Чувство собственного достоинства как психологический феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Зайцева, Юлия Евгеньевна

  • Зайцева, Юлия Евгеньевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 180
Зайцева, Юлия Евгеньевна. Чувство собственного достоинства как психологический феномен: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Санкт-Петербург. 2003. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Зайцева, Юлия Евгеньевна

Содержание.

Введение.

Глава 1. Междисциплинарный анализ понятий «достоинство» и «чувство собственного достоинства».

1.1. Понятия «достоинство» и «чувство собственного достоинства» в различных науках о человеке.

1.1.1. Этимологический и семантический анализ понятий «достоинство» и «чувство собственного достоинства».

1.1.2. Понятия «достоинство» и «чувство собственного достоинства» как философско-этические категории.

1.1.3. Понятие «достоинство» в общественно-политических науках.

1.1.4. Формирование «достоинства» и «чувства собственного достоинства» как задача педагогической науки.

1.2. «Чувство собственного достоинства» как психологический феномен.

1.2.1. «Чувство собственного достоинства» как субъективное отражение нравственного идеала личности.

1.2.2. «Чувство собственного достоинства» как переживание эмоционально-ценностного отношения к себе.

1.2.3. Роль «чувства собственного достоинства» в саморегуляции личности.

Глава 2 Общая характеристика эмпирического исследования «чувства собственного достоинства» как психологического феномена.

2.1. Программа эмпирического исследования.

2.2. Описание выборки испытуемых.

2.3. Методы и методики эмпирического исследования.

Глава 3 Анализ результатов эмпирического исследования «чувства собственного достоинства» как психологического феномена.

3.1. Имплицитные представления о «чувстве собственного достоинства» как о свойстве 'Ф личности.

3.1.1. Эмоциональное отношение к феномену «чувство собственного достоинства» и 98 его носителю.

3.1.2.Анализ имплицитных представлений о свойствах личности, отражающих 102 «чувство собственного достоинства» человека.

3.1.3.Анализ имплицитных представлений о типичном проявлении «чувства 109 собственного достоинства» в поведении.

3.2. Эмпирическое исследование «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции.

3.2.1 Самооценка чувства собственного достоинства как личностной диспозиции.

3.2.2 Эмпирические корреляты «чувства собственного достоинства» в структуре 119 личности.

3.2.3 Специфика и структура «чувства собственного достоинства» как личностной 126 диспозиции.

3.3. Эмпирическое исследование «чувства собственного достоинства» как феномена 134 самосознания.

3.3.1. Исследование особенностей регуляции поведения в соответствии с мерой 134 осознания человеческого достоинства.

3.3.2. Исследование особенностей эмоциональной регуляции поведения при 147 различном эмоционально-ценностном отношении к себе.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Чувство собственного достоинства как психологический феномен»

Актуальность работы. Психологическая наука не так давно обратила внимание на феномены, сложные для анализа, однако составляющие значительную часть субъективно переживаемой человеком жизни: «счастье» (М. Аргайл), «надежду» (К.А. Муздыбаев), «доверие» (Т.П. Скрипкина), «зависть» (К.А. Муздыбаев), «ложь» (В.В. Знаков) и др. Настоящее исследование посвящено психологическому феномену, получившему в языке название «чувство собственного достоинства». Актуальность общепсихологического исследования {ft данного феномена, обусловлена необходимостью специального психологического знания о его природе, структуре и феноменологии для корректного применения данного понятия в теоретических и практических отраслях психологии, педагогики, юриспруденции, политики, этики и других наук о человеке.

Неоднозначность понимания проблемы достоинства человека в различных философско-этических направлениях, трудность эмпирического решения личностью проблем экзистенциального самоопределения (поиска ответов на вопросы о природе и ценности человека), а следовательно и решения практических задач нравственности - ценностного отношения к другому человеку, особенно в период смены мировоззренческих и ценностных основ общества, обнаруживает особую актуальность подобного психологического исследования в настоящий исторический момент.

Кроме того, в последнее время вырос практический интерес к данной теме. В области юриспруденции изучение дел о защите чести и достоинства — одна из наиболее разрабатываемых тем (более десяти диссертационных исследований за последнее время); в практике кризисных психологических служб и консультаций ведется активная работа по оказанию психологической помощи пострадавшим от насилия и нанесения морального ущерба; в области образования активно исследуются педагогические технологии воспитания достоинства в школе.

Несмотря на то, что определенные аспекты данного феномена находили свое отражение в исследованиях самосознания (И. И. Чеснокова, В. В. Столин), самоуважения, самооценки и Я-концепции (Т. Шибутани, В. Н. Куницына), характерологических особенностей (О. В. Якимович), саморегуляции морального поведения личности (С. J1. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, Б. С. Братусь и др.), неоднозначность понимания данного феномена в психологии, отсутствие специальных общепсихологических исследований, предметом которых являлась бы его психологическая специфика и структура, свидетельствуя о недостаточной разработанности данной темы, обусловили актуальность настоящего исследования.

Цель настоящего исследования состоит в изучении психологической специфики феномена, известного обыденному сознанию как «чувство собственного достоинства».

