Духовно-нравственный и художественный мир Чингиза Айтматова и его мотивы в северокавказской прозе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Темаева, Хава Нахаевна

  • Темаева, Хава Нахаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 182
Темаева, Хава Нахаевна. Духовно-нравственный и художественный мир Чингиза Айтматова и его мотивы в северокавказской прозе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2010. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Темаева, Хава Нахаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. РОЛЬ И ФУНКЦИИ МИФО-ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Ч. АЙТМАТОВА И ПРОЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

1.1. Этноисторические и эстетические истоки киргизской литературы.

1.2. Нравственные искания героев в раннем творчестве Чингиза Айтматова.

Глава 2. ПАРАДИГМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОВЕСТЯХ Ч. АЙТМАТОВА И ПРОЗЕ

СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

Глава 3. НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА В РОМАНАХ Ч. АЙТМАТОВА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОТОБРАЖЕНИЯ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ПРОЗЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственный и художественный мир Чингиза Айтматова и его мотивы в северокавказской прозе»

Чингиз Айтматов стал одним из самых популярных писателей XX века. Уже в середине 80-х годов его произведения были изданы на 150 языках мира общим тиражом в 40 млн. экз.1 Ныне эта цифра продолжает расти. Столь повышенный интерес к творчеству Ч. Айтматова объясняется, прежде всего, мощью его литературного таланта и актуальностью проблем, поднимаемых им в своих произведениях.

Творчество Ч. Айтматова становится хрестоматийным с первых повестей писателя. Оно изучается в учебных заведениях страны, а в отечественном литературоведении формируется направление - «айтматоведение».2

Наконец, его произведения вызывают неослабевающий интерес и европейской литературной критики.3 Вот что пишет Мустай Карим: «Чингиз Айтматов - один из немногих наших тюркоязычных писателей, который заставил чужестранного, особенно западного читателя вступить в общение со своими героями, заставил любить и ненавидеть их, сопереживать им».4

Через сложную систему созданных им образов с богатейшим духовно-нравственным потенциалом Ч. Айтматов последовательно оказывал активное влияние на формирование общественного мнения не только в бывшем союзе, но и за его пределами, что существенно сказалось на развитии отечественной прозы, и наиболее ярко обнаружилось в северокавказской литературе. В его творчестве гармонично сочеталось то, что принято подразумевать под дихотомией национальное-общечеловеческое. На постсо

1 Чингиз Айтматов в современном мире: автор - книга — читатель: опыт социокультурного и книговедческого исследования. Фрунзе, 1989. С. 3.

2 Асаналиев К.А. Открытие человека современности. Заметки о творчестве Ч. Айтматова. Фрунзе, 1968; Воронов В. Чингиз Айтматов: очерк творчества. М., 1976; Гачев Г. Чингиз Айтматов и мировая литература. Фрунзе, 1982; Мирза-Ахмедова П.М. Национальная эпическая традиция в творчестве Ч. Айтматова. Ташкент, 1980 и др.

3 См., например: Строилов JL Творчество Чингиза Айтматова в западноевропейской критике. Фрунзе, 1988; Рыскулова Ж.М. Восприятие творчества Ч. Айтматова в англоязычных странах. Фрунзе, 1987. и др.

4 Карим М. О писателе Ч. Айтматове // Литературная газета. 1978. 13 дек. С. 3. 3 ветском пространстве, как в России, так и в странах СНГ, наследие писателя получает исключительно продуктивный отклик в произведениях многих авторов, что является свидетельством реального диалога культур, взаимодействие его художественного опыта с творчеством писателей ряда народов Северного Кавказа объясняется еще и тем трагическим обстоятельством, что эти народы (чеченский, ингушский, калмыцкий, карачаевский, балкарский) в период Великой Отечественной войны были депортированы, в том числе и в Киргизию, которая приютила изгнанников, дала им кров и пищу, причем не только материальную, физическую, но и духовную. В творческой судьбе М. геккиева, С. Гуртуева, Т. Зумакуловой, К. Мечиева, И. Семенова, К. Кулиева впечатления от Киргизии - родины Ч. Айтматова - наполнены драматическим смыслом. Разумеется, эти обстоятельства еще больше сблизили северокавказских авторов с творчеством известного киргизского писателя.

Время изучения воздействия Ч. Айтматова, его философии, эстетики, художественной практики на современный литературный процесс насчитывает не один десяток лет. По мере углубления литературоведения и критики в духовный, нравственный и художественно-философский мир Ч. Айтматова все больше появляется вопросов и неизученных аспектов его творческих поисков.

Актуальность проблем литературно-художественных взаимовлияний национальных литературных систем давно признается литературоведами. В. Жирмунский, одним из первых в наше время обративший серьезное внимание на этот феномен, отмечает: «Всякое идеологическое (в том числе литературное) влияние закономерно и социально обусловлено», оно «определяется внутренней закономерностью предшествующего национального развития, общественного и литературного. Чтобы влияние стало возможным, должна существовать потребность в таком идеологическом импорте, необходимо существование аналогичных тенденций развития, более или менее оформленных в данном обществе и в данной литературе»,1 ибо, как пишет автор, «влияние не есть случайный, механический толчок извне, не эмпирический факт индивидуальной биографии писателя» (там же), а результат сложного взаимопроникновения фактов, явлений, ситуаций, процессов.

Безусловно, сам факт взаимовлияния национальных литератур позитивен и творчески обусловлен, что признается писателями, критиками, литературоведами.

Актуализация исследования процессов взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур мотивирована еще и ситуацией би- и полилин-гвизма, значительных культурных трансмиссий, имеющих место на всем постсоветском пространстве и вызывающих ускоренное развитие литератур, значительную трансформацию традиционных структур и жанров.

Проблемами литературного взаимодействия много и плодотворно занимались JI. Тимофеев, И. Неупокоева, Н. Надъярных, М. Пархоменко, Н. Гачев, Г. Ломидзе, Р. Бикмухаметов, Г. Гамзатов, 3. Кедрина, 3. Османова, К. Султанов, JI. Бекизова, А. Бучис, К. Шаззо и другие. В качестве объективных условий, необходимых для освоения инонационального художественного опыта молодыми писателями, исследователи называют «наличие следующих факторов: определенной идейно-эстетической подготовки, собственных национальных художественных традиций, и главное - обмена между развитой культурой и только что зарождающейся»2.

Такие позитивные обстоятельства, безусловно, уже существовали в литературном процессе Северного Кавказа, да и во всех республиках бывшего союза, позволяя продуктивно отслеживать основные процессы, происходящие как в больших литературах, так и в творчестве крупнейших писателей, каковым является Чингиз Айтматов. Глубокое многогранное творчество Ч. Айтматова являет собой яркий образец плодотворной динамики взаимодействия с инонациональ

1 Жирмунский В. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1979. С. 74.

2 Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 54. ными культурами и литературами. Оно, с одной стороны, успешно усваивало лучшие традиции русской и мировой литературы, продолжая при этом опираться на устно-поэтические традиции киргизской литературы, с другой стороны, оно оказывало значительное влияние на художественно-эстетические искания других литератур. Сам писатель, свободно творивший на двух языках - киргизском и русском, - не раз отмечал: «Как русскоязычный писатель я, естественно, примыкаю к русской литературе. И, все-таки, вопрос этот особый, а возможно, в чем-то новый в литературной практике. При всем том, будучи русскоязычным автором, я исхожу из своей национальной данности - что бы я ни писал, киргизский язык и мое национальное мировосприятие неотлучно присутствуют в моем самовыражении»1.

Для творчества Ч. Айтматова как писателя-билингва характерно широкое и многообразное использование этнопоэтики, фольклорных и этнографических элементов. Примечательно, что в его произведениях фольклорно-мифологические элементы имеют полифункциональный смысл. Известная исследовательница фольклора У. Далгат в этой связи указывала, что связь «. литературного произведения с произведением устного народного творчества мотивируется не только стремлением выразить национальную специфику, но и самим ходом творческой мысли автора, который не может совершенно отключиться от обычного для него синтаксиса, ритмической структуры фразы, специфической образности» .

Фольклор - искусство подлинно самодеятельное, существующее прежде всего для самих его творцов и исполнителей, для самих масс»3, -отмечает Вл. Гусев. Поэтому творцы и исполнители стремились к тому, чтобы сюжет был максимально прозрачным. Тем не менее, при кажущейся упрощенности поэтики фольклора произведения устного народного творчества содержат громадный художественно-философский смысл, свидетельством чему служит фольклористическая концепция творчества Ч. Айтматова.

1 Айтматов Ч., Икэда Д. Ода величию духа. М., 1994. С. 84.

2 Далгат У. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М.: Наука, 1981. С. 147.

3 Гусев В. Эстетика фольклора. JL: Наука, 1967. С. 269. 6

Актуальность темы исследования обусловлена и углубляющимся интересом к творчеству Чингиза Айтматова как к единой художественно-эстетической и философской системе, а также тем обстоятельством, что логика формирования художественного мира писателя теснейшим образом сопряжена с нравственно-этическим дефицитом в современном мире. В его произведениях прослеживаются представления автора о нравственно-этических ценностях, на которые должно ориентироваться общество и утрата которых ведет в бездну бездуховности и деградации.

