Балеты Андрея Петрова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Комарова, Татьяна Валерьевна

  • Комарова, Татьяна Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 160
Комарова, Татьяна Валерьевна. Балеты Андрея Петрова: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2004. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Комарова, Татьяна Валерьевна

Введение.

Глава I

Некоторые особенности развития жанра балета в отечественном музыкальном театре 50-70-х годов.

Глава П

Балет «Берег надежды» А. Петрова.

Глава III

Балет «Сотворение мира».

Глава IV

Вокально-хореографическая симфония «Пушкин. Размышление о поэте»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Балеты Андрея Петрова»

Андрей Павлович Петров (2 сентября, 1930, Ленинград) - является одним из тех отечественных композиторов, которые оказали большое влияние на современное музыкальное искусство. Он принадлежит к числу ведущих композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В его творчестве отразились процессы развития современного искусства, его новые пути. С момента окончания в 1954 году Ленинградской государственной консерватории (класс О. Бвлахова) ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность. Андрей Павлович - народный артист СССР (1980). С 1964 года он является председателем правления Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР. Позднее - секретарем правления Союза композиторов СССР (1969). В 1989 году Петров был избран депутатом Верховного Совета СССР, распущенного в 1991 году. А в 1992 году произошло возрождение музыкально-общественной организации России - Филармонического общества Санкт-Петербурга (совместно с Д. Лихачевым, Ю. Темиркановым, Ю. Львовым, М. Бяликом, Б. Березовским), где Андрей Павлович становится председателем, а затем - президентом Общества. В 1996 году его избирают почетным доктором Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Сама личность композитора и просто человека привлекает своей врожденной интеллигентностью, отзывчивостью и душевностью. С Андреем Павловичем легко общаются и сотрудничают. И сегодня он относится к числу самых известных музыкальных деятелей России, сумевших завоевать не только искреннюю любовь миллионов отечественных меломанов, но и широкое международное признание. «Петрова не только знают, его еще и любят, к нему привыкли; для многих в России и, особенно в Петербурге он остается источником душевного комфорта, воплощением жизненной устойчивости»1.

Поразителен универсализм Андрея Павловича Он проявляется в широте охвата различных музыкальных направлений, в многообразии творческих исканий. Широта и богатство творческих устремлений музыканта определяются многообразием его жанровых интересов. Его творчество отмечено стремлением к поиску новых тем, образов, жанров - будь то песня или симфоническое произведение, опера или балет. Наиболее известно песенное творчество композитора И в этом жанре он выступил как великий песенник. Музыкант обращается и к эстрадной песне, и к музыке для кино. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города», «На кургане». В 1967 году за эти песни композитор удостоен Государственной премии СССР.

Петров, как композитор, принял участие в создании таких замечательных кинофильмов, как «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Укрощение огня», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др. За музыку к кинофильму «Небеса обетованные» (режиссер Э.Рязанов) Андрею Павловичу присудили кинематографическую премию «Ника» в 1992 году. Кинематограф принес композитору успех и популярность. Прозвучав с экрана, его мелодии, как правило, обретают самостоятельную жизнь. Они звучат на эстраде, радио, телевидении, записываются в студиях на диски и пластинки. В этом жанре музыка Петрова отличается своей демократичностью. Его песни легко запоминаются, эмоциональны, просты — особая черта его песенного творчества. Он работает в содружестве со многими известными режиссерами (Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Дж. Кьюкер). Упорная и настойчивая работа в кинематографе способствовала освоению интонационного стоя современности, песенных стилей, бытующих среди молодежи. Это по-своему отразилось на работе Петрова в других жанрах.

Андрей Павлович один из немногих композиторов, которые сочетают работу в концертно-филармонических жанрах и в музыкальном театре. Среди кондертно-филармонической музыки значительны такие произведения как симфонические поэмы (Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда, 1966; Симфоническая поэма «Радца и Лойко» по рассказу М.Горького «Макар Чудра», 1955; Концерт для скрипки с оркестром, 1980; камерно-вокальные и хоровые произведения. Оригинальна фантастическая симфония «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова (1986). В этом произведении сконцентрировались характерные черты творчества Петрова — театрально-пластическая природа музыки. Премьера симфонии состоялась в авторском концерте в Большом зале Ленинградской филармонии (дирижер П. Коган). В дальнейшем, это произведение неоднократно исполняли известные дирижеры (В. Гергиев, М. Янсонс, А.Дмитриев, А. Кау, В. Зива и др.). В 1987 году на музыку этой симфонии хореограф Борис Эйфман поставил балет, показанный во многих странах мира.

Музыкальный театр в творчестве композитора занимает значительное место. Ему принадлежат балеты «Берег надежды» (лиф. Ю.Слонимского, балетм. И. Вельский, 1959), «Сотворение мира» (балетм. Н. Касаткина и В.Василев, 1971), вокально-хореографическая симфония «Пушкин» (балетм. те же, 1979), а также опера «Петр I» (1975), опера-феерия «Маяковский начинается» (1983).

Опера «Петр I» принадлежит к жанру оперы-оратории, в которой применен принцип фресковой композиции. Основу этого произведения составило ранее созданное вокально-симфоническое сочинение - фрески «Петр I» для солистов, хора и оркестра на оригинальные тексты исторических документов и народных песен (1972). Композитора привлекла грандиозная противоречивая фигура преобразователя России. Андрей Павлович создал историческую народную оперу, продолжающую традиции Мусоргского, но с динамичным драматизма, написанную современным музыкальным языком с позиций художника XX века. Премьера оперы состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета им.С.М.Кирова либретто и постановка Н. Касаткиной и В.Василева, художник -И.Сумбаташвили, хормейстер - А. Мурин, музыкальный руководитель -Ю.Темирканов). В 1976 году этот спектакль был удостоен Государственной премии СССР. В последствии опера была поставлена во многих городах страны, а также в Германии, Чехословакии, Болгарии, Швейцарии и Греции.

Показ эпохи через восприятие выдающегося музыканта ощущается и в опере-феерии «Маяковский начинается» (1983). Становление поэта революции раскрывается в сопоставлении сцен, где он предстает с друзьями и единомышленниками, в противостоянии с врагами, в диалогах-поединках с литературными героями. Эта опера отражает современное искание Петрова нового синтеза искусств на театральной сцене. Премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (к 200-летию театра). Либретто принадлежит М. Розовскому, постановка Н.Касаткиной и

B.Василева, художник И. Иванов, хормейстер А. Мурин, музыкальный руководитель и дирижер Ю. Темирканов.

К жанру балета композитор обратился еще в начале своего творческого пути, и интерес к нему увеличивался, становился острее. Чем же привлекает жанр балета композитора?

В одной го бесед Андрей Павлович Петров вспоминает «.Первая причина связана с юношескими впечатлениями: после окончания Великой Отечественной войны я услышал музыку балета «Ромео и Джульетта»

C.Прокофьева, позже «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, а также мне удалось познакомиться с музыкой Стравинского в записи. Все это произвело на меня большое впечатление, нежели чем симфоническая музыка. Известно, балет — это жанр синтетический и требует привлечения большого количества актеров. Я всегда испытывал чувство ответственности не только за то, какой должна быть музыка, как должен звучать оркестр, но и за многих исполнителей. Всегда очень нравится работать с талантливыми людьми, вместе находить что-то новое. Да, и судьба мне делала большие подарки в жизни. Так, посчастливилось сотрудничать с известными балетмейстерами, очень непохожими друг на друга. Общение с ними оставило яркий след в моей памяти и во многом определило направленность художественных поисков. А когда я был еще студентом на 4 курсе Ленинградской

• консерватории мне довелось работать с настоящим профессиональным оркестром. В эти годы произошла встреча с известным балетмейстером Л.Якобсоном, которая также оставила глубокий след на мое творчество в этом жанре.»2.

50-70-е годы - золотые десятилетия балета, как отмечает композитор. «В этом жанре работали звезды хореографического искусства и лучшие мастера музыки. Все это меня вдохновляло и сблизило с наивысшим театральным жанром — балетом. И начав когда-то в нем работать, моя любовь

• к нему осталась навсегда . »3.

Вкусы и привязанности Петрова в жанре балета устойчивы. Прежде всего, это творческие отношения к исторической традиции в ее современном преломлении. Главным завоеванием жанра балета он считает его симфонизацию на основе сквозного музыкального действия, достигнутого Чайковским. «Смелость и новаторство музыкального языка - говорит композитор, - вызвали в свое время смелость и новаторство хореографических решений, а они, в свою очередь, ориентировали композиторов на новые поиски в сфере музыкальной выразительности »4. ф Уже на раннем творческом этапе перед А. Петровым стояла проблема сочетания традиций и новаторства. Пластическое ощущение образов и картин окружающей действительности выразилось в сочинении для оркестра «Пионерская сюита», которая показывает жизнь детворы. Ярче это представилось в следующей «Спортивной сюите». Они показаны на IV Всемирном фестивале в Бухаресте (1953) и привлекли внимание Ленинградского хореографического училища, ф Когда Петров был еще студентом консерватории, он обратился к балетному жанру. Первый его опыт - «Заветная яблонька» (1953) уже связан с современной темой. Здесь передан мир юных натуралистов, которые преобразуют природу Заполярья (либретто Р. Славский). Такая тематика подсказала композитору и современные песенные интонации. Музыке свойственна танцевальная мелодичность. Наиболее интересными здесь представляются сцены детских игр (в дальнейшем этот образ получит развитие и в балете «Берег надежды» и в «Сотворении мира» - сцены игр Адама и Евы), сюита «живых овощей» (с юмористическими оттенками), которая передает фантастический сон мальчика-натуралиста (юмор и фантастика далее в творчестве композитора станут характерными чертами балетного творчества Петрова). Премьера балета «Заветная яблонька» состоялась в детской самодеятельной студии Дворца культуры имени Горького.