Гипотезы нашего исследования отражали следующие предположения:

1) Психологический феномен, известный обыденному сознанию как «чувство собственного достоинства» обладает собственной психологической спецификой, отражающей отношение к человеку как к безусловной ценности.

2) Личность человека, обладающего «чувством собственного достоинства», отличается определенными психологическими свойствами и характеристиками.

3) «Чувство собственного достоинства» обнаруживает себя в особенностях когнитивной, аффективной и конативной сфер личности.

Цель исследования с учетом гипотез была конкретизирована в следующих задачах:

1) провести междисциплинарное исследование понятий «достоинство» и «чувство собственного достоинства» в рамках совокупного гуманитарного знания (этимология, философия, общественные науки, педагогика, психология);

2) осуществить эмпирическое исследование имплицитных представлений современников о феномене «чувство собственного достоинства» (характерных личностных особенностях и типичном поведении людей, его проявляющих);

3) проанализировать психологическую специфику категорий, отражающих содержание данного феномена в языке, в представлениях современников и в научном гуманитарном знании; сформулировать предположение о природе структуре и функциях данного феномена;

4) изучить особенности оценки и самооценки «чувства собственного достоинства», а также выявить психологические характеристики личности, наиболее тесно связанные с данным феноменом;

5) осуществить эмпирическую проверку специфики и структуры «чувства собственного достоинства» как психологического феномена

В качестве объекта исследования выступили 507 человек, в возрасте от 13 до 40 лет, 115 мужчин и 392 женщины. В выборке были представлены старшие школьники и студенты, имеющие различную профессиональную ориентацию: менеджмент, военное дело, психология, математика, изобразительное и музыкальное искусство.

Предметом исследования являлось «чувство собственного достоинства» как психологический феномен. Исследовались имплицитные представления о данном феномене; особенности его оценки и самооценки как свойства личности, связанные с ним психологические характеристики; а также специфика и структура «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции и как феномена самосознания.

Теоретическими основаниями настоящего исследования послужили структурно-динамическая модель самосознания И. И. Чесноковой, когнитивно-эволюционная теория морального сознания JI. Колберга, структурная модель самоотношения В. В. Столина, теоретические представления о волевой сфере личности Е. П. Ильина, теория отношений личности В. Н. Мясищева, имплицитная теория личности Ф. Хайдера.

Выбор методов и процедуры исследования был обусловлен результатами теоретического анализа с учетом степени разработанности методического аппарата. Имплицитные представления о феномене и связанных с ним характеристиках исследовались при помощи психосемантических методов и ряда проективных методов («незаконченные предложения», «незаконченный рассказ», «цветовой тест отношений»). По результатам качественного анализа ответов испытуемых были составлены «ключи типичных ответов», проводилась экспертная оценка данных ключей. Количественная обработка результатов проводилась при помощи метода контент-анализа согласно «ключам». Оценка «чувства собственного достоинства» как свойства личности проводилась при помощи метода групповой оценки личности; самооценка - при помощи проективного метода графической шкальной оценки Дембо-Рубинпггейна и психосемантического метода «семантические поля», модифицированных для целей нашего исследования. Наиболее тесно связанные с данным феноменом психологические характеристики выявлялись при помощи десяти методик диагностики личностных особенностей.

Эмпирическая проверка специфики и структуры «чувства собственного достоинства» проводилась при помощи методов: гипотетических моральных дилемм (отношение к другому человеку как к безусловной ценности); цветового теста отношений, методики Шварца «Ценностные ориентации» (отношение к себе как к безусловной ценности, значимость самоуважения); методики изучения настойчивости Е. П. Ильина (волевая сфера личности, особенности саморегуляции); методов оценки и самооценки «чувства собственного достоинства»; методики «СЖО» Д. Леонтьева, краткого индекса самоаюуализации Дж. Крэндалла (эмпирические корреляты данного феномена), перечня поступков «ниже собственного достоинства», методики JI. В. Куликова «Профиль чувств настроения», модифицированной для целей настоящего исследования (переживание ситуаций, затрагивающих чувство собственного достоинства).

Достоверность полученных закономерностей обеспечивалась проверкой их статистической значимости при помощи: t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни (при анализе межгрупповых различий в уровне исследуемого признака); Н-критерия Крускагта-Уоллиса, F-критерия Фридмана, Q-критерия Кохрена (для анализа внутригрупповых различий при дисперсионном анализе); Т-критерия Вилкоксона (для анализа сдвига значений); коэффициентов корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена (для анализа согласованности изменений). Проверка на нормальность распределений осуществлялась при помощи X - критерия Колмогорова-Смирнова.

Научная новизна данного исследования связана в первую очередь с предметом исследования - феноменом, впервые вводимым в научный оборот в качестве психологического понятия, со своей спецификой, структурой и феноменологией. В процессе исследования были впервые обобщены данные различных наук о «чувстве собственного достоинства», проведен анализ психологической специфики категорий, отражающих понятия «достоинство» и «чувство собственного достоинства» в философии, общественно-политических науках, педагогике и психологии. Впервые в постсоветский период были исследованы имплицитные представления молодых людей о «чувстве собственного достоинства» (его проявлении в поведении и связанных с ним личностных структурах). Впервые были выявлены психологические корреляты данного феномена в структуре личности. Проведенное эмпирическое исследование «чувства собственного достоинства» впервые позволило определить его специфику как феномена самосознания, присущего каждому человеку, и как личностной диспозиции, характеризующей некоторых людей; были впервые выдвинуты и эмпирически проверены предположения о структуре данного феномена.

