Башкирские исторические предания тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.09, кандидат филологических наук Ахметшина, Гузель Марсовна

Диссертация и автореферат на тему «Башкирские исторические предания». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 189867
Год: 
2004
Автор научной работы: 
Ахметшина, Гузель Марсовна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Уфа
Код cпециальности ВАК: 
10.01.09
Специальность: 
Фольклористика
Количество cтраниц: 
157

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ахметшина, Гузель Марсовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕДАНИЕ КАК ЖАНР НАРОДНОЙ

НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ

ГЛАВА II. СЮЖЕТНЫЙ СОСТАВ БАШКИРСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЙ

2.1. Предания о столкновении башкир с гуннами. ф 2.2. Предания об эпохе татаро-монгольского нашествия и Золотой Орды.

2.3. Предания о набегах - карымте и барымте (башкирско-казахские), о столкновениях с калмыками и др.

2.4. Предания о присоединении Башкирии к Русскому государству.

2.5. Предания о башкирских восстаниях XVII-XVIII вв.

2.6. Предания о благородных беглецах.

2.7. Предания об отечественной войне 1812 года

ГЛАВА III. МОТИВЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЙ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XX ВЕКА * (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ МИРАСА ИДЕЛЬБАЕВА,

ЯНЫБАЯ ХАММАТОВА И АСЫЛГУЖИ О САЛАВАТЕ ЮЛАЕВЕ)

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Башкирские исторические предания"

Актуальность темы. Необходимость монографического исследования башкирской несказочной прозы вызвана прежде всего ее важнейшим научно-познавательным значением. Легенды, предания, былички и другие устные рассказы, сведенные воедино и подвергнутые систематизации представляют как бы единое, крупно-плановое, полисемантическое повествование, при изучении которого проливается свет на самые глубинные корни истории народа. Особенно интересны в этом плане исторические предания. Как своеобразные памятники словесного искусства они являются важным источником и для изучения эстетических воззрений их создателей. В современных условиях, когда в обществе значительно возросла тяга к истокам культуры, обращение к исторической памяти предков приобретает особую значимость.

Разработка темы обусловливалась и требованиями исторической науки, которая в рассмотрении отдельных вопросов все больше и больше обращается к народному творчеству, но в нем зачастую видит лишь фактологическую сторону, минуя его эстетическую значимость.

Между тем, несмотря на многочисленные фиксации фольклорных произведений исторического содержания, они до недавнего времени привлекались как вспомогательный материал в историко-этнографических изысканиях и лишь с последней четверти XX века начался усиленный сбор фактического материала и подлинно научное освоение его (исследования A.M. Сулейманова, Ф.А. Надршиной, Б.Г. Ахметшина). Отдельной специальной монографии, посвященной историческим преданиям, пока еще нет. Это говорит о необходимости дополнительного сбора, выявлении новых материалов, особенно посвященных историческим личностям, в частности, о батырах, деяния которых известны в отдельных регионах. На наш взгляд, интересны предания, бытующие в Юго-Восточном Башкортостане, где особенно интенсивно протекали этноисторические процессы. Имена многих батыров, упомянутые в преданиях, требуют изучения, раскрытия их образов с точки зрения проблемы «историзм фольклора». Есть также необходимость более детального освещения этнокультурных, этноисторических связей башкир с другими народами. Башкирско-казахские, башкирско-русские отношения хорошо изучены в работах Ф.А. Надршиной, Б.Г. Ахметшина, И.Е Карпухина.

Цель и задачи исследования - монографическое исследование башкирских исторических преданий, выявления их специфики и исторических основ. В соответствии с целью исследования определился круг основных задач:

- определение специфики жанра преданий в системе жанров несказочной прозы;

- изучение их поэтики (отдельные аспекты);

- классификация материала по семантике сюжетов;

- изучение исторических корней идейно-эстетической основы исследуемых преданий с точки зрения научной проблемы «фольклор и действительность»;

- выяснение функциональной роли исторических преданий в произведениях отдельных писателей.

Теоретическая и методологическая основа. В методологическом плане автор придерживался сравнительно-исторического и историко-типологического методов. Теоретическую и методологическую основу работы составляют труды видных ученых-фольклористов и литературоведов В.М. Гацака, В.Я. Проппа, К.В. Чистова, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, Э.В. Померанцевой, В.К. Соколовой, И.А. Криничной, В.П. Кругляшовой, А.Н. Киреева, М.Х. Мингажетдинва, A.M. Сулейма-нова, Ф.А. Надршиной, Б.Г. Ахметшина, Х.Ш. Махмутова, Ф.И. Урман-чеева, Г.М. Давлетшина, С.А. Каскабасова.

Источниковой базой диссертации являются как опубликованные и архивные материалы, так и собственные записи автора, сделанные во время экспедиций. Изучены фольклорные фонды Научного архива

Уфимского научного центра Российской Академии наук, кафедр башкирской литературы и фольклора, русской филологии Башкирского государственного университета, Стерлитамакской государственной педагогической академии. К анализу привлекались по мере надобности также литературные и историко-этнографические источники, фольклорные сборники других народов.

Научная и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке теории и истории башкирского фольклора и его жанров, в изучении отдельных проблем этногенеза, истории, этнографии и истории культуры народа. Они могут быть использованы также в курсах вузовских лекций, школьных занятий, в написании учебников и составлении программ по устному народному творчеству.