После того, как Андрей Павлович побывал в Пушкинских горах (свадебное путешествие с Наталией Ефимовной), у него родилась идея балета «Станционный смотритель». В 1955 году на выпускном экзамене Ленинградского хореографического училища состоялась премьера нового балета. В этом произведении сильны влияния Чайковского и Глиэра. Картины, показывающие петербургский придворный быт, создан в духе французского романтического балета (интермедия «Любовь Розы»). В русском стиле написан танцевальный дивертисмент в сцене на почтовом тракте с разудалым плясом ямщиков и поэтичным хороводом девушек. Хореография «Станционного смотрителя» решена в академическом плане. Здесь есть и сольные вариации, и Adagio и т.д. В этом раннем балете Андрея Павловича привлекает мелодическая непосредственность. Особенно напевны лейттемы Вырина и Дуни. Сцена же мнимой болезни гусара Минского звучит в юмористических тонах. Выделяется и драматически взволнованный финал балета, где показано одиночество отца, покинутого дочерью.

Балет имел две редакции. Первая состояла из двух актов. В дальнейшем композитор и либреттист (Ю. Заводчиков) создали новую редакцию, где было уже три акта. Спектакль Хореографического училища был включен в репертуар театра оперы и балета имени С.М. Кирова (1956).

Все участники спектакля были студентами, за исключением роли Вырина. Балет имел успех у зрителей.

Ранние произведения А. Петрова в области балета способствовали освоению природы танцевального жанра. Каждое из них - ступень в стремительном восхождении композитора к вершинам мастерства. Следующие балеты стали подлинными художественными свершениями.

Балеты «Берег надежды», «Сотворение мира» и вокально-хореографическая симфония «Пушкин» являются этапными в истории развития отечественного балетного театра.

Уже балет «Берег надежды» привлек внимание музыкальной общественности. Созданный в тесном содружестве композитора с

• либреттистом (Ю. Слонимский) и хореографом (И. Вельский) - плод напряженных творческих поисков — он вызвал оживленную дискуссию. Авторы назвали спектакль «балет-поэма» и, тем самым, противопоставили его жанру драмбалета, преобладавшему в предшествующий период. Поэтический замысел, воплощенный в духе возвышенной поэмы, был воспринят как своего рода декларация. В этом балете на современную тему ярко воплотилась свойственная композитору романтика любви и подвига. В нем отразились тенденции тех лет, поиски новых стилей и жанров. Постановка И.Бельского резко выделялась на фоне многих иллюстративных ф хореографических спектаклей 40-60-х годов. Здесь возродился свободный танец, который передавал вдохновенные чувства. Балет носит условно-обобщенный характер, и это является его основной чертой, своеобразным завоеванием отечественно балетного театра XX века

Центральным и особенно популярным в творчестве композитора является балет «Сотворение мира». Это сочинение стало вершиной в балетном творчестве Андрея Павловича. Переосмыслив традиции балетной щ классики, он выдвигает новый жанр балета с многогранным содержанием, которое включает в себя миф о сотворении мира и трагедию судеб народов мира, борющихся за свободу. Стимулом для создания столь яркого произведения послужили рисунки французского художника-карикатуриста Ж. Эффеля. Они подсказали автору современное толкование действительности. Библейская легенда претворена в свете актуальных проблем XX века. В «Сотворении мира» композитор приблизился к достижению философского симфонизма тех лет. Многоплановость содержания определила характер музыки, ее полистилистику. В музыке балета объединяются различные стилистические слои и их структурные элементы. И в этом проявляется творческий метод А. Петрова, его композиторская индивидуальность.

Вдохновенная сила и неисчерпаемая глубина поэзии Пушкина всегда привлекала композитора Волновала и судьба поэта. Трагическая судьба

• Пушкина - великого национального гения, послужила основой для создания нового, третьего балета, названного именем поэта. Андрей Павлович назвал свое произведение «вокально-хореографическая симфония». Здесь композитор обращается к межжанровым связям - синтезу смежных видов искусств - поэзии и музыки, театра и симфонии. Так определился принципиально новый жанр балета. Вокально-хореографическая симфония «Пушкин» для чтеца, солистки, хора и симфонического оркестра - первая попытка музыкального осмысления образа Пушкина, его трагического образа в последние годы жизни. Это первое и уникальное размышление композитора в отечественном музыкальном театре о русском гении, который сыграл важную роль в истории русской музыкальной культуры. Синтетизм Петрова в этом балете — качественно новое явление отечественного музыкального театра XX столетия.

О творчестве Андрея Павловича существует достаточно обширная литература Многочисленные статьи, рецензии, отзывы о музыке композитора, посвященные различным жанрам его творчества. Это работы ф М. Тараканова, В. Фомина, С. Катоновой, М. Друскина, С. Краюхина и др.

Один из распространенных жанров литературы, касающихся личности и творчества А. Петрова - беседа с композитором . В них Андрей Павлович много размышляет о процессах, происходящих в музыкальной жизни России, о задачах современной отечественной музыки и, непосредственно, говорит о своем творчестве. Сравнительно недавно вышел в свет сборник статей «Четыре слова про Андрея Петрова» по случаю 70-летнего юбилея композитора**. В него включены статьи Л. Гаккеля, Б. Кац о киномузыке композитора, Л. Мархасева о театральных произведениях и воспоминания Наталии Петровой.

Однако музыкально-театральным произведениям оказано наименьшее внимание. Литературы о балетном творчестве композитора практически нет. Очень мало материалов по истории их создания, аналитических музыкальных статей.

Вместе с тем, в книге под общей редакцией М. Друскина «Андрей Петров»*** предпринята попытка показать с различных сторон идейно-художественные искания и достижения крупного мастера отечественной музыки. В ней представлены статьи Е. Ручьевской, В. Фомина, С.Катоновой, где произведения рассматриваются в аспекте творческой эволюции композитора. В своеобразной исследовательской манере написана статья С. Катоновой «Образы. Драматургия. Музыка». Автор делает основные Арановский М. Я-коренной ленинградец / Советская музыка, 1981, №9; ДанькоЛ. Нужно времени и людям / Советская музыка, 1981, №3; Петров А. Главное дело жизни / Музыкальная жизнь, 1985, №3, февраль; Петров А. Российская провинция / Российская провинция, 1996, №2, март-апрель; Петров-Березовский. Об искусстве, о политике и деньгах / Вечерний Петербург, 1998, 11 июля, №123; Петров-Буханов. Композитор А.Петров / Культура и жизнь, 1978, №1; Колесникова Н. А. Петров / Комсомольская правда, 1971, 21 марта; Петров А. О музыке и о себе / Московский комсомолец, 1965, 27 ноября и др. Четыре слова про Андрея Петрова, Спб, 2000 Друскин М. Андрей Петров. Л., 1981. заметки, касающиеся проблемы музыкальной драматургии балетов 50-70-х годов, в частности произведений А. Петрова. Большой вклад в изучение творчества композитора внесла работа Е.Ручьевской, которая содержит анализ современной музыки в различных жанрах.

Основополагающей для настоящего исследования является статья А.Петрова «Музыка и хореография современного балета»*, где он затрагивает вопросы развития балетного жанра, рассматривая его с композиторской точки зрения.

Среди многочисленных публикаций наибольший интерес представляют интервью с композитором, в которых речь идет непосредственно о театральных произведениях**.

• Ценными представляются материалы, в которых сам композитор говорит о своей работе в театре***. Издан ряд работ, отражающих особенности различных постановок балетов Петрова. Например, выделим статью А.Илупиной о постановке балета «Сотворение мира», где отмечается выступление артистов, оформление спектакля****. Аналогичная статья

Петров А. Музыка и хореография современного балета, JL, 1974 Друскин-Петров. Театр - это трибуна идей / Советская музыка, 1980, №9; Кичин В-Петров А. Сотворение мира / Литературная газета, 1981, 13 мая, №20; Бурякова Ю.Петров А. Балет вырастает из симфонии / Танец, 1990, №3-4, ноябрь; Мархасев Л.-Петров • А. Монолог современника / Музыкальная жизнь, 1978, №18, сентябрь; Горчакова

Петров. Создать новую музыку / Советская Россия, 1973,13 ноября. Петров А. Единомыслие / Театральная жизнь, 1983, №12, июнь; Петров А. Круг исканий / Театр, 1983, №6 (композитор о своей творческой жизни в театре оперы и балета им. Кирова, где были поставлены «Берег надежды», «Сотворение мира», «Петр I»); Петров А. Всегда родной для сердца звук / Смена, 1979,6 июня, №130 (о своей работе над вокально-хореографической симфонии о Пушкине); Петров А. Шестое чувство / Музыка в драматическом театре. Л., 1976, Петров А. Мой друг - театр / Советская Молдавия, 1981, ц 14 августа, и др.

Илупина А. Сотворение мира / Музыкальная жизнь, 1971, №13, с.8-9.

Н. Шереметьевской по случаю премьеры вокально-хореографической симфонии «Пушкин»*.