Теоретическая значимость работы состоит во введении феномена «чувство собственного достоинства» в психологическую науку в качестве понятия, со своей психологической спецификой, структурой и феноменологией. Результаты данного исследования актуальны и для других отраслей человекознания, поскольку проблема достоинства является междисциплинарной.

Практическая значимость обусловлена, во-первых, актуальностью полученного в результате настоящего исследования знания о специфике, структуре и проявлениях данного феномена для адекватного реагирования на ситуации угрозы «чувству собственного достоинства» человека, как самим человеком, так и службами поддержки: юридическими, законодательными или психологическими. Во-вторых, результаты исследования, воплощенные в тренинговых процедурах, практике психологической консультации, содержании и технологиях педагогического процесса и т. д. могут служить средством самореализации и саморазвития личности человека. В-третьих, использованные методы исследования могут служить основанием для построения психодиагностических процедур, а также применяться для изучения других феноменов обыденной жизни человека.

Апробация работы. Теоретические положения работы и результаты эмпирических исследований докладывались и обсуждались на кафедре общей психологии СПбГУ, а также были представлены в виде выступлений на студенческих и международных научно-практических конференциях: «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2000, 2001); «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе» (Кострома-Москва, 2001); «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2001, 2002); «Психология в школе: практический психолог - профессия нового века» (Санкт-Петербург, 2001, 2002); кроме того в виде тезисов на международных и межрегиональных конференциях «Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследования» (Киев, 2000) и «Психологические особенности преодоления экстремальных и эмоциогенных ситуаций в подростково-юношеском возрасте» (Сыктывкар, 2002).

Результаты исследования отражены в 8 публикациях, общим объемом - 2 а.л.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологический феномен, известный обыденному сознанию как «чувство собственного достоинства», свойственен каждому человеку как феномен самосознания и характеризует некоторых людей как личностная диспозиция, предполагающая определенный уровень личностного развития.

Чувство собственного достоинства» как личностная диспозиция отражает устойчивую предрасположенность человека в своем поведении реализовывать отношение к себе и к другому человеку как к безусловной ценности.

Чувство собственного достоинства» как феномен самосознания осуществляет саморегуляцию поведения человека в соответствии с уровнем осознания и переживания безусловности ценности человека.

2. Личность человека с «чувством собственного достоинства» отличается:

- устойчивым позитивным эмоционально-ценностным отношением к себе;

- уверенностью в возможности достижения собственных целей и ответственностью;

- осмысленностью жизни и стремлением к самоактуализации;

- развитой способностью к саморегуляции.

Самооценка «чувства собственного достоинства» связана с положительной динамикой нравственного развития.

3. Структура «чувства собственного достоинства» как психологического феномена включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент отражает осознание безусловности ценности каждого человека. Эмоциональный - переживание собственной ценности как безусловной. Конативный — регуляцию поведения в соответствии с отношением к себе и другому человеку как к безусловной ценности.

Высокий уровень развития всех трех компонентов составляет специфику «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции. Осознание безусловности ценности человека изменяется по мере развития морального сознания личности, поэтому люди на различных стадиях морального сознания понимают «чувство собственного достоинства» и поведение, ему соответствующее, по-разному.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 170 страницах. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 8 рисунками. Список литературы содержит 145 наименований, 10 из них - на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Зайцева, Юлия Евгеньевна

Выводы:

1. «Чувство собственного достоинства» как психологический феномен свойственен каждому человеку как феномен самосознания и характеризует некоторых людей как личностная диспозиция, предполагающая определенный уровень личностного развития.

2. «Чувство собственного достоинства» как личностная диспозиция отражает устойчивую предрасположенность человека в своих поступках реализовывать отношение к себе и к другому человеку и как к безусловной ценности - носителю достоинства.

3. «Чувство собственного достоинства» как феномен самосознания осуществляет саморегуляцию поведения в соответствии с уровнем осознания и переживания безусловности человеческой ценности.

4. Имплицитные представления о «чувстве собственного достоинства» отражают положительное эмоциональное отношение к данному феномену и его носителю. Исключение составляет субъективное восприятие «чувства собственного достоинства» как гордыни, переживаемое негативно. Человек с чувством собственного достоинства описывается как носитель таких положительных черт личности как:

- нравственное и гуманное отношение к другому человеку;

- устойчивое отношение к себе как к ценности, самоуважение;

- развитость волевой сферы личности.

Для оценки наличия у человека данного качества наиболее значимыми оказываются особенности самоотношения, а для оценки его отсутствия -особенности отношения к другому.