Нравственно-этическая проблематика творчества Ч. Айтматова чрезвычайно близка русской литературе XIX-XX веков и, одновременно, многим литературам народов России и стран СНГ. Сам писатель неоднократно подчеркивал определяющее влияние русской литературы на развитие национальных литератур: «Лично я считаю, что многие национальные литературы происходят от самой русской литературы, от ее плоти и духа. Скажем прямо: не было бы русской литературы - не было бы и современной казахской, киргизской, каракалпакской и многих других литератур. Никакая другая литература - ни английская, ни американская, ни немецкая - не смогла выполнить такую благородную историческую миссию, не смогла «породить» по своему образу и подобию родные ей национальные литературы»1. Продолжая развивать эту мысль, можно по аналогии утверждать, что без Ч. Айтматова отечественная литература второй половины XX в., особенно северокавказская, была бы иной. Самобытный его талант давно стал школой для многих авторов и в России, и за рубежом — и в этом тоже актуальность поставленных нами проблем. Актуализация духовно-нравственного императива, предложенного творчеством Айтматова, обусловлена в определенной степени и социально-политическими сдвигами, произошедшими на постсоветском пространстве за последние два десятилетия. Этим объясняется особенно сильное воздействие, которое оказал художественно-философский мир Ч. Айтматова на северо

1 Цит. по кн.: Акматалиев А.А. Чингиз Айтматов и взаимосвязи литератур. Бишкек, 1991. С. 119-120. кавказскую литературу, оно продолжается и сейчас, когда такими сложными и трудными оказались процессы духовного и нравственного возрождения народов Северного Кавказа.

Нравственно-этические проблемы, поднятые в творчестве Ч. Айтматова, их созвучие с реалиями нашего времени придают актуальность и данному диссертационному исследованию, поскольку лучшие свои возможности северокавказская проза второй половины XX в. проявила в магнитном поле духовного мира Ч. Айтматова. Поиски и открытия Ч. Айтматова были подхвачены и творчески разработаны следующим поколением писателей. Не случайно в советской критике появился новый термин - «школа Айтматова». В художественном решении нравственно-этических и философских проблем северокавказская проза 1960-2000-х гг. оказалась в значительной степени ориентированной на творчество Ч. Айтматова, однако степень этого воздействия исследована мало, что также определяет актуальность избранной нами темы.

Степень разработанности темы. Творчество Ч. Айтматова является объектом внимания широкого круга ученых, писателей, литературных критиков: на всех континентах опубликованы сотни журнальных, газетных статей и монографических исследований. Среди них немало работ, касающихся нравственно-этической проблематики его произведений, в частности, JL Лебедевой1, которая в своих исследованиях осуществила подробный анализ сюжетики и социально-нравственной проблематики повестей «Джамиля». «Прощай, Гульсары!». Ее размышления о нравственно-этических коллизиях в повести «Белый пароход» изложены в содержательной статье «Главное в человеческой жизни». В контексте этих идей раньше были проанализированы повести «Материнское поле» и «Тополек мой з. в красной косынке»

1 Лебедева JL Повести Чингиза Айтматова. М.: Худож. лит, 1972. 77 с.

2 Лебедева Л. Главное в человеческой жизни // Дружба народов. 1971. №1. С. 269-272.

3 Лебедева Л. Неразделимые контрасты // Новый мир. 1966. №9. С. 206-215. 8

Рассмотрению нравственно-этических аспектов повестей Ч. Айтматова посвящена и работа К.А. Асаналиева.1 Ряд глубоких и интересных суждений о взглядах Ч. Айтматова содержится в трудах критика JL Арутюнова2.

Попытки раскрыть нравственно-этический мир Ч. Айтматова предприняты и в целом ряде монографических исследований, содержащих, порой, совершенно противоположные точки зрения и суждения 3. Разносторонний анализ творчества Ч. Айтматова содержится в труде А. Акматалиева4, основное внимание которого обращено на выявление роли произведений Ч. Айтматова во взаимообогащении национальных литератур, но при этом автор исследует и комплекс их нравственно-этических проблем.

Особую ценность для исследования представляют диссертационные работы,5 посвященные анализу разных аспектов творчества Ч. Айтматова. Вместе с тем, интересующая нас проблематика в них затрагивается лишь отчасти. Фактически единственной работой, непосредственно касающейся проблем влияния Ч. Айтматова на северокавказскую литературу 60-80-х гг.,

1 Асаналиев К.А. Открытие человека современности. Заметки о творчестве Ч. Айтматова. Фрунзе, 1968.

2 Арутюнов JL Проблемы исследования художественных форм национального самосознания // Национальное и интернациональное в советской литературе. М.: Наука, 1971. С.141-196.

3 Селиверстов М. Откровения о любви. Заметки о творчестве Ч. Айтматова. Фрунзе, 1966. 147 е.; Коркин В. Человеку о человеке. Заметки о творчестве Ч. Айтматова. Фрунзе, 1974. 97 е.; Воронов В. Чингиз Айтматов. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1976. 231 е.; Гачев Г. Чинтз Айтматов и мировая литература. Фрунзе, 1982. 284 е.; Левченко В. Чингиз Айтматов. Проблемы поэтики, жанра, стиля. М.: Сов. писатель, 1983. 236 е.; Базаров Г. Прикосновение к личности. Штрихи к портрету Ч. Айтматова. Фрунзе, 1983. 67 с.

4 Акматалиев А. Значение творческой активности Ч. Айтматова в процессе взаимообогащения национальных литератур. Бишкек, 1994. 308 е.; Акматалиев А.А. Чингиз Айтматов и взаимосвязи литератур. Бишкек, 1991. 184 с.

5 Газизова А.А. Нравственно-философские искания современной советской прозы (Ч. Айтматов, В. Распутин): автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1980. 16 е.; Исенов А.Х. Художественное своеобразие повестей Чингиза Айтматова: автореф. дис. . филол. наук. Алма-Ата, 1982. 24 е.; Мирза-Ахмедова П.М. Национальная эпическая традиция в творчестве Чингиза Айтматова: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1981. 21 е.; Мискина М.С. Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова: дис. . канд. филол. наук. Томск, 2004. 203 е.; Папанинова Н.М. Художественное воплощение философской проблематики в прозе Ч. Айтматова: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1988. 16 е.; Разумная И.С. Идейно-художественное решение проблемы совести в творчестве Ч. Айтматова: автореф. дис. канд. филол. наук. Фрунзе, 1981. 22 с. является исследование В.В. Юлдашевой.1 Но и в ней использован довольно ограниченный материал, а проблема фольклоризма в творчестве Ч. Айтматова только обозначена.

Для более полного осмысления концепции Ч. Айтматова по нравственно-этическим проблемам современности необходимо обратиться и к его авторской публицистике , к содержательным диалогам Ч. Айтматова с японским мыслителем Д. Икэда .

Сборник «Чингиз Айтматов в современном мире: автор - книга - читатель: Опыт социокультурного и книговедческого исследования» помогает лучше понять значение творчества Ч. Айтматова в формировании общественного мнения в СССР 4 как выразителя коллективного сознания эпохи по важнейшим нравственно-этическим проблемам. Следует отметить также, что общечеловеческие ценности, провозглашаемые Ч. Айтматовым, обозначены в работах зарубежных авторов5.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка целостного исследования духовно-нравственных основ творчества Ч. Айтматова, которые во всех других работах рассматриваются лишь косвенно.

Кроме того, в настоящей работе предпринята попытка конкретизировать нравственно-этические представления Ч. Айтматова, определяющие художественные поиски северокавказских писателей, а также выявить общие истоки, связывающие их с мифо-эпической традицией.

1 Юлдашева В.В. Концепция нравственного выбора в художественном мировидении Чингиза Атйматова и ее влияние на северокавказскую прозу 60-80-х гг.: автореф. дис. . канд. филол. наук. Майкоп: Изд-во МГТИ, 2002. 23 с.

2 Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою: очерки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе, 1978. 408 е.; Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М., 1988. 384 с. и др.

3 Айтматов Ч., Икэда Д. Указ. соч. М., 1994. 272 с.

4 Чингиз Айтматов в современном мире: автор - книга — читатель: опыт социокультурного и книговедческого исследования. Фрунзе, 1989. 360 с.

5 См., например: Чингиз Айтматов в Германии: исследования, статьи, рецензии. Фрунзе, 1991. 144 с.

Современная северокавказская литература, как и киргизская, выросла из устного народного творчества, и развивалась под прямым воздействием русской литературы. Эти же самые истоки имеет и творчество Ч. Айтматова, что делает его произведения (особенно ранние) близкими и понятными для национального читателя.

В этом ключе необходимо искать объяснение тому факту, что творчество Ч. Айтматова оказало столь заметное воздействие на современных ему северокавказских писателей. В его произведениях они увидели, какими оригинальными красками могут заиграть фольклорные мотивы, сюжеты и образы, если их удается мастерски вплести в канву вполне современного художественного текста. Ч. Айтматов тем и близок северокавказской литературе, что его творчество пронизано теми же идеями и нравственно-этической проблематикой, что волнуют и национальных писателей.