Апробация работы. Отдельные аспекты исследования нашли отражение в докладах и сообщениях диссертанта, сделанных на Республиканской научно-практической конференции «Творчество М. Уметбаева и духовная культура Башкортостана XIX-XX вв.» (Уфа,

2001), Международной научно-практической конференции, посвященной к 190-летию публикации эпоса «Куз-Курпеч» «Актуальные проблемы эпосоведения» (Уфа, 2001), Региональной научно-практической конференции «Первые Лазаревские чтения» (Челябинск, 2001), Международных научно-практических конференциях «Антропоцентрические парадигмы современной филологии» (Уфа,

2002), «Развитие социально-экономического и культурного сотрудничества Башкортостана и Украины» (Уфа, 2002), «Актуальные вопросы башкирского эпосоведения» (Уфа, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (Уфа,

2003), Республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию М.М. Сагитова (с. Старо-Субхангулово Бурзянского района РБ, 2003), III Региональной научно-практической конференции «Городские башкиры» (г. Стерлитамак, 2004), II Международной фольклорной конференции «От общего тюркского прошлого к общему тюркскому будущему» (Баку, 2004), а также в 6 публикациях автора, опубликованных в научном сборнике и сборниках материалов международных, всероссийской, межрегиональных и республиканских конференций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение диссертации по теме "Фольклористика", Ахметшина, Гузель Марсовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предания башкирского народа, как и предания других народов, -эпические повествования с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта, названий местностей. Первоначальными исходными прозаическими формами преданий были устные рассказы очевидцев или участников событий, которые, наряду с действительными фактами, впоследствии воплощали в себе элементы художественного творчества народных сказителей. В процессе длительного устного бытования зачастую происходила циклизация, появление вариантов преданий.

Своим жизненным правдоподобием предание отличается от легенды, имеющей вымысел фантастического характера (при этом установка на достоверность, так же, как и в предании, остается основным эстетическим началом жанра). В преданиях же вымысел правдоподобен, приближен к действительности. В них события происходят так, как они могли происходить и как они должны были происходить согласно народному представлению. Являясь обобщением действительности, вымысел дает возможность показать ее существенные стороны, типичные ситуации и конфликты, раскрыть образы действующих лиц. Благодаря этому вымысел в большинстве случаев не противоречит исторической правде.

Специфично для предания и то, что событие, излагаемое в нем, имеет сугубо национальный и локальный характер, и потому редко переходит от одного народа к другому. Переход возможен только в тех условиях, кода разные народы живут в одном регионе и в тесном контакте. Пи наличии сходных сюжетов, мотивов требуется тщательное сравнительное изучение каждого текста с тем, чтобы выяснить: имеем ли мы явление заимствования или же это - результат типологического мышления.

Одной из особенностью системы несказочной прозы является то, что жанровая характерность в них не всегда строго определенна: нередки случаи промежуточные, переходные, пограничные. В башкирской фольклористике, кроме «чистых» (собственно) преданий, выделены предания-легенды (или «легендарные предания»), песни-предания, песни-легенды, по тематике сюжетов — легендарные предания, основанные на древних воззрениях, исторические и социально-бытовые предания (с подразделениями внутри).

Исторические предания остаются как неизменный компонент в классификационной системе каждого из исследователей (А.И. Никифоров, С.Н. Азбелев, В.К. Соколова, В.П. Аникин, С.Л. Зухба). И это естественно: «предания [по своей сути] - исторический жанр, идеологически насыщенный и социально определенный» (В.П. Кругляшова). У башкир предание не случайно в народе обозначен термином «тарих» - «история». Исследования показывают, что исторические предания занимают центральное место в системе жанров несказочной прозы (преданий, легенд, хурафати хикэйэ - быличек, хатира - рассказ-воспоминание), ибо главный их признак - установка на достоверность - в исторических преданиях выражен наиболее четко. Основное назначение исторических преданий — сохранить память о событиях общественного значения, исторических лицах, дать им оценку. Конфликт, составляющий основу сюжетных преданий, - национальный или социальный (предания о войнах, межродовых столкновениях, благородных беглецах).

Основная функция преданий — познавательная, информационная, эстетическая функция имеет для них подчиненное значение.

В то же время среди преданий немало художественных текстов «Салават»-«Салауат», «Кахым-туря»-«гКа11ым турэ», «Бурзяне во времена ханов»-«Берйэндэр хан заманында»). Как отмечает Ф.А. Надршина, «сюжетная ткань предания зависит от творческой индивидуальности и от объекта изображения. Героические события в исторических преданиях и драматические ситуации в социально-бытовых настраивают рассказчика и слушателей «на высокий лад». Есть целый ряд традиционно развернутых сюжетов с ярко выраженной художественной функцией («Бэндэбикэ и Еренсэ сэсэн»- «Бэндэбикэ менэн Ерэнсэ сэсэн», «Последняя песня»-«Ьуцгы йыр»).

Есть сюжеты, занимающие промежуточные положение между фольклором и литературой («Последний из Сартаева рода»-«Ьуцры Ьартай»).

Исследования башкирских исторических преданий с точки зрения жанровой их природы свидетельствуют об общих закономерностях, свойственных фольклорной несказочной прозе многих других народов, в то же время о наличии специфических черт.

Исторические предания - это прежде всего рассказы об истории народа, о наиболее ярких и важных событиях из его исторического прошлого, о реальных лицах, которые играли выдающуюся роль в исторических событиях. Поэтому при систематизации исторических преданий, на наш взгляд, нужно исходить из конкретной истории каждого народа, которая несмотря на общность многих моментов, имеет ярко выраженную национальную специфику.

В целом башкирские предания обладают многими типологическими признаками и своими особенностями. Наш материал также показывает, что предание основывается на реальных фактах и событиях, которые в каждую новую эпоху претерпевают изменения сообразно представлениям и потребностям рассказчиков и слушателей. Предания о межродовых и межплеменных конфликтах являют собою своеобразную устную хронику, и в них указывается примерное время, когда происходило сообщаемое событие, и обязательно называются имена людей, принимавших участие в данном событии. Изобразительные средства подобных преданий очень просты, а их возможности для идеализации и художественного обобщения не так велики, сажем как у сказки или эпоса. Предания о стычках между родами и племенами -один из источников богатырской сказки и героического эпоса.

Башкирские исторические предания по рассказываемым в них событиям и действующим лицам, по общей тематике и содержанию условно подразделяются на 7 групп (циклов).

Глубокие исторические корни имеют рассказы башкир об их столкновении с гуннами. Очевидно из-за давности событий предания о гуннском вторжении на Урал преимущественно бессюжетны, они носят характер топонимического сообщения («Гора, где случилась беда»-«Бэлэ-тсаза тауы», «Гора, где сыпали соль»-«То?хойган тауы»). Исключение составляет лишь текст «Камень Азан»-«А?анташ», который воспринимается как завершенное фольклорное произведение. В предании говорится о батыре, с помощью чтения религиозной молитвы сколотившем войско против врагов.