Обращаясь к балетному творчеству А. Петрова, нельзя пройти мимо фундаментальных материалов балетоведческого плана. В настоящее время существует солидный фонд теоретических и критических работ, где освещены узловые события жизни театра XX века, деятельность ведущих хореографов и исполнителей. Основы изучения отечественного балетного театра заложены трудами многих исследователей - в первую очередь Ю.И.Слонимского и В.М. Красовской**.

Вопросы искусства хореографии ставились широко и решались разносторонне, в том числе такими авторами, как Ю. Бахрушин, В.Ванслов, П. Карп, Г. Добровольская, Г. Кремшевская, Е.Суриц, В.Чистякова***. Обращает на себя внимание сборник «Советский балетный театр», который раскрывает проблемы балетоведения****. Центральное место в нем занимает тема современного балета второй половины XX века. Здесь освещена жизнь ведущих балетных коллективов страны - Большого театра в Москве и театра оперы и балета имени С.М.Кирова в Ленинграде, а также возникших рядом Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и Ленинградского Малого театра оперы и балета. Внимание авторов сосредоточилось, прежде всего, на деятельности ведущих

Шереметьевская Н. Вокально-хореографическая симфония «Пушкин» / Музыкальная жизнь, 1980, №3, с. 4-5.

Слонимский Ю. Советский балет. М.: Л., 1950; Семь балетных историй. Л., 1967; Драматургия балетного театра. М., 1977

Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.; М., 1958; Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.; М., 1963; Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971.

Бахрушин Ю.А. История русского балета. М., 1965; Ванслов В. Балеты Григоровича и проблема хореографического театра. М., 1974; Карп. П. О балете. М., 1967. ♦♦♦♦ Советский балетный театр. М., 1976. балетмейстеров и артистов балета. Жизнь балетного театра середины XX века, его проблемы освещены в статье «В середине века» ведущего балетоведа В.Красовской. Автор выдвигает в центр анализ хореографической работы Ю.Григоровича, И.Бельского, а также JI. Якобсона, Н. Касаткиной и В. Василева, О.Виноградова и др. Подробно прослеживается история их творческих проблем.

Отметим, что работы В. Красовской представляются значительными для изучения отечественного балетного театра. В ее книге «Профи танца»* блестящим образом сочетается научный стиль с простотой изложения исторических фактов. Эта работа дает возможность познакомится с критическими статьями, в которых прослеживается взаимосвязь между балетной критикой и развитием хореографического искусства. Представлены также развернутые портреты артистов балета, таких как Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Габриэла Комлева, Юрий Соловьев, Аскольд Макаров, Михаил Барышников и др. Сборник посвящен творческим судьбам выдающихся артистов. Так, собранные вместе портреты мастеров разных поколений образуют историю развития театра Этапы развития петербургской балетной школы предстают на страницах этой книги в артистическом ракурсе.

Об искусстве хореографии 50-70-х годов и его определяющих тенденциях развития знакомит книга «Советской балет сегодня» балетного критика А. Соколова-Каминского**. Главная ее тема - балетмейстерское творчество на фоне основных художественных проблем хореографии.

Вопросы же музыки балета, ее драматургии, особенно советского периода, недостаточно разработаны. Композитор и музыковед Б.Асафьев впервые теоретически осмыслил эти проблемы***. Вслед за ним к этим Красовская В. Профи танца. Спб., 1999. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. М., 1984 Асафьев Б. О балете. Л., 1974, с.76, 86 (Глебов И. Симфонические этюды. Пг.,1922). вопросам обращались и другие музыковеды, в частности В.Богданов-Березовский* Публицистический характер носят статьи И.Соллертинского по поводу балетных премьер**. Его рецензии отразили время, когда определились пути развития советского балетного театра. Тем не менее, музыкальная драматургия балета, по сравнению с оперной, менее освещена в теоретическом плане. Обычно к ней обращались в связи с творчеством того или иного композитора И здесь большую роль сыграли такие монографии как И. Вершининой, М. Друскина, Б. Ярустовского о

И.Стравинском, И. Нестьева о С.Прокофьеве, JI. Карагачевой о К. Караеве и др.***

Известны научные сборники об отечественном балетном творчестве, среди них - «Музыка советского балета»****, где наряду с проблемами истории балета анализируется музыкальная драматургия, «Музыка и хореография современного балета»*****, который включает в себя статьи о теоретических и практических проблемах балетного театра, а также содержит вопросы взаимосвязи музыки и танца в хореографическом спектакле.

Одна из основных тем - современность на сцене балетного театра Здесь, в статье В. Ванслова «Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности» прослеживается становление современной темы в балетах 30-60-х годов. Важный теоретический вопрос поднимает JI. Линькова в статье «О драматургии балета».Это одна из первых попыток обсуждения этой темы. Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л., 1962. Соллертинский И. Статьи о балете. JL, 1973. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977; Друскин М. Игорь Стравинский. Л., 1979; Ярустовский Б. И. Стравинский. М., 1969; Нестъев И. Жизнь Сергея Прокофьева М., 1957; Карагичева Л. Кара Караев. М., 1960; Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967. Музыка советского балета, Л., 1962. Музыка и хореография современного балета. Вып.1, Л., 1974. Вып.2, Л., 1977. Вын.3, Л., 1979.

Значительна статья О.Берга «Взаимосвязь музыки и хореографии и музыкальное воспитание балетмейстера».

Отдельные статьи о балетном творчестве есть и в других сборниках:

Из истории музыки XX века», «Музыка и жизнь», «Русская и зарубежная музыкальная классика», «Музыкальный современник», «Музыка XX века», «История современной отечественной музыки»*. В них балетное творчество рассматривается с музыковедческой точки зрения.

Большой вклад в изучение отечественного балетного театра принесла книга С. Катоновой «Музыка советского балета»**. В ней рассматривается музыка как основа хореографического спектакля. Автор прослеживает многообразие идейно-образных решений музыкальной драматургии балета

• во взаимодействии традиций и новаторства. Здесь содержится анализ музыки балетов 20-40-х и 50-70-х годов. Отдельные очерки посвящены творчеству С. Прокофьева, А. Хачатуряна, К. Караева, С. Слонимского, Б.Тшценко, Р. Щедрина, А. Петрова

При всей обширности балетоведческой и музыковедческой литературы балеты А. Петрова в истории развития жанра отечественного музыкального театра практически не исследованы. Балетное творчество крупнейшего композитора второй половины XX века не получило специального научного освещения. Отсутствует монографическое исследование этой темы. А между

9 тем, балеты Петрова завоевали большую популярность и стали репертуарными. Они показали новое качество взаимодействия балета с музыкальными жанрами, с драматическим театром, с хореографией. Естественно назрела потребность в многостороннем анализе балетного творчества выдающегося композитора. Из истории музыки XX века. М., 1971; Музыка и жизнь. Вып.1, Д., 1972. Вып.2, М., 1973; Русская и зарубежная музыкальная классика. Л., 1974; Музыкальный современник. Вып.2, М., 1977; Музыка XX века. М., 1977; История современной отечественной музыки. Вып.З, М., 2001.

Катонова С. Музыка советского балета. Л., 1979.

Тема «Балеты Андрея Петрова» приобретает в настоящее время особую актуальность. Во-первых, ввиду возросшего интереса к художественным проблемам музыкального театра в целом и балетного, в частности. Во-вторых, вокруг жанра балета в период его расцвета сосредоточили усилия и поиски многие современные художники, которые провели реформу музыкального театра, обновляя театральный язык на новых уровнях — жанровом, образном, драматургическом, что сыграло огромную роль в дальнейшем развитии жанра. В силу этих обстоятельств дальнейшее изучение балета, как музыкального жанра, и как сценического воплощения музыкального спектакля в его взаимодействии с различными аспектами художественной и культурной жизни, является значимым, как в научном, так и в практическом плане. В связи с этим, становится невозможным оставить без внимания новаторский опыт А. Петрова, который внес в жанр балета удивительное ощущение нового времени, принципиальность мышления с крепкой опорой на традиции. Музыка композитора ярко театральна, в ней проявляются принципы эстетики Петрова - предметность, конкретность художественного мышления. Отсюда яркая образность музыки, интерес к драматургическим острым, гражданственным сюжетам и темам, тяготение к смежным искусствам, поэмное изложение материала - все это отличало его от других мастеров искусств. Поэтому так естественен растущий интерес к театральной сфере творчества композитора

Данная работа представляет собой первое монографическое исследование, посвященное балетному творчеству крупнейшего композитора второй половины XX века Андрею Павловичу Петрову. Центральное место занимает балет «Сотворение мира», являющийся одной из вершин отечественного балета XX века.

Цель исследования - дать целостное представление о балетах А.Петрова и выявить их роль в развитии отечественного балетного театра XX века.

Объектом исследования является творчество выдающегося композитора второй половины XX века А. Петрова.

Предмет исследования — балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», вокально-хореографическая симфония «Пушкин» как существенные вехи в творчестве композитора и развития отечественной музыкально-театральной культуры.

Цель и предмет исследования определили необходимость постановок и решения задач:

- выявить особенности развития жанра балета 50-70-х годов в отечественном музыкальном театре;

- рассмотреть балеты композитора как этапные в истории развития отечественного музыкального театра;

- проследить историю создания балетов и особенности их различных постановок; представить музыкально-сценические интерпритации первых исполнителей - артистов, дирижеров, режиссеров, а также сценографии театральных художников;

- раскрыть новаторство музыкального языка балетов А. Петрова и их драматургию;

- исследовать специфику синтетической природы балетов, их связь с разносторонними общехудожественными тенденциями времени и некоторыми характерными явлениями тех лет из области смежных искусств;

- определить место балетов А. Петрова в развитии отечественного балетного театра XX века;

- предоставить необходимый материал, литературу о балетном творчестве композитора, а также отзывы, рецензии на различные постановки балетов.