В отличие от большинства публикаций, лишь в той или иной мере касающихся темы настоящей работы, наше исследование носит комплексный характер.

Цель настоящего исследования - выявление нравственно-этической основы творческих исканий Ч. Айтматова, имеющих концептуальный характер, определение неповторимо индивидуального в художественном воплощении поднимаемых проблем и их воздействие на произведения северокавказских писателей.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- определить суть нравственно-этических исканий в творчестве Ч. Айтматова;

- проследить эволюцию системы нравственно-этических представлений писателя в его творчестве;

- рассмотреть дихотомию общечеловеческое - национальное в проблематике прозы Ч. Айтматова и северокавказских писателей второй половины XX в.;

- выявить основные мотивы айтматовского художественного мира в северокавказской прозе, особенности их реализации в контексте произведений северокавказских авторов;

- исследовать роль и функции фольклорно-мифологических элементов в творчестве Ч. Айтматова и прозе северокавказских писателей.

Объектом настоящего исследования являются творческое наследие Ч. Айтматова и произведения северокавказских авторов, испытавших его продуктивное воздействие.

Предметом исследования стала выстроенная Ч. Айтматовым система художественного воплощения нравственно-этических представлений, творчески проявившая себя в прозе северокавказских писателей.

Методологической основой исследования явились работы С. Аверин-цева, К. Абукова, А. Алиевой, М. Бахтина, Г. Гамзатова, У. Далгат, В. Жирмунского, Н. Конрада, Д. Лихачева, И. Неупокоевой, 3. Османовой, У. Пане-ша, М. Полякова, К. Султанова, X. Хапсирокова, М. Хакуашевой, К. Шаззо и других, труды литературоведов, посвященные творчеству Ч. Айтматова, а также касающиеся общих вопросов развития национальных литератур бывшего СССР и, прежде всего, киргизской литературы. При этом работы таких литературоведов, как А. Акматалиев, JI. Арутюнов, К. Асаналиев, Г. Гачев, позволили уточнить сущностные характеристики творческого наследия Ч. Айтматова. Определенную помощь в этом оказали также работы исследователей фольклора, посвященные идеям взаимосвязи национальных литератур.

В диссертационном исследовании в первую очередь применялась комплексная система методов: сравнительно-исторического, системно-типологического, текстологического. В основе системы лежит целостный подход к творчеству писателя, сочетающий в себе элементы сопоставительного и типологического анализа, позволяющих определить роль нравственно-этических представлений писателя в создаваемой им художественной картине мира и специфику их отражения в северокавказской литературе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Литературам народов Северного Кавказа 1960-2000 гг. близка многосложная проблематика произведений Ч. Айтматова, которая, как правило, раскрывается через нравственно-этический конфликт, либо межличностный, либо между отдельной личностью и обществом. При этом утверждаемые писателем нравственные идеалы не противоречат духу традиционной народной этики, выраженной в глубоко осмысливаемых автором философии и эстетике национального фольклора.

2. В прозе и публицистике Ч. Айтматова на протяжении всего творчества сформировалась единая авторская концепция духовно-нравственных представлений, основанных на высоком гуманизме. Нравственный императив, предложенный Ч. Айтматовым мировой общественности и литературе, оказался притягательным и востребованным и в северокавказской литературе.

3. Художественное исследование личности в северокавказской прозе, так же, как и в эпике Ч. Айтматова, сопряжено с парадигмой духовнонравственных исканий героев. Нравственность в творчестве Ч. Айтматова является сердцевиной, главным стержнем становления и формирования личности. Совестливость, трудолюбие, уважение к старшим, родителям, преодоление нигилизма по отношению к природе, истории и культуре прошлого являются приоритетными и для героев северокавказских повестей и романов.

4. Северокавказские писатели, как и Ч. Айтматов, создают свой художественный образ мира, характерными чертами которого являются наличие в нем добра и света, любви и человечности, гармонического единства отдельной человеческой судьбы и судьбы общенародной.

5. Создание национальной картины мира в творчестве Ч. Айтматова и северокавказской прозе осуществляется через обращение к фольклорно-мифологическим истокам национальных литератур и творческое их использование. В частности, их обращение к поэтике и онтологии мифа с его универсальным общечеловеческим смыслом способствовало созданию национальной модели мира, тяготеющей к универсальной, к выходу писателей на широкие обобщения и планетарные образы.

6. Нравственно-этический контекст произведений Ч. Айтматова позволяет рассматривать его творческое наследие как нечто единое целое, пронизанное лейтмотивными линиями, состоящими в утверждении принципов Добра. Оно оказало существенное влияние на современное духовное сознание и художественное творчество писателей разных народов и разного эстетического опыта на всем постсоветском пространстве. Для многих современных северокавказских писателей творчество Ч. Айтматова явилось важнейшим ориентиром в их обращении к общечеловеческой философии и нравственности в осмыслении ими сложнейших проблем современной жизни.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что предложенные нами методы изучения творческого наследия Ч. Айтматова вполне применимы к анализу процессов, происходящих в других литературах, независимо от национальной принадлежности их представителей.

Кроме того, материалы настоящего исследования могут быть применены при чтении учебных курсов по литературе советского и постсоветского периодов, а также спецкурсов по творчеству Ч. Айтматова и по нравственно-этическим проблемам современной прозы, в том числе и северокавказской.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждалась и положительно оценена на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета. Основные положения и результаты, положенные в основу настоящего диссертационного исследования, проходили апробацию в ходе дискуссий и сообщений на научных конференциях. Так, теоретические положения, вошедшие в настоящую работу, были изложены в выступлении автора на научной конференции «Мир, согласие и сотрудничество», посвященной 60-летию ЧТУ в 1998 г., на международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Ю.Д. Дешериева в 2009 г., на республиканских научно-практических конференциях молодых ученых «Наука и молодежь» в 2008 г. и 2009 г.

Структура диссертационного исследования.

Настоящая диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Темаева, Хава Нахаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чингиз Айтматов в своих произведениях выступил как мастер создания «многоголосия жизни». Из-под его пера выходили произведения, исполненные необычайной жизненной силы, а его даже самые романтические образы никогда не воспринимались как оторванные от реальной жизни. Вместе с тем, нравственно-этическая проблематика, возникнув на страницах его первого произведения, прошла затем через все творчество великого киргизского писателя. Подход Ч. Айтматова к этой проблематике расширялся от произведения к произведению, поднявшись в его последних романах до поистине космических высот.

Если окинуть мысленным взором весь творческий путь Ч. Айтматова, то можно определить его главное жизненное кредо - человек только тогда человек, когда он строит свою жизнь на принципах высокой морали и нравственности, а человеческая цивилизация не может успешно развиваться, если она одновременно с техническим прогрессом не совершенствуется в нравственном отношении. Сам Ч. Айтматов недвусмысленно подчеркивал это: «Нравственный прогресс немыслим без умения вопрошать себя и без умения отыскивать на эти вопросы ответы, которые должны носить характер высочайшего морального максимализма»1. Все творческое наследие писателя свидетельствует

0 том, что он всегда строго следовал данному высказыванию.

Постоянные обращения Ч. Айтматова к прошлому, к опыту далеких предков (в том числе нравственному), могут создать ложное впечатление, что он занят поисками нравственного идеала в далеком прошлом. Однако на самом деле его отсылки читателя к прошлому призваны придать поискам Добра глобальный, общечеловеческий масштаб и одновременно раскрыть вневременной характер этой задачи. Произведения и таких современных северокавказских авторов, как А. Евтых, X. Ашинов, И. Машбаш, П. Кошубаев,

1 Айтматов Ч. К подлинному гуманизму. (Задачи современной прогрессивной литературы и искусства) // Азия и Африка сегодня. 1974. № . С. 39.

157

Ю. Чуяко, 3. Толгуров, А. Теппеев, Т. Адыгов, А. Абу-Бакар, И. Капаев и др., нацелены на то, чтобы посредством обращения к прошлому опознать настоящее и, самое главное, увидеть человека в нем, показать героя в ситуации сложного нравственного выбора, — прием, который можно считать айтматов-ской традицией обращения к человеку. Вообще, Ч. Айтматова постоянно волнуют именно нравственно-этические проблемы. Со всем отпущенным ему недюжинным талантом, с огромной страстью, последовательно и целеустремленно он ставит перед своими героями (а, значит, и читателями) самые сложные нравственные проблемы. И разрешает всегда в пользу Добра, даже если этот выбор оказывается гибельным для его героев.

При этом нужно признать, что в раскрытии нравственно-этической проблематики Ч. Айтматов зачастую выступает как новатор, используя широчайший набор выразительных средств, методов, образов, заимствованных из фольклора разных народов. Его обращение к такому специфическому материалу, как устное народное творчество какого-либо конкретного народа (чаще одного из тюркских), придавая произведению в целом национальный колорит, самым удивительным образом избегает национальной ограниченности. Понятно, что происходит это в силу огромного таланта писателя. Столь же активное творческое использование элементов фольклора было выявлено в произведениях таких северокавказских авторов, как М. Батчаев, Н. Куек, С.-Б. Арсанов, А. Абу-Бакар, С. Бадуев, Ю. Чуяко и др.

