функционирование. М., 2000. С.136 -170.

235. Фатеева Н.А Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности. М.: КомКнига, 2007. 282 с.

236. Федорова И.Р. Модальность возможности в современном русском языке (на материале газет). Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 2000. 84 с.

237. Фридман Л.Г. Вопросительные предложения в современном немецком языке: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1960. 25 с.

238. Хлебникова И.Б. Сослагательное наклонение в английском языке: Теория и практика. М.: Наука, 1994.

239. Хрычиков Б.В. Категория модальности, ее объем и средства выражения в современном русском языке: автореф. дис . д-ра филол. наук, Днепропетровск, 1986. 36 с.

240. Цыбин В.М. Между правдой и совестью (Александр Твардовский) // Молодая гвардия. 1997, № 8. С. 218 232.

241. Чейф У. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975. 432 с.208

242. Чейф У. Данное, контраетивность, определенность, подлежащее, топики и точка зрения. Новое в зарубежной лингвистике, вып. XI. М.: Прогресс, 1982. С. 277-316.

243. Чернова И.И. Лирический цикл А.Т. Твардовского «Памяти матери» // Литература в школе. М., 2000. № 4. С. 55-61.

244. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Согласие, 1997. Т.2.

245. Шалдина Р.В. Творчество А.Т. Твардовского: природа смеха: дис. .канд. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2002. 190 с.

246. Шанский Н.М. О лирике А.Т. Твардовского // Русский язык в школе. М., 1980, №3. С. 61-66.

247. Шатуновский И.Б. Основные коммуникативные типы полных (общих) вопросов в русском языке // Русский язык: пересекая границы. Дубна, 2001. 246 265.

248. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.: Наука, 1960. 377 с.

249. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира. Материалы к словарю. М., 2002. 224 с.

250. Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности // Актуальные проблемы русского синтаксиса: сб. науч. тр. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984. С. 78 100.

251. Эслон П.А. Опыт семантической типологии модальности // Типология. Грамматика. Семантика: сб. науч. тр. СПб.: Наука, 1998. С. 300 337.

252. Эслон П.А. Проблема разграничения модальных значений // Труды по русской и славянской филологии. Tartu, 1997. № 1. 233 248.

253. Якимец Н.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова): автореф. дис. . канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1999. 24 с.

254. Яковлев Г.Ю. Категория модальности в свете представлений о динамической природе языка: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2002. 18 с.

255. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. 344 с.

256. Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М.: Наука, 1981. 86 с.

257. Durovic Е Modalnost'. Lexsikalno-syntakticke vyjadnovanie modalnych a hodnotiacich vzt'ahov v slovencine a rastine. Bratislava: Vyd. sloveskej akademie vied, 1956. 220 s.

258. Hinrichs W., Kubler S. From Chunks to Function-Argumeny Structure: A Similarity-Based Approach. ACL. 2001. P. 238 245.

259. Hoffman R. Some implications of metaphor for philosophy and psychology of science // The ubiquity of metaphor / Paprotte W., Dirven R. (eds). Amsterdam, 1985. P. 327-380.

260. Lyons G. Language, Meaning and Context. Bungay; Suffolk: Fontana Paperbacks, 1981. 256 p.

261. Matthews R. Words and worlds: on the linguistic analysis of modality. Frankfurt am Main; Bern; New York; Paris: Lang, 1991. 310 p.

262. Mrazek R. Замечания о сущности модальности // Otazky slovanske syntaxe. Т. III. Brno, 1973. 393 c.

263. Паулоуская Н.Ю. Катэгорыя мадальнасщ у сучаснай беларускай мове. Мшск: MiHCK. дзярж. лшгв. ун-т, 2001. 205 с.

264. Parret Н. Discussing Language. The Hague Paris, 1974. 384 p.

265. Rytel D. Leksykalne srodki wyrazania modalnosci w j<?zyku czeskim a polskim. Wroclaw Warszawa - Krakow, 1982.177 s.

266. Словари и энциклопедические издания

267. БТС Большой толковый словарь русского языка /Авт.-сост. С.А.Кузнецов. СПб.: НОРИНТ, 1998.

268. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.

269. МАС Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994.

270. СИС Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.

271. Сл. Ефремовой Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

272. Сл. Даля Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Цитадель, 1998.

273. Сл. Ожегова Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

274. СЛТ Словарь литературоведческих терминов / Под ред. С.П. Белокуровой. М., 2005.

275. СС Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Под, ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999.

276. РАС Русский ассоциативный словарь: В 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева и др. М.: Астрель; ACT, 2002.

277. ФС Фразеологический словарь русского литературного языка / Автор-составитель А.И. Федоров. М.: Астрель, 2008.

278. Твардовский А.Т. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 1-6. М., 1976 1983.

279. Твардовский А.Т. Избранные произведения. В. 3 т. Т. 1-3. / Сост. и под-гот. текста М. Твардовской; Примеч. А. Туркова. М.: Худож. лит., 1990.1. М., 1910.3. Источники

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.