Весьма содержательны предания о татаро-монгольском нашествии. При рассмотрении преданий этой группы нужно помнить следующее. С 40-х гг. XX века в науке начало утверждаться мнение о том, что Золотая Орда как государство, возникшее в результате завоевательных походов татаро-монголов, существовала за счет жестокой эксплуатации покоренных народов и потому было паразитарным явлением. Однако новейшие исследования историков свидетельствуют о том, что Башкирия не являлась в то период территорией, стонущей под непосильным гнетом завоевателей, и поэтому было бы не совсем верно рассматривать исторический путь, пройденный башкирами в составе Золотой Орды, односторонне.

В целом ряде преданий об эпохе татаро-монгольского нашествия и Золотой Орды отражена непримиримая борьба башкир с завоевателями («Биксура», «Акман-Токман», «Бошман-кыпсак батыр», «Бурзяне во времена ханов»-«Берйэндэр хан заманында», «Последний из Сартаева рода»- «Ьуцпл Ьартай»). В то же время при внимательном изучении материалов эпоса и исторических преданий, которые как бы являются художественной биографией народа, выясняется далеко неоднозначный характер отношений башкир с Золотой Ордой. Если Джалык бий в предании «Последний из Сартаева рода»-«Ьуцры Ьартай» борется против Тимура на стороне Золотой Орды, то в сказании об Идукае и Мурадыме говорится об Идукае, начавшем борьбу с башкирскими биями-сторонниками Золотой Орды. Все эти сведения не вписываются в традиционную историографию Башкортостана и потому, на наш взгляд, справедливо утверждение тех авторов, которые говорят о договорных, другими словами вассальных отношениях башкир с татаро-монголами. Художественным отражением этих отношений является поэтическое шежере-предание племени Усерган о Муйтен бие, получившем от Чингисхана титул и грамоты на владение землями с правом наследования («Муйтен»-«Мвйтэн»).

Таким образом, исторические предания о татаро-монгольском нашествии достаточно ярко и в целом исторически достоверно отражают эпоху и отголоски тех событий, которые происходили на территории Южного Урала. Они являются бесценным источником в изучении истории башкирского народа.

Исторически достоверны в своей основе предания об этнокультурных связях башкир сдругими народами. Сюжеты о ногайско-башкирских взаимоотношениях (предания об Аксаккилембете и Каракилембете), о притеснениях со стороны казанских ханов («Умбет-батыр»-«9мбэт батыр») созвучны с документальными источниками, шежере.

Особенно много преданий о башкирско-казахских отношениях. Как известно, башкир и казахов издавна связывали непосредственное соседство этнических территорий и общность исторических судеб, а также близость и родство языков, духовной культуры, что своеобразно отразилось в их фольклорном творчестве. В преданиях, которые и поныне бытуют на юго-востоке Башкортостана, развивается тема сложных башкирско-казахских отношений, характерных для эпохи феодализма.

Ведя на протяжении веков полукочевой образ жизни скотоводов и охотников, предки нынешних башкир и казахов совершали набеги и угоняли друг у друга скот (барымта), порою дело доходило и до кровной мести (карымта).

Основной пафос произведений устной прозы о башкирско-казахских взаимоотношениях заключается в поэтическом возвеличивании ратных подвигов этих батыров, прославлении их физической силы и бесстрашия, ловкости во владении богатырским оружием и уменьем вести бой с превосходящими силами пришельцев.

Предания не лишены некоторой тенденциозности в расстановке акцентов и односторонней трактовке воинской доблести башкир. Батыры, судя по народным рассказам, явно превосходят во всем своего противника. Нередко они напоминают своей отвагой и мощью героев эпоса и отчасти богатырских сказок («Кусем-батыр»-«Кусем батыр»).

Однако в фольклоре сохранились не только негативные моменты в отношениях между народами. Исторически достоверны башкирские предания о добрососедских отношениях с казахами («Аман», «Мамбет»-«Мэмбэт» и др.). Важную информацию сохранили рассказы о набегах калмыков на башкирские земли, в которых говорится о прекращении набегов после признания башкирами власти Белого царя («Такагашка-батыр»-«Тэкэгапгка батыр», «Даут-батыр»-«Дауыт батыр»).

Большой познавательный интерес представляют предания о присоединении Башкортостана к Русскому государству. В них много конкретных исторически достоверных фактов: поездка послов отдельных племен в Казань (оформлении русского подданства происходило там), получение грамот1 Хотя присоединение к России имело немало негативных последствий, в преданиях, посвященных именно к теме принятия русского подданства, скептических мотивов не наблюдается.

Однако в преданиях о событиях, происходивших после присоединения Башкортостана к Русскому государству, наличествует немало минорных мотивов. Расхищение башкирских земель, бесконечные тяжбы местного населения с заводчиками - главный вопрос, затрагиваемый преданиями. Мотив продажи земли «с бычью шкуру» лежит в основе многих преданий («Как боярин землю покупал»-«Бар§ыц ер алыуы», «Мурзагул»-«Мыр§агол», «Газибек-Насир»-«Рэ?ибэк Насир»).

Весьма обширный пласт в составе народной исторической прозы составляют предания о башкирских восстаниях ХУИ-ХУШ вв. и их руководителях: движения под предводительством Акай-батыра, Карасакала, Батырши.

Особенно широкое отражение в башкирском фольклоре нашло крупнейшее в истории России Крестьянское восстание 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева. Большую часть этого фольклора составляют предания о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве - преданном соратнике Емельяна Пугачева. В них содержится много данных, реально соответствующих жизни и деяниям батыра. В то же время реальные черты характера несколько гиперболизированы, в итоге образ Салавата зачастую приобретает черты эпического героя.

Многие предания, посвященные национально-освободительной борьбе башкир, завершаются картиной подавления и беспощадной расправы царских войск над восставшими. Поражение восстаний в преданиях объясняется недостаточной сплоченностью и плохим оружием.

Мотивы протеста против социальной несправедливости довольно зримо отразились в исторических преданиях о благородных беглецах, получивших наиболее широкое распространение в период кантонного управления Башкирией. Героями этих преданий также являются конкретно-исторические личности.

Рассказы о благородных беглецах группировались вокруг лиц, особенно зарекомендовавших себя в роли защитников угнетенных.