А в своих романах («Буранный полустанок», «Плаха» и «Тавро Кассандры») Ч. Айтматов обращается еще и к нравственному багажу мировых религий, прежде всего, христианства. Постоянные отсылки Ч. Айтматова к прошлому попутно позволяют ему воссоздать живую связь времен, но главная цель, которую он намеревается достигнуть - придать нравственно-этической проблематике поистине глобальный масштаб, глубокое философское содержание.

Редкое умение рассматривать нравственно-этические проблемы глобально и в то же время не отрываться от конкретно-исторических, национальных основ, позволяет Ч. Айтматову избежать целого ряда крайностей, недопустимых для истинно великого писателя. В его произведениях (даже самых «социалистических» по духу и форме) нет категорического отрицания прошлого, как нет и его идеализации. В то же время, как отмечалось выше, произведения Ч. Айтматова не страдают национальной ограниченностью - его призыв следовать Добру обращен сразу ко всему человечеству.

Огромная заслуга Ч. Айтматова состоит в том, что он, со всем свойственным ему талантом и страстью истинно великого художника, поставил в центре своего творчества проблематику гармоничного нравственного развития отдельной личности, одновременно (и одним из первых в современной литературе) увязал этот вопрос с судьбой всего человечества. По Айтматову, гармоничное нравственное развитие отдельной личности является залогом и необходимым условием дальнейшего общественного прогресса.

Особенно важной эта задача представляется ему на рубеже XX и XXI веков, когда небывалые достижения научно-технического прогресса порой создают иллюзию всемогущества человеческой цивилизации. Вера в собственное могущество порождает также пренебрежительное отношение к предкам, чья жизнь напрямую зависела от тех же сил природы. Ч. Айтматов убежден, что достижение полной нравственной гармонии невозможно без преодоления нигилизма по отношению к собственной истории и культуре прошлого, а также и к природе, что подтверждают и проза северокавказских авторов (М. Батчаев «Когда осуждают предки», Ю. Чуяко «Сказание о Железном Волке, Н. Куек «Черная гора» и др.).

Последнее обстоятельство кажется Ч. Айтматову особенно важным, и ему он уделяет большое внимание в своих романах. «Воспитывать любовь и уважение к родной земле, к природе, ко всему живому - это тоже значит воспитывать человека, повышать его нравственный потенциал»,1 - такими словами изложил он свое жизненное кредо.

1 Айтматов Ч. Ответственность перед будущим. (О развитии советской литературы) // Вопросы литературы. 1967. №9. С. 84.

Хотя нравственно-этические вопросы ставятся и разрешаются Ч. Айтматовым, как правило, в сложном взаимодействии создаваемых им литературных образов (особенно в ранних повестях) - эта проблематика никогда не была представлено им узколичностно, но всегда во всем многообразии и с позиций высокой гражданственности. Духовно-нравственная проблематика раскрывается им через изображение таких высоких нравственных чувств, как любовь к труду на общее благо, любовь к родной земле, патриотизма и интернационализм, моральная ответственность перед предками и перед потомками.

Постоянное стремление Ч. Айтматова раскрыть нравственно-этическую проблематику в неразрывной связи с современностью, настойчивые обращения к прошлому и будущему, а также не менее настойчивое напоминание о необходимости охраны природы: Ч. Айтматову, как никому из современных писателей, было свойственно умение в реалистичном ключе переосмысливать жанры и литературные приемы, позаимствованные из устного народного творчества. При этом он выступает как величайший мастер не просто изображения пейзажа, в котором находятся и действуют его герои - природа в изображении Ч. Айтматова антропоморфна и выступает в роли одного из действующих лиц произведения, она оказывается вовлеченной в основной конфликт. Такая тенденция в изображении природы присуща и северокавказским авторам (произведения А. Абу-Бакара, И. Капаева, П. Кошубаева, С. Панеша, Ю. Чуяко, Н. Куека, А. Евтыха, А. Теппеева, 3. Толгурова и др.).

Как никто другой, Ч. Айтматов умеет добиваться полного слияния психологизма, свойственного современной литературе, с фольклорным началом, идущим из глубины веков. Достигается это, чаще всего, через внутренние монологи и речи персонажей, которыми писатель пользуется для более углубленной и полной передачи нравственных переживаний литературных героев. Этот прием художественной композиции характерен преимущественно для произведений северокавказской лирической прозы, в которых имеют место многочисленные внутренние монологи героя-рассказчика.

В романах Ч. Айтматова, в отличие от его рассказов и повестей, наблюдается растущая тревога писателя за судьбу человечества в целом. Впервые апокалипсические мотивы о конечности и хрупкости человеческого бытия отчетливо проявились еще в романе «Белый пароход». Обрекая Мальчика, одного из своих самых любимых героев, на смерть, Ч. Айтматов тем самым выразил свой протест против растущей бездуховности современного общества. В следующей повести «Пегий пес, бегущий краем моря» эта коллизия разрешается писателем через жесточайшее испытание человеческой нравственности. Однако и здесь присутствует тема ребенка, которому отводится роль жертвы. А, начиная с романа «Буранный полустанок», мотив апокалипсиса достигает у Ч. Айтматова поистине вселенских масштабов. И что показательно, тема ребенка-жертвы становится постоянной, будь-то волчата Акбары, или сын Бостона. А в романе «Тавро Кассандры» дети вообще берут на себя грехи всего человечества, а потому изначально обрекают себя на не рождение, как единственную доступную им форму протеста против бездуховности мира. Так происходит в последующем и в произведениях А. Туаршева, 3. Толгурова, М. Батчаева, С. Панеша, X. Ашинова, О. Хубиева и др., в основе сюжетной линии которых актуально и животрепещуще определена социально значимая проблема нравственного формирования личности.

Ч. Айтматов убежден, что нравственная опустошенность современной массовой культуры прямо дезориентирует человеческое сознание. В конечном итоге, как отдельные личности, так и общество в целом утрачивают жизненно важные для них ценностные ориентиры, что приводит к ощущению приближающейся бездны, скорой гибели, к мысли, что человечество неуклонно движется к своему закату.

По мысли писателя, единственное средство, которое может спасти как отдельного человека, так и все человечество в хаосе современного мира, это возвращение к нравственным истокам. Именно нравственно-этические нормы представляются ему тем вечным абсолютом, на котором должно стоять человеческое общество. Нравственно-этические нормы должны стать той надежной основой, отталкиваясь от которой можно успешно преодолеть разочарование, пессимизм, нигилизм общества, разрыв с традицией, характерные для современного общества и создать некий идеальный мир, к достижению которого должно стремиться человечество.

Подводя итоги можно сказать, что глубоко осмысленные и осознанные человеком нравственно-этические нормы для Ч. Айтматова являются единственным способом достижения полной гармонии мира и человеческой души. Они же служат истинным критерием оценки Добра и Зла. Вместе с тем, это еще и мудрость предков, веками проверенный опыт поколений, который современное человечество для собственного самосохранения обязано сберечь и передать своим потомкам.

Таким образом, можно заключить, что в прозе Ч. Айтматова на протяжении всего творчества сформировалась единая система духовно-нравственных представлений, имеющих концептуальный смысл. Духовная парадигма айтматовской концепции в сочетании с новаторским взаимодействием с фольклорно-мифологической традицией оказались весьма актуальными и востребованными для других национальных литератур, прежде всего северокавказских. Это привело к полифоничности северокавказской прозы, уплотненности историко-философского содержания, художественному осмыслению исторического прошлого в планетарном масштабе. В творчестве северокавказских писателей отчетливо маркируются историчность мышления, социальная зоркость, философская и эмоциональная наполненность, глубокий психологизм.

Духовно-философская атмосфера, созданная Ч. Айтматовым, вывела на новый уровень художественное мышление нашего времени, для молодых же литератур Северного Кавказа его опыт оказался важнейшим подспорьем в их творческих поисках и эстетических ориентирах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Темаева, Хава Нахаевна, 2010 год

1. Абакиров, А.А. Киргизской книге 50 лет / А.А. Абакиров. Фрунзе, 1976. -112 с.

2. Аббас, М. Об ответственности за судьбы человека, планеты и Вселенной. Роман Ч. Айтматова «Буранный полустанок» / М. Аббас // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. 1986. - № 2. - С. 16-20.

3. Абитова, С. Герой литературы Октября: становление и развитие героя адыгских литератур / С. Абитова. Черкесск: Карачаево-Черкес. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1971. - 182 с.

4. Абу-Бакар, А. Даргинские девушки. Чегери. Снежные люди. Браслет с камнями: повести / А. Абу-Бакар. М., 1971. - 480 с.

5. Абуков, К. Я виноват, Марьям: повести / К. Абуков. М.: Сов. Россия, 1978.-304 с.