5. Согласно имплицитным представлениям, поведенческие особенности, характеризующие человека с чувством собственного достоинства, предполагают (1) совершение им «достойных» поступков, отражающих равное отношение к себе и другому человеку как к ценности; (2) удержание от собственного «недостойного» поведения к себе или другим людям, противоречащего данному отношению; (3) «защиту собственного достоинства» от «недостойного» поведения других. Достойное отношение к себе или другому предполагает помощь (заботу), уважение и честность (искренность), в качестве недостойного чаще всего описываются проявления агрессии, особенно по отношению к слабым, и нарушение правовых, моральных и культурных норм.

6. Специфика «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции состоит в необходимом сочетании высокого уровня развития трех компонентов: когнитивного (1) осознания безусловности ценности человека, проявляющегося в нравственном отношении к другому; эмоционального (2) переживания собственной ценности как безусловной, проявляющегося в высоком уровне самоуважения; конативного (3) устойчивой реализации данных отношений в поведении, требующей высокого уровня саморегуляции.

7. Выявлена связь между самооценкой «чувства собственного достоинства» как личностного свойства и динамикой нравственного развития человека: изменение морального сознания с возрастом происходило только в группе людей с высокой самооценкой «чувства собственного достоинства». Наиболее типичные для такого человека Эго-защитные механизмы: интеллектуализация, рационализация и сублимация. Обнаружена связь «чувства собственного достоинства» с параметрами самоотношения по В. В. Столину: самоуверенностью, отраженным самоотношением, самопринятием, самопривязанностью и обратная - с самообвинением; связь с интернальностью в сфере достижений и представлениями о возможности воплощения в жизнь своих планов («локус контроля-Я»); с факторами С (эмоциональная стабильность) и Q1 (радикализм); а также с общим уровнем осмысленности жизни, наличием в жизни целей и ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности, включая ценности морального образа жизни.

8. Специфика «чувства собственного достоинства» как феномена самосознания заключается в том, что различное поведение интерпретируется как проявление «чувства собственного достоинства» людьми, находящимися на различных уровнях развития морального сознания. Осознание безусловности человеческой ценности «чувство собственного достоинства» изменяется по мере развития морального сознания. Более высокий уровень морального сознания требует для сохранения «чувства собственного достоинства» соблюдения большего количества моральных норм, регулирующих не только поступки и вербальное поведение, но и сферу мыслей и чувств человека. Отмечается усиление внутренних требований к отказу от насилия (физического, вербального, конфронтации любого рода) и к проявлению честности (соблюдение договоренностей, честности, искренности). Снижается значимость защиты собственного достоинства от внешней угрозы. Достойное поведение становится необходимым по отношению ко всем, а не только к своим или к слабым.

9. Переживание своей ценности как условной / безусловной, отражаясь в значимости самоуважения, проявляется в особенностях эмоциональной реакции на ситуации, интерпретируемые как связанные с «чувством собственного достоинства». Отношение к самоуважению как к наивысшей ценности усиливает переживания спокойствия и удовлетворения от таких ситуаций, высокая значимость - вызывает острые переживания удовлетворенности или досады в зависимости от прогноза разрешения ситуации, средняя значимость связана со страхом и растерянностью в таких ситуациях, низкая - со спокойствием. Наиболее острые эмоциональные переживания испытывают люди с низкой самооценкой «чувства собственного достоинства». Люди с высокой самооценкой данного качества реагируют на ситуации угрозы достоинству меньше, чем на меру достойности своего поведения.

Заключение

Психологическая наука, в качестве предмета своего исследования избравшая человека во всей целостности его психической жизни, а также в полноте его активного взаимодействия с миром, необходимо базирует свое знание на феноменах человеческого существования. Наиболее общие 'закономерности, те, которые могут быть отнесены к общечеловеческим свойствам и качествам, являются предметом рассмотрения общей психологии. К таким феноменам жизни человека относится и чувство собственного достоинства. Отсутствие к настоящему моменту специальных психологических исследований, посвященных данному предмету, наряду с необходимостью достоверного психологического знания в этой области в связи с ее возрастающей значимостью для современного этапа развития общества стало основанием для проведения настоящего исследования.

Исследование проблемы достоинства человека долгое время оставалось прерогативой этико-философского направления общественных наук. Само понятие достоинство как научная категория встречалось только в энциклопедических словарях данных специализаций. Настоящий этап развития человекознания не может позволить подобной дифференциации проблем, если они затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, систему его взаимосвязей с миром, другими людьми и самим собой. Философский анализ и его основные темы исследования проблемы «достоинства» сосредоточены на поиске ответов на вопросы о природе человека, его действительной ценности, осмыслении им своего предназначения и способах (средствах) его реализации, а также о мере и критериях достоинства. Какова природа данного психического явления, каковы его внутренние психологические механизмы, на что оно направлено, в каком психологическом пространстве реализуется и на какие явления распространяется? Ответ на эти вопросы позволит не только обогатить психологию знанием о новом (ранее специально не исследовавшемся в ее рамках) феномене, но и внести существенный вклад в практику смежных с психологией отраслей человекознания.