Особое место в исторической прозе башкир имеют предания об отечественной войне 1812 года.

Главным героем исторических преданий об отечественной войн 1812 г. является народ, но в то же время предания не обошли вниманием и известных исторических личностей, отличавшихся на войне героизмом. Самым популярным среди них является Кахым-туря (Касим Мырдашев) - герой одноименного предания. Более полному раскрытию образа Кахым-тури служат монологи героя, которым присуще большое общественное звучание и характерны глубокие философские раздумья о смысле жизни, о народной судьбе.

Предания о других батырах, имена которых сохранила народная память, не лишенные элементов вымысла, в основе своей также реалистичны.

Таким образом, если сказать обобщенно, в сюжетном составе башкирских исторических преданий имеются две основные тематические группы - предания о борьбе с внешними врагами и рассказы о борьбе народа за национальную и социальную свободу. Предания не сухая информация и не иллюстрации к истории (хотя информация в них очевидна), а своеобразное открытие жизни, событий прошедших эпох средствами искусства устного слова. В художественном мире преданий все достоверно, но это особая фольклорная достоверность, соответствующая представлениям народа о личностях, событиях. Фольклорный историзм - это художественное выражение народного исторического сознания определенной эпохи средствами и возможностями народного поэтического творчества.

В диссертации исследованы традиционные сюжеты. Изучение преданий и других устных рассказов периода после 1917 года - задача будущих изысканий.

Выбор проблемы отражения исторических преданий в башкирской литературной прозе конца XX века в качестве постановки обусловлен, во-первых, малоизученностью вопросов взаимодействия фольклора и литературы в башкирской фольклористике и литературоведении вообще, темы Салавата в частности; во-вторых, среди исторических преданий рассказы о национальном герое башкир составляют наиболее обширный пласт, и их познавательное значение неоценимо велико. (Говоря об этом, мы не уменьшаем и роли по другим темам. Ограничение связано с широтой проблемы и рамками одной диссертации).

Выделенные на рассмотрение произведения - новейшие (значит, еще не ставшие предметом специального изучения): Мирас Идельбаев «Сын Юлая Салават» (Уфа, 1994, на баш. яз.; 2004, на рус. яз.), Яныбай Хамматов «Салават батыр» (Уфа, 2004), Асылгужа «Возраст Салавата» (Уфа, 2004).

Изучение названых произведений показало весьма широкое использование этими авторами фольклорных материалов, особенно преданий и легенд. Материалы народного творчества использованы на уровне: 1) сюжета, т.е. текст предания цитируется полностью или с небольшими сокращениями; 2) на уровне мотивов. Второй уровень наиболее распространен. Фольклорные сюжеты и мотивы вводятся: при отсутствии документальных источников (например, о матери, братьях Салавата, о его детстве!), для раскрытия образа поэта-воина; для показа этнографических деталей (описание быта, обрядов), без чего не обходится ни одно крупное художественное произведение.

В историко-документальной книге ученого-писателя Мираса Идельбаева использование отдельных сюжетов и мотивов преданий, песен, эпоса, порою сочетается с их анализом. В романе Асылгужи фольклорные мотивы зачастую представлены в несколько обобщенном, расширенном виде (с авторскими дополнениями).

Обращаясь к истокам творчества — к фольклору, вводя его в канву своих произведений, писатели способствуют продолжению традиций исторической памяти народов. На наш взгляд, дальнейшее изучение вопросов фольклорно-литературных связей может быть продолжено как в плане расширения круга материалов, так и в плане более глубинного анализа их.

143

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ахметшина, Гузель Марсовна, 2004 год

1. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора / С.Н. Азбелев. - Л.: Наука, 1982. - 327 с.

2. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров)/С.Н. Азбелев // Славянский фольклор и историческая действительность. М.: Наука, 1965. - С. 5-25.

3. Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд / С.Н. Азбелев //Русский фольклор. М.;Л.: Наука, 1966. - С. 176-195.

4. Акимова Т.М. Русское народное поэтическое творчество: учеб. пособие / Т.М. Акимова, В.К. Архангельская, В.А. Бахтина. М.: Высшая школа, 1983. - 208 с.

5. Акманов И.Г. Башкирские восстания / И.Г. Акманов. Уфа: Китап, 1993. - 224 с.

6. Акцорин В.А. Исторические легенды и предания о контакте марийцев с предками коми / В.А. Акцорин // Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1980. - Вып. 2. - С. 16-22.

7. Акцорин В.А. Марийские легенды и предания в свете исторической взаимосвязи народов Поволжья / В.А. Акцорин // Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1984. - Вып. 4. -С. 5-13.

8. Акцорин В.А. О некоторых проблемах изучения поэтики легенд и преданий / В.А. Акцорин // Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1982. - Вып. 3. - С. 3-9.

9. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре (к определению жанра и его признаков)/ В.П. Аникин //Русский фольклор. М.;Л.: Наука, 1966. - Т.10. - С. 28-42.

10. Аникин В.П. Русский фольклор: учеб. пособие / В.П. Аникин М.: Высшая школа, 1987. - 286 с.

11. Аникин В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы (к общей постановке проблемы)/ В.П. Аникин //Русский фольклор. Л.: Наука, 1972. - Т. 13. - С. 6-19.

12. Анцелане А.Я. Латышские народные предания. Избранные / А.Я. Анцелане. Рига: Изд-во АН Латв. ССР, 1962. - 163 с.

13. Асфандияров А.З. Прототипы образов трех башкирских исторических песен / А.З. Асфандияров // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. Уфа: БашГУ, 1981. - С. 151-156.

14. Асфандияров А.З. Участие башкир в войнах и походах России в период кантонного управления (1798-1865 гг.) / А.З. Асфандияров //Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. Уфа: Китап, 1971. - С. 75-95.

15. Афышружа. Салауаттыц йэше / А^ылружа. ©фе: Китап, 2004. - 399 б.

16. Ахметшин Б.Г. Башкирские и русские рассказы о разбойниках / Б.Г. Ахметшин // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. -Уфа, 1987. С. 97-104.

17. Ахметшин Б.Г. Башкирские легенды и предания о героических женщинах / Б.Г. Ахметшин //Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. Уфа: БашГУ, 1989. - С. 83-90.