6. Абуков, К. Ступени роста / К. Абуков. М.: Сов. Россия, 1982. - 206 с.

7. Аджаматова, Н.К. Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа: автореф. дис. . д-ра филол. наук / Н.К. Аджаматова. Махачкала, 2007. - 46 с.

8. Азбеев, С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности: с точки зрения разграничения жанров / С.Н. Азбеев // Славянский фольклор и историческая действительность. М., 1965. - С. 6-22.

9. Айзерман, J1. Помни имя свое: о романе «И дольше века длится день.» / JI. Айзерман // Наука и религия. 1983. - № 1. - С. 15-19.

10. Айтматов, Ч. В соавторстве с землею и водою. Очерки, статьи, беседы, интервью / Ч. Айтматов. Фрунзе, 1978. - 408 с.

11. Айтматов, Ч. Джамиля: повести / Ч. Айтматов. СПб., 2005. - 384 с.

12. Айтматов, Ч. К подлинному гуманизму: задачи современной прогрессивной литературы и искусства / Ч. Айтматов // Азия и Африка сегодня. 1974. -№ 1. - С. 39-40.

13. Айтматов, Ч. Когда падают горы: вечная невеста / Ч. Айтматов. СПб., 2008. - 480 с.

14. Айтматов, Ч.Т. Национальные истоки и проблемы взаимосвязей современных советских литератур / Ч.Т. Айтматов // Закономерности развития новописьменных литератур и проблемы социалистического реализма. Фрунзе, 1985.-С. 4-11.

15. Айтматов, Ч. Начиналось все замечательно. / Ч. Айтматов // Литературная газета. 1998. - № 28. - С. 3.

16. Айтматов, Ч. Ответственность перед будущим. (О развитии советской литературы) / Ч. Айтматов // Вопросы литературы. 1967. - № 9. - С. 83-85.

17. Айтматов, Ч. Пегий пес, бегущий краем моря: повести / Ч. Айтматов. -СПб., 2005.-416 с.

18. Айтматов, Ч. Плаха: романы / Ч. Айтматов. Нукус, 1988. - 608 с.

19. Айтматов, Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. Фрунзе, 1983. - 526с.

20. Айтматов, Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью / Ч. Айтматов. -М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1988. 384 с.

21. Айтматов, Ч. Тавро Кассандры. Из ересей XX века / Ч. Айтматов // Знамя. -1994.-№12.-С. 9-111.

22. Айтматов, Ч. Теперь я знаю эту пропасть отчаяния / Ч. Айтматов // Россия.1993. № 45. - 3-9 ноября. - С. 16.

23. Айтматов, Ч. «Я верю в человека»: беседа с Ч. Айтматовым / Записали Ю. Разгуляев, В. Хатунцев // Правда. 1987. - 14 февр. - С. 3.

24. Айтматов, Ч. Ода величию духа / Ч. Айтматов, Д. Икэда. М., 1994. - 272 с.

25. Акматалиев, А. Герои Айтматова на алтаре европейской церкви / А. Ак-маталиев // Наша газета. 1997. - 24 окт. - С. 4.

26. Акматалиев, А. Значение творческой активности Ч. Айтматова в процессе взаимообогащения национальных литератур / А. Акматалиев. Бишкек,1994.-308 с.

27. Акматалиев, А.А. Чингиз Айтматов и взаимосвязи литератур / А.А. Акматалиев. Бишкек, 1991. - 184 с.

28. Апухтина, В. Современная советская проза: 60-е начало 70-х годов / В. Апухтина. -М.: Высш. шк., 1977. - 176 с.

29. Арутюнов, Л.Н. Национальный мир и человек / Л.Н. Арутюнов // Советская литература и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1972. - С. 52-61.

30. Арутюнов, Л. Проблемы исследования художественных форм национального самосознания / Л. Арутюнов // Национальное и интернациональное в советской литературе. -М.: Наука, 1971. С. 141-196.

31. Архангельская, Н.А. Концепция личности в повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!» / Н.А. Архангельская // Проблема стиля и жанра в советской литературе. Сб. 7. -М., 1974. С. 86-92.

32. Асаналиев, К. Возрождение эпоса / К. Асаналиев // Айтматов, Ч. Избранное / Ч. Айтматов. Фрунзе, 1983. - С. 3-16.

33. Асаналиев, К. Движение во времени / К. Асаналиев. Фрунзе, 1978. - 276 с.

34. Асаналиев, К.А. Открытие человека современности. Заметки о творчестве Ч. Айтматова / К.А. Асаналиев. — Фрунзе, 1968. 149 с.

35. Абу-Бакар, Ахм. Повести / Ахм. Абу-Бакар. М.: Мол. гвардия, 1971. - 480 с.

36. Ашинов, X. Водяной орех: повести и рассказы / X. Ашинов. М.: Сов. писатель, 1970. -440 с.

37. Ашинов, X. Всадник переходит бурную реку: роман / X. Ашинов. М.: Мол. гвардия, 1966. - 240 с.

38. Ашинов, X. Деревья на ветру: короткие повести и рассказы / X. Ашинов. -М.: Сов. писатель, 1966. 344 с.

39. Базаров, Г. Прикосновение к личности: штрихи к портрету Ч. Айтматова / Г. Базаров. Фрунзе, 1983. - 96 с.

40. Баков, X. Социалистический реализм и некоторые вопросы развития романа в адыгских младописьменных литературах / X. Баков // Традиции и современность. — Черкесск, 1986. — С. 45-56.

41. Бакштановский, В. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В. Бакштановский. М., 1983. - 223 с.

42. Батчаев, М.Х. Быть человеком: повести, рассказы, новеллы / М.Х. Батча-ев. -М.: Современник, 1987. 253 с.

43. Бекизова, JI. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур / JI. Бекизова. Черкесск: Карачаево-Черкес. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1974. - 288 с.

44. Бекизова, JI. По законам взаимодействия и художественной самобытности (Северокавказский роман) / Л. Бекизова // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М., 1978. С. 610-642.

45. Белая, Г. Литература в зеркале критики. Современные проблемы / Г. Белая.-М., 1986.-368 с.

46. Бикмухаметов, Р. Орбиты взаимодействия / Р. Бикмухаметов. М.: Сов. писатель, 1983. - 239 с.

47. Бирюлин, В. «За все на земле есть и должен быть спрос»: о героях романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день.» / В. Бирюлин // Волга. 1982. -№ 3. - С. 130-136.

48. Бондаренко, В. Чингиз, не помнящий родства / В. Бондаренко // Наш современник. 1995. - № 4. - С. 138-146.

49. Бочаров, А. Бесконечность поиска: художественные поиски современной советской прозы / А. Бочаров. М.: Сов. писатель , 1982. - 423с.

50. Бочаров, А. К ядру по касательной: о романе «Плаха» / А. Бочаров // Вопросы литературы. 1987. - № 1. - С. 3-49.

51. Братов, Г. Когда цветут подснежники: повести / Г. Братов. М.: Современник, 1984.-237 с

52. Валеев, Н. В мире нравственных исканий / Н. Валеев. Казань, 1985. -120 с.

53. Васильева, И.Т. Стилистическое своеобразие романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день» как произведения советской интернациональной литературы / И.Т. Васильева // Русский язык в школе. 1981. - № 5. - С. 79-84.

54. Винник, JI. «Тавро Кассандры» никого не заклеймило / Л. Винник // Свободные горы. 1995. - 26 июля. - С. 3.

55. Воробьева, Н. Принцип историзма в изображении характера / Н. Воробьева.-М., 1978.-284 с.

56. Воронов, В. Чингиз Айтматов: очерк творчества / В. Воронов. М., 1976. -231с.

57. Воронов, В. Вспомни имя свое / В. Воронов // Октябрь. 1981. - № 3. - С. 196-203.

58. Воронова, Н.В. Тотемические символы в сюжете романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день» / Н.В. Воронова // Читатель и современный литературный процесс: тез. докл. регион, науч. конф., декабрь 1989 г. Грозный, 1989.-С. 246-248.

59. Гадлов, В.В. Образы народной литературы северных тюркских племен. Ч. V/В.В.Гадлов.-СПб., 1885.- 112 с.

60. Газизова, А.А. Нравственно-философские искания современной советской прозы (Ч. Айтматов, В. Распутин): автореф. дис. . канд. филол. наук / А.А. Газизова. М., 1980. - 16 с.

61. Газизова, А.А. Роль памяти в идейно-художественной структуре повестей Ч. Айтматова / А.А. Газизова // Советская тюркология. 1989. - № 3. - С. 2433.

62. Гайтукаев, К. Писатель и его герои / К. Гайтукаев. Грозный, 1998. - 96 с.

63. Гамзатов, Г. Дагестан: историко-лит. процесс: вопросы истории, теории, методологии / Г. Гамзатов. Махачкала, 1990. - 309 с.

64. Гамзатов, Г. Перестройка и национальное сознание / Г. Гамзатов // Вопросы литературы. — 1989. — № 1. — С. 95-122.

65. Гамзатов, Г. Преодоление. Становление. Обновление: на путях формирования дагестанской советской литературы / Г. Гамзатов. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986.-461 с.