Методологической основой диссертации явились принятые в отечественном музыкознании методы исследования:

- исторический метод;

- метод сравнительного анализа, который предусматривает изучение объекта исследования в связи с общим процессом исторического развития;

- аналитический метод, связанный с теоретическим анализом творчества композитора. Он предполагает обзор балетов, в процессе которого выявляются индивидуальные черты стиля Л. Петрова;

- метод компактного моделирования;

- изучение литературы по проблемам диссертационной работы;

- метод обобщения отдельных теоретических выводов отечественных музыковедов и балетоведов.

Научная новизна исследования заключается в том, что балеты А.Петрова подвергаются целостному научному анализу. Диссертация — первая научная монография, посвященная балетному творчеству композитора. Она включает в себя его зрелые балеты, которые ознаменовали собой ярчайшие события в отечественном музыкальном театре. В ней впервые подробно рассматривается история создания балетов. Автор видит свою задачу не только в музыкальном анализе трех балетов, но и в том, чтобы ответить на вопрос: из каких художественных предпосылок рождалось творчество А.Петрова, что было продиктовано временем, и что принадлежит творческой индивидуальности композитора? Так, впервые творчество Ж.Эффеля подробно рассматривается в связи с музыкой балета «Сотворение мира» А. Петрова. В работе большое внимание уделяется синтетической природе балетов. Она позволяет представить балетное творчество композитора не только с музыкальной и хореографической точек зрения, но и с позиций смежных видов искусств. В настоящем исследовании рассмотрение музыкальной партитуры дано с учетом ее театрального предназначения, обусловленности сценическим действием для более глубокого понимания ее жанровой природы. Раскрытие эстетической и теоретической проблематики балетов А. Петрова позволяет уточнить особенности художественного мышления композитора. Анализируются особенности тематической трактовки композитором хорового и оркестрового пластов, их взаимодействие, определяется роль оркестра в драматургии произведения.

Автором привлечены не публиковавшиеся ранее ценные материалы личных бесед автора диссертации с композитором, которые уточняют важнейшие моменты создания балетов и личное отношение музыканта к жанру балета. Это позволило ввести в научный обиход малоизвестные факты, касающиеся работы композитора над балетами. Привлечение материалов по истории театра, музыки, изобразительного искусства дало возможность обогатить представление о театральной эстетики А. Петрова. В исследовании оценивается творческая деятельность исполнителей -современников композитора, и выявляются особенности интерпритации балетов.

Впервые в работе осмысливается значимость балетов А. Петрова в общей эволюции культуры, определяется их место в развитии отечественного балетного театра. Такая установка продиктована стремлением ввести балеты композитора в контекст развития жанра отечественного музыкального жанра 50-70-х годов.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Истории музыки XX века», как книга, могут служить методическим пособием. А также работа может представлять ценность для студентов музыкальных вузов и хореографических училищ, где изучается история балетов, а также в других гуманитарных заведениях

Структура работы обусловливается логикой исследования и состоит из введения, четырех глав с нотными примерами и примечаниями, в которых даются необходимые пояснения (биографические данные деятелей искусств, рецензии на спектакли, указания на литературный источник), заключения и списка литературы.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, объясняется выбор темы, определяется объект, предмет исследования, его цель, задачи, методы, научная новизна диссертации и ее практическая значимость. Здесь представлен творческий портрет композитора. Дан обзор исследовательской литературы. Известно, что жанр балета включает в себя хореографическое, музыкальное и сценическое искусство. Поэтому материал диссертации излагается в двух аспектах - балетоведческом и музыковедческом.

Первая глава - «Некоторые особенности развития жанра балета в отечественном балетном театре 50-70-х годов» - носит историко-обзорный характер. В ней исследуются ведущие тенденции развития жанра в отечественном музыкальном театре середины XX столетия. Здесь освещаются основные этапы развития балетного театра страны. Исследуются процессы, протекавшие в балетном театре 20-х годов (постановки К.Голейзовского, Ф. Лопухова), а также проблемы отечественного балета 30-40-х годов (постановки Р. Захарова, Л. Лавровского). В этой главе показана эстетическая природа хореодрамы и ее новаторский смысл для своего времени, ее внутренние противоречия, кризис жанра. В центр главы выдвигаются особенности балетного театра середины века (постановки Ю.Григоровича, И. Вельского, Л. Якобсона, Н.Касаткиной и В.Василева). Раскрываются вопросы взаимодействия балета с литературой и выдвижения современной темы. Выявляются особенности музыкальной драматургии 50-70-х годов.

Вторая глава — «Балет «Берег надежды» А. Петрова» включает в себя целостный анализ произведения. Подчеркивается историческое значение балета, история его создания. Прослеживаются особенности постановки: сценическая интерпретация образов первыми исполнителями балета. Исследуется музыкальная драматургия балета: общая композиция, характеристика ведущих лейттем и принципы развития мелодического материала.

Третья глава — «Балет «Сотворение мира» является центральной в диссертации. В ней подробно рассмотрена история создания балета, оригинальные источники либретто, различные постановки. Представлен анализ музыкальной драматургии балета и выявлена его роль в истории развития отечественного балетного театра второй половины XX века.

Четвертая глава — «Вокально-хореографическая симфония «Пушкин. Размышление о поэте» посвещена произведению А. Петрова с необычной жанровой природой. Отмечается, что сочинение вобрало в себя многие жанровые искания балетной сцены и предопределило дальнейшие пути музыкально-театрального синтеза. В данной главе представлены предыстория балета, освещается оригинальность постановок спекталя. Здесь также выявляются особенности музыкальной драматургии произведения.

Заключение диссертации основано на выводах, главный из которых заключается в том, что в период 50-70-х годов жанр балет достигает наивысшего своего расцвета, и это доказывает творчество многих композиторов, в частности А. Петрова Утверждается основная мысль исследования - балеты крупнейшего композитора второй половины XX века имеют огромное художественное и интеллектуальное значение в истории развития жанра в отечественном музыкальном театре.

Примечания

1 Гаккель JI. Хороший человек нашей музыки / Четыре слова про Андрея Петрова. Спб., 2000, с. 10.

2 Интервью, данное А. Петровым автору работы.

3 Там же.

4 Катонова С. Музыка советского балета. Л., 1980, с. 49.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Комарова, Татьяна Валерьевна

Заключение

Отечественный балетный театр 50-70-х годов — одно из ярчайших явлений в истории культуры России и за ее пределами. В этот период жанр балета достигает наивысшего своего расцвета, что доказывает творчество таких композиторов, как А. Хачатурян, А. Мачавариани, Т. Хренников, А.Петров, Р. Щедрин, Б. Тшценко, А. Меликов, А.Тамберг, А. Эшпай, С.Слонимский и др., а также хореографов - Ю. Григоровича, О.Виноградова, Н. Касаткиной и В. Василева и др.

Подводя некоторые итоги можно отметить, что исследуемый период -золотые десятилетия в развитии жанра балета Атмосфера новой эпохи порождала новые идеи. В это время обогащалось, переосмысливалось многое из того, что было достигнуто ранее. Традиции нашли свое отражение в современности. Важную роль сыграло то, что к жанру балета обратились многие композиторы-симфонисты, которые раздвинули границы идейно-образного содержания. Они утвердили главенство музыки в симфонизированном балете. Балеты «Спартак», «Тропою грома», «Отелло», «Сотворение мира», «Анна Каренина», «Легенда о любви», «Антуни», «Любовь за любовь» явились примерами небывалого расширения тем и образов, удивительного жанрового многообразия, обновления структур и форм.

Симфонизация балетной партитуры - одно из важнейших завоеваний отечественного музыкального театра. Произведения С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1938), «Золушка» (1945), «Каменный цветок» (1957) были этапными для развития отечественного балетного творчества. Принципы сквозного строения музыкально-образной системы, яркие музыкальные характеристики действующих лиц, активное использование лейтмотивов и приемов драматизации музыкальной ткани, самобытность интонационного строя определили дальнейшее утверждение в музыке балета принципов симфонизма и конфликтной драматургии.

На современном этапе композиторы расширили прокофьевские достижения и обозначили новые грани развернутого многоактного спектакля. Симфоническая оснащенность партитуры обрела эстетическую ценность не только в лейтмотивной системе, но и, прежде всего, в выдвижении на ее основе крупной формы обобщенного характера. В это время взаимодействуют ведущие тенденции, преобразуя музыкальную драматургию балета в целом. В таком сложном процессе выявляется главная проблема - создание обобщенной музыкальной драматургии балета. Здесь ярко выразилось стремление сочетать традиции и новаторство. Обретали новый смысл ранее выдвинутые тенденции. В музыкальной драматургии балета шире стали выявляться закономерности симфонии, которые становятся главенствующими: обобщенность кульминаций и финалов выливается в развернутые композиции. Все большее значение обретают поэмно-симфонические или симфонически-сквозные структуры.

В середине XX столетия особенно активизировались межжанровые связи балета с различными видами искусств. Современный балет становится вровень не только с оперой (порой опережая ее в своем развитии), но и с литературой, драматическим театром, кино, решая идейные задачи.