18. Ахметшин Б.Г. Башкирские предания и легенды о башкирско-казахских взаимоотношениях эпохи средневековья и ХУП-ХУШ вв. / Б.Г. Ахметшин //Уральску 375 лет: фольклор и этнография. -Уральск, 1988. С. 208-210.

19. Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала / Б.Г. Ахметшин. Уфа: Китап, 2001. - 288 с.

20. Ахметшин Б.Г. Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала /Б.Г. Ахметшин. Уфа: БашГУ, 1996. - 192 с.

21. Ахметшин Б.Г. Предания о башкирском восстании 1755 г. / Б.Г. Ахметшин //Народ и революция в литературе и устном творчестве. Уфа: Китап, 1968. - С. 253-268.

22. Ахметшин Б.Г. Предания о боевом содружестве русских и башкир / Б.Г. Ахметшин // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. -Уфа: БашГУ, 1986. С. 130-135.

23. Ахметшин Б.Г. Предания о Крестьянской войне 1773-1775 гг. записанные в д. Ильчино Учалинского района / Б.Г. Ахметшин // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. Уфа: БашГУ, 1981. -С. 74-78.

24. Ахметшин Б.Г. Предания о присоединении Башкирии к Русскому государству / Б.Г. Ахметшин // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. Уфа: БашГУ, 1985. - С. 87-92.

25. Ахметшин Б.Г. Предания о Салавате Юлаеве / Б.Г. Ахметшин // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала Уфа: БашГУ, 1974. - С. 144-171.

26. Бараг Л.Г. Народные устные рассказы о горнозаводской Башкирии эпохи Пугачевского восстания / Л.Г. Бараг //Народ и революция в литературе и устном творчестве. Уфа: БашГУ, 1967. - С. 231-251.

27. Бараг Л.Г. Повествовательные жанры башкирского фольклора /Л.Г. Бараг, А.М. Сулейманов. Уфа: Гилем, 2000. - 248 с.

28. Бараг Л.Г. Пугачевские предания, записанные в горнозаводских районах Башкирии / Л.Г. Бараг //Устная поэзия рабочих России. -М.;Л.: Наука, 1965. С. 172-181.

29. Бараг Л.Г. Южноуральские предания о Пугачевском восстании (по записям последних дет)/ Л.Г. Бараг // Русский фольклор. Вып. 15, -Л., Наука, 1975. С. 128-137.

30. Башкирские народные песни, песни-предания/Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. и коммент. Ф.А. Надршина. Уфа: Китап, 1991. - 288 с. (на баш., рус. и англ. яз).

31. Башкирские народные предания и легенды. / Сост., вступ. ст. и коммент. Ф.А. Надршиной. Уфа: Китап, 2001. - 467 с. (на баш., рус. и англ. яз.).

32. Башкирские предания и легенды / Сост. вст. ст. и коммент. Ф.А. Надршина. Уфа: Башкнигоиздат, 1985. - 287 с.

33. Башкирские сказки и легенды: Легенды и предания. Богатырские сказки. Волшебные сказки. Сказки о животных. Новеллистические сказки / Сост. Ю.А. Андриянов. Уфа: Китап, 1996. - 208 с.

34. Башкирские шежере / Сост., перев. текстов и коммент. Р.Г. Кузеева. Уфа: Башкнигоиздат, 1960. - 304 с.

35. Башкирское народное творчество: Исторический эпос / Сост., авт. вст. статьи и коммент. Н.Т. Зарипов. -Уфа: Китап, 1999. 392 с.

36. Башкирское народное творчество: Предания и легенды/ Сост., вступ. ст. и коммент. Ф.А. Надршиной. Уфа: Башк. кн. изд-во,1987. - 573 с.

37. Башкортостан: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.З. Шакуров. -Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. 669 с.

38. Бапгкорт легендалары / Те?., и^кэрм. авт. М.Х. МинЬажетдинов, К. Мэргэн. ©фе: Бапгк. дэулэт унив. нэшр., 1969. - 186 б.

39. Бапгкорт фольклоры: тикшеренеу?эр Ьэм материалдар. V сыгарылыш. 9фо: Билем, 2004. - 232 б.

40. Бапгкорт хальгк ижады: Риуэйэттэр, легендалар / Те?., инеш мэкэлэ Ьэм ацлатмалар авт. Ф.А. Нэ?ершина. ©фе: Китап, 1997. - 440 б.

41. Бапгкорт хальгк ижады: Тарихи кобайырзар, хикэйэттэр (иртэктэр)/ Те?., инеш мэ-кэлэ, ацлатмалар Ьэм Ьу?лектец авт. Н.Т. Зарипов. -©фе: Китап, 2000. 392 б.

42. Бапгкорт хальгк ижады: Эпос / Те?. Э.М. Селэймэнов, инеш мэтсэлэ Ьэм ацлатмалар авт. М.М. Сэритов. ©фе: Китап, 1998. - 448 б.

43. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Историко-этнографический очерк / Н.В. Бикбулатов // Ватандаш. 1999. - № 6. - С.139-159.

44. Богатырев П.Г. Словацкие народные разбойничьи песни и баллады / П.Г. Богатырев. М.: Художественная литература, 1976. - 210 с.

45. Буканова Р.Г. Башкирия в составе Золотой Орды /Р.Г. Буканова // Ватандаш. 2000. - № 4. - С. 106-110.

46. Буранголов М. «Умер» йэки «Йыуасалы» хикэйэИе / М. Буранголов //Башкортостан. — 1926. 9 апрель.

47. Бурантолов М. «Йэйлэулек» йэки «Зилэйлук» / М. Буранголов // Башкортостан. 1926. - 21 май.

48. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение / Д.Ж. Валеев. Уфа: Китап 1994. - 160 с.

49. Василевич Г.М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Г.М. Василевич. M.;JI.: Наука, 1966. - 399 с.

50. Вахитов Р.Н. Пугачевщина в гримасах истории / Р.Н. Вахитов //Ватандаш. 2000. -№1. - С. 100-110.

51. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. Л.: Наука, 1940. - 648 с.

52. Галин С.А. Исторические песни башкирского народа: автореф. дис. . канд. филол. наук / С.А. Галин; КГУ. Казан, 1964. - 28 с.