66. Гамзатов, Р. Мой Дагестан: повесть / Р. Гамзатов. М.: Мол. гвардия, 1968.-256 с.

67. Гачев, Г. «Задумавшийся скиф и космический монах» / Г. Гачев // Свободная мысль. 1995. - № 8. - С. 95-99.

68. Гачев, Г. Любовь, человек, эпоха: рассуждения о повести «Джамиля» Чингиза Айтматова / Г. Гачев. М., 1965. - 96 с.

69. Гачев, Г. О том, как жить и как умирать / Г.Гачев // Айтматов, Ч. Когда падают горы: (Вечная невеста) / Ч. Айтматов СПб., 2008. - С. 5-16.

70. Гачев, Г. Предисловие / Г. Гачев // Айтматов, Ч. Пегий пес, бегущий краем моря: повести / Ч. Айтматов. СПб., 2005. - С. 5-22.

71. Гачев, Г. Совесть! Стань смелостью! / Г. Гачев // Юность. 1987. - № 3. -С. 82-87.

72. Гачев, Г. Чингиз Айтматов и мировая литература / Г. Гачев. Фрунзе, 1982. -284 с.

73. Гельфанд, Р.Я. Новаторство романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день.» / Р.Я. Гельфанд // Проблемы типологии литературного процесса: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1983. - С. 159-163.

74. Гизатов, К. Национальное и интернациональное в советском искусстве / К. Гизатов. Казань, 1982. - 216 с.

75. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. Л.: Худож. лит., 1977.-443 с.

76. Глинкин, П.Е. Чингиз Айтматов / П.Е. Глинкин. Л.: Просвещение, 1968. -109 с.

77. Головко, В. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра / В. Головко. — М.; Ставрополь: Московск. гос. открытый пед. ун-т: Ставропольск. гос. пед. ун-т, 1995. 439 с.

78. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. М., 1987. - 217 с.

79. Гусейнов, Ч. Этот живой феномен / Ч. Гусейнов. М., 1988. - 380 с.

80. Давыдова, Т. Современная киргизская повесть / Т. Давыдова. Фрунзе, 1989.- 117 с.

81. Дагестанская литература: закономерности развития (1965-1985). Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. - 456 с.

82. Далгат, У.Б. К проблеме историзма героико-исторических песен народов Северного Кавказа и Дагестана / У.Б. Далгат // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988. — С. 5-17.

83. Далгат, У. Литература и фольклор: теоретические аспекты / У. Далгат. — М.: Наука, 1981.-303 с.

84. Далгат, У.Б. О фольклорно-этнографическом контексте литературного произведения / У.Б. Далган // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР.-М., 1975.-С. 229-241.

85. Джолдошевак, Ч. Двуязычие и авторский перевод в творчестве Ч. Айтматова / Ч. Джолдошевак // Известия АН Киргизской ССР. Общественные науки. 1990. -№ 3. - С. 49-55.

86. Джусойты, Н. Уходя от фольклора. / Н. Джусойты // Вопросы литературы.-1977.-№ 1.-С. 106-125.

87. Дмитриева, Н.М. Актуальные проблемы многонациональной современной прозы: на примере творчества Ч.Т. Айтматова: учеб. пособие / Н.М. Дмитриева. Калинин, 1981. - 84 с.

88. Дорошевич, А. Миф в литературе XX века / А. Дорошевич // Вопросы литературы. 1970. - № 2. - С. 122-141.

89. Евсеев, Б. Мертвая сова на Мавзолее: замысел и вымысел в новом романе Ч. Айтматова «Тавро Кассандры» / Б. Евсеев // Литературная газета. 1995. -11 янв.-С. 5.

90. Евтых, А. Превосходная должность: повести / А. Евтых. М.: Сов. писатель, 1950. - 360 с.

91. Евтых, А. Разрыв сердца: повести / А. Евтых. М.: Изд. дом М.Х. Мар-жохова, 2000. - 262 с.

92. Евтых, А. Улица во всю ее длину: роман / А. Евтых. М.: Сов. писатель, 1965.-438 с.

93. Ершов, JI. Виктор Астафьев и лирико-философская проза / JI. Ершов // Русская литература. 1984. - № 1. - С. 75-90.

94. Жангуразова Н.А. Проблемы пространственно-временного моделирования в национальной прозе / Н.А. Жангуразова // Вестник СамГУ. 2007. -№ 5/2 (55). - С. 238-240.

95. Зелинский, К. Октябрь и национальные литературы / К. Зелинский. М., 1967.-256 с.

96. Зимин, А.Л. Авторская мысль и структура романа Ч. Айтматова «Плаха» / А.Л. Зимин // Читатель и современный литературный процесс: тез. докл. регион. науч. конф., декабрь 1989 г. Грозный, 1989. - С. 252-254.

97. Ибрагимов, О. Разрозненное человечество едино в культуре: о юбилее Чингиза Айтматова в Индии / О. Ибрагимова // Слово Кыргызстана. 1999. -5 янв. — С. 2.

98. Ибрагимова, А. Краски всех искусств: фольклор народов СССР в творчестве Ч. Айтматова / А Ибрагимова // Простор. 1989. - № 4. - С. 149152.

99. Исенов, А. Психологизм современной прозы: на материале творчества Ч. Айтматова / А. Исенова. Алма-Ата, 1985. - 120 с.

100. Исенов, А.Х. Художественное своеобразие повестей Чингиза Айтматова: автореф. дис. . канд. филол. наук / А.Х. Исенова. Алма-Ата, 1982. - 24 с.

101. Искусство театра: произведения Ч. Айтматова на сценах театров республик Средней Азии и Казахстана. — Фрунзе, 1985. — 129 с.

102. История адыгейской литературы: в 3 т. Майкоп: Адыг. республ. кн. изд-во, 2002.

103. История советской многонациональной литературы: в 6 т. / гл. ред. Г.И. Ломидзе. -М.: Наука, 1972-1974.

104. Казаков, Ю. Не довольно ли? / Ю. Казаков // Литературная газета. 1967. -27 дек. - С. 6.

105. Камянов, В. Не добротой единой / В. Камянов // Литературная газета. -1967.-22 нояб.-С. 5.

106. Капиев, Э. Записные книжки / Э. Капиев. М.: Сов. писатель, 1956. -417 с.

107. Капиева, Н. Скрещение дорог: очерки о дагестанских писателях / Н. Ка-пиева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. — 266 с.

108. Ю.Караева, А. Историко-революционная тема в литературах Карачаево-Черкесии / А. Караева // Труды КЧНИИ. 1970. - Вып. 6. - С. 166-177.

109. Карим, М. О писателе Ч. Айтматове / М. Карим // Литературная газета. -1978,- 13 дек.-С. 3.

110. Капаев, И. Гармонистка: повести, рассказ / И. Капаев. М.: Современник, 1985.-319 с.

111. З.Караева, А. Карачаевская литература / А. Караева // История советской национальной литературы: в 6 т. Т. 5. М.: Наука, 1974. - С. 432438.

112. Караева, А. Очерк истории карачаевской литературы / А Караева. М.: Наука, 1966.-320 с.

113. Каспер, К. Проблемы исторического развития в прозе Чингиза Айтматова / К. Каспер // Чингиз Айтматов в Германии: исследования, статьи, рецензии о творчестве. Бишкек, 1991. - С. 10-18.

114. Кашежева, Л. Кабардинская советская проза / Л. Кашежева. Нальчик: Кабардино-Балкар. кн. изд-во, 1962. - 241 с.

115. Кашежева, Л. Послевоенная кабардинская проза / Л. Кашежева // Очерки истории кабардинской литературы / под ред. А.Н. Алиевой. Нальчик: Эльбрус, 1968.-С. 152-168.

116. Кешоков, А. Вид с белой горы / А. Кешоков. 2-е изд., доп. - М.: Современник, 1977. -431 с.

117. Коваленко, Ю. Чингиз Айтматов запускает на орбиту монаха Филофея / Ю. Коваленко // Известия. 1994. - 30 нояб. - С. 7.

118. Ковский, В. Литературный процесс 60-70-х гг. / В. Ковский. М.: Наука,1983.-336 с.

119. Ковский, В. Пафос гуманизма: современная советская литература и духовный мир личности / В. Ковский. М.: Знание, 1985. - 127 с.

120. Кожинов, В. Статьи о современной литературе / В. Кожинов. М.: Сов. Россия, 1990.-544 с.

121. Колобаева, Л. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. / Л. Колобаева. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.

122. Коркин, В. Человеку о человеке. Заметки о творчестве Ч. Айтматова / В. Коркин. Фрунзе, 1974. - 97 с.

123. Красикова, Е.В. Апокалипсис милосердия: о символе в романе Ч. Айтматова «Плаха» / Е.В. Красикова // Русская речь. 1992. - №1. — С. 25-30.

124. Кривощапова, Т.Ф. Мир и реальность в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок» / Т.Ф. Крищапова // Национальное и интернациональное в фольклоре и литературе: сходное, общее, смешанное, своеобразие. Нальчик, 1983.-С. 123-140.