Процессы интонационного обновления, начатые в 30-е годы, стали более значительными и еще более обращены вглубь, к истокам народного творчества. Так, наряду с современным фольклором, в музыку балета вошли его древние слои, которые ныне вызывают все больший интерес. Но главное - появилась потребность запечатлеть исконную, неповторимую в своем многообразии исполнительскую манеру народных певцов. А. Хачатурян один из первых обратился к такому приему. Он сумел переложить народные песни и танцы в симфонизированные монументальные формы. Ярко воплотил особенности азербайджанского импровизационного творчества в приемах симфонического развития К. Караев («Семь красавиц»). В балете «Тропою грома» он обогатил симфоническую партитуру воспроизведением манеры музицирования африканца. Здесь, в синтезе танцевального и симфонического начал, выявилось мироощущение современного музыканта. К архаичным пластам русской народной песенности обратились С. Слонимский и Б.Тищенко. Композиторы воскресили древние слои национальной музыки в характерной манере вокального интонирования народных певцов («Икар», «Ярославна»). Так, процессы интонационного обновления обогатили форму и выдвинули новый метод симфонизации балетной партитуры. Опора на народную исполнительскую практику привела к эмоциональному осмыслению народной песни, и, тем самым, был создан новый тип симфонизма - многослойного, основанного на разнообразной оркестровой звучности в обобщенной музыкальной драматургии, многогранно отражающей окружающий мир. Интонационное обогащение шло также за счет использования композиторами метода стилизации, воскрешающего приметы музыкальных культур разных эпох («Сотворение мира», «Анна Каренина»). Зачастую, с целью усиления контраста при характеристике враждебных сил, музыканты вводили эстрадно-джазовое звучание в музыку балета («Спартак», «Берег надежды», Сотворение мира»).

Интонационные процессы вызвали и интенсивное обновление балетных форм. Многообразней стали монологи, дуэты, сюиты, симфонические картины. Их функции расширились и углубились. С обогащением музыкального содержания и форм обогатилась и структура балета. По-прежнему велико значение классической структуры с замкнутыми построениями. Продолжая традиции Прокофьева, композиторы все чаще используют контрастно-составную структуру. Отметим, что в этот период в музыкальной драматургии ярче обозначилась тенденция синтеза разных структур. Взаимодействие структур в одном произведении — принципиально важное завоевание отечественного балета исследуемого периода.

Рассмотренные ведущие тенденции музыки балета дают возможность определить их типические закономерности и представить контуры общей панорамы развития балетного искусства.

Одной из вершин отечественного балета стал «Спартак» А.Хачатуряна

1956), который соединил в себе интенсивность симфонического развития, экспрессивность выражения с театральной эффектностью, яркостью музыкальных красок.

Балетное творчество композиторов 50-70-х годов тяготело к условности и обобщенности образов и характеризуется усиленным влиянием симфонических форм, драматической насыщенностью, использованием сложной современной музыкальной лексики, разнообразием индивидуальных стилей. Эти черты свойственны музыке балетов А. Мачавариани («Отелло», 1957), К. Караева («Тропою грома», 1958), А. Петрова («Берег надежды», 1959, «Сотворение мира», 1971), А. Меликова («Легенда о любви», 1961), Б.Тшценко («Двенадцать», 1964, «Ярославна», 1974), С. Слонимского («Икар», 1971). Новаторские поиски характерны для разнообразных по стилю балетов Р. Щедрина (окрашенный русским народным колоритом «Конек-Горбунок», 1960; написанная на основе тематического материала оперы Ж. Визе «Кармен-сюига», 1967; психологизированный балет «Анна Каренина», 1972).

Музыкальная драматургия, как основа балетного спектакля, является базой хореографического содержания. Она определяет его качество и структуру, образность и характер тем, объем хореографических разработок, драматургический рельеф эпизодов и спектакля в целом. Стремление хореографии выявить сложное содержание балетной партитуры стало главным достижением балета XX века. Хореографическое искусство продолжало расширять круг доступных танцевальному воплощению тем, обращалось к сценической интерпригации не только классических произведений, но и современных. Обновлялись выразительные средства танца Особый интерес хореографы проявляли к виртуозным формам классического танца, разрабатывали симфонические принципы современного хореографического мышления. Все это помогало разносторонне и ярко раскрывать духовный мир современного человека. Обращаясь к историческим темам в опосредованной форме поэтического обобщения, художественной метафоры, музыкально-хореографический спектакль представлял современность и ее проблемы, рассказывал о сложном внутреннем мире человека.

В отечественном балетном театре исследуемого периода часто практикуется хореографическое воплощение небалетной музыки, в том числе симфонической (Ленинградская симфония, 11 симфония И. Вельского на музыку Д. Шостаковича).

Балетное творчество А. Петрова как художника, чуткого к веяниям современности, неотделимо от общего процесса развития отечественного искусства балета. На фоне яркой, пестрой картины балетного театра второй половины XX века его произведения стали этапными и отразили в себе ведущие тенденции, определили дальнейшее развитие жанра в отечественном музыкальном театре. Андрей Павлович находится в ряду тех композиторов, которые одни из первых способствовали обновлению жанра. Он отмечает: «Балет в моем представлении — это особый род симфонической музыки, основанной на оркестровой стихии, наделенной бесконечными нюансами в передаче душевных состояний, драматических коллизий. Возможности оркестрового воплощения замысла меня всегда привлекали. Современный балет, как я его понимаю, предоставляет большой простор для фантазии композитора, вдохновленного значительными темами гражданственного, философского звучания»*.

Композитор считает, что современному балету свойственно стремление к обобщенному выражению идей, мыслей, чувств, образов. Ведущей тенденцией в современном искусстве он представляет приближение к ассоциативной широте, символическому преображению действительности и лирическому отступлению. Отсюда и свобода выражения музыкальной мысли, развитой в симфоническом плане.

Его балетная музыка является примером удивительной музыкальной М. Друскин. Андрей Петров. Л., 1981, с. 151. выразительности с использованием современной виртуозной техники. Композитор использует типичные приемы темброво-сонорной драматургии в своих произведениях: «тянущиеся звучания», которые образуют фонические пласты гармонии с характерным сгущением и разряжением диссонансной ткани, вихревое движение струнных, которое в развитии сплетается в сонористичесие сгустки плотных звуковых масс. Сонорно-тембровая драматургия сближает композитора, в большей степени, с новыми течениями. Оркестр у него - это современный оркестр-ансамбль, красочный в лирических разделах, шумовой, ударный в действенно-разработочных эпизодах.

Петров также пользуется приемами авангардистской техники: ударные - кластеры сменяются сонорными тембровыми звучаниями, пуантилистическая фактура переходит в кластерную полосу глиссандо, вакханалии глиссандо струнных, иногда удары исполняются ладонями рук. Композитор делает указания в партитуре: удар ладонью, кулаком в регистре, глиссандо, заканчивающееся незафиксированной нотой, или - любая нота в регистре, - ноты без штилей, которые следует играть в свободном ритме, примерно соответствующему их расположению. Все эти приемы сохраняются у композитора в различных сочинениях, но дополняются жанрово-интонационными, стилистическими компонентами. Так, А. Петров, используя оригинальную темброво-сонорную драматургию, с выразительными средствами авангардной техники XX века, обогатил жанр балета. Такое новаторское использование приемов говорит о новом музыкальном мышлении, новом отношении к звуковым сонорным средствам письма.

50-70-е годы - это значительный этап не только в истории развития отечественного балетного театра, но и в творческой биографии композитора Каждый балет является определенной вехой в его творческой эволюции, которая впитала в себя различные тенденции этого периода: усиление жизнеутверждающей красочности импрессионизма (Равеля), углубление лирико-психологического начала, иногда в драматическом претворении (традиции Шостаковича), а также стремление к экспрессии и динамичности (традиции Прокофьева) и др. В его творчестве лирическое начало оказалось устойчивым, однако все более усиливаются драматические и трагедийные черты, поэтична романтика, наделенная небывалой красочностью. Нередко сказывается мягкий юмор, также опоэтизированный. Так, разнородные образные сферы органично соединены в творчестве композитора. Они создают ощущение естественной гармоничности, которое присуще лучшим произведениям А.П. Петрова. «Композитор верен стремлению связать несоединимое, сочетать с виду несогласуемое, достигнуть синтеза музыкального и внемузыкального начал»*.

Синтетизм жанра балета - еще одно значительное достижение отечественного балетного театра XX века. Балеты Петрова в этом аспекте представляют качественно новое явление в музыкальном театре. Они также оказали огромное влияние на музыкальную культуру второй половины XX века. Его балетное творчество является одной из блестящих страниц в истории отечественной культуры и представляет собой живое наследие XX столетия.

К концу века в отечественном музыкальном театре наблюдается уже не столь яркая картина развития жанра балета. Последние десятилетия, завершившие XX столетие, были для нашей культуры сложной и противоречивой порой. В 90-е годы произошли важнейшие общественные события, изменившие жизнь и культуру России. После нового политического переворота в 1991 году, закончился «советский период» в искусстве. Для многих композиторов, художников и хореографов 90-е годы стали временем творческого молчания. В условия не отлаженного, противоречивого законодательства, нестабильных отношений государства с культурой деятели искусств оказались зависимыми от общей политической ситуации. Тараканов М. Творческий портрет композитора. М., 1989, с.273.

Конечно же, в эти годы моральная и материальная незащищенность не давала благодатной почвы для развития культуры. Однако демократическое общество принесло свободу слова, расширилась роль средств массовой информации, возросла техническая оснащенность культуры. Естественной стала работа композиторов во всех техниках и стилях.