Только с того момента когда академическая психология позволила себе изучение таких традиционно гуманитарных тем, как «правда» (В. В. Знаков), «надежда» (К. А. Муздыбаев), «доверие» (Т. П. Скрипкина), «смысл» (Д. А. Леонтьев), то есть вошла в область феноменологии естественной жизни, достоинство и его рефлексивный компонент - чувство собственного достоинства -смогли стать самостоятельным предметом психологического исследования. Однако некоторые их аспекты находили свое отражение в исследованиях самосознания (И. И. Чеснокова, В. В. Столин), самоуважения, самооценки и Я-концепции (Т. Шибутани, В. Н. Куницына), характерологических особенностей (О. В. Якимович), регуляции (саморегуляции) морального поведения личности (С. JI. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, Б. С. Братусь и др.) и т.д. Все это наряду с разработками данного понятия в рамках философии, филологии, этики, юриспруденции, педагогики, социологии позволило выдвинуть предположения о психологической специфике данного феномена, его возможной структуре и феноменологии личностных особенностей.

Эмпирическое исследование «чувства собственного достоинства» было проведено по следующей схеме, состоящей из четырех основных этапов:

1 этап - Изучение имплицитных представлений современников о феномене «чувство собственного достоинства» (характерных личностных особенностях и типичном поведении людей, его проявляющих).

Имплицитные представления о феномене и связанных с ним структурах исследовались при помощи психосемантических методов и ряда проективных методов («незаконченные предложения», «незаконченный рассказ», «цветовой тест отношений»). Первичная обработка проводилась контент-анализом с использованием «ключей типичных ответов», составленных нами по результатам пилотажного исследования. Предварительно проводилась экспертная оценка данных «ключей».

2 этап - Изучение особенностей оценки и самооценки данного феномена, а также выявление наиболее тесно связанных с ним психологических характеристик личности.

Самооценка «чувства собственного достоинства» фиксировалась методами графической шкальной оценки Дембо-Рубинштейна и психосемантическим методом «Семантические поля». Для внешней оценки использовался метод групповой оценки личности. Выявление психологических структур, наиболее тесно связанных с «чувством собственного достоинства», потребовало корреляционного анализа самооценки феномена и данных стандартизированных личностных опросников на структуру самосознания, характерологические и мотивационные особенности личности. Всего анализировались данные десяти методик: для оценки уровня нравственности человека методика гипотетических моральных дилемм JI. Колберга (в переводе Л.И. Анцыферовой); для выявления эмоционально-ценностного отношения к себе опросник «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева; для анализа феномена ответственности методика «Локус контроля» Е.Г. Ксенофонтовой (модификация методики «Уровень субъективного контроля»); для выявления типичных характерологических особенностей 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма С); для анализа индивидуально-типических особенностей, связанных с регуляторной сферой личности, методика «Личностный опросник» Я. Стреляу; для анализа наиболее характерных механизмов психологической защиты, свидетельствующих о «силе Я» человека, методика «Индекс жизненного стиля» Л. Вассермана; для анализа ориентации на саморазвитие «Опросник личностной ориентации» Шострома, или «Краткий индекс самоактуализации» Дж. Крэндалла; для выявления общего уровня удовлетворенности жизнью, а также особенностей отношения к различным ее сферам, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; проективный метод дополнения «Незаконченные предложения», модифицированный для выявления отношения к базовым экзистенциальным данностям; для анализа системы ценностей, в частности ценности самоуважения, методика «Ценностные ориентации» С. Шварца.

3 этап - Эмпирическая проверка структуры «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции. Согласно нашей гипотезе данный феномен содержит когнитивную, эмоционально-ценностную и конативную составляющие. Когнитивный компонент (осознание безусловности ценности человека) связан с уровнем развития морального сознания личности. Эмоциональный (переживание собственной ценности как безусловной) связан с особенностями эмоционально-ценностного отношения к себе. Конативный реализация в поступках отношения к себе и к другому как к безусловной ценности) предполагает развитость волевой сферы личности.

Проверка данной гипотезы осуществляется через сравнение группы испытуемых, с высокими показателями по каждой из данных сфер личности, с группой, показавшей низкие результаты, по параметрам самооценки и оценки «чувства собственного достоинства», а также по характеристикам, тесно связанным с данным феноменом: локусу контроля, отражающему уровень внутренней ответственности личности; особенностям смысложизненных ориентации; мотивацией на самоактуализацию. Моральное сознание изучалось методом гипотетических моральных дилемм; эмоционально-ценностное отношение к себе при помощи цветового теста отношений и опросника самоотношения; регуляторно-волевая сфера личности при помощи опросника на настойчивость

4 этап - Эмпирическое исследование специфики «чувства собственного достоинства» как феномена самосознания. Согласно нашей гипотезе данный феномен выполняет функцию саморегуляции поведения личности в соответствии с мерой (уровнем) осознания человеческого достоинства - безусловности человеческой ценности и переживанием собственной ценности как безусловной. Осознание безусловности ценности человека изменяется со сменой уровня морального сознания, переживание собственной ценности как безусловной отражается в субъективной значимости ценности самоуважения.