125. Кошубаев, П. Птицы покидают гнезда: повесть и рассказы / П. Кошуба-ев. Краснодар: Кн. изд-во, 1982. - 205 с.

126. Кошубаев, П. Семь дождливых дней: повесть / П. Кошубаев. М.: Сов. писатель, 1974. - 96 с.

127. Куек, Н. Вино мертвых: роман в новеллах / Н. Куек. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. - 296 с.

128. Куек, Н. Черная гора / Н. Куек. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1997. -182 с.

129. Кузнецов, Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе / Ф. Кузнецов. -М.: Сов. Россия, 1975. 588 с.

130. Кузьмин, А. Повесть как жанр литературы / А. Кузьмин. М.: Знание,1984.- 111 с.

131. Кулиева, Г. Концепция личности эпохи развитого социализма / Г. Кулиева // Вопросы литературы. 1981. - № 10. - С. 239-245.

132. Курманходжаева, Р.И. Проблема нравственного воспитания и формирования личности в творчестве Чингиза Айтматова: автореф. дис. . канд. пед. наук / Р.И. Курманходжаева. Ташкент, 1989. - 16 с.

133. Кушхаунов, А. Всадник на белом коне: повести / А. Кушханов. М.: Современник, 1982. - 318 с.

134. Кыштобаев, Д. Чингиз Айтматов: своевременность вечного / Д. Кышто-баев // Слово Кыргызстана. 1995. - 26-27 авг. - С. 3, 4.

135. Лачинян, А. Чингиз Айтматов. «Белый пароход» / А. Лачинян // Чингиз Айтматов в Германии: исследования, статьи, рецензии о творчестве. Бишкек, 1991.-С. 73-79.

136. Лебедева, Л. Главное в человеческой жизни / Л. Лебедева // Дружба народов. 1971. -№ 1. - С. 269-272.

137. Лебедева, Л. Неразделимые контрасты / Л. Лебедева // Новый мир. 1966. -№9.-С. 206-215.

138. Лебедева, Л. Повести Чингиза Айтматова / Л. Лебедева. М.: Худ. литература, 1972. — 77 с.

139. Левинтон, Г. Легенды и мифы / Г. Левинтон // Мифы народов мира. Т. 2. -М., 2000.-С. 42-53.

140. Левченко, В. Чингиз Айтматов. Проблемы поэтики, жанра, стиля / В. Левченко. М., 1983.-231 с.

141. Литература Дагестана и жизнь: сборник / сост. К. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. - 102 с.

142. Магомедов, М. Родник отца: повести / М. Магомедов. М.: Современник, 1987.-384 с.

143. Магомед-Расул, М. За день до любви: повести / М. Магомед-Расул. М.: Мол. гвардия, 1982. - 270 с.

144. Магомед-Расул, М. Папаха и посох Сулеймана / М. Магомед-Расул. М., 1987.-283 с.

145. Мамий, Р. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины двадцатого века / Р. Мамий. Майкоп: Качество, 2001. - 340 с.173

146. Мекш, Э.Б. Библейский символ распятия в романе Ч. Айтматова «Плаха» /

147. Б. Мекш // Читатель и современный литературный процесс: тез. докл. регион, науч. конф., декабрь 1989 г. Грозный, 1989. - С. 264-267.

148. Мелетинский, Е. Поэтика мифа / Е. Мелетинский. М.: Наука, 1976. - 110 с.

149. Мирза-Ахмедова, П.М. Национальная эпическая традиция в творчестве

150. Айтматова / П.М. Мирза-Ахмедова. Ташкент, 1980. - 180 с.

151. Мирза-Ахмедова, П.М. Национальная эпическая традиция в творчестве Чингиза Айтматова: автореф. дис. . канд. филол. наук / П.М. Мирза-Ахмедова. М., 1981.-21 с.

152. Мироненко, Е.А. Фольклорно-мифологический контекст художественной прозы Чингиза Айтматова: автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.А. Ми-роненко. Алматы, 2002. - 22 с.

153. Мискина, М.С. Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова: дис. канд. филол. наук / М.С. Мискина. Томск, 2004. - 203 с.

154. Молдобаев, И.Б. Эпос «Манас» как историко-этнографический источник / И.Б. Молдобаев // Советская тюркология. 1989. - №3. - С. 17-23.

155. Мунаев, И. О чеченском песенном фольклоре / И. Мунаев, М. Ахмадов // Чеченская народная поэзия в записях XIX XX вв.: илли, узамы. - М., 2005.-С. 7-33.

156. Мунаев, И.Б. Песенно-эпические и лирические мотивы в романе С. Ар-санова «Когда познается дружба» / И.Б. Мунаев // Чеченский и ингушский роман: проблемы жанра. Грозный, 1986. - С. 33-48.

157. Мусаева, А.Т. Мифо-фольклорные традиции в творчестве Ч. Айтматова / А.Т. Мусаева // Читатель и современный литературный процесс: тез. докл. регион. науч. конф., декабрь 1989 г. Грозный, 1989. - С. 267-268.

158. Мусин Ф. Связь времен / Ф. Мусин. Казань, 1979. - 274 с.

159. Мусукаева, А. Жанровое (реалистическое) обогащение кабардинской повести / А. Мусукаева // Вестник КЕНИИ. Нальчик, 1972. - Вып. 7. - С. 212-226.

160. Надеюсь жизнь рассудит: диалог Ч. Айтматова с Е. Ютковской // Литературное обозрение. 1987. - № 11. - С. 39-44.

161. Опиц, Р. Послесловие к книге Чингиза Айтматова «Дорога соломщика» / Р. Опиц // Чингиз Айтматов в Германии: исследования, статьи, рецензии о творчестве. Бишкек, 1991. - С. 39-46.

162. Охтов, А. Камень Асият: повесть / А. Охтов. М.: Сов. Россия, 1968. - 40 с. 168.Очерки истории балкарской литературы / С.У. Алиева, A.M. Теппев, З.Х. Толгуров и др.. - Нальчик: Эльбрус, 1981. - 395 с.

163. Панеш, С. Букет колючек: повести и рассказы / С. Панеш. М.: Современник, 1981.- 189 с.

164. Панеш, С. Сыновний долг: повести / С. Панеш. М.: Сов. писатель, 1991. — 208 с.

165. Панеш, У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур / У. Панеш. Майкоп: Кн. изд-во, 1990.-285 с.

166. Панченко, И. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее: заметки о ми-фо-фольклорной традиции в современной советской литературе / И. Панчен-ко // Вопросы литературы. - 1983. - № 6. - С. 78-92.

167. Папанинова, Н.М. Художественное воплощение философской проблематики в прозе Ч. Айтматова: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.М. Папани-нова.-М., 1988.- 16 с.

168. Паранук, К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе / К.Н. Паранук. Майкоп, 2006. - 312 с.

169. Пу Сяо Лун. Авторская концепция национального характера в прозе Чингиза Айтматова: дис. канд. филол. наук / Пу Сяо Лун. М., 1993. - 180 с.

170. Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах: сб. ст. / под ред. З.М. Налоева и др.. Нальчик: КБ НИИ, 1980. - 123 с.

171. Разгуляев, Ю. Чингиз Айтматов: «Верю в человека» / Ю. Разгуляев, В. Хатунцев // Советская Киргизия. 1987. - 10 февр. - С. 3.

172. Разумная, И.С. Идейно-художественное решение проблемы совести в творчестве Ч. Айтматова: автореф. дис. . канд. филол. наук / И.С. Разумная. -Фрунзе, 1981.-22 с.

173. Распутин, В. Не мог не проститься с Матерой / В. Распутин // Литературная газета. 1977. - 16 марта. - С. 3.

174. Распутин, В. Прощание с Матерой: повести / В. Распутин. М.: Сов. писатель, 1990.-284 с.

175. Расулова, Г. Мастерство Чингиза Айтматова в создании характера: автореф. дис. канд. филол. наук / Г. Расулова. Алма-Ата, 1976. - 18 с.

176. Рахманалиев, Р. Жизнь, равная Вселенной. Философия творчества Чингиза Айтматова / Р. Рахманалиев // Слово Кыргызстана. 1998. - 14 июля. -С. 4-5.

177. Риц, И. Задачи и значение романа «Прощай, Гюльсары!» / И. Риц // Чингиз Айтматов в Германии: исследования, статьи, рецензии о творчестве. -Бишкек, 1991.-С. 110-114.

178. Рыскулова, Ж.М. Восприятие творчества Ч. Айтматова в англоязычных странах / Ж.М. Рыскулова. Фрунзе, 1987. - 96 с.

179. Садыков, А. Роль Чингиза Айтматова в сближении народов и литератур / А. Садыков // Проблемы современной тюркологии. Алма-Ата, 1980. -С. 224-232.

180. Садыков, К.Д. Фольклорные элементы в сюжетно-композиционной структуре романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день» / К.Д. Садыков // Киргизская литература в контексте русской художественной литературы: сб. науч. тр. Фрунзе, 1989. - С. 29-37.