О творческой жизни балетного театра России можно судить, прежде всего, по его репертуару. Возрос интерес к мировой оперной и балетной классике. Лидировали такие театры как «Новая опера» под руководством Е.Колобова, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Мариинский театр и др. В большинстве, балетные постановки осуществлялись в периферийных театрах. Ныне критиками отмечается их высокий профессиональный уровень. Театры страны осваивали не только принципиально новые постановки, возникающие в Москве и Санкт-Петербурге, но и сами ставят самобытные и новаторские по духу спектакли.

В последние годы XX столетия жанр балета привлекал А.Эшпая, Э.Денисова, В. Гаврилина, Т. Хренникова, А. Чайковского, К.Молчанова, В.Успенского, М. Броннера, М. Минкова, А. Градского, Г.Гладкова, Г.Банщикова, Б. Петрова, С. Жукова и др. В эти годы работали такие хореографы как Н. Боярчиков, М. Плисецкая, Б. Эйфман, Д. Брянцев и др.

Балетный театр продолжал развивать те тенденции, которые были открыты в 50-70-х годах. По-прежнему выдвигались идеи современности, которые воплощались условно-обобщенным языком, говоря о проблемах времени емко и точно. 80-90-е годы, как и предыдущий период, отмечены разнообразными примерами в балетном жанре взаимодействия музыки, хореографии, драмы, литературы. В современном музыкально-хореографическом спектакле происходит процесс поиска и эксперимента нового синтеза на основе единения средств и возможностей многих видов искусств. Обращают на себя внимание такие балеты как «Чайка», «Дама с собачкой» Р. Щедрина; «Анюта» В. Гаврилина по А. Чехову; «Женитьба» А.Журбина по Н. Гоголю; «Война и мир» В. Овчинникова по Л. Толстому;

Женитьба Бальзаминова» В. Гаврилина по Н. Островскому; «Мастер и Маргарита» А. Петрова, а также Э. Лазарева по М. Булгакову; «Оптимистическая трагедия» М. Броннера и «Комиссар» Г. Банщикова по Вс. Вишневскому, «Дом у дороги» В. Гаврилина по А. Твардовскому; «Двенадцать стульев» Г. Гладкова по Ильфу и Петрову; «Тимур и его команда» В. Агафонникова по А. Гайдару и др. Эти балеты возникли на основе отечественной литературы. К зарубежной классике обращались А.Шнитке - "Пер Понт», М. Минков - «Разбойники», Э. Денисов -«Исповеди». Тесные взаимоотношения балета с литературой также обретали новые черты. Авторы музыкально-хореографических спектаклей выбирали сложнейшие литературные произведения, которые ярко передавали психологическое состояние героев.

Обращение к отечественной истории, показ судьбы героев можно наблюдать в балетах «Степан Разин» Н. Сидельникова, «Каменный идол» Д.Суворова, «Броненосец Потемкин» А. Чайковского, «Крут» А. Эшпая и др. Иногда, сохраняя идею литературного первоисточника, авторы достаточно далеко отходили от него. Так, в балете В. Кикты «Дубровский» усилена тема социальной несправедливости. Переосмыслен сюжет романа С.Лема «Солярис» в балете С. Жукова (1990, Днепропетровск, либрет. В.Фетисов и А. Соколов, хореогр.-пост. А. Соколов, худ. Т. Якубовская, реж. Ю.Чайка). Отмечается интересная сценография: симфонические эпизоды сливаются с электронной музыкой, синтезатором.

Ни один из отечественных театров не представляет своего репертуара без обращения к героической теме в самых разных ее поворотах, на различном историческом и современном материале. Здесь выделяется балет «Легенда о Жанне д'Арк» Н. Пейко, поставленнй К. Сергеевым в Московском музыкальном театре (1980). Идеи Н. Боярчикава в балетах «Геракл» Н. Мартынова (Ленинградский Малый театр оперы и балета, 1988, худ. А. Коженкова) и «Тихий Дон» Л. Клиничева (там же, 1982, сценограф. Р.Иванов) стали поводом для размышлений современного хореографа о смысле подвига. Как отмечают критики, музыка этих балетов не представляет художественной ценности без сценического воплощения. Подробное изложение литературного сюжета привело к обеднению музыки, иллюстративности. Сотрудничество с хореографом, чьи идеи были во многом новаторскими, а музыка была слишком традиционной, обнаружило одну из самых острых проблем балетного театра этого периода. В балете «Война и мир» (композитор В. Овчинников, хореограф В.Смирнов-Голованов, 1988, Одесса) музыка и хореография также вступили в притиворечие. Хореограф уделил большое внимание портретной изобразительной пантомиме, но персонажи не получили рельефных музыкальных характеристик. Однако, двухчастная композиция М. Броннера и хореографа Д. Брянцева «Оптимистическая трагедия» (Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, худ. В.Левеналь, 1986) хоть и передавала подробный сюжет пьесы, вместе с тем, авторы по-новому взглянули на события гражданской войны. В нем обнаруживается многогранность музыкальной характеристики главной героини. К этому произведению обращались многие авторы. Так, композитор Г. Банщиков и хореограф А. Дементьев назвали свою версию «Комиссар» (Свердловск, либр, и пост. А. Дементьев, худ. Э. Гейдебрехт).

Стремление к обобщенному симфоническому плану воплотилось в балете «Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые» композитора В.Успенского и хореографа И. Вельского (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, либр, и худ. руководитель И. Вельский, хореогр. Ю.Петухов, худ. Р. Иванов, 1985). Балет отличается новыми музыкально-хореографическими музыкальными средствами, оригинальным сценическим и режиссерским решениями. В постановках последних лет XX века часто используются приемы кинематографа. Так, например, для передачи перемещения тел в пространстве и иллюзии движения самого пространства или отдельного персонажа применяются различные средства света. Работа светотехника оказалась значительной и для показа динамики действия.

К концу века балетная музыка продолжала развивать принципы симфонизма. По-прежнему, взаимодействие и взаимообогащение инструментального и театрального композиторского творчества происходил на новом уровне. Примером служат балеты Р. Щедрина «Чайка» (1980, Москва, Большой театр, либр. Р. Щедрин, В. Левенталь, хореогр.-постанов. М. Плисецкая, худ. В. Левенталь), «Дама с собачкой» (1986,Москва, Большой театр, либр. Р. Щедрин, В. Левенталь, хореогр.-постанов. М. Плисецкая, худ. В. Левенталь). Они показали еще один шаг, сближающий балетную музыку с инструментальными жанрами, и могут звучать как самостоятельные программно-симфонические сочинения. Сближение балета с симфоническими жанрами, в частности с програмным симфонизмом романтической традиции, очевидно в партитуре «Исповеди» Э. Денисова по роману Мюссе «Исповеди сына века» (1985, Таллин, либр. А. Демидов, хореогр. Т. Хярм).

В 80-90-е годы проблема сочетания традиции и новаторства решалась более спокойно, нежели в 50-70-е годы, когда современность и новаторство виделись лишь в сближении балетной музыки со структурой и интонационной сферой инструментальной музыки, в использовании инструментальных форм. Ныне номерной принцип воспринимается как устаревшее, чуждое балетному симфонизму.

Балетному театру свойственна еще одна тенденция, которая предполагает новое качество партитуры, рассчитанное не только для хореографической интерпритации, но и не для театрального исполнения. Зачастую в балетах используются отдельные темы из музыки других жанров, и наоборот — музыкальный материал балета в симфонических сочинениях. Так, тематическую основу балета А. Чайковского «Броненосец Потемкин» (1986, Ленинград, Театр оперы и балета им. Кирова, либрет. и хореограф О.Виноградов, ходожник Т. Мурванидзе) составила написанная незадолго до постановки спектакля симфония; музыка балета «Мастер и Маргарита» А.Петрова по прочтению М. Булгакова (1987, Ленинградский театр современного танца, либрет. и хорегр. Б. Эйфман, сценография Т.Мурванидзе) возникла из его фантастической симфонии; «Каменный идол» Д. Суворова (1988, Пермь, хореогр. и постан. В. Салимбаев) возник на материале симфонии-кантаты «Демидовские заводы».

Эпоха завершающих десятилетий XX столетия активно продолжает обращаться к методу полистилистики. Столкновение различных стилей обнаруживается в балете «Дубровский» В. Кикты (1984, Горький, либрет. и хореогр.-постановщик А. Бадрак, худ. Э. Стенберг), «Свет мой, Мария» (1985, балетная труппа Иркутского театра музыкальной комедии, либрет. и хореог.-постановщик Н. Катучин), «Макбет» Ш. Каллоши (1985, Ленинград, Малый театр оперы и балета, хореог. М. Боярчиков и Н. Гагунов, сценография Р. Иванова), «Круг» («Помните!») А. Эшпая (1982, Куйбышев, хореогр. И. Чернышев).