Проверка гипотезы осуществляется через анализ особенностей поведения, оцениваемого человеком «ниже собственного достоинства», при различном отношении к безусловности ценности человека, характерном для разных стадий морального сознания. Связь эмоционального переживания безусловности собственной ценности с саморегуляцией поведения проверялась через анализ особенностей эмоционального переживания ситуаций «угрозы достоинства», «защиты достоинства», совершения «достойных» и «недостойных» поступков, при различном уровне значимости самоуважения и различной самооценке «чувства собственного достоинства».

Гипотезы о психологической специфике, структуре и феноменологии «чувства собственного достоинства» получили статистическое подтверждение в процессе анализа результатов эмпирического исследования на выборке в 507 человек в возрасте от 13 до 40 лет.

Исследование «чувства собственного достоинства» как психологического феномена может быть продолжено в двух ключевых направлениях: 1) изучение специфики «чувства собственного достоинства» как феномена самосознания; 2) исследование «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции, отражающей высокий уровень личностного развития. Изучение «чувства собственного достоинства» как феномена самосознания с одной стороны позволит отобразить дифференциально-психологические различия в феноменологии «чувства собственного достоинства»: различиях в поведенческих проявлениях, эмоциональной реакции и особенностях интерпретации ситуаций и поступков других людей. Позволит проанализировать специфику факторов, влияющих на реализацию данного феномена в поведении. С другой стороны может способствовать исследованию более общих закономерностей развития и функционирования самосознания личности, в частности проследить в действии работу механизмов психологической защиты. Изучение же «чувства собственного достоинства» как личностной диспозиции позволит приблизиться к эмпирическому исследованию нравственного развития и личностного саморазвития человека в целом, а также к поиску системообразующих факторов формирования индивидуальности человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Зайцева, Юлия Евгеньевна, 2003 год

1. Аванесова Ф. Н. Сравнительное исследование устойчивости моральных суждений • шкльников. Автореф дисс на соиск уч степ к псих наук, Армавир, 1999

2. Александрова Ю. В. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослого человека/25-35 лет/ Дисс. на соик. науч. степ. к. психол. наук. М 1999

3. Алешина Ю.Е. и др. Спецпрактикум по социальной психологии опрос, семейное и индивидуальное консультирование / Ю.Е. Алешина, К.Е. Данилин, Е.М. Дубовская М.: МГУ, 1989

4. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции) СПб.: Изд-во "Печатный двор", 1993.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: «Питер», 2001, 288 с.

6. Анисимов A. J1. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М.,1994

7. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал, 1999, Т. 20, №3, с 5-17

8. Аристотель Евдемова этика Книга Г (III) // Вопросы философии 2002, №1

9. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства. // Культурно-историческая психология и конструирование миров. М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж «МОДЭК», 1996 - с. 687600

10. Бассин Ф. В. О «силе Я» и «психологической защите» // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия, Самара: «БАХРА-М», 2000. стр. 3-13

11. П.Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии. 2000, №1., стр. 143-161

12. Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте. Дисс на соиск уч степ к псих наук М, 2000

13. Бердяев Николай О самоубийстве (психологический этюд) // Психологический журнал, том 13, №1,1992, стр. 90 94

14. Блюмкин В.А. Категории достоинства и чести в марксистской этике. Автореф дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. Наук. М., 1964

15. Блюмкин В.А. О чести и достоинстве советского человека. М.: "Знание", 1974 — 64 с.

16. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М.: Педагогика, 1983

17. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны; СПб.: Лениздат, 1992 . С. 76 -144

18. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование М.: Знание, 1985

19. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Братусь Б. С. Вопросы психологии № 6,1990, с. 9-19

20. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагенство, 1994

21. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер, 1999-528 с

22. Васильева Т.В. Комментарий к переводу Аристотеля «Евдемова этика» Книга Г (III) // Вопросы философии 2002, №1, стр. 161

23. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002

24. Гоббс Томас О могуществе, ценность, достоинстве, уважении и достойности // Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского, часть 1, главаХ, М.: Гасоцэк 1936. с. 86-96

25. Громова Л.А. Этические модели экономического поведения. Автореферат дисс. на соискание учен, степени доктора философ, наук. СПб, 1995

26. Гусейнов А.А. Структура морали и личность М., 1977

27. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. А-3. М.: «Государственное издательство иностранных и национальных словарей», 1955, с. 479-480

28. Девадзе Н.К. Основы формирования чувства чести и собственного достоинства у учащихся старших классов средней школы. Автореф. дис на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М, 1969. — 20с.

29. Джанда Л. Сборник психологических тестов. Мн.: Поппури, 1997

30. Дробницкий О.Г. Понятие морали М., 1974

31. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб: Питер, 2000, 178-185

32. Емузова Н.Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков. Дисс. на соиск уч степ к. пед. наук. Майкоп, 1995

33. Зайцева Ю.Е. Изучение чувства собственного достоинства как психологического феномена. Дипломная работа. СПб., 2000

34. Зайцева Ю.Е. Чувство собственного достоинств как психологический феномен // Психология в школе: практический психолог профессия нового века: Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции 1-3 ноября 2001 года, СПб, 2001

35. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: «Питер», 2000ф 39. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.)