181. Садыков, Х.Н. Реализм Айтматова: к проблеме мифологизма / Х.Н. Садыков // Известия АН Казахской ССР. Сер. филологическая. Алма-Ата, 1989. -№2.-С. 33-40.

182. Селиверстов, М. Откровения о любви. Заметки о творчестве Ч. Айтматова / М. Селиверстов. Фрунзе, 1966. - 147 с.

183. Семенова, С. Конец света заключен в нас самих / С. Семенова // Свободная мысль. 1995. - № 8. - С. 86-93.

184. Современная русская советская литература. Ч. 1. Литературный процесс 5080-х гг. / под ред. А.Г. Бочарова и Г.А. Белой. М.: Просвещение, 1987. - 256 с.

185. Соколова, В.К. Русские исторические предания / В.К. Соколова. М., 1970.-452 с.

186. Сокуров, М. Чувство времени: заметки о литературе Кабардино-Балкарии / М. Сокуров // Дон. 1963. - № 9. - С. 167-170.

187. Сочинения Г.Г. Валиханова // Записки Русского географического общества по отделению этнографии. Т. XXIX. СПб., 1904. - С. 12-96.

188. Строилов, Л. Зарубежные друзья и недруги Буранного Едигея / Л. Строилов // Литературный Казахстан. 1986. - № 4. - С. 102-109.

189. Строилов, Л. Творчество Чингиза Айтматова в западноевропейской критике / Л. Строилов. Фрунзе, 1988. - 126 с.

190. Султанов, К. Преемственность и обновление / К. Султанов. М.: Знание, 1985.-64 с.

191. Султанов, К. Сложность и многообразие связей / К. Султанов // Вопросы литературы, 1978. -№ 11.-С. 106-118.

192. Схаляхо, А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы / А. Схаляхо. Майкоп: Кн. изд-во, 1988. - 284 с.

193. Танкиев, А.Х. К проблеме эстетического сознания в фольклоре и современной ингушской литературе / А.Х. Танкиев // Советская литература и Кавказ. Грозный, 1991. - С. 88-94.

194. Таранова, Э. Чингиз Айтматов: «Верю, что мы научимся говорить на одном языке жизни / Э. Таранова // Слово Кыргызстана. 1994. - 24 дек. - С.З.

195. Теппеев, А. Яблоки до весны: рассказы, повесть / А. Теппеев М.: Современник, 1983. - 269 с.

196. Тимофеев, JI. Основы теории литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / J1. Тимофеев. 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1971. - 464 с.

197. Тлепцерше, X. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство / X. Тлепцерше. Краснодар: Кн. изд-во, 1991. - 175 с.

198. Толгуров, 3. Белая шаль: повести / 3. Толгуров. М.: Современник, 1982. -335 с.

199. Толмачев, Б.Я. Функциональные аспекты символики в современной советской историко-художественной прозе (на примере повестей Ч. Айтматова) / Б.Я. Толмачев // Известия АН Кирзизской ССР. Общественные науки. Фрунзе, 1988.-№ 1.-С. 54-58.

200. Толпаева, Г.П. Читательские оценки произведений о Великой Отечественной войне (из опыта спецкурса) / Г.П. Толпаева // Читатель и современный литературный процесс: тез. докл. регион, науч. конф., декабрь 1989 г. -Грозный, 1989.-С. 33-34.

201. Туркаев, Х.В. Вежараллин болар: литературно-критически статьяш / Х.В. Туркаев. Грозный, 1977. - 182 с.

202. Туркаев, Х.В. Путь к зрелости. Заметки о современной чечено-ингушской литературе / Х.В. Туркаев, А.У. Мальсагов. Грозный, 1968. — 88с.

203. Туркаев, Х.В. На переломе: монография, литературоведческие, литературно-критические и публицистические статьи / Х.В. Туркаев. — Грозный, 1991.-368 с.

204. Туркаев, Х.В. Открывая новые горизонты / Х.В. Туркаев // Писатель и правда жизни: сб. литературно-критических ст. Грозный, 1974. - С. 22-40.

205. Туркаев, Х.В. Путь к художественной правде: становление реализма в чеченской и ингушской литературах / Х.В. Туркаев. — Грозный, 1987. 240 с.

206. Тхагазитов, Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы: литературовед, ст. / Ю. Тхагазитов; науч. ред. Н.С. Надъярных. Нальчик: Эльбрус, 1994.-243 с.

207. Ужахова, Р.К. Поиски нравственных ценностей героев в современном чеченском и ингушском романе / Р.К. Ужахова // Чеченский и ингушский роман: проблемы жанра. Грозный, 1986. - С. 5-32.

208. Урусбиева, Ф.А. Балкарская литература / Ф.А. Урусбиева, А.З. Холаев // История советской многонациональной литературы: в 6 т. Т. 5. М.: Наука, 1974.-С. 419-429.

209. Утехин, Н. Жанры эпической прозы / Н. Утехин. Л.: Наука, 1982. -185 с.

210. Фидарова, Р.Я. Современный осетинский роман-миф. Генезис. Структура. Жанровые особенности: автореф. дис. . д-ра филол. наук / Р.Я. Фидаро-ва. Махачкала, 1997. - 47с.

211. Флиге, X. Вклад Ч. Айтматова в социалистическую литературу / X. Фли-ге // Чингиз Айтматов в Германии: исследования, статьи, рецензии о творчестве. Бишкек, 1991.-С. 95-110.

212. Хакуашева, М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей / М.А. Хакуашева. Нальчик, 2007. - 378с.

213. Хапсироков, Х.Х. Жизнь и литература / Х.Х. Хапсироков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-303 с.

214. Хапсироков, X. Карачаево-Черкесия и ее литература / X. Хапсироков // Дон. 1972. - № 10. - С. 153-159.

215. Хапсироков, X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур / X. Хапсироков. — Ставрополь, 1964. 142 с.

216. Хуако, Ф.Н. Двадцатый век: эпоха и ее художественное отражение в северокавказской лирической повести / Ф.Н. Хуако. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2005. - 270 с.

217. Хуако, Ф.Н. Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе / Ф.Н. Хуако. Майкоп: Изд-во МГТИ, 2003. - 276 с.

218. Хусиханов, A.M. Молодые прозаики Чечено-Ингушетии (М. Бексулта-нов, М. Ахмадов) / A.M. Хусиханов // Советская литература и Кавказ. Грозный, 1991.-С. 107-111.

219. Хусиханов, A.M. Художественные функции мифа в повести М.М. Ахмадова «После землетрясения» / A.M. Хусиханов // Читатель и современный литературный процесс: тез. докл. регион, науч. конф., декабрь 1989 г. Грозный, 1989.-С. 281-283.

220. Цена жизнь // Айтматов, Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью / Ч. Айтматов. -М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1988. - С. 296-310. 231.Чамоков, Т. В созвездии сияющего братства / Т. Чамоков. - М.: Современник, 1976. - 255 с.

221. Чингиз Айтматов: своевременность вечного // Слово Кыргызстана. -1995. 25-27 авг. - С. 3-4.

222. Чуяко, Ю. Сказание о Железном Волке: роман / Ю. Чуяко. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1993. - 383 с.

223. Чуяко, Ю. Чужая боль: повесть, рассказы / Ю. Чуяко. М.: Современник, 1985.-320 с.

224. Шагалова, Е.И. К вопросу о воссоздании национального своеобразия повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!» в переводах Л. Горунга и Д. Френча / Е.И. Шагалова // Известия АН Киргизской ССР. Общественные науки. -Фрунзе, 1983.-№ 2.-С. 53-59.

225. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К.Г. Шаззо. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 240 с.

226. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1983. — 383 с.

227. Шовхалова, М.Х. Народная афористика в романе Ш.Х. Окуева «Лай т1ехь ц1ен зезагаш» (Красные цветы на снегу) / М.Х. Шовхалова // Чеченский и ингушский роман: проблемы жанра. Грозный, 1986. - С. 66-77.

228. Шредер, Р. «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход» в свете историко-литературной и эстетической концепции Айтматова / Р. Шредер // Чингиз Айтматов в Германии: исследования, статьи, рецензии о творчестве. Бишкек, 1991.-С. 53-73.

229. Эйхенбаум, Б. О прозе. О поэзии: сб. ст. / Б. Эйхенбаум Л.: Худож. лит., 1986.-453 с.

230. Эльяшевич, А. Горизонтали и вертикали: современная проза от семидесятых к восьмидесятым / А. Эльяшевич. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 367 с. 245.Эльяшевич, А. Герои истинные и мнимые / А. Эльяшевич. - М.; Л.: Сов. писатель, 1963. — 402 с.

231. Юлдашева, В.В. Концепция нравственного выбора в художественном мировидении Чингиза Атйматова и ее влияние на северокавказскую прозу 60-80-х гг.: автореф. дис. . канд. филол. наук. Майкоп: Изд-во МГТИ, 2002. - 23 с.

232. Юлдашева, В. Эффект духовно-эстетического родства в современной прозе / В. Юлдашева. Майкоп: Изд-во МГТИ, 2000. - 56 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.