В музыку балета иногда вводили элементы массовой культуры. Композитор М. Минков ввел рок в партитуру балета «Разбойники» по Шиллеру, Ю. Саульский обозначил жанр балета «Валенсианская вдова» как балет-буфф. Тенденция сблизить современную хореографию с рок-культурой проявилась в постановке балетов на музыку рок-опер. Таковы спектакли «Орфей и Эвредика» А. Журбина в постановке Н. Боярчикова (1982, Харьков), «Юнона и Авось» на музыку А. Рыбникова в постановке А.Дементьева (1984, Саратов). Оригинальны балеты, возникшие на основе других жанров. Например, Г. Рождественский составил сюиту балета «Эскизы» из эпизодов музыки А. Шнитке к «Ревизской сказке» (1984, Москва, Кремлевский Дворец Съездов, хореогр.-постановщик А. Петров), А.Бадрак создал балет на основе сюиты Г. Свиридова «Метель», сотканный из музыки к одноименному фильму (1986, Горький). Балеты В. Гаврилина «Анюта», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова» возникли из сочинений различных жанров. «Анюта» - расширенный вариант одноименного телебалета по мотивам «Анны на шее» А. Чехова (1986, Москва, Большой театр), «Дом у дороги» - один из первых телебалетов на музыку отечественных авторов, «Женитьба Бальзаминова» - поставлен В. Будариным в Новосибирске на музыку В. Гаврилина к одноименному спектаклю.

Таким образом, несмотря на то, что в 80-90-е годы велись многочисленные творческие поиски нового синтеза балета с другими видами искусства, ставились новые эксперименты, выявляющие различные возможности музыкальных и хореографических средств выразительности, в основном продолжали развиваться тенденции 50-70-х годов. Они не были связаны с кардинальными изменениями в новых художественных обобщениях сложнейшей нравственно-философской проблематики, как это было в предыдущем периоде. Россия, пройдя сложнейший исторический путь, пришла в новое тысячелетие, ощущая культуру как необходимое условие жизни и включая, в частности, балетное искусство в ряд величайших ценностей. И, конечно же, XXI век обогатит отечественный балетный театр новыми достижениями композиторов, хореографов, либреттистов, художников, артистов и многих других деятелей искусств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Комарова, Татьяна Валерьевна, 2004 год

1. Арановский М. Искусство высоких чувств / Ленинградская правда, 15 октября, 1969. № 243.

2. Арановский М. Я коренной ленинградец / Советская музыка, 1981, №9.

3. Аркина Н. Балет и время / Советская культура, 7 декабря, 1971, № 6.

4. Аркина Н. Ностальгия по мастерству / Театральная жизнь, июль, 1979, №13.

5. Аркина Н. Советские балетмейстеры новые имена. М., 1979.

6. Александрова В. Роман на всю жизнь / Культура, июнь, 1999, № 22.

7. Асафьев Б. О балете. Л., 1974.

8. Асафьев Б. О музыке XX века. Л., 1982.

9. Аникушин М. И я решился написать / Советская культура,20 ноября, 1979, № 93.

10. Березовский Б. Андрей Петров. Об искусстве, политике и деньгах / Вечерний Петербург, 11 июля, 1998, № 123.

11. Баневич С. Сотворение на радость / Музыка в СССР, 1986, №6.

12. Бонч-Осмоловская Е. Поиски жанра. Андрей Петров и его музыкальный театр / Нева, 1984, №1 .

13. Бонч-Осмоловская Е. Увлеченность / Вечерний Ленинград,30 июля, 1979, №172.

14. Бахрушин Ю. История русского балета. М., 1965.

15. Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л., 1962.

16. Богданов-Березовский В. Современая тема в балете / Советская музыка, 1958, №9.

17. Большакова Ю. История становления хореографов / Балет, 1995,4.5.

18. Бялик М. Эхо стихов / Советская культура, 6 февраля, 1979, №11.

19. Бялик М. Гармония контрастных начал / Советская музыка, 1970,

20. Бялик М. Голос времени / Культура и жизнь, 1968, №6.

21. Брянцев JI. В новое время / Музыкальная жизнь, 1987, №17.

22. Вельский И. Балет та же симфония / Советский балет, 1982, №6.

23. Белова Е. Драмбалет: студия-мастерская-театр-ансамбль / Балет, 1994, №2.

24. Балетная критика: ее проблемы, задачи, уроки / Советский балет, 1989, №2.

25. Бурякова Ю. А. Петров. Балет вырастает из симфонии / Танец, ноябрь, 1990, №3-4.• 26. Буханов А. Композитор А. Петров / Культура и жизнь, 1978, №1.

26. Ванслов В. Балет и симфония / Советская музыка, 1962, №2.

27. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографического театра. М., 1984.

28. Ванслов В. Статьи о балете. JL, 1980.

29. Ванслов В. По роману М. Булгакова / Советский балет, 1987, №4.

30. Володина С. Сотворение мира. М., 1990.

31. Волков Н. Героическая тема в балете / Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Л., 1940.

32. Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967.

33. Виноградов О. Классика и современность / Вечерний Ленинград, 24 сентября, 1979, №219.

34. Виноградов О. Практика и теория / Театр, 1977, №8.

35. Виноградов О. Перспективы определяются людьми / Театральная жизнь, 1981, №23.

36. Головашенко Ю. Черты советского балета / Многообразиереализма, Л., 1973.

37. Григорович Ю. Традиции и современность / Известия, 8марта, 1969, №107.

38. Гусев П. Традиции и новаторство / Советская культура, 6 марта,1973.

39. Горчакова Н. Создать новую музыку / Советская Россия, 13ноября,1973.

40. Грум-Гржимайло Г. И симфония, и песня. Андрей Петров -музыкант наших дней / Смена, 30 июня, 1967, №151.

41. ДрускинМ. Андрей Петров. Л., 1981.

42. Друскин М. Балеты советских композиторов / Музыкальная самодеятельность, октябрь, 1935, №11.

43. Друскин М. Игорь Стравинский. Л., 1979.

44. Данько Л. Нужно времени и людям / Советская музыка, 1981, №3.

45. Добровольская Г. Танцевальная поэма. Спектакль «Берег надежды» на сцене театра оперы и балета им. С.М. Кирова / Смена, 18 июня, 1959.

46. Дашичева А. Снова «Берег надежды» / Театр, 1965, №10.

47. Дашичева А. Юмор ума. «Сотворение мира» А. Петрова / Советская культура, 17 апреля, 1971, №45.

48. Дадишкилиани О. Опираясь на традиции / Советская культура, 23сентября, 1975, №77.

49. Давыдов С. К вопросу о хореографическом симфонизме / Музыкальное искусство и наука. Вып. 3, М., 1978.

50. Демилов А. Сотворение человека / Комсомольская правда, 20августа, 1971, №194.

51. Захаров В. Драматургия балета / Литературная газета, 1952, №75.

52. Захаров Р. Обогащая танец / Правда, 13 января, 1980, №13.

53. Залесский В. Литература и балет / Советская музыка, 1959, №8.

54. История современной отечественной музыки. Вып. 3, М., 2001.

55. Илупина А. Вдвоем и вместе / Эстрада и цирк, июль, 1984, №7.

56. Илупина А. Сотворение мира / Музыкальная жизнь, 1971, №13.

57. Ильиченко С. Музыка жизни / Вечерний Ленинград, 11 февраля, 1986, №25.

58. Исмагулова Т. Образ Пушкина на балетной сцене / Театр, 1980, №1.

59. Катонова С. Традиции прошлого сегодня / Советский балет, 1987,

60. Катонова С. Музыка советского балета. Л., 1980.

61. Катонова С. Романтика любви и подвига / Советская музыка, 1959,9.

62. Катонова С. Размышление о поэте / Вечерний Ленинград, 11 ноября, 1986, №259.

63. Красовская В. «Берег надежды». Дневник искусств / Правда, 9октября, 1959, № 289.

64. Красовская В. Лирика и драма в балетном спектакле / Театр и жизнь. Л.-М., 1957.

65. Красовская В. Дивертисмент в балетном спектакле / Советское искусство, 1952, №57.

66. Красовская В. Балету доступно многое / Советская культура, Пмарта, 1961, №30.

67. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.-М., 1958; Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.-М., 1963; Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971.

68. Красовская В. Профи танца. Спб., 1999.

69. Красовская В. Музыкальный театр и современность. М., 1961.

70. Красовская В. Есть ли граница классического танца? / Советская культура, 31 июля, 1965, №90.

71. Красовская В. «Сотворение мира» / Театр, 1971, №8.

72. Карп П. Пути и перепутья / Советская музыка, 1962, №8.

73. Карп П. О балете. М., 1967,

74. Касаткина Н., Василев В. «Сотворение мира» / Аврора, 1971, №12.

75. Касаткина Н., Василев В. Интервью перед премьерой / Буклет «Пушкин». Л., 1979.

76. Касаткина Н., Василев В. Поставлено в Будапеште / Музыкальная жизнь, декабрь, 1976, №23.

77. Кремшевская Г. Размышление о поэте / Ленинградская правда, 1979, 28 октября. №249.

78. Кремшевская Г. «Заветная яблонька». Новый балетный спектакль детс. самод. кол-ва Дворца культуры им. Горького / Смена. Л., 1953, №295.

79. Кремшевская Г. Как сотворили мир / Театральная жизнь, 1971, №14.

80. Краюхин С. От рисунка к музыке / Музыкальная жизнь, 1969, №4.

81. Колесникова Н. Андрей Петров / Комсомольская правда, 21 марта, 1971, №67.

82. Куриленко Е. И юмор, и ирония, и сатира / Музыкальный современник. Вып. 6, М., 1986.

83. Куриленко Е. Балет: авторы и исполнители / Музыкальная жизнь, 1983, №3.

84. Кантор Ю. Мне интересно жить сейчас / Известия, 2 сентября, 2000, №165.

85. Колпакова И. О верности классическому наследию. Современный советский балет его проблемы / Советская культура, 1 декабря, 1978, №96.