53. Галин С.Э. Заман Ьэм фольклор: э$эби тэнкит мэкэлэлэре / С.Э. Галин. 0фе: Башк. кит. нэшр., 1996. - 288 б.

54. Галин С.Э. Тарих Ьэм халык поэзияЬы / С.Э. Галин. вфе: Китап, 1996. 288 б.

55. Галин С.Э. Тел аскысы халытста. Бангкорт фольклорынын, ацлатмалы Ьу^леге / С.Э. Галин. вфе: Китап, 1999. - 328 б.

56. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики / Отв. ред. A.B. Кудеяров. М.: Наука, 1989. -256 с.

57. Гацак В.М. Фольклор и молдавско-русско-украинские исторические связи / В.М. Гацак. М.: Наука, 1975. - 232 с.

58. Гилязутдинов С.М. Татарские исторические предания и легенды и их художественные особенности: автореф. дис. . канд. филол. наук / С.М. Гилязутдинов; ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ. Казань, 2000.- 32 с.

59. Грузинские народные предания и легенды / Сост., пер., предисл. и примеч. Е.Б. Вирсалидзе. М.: Наука, 1973. - 368 с.

60. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты / У.Б. Далгат. М.: Наука, 1981.- 304 с.

61. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана / У.Б. Далгат. М.: Изд-во восточн. лит., 1962. - 206 с.

62. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX в. / В.Д. Димитриев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. - 446 с.

63. Дияров К. Сал Уралдыц моцдары / К. Дияров. ©фе: Китап, 1988. -152 б.

64. Долгих Б.О. Мифологические сказки и исторические предания нганасан / Запись и подготов. текстов, введ. и коммент. Б.О. Долгих.- М.: Наука, 1976. 342 с.

65. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики / Л.И. Емельянов. Л.: Наука, 1978. - 206 с.

66. И?елбаев М.Х. Юлай улы Салауат / М.Х. И^елбаев. Офе: Китап, 1994. - 271 б.

67. Идея свободы в жизни и творчестве Салавата Юлаева: всероссийск. научно-практич. конф., посвященная 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева, 3 июня 2004 г.: тез. докл. Уфа: Гилем, 2004. -464 с.

68. Исторические предания и рассказы якутов. М.;Л.: Наука, 1960. -4.1. - 324 е.; Ч. 2. - 359 с.

69. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. /Отв. ред. Х.Ф. Усманов. Уфа: Китап, 1996. - 520 с.

70. Казан турында легендалар. Казан: Матбугат йорты, 2003. - 96 б.

71. Каскабасов С.А. Жанры казахской народной (несказочной) прозы: дис. . д-ра филол. наук / С.А. Каскабасов; АН Каз. ССР. Ин-т лит. и искусства им. М.О. Ауэзова. Алма-Ата, 1988. - 394 с.

72. Каташ С.С. Жанры алтайского фольклора (генезис, типология, поэтика): дис. . д-ра филол. наук / С.С. Каташ; Горно-Алтайский пед. институт. Ташкент, 1984. - 298 с.

73. Кикнадзе З.Г. Система грузинских мифологических преданий: дис. . д-ра филол. наук / З.Г. Кикнадзе; Тбилисский гос. университет. -Тбилиси, 1985. 282 с.

74. Киньябаева Г. А. Семья и брак у башкир в I пол. 19 в. (демографический анализ материалов ревизских сказок): автореф. дис. . канд. истор. наук / Г.А. Киньябаева; БашГУ. Уфа, 1998. - 23 с.

75. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос / А.Н. Киреев. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. - 303 с.

76. Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии: сб. докум. / Сост. Р.В. Овчинников, И.М. Гвоздикова. Уфа: Башкнигоиздат, 1975. - 496 с.

77. Кржижевский М.В. Башкиры Самарской области: расселение, численность, особенности материальной и духовной культуры, дис. . канд. истор. наук / М.В. Кржижевский; РАН УНЦ ИИЯЛ. Уфа, 2000. - 168 с.

78. Криничная H.A. Народные исторические песни начала XVII в. / H.A. Криничная. Л.: Наука, 1974. - 183 с.

79. Криничная H.A. Персонажи преданий: становление и эволюция образа / H.A. Криничная. Л.: Наука, 1988. - 192 с.

80. Криничная H.A. Предания Русского Севера / H.A. Криничная. -С.П.: Наука, 1991. 327 с.

81. Криничная H.A. Русская народная историческая проза: Вопрос генезиса и структуры / H.A. Криничная. Л.: Наука, 1987. - 227 с.

82. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа / Р.Г. Кузеев. Уфа: Башкнигоиздат, 1978. - 263 с.

83. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Р.Г. Кузеев. М.: Наука, 1974. - 571 с.

84. Кулынарипов М.М. Политика царизма в Башкортостане (1775-1800 гг.) / М.М. Кулыпарипов. Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 152 с.

85. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора /С.Г. Лазутин. М.: Высшая школа, 1989. - 208 с.

86. Мажитов H.A. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. / H.A. Мажитов, А.Н. Султанова. Уфа: Китап,1994. - 360 с.

87. Матвийчук Н.Ф. Творчество М. Горького и фольклор / Н.Ф. Матвийчук. Киев: изд-во АН Укр. ССР, 1959. - 268 с.

88. Мегрелидзе И.В. Народные предания о Шоте Руставели / И.В. Мегрелидзе. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1938. - 39 с.

89. Межэтнические фольклорные связи: сб. науч. тр. С.П.: Наука, 1993. - 336 с.

90. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1986. - 320 с.

91. МинЬажетдинов М.Х. ТСэлэмендэ ке?рэт бар / М.Х. МинЬажетдинов. Эфе: Китап, 1995. - 256 б.

92. Мифологические сказки и исторические предания энцев / Запись и подготов. текстов, введ. и коммент. Б.О. Долгих. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 243 с.

93. Мухаматнуров С.З. Изображение исторических личностей в преданиях / С.З. Мухаматнуров // Поэтика татарского фольклора. -Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР, 1991. С. 93-100.