36. М.: «Греко-латинский кабинет», 1998. — 560 с.

37. Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде. // Сумерки богов. М: Политиздат, 1990. — 338 с.

38. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 Ч.2.//Кант И., Гегель Г.В. Ф., Шеллинг Ф.В.И. Немецкая классическая философия в 2т., Т.1. М.: Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио, 2000. - 784 с.

39. Кнабе Г.С. Древний Рим история и повседневность. М., 1986.

40. Колберг JI. Развитие моральных суждений. // Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

41. Колобкова Э.А. Категория достоинства в марксистско-ленинской этике Дисс. на соиск. уч. степ. к. фил. наук. Киев 1968

42. Колобкова Э.А. Категория достоинства в марксистско-ленинской этике. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. Киев, 1969

43. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: «Бахрах-М», 2000 с. 15-34

44. Конституция Российской Федерации М, 1994.

45. Коростылева J1. А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности Вып. 3 СПб, 1999. Стр. 3-26

46. Коростылева J1.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке //

47. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1 / Под ред. А.А. Крылова, Коростылевой JI.A. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. Стр.3-20

48. Коростылева J1.А. Психологические детерминанты самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности Вып. 2 / Под ред. Реана А.А., Коростылевой J1.A. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. Стр.5-19

49. Коростылева JI.A. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемыф самореализации личности Вып. 2 / Под ред. Реана А.А., Коростылевой J1.A.

50. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. Стр.19 34

51. Крайг Г. Психология развития. СПб,: «Питер», 2000 992 с.

52. Ксенофонт Полное собрание сочинений в2 т, Т.2, СПб, 1887

53. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности новая версия методики "Уровень субъективного контроля" // Психологический журнал 1999 том 20 №2, с 103 -114

54. Кузнецов В. В. Достоинство как нравственная ценность. Дисс. на соиск. ученойстепени канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 1998. 148 с.

55. Куликов JI. В. Психология настроения. СПб., 2000.

56. Куницына В.Н. Сила Я и самоуважение // Психология. Учебник./ под ред А.А. Крылова- М.: "Проспект" 1998 стр. 283 286

57. Къеркегор С. Наслаждение и долг. СПб, 1907

58. Ландесман П.А., Согомонов Ю.В. Мировоззренческие основания нравственного образа жизни М.: Знание, 1981

59. Лапина Н.В. Генезис морального суждения. Автореф дисс на соиск уч степ к псих наук СПб, 2000

60. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №3 с. 73-87

61. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию М., 1999 с. 129-132

62. Лексический указатель основных понятий античной философии // Реали Дж, # Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. Т.1

63. Античность. СПб: ТОО ТК "Петрополис", 1994 , с. 270

64. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) М., 1992.

65. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.-487 с.

66. Лучшие психологические тесты / под ред. Кудряшова А.Ф., Петрозаводск: Петроком, 1992, с 97 112

67. Мехед Т.Г. Исторические этапы происхождения морали. Автореф. на соиск. уч. степени к. филос. Наук. М, 1984. 23 с.

68. Моррис Айван Благородство поражения: Трагический герой в японской истории. М.: Серебряные нити, 2001. — 392 с.

69. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: «Наука», 1983.

70. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М.: Прогресс 1987 с.81-126

71. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения М.: 1993

72. Панченко Т.Н. Человек в русской философии // Человек Мыслители прошлого и ^ настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX век М.: "Республика", 1995 стр.360.366

73. Пико делла Мирандола Дж. О достоинстве человека // Возрождение. Собрание текстов / сост. Дживелегов А.К., М. 1925

74. Платон. Государство // Сочинения. В 3-х т. Под. общ. ред. А.ФЛосева, В.Ф. Асмуса, Т.З. 4.1. М.: "Мысль", 1971 -678 с.

75. Платон. Критон // Сочинения. В 3-х т. Под. общ. ред. А.ФЛосева, В.Ф. Асмуса, Т.1. М.: "Мысль", 1971 -678 с.

76. Права человека: вопросы и ответы. ООН, Нью-Йорк, 1990.

77. Пространная Правда Статья 26 // Правда Русская. М.-Л., 1947 с. 344-345.

78. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов / под ред. Л И Вассермана, СПб, 1999

79. Психология личности. Словарь-справочник. / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев: Рута, 2001 320 с.

80. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — 2-е изд. М.:Политиздат, 1990-494 с.

81. Пятак Н.А. Категория достоинства в марксистско-ленинской этике Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. фил. наук. Баку 1973

82. Реале Д. Антисери. Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб.: «Петрополис», 1997. 880 с.

83. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999, с. 43

84. Реан А.А. Самоактуализация и самотрансценденция личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000 с 305-308

85. Российская педагогическая энциклопедия М., 1995

86. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2000. С.40-69

87. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. с.255-420.

88. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АНСССР, 1957

89. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.: Педагогика, 1989 — Т.1 -488 е., Т. 2 328 с.

90. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре М., 1938

91. Сенека Л.А. О счастливой жизни // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: «Республика», 1998

92. Симакова Т.А. Развитие личностной рефлексии учащихся педагогического колледжа Автореф дисс на соиск уч степ к псих наук М., 1998

93. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995

94. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона , 6-е изд., М.: «Издательство политической литературы», 1989, с. 84-85

95. Словарь русского языка С.И. Ожегов // под. ред. Н.Ю. Шведовой, М.: «Русский язык», 1987, с. 152

96. Смагина С.Ю. Прогулки по семантическим полям //Я и Другой. Тренинги СПб.: РОО "Адаин Ло" 1999

97. Смирнов С.А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности. Дисс на соиск уч степ к пед наук М, 1993

98. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. О природе, о смерти, о грехе, о законе и благодати // Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX век М.: "Республика", 1995, стр. 479 488

99. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 т. СПб., 1911 1914 тЗ

100. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983

101. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности. Автореф дисс на соиск уч степ д псих наук М., 1996

102. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. — М.: Педагогика, 1981

103. Толковый словарь английского языка / под. ред. А. Хорнби, Э. Гейтенби, X. Уэйкфилд. М.: «Сигма-пресс», 1996, с. 275

104. Толковый словарь русского языка / под. ред. Д. Н. Ушакова, в 4 т., М.: «Терра», 1996, Т. 1 А Кюрины, с. 784

105. Философская Энциклопедия / гл .ред. Ф.В. Константинов в 4 т., Т. 2., М., 1962, с. 59-60

106. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова, изд-е 6., М.: «Издательство политической литературы», 1991, с. 129

107. Философский словарь, М., 1980 444 с.

108. Философский энциклопедический словарь / под ред. Губского М.: «Инфра», 1997

109. ИЗ. Фихте И.Г. О достоинстве человека // Сочинения работы 1792-1801 гг. М.: Изд. Гестденко, 1995

110. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000

111. Хвостов В.М Этика человеческого достоинства М., 1998

112. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: «Речь», 2001. — 240 с.

113. Холмогорова В. М. Психологические условия нравственного развития дошкольников Автореф дисс на соиск уч степ к псих наук М., 2001

114. Хьелл JI, Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение СПб.: Питер 1997

115. Цырлина Т.В. Штрихи к портрету JI. Кольберга // Психологический журнал 1992 №3 т. 13 стр. 173-175

116. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX век М.: «Республика», 1995

117. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии М., 1977.

118. Шафикова Г. Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка Дисс на соиск учен степ к псих наук Казань, 2000 207 с.

119. Шестакова В.Е. Честь как общественное признание нравственного достоинства человека. Автореф. дис на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Киев, 1973.

120. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия, Самара: «БАХРА-М», 2000. стр. 220-232

121. Шиллер И.Х.Ф. О грации и достоинстве (1793) // Статьи по эстетике. Собр. соч. в 8 тт, Т6. М., Л., 1950

122. Шимановский Д.С. Моральное самосознание. Киев, 1986

123. Шишмакова Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их личностного саморазвития. Дисс на соиск уч степ к пед наук. Хабаровск, 1997

124. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М., 1998

125. Энциклопедический словарь в 41 т / под ред. Андреевского изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Т. 11 СПб.: «Семеновская типо-литография», 1893

126. Энциклопедический словарь тов-ва "Братья Гранат и Ко" в 58 т / под ред проф. Ю.С. Гамбарова, Т. 19 М. 1910-1948

127. Этимологический словарь русского языка / под ред. Шанского в 4 т., Т. 1, вып. 5, М.: МГУ, 1973, с. 174

128. Якимович О. В. Особенности гуманистических черт характера подростков. Дисс на соиск уч степ к псих наук, СПб, 1990

129. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /пер. Т.С. Драбкиной., М.: Независимая фирма «Класс», 1999

130. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: учебное пособие для высших учебных заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 416 с.

131. Ясюкова JI.A. Методика определения готовности к школе. Методическое руководство. СПб, ГП «Иматон», 1999 184 с.

132. Kohlberg Lawrence. The Psychology of Moral development: moral stages and the life cycle // Essays on moral development. Vol. 2,1981.

133. Pataki, T. Euthanasia, human dignity and decency. // Quadrant. Sydney, Vol. 39, N. 7-8, 1995, pp. 26-27

134. Rest J. R. et al. A neo-Kohlbergerian approach to moral research // J. of moral education. V29 N4. Abingdon, 2000, p.381-395

135. Robert S. Dillon How to loos your self-respect // Amer. philos. quart. 1992. -vol. 29,N2.-p. 125-141

136. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control for reinforcement. // Psychological Monographs, 1966, Vol. 80 (1), pp. 1-28

137. Ryden M. An adult version of the Cooperthmith Self-Esteem Inventory: Test-retest reliability and social desirability. // Psychological Reports. Vol. 43, 1978. pp. 11891190

138. Schwartz S. Universals in the content an the structure of values // Advances in experimental social psychology. NY 1992 V25 ppl 1-66

139. Schwartz S. Bilski W. Toward a Univwesal Psychological Structure of Human Values // J. of Psychology and Social Psychology, 1987 pp 550-562

140. Smilanski, S. The time to punish // Analysis. Oxford, Vol. 54, N.l, 1994, pp. 5053

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.