86. Константинов А. Петербургские тайны из жизни композитора А.Петрова / Комсомольская правда, 15 мая, 1996, №87.

87. Карагичева Л. Кара Караев. М., 1960.

88. Кручина В. Советский художник. М., 1957.

89. Львов-Анохин Б. Сотворение спектакля / Советская музыка, 1971,8.

90. Львов-Анохин Б. К проблеме интерпритации эпического произведения /Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

91. Львов-Анохин Б. Новое в советском балете. М., 1966.

92. Львов-Анохин Б. Современная тема в балете / Музыкальная жизнь, 1960, №2.

93. Лавровский Л. Пути и судьбы советского балета / Советская культура, 3 августа, 1968, №91; 8 августа, №93.

94. Лавровский Л. Раздвигаются границы жанра / Вечерний Ленинград, 17 сентября, 1963, №220.

95. Лепешинская О. Прекрасное должно быть идейным / Советская культура, 26 ноября, 1965, №13.

96. Михайлов М. Стиль в музыке. Л., 1981.

97. Музыка советского балета. Л., 1962.

98. Музыка и хореография современного балета. Вып. 1. Л., 1974; вып.2. Л, 1977; вып. 3. Л., 1979; вып. 4. Л., 1982.

99. Музыка и жизнь. Вып. 1. Л., 1972; вып. 2. М., 1973.

100. Музыкальный современник. Вып. 2. М., 1977.102. Музыка XX века. М., 1977.

101. Мархасев Л. Петров, знакомый и незнакомый. Л., 1974.

102. Мархасев Л. Сотворение музыки / Музыкальная жизнь, сентябрь, 1978, №18.

103. Мархасев Л. Петров А. Монолог современника / Музыкальная жизнь, 1978, №18.

104. Моисеев И. Действительность языком балета / Правда, 8августа, 1971, №220.

105. Медведев А. Два портрета / Музыкальная жизнь, 1958, №16.

106. Максимова Е. Это окрыляет / Комсомольская правда, 21 апреля, 1970, №93.

107. Никитина Л. Советская музыка / Искусство и современность. М.,1991.

108. Нестьев И. Прокофьев. М., 1957.

109. Орлов Г. Русский советский симфонизм. М.-Л., 1966.

110. Орланская О. Гармония контрастов. Мастера искусств / Ленинградская правда, 24 февраля, 1974.

111. Петров А. Время. Музыка. Музыканты. Л., 1987.

112. Петров А. Возвышающая сила музыки / Ленинградская правда, 12января, 1986, №10.

113. Петров А. Круг исканий / Театр, 1983.

114. Петров. А. Единомыслие / Театральная жизнь, 1983, №12.

115. Петров А. Дирижер сцены (к 50-летию В. Василева) / Советская культура, 13 февраль, 1981, №13.

116. Петров А. Друскин М. Театр это «трибуна идей» / Советская музыка, 1980, №9.

117. Петров А. Работа над балетом / Музыкальные кадры. Л., 1953, №6.

118. Петров А. Герои нашего детства / Огонек, 1986, №26, июнь.

119. Петров А. Композитор и балетмейстер / Музыка и хореография современного балета. Л., 1974.

120. Петров А. Сотворение балета / Известия, 12 мая, 1968, №109.

121. Петров А. Искать настойчиво / Советская музыкаД964, №9.

122. Петров А. Российская провинция / Российская провинция, март-апрель, 1996, №2.

123. Петров А. Главное дело жизни / Музыкальная жизнь, февраль, 1985, №3.

124. Петров А. Мой друг театр / Советская Молдавия, 14 августа, 1981.

125. Петров А. Шестое чувство / Музыка в драматическом театре. Л.,1976.

126. Петров А. О музыке и о себе / Московский комсомолец, 27ноября,1965.

127. Петров А. Интервью перед премьерой / Буклет «Пушкин». Л.,1979.

128. Петров А. Интервью перед премьерой / Буклет «Сотворение мира». Л, 1971.

129. Петров А. Есть ли границы у эксперимента / Советская культура, 11 апреля, 1984, №43.

130. Пахмутова А. Современность художника. Темирканов Ю. Всегда в пути. Касаткина Н.,Василев В. Магия музыки / Музыкальная жизнь, сентябрь, 1980, №17.

131. Плисецкая М. Петров А. Не говоря уж о таланте / Литературная газета, 1 мая, 1974.

132. Пушкин А. Полное собрание сочинений. В 10-ти томах. Л., 1977.

133. Ромадинова Д. Верность традициям / Критика и музыкознание. Л.,1975.

134. Раабен Л.Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960-80-х годов. Спб., 1998.

135. Рогальская О. Петров: русский композитор / XX век. Знаменитые музыканты. Спб., 2000.

136. Розанова Ю. Из истории балета / Балетные либретто. М., 2002.

137. Ручьевская Е. Слово и музыка. Л., 1960.

138. Русские балеты / Под ред. Белова. М., 1997.

139. Слонимский Ю. Семь балетных историй. Л., 1967.

140. Слонимский Ю. Советский балет. М.-Л., 1950.

141. Слонимский Ю. Проблемы советской хореографии / Искусство и жизнь, 1938, №3.

142. Слонимский Ю. Выразительные средства советского балета / Искусство и жизнь, июнь, 1940, №6.

143. Слонимский Ю. Образ современника в балете / Вечерний Ленинград, 17 апреля, 1965, №90.

144. Слонимский Ю. Поэзия и проза в балетном спектакле / Музыка и жизнь, июль, 1939, №7.

145. Слонимский Ю. Беречь наследие / Советская музыка, 1962, №7.

146. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. М., 1984.

147. Суриц Е. Балет и литература / Советская культура, 29 июня, 1961,

148. Суриц Е. Все о балете. Л., 1966.

149. СурицЕ. Хореографическое искусство 20-х годов. М., 1979.

150. Соллертинский И. Статьи о балете. Л., 1973.

151. Советский балетный театр. М., 1976.

152. Соколова Н. Художественное оформление балетов / Советское искусство, 27 мая, 1940, №30.

153. Смирнов В. Многогранность таланта / Вечерний Ленинград, 2сентября, 1980, №201.

154. Тараканов М. История современной отечественной музыки. М.,1993.

155. Тараканов М. Субъективные заметки / Советская музыка, 1965,10.

156. Тараканов М. Музыкальная драматургия в новом балете / Советский музыкальный театр, проблемы жанров. М., 1982.

157. Тищенко Б. Размышление о размышлениях / Советская музыка, 1979, №10.

158. Творческие портреты композиторов. М., 1988.

159. Тихомирова Е. Андрей Петров: семейный портрет / Аргументы и факты. Спб., февраль, 2002, №9.

160. Уральская В., Гердг О. Балетные театры страны: репертуар и его отображение в прессе / Советский балет, 1988, №6.

161. Утешев А. О великих людях России. Трилогия Андрея Петрова / Музыкальная жизнь, 1987, №6.

162. Утешев А. Гимн человеку / Ленинградская правда, 27 марта, 1971,72.

163. Уланова Г. Выразительные средства балета / Советская музыка, 1955, №4.

164. Фомин В. Симфония «Пушкин» / Ленинградская правда, 1978, 27 декабря, №296.

165. Хентова С. Многогранный талант / Нева, 1976, №1.

166. Хентова С. Современность — тема творчества / Музыканты о своем искусстве. М., 1967.

167. Хентова С. Романтик современности / О музыке и музыкантах наших дней. Л.-М., 1976.

168. Хренников Т. Главное творческий поиск / Советский балет, 1986,4.

169. Холшевникова Е. Он вызвал к жизни великую музыку I Санкт-Петербургские ведомости, 12 мая, 1999, №85.

170. Хмельницкая А. Андрей Петров. Надо просто написать музыку / Экран и сцена, 1996, №51-52.

171. Цытович Т. Советский балет на новом этапе / Советская музыка на подъеме. M.-JL, 1950.

172. Чернов А. Интонация современная, советская, молодежная / Советская культура, 5 октября, 1963, №121.

173. Чурко Ю. Балет искусство мысли / Советская культура, 10 сентября, 1976, №73.

174. Чистякова В. В балете комедия / Нева, 1972, №3.

175. Четыре слова про Андрея Петрова / Под ред. Березовского Б. Спб.,2000.

176. Шереметьевская Н. Чайка в полете. «Берег надежды» в Ленинграде /Театр, 1959, №11.

177. Шереметьевская Н. «Пушкин» / Музыкальная жизнь, февраль, 1980, №4.

178. Шереметьевская Н. В танце целый мир / Правда, 3 сентября, 1976, №247.

179. Шумилова Э. Реализм современного балета. М., 1967.

180. Шумилова Э. К проблемам хореографии. Общее и особенное в реализме современного балета / Театр, 1969, №61.

181. Шумилова Э. Изобретательно и весело / Правда, 4 июня, 1971,

182. Шергина Н. Петровский пассаж: известный композитор о музыке и о своем городе / Российская газета, 2003, 19 мая, №93.

183. Щедрин Р. Сотворение музыки / Советская культура, август, 1980,70.

184. Эльяш Н. Размышление о балетной классике / Советская музыка, 1959, №12.

185. Эльяш Н. Станционный смотритель / Пушкин и балетный театр. М„ 1970.

186. Юрьева М. Возвращение мастера / Советская культура, 26мая, 1987, №63.

187. Ярустовский Б. Стравинский. М., 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.