94. Мэхмутов Х.Ш. Борынгылар эйткэн сузлэр (VII-XVII йоз терки-татар ядкэрлэрендэ афоризмнар)/Х.Ш. Мэхмутов. Казан: Фикер, 2002. - 256 б.

95. Надршина Ф.А. Башкирская народная несказочная проза: автореф. дис. . д-ра. филол. наук / Ф.А. Надршина; БашГУ. Уфа, 1998. -24 с.

96. Надршина Ф.А. Башкирско-казахские этнокультурные связи по материалам башкирских народных преданий / Ф.А. Надршина // Всесоюзная тюркологическая конференция: тез. докл. Алма-Ата, 1976. - С. 79-80.

97. Надршина Ф.А. Общие мотивы в несказочной прозе тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья / Ф.А. Надршина // IV Международный конгресс финноугроведов: тез. докл. М.: Наука, 1989. - Т. 1. - С. 346-349.

98. Народная проза / Сост., вступ. ст., подготовка текстов и комментарии С.Н. Азбелева. М.: Русская книга, 1992. - 608 с.

99. Научный архив Уфимского научного центра Российской Академии наук.

100. Никифоров В.М. Якутские народные предания: художественные особенности и историческое развитие жанра. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. - 120 с.

101. Нурланов К.Ш. Эстетика художетсвенной культуры казахского народа / К.Ш. Нурланов. Алма-Ата: Наука, 1987. - 176 с.

102. Нэ?ершина Ф.А. Рухи хазиналар (Асылыкул, Дим, ©ршэк буйы башкорттарынын; фольклоры) / Ф.А. Нэдершина. ©фе: Китап, 1992. - 76 б.

103. Нэ^ершина Ф.А. Халык хэтере / Ф.А. Нэ?ершина. Эфе: Бапгк. китап. нэшр., 1986. - 192 б.

104. Петров В.Т Фольклорные традиции в якутской советской литературе / В.Т. Петров. М.: Наука, 1978. - 138 с.

105. Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информационной функций в разных жанрах устной прозы / Э.В. Померапнцева //Проблемы фольклора: сб. ст. М.: Наука, 1975. - С. 75-81.

106. Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы. М.: МГПИ, 1986. - 152 с.

107. Пропп В.Я. Легенда//Русское народное поэтическое творчество. -М.;Л.: Изд. АН СССР,1966. -Т.2, кн. 1. С. 378-385.

108. Пропп В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1976. - 187 с.

109. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1976. - 244 с.

110. Пухов И.В. Якутские предания как жанр / И.В. Пухов // Прозаические жанры фольклора народов СССР: всесоюзн. научн. конф., 21-23 мая 1974 г.: тез. докл. Минск: Наука, 1974. - С. 195197.

111. Рахимкулов М.Г. Воспевшие Салавата. Образ батыра в русской литературе (художественно-краеведческие очерки) / М.Г. Рахимкулов. Уфа: Китап, 1994. - 160 с.

112. Рахимкулов М.Г. Любовь моя Башкирия. Литературно-краеведческие очерки / М.Г. Рахимгулов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1972. - 392 с.

113. Рахимкулов М.Г. Страницы дружбы / М.Г. Рахимгулов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1972. - 256 с.

114. Рахимов Р.Н. «Северные амуры»: взгляд очевидца / Р.Н. Рахимов //Ватандаш. 2001. - №4. - С. 90-95.

115. Рахимов Р.Н. Отечественная война 1812 г. в современном осознании / Р.Н. Рахимов // Ватандаш. 2000. - № 3. - С. 150-155.

116. Риваятьлэр Ьэм легендалар: Болгар, Казан тешми теллэрдэн / Тез., кереш мэкэлэ Иэм искэрмэлэр авт. Х.Ш. Мэхмутов, С.М. Гыйлэжетдинов. Казан: Мэгариф, 1991. - 111 б.

117. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М:, Наука, 1975. - 346 с.

118. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. M.;JI.: Изд-во АН СССР, 1955. - 393 с.

119. Русская литература и фольклор (I половина XIX века). Л.: Наука, 1976. - 455 с.

120. Русская литература и фольклор (II половина XIX века). Л.: Наука, 1982. - 44 с.

121. Русская литература и фольклор (XI-XVIII вв.). Л.: Наука, 1970. -432 с.

122. Русская литература и фольклор (конец XIX века). Л.: Наука, 1987. - 367 с.

123. Русский фольклор: материалы и исследования. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1956-2001 гг.

124. Садекова А.Х. Идеология ислама и татарское народное творчество / А.Х. Садекова. Казань: Иман,2000. - 260 с.

125. Салават Юлаев: Энциклопедия / Гл. ред. И.Г. Илишев. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2004. - 479 с.

126. Сидельников В.М. Писатель и народная поэзия / В.М. Сидельников. М.: Современник, 1974. - 191 с.

127. Сидоров В.В. Был героем Салават / В.В. Сидоров. Уфа: Китап, 2003. - 296 с.

128. Селэймэнов Э.М. Башкорт тормош-кенкуреш экиэттэрененец поэтикаЬы / Э.М. Селэймэнов. Эфе: Бапгк. дэулэт унив.,1980. - 79 б.

129. Селэймэнов Э.М. Мержизэ инештэре: ижади портреттар / Э.М. Селэймэнов. Эфе: Китап, 2001. - 256 б.

130. Селэймэнов Э.М. Хальгкка хальгкса: Ьэдиэ Дэулэтшина сэсмэуеренец фольклорлыгы / Э.М. Селэймэнов. - вфе: Билем, 2000. - 44 б.

131. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. -509 с.

132. Соколов Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. М.: Наука, 1941. - 557 с.

133. Соколова В.К. Взаимодействие преданий с другими жанрами / В.К. Соколова // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Минск, 1974.-С. 125-128.

134. Соколова В.К. О некоторых типах исторических преданий и проблеме их жанрового своеобразия / В.К. Соколова // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI съезд славистов, Прага, 1968 г. М.: Наука, 1968. - С. 248-273.

135. Соколова В.К. Русские исторические песни XVI-XVIII вв. /

136. B.К. Соколова. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 330 с.

137. Соколова В.К. Русские исторические предания / В.К. Соколова. -М: Наука, 1970. 288 с.

138. Соколова В.К. Соотношение национальных и общих элементов в преданиях / В.К. Соколова // Проблемы фольклора: сб. ст. М.: Наука, 1975. - С. 221-227.

139. Специфика фольклорных жанров: сб. ст. / Отв. ред. Б.П. Кирдан. -М.: Наука, 1973. 304 с.

140. Сэгитов М.М. Бороню башхорт хобайырзары / М.М. Сэгатов. -бфе: Баыгк. китап. нэшр., 1987. 224 б.

141. Таймафов С.Т. Пугачевтын; башхорт полковниктары /

142. C.Т. Таймам //Агазел. 1996. - №4. . 131-151 б.

143. Татар халык ижаты: Риваятьлэр Ьэм легендалар / Фэнни ред. Х.Ш. Мэхмутов. Казан: Татар, китап. нэшрияты, 1987. - 368 б.

144. Татар халык риваятьлэре Ьэм легендалары / Тез. Гыйлэжетдинов С.М. Казан: Раннур, 2000. - 320 б.

145. Титовец A.B. Белорусские исторические предания (генезис и специфика жанра): дис. . канд. филол. наук / A.B. Титовец; АН

146. Белорус. ССР. Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. -Минск, 1986. 170 с.

147. Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья / Л.С. Толстова. М.: Наука, 1984. - 246 с.

148. Тумилевич Т.И. Донские исторические предания о Ермаке: дис. . д-ра филол. наук / Т.И. Тумилевич; Ростовский унив. Ростов-на-Дону, 1980. - 204 с.

149. Урманче Ф.И. Татар халык ижаты: югары уку йортлары Ьэм колледжлар очен дэреслек / Ф.И. Урманче. Казан: Мэгариф, 2002. -б.

150. Усманов А.Н. 1812 йылдагы Ватан Ьугышында бапгкорт атлылары. Легендалар Ьэм йыр?ар / А.Н. Усманов. 0фе: Башгосиздат, 1944. -40 б.

151. Усманов А.Н. Башкирский народ в отечественной войне 1812 г. /

152. A.Н. Усманов. Уфа: Башкнигоиздат, 1964. - 135 с.

153. Фольклор и историческая действительность: сб. науч. тр. / Отв. ред. В.М. Гацак. М.: Наука, 1981. - 224 с.

154. Фольклор и этнография. У фольклорных истоков фольклорных сюжетов и образов: сб. науч. тр. / Под. ред. Б.Н. Путилова. Л.: Наука, 1984. - 255 с.

155. Фольклор Крестьянской войны 1773-1775 гг. К 200- летию пугачевского восстания: сб. науч. ст. Л.: Наука, 1973. - 104 с.

156. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте: сб. науч. тр. / Отв. ред. В.М. Гацак. М.: Наука, 1984. - 294 с.

157. Фольклор. Поэтика и традиция: сб. науч. тр. / Отв. ред.

158. B.М. Гацак. М.: Наука, 1982. - 343 с.

159. Фольклор. Поэтическая система: сб. науч. тр. / Отв. ред. В.М. Гацак. М.: Наука, 1977. - 343 с.

160. Фольклор. Проблемы историзма: сб. науч. тр. / Отв. ред. В.М. Гацак. М.: Наука, 1988. - 296 с.

161. Фольклорный фонд кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета.

162. Фольклорный фонд кафедры башкирской филологии Стерлитамакской государственной педагогической академии.

163. Фольклорный фонд кафедры русской филологии Башкирского государственного университета.

164. Хамматов Я.Х. Салават-батыр / Я.Х. Хамматов. Уфа: Китап, 2004. - 296 с.

165. Харисов Э. Mnpaç: бапгкорт фольклоры буйынса ку?этеу?эр, тикшеренеу?эр Ьэм ауы§-тел ижады елгелэре / Э. Харисов 0фе: Китап, 2004. - 388 б.

166. Харисов Э. Рухи тамыр^ар: э^эбиэт Иэм фольклор мэсьэлэлэре / Э. Харисов вфе: Башк. кит. нэшр., 1984. - 237 б.

167. Хвсэйенов F.B. Башкорт халкынын, рухи донъяЬы / F.B. Хесэйенов. Эфе: Китап, 2003. - 480 б.

168. Хосэйенов F.B. Ил азаматтары. Тарихи шэхестэр тормошо / F.B. Хвсэйенов. ефв: Китап, 1988. - 576 б.

169. Хусаинова Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок Г.Р. Хусаинова. -М.: Наука, 2000. 247 с.

170. Чистов К. В. Прозаические жанры в системе фольклора / К.В. Чистов // Прозаические жанры фольклора народов СССР. -Минск, 1974. С. 6-32.

171. Чистов К.В. Русская фольклорная проза и межэтнические процессы / К.В. Чистов, Э.В. Померанцева // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М.: Наука, 1979. - С. 13-17.

172. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды / К.В. Чистов. М.: Наука, 1967. - 341 с.

173. Шагельдиева О. Фольклорные основы творчества Берды Кербабаева: автореф. дис. . канд. филол. наук / О. Шагельдиева. -Ашхабад, 1990. 18 с.

174. Шептаев JI.С. Поэтика исторических преданий о Разине в свете истории жанра / Л.С. Шептаев //Русский фольклор. Т. XV. Л.: Наука, 1975. - С. 102-113.

175. Шотт И.М. Фольклор в творчестве Янки Купалы (Дореволюционный период). М.: Наука, 1968. - 190 с.

176. Шэкур Р.З. Арзаклы бапгкорттар. Билми-биографик очерктар / Р.З. Шэкур. Эфе: Китап, 1998. - 304 б.

177. Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Улан-Удэ: Изд-во АН СССР Сибирское отд., 1960. - 4.2. - 480 с.

178. Эпос «Урал-батыр» и мифология: всероссийск. научно-практич. конф., 27-28 мая 2003 г.: тез. докл. Уфа: Гилем, 2003. - 180 с.

179. Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. - 287 с.

180. Эсфэндийэров Э.З. Буранбай / Э.З. Эсфэндийэров // Ленинсы. -1967. 9 февраль.

181. Юматов B.C. Древние предания башкирцев Чубиминской волости / B.C. Юматов // Оренбургские губернские ведомости. 1848. - №7.1. С. 45-48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 189867